Предмет когнитивной психологии: Когнитивная психология — Википедия – Предмет изучения в когнитивной психологии

Автор: | 29.10.2019

Содержание

Когнитивная психология — Википедия

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления. Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений[1][2]. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.

Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский[3][4].

Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах.[5]

Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.

Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Э. Толменом когнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счёт компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, доказавшего, что лигвистика сводима к алгоритмическим моделям. Д.Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон (англ.)русск. смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось в вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

С момента возможности проведения прямого исследования мозга такими средствами как МРТ с одной стороны когнитивные модели получили возможность усовершенствования, с другой стороны стал вопрос должен ли искусственный интеллект ведущий себя как человек быть устроен как человек.

[6]

Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти

Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций. Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.

Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.

Связь когнитивной психологии и нейробиологии[править | править код]

Модели когнитивной психологии не строятся напрямую на основании нейробиологических опытов как МРТ, так как МРТ показывает активации весьма крупных и многофункциональных областей мозга, которые не позволяют выявлять детали мыслительных процессов. Когнитивные психологи обычно изучают поведение человека более простыми и более однозначно трактуемыми опытами. Например, изучают чтение в основном по изучению саккад глазного яблока или по чтению обрывков текста. Этот метод изучения поднимает вопрос соответствия моделей когнитивной психологии и достижениям нейробиологии, то есть соответствуют ли модели когнитивистов реальному устройству человеческого мозга. Общий подход когнитивных психологов, что если модель хорошо объясняет поведение человека и согласуется с экспериментами, то данные нейробиологии имеют второстепенное и вспомогательное значение. Такой эмпирический подход когнитивных психологов вызывает возражения нейробиологов, которые апеллируют к тому, что когнитивисты по-сути создают модели искусственного интеллекта, которые демонстрируют поведение сходное с человеком, но внутри устроены иначе физиологии человека

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
[6]. С другой стороны, подход когнитивистов прямо направлен на удовлетворение критерия теста Тьюринга. Существенная часть когнитивистов положительно воспринимает новые данные нейробиологии и применяет их на стадии валидации своих моделей. В частности теория дуальных процессов обучения опирается и на данные МРТ.

Изучение чтения в когнитивной психологии[править | править код]

Одно из основных и практически ценных направлений когнитивной психологии — это изучение процессов чтения, так как моделирование этих процессов позволяет улучшить обучение чтению детей в начальной школе и сформировать методы для лечения дислексии. Консенсус когнитивных психологов по большей части формируется вокруг модели E-Z Reader, которая хорошо объясняет саккады во время чтения и другие экспериментально наблюдаемые эффекты.

Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и тёмных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии

[3][4][7][8][9].

  • Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.
    : Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-182-4.
  • Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносовъ, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6.

Предмет изучения в когнитивной психологии

Основы когнитивной психологии

Замечание 1

Когнитивная психология является разделом психологической науки, который изучает когнитивные процессы психики человека. Исследования когнитивной психологии направлены на изучение таких познавательных процессов человека как память, мышление, внимание, чувства, логическое мышление, воображение и способность к принятию решений.

Данное направление психологии в 1960-х гг. возникло как альтернатива бихевиоризму. Последователи данного направления не считали существовавшие ранее направления в психологии научными в связи с тем, что они считали, что предметом их изучения является субъективный опыт человека, который не может выступать в качестве единственно возможного, эмпирического подхода в науке.

Когнитивная психология рассматривает поведение человека как опосредствованное когнитивными факторами проявление психики, которое является доступным к объективному измерению. Только этот процесс и может являться предметом научного изучения и анализа. Исследования представителей данного направления охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики человека. При этом следует отметить, что и те, и другие процессы психики они трактовали как эффективные способы обработки информации.

Основной предмет когнитивной психологии

Замечание 2

Основным предметом когнитивной психологии является изучение моделей познавательных процессов человека.

Последователи когнитивной психологии рассматривают человека в качестве ученого, который строит гипотезы и схемы, а затем проверяет их действенность и оправданность на практике в реальной жизни.

В исследованиях данного раздела человек представляется в виде своеобразного компьютера, который воспринимает внешние сигналы, поступающие из внешней среды, в виде света, температуры, света и других раздражителей с помощью рецепторов. Обработав поступающие сигналы, человек перерабатывает полученную информацию, анализирует и создает на основе полученных результатов шаблоны, которые позволяют решать стоящие перед ним задачи и проблемы.

В процессе развития теории когнитивной психологии ученые пытались моделировать те психические процессы, которые происходят у человека. Именно эти смоделированные процессы и были названы когнитивными процессами. Те процессы, которые не поддавались процессу моделирования были названы аффективными процессами. Таким образом, когнитивные процессы – это логичная и осмысленная последовательность действий человека, направленных на переработку информации.

Структура когнитивной психологии

Когнитивная психология на современном этапе развития включает в себя теории и практические методы из 10 основных областей исследования, к которым относятся:

  • восприятие;
  • распознавание образов;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • языковые функции;
  • психологию развития;
  • мышление;
  • человеческий интеллект;
  • искусственный интеллект.

В рамках исследований рассматриваются восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект, которые описываются как процессы сбора информации, ее хранения и организации и как логическое завершение процесс использования полученной информации.

Для более четкого понимания особенностей механизма сбора информации необходимо понимать особенности системы интерпретации сенсорных сигналов и уметь распознавать сформированные паттерны поведения. Процесс распознавания сформированных паттернов является по своей сути сопоставлением стимулов с той информацией, которая находится в долговременном хранилище памяти человека. Благодаря данной способности человек способен идентифицируя полученную информацию, анализировать ее в сознании и делать соответствующие выводы.

Основные идеи когнитивного подхода психологии

В своих исследованиях когнитивный подход опирается на следующие постулаты и выводы:

  1. Процесс переработки информации с помощью сознания человека и его познавательных процессов идет поэтапно. Стимулы, которые человек получает из внешнего мира проходят путь внутри психики человека через определенный ряд последовательных преобразований.
  2. Авторы и исследователи, придерживающиеся направления когнитивной считали, что, емкость переработки информации в сознании человека является ограниченной. Именно факт ограниченности способности человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую и является источником поиска наиболее эффективных и адекватных способов работы и переработки ее в сознании человека. В связи с этим когнитивные психологи постоянно находятся в поиске наиболее эффективных стратегий восприятия информации, ее переработки и анализа.
  3. Последователи данной теории ввели в научное использование постулат о кодировании информации в психике. Согласно ему физический мир, который окружает человека, отражается в психике в особых формах, которые невозможно свести только лишь к свойствам стимуляции.

По мнению авторов когнитивная психология способна охватить все психические процессы человеческой личности. В предмет ее изучения входят процессы ощущения и восприятия, нейронаука, паттерны поведения и особенности их проявления, внимание, сознание человека и закономерности его развития, процессы научения, память, формирование понятий, мышление, воображение, особенности запоминания информации, язык человека, интеллект, эмоции и особенности процессов развития.

Вариантом когнитивной теории, который в последнее время завоевывает все большую популярность является теория уровней переработки информации, авторами которой являются Ф. Крейк и Р. Локхард. На современном этапе развития психологии раздел когнитивной психологии находится в стадии становления и развития, однако не смотря на данный факт уже является одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Наиболее популярным вариантом психотерапии, который базируется на основных принципах когнитивной психологии на данный момент является нейролингвистическое программирование или НЛП, авторами которого являются Р. Бендлер, Д. Гриндлер, Ф. Пьюселик.

Когнитивная психология — Психологос

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов. Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых (в частности, А. И. Назаров), которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):

  • Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
  • Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
  • Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Вводное занятие Университета

Предмет, объект, история когнитивной психологии

Использование данных психодиагностики когнитивного и языкового развития в психокоррекционной и консультативной работе

Данные, полученные в ходе применения методик психодиагностики когнитивного и языкового развития активно применяются в психокоррекционной и консультативной работе.

Преимущества, которые дает психодиагностикапри решении практическихзадач в процессе оказания психологической помощи заключается в следующем:

1) объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога;

2) Быстрота получения информации, т.е. за сравнительно краткий промежуток времени сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи;

3) возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом, является богаче и объективнее. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом;

4) возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на специально отобранные вопросы, Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.

Основные задачи,которые выполняет психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции:

1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальна:

а) при определении необходимости психологической помощи.

б) при определении формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений.

в) при оценке эффективности психологической помощи.

2. Получение содержательной информации. С помощью психодиагностики могут быть выявлены: проблемы, имеющиеся у клиента; возможные причины выявленных проблем; конфликты и противоречия; «уязвимые места», т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей; ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним (например, благополучные семейные отношения и поддержка семьи, развитый интеллект или позитивная самооценка).

3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации (психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи).

а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах.

б) Повышение доверия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий.

в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования.

г) Создание и укрепление мотивации для психологичечской помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы.

Предмет, объект, история когнитивной психологии

Когнитивная психология, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й пол. 20 в., занимающееся исследованием познават. процессов – восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации в контексте познават. активности человека.

Предмет когнитивной психологи – модели познавательных процессов.

Объект изучения – это познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции).

История. Фор­ми­ро­ва­лась под влия­ни­ем прак­тич. за­дач оп­ти­ми­за­ции взаимодей­ст­вия че­ло­ве­ка с тех­нич. сис­те­ма­ми (ин­же­нер­ная психология, эргономика) и под­держ­ки про­цес­сов обу­че­ния. В от­ли­чие от би­хе­вио­ризма, К. п. не толь­ко вновь по­ста­ви­ла менталь­ные (т. е. от­но­ся­щие­ся к внут­рен­не­му ми­ру че­ло­ве­ка) по­ня­тия в центр ис­сле­до­ва­ний, но и до­пус­ти­ла воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния дан­ных самонаблюде­ния (ин­трос­пекции), ко­то­рые, ыне рас­смат­ри­ва­ют­ся как само­дос­та­точ­ные и тре­бу­ют под­твер­жде­ния и объ­яс­не­ния с по­мо­щью применения бо­лее объ­ек­тив­ных экс­пе­риментальных про­це­дур.

Не­по­сред­ст­вен­ны­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми К. п. бы­ли соз­да­те­ли геш­тальт­пси­хо­ло­гии, ис­сле­до­ва­те­ли ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия ре­бён­ка (К. Бю­лер, Л. С. Вы­гот­ский, Ж. Пиа­же) и не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли не­оби­хе­вио­риз­ма, призна­вав­шие су­ще­ст­во­ва­ние внутр. ре­пре­зен­та­ций ок­ру­же­ния (например, откры­тые Э. Тол­ме­ном ког­ни­тив­ные кар­ты у крыс ). Важ­ную роль для становления К. п. сыг­рал ана­лиз на­ру­ше­ний по­зна­ват. функ­ций и ре­чи в нейропси­хо­ло­гии (А. Р. Лу­рия и др.). В сер. 20 в. вме­сте с ком­пь­ю­тер­ной револю­ци­ей и в свя­зи с лин­гвис­тич. ра­бо­та­ми Н. Хом­ско­го, продемонстрировавши­ми воз­мож­ность ал­го­рит­мич. под­хо­да к опи­са­нию синтакси­са ре­чи, ана­лиз внутр. пси­хич. про­цес­сов прак­ти­че­ски за­ме­нил исследова­ния би­хе­вио­ри­ст­ско­го ти­па. На­ча­ло ком­пь­ю­тер­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния про­цес­сов ре­ше­ния за­дач в рам­ках ра­бот по ис­кус­ст­вен­но­му интеллекту восприни­ма­лось как пря­мое про­дол­же­ние ис­сле­до­ва­ний мыш­ле­ния в вюрц­бург­ской шко­ле. В 1967 У. Найс­се­ром на­пи­са­но пер­вое учеб­ное руководство по ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии.

В ран­ний пе­ри­од раз­ви­тия К. п. центр. ме­сто за­ни­ма­ли ис­сле­до­ва­ния внима­ния и в осо­бен­но­сти па­мя­ти. На ба­зе т. н. ком­пь­ю­тер­ной ме­та­фо­ры структу­ра по­зна­ват. про­цес­сов у че­ло­ве­ка трак­то­ва­лась по ана­ло­гии со структурой пе­ре­работ­ки ин­фор­ма­ции в вы­чис­ли­тель­ном уст­рой­ст­ве, внимание – как раз­но­вид­ность фильт­ра, осу­ще­ст­в­ляю­ще­го от­бор по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ции по сен­сор­ным призна­кам (Д. Брод­бент), а па­мять – как це­поч­ка бло­ков удер­жа­ния ин­фор­ма­ции на тот или иной срок. Ча­ще все­го рассматривалась струк­ту­ра па­мя­ти, со­стоя­щая из трёх та­ких бло­ков (Р. Аткинсон и др.): очень крат­ко­вре­мен­но­го (сен­сор­ная па­мять), кратковременно­го (ра­бо­чая па­мять) и дол­го­вре­мен­но­го (се­ман­тич. память).

С кон. 1980-х гг. К. п. ста­ла ча­стью бо­лее ши­ро­ко­го меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го дви­же­ния, по­лу­чив­ше­го на­зва­ние ког­ни­тив­ная нау­ка, что при­ве­ло к зна­чит. расши­ре­нию ме­то­дич. ар­се­на­ла ис­сле­до­ва­ний. На­ря­ду с оцен­кой точ­но­сти и ско­ро­сти ре­ше­ния за­дач ста­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся раз­но­об­раз­ные нейрофизиоло­гич. ме­то­ды, к ко­то­рым позд­нее до­ба­ви­лись ме­то­ды нейрогумораль­ных и ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ний. Важ­ную роль про­дол­жа­ет иг­рать ком­пь­ю­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние мен­таль­ных про­цес­сов, для ко­то­ро­го в по­след­ние го­ды час­то ис­поль­зу­ют­ся ис­кусств. ней­рон­ные се­ти. В центр вни­ма­ния исследова­те­лей вы­дви­ну­лись во­про­сы раз­ви­тия ког­ни­тив­ных про­цес­сов, индиви­ду­аль­ных и меж­куль­тур­ных раз­ли­чий, со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Бла­го­да­ря но­вым ме­то­дам трёх­мер­но­го кар­ти­ро­ва­ния ра­бо­ты моз­га к нач. 21 в. бы­ли зна­чи­тель­но уточ­не­ны пред­став­ле­ния о ло­ка­ли­за­ции пси­хич. функций, вы­яв­ле­ны отд. ком­по­нен­ты ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мов, обеспечиваю­щих та­кие слож­ные про­цес­сы, как це­ле­по­лага­ние, са­мо­кон­троль и реф­лексив­ное соз­на­ние. Од­ним из ре­зуль­та­тов ста­ло опи­са­ние множественности форм ра­нее ка­зав­ших­ся еди­ны­ми по­зна­ват. про­цес­сов. Так, бы­ло вы­яв­ле­но су­ще­ст­во­ва­ние как ми­ни­мум трёх разл. сис­тем вни­ма­ния (возбуж­де­ния, ори­ен­ти­ров­ки и кон­тро­ля), не­сколь­ких сис­тем па­мя­ти (процедурной и дек­ла­ра­тив­ной, се­ман­ти­че­ской и эпи­зо­ди­че­ской), двух сис­тем вос­при­ятия (про­стран­ст­вен­ной ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции объ­ек­тов), двух сис­тем мыш­ле­ния (ин­туи­тив­но­го и ра­цио­наль­но­го) и во­об­ра­же­ния (репродуктив­но­го и твор­че­ско­го).

За­мет­ную роль в совр. К. п. иг­ра­ет ис­поль­зо­ва­ние но­вых тех­но­ло­гий, таких как вир­ту­аль­ная ре­аль­ность, по­зво­ляю­щая не толь­ко соз­да­вать у че­ло­ве­ка жи­вую ил­лю­зию пре­бы­ва­ния в пред­мет­ном про­стран­ст­вен­ном ок­ру­же­нии, но и реа­ли­зо­вы­вать на этой ос­но­ве раз­но­об­раз­ные сце­на­рии дея­тель­но­сти, для ана­ли­за ко­то­рой час­то ис­поль­зу­ют­ся пси­хо­фи­зио­ло­гич. ме­то­ды, а так­же регистра­ция гла­зо­дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти.

В си­лу меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра боль­шин­ст­ва про­блем К. п. их иссле­до­ва­ние в ря­де слу­ча­ев те­ря­ет пси­хо­ло­гич. спе­ци­фи­ку, ус­ту­пая нейрофи­зио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ям, лин­гвис­тич. тео­ри­ям и ма­те­ма­тич. мо­де­лям.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Когнитивная психология

Определение 1

Это отрасль психологии, предметом изучения которой являются психические процессы, включая процессы мышления, восприятия, запоминания и учения.

Когнитивная психология считается относительно молодой отраслью, но это не мешает ей быстро превращаться в одну из самых популярных. В центре её внимания стоят вопросы приобретения, обработки и хранения информации людьми.

Доминирующим направлением в ней вплоть до 1950-х годов был бихевиоризм, а с 1970-х годов началось перемещение с поведенческой психологии к изучению внимания, памяти.

В этот период, а точнее в 1967 г. был впервые использован термин «когнитивная психология». Так новую отрасль назвал американский психолог У. Нейсер.

Под сознанием, по мнению Нейсера, понимаются все процессы, посредством которых сенсорная информация трансформируется, сокращается, перерабатывается, хранится, извлекается и используется. При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации.

Когнитивные психологи в отличие от приверженцев бихевиоризма, имеют дело с внутренним психическим состоянием индивида. Причиной такого подхода, как считают специалисты, стало создание компьютеров. Даже сам термин «переработка информации» позаимствован у специалистов-компьютерщиков. Здесь присутствует скрытое или явное положение о сходстве между компьютерными операциями и познавательными процессами, которые свойственны человеку.

Специалисты в области когнитивной психологии рассматривают такие вопросы, как:

  • Восприятие;
  • Язык;
  • Внимание;
  • Память;
  • Решение проблем;
  • Принятие решений и формирование суждений;
  • Интеллект и др.

Затрагивая целый ряд дисциплин, когнитивная психология необходима специалистам других областей. Когнитивной психологией могут заинтересоваться, например, студенты, занимающиеся поведенческой неврологией, лингвистикой, вопросами искусственного интеллекта и другими смежными науками.

Психика человека рассматривается как четкая система когнитивных операций, основные положения которых были разработаны А.Т. Беком. Ученый полагал, что нарушения психики можно объяснить неверно выстроенным самосознанием. Если психика человека нарушена, то он не сможет адекватно оценить не только окружающий мир, людей вокруг, но и самого себя.

Основной метод когнитивной психологии

Этим методом является анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. Метод состоит из трех этапов:

  • Этап логического анализа. Человек с нарушенной психикой при помощи инструментов учится выявлять свои ошибочные суждения, возникающие, возможно, в состоянии аффекта;
  • Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа специалист вместе с пациентом отрабатывает приемы, которые помогают элементы объективной реальности соотносить между собой;
  • Этап прагматического анализа. Это заключительный этап, на котором пациент учится осознавать свои действия оптимально.

Метод анализа микроструктуры психологического процесса активно применяется для работы, как с депрессивными состояниями, так и для работы с людьми, страдающими заниженной самооценкой.

Работающие в данной области специалисты полагают, что все проблемы личности возникают по причине неправильного её поведения. В связи с этим главная цель заключается в том, чтобы обучить человека адаптивному, адекватному поведению, закрепить его навыки, тем самым разрешив проблемы.

Психотерапевт вместе с пациентом находит ненужные модели поведения и заменяет их новыми. В обычной жизни все новые модели поведения должны быть отработаны.

Таким образом, когнитивная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, пребывающие в рамках обыденного сознания. Это направление и его специалисты занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Представителями когнитивной психологии, несмотря на ряд ограничений, и недостатков, получено много важных данных в области процесса познания в целом. Установлено много закономерностей отдельных познавательных процессов и их взаимосвязь. Когнитивная психология имеет большое количество методик экспериментального исследования познавательных процессов.

Метод познания себя

Перед входом в храм Аполлона в Дельфах высечено изречение «Познай самого себя!», которое стало любимым постулатом Сократа. Переосмыслив изречение, Сократ утверждал, что познание своей нравственной сущности является путем к достижению счастья.

Выделяется несколько этапов в развитии самопознания:

  • Первый этап начинается в раннем детстве. Ребенок учится отделять себя от окружающего его физического мира. Идет процесс первичного самопознания. Семья для ребенка – это целый мир и ему трудно отделить себя от этой микрогруппы. Малышам, именно поэтому кажется, что мир создан только для них и вращается вокруг их интересов.
  • Для второго этапа характерен кризис первичного самопознания, который связан с изменениями, не вписывающимися в привычный образ «Я»;
  • Третий этап происходит в подростковом возрасте. Это период активного самопознания. На этом этапе осознается свое «духовное Я», собственные психические особенности, характер, нравственные качества. Начинается осознание внутреннего мира, достоинств, недостатков. На этом этапе формируются идеалы, активизируются процессы саморазвития и самосовершенствования. Постепенно человек определяет для себя идеалы, нравственные образцы, которым хотелось бы соответствовать. В процессе такой работы могут возникнуть недовольство собой, переоценка каких-то понятий, угрызения совести. Возможно возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Анализ собственного внутреннего состояния, поступков и реакции на них, поведение окружающих являются первыми шагами на пути к самосовершенствованию.

Самопознание не обходится без процесса самонаблюдения, функция которого заключается в оценке собственных возможностей. Наблюдение за собой может происходить в той или иной ситуации непосредственно или с помощью памяти (как было вчера, позавчера, год назад).

Мало зная о себе, человек так же мало знает об окружающем его мире. Познать себя, постичь тайны в самом себе это заманчивая и вполне достижимая для личности перспектива. Полноценным процесс познания будет только тогда, когда будет накоплен определенный жизненный опыт – своеобразный «материал» для познания.

Основные положения в когнитивной психологии

Сущность когнитивной психологии

В системе психологических знаний особое место занимает достаточно современный раздел когнитивной психологии, обладающий в своем арсенале интересными и инновационными методами и теориями развития психики и сознания человека.

Определение 1

Когнитивная психология – это раздел психологии, который осуществляет различные исследования познавательных процессов человека, происходящих в его сознании.

Основной ее сущностью является изучение человека как своеобразного компьютера, в основе деятельности которого лежат мышление и разум, их действия и основные проявления.

Согласно теории когнитивной психологии человек, способен воспринимать различные сигналы, которые поступают из окружающего мира, преобразовывать их в информацию, обрабатывать данную информацию, анализировать и упорядочивать ее, превращая таким образом во внутреннее знание человека.

Основным предметом когнитивной психологии является процесс исследований таких структурных элементов познавательного процесса сознания человека как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

Основные понятия когнитивной психологии

В составе современной когнитивно-поведенческой психологии основными понятиями выступают:

  • процесс мышления и принятия решений;
  • особенности восприятия;
  • процессы роста и развития;
  • процессы распознавания образов;
  • речь;
  • внимание;
  • воображение;
  • память;
  • естественный и искусственный интеллект.

Аспекты когнитивной психологии

Основным аспектом развития когнитивной психологии выделяют противопоставление ее идей идеям бихевиоризма и утверждение, что поведение человека находится в прямой зависимости от его мыслительных способностей.

В качестве главных понятий данного направления выступают основные процессы когнитивизма, к которым относятся процессы воображения, памяти, мышления. Именно эти процессы способствуют формированию понятийных схем, которые и формируют определенные поведенческие реакции человека в процессе его жизнедеятельности.

Основным методом когнитивной психологии является замена личностного конструкта.

Данный процесс можно охарактеризовать как сравнительный анализ того, каким образом разные люди воспринимают информацию, поступающую извне и в последствии интерпретируют ее, превращая в знание.

Это процесс включает в себя несколько этапов:

  • Вводный этап, на котором человек получает определенные инструменты, с помощью которых у него появляется возможность к выявлению ошибочных суждений и их причин.
  • Второй этап — эмпирический этап, на котором человек, с помощью психотерапевта прорабатывает корректного соотношения различных явлений. В результате осуществления работы на данном этапе происходит процесс формулирования аргументов за и против, рассматриваются преимущества и недостатки определенных моделей поведения.
  • Третий этап — прагматичный этап, является этапом подведения итогов работы и результатом которого является осознание человеком собственных ответных действий.

Как уже говорилось ранее основным объектом изучения когнитивной психологии являются познавательные процессы личности. Помимо данных процессов она также рассматривает особенности эмоциональной сферы личности, психологию развития человека и процессы распознавания образов, получаемых их внешнего мира.

Сторонники развития когнитивной психологии считают, что разум человека работает по схеме электронно-вычислительной техники совместно с основными функциями психики и в результате осуществления данных процессов происходит процесс поэтапной обработки, кодирования и анализа информации. Таким образом все стимулы, которые извне поступают в сознание человека, проходят по определенной цепочке превращений.

В соответствии с эти существует положение о том, что в сознании человека есть определенный предельный объем систем обработки информации.

Именно эти идеи и являются основным источником основного направления деятельности когнитивного психолога – поиск естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, поступающей в психику человека из окружающего мира.

Основные принципы когнитивной психологии

Основным принципом когнитивной психологии является тот факт, что представления человека об окружающем его мире или репрезентация не обязательно должны соответствовать реальной действительности или его физическим свойствам. Многие внутренние репрезентации реальности — это не то же самое, что сама внешняя реальность.

Возникновение этих модификация напрямую связаны с прошлым опытом, результатом которого является богатая и сложная сеть человеческого знания. Информация, поступающая в сознание человека из внешнего мира, абстрагируется и затем переходит на хранение в память человека. Изучение проблемы представления знаний в сознании человека является наиболее важной в исследованиях когнитивной психологии.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в широком смысле когнитивная психология является направлением, доказывающим решающую роль знаний в развитии личности и ее поведенческих реакциях.

В узком смысле когнитивная психология представляет собой ряд исследований, которые были противопоставлены распространенным более широко бихевиоризму и психоанализу.

Замечание 2

Согласно исследованиям Р. Солсо, когнитивная психология представляет собой науку, изучающую процесс получения человеком информации из окружающего мира, ее хранения в памяти и преобразования полученных данных в знания. Также в когнитивной психологии пристальное внимание уделяется влиянию полученных знаний на поведение человека в целом.

Таким образом когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — начиная от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития и заканчивая всевозможными сферами поведения человека.

Представители когнитивной психологии

Истоки когнитивной психологии

Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурсе психологии.

Основным вопросом изучения данной области стало изучение познавательных (когнитивных) способностей человека. Процесс восприятия рассматривался в качестве фундаментального акта, являющегося основой психики человека. В рамка исследований проводились различные эксперименты, направленные на изучение возможных границ имеющихся у человека способностей в процессе обработки и хранения информации в своей памяти.

Следует отметить, что у истоков зарождения когнитивной психологии стояли психологи Фриц Хайдер и Леон Фестингер. Мощным толчком развития данного раздела психологии является встреча в 1956 году, которая произошла в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии и специалисты в области информационных теорий. Именно эта встреча считается настоящей прародительницей когнитивной психологии.

Свое название когнитивная психология получила благодаря ученому Джерому Брунеру, опубликовавшему свои труды и рассказавшему обществу о предмете своих исследований, которым являлись вопросы когнитивной психологии. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития.

Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка. В процессе исследований ученым были выделены основные когнитивные стадии, которые детально описывают процесс получения, переработки и хранения информации в сознании человека.

Основные представители направления когнитивной психологии

Одним из ученых, стоящих у истоков возникновения направления когнитивной психологии является американский психолог Джордж Миллер.

Совместно со своим коллегой, психологом и исследователем Джеромом Брунером, им был создан исследовательский центр при Гарвардском университете, основной целью деятельности которого стало активное изучение мыслительных процессов человеческого сознания. Центр так и назывался «Центр когнитивных технологий»

Исследования, которые проводились в рамках деятельности данного центра, были направлены на изучение:

  • человеческого языка,
  • особенностей памяти,
  • процесса восприятия и образования понятий,
  • мыслительного процесса и психологии развития человека.

Соратник Миллера, американский психолог и педагог Джером Брунер, основное внимание уделял изучению значения процесса восприятия в познании человеком окружающего мира. Он считал, что процесс восприятия человеком окружающего мира является активным и непосредственно связан с человеческой деятельностью в целом.

В процессе научной деятельности Брунер смог обосновать теорию перцептивных гипотез, трактующую познавательные процессы психики человека как процесс своеобразного наложения категорий, представляющих собой определенные правила объединения, на окружающие человека события, явления и объекты.

Им был сделан вывод о том, что процесс наложения определенных сформированных в сознании человека категорий включает в себя последовательность решений, касающихся того, присутствуют ли в воспринимаемом объекте наиболее важные для его существования признаки или нет. Благодаря этому процессу также происходят процессы выбора объекта, который должен быть проанализирован в следующую очередь и с помощью какой гипотезы будет избираться следующий признак для анализа.

Еще одним мощнейшим источником развития направления когнитивной психологии стала книга американского исследователя Ульриха Найссера «Когнитивная психология», посвященная определению особенностей понятия «познание», которое выступает в качестве основы для процессов трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и в дальнейшем использования человеком сенсорных стимулов, получаемых из окружающего мира в процессе его жизнедеятельности.

Замечание 1

Согласно теории Найссера процесс познания проявляется во всех видах человеческой деятельности и является необходимым условием для ее эффективного осуществления.

Исследования ученого подтвердили тот факт, что процесс познания окружающего мира человеком является процессом, при осуществлении которого получаемые человеком сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются им в процессе осуществления различных видов деятельности.

В последствии развитие когнитивной психологии было тесно связано с именем Дж. Келли, который в своих исследованиях дал описание основным механизмам деятельности личностных конструктов. Также им был сформулирован основной постулат теории когнитивной психологии, согласно которому все личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку способность к максимальному прогнозированию предстоящих событий.

Согласно теории Дж. Келли каждый человек отличается не только количеством, имеющихся у него конструктов, но и их расположением в структуре психики.

Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.