Оценка личности (ВВП) — Психологос
Во многих промышленно развитых странах широко используется объективная оценка индивидуальных различий, особенно различий в когнитивных и интеллектуальных способностях. В начальных школах детей часто распределяют по классам в зависимости от достигнутого ими успеха при прохождении тестов. Тесты на одаренность или способности являются частью процедуры поступления во многие колледжи и большинство профессиональных и высших учебных заведений. Кроме того, многие промышленные и правительственные агентства подбирают кадры, назначают и продвигают сотрудников по службе на основе данных тестирования.
Тесты для оценки интересов, склонностей и личных качеств также знакомы большинству из нас. Помогая учащимся выбрать профессию, консультанты смогут предложить лучший выбор, если им что-то известно об учащемся помимо его академической успеваемости. Отбирая кандидатов на высокие посты, наниматели часто хотят знать их стиль общения, способность справляться со стрессом и т. д. Какое лечение будет наиболее успешным для человека с эмоциональными нарушениями, или как помочь реабилитации освобожденного уголовника — для всего этого нужна объективная оценка индивидуальных различий. Помимо практических применений, эти методы оценки существенны для теории и исследований индивидуальных различий. Действительно, некоторые ученые, изучающие личность (см. главу 13), разработали методы оценки, отвечающие особенностям их подходов.
Оценка личности
Личность можно определить как отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением. Когда в повседневной жизни нас просят описать чью-либо личность, мы склонны пользоваться терминами, описывающими черты личности, — такими прилагательными, как умный, экстравертивный, добросовестный и т. д. Специалисты по психологии личности с давних времен пытались разработать формальные методы описания и измерения личности, систематизируя способы описания нами личностных черт, используемые в повседневной жизни. В частности, они пытаются выйти за пределы житейских понятий о чертах личности тремя путями. Во-первых, они стремятся сократить потенциальный набор терминов, обозначающих черты, до разумного небольшого набора, который охватывал бы все разнообразие человеческой личности. Во-вторых, они пытаются убедиться, что их методы измерения характеристик личности надежны и валидны. Наконец, в-третьих, они проводят эмпирические исследования, чтобы вскрыть связи между различными чертами личности, а также между личностными характеристиками и конкретными видами поведения.
Чтобы составить исчерпывающий, но разумный перечень личностных качеств, можно заглянуть в словарь. Ведь в процессе своей эволюции язык кодирует большинство, если не все, важных различий между индивидами, имеющих значение в повседневной жизни. Язык воплощает опыт, накопленный культурой, и полный словарь является письменным отражением этого опыта. В 30-х годах два специалиста по психологии личности действительно предприняли такую попытку и прошлись по полному словарю. Они отыскали примерно 18 000 слов, обозначающих особенности поведения, — почти 5% английской лексики. Затем они сократили этот список до примерно 4500 терминов, отбросив неясные слова и синонимы. Наконец, они разделили этот список на психологически значимые подмножества (Allport & Odbert, 1936).
Рис. 12.1. Личностные факторы по Айзенку. На рисунке показаны два основных фактора, выявленных Айзенком и другими в исследованиях взаимокорреляции личностных черт путем факторного анализа. Ось «устойчивый-неустойчивый» отражает фактор нейротизма; ось «интроверт-экстраверт» отражает фактор экстраверсии. Другие расположенные по кругу термины показывают отношение других личностных качеств к этим двум факторам (по: Eysenck & Rachman, 1965).
Впоследствии ученые использовали эти термины для получения личностных оценок индивида. Сверстников, хорошо знающих индивида, просили оценить его по определенному признаку методом шкалирования. Оценивающего могли попросить, например, оценить человека по признаку дружественности, используя 7-балльную шкалу в диапазоне от «вовсе не дружественный» до «очень дружественный». Часто такие шкалы помечались двумя точками, означающими противоположные черты, например «властный-покорный» или «добросовестный-ненадежный». Индивидов могли также просить оценить по этим шкалам самих себя.
Например, Рэймонд Кеттелл (Cattell, 1966,1957) вначале сократил список Олпорта-Одберта до менее чем 200 терминов и затем получил оценки сверстников и самооценки. После этого он применил метод факторного анализа, описанный нами выше, чтобы определить, сколько личностных факторов позволяют описать полученную картину корреляций между оценками. Его анализ дал 16 факторов. Сходную процедуру использовал британский психолог Ганс Айзенк, получивший два личностных фактора: интроверсию-экстраверсию (параметр, впервые введенный психоаналитиком Карлом Юнгом) и эмоциональную устойчивость-неустойчивость, которую он назвал нейротизмом (Eysenck, 1953). (Айзенк предложил также третий параметр, но он не настолько принят и исследован, как другие два [Eysenck & Eysenck, 1976]). Интроверсия-экстраверсия означает то, насколько человек в основном ориентирован внутрь, на самого себя, или — наружу, на внешний мир. На интроверсивном полюсе этой шкалы находятся индивиды, которые застенчивы и предпочитают работать в одиночку; они склонны уходить в себя, особенно во время эмоционального стресса или конфликта. На экстравертивном полюсе находятся индивиды, которые общительны и предпочитают род занятий, позволяющий им непосредственно работать с другими людьми; во время стресса они ищут компанию. Нейротизм (устойчивость-неустойчивость) — это параметр эмоциональности, на нейротическом, или неустойчивом, полюсе которого находятся индивиды угрюмые, тревожные, темпераментные и плохо приспособленные, а на другом, стабильном, полюсе — спокойные, хорошо приспособленные индивиды. На рис. 12.1 показано, как из этих двух параметров образуется ряд подпризнаков, связанных с этими факторами.
Личностные опросники
В большинстве личностных тестов индивида на самом деле не просят непосредственно оценивать себя по личностным параметрам. Вместо этого ему задают ряд вопросов о том, как он реагирует на те или иные ситуации. Его, например, могут попросить указать, насколько он согласен или не согласен с утверждением: «Я часто пробую новую и импортную еду» или: «Мне действительно нравится большинство людей, которых я встречаю». Такие опросники — их называют личностными опросниками — похожи на структурированные интервью тем, что в них каждому человеку задают одни и те же вопросы, а ответы обычно даются в виде, удобном для вычислений, часто с обработкой на компьютере. Каждый пункт личностного опросника составлен так, чтобы являться примером определенной черты личности, а подмножества показателей для близких по содержанию пунктов суммируются для получения оценки по каждому шкалируемому признаку. Например, пункт «Я часто пробую новую и импортную еду» относится к шкале «Открытость опыту», которая входит в один из опросников, разработанных для измерения «большой пятерки»; пункт «Мне действительно нравится большинство людей, которых я встречаю» относится к шкале «Экстравертность».
Пункты большинства личностных опросников вначале составляются согласно теоретическим взглядам разработчика на каждую черту личности, а затем в окончательном опроснике их оставляют или отбрасывают в зависимости от того, коррелируют они или не коррелируют с другими пунктами для той же шкалы. Часто в предварительный вариант опросника, направляемый многим людям, помещают множество пробных пунктов. Затем ответы индивидов подвергают факторному анализу с тем, чтобы определить, какие подмножества пунктов взаимокоррелируют и действительно ли эти подмножества относятся к той шкале, для которой они были первоначально разработаны.
Таблица 12.4. Пять личностных факторов
В таблице приведены 5 личностных факторов, надежно появляющихся при факторном анализе данных, получаемых при самых разнообразных методах оценки. Пары прилагательных служат примерами шкал, характеризующих каждый фактор (по: McCrae & Costa, 1987).
Q-классификация
Есть один особый метод измерения личностных качеств, называемый Q-классификацией (Q-sort; буква Q в названии выбрана произвольно и ничего не означает). В этом методе оценивающий, или сортировщик, составляет описание личности индивида путем сортировки примерно 100 карт по кучкам. Каждая карта содержит утверждение о личности (например: «Имеет широкий круг интересов» или «Он сам себе враг»). Оценивающий сортирует карты на 9 кучек, помещая те карты, которые менее всего относятся к индивиду, в кучку 1 слева, а те, которые характеризуют его лучше всего, — в кучку 9 справа. Другие карты распределяются по промежуточным кучкам, причем те, которые и характерны, и не характерны, откладываются в среднюю кучку (кучку 5). Таким образом, каждому утверждению Q присваивается число в диапазоне от 1 до причем большее число означает, что это утверждение более характерно для данного человека. (В некоторых Q-классификациях используется меньше или больше 9 кучек, но принцип тот же.)
На первый взгляд кажется, что здесь нет отличий от процедуры, в которой оценивающий ранжирует набор личностных качеств по 9-балльной шкале. И в самом деле, по желанию исследователя такое ранжирование можно применить. Но есть важное различие. При заполнении оценочных шкал оценивающий неявно сравнивает данного индивида с другими (например, оценка «очень дружественный» означает, что данный индивид является очень дружественным в сравнении с другими индивидами). При проведении же Q-классификации оценивающий явным образом сравнивает каждое качество с другими качествами того же индивида (например, помещение карточки «дружественный» в кучку 9 означает, что по сравнению с другими качествами дружественность выделяется как особенно характерная для данного индивида).
Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI)
Совершенно иной метод построения тестов, называемый методом привязки к критерию, был использован в разработке наиболее популярного из всех опросников личности — Миннесотского многопрофильного опросника личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI). Первоначально тест MMPI разрабатывался как вариант психиатрического интервью бланкового типа (Hathaway & McKinley, 1943). Он содержит более 550 утверждений, касающихся склонностей, эмоциональных реакций, физических и психических симптомов и переживаний. На каждое утверждение испытуемый отвечает «верно», «неверно» или «не знаю». См.→
Новейшие теории интеллекта
- Теория множественного интеллекта Гарднера
- Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
- Триархическая теория Стернберга
- Биоэкологическая теория Цеси
…Основная идея нового подхода состоит в том, чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами интеллектуальной деятельности. См.→
Теория и практика психологической оценки личности
Изучение личностных особенностей с применением методов психологической диагностики в последние годы приобрело особую актуальность и стало повседневной необходимостью в разных сферах прикладной психологии, связанной с вопросами профессионального и кадрового отбора, при разработке мер по предупреждению преступности, в борьбе таким распространившимся злом как наркомания и алкоголизм и т. д.
Психодиагностика представляет собой наиболее формализованный объективный метод изучения индивидуально-личностных свойств. Ее применение, в том числе в виде компьютерных версий, оказывает значительную помощь практическим психологам множества организаций. Однако неразборчивое применение тестов, не адаптированных к отечественным условиям, обладающих низкой валидностью, не объединенных общей теоретической концепцией может принести вред. Применяя психодиагностические методики, исследователь должен иметь представление об изучаемом объекте, то есть опираться на определенную концептуальную модель личности.
Долгое время отговоркой в этих случаях служило отсутствие общепринятого концептуального подхода не только в методологии психодиагностического исследования, но и в расшифровке самого понятия «личность».
Теория деятельности, являясь фундаментальным учением в сфере общей психологии, не дает ключа к пониманию проблем и индивидуально-личностных свойств конкретного человека. На базе многолетних исследований, сопряженных как с адаптацией известных зарубежных тестов, так и с созданием собственных оригинальных методик, нами разработана методология психодиагностического исследования. Ее основой является парадигма преемственности разных уровней поэтапного развития и формирования личности и целостное понимание личности как единства биологического, психологического и социального факторов (Амосов П.К., Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л.,).
Теория ведущих тенденций — концепция целостного подхода к личности как единства биологического, психологического и социального факторов. С этих позиций формирование личности тесно связано с врожденными индивидными свойствами. На основании данного подхода разработана индивидуально-личностная типологии. Каждое типологическое свойство представляет собой одну из базовых тенденций, которая пронизывает психологическую сущность человека от генетической предиспозиции — через конституциональные особенности и характер до уровня сформированной личности.
Ведущая тенденция — это понятие более емкое и динамичное, чем «черта», «свойство», «состояние»: оно их всех объединяет и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях личностной организации. Ведущая тенденция является сквозной, стержневой характеристикой, формируя индивидуальный стиль мотивационной и эмоциональной сферы, познавательной деятельности и межличностного поведения.
Психодиагностическую модель целостной личности, схематически можно представить как дерево — «древо личности». Корни этого древа уходят в почву, символизирующую собой некое генетическое наследство, и служат построению врожденных свойств, формирующих темперамент человека. Основная часть ствола древа личности символизирует характер, который формируется в процессе взаимодействия врожденных особенностей с воспитывающим влиянием окружающей среды.
В сложной структуре характерологических свойств параллельно развиваются эмоциональные особенности, мотивация, тип мышления и стиль межличностного общения. Крона древа личности охватывает сферу интересов, профессиональной и социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Личность не пассивно впитывает культурно-исторические ценности своего социума: чаще всего неосознанно индивид избирательно тянется к одним явлениями жизни (к людям, сферам интересов, видам деятельности) и отталкивается от других, что и обрисовывает его индивидуальность.
Изучение ранее созданных типологий (Э.Кречмер, К.Шнайдер, Г. Айзенк, У.Шелдон) обнаружило ряд методологических ошибок и категориальную нечеткость.
Предлагаемая нами типология индивидуально-личностных свойств представлена восемью основными тенденциями. Среди них традиционны интроверсия и экстраверсия, новыми являются противопоставленные друг другу в ортогональной схеме такие полярные свойства как тревожность (нерешительность, интрапунитивность) — агрессивность (стеничность, экстрапунити-вность), сензитивность (чувствительность и податливость средовым воздействиям) — спонтанность (непосредственность поведения и противодействие влиянию окружающей среды), лабильность (изменчивость, гибкость) — ригидность (устойчивость, инертность).
Производными от них являются разные варианты стиля межличностного поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных свойств (зависимость, лидерство, конформность, неконформность, компромиссность, конфликтность, коммуникативность, индивиду-алистичность). (см. Рис. 1)
Многомерная психодиагностическая модель индивидуально-личностного конструкта представлена тремя векторами. Первый вектор предусматривает вертикальный многоуровневый подход, позволяющий оценить разные уровни личностной организации — бессознательное «Я», осознаваемый образ «Я», декларативное (субъективное) актуальное и идеальное «Я», а также силу и направленность социальной активности, опирающуюся на субъективную избирательность.
Второй вектор имеет горизонтальную направленность и параллельно изучает мотивацию, эмоции, стиль межличностного общения и познавательные способности через призму ведущей тенденции как базовой характеристики. При этом центральную позицию занимают показатели нормативного разброса, а к периферии стремятся акцентированные типологические свойства.
Третий вектор направлен на изучение динамических аспектов, то есть, изменчивости индивидуально-личностных характеристик под влиянием ситуации, в стрессе, при эмоциональной напряженности, с обращением особого внимания на индивидуально очерченный диапазон изменчивости. В роли интегрирующего фактора выступает осознанное «Я», которое реализуется через самосознание, самооценку и саморегуляцию.
Многолетнее исследование разных по профессиональной занятости и по степени социально-психологической адаптированности лиц (более 8000) разного пола и возраста показало, что наиболее эффективной, всесторонне охватывающей многогранность личности оказалась батарея тестов, включающая в себя следующие методики:
1. Индивидуально-типологический опросник ИТО, выявляющий ведущие тенденции в норме и при акцентуации личностных черт.
2. Метод диагностики межличностных отношений ДМО, модифицированный тест Лири), позволяющий выявить субъективную оценку актуального и идеального «Я» человека, и его отношение к окружению.
3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (ММРI), направленный на изучение внутренней картины «Я», с готовыми профессиональными рекомендациями.
4. Глубинный проективный тест — Метод портретных выборов (модифицированный тест восьми влечений Сонди), выявляющий мотивационно-влеченческие аспекты личности.
5. Метод цветовых выборов МЦВ, адаптированный тест Люшера, направленный на изучение бессознательных аспектов личности.
6. Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), определяющий степень выраженности и направленность агрессии, сферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида.
7. Рисованный апперцептивный тест РАТ, раскрывающий наличие конфликта и сферу его проявления.
8. Мотивационный тест Хекхаузена, оценивающий пропорциональное соотношение мотивации достижения успеха и избегания неудачи.
В ряде случаев требуется применение интеллектуальных тестов:
9. Шкала измерения интеллекта Векслера, позволяющая оценить разные аспекты познавательной деятельности и уровень интеллекта.
10. Интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла, направленный на изучение интуитивного типа мышления.
11. Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.
Применение рекомендуемого набора проверенных и информативных психодиагностических тестов показывает, что норма не является нулевой характеристикой отсчета, безликой усредненностью, а представлена широким коридором индивидуально-личностного многообразия, требующего дифференцированного подхода.
Опыт показал, что предлагаемая батарея психодиагностических тестов позволяет выделить четкие критерии пригодности к разным видам профессиональной и управленческой деятельности, выявляет степень социально-психологической адаптированности и устойчивости к стрессу, дает возможность оценить уровень агрессивности, склонность к злоупотреблению наркотиками или алкоголем и многие другие свойства личности, требующие психологической коррекции или социально-превентивных мер.
Сравнительный анализ данных включенных в тестовую батарею методик наглядно показывает, как феноменологически близкие показатели, отражающие соотношения ведущих тенденций, уравновешивают друг друга, когда мы имеем дело с гармоничной личностью, а также как выявляются заостренные черты у акцентуированных и психопатических личностей и у лиц, находящихся в состоянии выраженной эмоциональной напряженности или патологического развития. Исследование позволяет провести грань между преходящими, быстро нормализующимися реакциями и другими, более устойчивыми формами пограничных психических нарушений.
Рассогласованность показателей результатов исследований, апеллирующих к разным уровням личностной организации, информируют психолога о личностной дисгармонии, о плохом самопонимании, о внутренних противоречиях эмоционально незрелой личности с низким уровнем самосознания.
Разработанная модель психодиагностического исследования получила широкое применение в Центрах занятости населения в целях профориентации; она применяется удобный инструмент для кадрового отбора в охранных организациях, с ее помощью успешно реализуется индивидуализация процесса обучения в школах.
Своевременно проведённое психодиагностическое исследование служит фундаментом для разработки индивидуализированных мер психологической и педагогической коррекции поведения «трудных» подростков. Практические психологи используют приведенный выше психодиагностический инструмент при выявлении криминальных наклонностей, в наркологических центрах, в службе предупреждения суицидов, в масштабных исследованиях зон социальной напряженности, при изучении посттравматических состояний.
Опыт показывает, что описанная выше психодиагностическая модель исследования личности, опирающаяся на теорию ведущих тенденций и типологию индивидуально-личностных свойств, способствует сближению разных психологических школ, позволяя найти общие точки соприкосновения и взаимопонимания у психологов при использовании психологических тестов в разных сферах их применения.
Ведущ. научн. сотр. ГНЦССП им. В. П. Сербского,
доктор психол. наук Л. Н. Собчик
это в психологии особый раздел, функции, значение
Самооценка — это в психологии представление индивида о степени важности своей личности для других людей, с учетом вида деятельности и социального статуса. Дается оценка собственным способностям, качествам, достоинствам и недостаткам. Выражаться она может не только в виде каких-либо умозаключений, но и в открытой форме — как правило, во время разговора с близкими людьми или друзьями.
От самооценки личности зависит поведение человека, его поступки, отношение к коллегам по работе или начальству, требовательность, критичность восприятия собственных успехов и неудач, действий других людей.
Самооценка и ее функции
У самооценки разные виды и функции. Легче всего человеку оценить свои способности. Например, ему трудно ошибиться в оценке умения хорошо бегать или прыгать. Ведь нетрудно замерять длину или высоту совершенного прыжка, узнать, за сколько секунд можно пробежать стометровку. В психологии самооценка это важный показатель личностного развития. Но он иногда кардинально отличается от оценки индивидом своих способностей. Человек может быть хорошим профессионалом в своем деле, например, иметь высший разряд токаря, но совершенно не уметь при этом общаться с девушками.
Главным критерием оценивания в психологии считают систему смыслов и не смыслов субъекта.
Функции самооценки могут быть следующими:
- развивающая — стимулирует человека к дальнейшему совершенствованию и личностному развитию;
- мотивирующая — воодушевляет на совершение определенных поступков и действий для того, чтобы получить одобрительную самооценочную реакцию и способствовать развитию самоуважения;
- защитная — обеспечивает независимость и стабильность качеств личности;
- регуляторная — от нее зависит постановка целей и задач, выбор решений;
- сигнальная (отражающая) — позволяет человеку дать правильную оценку своим действиям, поступкам;
- адаптационная — позволяет человеку бесконфликтно входить в различные группы и коллективы, легко приспосабливаться к любым изменениям;
- корригирующая — в процессе работы или деятельности обеспечивает определенный уровень контроля;
- терминальная — вынуждает субъекта прекратить действия, если они вызывают у него недовольство;
- ретроспективная — дает возможность человеку оценить свою деятельность, находясь на последнем ее этапе;
- эмоциональная — позволяет индивиду получать удовлетворение от способностей и возможностей своей личности;
- прогностическая — производит настрой человека на работу и оценивает необходимый расход энергии, необходимый для ее выполнения.
Без адекватной самооценки человеку трудно определиться в жизни, выставить приоритеты, поставить перед собой реальные, достижимые цели.
Самооценка, это в психологии личности значит многое
Натаниэль Бранден, американский психотерапевт, придавал большое значение самооценке человека. Он утверждал, что это психологическая потребность человека. И если она остается неудовлетворенной, то появляются патологии — различные переживания и беспокойства, затруднения в отношениях с другими людьми. Он выразил свое мнение, что человек склонен чувствовать себя компетентным, знающим, чтобы справляться с разными проблемами и полагать, что он достоин счастья. Его самооценку могут поддерживать друзья и близкие, но она базируется, в основном, на внутренних установках.
Это так называемые шесть столпов самооценки, выраженные в следующих практиках:
- Практика осознания — человек должен понимать, когда и что он делает. Он должен относиться внимательно к своим мыслям и поступкам, быть честным по отношению к самому себе.
- Практика ответственности — отвечать не только за свои поступки, но и мысли. Всегда осознавать возможные последствия своего выбора, быть ответственным за него.
- Само-принятие. Эта практика позволяет примириться даже с самыми неприятными сторонами своей личности, не избегать их и не отрицать.
- Практика уверенности — человек может открыто демонстрировать свои истинные мысли и чувства. Он должен поступать так, как считает нужным, а не так как ему советуют поступить окружающие.
- Практика целеустремленности — иметь жизненные цели и желания. Стремиться к их выполнению. Жить в согласии со своими жизненными приоритетами.
- Личная целостность — стремление к согласованности всех предыдущих правил, их неукоснительное выполнение, для того чтобы сделать свою жизнь ярче и радостней.
Также особую важность для развития личности имеет способность давать своим действиям адекватную самооценку. Это возможность человека объективно оценивать себя, свои наклонности и способности. Понимать, насколько высоко его поступки оценивают другие люди, осознавать себя в реальном мире.
Успешные люди, занимающиеся любимым делом и имеющие большой круг друзей, как правило, всегда оценивают свои способности довольно высоко.
Они не только ставят перед собой вполне реальные цели, но и без особых трудностей достигают их. Эта самооценка в психологии рассматривается как стимул, который буквально подталкивает их вперед, к новым свершениям.
Здоровая самооценка и любовь к себе — видео
Оценочная зависимость, зависимость от оценок
Фильм «Назад в будущее 2»
Если вы не умеете пропускать мимо себя оценочные высказывания глупых людей, вы сами начинаете вести себя глупо.
скачать видео
«Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца» — Александр Сергеевич Пушкин имел в виду эту ситуацию.
Глухота к оценкам окружающим — такая же ошибка, как и полное им подчинение. Человек, полностью игнорирующий оценки окружающих, то ли не способный, то ли не желающий их слышать — полностью автономен, но одновременно и изолирован от общества. Восхищенный взгляд мужчины радует привлекательную женщину, а неодобрительный взгляд отца заставляет задуматься ребенка: «Правильно ли я поступил?» — Оценки бывают нужными, радостными и полезными.
Уметь себя адекватно оценивать — важно. Интерес и внимательность к тому, как нас воспринимают и оценивают окружающие — замечательное качество, обязательная часть воспитанности. А вот оценочная зависимость (термин «оценочная зависимость» был сформулирован Владимиром Леви), зависимость человека от положительных или отрицательных оценок окружающих — большая неприятность. Если человек теряет авторскую позицию, стараясь угодить всем окружающим без разбора, его жизнь теряет разумную направленность, а сам человек легко может вестись на манипуляции или превратиться в невротика.
Действительно, как себя вести, если муж от тебя хочет одного, мама другого, а ребенок третьего, и все тебя оценивают? Жизнь в постоянной оглядке на других — жизнь неуютная.
Впрочем, оценочная зависимость иногда необходима. Для воспитательного процесса некоторый уровень оценочной зависимости ребенка от родителей и других старших есть благо. В руках разумного воспитателя оценочную зависимость можно использовать, чтобы сформировать у ребенка полезные для жизни установки, взгляды и привычки.
Если же вы взрослый человек (будьте внимательны, не все люди старше шестнадцати лет — взрослые люди!), вы уже можете полагаться на свой разум и ставить себе оценки самостоятельно. Или не ставить их вовсе, если в данной ситуации у вас другие планы. Взрослому и разумному человеку оценочная зависимость скорее вредна, плохо сказываясь на здоровье и лишая человека самостоятельности. Вместо оценочной зависимости взрослому человеку полезно развивать в себе внимательность к оценкам окружающих, чтобы их своевременно учитывать при необходимости, влиять на них или игнорировать их, когда они неактуальны.
Как уменьшать оценочную зависимость?
Есть два пути. Первый — собственно уменьшать зависимость от оценок. Здесь помогут упражнения «Нестандартный поступок» и в целом тема Отстройка от внешнего контроля. Второй — развивать в себе умение выбирать, на какие оценки реагировать стоит, а на какие нет. См. Развитие уверенности в себе