Мастер класс психолога для педагогов: Мастер-класс для педагогов «Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления» – Материал на тему: Мастер класс педагога — психолога

Автор: | 30.11.2018

Мастер-класс для педагогов «Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления».

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.

Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.

Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.

Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.

Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

– Меня зовут Юлия, и сегодня я проведу для вас мастер-класс «Психологическое здоровье педагога. Техники быстрого восстановления».

Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо… к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремиться к власти и ко многому другому.

Что бы люди не делали, не создавали, большинство из них желают делать это хорошо.

Год от года они совершенствуют свою деятельность, делают свою работу лучше и лучше.

Год от года они добиваются поставленных целей, ставят перед собой новые задачи, снова добиваются результата…

Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной, необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности. Необходимо, так же отдавать работе эмоции, чувства и здоровье.

Стремясь к совершенству в работе, в жизни, в делах и отношениях, мы порой забываем о своем здоровье.

Есть выражение «Сначала мы тратим свое здоровье, чтобы заработать деньги, потом мы тратим заработанные деньги, чтобы вернуть здоровье»

.

В профессиональной деятельности совершенству нет предела, а вот у здоровья человека, физического и психологического, предел есть всегда.

Современная статистика такова: учителя как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. Это так отчасти еще и потому, что у учителя не всегда есть возможность вовремя обратиться к хорошему специалисту (нет временного или денежного ресурса). Невысокий социальный статус учителя, который отражается в уровне заработной платы, высокая моральная ответственность, большие эмоциональные затраты накладывает свой отпечаток и на психологическое состояние.

Стресс – атрибут современности. Современное общество ставит перед нами всё более сложные задачи, ожидает от нас максимальной отдачи и молниеносных решений. Прогресс цивилизации навязывает нам высокий темп жизни, что неизбежно оборачивается стрессом.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем — то нужна.

 Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься.

 Страх сигнализирует об опасности.

 Грусть побуждает нас задуматься.

 Апатия даёт «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на неё со стороны.

Сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться управлять им.

Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):

Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:

  • Выйти и ополоснуть руки холодной водой, умыть лицо.

  • Медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.

  • Вспомнить подробно 20 сделанных вами вчера дел.

  • Перечислить 20 качеств, которые вам в себе нравятся.

  • Если позволяют обстоятельства, разорвать несколько листов бумаги или газет на мелкие кусочки, что-нибудь разбить (тарелку, чашку).

  • Сделать так называемую «передышку». В течение нескольких минут дышать медленно, спокойно и глубоко, можно с закрытыми глазами. Считайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Так выполнить 10 вдохов и 10 выдохов. Сама по себе концентрация внимания на счете дыхания выключает эмоции и включает разум.

  • Заняться физическим трудом или выполнить физические упражнения (можно просто что-то кидать)

Все эти приемы, особенно последние помогают снять напряжение, высвобождают адреналин, то есть дают выход негативной энергии, а в конечном счете действуют успокаивающе.

Также к естественным способам регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе мы можем отнести:

— смех, улыбка, юмор,

– размышление о хорошем, приятном,

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Существуют также методы быстрого восстановления сил и мобилизации ресурсов, например,

массаж активных точек:

 массаж мочек ушей;

 надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

 массаж переносицы и области «третьего глаза».

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Упражнение “Звуковая гимнастика”.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, 

эмоциональное напряжение.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

В таких случаях, по мнению специалистов, одним из самых действенных курсов лечения являются занятия танцами. Ритмичные движения под звуки музыки позволяют сбросить с себя всю внешнюю оболочку, навязанную обществом, и понять что же ты на самом деле представляешь и чего хочешь от жизни. 

Танец помогает выплеснуть ту негативную энергию, которая за долгое время накопилась внутри, и которую человек не решается излить на своих окружающих.

Сейчас я предлагаю вам встать и вспомнить любую неприятную ситуацию связанную с учениками, коллегами, которая оставила после себя неприятный осадок. И у нас с вами есть ровно 2 минуты, чтобы выплеснуть этот негатив через ритмичные движения. ( Музыка)

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является овладение умениями и навыками саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Суть в том, что повышенное эмоциональное и физическое напряжение побуждает педагога действовать импульсивно. В настоящее время для саморегуляции психического состояния используют разные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. овладев ими, можно более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

 

В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой  регуляции. Поэтому важным является обучение приемам аутогенной тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

И так аутотренинг (Музыка)

Рекомендации на каждый день

1. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно.

2. Когда у вас хорошее настроение, обязательно поделитесь им с окружающими.

3. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно.

4. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.

5. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.

6. Помните, есть события в жизни, которые нельзя изменить или исправить, но их можно пережить.

И никогда не теряйте чувства юмора!!!

МОТИВАТОР КАРТИНКА

Избавляйтесь от грустных мыслей, окружайте себя позитивными людьми, поделившись с которыми печалью, вы сможете перевести восприятие из трагического в комический ракурс. Планируйте свой день таким образом, чтобы в нем всегда было место чему-то радующему или дарящему успокоение, и старайтесь ставить это на вечер – такая расстановка поможет накапливать силы в спокойные дни и нивелировать негативное воздействие в неудачные.

Спасибо, что провели это время со мной! Всего доброго!

Мастер-класс «Зарядись позитивом!» (профилактика эмоционального выгорания)

Мастер-класс «Зарядись позитивом!»

(профилактика эмоционального выгорания)

Педагог-психолог: Ложкина Елена Николаевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Кунгур

Актуальность темы:

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога. Основная часть.

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

— познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

— создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

— совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Форма проведения – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 60 минут.

Ход проведения мастер-класса

Звучит музыка. Участники заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»?

Я назвала свой м-к «Зарядись позитивом» потому, что подходит к концу учебный год, осталась последняя, но самая ответственная 4 четверть. Мы будем подводить итоги за год. Профессия учителя, да и самого психолога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, находимся в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к ухудшению состояния здоровья.

По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога.

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

— В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.

— В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.

— В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.

Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Начнём с разминки. Упражнение «Необычный оркестр»

 Представим, что мы с вами необычный оркестр. Давайте найдем себе инструменты — это будут вещи, которые находятся в кабинете, всё, что может издавать звуки или с помощью чего их можно извлечь. Нашли? Послушайте, как звучит ваш предмет. Попробуйте воспроизвести предложенную мелодию. (включить музыку под хлопки)

Упражнение «Карандаши»

Материалы: карандаши, по одному на пару.

Суть упражнения состоит в удержании карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.

Разделимся на пары, встанем друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и попытаемся удержать карандаш, прижав его концы подушечками пальцев. Задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед, вправо, влево. Усложним задание: встанем в круг, карандаши зажмём между подушечками указательных пальцев соседей. Выполним задания:

— Поднять руки, опустить их.

— Вытянуть руки вперед, отвести назад.

— Присесть, встать.

Обсуждение

• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?

• На что ориентироваться при выполнении этих действий?

• Как установить необходимое взаимопонимание?

Вывод: В игровой форме мы пытаемся развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.

Упражнение «Образ выгоревшего педагога»

Участники делятся на 2 группы. Задача: создать образ выгоревшего педагога, нарисовать его и придумать ему название. Это может быть человек, либо предмет, символизирующий эмоциональное выгорание. Каждая группа презентует свою работу.

Аутотренинг.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времён. Как расслабиться или сдержаться? Как снять физическое и эмоциональное напряжение? Предлагаю вам аутотренинг. Сядьте удобно, примите расслабленную позу. Слушайте

(Звучит АТ «Парение в небе»).

Тест «Скрытый стресс»

Наверное, каждый из вас попадал когда-либо в стрессовые ситуации.

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

Вам предлагается 8 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют (можно загибать пальчики на руках) 
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами. 
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят. 
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы. 
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор. 
5. Если кто-то без причин повышает голос. 
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей. 
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас. 
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание. 

Упражнение «Корзина Советов». Как преодолеть стресс?

Каждый по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Вывод: Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

Упражнение на дыхание «Воробушки»

Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию. Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики». Упражнение делаем стоя под музыку. Слушаем. (Включить запись)

Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики! Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.

Заключительная часть

Наше занятие подходит к концу. Коллеги, я желаю вам заботиться о своём психическом здоровье. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои школьные нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относитесь к конфликтам на работе.

Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня»:

1. Именно сегодня! Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня! Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня! Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня! Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

«Аффирмация от усталости»: 
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. 
С каждым днем я люблю себя все больше и больше. 
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. 
Я уникальна во всей Вселенной. 
Я единственная в своем роде и неповторимая. 
Таких, как я, больше нет. 
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. 
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. 
Я – хозяйка своей жизни. 
Я – свободная личность.

Итоговая рефлексия — игра «Солнышко»

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Всем участникам раздаются чистые листы с изображением солнышка. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Обратная связь.

+ (плюс)

— (минус)

интересно

Благодарю всех за работу!

Пожелание: В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Мастер-класс на тему: «Психологическое здоровье педагогов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Психологическое здоровье педагога»

Подготовила:

Педагог-психолог

Ольшанская Ю.А.

С.Новоалександровка, 2018г.

Сегодня я хочу затронуть тему сохранения психологического здоровья педагогов.

Цель нашей встречи: рассмотреть упражнения и приемы, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.

Для того, чтобы определить какие же упражнения или игры применять с педагогами, надо сначала определить какой психологический климат в коллективе. Для этого используется метод анкетирования и наблюдения. По результатам уже строится поэтапная работа.

Используются различные терапевтические методы: арт-терапевтические, телесно-ориентированные (релаксация, медитация, аутотренинг), игровые техники для работы с педагогами и родителями.

Основные цели этих упражнений:

1.Способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателя, ослабление его психической напряженности.

2.Направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Разминка (приветствие) создание работоспособности. Поднимите руку…..

Поднимите руку те, кто сегодня проснулся и посмотрелся в зеркало.

А теперь поднимите руку те, кто проснулся, посмотрелся в зеркало и улыбнулся себе.

Давайте теперь все улыбнемся, получим позитивный настрой.

2. «Ассоциация» с мячиком (здоровье). Узнать, как настроены участники, Умение давать обратную связь.

Так как наша тема психологическое здоровье, то предлагаю вам выполнить упражнение «Ассоциация» на слово здоровье. Что для вас является здоровье?

Для меня здоровье – это общение (передавать мячик по кругу каждому).

Каждый участник называет, что же для него значит слово здоровье.

3. «Двигательное упражнение с фломастерами». Установить контакт, почувствовать поддержку друг друга.

Это упражнение выполняется сначала в парах, затем стоя в кругу.

Каждой паре дается фломастер или карандаш. Они должны держа его кончиками пальцем передвигать в пространстве не уронив на пол.

4. «Калоши счастья». Улучшить эмоциональное состояние

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

5. «Секретный фарватер». Групповое взаимодействие, управление. (Музыка)

Участники выстраиваются в ряд и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Он должен провести свой «корабль» до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины». Чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение впереди идущего.

Упражнение можно усложнять, увеличивая длину «корабля» и количество «мин».

6. «Стиральная машина». При эмоциональном выгорании, атмосфера доверия, снятие мышечного напряжения.

Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

7. Медитация «Горная вершина». Саморегуляция. (Музыка)

Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.

Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под Вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит Вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой, самой высокой и не доступной для других, вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие Вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучивших Вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…

Вывод: Все представленные упражнения и игры, способствуют оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист может их использовать как на работе так и в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.

Мастер–класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

Мастер – класс

«Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога

Задачи: знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые педагоги! Я  хотела бы Вам предложить принять участие в мастер — классе по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Одна из самых главных проблем — это состояние здоровья детей. Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Вопрос к коллегам: Так что такое «Здоровье»?

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь на определении термина «Здоровье», выделяют следующие его компонентыздоровье физическое, психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственное здоровье.

1)  Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.

2)  Психическое здоровье— это умение управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое, а значит и физическое здоровье, только согласованное функционирование этих дух компонентов, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Я предлагаю начать нашу встречу  со знакомства. И не просто познакомимся. Сегодня мы с вами придумаем себе тренинговое имя. Каждый может взять себе любое имя, какое он хочет. Может свое настоящее или игровое, может вымышленное или из сказки. Напишите свое имя на визитной карточке и прикрепите. Возьмите тот цвет фломастера, который вам нравится, который ближе к вашему состоянию души (в конце мастер-класса зачитать значения цветов для педагогов)       

Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в работе:

-психогимнастика

-сказкотерапия

-песочная терапия

-арттерапия

-пальчиковая гимнастика

-релаксация

-изотерапия

-цветотерапия

-музыкотерапия

-дыхательная гимнастика

Сегодня на примере покажу несколько видов здоровьесберегающих технологий — это психогимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика и релаксация.

Упражнение «Поза Наполеона»

Коллеги сейчас по моей команде: «Раз, два, три» вам необходимо всем одновременно показать одно из 3 движений

— Руки скрещены на груди.

— Руки вытянуты вперед ладонями.

— Руки вытянуты вперед кулаками.

Комментарии:

Это упражнение говорит о том насколько вы готовы работать.

— Если ладони — готовы работать.

— Если кулаки – агрессия.

— Поза Наполеона – закрытость, нежелание работать.

Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).

Несколько приемов, которые помогают снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой.

1.  Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.

Упражнение «Кошка».

Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза).

Игра «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободен. Начинает тот у кого стул с права. Он говорит пересаживаясь на свободный стул:

  1. «А я еду»

  2. «А я тоже»

  3. «А я Зайцем»

  4. «А я с …» (называют имя любого участника). Тот, чье имя назвали идет на свободный стул. Игра продолжается.

Психогимнастика формирует умения и навыки владения выразительными движениями-средствами человеческого общения, вырабатывает у детей положительные черты характера, корректирует поведение, снижает эмоциональное напряжение.

Упражнение «Подарок»

Каждый дарит своему соседу справа воображаемый подарок (изображаем мимикой, пантомимикой), но не называем предмет конкретно. Тот кому адресован, должен сам догадаться о том, что ему подарили.

Сказкотерапия способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений.

Упражнение «Волшебная палочка»

Все сидят в кругу, тот к кому в руки попадает волшебная палочка, говорит о своих желаниях, ценностях и мыслях.

Игра «Гусеница» (показ с педагогами)

 Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Пальчиковая гимнастика – это развитие моторики

Упражнение «Замок»

На двери весит замок (Сложить пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, (постучать рука об руку)

Покрутили, (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)

Потянули (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)

И открыли! (резко расцепить пальцы)

А сейчас я хочу предложить Вам еще один путь к здоровью — это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) Сама по себе релаксация имеет широкий спектр показаний и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект.

Упражнение «Облако»

Представьте себе, теплый, летний вечер. И вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака. Они такие воздушные, белые, разной формы. То в виде круга или сердца, то как будто белогривая лошадка или же собачка. Вокруг все тихо и спокойно. Вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете подниматься все выше и выше к облаку, самому пушистому и красивому. Ваше тело становится легким, как облачко. Вы поднимаетесь и ложитесь на облачко. Оно такое пушистое и мягкое. Оно вас гладит и нежно обнимает. Вам хорошо и приятно. Вы полностью расслаблены и спокойны. И вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку и откройте глаза.

Подведение итогов: Уважаемые коллеги! Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и  радость общения!

Значения цветов:

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, — люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к. окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства — следствие большой внутренней работы над собой

Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 Г. ЯРЦЕВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Психологическое здоровье педагога»

Подготовила:

Педагог-психолог

Сатанова Мария Владимировна

Сегодня я хочу затронуть тему сохранения психологического здоровья педагогов.

Цель нашей встречи: рассмотреть упражнения и приемы, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.

Для того, чтобы определить какие же упражнения или игры применять с педагогами, надо сначала определить какой психологический климат в коллективе. Для этого используется метод анкетирования и наблюдения. По результатам уже строится поэтапная работа.

Используются различные терапевтические методы: арт-терапевтические, телесно-ориентированные (релаксация, медитация, аутотренинг), игровые техники для работы с педагогами и родителями.

Основные цели этих упражнений:

1.Способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателя, ослабление его психической напряженности.

2.Направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Разминка (приветствие) создание работоспособности. Поднимите руку…..

Поднимите руку те, кто сегодня проснулся и посмотрелся в зеркало.

А теперь поднимите руку те, кто проснулся, посмотрелся в зеркало и улыбнулся себе.

Давайте теперь все улыбнемся, получим позитивный настрой.

2. «Ассоциация» с мячиком (здоровье). Узнать, как настроены участники, Умение давать обратную связь.

Так как наша тема психологическое здоровье, то предлагаю вам выполнить упражнение «Ассоциация» на слово здоровье. Что для вас является здоровье?

Для меня здоровье – это общение (передавать мячик по кругу каждому).

Каждый участник называет, что же для него значит слово здоровье.

3. «Двигательное упражнение с фломастерами». Установить контакт, почувствовать поддержку друг друга.

Это упражнение выполняется сначала в парах, затем стоя в кругу.

Каждой паре дается фломастер или карандаш. Они должны держа его кончиками пальцем передвигать в пространстве не уронив на пол.

4. «Калоши счастья». Улучшить эмоциональное состояние

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

5. «Секретный фарватер». Групповое взаимодействие, управление. (Музыка)

Участники выстраиваются в ряд и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Он должен провести свой «корабль» до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины». Чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение впереди идущего.

Упражнение можно усложнять, увеличивая длину «корабля» и количество «мин».

6. «Стиральная машина». При эмоциональном выгорании, атмосфера доверия, снятие мышечного напряжения.

Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

7. Медитация «Горная вершина». Саморегуляция. (Музыка)

Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.

Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под Вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит Вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой, самой высокой и не доступной для других, вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие Вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучивших Вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…

Вывод: Все представленные упражнения и игры, способствуют оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист может их использовать как на работе так и в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.

Методическая разработка по психологии на тему: Мастер класс психолога

МБОУ Тамбовская СОШ

Выступление

на районном методическом объединении

Тема:

Технология проведения мастер-класса.

педагог-психолог Ашуркова Ю.Л.

Тамбовка, 2014


Технология проведения мастер-класса.

Обучать — значит вдвойне учиться. — Ж. Жубер

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

— Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

— Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

— Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

— Психологическая и этико-педагогическая эрудиция;

— Профессиональные способности;

— Педагогическая техника;

— Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:

-личность педагога

-знания

-педагогический опыт

 В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

— Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

— Мастерство убеждения;

— Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

— Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор «взаимо» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере «педагогического воспроизводства».

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс — (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя.

Задачи мастер-класса:

— передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

— совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

-оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • кратко характеризуются основные идеи технологии;
  • описываются достижения в работе;
  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

2. Представление системы учебных занятий:

  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  • определяются основные приемы работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям.

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся учителем в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

1) Показ урока,  внеклассного занятия, факультатива и т.п.

2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

3) Показ отдельных методов работы

4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

Лекция

Практическое занятие

Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

3. Имитационная игра

учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

4. Моделирование

самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Заключение

Итак, обобщая выше сказанное, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

 6. новая форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.

А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Мастер-класс педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Снеговичок хорошего настроения» с музыкой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Солнышко» г. Макарова»

КОНСПЕКТ

мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста

на гармонизацию эмоциональной сферы

«Снеговичок хорошего настроения»

hello_html_m56393ae3.jpg

Выполнила:

Лягушина Татьяна Ярославовна, педагог — психолог

МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко»

г. Макарова»,

Сахалинская область,

Макаровский район, г. Макаров

Телефон: 8(42443)50-3-22

г. Макаров

2017

Мастер-класс «Снеговичок хорошего настроения»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познавательная:

— знакомство с историей возникновения снеговика;

— формирование навыков совместной деятельности.

2. Коррекционно-развивающая:

— развитие мелкой моторики и глазомера;

— развитие усидчивости, устойчивости внимания;

— снижение уровня тревожности.

3. Воспитательная

— совершенствование умения слушать взрослого;

— воспитание самостоятельности, инициативы, аккуратности;

— воспитание навыков взаимопомощи.

Методы и приемы: метод демонстрации, практический, словесный, наглядный.

Демонстрационный материал:

  1. готовая поделка снеговика;

  2. изображения снеговика;

  3. «Правила техники безопасности работы с ножницами, клеем в картинках»

  4. музыкальное сопровождение «Зимние песенки»

  5. Раздаточный материал:

  1. носки белые;

  2. носки махровые;

  3. ножницы;

  4. белые нитки;

  5. «глазки»;

  6. бусинки разного цвета;

  7. одноразовые стаканы;

  8. наполнитель — рис;

  9. клей;

  10. влажные салфетки.

Категория возраста: 6-7 лет

Ход занятия:

  1. Вступительное слово педагога-психолога

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас сегодня в свою творческую мастерскую. Но сначала отгадайте загадку:

Человечек непростой: 
Появляется зимой, 
А весною исчезает, 
Потому что быстро тает.

Дети: Снеговик

Педагог-психолог: Правильно. И сегодня вы с вами изготовим себе друга – снеговичка хорошего настроения. Послушайте историю создания нашего снежного друга.

  1. История снеговика (рассказ с демонстрацией изображений снеговика)

История создания первого снеговика, уносит нас в далекий 1493 год. Именно тогда Микеланджело Буонаротти, скульптор, поэт и архитектор, слепил первую снежную фигуру.

В былые времена зима, суровые морозы приносили массу неприятностей и хлопот человеку. Тогда-то и появилось поверье об угрозах, которые может нанести людям своеобразная скульптура из снега. Поэтому изображали снеговиков огромными снежными монстрами.

На Руси также верили в магическую силу снеговиков. Поэтому просили их уменьшить сильные морозы. Но поскольку наши предки считали, что снегопадами, метелями руководят духи-женщины, то и лепили во дворах снежные фигуры женского пола — бабы.

А еще раньше считали, что снег – это дар неба, а снеговики – это ангелы. Поэтому слепив маленького снеговика, можно нашептать ему на ушко свое самое сокровенное. И как только зимнее чудо растает, желание доставлялось на небо и обязательно осуществлялось.

Снеговики несут нам радость. А день рождения Снеговика – 18 января.

Педагог-психолог: Чем интересен вот этот снеговик! (показывает поделку снеговика). Он сделан из носка и несет в себе только светлое настроение. Когда мне грустно или одиноко, я беру его на руки, смотрю на него и сразу улыбаюсь. Знаете, почему? Потому что я засыпала в него свои добрые, хорошие воспоминания, смешные памятные моменты и просто веселое настроение. Хотите приобрести себе такого друга? (ответы детей) Тогда приступим к работе!

3. Правила техники безопасности («Правила техники безопасности работы с ножницами, клеем в картинках»)

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    При работе внимательно следите за направлением резания.

2.    Ножницы нельзя брать без разрешения.

3. Не держите ножницы лезвием вверх.

4. Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.

5. Не режьте ножницами на ходу.

6. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

7. Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится.

8.  Не подходите к товарищу во время работы.

9.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

 Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

4. Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Для изготовления снеговика берем белый носочек и отрезаем часть до пятки.

2. В нижнюю часть носка засыпаем рис. Когда мы засыпаем рис, вспоминаем и проговариваем хорошие воспоминания, смешные моменты из жизни. Можно поделиться друг с другом своими добрыми мыслями.

3. Закрепляем верх нашего снеговика с помощью нитки. Завязываем крепко узелок.

4. Намечаем примерно середину снеговика (побольше крупы оставляем в нижней части) и перевязываем. Получилась голова снеговика.
5. В махровом носке вырезаем пяточку и обрезаем носочек. Получаем шапочку для снеговика и кофту.

6. Край кофты заворачиваем.

7. Одеваем на снеговика кофточку, шапочку.

8. Приклеиваем носик и глазки.

9. Заготовим для снеговика шарфик из махрового носка.

10. Завязываем шарф снеговичку.
Наш снеговик готов! 

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог-психолог:

— Какое у вас сейчас настроение?

— Понравился вам ваш снеговичок?

— Что было трудным в работе?

— Что оказалось легким?

Молодцы, замечательно потрудились! Теперь вы можете забрать своего друга домой, и он всегда будет делиться с вами своим хорошим настроением!

hello_html_4a4ac597.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *