Основная задача психологии это: Основная задача психологии как науки, миссии психологии – Задачи психологии теоретические и практические, связь с науками

Автор: | 05.10.2018

Содержание

Задачи психологии теоретические и практические, связь с науками

Самые важные задачи психологии — планомерное изучение различных психологических свойств личности и специфики деятельности индивида, связанных с психическими процессами. Выведение, на основании этого, объективных закономерностей. К этим целям должна стремиться общая психология. Она исследует функциональные возможности психики и мозга, связанные с субъективным отражением и восприятием объективного мира. Современные исследования отличаются многообразием подходов к психическим явлениям и становлением прикладных областей с выраженным практическим направлением.задачи психологии

Но кроме основной задачи психологии — масштабного изучения законов, которым подчиняется психическая деятельность человека, перед наукой стоят и другие:

  1. Исследование психических процессов, особенно их качественных и структурных особенностей, в свете отражения объективной реальности.
  2. Оценка текущих психических явлений, их свойств и развития. А также взаимосвязь с поведением человека и его деятельностью, обусловленными реальными условиями жизни.
  3. Детальное изучение действующих механизмов, которые являются основой всех протекающих психических процессов. Овладение практическими средствами, позволяющими их формировать и развивать.

Общую психологию можно назвать базовой или основополагающей наукой. Она раскрывает закономерности человеческой психики и сознания, исходя из основных положений диалектического материализма — первичности материального мира и вторичности идеального (мыслимого или субъективного).

Практические задачи психологии как науки

практические задачи психологииНа всем протяжении истории человеческой цивилизации, психологию и ее направления понимали по-разному. Особенно это касается познавательных процессов и определения их закономерностей, а также мыслительных способностей, системы ценностей, памяти, воображения.

Наука рассматривает не только подходы к теоретическим задачам психологии. Она рассматривает целый ряд практических задач, например таких как:

  • понимание сущности особенностей поведения человека, его психической жизни и других проявлений психики, взаимосвязанных и взаимообусловленных;
  • умение управлять психическими процессами и явлениями;
  • научиться использовать полученные во время наблюдения данные, для того, чтобы качественно повысить эффективность отдельных практических направлений психологии;
  • предоставлять теоретическую часть для различных видов психологических служб.

Конечная цель психологии — найти практическое применение всех знаний, полученных опытным путем, с помощью наблюдений или других исследовательских методов.

Связь психологии с другими науками

связь психологии с другими науками

Лишь в середине XIX века психология смогла стать самостоятельной наукой и «размежевалась» с философией. Однако есть ряд современных научных проблем, которые по-прежнему рассматриваются ими совместно. Это такие вопросы, как определение цели жизни, основные моральные ценности, особенности мировоззрения. Одной из причин обращения психологов к философии является особенность предложенных ими гипотез. Которые не всегда могут быть проверены экспериментальным путем.

Много общего у задач психологии и социологии. Социальная психология предоставляет социологии эффективные методы изучения взаимоотношений между людьми и личностных качеств отдельных индивидов. В психологии также используют опросы и анкетирования, которые считаются традиционными социологическими способами исследований.

Связь многих отраслей медицины с психологией переоценить невозможно. Уже давно доказано, что психическое состояние оказывает заметное влияние на физическое. Но, в то же время, многие заболевания серьезно ухудшают состояние психики. Неврологию и психиатрию также нельзя рассматривать отдельно от психологии.психология как наука

Исследование психиатрами и неврологами заболеваний нервной системы, позволило им:

  • выявить особенности функционирования психики и ее структуры;
  • связать их со структурой и функциями нервной системы.

Психология является достаточно «терпимой» наукой. В ней не существует особых границ между научными или псевдонаучными знаниями, как нет и четкого разделения с парапсихологией или житейской психологией.

Задачи психологии — видео-лекция

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:

1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.

2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.

3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.

4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.

5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.

7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.

8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.

Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.

Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.

Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.

Предмет и задачи общей психологии

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

1.Предмет, задачи и особенности психологии как науки

Объектом психологии, как правило, являются носители тех явлений и про­цессов, которые она исследует.

Предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в кото­рой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с дру­гой — своеобразные объекты: личность, группа, деятельность и пове­дение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления ее иссле­дования и развития, а также те цели, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и явля­ется чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и эконо­мического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и про­явления психики и сознания человека.

Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающей дейст­вительности. Психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Из вышеприведенного определения видно, что психика присуща не только человеку, следовательно, в психологии всегда учитывается об­щность психики животных и человека. Психика многообразна в своих формах и проявлениях.

Психика человека, во-первых, включает в себя все сознатель­ное, т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представле­ния и воображение, память и мышление, чувства и переживания, об­щение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, кото­рый проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — выс­ший этап развития психики и продукт общественно-исторического раз­вития людей, результат их всестороннего совершенствования в процес­се труда.

Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознатель­ное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное представляет собой форму отражения действитель­ности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отра­жаемая реальность сливается с его переживаниями.

В то же время психологическая наука рассматривает каждого чело­века как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и кото­рая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетво­рение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосред­ственные поступки и действия.

Основной задачей психологии как науки является изучение объек­тивных закономерностей формирования, развития и проявления пси­хических явлений и процессов как отражения непосредственных воз­действий объективной действительности и взаимодействия людей.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и боль­шое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объектив­ными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе пси­хических явлений, поскольку без их знания невозможно правильПсихология и педагогика

но овладеть практическими средствами их формирования и раз­вития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и пред­ставлений психологической науки в практику жизни и деятельно­сти людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рацио­нализация процесса труда в различных видах деятельности лю­дей).

Основные задачи современной психологии | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Психология – является очень старой наукой. Её история протекает на многие тысячелетие, но как отдельный предмет она существует всего лишь сотню лет. Также, психология изучает множество субъективных явлений. Благодаря им, человек узнаёт и изучает окружающую среду. Это так называемые познавательные процессы.

Список познавательных процессов:

  1. воображение;
  2. ощущение;
  3. мышление;
  4. восприятие;
  5. память.

Важно! Предметом психологии называются факты психической жизни, процессы и механизмы человеческой психики, а также формирование личности человека как действующего субъекта.

Основные задачи современной психологии

Современная психология – это обширная область науки, изучающая психические явления жизнедеятельности.

Основной задачей психологии является изучение психических процессов путём открытия некоторых предметных связей, из-за которых психические процессы впервые появились и начали проявляться как объективные факты.

Современная психология изучает:

  • поведение человека;
  • явления души;
  • сознание;
  • приспособляемость к окружающей среде;
  • психические функции;
  • бессознательное.

На сегодняшний день, психологические процессы и явления очень активно изучаются. Область, которую изучает психология достаточно огромна и обширна. Некоторые из этих явлений достаточно хорошо изучены и исследованы, другие же области достаточно просто зафиксировать.

Основные задачи современной психологии

Список имён, которые внесли неоценимый вклад в психологию:

  • В.И. Овчаренко;
  • З. Фрейд;
  • А. Х. Маслоу;
  • М. Кляйн;
  • В. Э. Франкл;
  • А. Альфред;
  • Б. В. Зергайник;
  • А. П. Назаретян;
  • Л. С. Выготский.

Эти знаменитые фамилии внесли неоценимый вклад в развитие психологии и изучение психических процессов. Основным видом деятельности в их жизни, было изучать и развивать науку.

Цитата! Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придёт. А. Х. Маслоу.

Основные задачи современной психологии

Каковы основные задачи современной научной и социальной психологии:

  • понимать и различать сущность различных психологических процессов и явлений;
  • исследовать и управлять ими;
  • правильно применять полученные знания на практике в других различных отраслях;
  • преподносить правильную и достоверную теорию.

 

Большой интерес людей к психологии  и духовному развитию, связан с тем что в современно мире многие отрасли в жизни связаны или так или иначе, пересекаются, в экономике, политике и т. д.

Рабочие, которые заняты современным производством, стали намного больше и быстрей понимать свою деятельность, в основном как область. Тем самым работник понимает, что от него требуется управления собой и другими людьми.

Основные задачи современной психологии

Такая установка на западе стала картой для бизнесменов, менеджеров и специалистов.

Изучение процессов в психологии помогает двигаться человечеству вперёд в различных других отраслях жизни. С помощью психологии можно изучить психологию человека, животного их поведения, ставя их в определённые условия.

Также, изучение психики человека, помогает улучшить систему образования и обучения специалистов, что отлично влияет на будущее и качество жизни.

Задачи психологии

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

  • научиться управлять ими;

  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

  • быть теоретической основой практики психологической службы (7).

Важнейшая задача психологической науки — раскрытие психо­логических закономерностей формирования человека как личности.

Формы сотрудничества:

А) Научный и житейский психолог совпадают в одном лице

Б) Житейское знание – основа для научных понятий и методов

В) Научное знание становится средством для понимания людьми своих житейских проблем.

Основные методологические принципы научной психологии

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как — особой формы жизнедеятельности.

Выделяют два типа методологических проблем:

1. Собственно-методологические (проблема предмета психологии).

2. Содержательно-методологические:

• Проблемы личности;

• Проблемы мышления:

• Проблемы деятельности;

• Проблема средств.

1) Проблема соотношения биологического и социального

2) Проблема соотношения обучения и развития

3) Проблема развития знаковых функций сознания

4) Проблема ведущей деятельности

5) Проблема предмета психологии

6) Проблема личности

7) Проблема мышления (Чужой реферат)

Основные методологические принципы психологии:

  • признание детерминированности (причинной обусловленности) пси­хических явлений материальной действительностью;

  • генетический подход к психическим явлениям — исследование их в раз­витии;

  • признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

  • изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и cо­циальных факторов.

Современная научная психология исходит из принципа психофизио­логического единства сохраняя свое качественное своеобразие, психи­ка имеет материальную, нейрофизиологическую основу.

Но отражение мира в психике выходит за пределы явлений, происходя­щих в структурах мозга. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизне­деятельности. Психическая деятельность — не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром на социально-куль­турной основе. С переходом от биологической к общественно-исторической форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историческим опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная чело­веческая знаковая система — речь. Сознание человека, его психика становятся не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом (9).

Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного по­знания, а также о способах установления степени достаточ­ной обоснованности и верифицированности знаний, полу­чаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания со­временной научной психологии, часто собственно методо­логические проблемы смешиваются с проблемами теорети­ческими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разво­дить.

Методологические проблемы психологии, как правило, свя­зываются с поиском ответов на два центральных для психо­логии вопроса:

• Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика?

• Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психиче­ских явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психо­логических теорий, направленных на объяснение опреде­ленной группы психических явлений, и с ответами на вопро­сы:

• Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?

• Какие закономерные, причинно-следственные связи ле­жат в основе формирования, развития психических явле­ний?

Методические проблемы связаны с планированием, орга­низацией и анализом конкретных способов получения но­вых научных результатов, с ответами на вопросы:

• Какие существуют конкретные способы (методы) получе­ния новых научных данных?

• Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов научных знаний: общефилософский, общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориенти­ровки определяется теми философскими позициями, кото­рые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых фило­софских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые резуль­таты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в ана­лизе научных знаний в рамках каждой конкретной науки (8).

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологии

Вопросы:

1.Предмет психологии и ее основные задачи.

2.Связь психологии с другими отраслями научных знаний.

3.Общая методология психологии и ее основные принципы.

Литература:

Основная – 8,с.5-85;18,с.5-28;13,с.5-44.

Дополнительная – 1,9,17,21,27,30,31.

1. Предмет психологии и ее основные задачи

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, о том, что часто называют его душевной жизнью.

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, интимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях, поступках).

Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика; logos — знание, осмысление, изучение. Следовательно, в буквальном значении «психология» — это знание о психике, наука, изучающая ее.

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, в науку оно было введено в ХУIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также животным) для активной деятельности и управления своим поведением.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Объектом исследования в психологии является человек (люди), а предметом – явления, закономерности и механизмы психики.

7

Слово «психология» имеет и другое значение, которое является даже наиболее распространенным. Оно используется для обозначения психической, «душевной» жизни, представляющей собой особую реальность. Если свойства психики обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного человека. При этом психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера и др.

Людей всегда интересовали проявления их внутренней жизни, и они пытались дать этому объяснение, поэтому история психологического знания достаточно длительна. В ней можно выделить несколько основных этапов, которым соответствовали определенные представления о предмете психологии:

1-й этап – психология как наука о душе, когда (более 2-х тысяч лет назад) мыслители того времени все непонятные явления пытались объяснить наличием души. Например, Аристотель выделял растительную, животную и разумную душу, материалист Демокрит считал, что душа состоит из особых более тонких чем физические тела атомов, идеалист Платон считал, что душа идеальна и не имеет ничего общего с материей.

2-й этап (начался с ХУII в.) – психология как наука о сознании. При этом под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Виднейшими представителями этого этапа были западноевропейские ученые Р. Де-

карт, Д. Локк и др.

3-й этап ( начался в ХХ в.) – психология как наука о поведении. При этом задачей психологии является наблюдение за тем, что можно увидеть, т.е. поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, при этом не учитывались. Основоположниками данного этапа были американские уче-

ные Д. Уотсон, Э. Торндайк и др.

4-й этап ( современный) – психология как наука, изучающая факты (явления), закономерности и механизмы психики, основывающаяся на базе материалистического взгляда на мир.

Особенности психологии как науки состоят в том, что она изучает самый сложный предмет – свойство высокоорганизованной материи, называемое психикой, при этом мысль как бы совершает поворот на себя( в психологии сливаются объект и субъект познания), кроме того, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как позволяет:

а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и

всем своим поведением; в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем:

• житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;

8

•житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные – более рационально, осознанно и целенаправленно;

•житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные возможности для передачи информации, так как житейский опыт — конкретный и интуитивный;

•научная психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии;

•в научной психологии в отличие от житейской используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знаний.

Основные задачи психологии – это:

1)качественное изучение психических явлений;

2)анализ формирования и развития психических явлений;

3)изучение физиологических механизмов психических явлений;

4)содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

История развития психологии как самостоятельной науки представляет собой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тесно связанной с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, индивидуальность, деятельность и др.

Эти отдельные проекции целостной психологии человека использовались в качестве базовых категорий, на основе которых оформлялись отдельные научные школы и направления. При этом каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического создавала собственное представление о человеке.

Важнейшими из таких направлений являются следующие:

бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой категорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакциям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому наблюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рассматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воздействия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б.

Скиннер.

психоанализ (фрейдизм), – при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данного направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод

9

психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д.

гештальтпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура)

– одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер,

К Коффка.

гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценно-

стям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

Вцелом, исследования, проводимые в рамках названных школ и направлений, внесли большой вклад в науку и позволили лучше понять природу психики. В то же время односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.

Внастоящее время особенностью психологической науки является то, что многочисленные научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психика человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на передний план, изучаются основательно и детально; другие – либо вовсе не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Сложившаяся ситуация создает значительные трудности в изучении, использовании и приведении в единую систему знаний, полученных различными научными школами и направлениями. Следует заметить, что это не вина психологии, а ее беда, которая обусловлена исключительной сложностью предмета ее исследования – психики человека.

2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний

Современная психология занимает особое место в системе научного знания, она находится на стыке ряда наук и занимает промежуточное положение между общественными науками с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Тем не менее близость к этим наукам и даже наличие многих совместно разрабатываемых отраслей ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и пути изучения этого предмета. В центре внимания психологии всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение

10

только тогда, когда они служат человеку, когда они возникают и развиваются как человеческая теория и практика.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, связанных с различными областями практики. Классифицировать эти многочисленные отрасли можно по-разному, например, по тому, как участвует и развивается психика в деятельности. Данный подход позволяет выделить три основания для классификации: 1) участие психики в обеспечении конкретных видов деятельности; 2) психологические аспекты развития человека; 3) отношение человека к обществу.

По первому основанию можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профессионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки. К ним относятся: инженерная психология, изучающая процессы информационного взаимодействия в системах «человек-машина»; авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации, социальной изоляции, нервнопсихического напряжения при чрезмерных перегрузках организма и т.д.

Педагогическая психология занимается проблемами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений

инавыков. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология ученического коллектива, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми

ит.д.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую связь психических явления с физиологическими структурами мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье людей.

Юридическая психология исследует психологические проблемы, связанные с реализацией правовой системы государства. Она подразделяется на судебную психологию, изучающую психологические особенности поведения участников уголовного процесса; криминальную психологию, исследующую психологические особенности личности преступника; исправительно-трудовую

11

психологию, изучающую психологические проблемы и особенности заключенных, отбывающих наказания.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, вопросы их подготовки, проблемы организации и проведения соревнований.

Психология торговли изучает психологические условия и проблемы рекламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направлений моды.

Психология управления изучает психологические факторы, определяющие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологического климата.

Психология научного творчества исследует особенности творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).

Психология художественного творчества исследует психологические условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.

Классификация отраслей психологии по второму основанию (принципу развития) позволяет выделить ряд других ее ветвей.

Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Психология аномального развития или специальная психология изучает особенности развития психики при различных отклонениях. Она подразделяется на патопсихологию, исследующую отклонения развития психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую патологии психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию, связанную с проблемами формирования психики ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию, занимающуюся проблемами психологии слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает характер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнительной психологии является зоопсихология, изучающая психику животных и этология, исследующая врожденные механизмы поведения животных.

Психофизиология изучает физиологические основы, закономерности и механизмы организации психики и сознания.

Дифференциальная психология исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми.

12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *