теория кратко, концепция, практика, основные положения
Альфред Адлер – основатель индивидуальной психологии. Родился он в 1870 году в Вене, в многодетной еврейской семье.
Все детство Адлера преследовали события, сопряженные с несчастьями. Его брат умер в малолетстве, сам Альфред два раза чудом избежал гибели в темных переулках, а в пять лет заболел тяжелой формой пневмонии, от которой его чудом удалось вылечить.
В школьные годы Альфред не блистал успехами: способности к математике, казалось, у него напрочь отсутствовали. Это привело к тому, что его хотели забрать из школы и стали готовить в подмастерья к башмачнику. Ситуацию исправил отец мальчика – правильной мотивацией он пробудил у ребенка интерес к учебе. К окончанию школы Адлер стал лучшим учеником, успевающим по математике и другим предметам.
После школы Альфред поступил в Венский университет, где изучал медицину. Там же он окунулся в политическую жизнь, охватившую столицу. На одном из собраний партии социалистов он познакомился с уроженкой России, Раисой Эпштейн, на которой женился в 1897 году.
В 1895 году Адлер получил медицинскую степень, которую применил в офтальмологии. Но через некоторое время он перестал довольствоваться столь узкой специализацией и получил степень по общей медицине, примененную им в психиатрии.
Увлекшись взглядами Зигмунда Фрейда, Адлер стал активным участником кружка психоаналитиков. Но вскоре его взгляды на психологию и личность стали разниться со взглядами Фрейда, что послужило отделением Адлера от психоаналитического общества.
К 1935 году Адлер принял решение отдалиться и от Европы, по причине активно зарождающегося там фашизма, и переехал с семьей в Америку. В Нью-Йорке он был приглашен в колледж на место преподавателя психологии, где ему, также предоставилась возможность ведения собственной практики.
Индивидуальная психология Адлера. Основные положения
Индивидуальная психология Альфреда Адлера представляет направление психологии, в центре которой располагаются несколько важных понятий: мотивация, как движущая сила индивида и комплекс неполноценности личности, как ее источник. Главное качество личности – социальность, данная от рождения. Она характерна для каждого человека, но есть исключения в лице асоциальных элементов общества и невротиков.
Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.
Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.
Индивидуальная психология Адлера состоит из нескольких положений:
- Фиктивный финализм. В его основе лежат фикции, которые руководят нашим поведением, ориентируют его. Мы, попадая в определенные обстоятельства, знаем алгоритм, когда необходимо остановиться в выбранном действии, перейти к следующему или выдержать паузу. Фикции могут оказаться ожидаемым результатом, достижимым или нет, в зависимости от обстоятельств. Во втором случае, они становятся причиной неудовлетворенности. По утверждению Адлера, можно избежать влияния фикций, но это доступно только тем, у кого развита взаимосвязь с социумом. Она в значительной степени формируется в первые дни жизни, в общении с матерью. Если такого окружения нет, ситуация приводит к неврозам, попыткам замещения близких взаимосвязей связями с чужими людьми и возможным конфликтам. Происходит как бы навязывание интересов. В целом, ситуация общности имеет два варианта отклонений. В первом случае, когда общности нет, например, при холодном отношении матери к ребенку, нет и опыта сближения с людьми, что становится причиной проблем в установлении контактов с внешним миром. Во втором случае, когда, например, формируется крепкий тандем «мать – избалованный ребенок», наблюдается зацикленность на важной для индивида личности. В данном случае матери, что в будущем приводит к недооценке других людей, следовательно, и к высокомерию.
- Творческое «Я». Индивидуальная психология усматривает в человеке наличие особых свойств, способных преобразовывать реальность, наполнять смыслом любое действие человека, определяет его развитие и жизненный путь.
- Стремление к превосходству и чувство неполноценности и компенсации индивидуальная психология А. Адлера рассматривает, как бессознательные явления, данные человеку при рождении. Ощущая свою неполноценность, человек оказывается в ситуации, вынуждающей его к исправлению своих не самых лучших сторон. Испытывая чувство превосходства над другими, ему доступен дух соревнований, порождающий желание к победам, успехам и лидерству. Этот механизм, также, прогрессивно влияет на общество: стремления людей делают общество более развитым. По мнению Адлера, этот процесс можно регулировать и компенсировать за счет чувства общности с другими людьми и преодоления своих слабых сторон. В противоположность этому — чрезмерная болезненность и физическая слабость или, при отсутствии общности, компенсация через агрессию.
- Стиль жизни. Это способность индивида к адаптации. Она проходит через процесс компенсации слабых качеств индивида, например, слабая физическая форма компенсируется спортом. Поддавшись тенденциям науки все систематизировать и классифицировать, Адлер, хоть и неохотно, но создал типологию личностей по стилям жизни. Управляющий тип нацелен на доминирование. Для берущего типа характерно стремление к потребительству без нанесения урона окружающим. Избегающий тип стремится отклониться от неудач, не проявляет инициативу для личного успеха. Социально-полезный тип зрелый, как личность, активный, нацеленный на взаимодействия с людьми. Большую роль в определении стилей жизни играет порядок рождения ребенка. У первенцев наблюдаются повышенная потребность к моральным основам, обусловленная потерей лидирующих позиций при появлении в семье младших детей. Единственному ребенку достается центральное положение в семье, где главным конкурентом за внимание матери является отец. Такие дети, выходя во взрослую жизнь, удерживают обособленные позиции, тяжело налаживают контакты. Дети второго порядка находятся в атмосфере постоянной конкуренции и ориентируются на получение результатов. И только у самых младших могут встретиться любые сочетания.
- Общественный интерес. Это положение выражено, в первую очередь, в принадлежности человека к обществу, из которого он черпает социальные и культурные ценности, правила и убеждения. Так формируется интеллект социального содержания, мотивирующий индивида к свершениям.
Индивидуальная психология Адлера кратко представляет собой направление в центре которого находится личность человека со всеми его пороками, достоинствами и особенностями, взаимодействующая с обществом и определяющая личное развитие через проработку индивидуальных свойств.
В рамках данного направления автором были разработаны основы теоретических положений и практические рекомендации. Поэтому индивидуальная психология – это полноценная терапевтическая практика с методами работы с личностью.
Техники индивидуальной психологии Адлера:
- Моделирование. Техника полезна, когда клиент враждебно воспринимает мир. В процессе работы терапевт адаптирует клиента к общению в атмосфере уважения и эмпатии. Таким образом, у клиента формируется ответное дружественное восприятие людей, что смягчает проблемы в общении.
- Поймать себя за руку. Техника нацелена на избавление клиента от нежелательных проявлений, например грубости в общении. Клиент должен контролировать себя всякий раз, когда ведет себя недолжным образом. Со временем контроль становится автоматизированной привычкой, контролирующей действия человека.
- Поступать «как если бы». Техника подходит в тем, кто не обладает решимостью к определенным действиям. Есть люди, для которых трудно обратиться к малознакомому человеку, познакомиться с кем-то. В процессе проработки проблемы клиент представляет ситуации, в которых он может это сделать. Это формирует в нем стойкую уверенность в собственных силах и возможность переноса воображаемых образов в реальность, тем самым, преодоления барьеров.
- Поощрение. В этой технике ведется работа с эмоциональными проявлениями человека. На первом этапе поощряется личность, как таковая, со всеми ее слабостями и недостатками. На втором этапом происходит поощрение осознания человеком необходимости изменений. Заключительным шагом становится поощрение самого процесса изменений.
Работы Адлера сосредоточены на личности человека, ее сознании и целостности. Поэтому индивидуальная психология — теория личности, давшая миру понимание, что человек самобытен, исключителен и ценен, как уникальное произведение.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера (кратко)
Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.
Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.
Последние годы жизни Альфред Адлер провел в США, где индивидуальная психология снискала значительную популярность в довоенное время и первое послевоенное десятилетие. Сейчас внимание к этой концепции на Западе снова начинает возрастать. Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.
Основные положения концепции
Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.
Позже в своих работах Адлер будет подчеркивать значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отведет ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.
Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда
Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.
В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.
В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Чувство общности.
- Чувство собственной значимости.
- Чувство неполноценности.
Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.
Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность. Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других. Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.
Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?
Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.
- Отношение к противоположному полу.
- Отношение к труду.
- Отношение к окружающим.
Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.
Рекомендуем: Что такое гиперкомпенсация?
Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.
Типология личности по Адлеру
Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.
1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.
2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.
3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.
Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга
4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться. Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества. Такой тип становится воплощением психологической зрелости. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Психологическая помощь близким
Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Адлерианская психология (индивидуальная психология) – теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к достижению целей в пределах своей области феноменологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.
Основные положения учения Альфреда Адлера (Кондрашенко и др., 2001; Фрейджер, Фейдимен, 2001) включают следующие понятия.
Неполноценность и компенсация. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще всего характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.
Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели.
Агрессия и борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. При этом он не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как инициативу и способность к преодолению препятствий. Стремление к превосходству Адлер понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире – как побуждение улучшить себя, развить свои способности, свои потенциальные возможности. Если цель превосходства включает в себя общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивидууму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.
Жизненные цели. Жизненные цели определяют направление и конечную цель нашей деятельности, позволяют стороннему наблюдателю объяснить конкретные аспекты нашего мышления и поведения с точки зрения этих целей. Адлер указывал, что черты характера не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации.
Адлер обращал внимание скорее на притяжение будущего, чем на давление прошедшего. Для Адлера гораздо важнее то, куда мы надеемся прийти, чем то, где мы были.
Адлер выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.
Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна обществу. Дружба – выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними. Любовь – это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны.
Стиль жизни. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Адлер подчеркивал необходимость анализировать личность как единое целое. Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Таким образом, стиль жизни – это, во-первых, принятая человеком концепция жизни и, во-вторых, принятый им паттерн поведения.
К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, Адлер относил органическую неполноценность, избалованность и отверженность.
Схема апперцепции. Собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и личностных особенностей субъекта.
Схема апперцепции, по Адлеру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.
Мосак (Mosak, 1973) разделил убеждения образа жизни на четыре группы:
1) Я-концепция – те убеждения, которые есть у меня, относительно того, кто я такой;
2) Я-идеал – убеждения о том, каким мне следует быть или каким я обязан быть, чтобы занять свое место;
3) образ мира – убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа и тому подобное) и о том, что мир требует от меня;
4) этические убеждения – личный этический кодекс.
Творческая сила личности. Адлер утверждал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди – не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы, жизненного стиля и схемы апперцепции.
Социальный интерес. В определенном смысле все поведение человека, по мнению Адлера, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство общности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции».
Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности и один из важных аспектов социального интереса. С эволюционной точки зрения, способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных (maladaptive) жизненных стилей.
Адлерианская терапия включает три фазы:
• исследование жизненного стиля личности;
• «инсайт» в постижении этого жизненного стиля;
• реориентация, преобразование, изменение принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения.
Специфическая цель адлерианской терапии – помочь человеку избавиться от ощущения собственной малоценности, незначительности и почувствовать себя причастным к миру людей. В процессе терапии человек с помощью терапевта находит «ошибку» в формуле своего жизненного стиля, а затем развивает альтернативные цели и способы их достижения. При этом реориентация трактуется не как изменение курса, а скорее как раскрытие целого «веера» возможностей (Сидоренко, 2000). Реориентация – это не исправление ошибок, а поиск новых ориентиров.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Индивидуальная психология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2015; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2015; проверки требуют 4 правки.Индивидуальная психология (от лат. individuum — неделимый) — направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.
Это направление Адлер создал на основе психоанализа З. Фрейда, отрицая некоторые идеи «родительской» школы.
В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы. Люди как личности не являются беспомощными существами, жертвами или пассивными носителями своего прошлого опыта. Они активны и сами могут творить своё настоящее, а также относительно произвольно выбирать своё будущее. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов. В отличие от фрейдовского либидо, основной движущей силой социальной активности человека, в индивидуальной психологии, являются его стремление к власти и комплекс неполноценности, глубоко укоренившийся в подсознании человека. Главными человеческими пороками, проистекающими из этого комплекса, выступают тщеславие и честолюбие, а добродетелями,- мужество и стремление к сотрудничеству. Индивидуальная психология была популярна в странах Западной Европы и США в 20—40-х годах XX века и оказала значительное влияние на зарождение неофрейдизма.
А. Адлер родился в предместье Вены в еврейской семье. В детстве он испытывал чувство соперничества по отношению к своему брату, часто и тяжело болел, а в возрасте пяти лет чуть не умер от пневмонии. Это повлияло на его выбор профессии врача. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач — офтальмолог. Однако, вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.
В 1902 году, увлечённый книгой Фрейда о толковании сновидений, он стал стремиться к научному сотрудничеству с ним. Вскоре Адлер примкнул к кружку Фрейда, который был создан для развития и распространения психоаналитических идей. Собрания проводились каждую среду у Фрейда дома, вплоть до 1908 года. Данный кружок быстро набирал популярность и расширялся, и к 1908 году было создано общество под названием «Венское психоаналитическое объединение». В 1910 году по предложению Фрейда Адлер его возглавил. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. В 1911 году на очередном собрании Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера, и тот отказался от поста президента общества и вскоре покинул его. В октябре того же года Адлер со своими сторонниками организовал свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», в дальнейшем получивший название «Ассоциация индивидуальной психологии».
В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии; и основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной.
После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами педагогики и попытался внедрить свои идеи из области психологии в практическую сферу. В 1919 году Адлер основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, реализующую его идеи. Через несколько лет в Вене было около 30 таких центров. Вскоре подобные клиники стали появляться в Голландии, Германии и США.
С конца 20-х годов он часто бывал в США, где выступал с научными докладами и лекциями, развивая свои идеи в области индивидуальной психологии. В 1935 году он переехал в США, где продолжал работать в качестве психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом.[1]
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА. Психотерапия: учебник для вузов
Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге (предместье Вены) в семье небогатого еврейского торговца зерном. Однако в отличие от З. Фрейда, выросшего в районе, напоминавшем гетто, и на всю жизнь сохранившего ощущение преследуемого меньшинства, Адлер легко принял свое этническое происхождение, никогда не обращался к теме антисемитизма, а в зрелые годы даже принял протестантскую веру.
Он стал третьим ребенком в семье, имевшей шесть детей. По свидетельствам биографов, до двух лет эмоционально Адлер был более привязан к матери, нопосле рождения младшего брата стал более близок к отцу, чьим любимцем оставался в течение всего детства. Он рос достаточно болезненным ребенком, и мир его детства был полон ощущений бессилия и боли, картин смерти и похорон. Так, он очень рано переболел рахитом, последствия которого ощущал еще долгое время; он поздно начал ходить,плохо владел своим телом. Когда ему было три года,в постельке, стоявшей рядом с его постелью, умер младший брат. Как пишет сам Адлер, у него было «беспризорное детствона улицах Вены» (Сидоренко, с. 10). Из–за невозможности играть со сверстниками в активные игры большую часть времени он проводил за книгами. В гимназии он страдал от одиночества, неудовлетворенности и непринятия своего тела, постоянной болезненности.
Из школьной биографии Адлера хорошо известен случай,когда учитель математики, в связи с тем что Адлера пришлось оставить на второй год, посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, таккак «он,видимо, не способен ни на что другое» (Хьелл, Зиглер, с. 163). Но отец отказался, и через некоторое время Адлер стал лучшим учеником в классе по математике.
Позже он писал: «Если бы отец последовал этому совету и позволил мне стать сапожником, я, вероятно, хорошо преуспел бы в этом ремесле, но тогда я всю свою жизнь находился бы в убеждении, что существует такая вещь, как неспособность к математике» (Orgler, p. 3).
В 1895г. Адлер окончил Венский университет и начал практиковать как врач–офтальмологи общий терапевт всамых бедных районах города.Вэто же время он примкнул к социал–демократическому движению. Увлечение социалистическими идеями привело Адлера к изучению взаимосвязи условий труда и профзаболеваний. В 1898–1903гг. он опубликовал нескольких статей по проблемам социальной гигиены.
В1901г. Адлер выступил в печати с рядом статей, где защищал от нападок работы Фрейда, после чего по приглашению последнего вступил вкружок,собиравшийся по средам на квартире Фрейда и позже получивший название Венского психоаналитического общества. Хотя во многих работах по истории психотерапии Адлера упоминают как ученика и чуть ли не студента Фрейда, на момент их встречи он уже состоялся как врач.
В 1907 г. Адлер опубликовал свою первую крупную психологическую статью «Исследование недостаточности органов и ее психической компенсации». Идеи, выдвинутые в ней, заслужили достаточно высокую оценку Фрейда. Однако последующая его работа, посвященная инстинкту агрессии (1908), натолкнулось на неодобрение Фрейда[71]. Расхождение во взглядах усилилось и, усугубленное личным конфликтом[72], завершилось тем, что в 1911 г. 10 из 23 членов Психоаналитического общества (большинство из которых были социал–демократами) покинули его и создали Общество свободного психоанализа, которое в 1912 г. было переименовано в Общество Индивидуальной психологии.
В 1914 г., во время Первой мировой войны Адлер добровольно поступил на службу в армию в качестве военного врача и занимался лечением нервно–психических расстройств в Кракове, Брно и Вене. После окончания войны он сосредоточил все свои силы и знания на проблеме воспитания детей и воспитания воспитателей. По удачному стечению обстоятельств именно в это время правительство первой Австрийской республики предприняло реформу образования, основные идеи которой во многом совпадали с идеями Адлера. Принимая в этой реформе самое активное участие, в 1919–1924 гг. он проводил еженедельные семинары по психологии детей и подростков, а затем по психологии великих людей и по проблемам социальной психологии в академии «Народный дом». В 1923–1928 гг. Адлер прочел курс лекций «Проблемы детей в школе» в Педагогическом институте Вены на факультете коррекционного обучения. Кроме того, начиная с 1920 г. Адлер уделял много времени практической работе в воспитательных консультативных центрах. Первый центр был организован при «Народном доме» и предназначался для подготовки учителей, а к 1929 г. в Вене насчитывалось уже 28 таких центров[73]. В 1931 г. была создана экспериментальная школа Индивидуальной психологии. Но в связи с экспансией немецкого национал–социализма в 1935 г. Адлер переехал в США, где с 1926 г. почти каждую зиму читал курс лекций в Колумбийском университете. Стремясь донести гуманистические идеи индивидуальной психологии до как можно большего количества людей, Адлер, несмотря на серьезную опасность, продолжал выезжать в Европу для чтения лекций и демонстрации методов своей работы. 28 мая 1937 г. в шотландском городе Абердине он умер от внезапного сердечного приступа по пути на собственную лекцию[74].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
2.6. Индивидуальная психология Альфреда Адлера /1870-1937/
Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником 3. Фрейда и также разошелся со своим учителем, построив свою собственную психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоаналитическое! общество в 1911 году, отказавшись от поста его президента, и основал’ собственную организацию — Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Очень много’ работал в области образования, в особенности в области обучения самих учителей.
Основные идеи
Основные принципы Адлера — холизм (принцип целостности), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели.) Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение,;
чем прошлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой.
Адлеру принадлежит термин «комплекс неполноценности», он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей часто болеющих, имеющих те или иные физические недостатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего недостатка.
Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако, агрессию он понимал не как стремление к уничтожению противника, но скорее как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как мотив — стремления к превосходству и самосовершенствованию, то есть побуждения;
улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.
Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает в себя общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то она развивается в конструктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни.
Однако некоторые люди борются за личное превосходство любой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходства такого рода — это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.
Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознательным и бессознательными жизненными целями, последние играют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.
Каждый индивидуум выбирает свой жизненный стиль, то есть уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущееся независимыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей индивидуума, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолировано, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.
Можно указать на три основных стиля жизни индивидуума:
1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.
2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты или способности,
3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальными способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу.
В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и ведет жизнь в фантазиях, которые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обязанностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, следовать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Вся его жизнь упирается в малый круг семьи, где он по сути дела является тираном на основании своей болезни. Задача терапии — вернуть человека в человечество.
Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности и формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о присущих каждому человеку «кооперативных» чувствах нежности, доверия, любви, о чувстве общности, родства со всем человечеством.
Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация — основные черты здорового индивидуума.
Ценной составляющей теории А. Адлера является концепция о роли порядка рождения ребенка в семье. Например, первенец, до появления второго ребенка, в семье получает безграничную любовь и заботу от родителей. Рождение же второго ребенка означает для него как бы «лишение трона» и он склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Но прошлого не вернуть и поэтому он обычно идет по пути социальных достижений, стремится к власти и лидерству. Первенцы обычно достигают более существенных социальных успехов, чем вторые дети и обладают более высоким интеллектом, что подтверждается статистическими данными.
Единственный ребенок никогда не борется за свое центральное положение в семье с братьями и сестрами, поэтому у него могут быть проблемы в общении со сверстниками, он ожидает от окружающих защиты и заботы. Часто у него возникает сильное соперничество с отцом.
Второму ребенку приходится «побивать рекорды» старшего, он как будто мчится на всех парах. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Он может ставить себе непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач. Часто он ищет другие пути, чем старший ребенок, поскольку на пути избранном первым ребенком он не в силах с ним соревноваться
Последний ребенок никогда не испытывает «лишения трона» и часто является «малышом» и «баловнем» семьи. Но у него практически нет ничего своего, он вынужден пользоваться вещами других членов семьи, У него возникает высокая мотивация превзойти старших детей. Он часто становится самым быстрым пловцом, самым лучшим музыкантом. Адлер говорил о «борющемся младшем ребенке» как о возможном будущем революционере.
Терапия
Адлер выделяет три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни клиента, помощь ему в понимании самого себя, усиление его социального интереса.
Чтобы определить жизненный стиль клиента, надо понять его главные жизненные цели и тот способ, которым он стремится к их достижению. Поскольку главные жизненные цели задаются еще в детстве, то Адлер часто просил клиента рассказать свои самые ранние воспоминания и наиболее выдающиеся события его детства. Поскольку жизненный стиль невротика развивается из негативных условий детства, терапевт должен установить не имели ли места органическая неполноценность, избалованность или отверженность в детстве.
Лишь после этого терапевт может приступать к своей главной задаче — помочь клиенту понять свой жизненный стиль, свой фундаментальный подход к жизни. Когда самопонимание достигнуто, человек может исправить свой неадекватный и неадаптивный стиль жизни.
Психотерапия по Адлеру — это кооперативное усилие терапевта и клиента, отношения, в которых поддержка терапевта помогает клиенту развить способность к кооперации и общественное чувство. Адлер указывал, что в процессе терапии психотерапевт должен создавать атмосферу заботы, поддержки и чувство кооперации, которые клиент недополучил от своих родителей. Прежде всего в самом клиенте должны развиваться кооперативные чувства, с помощью которых можно преодолеть свою истинную или мнимую неполноценность. Основные формы реализации таких чувств это работа, в той степени, в какой она нужна людям, дружба и любовь.
Возможности использования идей А.Адпера в психосоциальной работе с дезадаптированными детьми и подростками.
Значение концепции А. Адлера для психосоциальной работы с дезадаптированными детьми трудно переоценить. Все эти дети без исключения страдают от сильного комплекса неполноценности и не в состоянии найти нормальный, адаптивный путь ее компенсации.
1. Необходимо помнить, что комплекс неполноценности с особой силой развивается у детей имеющих органические недостатки (дети с ожирением, низкорослые, некрасивые и т.д.), часто и подолгу болеющих, испытавших длительную изоляцию от родителей, ощущающих недостаток родительской любви, подвергавшихся избиениям, унижениям и насилию, страдающих от бедности, а также у детей избалованных, привыкших к льготам и отсутствию обязанностей.
2. Дезадаптированные дети обычно имеют все те черты характера, которые указывались выше для личности ушедшей в болезнь. То есть они изолированы от социальной среды и как бы выпали из человечества. Их дезадаптация носит форму протеста против нормальных форм социальной активности, они не в состоянии вернуть себе утраченное самоуважение и чувствуют безнадежность в достижении необходимого уровня престижа. Их кооперативные чувства подавлены и порой трансформированы в прямо противоположные негативные чувства. Агрессия и стремление к власти заменяет любовь и доверие. По большей части они живут в фантазиях, а от реальности оторваны и могут ненавидеть ее.
3. Также как и во всех других случаях, при работе с детьми необходимо проанализировать какие жизненные цели и ввиду каких обстоятельств детства были ими созданы. Если это явно негативные цели, загоняющие ребенка в психологический тупик, ему надо помочь переосмыслить эти цели и принять другие — более реалистичные и позитивные.
4. Основное направление работы — помочь детям реализовывать на практике свои кооперативные чувства и достигать престижа и самоуважения на путях нормальной социальной активности. Следует помнить, что ребенок в процессе этой работы будет сопротивляться позитивным изменениям, поскольку приняв эти изменения он как бы терпит поражение. Поэтому психосоциальный работник должен показать ребенку, что данная работа не находится в плоскости борьбы с ним, а направлена на удовлетворение интересов самого ребенка и дает ему пример искренних кооперативных чувств и отношений.
Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер 💡 Психология
Психоаналитическое направление — это направление в зарубежной психологии и психотерапии XX века, основателем которого является австрийский психиатр З. Фрейд.
Психоаналитическое направление включает концепции, родоначальником которых является психоанализ.
В центре психоаналитического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики (мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами).
Таким образом, к данному направлению можно отнести психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера.
Содержание:
Давайте кратко рассмотрим теории З. Фрейда, К. Юнга и А. Адлера.
Психоанализ З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа. По его стопам пошли многие признанные психологи и мыслители, которые не только продолжали развивать его теорию, но и создали свои собственные психологические направления на основе психоанализа.
Фрейд посвятил свои работы изучению бессознательного в человеке. Он ввел в психологию ряд важных тем, таких как бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и многие другие.
З. Фрейд читал, что сексуальное влечение определяет психическое развитие личности. Он выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет и далее до старости). На каждой из этих стадий существуют своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности. Фрейд считал, что каждый человек в своем развитии проходит через эти стадии, т.е. они являются универсальными.
З. Фрейд утверждал, что психика состоит из 3 компонентов. Эту мысль он обозначил как трёхкомпонентную структурную модель психики. Психика, по Фрейду, состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Ид (Оно) — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Эго (Я) — рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Супер-Эго (Сверх-Я) — усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
З. Фрейд выделял инстинкты жизни и смерти, которые сосредоточены в Ид.
Инстинкты жизни (Эрос) — инстинкт, который включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохранение особи и выживание вида.
Либидо – определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.
Инстинкты смерти (Танатос) — разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотивации.
Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.
Подробнее о психоанализе можно прочитать тут.
Аналитическая психология К. Юнга
Карл Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, последователь З.Фрейда, создавший свое психологическое направление, получившее название «Аналитическая психология».
К. Юнг считал, что структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций.
Личное бессознательное — область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.
Исследовав мифологию и фольклор разных стран и народов, Юнг пришел к выводу, что существуют определенные образы в представлениях людей, которые схожи у всех. Он назвал их архетипами. Карл Юнг считал, что именно коллективное бессознательное в виде архетипов, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие человека.
В качестве примера можно привести такие архетипы как Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» также были внесены Юнгом.
Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Интроверты — это такие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Подробнее об аналитической психологии Карла Юнга можно прочитать тут.
Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, последователь З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии.
По мнению Адлера, поведение человека определяется не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.
А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект.
Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.
Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.
Также он ввел термин «стиль жизни», который означает сложившуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».
По мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Второе проявляется через чувство общности.
Чувство общности (общественный интерес) — чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Социальным механизмом, который помогает преодолеть недостатки и стать более умным и знающим, является компенсация (повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый).
Адлер изучал вопрос о том, как порядок рождения влияет на черты и характер ребенка.
Подробнее о порядке рождения и индивидуальной психологии Адлера можно прочитать тут.