Мастер класс педагога -психолога «Секреты успеха в учебе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская основная общеобразовательная школа № 7
141800 Московская область. г. Дмитров, ул. Волгостроевская д. 2-а тел. 8 (496) 227-41-23
«Секреты успеха в учебе»
Мастер класс для учащихся 5-6 классов
Подготовила педагог-психолог Реутова С.Ю.
Карта памяти «Секреты успешной учебы»
Секрет 1. Учись, обучая
Именно этот секрет нам хотелось бы тебе раскрыть первым, потому что в дальнейшем он может помочь тебе освоить остальные.
Итак, повторим: чтобы что-то хорошо усвоить самому, можно (и нужно!) обучить этому другого!
Если ты решил воспользоваться нашими памятками и освоить секреты успешной учебы, выбери человека (своего друга, подругу или просто одноклассника, брата или сестру), которому ты будешь помогать в учебе. Конечно, этот человек должен согласиться принять твою помощь (ты должен убедиться в том, что ему действительно это нужно)! Передавать секреты успеха в учебе можно и взрослому: маме, папе, бабушке, дедушке…
Секреты успеха на уроке
Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока. Анализ ответов твоих одноклассников поможет не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать твои собственные ответы по форме и содержанию.
Ø Подготовить все необходимое для урока до звонка.
Ø Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
Ø Не жевать на уроке.
Ø Не болтать с соседом по парте.
Ø Не списывать.
Ø Подготавливать свой ответ.
Ø Соблюдать правила этикета.
Ø Сидеть ровно.
Ø Выключать мобильные телефоны.
Ø «Перерабатывать» информацию.
Готовясь к ответу на уроке:
1. Припомни содержание материала.
2. Подумай или запиши план ответа.
3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.
4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.
5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.
6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.
Секреты планирования
Слово «планирование», скорее всего, не ассоциируется у тебя с каким-либо интересным и увлекательным занятием.
Но именно планирование может стать твоим верным другом и помощником в учебе, своеобразным «ангелом-хранителем» от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел и особенно от того беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую.
Кроме того, планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.
В первую очередь, необходимо уметь выделять главное, то есть тебе предстоит научиться выстраивать проблемы и дела по степени важности.
Затем определи цели и составь план действий, необходимых для ее достижения.
Важно также научиться отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.
Составив свой распорядок дня, ты проверишь полученные в этом разделе книги знания и умения. И не забудь, пожалуйста, отметить свои первые достижения, воспользовавшись ЛЕСЕНКОЙ УСПЕХА.
Читая приведенные ниже памятки и выполняя задания, пользуясь приложениями, не забудь о правиле «учись обучая».
Достижение – удачное завершение какого-либо дела
Успех – 1) удачное завершение какого-либо дела;
2) общественное признание
Из толкового словаря Ожегова
Я хочу добиться успеха:
У __________________
С __________________
П __________________
Е __________________
Х __________________
____________________
____________________
ФОРМУЛА УСПЕХА
УСПЕХ
САМООЦЕНКА = ПРИТЯЗАНИЯ
У. Джемс, амер. психолог
УСПЕХ =
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Определи, в чем заключается твоя проблема.
___________________________________________________________
Подумай о возможных причинах ее возникновения.
____________________________________________________________
Реши, что является наиболее вероятной причиной проблемы.
_______________________________________________________________________________________
Подумай, какие способы решения данной проблемы возможны.
________________________________________________________________________________________
Тщательно собери необходимую информацию о возможных последствиях того или иного способа решения проблемы.
___________________________________________________________________________________
Проанализируй каждый из возможных способов решения, взвешивая все «за» и «против».
________________________________________________________________________________________
Прими наиболее оптимальное решение.
Секреты успешной домашней работы
Домашняя работа
К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий, – большая редкость. А раз домашнюю работу все-таки делать нужно, давай вместе подумаем, как организовать самостоятельный труд, чтобы он отнимал меньше времени и сил. В первую очередь, вернись к СЕКРЕТАМ ПЛАНИРОВАНИЯ и вспомни все, о чем мы уже говорили. Если режим дня ты соблюдаешь, значит волевые усилия уже стали твоими помощниками. И в выполнении домашней работы без них тебе, конечно же, не обойтись
Схема 1
Итак, как лучше организовать самостоятельный труд:
Усилием воли усади себя за письменный стол
Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание, что мы не добавляем слова «лишнего», то есть стол должен быть абсолютно чистым).
Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы (о том, как это делать, мы скажем ниже).
Чередуй выполнение «трудных», «легких», письменных и устных заданий.
Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся (можно потанцевать) под музыку, выпей сока или минеральной воды и продолжай выполнение домашних заданий.
Выполнив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель (сумку).
Обязательно отдохни!
УСПЕХ В УЧЕБЕ
Учебные предметы
Предмет
Самый важный
Самый интересный
Менее важный
Менее интересный
Примечания
легкий
трудный
легкий
трудный
легкий
трудный
легкий
трудный
Секреты хорошего отдыха
Раскрывая секреты успешной учебы, мы особо хотим отметить важность хорошего, полноценного отдыха. Чередование разных видов деятельности (умственной и физической) поможет тебе «отключаться» от однообразной работы. Итак, повторим и запомним:
Во время занятий твои глаза, нервная система напряжены. Поэтому после окончания уроков не стоит сидеть перед телевизором или у компьютера. Лучше побыть немного на свежем воздухе, подвигаться. Если погода не позволяет совершить прогулку, послушай приятную, веселую музыку, потанцуй или выполни не слишком сложный комплекс упражнений. Главное, чтобы отдых не затянулся на неопределенное время. ПОМНИ О РАСПОРЯДКЕ ДНЯ! Начать выполнение домашней работы нужно своевременно, в противном случае, ты устанешь еще больше, сидя за уроками до поздней ночи!
Вечером можно принять теплую ванну, добавив в воду отвар успокаивающих трав.
Интересно провести свободное время тебе помогут педагоги центров досуга и отдыха, тренеры спортивных секций и т.д. Ниже мы расскажем, как выбрать себе занятие по вкусу.
Как выбрать себе занятие по вкусу
Проанализируй свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив таблицу 7.
Собери информацию о кружках и секциях: 1) внутришкольного центра дополнительного образования; 2) районных клубов и домов творчества юных; 3) Городского Дворца Творчества Юных, Дворцов культуры и т. д. (такую информацию ты можешь получить в ППМС-центре гимназии).
Соотнеси свои интересы и возможности с вариантами выбора (см. таблицу 8).
Просмотри свой распорядок дня и определи, каким временем ты располагаешь: какие дни и часы у тебя наиболее свободны от обязательных занятий (уроков в школе, занятий у логопеда).
Если время занятий в выбранном кружке тебя устраивает, согласуй свой выбор с родителями.
Запишись в кружок (секцию), внеся уточнения в свой распорядок дня.
Начиная заниматься в том или ином кружке (секции), помни: каждое дело требует определенного труда и терпения, заметные для окружающих результаты (дипломы, грамоты и т. д.) порадуют тебя и твоих родных, скорее всего, не сразу! Отмечай на линейке достижений те усилия, которые ты приложил, а также приобретенные знания и умения.
Интересное дело – само по себе уже награда!
Таблица 7
Мои интересы, потребности и возможности
Я люблю
Мне интересно;
я хочу научиться
Я могу
Делать что-то руками
(рисовать, шить, вязать, конструировать модели и т.д.)
1
2
3
4
Выполнять физические упражнения
(танцевать, плавать, играть в спортивные игры и т. д.)
1
2
3
4
Заниматься музыкой
(слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах)
1
2
3
4
Получать углубленные знания по предметам
(иностранному или русскому языку, литературе, биологии, информатике, истории,
химии, физике, математике, географии, др.)
1
2
3
4
Таблица 8
Анализ вариантов выбора
Заполняя таблицу, обсуждай варианты выбора с родителями
Варианты выбора
(исходя из интересов
и возможностей)
Информация о кружках и секциях
Где находится?
Время
занятий
Условия
приема
Дополнительная информация
1
2
3
4
Я выбираю:
1)
2)
3)
4)
Секрет эффективной работы с книгой,
тетрадью и другими источниками информации
Секреты, содержащиеся в данном разделе, пригодятся тебе и дома, и на уроке. Умение эффективно (то есть с хорошим результатом) работать с различными источниками информации обеспечит тебе не только отличные оценки в школе. Познавать что-то новое ты будешь на протяжении всей жизни. В современном мире не только книги будут тебе в этом помогать. Важно знать, где и каким образом можно получить ту или иную информацию. Необходимо научиться эту информацию перерабатывать, то есть «раскладывать ее по полочкам» у себя в голове, а затем использовать по назначению (применять на практике).
В этой части нашей книжки мы поговорим о том, как работать с книгой и тетрадью; как составить опорный конспект; как подготовить реферат; а также познакомимся с возможностями библиотеки и медиатеки.
Может быть, ты дополнишь наши «Секреты» своими памятками, найдя другие источники информации? Пожалуйста, поделись тогда своими знаниями и умениями с другими!
Работа с книгой
Книга как человек, и ты должен хорошо к ней относиться
С книгой надо дружить.
Ученики 6 класса
Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению.
Выбери материал в книге по нужной тебе теме.
Прочитай внимательно текст.
Постарайся сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: О ЧЕМ ТЕКСТ? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.
Придумай свое название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
Прочитай текст второй раз и составь краткий план прочитанного по схеме 2.
Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.
Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее 3 раз. Постарайся воспроизвести выученное устно и письменно через некоторое время.
Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.
Можешь составить опорный конспект (ниже мы о нем расскажем)
Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовится к изложению. Подготовка к изложению вряд ли потребует от тебя заучивание каких-то фактов наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.
Схема 2
О чем я прочитал? _____________________________________
Название, которое я подобрал к этому тексту:
_____________________________________________________
План пересказа
Вступление___________________________________________
Основная часть:
1. ____________________________________________________
2. ____________________________________________________
3. ____________________________________________________
4. ____________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Заключение____________________________________________
Занимательные факты на тему: Мастер класс педагога психолога
Мудрость сдает позиции, |
Как вы считаете, о чем мы будем сегодня говорить?
— О конфликте
Действительно тема мастер класса: «ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ». (1)
Цель:
- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения педагогов;
- обучение способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия. (2)
— Выбрала, потому что сегодня учитель является не защищенным от родительской общественности. Часто в средствах СМИ учителя пытаются выставить, как тирана. Потому что мы с вами иногда не умеем справляться со своими эмоциями, гневом и личными переживаниями. И мы сегодня научимся способам ухода от конфликтных ситуаций.
-Конфликт – понятие (3)
— А теперь внимание на экран
Просмотр мультфильма
— О чём этот мультфильм? До чего может дорасти обычная ссора? Кто был прав, кто виноват? Кто выиграл, кто пострадал? Подвести к тому, что в конфликтной ситуации страдают оба участника.
Тест « Конфликтная ли вы личность?»
Ответ а) -4балла, ответ б)-2балла, ответ в)-0 баллов.
1.В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызывай» огонь на себя.
2. Выступаете ли вы на педсоветах с критикой в адрес администрации школы?
А) нет;
Б) только если имею для этого веские основания; В) критикую по любому поводу не только администрацию, но и тех, кто ее защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. В столовой на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) Молча, возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний.
5.Если на улице, в школе вам наступили на ногу…
а) с возмущением посмотрю на обидчика:
б) сухо сделаю замечание:
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
От 20 баллов до 16 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 16 до 9 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 9 баллов. Характер — вздорный. Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Главный виновник любого конфликта это наша секундная агрессия. А что такое агрессия? (4)
— Агрессия- это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Агрессивный человек живет в постоянном конфликте с окружающим миром и людьми.
Взять красный надутый шарик.- Посмотрите на мой красный надутый шарик. Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух –чувства раздражения и гнева. Может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным? Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? С помощью иголки лопнуть шарик.
-Коллеги, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой– нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?
— Давайте попробуем изобразить ситуацию выражения агрессии. Каждому ученику раздается одноразовый стакан.Возьмите одноразовый стакан и сделайте с ним то, что бы вы сделали в состоянии агрессии. Затем предлагается вернуть предмет к первоначальному виду.
— Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить? Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
— Как же бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить нас?
Когда нам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, не надо держать его внутри, надо уметь разумно его выплескивать:
Взять другой шарик, надуть его и выпустить немного воздуха.- Посмотрите, если мы выпустим из шарика немного воздуха? Шарик уменьшился?Взорвался ли шарик? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Коллеги, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда
А теперь давайте поподробнее рассмотрим безопасные способы выражения агрессии.
1.Не доводите до предела. Лучший способ совладать с гневом — это заявить об этом тому, кто вас разозлил. Существует специальная формула «Я — высказывание», (слайд) которая помогает нам в этом. Как правильно сказать? (обратиться по имени, поделиться своими чувствами, сказать вежливое слово, высказать свое пожелание).
«Сережа, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени».
——Приведите свои примеры. Давай те в парах разыграем ситуацию.
2. Можно выразить свои эмоции на физическом уровне. Сделайте это, естественно, не причиняя вреда себе или окружающим.
— возьмите подушку, начните боксировать по ней, поколотите ее; отожмитесь, подтянитесь, покатайтесь на велосипеде, если есть такая возможность.
— 3.«поработайте кулачками». Необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки (представить, что в руках мы сдавливаем лимон, выжимая лимонный сок – полностью, без остатка) и затем очень резко их разжимаем.
-Это упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической агрессии.
-4.«превратитесь в воздушный шарик». Необходимо поднять руки вверх, изображая воздушный шарик; глубоко вдохнуть – наполнить шарик воздухом и задержать дыхание. После – медленно выдохнуть, выпустив воздух из шарика, при этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза.Это упражнение также можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать руки наверх, то его можно делать совсем незаметно для окружающих.
5. Перевести конфликт в шутку («Давай завтра подеремся, что-то я сегодня не настроен»).
— Что помогает избежать ссоры.
4. Научитесь делать паузу. Необходимо сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти. Вспомните свое внутренне состояние в одной из ситуаций, когда вы испытывали гнев, обиду, злость, и попытайтесь воспроизвести его. После этого необходимо задержать дыхание и, прежде чем начать что-то делать или говорить, посчитайте до десяти.
Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды.
5. «Лист гнева», «Рисунок обидчика», «Порви бумагу». Надо нарисовать на листке бумаги обидчика, а после скомкать, потоптать, разорвать на мелкие кусочки этот листок. Можно просто разорвать ненужный вам листок, потратив всю отрицательную энергию на это действие.
— Мы разобрали безопасные способы выражения агрессии. Конечно, желательно эти методы использовать в сочетании друг с другом. А сейчас мы попробуем разыграть разные ситуации.
Ситуация 1
Учителя не устраивает расписание, составленное учебной частью. Заместитель директора отказывается его изменить: всем не угодить, кто-то все равно останется недоволен. В ответ учитель не согласился вести уроки вместо заболевшей коллеги.
Завуч устроило бы немного скорректировать расписание, чтобы хоть частично удовлетворить интересы учителя. И тогда было бы естественно попросить учителя пойти навстречу администрации в вопросе замены.
Стратегия компромисса, или взаимных уступок. Такой способ особенно подходит для ситуации: завуч по мере возможности учитывает пожелания учителя, а учитель избегает категоричных требований, понимая, что в расписании трудно учесть пожелания каждого педагога.
Ситуация 2
Урок в 8-м классе. Проверяя домашнее задание, учительница трижды вызывает одного ученика. Все три раза мальчик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате «двойка» В журнале. На следующем уроке опрос вновь начался с него. И когда он опять не стал отвечать, учительница удалила его с урока. Та же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в школу. Но родители выразили учительнице недоверие за то, что не сумела найти подход к их сыну. А та, в свою очередь, высказала претензии им — родителям, не уделяющим, по ее мнению, должного внимания сыну и его школьным делам. Разговор продолжился в кабинете директора.
Вполне вероятно, что восьмиклассник сам спровоцировал конфликт, вступив в соревнование с педагогом, — «кто кого?». Для подростков характерно желание испытать свои силы в «борьбе» со взрослыми, зачастую не отвечающими его представлениям об идеальном человеке. Учитель же дал «слабинку», вступив в соревнование с мальчишкой. Педагогу стоило бы выбрать другую стратегию — избегание, компромисс или взаимодействие.
Одно заключается в том, чтобы найти источник конфликта и по возможности ликвидировать его. Например, разъединить конфликтующих людей, исключив даже их общение.
В особо сложных ситуациях, когда на вас действуют сильные раздражители, попробуйте применить такую тактику:
- дайте себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайтесь сразу в бой — так вы рискуете выплеснуть наружу неадекватные реакции, о чем потом будете жалеть;
- изобразите на лице улыбку и подержите ее минуту — после этого вы почувствуете себя лучше;
- выслушав выпад в свою сторону, скажите про себя «это не про меня» и больше не возвращайтесь к инциденту, как будто его и не было;
- не принимайте слова оппонента слишком близко к сердцу, не думайте об их цели; уходя домой, оставляйте все проблемы за дверью кабинета
Итог занятия.
— Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?
На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
Спасибо вам всем за работу! Удачи и успехов в преодолении агрессии!
Мастер-класс «Психологическая компетентность педагога»
Цель: определение критериев, характеризующих психологическую компетентность педагога.
Задачи:
— настроить участников на работу, помочь раскрыть свои личностные качества, создать условия для эффективного сотрудничества;
— диагностировать и развивать коммуникативные способности участников мастер-класса;
— формировать у педагогов навыки группового взаимодействия, четкое осознание себя как педагога-профессионала;
— способствовать развитию их позитивного самовосприятия, уменьшать эмоциональное напряжение.
Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, уважаемы коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер-классе. Тема его «Психологическая компетентность педагога».
Существует много видов профессиональной деятельности, относящихся к типу «человек-человек», но есть среди этих профессий такие, которые непосредственно влияют на судьбу человека. Одной из них является профессия педагога. Вот почему она должна быть не просто деятельностью, но и призванием.
Упражнение «Дерево ожиданий»
Психолог: Сейчас я предлагаю Вам написать на листочках свои ожидания от данного мастер-класса. (Участники получают листики бумаги, на которых пишут собственные ожидания от мастер-класса, далее прикрепляет свой листочек к дереву.)
Основная часть.
Упражнение «Продолжи фразу».
Сейчас я предлагаю каждой из вас продолжить такие фразы:
— Я выбрала профессию педагога, потому что …
— Основные качества, необходимые педагогу…
— Качества, которые я больше всего ценю в людях …
— Если бы я не стала педагогом, я бы выбрала профессию …
(Обсуждение результатов)
Упражнение «Ассоциации»
Психолог: Возьмите лист и нарисуйте предмет с которым вы смогли бы себя ассоциировать, как педагог-профессионал. Под своим рисунком в двух колонках запишите факторы, которые помогают и препятствуют работе педагога.
Психолог: А теперь давайте с вами обсудим, те факторы которые вы записали в колонках.
Упражнение: «Различные точки зрения»
Психолог Сейчас вашему вниманию я хочу предложить упражнение, которое называется «Различные точки зрения». Его цель: определить критерии, характеризующие психологическую культуру современного педагога.
Для эффективной работы я предлагаю объединиться в группы. А сделаем это так: поиграем в считалку «Слива, груша, яблоко». Теперь все одинаковые фрукты объединяются в одну группу. У нас образовались три замечательные группы.
Каждая из групп в течение 5 минут попытается дать определение и сформулировать требования к психологической культуре современного педагога. Первая группа делает это от имени администрации учреждения, вторая дает определение с точки зрения родителей, третья — с точки зрения самих педагогов.
После выполнения задания один представитель группы зачитывает свою версию определения понятия «психологическая культура».
Информационное сообщение
Психолог: Понятие «психологическая культура» является сравнительно новым. Оно образовалось на пересечении разных наук: философии, социологии, этики и психологии.
Психологическая культура педагога предполагает наличие у специалиста:
— общих знаний по психологии;
— умение использовать приобретенные знания при работе с детьми;
— способности понимать эмоциональное состояние ребенка;
— умение правильно оценивать педагогические ситуации;
— умение использовать индивидуальный подход к ребенку;
— наблюдательности, внимательности, психологической проницательности, развитых прогностических способностей;
— умение адекватно воспринимать себя и окружающих, общаться с разными людьми
— стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию;
— чувства собственного достоинства, самоуважения
— способности к рефлексии, самоконтролю, критическому мышлению;
— умение предотвращать и разрешать конфликты.
Графический тест «Домик для эльфа»
Психолог: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста — нарисуйте ему дом!
(После выполнения психолог зачитывает ключ к тесту).
Упражнение «Что написано на карточке?»
Психолог: Современному педагогу чрезвычайно важно уметь понимать невербальные сигналы, без которых невозможно полноценное общение. Поэтому следующее упражнение поможет нам потренироваться в умении «читать» невербальные знаки. У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, событий, понятий. Я покажу карточку одному из вас, этот участник с помощью жестов, мимики, пантомимики должен будет показать остальным участникам то, что написано на карточке. Участники постараются отгадать что или кого показывает их коллега.
Примеры: «младенец», «спящий кот», «день рождения», «мыльный пузырь», «влюбленная девушка», «улыбчивый кондуктор».
Упражнение «Свидание»
Психолог: Следующее упражнение «Свидание» также будет проводиться в группах. Каждая группа получит конверты с набором отдельных предложений, которые нужно расположить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получилось содержательное повествование. Затем один представитель из группы представляет результат.
Карточки с предложениями:
— Его сердце екнуло.
— Было уже поздно.
— Где залаял пес.
— Месяц — словно большой апельсин.
— Поезд тронулся.
— Имеет ли что-то смысл в этой жизни?
— Он взял ее за руку.
— Послышался скрежет железа.
— Он посмотрел на нее.
— Раздался выстрел.
— Он понял, что только она могла сделать его счастливым.
— Ее глаза были закрыты.
— Эта встреча — последняя.
— Легкий ветерок доносил взволнованный шепот.
Психолог: Каждая группа создала свой рассказ, опираясь на полученную информацию. А чей же рассказ правильный? Люди привыкли действовать стереотипно, оглядываясь на созданные кем-то каноны.
Здесь нет правильного или неправильного ответа. У каждого получился свой рассказ, и каждый может объяснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнения других, ведь они имеют право на существование.
Упражнение «Близнецы»
Психолог: Мы уже отмечали ранее, что настоящий педагог должен быть не только хорошо подготовленным теоретически, но и на практике уметь применять свои знания. Все педагоги хорошо знают, насколько важно развивать общую координацию движений и мелкую моторику рук у детей. Поэтому следующее упражнение будет способствовать развитию общей координации движений и согласованности действий.
Перед вами на столе лежат: подарочная бумага, свернутая в несколько раз; рубашка с расстегнутыми пуговицами; бутылка с завинчивающейся крышкой; подарочная коробка; лента, свернутая в рулон; ножницы и цветной картон для изготовления открытки.
Вам нужно объединиться в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию так, чтобы у каждого была свободной только одна рука: у одного — левая, у другого — правая. Пары подходят к столу с предметами и по моей команде своими свободными руками выполняют следующие команды:
— застегнуть рубашку;
— закрутить на бутылке крышку;
— вырезать открытку;
— составить предметы в коробку;
— коробку аккуратно обернуть подарочной бумагой и перевязать лентой.
Упражнение «Быть педагогом — это …»
Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается. Первый начинает такими словами. «Педагогом быть хорошо, потому что… и так каждый высказывается по кругу. После выполнения упражнения участники обмениваются впечатлениями, обсуждают то, что позволило посмотреть по-другому на профессию педагога.
Заключительная часть.
Рефлексия «Мои ожидания»
Все участники по очереди подходят к «Дереву ожиданий», к которому прикреплены их ожидания. Если чьи-то ожидания осуществились, он «забирает» свой опыт и кладет в чемодан Полезных Знаний. У кого они не осуществились, тот оставляет свои ожидания на дереве.
Психолог: Уважаемые коллеги, была очень рада видеть Вас на своем мастер-классе, спасибо за внимание, желаю Вам успехов в работе.
Мастер-класс «Арт-терапия в арсенале педагога-психолога школы»
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
(ГБОУ НСО «СКОШИ»)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по ВР ________Т.Г. Афанасьева
«___» ________ 2015 г.
Мастер-класс «Арт-терапия в арсенале педагога-психолога школы»
Творческая площадка
« Стандартизация образования обучающихся с ОВЗ: реализация и перспективы»,
в рамках августовской районной педагогической конференции
Разработали и провели:
Л.В. Швечкова, педагог-психолог высшей квалификационной категории,
О.В. Акимкина, педагог-психолог I квалификационной категории
Куйбышев
2015
Мастер-класс:
Классическая музыка
СЛАЙД 1 «Арт -терапия в арсенале педагога-психолога школы»
СЛАЙД 2 Цель: повышение профессионального мастерства специалистов, педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.
СЛАЙД 2 Задачи:
• Систематизирование знаний педагогов об арт-терапии для детей, как о серьёзной форме психотерапии.
• Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.
• Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, песочную терапию) как одну из форм организации мастер – класса.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
Оборудование: бумага для рисования, ватман, краски, карандаши, фломастеры, кисточки, непроливайки, песочные планшеты, бросовый материал (камушки, трубочки для коктейля, мелкие игрушки), влажные салфетки, мульмедийное оборудование, компьютер.
Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас видеть! Меня зовут Л.В., я педагог-психолог, работаю с детьми с интеллектуальными нарушениями. Меня зовут О. В., я педагог-психолог, работаю с детьми с нарушением слуха.
Вашему вниманию мы предлагаем мастер-класс «Технологии арт-терапии в арсенале педагога-психолога школы» для восстановления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, мы рассматриваем один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами-психологами это — арт-терапия.
СЛАЙД 3 и ПРОГОВАРИВАЕМ Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
СЛАЙД 4 Арт-терапия выполняет следующие функции: ПОКАЗЫВАЮ Катарсическая: очищающая, освобождающая от негативных состояний;
Регулятивная: снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;
Коммуникативно-рефлексивная: обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки;
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми — это безопасный способ разрядки негативных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.
СЛАЙД 5 формы арт- терапии представлены на слайде.
Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми. Мы успешно применяем такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, монотипия, мандалы, арт-коллажирование. СЛАЙДЫ С ФОТО И ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ Данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.
СЛАЙД 6 Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает ребёнку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
СЛАЙД 7 Сказкотерапия – метод, использующий ресурсы сказки или сказочной истории для: воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов.
СЛАЙД 8 Песо́чная терапи́я — это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
СЛАЙД 9 Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Музыкотерапия это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
СЛАЙД 10 Фототерапия – предполагает использование фотографий для психокоррекции путем творческого самовыражения. При работе с фотографией может применяться весь спектр психотерапевтических методик — арт-терапии, сказкотерапии, психодрамы и др.
СЛАЙД 11 Арт-коллажирование — это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. Создание коллажа способствует развитию представления о чём-то, отработке негативных чувств и ресурсов. Работа в команде способствует развитию сплочения. Рассказ о своем коллаже развивает рефлексию.
СЛАЙД 12 Монотипия – придумывание образа из причудливых изображений, полученных в результате отпечатка краски на листе или создание цветового отпечатка согласно образу. Термин монотипия произошел от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения. Далее придумать рассказ о рисунке.
Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.
Практическая часть
СЛАЙД 13
ПАМЯТКА
участника мастер-класса:
1. Получи удовольствие!
2. Позволь себе быть свободным!
3. Доброжелательность к себе и другим.
4. Постарайся быть внимательным.
5. Избегай оценок и суждений.
6. Сконцентрируйтесь на собственных чувствах, ощущениях, настроениях. И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
А сейчас мы предлагаем Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, мы применяем для стабилизации эмоциональной сферы и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. ПО СЛАЙДУ 13
Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение «Свободный рисунок в круге», которое способствует налаживанию коммуникации, объединению, гармонизации эмоционального состояния.
Материалы: большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция: предлагаем вам одновременно рисовать друг к другу дороги в круге со словами «Я ОЧЕНЬ РАД(А) ТЕБЯ ВИДЕТЬ»
СЛАЙД 14 Вы ещё раз поприветствовали друг друга, мы тоже рады вас видеть и продолжаем. Мы предлагаем вам эмоционально расслабиться, получить наслаждения от упражнения «Радужное настроение», (В.В.Назаревич, нами модифицированно) от взаимодействия с краской и цветом.
Возьмите чистый лист бумаги намочите его с помощью воды и кисти. По мокрому листу поставьте семь точек краской цветов радуги. А теперь, создайте картинку своего радужного настроения.
Дальше идёт обсуждения настроения, рисунков и проводится выставка творческих работ. Данная методика также может использоваться как техника для самопрезентации, когда участник в каждый цвет вкладывает сферу своей жизни и рассказывает о себе.
Упражнение «Чудеса на песке» (пескотерапия)
Цель: развитие самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.
СЛАЙД 15 Инструкция: « Ящик желаний».
— Сейчас мы предлагаем вам не только поиграть с песком, но и узнать ваши желания. Для этого у нас есть бочонок желаний, в котором спрятаны сюрпризы. Вам нужно найти какой-то один предмет, по предложенным, обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждёт в будущем (Приложение). Пожалуйста.
• Материализация мечты на песке (музыкальное сопровождение)
— Ну, а теперь, когда вы получили положительный заряд эмоций пусть каждый из вас при помощи песка, нарисует свою мечту. Но, прежде чем начать это делать, подготовимся. МУЗЫКА
Закройте глаза, расслабитесь. Подумайте, что вы хотите больше всего на свете. Попробуйте представить свою мечту в виде образа или предмета. Рассмотрите свою мечту и мысленно возьмите её с собой. Откройте глаза, пусть каждый из вас при помощи песка изобразит свою мечту в виде символов или предмета.
— Теперь каждый раз, когда вы будете думать о своей мечте, вы будете представлять её в виде этого образа. И она обязательно исполнится.
СЛАЙД 16 Завершающее упражнение «Спасибо! »
Мы предлагаем каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового.
СЛАЙД 17,18 И в завершении мы попросим вас, оставить отзыв о матер классе, написать свои пожелания.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ИГРАЕТ ВО ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ ОТЗЫВОВ
Приложение
Песочница желаний
(в песке игрушки)
Куколка — к диву, чуду
Дед Мороз — исполнение желаний
Собачка — встреча с другом
Машинка — путешествие
Кристаллик (камешек) — к подарку
Звезда – карьерный рост
Ангел – романтическое свидание
Черепаха – к здоровью, долголетию
Монета — к повышению зарплаты на 50%, на 10%
Кролик — счастливый оборот житейских обстоятельств, значительный рост благосостояния.
Медведь — к зрелищному мероприятию
Ёж — Символ защищенности, открытости, дружелюбия и радости.
Лошадь — исполнение желаний
Ящерица — добрый знак. Символ проворности, неуловимости, а также возрождения.
Слон — в перспективе выдвижение на должность, стабильность в делах
Пчела — результативная, руководящая работа работа
Овца — к друзьям, скорой с ними встрече.
Кошка – спокойствие, независимость
Гусь -путешествие и удачные обстоятельства
Белка – хлопоты, заботы
Бегемот — встреча с весьма значительной личностью.
ПОВСЕДНЕВНЫЕ СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ
ИЛИ С АРТ-ТЕРАПИЕЙ ПО ЖИЗНИ!
1. Маникюр
Да, да! Многие женщины отмечают, что успокаиваются, когда красят ногти! А на цвете, форме и рисунке на ногтях отражается эмоциональное состояние их обладательницы: спокойное или агрессивное, озорное или грустное. И оно периодически меняется, как и маникюр!
2. Hand-made
Мыловарение, изготовление украшений, скрапбукинг, создание открыток, бисероплетение и т.д. — всё это различные способы выразить себя, своё отношение, мысли и чувства через творчество, т.е. арт-терапия! Если вы делаете какую-то вещь в подарок, то в ней отразится не только ваша индивидулаьность, но и представление о человеке, которому она предназначается: что ему нравится, что он ценит и чему будет рад.
3. Макияж
Макияж — это творчество по созданию своего внешнего образа. Женщина может сделать себя агрессивной, а может — наивной, строгой или взбалмошной, молодой или старой. Ниже приведены фотографии моей любимой модели Ginta Lapina с разным макияжем. Видите, как сильно влияет макияж на наше восприятие? На одних фотографиях она кажется злой, на других нежной, то юной, то взрослой, иногда даже нездоровой. Раскрашивайте себя по-разному, экспериментируйте и получайте удовольствие!
4. Музыка
Слушаете ли вы чужую музыку или сочиняете сами — будьте уверены, она проникает в самое сердце и влияет на ваше настроение, состояние и самоощущение. Не бывает вредной или полезной музыки — каждый человек слушает ту музыку, которая ему сейчас нужна.
Что бы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:
• любишь или ненавидишь – рисуй;
• мечтаешь или сомневаешься – рисуй;
• плачешь от горя или радости – рисуй;
• кризисно или ресурсно – рисуй;
• расслабленный или напряженный – рисуй;
• скучно или занят – рисуй;
• весело или грустно – рисуй;
• страшно или смело – рисуй;
• радостно или печально – рисуй;
• хочешь или на все наплевать – рисуй;
• тяжело или слишком легко – рисуй;
• устал ли отдыхаешь – рисуй;
• мучаешься или наслаждаешься – рисуй;
• ждешь или встретил – рисуй;
• одиноко или со всем миром сразу – рисуй.
Консультация: Мастер-класс педагога-психолога для родителей «Играем вместе»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Росинка», РМЭ, город Козьмодемьянск.
Мастер-класс педагога-психолога для родителей
«Играем вместе»
Подготовила
педагог — психолог
1 кв. категории
Сафина Ю.А.
Цель:
1. быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения;
2. снятие напряжения с лицевой мускулатуры;
3. улучшение контакта, взаимопонимания, эмоциональное сближение ребенка и взрослого;
4. преодоление зажимов в общении ребенка и взрослого;
5. поддержка детей и родителей в стремлении общаться друг с другом, делать что-либо вместе, переживать новое сообща, открывать внутренний мир другого человека.
Сегодня мы с вами рассмотрим и попробуем научиться несложным приемам снятия психо — эмоционального и физического напряжения.
Снизить возбуждение, напряжение или усталость нашего ребенка можно в том случае, если помочь ему расслабиться телесно.
Как это сделать?
Поможет очень простой секрет.
Так устроена наша физиология, что расслабление мышцы автоматически наступает после ее напряжения. И чем сильнее и длительнее вы напряжете мышцу, тем больше после этого она расслабится.
Но мы не будем это объяснять этот механизм нашему непоседе.
Мы будем играть!
Назовем игру, например, «Черепашки».
Предложите ему сесть и представить, что он теперь – черепашка. Ему надо сильно-сильно напрячь все мышцы – они должны стать твердыми, как панцирь. И начните проверять… Дотронетесь до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т. д.
«Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты – настоящая черепашка с твердым панцирем!»
Подержите ребенка в напряжении секунд 10, постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривая и побуждая его.
А теперь – солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как масло.
И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула или дивана. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше.
Обратите внимание на мышцы шеи и лица! Обычно про них забывают, а их особенно важно напрячь и расслабить.
Поэтому во время проверки обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить.
«А как же личико у нас? Тоже с панцирем? Ой, нужно еще потверже сделать!»
Следующая игра будет такой:
«Полет птицы».
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей.
Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь!»
Шея лебедя напряжена, вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки – крылья, шире, плавно…Молодцы!
Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и. выпрямите резко… Глубокий вдох и. О чудо! Мы взлетели…Вдох-выдох… (3 р.) Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое и голубое небо вокруг, приятная прохлада…тишина. покой. Вдох –выдох.
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая птица! Вдох – выдох.
Мы плавно летим, нам нравится и совсем нестрашно. Спустимся пониже еще ниже еще ниже. Вот уже совсем близко поле лес дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательный был полет!
Стоит учесть, что выполнять программу нужно, когда вы чувствуете, что дети возбуждены, тревожны, устали. Можно 1-2 р. в неделю начитывать перед сном под спокойную музыку.
И еще одна забавная игра, которая поможет вашему ребенку расслабиться:
(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки)
Её цель — снятие напряжения мышц лица.
Я буду рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.
Вот понравилось лягушкам:Взрослый и дети осторожно пальцами
Тянут губы прямо к ушкам!растягивают улыбку к ушкам
Потяну — перестану и нисколько не устану! «Отпускают» улыбку
Губы не напряжены и Пальчиком руки проводят по
рас-слаб-ле-ны. расслабленным губам сверху вниз.
Помните о том, что ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя. Будьте самими собой и не пренебрегайте возможностью окунуться в детство, играя со своим чадом.
Благодарю за внимание.
Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»
Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога
Задачи: знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые педагоги! Я хотела бы Вам предложить принять участие в мастер — классе по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Одна из самых главных проблем-это состояние здоровья детей.Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.
Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.
Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Для сохранения психологического здоровья используются здоровьесберегающие технологии. Это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения. Это формы и методы, используемые в ДОУ для укрепления и сохранения здоровья.
Я предлагаю начать нашу встречу со знакомства. И не просто познакомимся.Сегодня мы с вами придумаем себе тренинговое имя. Каждый может взять себе любое имя,какое он хочет. Может свое настоящее или игровое,может вымышленное или из сказки.Напишите свое имя на визитной карточке и прикрепите. Возьмите тот цвет фломастера, который вам нравится,который ближе к вашему состоянию души (в конце мастер-класса зачитать значения цветов для педагогов)
Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в работе:
-психогимнастика
-сказкотерапия
-песочная терапия
-арттерапия
-пальчиковая гимнастика
-релаксация
-изотерапия
-цветотерапия
-музыкотерапия
-дыхательная гимнастика
Сегодня на примере покажу несколько видов здоровьесберегающих технологий-это психогимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика и релаксация.
Психогимнастика формирует умения и навыки владения выразительными движениями-средствами человеческого общения, вырабатывает у детей положительные черты характера, корректирует поведение, снижает эмоциональное напряжение.
Упражнение «Подарок»
Каждый дарит своему соседу справа воображаемый подарок (изображаем мимикой, пантомимикой), но не называем предмет конкретно. Тот кому адресован,должен сам догадаться о том,что ему подарили.
Сказкотерапия способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений.
Упражнение «Волшебная палочка»
Все сидят в кругу, тот к кому в руки попадает волшебная палочка, говорит о своих желаниях, ценностях и мыслях.
4.Пальчиковая гимнастика – это развитие моторики
Упражнение «Замок»
На двери весит замок (Сложить пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (постучать рука об руку)
Покрутили, (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)
Потянули (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)
И открыли! (резко расцепить пальцы)
5. А сейчас я хочу предложить Вам еще один путь к здоровью — это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) Сама по себе релаксация имеет широкий спектр показаний и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект.
Упражнение «Облако»
Представьте себе, теплый, летний вечер. И вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака. Они такие воздушные, белые, разной формы. То в виде круга или сердца, то как будто белогривая лошадка или же собачка. Вокруг все тихо и спокойно. Вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете подниматься все выше и выше к облаку, самому пушистому и красивому. Ваше тело становится легким, как облачко. Вы поднимаетесь и ложитесь на облачко. Оно такое пушистое и мягкое. Оно вас гладит и нежно обнимает. Вам хорошо и приятно. Вы полностью расслаблены и спокойны. И вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку и откройте глаза.
Подведение итогов: Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что время, проведенное со мной, подарило Вам не только знания для вашей педагогической деятельности, но и ощущение здоровья. Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Надеюсь, что в вашей педагогической копилке появятся новые игровые методы использования здоровьесберегающих технологий, с которыми вы поделитесь с родителями. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения!
Значения цветов:
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
Те, кто любит этот цвет, — люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к. окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ
Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ
Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства — следствие большой внутренней работы над собой.
«Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ»
МАСТЕР-КЛАСС
на тему: «Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ»
.
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах.
Между тем, как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.
Как показывает мой психологический опыт, особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная игротерапия.
Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Особенно важны такие игры для детей с задержкой речевого и психического развития. Таким дошкольникам часто свойственны повышенная тревожность, высокий уровень агрессии, застенчивость, заниженная самооценка, рассеянное внимание.
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.
Игра «Нарисуй сказку». Педагог просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.
Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: педагог рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.
«Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Педагог рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).
«Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом. Игру обычно начинаю так: предлагаю общую тему для творчества, например, «море». Дети с удовольствием выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения. Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики.
«Мой мир». В этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.
Последний метод особенно хорошо использовать в процессе диагностики речевого и психологического развития ребенка. Подобная методика, под названием «Техника мира», подробно описывается в книге английского психолога Маргарет Ловенфельд, основательницы Лондонского Института детской психологии.
В последнее время особую популярность приобретают сказкотерапевтические методы. Мир сказок всегда занимателен и многообразен. Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных сознанию.
Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В развивающие занятия с детьми включены:
— чтение сказок М.А. Панфиловой, О.В Хухлаевой, А. Демиденко. Через сказки (М.А.Панфилова «Лесная школа», О.В. Хухлаева «Сказка о котенке Маше», «Сказка про Большого Воробья Иришку», А. Демиденко «Сказка о маленьком привидении Филе») происходит подкрепление положительного отношения к школе, создание положительного образа школьника, закрепление знаний о школе, формирование чувства уверенности в роли ученика, формирование образцов ролевого поведения. Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, экспрессивные этюды и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.
«Минутка для отдыха»
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Самый лучший друг. (Дети хлопают в ладоши.)
«Встречалка»
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается-
Цветочки раскрываются.
Целый день они опять
Будут дружно играть.
«Встречалка»
Здравствуйте, ребята!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
«Встречалка»
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Улучшит без сомнения
Нам занятие настроение.
«Встречалка»
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Мышат? – Нет
Цыплят? — Нет!
Утят? — Нет!
Бельчат? — Нет!
Ребят? — Да!
Хорошо, когда мы вместе!
Настроение у всех чудесней?
Девочки … (Да)
Мальчики… (Да)
«Встречалка»
— Вам весело? А настроение у вас какое? (веселое)
— Как живёшь? — Вот так!
— А плывёшь?
— А бежишь?
— Вдаль глядишь?
— Ждёшь обед?
— Машешь вслед?
— Ночью спишь?
— А шалишь?
— На занятие спешишь?
(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)
• «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение».
• «Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга».
(проводят педагоги).
• «Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу».
• «Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу».
Ритуалы окончания занятий
«Круг друзей»: стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
«Эстафета дружбы»: Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
«Солнечные лучики»: Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Провести практически с педагогами.
«Мы тоже!»: Психолог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже!».
Психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением! («Мы тоже!»)
Психолог: «Я дарю вам улыбку» («Мы тоже»)
Психолог: «Я радуюсь» («Мы тоже!»)
Психолог: «Я прыгаю от счастья!» («Мы тоже!»)
Психолог: «Я вас люблю!» («Мы тоже!»)
Психолог: «Я вас обнимаю!» («Мы тоже!»)
Все обнимаются в едином кругу.
Ваше настроение отличное? («Да»)
Наша встреча закончена. Приятных вам эмоций! До свидания!
Свеча в руках.
Как мне вам объяснить, чтоб могли вы понять,
Что нельзя вам ни строить его, ни ломать,
Как нельзя изготовить цветка лепесток,
Если в вашей руке молоток, молоток…
Если б вместо него, вам бы в руки свечу,
Я на этот огонь захочу, полечу!
Как прекрасен итог: сколько знаний всего
Вы вложили в него! А всего ничего.
Отпустите его – пусть душа воспарит,
Если в спящей душе еще что-то горит,
Если вы не успели свечу затушить…
А иначе нет смысла и повода жить!