Причинно следственная связь в психологии примеры: Причинно-следственная связь — психология – Причинно-следственная связь в отношениях. Статья. Психология взаимоотношений. Самопознание.ру

Автор: | 04.02.2021

Содержание

Причинно-следственные связи недовольства жизнью (системно-векторная психология)

Как интересно устроено наше психическое: имея определенные желания, необходимые для счастливой жизни, оно не дает нам расслабляться ни на минуту. Не получив то, что было необходимо, оно доберет это другим способом, пусть и более грубым, но в результате мы получаем свое наполнение.

Щемящее чувство в душе, что чего-то не хватает – вроде все есть, но что-то все же не то. Чего-то такого, от чего жизнь стала бы ярче в красках и глубже в смыслах, спокойнее и удовлетвореннее. Тогда мы начинаем искать, чем заполнить эту пустоту, которая растаскивает на куски наше спокойствие. В таком случае мы придумываем себе праздники – эдакие веселые денечки, разрядку от пресноватой жизни, чтобы на пике эмоций закричать от восторга «Жить классно». Но проходит праздник, и все новые ощущения затираются в повседневности. День за днем уныло. День за днем серо…

В природе любое желание потенциально может быть наполнено. Есть желание – есть и наполнение. Одного без другого не может быть. Хочешь – бери. Но как? Как понять, чего мы хотим? Не наполняя свои желания, мы сталкиваемся с тревогой о том, что упускаем что-то важное в жизни. Складывается ощущение, что кто-то не дает нам счастья, хотя мы, конечно же, достойны.

Не понимая, что нас гложет, не понимая себя, мы живем в мире, полном таких же людей, как и мы сами. И ощущая весь этот дискомфорт, мы благополучно спихиваем его причины на других. Сотни тысяч взрослых людей обвиняют в своих нехватках всех, кого угодно, но только не собственную персону.

Ненаполненные желания ищут своего наполнения и не получая его, реализуют себя вкривь да вкось, еще больше запутывая нас. Со временем все как-то комкается в жизни, и плохие состояния души посещают все чаще. Недовольство от жизни потихоньку растет. Сами того не подозревая, мы держим в себе эмоции, которые должны найти выход и не найдя его, выплескиваются не самым приятным способом. Это наши неудовлетворенные желания, нашедшие черный ход. Когда человек всем доволен, то у него не будет надобности вываливать на окружающих негатив, а наоборот, он будет «смягчать» своим присутствием атмосферу. Но при этом причины возникновения негатива и такого поведения у людей разные. Поняв причину постоянного недовольства, мы можем легко управлять своим состоянием.

Но как тут разобраться, если проблемы есть у всех и каждый чем-то недоволен в жизни? Не бывает все идеально, более того, не должно быть идеально все. Дискомфорт заставляет нас двигаться вперед, развиваться и улучшать себя, свою жизнь. Не понимая этого, мы погружаемся в это плохое состояние, и вместо исправления ситуации, решения проблем, злимся на судьбу, жизнь, людей вокруг и т.д… В конце концов, мы можем обвинять и себя в своих неудачах, но при этом может появиться ощущение безысходности. Мы всегда ждем помощи, даже не осознавая этого, мы снимаем ответственность с себя и возлагаем наивные надежды на кого-то другого…

После того, как мы понимаем, что конфликты не исчерпываются до конца, и уже нет сил бороться с собой, опускаются руки, мы делаем вывод, что лучше прекратить такое общение. Но карусель смены круга общения ни к чему не приведет. Меняя окружение, мы неминуемо сталкиваемся с теми же проблемами, выбирая себе для общения похожих между собой людей снова и снова. В любом случае, после попыток съехать с дороги недовольства и скандалов приходится начинать со своей величественной фигуры. Можно ли посмотреть на других людей по-иному, чтобы они перестали казаться причиной всех наших проблем?

Можно. Можно наладить свою жизнь. Наладить так, чтобы не являть собой ком из недовольства жизнью, и естественным путем не вестись на провокацию таких же пышущих неприязнью личностей.
Звучит все это красиво и правильно, но как-то отдаленно от жизни, как теория, не применимая на практике. Однако это не так. Во всех этих недосказанных смыслах важно понимать одну вещь – чтобы полностью брать ответственность за себя, нужно понимать себя. Знать свое устройство, вникать в причинно-следственные связи своих мыслей и поведения. Ведь мы не будем ругать дождь, если не смогли уберечься от него – понятно, что это бесполезно. Все мы знаем закон круговорота воды и понимаем, что это устройство природы, и некого обвинять, нужно смотреть прогноз погоды и брать с собой зонт, если это необходимо.
Попробую разобрать причинно-следственные связи недовольства жизнью и последующие неприятности у разных людей, используя методику системно-векторной психологии.

Очевидно, что все люди разные. А какие разные?

Угрюмые, манящие, нудные, властные, задумчивые, чувственные, компанейские или скрытные… Кажется, что можно перечислять бесконечно и запутаться проще простого. Однако не все так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Системно-векторная психология выделяет восемь основных типов психического. Каждый тип (вектор) имеет свои врожденные свойства и желания, которые отличаются между собой и не пересекаются друг с другом. Естественно, что ценности у каждого человека свои, в зависимости от наличия тех или иных векторов. Реализуя свои природные стремления, желания в жизнь, люди получают удовольствие. Биохимия головного мозга уравновешивается – то есть, наполняясь реализацией именно своих желаний, мозг выделяет эндорфины – вещества, которые ощущаются нами как счастье и радость от жизни. Люди, наделенные разными векторами, реагируют на реальность по-разному. И проявляют себя тоже по-разному. Естественно, что причины их недовольства жизнью будут в корне различаться. Не сумев правильно реализовать себя, свой потенциал, мы испытываем страдания и часто не догадываемся о том, насколько сами являемся причиной этих неприятных ситуаций.

Итак, попробуем разобраться.


1. Человек, обладающий анальным вектором, для которого ценностью является стабильность и постоянство, испытывает в наше быстро меняющееся время сильный стресс. Его психика направлена на сохранение традиций. Такой человек обладает феноменальной памятью и стремлением к накоплению информации, но имеет также свойство психологической ригидности (неспособность изменяться, подстраиваться). Не успевая спокойно вливаться в быстрый ритм современного мира, такие люди накапливают в себе недовольство. Стремясь к порядочности и честности, сегодня они видят кругом обман – в рекламе, интернете, в личных отношениях. Приверженцы того, что было раньше. Несправедливость в жизни сильнее всех цепляет именно их, и они же возмущаются по этому поводу больше других. Такие люди долго будут терпеть все обиды молча, но когда уже не останется сил вмещать все это в себя, то поток грязи вырвется наружу, и не будет видно ни малейшего просвета в их жизни – все вокруг будет запачкано. Также у них начинаются проблемы со здоровьем. Особенно ярко это иллюстрирует мужская смертность – после распада Советского союза намного участились случаи сердечных приступов среди мужчин. Мужчины страдают больше женщин, так как они, имея стремление к сохранению семьи и домашнего очага, должны кормить семью, и этот святой долг им сегодня очень сложно исполнять. Не получается как раньше – стабильно, без резких скачков, приходится просто выживать. Конечно, не только проблемы современного общества делают жизнь людей, обладающих анальным вектором, сложной, но и неправильное воспитание, не дающее грамотно совладать со своими природными свойствами.

2. Обладатель кожного вектора – полная противоположность анальному. Его стремление к изменениям и способность к адаптации вполне вписываются в современный темп жизни. Кожники и строят этот темп – умеют ловко продавать, изменять ландшафт, постоянно подстраиваясь под него. Но и люди с кожным вектором имеют свои проблемы. Неправильно воспитанные в детстве или не реализовавшие себя в жизни, вместо умения грамотно экономить они превращаются в свою противоположность и становятся транжирами, вместо талантливых предпринимателей – неудачниками. Не реализуя свои свойства, они могут быть мельтешащими, жадными, склонными к излишним изменениям (выраженным в постоянной смене партнеров, например). Такие люди могут жаловаться на то, что все слишком дорого. Они всегда опаздывают и суетятся, толкаются локтями и бросаются в глаза нездоровыми запретами и ограничениями по отношению к другим и себе (ребенку ничего нельзя, и сама мама будет на жесткой диете).

3. Уретральный вектор наделяет человека способностью радоваться жизни и брать от нее все. Оптимист по жизни – так видят его другие. Он не будет ныть по поводу лучшего прошлого или слишком высоких цен. Вывести из себя этого природного вождя может лишь попытка принижения его природного статуса. Резкая вспышка гнева на попытку перебить или влезть с советом будет жесткой, но и быстро проходящей. Даже в самых худших своих проявлениях уретральный человек не склонен к скандалам, нытью и продолжительному недовольству жизнью. Мы никогда не увидим уретральника в толпе людей, устраивающим «акцию протеста» к жизни с помощью скандалов. В плохом своем развитии из вожака, ведущего человечество вперед, он превратится в самого опасного человека, ведущего группу в тупик.

4. Самые незамысловатые на первый взгляд обладатели мышечного вектора – это соль земли. Они имеют стремление и пахать землю, и растить многочисленных детей, как правило, это сельские жители. Немногословные, добродушные, выдернутые из привычного круга бытовых забот, они испытывают тревогу по этому поводу, но лезть со скандалом не спешат. Такие ребята не отделяют себя от толпы – ощущение коллективного «мы» заложено в их психике, они будут сбиваться в толпу и возмущаться вместе со всеми, при этом не выделяя своего Я.

5. Человек, обладающий

звуковым вектором, часто бывает замкнут в себе. При неправильном развитии и реализации, он способен испытывать лютую ненависть к людям. Молчаливый, склонный погружаться в свои мысли, живущий будто отдельно от других, он остро реагирует на громкие звуки, поэтому всегда держится подальше от источников шума, например, таких как скандалы. Он не будет устраивать истерики, ему свойственно тихо ненавидеть. Недовольство своей жизнью звуковик проявит, например, в форме идеи, ведущей к распаду общества. Неудовлетворенность проявит себя наркотиками, которыми он делится со всеми, громкой музыкой (как противоположность стремления к тишине).

6. Одни из самых ярких скандалистов – это люди со зрительным вектором. Психическое устройство зрительников наделяет их самыми яркими эмоциональными переживаниями. В противоположность звуковикам с их отстраненностью это настолько живые люди, что они всегда ярко заметны. Обладая самой высокой эмоциональной амплитудой, они нуждаются в том, чтобы делиться своими эмоциями с окружающими. При благополучном развитии и реализации это самые сочувствующие люди, которые свою настоящую, неподдельную доброту отдают нуждающимся, поддерживают людей, искренне сопереживая им. Устройство психики зрительного человека подразумевает, что эмоции, охватывающие его, будут выходить наружу. При накапливании эмоций они страдают. Такая неудовлетворенность приводит к тому, что всю гамму своих чувств вместо сочувствия они реализуют в негативе. Искусные манипуляторы, они с легкостью закатят истерику, высосав повод из пальца! Никто и понять не сможет, с чего все началось, когда зрительник раскачает свои эмоции в истерике. Не растраченные эмоции – то есть нереализованные желания, выливаются также в эмоциональный шантаж, любовную зависимость и демонстративность.

7. Также всем заметен и человек с оральным вектором. Яркий говорун, болтает без умолку, из него сыпятся шутки и анекдоты. Любитель петь или просто поголосить. При неправильном развитии его способность к говорению, заложенная природой, может перейти в скандальность, граничащую с безумием. Любой скандал, даже самый эмоциональный зрительный, можно более-менее пережить, но если открыл рот оральный человек, то несдобровать всем. Голос этого человека обладает удивительными свойствами – при лучшем раскладе он может убедить толпу людей в чем угодно – это гениальный оратор, но при худшем – его крики доставляют сильнейший дискомфорт всем вокруг. Такой человек может сказать «мне легче поругаться, чем не поругаться». Он закатывает крик в магазине, дома, на работе, да где угодно и повода особо не ищет. Его невозможно переспорить и тем более перекричать. Мастер говорения превращается в скандальный ужас. Не реализуя свое желание к говорению в мирном русле, оральник будет стремиться реализовать его с помощью скандалов.

8. Самым незаметным из всех является обладатель обонятельного вектора. Причиной плохого развития, как и у остальных людей, является неправильное воспитание. Обонятельник – самый неприметный и отталкивающий. Его недовольство никогда не обернется прямым скандалом. Делая все чужими руками, он может творить невообразимые дела, и никто никогда не поймет, откуда дует ветер. От него не то, что скандала не дождешься, лишнего слова не скажет никогда. Свою неразвитость или плохую реализацию он проявляет тем, что, используя других людей, разрушает целые структуры, вместо того, чтобы создавать. В хорошем развитии это создатели финансовых систем, лучшие шпионы и политики, создающие будущее человечества. В плохом случае это воры удивительных масштабов, беспристрастные и неуловимые.

Итак, мы рассмотрели легкий набросок того, как отличается поведение людей и причины возникновения дискомфорта. Изначально родители, которые должны помогать нам развиваться, делают ошибки в воспитании. Разное устройство психики подразумевает разный подход к воспитанию ребенка и разные условия комфортной жизни.
В конце концов, внешний мир с его переменами тоже накладывает отпечаток на нашу жизнь и, не сумев нормально реализовать свои свойства, мы не получаем удовольствия от жизни. Как мы видим, каждому нужно свое – кому-то мир изменять, а кому-то соблюдать традиции, но живя вместе с другими людьми, мы не можем не принимать их в расчет. Самый доступный способ ужиться в гармонии с другими людьми и получать удовольствие от жизни и общения – это познание. Познавая самого себя, мы начинаем видеть других людей не как обидчиков, а понимать их намерения и желания.
Адекватно воспринимать реальность и контактировать с ней – это самое простое и одновременно сложное. Чтобы собрать все детали отношений, которые, как нам кажется, не связаны между собой, и понять картину мира целиком, нужно посмотреть по-другому. Отталкиваясь от понимания своих настоящих желаний, некого будет обвинять. Ответственность не захочется перекладывать на другие плечи, ведь приятно самому указывать направление жизни, зная, куда идешь.Беря ответственность на себя, перестаешь питать ложные надежды, понимая, что все зависит только от тебя, можешь приложить столько сил, сколько потребуется без скидок и поблажек. А в случае провала можно разобрать конкретные свои ошибки и принять меры. Тогда чувство беспомощности не будет обратной стороной ответственности. И тогда смешно будет звучать жалоба на то, что кто-то опять кого-то расстроил. Никто не сможет этого сделать, когда вы вооружены пониманием ситуации, себя и людей.
Без понимания себя мы не можем наполнить свою жизнь настоящей радостью, чтобы был праздник длиною в жизнь, а не жизнь по праздникам.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Евгения Березовская

photo by Rosie Hardy

Корреляция или причинно-следственная связь — Психологос

Из: Дэвид Дж. Майерс, учебник «Социальная психология».

Статус и продолжительность жизни

Наибольшая продолжительность жизни отмечается в регионах Шотландии с наименьшей плотностью населения и самым низким уровнем безработицы. В США продолжительность жизни коррелирует с уровнем дохода (жизнь бедняков и людей невысокого социоэкономического статуса чаще обрывается преждевременно). В современной Великобритании профессиональный статус коррелирует с продолжительностью жизни. Согласно результатам исследования, проводившегося в течение 10 лет с участием 17 350 государственных служащих Великобритании, количество смертей среди работников управленческого аппарата в 1,6 раза больше, а среди конторских служащих и рабочих — соответственно в 2,2 и 2,7 раза больше, чем среди управленцев высшего звена (Adler et al., 1993, 1994). Складывается впечатление, что в разное время и в разных географических точках между статусом и здоровьем существует вполне определенная взаимозависимость.

Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успеха? Может быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробия? Корреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (например, состояния здоровья).

Чувство собственного достоинства и успехи в учебе

Путаница в толковании корреляционной и причинно-следственной зависимостей становится причиной многих лишенных логики рассуждений, представленных на страницах популярных психологических изданий. Рассмотрим ещё одну весьма реальную корреляцию — между чувством собственного достоинства и академическими успехами. Дети с развитым чувством собственного достоинства — это нередко и дети, которые хорошо учатся. (Как и в любом другом случае корреляции, этот пример «можно развернуть на 180°»: академические успехи ведут к высокому самоуважению.) Как, по-вашему, что будет причиной, а что — следствием? (рис. 1.4).

Некоторые считают, что «здоровая Я-концепция» благоприятствует академическим успехам. А это значит, что, поддерживая «Я»-образ ребенка, можно улучшить его успеваемость. Поверив в этот тезис, администрация 30 штатов издала более 170 законодательных актов, направленных на поддержку самоуважения.

Однако другие, в том числе психологи Уильям Дэмон (Damon, 1995), Робин Дэйвс (Dawes, 1994), Марк Лири (Leary, 1998) и Мартин Селигман (Seligman, 1994), усомнились в том, что самоуважение — на самом деле «те доспехи, которые способны защитить детей» от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений). Не исключено, что ситуация диаметрально противоположна и что недостаточное самоуважение есть результат проблем и неудач. Возможно, чувство собственного достоинства зачастую лишь отражает реальность и то, как складывается наша жизнь, или произрастает из достижений, являющихся результатом тяжелого труда. Поступай разумно — и ты будешь уважать себя; грубо ошибайся, терпи неудачи — и ты будешь чувствовать себя последним болваном. Результаты исследования, проведенного с участием 635 норвежских школьников, позволяют предположить, что цепочка золотых звездочек возле имени ученика на доске успеваемости и постоянные похвалы восхищающегося им учителя способствуют росту самоуважения ребенка (Skaalvic & Hagtvet, 1994). Но не исключено, что корреляция самоуважения и достижений есть следствие связи и первого, и второго с такими базовыми параметрами, как интеллект и социальный статус семьи.

О том, что это возможно, свидетельствуют результаты двух исследований: в первом национальная выборка составила 1600 американцев — молодых мужчин, а во втором — 715 юношей — жителей штата Миннесота (Bachman & O’Malley, 1977; Maruyama et al., 1981). После того как исследователи статистически исключили влияние интеллекта и статуса семьи, от корреляции самоуважения и достижений не осталось и следа.

Современные корреляционные методики могут наводить на мысль о причинно-следственных связях. Отсроченные корреляции (time-lagged correlations) выявляют последовательность событий (по ним, например, отмечают, когда изменение достижений проявляется чаще — до изменения самоуважения или после него). Исследователи могут также использовать статистические методики, исключающие влияние «мешающих» переменных. Так, авторы упомянутых выше работ не обнаружили никакой корреляции между самоуважением и достижением после того, как устранили различия в интеллекте и статусе семьи. (Для людей с примерно равным интеллектом, принадлежащих к семьям примерно одинакового статуса, корреляция между самоуважением и достижением была минимальной.) Группа исследователей из Шотландии заинтересовалась, сохранится ли связь между статусом и продолжительностью жизни, если они исключат такой фактор, как курение, которое сейчас гораздо меньше распространено среди людей с высоким социальным статусом. Эта связь сохранилась, что дало основание считать: более высокая смертность среди бедняков отчасти объясняется и другими факторами — такими, например, как более высокий уровень стресса и снижение чувства контроля.

Итого

Итак, сильной стороной корреляционного исследования является то, что его можно проводить в реальных условиях и изучать влияние таких факторов, как расовая принадлежность, пол и социальный статус, которыми невозможно манипулировать в лаборатории. Огромный недостаток корреляционного исследования — неоднозначность его результатов. Это обстоятельство крайне важно. Если мало сказать о нем людям 25 раз, чтобы они это поняли, сто ит не пожалеть времени и повторить 26-й: зная, что изменение одной переменной вызывает изменение другой, мы можем предсказывать первую, если нам известна вторая, однако корреляция ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием.

Вводное занятие Университета

Причинно-следственная связь возникновения болезней

Любое событие, проблема, болезнь есть сообщение от мира, и его следует правильно понять и расшифровать.Какова же причина-сообщение возникновения заболеваний?

Любое событие, проблема, болезнь есть сообщение от мира, и его следует правильно понять и расшифровать. Какое же сообщение при возникновения заболеваний?

Есь такой простой и часто весьма эффективный линейный подход по объяснению причин заболеваний. Простой пример:  сделал какое-то неправильное ошибочное действие —> получил расплату по законам физики. То есть причина порождает следствие.

 

Причинно-следственная связь возникновения болезней

Техническая ошибка, ведущая к таким- же техническим последствиям.

Ведь если машина не соблюдает правила дорожного движения, то врезается потом в кого-либо не потому, что есть вина или жили не по заповедям, а потому что просто технически не вписались в общее движение, ошиблись и врезались.. Такая вот простая аналогия.

Например, обиделся человек на кого-то — получил камни или песок в печени, поскольку определённые эмоции имеют взаимосвязи и воздействуют на те или иные органы. Это если кратко.

Соответственно, неправильные мысли, эмоции и отношение к жизни технически ведут к разным проблемам. Не буду на этом долго останавливаться, тема давно заезженная, несколько авторов писали на эти темы ( Синельников, Жикаренцев, Лууле Вильма, тот же Рогожкин, Луиза Хей и т.д)

Проблема, и важная проблема- совсем в другом. Теоретически, человеку сказали причину его болезни, и сказали:  «Поменяй свои мысли, осознай, живи иначе, и все проблемы-болезни уйдут»

Как это сделать практически?

Знать и осознавать – это две большие разницы. Часто линейное объяснение до людей просто не доходит, иначе бы возможно не заболели, так как информации много, видят много – а понимают мало.

Есть немало убеждений, “поддерживающих” болезнь, то есть даже бывают случаи, что человек осознал причину болезни, уже и не делает тех ошибок, которые привели к этой болезни, а болезнь продолжается.

Функциональность тела может оставаться на прежнем уровне по двум причинам:

1. Тело “запомнило” прежнее состояние и физически не может так быстро вырваться из прежнего состояния. Например, человек 10 лет ходил буквой “зю”, уже кости просто загнуты в дугу, чтобы всё исправить, кроме всяческих причинно-следственных и эниологических манипуляций нужен просто отличный остеопат или мануальный терапевт.

2. У человека в его системе мировосприятия просто нет места для быстрого выздоровления! То есть человек просто не верит, что быстрое выздоровление возможно. То есть он смог понять причины своей болезни, смог избавиться от причины болезни, а вот заниженная самооценка, неверие в себя, слушание врачей ( “Это неизлечимо, этого не может быть, потому что не может быть никогда”) даёт свои плоды.

Поэтому выздоровление это комплексный процесс и необходимо использовать и правильное питание и методы китайской медицины, например, водолечение, и другие доступные правильные методы приведения человека в норму.

Даже элементарно, многие люди не могут ответить на вопрос: А зачем вам здоровье? Зачем вы хотите быть здоровыми? Для чего?

А ведь не зная ответа на этот вопрос, логично, что процессу выздоровления просто незачем начинаться. Привычка – вторая натура.

Причинно-следственная связь возникновения болезней

И еще очень важный момент- назову его логические ловушки и разные неочевидности и рассмотрю на примере конкретного заболевания и конкретного чувства эгоизма и привязанности к вещам.

Логическая ловушка это по сути логические построения, которые не позволяют понять или увидеть истинную причину проблемы.

К примеру:  Сильная материальная привязанность к чему-то ( вещь или человек) может порождать проблемы с поджелудочной железой, известная информация с точки зрения эниологии и других схожих областей знания.

Однако, человек обладающий проблемами в этой области ( та же поджелудочная железа) очень часто может даже зная, что причина в его материальной привязанности, или страхе например, остаться в одиночестве, или без средств к существованию, всё равно не видит дальше корень проблемы и не знает что делать. В чем тут логическая ловушка?

А в том, что информация скрыта и неочевидна, чтобы её увидеть, нужно проводить по сути детективное расследование

Вернёмся к нашему случаю:  Человек имеет материальную привязанность – но почему? Страх одиночества, определённое воздействие в детстве, благодаря чему – человек себя идентифицирует одним, одиноким в этом мире, без любви. Появляется потребность заполнить пустое пространство, но поскольку понимания любви нет, вместо этого мысленно человек притягивает в себя ложные ценности. Ложные ценности- работа, деньги, общение с людьми, которые, между прочим, напрягают данного человека..

На физическом уровне мысленное подгребание к себе этих самых вроде бы невидимых ценностей, материализуется в виде конкретной опухоли в конкретном месте ( рядом с поджелудочной железой).

То есть, человек, не спрашивая других людей, не разбираясь в ситуации, просто мог “хапнуть” все эти невидимые ценности, призванные заменить любовь.. и вот они, превратились в конкретную опухоль.

И в таком случае, можно много раз говорить: перестань быть эгоистом, избавься от материальных привязанностей..и что? Человек не увидит связи, со своей проблемой, в силу разнообразных логических построек и привычности мышления.

Моя рекомендация — необходимо проблему с разных точек зрения рассмотреть, пытаться разобраться: что же такое, например эгоизм или материальная привязанность, где в глубине лежит причина их появления?

То есть ищите самую первую причину, которая будет понятна для вас, ясна и очевидна. Рассоздайте её, поняв какая это иллюзия и обманка, и тогда процесс лечения уже может пойти замечательно, тем более, что организм способен сам себя излечить, если конечно не мешать себе же всеми этими логическими глюками и неверием. опубликовано econet.ru 

Автор: Димитрий Геваль

Причинно-следственная связь в отношениях с людьми

Conflict between the man and the woman

Семейная тема

Предлагаю вам вместе со мной проследить причинно-следственную взаимосвязь происходящих с нами ситуаций внутри отношений. Мне кажется, это будет интересно.

Итак, первое, о чем я хочу поговорить, это ассоциации. К слову, серьезно нами управляющие.

Если в пространстве и времени совпадают определенные явления нашей жизни, усиленные позже их повторением, то мы бессознательно образуем между ними достаточно устойчивую связь.samoraskrytie.ru

Поясню на примере. Маленькая девочка растёт в семье, где у взрослых считается совершенно нормальным вторгаться в личное пространство ребенка. Со временем у девочки вырабатывается устойчивая связь понятий «любовь» и «нарушение личных границ». Данная ассоциация во взрослой жизни становится причиной появления в ее жизни партнеров, склонных к проявлению насилия. В любой его форме. В том числе психологической. Сюда же можно отнести избитое убеждение «бьет, значит любит».

Следствием нарушения личных границ может стать также бессознательная установка «меня любят, когда я без границ». У такого ребенка будет «оправдательная база» поведению родителей в виде «меня любят, когда я послушный».

Второй момент – лояльность. Любой человек стремится принадлежать к одной или нескольким системам: семье, национальности, религии и т.д. Так он удовлетворяет свою потребность в безопасности. Отчего испытывает больше уверенности и сил. Цена вопроса – необходимость четко выполнять установленные системой правила. Лояльность, как и ассоциация, часто не осознаваемая. Так, вы могли появиться в семье, где мама, бабушка, прабабушка были несчастливы в отношениях.

Вы же, создавая в будущем свою семью, с высокой долей вероятности встретите партнера, построить счастливую семью с которым шансов будет не так и много. Другими словами, несчастливая личная жизнь предыдущих поколений женщин воспринимается вами в рамках вашей системы семьи как лояльность. То же можно сказать и о семьях, где из поколения в поколения деньги добываются тяжелым трудом. Вырабатывается установки типа «легких денег не бывает», «чтобы нормально заработать, надо пахать как лошадь» и т.д. Всё это примеры негласных правил системы.

Третий аспект, который мне хотелось бы озвучить, это переплетение. Всякой системе присущи две тенденции – существовать без изменений и изменяться. При этом, если начинает усиливаться одна из них, вторая также усиливается. Допустим, в вашем роду произошло какое-то несчастье. Следствием такого события является выход системы из равновесия. Очевидно, что система будет стремиться восстановить нарушенный баланс. И если, допустим, умер один из членов семьи, элементы его судьбы/психоэмоциональных состояний могут начать воплощаться в последующих поколениях.

Четвертый момент – проекция. Классика жанра. Смысл ее заключается в том, что он или она в отношениях проецируют своего папу или свою маму на партнера. Допустим, она, будучи ребенком, жила с ощущением того, что отец не так и сильно ее любит. Ей не хватало его внимания, его ласки и заботы. В отношениях внутри своей семьи такая женщина может постоянно цепляться к партнеру со словами: «Коля, ты меня не любишь». При этом отвертеться у Коли шансов никаких. Ведь она так ощущает. И Роме не остается ничего другого, как начать проецировать на нее свою маму, предъявляющую всем и всегда свои претензии. Что произошло? А произошло то, что каждый из партнеров попал в свой привычный мир. Здравствуйте, родители, это называется.

Если не закрыты отношения с одним из родителей, то человек будет стремиться сделать из своего партнера маму/папу. Но кто захочет становиться на чужое место, вот в чем вопрос… До тех пор, пока не завершена сепарация с родителем, он будет являться постоянным объектом ваших проекций. Пока присутствует незаконченная сепарация, будет присутствовать и невозможность находиться в реальных отношениях.

И последнее – самоидентификация. Это ваши представления о себе. Та характеристика ваших личных качеств, которую вы сами же себе и даете. НО. Интересный момент. Если вы приписываете себе какие-то качества, другими словами, являетесь кем-то, то можно сделать вывод, что другим кем-то вы не являетесь. Тем самым делая себя дезадаптивным. Поясню на примере. Вы считаете себя отличной хозяйкой. Значит, скорее всего, там, где можно полениться, вы будете продолжать надраивать, настирывать, приготавливать.

А все потому, что не можете нарушить свою самоидентификацию. Или вы считаете себя бережливой/экономной/скупой. Но в жизни масса ситуаций, когда нужно раскошелиться, чтобы доставить удовольствие себе или близкому человеку. Так вы лишаете себя маленьких радостей жизни. Так вы сами же себя и ограничиваете. Другими словами, сегодняшние ваши проблемы всего лишь следствие вашей идентификации.

Вот так и живем…

Расскажите, а как у вас? Какие причинно-следственные связи обнаружили вы?..

Автор:Ветрова Татьяна 

Источник

При копировании, цитировании ссылка на наш сайт обязательна!

Понравилась статья? Смотрите видео по теме!

Эта тема актуальна для Вас? Приглашаю к обсуждению!
Покажите, что Вы — ЖИВЫЕ — ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ!

Похожие записи:

comments powered by HyperComments

Причинно следственная связь в психологии примеры. Причинно-следственная связь

Примеры причинно-следственной связи помогают преподавателю любой учебной дисциплины выстраивать логические цепочки между событием и его последствиями. Что они собой представляют? Это связи, с помощью которых можно одно явление считать причиной, а второе назвать его следствием.

Особенности обучения

В настоящее время основой для формирования глубоких знаний у подрастающего поколения является причинно-следственная связь. Примеры для детей, позволяющие понять значимость изучаемых битв и сражений, развития живых организмов, сути химических процессов подбирает учитель. Например, если смешать между собой кислоту и щелочь, они вступят в реакцию нейтрализации. Следствием будет образование в качестве продукта реакции воды, а причиной выступит смешивание растворов. На этом моменте учитель заостряет внимание, чтобы проиллюстрировать суть причинно-следственных связей.

Цели и задачи

В курсе любой учебной дисциплины, изучаемой в рамках школьной программы, перед педагогом поставлены следующие цели и задачи:

  • превратить образование в мотивированный и целеустремленный процесс;
  • продумать виды самостоятельного контроля, выстроить для каждого школьника индивидуальную образовательную траекторию;
  • использовать внутренние дополнительные резервы, а также методические приемы для повышения качества знаний.

Разнообразные примеры причинно-следственной связи, используемые преподавателем, помогают ему объединять активные и интерактивные методы, формы, технологии познавательной деятельности школьников на уроках биологии, истории, географии, физики.

Например, если толкнуть с горы сани, они покатятся вниз. Причиной явления будет сила толчка и действие земного притяжения, а следствием — движение саней с горы. Работая с различными учебными дисциплинами, учитель подбирает примеры связей типа «причина-следствие» для более качественного усвоения детьми предложенного материала.

Возможные приемы

Разнообразные примеры причинно-следственной связи способствуют углублению знаний, осознанию отдельных событий. Наглядность является основным приемом, используемым педагогом для установления вместе с воспитанниками логической цепочки, касающейся определенного явления или события.

Под наглядностью принято подразумевать такой вариант обучения, который предполагает формирование знаний на основе конкретных изображений. Для детей младших классов при объяснении сути природных явлений примеры причинно-следственной связи могут быть наглядно проиллюстрированы учителем с помощью понятных картинок. Например, из-за понижения температуры воздуха капельки воды превращаются в снежинки, поэтому на землю выпадает снег. Весь процесс может быть отображен на соответствующем плакате.

Наглядность может иметь различные формы. Среди способов изучения различных явлений и событий особое внимание уделяют просмотру тематических кинофильмов, картин.

Значение причинно-следственных связей

Почему так важна в образовательном процессе причинно-следственная связь? Примеры в психологии, касающиеся этого вопроса, поясняют значимость выявления связи между событием и его последствиями.

Это особенно актуально для активизации познавательной деятельности школьников. Например, после знакомства с фотографией Екатерины II, представленной в школьном учебнике истории, ребята находят связь между взглядом, надменным выражением лица императрицы и особенностями ее характера, который отражался в нюансах управления государством. То есть особенности нрава императрицы, психологические аспекты ее личности были причиной многих исторических решений, повлекших за собой определенные последствия. Безусловно, для выстраивания логической связи, осознания всех личностных характеристик исторического лица, побудительных причин его решений необходима квалифицированная консультация учителя.

По тому же алгоритму педагог действует, объясняя азы иных дисциплин. По мере изучения любого предмета, действия или явления учениками обнаруживается причинно-следственная связь. Примеры в истории, химии, физике, связанные с подобными действиями, найти достаточно легко. Любое взаимодействие органических или неорганических веществ, изучаемое на уроках, предполагает не только составление химических реакций, но и указание признаков их протекания. Например, при разложении перманганата калия происходит выделение кислорода. Это является причиной возгорания тлеющей лучинки, вносимой в колбу. Таким же образом причинно-следственные связи выделяются при изучении всех жизненных явлений.

Заключение

Школьник учится связывать строение и свойства веществ, понимать логику поступков исторических персон, опираясь на психологические аспекты, пробует находить между ними причинно-следственные звенья. Любой учитель, который по-настоящему любит свой предмет, старается включать в объяснение нового материала максимальное количество наглядных примеров.

Так, при рассмотрении вопросов, связанных с традициями и культурой русского народа, можно провести урок в краеведческом музее. Ребята, рассматривая живое свидетельство истории, познакомятся со своими историческими корнями, будут бережно относиться к традициям и обычаям предков, понимать глубинные причины исторического развития собственного этноса.

Логическая связь необходима для доказательства различных теорем на уроках алгебры и геометрии, рассмотрения особенностей химических и физических процессов, анализа и понимания исторических пластов, личностных психологических аспектов. Прежде чем приступать к установлению причинно-следственной связи, необходимо запастись определенной теоретической базой по анализируемому вопросу. Только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.

… многое зависит от нас самих, от нашего личного выбора, от нашего внутреннего мира, который как от зеркала отражается во внешний…

… капля, с которой начинается океан моего внутреннего мира, проецируемого на внешний. Вот, очевидно, тот самый личный выбор, который я делаю ежеминутно, занимая либо позицию своей Души и соответственно творя Добро, либо позицию Животного начала, порождая агрессию вокруг себя. Тогда действительно получается, что всё в наших руках, в личном выборе каждого…

Любой человек, если хочет понять смысл того, что происходит вокруг него, постоянно мыслит и думает по принципу причинно-следственной связи. Другими словами, он так воспринимает окружающий мир, где в конечном итоге у него вырабатываются свои стереотипы (устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и так далее). Это и есть отношение человека к природе, к обществу, политике, науке, образу жизни, интересам и прочему, что мы и называем мировоззрением. Причины и следствия в целом составляют стереотип в отношении чего/кого либо. Иначе это можно назвать поведенческими шаблонами, старательно накопленными в течение жизни. Причина всех поступков человека заключается в его мышлении (часто это происходит подсознательно).

Что такое причинно-следственная связь?

Причинные отношения ещё называют каузальными (от лат. causa — причина). Они подразумевают, что одно явление влечёт за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе — следствием. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и так далее. Это и есть причинно-следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной цепью.

Самый простой вариант, когда причинно-следственная связь направлена от причины к её следствию. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определённые, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из котёнка вырастает именно кошка, а не собака. Это самая простая схема. Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия.

Широко распространён тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цеп

Ловушка причинно-следственного мышления. Системная психотерапия супружеских пар

Ловушка причинно-следственного мышления

Мюррей Боуэн, и не он один, предупреждали, что при проведении семейной терапии существует проблема попадания в русло причинно-следственного мышления. Системные теоретики, кибернетики и теоретики информатики указывали, что одной из основных черт научной революции является отказ от устаревшего понятия причинности. Однако в области алкоголизма многие по-прежнему ищут изначальную причину, пытаясь понять, является ли алкоголизм биологической склонностью, или алкоголики – это люди с оральной фиксацией, или же причиной алкоголизма данного человека является его жена, или алкоголизм вызван нашим общественным устройством. Как только терапевт становится приверженцем одного из вышеперечисленных или иных причинно-следственных объяснений алкоголизма, то он, с моей точки зрения, не способен эффективно лечить алкогольные проблемы. В то же время он должен стремиться к тому, чтобы позволить клиентам принять причинно-следственное мышление, подобное модели алкоголизма как болезни, если это поможет им разрешить проблему пьянства. Таким образом, терапевт не должен позволять себе никакого причинного понимания алкоголизма, но должен действовать так, как будто он руководствуется таковым.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Причинно-следственные отношения. Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП

Причинно-следственные отношения

Каждый использует причинно-следственные закономерности для понимания и предсказывания событий. (Обосновано это философски, или нет — это совершенно отдельная проблема, о которой мыслители спорят многие годы.) Причина всегда должна существовать во времени раньше следствия. Даже когда причиной является понимание возможных будущих последствий, это понимание должно появиться раньше по времени, чем любое из вызванных им следствий. Поэтому причинно-следственные связи целиком зависят от упорядоченного ощущения времени. Если бы мы не были способны организовывать события в последовательности, мы бы не были способны устанавливать причинно-следственные связи. Большая часть наших знаний распалась бы в хаос, как случается при некоторых наиболее дезорганизованных формах психических болезней.

Люди, ощущающие себя сильными, видят себя причиной, обладающей свободой менять свою ситуацию, и это мотивирует их совершать поступки. Напротив, люди, ощущающие себя беспомощными, воспринимают себя скорее следствием, чем причиной. Кроме типичной депрессивной реакции — плюс недостатка мотивации, наркотических зависимостей и других проблем, к которым часто ведет депрессия — имеются обширные, хорошо документированные физиологические эффекты, включающие подавление иммунной системы и меньшую продолжительность жизни. В неопубликованном предварительном исследовании выживания больных четвертой стадией меланомы (рак кожи) верившие, что их поведение может оказать влияние на течение рака, жили дольше. Напротив, те, кто верил, что рак «просто случился с ними» и не существует ничего, что они могли бы сделать для изменения хода болезни, умирали быстро.

Поскольку убеждения, касающиеся причинно следственных отношений, столь жизненно важны для поддержания слаженного внутреннего мира, разумно исследовать, как мы их репрезентируем. Подумайте о каком-либо простом причинно-следственном отношении, в истинность которого вы верите, как например «Дождь заставляет расти траву» или «Результатом детства, полного любви, является хорошо уравновешенный взрослый». Затем отметьте субмодальности, которыми вы пользуетесь, чтобы репрезентировать эту причинно-следственную связь…

Одним из способов сделать это является полный и детальный фильм (ассоциированный или диссоциированный) о событиях, ведущих от причины к следствию. Или вы можете сократить этот полный фильм до его фрагмента; хотя он содержит много меньше тонких деталей, в коротком фрагменте причинно-следственные отношения, возможно, проявляются четче. Вы можете также использовать более простую диаграмму, или две неподвижные картины, соединенные стрелкой, и т. п.

Поскольку эти причинно-следственные представления столь фундаментальны для поддержания связной картины мира, их часто трудно изменить. Если вы пытаетесь уничтожить ограничивающее убеждение, касающееся причинно-следственных отношений, как, например: «Мое тяжелое детство лишает меня возможности чувствовать себя в безопасности при близких отношениях», то вы буквально атакуете часть способа, каким этот человек понимает мир. Обычно много легче создать новую причинно-следственную связь, по-новому использующую те же самые данные, чтобы затмить или обратить в противоположность Пресуппозиции ограничивающей причинно-следственной связи. Например, вы можете сказать: «У вас было жалкое детство, которое вы можете вспомнить в мельчайших деталях. Вы на собственном опыте знаете, какого рода поступки будут совершать эти сумасшедшие запутавшиеся люди, и вы хорошо знаете предупредительные сигналы, указывающие, когда это должно случиться». Всё это — полная синхронизация с опытом человека. Затем вы начинаете вести его в новом направлении. «Другие, у кого было счастливое детство, так и не получили возможности научиться всему этому. Они могут чувствовать себя в безопасности при близких отношениях; но они просто живут в раю дураков, который может быть разрушен в любой момент. Они подобны маленьким детям, безмятежно шагающим в африканские джунгли. Вы можете гораздо лучше знать, когда вы действительно в безопасности, поскольку вы знаете, что может случиться, и можете быть настороже в отношении этого. Благодаря вашему детству вы действительно можете быть гораздо защищённее других, которые просто чувствуют безопасность, — потому что ничего не знают». Изменение причинно-следственных связей — значительная часть того, что называется «рефреймингом смысла»[17].

Пресуппозиции времени

Многие годы практики НЛП используют пресуппозипии. Субмодальности помогают понять, как они работают. Из 24-х синтаксических форм сложных пресуппозипий девять связаны со временем, и они входят в число обычно чаще всего используемых при гипнотических индукциях. Наиболее часто используемая категория, называемая «придаточные предложения времени», включает такие слова, как «до того как», «после», «в течение», «в то время как», «с тех пор», «когда», «перед тем, как», «пока» и т. п. Эти слова рождают предполагаемые последовательности или связи между событиями по времени (в отличие от явных, осознаваемых причинно-следственных связей).

Испробуйте следующий эксперимент. Сначала создайте репрезентацию того, как вы ужинаете в ресторане… а потом репрезентацию того, как вы «обсуждаете предложение»… Теперь отметьте, как вы воспринимаете следующую фразу:

«Давайте поужинаем в ресторане, прежде чем обсудить предложение»… Отметьте, как две репрезентации в вашем мозгу становятся мягко связаны друг с другом. Если только вы не мастер в распознавании пресуппозиций, этот процесс происходит бессознательно. (Попробуйте прочесть это предложение, не связывая две эти репрезентации.) Теперь попробуйте слегка отличную фразу: «Прежде чем обсудить предложение, давайте поужинаем в ресторане». В этом случае первая репрезентация, которую вы создаёте — «обсуждение предложения» — отодвигается в сторону, на менее детальную периферию вашего зрения, чтобы освободить место для «ужина в ресторане». В обоих случаях результат тот же; пресуппозируемая репрезентация становится связанной с другой, более осознанной. Процесс, приводящий к этому результату, слегка отличен благодаря различной структуре двух предложений.

Теперь попробуйте использовать слова «в то время как»[18] Отметьте, как вы репрезентируете фразу: «Обсуждая предложение, давайте поужинаем в ресторане»… Теперь попробуйте обратную фразу: «Давайте поужинаем в ресторане, обсуждая предложение»… В обеих этих фразах две репрезентации сочетаются вместе в одной временной рамке. Большинство людей находит первое предложение более легким для обработки, поскольку самые первые слова «в то время как»[19] предупреждают вас о том, что вы будете соединять вместе две репрезентации. Второе предложение требует, чтобы вы пошли назад и репрезентацию, с которой вы начали, изменили, когда она уже сформирована.

Если вы продолжите экспериментировать с другими перечисленными выше временными словами, то сможете открыть для себя, как они изменяют ваши субмодальности с целью связать вместе репрезентации в вашем мозгу.

Тем же способом вы можете открыть влияние перечисленных ниже других восьми синтаксических пресуппозиционных форм, использующих время. (Перепечатано из Приложения к книге «Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона, том I» Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, стр. 257-261.) Второе предложение в скобках пресуппозируется предыдущим предложением в кавычках.

1. Сложные прилагательные: новый, старый, прежний, нынешний, предыдущий и т. д. «Если на Фродо его старое кольцо — мне конец». (У Фродо есть новое кольцо.)

2. Порядковые числительные: первый, второй, третий, четвертый и т. д. «Если вы сможете найти третью улику в этом письме, я сделаю вам пирожок из москитов». (Существуют две уже найденные улики.)

3. Ключевые слова повторности: тоже, также, оба, снова, обратно, другой. «Если она снова скажет мне это, я её поцелую». (Она говорила мне это раньше.)

4. Глаголы и наречия повторности: глаголы и наречия, начинающиеся с re-[20]: повторно, возвращаться, восстанавливать, пересказывать, заменять, обновлять. «Я хочу поговорить с ним, если он вернется прежде, чем я уеду» (Он был здесь раньше.)

5 Глаголы смены места. Прийти, уйти, покинуть, появиться, отбыть, войти. «Если Сэм покинул дом — он пропал» (Сэм был дома.)

6. Глаголы и наречия изменения времени: Начать окончить, остановиться, приступить, продолжать, возобновлять, уже, ещё, по-прежнему, никогда более. «Держу пари, что Гарри будет продолжать улыбаться». (Гарри улыбался.)

7. Глаголы смены состояния: Изменяться, трансформироваться, превращаться, стать. «Я удивлюсь, если Мэй превратится в хиппи» (Сейчас Мэй — не хиппи.)

8. Условные придаточные предложения с противоречием фактам. Глаголы в сослагательном наклонении. «Если бы ты послушала меня и своего отца, то не была бы в том чудесном положении, в котором сейчас находишься». (Ты не слушала меня и отца.)

Заметьте, сколь многие из этих предложений — образцов используют причинно-следственную структуру «если-то» Вы можете создавать предложения, использующие эти синтаксические формы, без использования «если-то», но они всё равно будут содержать причинно-следственные отношения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *