Личность в отечественной психологии: используемые подходы в изучении
В сжатом теоретическом обзоре, представленном ниже, можно проследить становление и последующее развитие социально-психологической проблематики личности в отечественной психологии, в ее теоретических подходах, подходы к изучению личности в отечественной психологии, а также прикладные исследования уже современной психологической науки.
Психология личности на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий
На границе девятнадцатого и двадцатого столетий по причине поляризации общественных, идеологических и научных сил, сформировавшихся в России, произошла перемена парадигмальных установок. Воззрения ведущих психологов распределились по трем направлениям: естественно-научному, эмпирическому и экспериментальному. Так случилось, в первую очередь, под очевидным влиянием международных (зарубежных) научных течений, таких как бихевиоризм, позитивизм и неотомизм, на отечественные психологические направления. Именно поэтому в начале двадцатого столетия российская психология в чисто содержательном плане не была абсолютно единой, так как не существовало общих методологических оснований для ее постепенного развития. Но наиболее значимо в этот период выделяется стремление к диалогу теорий, культур и концепций. Для данного временного периода более важным было появление самой идеи личности; превращение просто человека уже в личность рассматривалось, как некая идеальная модель, как социально предпочтительный итог развития.
Этот период изучения проблематики личности, в первую очередь, напрямую связан со стартом разработки культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в которой был намечен путь, ведущий к преодолению разрыва между объяснительной и описательной психологией в трактовке личности исключительно как «вершинной проблемы» психологической науки и т.д. Касательно эмпирического направления, проблема личности представлялась в трудах Н.Х. Весселя, А.Л. Нечаева, Г.И. Челпанова, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского и прочих.
Этап, начавшийся после революции, был напрямую связан с социалистическим переустройством социума, и касательно изучения личности отличался имеющимися довольно острыми методологическими противоречиями и даже кризисными ситуациями: управление образовательной сферой поручили Наркомпросу, а управление научной сферой – ГУСу (Государственному ученому совету). Идеологическим основанием работы созданных управленческих структур были мировоззренческие идеи, а также понятия марксизма, которые и определили подходы к изучению личности как к некоему средству, необходимому для реализации идеи коммунизма.
Идеи личности именно в этом временной период развивались под оказываемым влиянием со стороны разноплановых научных теорий и методологических направлений: методологии марксизма, педологии, психотехники, психоанализа, поведенческой психологии. Выросла роль социального заказа, выдвинутого государством педологии – «воспитать нового индивида», который бы подчинялся интересам классовой борьбы. К реализации этой задачи приложили руку П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый, М.Я. Басов, А.С. Залужный и прочие. Педологическое движение стало действительно масштабным в научном и организационном планах. Научно-теоретические основания педологического знания были разделены на такие направления, как биогенетическое, рефлексологическое и социогенетическое.
Был востребован тезис о нужности изучать индивида как активного деятеля, но в психологической науке все также преобладала тенденция биологизации человека.
Самой взвешенной можно назвать позицию Л.С. Выготского (1896-1934 гг.). За основу изучения детей он взял целостный генетический подход. Он развивал общее представление о социальной ситуации как о неотъемлемом факторе развития личности. В ос
Личность в отечественной психологии XX века.
Реферат по учебной дисциплине «Психология»
на тему: «Личность в отечественной психологии XX века»
План
1. Введение.
2. Концепция личности Платонова К. К.
3. Концепция личности Ананьева Б. Г.
4. Концепция личности Ковалева А. Г.
5. Концепция личности Щербатых Ю. В.
6. Концепция личности Мясищева В. Н.
7. Заключение.
8. Список литературы.
1. Введение.
Отечественные психологи, говоря о личности, всегда имели в виду человека в ипостаси единицы общества. Вне общества личность немыслима. Человек бессменно является единицей той или иной общественности — семья, школа, рабочий коллектив на предприятии. Интенсивная человеческая деятельность в коллективе, взаимоотношения коллектива и личности значительно детерминируют собой развитие особых личностных качеств.
Отечественная психология личности развивалась в течении четырех этапов.
I этап – конец XIX столетия – 20-е годы ХХ в. Значимым и характерным для данного этапа было возникновение самой идеи личности.
II этап – 30-е – 60-е года ХХ в. Ученые осуществляют попытку дать научное определение личности, раскрыть ее в качестве психологической категории. Проблема личности занимает стойкое положение, имеет дисциплинарный характер.
III этап – 60-е – 80-е года ХХ столетия. Данный этап ознаменован формированием теорий «нового советского человека». Психология личности своего рода эксплицируется вовне, являя собственные возможности и оттесняя иную совокупность психологических проблем. Идея личности видоизменяется в личностный принцип. Осуществляется поиск механизмов развития и формирования личности.
IV этап – 80-е – 90-е годы ХХ столетия. На данном этапе сохраняется множество особенностей третьего этапа, однако, вместе с тем, увеличивается интерес к методологическим взглядам. Феноменологические взгляды на личность становятся главенствующими в её проблематике. Раскрываются «новые» грани личности — неадаптивная активность, субъектность, персонализация. Оглашается возникновение парадигмы личности. Личность становится качеством системным.
Проблему личности изучали в разнообразных аспектах такие отечественные исследователи, как К.К. Платонов, Ю.В. Щербатых, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев. Теоретические разработки ученых были направлены на единый подход к изучению личности человека. Понятие «личности» — одно из важнейших для всех теорий.
2. Концепция личности Платонова К. К.
Данная концепция является более ярким примером осуществления идей структурного подхода к изучению человеческой личности. К.К. Платонов воспринимает личность в качестве динамической системы, а именно, системы, формирующейся во времени, меняющую состав находящихся в ней компонентов и связей меж ними, вследствие сохранения функций. Согласно его взглядам, личность есть человек, в качестве носителя сознания.
В данной системе автор акцентирует четыре подструктуры человеческой личности. Критерии акцентирования подструктур:
- расположение социального и биологического, содержательного и процессуального, приобретенного и врожденного;
- внутренняя сопредельность черт личности, находящихся в каждой подструктуре;
- любая подструктура обладает собственным особым, основным для нее инструментом развития — упражнение, воспитание, тренировка, обучение;
- объективно действующая иерархичная обусловленность подструктур;
- исторические критерии, применяемые для содержательного осмысления личности — личность в качестве суммы психических свойств, «социологизация» личности, личность равно как человеческий опыт, «биологизация» личности.
Использование этих критериев в анализе личности способствовало выделению автором в ее структуре такие ключевые подструктуры:
- Подструктура отношений и направленности личности, обнаруживающиеся подобно моральным чертам. Они не обладают врожденными задатками и создаются посредством воспитания. В следствие этого ее можно назвать социально обусловленной. Содержит интересы, убеждения, желания, идеалы, склонности, мировоззрение, стремления. Все это являет собой формы выражения направленности, в которых выражаются отношения личности. Характеристики данной подструктуры, по К.К. Платонову, необходимо рассматривать на уровне социально-психологическом.
- Подструктура опыта, объединяющая умения, знания, привычки и навыки, полученные посредством обучения, однако уже с ощутимым воздействием биологически, и, в том числе, генетически предопределенных свойств личности. Основная модель формирования качеств данной подструктуры – обучение определяет и уровень их анализа – психолого-педагогический уровень.
- Подструктура специфических особенностей психических процессов — функций мышления, памяти, чувств, эмоций, воли, ощущений, восприятия. Процесс образования и развития специфических особенностей психических процессов исполняется посредством упражнения, а изучение данной подструктуры осуществляется в основном на уровне индивидуально-психологическом.
- Подструктура свойств биопсихических. В нее входят возрастные и половые личностные свойства, типологические личностные свойства. Процесс образования черт данной подструктуры, а именно, их изменения, исполняется посредством тренировки. Личностные свойства, находящиеся в данной подструктуре, гораздо значительнее обусловлены физиологическими особенностями мозга, а социальные воздействия их лишь компенсируют и субординируют. Потому как интенсивность данной подструктуры обусловливается мощью нервной системы, то изучать ее необходимо на нейропсихологическом и психофизиологическом, близко молекулярного, уровне.
Таким образом, согласно взгляду К.К. Платонова, в данные подструктуры можно уложить все явственные личностные свойства. К тому же, часть данных свойств принадлежит в основном лишь к одной подструктуре: первая — заинтересованность и убежденность; вторая — умелость и начитанность; третья — сообразительность и решительность; четвертая — возбудимость и истощаемость. Иные, а их значительнее, находятся на пересечениях подструктур и являют собой результат взаимосвязей разных собственных подструктур.
3. Концепция личности Ананьева Б. Г.
Согласно взгляду Б.Г. Ананьева, целостность социального и биологического в человеке поддерживается с помощью целостности его макрохарактеристик — индивидуальность, индивид, субъект, личность.
Структуре личности принадлежат следующие свойства:
- определённая совокупность согласованных свойств индивида;
- структура потребностей органических и психодинамика физиологических функций, также причисляемых к свойствам индивида;
- высшее интегрирование индивидных свойств представлено в задатках и темпераменте;
- социальные функции-роли и статус;
- ценностные ориентации и мотивация поведения;
- динамика отношений, их структура.
Носитель биологического в человеке, большей частью, есть индивид. В качестве индивида, человек являет собой собрание природных, обусловленных свойств генетически, формирование которых исполняется в ходе онтогенеза, итогом чего является человеческая биологическая зрелость.
Социальное в человеке выступает в роли личности и субъекта деятельности — субъекта коммуникации и общественного поведения. Вместе с тем, в данном случае не говорится о конфронтации социального и биологического, потому как индивид в ходе своего существования приобретает новые свойства и социализируется. Однако, субъектом деятельности, личностью, человек способен стать только на базировании отдельных персональных структур.
Человек являет собой личность, индивид, субъект деятельности, носитель сознания, осуществляющий формирование ценностей духовных и материальных. В качестве субъекта, человек представляется с его внутренней стороны психической жизни, в качестве носителя явлений психических. В качестве субъекта деятельности структура человека образуется из индивидуальных свойств личности и индивида, соответствующих средствам деятельности, предмету.
Таким образом, любой человек представляется в качестве целостности – субъект, личность и индивид, детерминированной единством социального и биологического. В качестве индивида его развитие осуществляется в онтогенезе, в качестве личности он идет своим жизненным курсом, в ходе которого происходит социализация индивида.
Тем не менее, бесспорно, каждый человек отличается от другого своим характером, темпераментом, стилем поведения, деятельности. В следствие этого применяется такое понятие, как индивидуальность. Индивидуальность есть особая совокупность черт из трех подструктур психики человека. Потому, характеризуя человека, нужно психологически характеризовать его в качестве индивидуальности, индивида, субъекта деятельности и личности.
4. Концепция личности Ковалева А. Г.
А.Г. Ковалев считает, что личность представляется в качестве интегрального образования психологических свойств, психических состояний и психических процессов.
Психологические процессы являются основой человеческой психической жизни. Психические процессы образуют психические состояния, характеризующие многофункциональный уровень деятельности психики. Состояния, до создания устойчивых психических свойств, определяют формирующуюся личность ребенка — уравновешенный, капризный, аффективный, спокойный. При смене состояний изменяется образ детской личности. При некоторых обстоятельствах возможно укрепление одного из состояний и обусловленность им некоторых особенностей детского характера — депрессивный, застенчивый, возбудимый.
Образование психических свойств осуществляется из психических процессов, которые функционируют в среде психических состояний. Психические свойства обусловливают стабильный, сравнительно стабильный уровень активности, свойственный для этого человека. Также уровень активности обусловливает личностную социальную ценность и является внутренним субъективным условием человеческого развития. В ходе формирования, психические свойства некоторым образом соединяются друг с другом и возникают сложные структуры.
Автор концепции, в качестве данных структур, принимает характер — система способов поведения и отношений, темперамент — система природных человеческих свойств человека, способности — свойства эмоциональные, волевые и интеллектуальные, направленность — система идеалов, интересов и потребностей. Акцентирование данных структур в некоторой степени относительно, ибо одно и то же свойство определяет не только направленность, но и характер, оказывает воздействие на выражение способностей. Тем не менее, необходимо отличать данные структуры в качестве сравнительно самостоятельных, потому как при существовании одного и того же свойства, к примеру, направленности, человек отличается от иных людей характером, темпераментом и способностями.
Последующее развитие концепции А.Г. Ковалева на выстраивание структуры личности не так значительно. Позднее, в 1981 году, он определяет в некотором роде измененную структуру личности — способности, направленность, характер, психические процессы, система управления, обозначающаяся определением «Я».
Личность же представлена в качестве целостности перечисленных структур. Зрелость личности человека, независимость, произвольность его поведения способствуют образованию данной целостности.
5. Концепция личности Щербатых Ю. В.
Согласно Ю.В. Щербатых, че
Лекция 9. Отечественная психология личности
9.1. Проблема личности в отечественных психологических школах
9.2. Современные исследования в области психологии личности
9.1. Проблема личности в отечественных психологических школах
На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Точного и ясного ответа на вопрос об авторстве этого подхода не получено до сих пор. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. «Принцип творческой самодеятельности». Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века. Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.
С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы — внимание, память, мышление — носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).
С точки зрения изучения личности самой по себе — ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.
Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это — школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться. Определим общий контекст и специфические феномены, которые были выделены в этих школах в связи с изучением проблемы личности. Л.С. Выготский (1896-1934) — один из методологов психологии, много времени посвятивший разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка. За десять лет интенсивной научной работы в области психологии им было написано свыше 180 работ, среди них такие как «Психология искусства», «Мышление и речь», «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса». Центральной категорией, которой Выготский уделял первостепенное внимание была категория сознания. Л.С. Выготский искал новый путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой. Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из их развития и становления. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными и непосредственными. Развитие, согласно Выготскому, идет по двум линиям. «В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели). Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения» (Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С.30). «Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Там же. С.31). Натуральные функции — механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс. «В то же время культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка» (Там же. С. 31). К высшим психическим функциям относятся — логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые — натуральные — развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком. Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации. Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития — «…всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категорияинтерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».
Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность. А.Н.Леонтьев (1903-1979) — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Известны такие его работы, как «Очерк развития психики», «Проблемы развития психики», «Потребности, мотивы и эмоции», «Деятельность. Сознание. Личность». Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи — преодоления натуралистического понимания личности (см. Хрестомат. 7.2). Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается «как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития» (Давыдов В.В., 1983. С. 129). Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип стимульности, согласно которому организм реагирует на воздействия, исходящие от среды. Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: «первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. с.84). Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение. В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. «Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений» (Давыдов В.В., 1983. С. 138). При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство). Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности» (Тихомиров О.К., 1983. С. 46). Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что «исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой «структуры личности» получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 186). Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. «Значение — это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его — обычно в слове или в словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта…» (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980. С. 287). «Итак, значение — это ставшее достоянием моего сознания … обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.д.» (Там же. С. 288-289). А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии — общей, клинической, возрастной, инженерной и т.п. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) — выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии, автор одного из популярнейших учебников, на котором выросло не одно поколение психологов — «Основы общей психологии», исследователь, энциклопедист (см. Хрестомат. 7.3). Методологические основы психологии увязывались С.Л. Рубинштейном с идеями К. Маркса. В статье «Принцип творческой самодеятельности» он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности. Положение о единстве сознания и деятельности было сформулировано на определенном этапе развития психологии (в 30-40-е г. ХХ в.) с целью разрешения ситуации, которая сложилась в психологии вследствие преимущественного влияния двух направлений — интроспективной психологии и бихевиоризма. «Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования» (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 250). Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию. Постановка вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности. На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением идей функционализма, преодоления отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности. Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то теперь (в 50-е г.) в работах «Бытие и сознание», «Принципы и пути развития психологии» оно соотносится с понятием детерминизма. С помощью этого принципа нужно было показать специфику психической деятельности, не отрывая от связей с другими явлениями материального мира. Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности. Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст — не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. «Сущность человеческой личности, — говорит Рубинштейн, — находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946., с. 682). Эта особенность выражается в понятии «субъект жизни». Это — «личность в более высоком плане». «Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы» (Там же. С. 679).
Особое место в его концепции занимает проблема сознания и самосознания. Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе. Это понимание самосознания включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру. Б.Г. Ананьев (1907-1972) — виднейший отечественный психолог, автор таких работ, как «Человек как предмет познания», «О проблемах комплексного человекознания». Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека. Он ставил задачу исследовать связи биологических особенностей и социальных достижений личности. Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст — в контекст человекознания. Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека» (Ананьев Б.Г., 1980. С.70). Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие — внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Эта интеграция обеспечивается различными механизмами. Структура личности, например, организуется по двум принципам — субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах. Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст — онто-, социо- и персоногенез. В.Н. Мясищев (1893-1973) — психолог, психиатр, психотерапевт, разработал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение — одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» (Мясищев В.Н., 1995. С. 16) (см. Хрестомат. 7.4). Отношения личности — ее потребности, интересы, склонности являются продуктом взаимодействия человека с конкретной средой. Среди видов отношений он называет эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. «Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности» (Мясищев В.Н., 1995. С.49). Особый интерес вызывала у него проблема характера. Он определяет его как устойчивую в каждой личности систему отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. В структуре личности он выделял несколько планов. Первый — доминирующие отношения личности, второй — психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень — динамика реакций (или темперамент). Источником нарушений личности, ее патологии являются проблемы, которые возникают в процессе установления или реализации отношений в разных сферах деятельности. В.Н. Мясищев предложил новый подход к диагностике и лечению патологий, основой которого стала психология отношений. «Не только при реактивных, а даже при эндогенных заболеваниях нервное, включая психическое, состояние человека зависит… от особенностей ее отношений к окружающему миру и связанных с этим реакций на него… Эта психическая вторичная реакция может явиться источником тревожной мнительности и угнетения, а иногда в большей степени определяет декомпенсации, чем первичная болезнь. Напротив, стойкость личности в борьбе с болезнью повышает сопротивляемость организма, содействует рекомпенсации» (Мясищев В.Н., 1995. С.64). Д.Н. Узнадзе (1886-1950) — создатель грузинской школы советской психологической науки. Известны такие его работы, как «Экспериментальная педагогика», «Основы экспериментальной психологии», «Психология ребенка», «Психологические исследования». Предметом исследования Д.Н. Узнадзе стала установка как складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. С помощью установки Узнадзе попытался объяснить собственную активность живого организма и преодолеть «постулат непосредственности». Для возникновения установки необходимо одновременное наличие потребности и ситуации. Установка — единство субъективного (потребность) и объективного (ситуация) факторов, она связана с перенастройкой психофизиологических сил и с готовностью действовать определенным образом для удовлетворения конкретной потребности в соответствующих условиях ситуации. Установка рассматривается как определенный момент функционирования потребности. Узнадзе различает диффузную установку, возникшую при первичном воздействии и характеризующуюся неопределенностью, не способную направлять активность в определенном направлении, и дифференцированную, фиксированную установку. Он выделял не только качество фиксированности установки, но и ее генерализацию, т.е. распространение на другие, похожие ситуации. Кроме генерализации, свойством установки является иррадиация — повторение установки на разных модальностях. Д.Н. Узнадзе придал установке статус общепсихологической категории, с помощью которой объясняется опосредствованное влияние среды на психические феномены, дающее поведению человека изначально активный, волевой и целенаправленный характер. Теория установки Д.Н. Узнадзе породила множество дискуссий, которые были отражены и в конкретных научных работах, и в научных дискуссиях, посвященных методологическим и теоретическим проблемам психологии. В.С. Мерлин (1898-1982) разработал интегральную теорию индивидуальности, в которой выделял следующие уровни: биохимический,соматический, нейродинамический, психодинамический (уровень темперамента), свойства личности, социальные роли. Между этими уровнями существуют не однозначные, а много-многозначные связи, т.е. свойство одного уровня может быть связано с несколькими свойствами другого уровня.
Вводя понятие индивидуального стиля деятельности, он имел в виду, что это — своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности. Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить, т.к. он обусловлен генетически, но его, тем не менее, можно компенсировать. Наиболее известные его работы — «Очерк по теории темперамента», «Экспериментальная психология личности», «Очерк интегрального исследования индивидуальности».
16 Понятие личности в психологии.
Личность- это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.
Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.
17 Изучение понятий свойств личности (отечественная психология)
Личность — это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность!
Личность — системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности.
Развитие личности это закономерный, непрерывный процесс, количественных, качественных и структурных изменений. Физических, психических и духовных сил человека.
Факторы развития личности:
Внешние (социальные)
Внутренние (биогинетика)
Условия развития личности:
Внешние (воспитание, образование)
Внутренние (собственная активность)
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Личностью не рождаются, личностью-становятся!
Личность может ломаться,
Личность могут сломать,
И тогда человек становится потухшим,
Перестаёт быть Личностью!