Медиация в психологии: Вы точно человек? – Медиация — Википедия

Автор: | 12.10.2020

Содержание

Медиация — Википедия

Медиа́ция, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Имеет определённые условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времён, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» — internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, и, наконец, mediator.

В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду с жрецами или вождями племени.

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

  1. Меж- и внутрикорпоративные споры;
  2. Споры в банковской и страховой сфере;
  3. Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  4. Конфликты на работе;
  5. Семейные споры;
  6. Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  7. Медиация в образовании;
  8. Межкультурные конфликты, и многое другое.

Медиация и другие согласительные процедуры[править | править код]

«Согласительная процедура» — «зонтичный» термин, охватывающий все виды посредничества и содействия в альтернативном урегулировании споров (конфликтов), к которым обычно относят Переговоры, Медиацию, en:Collaborative law (решение споров через сотрудничество) и Третейский суд.

Существенное различие между медиацией и другими видами посредничества заключается в том, что посредники часто обладают экспертными знаниями в области, являющейся предметом спора (конфликта). В некоторых видах споров посредник обязан предоставлять правовую информацию. Это помогает заключать сторонам любое соглашение в соответствии с нормативными рамками, регулирующими предмет спора, поэтому согласительная процедура может включать в себя консультативный аспект.

В процедуре же медиации посредник-медиатор не имеет консультативных функций. Вместо этого, медиатор стремится помочь сторонам выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования спора.

Существует несколько различных подходов (стилей) медиации: оценочный, стимулирующий и преобразующий. Оценочный стиль предполагает оценку сильных и слабых аргументов каждой из сторон при обращении в суд, тогда как стимулирующий и преобразующий подходы не предполагают этого.

И посредничество, и медиация служат для выявления спорных вопросов и выработки вариантов решений, взаимоприемлемых для участников конфликта. Все эти процедуры предлагают сравнительно гибкие подходы, а принятые решения должны опираться на согласие всех сторон. Это контрастирует с традиционным судебным процессом, который обычно принимает сторону участника с более весомым правовым аргументом.

Роль медиатора отличается от роли советника или консультанта (психолога). Нижеприведенный список не исчерпывающ, но указывает на важные различия между работой медиаторов и консультантов[1].

  • Медиатор ориентирован на достижение чётких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы. Консультант больше нацелен на то, чтобы стороны конфликта лучше осознали своё поведение.
  • Медиатор, осведомлён о человеческих чувствах, но не чувствует их. Советник принципиально не обеспокоен ни чем.
  • Медиатор сосредоточен на том, как люди хотели бы видеть будущее, а не на подробном анализе прошедших событий. Консультант может счесть необходимым исследовать прошлое, подробно выявить происхождение и закономерности убеждений и поведения человека.
  • Медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат. Советник часто имеет некоторое намерение повлиять на стороны в принятии решений или рассмотрении части вопросов.
  • Медиатор, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу, и лично присутствует при этом. Советнику не обязательно видеть обе стороны одновременно.
  • Медиатор обязан быть нейтральным. Консультант может помогать более активно, если это потребуется.
  • Медиация требует от обеих сторон готовности к переговорам. Консультанты могут работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого.
  • Медиация — структурированный процесс, который обычно ограничен одной или несколькими сессиями. Консультирование требует долгого времени, что зависит от потребностей и клиента и от его прогресса в процессе.

В качестве культурно-правовой практики, используемой активно, в частности, в международном праве, является так называемое «мягкое право».

  • Медиация, ориентированная на решение проблем (problem-solving or settlement-directed approach)

Основной особенностью этого подхода является сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях: позиция — это исход конфликта, который сторона заявляет как наиболее предпочтительный; интересы — цель, которая должна быть удовлетворена или достигнута. В рамках данного подхода медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности.

Данный подход позволяет участникам определить ход медиации, в то время как медиатор следует за ними (а не наоборот, когда участники следуют указаниям медиатора). В данном случае, в центре внимания — общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и понять это сердцем, а не только разумом. Здесь ключевыми компонентами являются слышание и слушание: именно это помогает участникам конфликта пережить некую «трансформацию» и прийти к взаимопониманию, что, в свою очередь, способствует признанию ими потребностей друг друга и более чуткому отношению к таким потребностям.

  • Нарративная медиация (narrative approach)

Нарративный подход основан на убеждении в том, что медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, то есть сам процесс выглядит как процесс, в ходе которого участники излагают свой взгляд на происходящее.

  • Экосистемная или семейно-ориентированная медиация
    (ecosystemic or family-focused approach)

Данный подход к медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов потому, что основной задачей в ходе разрешения подобных конфликтов является помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми. Этот подход также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений.

  • Медиация, основанная на понимании (understanding-based approach)

Главная цель этого подхода заключается в разрешении спора посредством понимания, так как более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. В рамках данного подхода ключевое значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.

  • Восстановительная медиация (restorative mediation)

Этот подход, являющийся близким по смыслу с «понимающим», сформировался как самостоятельный именно в России и вытекает из более широкого подхода к правосудию в целом — «Восстановительное правосудие». «Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта, и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, восстановление внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора — не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.

  • Оценочная медиация (evaluative approach)

Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определённых обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта

Медиация с помощью Интернет-технологий является одной из разновидностей медиации. Использование Интернет-технологий расширяет возможности медиаторов в спорах между лицами и организациями, которые удалены друг от друга или в силу иных причин (например, инвалидности) не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации, а также в ситуациях, где значимость спора не оправдывает стоимость личного присутствия медиатора. Онлайновая медиация может также оказаться полезной в качестве предварительной фазы основного процесса медиации — например, в ситуациях, где важную роль играет фактор времени, для начала подготовки сторон и проведения процедуры мозгового штурма.

  • Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. В некоторых школах медиации медиатор может играть более активную роль, в то время как в других роль медиатора сводится в основном к фасилитации (содействию).
  • Фасилитатор отвечает за организацию переговоров (следит за соблюдением регламента и структурой процесса), содействует сторонам при их проведении.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)“[2]

Медиация в Казахстане обрела официальный статус в 2011 году, хотя на практике в ограниченном объёме применялась в течение нескольких лет до того.

Профессионалами в процедуре медиации принято считать лиц, которые достигли возраста 25 лет, имеющих диплом о высшем образовании и документ, подтверждающий прохождение курса обучения медиаторов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. № 969 г. Москва „О программе подготовки медиаторов“ программа данного курса обучения должна быть обязательно утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. Принятый впоследствии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. № 187 г. Москва „Об утверждении программы подготовки медиаторов“ раскрывает понятие, содержание и структуру образовательной программы по подготовке медиаторов, а также перечисляет модули, учебный план, необходимое количество часов, сроки и этапы проведения итоговой аттестации.

Программа подготовки медиаторов является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки. Она служит основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов, специализированных учебных программ. Программа осваивается по очной форме обучения и состоит из трёх образовательных программ повышения квалификации, среди которых: „Медиация. Базовый курс“, „Медиация. Особенности применения медиации“, „Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов“. Каждая из трёх образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией, осуществляющей подготовку медиаторов. Указанные документы заверяются печатью данной организации. Результатом обучения по Программе предполагается получение слушателями знаний, умений, приобретение навыков, необходимых для ведения деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, а также преподавания медиации. Следует также отметить, что освоение Программы должно быть завершено в течение пяти лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе „Медиация. Базовый курс“.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва „Об утверждении программы подготовки медиаторов“.

Европейский Кодекс Поведения Медиаторов (англ. European Code of Conduct for Mediators) — свод этических правил посредников, разработанный группой профессиональных медиаторов при поддержке Европейской комиссии. Принят 2 июля 2004 года на конференции Европейской Комиссии в Брюсселе, и одобрен профессиональными посредниками и лицами, интересующимися вопросами медиации[3]. Этот Кодекс устанавливает ряд принципов, к которым может присоединиться любой медиатор на добровольной основе и под свою личную ответственность. Кодекс предназначен для применения во всех видах медиации по гражданским и коммерческим делам.[4] Приверженность кодексу не должна вступать в противоречие с национальным законодательством или правилами, установленными в отдельных профессиях.

Медиация в США[править | править код]

Экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев-медиаторов начались в США в начале 1970-х в нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

Судебная практика США ориентирована на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда, а судья может прервать суд и посоветовать сторонам поработать с медиатором[5]. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьёзный переговорный процесс, выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации („Ежеквартальный журнал по медиации“). Существует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации. Большое влияние имеет Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association), которая утвердила свои Правила третейского разбирательства (арбитража) и медиации, используемые, в том числе, при рассмотрении внутренних споров.

Медиация в Европе[править | править код]

К настоящему моменту растущее число европейских стран приняло законы о медиации между правонарушителем и потерпевшим. Эта законодательная база может в некоторых случаях применяться и для конференций. До представления общей картины следует отметить, что не всегда в законах используется термин „медиация“. В некоторых странах медиация упоминается в законах опосредованно, например, говорится о возможности возмещения, примирения или „принятия ответственности“ перед потерпевшим. Более того, в случаях, когда медиация упоминается в законах непосредственно, она описывается в общих словах. Это также предполагает, что правовые гарантии не содержатся в формальном законе, а, если они и существуют, то во второстепенных постановлениях, или в прецедентах. Более того, формальный закон часто не содержит информации о положении и организации служб медиации или о статусе медиаторов. В общем, в Европе можно выделить три типа правового регулирования медиации.

  • Во-первых, медиация закреплена в законах о ювенальной юстиции. Подобное существует в Каталонии (Испания), Англии и Уэльсе, Финляндии, Германии, Ирландии и Польше. Медиация в данном случае инициируется прокурором или судьёй (или, как в Англии и Уэльсу полицией или службой пробации) и действует как один из альтернативных видов воздействия по уголовным делам.
  • Во-вторых, медиация в отношении взрослых правонарушителей может регулироваться положениями уголовно-процессуальных кодексов (Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Польша, Словения) и/или путём отдельных положений в уголовных кодексах (Финляндия, германия, Польша). В Австрии и Франции в уголовно-процессуальном кодексе также устанавливается медиация для несовершеннолетних (réparation[возмещение] во Франции). Наиболее распространённой является система, когда медиация инициируется прокурором, который, в соответствии с его или её полномочиями, может принять решение о передаче дела на медиацию и организовать последующее исполнение, как только процесс медиации завершён. Как правило, речь идёт об условном освобождении. В Швейцарии в уголовном кодексе предусматривается возможность медиации на стадии после вынесения приговора, в частности во время отбывания наказания в тюрьме, а также существует федеральный закон о содействии жертвам правонарушений.
  • В-третьих, медиация может регулироваться автономным „законом о медиации“, в котором в деталях устанавливаются организация и процесс медиации. Подобный закон существует с 1991 года в Норвегии (Закон о муниципальных комитетах по медиации, применяется как к несовершеннолетним, так и к взрослым, и охватывает и уголовные и гражданские правонарушения). В 2002 году в Швеции был принят закон о медиации, который также должен исполняться в сотрудничестве с муниципальными службами. В эту категорию также подходит закон о службах пробации и медиации Чешской республики (2001) по которому создана база для работы служб пробации и медиации на территории всей страны.

В отношении необходимости законодательства следует упомянуть Рамочное решение Совета Европейского Союза от 15 марта 2001 о положении правонарушителей в уголовном процессе. Данное постановление определяет медиацию по уголовным делам как „поиск, до или во время уголовного процесса, решения путём переговоров между потерпевшим и правонарушителем, при посредничестве компетентного лица“ (статья 1). В Статье 10 устанавливается, что каждое государство—член Евросоюза: „должно пытаться продвигать медиацию по уголовным делам по правонарушениям, которые оно считает подходящими для подобных мер“ (и) должно обеспечить принятие во внимание согласия между потерпевшим и правонарушителем, достигнутого в ходе подобной медиации по уголовным делам».

В статье 17 устанавливается, что это должно быть приведено в исполнение через «законы, постановления и административные постановления до 22 мая 2006».

В соответствии с принципом презумпции невиновности (Статья 6.2. Европейской Конвенции по правам человека), решение о признании виновным может приниматься органами уголовного правосудия только в условиях надлежащего судебного процесса. Как этот принцип согласовывается с медиацией, которая предполагает признание фактов, однако что обычно происходит на досудебной стадии, до установления вины? На самом деле, медиация не имеет смысла, если не известны основные факты дела. Следовательно, передача дел на медиацию должна руководствоваться требованием, что предполагаемый правонарушитель признает некую степень ответственности за указанный поступок. В соответствии с параграфом 14 рекомендации: «основные факты дела должны обычно признаваться обеими сторонами в качестве основы медиации. Участие в медиации не должно использоваться в качестве доказательства или признания вины в последующем судебном процессе». Таким образом, предполагаемому правонарушителю не нужно признавать вину в юридическом смысле этого термина. Более того, участие в медиации не должно быть использовано против обвиняемого, если дело после медиации передаётся обратно органам уголовного правосудия. Вышеуказанное демонстрирует очевидность того, что использование медиации и восстановительного правосудия в общем, основывается не на юридическом понятии признания вины, а на более широком, моральном понятии. В настоящее время изыскивается более гибкое и открытое определение, такое, которое было бы недостаточным для признания уголовной ответственности. В данном случае можно привести в пример закон о ювенальной юстиции Австрии, в котором устанавливается, что правонарушитель должен «согласиться или принять ответственность за своё правонарушение». В этом отношении интересно, что по положениям австрийского закона действие перестаёт считаться уголовно наказуемым по своей природе по причине проведённых после восстановительных действий со стороны лица, совершившего правонарушение (Groenhuijsen, 2000). Необходимо выполнение дополнительных правовых гарантий во время проведения медиации. Особо упоминаются в рекомендации (параграф 8) право на юридическую помощь, перевод и, для несовершеннолетних, на помощь со стороны родителей. Эти права должны реализовываться во время процесса медиации.

Медиация в Азии[править | править код]

Так как азиатские страны придерживаются довольно консервативного подхода к решению проблем, то и институт медиации не получил достаточного распространения в странах Азии.

Медиация в Австралии[править | править код]

В Австралии до недавнего времени не существовало национальной системы аккредитации для ADR -организаций, однако, после Национальной конференции по медиации в мае 2006 года, началось формирование национальной системы стандартов аккредитации в области медиации[6]. Представители ADR -организаций признают, что медиаторы (в отличие от арбитров или посредников) должны иметь профессиональную аккредитацию. В Австралии большое количество организаций прибегают к услугам медиаторов, но клиенты медиаторов не могут получить подтверждения, что им оказываются услуги надлежащего качества. Из-за большого разнообразия услуг, оказываемых ADR -организациями, сложно выработать набор стандартов, которые могли бы применяться ко всем услугам в сфере ADR, в то же время идёт выработка стандартов для отдельных видов ADR[7]

Медиация в России[править | править код]

В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определяется сфера применения — урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров. При этом процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, по делам о несостоятельности (банкротстве).

Устанавливаются требования к соглашению о проведении процедуры медиации. Соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения: о сторонах, предмете спора, медиаторе (медиаторах) или организации, осуществляющей оказание услуг по проведению процедуры медиации, порядке проведения процедуры медиации, условиях участия сторон в оплате расходов, связанных с проведением процедуры медиации, сроке проведения процедуры медиации (он не должен превышать 180 дней). При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы указанная процедура была завершена в срок не более 60 дней.

Назначение медиатора производится по взаимному соглашению сторон, а услуги по проведению процедуры медиации могут оказываться как на платной, так и на бесплатной основе. В законе прописаны также процедуры медиации — внесудебная, досудебная и судебная, предусматривающая проведение процедуры медиации на любой стадии судебного разбирательства. Устанавливаются требования к медиаторам, деятельность которых может осуществляться как на профессиональной основе (лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ), так и на непрофессиональной основе (лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости), а также особенности правового положения саморегулируемых организаций медиаторов и их основные функции.

Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

С 2008 в России издаётся профессиональный журнал для медиаторов — «Медиация и право». С 2005 года в Москве раз в два года проводятся международные конференции, посвящённые медиации[8].

В 2009 году создан Центр медиации при Уральской государственной юридической академии — первый на тот момент центр медиации при юридическом вузе.

В 2010 году было создано Некоммерческое партнерство «Сибирский центр медиации и права».

В 2011 была создана Национальная организация медиаторов, соучредителями которой выступили Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, Торгово-Промышленная палата России, Ассоциация юристов России и Центр медиации и права[9]. Президентом организации стала Ц. А. Шамликашвили.

В 2011 году также создано Некоммерческое партнерство «Альянс профессиональных медиаторов».

С октября 2011 года на территории Приволжского федерального округа начала функционировать некоммерческая организация «Лига медиаторов Поволжья» (Казань).

В 2012 году на территории Сибирского федерального округа продолжило в новом статусе свою деятельность Некоммерческое партнерство «Профессиональная Лига Медиаторов».

14 и 15 ноября 2014 года в Липецке прошла III Международная научно-практическая конференция «Практика медиации в России: проблемы, трудности, решения». Её организаторы — администрация Липецкой области, Липецкий областной суд, Липецкая Торгово-промышленная палата и Центр медиации Уральского государственного юридического университета. В форуме приняли участие около 700 человек из 41 субъекта Российской Федерации. Это судьи, представители органов государственной власти, общественных организаций, бизнес-структур, адвокатского сообщества, медиаторы, корпоративные и частнопрактикующие юристы, преподаватели и студенты высших учебных заведений. В ходе форума был представлен опыт проведения процедур медиации в различных регионах России, обсуждались проблемы дальнейшего внедрения альтернативных способов разрешения споров в деятельность судов и других государственных органов. Среди гостей доктора права, профессора из зарубежных стран — Финляндии, Хорватии и Италии, которые поделились опытом развития практики медиации в своих странах.

В 2015 году была создана 45-я Коллегия медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области. В своей деятельности Коллегия руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации), настоящим Положением, Регламентом Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области (далее — Регламент), Положением о сборах и расходах Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области (далее — Положение о сборах и расходах).

Медиация на Украине[править | править код]

На законодательном уровне на Украине понятие, процедура, принципы медиации не закреплены. На рассмотрение Верховной рады Украины вынесено несколько законопроектов «О медиации», однако по настоящий момент закон, который бы регулировал данный вид деятельности не принят.

На практике процедура медиации на Украине активно используется. Результаты её применения показывают, что решение споров путём медиации, как на стадии досудебного урегулирования, так уже и в процессе слушания дела в суде, являются эффективными на Украине. Разрешают споры по разным категориям дел: семейные, жилищные, трудовые, имущественные, др. Также проводятся эксперименты разрешения споров по уголовным и административным делам. Созданы центры, которые занимаются обучением специалистов и просветительской деятельностью в этой области. Адвокаты и адвокатские объединения используют медиацию как механизм урегулирования конфликтов. Например, только за первое полугодие 2016 года адвокатским объединением «Коллегией адвокатов Украины» из общего количества споров по гражданским, хозяйственным, административным и уголовным делам, по которым клиенты обращались за правовой помощью — 80 % были разрешены путём медиации.

Что касается законодательного урегулирования медиации в адвокатской деятельности, то в правилах адвокатской этики Украины указано, что действия адвоката, который осуществляет функцию медиатора, должны соответствовать международно-признанным этическим нормам медиации. А в статье 55 основного закона Украины — Конституции Украины указано, что каждый имеет право любыми не запрещёнными законом способами защищать свои права. Соответственно, такой способ защиты своих интересов как медиация разрешён и пригоден для использования на Украине.

Несмотря на то, что Закон «О медиации» на Украине не принят, в ряде нормативных актов косвенно поощряется применения медиации. В гражданском кодексе Украины имеются нормы, которые определяют возможность сторон прийти к мировому урегулированию спора на любой стадии судебного процесса (статья 31). Содержание же и требования к мировому соглашению в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 131 гражданско-процессуального кодекса Украины. В статье 78 хозяйственного кодекса Украины также предусмотрено заключение мирового соглашения сторон. Аналогичные нормы содержаться в Кодексе административного судопроизводства. Институт примирения сторон отображён в статье 51. Украинское законодательство имеет основания для внедрения медиации и в уголовном процессе. В статье 46 уголовного кодекса Украины предусмотрен институт примирения с потерпевшим, в статье 45 этого же кодекса указано деятельное раскаяние.

  • Бесемер, Христоф. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н. В. Маловой — Калуга: Духовное познание, 2004. — 176 с.
  • Бирюков П. Н. Процедура медиации в Австрии / П. Н. Бирюков, А. В. Пронин // Арбитражный и гражданский процесс. — 2011. — № 10. — c. 42-46.
  • Бирюков П. Н. Об институте медиации в Германии / П. Н. Бирюков, А. В. Пронин // Российский судья. — 2015. — № 2. — с. 12-14. .
  • Ватцке, Эд. «Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения…» : истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — 144 с. ISBN 978-5-98872-013-3
  • Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Перевод с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 226 с. ISBN 5-9614-0227-4
  • Герзон, Марк. Лидерство через конфликт: Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности / Пер. с англ. Павла Миронова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. — 344 с. ISBN 978-5-902862-72-7
  • Петоченко Т.М. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Право в современном белорусском обществе: Сборник научных трудов. Выпуск 6. — 2011. — С. 430—436.
  • Ломанн, Фридрих. Разрешение конфликтов с помощью НЛП: Техники улаживания конфликтов и ведения посреднических переговоров, консультирования пар и медиации методами Вирджинии Сатир, Джона Гриндера и Тиса Шталя: Учебник и сборник упражнений. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 200. — ISBN 978-5-903070-12-1.
  • Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2004. — 320 с. ISBN 5-94866-002-8
  • Паркинсон, Лиза. Семейная медиация. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. — 420 с. ISBN 978-5-98872-012-6
  • Пель, Махтельд. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — 400 с. ISBN 978-5-98872-017-1
  • Сасскайнд Лоуренс, Шамликашвили Цисана, Демчук Артур. Менеджмент трудных решений в XXI веке: Секреты построения консенсуса, или Как сделать так, чтобы довольны были все. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. — 208 с. ISBN 978-5-98872-015-7
  • Хертель, Анита фон. Профессиональное разрешение конфликтов: Медиативная компетенция в Вашей жизни. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 272. — ISBN 978-5-903070-11-4.
  • Хертель, Анита фон. Р-р-р-р! Почему мы спорим друг с другом, и как мы можем извлекать из этого пользу. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2008. — С. 176. — ISBN 978-5-903070-17-6.
  • Шамликашвили Цисана. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2006. — 86 с. ISBN 5-98872-002-1
  • Загайнова С. К., Ярков В. В. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» — Москва-Берлин: издательство Infotropic media, 2011. — 231 с. ISBN 978-5-9998-0046-6

Психологические особенности медиации — ЭГО

Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования», 2017, Том 7, №01. 

Аннотация: в статье рассмотрены существующие определения медиации как альтернативного способа разрешения конфликтов. Проанализированы психологические особенности медиации как правового способа разрешения гражданских споров. 

Ключевые слова: медиация, альтернативное разрешение спора, соглашение, конфликт. 

В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос внедрения альтернативных способов урегулирования споров и необходимости закрепления их на законодательном уровне с целью их эффективного функционирования наряду с судебными процедурами. Институт медиации, который в последнее время в западных странах заработал солидную репутацию, вызывает все большую заинтересованность в России. 

Медиация является альтернативной формой разрешения споров, то есть альтернативой судебному разбирательству. Одним из принципов медиации является добровольность, то есть стороны сами решают, договариваться им, или нет. Общим между медиацией и той формой восстановительного правосудия, что существовало в российских землях до советских времен, является, прежде всего, направление усилий на восстановление права путем заключения мирного соглашения между потерпевшим и правонарушителем [1, с. 179]. 

Медиация как альтернативная форма разрешения споров позволяет сторонам самим принимать решения с помощью третьей нейтральной стороны. На сегодня еще не определены формы, принципы и механизмы внедрения медиации в правовую систему России на современном этапе ее развития, что и обусловило выбор темы. Для эффективного регулирования разрешения споров и конфликтов в различных сферах общественной жизни на фоне реформирования национального законодательства в сфере управления, преодоления проявлений коррупции, осуществления беспристрастного правосудия и обеспечения надлежащей правовой помощи, относятся вопросы о введении института медиации как процедуры разрешения споров в правовую систему России. На сегодня в ведущих странах ЕС уже рассмотрены и тщательно изучены ряд важных вопросов, касающихся перспектив правового регулирования медиации [2, с. 111]. 

В отличие  от  судебного  разбирательства  или арбитража, медиация является неформализованной, поскольку проводится без участия судов, поэтому отсутствует государственное принуждение, нет процессуальных документов и сроков. Атмосфера располагает к мирному разрешению спора, так как отсутствует напряженность судебного процесса, стороны стараются с уважением относиться друг к другу, а медиатор способствует налаживанию конструктивного диалога между ними. Оппоненты не соревнуются между собой, как в суде, а пытаются достигнуть соглашения и примирения. Характерной психологической чертой медиации является добровольность, поскольку она возможна лишь по взаимному согласию обеих сторон, которые или обязаны прийти к согласию, или могут отказаться от него, а медиатор не имеет полномочий единолично принимать решение без их согласия [5, с. 95]. 

Важной психологической чертой медиации является и то, что она рассматривает спор в широком понимании, то есть не только с правовой точки зрения, но и учитывая много других факторов – например, взаимоотношения сторон, общественные и гражданские факторы. Конфиденциальность процедуры обеспечивается обязанностью медиатора и сторон не разглашать третьим лицам информацию, ставшую известной в процессе медиации. Исключением могут быть лишь данные о приготовлении к преступлению. Гибкость 1 

медиации заключается в том, что стороны могут самостоятельно решать, к какому типу медиации им прибегнуть и какую процедуру выбрать. 

Во время медиации действует принцип – «ничего не решено, пока не решено все», поэтому окончательное решение не принимается, пока не будут рассмотрены все спорные вопросы и возможные варианты решений [4, с. 176]. В случае достижения согласия, медиатор помогает сторонам оформить ее как письменную сделку, которая уже может быть выполнена принудительно в судебном порядке. В соглашении должен быть указан план решения спора, с обязательным указанием отведенного на это времени и распределения ответственности между участниками. Данный этап заканчивается ознакомлением с текстом соглашения, ее согласованием и подписанием. С этого момента считается,   что   спор   отсутствует,   поскольку стороны достигли консенсуса.  

При  разрешении  спора с  помощью  медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны  и  отвечают  реальному  положению вещей, что не только способствует внедрению в жизнь  достигнутых  решений,  но  и  сам  процесс выполнения идет естественным, добровольным путем [3, с. 381].   

Сущность медиации не является новой для российской  действительности,  но  на  современном этапе  развития  правовой  системы  недостаточно только определения и понимания того, что этот институт уже существовал в праве, сегодня необходимо определить возможности его функционирования  в  современных условиях,  новые  формы реализации. Можно надеяться, что он органично войдет в правовую систему благодаря тому, что не является чужим, а лишь только модернизированным,  и  пригодным  для функционирования  не только в российском правовом пространстве, но и для решения международных конфликтов. Вывод. Итак, рассмотрев   психологические особенности  медиации  можно  сказать,  что  при разрешении конфликтов она обеспечивает сторонам лучшие и предпочтительный результаты, позволяет   применить   творческий   подход   для решения  спора.  Судебное  рассмотрение  дела, наоборот, часто приводит к возникновению розни и  прекращению дальнейших взаимоотношений сторон.  Используя  психологические особенности медиации  можно  решить  правовой  конфликт  не только  с  минимальными  затратами  средств  и времени, но и на условиях, приемлемых для обеих сторон  спора.  Поэтому,  распространение  такого альтернативного способа разрешения гражданских споров  было  бы  достаточно  эффективным  и способствовало бы предотвращению, уменьшению количества конфликтов, экономии средств государственного  бюджета  за  счет  разгрузки судебной системы путем досудебного урегулирования конфликтов. В большинстве развитых  государств  медиация  является  самым распространенным    альтернативным способом решения   конфликта,   широко   поощряется   и используется, поэтом внедрение на законодательном уровне института медиации свидетельствовало    бы    о    желании    России гармонизировать свое законодательство к мировым стандартам, соответствовать международным тенденциям в этой сфере.   

Литература:

  1. Нормативно-организационные проблемы функционирования медиации как альтернативного способа урегулирования споров: Cборник статей: Эволюция современной науки. 2016. С. 178 – 181.
  2. Селезнев В.А. Особенности института медиации в законодательстве некоторых государств ближнего зарубежья // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. №1. С. 110 – 116.
  3. Соловьева С.В. Медиация как правовая процедура. В книге: Гуманитарии в ХХI веке. 2013. С. 379 – 383.
  4. Тимошенко К.И. Междисциплинарное взаимодействие как залог эффективной медиации / К.И. Тимошенко: В сборнике: Философские вопросы естествознания и технических наук. 2014. С. 175 – 178.
  5. Шагивалеева И.З. Медиация как альтернативный способ урегулирования правовых споров: Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. 2015. С. 94 – 97. 

Психология медиации — Медиация. Вопросы права. — LiveJournal

Каждому, кто знаком с медиацией, понятно, что она тесно связана с психологией. Психологические аспекты порой становятся определяющими факторами при разрешении споров. Но в какой степени и как медиатор может использовать те научные данные, которые ему дает современная психология, нейронаука? Какие именно подходы ему следует взять на вооружение? И где проходит та черта, у которой медиатор должен остановиться, определив, что имеет дело не со спором, а с нарушением психики? Пожалуй, даже опытному медиатору трудно ответить на эти вопросы. Но когда он работает в тандеме с профессиональным психологом, ситуация в корне меняется. Предлагаемая вашему вниманию статья написана именно таким тандемом — опытным медиатором и известным специалистом в области психологии, и в ней читатели найдут то, что, как говорится, меняет «точку сборки», меняет наш взгляд на самые привычные вещи. В первую очередь -на работу медиатора и понимание им поведения спорщиков.

Цель этой статьи — предоставить краткий обзор широкого круга психологических явлений и изучить их применительно к медиации. Наша задача заключается в том, чтобы предоставить медиаторам, а также юристам и спорящим сторонам, участвующим в медиации, руководство по управлению мощными психологическими и эмоциональными течениями, которые пронизывают весь процесс медиации.
Психология изучает людей: как они думают, чувствуют и ведут себя
Медиация помогает частным лицам,компаниям и другим структурам в разрешении конфликтов, возникающих в связи с различиями в потребностях, взглядах, системах верований и личностных склонностей. Даже когда медиация используется в конфликтах, связанных с корпорациями,учебными заведениями или большими семейными трастами, работа ведется с физическими лицами — людьми ответственными за принятия решений в этих организациях.
Вопросы и решения в медиации больше касаются людей, а не собственно проблем. Решения о том, сколько денег должна получать супруга в качестве алиментов; о том, должен ли босс платить неустойку работнику, которого собирается уволить в связи с несогласием по поводу политики компании, или решения о том, как разделить активы и обязательства среди трех партнеров после того, как они поссорились, в большей степени касаются вовлеченных в эти конфликты людей, нежели любой объективной проблемы.
Беседы во время медиации часто сводятся к сумме выплат в долларах США или к условиям расчетов, и по этой причине представляются разумными и объективными. Однако успешная медиация требует знаний о психодинамике.
Медиация могла бы быть относительно простым процессом, если бы стороны могли надеяться на то, что они будут действовать в своих собственных интересах или в интересах тех, кого они любят, как, скажем, если бы они действовали в интересах своих детей. В таком случае рациональные и содержательные переговоры давали бы рациональные и продуманные соглашения, в которых интересы сторон были бы максимально удовлетворены.
Если бы мы могли полагаться на эту рационалистическую модель, достаточно было бы использовать исключительно «основанную на интересах» модель медиации, рассматриваемую многими специалистами по переговорам как самую полезную стратегию, чтобы сместить фокус конфликта с личной враждебности на саму «проблему». Но эта стратегия предполагает, что люди не будут поддаваться эмоциям, ожиданиям, предвзятости, искаженному мышлению или глубоко укоренившимся предрассудкам.
Каждый раз, когда мы, авторы, сталкиваемся с мнением, что только «модель, основанная на интересе» может добиться успеха, мы приводим в пример особенно сложный процесс медиации при разводе, в котором все вопросы горячо отстаивались — доходы, активы, дети и многое другое, однако оказалось, что после нескольких медиативных сессий муж и жена так ни до чего и не договорились. Для того, чтобы призвать стороны сосредоточиться на проблеме (исходя из соображений личной выгоды), а не на людях (т.е. друг на друге), медиатор (Ричард Н.Уолман) прервал одну особенно ядовитую перебранку и заявил: «Ребята, давайте попробуем сосредоточиться на проблеме, а не на людях. Это сдвинет нас с мертвой точки, и обсуждение будет более конструктивно». Муж остановил Ричарда на полуслове и сказал с полным убеждением: «Приятель, ничего не выйдет. Она и есть проблема!».
Такие заявления, как «она и есть проблема» часто можно услышать в медиации. Власть эмоций и несдержанное выражение давних разочарований в такие моменты часто может застать медиатора врасплох.
Если медиатор невнимателен к нюансам личностных проявлений участников процедуры и не контролирует свои собственные эмоциональные реакциина «трудных» клиентов, медиация, скорее всего, заходит в тупик или вообще терпит крах.
Некоторые медиаторы чувствуют себя комфортно, когда эмоции берут верх, другие — нет. Однако нельзя не учитывать тот факт, что успешная медиация требует внимательности и чувствительности к психологической динамике, лежащей в основе того, как люди думают, чувствуют, и, в конечном счете, как ведут себя и как принимают решения.
Как люди думают
I. Обработка информации
Когнитивная нейропсихология исследует области мозга и химические реакции, отвечающие за процесс принятия решений. Иона Лерер, например, в своей книге выделяет среди прочего нейро-трансмиттер допамин, который связан с центрами удовольствия в головном мозге, и утверждает, что решения часто основаны на том, что доставляет чело-веку удовольствие. Это звучит как простая гипотеза до тех пор, пока мы не начнем рассматривать её относительно медиации и взаимодействия двух диаметрально противоположных индивидов и систем взглядов. Например, что делать, если одна из сторон получает удовольствие или удовлетворение от причинения боли в отместку за произошедшую несправедливость? Допамин является морально нейтральным химикатом. Нейронаука дает нам ограниченные возможности изучения функционирования мозга, оставляя символическую и основанную на ценностях деятельность сознания медиатору для разгадывания.
Также когнитивная нейропсихология говорит нам, что способ, которым наш мозг обрабатывает информацию, отличается своей скоростью и точностью. Мозг человека обрабатывает более 10 ООО бит информации в секунду (бит — это количество информации, необходимой, чтобы принять то или иное решение в ситуации с двумя равносильными выходами).
Однако способность мозга обрабатывать информацию — это всего лишь небольшая часть. В конце концов, может назвать нам среднее количество осадков в Патагонии за 0,47 секунды, но он не может сказать нам, что это значит и как принимать решения на основе этой информации.
Важным моментом здесь является степень, в которой бессознательные процессы управляют нашим восприятием, обработкой информации и принятием решений, и эти процессы были описаны в исследованиях Ивана Павлова , Джозефа Кепекса и Ричарда Уолмана и в лабораторных исследованиях Мазарин Бенаджи, проводимых в Гарварде и посвященных предрассудкам , и описаны особенно доступно.
Малкольма Гладуэлла. Это исследование показывает нам, что наши умы постоянно находятся в состоянии боевой готовности, и мгновенно обрабатывают сигналы и подсказки поступающие из окружающей среды, особенно когда сталкиваются с новыми ситуациями.
В недавнем исследовании феномена бессознательного «прайминга» (фиксация установки) участников попросили оценить свои политические убеждения и взгляды, касающиеся выборов 2008 года, используя стандартную шкалу измерения рейтинга политических отношений .
У одной группы на бланке, на котором была нанесена шкала, был нарисован небольшой американский флаг в левом верхнем углу, в то время как у другой группы не было ничего подобного. Результаты показали, что группа, у которой наличие флага зафиксировало установку, продемонстрировала сдвиг политических предпочтений в сторону республиканской точки зрения, который длился до восьми месяцев. Это исследование показывает, что люди импортируют информацию на очень высокой скорости и невольно реагируют на стимуляцию через многие источники. После того, как данные достигают нашего мозга, схемы построенные на нашем опыте и на наших предрасположенностях формируют то, что происходит с этой информацией, как она интерпретируется и претворяется в действие.
Прайминг все время используется в медиации, иногда сознательно, иногда бессознательно. Одна группа медиаторов решила, что если назвать комнаты, в которых проводятся процедуры медиации, в честь знаменитых миротворцев — например, «Мандела», «Картер», «Ганди» — это будет способствовать тому, что переговоры будут проходить плодотворно . Возможно, наиболее мощная форма прайминга в медиации заключается в описании процесса медиации самим медиатором в самом начале процедуры . Для медиаторов описание основных принципов и правил медиации во вступительном слове является стандарт¬ной практикой. Исследования прайминга показывают, что медиаторы должны рассмотреть вопрос о том, чтобы в этом заявлении сделать акцент на ценности таких понятий, как гибкость и открытость, на том, что целью, которую мы стремимся достичь, является справедливое и разумное решение, и нам необходимо быть креативными и мыслить нестандартно.
Возможно, некоторые могут счесть такие предложения потенциально манипулятивными (например, из опасения, что это слишком похоже на подсознательную рекламу). Но в таком случае медиатор может просто, доступно и открыто объяснить сторонам, что он или она будет делать все возможное для содействия в достижении ими договоренностей, если это будет отвечать интересам обеих сторон.
2. В мелочах скрывается суть событий
Наш опыт в качестве медиаторов показал, что в процедурах медиации,где ставки очень высоки, как, например, угроза потери опеки над деть¬ми или разрушение семейного бизнеса, повышенная тревожность и страх обычно создают атмосферу гипервнимания и повышенной эмоциональной реактивности. В результате первоначальные взаимодействия между медиатором и клиентами чреваты потенциальными минными полями и одновременно полны возможностями для разрешения застарелых споров. Это состояние напряженного внимания может разрушить взаимодействие (например, даже закатывание глаз одной из сторон в деликатный момент может угрожать всему процессу) или даст сторонам возможность увидеть события под иным углом зрения, в частности, благодаря умелым вмешательствам медиатора. В эти моменты повышенной чувствительности медиатор может предложить альтернативные трактовки устоявшихся точек зрения, содействуя рефреймингу коммуникации .
Рефрейминг имеет решающее значение для процесса медиации. Например, когда муж постоянно воспринимает критику своей жены по поводу его стиля воспитания как жалкую попытку дискредитировать его, а жена в свою очередь может утверждать, что она на самом деле пытается быть полезной и в её действиях нет злого умысла. Проведенный медиатором рефрейминг замечаний жены к мужу может помочь супругу увидеть в них иной смысл. Это как если бы капитан военного корабля наблюдал на экране радара серию вспышек, приближающихся на большой скорости. Прежде чем решить, нужно ли выпускать по объекту ракету «земля-воздух», он должен быстро определить, видит ли он ракету, выпущенную по его кораблю, или это возвращается истребитель его собственной армии. Работа медиатора заключается в том, чтобы, оказавшись под обстрелом, помочь ему или ей наилучшим образом оценить смысл высказываний или смысл поведения и, если есть взаимное непонимание, помочь сторонам исправить толкование события с помощью рефрейминга. Как говорил известный персонаж китайских детективов Чарли Чан, «в мелочах скрывается суть событий» . Медиатор должен быть чутким к этим маленьким подсказкам, которые подчас содержат суть конфликта и которые он должен артикулировать с помощью рефрейминга, либо помогая сторонам четко заявить свои интересы и потребности вместо того чтобы постоянно находиться под влиянием искаженных представлений о другой стороне.
В приведенном ниже обсуждении когнитивных предубеждений мы обсудим более по-дробно некоторые из этих искажений и методы противодействия им.
3. Вербальное затемнение и «третья история»
Как отмечается ниже в раз¬деле, в котором обсуждается избирательная, мы все обладаем неполными воспоминания¬ми о событиях. Однако, что еще хуже, у нас есть тенденция «не¬правильно запоминать» события в результате их пересказа.
Восприятие нами событий кодируется в нашем сознании как исходная информация, но когда нас просят вспомнить эту информацию и облечь её в слова, могут появиться искажения даже тогда, когда мы пытаемся быть точными. Если использовать аналогию с компьютером, это как если бы исходные данные на жестком диске в нашем мозге переписывались в рассказ (сродни текстовому документу), а затем бы эта история «сохранялась». Каждый раз когда мы рассказываем историю могут происходить незначительные изменения, которые в дальнейшем запечатлеваются в нашем сознании. Искажения могут возникнуть из-за неправильного толкования событий (например, ниже обсуждается фундаментальная ошибка атрибуции) или выборочного вызова (например, из-за подтверждения предвзятости, которое также обсуждается ниже). В конце концов в результате неоднократной перезаписи данных через пересказ исходные данные становятся для нас недоступными.
Психологи называют это явление «вербальное затмение». Психологи приписывают открытие вербального затмения профессору Джонатану Шулеру, который определяет его как «ситуацию, в которой человек пытается описать ощущения, мысли или чувства, трудно поддающиеся описанию, и в результате теряет доступ к самой информации, к которой они относятся» .
В медиации стороны садятся за стол переговоров с глубоко засевшими воспоминаниями произошедших событий, закодированными в документы, которые мы называем «истории». Конечно, эти истории не содержат каждую деталь того, что испытал рассказчик — истории являются выборочными данными, в которых рассказчик передает значимую информацию и опускает все остальное.
Однако смыслы — субъективное понятие, сформированное ценностями, мнениями, убеждениями и привязанностями, которые различаются у людей .
Наш опыт показывает, что чаще всего в процедуре медиации сторонами обсуждается тема ущемленных прав. Одна сторона (истец)говорит о том, что стала жертвой нанесения вреда здоровью, личного оскорбления, нарушения контракта, клеветы или предательства. Другая (ответчик) рассказывает историю о том, что её ошибочно обвиняют, или о том, что она защищалась от непомерных требований. Каждая сторона настаивает на том, что его или её собственные воспоминания и интерпретация данных являются правильными. Стороны часто чувствуют, что история, рассказанная другой стороной, является ложью. Медиатор в некоторых случаях может сгладить противоречия и разногласия в восприятии, интерпретации событий, воспринимаемые каждой из сторон как покушение на собственную целостность и неприкосновенность, прибегая к рефреймингу и представляя их просто как различные представления, воспоминания или интерпретации, а не умышленную ложь.
Тем не менее сила, с которой медиаторы сталкиваются лицом к лицу, иногда бывает огромна. В своей недавней лекции известная писательница Изабель Альендена вопрос «Что вернее истины?» ответила: «история» . Причина того, что наши истории кажутся настолько достоверными, заключается в том, что они соединяют исходные данные в соответствии с определенными смыслами, которые представляются нам значимыми . Истории представляют наши усилия, направленные на понимание смысла мироздания, и мы часто присваиваем им моральное значение. Одна сторона заслуживает порицания, а другая нет.
Мы все психологически заряжены рассказами о том, что правильно и что неправильно. Психотерапевт Майкл Элкин спрашивает: «В чем наша глубочайшая потребность?», и предлагает следующий ответ: «невиновность» Под этим он имеет в виду желание человека чувствовать себя правым, невиновным, хорошим.
Если эта гипотеза верна, истории, которые рассказывает нам каждая из сторон, в процедуре медиации имеют огромную эмоциональную силу — каждый человек стремится провозглашать высокие моральные принципы, и тем самым лишает другого того, чего он больше всего хочет: ощущения невиновности. Например, увольняют представителя меньшинств, и этот сотрудник считает, что начальник был нетерпимым, и никакое количество данных или «доказательств» не вытеснит эту точку зрения, потому что обида и унижение, нанесенные начальником, могут совпадать с опытом дискриминации, которую работник переживал на протяжении своей жизни. Между тем начальник считает, что его намерения были чисты и не имели никакой подоплеки, что статистика осуществляемых им наймов и увольнений явно расово нейтральна, и что ведь это именно он нанял на работу представителя меньшинства — зачем бы он это сделал, если он нетерпим?

Продолжение следует. . .

Журнал «Медиация и право» № 4 (34) декабрь 2014

что это такое? Принципы медиации, процедура, когда допускается?

ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?

Медиация (от лат. mediare и англ. mediation – посредничество) – примирительная процедура, в основе которой лежат переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора (независимого посредника) с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества и взаимного уважения интересов сторон.


яндекс дзен doclvsзадать вопрос врачу doclvs

Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

суд спациентом

Подробнее…

  • в будущем стороны могут иметь тесные личные или деловые отношения
  • спор очень сложен в фактическом или юридическом плане
  • предмет спора не исчерпывает разрешение самого конфликта полностью, а только выражает его внешнюю сторону или затрагивает отдельные моменты
  • стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (разбирательство влечет оглашение личной информации, сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, а затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе)
  • судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано
  • результат разбирательства непредсказуем либо судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно

Медиация возможна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт

Медиация — это путь к сотрудничеству, когда стороны спора самостоятельно принимают ответственное решение, приемлемое для каждой стороны.

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ

Основные принципы медиации это: добровольность, равноправие и сотрудничество сторон, конфиденциальность процедуры, беспристрастность и независимость медиатора.

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделён полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора.

врачебная ошибка

Подробнее…

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не даёт оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников. В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕДИАЦИИ

гражданско-правовая ответственность медиков

Подробнее…

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. N 138-ФЗ

КОГДА ДОПУСКАЕТСЯ ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ?

Обратиться к медиатору в целях урегулирования спора можно:

  • как до обращения в суд
  • так и на любой стадии гражданского судопроизводства,
  • в том числе, в процессе исполнительного производства.

Медиация не ограничивает права на судебную защиту и не препятствует обращению в суд (на досудебной стадии) или возвращению к рассмотрению дела в суде (если медиация проводилась после подачи иска и не завершилась примирением сторон).

КАК ПРОХОДИТ МЕДИАЦИЯ?

жалоба пациента

Подробнее…

Медиация действует по специальным правилам, регламентирующим ее использование по гражданским делам и в отдельных ситуациях по делам в уголовном и административном судопроизводстве (например, при возмещении материального и морального ущерба). Такие правила определяют условия передачи дел в службу медиации и порядок разрешения дел после проведения медиации.

Прежде чем дать согласие на медиацию, Вы получите подробную информацию о Ваших правах, о сущности процесса посредничества и о возможных последствиях принятого Вами решения. Ни одна из сторон (ни истец/пострадавший, ни ответчик/правонарушитель) не может быть побуждена к участию в медиации какими бы то ни было неправомерными способами.

Медиация проходит несколько этапов:

  • медиатор рассказывает о процедуре переговоров и получает подтверждение готовности сторон на участие в процессе;
  • стороны излагают и объясняют свои позиции;
  • стороны обмениваются впечатлениями по поводу изложенного и составляют список вопросов для обсуждения;
  • стороны с помощью медиатора обсуждают спорные вопросы и разрабатывают варианты их решения;
  • стороны заключают устраивающий их вариант соглашения, и медиация завершается.

Наиболее распространенными следует считать два вида медиации:

  • 1. Судебная медиация, когда спор, находящийся на рассмотрении в суде направляется к медиатору;
  • 2. Классическая медиация, когда стороны обратились для урегулирования спора непосредственно к медиатору.

По итогам использования процедуры судебной медиации возможно:

  • заключение мирового соглашения в отношении всех или части заявленных требований
  • частичный или полный отказ от иска
  • частичное или полное признание иска
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения
  • соглашение по обстоятельствам дела.

Все соглашения, выработанные в процессе медиации, могут быть закреплены судьей, если это не противоречит закону. При этом, они будут иметь такую же юридическую силу, как и обычное судебное решение. Таким образом, исключается возобновление судебного процесса на основании тех же фактов.

Если же условия соглашения не будут соблюдены, вы будете иметь возможность рассматривать вопрос о его неисполнении любым способом, который выберете, как и при нарушении любого юридически оформленного договора. Правда, это происходит редко, так как медиативные соглашения гораздо прочнее, чем обязательства, к которым человек принуждается судом.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕДИАЦИЮ В ГРАЖДАНСКОМ ИЛИ АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ?

Для использования процедуры медиации в гражданском или арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с устным или письменным ходатайством:

  • об объявлении перерыва в судебном заседании для проведения ознакомительной встречи с медиатором и беседы о процедуре медиации (в комнате примирения)
  • об отложении судебного разбирательства (для проведения переговоров или процедуры медиации).

ПОЧЕМУ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕДИАЦИЮ?

Процедура медиации:

  • Ориентирована на взаимовыгодное и неформальное урегулирование спора
  • Эффективна, так как принятое самими Сторонами решение, исполняется быстрее и практически во всех случаях
  • Экономит время и не требует значительных экономических затрат
  • Конфиденциальна и позволяет избежать разглашения деликатной или коммерческой информации
  • Способствует сохранению нормальных отношений между сторонами
  • В результате процедуры медиации – нет проигравших
  • Залог эффективности медиации – ее принципы и технология.

В основе медиации лежит идея, что прочным может быть только взаимовыгодное соглашение. Поэтому медиатор в ходе переговоров организует обсуждение и создает такие условия, чтобы каждая из сторон смогла отстоять принципиальные интересы.

Медиатор, оставаясь нейтральным и беспристрастным участников процесса, не решая, кто прав, а кто виноват, предоставляя равные права участникам спора, помогает им найти взаимовыгодное решение для обеих сторон.

Медиация проходит на добровольной основе. Это значит, что силой Вас никто не может привести на нее, если Вы этого не захотите, а также Вы ВСЕГДА можете остановить процесс переговоров, если посчитаете его для Вас неэффективным.



Медицинские юристы, врачи терапевты, геронтологи — отличники здравоохранения с более 35 летним стажем, организаторы здравоохранения. Оказываем Юридическую помощь Он-Лайн по Медицинскому Праву и лицензированию медицинской деятельности.

Подробнее…

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

это что такое? Процедура медиации

Есть множество технологий, с помощью которых происходит альтернативное урегулирование конфликтов. Одной из них является медиация. Это такой способ разрешения споров, при котором появляется третья сторона, медиатор, которая не должна быть заинтересована в выигрыше ни одной из сторон. Это известная практика, показывающая свою эффективность на протяжении длительного срока.

Функции медиатора

Медиация это

Медиатор — это человек, в обязанности которого входит помощь сторонам конфликта в его урегулировании. При этом сами спорящие контролируют этот процесс и окончательное решение все равно остается за ними. Медиация — это процесс, направленный на оказание помощи сторонам в том, чтобы они правильно вели себя.

Медиатор должен сохранять нейтралитет в любых сложных ситуациях и не поддаваться чувствам личной симпатии или антипатии. Нередко случается, что прежде независимая сторона перестает быть таковой. В этом случае эффективность этого процесса серьезно уменьшается.

Принципы медиации

Процедура медиации

Этот процесс имеет ряд исходных положений, на которые в норме опирается медиатор. Так, посредник должен придерживаться таких принципов:

  • Добровольность. Все стороны, включая медиатора, должны желать разрешения конфликта таким образом. Медиация — это исключительно добровольный процесс, так как направлен на примирение, а не притеснение двух сторон.
  • Конфиденциальность. Медиатор не должен разглашать содержание конфликта, а также его решение при условии, что обе стороны не дали согласия на это. Посредник может рассказывать конкретные случаи, но без упоминания имен, фамилий и других данных, которые могут прямо или косвенно указать на конфликтующих лиц.
  • Взаимоуважение. Только на этой основе компромисс может быть достигнут.
  • Равноправие сторон. Отношения между конфликтующими должны строиться исключительно деловые, подразумевающие идеальное равенство.
  • Нейтральность.
  • Прозрачность процедуры. Несмотря на конфиденциальность, медиация — это процедура, которая не должна иметь подводных камней.

Виды медиации

Вообще, медиация является сложным процессом, поэтому в каждой конкретной ситуации должна использоваться отдельная его разновидность. Какие же они бывают? Существуют такие формы медиации:

  1. Медиация, ориентированная на решение проблем, предусматривает акцентирование внимания на интересах обоих сторон, а не на самих подходах, которые и являются причиной возникновения конфликта.
  2. Трансформативная, смысл которой заключается в концентрации внимания на общении двух сторон, чтобы они научились слушать и слышать друг друга.
  3. Нарративная медиация, в которой она является процессом, когда каждая сторона высказывает собственное мнение по поводу происходящего действия.
  4. Экосистемная — помощь семьям в разрешении конфликтов.

Также существует ряд других видов процесса, являющихся производными от этого типа. Процедура медиации может содержать в себе компоненты всех этих разновидностей, поэтому данное деление только условное. В реальной практике медиатор сам определяет стиль, который наиболее эффективен в данной ситуации.

Преимущества медиации

Процесс медиации

Процедура медиации имеет огромное количество преимуществ перед судебным разбирательством. И будет правильным перечислить их.

  • Экономия времени, сил и денег. Судебное разбирательство может затягиваться на несколько недель, месяцев и даже лет. Результат медиации с большой вероятностью будет ощущаться прямо сейчас.
  • Медиация лучше учитывает индивидуальность ситуации, в то время как суд проводит свою процедуру исключительно по шаблонам.
  • Она направлена не на установление правоты одной из сторон, а на поиск решений сложившейся ситуации.
  • Процесс медиации учитывает потребности участников и их эмоциональное состояние на данный момент, а также в динамике.

Значит, медиация направлена на учет опыта сторон, а не аналогичных конфликтов, как это происходит с судебным разбирательством. Это самый большой плюс.

Области применения медиации

Служба медиации

Конфликты характерны для любых человеческих отношений. Следовательно, и медиация может применяться в любых сферах деятельности. Так, она активно используется при разрешении коммерческих споров, в которые суд вмешиваться иногда даже не может. Например, на работе произошли мелкие конфликты, не нарушающие закон. В такой ситуации только профессиональный медиатор может разрешить его.

Активно используется медиация в сфере социальной работы и психологии. Например, классическое разрешение семейного конфликта является ярко выраженным случаем посредничества. Нередко семьи ссорятся. Это нормально. Как поссорились — так и помирились, а мысли о разводе даже не посещают голову. Но некоторые конфликты настолько серьезны, что делают семью дисфункциональной. И здесь без медиации решить проблему почти невозможно. Поэтому социальная работа с семьей имеет преимущественно посредническую функцию, как и вся сфера в целом.

Служба медиации

Существует огромное количество частных и государственных служб, предоставляющих услуги посредничества между конфликтующими сторонами. К ведомственным учреждениям могут быть причислены социальные службы, а к частным — организации, специализирующиеся на медиации. Тем не менее посредниками могут выступать и представители других профессий, не связанных с юриспруденцией или социальной работой.

Так, уже ранее говорилось, что на определенных видах посредничества акцентирует свое внимание психолог, регулирующий семейные отношения. Еще одним интересным видом является школьная медиация, которая появилась относительно недавно и уже показала свою эффективность в разрешении школьных конфликтов. На ней следует остановиться подробнее.

Медиация в школе

Школьная медиация

Очень часто школьного психолога или социального педагога, в сферу обязанностей которых входит посредничество между конфликтующими детьми, нет. В кризисное время, которое охватило всю страну, достаточно сложно найти деньги на наем профессионала, поэтому такие функции вполне может и должен брать на себя учитель или классный руководитель.

Некоторые процесс медиации воспринимают как попытку силой успокоить дерущихся подростков с последующим вызовом родителей к директору или классному руководителю. Но ею является попытка разрешить конфликт, а не заморозить его. В первом случае родители придут и, возможно, накажут своих детей. Но конфликт все равно останется и в один момент может вспыхнуть снова. Учитель должен обучать детей правильному поиску компромиссов, а не устранять лишь симптомы проблемы в социальной группе, называемой школьным классом. Также может быть школьная служба медиации, которая занимается решением проблемных вопросов. Правда, она бывает в учебных заведениях крайне редко.

Какие конфликты решает медиация в средних учебных заведениях?

Школьная служба медиации

Некоторые считают, что она преимущественно направлена на устранение конфликтов между разными учениками. Но ведь учителя также люди, а потому могут ссориться с детьми. И медиатор в школе должен устранять любые возможные конфликты, даже если ребенок поссорился с уборщицей, которая не имеет к нему никакого отношения. Причем утверждать, что одни конфликты более серьезны, а другие пустяковые, ни в коем случае не стоит. Если обе стороны их болезненно воспринимают, то недооценивать их негативного влияния не следует.

Возраст учитывать не следует. Пострадавшие есть, а потому нужно учитывать интересы обеих сторон, независимо от социального положения. Вообще, дискриминация молодых людей и детей никогда не заканчивалась хорошо. Очень часто они в попытках доказать свою значимость идут совершать жестокие поступки или же просто становятся «трудными подростками». Общение с детьми важно строить исключительно на позициях взаимоуважения, как и с любыми взрослыми людьми.

Выводы

Медиация в школе

Медиация в школе или любой другой сфере человеческой жизни будет существовать еще очень долго. Ведь в ситуации острого конфликта ни один из ссорящихся не сможет понять всей ситуации. И трезвый взгляд со стороны может оказать в этом случае большую услугу.

Психолог — медиатор | Путь к совершенству

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Сегодня я расскажу вам немного о своей профессии психолог — медиатор, которую я очень люблю и ценю, вкладываю в неё душу и получаю огромное удовольствие и внутреннюю свободу от результата, когда человек осознает природу своих неудач и приходит к конструктивному решению своей проблемы.

Для чего  пишу об этом?

Считаю, что в наше время стало необходимым донести до людей важность и нужность этой  профессии. Сейчас многим нужна профессиональная психологическая помощь  и поддержка. Но многие, к сожалению,  не знают куда обращаться за такой помощью.

Если раньше люди обращали внимание только на физическое тело, то сейчас понимают и принимают тот факт, что есть душа,  которая тоже может болеть и страдать, если постоянно  откладывать её исцеление на «потом».

Это как хроническая болезнь, переходящая в стадию обострения (и наоборот).  Только там болят физические органы, а здесь все обострения происходят в душе. И надо бы ей помочь добраться к свету, а хозяин пытается загнать её подальше в клетку, как и болезнь физическую, собственно говоря, которую многие  загоняют внутрь себя, переводя её в разряд хронических. Но в один «прекрасный» момент может произойти сильнейшее обострение.

Так и с душой, если загонять её постоянно  в дальний угол. Здесь важно помнить, что физическая болезнь — следствие психического и эмоционального состояния. Это отдельная тема. И я буду писать об этом на нашем блоге.

Помощь профессионала в конфликтных ситуациях.

В жизни каждого человека случаются ссоры и конфликты. И бывают случаи, когда необходима скорая помощь в разрешении конфликтной ситуацииПомощь профессионала необходима в том случае, когда  человек понимает, что сам не справляется с ситуацией.

Но увы, большинство людей (то ли в силу не знания, то ли страха перед неизвестным, то ли на «авось» — как-нибудь сам) не обращаются за этой помощью, пуская все на самотек. И последствия этого непонимания могут быть совершенно разными — от простой ссоры ( в лучшем случае), вплоть до суицида.

Всё в нашей жизни можно предотвратить. Вы верите в это, мой читатель? Я очень даже верю и знаю об этом наверняка. Почему же люди, попросту, не хотят этого делать, пуская на самотек тот отрезок своей жизни, когда  находятся в кризисной ситуации, усугубляя тем самым свою жизнь и жизнь окружающих их людей.

Две основные причины, по которым люди не обращаются за помощью к специалисту:

— недоверие, так как  сами зачастую закрыты, как ракушки, и  в первую очередь от себя;

—  незнание о различиях в профессиях : психолог, психотерапевт и психиатр. Зачастую путают психологию и психиатрию. Я довольно часто слышу такую  фразу: «Я не больной, зачем это я пойду к психологу?»

Немного уточню и разведу эти разные понятия.

Сначала о психологии.

Психологи — специалисты с психологическим образованием.

Психология — это наука о душе. Как врач лечит тело, так  психолог исцеляет душу. Психологическая  помощь  оказывается  квалифицированным психологом, который (заметьте!) работает только с человеком, не имеющим никаких психических отклонений, т.е со здоровой личностью.

Психологическое консультирование бывает разных направлений.

Я провожу индивидуальные и семейные консультации.

Работаю с любыми  конфликтными ситуациями, возникшими в семье или коллективе. Это и есть работа медиатора.

Медиатор — это специалист по разрешению конфликтов.

Психотерапевты и психиатрыквалифицированные специалисты, имеющие медицинское образование и работающие в медицинских учреждениях.

Психотерапевт работает с людьми,страдающими психическими расстройствами, с неврозами.

Здесь хотелось бы сказать о депрессии.

Люди! Это медицинский диагноз! Кстати, многие любят на консультации сами себе ставить такой диагноз, начиная рассказ примерно так: «У меня депрессия в связи с…»  Прошу вас, не ставьте себе диагнозов НИКОГДА! Ведь все наши мысли настолько материальны…

Как вы захотите, так и будет. Помните об этом ВСЕГДА! Будьте осторожны в своих мыслях.

Психиатр работает с людьми, имеющими психические заболевания различной этиологии. Это заболевания, связанные с расстройством психики. Сюда относятся, например, психозы, неврозы тяжелой степени, шизофрения, патологические расстройства личности.

Одним словом, работа психиатра направлена на восстановление (лечение  препаратами) нарушений психики.

Итак, я вкратце рассказала Вам, мой читатель,  о разных профессиях психолога,психотерапевта и психиатра. Разница между ними огромная, как вы успели заметить.

То, что психолог работает с людьми, имеющими психические отклонения — это миф. Психологи работают с совершенно нормальными людьми.

И мы всегда готовы прийти к вам на помощь в тяжелую минуту вашей жизни, мы обязательно поможем вам найти выход из любой создавшейся кризисной ситуации.

Очень хочу пожелать каждому из вас — будьте всегда в гармонии с самим собой, будьте счастливы, здоровы и благополучны!

Я всегда готова оказать вам квалифицированную помощь и поддержку в любой ситуации.

Всегда с Вами, мой читатель, автор блога, семейный психолог, психолог — медиатор

Ижикова Вера Петровна

 

 

 

 

Психолог-медиатор. Разрешить конфликт у психолога

Психолог-медиатор. Разрешить конфликт у психолога

Прошли те времена, когда конфликты можно было разрешить с применением силы или подобными манипуляциями — сегодня для того, чтобы выйти из конфликтной ситуации, необходимо иметь исключительно желание устранить конфликт и телефон психолога под рукой.

Кто такой психолог-медиатор?

Психолог-медиатор — посредник, нейтральная третья сторона, способствующая урегулированию споров и разногласий, которая по просьбе сторон, конфликтующих на данный момент, приводит их к консенсусу и способствует достижению приемлемого разрешения в конфликте. 

 

На сегодняшний день психолог-медиатор является одной из эффективнейших и, конечно же, наименее затратных по времени и средствам способов урегулирования конфликтов и споров. 

Как работает медиация? Что делает психолог-медиатор?

Суть медиации заключается в том, что психолог-медиатор способствует разрешению конфликта между конфликтующими между собой сторонами и способствует созданию между ними некоего соглашения (самоопределения), добровольно исходящего от обеих сторон, облегчая процесс общения, понимания интересов друг друга и позиций, фокусируя внимание на интересах друг друга. Главная цель психолога-медиатора — поиск продуктивного решения проблемы, помогая сторонам прийти к обоюдному соглашению между друг другом с учетом интересов.


Каким должен быть психолог-медиатор?

Психолог-медиатор — это посредник, добивающийся прекращения конфликта с помощью поиска компромисса и, как следствие, -прекращения конфликта между оппонентами. Психолог при разрешении конфликтов должен придерживаться следующих медиативных принципов:

 

Конфиденциальность. Напомним Вам, что первый принцип работы психолога — именно конфиденциальность. 

 

Но с учетом условий работы будущей проводимой медиации, психолог-медиатор должен также обеспечить соответствующие ожидания конфликтующих сторон в вопросах конфиденциальности. Конфиденциальность в работе психолога-медиатора зависит непосредственно от характера и обстоятельств медиации, а также соглашения, к которому придут конфликтующие стороны. Ход работы, течение медиации, а также результаты медиации разглашению не поддаются, если стороны не дают на это своего согласия. В свою очередь, участники конфликта могут разработать собственные правила конфиденциальности, а также заранее обговорить это с психологом-медиатором, или действовать в рамках уже имеющихся правил. 

 

Вопросы конфиденциальности обязательно обсуждаются психологом с конфликтующими сторонами — гарантия конфиденциальности является важнейшим фактором безопасности и разрешения конфликта для обеих сторон.

 

Беспристрастность. В процессе работы психолога-медиатора беспристрастность — центральная опора. Психолог обязан проводить медиацию справедливо и беспристрастно.

 

Добровольность. Процедура медиации должна являться исключительно добровольной для всех участников конфликта. Основа медиации — понимание того, что это добровольный процесс, построенный на стремлении достигнуть справедливого и честного соглашения.

 

Нельзя заставить или принудить воспользоваться медиацией. А вот выйти из процесса медиации — право любого участника, также соглашение с результатом и контроль собственного будущего — исключительно решение конфликтующих сторон. Психолог-медиатор выполняет роль эффективного посредника в разрешении конфликтных ситуаций и разногласий.


Вы можете воспользоваться услугой психолога-медиатора для разрешения своего конфликта или давно зревшей проблемы. Для этого запишитесь на консультацию к психологу или психотерапевту нашего Центра в любое удобное для Вас время — мы работаем круглосуточно и без выходных. Услуга психолога-медиатора в Москве также предполагает обсуждение и выбор места встречи с психологом: Вы можете выбрать один из кабинетов нашего Центра, а также вызвать психолога на дом.

следующая — предыдущая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *