Интроверсия социальная — определение, характеристика
Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.
Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.
Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике. Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт. Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.
Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».
Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.
Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное. Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку. Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.
Интроверсия экстраверсия
Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.
Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».
В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.
Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.
Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность. У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют. Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.
Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.
У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.
Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.
Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.
Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.
Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире. Эти люди являются расточителями энергии. Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.
Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.
Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.
В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.
Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции. То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.
Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе. Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я». Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.
Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.
Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.
Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности. Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.
Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.
В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей. Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик. К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.
Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.
Социальная интроверсия
Социально-психологическая неспособность личности развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.
Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.
Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.
Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами. И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку. Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.
Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь. Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.
Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость. Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы. Со временем такой человек вполне может стать отшельником.
У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Интроверсия — это… Что такое Интроверсия?
Интроверсия—экстраверсия — распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии — экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.
Понятия
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Психологии известно два противоположных типа личности: экстраверты и интроверты.
Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Карл Густав Юнг ставит направление движения либидо. Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что в сущности схожие концепции этих авторов различаются по причине экстраверсированности их авторов. Если первый, по Юнгу, обладает интроверсией, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия—интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.
Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришёлся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк в конце концов определил три.
В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акофф и Эмери), и др.
Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» (John et al., 2008) или HEXACO (Ashton et al., 2004).
Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.
Амбиверты (диаверты)
Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе. |
Так как частотное распределение в нормальной популяции центрировано на среднем участке шкалы интроверсии — экстраверсии, то большинство людей можно отнести к амбивертам.[1] Амбиверт — это личность со средними показателями по этой шкале.[1]
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Олма-пресс, 2004.
Литература
- Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. — 464 с. — ISBN — 5896920148.
- Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. — Спб.: Азбука, 2001.
- Ashton, M.C., Lee, K., Perugini, M., Szarota, P., de Vries, R.E., Di Blas, L., et al.(2004). A six-factor structure of personality-descriptive adjectives: Solutions from psycholexical studies in seven languages. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 356—366.
- Eysenck, H. J. Dimensions of Personality. London. 1947.
- John, O.P., Naumann, L.P., & Soto, C.J. (2008). Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research (pp. 114-158). New York: Guilford Press.
Ссылки
ИНТРОВЕРСИЯ — это… Что такое ИНТРОВЕРСИЯ?
Интроверсия — экстраверсия распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.… … Википедия
интроверсия — 1. Обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие экстраверсия. 2. Согласно З. Фрейду… … Большая психологическая энциклопедия
интроверсия — и, ж. (нем. Introversion … Словарь иностранных слов русского языка
интроверсия — сущ., кол во синонимов: 3 • замкнутость (21) • интровертированность (3) • … Словарь синонимов
ИНТРОВЕРСИЯ — (от лат. introver sus обращенный во внутрь) англ. introversion; нем. Introversion. По К. Г. Юнгу свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на… … Энциклопедия социологии
ИНТРОВЕРСИЯ — (от англ. introversion). Свойство личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабильность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир. К комплексу черт… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
интроверсия — интровертированный интроверт Обращенность внимания внутрь себя, необщительность, замкнутость. См также эксграверсия. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология Синонимы интровертированныйинтроверт … Справочник технического переводчика
ИНТРОВЕРСИЯ — – ориентация, установка человека, в соответствии с которой жизненные интересы направлены на его внутренний мир. В психоанализе под интроверсией понимается направленность либидо (сексуальной энергии) человека не на внешние объекты, а на его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИНТРОВЕРСИЯ — (Introversion) способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру (ср. экстраверсия).«Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к… … Словарь по аналитической психологии
Интроверсия — (от лат. intro движение внутрь и verto обращать, поворачивать) свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на свободный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, который по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т … Педагогический терминологический словарь
ИНТРОВЕРСИЯ — это… Что такое ИНТРОВЕРСИЯ?
(Introversion) — способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру (ср. экстраверсия).«Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад на субъекта. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и действует таким способом, который явственно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер, точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна, когда субъект желает известного замыкания от объекта, она пассивна, когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него. Если интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе» (ПТ, пар. 730).«Он постоянно должен доказывать, что все, что он делает, основывается на его собственных решениях и убеждениях и никогда не зависит от влияния других, желания кому-то понравиться или снискать расположение какого-то лица или мнения» (ПТ, пар. 893).Интровертное сознание может прекрасно осознавать внешние обстоятельства, но оно не мотивируется ими, не принимает их в расчет. «Отъявленный» интроверт реагирует прежде всего на внутренние впечатления.«Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не «с ней» и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую кажущимся сдержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати, он невольно наносит людям обиду. Свои лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется благодаря не страху, но тому факту, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во «всех смертных грехах», все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться за ней. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он свсрхкритичен и в любом супе обнаружит волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен, потому что мир и человеческие существа не добры ни на йоту и стремятся сокрушить его, так что он никогда не чувствует себя принятым и обласканным ими. Но он и сам также не приемлет этого мира, во всяком случае не до конца, не вполне, поскольку вначале все должно быть им осмыслено и обсуждено согласно собственным критическим стандартам. В конечном итоге принимаются только те вещи, из которых, по различным субъективным причинам, он может извлечь собственную выгоду» (ПТ, пар. 976).
Словарь по аналитической психологии. — М.: Б&К. В.В. Зеленский. 2002.
ИНТРОВЕРСИЯ — это… Что такое ИНТРОВЕРСИЯ?
– ориентация, установка человека, в соответствии с которой жизненные интересы направлены на его внутренний мир. В психоанализе под интроверсией понимается направленность либидо (сексуальной энергии) человека не на внешние объекты, а на его собственный внутренний мир. Понятие интроверсии было введено в научный оборот швейцарским психологом К.Г. Юнгом (1875–1961). В работе «О конфликтах детской души» (1910) он писал о грезах четырехлетней девочки, выражающих то, что «часть любви, которая прежде принадлежала реальным объектам и должна была им принадлежать, интровертируется, то есть направляется внутрь, в субъект, и там порождает преувеличенную деятельность фантазии». Рассматривая вопрос о том, что представляет собой интроверсия и откуда она происходит, К.Г. Юнг исходил из того, что этот процесс является типичным: «Когда жизнь сталкивается с препятствиями и человеку не удается приспособиться, а поэтому переход либидо в реальность застопоривается – происходит интроверсия, то есть вместо действия в реальности возникает усиленная деятельность фантазии».
На примере рассмотрения поведения четырехлетней девочки К.Г.
Юнг показал, как на детский вопрос «Откуда берется ребенок?», стереотипный ответ родителей «Аист приносит» может породить недоверчивое отношение вопрошающего ребенка к родам матери, вызвать адресованные матери упреки и привести к той «невротической интроверсии», которая в раннем возрасте не нужна и не благоприятствует развитию маленького ребенка. Неудовлетворительное объяснение со стороны родителей и фантастические конструкции ребенка, относящиеся к факту рождения и сексуальной жизни, в более позднем возрасте могут стать, как считал К.Г. Юнг, важным детерминирующим симптомом при неврозе или бредовых идеях при психозе.
В 1913 году, на Международном психоаналитическом конгрессе в Мюнхене К.Г. Юнг выступил с докладом «К вопросу об изучении психологических типов», в котором провел различие между истерией и шизофренией. По его мнению, характерным признаком истерии является центробежное движение либидо, в то время как при шизофрении это движение центростремительное. В процессе развития болезни у человека возникает компенсация, в результате которой происходит обратное явление. В случае истерии либидо тормозится и обращается вовнутрь, больной отстраняется от участия в общественной жизни и погружается в свои мечты. При шизофрении наблюдается обратный процесс: в инкубационный период, то есть во время развития болезни, человек отворачивается от внешнего мира, чтобы сосредоточиться на себе и своим экстравагантным поведением привлечь к себе внимание других людей. Эти два противоположные устремления К.Г. Юнг предложил обозначить терминами экстраверсия и интроверсия. По его словам, «интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет». В этом же докладе он высказал идею, в соответствии с которой и в нормальном состоянии могут быть психологические типы, отличающиеся преобладанием того или другого психического механизма – интроверсии или экстраверсии. Эта идея получила подробное обоснование в его работе «Психологические типы» (1921), после чего понятие интроверсии получило широкое распространение в психологии, а рассмотрение интровертированного и экстравертированного типов личности легло в основу различных типологий, которые используются и в настоящее время.
З. Фрейд настороженно отнесся к введенному К.Г. Юнгом понятию «интроверсия». В работе «О нарциссизме» (1914) он отметил, что у К.Г. Юнга нет строгого различения выражения «интроверсия либидо», которая, на его взгляд, может быть отнесена только к таким случаям заболевания (истерия, невроз), при которых эротическое отношение больных к людям и предметам не утрачивается вообще, а сохраняется в области фантазии. В случае других заболеваний, названных З. Фрейдом «парафренией», характерными чертами которых являются бред величия и потеря интереса к внешнему миру, следует говорить, на его взгляд, не столько об интроверсии, сколько о вторичном нарциссизме. Критикуя взгляды К.Г. Юнга, связанные с излишне широким толкованием понятий «либидо» и «интроверсия», основатель психоанализа исходил из того, что при шизофрении больной может потерять сексуальный интерес к человеку, но сублимировать его, проявляя новый интерес к божественному, природе или животному миру, причем «его либидо не подвергается интроверсии на область фантазии и не возвращается к «Я».
На протяжении своей последующей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд скептически относился к юнговской типологии личности. В одном из писем Ромену Роллану (от 19 января 1930 года) он признавал, что различие между «интровертированным» и «экстравертированным» идет от К.Г. Юнга. Вместе с тем он подчеркнул, что не придает особого значения подобному различию, поскольку «люди могут одновременно являться и тем, и другим и, как правило, так оно и есть».
* * *
– свойство или стремление индивида направлять свою личность не вовне, а внутрь себя, не слишком раскрываться перед другими.
Ср.:
Страдай один!.. В себе носи
Свои правдивые мученья
И, точно нищий, не проси
У встречных взора сожаленья.
Следы унынья глубже спрячь,
И в день тоски, закрывши двери,
В тиши ночной один оплачь
Свои утраты и потери.
(П. Якубович, Страдай один!..)
Ср.:
Нашел – молчи, и потерял – молчи (пословица).
Ср. закрытая личность, экстраверсия.
* * *
(лат. intro — внутрь, vertere — обращать, поворачивать) – термин К.Юнга, обозначает созерцательное, пассивное отношение к происходящему вне себя, сочетающееся с преобладающим интересом к тому, что происходит в себе самом. Это может означать, что имеет место а) притупление восприятия внешних впечатлений либо б) обострение восприятия и усиление значимости субъективных впечатлений (фантазий, сновидений, грёз). Некоторые авторы крайней, клинически значимой степенью интроверсии считают аутизм (см.). Термин интроверсия чаще употребляются с коннотацией расстройства, нежели термин «экстраверсия»
* * *
направленности личности на себя, на собственные ощущения, переживания, чувства и мысли.
* * *
(от лат. intro — внутрь, versio — поворачивать) — направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей; типическое (в противоположность экстраверсии) свойство темперамента или характера. Для интровертированной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интровертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в себе в определении пропорции черты И. и экстраверсии.
* * *
(от лат. intro – внутрь, versio – поворачивать, обращать) – индивидуально-психологическая характеристика человека, отражающая преимущественную направленность личности на явления ее собственного субъективного мира. Понятие «И.» было введено К. Юнгом для обозначения одного из двух противоположных типов личности: экстраверта и интроверта. Для интроверта характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым он придает высшую ценность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, повышенная внутренняя конфликтность, затруднение социальной адаптации. Разработка проблемы И. осуществлялась в факторных теориях личности (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др.), в которых она рассматривалась не в плане типа личности, а как полюс непрерывной шкалы, выражающей количественное соотношение свойств И. – экстраверсии у конкретного субъекта.
* * *
обращенность внимания, сознания и интересов человека на самого себя; психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. Интроверсия является одной из базовых черт личности и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Интроверт | Психология человека
Интровертность – это здоровая способность личности настраиваться на восприятие внутреннего мира. Это конструктивное, творческое качество, которое обнаруживается у многих независимых мыслителей, чей вклад в человеческое развитие обогатил мир.
Марти Ольсен Лэйни
Интроверт – это тип личности, сосредоточенный в большей степени на своем внутреннем мире и в меньшей степени на внешнем. Несмотря на свою необщительность, интроверты могут быть очень приятными и интересными собеседниками, если с ними правильно общаться на интересующие их темы. Эти вдумчивые люди могут многое рассказать, да и слушать других они тоже умеют. Также интроверты часто оказываются достаточно преданными и надежными друзьями, на которых можно положиться. Но чтобы стать другом интроверта, нужно заслужить его доверие, причем не словами, а делами. Вообще, это очень интересные и в некоторых случаях даже загадочные люди, в которых скрыт большой потенциал. Без всякого преувеличения можно сказать, что во многих интровертах живет гений, но он, как правило, спит. А чтобы его разбудить и позволить ему проявить себя в полной мере – нужно помочь интроверту раскрыть все свои внутренние возможности. Такие люди могут многое дать миру, если мир пойдет им навстречу. Что же, давайте посмотрим, что еще такого интересного мы можем узнать об интровертах.
Для начала, давайте задумаемся, а что, собственно, мы с вами уже знаем об интровертах? В основном, мы знаем о них то, что пишут об этих людях в книгах и статьях по психологии, авторы которых часто достаточно сжато и шаблонно описывают данный тип личности. Во многих книгах и статьях, которые мне довелось читать, за редким исключением, интроверты описываются довольно-таки поверхностно, поэтому имеющихся в них сведений об этих людях недостаточно для того, чтобы понимать, кем на самом деле являются люди подобного типа, в чем их особенности и преимущества перед теми же экстравертами. Поэтому, я считаю, следует повнимательнее присмотреться к интровертам, чтобы лучше их понять и увидеть в этих людях то, чего часто не видят в них окружающие, в том числе и сами интроверты. Вообще, многие ли люди пытались понять интровертов, многие ли пытались понять душу этих людей, разглядеть их возможности и изучить их внутренний мир? Нет, не многие. Ведь это очень непросто – понять человека, который закрыт от тебя, который живет своим внутренним миром и не собирается пускать в него всех подряд. И еще сложнее помочь такому человеку себя раскрыть, ведь для этого необходимо быть искренне заинтересованным в успехе этого человека и стараться всячески помочь ему его достичь. Но если мы будем это делать, если мы будем помогать интровертам реализовывать свой внутренний потенциал, мы получим больше созидающих гениев, которые сделают наш мир лучше. Давайте теперь посмотрим, что там у нас психология говорит об интровертах.
Психология, как известно, рассматривает два типа личности, принципиально отличающихся друг от друга – это экстраверты и интроверты. Сии понятия были введенные такими известными психологами как Карл Густав Юнг и Ганс Юрген Айзенк. Экстраверт – это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, в общем, все его поведение ориентировано на проявление во вне. Интроверт – это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, а точнее, на свой внутренний мир. Интроверт живет больше внутренним миром, не обращая внимания на мир внешний. Он погружен в себя, не разговорчив, но вдумчив, часто очень внимателен, может хорошо вникать во многие вещи, которые экстраверт воспринимает поверхностно. Я считаю, что из интровертов получаются очень хорошие аналитики, если конечно, развивать в них аналитические способности, потому что спокойствие и рассудительность таких людей, наилучшим образом способствуют изучению ими разного рода событий и явлений, требующих всестороннего рассмотрения. Я сам больше интроверт, чем экстраверт, поэтому понимаю, насколько это важно – уметь основательно погружаться в то, что ты изучаешь. Для этого необходимо обладать не только нужными знаниями и умениями, но и соответствующим характером. Ну что же, давайте для начала рассмотрим с вами типичное поведение и образ жизни интроверта, и воспользуемся с вами логическим мышлением, а также знаниями психологии человека, чтобы лучше понять этих людей.
Интроверт больше предпочитает одиночество. Чем меньше вокруг людей, тем комфортнее он себя чувствует. Таким людям приятнее общаться с теми же книгами, нежели с другими людьми. Но не всегда. Иногда им очень нужен собеседник, чтобы поделиться с ним своими мыслями и внутренними переживаниями, но желательно такой, который будет их слушать, будет уделять им внимание, будет спокоен при общении с ними. Интроверт склонен к творчеству, внутренним переживаниям, а также к размышлениям и мечтаниям. У таких людей, по моим наблюдениям, очень хорошее воображение. Считается, что тут все дело в энергии, которая поступает к человеку и является для него стимулирующим средством. И если для экстраверта важно подпитываться за счет окружающих, что стимулирует его на общение с ними, то интроверт прекрасно получает всю необходимую ему психическую энергию во время сна. Поэтому для интровертов общение с людьми не является способом повышения психической энергии, им вполне хватает той энергии, которую они имеют внутри себя, внутри своего собственного мира, для того, чтобы жить отчасти отрешенной жизнью. Но опять-таки, какой человек не нуждается в поддержке и вдохновении, особенно в тех делах, для которых нужна уверенность в себе и полная самоотдача? Я поэтому и говорю, что интровертам нужно помогать себя раскрыть – их нужно поддерживать и вдохновлять, чтобы они смогли себя в полной мере проявить. Но для этого, к ним нужно войти в доверие, а это непростая задача.
Интроверт в большей степени человек пассивный и нередко неуверенный в себе, но во многих случаях это только видимая пассивность и неуверенность. Дело в том, что интроверты склонны к глубоким размышлениям, поэтому их активность в большей степени выражается в умственных изысканиях, а не в беспрерывных действиях и пафосном поведении, поэтому со стороны это может показаться пассивностью.
Что касается неуверенности в себе, то здесь многое зависит от того, как интроверт сам оценивает свой характер, свое поведение и свой образ жизни. Ведь неуверенный в себе человек потому таковым и является, что в основе его психики лежит его собственное мнение о самом себе, как о неуверенном в себе человеке, и поэтому его контакты с окружающим миром ограничены, в том числе и по этой причине, а не только потому, что по характеру он интроверт. Так что судить об интроверте, как о замкнутом в себе человеке и поэтому неуверенном в себе, все же не следует, так как в жизни такие люди могут иметь вполне приемлемый для них статус. А их закрытый образ жизни имеет свои преимущества, причем порой весьма существенные. Вообще, у интровертов много достоинств и сильных сторон, о которых многие из них, к сожалению, не знают и даже не догадываются, и поэтому не могут их в полной мере развить. Однако хороший психолог способен помочь интроверту, если тот нуждается в такой помощи, использовать весь свой потенциал по максимуму.
Стоит также отметить, что с интровертами часто очень приятно иметь дело. Не со всеми конечно, но со многими, потому что в них чувствуется ответственность и преданность, которые вызывают доверие к ним. Также с интровертами очень приятно общаться один на один. При таком общении интровертный человек способен рассказать о себе намного больше, чем при общении в компании, а также он более расположен к тому, чтобы очень внимательно и вдумчиво выслушать своего собеседника. Общение с интровертом не бывает напряженным, поскольку для него всякая возможность рассердить собеседника является катастрофой. Интроверты не любят напряженную и энергичную беседу, они больше склоны к спокойному общению, коего и стараются придерживаться. Такие люди не требуют коллективизма, они вполне самостоятельные и могут работать вне команды. Что, кстати, не всегда учитывается теми, на кого они работают.
Поскольку интроверты не желают привлекать к себе лишнее внимание, избегают публичности и, что называется, выхода на сцену, их всегда можно заприметить где-нибудь в стороне, так сказать, на задней парте, в углу. Это в свою очередь позволяет им быть скрытными и наблюдательными, производить детальный анализ любой ситуации, делать более или менее объективные выводы. Интроверты часто гораздо умнее, чем о них думают окружающие люди, но они не всегда демонстрируют свой ум. Им вполне достаточно делать только для себя нужные выводы, для решения своих текущих проблем и задач. Красоваться на публике они не любят, им это ни к чему.
Коммуникация с такими людьми нередко затруднена. Поэтому для человека, желающего завести разговор с интровертом, который не хочет идти на контакт, важно подходить к началу разговора очень осторожно, просто и непринужденно, без какой-либо негативной реакции на слова и поступки интроверта, поскольку именно ее он и боится, поэтому и не желает идти на контакт. Если вы хотите расположить к себе интроверта, независимо от того, к какому типу личности вы сами относитесь, вам нужно лишь ярко продемонстрировать свою искреннюю заинтересованность им, ну и конечно же польстить ему, после первого же произнесенного им слова, фразы. Такие люди хоть часто и не глупы, но ничто человеческое им не чуждо, поэтому любое ваше восхищение ими, пусть даже оно будет явно наигранным, обязательно вас с ними сблизит. Интроверта легко склонить на свою сторону, если войти в его внутренний мир и стать частью этого мира. Но иногда это можно сделать, просто надавив немного на него. Только не надо полагать, что сказав вам «да», интроверт позже не поменяет своего решения, хорошенько подумав над вашим предложением, над вашими словами. Поэтому если вы все же желаете получить свое от такого человека, куйте, что называется, железо, пока оно горячо. То есть, не давайте интроверту слишком много времени для раздумий, добивайтесь от него нужных вам действий сразу, если физически он готов их совершить. Впрочем, если вы человек честный и порядочный, или просто никуда не спешите, то вам необязательно торопить интроверта, что-то ему предлагая, давя на него. Скорее наоборот, вы должны предоставить ему время на обдумывание вашего предложения, чтобы войти к нему в доверие. И потом, не забывайте, что люди все разные, независимо от их характера, так что общаясь с каждым конкретным человеком, необходимо принимать во внимание многие его индивидуальные особенности, чтобы это общение оказалось полезным для вас обоих. В каждом из нас есть черты и интроверта, и экстраверта, поэтому к каждому из нас требуется индивидуальный подход.
Тем не менее, нельзя не принимать во внимание тот факт, что чем больше давать интроверту времени для размышлений, тем выше вероятность того, что он придет к правильному для себя, и, возможно, неправильному для вас выводу, согласно которому ваши интересы ему не так уж и сильно окажутся нужны, чтобы в чем-то вам помогать и в чем-то идти вам навстречу. И поэтому он найдет способ вам отказать. Так что интроверта надо, так сказать, заговорить, плавно втянув его в беседу, чтобы таким образом склонить его к нужным вам решениям, действиям. А для этого необходимо вначале вступить с ним в диалог. А чтобы вступить с ним в диалог – вы должны знать, чем вы можете его заинтересовать. Несмотря на то, что интроверты не испытывают острой потребности в общении, так, как экстраверты, они все же люди, и здесь даже не надо быть психологом, чтобы понять, что общение и внимание требуется каждому человеку. Поэтому в отношении интровертов лучше быть более смелым, напористым и вести себя уверенно, но не нагло, если при спокойном и уравновешенном общении вам не получается добиться от них нужной реакции. Не думайте, что все интроверты одинаковые, и что ко всем ним требуется одинаковый подход. Ничего подобного. Такие люди могут быть гибкими как пластилин, который при малейшем давлении принимает нужную вам форму, а могут быть прочными как сталь, которых силой и напором не только не сломаешь, но и наоборот, еще больше закалишь. Поэтому будьте внимательными, при общении с интровертами, тщательно изучайте внутренний мир этих людей, вникая в каждое произнесенное ими слово, перед тем, как выбирать подходящую модель поведения с ними.
Я, благодаря собственным наблюдениям, считаю, что активность в общении с интровертом обязательно должна быть. Даже если вы сами относитесь к этому типу людей, если сами не любите идти на контакт с другими людьми, без особой необходимости, то для того, чтобы чем-то заинтересовать интроверта, вам придется стать более активным, смелым и уверенным в себе. То есть, при необходимости, можно надеть маску активного и уверенного в себе человека, на некоторое время, чтобы с этой позиции о чем-то договориться с интровертом. Потом ваше естество все равно выйдет наружу, но хуже вам от этого не станет, ведь главное установить контакт с человеком, главное, войти к нему в доверие и заинтересовать его собой. А для этого все средства хороши, ведь только при полноценном общении друг с другом, мы можем друг от друга получить много пользы. Люди мы все разные, к каждому из нас необходимо подбирать свой ключик. В одном случае полезно будет подстроиться под человека, чтобы он согласился установить с вами контакт, в другом, необходимо быть полной противоположностью человеку, чтобы он сам проявил к вам интерес.
Не надо думать, что интроверт больше тянется к людям с аналогичным характером, ведь некоторые интроверты абсолютно безосновательно считают себя неполноценными членами общества, и поэтому недолюбливают, как себя, так и других, таких же как они интровертов. Это ошибочная позиция, но неуверенный в себе интровертный человек, недовольный своей жизнью, считает ее верной, поэтому тянется не к таким же людям, как он сам, а к экстравертам, то есть, к тем, кого считает более уверенными в себе людьми. В общем, конечно, Карл Юнг хорошо дал определение разным типам людей, но в целом все сводится к все той же уверенности в себе, которой чаще больше у экстравертов, нежели у интровертов. Так что человек с высоким положением в обществе, частенько оказывается экстравертом. Впрочем, в человеке, как правило, живут оба этих типа, поэтому говорить о ярко выраженных интровертах или экстравертах, чаще всего не приходится. К тому же, поведение человека в течение жизни может меняться, в зависимости от обстоятельств, поэтому многие качества его характера не являются постоянными. За свою практику я не раз наблюдал за изменениями в поведении человека, которые происходили из-за воздействия на него различных внешних факторов. Более того, я сам помогал этому произойти, когда это было нужно. Так что интроверты могут стать больше похожими на экстравертов, если ряд произведенных действий с их психикой изменит их отношение к себе и окружающим. А экстраверты, соответственно, могут стать похожими на интровертов, как по своей собственной воле, так и по воле внешних факторов. Сделайте самого отстраненного от общества молчуна более уверенным в себе, и вы увидите, что у него тоже есть голос, есть свое представление о том, как что-то должно быть устроено, есть свое мнение, которое он обязательно начнет высказывать.
Уверенность, друзья, творит с людьми чудеса. И к какому бы типу личности человек ни относился, именно уверенность этого человека в себе, в значительной степени определяет его поведение и активность в обществе. А значит и его успех. Так что, друзья мои, к какому бы типу людей вы не относились – в жизни вы можете добиться всего, чего только пожелаете, если будете активно заниматься саморазвитием. Понимаю, что звучит это несколько банально, но тем не менее, это весьма актуальное напутствие, особенно в наше время, когда у людей имеются поистине грандиозные возможности. Интроверсия и экстраверсия – это просто наиболее распространенный критерий категоризации личности в психологии. Не стоит уделять ему слишком много внимания. На самом деле ваша личность намного сложнее, намного интереснее и загадочнее. Вам только нужно ее в себе развивать, чтобы не быть просто интровертом или экстравертом, или кем-то еще по мнению разных психологов, а быть человеком, сочетающим в себе множество различных черт характера, да и просто интересной личностью.
Так что не так важно, кто вы — интроверт или экстраверт. Вам просто нужно понять, как вам ужиться с этим миром, как найти свое место в нем, как добиться своих целей, чтобы жизнь ваша не прошла даром. Ваш внутренний мир не должен конфликтовать с внешним, или противопоставляться ему. Он должен его формировать. В этом мире все существует в гармонии. Поэтому когда человеческая психика не подавлена, и когда человек полон уверенности в себе, то кем бы он ни был – у него все в жизни будет хорошо. Интровертам, и не только им, нужно стремиться всеми силами раскрывать свои возможности, им нужно реализовывать свой потенциал, а он у них поистине огромен. Тогда и им самим, и всему миру будет только лучше.
Статья опубликована: 12.02.2012. Последнее обновление: 08.03.2020
Интроверсия — экстраверсия — это… Что такое Интроверсия — экстраверсия?
Интроверсия — экстраверсия
Интроверсия — экстраверсия — распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.
Понятия
Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.
Впервые термин появляется в работе Карла Юнга 1921 года «Психологические типы». Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зидмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что в сущности схожие концепции этих авторов различаются по причине экстраверсированности их авторов. Если первый, по Юнгу, обладает интроверсией, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия—интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.
Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведенных разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришелся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк в конце концов определил три.
В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Акофф и Эмери), и др.
Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» (John et al., 2008) или HEXACO (Ashton et al., 2004).
Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике, в психософии, и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.
Экстраверты
Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.
Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к:
- общению с людьми,
- вниманию со стороны окружающих,
- участию в публичных выступлениях,
- участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.
Экстраверты получают стимул к существованию от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее, даже экстравертам необходимо перемежать периоды лихорадочной активности с отдыхом. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, предпочитают находиться в толпе и действовать.
Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, руководителем, артистом или конферансье.
Интроверты
Интроверты — тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя. Интровертность — совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. В типологии Леонгарда, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, в то время как интроверт — наоборот, личность волевая. Интроверты сдержанны, педантичны, пунктуальны, немногословны. Это категория людей, которые прежде чем сказать, все тщательно обдумывают, и только потом может быть решаются вербализировать информацию. Благодаря своей вдумчивости, рассудительности и спокойствию интроверты предпочитают вникать в суть вещей.
Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вызывает у них неприятные ощущения. Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновешивать свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.
Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию. Такова их естественная экологическая ниша. Нередки случаи, когда интроверты из-за социального неприятия переступают через себя и надевают «маску», становясь веселым, общительным человеком, но как только у человека появляется возможность отдохнуть от своей роли, и погрузится в свои мысли, интроверт становится таким, какой он есть — ориентированным на свой внутренний мир. Напротив, типичный интроверт спокоен, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве. Интроверт может быть превосходным учёным, психологом, исследователем или писателем.
Амбиверты (диаверты)
Так как частотное распределение в нормальной популяции центрировано на среднем участке шкалы интроверсии — экстраверсии, то большинство людей можно отнести к амбивертам. Амбиверт — это личность со средними показателями по этой шкале.[1]
Классификация
Дмитрий | Мария | Марк | Илья | Сергей | |
---|---|---|---|---|---|
Я душа компании. | Да | Да | Да | Нет | Нет |
Мне нравится быть центром всеобщего внимания. | Да | Нет | Да | Нет | Нет |
Я способен взять под контроль общественную ситуацию. | Да | Да | Да | Нет | Нет |
Я люблю активный образ жизни. | Да | Да | Нет | Да | Нет |
Я легко завожу друзей. | Да | Да | Нет | Да | Нет |
Я молчалив в чужой компании. | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
Я не люблю привлекать внимание. | Нет | Да | Да | Да | Да |
Я не люблю ходить на вечеринки по выходным. | Нет | Нет | Да | Да | Да |
Мне нравится работать самостоятельно и независимо. | Нет | Да | Нет | Да | Да |
Я наслаждаюсь одиночеством. | Нет | Нет | Нет | Да | Да |
Результат | 100% Экстраверт | 70% Экстраверт | 50% Экстраверт 50% Интроверт (Амбиверт) | 70% Интроверт | 100% Интроверт |
См. также
Концепция психологических типов Юнга
Дифференциальная психология
Примечания
- ↑ Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
Литература
- Айзенк Г.Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. — 464 с — ISBN — 5896920148.
- Юнг К.Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.
- Ashton, M.C., Lee, K., Perugini, M., Szarota, P., de Vries, R.E., Di Blas, L., et al.(2004). A six-factor structure of personality-descriptive adjectives: Solutions from psycholexical studies in seven languages. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 356-366.
- Eysenck, H. J. Dimensions of Personality. London. 1947.
- John, O.P., Naumann, L.P., & Soto, C.J. (2008). Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research (pp. 114-158). New York, NY: Guilford Press.