Тема 1.2. Основные направления и школы в социальной психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 25Следующая ⇒
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует отметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета.
В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.
Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм,или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционалиизма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства, и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.
Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации — приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем.
Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат.
Бихевиоризм,позднее необихевиоризм,— поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Поведение — это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул — реакция. Причем реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономерности поведения человека в обществе выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования.
Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма сталапроблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.
Разработка психоаналитического направленияв психологии связана прежде всего с именем 3. Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и ее поведении.
Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то, что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.
Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. 3. Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, в ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.
Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, снизанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда — К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления:
1) проблему конфликта человека и общества, проявляющуюся в столкновении влечений человека с социальными запретами;
2) проблему источников социальной активности личности.
В психоанализе основным источником активности выступает
стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей.
В рамках гуманистической психологии(Г. Олпорт, А. Маслоу, К Роджерс и др.) исследуется проблема человека как полноценно развивающейся личности, которая стремится реализовать свои возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.
В когнитивной психологиизаметно стремление объяснить социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Собственно, ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма являетсяпроблема принятия решения человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитивная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.
Интеракционизм,позднее символический интеракционизм,
В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире. При изучении конкретных фактов действительности следует опираться на разнообразные психологические школы, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой интегративный подход имеет смысл в большинстве исследований. В то же время есть явления, которые можно изучить с учетом только одной-двух психологических школ.
Вопросы для закрепления:
1) Назовите основные теоретические проблемы психоанализа и бихевиоризма.
2) Центральные проблемы интеракционизма и функционализма.
3) Особенности когнитивного и гуманистического направления в социальной психологии.
Литература:[3], [5], [7], [9], [38].
Характеристика основных школ и направлений психологии
метки: Наука, Сознание, Начало, Развитие, Бихевиоризм, Материя, Существовать, ПсихикаНовосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра социально-экономического развития общества
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ
Выполнила: студентка 811 группы Тарасова Валентина
Проверила: Марусова Е.В.
Новосибирск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
§ 1. Бихевиоризм как наука о поведении. 3
§ 2. Психоанализ как учение о бессознательной психике. 3
§ 3. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений3
§ 4. Гуманистическая психология. 3
§ 5. Трансперсональная психология. 3
§ 6. Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 3
ВВЕДЕНИЕ
Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2500 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться еще позже — на рубеже XIX и XX вв.
Зарождение психологии во многом связано с развитием философии, существованием двух во многом противоположных школ — идеалистической и материалистической. Наиболее ярким представителем идеализма считается Платон (427—347гг. до н. э.).
В основу было положено утверждение, что дух, сознание являются первичным началом всего существующего. Природа, материя — это производное, вторичное от идей, духа, сознания. Идеализма придерживались и дуалисты. В соответствии с данным учением существует два начала: материя и дух. С их точки зрения, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует само по себе. Сознание и психика трактовались’ как самостоятельное начало, не связанное с материей и не зависящее от нее.
8 стр., 3989 слов
Психология как наука о сознании
… половины XIX в…………………………………..13 Заключение…………………………………………………….……………..13 Список используемой литературы………………………………………..14 ВВЕДЕНИЕ Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях … внутри вызывающего их объекта. То же и человек: свойственные ему явления сознания нельзя отнести за счет души, они лишь проявления движения тела …
Материалистическим является учение Демокрита (460—370 гг. до н. э.).
Согласно его взглядам все существующее, включая и душу, состоит из атомов (мельчайших, неделимых частиц).
Материя первична, а психика и сознание — вторичны. Это отражение мозгом объективной действительности, они неотделимы от деятельности мозга.
На рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие стимулируется успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.
Выделяются такие специальные области психологии, как медицинская, детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Все это создает условия для переориентации психологической науки. Возрастает удельный вес психологических исследований. В результате психология утрачивает свою обособленность и превращается в самостоятельную, разветвленную область научного знания.
За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Целью данной работы является более подробное рассмотрение и характеристика основных школ психологии — бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, гуманистической и трансперсональной психологии, а также советской психологии.
§ 1. Бихевиоризм как наука о поведении
Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878−1958).
4 стр., 1595 слов
Психология 35
… сводящее психику к различным формам поведения, называется … А – психоанализом; Б – когнитивной психологией; В – бихевиоризмом; Г – гуманистической психологией. 1.22.Психология стала экспериментальной наукой … А – … окружающем мире, отражение воздействий окружающего мира. 1.8.Бихевиористы рассматривают психологию как наукуо поведении человека. 1.9. ВXVIIIв. изучение души заменяется изучениемразумаи …
Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т. п. не могут считаться научными; все они — продукт человеческого самонаблюдения, т. е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р. 1904), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке.
Предметом изучения бихевиористов является поведение, активность. Активность — внешняя и внутренняя — описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами — сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию ®, и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние — излюбленные материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.
3 стр., 1377 слов
Проблема воли в бихевиоризме. Проблема воли в психоанализе
… подтверждает актуальность проблемы воли. Цель работы – изучить понятие воли в бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе. Объект исследования: понятие воли человека в психологии. Предмет исследования: … осознанную саморегуляцию и управление человеком своими действиями. Волевая сфера личности осуществляет регуляцию всех видов человеческой деятельности и характеризует склонность индивида …
Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П. Павлову на которого бихевиористы широко ссылались).
Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность).
Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
§ 2. Психоанализ как учение о бессознательной психике
Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту в ведении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам… К термину или понятию бессознательного мы пришли… путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика… Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное… называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw), смысл которых уже не только чисто описательный… Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, что господствует над побуждениями к движению, т. е. к вытеснению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы (Partialvorgange), которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других значимости и деятельности»[1] .
3 стр., 1022 слов
ВОПРОС ╣ 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности
Вопрос № 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям психологии. Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название …
Психоанализ послужил толчком для развития систематического изучения личностного развития, нормы и патологии личности, а также заложил основы психотерапии. Он также оказался мишенью суровой критики как со стороны бихевиоризма, так и гуманистической психологии.
14 стр., 6603 слов
Психология и педагогика. Аннотация
… во всем этом много вымысла и ненаучности. Трансперсональная психология привлекла внимание многих 18 малообразованных людей, своим появлением способствовала активизации ненаучной практики и … шагом вперед в понимании сущности предмета психологии. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — «образ», «форма») — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети …
§ 3. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений
Гештальтпсихология — психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Основные представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали в Берлинском университете, поэтому ее иногда называют Берлинской школой. В гештальтпсихологии получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой гештальтпсихология вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.
Философской основой гештальтпсихологии является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Маха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в гештальтпсихологии называли в разных контекстах то объективным, то субъективным. Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).
Следовательно, психологические законы годились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитми полями в физике).
Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.
Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры — фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, напр., трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С точки зрения гештальтпсихологии данные законы представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.).
24 стр., 11851 слов
1. История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога
… ;психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в … пробел, и мы узнаём целую букву. Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру … «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её …
В этом решении психофизической проблемы проявилась обоснованная К. Гольдштейном точка зрения «антилокализационизма», впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.
При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальтпсихологии и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.).
Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».
В 20-е гг. XX в. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, введя в нее «личностное измерение».
После прихода к власти гитлеровцев гештальтпсихология как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Её идеи оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе в тем критики гештальтпсихологии (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.
С конца 70-х гг. XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к этой школе психологии, что нашло свое отражение в образовании международного «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала.
§ 4. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии).
Одним из основателей гуманистической психологии являлся американский психолог Карл Роджерс (1902—1988).
Центральным в гуманистической психологии оказывается положение о внутреннем мире личности, его смысловом содержании, выражающем не только сущность личности, но и определяющем всю систему психологических структур человека. Личность в системе гуманистической психологии выступает не как отдельный раздел (глава) психологической науки и психологической практики, но как такое ядро в психологии человека, которое определяет гуманистическую сущность психологического знания, отвечающего не только потребностям науки, но и этическим принципам изучения и практической помощи человеку на основе психологических знаний. В гуманистической психологии по-новому формулируются основные положения о предмете и методе психологии человека, о содержании психологических знаний и нравственных требований к их использованию во благо человека. «Каждое направление в психологии имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека… Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдиста человек является иррациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продуктом этого прошлого — бессознательным. Для того чтобы провозгласить существование третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля правды. Выделяя экзистенциальную направленность человека, его феноменологические внутренние отношения, эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы… Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой, — не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным индивидуальным «Я». …Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности как наблюдателя, так и наблюдаемого, — используя как субъективное, так и объективное познание. Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за него»[2] .
Так гуманистическая психология определила свое особое место в психологической науке и психотерапии, отвечающее не только общенаучным, но прежде всего социальным и нравственным требованиям к психологическому знанию и его использованию в жизни.
§ 5. Трансперсональная психология
Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т. д.
Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.
Слово «трансперсональная» происходит от слов trans и persona и буквально может быть переведено как надличностная. Первоначально трансперсональное направление называлось трансгуманистическим и, по мнению А. Маслоу и других основателей, должно было рассматриваться как продолжение гуманистической парадигмы.
Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме. (holos- целостный).
Холистическая парадигма заменяет современное противоречие между «мозгом» и «разумом», «телом» и «психикой», «материей» и «духом» системно-ориентированной, построенной на взаимосвязях моделью сознания. То, что сегодня рассматривается как экстрасенсорика, завтра может быть названо суперсенсорикой, то, что сегодня считается бессознательным, когда-нибудь может быть названо вечным сознанием.
В этой парадигме признается возможность аномальных явлений, тонких энергий и не открытых еще законов природы и принципов, которые могут вступать в противоречие с материалистической моделью или привести к ее пересмотру. Холистический взгляд на вещи ориентирован на системный подход, целое для него больше, чем просто сумма его частей.
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
Посредством техник трансперсональной психологии возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных (направленных на обретение внутренней целостности) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем.
§ 6. Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии
После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. В области психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии — психотехника, в области психологии обучения — педология, в области общей психологии — реактология и т. п.
Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке только таким путем могло быть достигнуто истинно научное психологическое знание, только так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной Павловскому учению (1950 г.).
К концу 50-х — началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.Ц.Пуни, Д.Н.Узнадзе, П.И.Зинченко и многие другие выдающиеся ученые.
В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. С выходом в свет книги Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» эта идея получает все большее признание. Так, например, В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев (1995г.) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как о самой глубинной сути человека.
Пусковым моментом движения отечественной психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о психике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества. Естественно, что наиболее остро эти потребности проявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирования технических устройств. Иными словами, психология была востребована системой производительных сил общества применительно к одному из своих главных элементов — технике. Начало «прорыва» психологии в производство было положено в психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г.Ананьевым. В 1959 г. Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г.Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначально называвшейся лабораторией индустриальной психологии).
Лаборатория под руководством Б.Ф.Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии, объединяющим практически все возникшие лаборатории и научные группы этого направления по всей стране. Были установлены творческие связи с инженерными психологами США, ФРГ и других стран.
Активизация психологической мысли и деятельности, вызванная инженерной психологией, имела резонанс во всех психологических направлениях. В этом отношении наиболее восприимчивым оказалось социально-психологическое направление, которое в отечественной психологии только лишь еще намечалось. Потребности собственно производственной сферы и всей социальной сферы уже не могли оставаться неудовлетворенными. Поэтому в инженерно-психологический «прорыв» включилась социальная психология, быстро сформировавшая широкое поле практической деятельности, что было ознаменовано созданием в Ленинградском государственном университете первой в стране лаборатории социальной психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в психологии существует немалое количество школ и направлений, которые занимаются исследованием личности, общепризнанной концепции личности в психологии нет и вряд ли она появится в будущем.
В большинстве теорий личность рассматривается как определенная структура психики, формирующаяся в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. В зависимости от базовых методологических установок подчеркивается доминирование либо биологических, либо социальных компонентов личности, либо их своеобразное сочетание: в психоанализе (З.Фрейд) и бихевиоризме (Д. Уотсон и др.) главное внимание уделяется биологическим компонентам, получившим к тому же весьма своеобразную интерпретацию; в небихевиоризме (Б.Скиннер и др.) — сочетанию социальных и биологических компонентов; в советской психологии — социальной деятельности личности.
Наряду с этими концепциями во второй половине ХХ века появились теории, в которых делается акцент на самоценности личности, ее космическом измерении (гуманистическая психология К. Роджерса, А. Маслоу, учение С. Грофа).
Знания основ психологии, в том числе и знание основных ее направлений, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща. Не случайно существует прямая связь между интересом к психологии и уровнем социально-экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Психология и педагогика: учебное пособие // под ред. Э.В.Остроского. — М.: Вузовский учебник, 2006.
2. Психология: учебник для вузов // Л.Д.Столяренко. — СПб.: Лидер, 2004.
3. Роджерс К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.
4. Фрейд 3. Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.
[1] Фрейд 3. Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184—210
[2] Роджерс К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 199—230
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 40Следующая ⇒ Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX — начале XX веков. Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология». В.М. Бехтерев (1857–1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым). Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова (1829—1905). В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849—1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию. Бихевиоризм Бихевиористских принципов придерживался в тот период, выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884—1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения). Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л.С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, и в дефектологии, и в языкознании, и в культурологии, и искусствознании. Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л.С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л.С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым, не формальный момент в концепции Л.С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития. Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), с именем которого связано развитие «теории деятельности». В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским — проблеме деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности. Научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский – одна из ведущих в психологии. Помимо А.Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии – А.Р. Лурия (1902–1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д.Б. Эльконин (1904–1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А.В. Запорожец (1905–1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И. Божович (1908–1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П.И. Зинченко (1903–1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода, П.Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др. Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889–1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна): «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие. Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для А.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то С.Л. Рубинштейн, как отмечает один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна–далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны. Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Авторитетные теории в психологии Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева (1892–1973), представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности. В.Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге. Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907–1972). Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологи и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человекa как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. (Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания»). Итак, мы завершаем краткий обзор; в него вошли некоторые основные психологические направления, определившие проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью. Мы зафиксировали основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем. Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. (если иметь в виду только развитие психологии учеными, специализирующимися в этой области знаний). Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации). 1.одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений; 2.другое, пожалуй самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии; 3.третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии» (впервые появился в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г.). В эту работу вошли (насколько позволяла жесткая цензура того времени) передовые достижения отечественной и мировой психологической науки. Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов: общей психологии; возрастной и педагогической психологии; психофизиологии. Б.Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г. Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».
|
Школы психологии — это… Что такое Школы психологии?
- Школы психологии
Школы психологии
Психологические направления и школы
Wikimedia Foundation. 2010.
Смотреть что такое «Школы психологии» в других словарях:
Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology) — Большинство психологов обучается на факультетах психологии в ун тах. Даже те, кто приступает к профессиональной деятельности в области клинической психологии или психол. консультирования, обычно после получения высшего образования продолжают свое … Психологическая энциклопедия
Психологии институт — Институт психологии Российской Академии Наук входит в состав секции философии, психологии, социологии и права при Отделении общественных наук РАН, основан в 1971 году. В институте 17 научных подразделений, в которых проводятся фундаментальные и… … Википедия
Школы менеджмента — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
Список школ и направлений психологии — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
История психологии — История науки … Википедия
Политической психологии школы — направления политической психологии, включающие политический бихевиоризм, политический психоанализ, политический когнитивизм. Политический бихевиоризм (бихевиорализм) течение в западной, по преимуществу американской политической психологии,… … Психологический лексикон
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия
Международный Институт Глубинной Психологии — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/15 апреля 2012. Дата постановки к улучшению 15 апреля 2012 … Википедия
женевская школа генетической психологии — (от греч. genesis происхождение) направление в исследовании психического развития (см. развитие психики) ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача … Большая психологическая энциклопедия
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы — (СПбГИПСР) Девиз Достоинство личности. Профессиональная компетентность. Социальная ответственность. Год основания 1992 Ректор Платонов, Юрий Пет … Википедия
Книги
- История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее. Материалы международной конференции по истории психологии V Московские встречи, 30 июня — 0, Редакторы А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник. Книга подготовлена по материалам международной конференции по истории психологии`V Московские встречи`, состоявшейся в 2009 г. В статьях авторов представлен широкийкруг вопросов, входящих в… Подробнее Купить за 1357 грн (только Украина)
- Воля как предмет функциональной психологии, М. Я. Басов. Впервые переиздаются наиболее значительные работы выдающегося отечественного психолога, представителя петербургской психологической школы Михаила Яковлевича Басова, ученика А. Ф. Лазурского.… Подробнее Купить за 675 руб
- Психология между буквой и духом закона. Теория и практика юридической психологии, Тюрин Павел Трофимивич. Основой предлагаемой книги стали лекции и практические занятия автора со студентами Латвийской Полицейской академии, юридического факультета Международной Балтийской академии и Высшей школы… Подробнее Купить за 582 руб
6. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии.
В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Это направление наз. бихевиоризм.Его “отцом” принято считать Джона Уотсона: требовал исключить все понятия субъективной психологии сознания.
Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания отношения. Изменились и психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на животных—белых крысах.
Тема обучения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением.
Следующее течение философии носит название – гештальтпсихология. В переводе она означает – организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Основоположником данного учения стал В.Келлер. Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. Ученым этого течения представляли, что психология, опираясь на законы гельштапа, станет точной наукой – физикой. Но данная школа распалась в предвоенные годы, так как ученые были неспособны разработать единую схему анализа психической реальности.
Затем широкое значение в психологии заняли учения З. Фрейда, основоположникапсиоанализа.В работах Фрейда в качестве психологической проблемы был поставлен вопрос и сексуальной жизни человека. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех компонентов: Ид (оно), эго (я), супер-эго (сверх я). По Фрейду организм и общество являются материалом из которого либидо лепит свои формы.
Наиболее широким течением является течение – когнитивная психология. Ее представителями являются У. Найссер, А. Павийо. Ученые отводят главную роль в поведении субъекта — знаниям. Основное понятие данного вида психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях.
Другое крупное направление носит название – гуманистическая психология. Основатели данного течения хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать боле жизненную психологию. Целью личности стало – самоосуществление, самоактуализация..
Яркий представитель данного течения – А.Маслоу. Он считал, что человек должен реализовывать то, что в нем заложено, то, что он может.
Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые:
Выготский Л.С.– ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.
А.Н. Леонтьев – провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека.
П.Я. Гальперин– рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.
2.4. Зарубежные психологические школы 20 века.
В первой половине 20 века в Европе и США формируется ряд самостоятельных школ, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, Вюрцбургская школа и гештальтпсихология, в США – бихевиоризм и школа Курта Левина.
Фрейдизм. Основатель школы австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Свой метод и учение З.Фрейд назвал психоанализом. Он выступил против отождествления личности только с ее сознанием, считая, что психическая жизнь человека имеет различные уровни.
В структуре личности З.Фрейд выделил три сферы:
1) бессознательную,
2) предсознательную
3) сознательную.
Бессознательная сфера – Ид (ОНО) — не доступна самосознанию. Она содержит бессознательные инстинкты человека и, прежде всего, инстинкты жизни и смерти (эрос и танатос). Эти инстинкты стремятся к удовлетворению и детерминируют всю деятельность человека, находясь в конфликте с сознанием. С инстинктами связана особая энергия – либидо, которая направляет жизнедеятельность человека.
Вторая структура личности – эго (Я) – расположена в сознании и предсознании. Эта структура является тоже врожденной.
Третья структура личности – Супер-эго – формируется в процессе жизни человека путем идентификации – самоотнесения индивида с близкими взрослыми своего пола (отцом или матерью). К ним он испытывает амбивалентные (противоречивые) чувства. У мальчиков это Эдипов комплекс (они ревнуют отца к матери), у девочек – комплекс Электры (ревнуют мать к отцу).
Между этими структурами личности не существует устойчивого равновесия. Инстинкты диктуют личности такие желания, которые недопустимы в человеческом обществе. Стражем соблюдения человеческих норм выступает Супер-эго – высшие нравственные принципы. Это противоречие является источником внутреннего постоянного конфликта человека, оно делает человека потенциальным невротиком.
Чтобы смягчить конфликт между Ид и Супер-эго, личность прибегает к различным механизмам психологической защиты: вытеснению, сублимации, проекции, рационализации, замещение и регрессии и т.д..
При вытеснении энергия либидо загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния. Подавление желаний постоянно дает о себе знать в виде оговорок, ошибок, описок, символов, наполняющих сновидения человека (см.: «Психопатология обыденной жизни», 1901 г.; «Толкование сновидений», 1900 г.).
Сублимация (возвышение) – направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности. Произведения искусства, научные открытия и изобретения Фрейд считал результатом сублимации. При этом происходит катарсис – очищение тела от темных инстинктов. Регрессия проявляется в снижении уровня поведения.
Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Рационализация – придание инстинктам добропорядочной видимости, мораль.
Замещение – выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
Заслуга З. Фрейда состояла в том, что он исследовал механизмы поведения личности, лежащие в бессознательных пластах психики. Это оказало огромное влияние на развитие мировой культуры, этнографии, искусства, медицины и др. Он ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Он соединил психологическую теорию с психологической практикой. С другой стороны, З.Фрейд абсолютизировал природу бессознательной жизни человека и недооценил социальную сущность личности.
В начале 20 века ученик Вундта Освальд Кульпе (1862-1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы – мышление и волю. Объектом изучения стало выполнение интеллектуальных заданий. В ходе экспериментов было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, тенденцией, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи.
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание было исключено из сферы бихевиористской психологии т.к. оно не поддается наблюдению. Основателем бихевиоризма были Джон Уотсон (1878-1958), а его предшественником Эдуард Торндайк (1874-1949). Была разработана экспериментальная методика, основанная на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций в ответ на воздействие внешней среды. Формула бихевиоризма сводилась «стимул — реакция». Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и воспроизводятся («закон эффекта»). Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» — в результате многократного повторения они автоматизируются. В рамках бихевиоризма были установлены многие законы выработки навыков. Из психологии поведения людей полностью был исключен социальный фактор.
В середине ХХ века формируется школа необихевиоризма, одним из лидеров которой был Эдуард Чейс Толмен (1886-1959). Он ввел понятие внутренних переменных, таких как мотив, цель, построение и проверка гипотез. Толмен выделил познавательный компонент научения, считая, что поведенческая реакция – это не отдельные действия, а совокупные, целостные механизмы поведения. Преодолевая механистический взгляд на формирование навыков, он установил, что научение может происходить без подкрепления навыков.
Кларк Халл экспериментально доказал, что для приспособления необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие внешней среды, которые должны совпадать. В результате реакции организма осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом. (См.: Халл К.Л. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты, М., 1986. С. 38-58.)
Психоанализ. Глубинная психология. В 30-60 годах ХХ века швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг (1875-1961) основал аналитическую (глубинную) психологию. Он, опираясь на психоанализ З.Фрейда, разработал учение о двух видах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмированные впечатления) формируются в жизни индивида. Коллективное бессознательное – сверхличное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Формы проявления коллективного бессознательного – это инстинкты и архетипы – различные верования, мифы, предрассудки, древнейшие образы и символы. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, обусловленный изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих». (См.: Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С.65.).
К.Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интравертированный (от лат. exstra – вне и intro — внутрь). Экстраверт – отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, большим количеством социальных связей. Интроверт – характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.
Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870-1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии. Суть концепции индивидуальной психологии сводится к единству внутренней психической организации личности, связанной со стремлением ее к успеху, самореализации, социальной идентификации. Свои внутренние дефекты личность компенсирует через гиперкомпенсацию. Это формирует «комплекс неполноценности» (термин введен Адлером), а он в свою очередь ведет к неврозам. Личность не способна адаптироваться к социальным факторам отсюда комплекс неполноценности.
В 30-х годах ХХ века на основе фрейдизма возникает неофрейдизм. Видным представителем этого направления является Эрих Фромм (1900-1980) – немецкоамериканский психолог, основатель гуманистической психологии. Сущность человека двойственна. С одной стороны, человек есть часть природы. С другой стороны, человек вытеснен за пределы природного существования. Существование человека в социуме – это бесконечная цепь проблем. Человек постоянно находится в состоянии решения этих проблем, в ситуации выбора. Человек не может жить спокойно, лишь повторяя поведение других людей, он должен жить сам. Люди постоянно подчиняются другим людям. В конце концов это приводит к замене собственного «Я» на псевдо-«Я». Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем. Человек является не пленником инстинктов, а пленником, созданных им политических институтов и идеологий. Существование человека включает два противоположных начала: быть и иметь. Причем существование в ситуации «иметь» обеспечивает иллюзию самодостаточности, стимулируется биологической природой. «Быть» обусловлено глубинными человеческими духовными потребностям.
Э.Фромм представляется как основатель экзистенциальной психологии (от лат. existentia — существование). Экзистенциальная психология, являясь одним из направлений гуманистической психологии. Акцентирует свое внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Представители гуманистической (экзистенциальной) психологии Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г.Мерфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом исследования считают здоровую творческую личность человека. Целью жизни такой личности является потребность в самоосуществлении, самоактуализации, рост конструктивного начала человеческого «Я». Реализуя себя через высшие ценности: любовь, творчество, духовность, человек реализует себя как личность. Отсутствие этого приводит человека к скуке, потери интереса к жизни, порокам, и неудачам. Разновидностью гуманистической психологии является христианская психология, обращенная к духу. Дух способствует преодолеть трудности в жизни, усилить дар творчества, открыть доступ к любви и совести, преодолеть внутренний личностный кризис, бессмысленность существования.
Гештальтпсихология (от нем. gestalt – форма, структура) новая психологическая школа, возникшая в 1912 году в Германии, представителями которой были Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер, Курт Кофка. Ими было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты, структуры), которые являются первичными по отношению к ощущениям. Психические образы не есть комплекс ощущений. Сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты. Например, мелодия, исполненная в различных тональностях, вызывая различные ощущения, узнается как одна и та же. Построение сложного психического образа происходит в инсайте (от англ. insight – озарение, усмотрение) – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Гештальт-психологи считали, что психику человека нельзя объяснять только внешней обусловленностью. В ней существуют изначально сформированные структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
В теории регуляции человеческого поведения большую роль сыграла теория «поля» Курта Левина (1890-1947). Исследуя проблему групповой динамики, он использовал физическое понятие «поле», ввел понятие «психологическое пространство». Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерство, конфликты. Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают, т.е. имеют положительную и отрицательную валентность. Эти силы формируют мотивационное поведение индивида. Им была разработана экспериментальная методика для исследования величины, направленности и точек приложения этих сил. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. Им были исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.
Основатель генетической психологии Жан Пиаже исследовал развитие психики в онтогенезе (индивидуальном развитии). Он впервые изучил качественные особенности детского мышления. Психика ребенка развивается благодаря процессам внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (интериоризации).
Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio — познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).
В 1950-е годы Эрик Берн разработал новое направление в психологии трансакционный анализ. Важнейшая часть трансакционного анализа – это выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (отец хочет видеть сына ученым вопреки его желаниям), а также структурный анализ состояний Я индивида. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц общения). Важнейшим видом такой структуры является «игра» (или система трансакций со скрытой мотивацией и предсказуемым исходом). В своих основных работах Берн анализирует различного рода игры, используемых людьми в общении.