Историческая психология
Историческая психология представляет собой отдельное научное направление, которое изучает мотивацию, эмоции, ценности, фобии и чувства человека, привлекая различные психологические методики в исторической ретроспективе.
Определение 1Специалисты сходятся во мнении, что историческую психологию вполне можно определить, как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, как изменение личности и психики человека в специальном культурном макро времени, которое называют историей. В широком значении слова — это подход, который помещает психику и личность в определенную связь времен.
Следовательно, историческая психология одновременно принадлежит к психологической и исторической наукам. В последнем случае ее рассматривают, как раздел истории культуры и общества. То есть, как культурную и социальную историю человека, его личности, психики. В психологической науке ее понимают, как психологию развития. Она занимается фактами, причем не только культурного или исторического масштаба. Психологические явления различают по продолжительности существования.
Время кратковременных факторов исчисляется секундами, минутами, часами. Последовательность их развития получила название микрогенез. Это более длительное развитие в пределах жизнедеятельности определенного организма, начиная с появления на свет и до самой смерти. Это и есть онтогенез психики. Так в годах, столетиях, а также тысячелетиях проходит жизнь человеческих сообществ — классов, сословий, народов, цивилизаций. Все это — историогенез психики.
Самым крупный масштаб на сотни тысяч и даже миллионы лет у филогенеза. Это происхождение человеческого рода, которое берет начало еще от ископаемых приматов. В составе психологии развития изучается историогенез. Его выводы распространяются на генетические последовательности другого масштаба в определенной степени, при которой ритмы исторического времени проникают непосредственно в индивидуальное бытие человека, а также в эволюцию высших приматов.
Возникновение исторической психологии
Историческая психология, как отдельное направление, возникла в начале двадцатого века. Впрочем, сам термин был предложен гораздо позже французским психологом по имени Иньяс Мейерсон в 1948 году. Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и творения».
Также к направлению исторической психологии относят исследования психологии народов немецким психологом Вундтом в его десятитомном грандиозном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» в 1900-1920-х годах. Леви-Брюль тоже опубликовал на этот счет серию своих трудов. Они получили названия «Умственные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Первобытная душа».
В 1920-х Выготский Л.С., советский психолог, обосновал теорию культурно-исторической психологии, согласно которой развитие личности в психологическом плане невозможно без развития культуры, а также усвоения личностью определенных результатов этого самого развития. Усвоение должно проходить через трансляцию знаковых систем (мнемотехники, религиозных и бытовых символов, языка) от поколения к поколению.
В 1960-х в США начала развиваться психоистория, к которой приложили свои усилия таки выдающиеся эксперты, как Джон Плэтт, Джоэл Ковел, Ллойд де Моз. Методологической основой такого течения стал неофрейдизм — развитие учений Зигмунда Фрейда, связанных с психоанализом.
Замечание 1Все перечисленные варианты исторической психологии сошлись в одном — они рассматривали деятельность человека в истории, как отдельное проявление его психологической личности.
Исторический анализ незаменим для психологии. Он позволяет установить генезис психологических феноменов. Для психологического объяснения истории ученые преимущественно применяли бихевиористские концепции. Попросту
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 12. Москва, 2008, стр. 119
-
Авторы: В. А. Шкуратов
ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление исследований на стыке психологии с историч. науками, изучающее психологию людей разл. историч. эпох, а также изменения психики и личности человека в процессе истории. И. п. пользуется методами историч. наук, что позволило ряду авторов (В. Дильтей, Р. Коллингвуд, Э. Шпрангер и др.) считать И. п. гуманитарной альтернативой всей эксперим. психологии.
Термин «И. п.» появился в нем. лит-ре в сер. 19 в. у В. Вундта, который включил лабораторное изучение элементарных психич. процессов и интерпретацию продуктов культуры («психология народов») в состав двуединой науки о человеческом опыте. И. п. он называл венчающее психологию народов рассмотрение ступеней всемирно-историч. процесса. Напротив, В. Дильтей постулировал существование двух отд. психологич. наук: объяснительной (естественно-научной) и описательной (гуманитарной), опирающейся на методы герменевтики в истолковании воплощений душевных переживаний в произведениях духовной культуры. Дильтеевская концепция психологии как историч. науки была продолжена
После 1-й мировой войны развитие И. п. осуществлялось в русле историч. наук, психоанализа и культурно-исторической психологии. История ментальностей, возникшая в 1920–30-х гг. во Франции, создала новую область исследований прошлого (история повседневности, быта, семейных и групповых отношений, обыденного мировосприятия, отношения к смерти и др.). Понимание истории как познания человека прошлого привело основоположников истории ментальностей (М. Блок, Л. Февр) к теоретич. заимствованиям у психологии, позднее – у этнологии, семиотики, социологии и др., что обусловило движение от И. п. к проекту историч. антропологии.
Л. С. Выготский и его ученики, руководствовавшиеся принципом историзма при рассмотрении индивидуальной психики человека, привлекали историч. материал (отчасти опираясь и на этнопсихологию) для формулирования гипотез о социокультурном формировании психики, которые проверялись в эксперим. исследованиях развития детской психики.
Психоаналитич. работы по истории (в частности, возникшая в 1960-х гг. в США психоистория), рассматривающие происхождение и проявление глубинных бессознат. структур психики в истории, построены на аналогиях с психотерапевтич. практикой и истолковании символов у З. Фрейда и К. Г. Юнга.
В кон. 20 – нач. 21 вв. термин «И. п.» начинает выходить из употребления под влиянием постмодернизма (Ж. Деррида и др.), критикующего возможность объективного познания человека прошлого «как он есть», и постструктурализма М. Фуко, труды которого становятся фундаментом нового психолого-историч. синтеза, в котором сама И. п. рассматривается как часть социополитич. комплекса (Н. Роуз).
Культурно-историческая психология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Культурно-историческая психология имеет два существенно отличающихся друг от друга направления. Первое — это марксистское направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским[1] в конце 1920-х годов, и, в результате массированной и систематической фальсификации и искажения научного наследия этого научного деятеля, зачастую в существенно искаженном виде развиваемое его самопровозглашенными учениками и последователями как в России, так и во всём мире. И второе — созданное на основе исследований деятельности и возрастного развития человека, которое сформировалось на протяжении ряда десятилетий советской и пост-советской поры. Тем не менее, первый академический учебник по культурно-исторической психологии,
Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» (или «культурно-историческая школа») никогда не встречалось в текстах самого Выготского, а было введено в обращение в критических работах 1930-х годов с обвинительной и разоблачительной целью
Представители «культурно-исторической психологии» постулируют принципиально неадаптивный, целенаправленный и социальный характер и механизмы развития психологических процессов.
Декларируя изучение сознания (и его онтогенетического развития) человека основной проблемой психологического исследования, культурно-историческая психология, по оригинальному замыслу Выготского, изучает роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как знак и слово, в развитии высших психологических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. По положению дел на начало XXI века, оригинальный замысел Выготского так и не был реализован, а интегративная «вершинная психология» человека в его социо-биологическом развитии так и не была построена.
- ↑ Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London and New York: Routledge BOOK PREVIEW
- ↑ Yasnitsky, A., van der Veer, R., & Ferrari, M. (Eds.) (2014). The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge: Cambridge University Press
- ↑ Размыслов П. О «культурно-исторической теории» психологии Выготского и Лурия // Книга и пролетарская революция. 1934. № 4, с. 78-86
- ↑ Keiler, P. (2012). «Cultural-Historical Theory» and «Cultural-Historical School»: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1—33
- ↑ Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34—46
- ↑ Keiler, P. (2018). A history of the social construction of the “cultural-historical”. In Yasnitsky, A. (Ed.) Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. New York & London: Routledge
- ↑ van der Veer R., Yasnitsky A. Vygotsky in English: What Still Needs to Be Done // Integrative Psychological and Behavioral Science, 2011. (html, pdf)
Читать книгу Историческая психология
Шкуратов В.А.
Историческая психология.
М., «Смысл», 1997.
УДК159.92(091)
ББК88.2 Ш67
Рецензенты:
доктор исторических наук Г.Г.Дилигенский, доктор психологических наук С.Д.Смирнов
2-е, — 505 с.
Шкуратов В.А. Историческая психология. — переработанное издание. — М.: Смысл. 1997.
Первое не только в отечественной, но и в мировой психологии учебное пособие, посвященное развитию психологии человека в человеческой истории. В пособии дана подробная характеристика психологии разных исторических эпох, прослеживается культурная история тела, языка и письменности, историческое развитие восприятия, памяти и мышления. Подробно рассмотрены направления и школы в исторической психологии. Студентам и научным работникам как исторических, так и психологических специальностей.
15ВМ 5-98357-012-Х
© Шкуратов В.А., 1997 © Издательство «Смысл», 1997
Содержание
11
Содержание………………………………………………
К читателю……………………………………………….
Введение
Психология прошлого и (или) психология
исторического существования современного человека? …… 13
Историческая психология в широком и в специальном
(узком) понимании…………………………………………………….. 15
Дискуссия об исторической психологии……………………………. 18
Возможна ли психология человека без человека? ……………… 21
Время истории и время человека ……………………………………… 24
Темпоральные технологии культуры …………………………………. 28
Р5успо1о§1а регепш5 или специализированное изучение
человека? ……………………………………………………………………. 37
Гуманитарная наука как книжная чувственность ………………. 43
Часть первая Историческая психология как наука
Глава I
История и психология: века взаимодействия
От рассказа к исследованию
Историческая психология — результат взаимодействия истории и психологии; изменения в характере этого взаимодействия…………………………………………………………… 49
Этапы развития психолого-исторического знания …………….. 51
Литература — первая форма
психолого-исторического знания ……………………………………… 52
Рассказ — общий исток истории и психологии;
возникновение исторической прозы …………………. .^……… 53
Ради исторической достоверности приходится жертвовать далеким прошлым и психологическими деталями………… 56
Анахронизмы в историческом познании до Нового времени 57 Психологический историзм и вчувствование …………………….. 58
«Старая» история и «новая» психология: методологическая дискуссия начала века…………………………………………………. 59
Наука-образование и наука-исследование…………………………. 62
История как наука-воспитание…………………………………………. 65
А в это время психология…………………………………………………. 67
Новый альянс истории и психологии: глобальные
проекты построения наук о духе В. Вундта и В. Дильтея…..68
Энциклопедический синтез В. Вундта ………………………………. 69
5
75
В. Дильтей: психологический историзм основа наук о духе………………………….
Глара II
Историческая психология XX века
82 .84 .86 .89
Три способа конструирования исторического мира
Вертикальное и горизонтальное измерение прошлого. Интерпретационизм …………………………………………………
Историческая реконструкция……………………………………
Социогенетизм, его версии в психологии XX в…………
Направления и школы исторической психологии
.94 ..96 .97 .99
Признаки и разделение современной исторической психологии …………………………………………………………
1. Герменевтически-феноменологическая ориентация … Работа И. Хейзинги «Осень Средневековья» ……………..
Другие представители интерпретационизма……………..
М.М. Бахтин — историческая герменевтика и
феноменология голоса………………………………………………. 101
Традиционное направление в исторической психологии и современная гуманитарная культура ………………………….. 108
2. Историческое направление в исторической психологии
Историческая психология или история ментальностей?…… 111
Реконструкция чувствительности и вспомогательные
дисциплины ……………………………………………………………… 113
Реконструкция коллективных отношений и
психосоциальная история …………………………………………. 115
Реконструкция видения мира и понятие ментальности……. 118
3. Психологическое направление в исторической психологии Московская школа культурно-исторической психологии
(исторической психологии в широком понимании)……. 122
Культурная психология США (историческая психология в
широком понимании) ……………………………………………….. 123
Программа исторической психологии в «Психологических
функциях и творениях» И. Мейерсона………………………… 127
Конкретно-исторические работы школы …………………………. 131
Критическая историческая психология ФРГ……………………. 135
4. Психоаналитическое направление в исторической психологии История и психоанализ ………………………………………………….. 136
Принципы и цели психоистории…………………………………….. 140
Э. Эриксон и его работа «Молодой Лютер» ……………………… 141
Детство и культурно-исторические вариации характера …… 144
Л. Демоз: детство универсально, но отношения между
родителями и детьми изменчивы……………………………….. 145
Психоистория 1980-1990-х годов …………………………………… 149
За пределами исторической психологии:
структурализм и постмодернизм
Структуралистская антитеза исторической психологии ……. 151
Постмодернистское влияние на современную
историческую психологию…………………………………………. 152
Резюме главы: науковедческая перспектива для исторической психологии Определение науки ………………………………………………………… 154
Наука и парадигма …………………………………………………………. 155
Дж. Брунер о непарадигмальной науке и месте
нарратива в психологическом знании …………………………. 160
От парадигмы к наррадигме……………………………………………. 166
Наррадигма ……………………………………………………………………. 168
Наррадигма и бельсайнтистика……………………………………….. 174
Часть вторая
Психологическая история эпох и
психических процессов
Глава I
Ментальность исторических эпох и периодов
Психология первобытности
Первобытная эпоха в исследованиях исторической
психологии ……………………………………………………………….. 177
Хронология и археологические культуры первобытности … 178 Психологические объяснения антропогенеза…………………… 181
Объяснение и понимание в изучении доистории …………….. 182
Культуры верхнего палеолита и появление знаковых
систем ………………………………………………………………………. 184
Живопись и охотничья цивилизация ………………………………. 188
Магия в охотничьей цивилизации…………………………………… 189
От драмы действия к драме слова …………………………………… 194
Первобытные символы как архетипы ……………………………… 198
Крестьянская цивилизация — продукт неолита……………….. 200
Миф и теории мифа………………………………………………………. 201
Миф и магия …………………………………………………………………. 204
Миф как чистая вербальность ………………………………………… 205
Первобытность как общество непосредственной
коммуникации…………………………………………………………… 207
Дописьменность как информационно-культурная ‘ система первобытности (обзор исследований)……………. 208
Психологическая организация дописьменного
общества …………………………………………………………………… 211
Психологические основы античности
От доистории к истории …………………………………………………. 217
История и письменность ………………………………………………… 219
Социальные и культурные различия непосредственной и
опосредованной коммуникаций…………………………………. 221
Эгейский мир — начало европейской истории………………… 225
Бикамерныи ум, письменные теократии
и герои «Илиады»………………………………………………………. 230
Античность в исследованиях исторической психологии……. 237
От мифа к логосу. Мудрость ……………………………………………. 238
Ж.-П. Вернан: логический греческий ум — дитя полиса…… 246
Развитие труда и технической мысли в Древней Греции….. 251
От общинного человека к политической личности ………….. 255
Социоцентризм или эгоцентризм? ………………………………….. 257
Античность и коммуникация ………………………………………….. 260
Риторическая словесность поздней античности ……………….. 263
Формулы античности……………………………………………………… 264
Римская часть античной формулы…………………………………… 270
Психическая жизнь средневековья
Хронологические рамки периода…………………………………….. 275
Символическая картина мира…………………………………………. 277
История повседневности для реконструкции картины
психической жизни средневековья…………………………….. 281
Психологический склад средневековой личности ……………. 285
М.М. Бахтин о народной культуре средневековья…………….. 290
Ментальность Нового времени и рационализм
Историческая психология, социология, ментальная
история в изучении Нового времени ………………………….. 294
От религиозной мистики к земной аскезе……………………….. 298
Книжное сознание Нового времени и конец риторики……. 302
М. Вебер о рационализации и происхождении
капитализма………………………………………………………………. 304
Техническая цивилизация Нового времени. Технологический оптимизм и технологический
пессимизм…………………………………………………………………. 308
М. Фуко о политической технологии Нового времени ……… 312
Техническая цивилизация и быт …………………………………….. 316
Ментальная структура рациональности и ньютоновская
картина мира…………………………………………………………….. 319
Рациональность и свобода ………………………………………………. 320
От современности к постсовременности.
Психологическое резюме
Современность как прошлое и настоящее……………………….. 322
Тоталитарное воздействие наличность ……………………………. 322
Утопическое сознание в Новое время и в XX в………………… 325
Утопия, письменность, индустриализм…………………………… 328
Постиндустриальная перспектива человечества.
Информационное общество………………………………………. 330
Массовая культура XX в………………………………………………….. 331
«Рыночная личность» — психологический тип массовой
культуры …………………………………………………………………— 333
Массовая культура и долгая ментальность……………………….. 335
,357 .359 .361 .368 .370 .371
.374 .376 .377 .379 .381 .383
Глава II
Развитие психики в истории
Предварительные замечания
Экологическая функция психики……………………………………. 337
Дифференциация видов и мезомир человека…………………… 339
Человек: субстанция или пучок онтологии?…………………….. 341
Психическая дифференциация у животных и человека ……. 343
Психогенез культуры — культурогенез психики…………
Антропоморфная матрица культуры …………………………
Культурная история тела
Психологическое и психолого-историческое
изучение тела ………………………………………………………
Эволюция и культура тела………………………………………..
Первобытный пансоматизм………………………………………
Телесно-пластический канон античности …………………
Греховная плоть и одухотворенное тело: средние века От плоти к понятию тела …………………………………………
349
350
Язык и речь в истории
Историческое понимание языка………………………….
Язык и символ……………………………………………………
Доречевая эпоха. Гипотезы глоттогенеза ………………
Действенность слова……………………………………………
Письменность и чтение ………………………………………
От чтения вслух к чтению про себя……………………..
Письменное сознание и письменная ментальность:
387 .389 .390
понятие и развитие
Понятия письменного сознания и письменной ментальное™…………
Письменность как выражение………..
Литература и научная письменность
Книжность и массовая письменная (олитературенная)
ментальность…………………………………………………………….. 392
Ф. Петрарка об уме и слове …………………………………………….. 396
Интеллигенция и государство — носители письменного
сознания …………………………………………………………………… 398
Г. И. Успенский об отношении письменного сознания к
дописьменному в России XIX в……………………………
Историческая психология: понятие, возникновение, направления
Для каждой науки характерно наличие нескольких направлений, посвященных изучению какого-либо одного вопроса либо же их совокупности, относящейся к одной сфере интересов. Как раз таким направлением и является культурно-историческая психология.
Возникновение ее связывают с именами как русских ученых, так и французских. А появилась эта наука относительно недавно – в начале прошлого столетия. Соответственно, она весьма молода и еще находится в стадии становления, развития, но уже имеет собственные отдельные направления.
Что это такое?
Историческая психология – научное направление, занимающееся вопросами самосознания, аспектов личностных проявлений людей в определенных временных промежутках. Интерес для научных исследований представляют нюансы, характерные для мышления, личностных аспектов и самосознания отдельных людей и общества в целом, его различных социальных классов и культурных групп.
Иными словами, предмет исторической психологии – проявления личности человека в рамках конкретной исторической эпохи. Наука изучает взаимосвязи между временем, психикой и сознанием, их взаимное проникновение и влияние одного на другое.
Как давно и где появилось это направление?
Впервые понятие «историческая психология» в обиход ввел в середине прошедшего столетия Эмиль Мейерсон. Случилось это в 1948 году во Франции. Однако назвать данную науку западноевропейской нельзя.
В основе этого направления лежат работы советского ученого Льва Выготского. Большая часть его трудов, в которых рассматривается взаимосвязь исторических эпох и психологических аспектов личности, относятся к 20-м годам прошлого столетия. Однако терминология, сочетающая слова «культура», «история», «психология», в работах ученого не использовалась.
Название «культурно-историческая теория» возникло только в 30-е годы ушедшего столетия, причем не среди последователей Выготского и ученых, разделяющих его взгляды, а в разоблачительной критике. По какой причине психологическая теория, не несущая никакой антисоветской или антикоммунистической мысли, подверглась различным обвинениям и гонениям, не совсем ясно. Но как бы там ни было, критики работ Выготского и его последователей принесли пользу исторической психологии, практически введя в обиход термин, максимально точно определяющий стык областей, в котором находится круг ее интересов.
Начиная с 30-х годов это направление науки нашло своих последователей в западноевропейских странах и, конечно же, в США. К середине прошлого столетия это научное направление оформилось, определились сферы его интересов и предметы изучения.
Какие собственные направления есть в этой науке?
Историческая психология – дисциплина сравнительно молодая, не достигшая еще и столетнего рубежа в своем существовании. Несмотря на столь юный для науки возраст, она уже имеет два собственных направления, в пределах которых и развивается.
Называются они просто:
- горизонтальное;
- вертикальное.
Наименования выбраны неслучайно. Они отражают суть вопросов и тем, которые изучаются в рамках их границ.
В чем отличие внутренних направлений?
Историческая психология горизонтального направления – это своего рода плоскость, ровный срез от сегодняшних дней до глубины времен. Иными словами, в рамках горизонтального направления изучаются абсолютно все личностные аспекты, характеристики, типажи моделей поведения и мышления, свойственные людям в течение конкретных исторических эпох. Разумеется, затрагиваются и вопросы взаимосвязи особенностей психологии людей и времени, в котором они находятся.
Вертикальное же направление занято немного иными вопросами, безусловно, перекликающимися с теми, которые изучаются в рамках горизонтального. Эта научная область посвящена познанию особенностей и нюансов развития, трансформации определенных психологических функций в течение различных исторических эпох и их временных отрезков.
Что происходит сейчас?
Историческое развитие психологии складывалось весьма непросто. Разумеется, также шло и формирование отдельных ее направлений, включая историко-культурное.
На данный момент представителями этого направления научной деятельности в качестве постулата используется так называемый «неадаптивный» тип соотношения характера и механизмов развития психологических процессов с временными интервалами.
В трудах Выготского, считающегося основоположником, отцом-основателем данной области психологии, выражена мысль о том, что основным предметом для изучения должно являться сознание человека. Выражается же оно посредством культурных инструментов, таких как слово или какой-либо иной оставляемый людьми знак.
На данный момент эта основная, стержневая мысль исторической психологии так и не выведена окончательно. Иными словами, на сегодняшний день научное направление находится уже не в зачаточном, но все еще в весьма неразвитом состоянии.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 16. Москва, 2010, стр. 318
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: А. А. Пузырей
КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, одна из ведущих школ в рос. психологии и влиятельное направление в мировой психологии, ставящее во главу угла учение о социальной, культурной и историч. природе человеческих форм психики – предметного восприятия, произвольного внимания и памяти, сознания, воли, речевого мышления, а также речи, счёта, письма и т. д.
Основания К.-и. п. заложены в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Л. С. Выготским в его культурно-историч. теории высших психических функций, генезис которых у индивида включает тот или иной искусственный акт организации его психики, сознания, личности с помощью разного рода знаковых средств (от простейшего «узелка на память» до сложнейших знаковых систем). Такие психотехники и способы их использования вырабатываются в истории и закрепляются в культуре и только затем передаются отд. человеку и присваиваются им (в специально организуемых практиках обучения и воспитания либо стихийно). Согласно Выготскому, всякая высшая психич. функция первоначально складывается в пространстве общения и совместной деятельности (т. е. она разделена между людьми – родителем и ребёнком, учителем и учеником, психотерапевтом и пациентом и т. д.) и только затем, в ходе интериоризации («вращивания»), становится достоянием отд. индивида, т. е. осуществляется им самостоятельно. Сначала, как правило, – с опорой на внешние знаковые средства (напр., «узелок на память» как средство организации памяти, жест как способ организации внимания или речь и внешние схемы как средство организации мышления) и только впоследствии – с опорой уже на чисто внутр. средства (психич. образы и схемы, внутреннюю речь и т. п.).
В К.-и. п. складывается принципиально новый тип генетич. исследования (в соответствии с которым изучение явления возможно только через прослеживание его генезиса и развития) – исследование через формирование и внутри специально организуемого развития. Психолог оказывается при этом в особой, неклассич. ситуации исследования, когда его присутствие не только не может быть исключено (как того требует методология классич. естествознания), но, напротив, оказывается необходимым моментом самой ситуации эксперимента и задаёт новую единицу изучения: распределённое между экспериментатором и испытуемым «психотехнич. действие». В рамках такой неклассич. методологии выявляется характерный для К.-и. п. особый, «психотехнич.» тип описания изучаемого объекта, не столько фиксирующий в знании законы его «естественной жизни», сколько задающий условия его трансформации. Для К.-и. п. характерен также новый тип отношения между исследованием и практикой, когда исследование оказывается встроенным в практику, обеспечивая её осуществление, воспроизводство и развитие.
Идеи Л. С. Выготского привели к образованию одной из наиболее значит. школ в рос. психологии (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.), а также, по мере публикации осн. работ Выготского на др. языках, оказывают возрастающее влияние на мировую психологию. Ныне К.-и. п. расценивается как одна из наиболее перспективных программ развития психологии. C 2005 издаётся междунар. ж. «Культурно-историческая психология».
История психологии — Психологос
Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.
Средние века
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).
Новое время
В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.
XVIII век
2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.
XIX век
Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.
Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.
Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
XX век
Первые десятилетия
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг.
В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.
В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.
Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).
1930—1940-е годы
В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.
Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.
Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.
Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).
Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.
Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.
Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.
1950—1960-е годы
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.
Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.
Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.
На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.
Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология.
В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.
1970—1980-е годы
Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.
В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.
Современное положение
В настоящее время психология стала не только полноправной наукой, но и частью обыденной жизни (так, консультации психологов помогают людям справляться с личными проблемами). Особенно этот процесс заметен в странах Западной Европы и в США.