Конфликтогены это в психологии: Конфликтогены — катализаторы конфликтов. Как их избегать

Автор: | 15.10.1979

Содержание

Конфликтогены — катализаторы конфликтов. Как их избегать

Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

 

Рассмотрим особенность конфликтогенного поведения и основные способы его преодоления.

 

 

 

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

 

  • открытое недоверие;
  • перебивание собеседника;
  • принижение значимости его роли;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность в суждениях;
  • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

 

Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

 

  • Слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.
  • Слова-оскорбления: негодяй, подонок, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.
  • Слова-угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь» и др.
  • Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка и др.
  • Слова-сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай» и др.
  • Слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.
  • Слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и др.
  • Слова-обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват» и др.
  • Слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и др.

 

Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.

 

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

 

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

 

 

 

 

Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов: 1) стремление к превосходству; 2) проявление агрессивности; 3) проявление эгоизма.

 

Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов.

 

 

 

1. Стремление к превосходству

 

Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

 

  • прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;
  • снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Вы умный человек, а поступаете…» и др.;
  • хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях. Обычно это в среде людей, «таких же, как я», вызывает вполне очевидное раздражение, ибо среди равных не терпят превосходства;
  • излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа «я уверен», «я считаю», «однозначно», «вне сомнения» и др. Использование таких утверждений обычно вызывает у оппонента желание усомниться в этом либо опровергнуть данное безальтернативное утверждение;
  • навязывание своих советов. Когда собеседник навязывает свое мнение в виде советов, у окружающих в большинстве случаев возникает желание сделать все наоборот, а не следовать им. Советующий в данном случае, заняв позицию превосходства, как правило, достигает обратного эффекта — недоверия и желания поступить иначе. Более того, не
  • следует, видимо, забывать, что совет, данный в присутствии других, чаше всего воспринимается как упрек;
  • перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление поправить другого. Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его, что его мысли более ценные, чем мысли других.

 

Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может, хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

 

 

 

2. Проявление агрессивности

 

Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо, ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

 

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

 

Не следует забывать, что, во-первых, человек с повышенной природной агрессивностью конфликтен, является как бы ходящим конфликтогеном; во-вторых, человеке абсолютно нулевой агрессивностью, не обладающий «здоровой злостью», чтобы добиться цели, и желанием превзойти своих оппонентов, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.

 

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Это могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген.

 

По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует, в свою очередь, еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.

 

 

 

3. Проявление эгоизма

 

Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает— «я».

 

Проявление «махрового» эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

 

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению.

 

Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

 

 

 

 

Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.

 

 1. Преодоление стремления к превосходству

 

Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:

 

  • предоставлением собеседнику возможности почувствовать свою значимость и компетентность в ваших глазах;
  • сознательным принижением собственных достоинств;
  • осознанным пониманием того, что скромность — это, пожалуй, единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чувство превосходства над другими.

 

 

 

2. Сдерживание агрессии

 

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью.

 

В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.

 

Для снятия психической напряженности в виде повышенной агрессивности к окружающим можно использовать следующие способы:

 

  • Пассивный способ заключается в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. Психотерапевтический эффект такой разрядки огромен, поскольку с помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Более того, когда мучительно больно, психотерапевты рекомендуют, не стесняясь кого-либо, плакать, ибо со слезами происходит удаление из организма особых ферментов — спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему. Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях; мужчинам же не свойственно жаловаться и тем более плакать. Однако периодически (хотя бы раз в год) специалисты рекомендуют это делать (естественно, вне наблюдения окружающих), ибо это сохранит потенциал психического здоровья.
  • Активный способ психологической разрядки заключается в двигательной активности. Установлено экспериментально, что адреналин, как постоянный спутник напряженности, способен «сгорать» во время физической работы. Эффективна здесь любая физическая нагрузка: от занятий спортом (бег, теннис, волейбол, плавание и т.д.) до работы, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа топором или пилой, копание земли и т.п.)
  • Логически-психологический способ погашения агрессивности состоите понимании того, что для улучшения своего настроения и самочувствия крайне важно сменить направленность мышления. Когда человек дает себе команду «Я не должен об этом думать», — он только и делает, что думает именно об этом (известный сюжет о «белой обезьяне»). Бороться со своим воображением — значит тушить костер с помощью бензина. Вот почему не следует думать о людях нам неприятных, о завистниках и должниках, ибо, думая о них, мы невольно становимся «несчастными без посторонней помощи». Какая же может быть здесь рекомендация? Она следующая: важно не «не думать» об этом (о плохом), а думать о другом (о хорошем, позитивном, жизнеутверждающем). Нелишним будет напомнить известный принцип успеха, который гласит успеха добивается тот, кто мыслит категориями успеха.

 

Таким образом, логическое «докапывание» до сути явления, т.е. понимания того, что, отгоняя от себя неприятные агрессивные мысли, мы повышаем свою агрессию, приводит нас к важному выводу: нужно быть очень осторожным к тем мыслям, которые преобладают в нашем сознании, ибо они — начала наших поступков.

 

3. Преодоление эгоизма

 

Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это конечно же касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими.

 

Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать.

 

Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье).

 

Суть трех подходов состоит в том, что, делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. Итак, себе, но через другого. Это и есть, пожалуй, тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.

Конфликтогены виноваты

или Как вести себя при конфликте

 

Слово «конфликтоген» означает «способствующий конфликту»

 

В нашей жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто. Более половины конфликтов возникает помимо желания их участников. Про такие конфликты говорят: «Случайно поссорились». В этом виноваты так называемые конфликтогены.

 

Конфликтогены
Это слова, какие-то действия или вовсе бездействие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Конфликтоген лишь может привести к конфликту. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему.

 

Коварная суть конфликтогенов
Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Афоризм: «Женщины не придают значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». Этим грешим все мы. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

 

Эскалация конфликтогенов
Гораздо большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов (от лат. sсаlа – «лестница» – нарастание, усугубление конфликта). Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
 

Приведем в качестве примера одно наблюдение.
В автобус вошла девушка – стройная и симпатичная. Двигаясь по проходу, она случайно толкнула мужчину средних лет. «Ну ты, корова!» – отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала.
 

Рассмотренный конфликт относится к числу тех, когда участники его стали таковыми без всякого желания: ни один из них, садясь в автобус, не предполагал конфликтовать. Как видно, ни грубиян, ни решительная попутчица не смогли оставить без внимания действия другой стороны. Каждый из них употреблял сильные конфликтогены.
 

Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следующим образом: получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, чем у соперника, поэтому для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

 

Схема возникновения конфликта
Первый конфликтоген → более сильный ответный конфликтоген → еще более сильный ответный конфликтоген → … → конфликт. Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов, которая приводит к конфликту.

 

Наиболее часто встречающиеся конфликтогены в отношениях между людьми
•  Действия: влез без очереди, не уступил место, доставил неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу) и не извинился, воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора.
•  Слова, интонация – самые сильные конфликтогены. Например, один собеседник перебивает другого, повышает на него голос или поправляет его, тем самым показывая: мои мысли более ценны, чем мысли других, и надо слушать исключительно меня.
Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Успокойтесь» (это не только не успокаивает, но и, наоборот, раздражает), «Не нервничайте», «Что вы нервничаете? Нервные клетки не восстанавливаются», «Не обижайтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете…». Конфликтогеном является и снисходительный тон.
Прямые проявления превосходства: приказы («Прекрати меня злить!», «Замолчи», «Не советую тебе меня злить»), угрозы («Ты еще пожалеешь», «Я этого не забуду», «Земля круглая»), насмешки («очкарик», «лопоухий», «мямля», «тупой»), оскорбления («дурак», «бестолочь», «лентяй»), сравнения («как свинья», «как попугай»), обвинения («Из-за вас все испортилось», «Это ты во всем виноват»).
• Слова, показывающие недоверие: «Вы меня обманывали», «Я вам не верю», «Ничему не верю из того, что вы говорите», «Вы не разбираетесь». Слова, выражающие отрицательное отношение: «Я не хочу с тобой разговаривать», «Ты мне противен». Слова-долженствования: «Вы обязаны», «Вы должны».
Категоричность, безапелляционность – проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном. Например: «Я считаю», «Я уверен», «Так и не иначе». Вместо них безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что…». Слова, выражающие категоричность: «никогда», «всегда», «никто», «все» и т. п. Например: «Вы никогда не идете навстречу», «Вечно вы отлыниваете от работы».
Навязывание советов, нравоучения. Например: «Мой тебе совет – сделай, как я тебе сказал». Навязывание своего мнения, советов зачастую воспринимается собеседником негативно, и у него возникает желание сделать все наоборот, особенно если это происходит на глазах у других людей. Ведь совет, данный в присутствии других людей, воспринимается как упрек. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства. Помните, что совет следует давать только в тех случаях, когда вас об этом попросят.
Это неполный перечень конфликтогенов.

 

Правила бесконфликтного взаимодействия
1. Конфликтогены нужно знать «в лицо». Стоит избегать употребления конфликтогенов. Помните, что всякое неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы вы, услышав подобное?
2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Постарайтесь прекратить взаимный обмен конфликтогенами. Если этого сразу не сделать, то потом будет практически невозможно, так как сила конфликта возрастает. В общении нужно действовать по принципу «Если не я, то кто же?». Подобное поведение будет способствовать ограничению влияния разрушительных конфликтогенов.
3. Проявляйте эмпатию к собеседнику. Существует понятие, противоположное понятию «конфликтоген». Это благожелательные посылы в адрес собеседника, которые могут поднять ему настроение: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т. д.

 

Советуем прочитать:
• Прикладная конфликтология : хрестоматия / авт.-сост. К.В. Сельченок. – Минск : Харвест, 1999. – 624 с. – (Библиотека практической психологии).
• Шейнов, В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. – М. : АСТ ;  Минск : Харвест, 2012. – 512 с.
Эти и другие книги по психологии вы найдете в отделе гуманитарной литературы ОЮБ им. И.П. Уткина.

Составитель – О.В. Коренкова, заведующая отделом психологии.

Управление конфликтогенами: что вы можете сделать

Автор: Федор Андреевич Kyзин, профессор, член-корреспондент Международной академии психологических наук.

 

Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

Рассмотрим особенность конфликтогенного поведения и основные способы его преодоления.

 

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

  • открытое недоверие;
  • перебивание собеседника;
  • принижение значимости его роли;
  • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
  • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
  • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
  • постоянное навязывание своей точки зрения;
  • неискренность в суждениях;
  • резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;
  • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

 

Основными конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

  • Слова, выражающие недоверие: «вы меня обманываете», «я вам не верю», «вы не разбираетесь» и др.
  • Слова-оскорбления: негодяй, подонок, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.
  • Слова-угрозы: «мы еще встретимся», «я вам это припомню», «ты еще пожалеешь» и др.
  • Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка и др.
  • Слова-сравнения: «как скотина», «как свинья», «как попугай» и др.
  • Слова, выражающие отрицательное отношение: «я тебя ненавижу», «я не хочу с тобой разговаривать», «ты мне противен» и др.
  • Слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и др.
  • Слова-обвинения: «вы все испортили», «вы обманщик», «ты во всем виноват» и др.
  • Слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «все», «никто» и др.

 

Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал пользоваться конфликтогенами в виде слов.

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

 

Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов: 1) стремление к превосходству; 2) проявление агрессивности; 3) проявление эгоизма.

Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов и как управлять этими конфликтогенами.

 

1. Стремление к превосходству

Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

  • прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;
  • снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: «Успокойтесь», «Не обижайтесь», «Вы умный человек, а поступаете…» и др.;
  • хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях. Обычно это в среде людей, «таких же, как я», вызывает вполне очевидное раздражение, ибо среди равных не терпят превосходства;
  • излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа «я уверен», «я считаю», «однозначно», «вне сомнения» и др. Использование таких утверждений обычно вызывает у оппонента желание усомниться в этом либо опровергнуть данное безальтернативное утверждение;
  • навязывание своих советов. Когда собеседник навязывает свое мнение в виде советов, у окружающих в большинстве случаев возникает желание сделать все наоборот, а не следовать им. Советующий в данном случае, заняв позицию превосходства, как правило, достигает обратного эффекта — недоверия и желания поступить иначе. Более того, не
  • следует, видимо, забывать, что совет, данный в присутствии других, чаше всего воспринимается как упрек;
  • перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление поправить другого. Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его, что его мысли более ценные, чем мысли других.

Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

 

2. Проявление агрессивности

Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Не следует забывать, что, во-первых, люди с повышенной природной агрессивностью конфликтны, являются как бы ходящими конфликтогенами. Во-вторых, человек с абсолютно нулевой агрессивностью, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Конфликтогенами могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген.

По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.

 

3. Проявление эгоизма

Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает «я».

Проявление «махрового» эгоизма обычно выступают сильными конфликтогенами для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению.

Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

 

Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.

 

1. Преодоление стремления к превосходству

Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:

  • предоставлением собеседнику возможности почувствовать свою значимость и компетентность в ваших глазах;
  • сознательным принижением собственных достоинств;
  • осознанным пониманием того, что скромность — это, пожалуй, единственный способ преодолеть собственное тщеславие и чувство превосходства над другими.

 

2. Сдерживание агрессии

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью.

В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.

Для снятия психической напряженности в виде повышенной агрессивности к окружающим можно использовать следующие способы:

  • Пассивный способ заключается в том, чтобы выговориться, «поплакаться» кому-то. Психотерапевтический эффект такой разрядки огромен, поскольку с помощью сочувствия, сопереживания вам со стороны наступает облегчение. Более того, когда мучительно больно, психотерапевты рекомендуют, не стесняясь кого-либо, плакать, ибо со слезами происходит удаление из организма особых ферментов — спутников стресса, оказывающих вредное влияние на нервную систему. Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях; мужчинам же не свойственно жаловаться и тем более плакать. Однако периодически (хотя бы раз в год) специалисты рекомендуют это делать (естественно, вне наблюдения окружающих), ибо это сохранит потенциал психического здоровья.
  • Активный способ психологической разрядки заключается в двигательной активности. Установлено экспериментально, что адреналин, как постоянный спутник напряженности, способен «сгорать» во время физической работы. Эффективна здесь любая физическая нагрузка: от занятий спортом (бег, теннис, волейбол, плавание и т.д.) до работы, связанной с нагрузкой при решении бытовых задач (работа топором или пилой, копание земли и т.п.)
  • Логически-психологический способ погашения агрессивности состоите понимании того, что для улучшения своего настроения и самочувствия крайне важно сменить направленность мышления. Когда человек дает себе команду «Я не должен об этом думать», — он только и делает, что думает именно об этом (известный сюжет о «белой обезьяне»). Бороться со своим воображением — значит тушить костер с помощью бензина. Вот почему не следует думать о людях нам неприятных, о завистниках и должниках, ибо, думая о них, мы невольно становимся «несчастными без посторонней помощи». Какая же может быть здесь рекомендация? Она следующая: важно не «не думать» об этом (о плохом), а думать о другом (о хорошем, позитивном, жизнеутверждающем). Нелишним будет напомнить известный принцип успеха, который гласит успеха добивается тот, кто мыслит категориями успеха.

Таким образом, логическое «докапывание» до сути явления, т.е. понимания того, что, отгоняя от себя неприятные агрессивные мысли, мы повышаем свою агрессию, приводит нас к важному выводу: нужно быть очень осторожным к тем мыслям, которые преобладают в нашем сознании, ибо они — начала наших поступков.

 

3. Преодоление эгоизма

Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это конечно же касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими.

Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать.

Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье).

Суть трех подходов состоит в том, что делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. Себе, но через другого. Это и есть тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.

 

Научитесь управлять своими и чужими конфликтогенами изучив курс «Конфликтология»:

Конфликтология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Как реагировать на конфликтогены? — Блог Викиум

Каждый человек имеет собственное мнение и склонен к тому, чтобы защищать свое достоинство. Однако по отношению к собеседнику люди часто не проявляют щепетильности. В связи с этим люди склонны допускать в адрес собеседника оскорбления и неуважение. Большинство людей не пропустят подобное мимо ушей и отреагируют на конфликтоген.


Природа и свойства конфликтогенов

Конфликтогенами называют элементы коммуникации, которые задевают собеседника и приводят к конфликту. К ним можно отнести определенные действия, слова, фразы и речевые обороты. Основной проблемой конфликтогенных ситуаций является то, что некоторые личности просто не замечают, как оскорбляют собеседников или же не предают этому особого значения. Это происходит из-за того, что некоторые теряют бдительность, считая, что ситуация является вполне нормальной, и это сойдет с рук. Однако если собеседник не допускает такого поведения, тогда и происходит конфликт. Данное развитие событий называют эскалацией.

Получив в свой адрес оскорбление, человек старается ответить обидчику, поставить его на место. В связи с этим конфликт нарастает, а собеседники начинают провоцировать друг друга. В психологии рекомендуют избегать конфликтов и не давать ответ на обиду, однако, в действительности сделать это сложно.

Выделяют такие типы конфликтогенов:

  1. Агрессивность — поведенческий фактор, который является результатом неудовлетворения своих желаний в определенной ситуации.
  2. Стремление к превосходству — черта, при которой человек хочет быть лучше других, при этом он всячески обесценивает окружающих.
  3. Эгоизм — качество человека, при котором собственные потребности стоят выше интересов другого человека. Эгоизм можно по праву считать синонимом скрытой агрессии.
  4. Нарушение правил является наиболее популярным видом конфликтогенов. К примеру, когда подростки хотят сделать что-то запрещенное и экстремальное.
  5. Неблагоприятное стечение обстоятельств подразумевает неприятное известие.

Рекомендации по устранению конфликтогенов

Согласно закону эскалации, полностью избежать конфликта не получится. Чтобы научиться взаимодействовать с окружающими людьми, необходимо научиться устранять конфликты. Для этого необходимо:

  1. Нейтрализовать конфликтогены.
  2. Проявить бездействие в общении при возникновении конфликтогенов или же постараться прекратить обижать собеседника в самом начале.
  3. Постараться понять собеседника.
  4. Включать в диалог понятные слова и фразы.
  5. Использовать доброжелательную форму общения в коллективе и относиться ко всем вежливо.
  6. Не давать в присутствии посторонних оценочных рекомендаций собеседнику.
  7. Давать возможность собеседнику проявить себя в диалоге.
  8. Говорить о своих плюсах и минусах без преувеличений и недосказанностей.
  9. Помнить, что скромность является важным достоинством.

Человек должен научиться сдерживать конфликты. Научиться правильно взаимодействовать с обществом и не конфликтовать поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Читайте нас в Telegram — wikium

Конструктивное преодоление конфликтов — Конфликт. Конфликтогены

Страница 2 из 6

 

Конфликт. Конфликтогены

Конфликт — это вариант развития отношений между людьми, острое столкновение противоположных позиций в процессе взаимодействия людей.
Любое нарушение общения может привести к конфликту. Говоря о конфликте, важно иметь в виду несколько вещей. Первое — конфликт не плох и не хорош, он существует. Второе — он необходим практически для всех жизненных процессов. Третье — конфликт выполняет и множество позитивных функций:
1) генерирует энергию;
2) сигнализирует о том или ином неблагополучии в отношениях;
3) стимулирует принятие решений и творческий потенциал человека;
4) интегрирует людей или группу.

Как показывают наблюдения, 80 % конфликтов возникают помимо желания их участников, и значимую роль в этом играют так называемые конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способные привести к конфликту.
В. П. Шейнов выделял три типа конфликтогенов:
1. Стремление к превосходству:
– снисходительное отношение — есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности; конфликтогеном можно считать и снисходительный тон;
– категоричность (безаппеляционность) — проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности с обесцениванием позиции другого человека;
– хвастовство — восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых;
– утаивание или разглашение информации — информация создает иллюзию исключительности ее владельца;
– подшучивание — осмеяние также связано с переживанием чувства превосходства.
2. Проявление агрессивности. Агрессивность может быть:
– экспрессивная — представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся;
– инструментальная — выступает средством достижения какойлибо нейтральной цели;
– враждебная — характеризуется намеренным причинением вреда другому.
3. Проявление эгоизма:
– отождествление — человек легко отождествляется со своей семьей, профессией, и поэтому, если кто-то обидит нашего родственника, возникает чувство, будто обидели нас;
– отчуждение — все, что находится за границей, — непонятно, незнакомо, а значит, враждебно и должно быть отвергнуто.
Признаки конфликта:
1. Наличие, существование противоположных позиций.
2. Столкновение противоположных позиций. Типы конфликтов:
1. Внутриличностный. Противоположные позиции сталкиваются в самом человеке, в его сознании, душе, внутри его личности.
2. Межличностный. Конфликт между двумя людьми с различными позициями.
3. Межгрупповой (групповой). Конфликт между группами людей с различными точками зрения.
4. Конфликт между личностью и группой. Такой конфликт всегда и очень быстро перерастает либо в межличностный, либо в межгрупповой, а иногда даже во внутриличностный.
Классификация конфликтов Мортона Дойча:
1. Подлинный — результат столкновения интересов, например борьба за право обладания чем-либо или различное отношение к каким-то жизненным ценностям.
2. Случайный (условный) — характерен для ситуаций, где сформировалось реальное противоречие, которое без труда устраняется, но люди,
«зацикленные» на нем, этого не видят.
3. Смещенный — отличается тем, что реальное противоречие проявляется в каких-то не связанных с его содержанием отношениях.
4. Скрытый (латентный) — представляет собой ситуацию, когда противоречие существует, но не осознается людьми.
5. Ложный — конфликт возникает без реального столкновения интересов, так сказать, «из любви к искусству».
Этапы конфликтов:
1. Скрытое столкновение — конфликтная ситуация.
2. Открытое столкновение — инцидент.

Конфликтная ситуация. Инцидент

Конфликтная ситуация — социальная ситуация или психическое состояние, когда сталкиваются в противоборстве друг с другом несколько противоположных склонностей или тенденций.
Стадии конфликтных ситуаций:
– стадия появления предмета (причины) конфликта;
– стадия поляризации мнений (позиций).
Причины конфликтов:
1. Производственные — связаны с той конкретной деятельностью, которую человек осуществляет.
2. Социальные — связаны с тем, что каждый член группы занимает в ней определенную позицию («играет роль»).
3. Личные (личностные) — связаны с представлением людей о жизни, добре, зле, справедливости.
4. Финансовые — связаны с возможностями для материального обеспечения.
Действия людей в ситуации, когда нарушен баланс интересов, подчиняются определенным законам:
– закон совокупного действия: психология коллектива — не есть сумма психологий всех его членов;
– закон «критической массы»: чем меньше критическая масса пострадавших интересов, тем более она взрывоопасна.

Отличительной особенностью стадии поляризации мнений является то, что здесь происходят все основные события, определяющие интенсивность и степень напряженности конфликтной ситуации в целом. Эта стадия очень динамичная, стадия действий.
Для того чтобы определить, переросла ли конфликтная стадия в стадию поляризации мнений, необходимо проанализировать существующие мнения и отнести их к одной из групп.
Первая группа:
– прямое полное согласие — основное мнение;
– прямое частичное согласие;
– опосредованное полное согласие;
– опосредованное частичное согласие.
Вторая группа:
– прямое полное несогласие — основное мнение;
– прямое частичное несогласие;
– опосредованное полное несогласие;
– опосредованное частичное несогласие.
Последний этап конфликта — инцидент. Он происходит в том случае, если в ходе конфликтной ситуации:
а) не предпринимались действия по разрешению конфликта;
б) действия по разрешению конфликта оказались безрезультатными.
Для возникновения инцидента необходимы три обязательных условия:
1) конфликтная ситуация, завершившая свое развитие;
2) повод к инциденту;
3) достаточное количество участников.
Сценарии развития инцидента приводят к трем возможным ситуациям:
1. Ситуация вновь становится контролируемой и управляемой.
2. Конфликт возвращается на уровень конфликтной ситуации, т. е. на уровень скрытого столкновения позиций, оставаясь неразрешенным.
3. В ходе инцидента порождаются новые конфликтные ситуации со своими собственными предметами и участниками.

Стратегии разрешения конфликта

Компромисс — путь взаимных уступок, путь обмена уступками, путь поиска промежуточных решений, устраивающих обе стороны. Попытка уравнять «выигрыши и проигрыши».
Примеры случаев, когда следует использовать стиль компромисса:
1) обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
2) вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому, что это более экономичный и эффективный путь;
3) вас устраивает временное решение;
4) идя на уступку, вы стремитесь получить хоть что-то, не желая потерять все;
5) удовлетворение вашего желания имеет не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов.
Готовность удовлетворить желание другого в ущерб себе.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль приспособления:
1) вас не особенно волнует случившееся;
2) вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, а также чувствуете, что хорошие отношения гораздо важнее;
3) у вас мало власти и шансов одержать победу;
4) вы полагаете, что другой может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниями, даже если оппонент совершает ошибку.
Конкуренция (соперничество) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, настоять на своем любыми средствами: силой, манипуляциями или интригами.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:
1) исход очень важен для вас, и вы делает ставку на свое решение возникшей проблемы;
2) вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
3) решение необходимо принять быстро, и у вас есть достаточно власти для этого;
4) вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
5) вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
6) вы не хотите, чтобы люди поняли, что вы находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой;
7) вы должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Избегание (уклонение) — этот подход реализуется в тех случаях, когда вы просто уклоняетесь от разрешения конфликта, т. е. конфликт игнорируется.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль уклонения:
1) затрагиваемая проблема и ее исход не столь важны для вас;
2) вы не хотите тратить силы на решение проблемы или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;
3) у вас мало власти для решения проблемы;
4) вы хотите выиграть время, может быть для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;
5) вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью;
6) вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией;
7) пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию;
8) вы вынуждены общаться со сложным человеком, но при этом у вас нет серьезных мотивов продолжать контакты с ним.
Сотрудничество — активное участие в разрешении конфликта и отстаивание своих интересов, при этом учитываются и интересы другого человека.
Примеры случаев, когда следует использовать стиль сотрудничества:
1) у вас тесные длительные отношения с другой стороной и вы склонны к совместной работе с участником конфликта в дальнейшем;
2) вы не озабочены различиями во власти или готовы проигнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы;
3) вы готовы сконцентрировать все свое внимание на решении общей проблемы, а не на защите собственного мнения;
4) оцениваете конфликт как незначительный;
5) вы способны воспринимать партнера без предубеждений, готовы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.
Люди часто разжигают конфликты и, похоже, с удовольствием в них участвуют. Причин стремления к выяснению отношений со всеми и каждым может быть несколько. Так, Т. Добсон и В. Миллер разделили всех людей на несколько категорий по признаку того, как последние воспринимают конфликты:
1. Увеличители. Как истинные паникеры, они выходят за рамки непосредственного конфликта, увеличивая его до огромных размеров.
2. Неверновоспринимающие. Они видят конфликт там, где его нет. Они понимают конфликт неверно.
3. Демонстративные. У людей данного типа выражено желание привлекать к себе внимание окружающих. Даже при отсутствии каких-либо оснований они могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
4. Педантичные, или Сверхточные. Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем с позиции завышенных требований. Характеризуются повышенной тревожностью, не могут расслабиться, часто подозрительны.
5. Ригидные (негибкие, непластичные). Отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.
6. Неуправляемые. Отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения. Часто не способны себя контролировать. Не оценивают последствия собственных действий.
7. Застревающие. Особенность данного типа заключается в том, что у них какая-либо сильная эмоция задерживается надолго. Злопамятные или мстительные люди.
8. Рационалисты. Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент.
9. Безвольные. Их отличительная черта — отсутствие собственных убеждений. Орудие в руках лица, имеющего на них влияние.
Кроме того, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Как показывает опыт общения, наиболее «трудными» оказываются резкие, грубые, открыто агрессивные люди.
Для выбора адекватного способа обращения необходимо учитывать различия между типами «трудных» личностей.
«Грубиян-танк» идет напролом. Наилучшее, что можно сделать, — это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то заранее установите пределы, дальше которых вы не пойдете, несмотря на все его давление, и во время общения сохраняйте эмоциональную сдержанность.
«Грубиян-крикун» — немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, так как это единственный способ утихомирить «крикуна» подобного типа. К этому типу примыкает «граната» — довольно мирный человек, который совершенно неожиданно может взорваться, когда чувствует, что теряет контроль над ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому
человеку возможность контроля, и этим успокоить его.
«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. Самое простое — зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.
Тип «всезнайка» — постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним — считаться с его мнением (нередко он и вправду бывает компетентен).
«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит.

Один из наиболее сложных типов — это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Лучше не рассчитывать на таких людей при выполнении каких-то важных задач.
«Сверхпокладистый» — чаще всего это человек, который очень хочет всем нравиться и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Большую часть обязательств, при всем старании, он выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его возможность исполнить данные обещания и уточнять сроки их выполнения.
«Жалобщики» всегда на что-нибудь сетуют, но сами ничего не делают для решения проблемы, так как считают себя не способными ни на что или не хотят брать на себя ответственность.
«Молчуны» — такие люди спокойны, немногословны и невозмутимы.
Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
«Нерешительные», или «стопоры» — лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться.
«Максималисты» — те, которые хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости.
«Невинные лгуны» — те, кто заметает следы серией обманов так, что невозможно понять, во что верить, а во что нет.
«Ложные альтруисты» делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.
В основе разрешения любой конфликтной ситуации лежит умение общаться конструктивно.
Эффективно помогают преодолевать затруднения в общении со многими «трудными» партнерами следующие универсальные приемы:
1) установите контакт с вашим оппонентом;
2) после того, как вы почувствуете, что данный человек труден в общении, соотнесите его с известными вам типами «трудных» личностей;
3) учитывайте возможность собственной необъективности;
4) сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не попадите под влияние эмоционального заряда и мировоззрения оппонента;
5) в процессе общения выявите аргументы оппонента и, по возможности, проверьте их реалистичность;
6) используйте приемы общения, дающие выход эмоциям;
7) развивайте контакт, держите ситуацию под контролем, постепенно создавайте совместное поле деятельности;
8) расширяйте совместный подход к делу и используйте его для выработки соглашения.

 



Конфликты: понятия, виды, их классификация и особенности. Конфликтогены — Психология в медиации — Каталог статей

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит  конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация —  это представления человека о  существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте — его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях.
Предмет конфликта —  объект, субъект или явление,  явившиеся причиной возникших противоречий.
Позиция в конфликте – выраженное словами желание каждой из конфликтующих сторон.

Причины возникновения конфликтов:

— Распределение ресурсов. Это практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
— Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов.
— Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения участников  отношений.
— Различия в способах достижения целей.  Люди могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
— Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
— Различие в психологических особенностях.. Эти различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов.

Этапы конфликта:

1. Конфликтная ситуация – противостояние мнений, взглядов сторон, когда еще обсуждается конкретный предмет конфликта.
2. Собственно конфликт – активное противоборство и столкновение интересов сторон. Конкретный  предмет конфликта уходит на задний план, привлекаются другие аргументы.
3. Расширяющийся  конфликт – в процесс втягиваются другие участники.
4. Всеобщий конфликт – большое количество участников или целые группы.

Классификация видов конфликтов:

По действию на функционирование сторон:
— конструктивные;
— деструктивные.

По содержанию:
— реалистические;
— нереалистические.
По характеру участников
— внутриличностные;
— межличностные;
— между личностью и группой;
— межгрупповые.

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Основные последствия  таких конфликтов:

1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности, например.
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основные последствия таких  конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Конфликтогены – это слова и поступки людей, унижающие достоинство другого человека и провоцирующие тем самым возникновение деструктивных конфликтов. Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдает конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Поэтому, для предотвращения деструктивных конфликтов, важно уметь их отслеживать и отказываться от использования  в  отношениях.
Закон эскалации конфликтогенов: на конфликтоген в свой адрес человек старается ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Основные типы конфликтогенов:
— стремление к превосходству;
— проявления агрессивности;
— проявления эгоизма;
— нарушение правил;
— неблагоприятное стечение обстоятельств.

Правила  освобождения от деструктивных конфликтов

— откажитесь от  использования конфликтогенов в общении
— избегайте отвечать конфликтогеном на конфликтоген
— старайтесь понять позицию собеседника
— просите прощения за свои ошибки
— замечайте и чаще говорите приятное окружающим

Стратегии поведения и конструктивные способы  разрешения конфликтов

Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.

Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.

Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.


Правила управления конфликтом:

1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
2. Доброжелательное, уважительное отношение.
3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач.
6. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
7. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
8. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.

Стадии конструктивного разрешения конфликта

1. Признание наличия конфликта
2. Договоренность о процедуре разрешения.
3. Описание конфликта выявление интересов сторон.
4. Возможные способы разрешения конфликта (не менее 3).
5. Выбор наиболее приемлемого решения.
6. Воплощение принятого решения в жизнь.
7. Оценка реализации решения.
8. Закрепление конструктивных действий положительным поощрением.

Конструктивные приемы разрешения конфликтов:
 
1. Конкретность    (обсуждаем  поведение),
2. Вовлеченность в процесс,
3. Коммуникация (не уходим, пока не договоримся),
4. Честная игра (соблюдение общих правил)

Конфликты и способы их решения реферат по психологии

1. Понятие конфликта и его социальная роль. Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными. 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту. Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом: КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. 2. Классификация конфликтов В научной литературе существуют различные классификации конфликтов, на мой взгляд, наиболее оптимальным является подразделение: по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения. По объему конфликты подразделяют на: • внутриличностные; • межличностные; • между личностью и группой; • межгрупповые. Внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности ( потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.) Межличностный конфликт – вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и, стремиться сгладить возникающее противоречие в самом его начале. «Собеседники» более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива. «Мыслителям» свойственна позиция «Пускай думает, что он победил!». «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. «Мыслитель» хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем «собеседник». В общении «мыслители» предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокая. Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Так, «мыслители» более всего чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. «Практику» важнее единство практических исходов, целей совместной деятельности. «Собеседники» остро реагируют на оценку эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше. 4. Причины конфликтов. У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что- то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда: — достаётся за то, что ты не несешь ответственности; — тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен; — награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя? — тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства? — ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли? — перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления. — за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться. Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый. Следующая схема позволяет понять, почему 80% конфликтов возникают самопроизвольно: БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ ЕЩЕ БОЛЕЕ ПЕРВЫЙ ОТВЕТНЫЙ СИЛЬНЫЙ ОТВЕТНЫЙ … КОНФЛИКТ КОНФЛИКТОГЕН КОНФЛИКТОГЕН КОНФЛИКТОГЕН Первый конфликтоген часто появляется ситуационно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов…и вот уже конфликт налицо. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов: • стремление к превосходству; • проявление агрессивности; • проявление эгоизма. Объединяют все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или на достижение каких-то целей. Кратко рассмотрим конфликтогены каждого типа. Стремление к превосходству: прямые проявления превосходства: приказания, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм; снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности; хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, желание «поставить на место» хвастуна; категоричность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, например «Я считаю», «Я уверен»; навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просит. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства; перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать. Проявление агрессивности: природная агрессивность. Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходячим конфликтогеном». Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы. Ситуационная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение или самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген. Проявление эгоизма: слово «эгоизм» имеет корнем латинское слово «ego», обозначающее «Я». Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами; ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов. Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них. Вот примеры тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции: — вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения; — решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого; — вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять; — вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования; — вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и вас достаточно полномочий для этого шага. Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Стиль уклонения. Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на её решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Типичны ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения: — исход не очень важен для вас или вы считаете, что настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы; — у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности; — вы хотите выиграть время; — ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас; — у вас мало власти для решения проблемы; — вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему. Стиль приспособления. Он означает, что вы действуете с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не существен для вас. Он не подходит, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами. Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: -вас не особенно волнует случившееся; -вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; -вы понимаете, что правда на вашей стороне; -у вас мало шансов победить; -вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям. Стиль сотрудничества. Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выбрать приемлемые компромиссы. Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: — решение проблемы очень важно для обеих сторон, и ни кто не хочет полностью от него устраниться; — у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; — у вас есть время поработать над возникшей проблемой; — вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны; — обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, что на равных искать решение проблемы. Обе стороны должны затрать на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях. Стиль компромисса. Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях. Типичные случаи: — обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы; — вас может устроить временное решение; — вы можете воспользоваться временной выгодой; — другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; — удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель; — компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели все потерять. Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, вам следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов. В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

Психосоциологический анализ конфликтогенного лидерства Михая Пуйу :: SSRN

Международная конференция «Образование и творчество для общества, основанного на знаниях — социальные и политические науки, коммуникация, иностранные языки и связи с общественностью», 2012 г., Университет Титу Майореску, стр. 46-50

Добавлено: 14 марта 2013 г.

Дата написания: 12 марта 2013 г.

Аннотация

Повседневное социальное пространство, от образования до политического и экономического, находится под прямым влиянием лидеров на всех уровнях организационной должности.Стресс и тревога, которые все еще оказывают постоянное давление на человека, могут усугубляться плохим лидерством, типом конфликта. Несмотря на то, что этот процесс отбора скоро будет отброшен, он еще далек от того, чтобы изменить и добавить к нему слабые места образования в современном обществе. Исследование представляет собой способ определения типа личностного конфликта, во-первых, с точки зрения феноменологических дальнейших экспериментальных и социальных проблем в повседневной жизни, с которыми они сталкиваются. чаще в содержании таунхауса.Это тонкое поведение, изоляция, отказ от общения, защитное поведение в стрессовых ситуациях, некомпенсированные и противоречивые реакции.

Ключевые слова: конфликт, межличностные отношения, социальная модель, идентичность, адаптация

Рекомендуемое цитирование: Предлагаемое цитирование

Пуйу, Михай, Психосоциологический анализ конфликтогенного лидерства (12 марта 2013 г.).Международная конференция «Образование и творчество для общества, основанного на знаниях — социальные и политические науки, коммуникация, иностранные языки и связи с общественностью», 2012 г., Университет Титу Майореску, стр. 46-50, доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract = 2232032