Комплекс Электры: синдром покинутой девочки?
Девушка, которая в раннем возрасте потеряла отца и долгие годы невольно его идеализирует. Дочь, которая продолжает бунтовать против матери даже после того, как юность закончилась. Девочка-подросток, которую мечты о мальчиках привлекают больше, чем реальные отношения. Женщина, которая никак не может реализовать себя в профессии…
Многие из тех девушек и женщин, которым близки подобные стили поведения, проживают в своей жизни миф об Электре — утверждает юнгианский психолог Нэнси Катер, автор книги «Комплекс Электры в психологии женщины». Какие же архетипические ситуации, узнаваемые в современных семьях, описывает этот миф?
Психологический инцест с отцом
У преданий об Электре есть разные интерпретации — прежде всего, трагедии Эсхила, Еврипида и Сенеки. Суть конфликта можно представить таким образом: сначала Клитемнестра — мать Электры и Ореста — в союзе со своим любовником Эгисфом убивает Агамемнона, своего мужа. Проходят годы, Орест и Электра вырастают и принимают решение отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа.
Вглядываясь в эту историю пристальнее, обратим внимание на историю девочки, которая остро переживает потерю любимого отца.
Примерно до шести лет Электра жила как принцесса во дворце в Микенах со своим отцом Агамемноном, могущественным царем. Она росла «папиной дочкой», любимицей. Можно предположить, что маленькая Электра уже тогда боготворила отца. Позже, во время десятилетнего отсутствия отца, который отправился на Троянскую войну, ее стремление к идеализации усиливается. А смерть Агамемнона от руки Клитемнестры заставляет Электру навсегда зафиксировать идеальный образ мужественного, любящего, защищающего отца — образ, который уже не может быть скорректирован в реальности.
«Если сначала позитивная фантазия об отце помогает женщине, даря ей чувство надежды, — объясняет Нэнси Катер, — то со временем она становится деструктивной, потому что не дает ей жить дальше своей жизнью. Женщина живет лишь в своем воображении, не имея реальных отношений. Энергии для того, чтобы следовать собственной судьбе, у нее не остается».
Нарушенный образ матери
«Комплекс Электры» — это именно комплекс чувств, внутренних конфликтов и переживаний, не сводимых только к идеализации отца. Другая его грань — нарушенные отношения со своим телом и собственной сексуальностью, причина чему — в сложных отношениях Электры с ее властной матерью, Клитемнестрой. Мать не разделяет горя дочери, потерявшей отца, более того, она всеми способами обесценивает ее потерю.
«Клитемнестра объединяет в себе негативные аспекты материнского архетипа у Электры, — рассказывает Нэнси Катер. — Поглощающая мать не дает дочери расти, развиваться личностно или переживать радость, творчество, свободу. В более глобальном плане она отрицает уникальность и индивидуальность дочери». Особенно важно то, что негативный материнский образ нарушает связь Электры со своим женским «Я», со своей сексуальностью.
Комплекс Электры
Термин «комплекс Электры» придумал Карл Густав Юнг. В книге «Теория психоанализа» он предложил использовать его для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек — стадию, в которой 3-6-летняя дочь «развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери».
Портрет современной Электры
Портрет Электры с точки зрения Нэнси Катер выглядит следующим образом. Эта женщина психологически застряла в юношестве из-за своих неразрешенных отношений с отцом. Она продолжает горевать о нем много лет спустя и не может найти свое место во внешнем мире. Она идентифицирует себя с ролью жертвы, обвиняя мать во всех своих проблемах. Она проецирует свою силу на мужчин (прежде всего, на своего отца и брата, Ореста) и неспособна действовать: она просто ждет, когда брат придет и спасет ее. В то же время она бессознательно имеет завышенное мнение о себе как о принцессе.
Миф об Электре проживают сегодня множество женщин и девушек. Потеря отца — речь не только о смерти, но об уходе отца, разводе, — нередкое явление в нашем мире. Оно становится травмой — как для матери, так и для дочери. Мать, которая не может справиться с утратой (злится на бывшего супруга, винит его или подавляет любовь к нему), с трудом вынесет поведение дочери, которая продолжает демонстрировать свою любовь к отцу. В результате мать становится закрытой к ее чувствам. Их взаимное непонимание усиливает новый брак матери, который дочь может воспринять как предательство по отношению к отцу и к ней.
Чувствуя себя в изоляции, девочка может уйти в мир фантазий, населенный героическими мужскими фигурами. Она будет мечтать о том, что однажды один из этих героев, похожий на отца, придет и спасет ее от жизни с матерью. В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами. Повзрослев, современная Электра также может переживать сложности в поиске собственного профессионального пути. И не только из-за депрессии и нежелания действовать. Если ее властная мать успешна в карьере, дочь может отказаться от реализации себя в профессии, чтобы избежать сравнения с матерью.
Найти свой выход
Молодые женщины, которые узнают себя в этой истории, не должны быть пойманы в ловушку мифа — настаивает Нэнси Катер. Она формулирует задачи, решение которых поможет выйти за пределы мифа и стать свободнее. Вот некоторые из них:
- Проститься с отцом. Для того чтобы завершить процесс горевания, современная Электра должна войти в контакт со своим гневом на отца за то, что он бросил ее. Гнев играет важную роль в процессе горевания, и отказ признать его лишь продлевает этот процесс. Как только она сможет открыто выразить чувства гнева и брошенности, которые подавлены идеализированным образом отца, она будет способна принять свою потерю и идти дальше.
- Отделить реального отца от идеального образа. Электра может узнать о теневых, негативных чертах своего отца после его ухода от родственников, друзей семьи или других людей. Однако существует вероятность, что она все равно будет привязана к идеализированному образу своего отца. Поэтому современная Электра может отработать данный вопрос косвенным образом через свои последующие отношения с мужчинами.
- Восстановить отношения со своим анимусом. Свой анимус (мужскую часть женской психики) женщины-Электры проецируют на мужчин. Важно определить, какие это черты — например, способность ставить цели, принимать решения, совершать поступки, — и развить их в себе самой. Как только эти проекции будут возвращены, психическая энергия высвободится, и женщина сможет стать более сильной, ответственной, готовой искать свой путь в жизни.
- Открыть в себе женственность. Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга, попытаться увидеть в ней позитивные черты и восстановить связь. Что делать, если отношения разрушены безвозвратно? К счастью, архетип позитивной матери существует внутри нашей психики. Женщина-Электра может восстановить с ним связь различными путями. Фигуры позитивной матери могут появиться в ее снах, она может также взаимодействовать с ним через свои отношения с другими женщинами — учителями и друзьями.
Нэнси Катер убеждена: узнавание мифа позволяет нам не только глубже понять собственные переживания, но и сделать первые шаги к освобождению от его бессознательной силы.
Читайте также
Комплекс электры в психологии женщины или у детей
Развитие психологии как науки в 20 веке послужило толчком к популяризации отдельных терминов и понятий среди широких масс. Комплекс Электры в психологии достаточно известен — об этом синдроме знают даже люди, не имеющие психологического образования.
Но недостаток профессиональных знаний, ошибочная трактовка мешают правильно понять и обнаружить у себя эту проблему. Современное переосмысливание комплекса Электры помогает вовремя обнаружить симптомы и устранить негативные проявления.
Что такое синдром Электры и Эдипов комплекс?
Теория психоанализа рассматривает процесс развития и становления личности, как постепенное преодоление череды возрастных и личностных кризисов. Термины «комплекс Электры» и «Эдипов комплекс» предложил психоаналитик К. Г. Юнг. Работая над созданием психоаналитической теории, он использовал образы мифологических персонажей: Электры и Эдипа. Электра убила мать, желая отомстить ей за смерть отца. Эдип, влюбившись в собственную мать, убил отца, чтобы избавиться от соперничества.
В психологии проявление комплекса Электры выражается враждебностью дочери по отношению к матери, чрезмерной привязанностью к отцу. Подверженность комплексу Электры влияет на личность девочки, мешая нормальному отделению от родителей, созданию отношений с мужчинами.
Признаки синдрома Электры у женщины
Признаки синдрома Электры появляются у девочки в 6–7 лет и становятся ярче, когда девочка достигает раннего подросткового возраста — 11—12 лет. Они выражаются в следующих проявлениях:
- сильной эмоциональной привязанности к отцу;
- негативной реакции на мать, ревности, истеричном поведении;
- подчиненности миру фантазий;
- пассивности, страхе конкуренции;
- нереалистичных представлениях об отношениях.
Комплекс Электры формируется, если девочка теряет отца. Под потерей не обязательно понимается реальное отсутствие возможностей для общения (смерть, тяжелое заболевание, развод). Эмоциональная холодность, отстраненность и грубое поведение также формируют основу нездоровой привязанности. Не имея возможности получить желаемую любовь отца, девочка ищет возможность оправдать его. Если объективной причины нет, подсознание выбирает один из доступных вариантов — обвинить мать.
В представлении девочки мать не справилась со своей ролью, была плохой женой, поэтому отец оставил их. В фантазиях девочки мать — злое чудовище, которое разрушило ее жизнь. Нуждаясь в спасителе, она ждет, что мужчины будут относиться к ней как к жертве, нуждающейся в спасении. Если мужчина не проявляет рыцарские качества, она разочаровывается, избегает общения.
Причины появления
Основная причина потребности в идеализации отца — невозможность создать нормальные отношения с родителями в реальной жизни. Комплекс Электры закрепляется у девочек, растущих:
- в неполных семьях с матерью одиночкой;
- в полных семьях с авторитарной матерью и слабовольным пассивным отцом;
- в семьях с авторитарным отцом и матерью-жертвой.
Для ребенка любой негативный семейный сценарий — травма, влияющая на формирование психики. Наблюдая постоянные скандалы, подавленность одного или обоих родителей, девочка пытается избежать разрушительного влияния негативной обстановки. Появление комплекса Электры — единственный способ психики сохранить целостность мировосприятия, защититься.
Влияние родителей на развитие синдрома
В развитии комплекса Электры у детей в равной степени виноваты оба родителя. К лечению симптомов им следует подходить комплексно. В полной семье, где воспитанием детей в основном занимается мать, любовь родителей воспринимается как безусловное проявление привязанности. Замкнутость отца, его отстраненность воспринимается как предательство и безразличие. Чтобы исправить ситуацию, родителям следует распределить обязанности по уходу за детьми, чтобы у отца появилась возможность проводить с дочерью больше времени.
В семьях с матерью-одиночкой роль отцовской фигуры может заменить другой мужчина: старший брат, дедушка, дядя. Его задача — одобрение, поддержка, эмоциональное теплое общение.
Он поможет девочке осознать свою ценность, избавиться от низкой самооценки. Матери следует быть осторожной и не создавать у девочки негативный образ отца, иначе она рискует закрепить комплекс Электры, стать для дочери негативной фигурой. В дальнейшем эмоциональная пропасть между матерью и дочерью будет только усиливаться, особенно, если мать выходит замуж повторно. Появление нового мужчины дочь воспринимает как предательство и замыкается в своем воображаемом мире.
Теория Фрейда
В своих работах по психоанализу Зигмунд Фрейд подчеркивает, что отношения между матерью и сыном сходны с отношениями между дочерью и отцом. Поэтому нет необходимости для отдельного термина, определяющего особенности привязанности дочери к отцу. Исследователи книги и научных статей Фрейда сходятся во мнении, что предвзятое отношение к терминологии могло появиться у него на почве конфликта с Юнгом, первым предложившим разграничить термины.
Современный психоанализ не выделяет комплекс Электры в отдельную категорию, называя его женским вариантом Эдипова комплекса. Поскольку Фрейд изначально рассматривал свою теорию о зависимости от родителя противоположного пола только для мальчиков, изучение особенностей взаимоотношений отца и дочери не было им досконально изучено. Позднее свою более полную версию появления комплекса Электры у девочек предложила исследовательница Нэнси Картер.
Теория Нэнси Катер
По мнению Н. Картер, девочка, страдающая от нездоровой привязанности к отцу, лишается возможности достичь моральной зрелости. Уже будучи взрослой женщиной, в душе она остается маленькой девочкой, переживающей комплекс противоречивых эмоций: восхищение отцовской фигурой тесно связано с гневом и разочарованием.
Женщина продолжает переживать горечь утраты, принимая роль жертвы. Даже в семьях с отцом-тираном любовь затмевает для дочери обиду и разочарование. Свою обиду она переносит на мать, считая ее виноватой в уходе отца. Столкнувшись с невозможностью развития, активные качества личности женщина переносит на мужчин. Она видит себя принцессой, которую должен спасти принц.
Опасное влияние синдрома Электры
В раннем возрасте проявление синдрома Электры воспринимается как норма. Родители не замечают в ревности и негативизме дочери проблемы, усугубляя ситуацию. Став взрослой, женщина настолько привыкает жить в мире идеальных иллюзий, что у реальных мужчин не остается шансов на отношения с ней.
Синдром Электры имеет наследственную природу. Усвоив разрушительный паттерн поведения от матери, женщина проносит негативизм через всю жизнь. Даже если ей удается создать собственную семью, она остается глубоко несчастной в браке, испытывает неудовлетворенность, подавленность. Если в семье рождается дочь, она унаследует от матери негативистскую модель отношений с мужчинами.
Методы решения проблемы
Узнав в описании комплекса Электры свой психологический потрет, женщина не должна впадать в отчаяние. Выход за пределы мифологического восприятия возможен. Для этого нужно выполнить ряд задач:
- Принять расставание с отцом. Идеализация отца мешает признать свой гнев и пережить потерю. Открытое выражение отрицательных эмоций помогает справиться с травмирующей ситуацией, идти дальше.
- Разграничить идеальный и реальный образ отца. Комплекс Электры мешает воспринимать негативные стороны отца, отрицает их. Для преодоления идеализации необходимо признать за отцом право на несовершенство.
- Принять свою женственность. Негативизм по отношению к матери разрушает связь матери и дочери, принятие женственных черт характера. Налаживание утерянной связи помогает восстановить личностный баланс.
- Восстановить баланс мужских и женских черт характера. Потребность в определенных качествах идеального партнера выражается полным отказом реализовать эти качества самостоятельно. Определение и восстановление необходимых черт характера позволит женщине реализоваться, воспринимать мужчину как самостоятельную личность, а не инструмент удовлетворения потребностей.
Освобождение от мифа затрудняется подсознательным желанием сохранить его, отрицание проблемы. Поэтому первый шаг на пути избавления — признание проблемы.
Проявление во взрослом возрасте
Исследование мифов — актуальная проблема женской психологии. Комплекс Электры в женской психологии может стать сильным препятствием на пути создания нормальных отношений.
В норме комплекс Электры проходит у девушек с окончанием подросткового возраста. Юная девушка, преодолев зависимость от мифа идеального мужчины, обращает внимание на окружающих парней, строит первые серьезные отношения. Но если мифы остаются в сознании девушки, она, не подозревая об этом, продолжает искать мужчину, способного соответствовать нереалистичным требованиям.
Сохранение мифов мешает взрослой женщине создавать отношения. Комплекс Электры провоцирует:
- Неадекватному восприятию окружающих мужчин. Удерживая в подсознании идеальный образ, женщина сравнивает мужчин с ним. Но реальный человек не может достичь заданной планки идеала, поэтому женщина отказывается от отношений с недостойными по ее мнению мужчинами.
- Развитию неправильного восприятия роли мужчины в отношениях. Мечтая об идеале, женщина представляет не только внешность, но также поведение, предпочтения, интересы и роль в отношениях. От мужчины она ожидает игры по заданному сценарию и неизбежно разочаровывается.
- Формированию неадекватного отношения к своей социальной роли. Испытывая неудовлетворенность из-за невозможности создать отношения, женщина переносит недовольство матерью на себя и окружающих женщин. Негативное восприятие женского образа может вызывать полное отторжение всех атрибутов женственности у самой женщины. Это выражается в солидаризации с мужчинами, попытке реализоваться через мужскую социальную роль. Женщина меняет внешний образ, поведение, жизненные цели, стремясь соответствовать выбранной ролевой модели. Но сталкивается с неприятием со стороны мужчин — они не видят в такой женщине объект романтической привязанности.
Избавление от комплекса Электры во взрослом возрасте — сложный процесс, требующий длительной психотерапии.
Полезное видео
В представленном ниже видео, психолог-сексолог Мария Василенко подробно рассказывает о том, что такое комплекс Электры и о том, как перестать видеть отца своем мужчине:
Катер Нэнси — МААП
Комплекс Электры в психологии женщины
Катер Нэнси«Комплекс Электры в психологии женщины»
Нэнси Катер
Глава вторая
Электра и современная психология
«Каждая женщина на кушетке в какой-то степени Клитемнестра или Электра, или на более глубоком уровне обе».
Нини Херман, «Вечный ребенок: диада мать-дочь».
История термина «комплекс Электры»
Зигмунд Фрейд впервые использовал греческую мифологию для того, чтобы разъяснить современную теорию психоанализа. Наиболее известное его исследование – миф об Эдипе, который иллюстрирует теорию психологического развития. Эдип в неведении убивает своего отца Лая и спит со своей матерью Иокастой. Эдипов комплекс, центральный во фрейдистской теории, рассматривает инцестуозные желания ребенка, направленные на собственных родителей, и последующие чувства вины и страха, возникающие из-за этих инцестуозных желаний.
В «Теории психоанализа», написанной в 1913 году, Юнг предлагает использовать термин «комплекс Электры» для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек, стадию, в которой «дочь развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери». Юнг объясняет использование этого термина: «Как известно, Электра мстит своей матери за то, что она убила своего мужа, Агамемнона, и тем украла у Электры ее любимого отца».
Юнг снова использует термин «комплекс Электры» несколько лет спустя, и снова в связи с Фрейдом, когда он описывает использование Фрейдом мифа, чтобы описать динамику инцеста. Юнг пишет:
«Даже Фрейд не удержался от того, чтобы провести сравнение между инцестуозным комплексом, который часто обнаруживается в неврозе и мифологическим мотивом, подобрав этому подходящее название – Эдипов комплекс. Эта идея ни в коем случае не является единственной. Нам нужно выбрать другое название для соответствующей идеи в женской психологии, к примеру, комплекс Электры, как я предлагал несколько лет назад».
Однако Фрейд отверг предложение Юнга использовать термин комплекс Электры, предпочитая называть эту стадию раннего развития у женщин просто женским Эдиповым комплексом. В 1920 году Фрейд писал: «Я не вижу никакого смысла или пользы внедрять термин комплекс Электры и не поддерживаю его использование». Его поздние работы, в частности «Женская сексуальность», написанная в 1931 году, говорят о том, что он отверг этот термин, потому что он думал, что он подчеркивает схожесть между психологическим развитием мальчиков и девочек, которой не существовало. Фрейд пишет:
«Сложилось впечатление, что наши рассуждения об Эдиповом комплексе применяются строго только к мальчикам, поэтому мы вправе отвергнуть термин комплекс Электры, который подчеркивает аналогию между двумя полами».
Далее в своем труде он обновляет свою теорию психологического развития женщин, акцентируя внимание на важности доэдиповой привязанности девочки к своей матери и отличиях девочек от мальчиков в реакциях на те проблемы, которые возникают на Эдипальной стадии развития.
Миф об Электре в работах Отто Ранка,
Мелани Кляйн и других неюнгианских психологов
Другие неюнгианские психологи также писали о мифе об Электры. Отто Ранк использует фрейдистскую психоаналитическую точку зрения, чтобы обратить внимание на Эдипов комплекс, как он проявляется в мифах об Электре и ее предков в книге «Тема инцеста в литературе и легендах: основы психологии литературного творчества». Эта всесторонняя работа анализирует тему инцеста, как она появляется в западной литературе, мифологии и фольклоре, и исследует его важность в развитии литературного творчества.
Мелани Кляйн в своей работе «Некоторые размышления об Орестее» интерпретирует составляющие мифы об Электре с теоретической точки зрения объектных отношений, фокусируясь на фазах развития, которые она называет параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией. Однако, она применяет свои понятия к Агамемнону, Клитемнестре и Оресту, а не к Электре.
Ричард Д. Чессик писал о мифе об Электре с точки зрения Хайнца Кохута и Жака Лакана. Используя оперу Ричарда Штрауса «Электра», он исследует архаические доэдипальные проблемы, включая расщепление, нарциссическую ярость и параноидную месть.
Психологи Джеф Ричардс и Джен Гудвин фокусировались на фантазиях мести Электры об убийстве ее матери. Они заметили, что такие же фантазии проявляются у сегодняшних подростков, которые, как и Электра: 1) стали свидетелями насилия; 2) имеют неразрешенное горе по поводу ранней потери родительской фигуры; 3) пережили чувство беспомощности и безнадежности; 4) имеют материнскую фигуру с историей насилия, которая мешает ее способности помогать ребенку.
Другие использовали миф об Электре для того, чтобы исследовать психопатологию матереубийства. Л.Х. Рубинштейн в своем труде «Тема Электры и Ореста: вклад в психопатологию матереубийства» анализирует несколько современных версий этой истории – «Гамлет» Шекспира (Орест иногда рассматривается как предшественник Гамлета) и работы Юджина О’Нила, Жана Поля Сартра и других. Он рассматривает, как разные роли, которые играют Электра и Орест в матереубийстве, отражают различные доэдипальные и эдипальные конфликты.
Психотерапевт Нина Герман анализирует отношения между Клитемнестрой и Электрой в книге «Вечный ребенок: Диада матерь-дочь». Она подчеркивает, что ненависть Электры к Клитемнестре происходит больше из ее чувства отверженности Клитемнестрой в младенчестве, чем из того, что Клитемнестра убила ее отца. Герман отмечает, что за Электрой следила няня, а не Клитемнестра, и что небольшое место в привязанности ее матери уменьшилось еще больше после того, как родился Орест. И когда Агамемнон ушел на войну с Троей, а Ореста отослали из дворца, ее мать все еще не принадлежала Электре. Вместо этого, у Клитемнестры начался роман с Эгисфом, что еще более обострило враждебность Электры. Герман также предполагает, что до того момента, когда она убивает Клитемнестру, у Электры были амбивалентные чувства по отношению к матери, и она все еще искала близости или признания от нее. Но Клитемнестра продолжает разочаровывать Электру и благоволит Эгисфу.
Герман сочувствующе смотрит на Клитемнестру. Она указывает, что помимо потери Ифигении, Клитемнестра была расстроена из-за того, что Агамемнон покинул ее, чтобы воевать за Трою, и была опустошена множеством жизней, потерянных в Троянской войне.
Миф об Электре в работах женщин ученых:
Кристин Даунинг, Филлис Честер, Элен Сиксу и Камилла Палья
Женщины ученые так же изучали миф об Электре и его психологические последствия. Кристин Даунинг в своей работе «Сестры Психеи: изобретая заново смысл сестринства» исследует природу сестринских отношений, которые существовали между Клитемнестрой и Еленой и между Электрой и Ифигенией. Филлис Честер в книге «Ненависть к матери и обвинение матери: что сделала Электра с Клитемнестрой» использует отношение Электры к Клитемнестре в качестве примера того, как женщины, которые интернализировали патриархальную ненависть к женщинам, предают других женщин. Французская феминистка, Элен Сиксу обсуждает Электру в «Выходы: атаки, выход из положения, нападения». Она видит оправдание Ореста за матереубийство в том, что он обозначил конец матриархата. Она рассматривает Электру, которая поддержала убийство «лидера фаллократов», и как ту, которая «освещает путь и открывает уход от патриархальности». Культурный критик Камилла Палья также касается мифа об Электре в «Сексуальный образ: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон». Как и Сиксу, она делает вывод, что миф об Электре представляет собой «сексистский переход от матриархата к патриархату».
Миф об Электре и юнгианская психология
Ни Юнг, ни постъюнгианская школа архетипической психологии не предлагали интерпретаций мифа об Электре. Юнг полагался на другие мифы для того, чтобы представить метафоры психологического развития женщин, в частности миф о Деметре и Персефоне.
Последователи Юнга также фокусировались на других мифах, а не на мифе об Электре, описывая женскую психологию. Эрик Нойман использует миф о Психее и Эросе в своей книге «Эрос и Психея: Психическое развитие женщин, комментарий к истории Апулея». Сильвия Бринтон Перера привлекает шумерскую богиню Иннану в своей книге «Происхождение богини: путь инициации для женщин». Джин Шинода Болен призывает к нордической мифологии в своей «Кольцо силы: Брошенный ребенок, Авторитарный отец, Лишенная власти женщина – Юнгианское понимание цикла Вагнера». Мэрион Вудман в своей книге «Страсть к совершенству. Юнгианское понимание зависимости» рассматривает греческий миф об Афине, Медузе и Персее. Нэнси Коуллз-Корбетт также использует другие греческие мифы, помимо мифа об Электре, чтобы объяснить женскую психологию в книге «Святая проститутка. Архетип вечной женственности».
В качестве альтернативы юнгианцы использовали сказки для описания психологического развития женщин. Мария-Луиза фон Франц очень широко осветила эту тему в «Интерпретация сказок. Женщины в сказках» и в «Тень и Зло в сказках». Другие юнгианцы последовали ее примеру. Их работы включают «Золушка и ее сестры: те, кто завидуют и кому завидуют» Энн и Барри Уланов, «Мать. Архетипический образ» Сибилл Бикхойзер-Оэри, «Истории о Психее: современные юнгианские интерпретации сказок» Лионела Корбетта и Мюррея Стайна и «Брошенный ребенок внутри: о потере и возрождении самооценки» Катрин Аспер.
Юнгианский аналитик Линда Леонард обсуждает аспекты мифа об Электре в «Эмоциональная женская травма». Она выделяет два архетипических паттерна в женщинах с нарушенными отношениями со своими отцами: «пуэлла» или «вечная девочка» и «вооруженная амазонка». Во второй главе «Жертвоприношение дочери» она описывает приношение в жертву Ифигении Агамемноном, говоря о том, что миф отражает нарушенные отношения между мужчинами и женщинами, где мужчины верят, что они владеют женщинами и могут делать с ними что захотят. Она так же обсуждает Клитемнестру и Елену и роли, которые они играют в этой истории. Однако Леонард не описывает Электру и не считает ее «пуэллой» или «вооруженной амазонкой».
Единственная статья об Электре с юнгианской точки зрения – это «Электра: темная сторона Луны» Шейлы Пауэл, опубликованная в 1993 году в «Журнале аналитической психологии». Она обсуждает, как ослаблено психологическое развитие современных женщин, идентифицированных с Электрой. Согласно Пауэл, психологическое развитие женщин разделено на три стадии. Первая включает в себя доэдипальную привязанность дочери к матери. Вторая сконцентрирована на идентификации дочери с отцом. В третьей стадии, девочка отделяется от своего отца, достигает собственного чувства идентичности женщины и возвращается к идентификации со своей матерью.
У современной женщины, идентифицированной с Электрой, могут возникнуть трудности на первой стадии, потому что она не сможет развить доэдипальную привязанность к матери, как не образовалось материнской связи между Клитемнестрой и Электрой. Женщины, отождествляющиеся с Электрой, могут застрять и на второй стадии, характеризующейся идентификацией с отцом. Чтобы пройти эту ступень, женщине необходимо инкорпорировать собственную агрессию по отношению к мужчинам, чтобы смочь относиться к мужчинам как к равным. Из-за того, что такие женщины имеют тенденцию чрезмерно идентифицироваться с отцом, для них сложно принять агрессивную позицию и принести в жертву свои инцестуозные желания. Такие женщины не только не хотят отказываться от идеализированных представлений об отце, но сопротивляются идентификации с женщиной, потому что она представлена их матерью, которую они презирают, и с которой у них никогда не было хорошей связи на начальном этапе.
Единственная работа среди юнгианцев, которую я обнаружила, специально адресованная мифу об Электре, это неопубликованная диссертация Мириам Гомес де Фрейтас, написанная в 1979 году в период ее учебы в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе. Она приводит параллели между мифом об Электре и другими греческими мифами, сравнивая Электру с Афиной и Персефоной. Она рассказывает о том, как современная Электра, отрезанная от своей феминности из-за своих негативных отношений с матерью, может создать новый, позитивный образ женственности. Интересно, что де Фрейтас говорит, что такие женщины должны вначале соединиться с женственностью через вакхическую, хтоническую маскулинность. Таким образом, она подчеркивает важность Гермеса в психологии женщины Электра. Далее она обсуждает развитие анимуса Электры в ее отношениях с Орестом и Агамемноном.
синдром покинутой девочки? — Почитайте , Размышления Почитайте — 1001.ru
Девушка, которая в раннем возрасте потеряла отца и долгие годы невольно его идеализирует. Дочь, которая продолжает бунтовать против матери даже после того, как юность закончилась. Девочка-подросток, которую мечты о мальчиках привлекают больше, чем реальные отношения. Женщина, которая никак не может реализовать себя в профессии…
Многие из тех девушек и женщин, которым близки подобные стили поведения, проживают в своей жизни миф об Электре – утверждает юнгианский психолог Нэнси Катер, автор исследования «Комплекс Электры в психологии женщины»*. Какие же архетипические ситуации, узнаваемые в современных семьях, описывает этот миф?
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНЦЕСТ С ОТЦОМ
У преданий об Электре есть разные интерпретации – прежде всего, трагедии Эсхила, Еврипида и Сенеки. Суть конфликта можно представить таким образом: сначала Клитемнестра – мать Электры и Ореста – в союзе со своим любовником Эгисфом убивает Агамемнона, своего мужа. Проходят годы, Орест и Электра вырастают и принимают решение отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа.
Вглядываясь в эту историю пристальнее, обратим внимание на историю девочки, которая остро переживает потерю любимого отца.
Примерно до шести лет Электра жила как принцесса во дворце в Микенах со своим отцом Агамемноном, могущественным царем. Она росла «папиной дочкой», любимицей. Можно предположить, что маленькая Электра уже тогда боготворила отца. Позже, во время десятилетнего отсутствия отца, который отправился на Троянскую войну, ее стремление к идеализации усиливается. А смерть Агамемнона от руки Клитемнестры заставляет Электру навсегда зафиксировать идеальный образ мужественного, любящего, защищающего отца – образ, который уже не может быть скорректирован в реальности.
«Если сначала позитивная фантазия об отце помогает женщине, даря ей чувство надежды, – объясняет Нэнси Катер, – то со временем она становится деструктивной, потому что не дает ей жить дальше своей жизнью. Женщина живет лишь в своем воображении, не имея реальных отношений. Энергии для того, чтобы следовать собственной судьбе, у нее не остается».
НАРУШЕННЫЙ ОБРАЗ МАТЕРИ
«Комплекс Электры» – это именно комплекс чувств, внутренних конфликтов и переживаний, не сводимых только к идеализации отца. Другая его грань – нарушенные отношения со своим телом и собственной сексуальностью, причина чему – в сложных отношениях Электры с ее властной матерью, Клитемнестрой. Мать не разделяет горя дочери, потерявшей отца, более того, она всеми способами обесценивает ее потерю.
«Клитемнестра объединяет в себе негативные аспекты материнского архетипа у Электры, – рассказывает Нэнси Катер. – Поглощающая мать не дает дочери расти, развиваться личностно или переживать радость, творчество, свободу. В более глобальном плане она отрицает уникальность и индивидуальность дочери». Особенно важно то, что негативный материнский образ нарушает связь Электры со своим женским «Я», со своей сексуальностью.
КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ
Термин «комплекс Электры» придумал Карл Густав Юнг. В книге «Теория психоанализа» (1913) он предложил использовать этот термин для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек – стадию, в которой «дочь развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери».
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРЫ
Портрет Электры с точки зрения Нэнси Катер выглядит следующим образом. Эта женщина психологически застряла в юношестве из-за своих неразрешенных отношений с отцом. Она продолжает горевать о нем много лет спустя и не может найти свое место во внешнем мире. Она идентифицирует себя с ролью жертвы, обвиняя мать во всех своих проблемах. Она проецирует свою силу на мужчин (прежде всего, на своего отца и брата, Ореста) и неспособна действовать: она просто ждет, когда брат придет и спасет ее. В то же время она бессознательно имеет завышенное мнение о себе как о принцессе.
Миф об Электре проживают сегодня множество женщин и девушек. Потеря отца – речь не только о смерти, но об уходе отца, разводе, – нередкое явление в нашем мире. Оно становится травмой – как для матери, так и для дочери. Мать, которая не может справиться с утратой (злится на бывшего супруга, винит его или подавляет любовь к нему), с трудом вынесет поведение дочери, которая продолжает демонстрировать свою любовь к отцу. В результате мать становится закрытой к ее чувствам. Их взаимное непонимание усиливает новый брак матери (который дочь может воспринять как предательство по отношению к отцу и к ней).
Чувствуя себя в изоляции, девочка может уйти в мир фантазий, населенный героическими мужскими фигурами. Она будет мечтать о том, что однажды один из этих героев, похожий на отца, придет и спасет ее от жизни с матерью. В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами. Повзрослев, современная Электра также может переживать сложности в поиске собственного профессионального пути. И не только из-за депрессии и нежелания действовать. Если ее властная мать успешна в карьере, дочь может отказаться от реализации себя в профессии, чтобы избежать сравнения с матерью.
НАЙТИ СВОЙ ВЫХОД
Молодые женщины, которые узнают себя в этой истории, не должны быть пойманы в ловушку мифа – настаивает Нэнси Катер. Она формулирует задачи, решение которых поможет выйти за пределы мифа и стать свободнее. Вот некоторые из них:
- Проститься с отцом. Для того чтобы завершить процесс горевания, современная Электра должна войти в контакт со своим гневом на отца за то, что он бросил ее. Гнев играет важную роль в процессе горевания, и отказ признать его лишь продлевает этот процесс. Как только она сможет открыто выразить чувства гнева и брошенности, которые подавлены идеализированным образом отца, она будет способна принять свою потерю и идти дальше.
- Отделить реального отца от идеального образа. Электра может узнать о теневых, негативных чертах своего отца после его ухода от родственников, друзей семьи или других людей. Однако существует вероятность, что она все равно будет привязана к идеализированному образу своего отца. Поэтому современная Электра может отработать данный вопрос косвенным образом через свои последующие отношения с мужчинами.
- Восстановить отношения со своим анимусом. Свой анимус (мужскую часть женской психики) женщины-Электры проецируют на мужчин. Важно определить, какие это черты (например, способность ставить цели, принимать решения, совершать поступки), и развить их в себе самой. Как только эти проекции будут возвращены, психическая энергия высвободится, и женщина сможет стать более сильной, ответственной, готовой искать свой путь в жизни.
- Открыть в себе женственность. Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга, попытаться увидеть в ней позитивные черты и восстановить связь. Что делать, если отношения разрушены безвозвратно? К счастью, архетип позитивной матери существует внутри нашей психики. Женщина-Электра может восстановить с ним связь различными путями. Фигуры позитивной матери могут появиться в ее снах, она может также взаимодействовать с ним через свои отношения с другими женщинами – учителями и друзьями.
Нэнси Катер убеждена: узнавание мифа позволяет нам не только глубже понять собственные переживания, но и сделать первые шаги к освобождению от его бессознательной силы.
* Книга юнгианского психолога Нэнси Катер «Комплекс Электры в психологии женщины» вышла в издательстве ЛЕНАНД в 2014 году.
Алла Ануфриева
http://www.psychologies.ru/
Комплекс Электры: синдром покинутой девочки?
«Папина любимица», потерявшая отца, не просто переживает тяжелую личную травму. Она попадает в тесную ловушку архетипической модели поведения, которая может повлиять на всю ее дальнейшую жизнь. В ком сегодня можно узнать античную Электру и как освободиться от власти мифа?
Девушка, которая в раннем возрасте потеряла отца и долгие годы невольно его идеализирует. Дочь, которая продолжает бунтовать против матери даже после того, как юность закончилась. Девочка-подросток, которую мечты о мальчиках привлекают больше, чем реальные отношения. Женщина, которая никак не может реализовать себя в профессии…
Многие из тех девушек и женщин, которым близки подобные стили поведения, проживают в своей жизни миф об Электре – утверждает юнгианский психолог Нэнси Катер, автор исследования «Комплекс Электры в психологии женщины». Какие же архетипические ситуации, узнаваемые в современных семьях, описывает этот миф?
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНЦЕСТ С ОТЦОМ
У преданий об Электре есть разные интерпретации – прежде всего, трагедии Эсхила, Еврипида и Сенеки. Суть конфликта можно представить таким образом: сначала Клитемнестра – мать Электры и Ореста – в союзе со своим любовником Эгисфом убивает Агамемнона, своего мужа. Проходят годы, Орест и Электра вырастают и принимают решение отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа.
Вглядываясь в эту историю пристальнее, обратим внимание на историю девочки, которая остро переживает потерю любимого отца.
Примерно до шести лет Электра жила как принцесса во дворце в Микенах со своим отцом Агамемноном, могущественным царем. Она росла «папиной дочкой», любимицей. Можно предположить, что маленькая Электра уже тогда боготворила отца. Позже, во время десятилетнего отсутствия отца, который отправился на Троянскую войну, ее стремление к идеализации усиливается. А смерть Агамемнона от руки Клитемнестры заставляет Электру навсегда зафиксировать идеальный образ мужественного, любящего, защищающего отца – образ, который уже не может быть скорректирован в реальности.
«Если сначала позитивная фантазия об отце помогает женщине, даря ей чувство надежды, – объясняет Нэнси Катер, – то со временем она становится деструктивной, потому что не дает ей жить дальше своей жизнью. Женщина живет лишь в своем воображении, не имея реальных отношений. Энергии для того, чтобы следовать собственной судьбе, у нее не остается».
НАРУШЕННЫЙ ОБРАЗ МАТЕРИ
«Комплекс Электры» – это именно комплекс чувств, внутренних конфликтов и переживаний, не сводимых только к идеализации отца. Другая его грань – нарушенные отношения со своим телом и собственной сексуальностью, причина чему – в сложных отношениях Электры с ее властной матерью, Клитемнестрой. Мать не разделяет горя дочери, потерявшей отца, более того, она всеми способами обесценивает ее потерю.
«Клитемнестра объединяет в себе негативные аспекты материнского архетипа у Электры, – рассказывает Нэнси Катер. – Поглощающая мать не дает дочери расти, развиваться личностно или переживать радость, творчество, свободу. В более глобальном плане она отрицает уникальность и индивидуальность дочери». Особенно важно то, что негативный материнский образ нарушает связь Электры со своим женским «Я», со своей сексуальностью.
Комплекс Электры
Термин «комплекс Электры» придумал Карл Густав Юнг. В книге «Теория психоанализа» (1913) он предложил использовать его для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек – стадию, в которой 3-6-летняя дочь «развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери».
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРЫ
Портрет Электры с точки зрения Нэнси Катер выглядит следующим образом. Эта женщина психологически застряла в юношестве из-за своих неразрешенных отношений с отцом. Она продолжает горевать о нем много лет спустя и не может найти свое место во внешнем мире. Она идентифицирует себя с ролью жертвы, обвиняя мать во всех своих проблемах. Она проецирует свою силу на мужчин (прежде всего, на своего отца и брата, Ореста) и неспособна действовать: она просто ждет, когда брат придет и спасет ее. В то же время она бессознательно имеет завышенное мнение о себе как о принцессе.
Миф об Электре проживают сегодня множество женщин и девушек. Потеря отца – речь не только о смерти, но об уходе отца, разводе, – нередкое явление в нашем мире. Оно становится травмой – как для матери, так и для дочери. Мать, которая не может справиться с утратой (злится на бывшего супруга, винит его или подавляет любовь к нему), с трудом вынесет поведение дочери, которая продолжает демонстрировать свою любовь к отцу. В результате мать становится закрытой к ее чувствам. Их взаимное непонимание усиливает новый брак матери (который дочь может воспринять как предательство по отношению к отцу и к ней).
Чувствуя себя в изоляции, девочка может уйти в мир фантазий, населенный героическими мужскими фигурами. Она будет мечтать о том, что однажды один из этих героев, похожий на отца, придет и спасет ее от жизни с матерью. В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами. Повзрослев, современная Электра также может переживать сложности в поиске собственного профессионального пути. И не только из-за депрессии и нежелания действовать. Если ее властная мать успешна в карьере, дочь может отказаться от реализации себя в профессии, чтобы избежать сравнения с матерью.
НАЙТИ СВОЙ ВЫХОД
Молодые женщины, которые узнают себя в этой истории, не должны быть пойманы в ловушку мифа – настаивает Нэнси Катер. Она формулирует задачи, решение которых поможет выйти за пределы мифа и стать свободнее. Вот некоторые из них:
Проститься с отцом. Для того чтобы завершить процесс горевания, современная Электра должна войти в контакт со своим гневом на отца за то, что он бросил ее. Гнев играет важную роль в процессе горевания, и отказ признать его лишь продлевает этот процесс. Как только она сможет открыто выразить чувства гнева и брошенности, которые подавлены идеализированным образом отца, она будет способна принять свою потерю и идти дальше.
Отделить реального отца от идеального образа. Электра может узнать о теневых, негативных чертах своего отца после его ухода от родственников, друзей семьи или других людей. Однако существует вероятность, что она все равно будет привязана к идеализированному образу своего отца. Поэтому современная Электра может отработать данный вопрос косвенным образом через свои последующие отношения с мужчинами.
Восстановить отношения со своим анимусом. Свой анимус (мужскую часть женской психики) женщины-Электры проецируют на мужчин. Важно определить, какие это черты (например, способность ставить цели, принимать решения, совершать поступки), и развить их в себе самой. Как только эти проекции будут возвращены, психическая энергия высвободится, и женщина сможет стать более сильной, ответственной, готовой искать свой путь в жизни.
Открыть в себе женственность. Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга, попытаться увидеть в ней позитивные черты и восстановить связь. Что делать, если отношения разрушены безвозвратно? К счастью, архетип позитивной матери существует внутри нашей психики. Женщина-Электра может восстановить с ним связь различными путями. Фигуры позитивной матери могут появиться в ее снах, она может также взаимодействовать с ним через свои отношения с другими женщинами – учителями и друзьями.
Нэнси Катер убеждена: узнавание мифа позволяет нам не только глубже понять собственные переживания, но и сделать первые шаги к освобождению от его бессознательной силы.
Книга юнгианского психолога Нэнси Катер «Комплекс Электры в психологии женщины» вышла в издательстве ЛЕНАНД в 2014 году.
Нэнси Катер «Комплекс Электры в психологии женщины» (ЛЕНАНД, 2014).
Комплекс Электры — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Комплекс Эле́ктры — понятие психоанализа, комплекс, проявляющийся у девочек в их отношении с отцом и матерью, аналог эдипова комплекса.
Согласно теории психоанализа, комплекс Электры заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и враждебности к матери и соперничестве с ней за внимание отца, и развивается в фаллической фазе развития. Комплекс назван по имени мифологической Электры, дочери микенского царя Агамемнона, отомстившей своей матери за убийство своего отца. Понятие было предложено Карлом Густавом Юнгом в 1913 году в работе «Опыт описания психоаналитической теории»[1]. Фрейд считал термин «комплекс Электры» подчёркивающим сходство в отношениях сын-мать и дочь-отец, и хотя считал теорию эдипова комплекса полностью приложимой только к мальчикам, вместе с тем предпочитал говорить об эдиповом комплексе у обоих полов и объявлял «комплекс Электры» бесполезным термином, возможно, из-за конфликта с Юнгом[2]. Многие психоаналитики считают термин устаревшим и предпочитают говорить о женской версии эдипова комплекса[3].
По Фрейду, первоначально девочка привязана к отцу и матери в равной степени, однако в дальнейшем она обнаруживает отсутствие у себя пениса. Это открытие является решающим в развитии женской сексуальности. На первом этапе «зависть к пенису»[en] вызывает у неё сексуальное влечение к отцу, а также желание забеременеть от него. В то же время она становится более враждебной по отношению к матери, обвиняя её в своей «неполноценности»[4].
По Фрейду, из-за отсутствия страха кастрации[en], девочки меньше страдают от невыполнимости своих желаний обладать отцом и, соответственно, меньше нуждаются в решительном преодолении своего эдипова комплекса. В результате девочки могут оставаться в эдиповой ситуации неопределённо долгое время, а женское супер-эго остаётся менее развитым. В то же время стремление женщины к обладанию пенисом остаётся навсегда неудовлетворённым, обрекая её на чувство собственного несовершенства[5].
Эти взгляды Зигмунда Фрейда на развитие женской сексуальности оспаривались многими психоаналитиками[5].
- ↑ Комплекс Электры — статья из Иллюстрированного словаря «Психология» (с. 167) — И. М. Кондаков, М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003 — ISBN 5-93878-093-4
- ↑ Edward Erwin. Electra Complex // The Freud Encyclopedia: Theory, Therapy, and Culture. — New-York: Routledge, 2002. — С. 174.
- ↑ Clara Thompson; Milton Mazer; Earl Witenberg. An Outline Of Psychoanalysis Revised Edition // Modern Library, 1955. (стр. 616)
- ↑ Комплекс Электры Архивная копия от 19 мая 2014 на Wayback Machine // Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
- ↑ 1 2 Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдиме. Личность: теории, упражнения, эксперименты. (с. 38-40) // РОЗНАК, 2004
Комплекс Электры | Статья на Psysovet.ru
Потеря отца может стать не просто личной травмой для «папиной дочки». Переживая эту утрату, девочка (девушка, женщина), часто становится заложницей определенной модели поведения, именуемой комплексом Электры.С представительницами прекрасного пола, которые продолжают переживать потерю отца на протяжении всей своей жизни, мы сталкиваемся практически ежедневно. Это — девочки-подростки, для которых мечты об идеальных отношениях с мальчиками гораздо важнее отношений реальных. Это – дочери, невольно продолжающие бунт против матерей, хотя пора детства осталась далеко позади. Взрослые женщины, которые никак не могут состояться на профессиональном поприще. Все те, кто продолжает идеализировать образ давно утраченного родителя.
Проживание «мифа об Электре» характерно для многих девушек и женщин, чьи манеры поведения схожи с вышеперечисленными.
Для того, чтоб провести параллель, давайте обратимся к интерпретации самого мифа. Прежде всего, нас интересует история Электры, дочери Агамемнона, остро переживающей потерю обожаемого родителя. Предполагается, что уже в детстве девочка обожествляла отца. Идеализации этого образа способствовало и многолетние отсутствие Агамемнона подле дочери ввиду участия в Троянской войне. И когда Агамемнон погиб от руки Клитемнестры, этот воображаемый идеал навсегда запечатлелся в голове дочери, так и оставшись более надуманным, чем имеющим отношение к реальности.
В своем исследовании «Комплекс Электры в психологии женщины» психолог Нэнси Картер отмечает, что если поначалу в таком чувстве к потерянному отцу дочь находит успокоение, то с течением времени эта фантазия становится разрушительной, не давая женщине жить собственной жизнью и строить реальные отношения. У нее просто не достает решительности для того, чтобы следовать собственным путем.
Комплекс Электры заключает в себе не только совокупность внутренних противоречий, связанных с идеализацией образа отца. Это и проблемное восприятие собственного тела и сексуальности, вследствие сложных отношений с матерью.
Клитемнестра не разделяла горя дочери и старалась всячески обесценить образ погибшего Агамемнона. Подобными действиями, согласно толкованию Нэнси Картер, мать разрушает любые порывы дочери к творчеству и свободе, обесценивая ее как личность, разрушает ее связь с внутренним «Я» и женской сексуальностью.
В современном мире комплекс Электры – явление достаточно частое. Многие женщины и девушки, так и не разрешив своих отношений с отцом, так и остаются в юности. Они не могут реализовать себя во внешнем мире, постоянно ожидая, что некто более сильный и мудрый (брат либо отец) придет и решит все их проблемы. Зачастую такие женщины имеют завышенное самомнение («папина принцесса»).
Утрата мужа и отца (причиной может быть смерть или развод) травмирует, как дочь, так и мать, но переживают эту потерю они по-разному. Дочь продолжает обожать своего дорогого родителя, мать, наоборот, может испытывать негативные чувства к бывшему супругу либо просто пытаться подавить любовь к нему. Таким образом, в отношениях матери и дочери возникают противоречия, мать закрывается от чувств дочери. «Подлить масла в огонь», в значительной мере, способны и взаимоотношенияматери с другим мужчиной, которые дочь станет воспринимать, как предательство.
Ощущение абсолютного одиночества способно спровоцировать уход девушки в иллюзорныйвнутренний мир, полный героев-мужчин. В дальнейшем подобная идеализация крайне негативно сказывается на ее сексуальных отношениях с противоположным полом. А нежелание девушки-электры делать карьеру может быть продиктовано не только подавленностью и депрессией, но также внутренним протестом против успешной и властной матери.
Женщина, узнавшая в описании Электры себя, должна понять, что настало время вырваться из ловушки мифа, обрести свободу и стать хозяйкой собственной жизни.
Для достижения поставленной задачи, необходимо выполнить несколько рекомендуемых Нэнси Картер задач:
- Попрощаться с отцом. Прежде всего, это значит признать, что чувства обиды и брошенности все же имеют место во всей этой истории. Отрицание обиды способно лишь отсрочить решение проблемы.
- Наладить связь со своей мужской сущностью (анимусом). Это значит признать за собой способность преодолевать препятствия, принимать решения, добиваться поставленных целей. Перестав проецировать все эти черты на окружающих мужчин, женщина высвободит ту часть своей психической энергии, которая необходима для поиска собственного жизненного пути.
- Восстановить связь с матерью. Девушке-Электре просто необходимо признать свое сходство с матерью, постараться разглядеть в ней положительные черты. Таким образом, Электра способна вернуть себе женственность. Образ позитивной матери заложен глубоко в нашем подсознании, существует множество способов для восстановления утраченных связей.
Нэнси Картер утверждает, что осознание наличия комплекса Электры поможет разобраться в глубинных процессах собственных переживаний и навсегда вырваться из ловушки мифа.