Архетипы личности по юнгу: Архетип (психология) — Википедия – Архетипы Юнга. Тайны души

Автор: | 14.05.2020

Содержание

Архетипы личности по Юнгу — самые распространенные виды

Архетип - примеры архетипов по Юнгу и как найти свой архетип?

В переводе с греческого архетип — это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное бессознательное, унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. Архетипы по Юнгу принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.

теория архетипов

Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.

юнг архетип матери

Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те черты характера, которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, уверенного в себе.
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.

виды архетипов по юнгу

Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

 

Теория личности Карла Юнга. |

  • К.Г. Юнг.
  • Отход от психоанализа.
  • Появление аналитической психологии.
  • Структура личности по Юнгу.
  • Архетипы.

Основатель нового направления «Аналитическая психология» Карл Густав Юнг родился в 1875 году в швейцарском городке Кесвиль в семье пастора. Окончив университет в Базеле, молодой врач около 6 лет проработал в психиатрической больнице Цюриха в качестве помощника известного психиатра Эйгена Блейлера, а начиная с 1910 года Юнг входит в число учеников основателя психоаналитического направления Зигмунда Фрейда.
Довольно скоро Юнг становится одним из самых многообещающих учеников Фрейда и занимает ведущие позиции в психоаналитическом движении.
В период с 1909 по 1913 год, Юнг становится президентом Психоаналитического сообщества и редактором соответствующего журнала.

Отход о классического психоанализа Фрейда.

В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.
И хотя, в общем и целом Юнг остается на позициях психоанализа, его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что и приводит к непримиримым  противоречиям, крайне болезненным для самого Фрейда.

Поводов для принципиального расхождения было два, это новый подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.

Появление аналитической психологии.

Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности и неосознанными импульсивными желаниями, обусловленными животной природой человека, которая неизменно подавляется социальными и этическими установками.

И эта идея только на первый взгляд может показаться странной, ведь в своих рассуждениях Зигмунд Фрейд исходил из вполне рационального осмысления фактов и причин невротического поведения своих пациентов и научной гипотезы о противоречии между естественными животными порывами человека   и требованиями социума.
В учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

В общем и целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо телесных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом Юнгом вовсе не отрицалось явление сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы в равной мере определяются не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг по сути весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

Но при этом, вне всякого сомнения, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

Структура личности по Юнгу.

Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но это только на первый взгляд.
По Юнгу личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Эго — центральная часть сознания которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит так называемые комплексы или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики которые приобрели свойства автономного существования как неких самостоятельных сущностей способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение.
Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из прошлого, которые, ко всему прочему, находились в оппозиции к эго, то есть не могли по каким то причинам быть приняты им, и поэтому, оказавшиеся запертыми в подсознании в виде образов этих ситуаций.

По сути, Юнг утверждал существование чужеродных самостоятельных элементов в сфере сознания личности.
Комплексы подавляются волевыми сознательными усилиями эго, однако без проблем продолжают свое существование вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми при которых они возникли.
Проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода воли человека в значительной степени нарушается и индивид начинает вести себя не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием внутренних причин из прошлого.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение.

По мнению Юнга информация, находящаяся в сфере личного бессознательного может быть осознана личностью.

Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляющее собой вместилище всеобщей памяти человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для осознания в форме образов.

Носителями этого коллективного наследия выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы (первичные модули), которые были ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах но, часто не связанных между собой причинно.
Это означало, что на определенные ситуации люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается например отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
По сути, каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных обстоятельствах.

Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
Эти архетипы также встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

Важнейшие архетипы Юнга.

Считается, что число архетипов в общем должно быть равно количеству типовых ситуаций нашей жизни, что означает неограниченно много. Однако, Юнг выделял некоторое количество самых важных из них, это маска, анима, анимус, тень и самость.

Маска (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
Маска это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас.

Тень. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень двоякой по сути.
С одной стороны она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например направить в творческое русло.

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисно структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются и в личном бессознательном и непосредственно в сознании.
Роль Эго как раз и заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
С другой же стороны, это означает использование Персоны, именно как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

Анима и Анимус. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный с одной стороны с матерью, с другой несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также, представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

Архетип Самость (Я, так как есть). Непроявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл индивидуацией.
Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
Юнг считал, что самоактуализация Самости  весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

Продолжение статьи…

Комментировать через Facebook

Comment

Бессознательные архетипы личности по Юнгу, мужские и женские архетипы

Согласно разным концепциям, 20% в человеке — это сознательное, а 80% — бессознательное. И это врожденные психические структуры, которые обладают огромными ресурсами и имеют очень большое эмоциональное влияние на человека. Они не оторваны от жизни, поэтому можно развивать свои мужские и женские качества, пользуясь их силой, их поддержкой. В том числе, можно пользоваться не только теми архетипами, которые мы рассмотрим, а вообще всеми образами, которые имеют архитепическое значение, начиная от стихий и заканчивая хищниками, дедами морозами и вообще солнцем и луною. И все они укрепляют мужские и женские качества, которые можно инициировать.

Выделяют три круга личности, и мужское получается главное, защищающее. Но с другой стороны, у женского в личности тоже есть очень важная функция — функция вынашивания: это когда вот это мужское, которое защищает, может восполнить внутри личности, внутри женского, свои ресурсы. То есть наша мужская часть (и в мужчине, и в женщине) обращается за поддержкой к женской.

Мандала архетипов Юнга

Это такой инструмент для работы, который уже много лет успешно функционирует. Мандала разделена на 2 части с подструктурами – в мужском начале выделено 7 функций, которые взяты из исследования Брюса Уилкинсона. Женское начало описано на основе исследований Юнга. Каждая мужская функция дополнена соответствующей ей женской. Это соответствие было проверено опытом. И видно развитие каждой функции, очередность и направление. Каждая следующая пара включает в себя предыдущую. То есть если в мужчине, например, достаточно хорошо развит разведчик, то потом он из разведчика может стать защитником, из защитника – кормильцем, из кормильца – генералом.

Что очень важно – это работа со взрослыми частями личности, то есть сформированным взрослым слоем психики. Если детский слой не исцелен, если не произошла сепарация, то при работе детское начало будет капризничать. Сначала нужно поработать с детским слоем.

Архетипы

Для примера можно привести алгоритм работы с образом, например, медведя.

  • сядьте удобно, расслабьтесь, ощутите опору под ногами, закройте глаза, почувствуйте свое дыхание;
  • представьте образ медведя: это может быть любой образ, все, что представится – хорошо;
  • возьмите сколько вам нужно времени, чтобы образ появился сам собой;
  • когда образ появился, рассмотрите его. Как он выглядит? Какого он размера? Какого он возраста по человеческим меркам? На каком расстоянии от вас он находится? Что он делает? Какое впечатление у вас от него? Какие чувства возникают?
  • поблагодарите мысленно этот образ и себя за работу;
  • потянитесь всем телом, сожмите-разожмите кисти рук и откройте глаза.

Если вы вспомните сказку «Маша и медведь», в ней медведь обучает Машеньку фактически быть ему женой: ухаживать за ним, готовить еду, подавать ему тапочки. И детям тоже часто дарят мишек, они их тискают, ходят с ними – это обозначает теплый телесный контакт с отцом.

А теперь ответьте на вопрос: если подумать и представить себе вашего отца, насколько похож или не похож этот медведь на него? Похож ли он на то, как ваш отец вас защищал?

Помните: важно, чтобы тот, кто тебя защищает, еще и остался с тобой в контакте. Ну, например, когда в дом стучатся чужаки, отец может объяснить детям ситуацию и помочь им спуститься в погреб, а может втолкнуть их туда силой. Он, конечно, их защищает, но контакта никакого нет.

Если представился мультяшный медведь без клыков, без когтей, значит, либо контакт настолько нарушен, что хочется дистанцироваться от отца, либо отец слишком мягкий, слабый.

Архетипические пары

Разведчик + Ведьма

Разведчик и ведьма

Разведчик — это познавательная функция, которая начинает развиваться еще в довольно раннем детстве, когда ребенок начинает собирать информацию, учится ее использовать и налаживает контакты с внешним миром. Разведчик – за связи во внешнем мире. Дети, когда начинают расти, везде лезут, особенно мальчики. И мальчику очень важно позволить залезть на все деревья, на которые он только может залезть.

Ведьма же ведает внутренний мир, изучает чувства. Девочка в этом возрасте знает про отношения и про себя больше, чем мальчик. Если брать, например, трехлетних мальчиков и трехлетних девочек, девочки гораздо лучше ориентируются в отношениях, кто кому и почему улыбнулся, а мальчики ориентируются на местности – что где лежит, как куда пройти и т.д. Девочки играют в куклы, в семью, а мальчикам интересны войнушки, разведки и все такое.

Если в мужчине слабо развит разведчик, то его женской части приходится брать все в свои руки, под контроль. И тогда она становится самой настоящей ведьмой из сказки, которая без приглашения пришла и всем все испортила. А разведчик в таком случае будет таким заблудившимся и потерянным. А это, вообще-то, центр самосознания личности, именно здесь формируются цели, контакт со своими чувствами, с внешним миром.

Слабый разведчик также может характеризоваться тем, что попадает под влияние чего-нибудь. И если речь идет о женщине, то она, скорее всего, имела гиперопекающую мать. То есть когда девочка в детстве лезла и развивала своего разведчика, играла с мальчиками, мама ей говорила: «Куда ты полезла, ты же девочка!», «Веди себя хорошо» и прочее. И этой женщине, соответственно, нужно своего разведчика подрастить. Потому что когда он, наконец, поймет что ему делать, ведьма расслабится, и в личности останется гораздо меньше напряжения.

Защитник + Амазонка

Защитник и амазонка

Защитник – это разведчик, который уже понял, куда он идет и что ему нужно. Он защищает личность. Это мальчики, которые уже вырастают, становятся подростками, начинается конкуренция, активный контакт со сверстниками за пальму первенства, проявление себя. И защита очень важна на этом уровне – это границы и автономия.

Амазонка — такой персонаж, который конкурирует не только с женщинами, но и с мужчинами. Защитник, если он не ресурсен, представляется таким убийцей, который машет мечом без разбора, потому что нет вектора, куда направить агрессию.

Нересурсная амазонка очень напряжена. Она не может идти на контакт с мужчиной, она на него зла, ведьма злится в ней очень сильно. Это такое отвержение мужского начала, которое как раз приводит к позиции: «раз так, я все сделаю сама». Именно это происходит при слабом защищающем мужском начале в женщине.

Кормилец + Гейша

Кормилец и гейша

Кормилец включает в себя и разведчика, и защитника. Он отвечает за выживание всей системы. Система – это он и женщина, которая рядом.

Мужская сила уже подросла, ответственность также растет. Мужчина начинает приобретать отцовские качества, хочет заботиться. Если он «в минусе», тогда он становится трудоголиком. Он не в контакте со своей гейшей.

А гейша – это его вторая часть: гедонистка, творческая натура, вдохновительница и сексуальная женщина. Удовольствие, которое гейша дарит мужчине, она ему дарит не ради денег, а потому что любит его. Но она может это делать только когда она сыта. Поэтому, если мы говорим об удовольствии, то очень часто оно включается, когда человек уже накормлен, потому что того, кто не накормлен, интересует только как бы и что поесть.

Кормилец без ресурса – это, в том числе, муж-алкоголик или наркоман. То есть кормилец перенапрягается, потому что он пока не может отдавать, он сам еще должен «есть». И чаще всего у такого мужчины жена — такая сердобольная гейша, она задабривает, она говорит: «Ну давай пойдем на работу, давай тебя устроим, полечим тебя, вот там клиника хорошая есть». В это время ведьма говорит: «Да что это за мужики, вообще никакой поддержки нет!», а амазонка взваливает все на свои плечи и работает на двух работах.

Генерал + Мать

Генерал и мать

На следующем уровне мужчина берет ответственность за жену и становится ей как бы немного отцом. Он приобретает такие несколько женские качества, становится чувствующим, защищающим, понимающим.

Генерал ведет за собой и принимает свою главенствующую позицию. Его отцовская верность помогает пережить все семейные катаклизмы, помогает не опуститься до измены. Генерал – это тот, у кого кто-то есть в подчинении, кто за кого-то отвечает. И только взяв ответственность за жену, мужчина может взять ответственность и за ребенка.

Если женщина начинает приносить большое количество ресурсов в семью, то у нее может не оставаться времени на удовольствия для того, чтобы быть гейшей. А кормилец, когда он в контакте с гейшей, начинает проявляться, перестает страдать работоголизмом, становится свободным художником, но при этом зарабатывает. Тогда гейша расцветает, вырастая к функции жены и матери, и начинает заботиться о себе.

Однако функция жены-матери не только в том, чтобы родить детей. Важно родить их при сохранении главенствующей функции мужа. Важно понимать, что внутри семьи есть такие невидимые границы, которые все равно отделяют мужа и жену от всех остальных. И эти границы должны быть сохранены. Этим и занимается муж-генерал и жена-мать.

Король + Королева

Король – это генерал-отец, который расширил свои интересы. Для него существует не только семья, но и еще что-то вокруг, люди, мир, и этот мир он создает для своей семьи. Мужчина становится отцом роду, народу, в лучшем случае, в максимальном развитии этой функции появляется родовое сознание. Королева помогает королю, она также может указывать и управлять.

Целитель + Фея

Целитель — это мастер, путеводитель, это ведающий человек, он сохраняет, исцеляет, спасает. Фея дарит и преобразует.

Дух + Богиня

И последние стадии – это божественное мужское и божественное женское. То, что вдохновляет, направляет, развивает, благословляет.

Архетипы личности и как они работают — Психология эффективной жизни

Предлагаю поговорить о том, что такое архетипы личности и почему важно иметь о них представление. Начну с двух историй. На первый взгляд они схожи: их героиням удалось справиться с конфликтами, длившимися несколько лет. Но дело в том, что в этих ситуациях к успеху привели прямо противоположные стратегии!

Случай первый: архетип Любовник

Женщина работает бухгалтером. В своей организации она не единственный специалист — там существует целый отдел бухгалтерии. И у этой бухгалтерии имеется, если можно так выразиться, «экзистенциальный враг» в лице одного из государственных фондов. По неизвестной причине каждый контакт бухгалтеров с фондом заканчивается пресловутым выходом из зоны комфорта. Обязательно нервы, конфликт, отрицательные эмоции, преодоление.

Во время диагностики я выявил у женщины наличие в непроявленном виде архетипа Любовник. Тут надо пояснить: я занимаюсь вопросами профориентации для взрослых, для чего пользуюсь концепцией архетипов американки Кэрол Пирсон. В ее интерпретации наличие архетипа Любовник означает, что у человека, помимо прочего, имеется потенциал дипломата, миротворца. Или, выражаясь по-модному, медиатора, фасилитатора и т.д.

Что значит, если архетип в непроявленном виде? Это значит, что какие-то особенности своего поведения клиент не осознает. Это значит, что они целиком обусловлены областью бессознательного. Если продемонстрировать человеку некоторые закономерности в ряде его поступков, то первой реакцией станет удивление: «Ого, как я раньше этого не замечал!»

Закономерности поведения могут укладываться в шаблоны. Архетип Любовник — это один из них. Осознав свои шаблоны, дальше клиент начинает задумываться о том, как применить их с пользой для себя. Именно таким было домашнее задание, которое клиентка получила от меня. В ближайшие две недели после диагностики ей в порядке эксперимента предстояло осознанно применять выявленный шаблон в каких-нибудь ситуациях. И женщина выбрала для эксперимента как раз ситуацию с государственным фондом.

Как это было? Впоследствии клиентка рассказала, что настроила себя на то, что очередной ее поход в фонд пройдет тихо-мирно. Так и получилось. Впервые за долгие годы все прошло без помех. Она с ходу смогла сдать отчетность, среди сотрудниц фонда даже нашлась милая девушка, которая помогла ей исправить на ходу какую-то ошибку. Женщина была в шоке. Рассказала коллегам, те ответили, что это всего лишь счастливая случайность.

Уверен, что найдутся люди, которые объяснят финал истории не наличием у клиентки способностей дипломата, а всего лишь эффектом ожидания (эффектом Розенталя). Мол, раз женщина настроилась на положительный результат, то его и получила.

На самом деле создатель теории архетипов Карл Густав Юнг изучал совпадения между психическим и физическим задолго до Роберта Розенталя. У него даже была по этому поводу любопытная концепция синхронистичности. Но, углубляясь в нее, мы уйдем далеко в сторону. Чтобы показать, что не все можно списать на эффект ожидания, уместнее рассказать второй случай.

Случай второй: архетип Бунтарь

Во втором случае имелся конфликт с отцом. Тот ушел из семьи, когда клиентка была еще подростком. Спустя более чем 15 лет отношения с ним оставались крайне сложными.

На диагностике у женщины выявился архетип Бунтарь. Его рецепт успеха противоположен Любовнику. Если шаблону Любовника близка философия кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»), то Бунтарь предпочитает идти напролом, чужие чувства его не волнуют. Интересно, что сразу семь проявлений Бунтаря заявили о себе на следующий день после диагностики. Произошедшее в дальнейшем экспериментом не было, все получилось спонтанно.

Итак, через месяц или два у клиентки случается счастливое событие: она выходит замуж. Почему бы не использовать это как повод для примирения с отцом? Он был приглашен на свадьбу. Как вы понимаете, положительных ожиданий было более чем. Вопреки Розенталю они совсем не помогли: отец обещал приехать, но обманул. Выходка родителя обернулась скандалом во всю ивановскую, который клиентка закатила своему отцу по скайпу. Наша героиня скандала не хотела, но сдержаться не могла. Это была такая ссора, после которой люди рвут отношения навсегда.

Удивительнейшим образом отношения с отцом после скандала… наладились. Родитель вдруг проникся к дочери уважением, стал даже консультироваться с ней по профессиональным вопросам — чего представить прежде было просто невозможно.

Вновь вопрос: как объяснить произошедшее? Вроде бы напрашивается ответ, что финал был продиктован обстановкой. Мол, к одному человеку надо подходить с кнутом, а к другому с пряником. Однако подобные рассуждения в попытках объяснить нечто через внешние факторы парадоксальным образом льют воду именно на мельницу теории архетипов.

Индивидуальность и шаблоны

Посудите сами. Вот два утверждения:

  • «Человек добился успеха, потому что применил (сознательно или нет) сильные стороны своего архетипа-шаблона».
  • «Человек добился успеха из-за внешних факторов, которые он не контролирует (эффект ожиданий, случайность, особенности ситуации)».

Оба эти утверждения — на самом деле об одном и том же. О том, что на жизнь человека влияет некая внешняя по отношению к нему сила, которую следует учитывать, подстраиваться под нее. Которая ограничивает тем самым субъектность человека. Древние люди называли эту силу богами. А Юнг называл ее… архетипами.

Как он это объяснял? Через концепцию синхронистичности, о чем я уже упоминал. Эта концепция выходит далеко за пределы психологии, поэтому здесь не место и не время ее обсуждать. Зафиксируем пока что главное.

По Юнгу, люди — разные. Причина того, что люди разные, — в существовании архетипов. Будучи разными, люди могут добиваться одинаково успешных результатов с помощью разных методов. Тому есть множество примеров, в том числе классических.

В Казани на льнокомбинате работали две передовые ткачихи, Шакирова и Лаврентьева. У Шакировой был проактивный подход к рабочему процессу: она считала, что любые неблагоприятные ситуации надо заранее предупреждать. А Лаврентьева исповедовала реактивный метод: никакой профилактикой не занималась, но, если что-то шло не так, быстро реагировала на проблему. При этом обе были одинаково успешны, фото обеих висели на доске почета. Заставлять обеих менять подходы к организации труда было совершенно бесполезно.

Наблюдая за ткачихами, будущий корифей советской психологии Евгений Климов создал концепцию «индивидуального стиля деятельности», по которой защитил диссертацию в 1959 году. Суть концепции в том, что люди разные. Это открытие было совершено независимо от Юнга.

Казалось бы, сейчас я пытаюсь доказывать очевидное. Ну, это же очевидно, что люди разные? Абсолютно нет. Идея Климова об индивидуальных стилях прижилась в спорте высших достижений, где на кону большие ставки. А вот до массового рынка она до сих пор не дошла.

Массовое профессиональное обучение в мире все еще построено на том, что люди одинаковые. Что существуют универсальные для всех эффективные методы выполнения той или иной работы. Что можно написать книжку с универсальными рецептами того, как стать миллионером, и каждый сможет разбогатеть по этому шаблону (этой иллюзией увлекался небезызвестный Наполеон Хилл).

В 1920–1930-е годы в Советском Союзе всех заставляли в одинаковом ритме двигать пилой и махать кувалдой — это уже творчество Алексея Гастева из ВЦСПС. Сейчас говорят, что наследие Гастева необходимо обновить. То есть существенного прогресса в понимании того, что люди разные, не произошло.

На самом деле важно запомнить: если вы хотите быть успешными, надо искать те шаблоны, которые подходят под ваши психологические особенности. Конечно, 7 млрд шаблонов по количеству живущих на Земле людей создать нельзя. Но сформировать 5–15 шаблонов, более-менее учитывающих индивидуальность, — абсолютно реальное дело.

Психотипы vs архетипы

Догадливый читатель скажет: «Подождите! Сейчас вы говорите про психологические типы! При чем тогда здесь архетипы?»

Отвечаю: психологические типы соотносятся с архетипами, как форма и содержание. Юнг был поклонником философии Иммануила Канта. Последний считал, что существуют непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), которые проявляют себя через так называемые феномены. Здесь архетип — это «вещь в себе», а психологический тип — это феномен.

Если проследить, каким образом Юнг придумал известную пару психологических типов «экстраверты/интроверты», бросается в глаза, что в ее основе лежит противопоставление архетипов Персона и Тень. 16 психологических типов знаменитого опросника MBTI представляют собой комбинации составных частей архетипа, который Юнг называл Четверицей (Quaternity).

Со временем, когда Джеймс Хиллман призвал отказаться от противопоставления архетипов и архетипических образов, ряд юнгианцев начали смешивать архетипы с психологическими типами. Но изначально это было задумано именно как содержание (ноумен) и форма (феномен).

Из этого логично вытекает следующий вопрос: зачем забивать себе голову архетипами, если есть психотипы? Подтверждаю: если ваша жизнь стабильна, изменений в психотипе нет, то забивать голову архетипами — совершенно лишнее!

Однако есть одна неприятная новость: со временем ваш психотип меняется. Эта новость доставляет массу негативных ощущений. Ведь вы наверняка уже хорошо изучили себя, привыкли к своему характеру, приспособились к шаблону поведения. И вдруг это все перестает работать. Проверенные годами, испытанные средства оказываются бесполезными. Что происходит? Вы не понимаете. У вас начинается паника.

Чтобы понять, что происходит и почему, надо разбираться уже не в форме, а в содержании. Не в классификации психотипов, а вообще в сути явления. Поэтому в данном случае без учения об архетипах уже не обойтись.

Каково участие архетипа в этом процессе? Как это сказывается на вашей жизни? Насколько часто это происходит? На эти вопросы я отвечу в другой раз (https://psy.systems/post/arxetip-lichnosti-vinovnik-vozrastnogo-krizisa).

 

От редакции

Чтобы понять учение Карла Юнга, его нужно читать! Одна из самых известных его работ — «Очерки по психологии бессознательного». Мы прочли ее за вас и выделили ключевые идеи: https://psy.systems/post/karl-gustav-yung-jcherki-po-psixologii-bessoznatelnogo.

Соционика как самостоятельная система типологии личности выросла на почве учения Юнга. Об основах соционики рассказывает типировщик Надежда Дубоносова: https://psy.systems/post/kak-podobrat-kluch-k-lubomu-osnovy-socioniki.

За несколько десятков лет своего существования соционика успела заметно эволюционировать. О новейших тенденциях этого направления можно прочесть в книге Тимура Процкого «Современная соционика»: https://psy.systems/post/timur-prockij-sovremennaya-socionika.

Понимать, что мы разные, — это одно. Совсем другое — понимать, как эти отличия влияют на нашу коммуникацию. Преподаватель риторики и консультант в области психологии общения и публичных выступлений Ирина Мухитдинова объясняет, как психологические особенности проявляются в общении: https://psy.systems/post/kak-nashi-psixologicheskie-osobennosti-vliyaut-na-obschenie.

Архетипы Юнга. Тайны души — Альтернативный взгляд Salik.biz

Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы. Все архетипы произрастают из сферы бессознательного — мира инстинктов. Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству. Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

— Salik.biz

Архетипы Великого Отца и Великой Матери.Архетипы Великого Отца и Великой Матери.

Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию. Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.


Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся. Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше. Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

Рекламное видео:

При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер. Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия. В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

Власть над архетипами

Осмысление сути архетипов дает власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Это – возможность для осознанного выбора, что есть — проявление индивидуальности. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.

Мандала — символ архетипа Самости.Мандала — символ архетипа Самости.

Основные архетипы Юнга

В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

Основные архетипы Юнга:

— Эго;


— Анима и Анимус;

— Тень;

— Персона;

— Самость.

Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

Эго или «Я»

Эго – центр сферы сознания в психике человека. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром. Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.

Эвридика в символическом образе Анимы — души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.Эвридика в символическом образе Анимы — души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

Анима и Анимус

Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женском. Юнг называет это образом души. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности. Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи. Мужское — может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.

Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом. Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.

Архетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.Архетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.


При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе. Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

Тень

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику. Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст»Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст»

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Или, проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища. Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.

Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

Персона

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – светлый аспект личности. С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.

Социальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности.Социальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности.

Самость

Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.

Символическое изображение двойственной природы всего проявленного.Символическое изображение двойственной природы всего проявленного.

Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины — Анимуса.

В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.

Символическое изображение акта спасения души — Анимы.Символическое изображение акта спасения души — Анимы.

Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

Елена Захарченко

Архетипы по Карлу Юнгу

Теория Карла Юнга об аналитической психологии

Учение Карла Юнга об аналитической психологии раскрыло содержание структуры личности человека, которая по мнению ученого включает в себя три взаимосвязанных элемента:

  • сознание или Эго;
  • бессознательное;
  • коллективное бессознательное.

Согласно теории Юнга первый элемент – сознание человека, или как его еще называют Эго, является индивидуальной психологической структурой, включающей в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения человека, которые способствуют тому, что человек получает способность к осознанию себя как личности и регуляции собственной сознательной деятельности.

Второй элемент – индивидуальное бессознательное, по мнению Юнга включает в себя имеющиеся у человека инстинкты, способствующие выживанию человека. Помимо инстинктов, бессознательное включает в себя комплексы, являющиеся определёнными проявлениями в сознании человека в виде возникающих у него доминирующих идей и вследствие этого оказывающими определённое влияние на поведение человека и его образ мышления.

Также в состав бессознательного входят «бессознательные комплексы» и эмоционально заряженные мысли и чувства, которые ранее были вытеснены из сознания человека.

Еще одним элементом личности человека Юнг считал коллективное бессознательное, являющееся общим для всех людей, живущих на земле и по мнению автора проявляющееся как воздействие космической силы на жизнедеятельность человека.

Именно воздействие коллективного бессознательного является наиболее глубоким и описывается ученым как основной структурный элемент личности человека, состоящий из всего накопленного человечеством культурно –исторического опыта, находящего свое отражение в психике человека в форме унаследованных им архетипов.

Общее понятие об архетипах личности человека

Определение 1

Согласно теории Юнга архетипы личности – это врожденные психологические факторы, первичные идеи существования личностных особенностей человека.

Другое определение архетипов личности звучит так: «Психические прообразы, которые с одной стороны обуславливают предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, а с другой стороны проявляются в коллективных идеях, мифах и сказках, образах и теориях человечества.

Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека.

Ученым были выделены следующие архетипы:

  • архетип Матери;
  • архетип Отца;
  • архетип Персоны;
  • архетип Анимуса;
  • архетип Анимы;
  • архетип Тени;
  • архетип Самости.

Рассмотрим и содержание более подробно:

  1. Архетипы Матери и Отца являются своеобразными обобщенными образами всех матерей и отцов, которые жили и живут на планете земле за все время ее существования. Данные архетипы способствуют формированию у человека определенных отношений к женщине и мужчине соответственно.
  2. Архетип Персоны или Маска, служит для формирования публичного образа человека, с целью определения своего социального статуса и того впечатления, которое человек хотел бы производить на ближайшее окружение. При этом истинная сущность человека остается скрытой. Основной целью данного архетипа является формирование способности человека налаживать эффективное взаимодействие с окружающими людьми в повседневной жизни.
  3. Архетип «Анимы» выражается в формировании чувственного образа женщины, который присутствует в сознании мужчины. Именно данный архетип помогает мужчине определить свои предпочтения при выборе спутницы жизни, распознать именно ту женщину, которая больше всего ему подходит. Также данный архетип характеризует присутствующую внутри каждого мужчины психологическую женщину. Свое проявление данный архетип имеет в виде ярких и неконтролируемых эмоций, капризов, возникновении иррациональных чувств.
  4. Архетип Анимуса — это чувственный образ желанного мужчины, который способствует определению предпочтений женщины и в тоже время представляет собой внутреннего психологического мужчину, который живет в душе женщины. Проявлениями данного архетипа у женщины выступают такие качества как стойкость, упрямство в отстаивании собственной точки зрения, уверенности в своих силах и собственной правоте.
  5. Архетип Тени находит свое выражение в скрытой от глаз окружающих людей, а порой и самого человека теневой стороне личности. Данный архетип включает в себя различные социально неприемлемые мысли и страсти человека. Однако следует отметить, что при правильном направлении энергии Тени он может выступать в качестве основного источника творческой активности человека.

Важнейшим из архетипов, выделенных Карлом Юнгом сам ученый считал архетип Самости. По мнению Юнга, данный архетип является центральным образованием личности человека, который выступает в качестве объединяющей силы для всех элементов психики человека. Именно благодаря его существования и проявлению в психике и жизнедеятельности человека все эти системы находятся в единстве, что в свою очередь обеспечивает единство личности, ее равновесие и стабильность. Именно архетип Самости способствует целостности личности и интеграции сознательного и бессознательного в психике человека.

Замечание 1

Благодаря существованию данного архетипа человек воспринимает себя как целостное существо со всеми проявлениям поведения и осознает неоспоримость воздействия на развитие собственной личности как со стороны сознания, так и бессознательных проявлений психики.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что архетип является врожденной тенденцией, которая находится внутри коллективного бессознательного и определяет содержание психической жизни человека.

Благодаря существованию определенных архетипов личности осуществляется процесс определения содержания деятельности человека, которое соответствует поведенческим стратегиям, существовавшим у предыдущих поколений со времен зарождения общества в целом.

Архетипы Юнга ℹ️ определение в психологии, описание типов и подтипов в теории о коллективном бессознательном, характеристика и символика, список мужских и женских архетипов

Список и характеристика архетипов Юнга в психологии

История создания

Теория об архетипах людей появилась следующим образом. Несмотря на дискуссионный характер работ Фрейда, группа его коллег решила проработать основные понятия.

История создания теории

Со временем некоторые исследователи отошли от психоанализа для поиска новых подходов к характеристике людей и их типологии. Самым выдающимся среди них был Юнг.

Начинающий ученый уделял много внимания анализу влияния динамических учений. Однако, в отличие от коллег, он придерживался мнения, что бессознательное является большим, чем подавление сексуального возбуждения.

Его описание архетипов личности по-другому называется аналитическая психология. По мнению ученого, происхождение рассматриваемых им образов уходит вглубь истории человеческой эволюции.

Еще одна причина разногласия между Юнгом и Фрейдом — первый не хотел объяснить сексуальность как преобладающую силу в структуре личности. Он считал, что либидо — диффузная творческая жизненная сила.

Коллективное и личное бессознательное

По мнению Карла Юнга, личное бессознательное включает в себя воспоминания и конфликты, в свое время подавленные. Трактовал он этот термин и как чувственные впечатления, неотмеченные в сознании из-за недостаточной яркости.

Архетипы юнга

Можно сказать, что версия ученого похожа на содержание теории Фрейда. Однако он пошел дальше своего учителя и сделал акцент на комплексах, выносимых индивидуумом из прошлого.

Пример следующий: человек, у которого психологический комплекс власти, расходует свою психическую энергию на деятельность, взаимосвязанную с этой темой. Аналогичное поведение наблюдается у человека, находящегося под опекой матери или отца.

После формирования комплексы влияют на поведение и мироощущение человека. По мнению Юнга, мужчины и женщины обладают уникальным бессознательным, доступным для самосознания персоны.

Говоря кратко, архетипичность и тень считаются частью коллективного бессознательного. Архетипы являются врожденными идеями или воспоминаниями, предрасполагающими людей к восприятию и реакции на события привычным для них образом.

Примеры архетипов

Юнг выделяет женский и мужской человеческий психотип. Также он говорил, что существуют подтипы «Мудрец», «Ребенок» и «Герой». В его классификацию входит «Смерть», божество Солнца, Бог. Выделяют следующие примеры архетипов:

 список архетипы
  • Анима — она является неосознанной женской частью мужской личности.
  • Анимус — он считается бессознательной мужской стороной женского эго.
  • Персону принято считать социальной ролью человека, проистекающей из общественного ожидания и процесса обучения ребенка.
  • Тень — проявление бессознательной противоположности утверждаемого человеком в сознании.
  • Самость является воплощением гармонии и целостности, которая регулирует центр личности.
  • Бога принято считать конечной реализацией психологической действительности, проецируемой на реалии внешнего мира.

Согласно Юнгу, все архетипы связаны с тенденциями выражать мысли определенного типа по отношению к соответствующим объектам или жизненным ситуациям. К примеру, ребенок воспринимает аспекты актуальных характеристик матери.

Дополнительные характеристики

Типы и тени архетипы людей

Ученый выделял такой типаж как «Искатель». Это рискованный человек, и по натуре он является исследователем. Это самореализующаяся личность, которая ценит свободу.

Архетип «Мудрец», по версии Юнга, является мыслителем и философом. Это персонификация житейской мудрости и человеческой зрелости. Его отличительная черта — склонность давать окружающим людям советы.

«Герой» по характеру воитель. Он старается доказывать людям свою значимость за счет отваги и решения трудных ситуаций. Своими действиями он пытается улучшить окружающий мир.

Характер «Бунтаря» отличает склонность к мятежности и удивлению окружающих людей. По натуре он революционер и иконоборец.

Примеры архетипов

У типажа «Волшебник» хорошо развита интуиция. Он способен отыскать что-то необычное в любых событиях, происходящих в жизни. Такой архетип привлекает внимание людей за счет обаяния и харизмы.

Отличительные черты «Славного малого» — прямолинейный характер. Люди ценят его за надежность и практичность. Человек, относящийся к подобному типажу, больше всего боится, что его не примут в новый коллектив.

«Любовник» постоянно ищет новые романтические отношения. Он склонен жить эмоциями.

Типажи Ведьмы и Шута

Типажи Ведьмы и Шута

Психологи выделяют архетипичные образы ведьмы и шута. Мифологический тип ведьмы является инстинктивным прообразом, символизирующим потребность в изучении мира.

Люди, принадлежащие к этому типажу, интересуются эзотерикой и религией. Увлекают их и тайны бытия. Они предпочитают окружать себя оберегами, а также носят татуировки и амулеты. Носители подобного архетипа отличаются хорошей интуицией.

Входит в архетипы и тени по Юнгу и подтип «Мэри Поппинс» (это светлая сторона образа ведьмы). Такой типаж продемонстрирован в фильме «Муза». Подобный тип не способен хитрить и руководить другими людьми.

Отличительная черта архетипа «Шут» — способность к креативному мышлению и нестандартному взгляду на вещи. Теория Юнга, которую использует психология и философия, включает множество подтипов, но только типаж шута легко относится к жизни.

Этот типаж отличает импульсивность и некоторая спонтанность в совершаемых действиях. Из-за свойственной «Шуту» игривости представители других архетипов могут обвинить его в инфантильности и отсутствии желания взрослеть.

Первообразы Маска и Тень

Первообразы Маска и Тень

Название архетипа «Маска» в переводе с латинского языка обозначает «личина» или «публичное лицо». Другими словами — это вербальный вариант проявления человека в рамках отношений с окружающими людьми.

Маска является символом проигрываемых человеком ролей. При этом учитываются существующие социальные функции.

Согласно восприятию Юнга, она служит цели произведения впечатления на окружающих людей или утаивания от них своей сущности, насколько это доступно. Этот первообраз требуется человеку, чтобы ладить с окружающими в повседневной жизни.

Архетипы Юнга, список которых обширен, используются психологами с учетом следующего момента: подтип «Маска» наделен значимостью. За счет него человек становится поверхностным и пребывает в отчуждении от эмоционального опыта.

Мнимый типаж «Тень» является противоположностью «Маски». Это темная сторона человеческих душ (люди склонны ее подавлять). Положительная черта такого подтипа — его способность быть источником жизненной силы.

Согласно концепции Юнга, основной функцией эго является корректирование направления энергии такого архетипа. Также происходит обуздание негативной стороны человеческого характера.

Психологический подтип Бог

Архетипический концепт продолжила разрабатывать Шинода Болен. Она изучала женскую и мужскую архетипичность в такой науке, как мифология. Ученая выделяла следующие подтипы:

Психологический подтип Бог
  1. Зевс — волевой и уверенный в себе типаж.
  2. Гадес — отстраненный, тихий и загадочный подтип.
  3. Аполлон — зрелая и рациональная личность, которая действует, руководствуясь здравым смыслом.
  4. Гефест — трудолюбивая и сильная личность.
  5. Дионис — увлекающийся и неконфликтный подтип.

Что касается богов-женщин, ученый выделял сильную и рискованную «Артемиду». «Афина» является мудрой и волевой. При необходимости она способна отбрасывать эмоции и анализировать имеющиеся факты.

Тип «Афродита»

«Афродита» является чувственной и нежной личностью. «Тюфе» считается противоречивым человеком, стремящимся объять необъятное. Такому подтипу может помешать неспособность к предусмотрению последствий совершаемых действий.

Типаж «Геката» считается великим мистификатором. Люди, относящиеся к этому типу, склонны к изучению оккультных практик.

Каждый индивид сочетает несколько конкурирующих архетипов. Они управляют носителем, оказывая влияние на определение области интересов и направления деятельности.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *