интроспективная психология — это… Что такое интроспективная психология?
(от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки И. п. восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см. самонаблюдение), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у к-рых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о к-рых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер (см. структурная психология). Другой вариант И. п. представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, к-рая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. И. п., выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. И. п. была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.Интроспективная психология — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Интроспекти́вная психоло́гия — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию. В основе интроспективной психологии лежит постулат о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. Чужое сознание интроспективная психология рассматривает как реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. В интроспективной психологии был разработан метод аналитической интроспекции, как самонаблюдения, осуществляющегося в строго регламентированных условиях и удовлетворяющего основным принципам научного анализа. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта и Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию, под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства.Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э.Б. Титченер. Его учение получило название структурной психологии. Другой вариант интроспективной психологии представлен психологией акта Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа.Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
-
-
В книжной версии
Том 11. Москва, 2008, стр. 471
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТРОСПЕКТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (от лат. introspecto – смотреть внутрь), одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 – нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод интроспекции. В. Вундт в своей концепции «аналитич. интроспекции» обратился к анализу сферы «непосредственного опыта» сознания, противопоставляя его опыту «опосредствованному» – миру предметов и идеальных значений, которые хотя и открываются человеку «посредством» его переживаний, но сами уже переживаниями не являются и не могут быть объектом изучения психологии. Доступ к сфере непосредственного опыта сознания, к «переживанию как таковому» должна давать, по Вундту, интроспекция – «правильно поставленное» самонаблюдение. Чтобы стать методом науч. психологии, самонаблюдение должно протекать не в естеств. условиях, но в рамках эксперимента, а также, в отличие от наивной установки обыденного сознания, при особой «психологической» установке наблюдателя – не на предметы опыта, но на само переживание в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности и т. д.). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Э. Б. Титченер).
Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, в которой расчленяющая «аналитическая» установка наблюдателя была заменена на «естественную», феноменологическую, предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. Бурное развитие в начале 20 в. ряда новых направлений и отраслей психологии (прежде всего психоанализа) обнаружило несостоятельность фундаментального для И. п. отождествления психического с непосредственными данными сознания. Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 1920-х гг.
21) Интроспективная психология.
Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др.
Интроспекция – “самонаблюдение”. Метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Сейчас самонаблюдение рассматривается как “моноспекция” – метод постижения фактов сознания, вступающих “серым материалом” для дальнейшего понимания психических явлений. Этот метод явно говорит , что сознание – единый процесс. Интроспекция как самонаблюдение за своим внутренним состоянием есть, но она неотделима от “эктраспекции”- наблюдения за внешними объектами и поведением людей.
Вклад интроспективной психологии в развитие психологии
1)Возникли теории:
1.1)теория элементов сознания Вундта и Титченера
1.2)психология актов сознания Брентано
1.3)теория потока сознания Джемса
1.4)теория феноменальных полей
1.5)описательная психология Дильтея.
2)Интроспективная психология развила экспериментальные методы.
В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана 1-я экспериментальная психологическая лаборатория.
3)Предопределила появление перспективных направлений.
Развитие промышленного производства требовало разработки средств контроля поведения человека. «Психология создания» была бессильна перед практическими задачами. В 20-х гг. ХХ в. Возник «бихевиоризм», объявившей новый предмет психологии – не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых преимущественно двигательных реакций человека. Это 3-й этап в развитии представлений о предмете психологии.
22) Ассоциативная психология.
Ассоциативная психология — различные течения в психологии, использующие ассоциацию, как основной объяснительный принцип. Восходя в своей предыстории к Гоббсу, Локку и Спинозе, каждое из течений, как правило, разделяется на материалистическое и идеалистическое крыло. Гартли, позднее Пристли, следуя за Гоббсом, развивают материалистическую традицию ассоцианизма, выводя психическую деятельность из общих законов ассоциаций, провозглашая ее обусловленность мозговыми процессами. Идеалистическую сторону А. п. — сведение психической деятельности и ассоциации субъективных представлений — разрабатывает на феноменалистической основе Юм (он говорит О «пучках представлений»), а также Гербарт. Окончательно оформившись в ХIХ в. главный образ в Англии (Дж. Милль, Дж. С. Милль). А. п. объединяет материалистическое и идеалистическое крыло на почве механицизма (психологический атомизм, ментальная химия и т. Д.). В ХХ в. А. п. находит продолжение в бихевиоризме, предельно заостряющем свойственные ей механистические тенденции.
Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.
Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
- ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 — нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. представители — Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич. интроспекции» собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологич.» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности и т. д.). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер). Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихо-логии. Возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитич.» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в. Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762; см. также лит. к ст. Самонаблюдение.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
(от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – в широком смысле всякая психологич. теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения. Истоки этого воззрения восходят к Августину; подробно обосновали его Декарт и Локк, к-рые, однако, пытались соединить концепцию И. п. с детерминистич. представлениями о поведении. Эти представления полностью были отвергнуты Беркли, Юмом и Т. Брауном, чья доктрина И. п. была субъективно-идеалистической. И. п. считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредств. познаваемости. Одним из вариантов И. п. является учение о «внутреннем опыте», согласно к-рому психич. явления познаются принципиально иным способом, чем материальные.
И. п. – господствующая доктрина бурж. философии и психологии. Попытки отдельных бурж. философов (напр., Конта) подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы – идеалистич. представления о сознании. Несостоятельность И. п. вскрыл марксизм. Глубокая критика И. п. содержится в трудах Сеченова.
На рубеже 20 в. субъективизм И. п. обнажается до предела. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психич. факты в их «чистой культуре», исключив из них какой бы то ни было намек на объекты внешнего мира (Титченер).
М. Ярошевский. Душанбе.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.
- ИНТЕРПОЛЯЦИЯ
- ИНТУИТИВИЗМ
Смотреть что такое «ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:
интроспективная психология — (от лат. introspecto гляжу внутрь, всматриваюсь) ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки И. п. восходят к учению Р.… … Большая психологическая энциклопедия
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию … Большой Энциклопедический словарь
Интроспективная Психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка , основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и не … Психологический словарь
Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое»… … Википедия
Интроспективная психология — (от лат. intro – внутрь и specto – гляжу, всматриваюсь) – в широком смысле – всякая психологическая теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т. е. наблюдения за своими переживаниями и… … Словарь-справочник по социальной работе
интроспективная психология — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию. * * * ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию … Энциклопедический словарь
психология интроспективная — ряд направлений в психологии, использующие как единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. При этом чужое сознание рассматривается как специально… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
психология и философия — психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия
Интроспекция (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интроспекция. Интроспекция (от лат. introspecto смотрю внутрь) метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без… … Википедия
6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс).
1.Определение, предмет, методы психологии Психология («душеведение» (греч. «псюхе» — душа, «логос» — знание, слово)) – это:
наука о психической жизни
наука о поведении
наука о познании
наука о законах порождения и функционирования психического в жизни, деятельности живых индивидов
Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, психический состояний и психических свойств человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. Явления, изучаемые психологией: 1. Феноменология (непосредственная субъективная данность опыта): образы восприятия, представления, воспоминания, переживания и т.д. 2. Поведение (позы, жесты, речь и т.д.) 3. Физиологические реакции (потоотделение, покраснение/побледнение кожи, изменения сердечного ритма) 4. Продукты деятельности (произведения искусства, автобиографии, результаты выполнения тестов) Предмет психологии:
психические процессы (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека)
психологические черты личности (направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека)
психологические особенности человеческой деятельности (труд, учение, творчество, игры, спортивная деятельность).
Основные методы психологии: Наблюдение – метод пассивного и непосредственного исследования реальности (открытое, скрытое, включенное, стороннее). Беседа – метод вербального (речевого) взаимодействия субъекта и объекта исследования с целью получения информации. Эксперимент – специально организованное контролируемое воздействие с целью проверки причинно-следственных гипотез. Анкета, тест, опросник, изучение продуктов деятельности, самонаблюдение, биографический, сравнительный, комплексный методы, моделирование, метанаблюдение… По критерию непосредственности-опосредованности: прямой (интроспекция),косвенный (используется в наст. время) По аспекту динамики: поперечно-срезовые, лонгитюдные По степени генерализации результатов исследования: методы широкой и узкой репрезентативности Интерактивные методы По степени формализованности процедуры исследования: алгоратмированные формальные/неформальные По способу обработки полученных данных: количественный, качественный анализ. 2. Житейская и научная психология Житейское (обыденное знание) о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок, расхожих представлений «народной мудрости». Научное знание возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практические ненаблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии.
Житейская и научная психология (Ю.Б.Гиппенрейтер) | |
Житейская | Научная |
| 1.Знания выражены в обобщениях и научных понятиях |
| 2.Знания рациональны и осознанны |
| 3.Знания выражаются в понятиях и законах, передаются в книгах, статьях, через конференции |
| 4.Основные методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование |
| 5.Обширный, разнообразный, уникальный фактический материал |
3. Области психологического знания Две области психологического знания – научная и житейская психология (см. вопрос №2). Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г. В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада). 4. Развитие психологических идей в рамках античной философии (Платон, Аристотель, Демокрит, Гиппократ)
Античная философия | |
Материализм (монизм) | Идеализм (дуализм) |
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) | Сократ |
Гиппократ (460-370 г. до н.э.) | Платон (428-348 гг. до н.э.) |
Гален (130-200 гг. до н.э.) | Аристотель (384-322 гг. до н.э.) |
Фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского (640-546 гг. до н.э.). Душа:
космологическая категория, одна из субстанций мироздания (при дуалистическом подходе) или особая форма существования единой субстанции при монистическом подходе
особая бессмертная сущность, «одушевляющая» тело
обозначение внутреннего мира человека
С самых первых шагов античной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Пифагор (570-500 гг. до н.э.) – в основе его взглядов лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима, многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В пифагорействе коренится субстанциональное различие души и тела (развитие в дуализме Платона). Анаксагор придерживался дуалистического толкования соотношения душевного и телесного (462-432 гг. до н.э.). Концепции дуализма можно противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в которой душа и психические явления рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них. Демокрит (акме – ок. 420 до н.э.) – автор первых психологических сочинений. Считал, что всё состоит из атомов, разработал принцип детерминизма («Всё возникает по неизбежности»). Затем Эпикур усложнил представления о механистической обусловленности душевных явлений, введя в сферу психического фактор случайности. Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль сыграло учение о темпераменте Гиппократа, психологические воззрения Сократа и софистов. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми (4 психических типа). К нему восходит принцип терапевтической беседы. Софисты (Протагор и Горгий) изучали речевое поведение, формы публичной коммуникации. Сократ (470-399) предложил педагогический метод майевтику (путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» истинное знание). Его философские беседы легли в основу творчества его ученика Платона (428-348). Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. Платон также предложил структурное представление о психике. В движении неоплатонизма противопоставление души и тела приобрело еще более фатальный характер. В платонизме же душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. Аристотель (384-322) – основатель функционального подхода к психике. Душа по Аристотелю – «форма тела», то есть функция и причина телесной организации. Книга «О душе»: Душа разумная и неразумная (не может претендовать на бессмертие). Аристотель ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца. Гален (2 в.) установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Также Гален предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психического: не только душа через нервные пути осуществляет контроль над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов. Идея совершенствования души была развита стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) разработали концепцию чувственного восприятия («схватывающее восприятие»). Стоики: логика, физика, этика. Основное значение – этические вопросы. Цель жизни: достижение бесстрастия и душевной невозмутимости. Эпикур (342-270). По Эпикуру удовольствие (цель жизни) – в отсутствии страдания. Самое сильно страдание – страх смерти. Плотин (204-270 гг. до н.э.) видел в оторванности души от своего источника в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному познанию. Проблематика рефлексии, выделил процессы обращенности души на саму себя.
Вклад ученых античности в познание души | |
Фалес | Душа как активное начало |
Гераклит | Подобие индивидуальной души и мирового Логоса |
Демокрит | Детерминизм: все возникает по необходимости; Монистический материализм: объяснение психического и физического |
Анаксагор | Роль телесной организации в проявлении психического |
Гиппократ | Учение о темпераменте |
Софисты (Горпий,Протагор) | «Человек – мера всех вещей», интерес к коммуникативным аспектам поведения человека |
Сократ | Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика |
Платон | Проблематика универсальных форм мышления; диалогичность познания; конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни |
Аристотель | Целевая детерминация развития человека; функциональный подход к душе; уровневая структура души |
Стоики | Способы совладания с жизненными кризисами |
Эпикурейцы | Категория случайности в психической жизни; психотерапевтическая позиция в отношении страха смерти |
Плотин | Явление самосознания |
Гален | Обнаружение роли нервной системы |
5. Развитие психологических идей в рамках философии Нового времени (рационализм, эмпиризм, ассоцианизм). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) стоит у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики. Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве, он придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Признавал индуктивный метод для верного познания. Но все же Бэкон скептически оценивал возможности человеческого познания. Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Закончил этот переход Рене Декарт (1596-1650). Декарт – дуалист, рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибут идеального – мышление, атрибут материального – протяженность. Рассматривает сознание как предмет психологической рефлексии. Заявленная им проблема отношения психического и физического («Психофизическая проблема» Декарта) решается в мировой науке до сих пор. Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б.Спинозы (1632-1677). Он предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Спиноза решает психофизическую проблему в духе единства, а также создает теорию аффектов. Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В.Лейбниц (1646-1716) (гипотеза «предустановленной гармонии»). Т.Гоббс (1588-1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса – эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям, не имеющее собственных функций). Дилемма рационализма-эмпиризма. Рационалисты (Декарт, Спиноза, И.Кант, Лейбниц) были уверены в том, что абстрактное знание невозможно вывести из опыта. Предполагалось наличие в психике некоторых врожденных форм мышления или «идей». Эмпиристы (Т.Гоббс, Д.Локк) считали, что все знание может быть выведено из опыта. Д.Локк (1632-1704) интересовался вопросом формирования сознания человека опытом. По Локку опыт может быть получен из ощущения или из рефлексии. Ассоцианизм (18 в.) воспринял учение Локк и преобразовал его. Д.Гартли (1705-1757) – представитель материалистического ассоцианизма – развивал учение о психике как о продукте деятельности мозга. Психическое включает в себя: ощущения, идеи ощущений, аффективные тона. Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвецкий, П.Гольбах, Д.Дидро – французские материалисты-просветители – разделяли взгляд на психику как конфигурацию ощущений, возникших на внешние воздействия на организм, которые постепенно усложняются по принципу ассоциаций, образуя потом внутреннего опыта. Противоположную позицию относительно сущности ассоциаций занимали идеалистические ассоцианисты Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм (1711-1776). Источник душевной жизни не мозг, а сознание.
Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания | |
Ф.Бэкон | Апология индуктивного метода познания, классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы»), сознание как предмет психологии |
Декарт | Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия, рефлекторный принцип функционирования тела, регуляторная функция психики, мышление – центр психической жизни |
Спиноза | Психофизическая проблема: решение в духе единства, классификация познавательных процессов, классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим – удовольствие, неудовольствие, желание |
Лейбниц | Психофизическая проблема: решение в духе единства, введение проблематики неосознаваемого познания |
Гоббс | Психика как эпифеномен, разработка понятия ассоциации |
Рационалисты/эмпиристы | Дедуктивный и индуктивный способ познания |
Локк | Теория преобразования сенсорного опыта в понятия, интроспективный метод, разработок законов ассоциаций |
Д.Гартли | Механистический ассоцианизм: ассоцианизм – субликаты нервных связей в мозге. |
Элементы сознания:
Процессы сознания:
Основоположник структурализма
Эдвард Титченер (1867-1927)
Уильям Джеймс (1842-1910)
Вильгельм Вундт (1832-1920)
У. Джеймс выделяет два типа состояния феноменов сознания:
Устойчивые
Изменчивые, быстро преходящие
Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением.
Поток сознания – движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний
Процессы сознания делятся на два больших класса:
Непроизвольные
Произвольные
Опыты Вундта.
С помощью метронома, прямое назначение которого задавать ритм при игре на музыкальных инструментах, хорошо демонстрируются оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания. Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Стоял запрет на подсчет звуков, и испытуемому приходилось отвечать на вопрос одинаковой ли длины или разной были звуки?
Вундт обнаружил важный факт, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции. Главным в его методе была попытка избежать «ошибки стимула», то есть смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Результатом его атомистского подхода стала книга «Очерки психологии» со списком из 44000 элементарных ощущений.
Способность к укрупнению единиц обнаруживается в простейших перцептивных процессах и в мышлении.
Мера объема сознания – ряд из восьми двойных ударов( или из 16 отдельных звуков).
Акты апперцепции – организация единицы более высокого порядка, а именно понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков.
Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения.
Каждое ощущение обладает рядом свойств(атрибутов):
Качество (зрительные, слуховые, обонятельные и т.п.)
Интенсивность, протяженность (т.е. длительность)
Пространственная протяженность (есть у зрительных ощущений, но отсутствует у слуховых)
Объективные элементы сознания – ощущения, с описанными их свойствами.
Субъективные элементы сознания:
Удовлетворение – Неудовольствие
Возбуждение – Успокоение
Напряжение – Разрядка
Эти пары – независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.
7. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм (Дж.Уотсон, б.Ф.Скиннер) и необихевиоризм (э.Толмен). Поведение как предмет психологии
Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.
Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.
Бихевиоризм и необихевиоризм Бихевиоризм – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Эдварда Торндайка, который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. Учение И.П. Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева также оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания». Отец бихевиоризма – Джон Уотсон (1913 год, манифест «Психология глазами бихевиориста»). Задача психологии, по его мнению, в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель – в создании средств контроля над поведением. Основной механизм поведения – связь между стимулом и реакцией (S -> R). Экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Уотсон сочетал демонстрацию ребенка пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм и т.п.) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившихся в детстве.
Последователь Уотсона Э. Газри ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции. Б. Скиннер разделил классический (пассивный) рефлекс И.П. Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Он ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.
В начале 1930-х годов появились попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Эдвард Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». Т.е. поведение – это функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Толмен ввел понятие «когнитивной карты» — целостные структуры представления мира. Наличие доказывается экспериментом: крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху, а использует целостное представление об устройстве лабиринта.
В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.
23. 3. Кризис интроспективной психологии.
Интроспективный подход к изучению сознания возник в идеях Декарта. Декарт считал сознание чем-то отделённым от материального мира, замкнутым в самом себе и самодетерминированным. Он считал, что сознание конкретного человека неповторимо, уникально и изучить егоможет только сам субъект посредством самонаблюдения т.е. интроспекции.
Т. о. Сознание оказалось полностью закрыто для объективного исследования.
Кроме этого интроспекция как метод была не удовлетворительна по следующим причинам:
в эксперименте могли участвовать только специально обученные люди
невозможность проверки результатов
Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.
Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития науки. Преобразование представлений о природе и развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, приложения психологических знаний, в том числе экспериментальных методов к различным областям науки и практики — медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшихся до этого бесспорными. Эти выступления были свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории, которая покоилась на ложно основанном субъективно-идеалистическом представлении о психике. Собственно в этом и состояла причина кризиса психологии. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в.
Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII —XIX вв. Характерно, что каждое из новых направлений выступало по преимуществу против какого-либо одного из ее аспектов. Так, Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции с требованием объективного подхода, но уже не к явлениям сознания, непосредственно не доступным объективному наблюдению, а к поведению. Французская социологическая школа явилась протестом против индивидуализма ассоцианистической психологии с идеями о социальной природе человеческой психики и о ее качественном изменении в процессе исторического развития общества. Другую интерпретацию эти идеи (о зависимости психики от общества) нашли в духовно-научной психологии В. Дильтея и затем Э. Шпрангера. Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология — большое течение, имеющее ряд вариантов (описательная психология тоже разделяла идеи целостности душевной жизни). Особенно плодотворное влияние имела берлинская школа гештальтпсихологии. Ее выдающиеся представители М.Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин «…создали учение о мышлении и восприятии, основанное на большом количестве конкретных фактов»1, разработали основы экспериментального подхода к проблемам аффектов, воли, потребностей.
Общую характеристику разных направлений периода кризиса дал Л.С. Выготский. Прослеживая судьбу каждого из них, он показал, что «…в начале каждого направления стоит какое-нибудь фактическое открытие… Мы имеем дело с новым фактическим материалом, который приносится в психологию каждым новым направлением»2. Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для
отдельной главы психологии, как писал Л.С. Выготский, каждое направление строило общепсихологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на значение универсальной концепции и мировоззрения. Однако — и это стало историческим фактом — выполнение роли общепсихологической теории оказывалось не по силам каждому из этих направлений, и поэтому неизбежно наступал следующий этап, когда они были вынуждены — за счет чистоты своей концепции — ассимилировать идеи других направлений. После 1925 г. начинается спад бихевиоризма. После переезда основоположников в США (середина 30-х гг.) гештальтпсихология перестает существовать как самостоятельное направление. Психоанализ претерпел преобразования в ряде неофрейдистских теорий.
Процессу распада этих направлений способствовала их взаимная критика, которая помогла быстрее обнаружить внутренние противоречия, свойственные каждому из них (абсолютизация частных наблюдений, недостаточность экспериментов, неадекватная теоретическая интерпретация их результатов).
Такова судьба направлений, возникших в период открытого кризиса в психологии. Общий итог этому периоду подвел Л.С. Выготский. «Беря все направления,— писал он,— в их исторических границах, во всем том, что они были призваны сделать и что они могли завершить, оставаясь сами собой, я хотел указать на их внутреннюю ограниченность и невозможность выйти за пределы кризиса, преодоление которого все эти направления ставят своей задачей. Очевидно, круг этого кризиса очерчен таким образом, что он вытекает из самой природы того методологического основания, на котором развивается психология на Западе; поэтому внутри себя он не имеет разрешения. Даже те попытки, которые исходят из идеи разрешения кризиса и преодоления тех тупиков, к которым он привел, на самом деле не преодолевают тех трудностей, к которым привели психологию механицизм и витализм. И если бы им представилась возможность в течение 10 лет вести разумное исследование, то через 10 лет оно снова привело бы в тупик уже на более высоком фактическом основании, под другим названием, тупик, который будет переживаться неизмеримо трагичнее и острее, поскольку он будет иметь место на более высокой ступени науки, где все столкновения и противоречия оказываются более острыми и неразрешимыми»1.
Перечисленные направления представляют собой разные варианты общепсихологической теории, пришедшей на смену традиционной. Споры между ними также свидетельствуют о разногласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко
которая заключается, в конечном счете, «…в отрыве сознания от практической деятельности, в которой преобразуется предметный мир и формируется само сознание в его предметно-смысловом содержании; именно отсюда проистекает, с одной стороны, отчуждение этого содержания как «духа» от материального бытия человека, с другой, превращение деятельности в поведение, понимаемое как способ реагирования. Здесь в общем узле сходятся нити, связующие психологию сознания и психологию поведения, психологию поведения и психологию духа; у направлений, представляющихся самыми крайними антиподами, здесь обнаруживается общая основа. Здесь средоточие кризиса, и именно отсюда должно начаться его теоретическое
преодоление»1.
Изменить понимание сознания, объяснить условия порождения и функционирования сознания — вот в чем состояла задача. Ее решение требовало новых методологических ориентиров. Именно по этому пути пошло разрешение кризисных проблем в отечественной психологии.
Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса.