Историческая психология: Историческая психология – История психологии — Википедия

Автор: | 08.09.2017

Историческая психология

Историческая психология представляет собой отдельное научное направление, которое изучает мотивацию, эмоции, ценности, фобии и чувства человека, привлекая различные психологические методики в исторической ретроспективе.

Определение 1

Специалисты сходятся во мнении, что историческую психологию вполне можно определить, как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, как изменение личности и психики человека в специальном культурном макро времени, которое называют историей. В широком значении слова — это подход, который помещает психику и личность в определенную связь времен.

Следовательно, историческая психология одновременно принадлежит к психологической и исторической наукам. В последнем случае ее рассматривают, как раздел истории культуры и общества. То есть, как культурную и социальную историю человека, его личности, психики. В психологической науке ее понимают, как психологию развития. Она занимается фактами, причем не только культурного или исторического масштаба. Психологические явления различают по продолжительности существования.

Время кратковременных факторов исчисляется секундами, минутами, часами. Последовательность их развития получила название микрогенез. Это более длительное развитие в пределах жизнедеятельности определенного организма, начиная с появления на свет и до самой смерти. Это и есть онтогенез психики. Так в годах, столетиях, а также тысячелетиях проходит жизнь человеческих сообществ — классов, сословий, народов, цивилизаций. Все это — историогенез психики.

Самым крупный масштаб на сотни тысяч и даже миллионы лет у филогенеза. Это происхождение человеческого рода, которое берет начало еще от ископаемых приматов. В составе психологии развития изучается историогенез. Его выводы распространяются на генетические последовательности другого масштаба в определенной степени, при которой ритмы исторического времени проникают непосредственно в индивидуальное бытие человека, а также в эволюцию высших приматов.

Возникновение исторической психологии

Историческая психология, как отдельное направление, возникла в начале двадцатого века. Впрочем, сам термин был предложен гораздо позже французским психологом по имени Иньяс Мейерсон в 1948 году. Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и творения».

Также к направлению исторической психологии относят исследования психологии народов немецким психологом Вундтом в его десятитомном грандиозном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» в 1900-1920-х годах. Леви-Брюль тоже опубликовал на этот счет серию своих трудов. Они получили названия «Умственные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Первобытная душа».

В 1920-х Выготский Л.С., советский психолог, обосновал теорию культурно-исторической психологии, согласно которой развитие личности в психологическом плане невозможно без развития культуры, а также усвоения личностью определенных результатов этого самого развития. Усвоение должно проходить через трансляцию знаковых систем (мнемотехники, религиозных и бытовых символов, языка) от поколения к поколению.

В 1960-х в США начала развиваться психоистория, к которой приложили свои усилия таки выдающиеся эксперты, как Джон Плэтт, Джоэл Ковел, Ллойд де Моз. Методологической основой такого течения стал неофрейдизм — развитие учений Зигмунда Фрейда, связанных с психоанализом.

Замечание 1

Все перечисленные варианты исторической психологии сошлись в одном — они рассматривали деятельность человека в истории, как отдельное проявление его психологической личности.

Исторический анализ незаменим для психологии. Он позволяет установить генезис психологических феноменов. Для психологического объяснения истории ученые преимущественно применяли бихевиористские концепции. Попросту

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 119

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. А. Шкуратов

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний на сты­ке пси­хо­ло­гии с ис­то­рич. нау­ка­ми, изу­чаю­щее пси­хо­ло­гию лю­дей разл. ис­то­рич. эпох, а так­же из­ме­не­ния пси­хи­ки и лич­но­сти че­ло­ве­ка в про­цес­се ис­то­рии. И. п. поль­зу­ет­ся ме­то­да­ми ис­то­рич. на­ук, что по­зво­ли­ло ря­ду ав­то­ров (В. Диль­тей, Р. Кол­линг­вуд, Э. Шпран­гер и др.) счи­тать И. п. гу­ма­ни­тар­ной аль­тер­на­ти­вой всей экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии.

Тер­мин «И. п.» поя­вил­ся в нем. лит-ре в сер. 19 в. у В. Вунд­та, ко­то­рый вклю­чил ла­бо­ра­тор­ное изу­че­ние эле­мен­тар­ных пси­хич. про­цес­сов и ин­тер­пре­та­цию про­дук­тов куль­ту­ры («пси­холо­гия на­ро­дов») в со­став дву­еди­ной нау­ки о че­ло­ве­че­ском опы­те. И. п. он на­зы­вал вен­чаю­щее пси­хо­ло­гию на­ро­дов рас­смот­ре­ние сту­пе­ней все­мир­но-ис­то­рич. про­цес­са. На­про­тив, В. Диль­тей по­сту­ли­ро­вал су­ще­ст­во­ва­ние двух отд. пси­хо­ло­гич. на­ук: объ­яс­ни­тель­ной (ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной) и опи­са­тель­ной (гу­ма­ни­тар­ной), опи­раю­щей­ся на ме­то­ды гер­ме­нев­ти­ки в ис­тол­ко­ва­нии во­пло­ще­ний ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний в про­из­ве­де­ни­ях ду­хов­ной куль­ту­ры. Диль­те­ев­ская кон­цеп­ция пси­хо­ло­гии как ис­то­рич. нау­ки бы­ла про­дол­же­на

пони­маю­щей пси­хо­ло­ги­ей­ Э. Шпран­ге­ра.

По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны раз­ви­тие И. п. осу­ще­ст­в­ля­лось в рус­ле ис­то­рич. на­ук, пси­хо­ана­ли­за и куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии. Ис­то­рия мен­таль­но­стей, воз­ник­шая в 1920–30-х гг. во Фран­ции, соз­да­ла но­вую об­ласть ис­сле­до­ва­ний про­шло­го (ис­то­рия по­все­днев­но­сти, бы­та, се­мей­ных и груп­по­вых от­но­ше­ний, обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия, от­но­ше­ния к смер­ти и др.). По­ни­ма­ние ис­то­рии как по­зна­ния че­ло­ве­ка про­шло­го при­ве­ло ос­но­во­по­лож­ни­ков ис­то­рии мен­таль­но­стей (М. Блок, Л. Февр) к тео­ре­тич. за­им­ст­во­ва­ни­ям у пси­хо­ло­гии, позд­нее – у эт­но­ло­гии, се­мио­ти­ки, со­цио­ло­гии и др., что обу­сло­ви­ло дви­же­ние от И. п. к про­ек­ту ис­то­рич. ан­тро­по­ло­гии.

Л. С. Вы­гот­ский и его уче­ни­ки, ру­ко­во­дство­вав­шие­ся прин­ци­пом ис­то­риз­ма при рас­смот­ре­нии ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­ки че­ло­ве­ка, при­вле­ка­ли ис­то­рич. ма­те­ри­ал (от­час­ти опи­ра­ясь и на эт­ноп­си­хо­ло­гию) для фор­му­ли­ро­ва­ния ги­по­тез о со­цио­куль­тур­ном фор­ми­ро­ва­нии пси­хи­ки, ко­то­рые про­ве­ря­лись в экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ни­ях раз­ви­тия дет­ской пси­хи­ки.

Пси­хо­ана­ли­тич. ра­бо­ты по ис­то­рии (в ча­ст­но­сти, воз­ник­шая в 1960-х гг. в США пси­хои­сто­рия), рас­смат­ри­ваю­щие про­ис­хо­ж­де­ние и про­яв­ле­ние глу­бин­ных бес­соз­нат. струк­тур пси­хи­ки в ис­то­рии, по­строе­ны на ана­ло­ги­ях с пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­кой и ис­тол­ко­ва­нии сим­во­лов у З. Фрей­да и К. Г. Юн­га.

В кон. 20 – нач. 21 вв. тер­мин «И. п.» на­чи­на­ет вы­хо­дить из упот­реб­ле­ния под влия­ни­ем по­стмо­дер­низ­ма (Ж. Дер­ри­да и др.), кри­ти­кую­ще­го воз­мож­ность объ­ек­тив­но­го по­зна­ния че­ло­ве­ка про­шло­го «как он есть», и пост­струк­ту­ра­лиз­ма М. Фу­ко, тру­ды ко­то­ро­го ста­новят­ся фун­да­мен­том но­во­го пси­хо­ло­го-ис­то­рич. син­те­за, в ко­то­ром са­ма И. п. рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть со­цио­по­ли­тич. ком­плек­са (Н. Ро­уз).

Культурно-историческая психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2015; проверки требуют 23 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2015; проверки требуют 23 правки.

Культурно-историческая психология имеет два существенно отличающихся друг от друга направления. Первое — это марксистское направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским[1] в конце 1920-х годов, и, в результате массированной и систематической фальсификации и искажения научного наследия этого научного деятеля, зачастую в существенно искаженном виде развиваемое его самопровозглашенными учениками и последователями как в России, так и во всём мире. И второе — созданное на основе исследований деятельности и возрастного развития человека, которое сформировалось на протяжении ряда десятилетий советской и пост-советской поры. Тем не менее, первый академический учебник по культурно-исторической психологии,

The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology, вышел лишь в 2014 году в издательстве Кембриджского университета[2].

Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» (или «культурно-историческая школа») никогда не встречалось в текстах самого Выготского, а было введено в обращение в критических работах 1930-х годов с обвинительной и разоблачительной целью

[3], это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского, и получило распространение в первую очередь в их публикациях[4][5][6]. Дальнейшее распространение в странах Северной Америки и Западной Европы выражение «культурно-историческая теория» получило в контексте деятельностного подхода под названием: «культурно-историческая теория деятельности» (cultural-historical activity theory, CHAT), ближайшим аналогом которой в русскоязычной традиции является выражение «школа Выготского-Леонтьева-Лурии», однако допущение о существовании такого научного направления подвергается значительной критике в целом ряде публикаций. Серия исследований последних десятилетий указывает на многочисленные проблемы также и в западной «выготскианской» традиции[7].

Представители «культурно-исторической психологии» постулируют принципиально неадаптивный, целенаправленный и социальный характер и механизмы развития психологических процессов.

Декларируя изучение сознания (и его онтогенетического развития) человека основной проблемой психологического исследования, культурно-историческая психология, по оригинальному замыслу Выготского, изучает роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как знак и слово, в развитии высших психологических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. По положению дел на начало XXI века, оригинальный замысел Выготского так и не был реализован, а интегративная «вершинная психология» человека в его социо-биологическом развитии так и не была построена.

  1. ↑ Yasnitsky, A. (2018). Vygotsky: An Intellectual Biography. London and New York: Routledge BOOK PREVIEW
  2. ↑ Yasnitsky, A., van der Veer, R., & Ferrari, M. (Eds.) (2014). The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge: Cambridge University Press
  3. ↑ Размыслов П. О «культурно-исторической теории» психологии Выготского и Лурия // Книга и пролетарская революция. 1934. № 4, с. 78-86
  4. ↑ Keiler, P. (2012). «Cultural-Historical Theory» and «Cultural-Historical School»: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1—33
  5. ↑ Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34—46
  6. ↑ Keiler, P. (2018). A history of the social construction of the “cultural-historical”. In Yasnitsky, A. (Ed.) Questioning Vygotsky’s Legacy: Scientific Psychology or Heroic Cult. New York & London: Routledge
  7. van der Veer R., Yasnitsky A. Vygotsky in English: What Still Needs to Be Done // Integrative Psychological and Behavioral Science, 2011. (html, pdf)

Читать книгу Историческая психология

Шкуратов В.А.

Историческая психология.

М., «Смысл», 1997.

УДК159.92(091)

ББК88.2 Ш67

Рецензенты:

доктор исторических наук Г.Г.Дилигенский, доктор психологических наук С.Д.Смирнов

2-е, — 505 с.

Шкуратов В.А. Историческая психология. — переработанное издание. — М.: Смысл. 1997.

Первое не только в отечественной, но и в мировой психологии учебное пособие, посвященное развитию психологии человека в человеческой истории. В пособии дана подробная характеристика психологии разных исторических эпох, прослеживается культурная история тела, языка и письменности, историческое развитие восприятия, памяти и мышления. Подробно рассмотрены направления и школы в исторической психологии. Студентам и научным работникам как исторических, так и психологических специальностей.

15ВМ 5-98357-012-Х

© Шкуратов В.А., 1997 © Издательство «Смысл», 1997

Содержание

11

Содержание………………………………………………

К читателю……………………………………………….

Введение

Психология прошлого и (или) психология

исторического существования современного человека? …… 13

Историческая психология в широком и в специальном

(узком) понимании…………………………………………………….. 15

Дискуссия об исторической психологии……………………………. 18

Возможна ли психология человека без человека? ……………… 21

Время истории и время человека ……………………………………… 24

Темпоральные технологии культуры …………………………………. 28

Р5успо1о§1а регепш5 или специализированное изучение

человека? ……………………………………………………………………. 37

Гуманитарная наука как книжная чувственность ………………. 43

Часть первая Историческая психология как наука

Глава I

История и психология: века взаимодействия

От рассказа к исследованию

Историческая психология — результат взаимодействия истории и психологии; изменения в характере этого взаимодействия…………………………………………………………… 49

Этапы развития психолого-исторического знания …………….. 51

Литература — первая форма

психолого-исторического знания ……………………………………… 52

Рассказ — общий исток истории и психологии;

возникновение исторической прозы …………………. .^……… 53

Ради исторической достоверности приходится жертвовать далеким прошлым и психологическими деталями………… 56

Анахронизмы в историческом познании до Нового времени 57 Психологический историзм и вчувствование …………………….. 58

«Старая» история и «новая» психология: методологическая дискуссия начала века…………………………………………………. 59

Наука-образование и наука-исследование…………………………. 62

История как наука-воспитание…………………………………………. 65

А в это время психология…………………………………………………. 67

Новый альянс истории и психологии: глобальные

проекты построения наук о духе В. Вундта и В. Дильтея…..68

Энциклопедический синтез В. Вундта ………………………………. 69

5

75

В. Дильтей: психологический историзм основа наук о духе………………………….

Глара II

Историческая психология XX века

82 .84 .86 .89

Три способа конструирования исторического мира

Вертикальное и горизонтальное измерение прошлого. Интерпретационизм …………………………………………………

Историческая реконструкция……………………………………

Социогенетизм, его версии в психологии XX в…………

Направления и школы исторической психологии

.94 ..96 .97 .99

Признаки и разделение современной исторической психологии …………………………………………………………

1. Герменевтически-феноменологическая ориентация … Работа И. Хейзинги «Осень Средневековья» ……………..

Другие представители интерпретационизма……………..

М.М. Бахтин — историческая герменевтика и

феноменология голоса………………………………………………. 101

Традиционное направление в исторической психологии и современная гуманитарная культура ………………………….. 108

2. Историческое направление в исторической психологии

Историческая психология или история ментальностей?…… 111

Реконструкция чувствительности и вспомогательные

дисциплины ……………………………………………………………… 113

Реконструкция коллективных отношений и

психосоциальная история …………………………………………. 115

Реконструкция видения мира и понятие ментальности……. 118

3. Психологическое направление в исторической психологии Московская школа культурно-исторической психологии

(исторической психологии в широком понимании)……. 122

Культурная психология США (историческая психология в

широком понимании) ……………………………………………….. 123

Программа исторической психологии в «Психологических

функциях и творениях» И. Мейерсона………………………… 127

Конкретно-исторические работы школы …………………………. 131

Критическая историческая психология ФРГ……………………. 135

4. Психоаналитическое направление в исторической психологии История и психоанализ ………………………………………………….. 136

Принципы и цели психоистории…………………………………….. 140

Э. Эриксон и его работа «Молодой Лютер» ……………………… 141

Детство и культурно-исторические вариации характера …… 144

Л. Демоз: детство универсально, но отношения между

родителями и детьми изменчивы……………………………….. 145

Психоистория 1980-1990-х годов …………………………………… 149

За пределами исторической психологии:

структурализм и постмодернизм

Структуралистская антитеза исторической психологии ……. 151

Постмодернистское влияние на современную

историческую психологию…………………………………………. 152

Резюме главы: науковедческая перспектива для исторической психологии Определение науки ………………………………………………………… 154

Наука и парадигма …………………………………………………………. 155

Дж. Брунер о непарадигмальной науке и месте

нарратива в психологическом знании …………………………. 160

От парадигмы к наррадигме……………………………………………. 166

Наррадигма ……………………………………………………………………. 168

Наррадигма и бельсайнтистика……………………………………….. 174

Часть вторая

Психологическая история эпох и

психических процессов

Глава I

Ментальность исторических эпох и периодов

Психология первобытности

Первобытная эпоха в исследованиях исторической

психологии ……………………………………………………………….. 177

Хронология и археологические культуры первобытности … 178 Психологические объяснения антропогенеза…………………… 181

Объяснение и понимание в изучении доистории …………….. 182

Культуры верхнего палеолита и появление знаковых

систем ………………………………………………………………………. 184

Живопись и охотничья цивилизация ………………………………. 188

Магия в охотничьей цивилизации…………………………………… 189

От драмы действия к драме слова …………………………………… 194

Первобытные символы как архетипы ……………………………… 198

Крестьянская цивилизация — продукт неолита……………….. 200

Миф и теории мифа………………………………………………………. 201

Миф и магия …………………………………………………………………. 204

Миф как чистая вербальность ………………………………………… 205

Первобытность как общество непосредственной

коммуникации…………………………………………………………… 207

Дописьменность как информационно-культурная ‘ система первобытности (обзор исследований)……………. 208

Психологическая организация дописьменного

общества …………………………………………………………………… 211

Психологические основы античности

От доистории к истории …………………………………………………. 217

История и письменность ………………………………………………… 219

Социальные и культурные различия непосредственной и

опосредованной коммуникаций…………………………………. 221

Эгейский мир — начало европейской истории………………… 225

Бикамерныи ум, письменные теократии

и герои «Илиады»………………………………………………………. 230

Античность в исследованиях исторической психологии……. 237

От мифа к логосу. Мудрость ……………………………………………. 238

Ж.-П. Вернан: логический греческий ум — дитя полиса…… 246

Развитие труда и технической мысли в Древней Греции….. 251

От общинного человека к политической личности ………….. 255

Социоцентризм или эгоцентризм? ………………………………….. 257

Античность и коммуникация ………………………………………….. 260

Риторическая словесность поздней античности ……………….. 263

Формулы античности……………………………………………………… 264

Римская часть античной формулы…………………………………… 270

Психическая жизнь средневековья

Хронологические рамки периода…………………………………….. 275

Символическая картина мира…………………………………………. 277

История повседневности для реконструкции картины

психической жизни средневековья…………………………….. 281

Психологический склад средневековой личности ……………. 285

М.М. Бахтин о народной культуре средневековья…………….. 290

Ментальность Нового времени и рационализм

Историческая психология, социология, ментальная

история в изучении Нового времени ………………………….. 294

От религиозной мистики к земной аскезе……………………….. 298

Книжное сознание Нового времени и конец риторики……. 302

М. Вебер о рационализации и происхождении

капитализма………………………………………………………………. 304

Техническая цивилизация Нового времени. Технологический оптимизм и технологический

пессимизм…………………………………………………………………. 308

М. Фуко о политической технологии Нового времени ……… 312

Техническая цивилизация и быт …………………………………….. 316

Ментальная структура рациональности и ньютоновская

картина мира…………………………………………………………….. 319

Рациональность и свобода ………………………………………………. 320

От современности к постсовременности.

Психологическое резюме

Современность как прошлое и настоящее……………………….. 322

Тоталитарное воздействие наличность ……………………………. 322

Утопическое сознание в Новое время и в XX в………………… 325

Утопия, письменность, индустриализм…………………………… 328

Постиндустриальная перспектива человечества.

Информационное общество………………………………………. 330

Массовая культура XX в………………………………………………….. 331

«Рыночная личность» — психологический тип массовой

культуры …………………………………………………………………— 333

Массовая культура и долгая ментальность……………………….. 335

,357 .359 .361 .368 .370 .371

.374 .376 .377 .379 .381 .383

Глава II

Развитие психики в истории

Предварительные замечания

Экологическая функция психики……………………………………. 337

Дифференциация видов и мезомир человека…………………… 339

Человек: субстанция или пучок онтологии?…………………….. 341

Психическая дифференциация у животных и человека ……. 343

Психогенез культуры — культурогенез психики…………

Антропоморфная матрица культуры …………………………

Культурная история тела

Психологическое и психолого-историческое

изучение тела ………………………………………………………

Эволюция и культура тела………………………………………..

Первобытный пансоматизм………………………………………

Телесно-пластический канон античности …………………

Греховная плоть и одухотворенное тело: средние века От плоти к понятию тела …………………………………………

349

350

Язык и речь в истории

Историческое понимание языка………………………….

Язык и символ……………………………………………………

Доречевая эпоха. Гипотезы глоттогенеза ………………

Действенность слова……………………………………………

Письменность и чтение ………………………………………

От чтения вслух к чтению про себя……………………..

Письменное сознание и письменная ментальность:

387 .389 .390

понятие и развитие

Понятия письменного сознания и письменной ментальное™…………

Письменность как выражение………..

Литература и научная письменность

Книжность и массовая письменная (олитературенная)

ментальность…………………………………………………………….. 392

Ф. Петрарка об уме и слове …………………………………………….. 396

Интеллигенция и государство — носители письменного

сознания …………………………………………………………………… 398

Г. И. Успенский об отношении письменного сознания к

дописьменному в России XIX в……………………………

Историческая психология: понятие, возникновение, направления

Для каждой науки характерно наличие нескольких направлений, посвященных изучению какого-либо одного вопроса либо же их совокупности, относящейся к одной сфере интересов. Как раз таким направлением и является культурно-историческая психология.

Возникновение ее связывают с именами как русских ученых, так и французских. А появилась эта наука относительно недавно – в начале прошлого столетия. Соответственно, она весьма молода и еще находится в стадии становления, развития, но уже имеет собственные отдельные направления.

Что это такое?

Историческая психология – научное направление, занимающееся вопросами самосознания, аспектов личностных проявлений людей в определенных временных промежутках. Интерес для научных исследований представляют нюансы, характерные для мышления, личностных аспектов и самосознания отдельных людей и общества в целом, его различных социальных классов и культурных групп.

Иными словами, предмет исторической психологии – проявления личности человека в рамках конкретной исторической эпохи. Наука изучает взаимосвязи между временем, психикой и сознанием, их взаимное проникновение и влияние одного на другое.

Как давно и где появилось это направление?

Впервые понятие «историческая психология» в обиход ввел в середине прошедшего столетия Эмиль Мейерсон. Случилось это в 1948 году во Франции. Однако назвать данную науку западноевропейской нельзя.

Эмиль Мейерсон

В основе этого направления лежат работы советского ученого Льва Выготского. Большая часть его трудов, в которых рассматривается взаимосвязь исторических эпох и психологических аспектов личности, относятся к 20-м годам прошлого столетия. Однако терминология, сочетающая слова «культура», «история», «психология», в работах ученого не использовалась.

Название «культурно-историческая теория» возникло только в 30-е годы ушедшего столетия, причем не среди последователей Выготского и ученых, разделяющих его взгляды, а в разоблачительной критике. По какой причине психологическая теория, не несущая никакой антисоветской или антикоммунистической мысли, подверглась различным обвинениям и гонениям, не совсем ясно. Но как бы там ни было, критики работ Выготского и его последователей принесли пользу исторической психологии, практически введя в обиход термин, максимально точно определяющий стык областей, в котором находится круг ее интересов.

Лев Выготский с семьей

Начиная с 30-х годов это направление науки нашло своих последователей в западноевропейских странах и, конечно же, в США. К середине прошлого столетия это научное направление оформилось, определились сферы его интересов и предметы изучения.

Какие собственные направления есть в этой науке?

Историческая психология – дисциплина сравнительно молодая, не достигшая еще и столетнего рубежа в своем существовании. Несмотря на столь юный для науки возраст, она уже имеет два собственных направления, в пределах которых и развивается.

Называются они просто:

  • горизонтальное;
  • вертикальное.

Наименования выбраны неслучайно. Они отражают суть вопросов и тем, которые изучаются в рамках их границ.

В чем отличие внутренних направлений?

Историческая психология горизонтального направления – это своего рода плоскость, ровный срез от сегодняшних дней до глубины времен. Иными словами, в рамках горизонтального направления изучаются абсолютно все личностные аспекты, характеристики, типажи моделей поведения и мышления, свойственные людям в течение конкретных исторических эпох. Разумеется, затрагиваются и вопросы взаимосвязи особенностей психологии людей и времени, в котором они находятся.

Механика психологии

Вертикальное же направление занято немного иными вопросами, безусловно, перекликающимися с теми, которые изучаются в рамках горизонтального. Эта научная область посвящена познанию особенностей и нюансов развития, трансформации определенных психологических функций в течение различных исторических эпох и их временных отрезков.

Что происходит сейчас?

Историческое развитие психологии складывалось весьма непросто. Разумеется, также шло и формирование отдельных ее направлений, включая историко-культурное.

На данный момент представителями этого направления научной деятельности в качестве постулата используется так называемый «неадаптивный» тип соотношения характера и механизмов развития психологических процессов с временными интервалами.

В трудах Выготского, считающегося основоположником, отцом-основателем данной области психологии, выражена мысль о том, что основным предметом для изучения должно являться сознание человека. Выражается же оно посредством культурных инструментов, таких как слово или какой-либо иной оставляемый людьми знак.

Голова, лупа, отпечаток пальца

На данный момент эта основная, стержневая мысль исторической психологии так и не выведена окончательно. Иными словами, на сегодняшний день научное направление находится уже не в зачаточном, но все еще в весьма неразвитом состоянии.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. А. Пузырей

КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИ­ХО­ЛО́ГИЯ, од­на из ве­ду­щих школ в рос. пси­хо­ло­гии и влия­тель­ное на­прав­ле­ние в ми­ро­вой пси­хо­ло­гии, ста­вя­щее во гла­ву уг­ла уче­ние о со­ци­аль­ной, куль­тур­ной и ис­то­рич. при­ро­де че­ло­ве­че­ских форм пси­хи­ки – пред­мет­но­го вос­при­ятия, про­из­воль­но­го вни­ма­ния и па­мя­ти, соз­на­ния, во­ли, ре­че­во­го мыш­ле­ния, а так­же ре­чи, счё­та, пись­ма и т. д.

Ос­но­ва­ния К.-и. п. за­ло­же­ны в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Л. С. Вы­гот­ским в его куль­тур­но-ис­то­рич. тео­рии выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций, ге­не­зис ко­то­рых у ин­ди­ви­да вклю­ча­ет тот или иной ис­кус­ствен­ный акт ор­га­ни­за­ции его пси­хи­ки, соз­на­ния, лич­но­сти с по­мо­щью раз­но­го ро­да зна­ко­вых средств (от про­стей­ше­го «узел­ка на па­мять» до слож­ней­ших зна­ко­вых сис­тем). Та­кие пси­хо­тех­ни­ки и спо­со­бы их ис­поль­зо­ва­ния вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в ис­то­рии и за­кре­п­ля­ют­ся в куль­ту­ре и толь­ко за­тем пе­ре­да­ют­ся отд. че­ло­ве­ку и при­сваи­ва­ют­ся им (в спе­ци­аль­но ор­га­ни­зуе­мых прак­ти­ках обу­че­ния и вос­пи­та­ния ли­бо сти­хий­но). Со­глас­но Вы­гот­ско­му, вся­кая выс­шая пси­хич. функ­ция пер­во­на­чаль­но скла­ды­ва­ет­ся в про­стран­ст­ве об­ще­ния и сов­мест­ной дея­тель­но­сти (т. е. она раз­де­ле­на ме­ж­ду людь­ми – ро­ди­те­лем и ре­бён­ком, учи­те­лем и уче­ни­ком, пси­хо­те­ра­пев­том и па­ци­ен­том и т. д.) и толь­ко за­тем, в хо­де ин­те­рио­ри­за­ции («вра­щи­ва­ния»), ста­но­вит­ся дос­тоя­ни­ем отд. ин­ди­ви­да, т. е. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся им са­мо­стоя­тель­но. Сна­ча­ла, как пра­ви­ло, – с опо­рой на внеш­ние зна­ко­вые сред­ст­ва (напр., «узе­лок на па­мять» как сред­ст­во ор­га­ни­за­ции па­мя­ти, жест как спо­соб ор­га­ни­за­ции вни­ма­ния или речь и внеш­ние схе­мы как сред­ст­во ор­га­ни­за­ции мыш­ле­ния) и толь­ко впо­след­ст­вии – с опо­рой уже на чис­то внутр. сред­ст­ва (пси­хич. об­ра­зы и схе­мы, внут­рен­нюю речь и т. п.).

В К.-и. п. скла­ды­ва­ет­ся прин­ци­пи­ально но­вый тип ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ния (в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым изу­че­ние яв­ле­ния воз­мож­но толь­ко че­рез про­сле­жи­ва­ние его ге­не­зи­са и раз­ви­тия) – ис­сле­до­ва­ние че­рез фор­ми­ро­ва­ние и внут­ри спе­ци­аль­но ор­га­ни­зуе­мо­го раз­ви­тия. Пси­хо­лог ока­зы­ва­ет­ся при этом в осо­бой, не­клас­сич. си­туа­ции ис­сле­до­ва­ния, ко­гда его при­сут­ст­вие не толь­ко не мо­жет быть ис­клю­че­но (как то­го тре­бу­ет ме­то­до­ло­гия клас­сич. ес­те­ст­во­зна­ния), но, на­про­тив, ока­зы­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мым мо­мен­том са­мой си­туа­ции экс­пе­ри­мен­та и за­да­ёт но­вую еди­ни­цу изу­че­ния: рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду экс­пе­ри­мен­та­то­ром и ис­пы­туе­мым «пси­хо­тех­нич. дей­ст­вие». В рам­ках та­кой не­клас­сич. ме­то­до­ло­гии вы­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ный для К.-и. п. осо­бый, «пси­хо­тех­нич.» тип опи­са­ния изу­чае­мо­го объ­ек­та, не столь­ко фик­си­рую­щий в зна­нии за­ко­ны его «ес­те­ст­вен­ной жиз­ни», сколь­ко за­даю­щий ус­ло­вия его транс­фор­ма­ции. Для К.-и. п. ха­рак­те­рен так­же но­вый тип от­но­ше­ния ме­ж­ду ис­сле­до­ва­ни­ем и прак­ти­кой, ко­гда ис­сле­до­ва­ние ока­зы­ва­ет­ся встро­ен­ным в прак­ти­ку, обес­пе­чи­вая её осу­ще­ст­в­ле­ние, вос­про­из­вод­ст­во и раз­ви­тие.

Идеи Л. С. Вы­гот­ско­го при­ве­ли к об­ра­зо­ва­нию од­ной из наи­бо­лее зна­чит. школ в рос. пси­хо­ло­гии (А. Р. Лу­рия, А. Н. Ле­он­ть­ев, Д. Б. Эль­ко­нин, П. Я. Галь­пе­рин, А. В. За­по­ро­жец, В. В. Да­вы­дов и др.), а так­же, по ме­ре пуб­ли­ка­ции осн. ра­бот Вы­гот­ско­го на др. язы­ках, ока­зы­ва­ют воз­рас­таю­щее влия­ние на ми­ро­вую пси­хо­ло­гию. Ны­не К.-и. п. рас­це­ни­ва­ет­ся как од­на из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных про­грамм раз­ви­тия пси­хо­ло­гии. C 2005 из­да­ёт­ся ме­ж­ду­нар. ж. «Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия».

История психологии — Психологос

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век

2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

XIX век

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век

Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология.

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Современное положение

В настоящее время психология стала не только полноправной наукой, но и частью обыденной жизни (так, консультации психологов помогают людям справляться с личными проблемами). Особенно этот процесс заметен в странах Западной Европы и в США.

Вводное занятие Университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *