Культурно историческая психология: Культурно-историческая психология

Автор: | 15.09.1970

Содержание

Культурно-историческая психология

«Культурно-историческая психология» — международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.

Интервью с главным редактором

Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757. Дата регистрации 17.11.2016.
ISSN (печатная версия): 1816-5435
ISSN (online): 2224-8935
Объединённый  каталог «Пресса России»: 18024
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2005 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals. ru

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.


Международный научный журнал «Культурно-историческая психология» совместно c Международным летним университетом для аспирантов и молодых учёных ISCAR (МГППУ) открывает возможность молодым исследователям в области культурно-исторической психологии пройти экспертизу дизайна своего исследования (research design review).

Журнал Культурно-историческая психология — рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрировано в установленном законом порядке как средство массовой информации.

Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.

Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.

Сайт издания: На сайте издания в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (cостав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.

Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ– 0.391 (дата обращения: 23.05.2017).

Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 37 специалистов – кандидатов или докторов наук (либо обладателей иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятых проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.

Публикации в журнале «Культурно-историческая психология» являются бесплатными для авторов.


 


Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.

Журнал включен в российские и международные базы данных:

В 2006 году журнал получил официальный статус аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).

Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников  в соответствии с Номенклатурой специальностей):

  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)

Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей:

  • Избранные статьи за 2005 и 2006 год (Adobe PDF)

Научная значимость журнала «Культурно-историческая психология» заключается в развитии традиции культурно-исторической психологии в контексте  мировой психологической науки, консолидации интеллектуальных сил профессионального сообщества и содействию обсуждений философских, методологических, исследовательских, методических проблем современной культурно-исторической, деятельностной, социокультурной психологии.

Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, методологов и историков науки, философов разносторонней и всеохватывающей профессиональной информацией методического, теоретического характера в области культурно-исторической, деятельностной психологии как в России, так и зарубежом.

Главными целями журнала являются:

  • Консолидация научно-профессионального сообщества в России и за рубежом в решении задач изучения, сохранения и творческого развития наследия культурно-исторической психологии, среди основателей которой были выдающиеся психологи – Л.С. Выготский, Х. Вернер, Ж. Пиаже и др.

  • Обеспечение отечественных и зарубежных психологов актуальной и полной профессиональной информацией методического, теоретического и методологического характера в области культурно-исторической психологии.

  • Стимулирование вклада молодых ученых в развитие фундаментальной проблематики и практических приложений культурно-исторической психологии.

  • Обеспечение профессионального сообщества практикоориентированной информацией о возможностях применения идей и методов культурно-исторической психологии в различных областях психологии, педагогики и общественной жизни.

  • Активизация межотраслевого и международного сотрудничества и интеллектуального обмена в полидисциплинарной области культурно-исторической психологии.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации портала:

Название: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67757 от 17.11.2016

Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Образовательная, научная, информационная (в сфере психологии), реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе
Форма периодического распространения: периодичкское печатное издание, журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные страны
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет

Культурно-историческая психология

Издательство ФГБОУ ВО МГППУ принимает к публикации оригинальные законченные научные и практико-ориентированные работы по актуальным направлениям в различных областях психологии и смежных дисциплин, выполненные в различных жанрах: теоретические и методологические статьи; статьи, описывающие результаты эмпирических исследований; короткие сообщения; обзоры отечественной и зарубежной литературы; комментарии к ранее опубликованным материалам; рецензии на книги; сообщения и отчеты о научных мероприятиях и другие информационные материалы.

Правила публикации рукописей издательства ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО МГППУ) определяют требования к оформлению, научной экспертизе и подготовке к публикации, направляемых в издательство рукописей. Правила позволяют ориентироваться в структуре и содержании опубликованных материалов, а также в характере их использования.

Публикации в журнале «Культурно-историческая психология» являются бесплатными для авторов.

Регламентация отношений «Автор – Редакция – Рецензент – Читатель – Издатель» построена на основе этических принципов, общих для членов психологического сообщества, и правил публикации в международных и отечественных научных периодических изданиях по психологии и смежным дисциплинам, правил подготовки рукописей издательства ФГБОУ ВО МГППУ, а также современных нормативов организации и проведения научных исследований.

Правила указания аффилиации автора и выходных данных журнала:

Для издательства ФГБОУ ВО МГППУ установлен следующий стандарт указания названия журнала «Культурно-историческая психология»:

Русский язык: Культурно-историческая психология

Английский язык: Cultural-Historical Psychology

Транслитерация: Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya

Для авторов журналов издательства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», являющимися  его сотрудниками, установлен следующий стандарт аффилиации при указании организации:

Русский язык
 Полное название: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
 Сокращенное название: ФГБОУ ВО МГППУ

Английский язык
 Полное название: Moscow State University of Psychology and Education
 Сокращенное название: MSUPE

Транслитерация: Federal’noe gosudarstvennoe biudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniia «Moskovskii gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet»

Правила подачи рукописи в журнал:

Журналы издательства ФГБОУ ВО МГППУ принимают не опубликованые ранее в каких-либо печатных или электронных изданиях рукописи. Согласно требованиям автор не имеет права предлагать рукопись в другие издания до решения редакции о публикации.

Статьи подаются в редакцию в электронном виде.

В состав электронной версии статьи должны входить: файл, содержащий текстовую часть статей и табличный материал, и файлы, содержащие иллюстрации.

Если текст статьи вместе с иллюстрациями выполнены в виде одного файла, то необходимо дополнительно предоставить файлы с иллюстрациями. К комплекту файлов должна быть приложена опись в виде файла, в которой должны быть указаны: название журнала, название статьи, фамилия и инициалы автора(ов), список файлов.

Данный перечень документов носит обязательный характер. В случае отсутствия перечисленных ниже документов рукопись не будет рассмотрена редакцией: оригинал текста рукописи, приложения к рукописи, анкета автора, фотография автора, рекомендация рукописи, перевод (подробнее: Пункт 2. 2. «Регламент подготовки и публикации рукописей научных периодических изданий.справочное пособие»).

Для подачи рукописи в редакцию можно воспользоваться одним из следующих вариантов:

  • выслать на адрес электронной почты редакции необходимого журнала полный пакет документов;

  • лично принести пакет документов в редакцию журнала ФГБОУ ВО МГППУ на электронном носителе (CD-диск, флэш-память).

Правила регистрации и рецензирования рукописи

  1. Проверка поданной автором рукописи на соответствие требованиям журнала.

  2. Регистрация рукописи в редакции.

  3. Проверка рукописи в системе «Антиплагиат».

  4. Рецензирование.

  5. Принятие решения относительно публикации рукописи.

  6. Заключение договора с автором.

  7. Предпечатная подготовка рукописи.

Рукопись должна включать в себя следующие разделы: название, фамилию и инициалы автора, сведения об авторе, аннотацию, ключевые слова, текст статьи, список литературы.

Общий объем текста вместе со списками литературы не должен превышать 40 000 знаков (с пробелами).

Подробнее обо всех вышеперечисленных правилах оформления и подготовки статьи смотрите в документе: «Перечень требований и условий для публикации рукописей».

Почтовый адрес редакции: 127051 Россия, Москва, ул.Сретенка, д.29, ком. 209
Секретарь редакции — Мешкова Наталья Владимировна
Телефон редакции: +7 (495) 608-16-27
E-mail: [email protected]

Идеи культурно-исторической психологии Л.

С. Выготского: основа для работы, вдохновение для победы

Л.К. Максимов, К.В. Ивлева, О.П. Меркулова, А.Г. Крицкий

На факультете психолого-педагогического и социального образования в этом году впервые состоится выпуск магистров по программе «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании».

Свою готовность творчески применять идеи классиков отечественной психологии для исследования и развития образовательной практики магистрантка этой программы Ксения Ивлева блестяще подтвердила еще во время обучения. Одним из наиболее ярких свидетельство этому стала победа Ксении во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов им. Л.С. Выготского для педагогов дошкольного образования и студентов-магистрантов.

За время обучения Ксения уже не раз становилась призером в различных номинациях конкурса «Наука-онлайн!», традиционной апрельской научной конференции студентов ВГСПУ и региональной конференции молодых исследователей.

Магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» была открыта кафедрой психологии образования и развития в результате сотрудничества с Московским государственным психолого-педагогическим университетом в рамках проекта «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней».

Ключевая идея этой магистерской программы состоит в ее ориентации на подготовку уникальных специалистов – исследователей, способных изучать и проектировать развитие образовательных систем с позиций культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.

Блестяще защищенные магистерские диссертации подтверждают, что этот замысел удалось реализовать. Исследование Ксении Ивлевой, работа над которым была отражена и в ее заявке на конкурс стипендий и грантов им. Л.С. Выготского, выполнено в рамках договора о сотрудничества с МДОУ № 5 «Улыбка» г. Волжского. В своей диссертации Ксения экспериментально обосновала возможность развития сотрудничества дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности, организованной на основе принципов развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с учетом возрастных особенностей детей.

В реализации магистерской программы наиболее активное участие принимают: Александр Георгиевич Крицкий – руководитель программы, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и развития; Леонид Константинович Максимов – доктор психологических наук, профессор, один из наиболее авторитетных специалистов в области развивающего обучения, ученик В. В. Давыдова; Ольга Петровна Меркулова – доцент, научный руководитель Ксении Ивлевой.

Ссылки по теме

Подразделения: 

Культурно-историческая психология — Психологос

Лев Семёнович Выготский

Предмет: психика, преобразованная культурой

Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

Давид Эмиль Дюркгейм

Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.

Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.

Люсьен Леви-Брюль

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

  • натуральной,
  • культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

Пьер Жане

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» — превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Бережковская Е. Л. Учебник – Образовательная платформа Юрайт.

Для вузов и ссузов.

Курс построен на основе работ Л. С. Выготского «Проблема возраста», «Младенческий возраст», «Кризис первого года жизни», «Ранний возраст», «Кризис трех лет», «Кризис семи лет», «Игра и ее роль в психическом развитии», «Предыстория письменной речи», «К вопросу о многоязычии в детском возрасте», «Орудие и знак в развитии ребенка», «Обучение и развитие в дошкольном возрасте», «Воображение и творчество в детском возрасте», «Мышление и речь» и других, а также на основе современных работ учеников и последователей Льва Семеновича. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов педагогических и психолого-педагогических специальностей (бакалавриат, магистратура, среднее специальное образование), для родителей и будущих родителей. Для широкого круга читателей, интересующихся детским развитием.

Укажите параметры рабочей программы

Дисциплина

Культурно-историческая психология

УГС

44. 00.00 «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»41.00.00 «ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»37.00.00 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Направление подготовки

Уровень подготовки

Культурно-историческая психология — это… Что такое Культурно-историческая психология?

Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология (КИ-психология) — направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях.

См. также

Ссылки

Категория:
  • Культурно-исторический подход в психологии

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Subaru Impreza WRX
  • Ют (значения)

Смотреть что такое «Культурно-историческая психология» в других словарях:

  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. cultural historical psychology) виртуальная (неинституционализированная) отрасль знаний и исследований, которую формально можно считать разделом столь же виртуальной культурной психологии дисциплины, изучающей роль культуры в психической… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культурно-историческая психология (журнал) — Культурно историческая психология Специализация: культурно историческая, деятельностная,социокультурная психоло …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ — см. Культурно историческая психология. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30 е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. При формировании К. и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Культурно-историческая школа — в лит ведении, возникла в сер. 19 в. Филос. основой К. И. Ш. был позитивизм и, в первую очередь, тр. И. Тэна. История, по Тэну, прикладная психология, и, объясняя общие психолог. черты к. л. группы человеч. душ (обществ. психологию), ученый… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Юридико-историческая психология — Направление ЮП, предметом которого является восстановление особенностей различных проявлений юридико психической жизни людей конкретной эпохи и закономерностей их исторического изменения. Психологическая реконструкция исторических форм… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности …   Википедия

  • Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание …   Википедия

  • Психология труда — Психология труда  раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… …   Википедия

  • Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп …   Википедия

Книги

  • Общая культурно-историческая психология, Шевцов А.. Данное исследование посвящено самому общему устройству Культурно-исторической психологии, но при этом является, как и все книги Александра Шевцова, прикладным исследованием, выполненным в… Подробнее  Купить за 627 руб
  • Прикладная культурно-историческая психология, Шевцов А.. Книга продолжает серию, посвященную Культурно-исторической психологии. Том посвящен прикладной работе над собой. «История Культурно-исторической психологии — этоне история моего государства,… Подробнее  Купить за 545 руб
  • Учебник самопознания, Шевцов А. . Учебник самопознания — это прикладной учебник для желающих познать себя. Может быть, это покажется вам неожиданным, но ничего эзотеричного и мистичного в этом учебнике вы не найдете, только… Подробнее  Купить за 528 руб
Другие книги по запросу «Культурно-историческая психология» >>

Первый международный симпозиум по культурно-исторической психологии — Агентство социальной информации

Симпозиум «Актуальные проблемы культурно-исторической психологии» посвящен памяти выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского (1896–1934) и его внучки Елены Кравцовой (1950–2020), основателя Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ.

Научная проблематика симпозиума носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам различных гуманитарных специальностей (психология, философия, методология, социология, культурологи, филология, лингвистика и т.д.).

Специалисты из Испании, Португалии, Бразилии, Канады и России обсудят проблемы культурно-исторической психологии.

Симпозиум пройдет на базе Новосибирского государственного педагогического университета, одним из соорганизаторов и организатором международной трансляции является Благотворительный фонд развития дошкольного образования, ориентированного на ребенка, «Университет детства».

В программе — пленарное заседание, 15 секций, лекции и круглые столы.

Откроется симпозиум 17 ноября в 07.00 (время местное) пленарным заседанием, на котором выступит Хоаким Кинтино-Айрес, директор Института Выготского в Лиссабоне (Португалия) с темой «Л.С. Выготский в теоретической и практической психиатрии». Хосе Мануель Муньос Родригес, декан факультета теории и истории образования университета Саламанки (Испания), расскажет о формировании идентичности в юношеском возрасте в социуме гипер-коммуникаций. Президент и сооснователь Рыбаков Фонда, основатель фонда «Университет детства» Екатерина Рыбакова расскажет о ежегодном всероссийском конкурсе имени Л. С. Выготского, нацеленном на поиск и поддержку творческих специалистов дошкольного образования.

18 ноября участников ждут 15 секций, посвященных культурно-историческому подходу к современным теориям и практикам развития личности, проблематике творчества и одаренности, психологии искусства и др.

19 ноября состоятся круглые столы и лекции.

Ознакомиться с подробной программой мероприятия и зарегистрироваться можно здесь.

Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология — — международная научная издание, предназначенное для профессионалов, особенно интересующихся закономерностями человеческого разработка: психологи, историки и методисты науки, философов, учителей специального образования, антропологов и специалистов в различные области антропологии.

Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-51249. Дата регистрации 20.09.2012.
ISSN (печатный): 1816-5435
ISSN (онлайн): 2224-8935
Подписной индекс «Роспечати»: 18024 (полугодовой) — для физических лиц. абонентов, 18025 (полугодовые) — для организаций.
Периодичность: ежеквартально
Издается с 2005
Полнотекстовая электронная версия доступна по адресу https://psyjournals.ru/kip/

Мы не берем плату любые сборы за подачу или публикацию.

Журнал открытого доступа
Это журнал с открытым доступом. Весь контент доступен для некоммерческих в целях бесплатно для пользователя или его / ее учреждения. Пользователи разрешены читать, скачивать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в других законных целях со ссылкой на источник. Это соответствует определению открытого доступа BOAI.

Условия лицензии:
Все материалы в этом журнале имеют лицензию на условиях Лицензия Creative Commons Attribution — Некоммерческая 4. 0 Международные Лицензия: пользователи могут свободно копировать и распространять материал на любом носителе. или форматировать, ремикшировать, преобразовывать и развивать материал, если они дают соответствующий кредит, дайте ссылку на лицензию и укажите, были ли изменения сделали. Пользователи не могут использовать материалы в коммерческих целях.


Международный научный журнал « Культурно-историческая психология » вместе с 8 th Летний университет ISCAR для аспирантов и молодых ученых открывает возможности для молодых ученые культурно-исторической научной школы получат проект исследования обзор.

Культурно-историческая психология — зарегистрированная рецензируемая академическая журнал.

В журнале публикуются оригинальные статьи, научные обзоры и комментарии.

Процесс проверки: каждая представленная статья соответствует нашим общим Требования проходят процедуру двойной слепой экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными экспертами по тематике рецензируемых материалов. Обзоры Полученные материалы хранятся в издательстве 3 года.В Редакция рассылает авторам рецензии на присланный материал в электронная форма.

Сайт журнала: аннотации, ключевые слова и информация об авторах общедоступен на русском и английском языках для всех опубликованных Материалы, а также доступны полные тексты всех статей. Сайт также предоставляет информацию об Издателе (см. Издатель), Главный редактор редакционной коллегии (см. Редакционная коллегия), Редакционный совет, цели и сфера деятельности, а также контактная информация на русском и английском языках. на английском.

Официальный сайт журнала: https://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ: Журнал зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (см. Публикация в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию о статьях, опубликованных в этом индексе. Двухлетний импакт-фактор публикации в РИНЦ — 0,391 (дата обращения: 23. 05.2017).

Редколлегия / Совет: Редколлегия и Редакционный совет журнала. включает 37 специалистов с разными учеными степенями (кандидат наук, доктор наук или эквивалентной квалификации), занимающихся исследованиями или преподаванием в высшее образование.Список редколлегии и / или редакционного совета список участников публикуется в каждом номере журнала и на его официальном сайте на русском и английском языках с указанием ученых степеней.

Издательские стандарты: Все публикуемые материалы содержат информацию о авторов, их место работы и необходимые контактные данные. Ключевые слова и аннотации на английском и русском языках обязательны при публикации научные статьи на русском языке. Все опубликованные статьи должны содержать ссылку списки составлены в соответствии с правилами публикации, на основании требования, указанные в действующих стандартах.Рекомендации по отправке, рецензирование и публикация рукописей доступны на официальном сайте Журнал.

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки РФ за публикацию докторской результаты исследования.

Журнал имеет различные российские и международные индексации. базы данных:

В 2006 году журнал стал официальным членом Международной Общество культурных и деятельностных исследований (ISCAR).

Объем журнала (согласно перечню научных филиалов) :

  • Психология: 19.00.00
  • Педагогика: 13.00.00
  • Философия: 09.00.00
  • Культурология: 24.00.00

Дайджест на английском языке с выборками из опубликованных статей есть имеется в наличии.

Сайт регистрации СМИ Свидетельство:


Заголовок: Культурно-историческая психология
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-51249, дата регистрации 20.09.2012

Редакционный офис: Россия, Москва, ул. Сретенка, 29 127051
Темы журналов: образование
Форма распространения: периодическое издание, журнал
Языки: Русский
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель: Московский Государственный Университет психологии и образования

Правила подачи, проверки и публикации

· Подчинение руководящие принципы

· Обзор процесса

Кембриджский справочник культурно-исторической психологии | Психология развития

  • Область культурно-исторической психологии зародилась в работах Льва Выготского и кружка Выготского в Советском Союзе более восьмидесяти лет назад, и теперь она создала мощную исследовательскую традицию в России и на Западе.Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии — это первый том, систематически представляющий культурно-историческую психологию как интегративную / целостную науку о развитии разума, мозга и культуры. Основное внимание в нем уделяется неразрывному единству исторически развивающегося человеческого разума, мозга и культуры, а также способов его понимания. Авторы — крупные международные эксперты в этой области, в том числе авторы основных работ о Льве Выготского, непосредственные сотрудники и соратники Александра Лурия, а также известный невролог Оливер Сакс.Справочник будет интересен студентам и ученым в области психологии, образования, гуманитарных наук и нейробиологии.

    • Самый подробный на сегодняшний день отчет о научном наследии российских ученых Льва Выготского и Александра Лурия.
    • Обсуждает взаимодействие между культурно-исторической психологией и другими дисциплинами, как хорошо известными, так и недавно появившимися.
    • Включает заключительную главу о «романтической науке» автора бестселлеров, невролога и ученого Оливера Сакса.
    Подробнее

    Отзывы и подтверждения

    «Какой широкий взгляд на всеобъемлющую тему культуры разума и неврологии. ! Он служит реальной цели как в педагогическом, так и в научном смысле.’ Джером Брунер, почетный профессор Нью-Йоркского университета

    «Любой, кто интересуется идеями Выготского и его наследием, найдет эту книгу богатым источником информации и вдохновения». Майк Коул, заслуженный профессор Калифорнийского университета, Сан-Диего

    «Лев Семенович Выготский был одним из самых выдающихся психологов двадцатого века. Этот превосходный том — достойная дань уважения Выготскому и свидетельство того факта, что его теория «культурно-исторической психологии» жива и здорова и продолжает влиять на многие направления психологии во всем мире.’ Элхонон Голдберг, автор книг The Executive Brain, The Wisdom Paradox и The New Executive Brain

    См. Другие отзывы

    Отзывы клиентов

    Еще не рассмотрено

    Оставьте отзыв первым

    Отзыв не размещен из-за ненормативной лексики

    ×

    Подробная информация о продукте

    • Дата публикации: октябрь 2014 г.
    • формат: твердый переплет
    • isbn: 9780521762694
    • длина: 540 страниц
    • размеры: 254 x 178 x 32 мм
    • вес: 1.1кг
    • содержит: 27 ч / б илл. 2 стола
    • наличие: Есть в наличии
  • Содержание

    Введение: что это за книга и о чем она? Антон Ясницкий и Рене ван дер Веер
    Часть I. Теория:
    1. Знакомство с культурно-исторической психологией Выготского Рональд Миллер
    2. Идея Выготского о психологических инструментах Жанетт Фридрих
    3. Проблема сознания в культурно-исторической психологии Выготского Екатерина Завершнева
    Часть II.Метод:
    4. Методология культурно-исторической психологии Ааро Тоомела
    5. Динамическая оценка в поисках своей идентичности Алекс Козулин
    6. Встреча с границей: зона ближайшего развития Выготского и ее значение для теорий развития Яана Валсинера и Рене ван дер Вира.
    Часть III. Ребенок:
    7. Развивающее образование Галина Цукерман
    8. По следам неизведанного: противоречие между природой и воспитанием в культурно-исторической психологии Елена Леонидовна Григоренко
    9.«Магия знаков»: траектория развития культурного посредничества Игорь Михайлович Ариевич и Анна Стеценко
    Часть IV. Язык и культура:
    10. Внутренняя форма как понятие, мигрирующее с Запада на Восток: признание гумбольдтовской традиции в культурно-исторической психологии Мари-Сесиль Бертау
    11. Обзор внутренней речи в культурно-исторической традиции Анке Верани
    12. Лурия и Выготский: вызовы современным исследованиям Евгений Субботский
    Часть V. Мозг:
    13.Без нейропсихологии не может быть культурно-исторической психологии. И наоборот, Ааро Тоомела
    14. Культурно-исторический нейропсихологический взгляд на нарушение обучаемости Татьяна Ахутина и Гари Шерешевский
    15. Культурно-историческая теория и культурная нейропсихология сегодня Белла Котик-Фридгут и Альфредо Ардила
    Часть VI. Помимо психологии: культурно-историческая психология и другие дисциплины:
    16. Культурно-историческая психотерапия Александр Венгер и Елена Морозова
    17.От экспрессивного движения к «основной проблеме»: теория искусства Выготского-Лурия-Эйзенштейна Оксана Булгакова
    18. Потребность в диалогической науке: рассмотрение наследия русско-советского мышления для современных подходов в диалогическом исследовании Мари-Сесиль Берто
    19. Познание и его мастер: новые вызовы когнитивной науки Мария Викторовна Фаликман
    20. Культурно-историческая теория и семиотика Иванов Вячеслав Викторович
    21. Лурия и «романтическая наука» Оливер Сакс.

  • Редакторы

    Антон Ясницкий , University of Toronto
    Антон Ясницкий — независимый исследователь, специализирующийся на круге Выготского-Лурия.

    Рене ван дер Веер , Университет Лейдена
    Рене ван дер Веер — профессор педагогического факультета Лейденского университета.

    Мишель Феррари , Университет Торонто
    Мишель Феррари — профессор кафедры прикладной психологии и человеческого развития Института Образования Онтарио Университета Торонто.

    Авторы

    Антон Ясницкий, Рене ван дер Вир, Рональд Миллер, Джанетт Фридрих, Екатерина Завершнева, Ааро Тумела, Алекс Козулин, Яан Валсинер, Галина Цукерман, Елена Л.Григоренко, Игорь Михайлович Ариевич, Анна Стеценко, Мари-Сесиль Бертау, Анке Верани, Евгений Субботский, Татьяна Ахутина, Гари Шерешевский, Белла Котик-Фридгут, Альфредо Ардила, Александр Венгер, Елена Морозова, Оксана Вячеславовна Булгакова В. Иванов, Оливер Сакс

  • Культурно-историческая психология | ISCAR | Международное общество исследований культурно-исторической деятельности

    Культурно-историческая психология — это ежеквартальный международный научный журнал открытого доступа, который издается с 2005 года Московским государственным психолого-педагогическим университетом.Он посвящен истории, текущим достижениям и перспективам культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и предоставляет площадку для диалога и сотрудничества исследователей теории культурно-исторической деятельности во всем мире.

    Журнал предназначен для профессионалов, особенно интересующихся закономерностями человеческого развития: психологов, историков и методистов науки, философов, учителей специального образования и специалистов в различных областях антропологии.

    В 2006 году Культурно-историческая психология официально присоединилась к Международному обществу исследований культуры и деятельности (ISCAR).

    Культурно-историческая психология — рецензируемый академический журнал. Каждая представленная статья, соответствующая нашим общим требованиям, проходит процедуру двойного слепого рецензирования.

    Тезисы, ключевые слова, списки литературы и информация об авторах доступны на русском и английском языках для всех опубликованных материалов.

    В редколлегию и редакционный совет журнала входят 37 экспертов с различными учеными степенями (кандидат наук, доктор наук или эквивалентная квалификация), занимающихся исследованиями или преподаванием в высших учебных заведениях. Список членов редколлегии и / или редакционного совета публикуется в каждом номере журнала и на его официальном сайте на русском и английском языках с указанием их ученых степеней.

    Журнал зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (см. Публикация в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию о статьях, публикуемых в этом индексе.Рекомендован Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации для публикации результатов докторских исследований.

    Культурно-историческая психология содержится в различных российских и международных индексных базах данных:

    Правила подачи, проверки и публикации:

    Культурно-историческая психология в базе данных журналов академической психологии PsyJournals.ru

    Культурно-историческая психология | Психология вики

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношение · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Показатель · Контур


    Культурно-историческая психология (также называемая школой Выготского , социокультурной психологией , социально-исторической психологией , теорией деятельности , культурной психологией , культурно-исторической теорией деятельности и социальной теория развития ) — это психологическая теория, сформированная Львом Выготским в конце 1920-х годов и получившая дальнейшее развитие его учениками и последователями в Восточной Европе и во всем мире.Эта теория фокусируется на том, как аспекты культуры, такие как ценности, верования, обычаи и навыки, передаются от одного поколения к другому. [1] Согласно Выготскому, социальное взаимодействие, особенно участие со знающим сообществом или членами семьи, помогает детям овладеть мыслительными процессами и поведением, характерными для их культуры или общества. Изменения или рост, которые дети испытывают в результате этих взаимодействий, сильно различаются между культурами; это различие позволяет детям стать компетентными в задачах, важных или необходимых в их конкретном обществе. [2]

    Культурно-историческая психология возникла в ответ на картезианский дуализм как преднамеренная попытка установить новую парадигму в психологических исследованиях, которая преодолела бы узкий объективизм бихевиоризма (Джон Б. Уотсон) и субъективизм интроспективной психологии Вундта, Джеймса и других. . Более того, он возник как раз в период упадка Серебряного века, или Возрождения, русской культуры. Он фокусируется на человеческом развитии, чтобы делать генетические утверждения относительно функции разума во время деятельности.Эти утверждения могут быть частью или основой для возвращения к единству гуманитарных наук.

    Другой важной характеристикой культурно-исторической психологии была интеграция различных подходов и методов, используемых для консолидации знаний о человечестве. [3]

    Выготский и его единомышленники постулируют неадаптивный характер и механизмы высшего психического (психического) функционального развития. Представители школы Выготского считали основной целью психологического исследования объективное изучение человеческого сознания и отводили роль культурного посредника и культурных посредников как слову, знаку (Выготский), символу и мифу (Лосев В.Зинченко) в развитии высших психологических функций, развитии личности и феноменологии.

    Люди, различающиеся по своим культурным убеждениям, также отличаются друг от друга психологически. [4]

    Основной отличительной чертой культурно-исторической психологии является то, что

    видоспецифической характеристикой человека является его потребность и способность жить в окружающей среде, преобразованной в результате деятельности предшествующих представителей их вида.Такие преобразования и механизм передачи этих преобразований от одного поколения к другому являются результатом способности / склонности людей создавать и использовать артефакты — аспекты материального мира, которые используются в человеческой деятельности как способы координации. с физической и социальной средой.

    —М. Коул , [5]

    Таким образом, было проведено исследование эффектов грамотности [6] и математики [7] за пределами традиционного школьного обучения, чтобы понять, как развивается познание в заданном месте и времени.

    Выготский и его единомышленники постулируют в принципе неадаптивный характер и механизмы высших психических (психических) функций развития. Определяя основную цель психологического исследования как объективное изучение человеческого сознания, представители школы Выготского исследуют роль культурного опосредования и таких культурных посредников, как слово, знак (Выготский), символ, миф (Лосев, В. Зинченко) в мировоззрении. развитие высших психических функций человека, развитие личности и ее «высшая» феноменология.

    Среди учеников Выготского, которые подхватили и развили его подход к психологии, были Алексей Леонтьев (иногда также пишется А.Н. Леонтьев) и А. Лурия в Советском Союзе и Клаус Хольцкамп в Германии. Хольцкамп разработал свой собственный подход к культурно-исторической психологии, который он назвал «критической психологией», в основном на основе работ Леонтьева, а также с использованием феноменологии Мерло-Понти [8]

    1. ↑ Berk, L.E. (2012). «Младенцы и дети: от пренатального до среднего детства».Бостон, Массачусетс: Пирсон
    2. ↑ Берк, Л. (2012). «Младенцы и дети: от пренатального до среднего детства». Бостон, Массачусетс: Пирсон
    3. ↑ Вертш, Джеймс, В., Рио, Пабло и Альварес, Амелия. Социокультурные исследования разума (1995)
    4. ↑ Heine, S.J. (2008). Культурная психология стр.2.
    5. Коул М. (1995). «Социокультурная историческая психология» Джим Верч и др., Социокультурные исследования психики , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
    6. ↑ Коул, М. и Скрибнер, Сильвия. (1981). Психология грамотности . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
    7. ↑ Сакс, Г. (1990) Культура и когнитивное развитие: исследования математического понимания . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum Press.
    8. ↑ Holzkamp, ​​Klaus (1983): Grundlegung der Psychologie. Франкфурт / М .: Кампус, ISBN: 3593335727

    Культурно-историческая психология | Психология вики

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношение · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Показатель · Контур


    Культурно-историческая психология (также называемая школой Выготского , социокультурной психологией , социально-исторической психологией , теорией деятельности , культурной психологией , культурно-исторической теорией деятельности и социальной теория развития ) — это психологическая теория, сформированная Львом Выготским в конце 1920-х годов и получившая дальнейшее развитие его учениками и последователями в Восточной Европе и во всем мире.Эта теория фокусируется на том, как аспекты культуры, такие как ценности, верования, обычаи и навыки, передаются от одного поколения к другому. [1] Согласно Выготскому, социальное взаимодействие, особенно участие со знающим сообществом или членами семьи, помогает детям овладеть мыслительными процессами и поведением, характерными для их культуры или общества. Изменения или рост, которые дети испытывают в результате этих взаимодействий, сильно различаются между культурами; это различие позволяет детям стать компетентными в задачах, важных или необходимых в их конкретном обществе. [2]

    Культурно-историческая психология возникла в ответ на картезианский дуализм как преднамеренная попытка установить новую парадигму в психологических исследованиях, которая преодолела бы узкий объективизм бихевиоризма (Джон Б. Уотсон) и субъективизм интроспективной психологии Вундта, Джеймса и других. . Более того, он возник как раз в период упадка Серебряного века, или Возрождения, русской культуры. Он фокусируется на человеческом развитии, чтобы делать генетические утверждения относительно функции разума во время деятельности.Эти утверждения могут быть частью или основой для возвращения к единству гуманитарных наук.

    Другой важной характеристикой культурно-исторической психологии была интеграция различных подходов и методов, используемых для консолидации знаний о человечестве. [3]

    Выготский и его единомышленники постулируют неадаптивный характер и механизмы высшего психического (психического) функционального развития. Представители школы Выготского считали основной целью психологического исследования объективное изучение человеческого сознания и отводили роль культурного посредника и культурных посредников как слову, знаку (Выготский), символу и мифу (Лосев В.Зинченко) в развитии высших психологических функций, развитии личности и феноменологии.

    Люди, различающиеся по своим культурным убеждениям, также отличаются друг от друга психологически. [4]

    Основной отличительной чертой культурно-исторической психологии является то, что

    видоспецифической характеристикой человека является его потребность и способность жить в окружающей среде, преобразованной в результате деятельности предшествующих представителей их вида.Такие преобразования и механизм передачи этих преобразований от одного поколения к другому являются результатом способности / склонности людей создавать и использовать артефакты — аспекты материального мира, которые используются в человеческой деятельности как способы координации. с физической и социальной средой.

    —М. Коул , [5]

    Таким образом, было проведено исследование эффектов грамотности [6] и математики [7] за пределами традиционного школьного обучения, чтобы понять, как развивается познание в заданном месте и времени.

    Выготский и его единомышленники постулируют в принципе неадаптивный характер и механизмы высших психических (психических) функций развития. Определяя основную цель психологического исследования как объективное изучение человеческого сознания, представители школы Выготского исследуют роль культурного опосредования и таких культурных посредников, как слово, знак (Выготский), символ, миф (Лосев, В. Зинченко) в мировоззрении. развитие высших психических функций человека, развитие личности и ее «высшая» феноменология.

    Среди учеников Выготского, которые подхватили и развили его подход к психологии, были Алексей Леонтьев (иногда также пишется А.Н. Леонтьев) и А. Лурия в Советском Союзе и Клаус Хольцкамп в Германии. Хольцкамп разработал свой собственный подход к культурно-исторической психологии, который он назвал «критической психологией», в основном на основе работ Леонтьева, а также с использованием феноменологии Мерло-Понти [8]

    1. ↑ Berk, L.E. (2012). «Младенцы и дети: от пренатального до среднего детства».Бостон, Массачусетс: Пирсон
    2. ↑ Берк, Л. (2012). «Младенцы и дети: от пренатального до среднего детства». Бостон, Массачусетс: Пирсон
    3. ↑ Вертш, Джеймс, В., Рио, Пабло и Альварес, Амелия. Социокультурные исследования разума (1995)
    4. ↑ Heine, S.J. (2008). Культурная психология стр.2.
    5. Коул М. (1995). «Социокультурная историческая психология» Джим Верч и др., Социокультурные исследования психики , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
    6. ↑ Коул, М. и Скрибнер, Сильвия. (1981). Психология грамотности . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
    7. ↑ Сакс, Г. (1990) Культура и когнитивное развитие: исследования математического понимания . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum Press.
    8. ↑ Holzkamp, ​​Klaus (1983): Grundlegung der Psychologie. Франкфурт / М .: Кампус, ISBN: 3593335727

    Культурно-историческая психология | Психология вики

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношение · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Показатель · Контур


    Культурно-историческая психология (также называемая школой Выготского , социокультурной психологией , социально-исторической психологией , теорией деятельности , культурной психологией , культурно-исторической теорией деятельности и социальной теория развития ) — это психологическая теория, сформированная Львом Выготским в конце 1920-х годов и получившая дальнейшее развитие его учениками и последователями в Восточной Европе и во всем мире.Эта теория фокусируется на том, как аспекты культуры, такие как ценности, верования, обычаи и навыки, передаются от одного поколения к другому. [1] Согласно Выготскому, социальное взаимодействие, особенно участие со знающим сообществом или членами семьи, помогает детям овладеть мыслительными процессами и поведением, характерными для их культуры или общества. Изменения или рост, которые дети испытывают в результате этих взаимодействий, сильно различаются между культурами; это различие позволяет детям стать компетентными в задачах, важных или необходимых в их конкретном обществе. [2]

    Культурно-историческая психология возникла в ответ на картезианский дуализм как преднамеренная попытка установить новую парадигму в психологических исследованиях, которая преодолела бы узкий объективизм бихевиоризма (Джон Б. Уотсон) и субъективизм интроспективной психологии Вундта, Джеймса и других. . Более того, он возник как раз в период упадка Серебряного века, или Возрождения, русской культуры. Он фокусируется на человеческом развитии, чтобы делать генетические утверждения относительно функции разума во время деятельности.Эти утверждения могут быть частью или основой для возвращения к единству гуманитарных наук.

    Другой важной характеристикой культурно-исторической психологии была интеграция различных подходов и методов, используемых для консолидации знаний о человечестве. [3]

    Выготский и его единомышленники постулируют неадаптивный характер и механизмы высшего психического (психического) функционального развития. Представители школы Выготского считали основной целью психологического исследования объективное изучение человеческого сознания и отводили роль культурного посредника и культурных посредников как слову, знаку (Выготский), символу и мифу (Лосев В.Зинченко) в развитии высших психологических функций, развитии личности и феноменологии.

    Люди, различающиеся по своим культурным убеждениям, также отличаются друг от друга психологически. [4]

    Основной отличительной чертой культурно-исторической психологии является то, что

    видоспецифической характеристикой человека является его потребность и способность жить в окружающей среде, преобразованной в результате деятельности предшествующих представителей их вида.Такие преобразования и механизм передачи этих преобразований от одного поколения к другому являются результатом способности / склонности людей создавать и использовать артефакты — аспекты материального мира, которые используются в человеческой деятельности как способы координации. с физической и социальной средой.

    —М. Коул , [5]

    Таким образом, было проведено исследование эффектов грамотности [6] и математики [7] за пределами традиционного школьного обучения, чтобы понять, как развивается познание в заданном месте и времени.

    Выготский и его единомышленники постулируют в принципе неадаптивный характер и механизмы высших психических (психических) функций развития. Определяя основную цель психологического исследования как объективное изучение человеческого сознания, представители школы Выготского исследуют роль культурного опосредования и таких культурных посредников, как слово, знак (Выготский), символ, миф (Лосев, В. Зинченко) в мировоззрении. развитие высших психических функций человека, развитие личности и ее «высшая» феноменология.

    Среди учеников Выготского, которые подхватили и развили его подход к психологии, были Алексей Леонтьев (иногда также пишется А.Н. Леонтьев) и А. Лурия в Советском Союзе и Клаус Хольцкамп в Германии. Хольцкамп разработал свой собственный подход к культурно-исторической психологии, который он назвал «критической психологией», в основном на основе работ Леонтьева, а также с использованием феноменологии Мерло-Понти [8]

    1. ↑ Berk, L.E. (2012). «Младенцы и дети: от пренатального до среднего детства».Бостон, Массачусетс: Пирсон
    2. ↑ Берк, Л. (2012). «Младенцы и дети: от пренатального до среднего детства». Бостон, Массачусетс: Пирсон
    3. ↑ Вертш, Джеймс, В., Рио, Пабло и Альварес, Амелия. Социокультурные исследования разума (1995)
    4. ↑ Heine, S.J. (2008). Культурная психология стр.2.
    5. Коул М. (1995). «Социокультурная историческая психология» Джим Верч и др., Социокультурные исследования психики , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
    6. ↑ Коул, М. и Скрибнер, Сильвия. (1981). Психология грамотности . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
    7. ↑ Сакс, Г. (1990) Культура и когнитивное развитие: исследования математического понимания . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum Press.
    8. ↑ Holzkamp, ​​Klaus (1983): Grundlegung der Psychologie. Франкфурт / М .: Кампус, ISBN: 3593335727

    Психология культуры | Развитие ребенка

    Психология культуры

    Культурная психология — это исследование того, как психологические и поведенческие тенденции укоренились и укоренились в культуре.Главный постулат культурной психологии состоит в том, что разум и культура неразделимы и взаимно конституируемы, что означает, что люди формируются своей культурой, и их культура также формируется ими.

    Основная цель культурной психологии — увеличить количество и разнообразие культур, которые вносят вклад в базовые психологические теории, чтобы эти теории стали более релевантными для предсказаний, описаний и объяснений всех человеческих форм поведения, а не только западных. Западные, образованные и промышленно развитые группы населения, как правило, чрезмерно представлены в психологических исследованиях, однако результаты этого исследования, как правило, называются «универсальными» и неверно применяются к другим культурам.Свидетельства того, что социальные ценности, логические рассуждения, а также базовые когнитивные и мотивационные процессы различаются в зависимости от населения, становится все труднее игнорировать. Изучая лишь узкий круг культур в человеческих популяциях, психологи не учитывают существенного разнообразия.

    Белые Американская культура

    Западное, образованное и промышленно развитое население, как правило, перепредставлено в психологических исследованиях. Изучая лишь узкий круг человеческой культуры, психологи не в состоянии учесть существенные различия.

    Культурную психологию часто путают с межкультурной психологией ; , однако, он отличается тем, что кросс-культурные психологи обычно используют культуру как средство проверки универсальности психологических процессов, а не определения того, как местные культурные практики формируют психологические процессы. Таким образом, в то время как кросс-культурный психолог может спросить, универсальны ли стадии развития Жана Пиаже для разных культур, культурного психолога будет интересовать, как социальные практики определенного набора культур по-разному влияют на развитие когнитивных процессов.

    Выготский и культурно-историческая психология

    Культурно-историческая психология — это психологическая теория, сформированная Львом Выготским в конце 1920-х годов и получившая дальнейшее развитие его учениками и последователями в Восточной Европе и во всем мире. Эта теория фокусируется на том, как аспекты культуры, такие как ценности, верования, обычаи и навыки, передаются от одного поколения к другому. По словам Выготского, социальное взаимодействие — особенно взаимодействие со знающим сообществом или членами семьи — помогает детям овладеть мыслительными процессами и поведением, характерными для их культуры и / или общества.Рост, который дети испытывают в результате этих взаимодействий, сильно различается между культурами; это различие позволяет детям стать компетентными в задачах, которые считаются важными или необходимыми в их конкретном обществе.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *