Мастер класс психологический: Психологический мастер-класс «Познаем себя» – Мастер-класс — психология

Автор: | 16.11.2019

Содержание

Психологический мастер-класс на тему «Игра как средство создания коллектива»

Психологический мастер-классна тему

«Игра как средство создания коллектива» 

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав – всякий будет с тобой.

М. Твен

Цель: познакомить участников с упражнениями, которые помогают сплочению коллектива.

Задачи: 1) создать сплоченный коллектив через активные формы работы;

2) познакомить друг с другом;

3) помочь адаптироваться в новом коллективе.

План мастер-класса

1 . Теоретическая часть

2. Демонстрация упражнений, направленных на сплочение коллектива

3. Рефлексия

4. Итог

Ход занятия:

Слайд 1

Слайд 2

Здравствуйте, коллеги. Тема нашего мастер – класса «Игра как средство создания коллектива». Прежде, чем приступить к мастер-классу, я хотела бы вам напомнить притчу:

В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Чему учит нас эта притча?

Только вместе мы сильные, преодолеем все трудности и невзгоды, поэтому надо создавать крепкие отношения в любом коллективе.

Таким образом, коллеги, цель нашего занятия – познакомиться с упражнениями, которые помогут нам сплотиться как коллектив.

В связи с этим мы выполним несколько упражнений, которые направлены на сплочение коллектива, они помогут нам наладить отношения друг с другом, узнать друг друга, а в дальнейшем избегать конфликтных ситуаций.

Слайд 3

Так как я работаю в школе, то сначала следует выяснить, а что такое ученический коллектив?

Определение перед вами на слайде:

Ученический коллектив — группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью.

Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что практически в каждом школьном коллективе между учениками возникают противоречия, конфликтные ситуации. И вот здесь на помощь классному руководителю должен прийти школьный психолог.

Слайд 4

Сначала давайте поприветствуем друг друга

Здравствуйте те, кто весел сегодня, 
Здравствуйте те, кто грустит. 
Здравствуйте те, кто общается с радостью, 

Здравствуйте те, кто молчит. 
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
Здравствуйте!!!

Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь ему.

Слайд 5

Все сидят полукругом

Первое упражнение, которое мы выполним – игра «Конкурс хвастунов».

Итак, готовы?

«Сейчас мы проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит рядом справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может похвастаться. Может вам что – то особенно понравилось в его внешности. Не забывайте, что это конкурс. Выигрывает тот, кто лучше похвастается своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

Готовы?

(проверка)

Вывод: Это упражнение помогает в формировании бесконфликтного общения, позитивного настроя по отношению к другим людям и самим себе.

Слайд 6

Теперь мы уже немного пообщались, поэтому предлагаю вам разделиться на пары. У нас получилось 3 пары.

Задание для первой пары:

Упражнение «Команда. Ассоциация»»

Сейчас вам предстоит выполнить упражнение, которое называется «Команда». Время на выполнение задания 8-10 минут. Но, у нас их нет, поэтому у вас 2 минутки.

Ваша задача – продолжить ассоциативный ряд.

Я вам даю карточку, на которой написано, если команда – это … и предлагаются различные варианты, а вы должны предложить свои вариант.

Карточка:

1. Если команда – это постройка, то она…

2. Если команда – этот цвет, то она …

3. Если команда – этот музыка, то она …

4. Если команда – это геометрическая фигура, то она …

5. Если команда – это название фильма, то она …

6. Если команда – это настроение, то она …

Задание для второй пары:

Упражнение называется «Соедини».

Вы получаете карточки, на которых написаны пословицы и описаны ситуации. Попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и предложите свое решение ситуации.

Ситуация № 1

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.

(Решение ситуации:

Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 2

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

(Решение ситуации:

Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

Ситуация № 3

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.

(Решение ситуации;

(Помогу и скажу:«Друга иметь — себя не жалеть».)

Задание для третьей пары:

Упражнение «Интервью»

Вы получаете 2 – 3 минуты на то, чтобы побольше узнать друг о друге, то есть взять интервью. Каждый из вас может задать друг другу любые вопросы. А затем, мы проверим на сколько вы узнали друг друга.

Слайд 7

А теперь давайте вернемся к работе нашей первой группы

Спасибо! Молодцы, присаживайтесь!

Проверим задание второй пары.

Спасибо! Молодцы, присаживайтесь!

Ну а теперь проверяем работу 3 – ей группы.

Спасибо! Молодцы, присаживайтесь!

Огромное спасибо за работу! Все эти упражнения помогли нам наладить отношения друг с другом, узнать больше друг о друге, научили работать в группе!

Слайд 8

Подводя итог нашего занятия, мы проведем упражнение «Пять добрых дел»

Цель: настроить на позитивное восприятие друг друга.

У вас у каждого лист бумаги, на котором изображена ладонь. В центре напишите своё имя. Затем передаете рисунок соседу справа, В одном из «пальчиков» полученного рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, «ты – добрый», «ты – веселый», «ты – остроумный» и т.д.).

(пока они пишут, говорю):

Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все «пальчики» оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Проверка: Кто желает прочитать, что у нас получилось(зачитали несколько вариантов)наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка.

В конце занятия свои ладошки ребята забирают с собой.

Слайд 9

Ну, а что бы нашемероприятие запомнилось, я хочу подарить вам символ дружбы – фенечку! А для нас фенечка будет являться фундаментом, который мы заложим для создания нового сплоченного коллектива!

Слайд 10

На этом мы заканчиваем работу нашего мастер – класса. Всем спасибо за работу!

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Тема: «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в образовательной деятельности.

  2. Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, фототерапию) как одну из форм организации мастер-класса.

  3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала кажого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом на мастер-классе.

  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

  3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приглашаю в круг вас всех.

Я хочу вам предложить поприветствовать друг руга по – особенному.

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Европейцы при встрече пожимают друг другу руку, эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами, дружелюбные японцы кланяются. Предлагаю вам поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как японцы. Молодцы, спасибо!

Ведущий: Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, я рассматриваю один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – психологами это Арт-терапия.

  1. Основная часть.

Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30 –м годам прошлого столетии в Великобритании. Исходя из происхождения «терапия», что в переводе с греческого означает забота, уход, лечение, вполне оправдано его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным значением становится забота о человеке. Лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Арт-терапия — это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными видами творчества – от изобразительной деятельности до создания театрализованных действий. В Санкт-Петербурге признанным носителем метода арт-терапии является А. И. Копытин.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Применение технологий арт-терапии в работе педагога-психолога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.

Современная арт-терапия включает множество направлений:

  • Музыкальная терапия

  • Игровая терапия

  • Драматеарпия

  • Сказкотерапия

  • Библиотерапия

  • Кинотерапия

  • Танцевальная терапия

  • Фототерапия

  • Изотерапия

  • Мандала-терапия

В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.

Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Танцетерапия Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

Фототерапия Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

3. Практическая часть.

А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести упражнение-приветствие «Радостная встреча».

Инструкция: тихо звучит музыка (как фон, все встают в круг).

— Сейчас мы с вами будем передавать свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Умницы! 

Теперь я предлагаю вам выполнить несколько упражнений в технике изотерапия.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:

  • краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

  • для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;

  • природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;

  • для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

  • бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

  • кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Первое упражнение называется «Волшебный рисунок». Это упражнение поможет Вам овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров. Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Одним из направлений изотерапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых – глина.

В процессе увлекательной лепки ребенку приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Это способствует развитию у детей творческого мышления, восприятие прекрасного. Происходит своего рода «лечение цветом». Всем известно, что различные цвета способны влиять на психику. Например, зеленый — успокаивает, в то время как горячий оранжевый — побуждает к активным действиям. Цветовая терапия подсознательно успокаивает, делает жизнь более яркой/интересной и позволяет отвлечься.

Какие положительные качества развивает лепка арт — терапия у детей?

  • Улучшает мелкую моторику — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;

  • Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;

  • Учит успешно справляться со стрессовыми/тупиковыми ситуациями — взращивает у детей самостоятельность и ответственность, которые необходимы для дальнейшего развития в детском саде и обучения в общеобразовательных школах;

  • Повышение самооценки — у ребенка получается достигать своей цели, благодаря чему у ребенка возникает желание ставить новые достижимы цели;

  • Улучшение внутреннего состояния/настроения — после сеанса арт-терапии, дети ощущают внутреннее удовлетворение.

Предлагаю вашему вниманию упражнение «Пластилиновое настроение». Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму (размять, разогреть в руках). Теперь изобразите какое-либо настроение (свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве). Также упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. Тогда это будет еще и медитация. Форма необязательно должна проявиться. Можно поиграть в ассоциации. Данное упражнение особенно полезно в терапии агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов. Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться.

Следующее направление арт-терапии, о котором хотелось бы рассказать это сказкотерапия.

Волшебная  сила сказок известна с давних  пор.  Русские народные или сочиненные психотерапевтами, даже написанные собственной рукой сказки творят чудеса. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки  знали все эти достоинства  сказок и использовали их в  качестве самого эффективного  средства общения с детьми. Сказка  – универсальный язык, способный  в доступной форме донести  до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.

Современные  психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.  
 Кладезь мудрости – это русские народные сказки. Народные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.

Я предлагаю вам разыграть сказку «Теремок». Эта позитивная сказка о взаимопомощи и выручке — медведь случайно сломал теремок, но помог его опять построить, да лучше прежнего…А также — вместе веселее жить, чем одному… 

Но я предлагаю вам рассмотреть сказку «Теремок» с шуточной стороны. «В этой сказке главный герой – не Мышка, не Медведь, а сам Терем. Его личность описывают следующая строчка: «Он не низок, не высок». Словом, ни то ни се. Самооценка у Теремка сильно занижена, поэтому он пускает к себе всех подряд. И в итоге, разваливается».

Мораль: если человек не умеет «фильтровать» (что бы то ни было), он, как и Терем, может просто рассыпаться.

Еще одно направление, которое широко используют в практической психологии и в арт –терапии это мандала – терапия.

«Что же такое мандала-терапия?»

Ответов на этот вопрос достаточно много: «Арт-терапевтическая техника», «Диагностический метод», «Метод аналитической психологии Юнга», «Медитативная техника», «Духовная практика», «Метод саморазвития».

Слово «мандала» имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как «священный круг». Где сам круг — это символ, олицетворяющий модель вселенной, от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до «карта космоса». 

  Во многих древних культурах особенно на Востоке, в культуре индусов, буддистов, мандала считается священной, а ее рисование используют для духовного развития и исцеления тела.
    Изначально мандалы рисовали цветным песком, что до сих пор практикуют Тибетские Монахи, сегодня же мандалу рисуют, вышивают, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей и вообще применяют почти все виды творчества!

В психологии мандала — это символическое изображение внутреннего мира, наиболее безопасное для нашего восприятия. Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию в момент творчества, позволяя проявиться самому важному и глубинному.

Для чего рисуют Мандалы?

Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно по этому, мандала словно зеркало нашей души! Проблемы, радости, тревоги, физическое состояние организма, ресурсы и многое другое — все это находит свое отражение в мандале. В процессе рисования мандалы мы можем ее гармонизировать! Ведь то, что окружает нас – всего лишь отражение того, что внутри, а значит, изменив внутреннее состояние, мы автоматически изменяем то, что нас окружает снаружи. А само рисование в круге красиво и настраивает человека на положительные мысли!

Существуют ли противопоказания для мандала-терапии?

НЕТ! Это в первую очередь техника, помогающая найти скрытые в человеке возможности изменить то, что не нравиться в жизни или в себе. Она достаточно мягко и аккуратно погружает человека в мир бессознательного, пробуждая в нем ребенка, умение радоваться всему и играть, открывая новые грани творческой стороны человека. Создание персональной мандалы удивительный и захватывающий творческий процесс, этап вспоминания и узнавания себя заново. 

Препятствием к этому виду арт-терапии не может быть и отсутствие или наличие художественных навыков. Проверенно на опыте, что большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции.

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

  • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения(раскрашивание готовых мандал-раскрасок)

  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)

  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)

  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

  • При проблемах самооценки

  • При ощущении внутреннего дисбаланса

  • Активизация ресурсных состояний личности

  • При страхе потерять контроль над собой

  • При пессимизме и депрессии

  • При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии

  • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).

  • При ощущение жизненного тупика

  • Психокоррекция страхов и тревог

  • Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)

  • Сопровождение адаптации

  • Семейные ситуации

  • Психосоматические проблемы

  • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества

  • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

  • Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

  • Воспитание терпеливости и аккуратности

  • Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

Я хочу предложить вам раскрасить готовые мандалы.

Звучит музыка, педагоги раскрашивают распечатанные на листах мандалы.

Музыкотерапия.

Давайте поиграем в игру «Дождь в лесу»

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

— В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Метод Фототерапия в психологии является одним из направлений арт-терапии. Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем.

 Мы  почти каждый день используем возможности фототерапии, сами того не осознавая:

— когда делаем серию снимков, ищем лучший ракурс, исследуем пространство вокруг себя, моделируем картинку своей жизни;

— когда выкладываем фотографии о  поездке, событии, впечатлении в социальных сетях, создавая свою историю — веселую, нежную или авантюрную;

— когда позируем перед камерой, создавая определенный образ и настроение;

— когда просматриваем старый семейный альбом с пожелтевшими фото, соединяя себя с историей своего рода и семьи;

Просмотр презентации с фотографиями..

Завершающее упражнение «Спасибо».

Участники встают в круг, и ведущий каждому предлагает мысленно положить в левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж знаний, настроения, мыслей, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все улыбнулись и поаплодировали себе за прекрасную работу.

Психологическое занятие мастер — класс «Счастье человека»

Психологическое занятие с интеграцией самопознания

Педагог – психолог школы – лицея № 2 г. Костаная

ГУ «Школа – лицей № 2 отдела образования акимата города Костаная»,

ул. Дулатова, 72, тел. приемной директора 543044

План занятия по психологии с интеграцией самопознания.

Школа – лицей: №  2 г. Костанай

Дата: _______г. урок 8 

Качества: умение прощать, искренность, сострадание.

Педагог: Марченко Ирина Сергеевна    Класс: 7  Кол-во уч-ся: 29

Цель: расширение  представления учащихся о прекрасных чувствах счастья через общечеловеческую ценность любовь.

Задачи:

  • углублять  представления  учащихся об умении прощать;
  • развивать  умения и способности быть искренним;
  • воспитывать  желание  проявлять   сострадание по отношению к людям.

Ресурсы: музыка

Волшебная  композиция. Хрустальная грусть, видео Ник Вуйчич «Что то большее»,  Видеоролик «Гимн – дорога к счастью» Слова Л.Швецов, музыка Л. Воробьев

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  — приветствие,  проверка готовности

      Позитивный настрой. Концентрация на дыхание

  Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.  Дыхание это процесс, который очень тесно связан с нашими эмоциями и внутренним состоянием. Когда мы концентрируемся на дыхании у нас успокаивается ум, сосредотачивается внимание, улучшаются процессы запоминания. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойство. Вдо-о-ох…, выдо-о-оох… (9 – 10 раз). Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ состояния:

          Поделитесь своими ощущениями?

По-своему каждый его понимает. Оно — как синица в руках.
То в двери порою стучится, бывает,  то где-то парит в облаках.
Семейным его называют порою. Уметь его надо беречь.
Находят его не за дальней горою,  а просто от дружеских встреч.
У женщин — одно, у мужчины — другое. Но пусть после бед и ненастья
Тебе повстречается в жизни большое, ни с чем не сравнимое  СЧАСТЬЕ.

  1. Притча «Рассуждение о счастье»  раздаточный материал

        Вопросы:

—  Прав ли Сократ в своих рассуждениях о счастье? Почему?

— Что нужно для того, чтобы вы почувствовали себя счастливым?

— Как распознать истинное ли это чувство или иллюзия приведите примеры из жизни?

Примечания

музыка

Волшебная  композиция. Хрустальная грусть

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«В жизни есть только одно счастье – любить и быть любимым »                                                        Ж. Санд                                                                                             

  • Как вы понимаете цитату?

Жорж Санд французская писательница с уникальным интеллектом и жаждой жизни

  1.  Просмотр видео – ролика Ник Вуйчич «Что – то больше»

Вопросы по тексту:

  • Опишите главного героя фильма. Ваше отношение к нему.
  • Какие качества характера помогают человеку быть счастливым?
  • Важно ли человеку быть счастливым  и почему?

Вывод: Счастье  — это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своей жизни, ее полноте и осмысленности, осуществлению своего человеческого назначения

  1. Творческая деятельность

  Прочитайте изречения. Выберите одно из них, вспомните жизненные ситуации, подтверждающие их истинность.

   Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

   Счастье заключается не во всяком удовольствии, а  только в честном и благородном

  Может ли быть одинаковым счастье у разных людей? Как стать счастливым?

    Понимание смысла счастья разнообразно, у каждого человека оно свое. Одни связывают счастье с умением дарить радость, надежду, любовь. Другие – с благополучием в личной жизни и уверенностью в том, что любимы. Это все разные состояния счастья, которые важно научиться ощущать.

    Человек, умеющий дарить радость, творить добро, любить и быть любимым, способен ощущать полноту жизни, готов служить во имя общего блага, находя в этом собственное счастье.

Творческая деятельность.
    Составить коллаж на тему «Мое счастье – это…»

Музыка Волшебная  композиция. Хрустальная грусть

 

 

 

 

  1. Групповое пение.   

Тысячи сердец бьются в такт.
Тысячи, как ты! … Делай шаг
По дороге к счастью!
Верному тебе не измени
Не залей вином свои огни
По дороге к счастью!
Близкому тебе руку дай,
Детские мечты не предавай
По дороге к счастью!
Родителям своим помоги,
На хорошее других зажги
По дороге к счастью!

И улыбнется тогда тебе солнце! И прослезится в восторге душа!
Когда ты что-то на этой планете сможешь решать!
 

Не сотрет навет правды миг,
Пуля из груди не вырвет крик
По дороге к счастью!
В жизни не убей, не укради!
Мимо власти зла не пройди
По дороге к счастью!
Доброй воли мир защити
Окруженья ДОМ сбереги
По дороге к счастью!
Доверия кредит не исчерпай,
Сполна долги свои возвращай
По дороге к счастью!
     припев
Дерево труда взрасти в любви, 
Компетентным будь и победи
По дороге к счастью!
Веры на Земле уважай —
Кто-то верит в свет, кто-то в рай
По дороге к счастью!
Грозу не притяни к своей судьбе —
Относись к другим, как к себе
По дороге к счастью!
Процветай, иди не один,
Всем удачам ты господин
По дороге к счастью!

  «Гимн – дорога к счастью» Слова Л.Швецов, музыка Л. Воробьев

  1. Домашнее задание:

         Поговорить с семьей  и узнать счастливую  историю из их жизни        

 

  1. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза. Вспомните, что для вас было полезно и ценно на уроке. Спасибо за ваш труд.

Музыка Волшебная  композиция. Хрустальная грусть

Мастер-класс по психологии «Пойми меня»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Йошкар-Олы с углублённым изучением отдельных предметов»

Мастер-класс «Пойми меня»

(использование ролевой игры в работе

педагога-психолога с обучающимися подросткового возраста)

Составители: Н.В.Свинцова

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 19

студенты ИПП МарГУ

Е.А. Домрачева

Р.Н. Мухамедханова

Е.А. Селина

г.Йошкар-Ола

2013

Пояснительная записка

Существуют различные определения игры, в которых игра – ведущая деятельность; средство всестороннего воспитания; средство интеграции знаний; путь развития мышления и т.д. (Усова А.П. (1965), Выготский Л.С., Венгер Л.А., Венгер А.Л и др.). Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как «царство произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации» и происходит «иллюзорная реализация нереализуемых желаний». В игре осуществляется психологическая адаптация учащихся друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

В отечественных исследованиях выделяются следующие этапы (виды) развития игры:

Ø   предметная игра

Ø   ролевая игра

Ø   сюжетная игра

Ø   деловая игра

Ø   игра с правилами и др.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор средств, способствует развитию навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную [1, с. 30].

На современном этапе развития в нашем обществе существует множество молодежных проблем, в том числе связанных с организацией здорового досуга молодого поколения.

Считается возможным и полезным использовать практику применения ролевых игр в педагогической и досуговой деятельности в рамках социальной работы с молодежью. Ролевые игры помогут в решении ряда молодежных проблем, в частности таких, как употребление психоактивных веществ, в профилактике девиантного поведения и др. Ролевые игры – это игры высокого уровня, имитация какой-либо деятельности или поведения, по степени сложности моделируемого мира сопоставимые с театральным спектаклем, но отличающиеся от спектакля отсутствием заданного сценария.

Участники: учащиеся 6-8 классов

Цель: создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения; обеспечение благоприятного психологического климата в группе.

Задачи:

  • Развитие творческого воображения, оригинальности мышления;

  • Стимулирование творческого выражения;

  • Развитие уверенности в себе;

  • Создание творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы;

  • Развитие личностной и познавательной рефлексии, потребностей в познании, самопознании и саморазвитии, творческой активности;

  • Создание дружной, сплоченной команды.

Материалы к занятию:

листы ватмана (2-3 шт)

— краски

— кисточки

— стаканы

— ножницы

— фломастеры

— шаблоны цветка «Цветик-семицветик» (3 шт.). На лепестках – варианты героев сказок и их характеристик; фразы героев сказок.

— маски с героями сказок

— аудиокассета «Фрагменты песен героев сказок»

— магнитофон

Ход проведения:

1. Вводная часть

Упражнение «Акулы и матросы»

На полу чертится круг «палуба». На палубе находятся матросы, за её пределами акулы. Кто кого перетянет?

2. Основная часть:

Ведущий:

(группа делится на 2 команды)

Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в сказочное путешествие. Перед вами цветики-самоцветики. Как вы помните, эта волшебная история (мультфильи «Цветик-семицветик») со счастливым концом. Девочка с помощью цветка осуществила заветную мечту мальчика инвалида – он стал здоровым. Сегодня мы также попытаемся сочинить сказки, основанные на добре и справедливости. На лепестках одного цветика-семицветика вы найдете сказочных персонажей и их психологические характеристики (каждый берет один лепесток), на лепестках другого — фразы героев сказок (каждый вытягивает два варианта). Мы с вами разбились на две команды для того, чтобы каждая команда сочинила сказку, используя выбранные варианты сказочных персонажей.

После того как сказка готова, старшеклассники проигрывают ее на импровизированной сцене, используя декорации, маски.

3. Заключительная часть:

Обратная связь:

Ведущий:

— Что вы чувствовали, когда сочиняли сказку?

— Трудно ли было быть героем сказки?

— Главная мысль вашей сказки?

Презентация продукта коллективной творческой деятельности

Подведение итогов

Ребятам предлагается выбрать картинки-смайлики настроения и с их помощью оценить занятие.

Ожидаемые результаты:

  1. Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

  2. Формирование представлений о своем собственном внутреннем мире.

  3. Развитие творческого воображения, оригинальности мышления.

  4. Овладение искусством самопрезентации.

  5. Создание продукта коллективно-творческой деятельности «Пойми меня».

Список литературы

  1. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А.Сакович. – СПб:Речь, 2004.

  2. Газета «Школьный психолог». Изд. Дом «Первое сентября», 2013г..

Приложение

Герои и фразы

    1. Панда По из м/ф Кунг-фу Панда

— Ты принес мир в долину и в мою душу…

    1. Лев Алекс из м/ф Мадагаскар

— Пингвины…они же психи!

    1. Баба Яга

— Фу–фу! Русским духом пахнет… 

— Чую, чую – человечьим духом пахнет!»

— «Покатаюся, поваляюся, человечьего мясца поевши»

— «Много будешь знать – скоро состаришься!»

    1. Кот из м/ф «Шрек»

— «Ненавижу понедельники»,

    1. Домовенок Кузя

— Я не жадный, я домовитый.

— Спасибо этому дому, пойду к другому

— Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла?

— Фу, какая гадость! Блинов хочу! Со сметаной.

    1. Ленивец Сид из м/ф «Ледниковый период»

— Я такой дружной стаи, как у нас, никогда в жизни не встречал!

    1. Диего из м/ф «Ледниковый период»

— Эра динозавров’.— Это просто замечательно! 

    1. Вини-Пух

— Если я выстрелю в шарик, он испортится! 

Хорошо живёт на свете Виннипух!Оттого поёт он эти песни вслух.

Поздравляю с днём рожденья, желаю счастья в личной жизни, Пух!

    1. Маша из м/ф «Маша и медведь»

— Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать.

— Ох, я такая скорая на помощь! 

    1. Кот Леопольд

– Ребята, давайте, жить дружно!

    1. Карлсон

— Ведь я, умный, красивый, в меру упитанный мужчина, ну в полном расцвете сил.

— Ой, а у вас молоко убежало!

— А-ля-ля-ля-ля, а может я сошла с ума… какая досада!..

— Малыш, а как же я? Ведь я же лучше собаки?!!

— Сейчас вы увидите привидение!

    1. Фрекен Бок («Малыш и Карлсон»)

— Ку, ку, мой мальчик

— Опять розыгрыш. Шалунишка!

    1. Чебурашка

— А давай я понесу чемоданы, а ты понесешь меня?

    1. Мэнни (шертистый мамонт) из м/ф «Ледниковый период»

— Ты позор природы, ты знаешь?

— Знаете, я не люблю тех, кто убиваете ради забавы.

Чтобы сказки не обидеть –

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки все отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Плывут угрюмые века

Плывут, как в небе облака

Спешат, бегут за годом год

А сказка – на тебе живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа

И про зверей,

И про царей

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Алладина,

В сказку нас веди!

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути.

Мальчик Чиполлино,

Мишка Вини-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Конспект мастер-класса для педагогов-психологов «Формула психологического здоровья»

Мастер-класс

 «Формула психологического здоровья»

Цель: передача опыта педагога-психолога участникам мастер-класса путем практического показа эффективных приемов и методов профилактики профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

1.        Создание благоприятных условий для работы группы.

2.        Расширить запас знаний о профилактике профессионального выгорания педагогов.

3.        Ознакомить с методами и приёмами работы по предупреждению эмоционального выгорания.

4.        Отработка на практике технологий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.

        

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, мольберт, кукла, плакат для упражнения, раздаточный материал: бланки теста, листы А4; бабочки, буклеты с рекомендациями, программа, музыка для релаксации.

Методы и приемы: практические упражнения, задания, презентация, элементы арт-терапии.

Ход мастер-класса:

  1. Упражнение «Поздороваемся по-разному»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения,  создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Инструкция:

Участники встают в два круга. Внешний круг передвигается, внутренний стоит на месте. Предлагается поприветствовать друг друга разными способами, используя пантомимику, пластику тела, жесты, танцевальные движения.

Поздороваемся:

— как Золушка с принцем на балу;

— как королева Марго с Людовиком 14;

— как балерина с оловянным солдатиком;

— как Маргарет Тэтчер с главами правительств;

— как современная женщина со своим мужем;

— как женщина со своей лучшей подругой.

2.  Упражнение «Три слова о себе»

Цель: создать комфортную психологическую атмосферу внутри группы, сближение участников группы.

Инструкция: Чтобы мы смогли больше узнать друг о друге, я предлагаю каждому участнику описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

— Ольга- жизнерадостная, активная, ответственная.

3.  Упражнение “Мои ожидания”

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Инструкция: Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мастер-класса. Озвучьте их и отправьте в плавание по Реке «Ожиданий». Участники озвучивают свои ожидания и размещают кораблики на плакате «Река ожиданий».

Участники сидят в кругу.

4.        Упражнение «Собери целое» (ассоциации)

 Цель: разминка, введение в тему мастер-класса, расширить представления о психическом здоровье.

Инструкция: участники группы передают друг другу игрушку-куклу. Пожалуйста, назовите слово, которое у вас ассоциируется со понятием «здоровье», и передайте куклу следующему участнику. Кукла обходит весь круг, называя как можно больше ассоциаций к слову «здоровье».

 «Как Вы думаете, что мы сейчас с вами сделали? (Ответы участников)

Мы вывели формулу идеального психологического здоровья для каждого из вас.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Психологическое здоровье»

5.        Психологический тест «Душевное равновесие» (С. Степанов)

Цель: определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии. Самооценка собственного здоровья.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чувствам и вашему поведению.

1)        Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?

Да, довольно часто -10 баллов;

Нечасто, стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям — 5;

Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением-0.

    2) Иногда вы просыпаетесь посреди ночи с сильным сердцебиением?

Нет, ни разу — 0;

Да, если меня беспокоят какие-либо проблемы — 3,

Очень часто. Я уже давно не сплю так хорошо, как раньше — 7.

3)        Можете ли вы прибегнуть к силе своего голоса, чтобы отстоять свою точку зрения?

Могу, но пользуюсь этим очень редко — 5;

Нет, хотя сдерживаться иногда бывает трудно — 8,

Ясное дело могу. Время от времени такой окрик помогает человеку сбросить накопившуюся злость — 0.

 4)     Вы довольны своей фигурой?

Нет, раньше она мне нравилась больше — 5,

В общем, да, за исключением некоторых деталей — 2,

Да, мне не хотелось бы ничего менять -0.

5)        Если ваши отношения с партнером потерпят крах, у вас есть свободный выбор среди нескольких новых кандидатов? (Если в данный момент вы одиноки, был бы у вас выбор среди кандидатур, если бы вы стремились к новому партнерству)

Нет, мне требуется довольно длительное время, чтобы познакомиться с подходящим человеком — 0;

Есть некоторые знакомства, но они меня не устраивают — 3;

Огромный выбор — 7.

6)        Как часто вам снятся страшные сны?

Почти никогда — 0;

Иногда-5;

Не менее одного раза в месяц — 10.

7)        У вас есть надежный круг хороших друзей?

Да, безусловно, — 0,

В основном приятели — 3;

Нет, я стремлюсь во всем полагаться на самого себя -5.

Ключ:

Душевное равновесие обработка данных. Подсчитайте набранное количество баллов.

— От 0 до 15 баллов. Вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою жизнь. Не

теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять внимание своему организму.

— От 15 до 35 баллов. Что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы найдете внутреннюю гармонию.

— От 36 до 50 баллов. Вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.

6.        Упражнение «Рецепт на каждый день»

        Работа в группах. (10мин.)

        Цель: формирование установок на здоровый образ жизни

Инструкция: Участникам предлагается придумать и презентовать аудитории какой-либо компонента здорового образа жизни.

 Например: физкультура, питание, отдых, режим дня, гигиена, психологический климат в семье, психологический климат в коллективе, саморазвитие, духовное развитие, закаливание, полноценный сна.

       

7.        Упражнение «Ладошка Здоровья»

Цель : формировать желание  заботиться о своем здоровье.      

Инструкция: Обведите карандашом свою ладонь. На каждом пальце напишите, какие лично для вас составляющие являются главными в психологическом здоровье человека. На ладони напишите Ваше имя и то, что могло бы вам помочь все это выполнять и поддерживать. Участники по очереди озвучивать свою формулу…

— Вы вывели свою личную формулу психологического здоровья. Положите ее где-нибудь поблизости от себя,  время от времени смотрите, и старайтесь сохранять и преумножать ваше психическое здоровье.  

8.        Упражнение – релаксация «В поисках себя» (работа с мандалой)

Цель: вхождение в ресурсное состояние, нахождение своего внутреннего центра, своих сил и энергии.

Инструкция: «Медитация на мандалу, буддийский сакральный символ, помогает лучше понять свое внутренне состояние, себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. Кроме того, раскрашивание мандолы помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам. Прежде чем начать рисовать закройте глаза. Постарайтесь заглянуть в себя. Прислушайтесь к своим ощущениям. Помните Центр это Вы сами, лучи это Ваши пути, петли это Ваш окружающий мир. Выберете карандаш, который больше всего вам нравится, и раскрасьте Центр мандалы. Пройдите карандашами по лучам звезды. Спросите себя, что мне напоминает этот путь? Можете записать слова, словосочетания которые Вам придут на ум».

Притча «Все в твоих руках»

«В одном селении жили два мудрых человека, один был добр и справедлив, и его все уважали, к нему шли за советом, помощью,  разрешением конфликтов, а другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, обходили его дом стороной. Злобный мудрец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца. Однажды он поймал бабочку, собрал жителей, позвал доброго мудреца и сказал, что он  держит в руках бабочку.  И спросил  живая или мертвая бабочка у меня в руках? А сам подумал, если он скажет живая, то я сожму её сильнее, и она умрет, если скажет мертвая, то я разожму руку и бабочка улетит, тогда все поймут, что старец не так умен и вообще выжил из ума.  И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”»

Мораль: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках.

Рефлексия

 Уважаемые коллеги, прошу каждого из Вас высказать мнение  о сегодняшнем мастер-классе.  Что было для Вас самым полезным?  Что узнали нового? Что запомнилось больше всего? Какие техники вы возьмете для себя в работу?

9.        Упражнение «Мои ожидания «Берег Надежды»

Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. У нас есть река «Ожиданий», по которой мы отправились в плавание на корабликах в начале работы. Если ваши ожидания оправдались, пусть ваши  кораблики причалят к берегу «Надежды», поделитесь своими впечатлениями.

10.         Упражнение «Бабочка пожеланий»

Цель: дать участникам группы положительные установки и создать эмоционального подъема.

Участники группы стоят в кругу. Им предлагается закрыть глаза и вытянуть вперед руку. На руку каждому участнику кладется бабочка с положительными посылами и пожеланиями.

Мастер-класс «Психологический квест как одно из средств эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся на новой ступени обучения»

Августовская педагогическая конференция

работников системы образования Советского городского округа «Языковая экология как важнейшая проблема современности»

Секция 3 «Повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций»

Мастер-класс «Психологический квест как одно из средств эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся на новой ступени обучения»

Педагог-психолог МАОУ «Гимназия №1» г. Советска

Герлак Ольга Ингмаровна

Педагог-психолог ведет работу по нескольким направлениям, каждое из которых дополняет друг друга, но имеет свои цели и задачи.

Психопрофилактическая работа.

Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и обучающихся потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе или в интересах собственного развития, способствовать созданию условий для полноценного психического развития, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности. С этой целью систематически с учащимися проводятся беседы, лекции, психологические часы на различные темы, интересующие и волнующие ребят. Педагог-психолог принимает участие в мероприятиях гимназии и совместно с коллективом педагогов решает проблемы и находит выходы из создавшихся ситуаций, просвещает педагогов в вопросах взаимоотношения и правильного общения с учащимися.

Консультативная работа.

Задачей этого направления является консультирование обучающихся, их родителей и работников гимназии по вопросам развития, обучения, воспитания, поведения в тех или иных ситуациях и выбора правильной позиции. Большая часть работы по данному направлению проводится психологом на Советах Профилактики. Как правило, данная работа проводится в основном индивидуально, ребят волнуют темы связанные с коммуникацией, то есть вопросы общения со сверстниками и сверстницами, а также вопросы о чувствах и самочувствии, часто не понимая себя и окружающих, ребята допускают ошибки, ведь самое сокровенное и дорогое – доверишь не каждому, так как есть боязнь, что это станет достоянием других. Эта работа проводится в малых группах (по 2-3 человека), имеющих общие проблемы нарушения правил поведения, Устава гимназии, комплексов. Проводится такая работа для целой аудитории. С различными проблемами по вопросам обучения и воспитания обращаются классные руководители, а также сотрудники гимназии, непосредственно контактирующие с учащимися.

Коррекционная работа.

Эта работа предполагает активное воздействие психолога с помощью педагогов и других работников гимназии на развитие учащегося, устранение проблем и комплексов, возникающих в период становления личности и оказания необходимой помощи: снятие стрессовых и депрессионных состояний, напряжения и упрощение адаптационного периода. В случае необходимости выработки правильной позиции и линии поведения, работа проводится индивидуально. Приходится работать с комплексами неполноценности – заниженная или завышенная самооценка, низкий социальный интеллект, от которых зависит уровень притязаний, фобии и комплексы.

Диагностическая работа.

Данная работа заключается в проведении диагностики учащихся с целью выявления их индивидуальных особенностей, определение причины нарушения в развитии. Это диагностика личностных качеств, социометрия, определение уровня интеллекта, коммуникативных и организаторских способностей. Это важно для классных руководителей и самих ребят, они с удовольствием сотрудничают с психологом и с интересом относятся к результатам диагностики.

Тренинговая работа.

Данное направление в работе предусматривает проведение тренинговых занятий с учащимися с целью выработки поведения в решении возникших у учащихся проблем. В течение учебного года ведется тренинговая работа с учащимися 5-х и 8-х классов по программе «Поверь в себя» с целью формирования успеха у учащихся. В 11-х классах ведутся тренинговые упражнения по программе «Мы – выпускники!». Психологические квесты на сплочение «Мы команда!» проводятся в пятых и десятых классах по плану, в остальных параллелях по запросам классных руководителей.

В своей работе, психолог использует множество методов и форм работы, способствующих свободному общению с учениками, помощи и поддержки им во всех их начинаниях, делах и проявлениях интереса, активности. Многие из методов являются недоступными, неинтересными, сложными в проведении, а, следовательно, они не дают должных результатов и не оправдывают ожидания. Другие методы – вызывают интерес, дети с удовольствием принимают рисуночные тесты, некоторые виды терапии, но это скорее – релаксация, и очень сложно по рисунку полностью раскрыть сущность ученика, поэтому психолог должен быть воспитателем, педагогом, актером, другом и всем тем, что хочет в нем увидеть ученик.

В любой практической деятельности психолога можно встретить использование им тренинговых занятий. Тренинг прочно вошел в обиход и деятельность современных психологов, этот метод является довольно интересным, активным и продуктивным.

В тренингах, создавая определенные ситуации, можно ответить на многие вопросы, интересующие учащихся, сами ребята могут сыграть роль и помочь через ее обыгрывание самим себе. В понятие тренинг можно вложить многое, ему можно определить огромное количество функций и задач, которые при разрешении, помогут психологу в работе, а ученику в жизни.

Я считаю, что тренинговый метод является продуктивным в работе с детьми, так как не требует большого количества затрат сил и времени, а приносит радость и удовольствие тем, кто в нем участвует.

Тренинг – это форма специального организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого, решаются следующие задачи:

  • овладение социально-психологическими знаниями;

  • развитие способности познания себя и других людей;

  • повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки.

Психолог играет ведущую роль в воспитании личности. Он направляет, просвещает, диагностирует, корректирует и развивает личность каждого ученика, решает совместно с ним его проблемы и помогает поверить в то, что каждая личность не ограничена ни в чем.

Современные психологи переняли опыт предшественников и используют многие методики до сих пор. В своей деятельности психолог пользуется различными методами и формами работы. В работе со здоровыми детьми можно использовать больше методов, которые принесут должные результаты, нежели те методы, которые можно использовать при работе с детьми с ограниченными возможностями. У психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями, выбор методов и форм работы вызывают определенные затруднения. Здесь имеет значение и психическое развитие учеников, и их физическое состояние, и их диагноз.

С обучающимися с ОВЗ мною также используются тренинговые упражнения. Но большим вопросом в моей практике остается сплочение коллектива.

Для решения данной проблемы мною были использованы многие формы работы и средства из методической копилки: классные часы, тренинговые упражнения, диагностика, работа в группах. Все эти методы приносили свои результаты, но не были достаточно продуктивными, ребята продолжали называть друг друга по фамилиям, делиться на группы и постоянно конкурировать друг с другом.

В начальной школе эти проблемы не так заметны, так как первым учителем создается микроклимат, в котором комфортно всем, часто проблемы классов не выходят за его пределы. Но при переходе на новую ступень обучения (пятый, десятый класс) перед нами открываются проблемы, связанные с межличностными взаимоотношениями учеников класса. И в пятом и в десятом классе у ребят появляются новые одноклассники, так как идет смешивание классов и деление их по профилям, тут получается, что сложнее детям (меняется микроклимат, ребенку необходимо привыкать к новым условиям), но легче нам (мы начинаем все «с чистого листа»). У ребят проходят уроки психологии, на которых мы учим их быть одной командой, единым организмом. Нами были перепробованы многие формы проведения уроков, пока мы не пришли к выводу сделать что-то необычное, интересное и понятное (близкое) для ребят. Нашим выбором стал – психологический квест.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как бои, экономическое планирование и задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют.

Психологический квест – это легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом. Конечно, они бывают разные, но все квесты объединяет одно – действие! Получая небольшую дозу теории, участники отправляются выполнять задание квеста. Задания обычно несложные, их цель – встроить полученную порцию знаний сразу в жизнь, то есть трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.

Психологический квест – это новая форма обучения и изменения. Наверное, я не буду далека от истины, если предположу, что мы все подустали от традиционных психологических форм – тренингов и консультаций. В наш век высоких скоростей мозг уже сопротивляется новым порциям информации и это еще одно преимущество игры или квеста – развлекательная форма обходит все рубежи обороны подсознания, и шаг за шагом в конце ты обнаруживаешь себя изменившимся – чуть-чуть или серьезно. И все это происходит легко, незаметно в процессе выполнения несложных заданий.

Квесты бывают длинными и короткими, на разные темы, с разной механикой и целью, но в ходе проведения психологических квестов, нами решаются следующие задачи:

  • создание «теплой», дружественной атмосферы в классе;

  • налаживание контактов и взаимодействия между учащимися класса;

  • осуществление просветительской работы по формированию знаний о толерантности;

  • проведение тренинговых упражнений для создания условий, в которых у каждого учащегося появится возможность быть толерантным по отношению к окружающим;

  • настраивание группы на толерантное отношение друг к другу;

  • сплочение коллектива класса.

Форма работы – психологический квест, была выбрана мною не случайно, этому способствовало несколько аспектов:

  1. квест, как форма работы с учащимися является приемлемой и понятной, так как в этом возрасте у ребят формируется мировоззрение и на все есть свое мнение, дискуссия в ходе квеста помогает ребятам заявить о себе и научиться отстаивать свою точку зрения.

  2. Использование тренинговых элементов в ходе квеста – это второй не менее важный аспект, он заключается в том, что тренинговая форма занятия является актуальной и продуктивной, так как она позволяет овладеть не только теоретическим материалом, но и способствует формированию конкретных практических навыков.

Мы считаем внедрение психологического квеста как форму работы психолога с учащимися актуальной. Ввиду того, что подростки требуют особого подхода, особенного внимания, а именно в квесте можно различить личность каждого ученика и понять чего он хочет от окружающих. В квесте – все в руках психолога, он как волшебник: может изменять ситуацию, обстановку, переносить всю группу в другой мир, на другие планеты, все это поможет подросткам понять себя и окружающих, наладить взаимоотношения со сверстниками и в дальнейшем, умея работать в команде, успешно социализироваться.

Бесплатные психологические мастер-классы

Хотите получить помощь психолога бесплатно? КТЦ «Свет Мяка» предлагает мастер-классы лучших психологов Ростова-на-Дону совершенно бесплатно!

 

Для всех желающих

Расписание ближайших бесплатных мастер-классов и бесплатные видео мастер-классов смотрите ниже на странице и на Youtube канале «Свет Маяка»

 

Для Вас бесплатно работают лучшие специалисты Ростова

 

Приглашаем всех желающих посетить наши БЕСПЛАТНЫЕ мероприятия и

к просмотру бесплатных видео мастер-классов на Youtube канале «Свет Маяка» 

 

 «Дискуссионный психоаналитический клуб»

Научитесь понимать, что на самом деле говорят вам люди.

  • Дискуссии на глубинные темы человеческих отношений; 
  • Возможность обучиться пониманию психоаналитического подтекста речи собеседника. 
  • УЗНАЙТЕ, что же на самом деле сказал человек на языке бессознательного! 
  • Видеоанализ дискуссии! 

 

 

 Бесплатный мастер-класс «УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

  • Вы научитесь контролировать свои слова и программировать свои мысли на позитив.
  • Поверите в себя, оцените свои возможности, повысите самооценку.
  • Разовьете навыки общения, умение отстаивать свою точку зрения, уверенно себя вести в различных ситуациях.
  • Научитесь эффективнее добиваться своих целей, меньше зависеть от мнения окружающих, станете устойчивее к их влиянию на вас.

 

 

 

 

 

 

Каждую первую пятницу месяца приглашаем Вас на СУПЕРВИЗИЮ с Ященко С.А.

 

Ваш успех с неизбежностью достигнет Вас и радость жизни к нему прилагается!

Звоните и записывайтесь

по тел. 303 20 60

Отзывы о наших мастер-классах:

  • «Я в восторге, тренеры работают с полной отдачей и душей, что очень радует, особенно на бесплатных семинарах.» А.С. Григорьева
  • «Море удовольствия!!! После тренинга чувствую себя более уверенной (энергетический приток)». Маркова Е.А.
  • «Первый раз присутствую на тренинге, очень понравилось, о многом задумалась. Есть с чем над собой поработать» Поплавко Е.Н.
  • «Проведение семинаров и информационное наполнение на высоком уровне». Дьячков А.
  • «Очень понравилось, я очень удивлена! Бесплатный тренинг, много внимания уделяли, Здорово. Поход — супер». Ртилева Е. В.
  • «Благодаря сегодняшнему тренингу я очень много узнала о себе. Мне очень понравилось. Спасибо Вам!. Волкова Е.А.
  • «Все понравилось. Особенно то, что теоретические знания сразу подкрепляются практикой» Бот О.
  • «Хороший позитивный познавательный интересный, раскрывающий способности тренинг, и стимулирует для новых свершений. Потурнак Ю.С.
  • «Спасибо за труд настоящих мастеров» Иващенко С.
  • « Встреча оставила очень благоприятное впечатление, высокая продуктивность работы и подачи материала». Нутрякова М.В.
  • «Нам очень понравилось. Было очень интересно общаться с психологами» Борисова Е.В.
  • «Появилось желание побывать на мероприятиях снова». Харченко В.П.
  • «Все понравилось, доходчиво и кратко, доступно». Поплавко Анна
  • «Замечательное занятие. Отличная форма проведения» Мельникова А.Ю.
  • «Тренинг очень понравился: помог мне определиться.. я стала более уверена в себе»
  • «Результат чувствуется. Спасибо.» Гонтаренко О.Н.
  • «Очень хорошее состояние после тренинга» Руденко Н.
  • «Понравилось. Весьма любопытно» Геннадий Викторович
  • «Тренинг оставил приятное впечатление, узнал для себя много нового. С удовольствием посетил бы еще что-нибудь». Аверков А.Н.
  • «Очень интересно, проблема понятна. Спасибо» Никуленко С.В.
  • «Ваши мероприятия очень важны, побольше таких мероприятий» Ешев М.А.


Видео с мастер-классов

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *