Представители экзистенциальная психология: Экзистенциальная психотерапия — Википедия – Экзистенциальная психология: теория и практика.

Автор: | 03.06.2018

Содержание

Экзистенциальная психотерапия — Википедия

Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ. existential therapy) — направление в психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.[1] Экзистенциальная психотерапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к экзистенциальной психологии, основоположником которой по праву считают датского религиозного мыслителя Сёрена Кьеркегора (Ролло Мэй в своей книге «Смысл тревоги» опирается на философию и психологию Кьеркегора) и психотерапии.[2]

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенциализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни; из-за наличия свободы воли, необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней.

[1] Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия: смерть, изоляция, свобода и внутренняя пустота.[3] Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.[1]

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности. В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога, депрессия, апатия, отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности.

[1] Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.
[1]

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

[1]

Некоторые авторы возводят появление экзистенциальной терапии к античности, рассматривая, например, диалоги Сократа с молодыми людьми, а позднее целые школы Аристотеля, Эпикура и стоиков как некую форму философской терапии, которая была призвана улучшить понимание мира и тем самым облегчить жизнь человека, что роднит её с современной экзистенциальной терапией.[1]

Такое назначение философии было во многом потеряно вплоть до XIX века, когда его возродили Кьеркегор и Ницше. Их работа позднее вдохновила многих мыслителей XX века, таких как Хайдеггер и Сартр, которые не скрывали, что видят роль философии прежде всего в конкретной помощи людям.

Швейцарский врач-терапевт Медард Босс говорит, что Хайдеггер надеялся, что когда-нибудь «его мысли выйдут за пределы чисто философских штудий и станут доступны более широким кругам, в частности множеству страдающих людей». Его участие в семинарах Босса в 1946 г. было продиктовано именно этими соображениями. Однако когда его сочинения получили более широкое распространение среди психотерапевтов-профессионалов, произошло это скорее не по указанной причине, но из-за общего влияния экзистенциализма в пятидесятые-шестидесятые годы. В результате, хотя идеи Хайдеггера и признаются краеугольным камнем экзистенциальной психотерапии, обычно они воспринимаются в преломлении через более доступные сочинения Сартра и Камю.

Гийон Ч. Аутентичность, нравственные ценности и психотерапия // Мартин Хайдеггер : сб. статей / сост. Д. Ю. Дорофеев. — СПб. : РХГИ, 2004. — 576 с. : ил. — (Личность в жизни и философии) — С. 397.

Другое важное направление философии, заложившее основы экзистенциальной терапии и всей психологии в целом, это феноменология, которая дала психологам и психотерапевтам необходимый инструментарий для проникновения в суть проблем пациента.[1]

Первыми психиатрами, непосредственно воплотившими идеи экзистенциализма в психотерапии в начале XX века были Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер. Экзистенциальный анализ Бинсвангера получил широкую известность. Затем феноменология Хайдеггера привела к появлению дазайн-анализа Медарда Босса. Работы Сартра вдохновили на создание его методик Рональда Лэйнга.

[1]

Отдельно следует упомянуть появление логотерапии Виктора Франкла — особого направления в экзистенциальной терапии, основанного на поиске смыслов существования и призванного помочь людям найти смысл даже в переживании страданий, как его нашёл сам Франкл в концлагерях Второй мировой войны.[1] Виктора Франкла и Ролло Мэя называют самыми влиятельными экзистенциальными терапевтами XX века.[4]

Также среди заметных фигур экзистенциальной терапии следует упомянуть Алис Хольцхей-Кунц, Джеймса Бьюдженталя, Эрнесто Спинелли, Кирка Шнайдера и Ирвина Ялома.

Экзистенциальная психотерапия в России[править | править код]

В России и на постсоветском пространстве экзистенциальная психотерапия получила активное развитие и распространение со второй половины 1980-х годов. Среди знаковых событий того времени можно назвать визиты в Россию Виктора Франкла (в марте 1987 года), и Карла Роджерса (в сентябре-октябре 1986 года). Именно на этих встречах закладываются предпосылки формирования первой большой волны отечественных гуманистически-ориентированных и экзистенциальных психотерапевтов. С середины 90-х годов в России и на постсоветском пространстве формируются первые регулярные образовательные проекты по экзистенциально-гуманистической психотерапии, среди которых Высшая Школа гуманитарной психотерапии (с 1994 года, в Москве), Международная Школа психотерапии, консультирования и ведения групп (с 1995 года, в Санкт-Петербурге), Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии (с 1996 года, в Бирштонасе) и др.

[5]. В результате образовательной деятельности подобных проектов и развития профессиональных сообществ, на сегодня в России сформировался достаточно большой круг специалистов, практикующих экзистенциальную психотерапию.

  • Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ Т. С. Драбкиной. — М.: «Класс», 2000. — 576 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-106-1
  • Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 59-67.
  • Летуновский В. В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, факультет психологии.
  • Виктор Франкл. Воля к смыслу = Viktor E. Frankl. Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. — Альпина Нон-фикшн, 2018. — 228 p. — ISBN 978-5-91671-848-5.

экзистенциальная психология — это… Что такое экзистенциальная психология?


экзистенциальная психология

(от лат. existentia — существование) —одно из направлений «гуманистической психологии». Э. п. изучает:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества ;

4) проблемы поиска смысла существования.

Э. п. подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей Э. п. является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной Э. п. используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители Э. п. — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

экзистенциальная психология
Этимология.

Происходит от лат. existentia — существование и греч. psyche — душа, logos — учение.

Категория.

Психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.

Специфика.

Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл, Дж.Бугенталь. Основной рассматривается проблема человека, который рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии — человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(англ. existential psychology) — направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает Э. п.: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества и 4) проблемы смысла и бессмысленности существования. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Экзистенциальная психотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностную рефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достижения психоанализа. Наиболее видными представителями Э. п. являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. См. также Логотерапия. (Д. А. Леонтьев.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • эдипов комплекс
  • экзистенциальный анализ

Смотреть что такое «экзистенциальная психология» в других словарях:

  • Экзистенциальная Психология — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы …   Психологический словарь

  • Экзистенциальная психология — Экзистенциальная психология  направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная… …   Википедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений «гуманистической психологии»; изучает: проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Экзистенциальная психология — – ранее этот термин обозначал структуралистское направление в психологии (Э. Титченера), ныне обозначает обычно психологию, базирующуюся на экзистенциализме …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Это название ранее использовалось для обозначения точки зрения, выражавшейся Э. Титчнером (см. структурализм). Однако, когда оно встречается в настоящее время, оно почти неизменно относится к одной из двух версий психологических положений,… …   Толковый словарь по психологии

  • Экзистенциальная психология — направление в современной западной психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений гуманистической психологии; изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Экзистенциальная психология (existential psychology) — Несмотря на то, что Э. п. обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, к рые выглядят… …   Психологическая энциклопедия

  • Экзистенциальная психотерапия — (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире …   Википедия

  • Экзистенциальная терапия — Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми …   Википедия


Экзистенциальная психология — Википедия

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

Классификация

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются[источник не указан 1934 дня]:

Происхождение и история развития

Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию[1]. Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски, Эрвин Страус, В. Е. фон Гебсаттел[2].

От феноменологии экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений[3].

Вторая, собственно экзистенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др[2].

Российские корни

Идеи Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов[4]. Российский религиозный экзистенциализм в лице Н. А. Бердяева и Л. Шестова по времени возникает даже раньше европейского[5].

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя[6]. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира[7]:

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются[8]. Часто так происходит в научных, в том числе психологических, социологических и прочих подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека[9]. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее[10].

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и других, в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации[11].

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса[12], который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[13].

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия»[14], понимание «человека-в-его-мире»[15].

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой[16].

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно ни было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения»[17].

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии некоторые эмоции, в частности такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании[18].

В частности, тревога согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее[19].

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях)[20]:

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют собой, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;
  • вина сепарации от природы в целом, или иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека[21].

Примечания

  1. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 11.
    Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  2. 1 2 Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 111.
  4. Андрюшин В. В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве // hpsy.ru, 21.08.06.
  5. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера
  6. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 137—143.
  7. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145—148.
  8. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 149.
  9. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 157.
  10. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 159.
  11. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177—183.
  12. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
  13. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
  14. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 141.
  15. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 162.
  16. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107—109.
  17. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 34.
  18. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 123.
  19. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. — С. 124—127.
  20. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 127, 129—132.
  21. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 130.

Литература

  • Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с. — (Серия «Психологическая коллекция»). — ISBN 5-04-088227-0.
  • Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика : учеб. пособие. — М.: Изд. дом «Высшая школа экономики», 2010. — 182 с. — ISBN 978-5-7598-0794-0.
  • Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. — М.: Смысл, 2013. — 768 с. — ISBN 978-5-89357-321-3.

Ссылки

Экзистенциальная психология — Психологос

Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого поведения и к влиянию на него.

Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.

Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и — при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих — представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие человека прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с которыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.

В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.

Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (Субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.

С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.

Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка — научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие — в идеале — должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие — более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, которые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.

Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:

  1. себя как людей, которые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный социальный и биологический опыт;
  2. общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.

Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им — благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности — свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.

Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.

Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.


Вводное занятие Университета

Экзистенциальный психоанализ — Википедия

Экзистенциа́льный психоана́лиз (от лат. existentia — существование и греч. psychе — душа + analysis — разложение, расчленение) — техника экзистенциальной психотерапии, впервые рассмотренная Жаном-Полем Сартром. Принципом этого психоанализа, в отличие от фрейдовского является то, что человек есть завершённая целостность, а не набор качеств, вступающих в конфликт с биологическими инстинктами; следовательно, он полностью выражается в своих симптомах, жестах, словах, мимике, а не реконструируется из них. Цель экзистенциального психоанализа — выявить фундаментальный выбор человеческого бытия посредством наблюдения за его различными проявлениями.

Рассматривая эмпирический психоанализ Фрейда, Сартр замечал, что ошибка метода состоит в том, что Фрейд считает психологическое исследование завершенным, как только оно достигает согласованной совокупности эмпирических желаний – и далее ведёт пациента к обретению этой согласованности (катарсис), которая была однажды блокирована, но продолжала своё существование в символическом выражении (невроз). Таким образом, Фрейд определяет человека, как связку приспособленных к ситуации склонностей, которая должна быть установлена эмпирическим наблюдением через толкование симптомов невроза. [1]

В этом Сартр усматривал стремление свести сложную личность пациента к некоторым первичным желаниям — преимущественно сексуальным (у Фрейда). В таком случае, говорит Сартр, исчезал бы сам человек, становясь набором комплексов.

«Мы не найдем больше «того», с которым случается то или другое приключение. …бытие, которое мы ищем, исчезает в пыли феноменов, связанных между собой внешними отношениями.» [2]

Сартр предлагает направить психоанализ на действительно нередуцируемое, то есть на такой феномен, фундаментальная основа которого с очевидностью представала бы для нас базисной, укоренённой в самой сущности человека (а не была бы представлена как постулат психолога и результат его отказа или неспособности идти дальше психических явлений).

Во второй главе своего основополагающего труда «Бытие и Ничто»  в котором изложены основные принципы экзистенциального психоанализа Сартр пишет:

«…это требование основано на доонтологическом понимании человеческой реальности и на сознательном отказе рассматривать человека как анализируемого и сводимого к первичным данным, к определенным желаниям (или «склонностям»)» [3]

Сближаясь таким образом с гуссерлианским понятием априорности.

Эмпирический психоанализ Фрейда постулирует существование бессознательного, которое избегает интуиции субъекта. Экзистенциальный же психоанализ отвергает постулат бессознательного, но заявляет, что фундаментальный проект личности никогда не вытесняется в некую бессознательную область ни в какой из своих частей и полностью переживается субъектом. Однако это вовсе не означает, что собственный проект жизни должен быть познан субъектом без определённых шагов к такому познанию.[1]

Экзистенциальный психоанализ опирается на феноменологическую редукцию, а не на гипотезу бессознательного, допущенного Фрейдом для описания наблюдаемых им психических процессов. Поскольку опыт рефлексии у человека исключает существование среды, в которой бы его жизнь протекала без отображения в сознании, постольку существование бессознательного как некоего тумана, мистическим образом воздействующего на нашу проницательность, экзистенциальный психоанализ отрицает.    

«Но если субъекту дана способность понимать знаки (своих симптомов), не означает ли это одновременно, что бессознательное становится сознательным? …таким образом от экзистенциального психоанализа нужно требовать решающей и окончательной интуиции субъекта». [3]

Правильней было бы говорить не о бессознательном, как о некой среде, а скорее о нахождении чувств и взглядов субъекта в зависимости от натуралистической установки, и о переходе от такой установки к феноменологической (коперниканский переворот), как о способе изменения процесса познания и собственно привычного взгляда.

Ключевым признаком человеческого существования экзистенциальный психоанализ видит желание субъекта. Желание, в свою очередь, раскрывается в феноменологическом опыте как недостаток бытия. Как таковое, оно прямо вписано в бытие, недостатком которого оно является. Исходя из способа восполнения дефицита бытия, чьей полноты всегда недостаёт человеку, Сартр выделяет два базисных комплекса, выражающих направленность существования.

Комплекс Актеона[править | править код]

Комплекс Актеона – это одна из разновидностей обладания миром через рассматривание.

Сартр замечает, что любознательность у животных всегда сексуальна или связана с пищей. Познавать – это значит есть глазами. Для ребенка познать – значит действительно съесть. Он хочет попробовать то, что он видит.

«Рассматривание является пользованием, видеть – значит лишать невинности. Всякое исследование включает всегда идею обнаженности, наготы, которую раскрывают, устраняя помехи, ее скрывающие, как Актеон раздвигает ветви, чтобы лучше видеть купающуюся Диану».[1]

Комплекс Ионы[править | править код]

Комплекс Ионы являет собой углубление комплекса Актеона.

Познаваемое усваивается наблюдателем, становится его мыслью, и тем самым получает признание своего существования от этого наблюдателя. Но это усвоение не завершается слиянием наблюдателя с предметом, поскольку познаваемое остается на том же месте, как и наблюдатель на своём. Переваренное, но не присвоенное – как Иона во чреве кита.

Основная статья: Dasein-Анализ

Феноменологическая редукция также была взята и за основу экзистенциального психоанализа, разрабатываемого Медардом Боссом. Он получил название Дазайн-Анализ.

Также как и Сартр, Босс видел реализацию экзистенциального психоанализа в переходе от натуралистической установки к феноменологической, в преодолении всех предвзятых понятий и «субъективистских» интерпретаций, заслонивших бытие от человека.  Необходимо, по его словам, постигнуть «непосредственно данные объекты и феномены человеческого мира», то есть феноменологически описать изначальный уровень соотнесенности человека с миром, отбросив объяснительные конструкции, искажающие непосредственную данность феномена. К таким конструкциям Босс относит, в частности, психоаналитический понятийный аппарат. [4]

Другой психиатр, решивший обратиться к философии экзистенциализма, Людвиг Бинсвангер, также полагал, что феноменологическая редукция является тем инструментом, который выводит эмпирический психоанализ на новый, более фундаментальный уровень.

Бинсвангер, отталкиваясь от принципов философии Мартина Хайдеггера, считал, что психопатология имеет своим истоком особенности строения «жизненного мира» пациента. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, отражением мира и самой экзистенции. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения, что препятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. [5]

  1. 1 2 3 Экзистенциальный Психоанализ
  2. ↑ Ж-П. Сартр. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. Глава II. §1 Экзистенциальный психоанализ с. 808
  3. 1 2 Ж-П. Сартр. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. Глава II. §1 Экзистенциальный психоанализ с. 812
  4. ↑ Daseins анализ Медарда Босса
  5. ↑ Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ

техники, методы, представители, основные понятия

Во все времена люди сталкивались с психологическими проявлениями, такими как разочарование, усталость от жизни, неуверенность в себе, переходящими в депрессию. Проблемы в разные эпохи были тоже разные, но чувства и переживания людей похожи. Сегодня все чаще человек страдает от утраты смысла жизни и внутренней опустошенности, причиной которых становятся какие-то жизненные неурядицы. Помочь таким людям призвана экзистенциальная психотерапия.

Понятие экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия – это свод правил и психологических подходов для возвращения человека к нормальной жизни, полной забот и смысла. Здесь делается упор на осознание себя не как отдельного объекта, замкнутого в себе и своих переживаниях, а как части бытия, реальности вокруг. Терапия формирует ответственность за свою жизнь и происходящее в ней. Сам термин произошел от латинского existentia – «существование». Экзистенциальная психология и психотерапия тесно перекликаются с философией. В двадцатом веке возникло такое направление, как «философия существования», которое близко по своей сути экзистенциальной психотерапии.

экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальное направление в психотерапии зародилось благодаря Серену Кьеркегору. Основополагающим стало его учение, над которым он работал в 1830-х годах. Его основные постулаты говорили о том, что человек неотделим от внешнего мира, общественной жизни. Главные составляющие человеческого бытия – совесть, любовь, страх, забота, решимость. Человек начинает осознавать свою сущность в экстремальных ситуациях, коими выступают смерть, борьба, страдание. Переоценивая былое, человек становится свободным. Кьеркегор ввел понятие экзистенции, неповторимой и единственной в своем роде человеческой жизни, отдельной для каждого индивида. Он обнаружил связь с переломными моментами в судьбе и осознанием себя, другим взглядом на себя и на жизнь после пережитого потрясения.

Постулаты Бьюдженталя

Джеймс Бьюдженталь – президент ассоциации экзистенциальной психотерапии. В 1963 году он выделил основные понятия экзистенциальной психотерапии:

  • Человек – это целостное существо, которое должно быть оценено и изучено в сумме всех его составляющих. Другими словами, частичные функции не могут служить для оценки личности, только все факторы в целом.
  • Жизнь человека не обособлена, а завязана межличностными отношениями. Человека нельзя изучить, не принимая во внимание его опыт общения.
  • Понять личность возможно, только учитывая её самосознание. Индивид непрерывно оценивает себя, свои действия, мысли.
  • Человек является создателем своей жизни, он не сторонний наблюдатель, мимо которого пролетают картинки бытия, а активный участник действа. Получаемый опыт он создает сам.
  • В жизни человека есть смысл и цель, мысли его направлены в будущее.
экзистенциальный подход в психотерапии

Экзистенциальная психотерапия направлена на изучение человека в жизни, в окружающем его мире, со своими жизненными ситуациями. Каждый из нас приобретает свой жизненный опыт в общении с окружающим миром, с другими людьми. Это и складывает нашу психологическую картину, без которой в психотерапии невозможно помочь пациенту. Набор личных качеств не даст полного осознания личности, человек не живет изолированно, внутри своего кокона, он постоянно развивается, меняет формы поведения, оценивает окружение и, исходя из этого, выполняет те или иные действия. Поэтому некоторые психологи избегают понятия личности, так как оно не позволяет полностью изучить все аспекты существования и сознания человека.

Цели терапии

Экзистенциальная психотерапия имеет своей целью направить мысли человека в правильное русло, помочь разобраться в жизни, понять ее важность и все предоставленные возможности. Терапия не предусматривает изменения личности пациента. Все внимание направленно именно на саму жизнь, на переосмысление некоторых событий. Это дает возможность по-новому взглянуть на реальность, без иллюзий и домыслов, и выстроить планы на будущее, определить цели. Экзистенциальная психотерапия смысл жизни определяет в повседневных заботах, в ответственности за собственную жизнь и свободе выбора. Конечная цель – путем создания нового взгляда на бытие сделать его гармоничным. Можно сказать, что терапия помогает понять жизнь, учит противостоять проблемам, находить пути их решения, изучает все возможности для улучшения своего существования и побуждает к действию. Пациенты воспринимаются не больными людьми, а не умеющими рационально использовать свои возможности, уставшими от жизни. Если человек запутался в жизни и своих мыслях, большая ошибка – относиться к нему, как к больному. Так считают представители экзистенциальной психотерапии. Нельзя относиться к нему, как к беспомощному человеку, нужно лишь помочь ему переосмыслить происходящее вокруг и выбрать правильную дорогу, по которой он пойдет в будущее осмысленно и с определенной целью. Цель не состоит в изменении личности, но после прохождения терапии человек может сам понять, что ему нужно в чем-то поменяться, чтобы улучшить свою жизнь, что сейчас он живет не так, как хочется, потому что нужны решительные действия. Экзистенциальная психотерапия – это возможность получения знаний и свободы, силы, терпения. Она учит не закрываться от действительности, не прятаться от проблем, а изучать и чувствовать жизнь через страдания, переживания, разочарования, но воспринимать их адекватно.

Психотерапия и философия

Теперь становится понятно, почему экзистенциальная традиция в психотерапии произошла от философии, и почему она тесно с ней взаимосвязана. Это единственное психотерапевтическое учение, принципы которого обоснованы с помощью философии. Основоположником экзистенциального учения можно назвать датского мыслителя Серена Кьеркегора. Другие западные философы, которые внесли большой вклад в развитие экзистенциальной школы: немецкий философ, классик экзистенциональной философии М. Хайдеггер, а также М. Бубер, П. Тиллих, К. Ясперс, французский философ Сартр и многие другие. Со времнем широкое распространение получила экзистенциальная психотерапия. Представители русской философии также не остались в стороне и вложили не меньше сил и знаний в экзистенциальное учение. Это В. Розанов, С. Франк, С. Трубецкой, Л. Шестов, Н. Бердяев.

экзистенциальная психотерапия техники

Впервые объединить философию и психотерапию решил швейцарский психоаналитик Л. Бинсвангер. Такую попытку он предпринял в 30-х годах двадцатого века, предложив экзистенциальный подход в психотерапии. Парадокс в том, что он не занимался на практике данным направлением, но смог определить основные принципы внутреннего мира человека, его поведения и реакции на окружающую действительность, заложить основы терапии. Его можно назвать основоположником экзистенциальной психотерапии. Медард Босс, швейцарский психиатр, предложил свою концепцию, первую в своем роде. Это случилось в 50-х годах двадцатого века. За основу он взял учения немецкого философа Хайдеггера и трансформировал их для применения в психотерапии. Он считается основателем одного из направлений экзистенциональной терапии – дазайн-анализа, который содержит в себе модель понимания человека. В 60-х Босс организовал программу подготовки для психоаналитиков и психотерапевтов по своей собственной методике. Множество течений имеет сейчас экзистенциальная психотерапия, техники ее различаются, но цель преследуют одну – сделать жизнь человека комфортной и качественной.

Психотерапия Франкла

Одним из самых типичных представителей экзистенциальной психотерапии можно назвать Виктора Франкла. Это австрийский психолог, психотерапевт и невролог. Экзистенциальная психотерапия, методы которой основаны на учениях Франкла, получила название логотерапии. Основная его мысль состоит в том, что главное для человека – найти смысл бытия и понять свою жизнь, к этому он должен стремиться. Если человек не видит смысла, жизнь его превращается в пустоту. Экзистенциальная психотерапия Франкла основана на понимании, что само существование ставит вопросы перед человеком о смысле бытия, а не наоборот, и человеку нужно отвечать на них поступками. Экзистенциалисты считают, что обрести смысл может каждый из нас, независимо от пола, возраста, национальности или религии, социального статуса.

экзистенциальная психотерапия представители

Путь к смыслу индивидуален для любого человека, и если он не может сам его найти, приходит на помощь терапия. Но экзистенциалисты уверены, что человек и сам в состоянии это сделать, главным направляющим они называют совесть, которую Франкл считал «органом смысла», а возможность его находить назвал самотрансценденцией. Выйти из состояния опустошенности индивид может, только взаимодействуя с окружающей реальностью; замкнувшись в себе и заострив внимание на своих внутренних переживаниях, это сделать невозможно. Франкл утверждал, что 90 % наркоманов и алкоголиков стали такими из-за утраты смысла жизни и потери пути к нему. Другой вариант – рефлексия, когда человек концентрирует внимание на себе, пытаясь найти в этом счастье; это тоже ложный путь. Разработанная Франклом логотерапия основана на противодействии рефлексии – дерефлексии, а также парадоксальной интенции.

Методы логотерапии. Дерефлексия

Дерефлексия предусматривает полную самоотдачу вовне, прекращение копания в собственных переживаниях. Этот метод применяют при наличии неврозов навязчивых состояний. Примером таких нарушений часто бывают проблемы в сексуальной жизни, связанные с боязнью импотенции, фригидности. Франкл считал, что неврозы навязчивых состояний сексуального характера связаны с желанием получить удовольствие и боязнью его отсутствия. Пытаясь найти счастье, постоянно концентрируя на этом внимание, человек не находит его. Он уходит в рефлексию, наблюдая за собой как бы со стороны, анализируя свои ощущения и не получая в конечном итоге никакого удовлетворения от происходящего. Решением проблемы Франкл видит избавление от рефлексии, самозабвение. В качестве примера успешного применения метода дерефлексии в практике Франкла можно выделить случай молодой женщины, которая жаловалась на фригидность. В юности она подверглась насилию и постоянно боялась, что этот факт наложит отпечаток на ее сексуальную жизнь и возможность получать от нее удовольствие. И вот именно эта нацеленность на себя, свои ощущения и эмоции, копание в себе спровоцировали отклонение, но не сам факт насилия. Когда же девушка смогла переключить внимание с себя на партнера, ситуация поменялась в пользу для нее. Она смогла получать удовольствие от половых отношений, проблема исчезла. Спектр применения метода дерефлексии широк и может быть полезен при решении многих психологических проблем.

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция – понятие, основанное на учении Франкла о страхах и фобиях. Он утверждал, что боязнь человека какого-то события, переходящая в навязчивое состояние, постепенно приводит его именно к тому, чего он боится. Например, индивид становится бедным или больным, потому что заранее переживает эмоции и чувства такого человека, боясь стать им. Термин «интенция» происходит от латинского intentio – «внимание, стремление», что означает внутреннюю направленность к чему-либо, а «парадоксальная» означает обратность действия, противоречие. Суть этого метода состоит в намеренном создании той ситуации, которая является причиной страха. Вместо того, чтобы избегать какого-либо обстоятельства, нужно идти ему навстречу, в этом и заключается парадокс.

экзистенциальная психотерапия смысл

Можно привести пример со сценой. Человек, однажды выступая на сцене перед зрителями и при этом волнуясь, заметил, что у него трясутся руки. В следующий раз перед выходом он начал бояться, что руки снова будут трястись, и этот страх сбылся. Страх порождает страх, в результате все это превратилось в фобию, симптомы повторялись и усиливались, появилась боязнь ожидания. Для того чтобы избавиться от этого состояния и жить спокойно, получать удовольствие от жизни, необходимо устранить первопричину страха. Метод можно применить самостоятельно, сформировав четкое намерение создать ситуацию, обратную той, от которой хотелось бы избавиться. Приведем парочку примеров.

Один мальчик каждую ночь мочился во сне, и его психотерапевт решил применить к нему метод парадоксальной интенции. Он сказал ребенку, что каждый раз, когда это снова произойдет, он будет получать вознаграждение. Тем самым доктор трансформировал страх мальчика в желание, чтобы эта ситуация происходила снова. Так ребенок избавился от своего недуга.

Этот метод можно применять и при бессоннице. Человек долгое время не может уснуть, страх бессонной ночи начинает преследовать его каждый вечер. Чем больше он пытается понять свои ощущения и настроиться на сон, тем меньше у него это получается. Выход прост — перестать копаться в себе, бояться бессонницы и запланировать намеренно всю ночь не спать. Экзистенциальная психотерапия (прием парадоксальной интенции в частности) позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, получить контроль над собой и своей жизнью.

Клиент-центрированный метод

Еще одно направление, которое включает в себя экзистенциальная психотерапия. Основные понятия и техника применения его отличаются от классических. Метод клиент-центрированной терапии был разработан американским психологом Карлом Роджерсом и описан в его книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс считал, что человек в своей жизни руководствуется стремлением к развитию, профессиональному и материальному росту, используя при этом имеющиеся возможности. Он так устроен, что должен решать проблемы, возникающие перед ним, направлять свои действия в нужное русло. Но только развиться эта способность может при наличии социальных ценностей. Роджерс ввел понятия, определяющие основные критерии развития личности:

  • Поле опыта. Это осознаваемый человеком его внутренний мир, через призму которого он воспринимает внешнюю реальность.
  • Самость. Объединение телесного и духовного опыта.
  • Я-реальное. Представления о себе, основанные на жизненных ситуациях, отношении окружающих людей.
  • Я-идеальное. Каким человек представляет себя в случае воплощения своих возможностей.
экзистенциальная психотерапия прием

«Я-реальное» стремится к «Я-идеальному». Чем меньше между ними различий, тем более гармонично ощущает себя индивид в жизни. По мнению Роджерса, адекватная самооценка, принятие человека себя таким, каким он является, есть признак психического и душевного здоровья. Тогда говорят о конгруэнтности (внутренней согласованности). Если разница велика, человеку присущи амбициозность и самолюбие, переоценивание своих возможностей, а это может привести к неврозам. Реальное Я может так и не приблизиться к идеальному в силу жизненных обстоятельств, недостаточного опыта, или из-за того, что человек навязывает себе установки, модель поведения, чувства, которые отдаляют его от «Я-идеального». Основной принцип клиент-центрированного метода – тенденция к самоактуализации. Человек должен принять себя таким, каков он есть, приобрести самоуважение и стремиться к росту и развитию в пределах, не нарушающих его самости.

Техники клиент-центрированного метода

Экзистенциальный подход в психотерапии по методу Карла Роджерса выделяет семь этапов развития, осознания и принятия себя:

  1. Наблюдается отстраненность от проблем, отсутствие желания изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  2. Человек начинает проявлять свои чувства, самовыражаться, приоткрывать свои проблемы.
  3. Развитие самовыражения, принятие себя со всей сложностью ситуации, своих проблем.
  4. Появляется потребность к самобытности, желание быть собой.
  5. Поведение становится органичным, спонтанным, легким. Появляется внутренняя свобода.
  6. Человек открывается себе и миру. Занятия с психологом можно отменять.
  7. Появление реалистичного баланса между Я-реальным и Я-идеальным.
экзистенцианальная психотерапия методы

Выделяют основные компоненты метода:

  • отражение эмоций,
  • вербализация,
  • установление конгруэнтности.

Кратко остановимся на каждом из них.

Отражение эмоций. Во время беседы психолог называет вслух те эмоции, которые испытывал клиент в той или иной ситуации, опираясь на его рассказ.

Вербализация. Психолог пересказывает своими словами сообщения клиента, но не искажает смысл рассказанного. Этот принцип создан для выделения самого существенного из повествования клиента, наиболее тревожащих его моментов.

Установление конгруэнтности. Здоровый баланс между реальным и идеальным Я. Процесс реабилитации можно считать успешным, если состояние клиента меняется в следующем направлении:

  • воспринимает себя адекватно, открыт для других людей и нового опыта, уровень самооценки приходит в норму;
  • повышается эффективность деятельности;
  • реалистичный взгляд на проблемы;
  • уменьшается ранимость, увеличивается приспосабливаемость к ситуации;
  • снижение тревожности;
  • изменение в поведении в положительную сторону.

Техника Роджерса довольно успешно применяется в школе с подростками, в конфликтологии. Есть у нее и противопоказание – применение ее нежелательно, если у человека реально нет возможности расти и развиваться.

Осознание смерти

Существует суждение, что люди, пережившие клиническую смерть или серьезные болезни, сильнее ценят свою жизнь и многого добиваются. Осознавая неизбежную конечность бытия, смерть, экзистенциальная психотерапия заставляет переосмыслить свое отношение ко всему окружающему миру, воспринять реальность в другом свете. Обычно человек не думает постоянно о смерти, но, столкнувшись с тяжелой болезнью, может вести себя неадекватно. Например, закрыться от окружающих, замкнуться в себе или начать мстить всем здоровым людям, окружающим его. Работа психолога по этому методу должна привести к принятию клиентом болезни как возможности личностного роста. Близость смерти для подготовленного человека приводит к переоценке ценностей, концентрации на настоящем моменте. Он открывается другим людям, его родные и друзья — не исключение: отношения становятся близкими и искренними.

конечность бытия смерть экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия, техники осознания смерти которой кому-то покажутся мрачными, на самом деле помогает многим людям пережить достойно случившиеся с ними трудности.

Экзистенциальная психотерапия — это… Что такое Экзистенциальная психотерапия?

Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Согласно Генри Элленбергу, экзистенциальная психотерапия — это приложение некоторых экзистенциальных понятий к психотерапии.[1]

Истоки экзистенциализма связаны с именем Серена Кьеркегора (1813—1855). Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

Разновидности экзистенциальной психотерапии

В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:

Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Швейцарский врач-терапевт Медард Босс говорит, что Хайдеггер надеялся, что когда-нибудь «его мысли выйдут за пределы чисто философских штудий и станут доступны более широким кругам, в частности множеству страдающих людей». Его участие в семинарах Босса в 1946 г. было продиктовано именно этими соображениями. Однако когда его сочинения получили более широкое распространение среди психотерапевтов-профессионалов, произошло это скорее не по указанной причине, но из-за общего влияния экзистенциализма в пятидесятые–шестидесятые годы. В результате, хотя идеи Хайдеггера и признаются краеугольным камнем экзистенциальной психотерапии, обычно они воспринимаются в преломлении через более доступные сочинения Сартра и Камю.

Гийон Ч. Аутентичность, нравственные ценности и психотерапия // Мартин Хайдеггер: Сб. статей / Сост. Д.Ю. Дорофеев. — СПб.: РХГИ, 2004. — 576 с.: ил. — (Личность в жизни и философии) — С. 397.

Экзистенциальная психотерапия в России

В России и на постсоветском пространстве экзистенциальная психотерапия со второй половины 80-х ХХ века и в начале XXI века получила активное развитие и распространение. Среди знаковых событий того времени можно назвать визиты в Россию Виктора Франкла (в марте 1987 года), и Карла Роджерса (в сентябре-октябре 1986 года). Именно на этих встречах закладываются предпосылки формирования первой волны отечественных гуманистически-ориентированных и экзистенциальных психотерапевтов. С середины 90-х г.г. в России и на постсоветском пространстве формируются первые регулярные образовательные проекты по экзистенциально-гуманистической психотерапии, среди которых Высшая Школа гуманитарной психотерапии (с 1994 г. в Москве), Международная Школа психотерапии, консультирования и ведения групп (с 1995 г. в Санкт-Петербурге), Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии (с 1996 г. в Бирштонасе) и др[2]. В результате образовательной деятельности подобных проектов и развития профессиональных сообществ, на сегодня в России сформировался достаточно большой круг специалистов, практикующих экзистенциальную психотерапию.

Литература

  • Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /Пер. с англ Т.С. Драбкиной. — М.: «Класс», 2000. — 576 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-106-1
  • Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 59-67.
  • Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова факультет психологии.

См. также

Примечания

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *