Особенности восприятия в психологии: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия – Восприятие — что это такое, свойства и виды восприятия в психологии

Автор: | 02.10.2020

Психологические особенности восприятия информации — SaleSuper

Что руководит нашим восприятием? Почему бывает различной реакция на одинаковые сообщения? Как проще высказать мысль, чтобы она стала понятной для всех? Почему мы воспринимаем именно так, а не иначе? Ответить на эти и подобные им вопросы поможет популярная сегодня во многих сферах техника нейро-лингвистического программирования. Знания в области НЛП делают общение более полезным и помогают рекламным сообщениям достичь своей цели.

Особенности человеческого восприятия

В основе методики НЛП лежит идея американского психолога Джорджа Миллера об ограниченности человеческого внимания. Смысл его теории заключался в идее, согласно которой субъект может осознанно удерживать во внимании 7±2 части информации.

Далее на основе этой гипотезы развили мысль о том, что человек осознает лишь небольшую часть информации о внешнем мире, пропуская ее через определенные внутренние фильтры. Основными источниками об окружающей среде являются пять органов чувств (зрение, слух, вкус, запах и осязание) — своеобразные каналы анализа информации.

Главная идея НЛП заключается в тезисе, что каждый отдельно взятый человек предпочитает какой-то один способ восприятия – репрезентативную систему, которая вызывает у него наибольшее доверие. И каждый из нас самостоятельно разделяет поступающую извне информацию по формуле 7±2 единицы восприятия.

Некоторые интенсивнее используют визуальный (зрительный) канал, а аудиовосприятие или кинестетический канал (чувства) – не столь активно. Одному легче усвоить информацию на слух, а другому – через ощущения. При этом каждый человек использует все три способа одновременно, при этом отдавая предпочтение излюбленному фильтру (одному или даже двум), при помощи которого происходит формирование его внутреннего мира.

Исходя из этого, в нейро-лингвистическом программировании выделяются три подтипа людей: визуалы, кинестетики, аудиалы.

Визуалы легче и быстрее запомнят увиденное. Рассказывая о своем впечатлении, такой человек будет в первую очередь говорить о том, что непосредственно видел сам. Поэтому при посещении выставки или презентации визуалу нужно получить наглядный материал (визитки, объявления, буклеты), осмотреть предлагаемый товар или услугу, увидеть представителя компании…

Аудиал же будет воспринимать все по-иному. Он хорошо запомнит, о чем велась речь, что обсуждали в перерыве, или о чем говорили в конце презентации.

Кинестетик расскажет о таком же событии совсем по-другому. Такой человек вспомнит в деталях, насколько удобным было сиденье, на котором он сидел, было ли тепло или прохладно в помещении. Для людей с кинестетическим типом восприятия принципиально важным будет самостоятельно «попробовать» товар или услугу, понюхать, либо ощутить на вкус.

Таким образом, воздействуя на три канала оценки окружающего мира одновременно, можно привлечь внимание каждого участника выставки с учетом их предпочтений в восприятии.

Слова, слова…

Специалисты в НЛП отметили, что выбор фильтра восприятия накладывает отпечаток на соответствующие речевые предпочтения.

Исходя из этого, были определены две ведущие функции языка в нейро-лингвистическом программировании:

  • формирование опыта с использованием языка. Таким образом человек «обрастает» мировоззрением, моральными кодексами и убеждениям.
  • передача модели мира. Словами человек выражает собственный опыт и мировоззрение.

Язык, который мы используем, содержит некие слова, которые так или иначе связаны с ведущим способом восприятия – это сенсорные предикаты. В основном они состоят из глаголов, имен прилагательных и наречий, реже это имена существительные. Если обратить пристальное внимание на речь отдельного человека, то можно отметить многочисленные сенсорные предикаты. Для визуалов – это такие слова, как «видеть», «большой», «сияет», «светится», «красивый». Аудиалы используют в разговоре аудиальные предикаты: «шумный», «говорить», «громко», «услышать» и подобные. Кинестетику будет проще передать свои мысли такими словами: «уловить смысл», «чувствовать напряжение», «погрузиться в проблему с головой», «вытянуть клиента» и похожими.

Подобные предикаты могут указывать на главенствующий способ в восприятии собеседника. Однако нужно отметить, что человек в различных ситуациях может гибко переходить от одного варианта восприятия к другому.

связанные публикации

Обладая подобными знаниями можно увеличить эффективность взаимодействия, подавая информацию так, чтобы собеседнику было легче ее воспринять. Например, обрисовать перспективы и дальнейшее видение совместной работы для собеседника-визуала.

Идеальная презентация

Казалось бы, знание сенсорных предикатов способно увеличить эффективность общения с любым собеседником. Для этого нужно лишь внимательно прислушаться к его речи и использовать нужные слова для того, чтобы максимально точно донести нужную информацию.

Однако ситуация усложняется, если вместо одного-двух человек пред вами будут находиться множество собеседников. В таком случае, можно предполагать, что среди аудитории будут представлены все вышеназванные стили. Используя образную речь, визуальные предикаты, язык жестов и наглядные материалы, рисуя перспективы, можно легко донести свои мысли до визуалов. Нужно отметить, что они предпочитают быструю речь и высокий тембр голоса говорящего. Аудиалам будет комфортно, если темп речь и тембр голоса рассказчика будут на среднем уровне, говорящий при этом расставляет акценты и делает паузы, а важные места – выделяет интонацией. Также люди, предпочитающие аудиальные предикативы, с удовольствием послушают интересные истории, цитаты, анекдототы. Для кинестетиков легче воспринимать медленную речь с растягиванием слов, паузами и использованием предикатов, связанных непосредственно с чувствами. Это достигается в том числе при использовании глаголов в настоящем времени. Кинестетики лучше всего улавливают смысл сказанного здесь и сейчас, им важно прочувствовать сказанное, а еще лучше – сделать что-то самим.

Таким образом, обладая знаниями о наиболее понятных способах донесения информации для каждого типа восприятия, можно комбинировать их при работе с большой аудиторией. Например, использовать жесты во время рассказа истории из жизни, не забывая об употреблении глаголов действия

Как может помочь язык тела

Однако, как определить главенствующие способы восприятия, если аудитория весьма многочисленная, и при этом все молчат?

Дать подсказку могут направления взглядов и позы людей, начинающих думать и анализировать полученные данные. Исследователи в НЛП первыми стали обращать внимание на взаимосвязь между процессами восприятия и обработки полученной информации с положением тела и неосознанными направлениями человеческого взгляда. Были отмечены специфические позы, часто повторяющиеся движения руками, примерно одинаковые типы дыхания и общность в направлении взгляда.

Для визуалов характерны быстрые жесты руками примерно на уровне лица и выше плечевой части. Плечи и голову, как правило, они держат прямо, тип дыхания – поверхностный и быстрый. Они очень часто направляют глаза наверх, можно часто отметить расфокусировку взгляда.

Кинестетика характеризуют общая расслабленность позы, неспешные жесты руками на уровне талии, наклоненность вниз головы, плеч и корпуса. Взгляд обычно опущен, речь неспешная с паузами, глубокое дыхание.

Для аудиалов характерны средние по всем параметрам показатели: спокойное дыхание в среднем темпе, жесты на уровне середины туловища, ритмичный, средней высоты голос, взгляд также на среднем уровне. Характеризует человека как аудиала и последовательное движение глазами вниз и сразу вправо, это явление называют внутренним диалогом.

Если научиться выявлять эти маркеры поведения как у одного человека, так и в группе собеседников, то можно получить возможность использовать это преимущество в соответствии с заданными целями. Зная, чем обусловлена реакция конкретного человека, можно усилить связь с ним при общении, либо наоборот полностью прекратить коммуникацию.

Особенности восприятия рекламной информации

Создавая рекламные сообщения, нужно напоминать себе об ограниченности сознательного внимания обычного человека: 7±2 единицы. В рекламе не должно быть больше девяти частей или единиц смысла. В обратном случае сознание перезагрузится информацией, и потребитель не захочет читать слишком объемный буклет или сообщение. В коммерческом предложении также нужно сгруппировать отдельные части так, чтобы в общем они составляли 7±2 пункта.

Товары и услуги также делятся на три вида:

  • Визуальные – их потребление осуществляется с помощью визуального канала. Это украшения, телевизоры, бьюти-салоны, в какой-то мере одежда (здесь еще используются ощущения) и похожие;
  • Аудиальные – всё, что связано с музыкой и качеством звука: музыкальные диски, альбомы музыкальных исполнителей, аудиоаппаратура и подобные.
  • Кинестетические – самые распространенные: еда, напитки, парфюмерия.
  • Смешанные – задействуют два или более вида органов чувств: одежда, автосалоны.

Проведенные исследования показали, что наиболее вероятное, импульсивное решение о покупке принимается на основе стратегии «вижу-чувствую». Для совершения незапланированной покупки человек должен сначала увидеть, затем – почувствовать.

На подобной технике построено большинство рекламных сообщений, в том числе о продуктах питания, прохладительных напитках.

36. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

В этом вопросе мы рассмотрим понятие восприятия, основные характеристики восприятия и его основные особенности, а также один из основных видов восприятия – восприятие пространства.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому нам необходим еще один познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Мы воспринимаем, например, яблоко, а не сумму цвета, твердости и шарообразной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Поэтому восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, они имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т. д.). Восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлый просторный класс, играющий малыш). Поэтому восприятию присущи особые свойства. Наиболее важные среди них избирательность, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.

Восприятие пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов. При этом ведущий анализатор выделить не удается – все они практически равноценны в этом комплексе. Особое положение занимает двигательный анализатор, ибо с его помощью устанавливается взаимодействие между другими анализаторами.

Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.

Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Один глаз доминирует по остроте зрения, другой – по величине поля зрения; одно ухо имеет лучшие звукоразличи-тельные характеристики, другое – более высокую чувствительность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Восприятие в психологии

восприятие в психологии

Восприятие – один из основных психических познавательных процессов формирующий в нашем сознании субъективную картину мира. Отражение в сознании человека происходит посредством прямого влияния на органы чувств, к которым относится зрение, слух, обоняние и осязание. От того на какую именно сенсорную систему оказывается воздействие зависят и методы восприятия. Именно перцепция даёт нам возможность осознавать, что с нами происходит и как мир влияет на нас.

Особенности восприятия

Восприятию, как и другим познавательным процессам присущи определённые особенности, выделяющие его на фоне других.

  • Предметность. Качество, которое формируется под влиянием на нас окружающей среды. Из этого выплывает, что предметность не является врождённой. Основной вклад в её развитие делают прикосновения и движения, которые позволяют нам осваивать предметный мир вокруг нас.
  • Целостность и структурность. Механизмы восприятия позволяют нам делить некоторые объекты на «детали» не нарушая при этом их целостности. Оценивая какой — то предмет, мы признаём его целостную структуру и можем выделать его качества и свойства.
  • Константность. Под константностью следует понимать относительную стабильность длинны, величины, формы, цвета, освещённости. К примеру табурет мы воспринимаем одинаково большим независимо от того стоит ли он в шаге от нас или же в другом конце коридора.
  • Избирательность. Процесс восприятия может характеризоваться и избирательностью. Именно благодаря ей мы воспринимаем лишь ту информацию из нашего окружения, которая нам необходима. Примером может послужить высказывание « человек слышит лишь то, что он хочет слышать»

Как уже было сказано ранее развитие восприятия, а точнее характеристик ему свойственных, происходит по мере взросления ребёнка. Проявляется это в том, что форма предмета становиться для ребёнка более значимой. Ещё в младенчестве человек учиться распознавать людей и предметы вокруг него. Падает количественный показатель хаотичных движений, в то время как количество целенаправленных телодвижений возрастает. Активное развитие перцепции продолжается до младшего школьного возраста.

Этот психический процесс, как и все другие, может развиваться не совсем правильно, поэтому очень актуальной темой в наше время является исследование нарушений восприятия.

Причинами различных аномалий в развитии понимания происходящего могут послужить разрывы связи между системами органов чувств и соответствующими им мозговыми центрами, в результате травм или морфологических изменений в организме.

Даже если выделить какое либо одно нарушение, то его описание будет занимать много места. Нарушение влечёт за собой массу других регрессивных процессов в организме, что в ещё большей степени утяжеляет его симптоматику.

характеристика восприятия

Нарушения в работе какой — либо сенсорной системы, могут свидетельствовать о поражении соответствующего участка головного мозга. К примеру, при топографическом нарушении перцепции человек в прямом смысле может « блуждать в трёх соснах» поскольку он утратил способность ориентироваться на местности. Сильное алкогольное опьянение также влияет на восприятие человека, в таком состоянии он практически не чувствителен, поэтому до него тяжело достучатся.

В целом доже при единичном нарушении восприятия могут пострадать базовые потребности организма, что в любом случае является крайне нежелательным и опасным процессом.

 

16. Восприятие. Свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия

Восприятие —  психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Бывают зрительные, осязательные и звуковые восприятия.

Свойства восприятия:

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Индивидуальные особенности восприятия

Отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств,  остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.

Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В практике сложилась такая классификация основных типов восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.

В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.

Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности.

Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.

17. Общая характеристика мышления. Виды мышления

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях, оно так же социально обусловлено и непрерывно связано с речью. Мышление — психический процесс, в процессе которого происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Путем восприятия человек познает единичные предметы в совокупности всех их случайных и основных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек «проникает в глубь вещей», познает разнообразные зависимости между явлениями и их закономерности.

Особенности: 1. Процесс мышления и речи составляет сложное единство. Мышление не «связано» с языком, но выражено в языке. Это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли. Несмотря на то что в онтогенезе отношения мышления и речи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мышления у ребенка вне анализа развития его речи.

2. Мышление взрослого человека имеет обобщенный характер.

3. Для мышления характерна проблемность, т. е. поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении» составляющем объект познания.

4. Мышление является стержнем любой умственной деятельности человека.

5. Процесс мышления совершается на основе уже накопленного человеком опыта, имеющихся представлений, понятий, умений и приемов мыслительной деятельности.

6. Мышление может совершаться на уровне практических действий или на уровне оперирования представлениями или словами, т. е. «во внутреннем плане».

7. Процесс мышления неотделим от деятельности всей личности.

по содержанию:

  • конкретнодейственное ( опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. слова выполняют в основном констатирующую функцию. Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности, специфика которой обусловливает решение мыслительных задач с одновременным подкреплением практическими действиями.)

  • наглядно-образное (мышление, опирающееся на представление, характерная черта – широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи)

  • абстрактно-теоретическое мышление (тесно связано с решением теоретических задач и отражает уровень развития логической стороны мышления.)

По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое {концептуальное) ипрактическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.

51Особенности восприятия времени

Восприятие времени — это прежде всего отражение длительности и последовательно­сти явлений или событий. Именно благодаря вос­приятию времени отражаются изменения, ко­торые происходят в окружающем мире. Чувство времени не является врожденным и развива­ется в процессе накапливания человеком опыта. Постольку поскольку время, как и простран­ство, — это форма существования материи, то все анализаторы человека воспринимают дви­жения материи не только в пространстве, но и во времени. В связи с этим специального, само­стоятельного анализатора времени не существу­ет. Ученые экспериментально доказали, что фи­зиологической основой процесса восприятия времени являются условные рефлексы на время. Эти условные рефлексы у человека постоянно вы­рабатываются. Временные промежутки опре­деляются теми ритмическими процессами, кото­рые происходят в организме человека. На выработку рефлексов человека на время влияют такие факто­ры, как ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, а также и сам ритмичный характер ежедневной жиз­ни человека. Только короткие временные интерва­лы поддаются точному и непосредственному вос­приятию.

Восприятие длительности времени во многом зависит о содержания деятельности человека. Например, часы, дни, недели, кото­рые заполнены значительными и интересными событиями, кажутся быстротекущими и корот­кими. А наоборот, отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, ког­да было все обыденно, однообразно и привыч­но, представляется достаточно длительным. Время переживаемого удовольствия и радости часто недооценивается по длительности, вре­мя неприятности и скуки, наоборот, переоцени­вается. Также особенно коротким кажется вре­мя, в течение которого следует успеть сделать очень много. Для всего этого есть физиологи­ческое объяснение: в таких случаях, когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуж­дения, следовательно, повышается обмен ве­ществ, время как бы бежит быстрее, а при пре­обладании процесса торможения время как бы тянется медленно. Это же относится и к самой непосредственной оценке интервалов времени. Другой характер оценки времени наблюдает­ся при воспоминании. Время, которое было в прошлом насыщено различными переживания­ми, событиями, деятельностью, вспоминает­ся как более длительный период жизни. Отрезок времени, наполненный неинтересными и одно­образными событиями, вспоминается обычно как прошедший очень быстро. Следует отметить такую особенность, что достаточно точно мож­но оценить промежутки времени в 5—15 мин.

52Виды восприятия

В деятельности и поведении человека восприя­тие является необходимым условием ориен­тировки в окружающей среде. Что и каким обра­зом воспринимает человек, зависит от того, что и каким образом он делает. Именно в практи­ческой деятельности человека восприятие ста­новится активным и целенаправленным процес­сом познавания действительности.

В своей деятельности человек применяет различные виды восприятия. Кроме восприятий пространства и времени, также существует вос­приятие движения. Данное восприятие пред­ставляет собой восприятие пространственно-временного перемещения. Такая оценка движения прямо зависит от восприятия интервалов време­ни. Например, в производственной работе боль­шое значение имеет правильное восприятие движения. Человек воспринимает различные стороны движения, такие как форма, направле­ние, скорость, размах. Начинается процесс, вос­приятия движения всегда с общего, другими сло­вами, недифференцированного восприятия совершаемого действия. В этот момент еще не выделяются составляющие движения, не дает­ся оценка каждому из них. Для того чтобы пра­вильно и точно проводить восприятие движений, следует прежде всего разложить сложное дей­ствие на составляющие его элементы, а затем объединить эти отдельные элементы в целост­ный образ движения.

Восприятие разделяют на непреднаме­ренное, или непроизвольное, и на преднаме­ренное, или произвольное. Данная классификация зависит от степени целенаправленно­сти деятельности человека. Непреднамеренное восприятие вызывается особенностями окружаю­щих предметов (например, их яркостью и не­обычностью), а также и соответствием этих предметов интересам личности. Главной отличи­тельной чертой непреднамеренного восприятия является то, что у него нет заранее поставлен­ной цели. В непреднамеренном восприятии отсутствует волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Преднамерен­ное восприятие, наоборот, с самого начала ре­гулируется поставленной задачей (например, воспринимать определенный предмет или яв­ление, ознакомиться с ним). Произвольное внимание обычно включено в какую-либо деятельность (учебное задание, трудовую операцию), также может иметь самостоя­тельный характер деятельности.-

Человеку свойственен процесс восприятия сложных звуков. В ходе данного процесса проис­ходит прием и переработка слуховым анали­затором звуков. Сложные звуки отличаются большим разнообразием, их можно разделить на несколько групп (в частности, природные зву­ки и звуки технических объектов, голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки).

16. Понятие о восприятии

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

17. Основные свойства восприятия

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия:

  1. Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

  2. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

  3. Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

  4. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

  5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *