Психология василюк: Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций | Василюк Федор Ефимович

Автор: | 28.04.1973

Содержание

Психология человека в потоке изменений: понимающая психотерапия Фёдора Василюка

В рамках II Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии «Консультативная психология: вызовы практики», посвященной памяти Фёдора Ефимовича Василюка, 5 ноября 2020 года с пленарным докладом выступил Александр Григорьевич Асмолов, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС.

В центре моего выступления два феномена. Первый феномен – это проект понимающей психотерапии Фёдора Василюка. Второй феномен – Фёдор Василюк как человек, творчество и жизнь которого намного объемнее и шире любых проектов. Вряд ли психологам и психотерапевтам, знакомым с работами Фёдора Василюка, необходимо доказывать, что сам Фёдор Василюк – уникальная личность. Невольно в сознание приходит фраза из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова. «И доказательств никаких не требуется», – вкрадчиво и спокойно говорит Воланд вступившим с ним в дискуссию о существовании бога Берлиозу и поэту Бездомному.

С феноменом Фёдора Василюка я познакомился, когда на 4 курсе факультета психологии МГУ он принёс мне свою курсовую работу, посвящённую сопоставлению двух различных парадигм: бихевиористкой адаптивной парадигмы мышления И.П. Павлова и Б. Ф. Скиннера и неклассической парадигмы мышления, в контексте которой разрабатывалась пострефлекторная биология целеустремлённой активности Н.А. Бернштейна. В этой же курсовой работе Фёдор Василюк подвергает дерзкой критике «абстракцию одной деятельности» в теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева. Даже беглого прочтения этого «студенческого» исследования было достаточно, чтобы понять, что мы имеем дело с феноменом незаурядности – наступления ещё в годы ученичества научной зрелости и смелости. И точно так же, как Михаила Лермонтова нельзя назвать молодым поэтом, Фёдора Василюка исходно нельзя было назвать молодым психологом или молодым учёным. Его любые произведения – это произведения мастера. Сказанное относится и к его дипломной работе, которая изначально называлась «Психология желаний», а потом в ходе нашего общения преобразовалась в «Психологию переживаний». С гордостью могу сказать, что быть научным руководителем дипломного проекта Ф. Василюка для меня было и даром, и счастьем. Позднее эстафету научного руководства Фёдором Василюком взяли на себя вначале Алексей Николаевич Леонтьев, а затем – Владимир Петрович Зинченко. Продуктом его кандидатской диссертации стала его классическая ёмкая монография «Психология переживаний» издательства Московского университета (Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Межведомств. науч. совет по проблеме «Сознание». – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.).

На мой взгляд, «Психология переживаний» по своему методологическому масштабу выходила за пределы канонических кандидатских и докторских работ. В этом исследовании мы видим интеллектуальный старт того проекта, который впоследствии Фёдор Василюк обозначил как «понимающая психотерапия».

Понимающая психотерапия как направление – это исходно преодоление схизиса, как любил говорить Фёдор Василюк, между методологией и практикой, а также существующего в науках о человеке разрыва между номотетической и идеографической методологией науки.

В известном смысле понимающая психотерапия помогает самим психологам преодолеть тот комплекс неполноценности, который они испытывают к познанию точных наук – к номотетическому познанию. Именно этот комплекс заставляет психологов пытаться стать «доказательными» в стиле позитивизма Огюста Конта.

В недавнем предисловии к книге О.Т. Мельниковой и Д.А. Хорошилова «Методологические проблемы качественных исследований в психологии» (2020), озаглавленном «Методология обыденной жизни как точная наука: от Систем к Судьбам», мною было акцентировано внимание на том, что идеалы позитивизма и операционализма ёмко выразил великий психофизик Стивенс, утверждавший, что наука существует только там, где есть измерение. Но существуют ли иные «эталоны доказательности» научных исследований? Вряд ли будет преувеличением предположить, что именно иные эталоны доказательности и рациональности несёт понимающая психотерапия Фёдора Василюка. Методология понимающей психотерапии – это и есть методология перехода от Систем к Судьбам. Перехода, который для Льва Выготского был горизонтом развития психологической науки как конкретной науки о человеке. Повторюсь, именно симбиоз методологии и практики в контексте понимающей психотерапии и позволил в значительной степени Фёдору Василюку не только преодолеть «абстракцию одной деятельности» в контексте теории деятельности, но и сделать оригинальный шаг к построению моста между номотетической и идеографической методологией науки, шаг к «доказательной» психологии и психотерапии.

Методология понимающей психотерапии Фёдора Василюка органично вписывалась в культурно-деятельностное понимание мира, идущее от Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. Понимающая психотерапия Фёдора Василюка, основанная на психологии переживания, и являет собой оригинальную конструкцию, при которой мы переходим к Судьбе каждого человека, не теряя Системы. Мы не теряем объяснительную психологию с её доказательной базой, но понимаем ограниченность присущего ей метода анализа «по элементам», утрачивающего свойства целого. И при этом переходим к холистичной понимающей психологии, которая восходит к блистательным работам Вильгельма Дильтея и Эдуарда Шпрангера. В этом смысле – что такое понимающая психология и психотерапия в изложении Фёдора Василюка? Если вспомнить заключительные главы его монографии «Психология переживания» – это именно конструирование особых «смематизмов сознания», культурных инструментов и практик работы психолога с личностью как неповторимой индивидуальностью.

Фёдор Василюк превратил мечты Л.С. Выготского о конкретной психологии человека в практику понимающей психотерапии.

Напомню, что свое исследование «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С. Выготский предваряет цитатой из Библии: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла». Именно этим камнем во главе угла и стала практика понимающей психотерапии.

Обозначу ещё ряд моментов. Когда мы раз за разом употребляем слова «понимание», «психотерапия», «психология», мы часто утрачиваем или даже крадём их смыслы. Что такое понимание? Понимание – это прежде всего трансформация Другого и своего собственного Я через обмен мотивами и смыслами. Не бывает понимания без мотивационного анализа индивидуального и социального поведения людей. Пока вы не реконструируете мысли, чувства, скорби другого, не проникнете через завесу переживаний, Другой остаётся для вас закрытой книгой.

Вглядитесь, как играет Фёдор Василюк с самим конструктом пере-живания. Для него пере-живание – это не желания, стремления, хотения как феномены на поверхности сознания, только приоткрывающие субъекту мотивы и личностные смыслы его деятельности. Для Ф. Василюка пережить – значит переработать. Тем самым, только переделывая, переосмысливая, перерабатывая, ведя, как любил говорить Алексей Николаевич Леонтьев, работу на смысл и решая задачи на смысл, можно трансформировать глубинные смысловые образования личности, приоткрыть её жизненные горизонты – помочь человеку заново родиться.

В этом смысле слова, понимающая психотерапия – это практическая психология трансформации смыслов и смысловых установок личности, основанная, прежде всего, повторяюсь, на глубинном мотивационном анализе наших поступков, проступков и действий; на понимании того, как работать и со «значением», и со «смыслом» как с двумя разными реальностями, двумя разными онтологиями. И не случайно, работая с этими онтологиями, Фёдор Василюк через понимающую психотерапию сделал ход к конструкции пространства культурных практик.

Понимающая психотерапия произрастает из культурно-исторической психологии. Почему я так говорю? Чтобы в этом убедиться, посмотрите работу Ф. Василюка о молитве, посмотрите его работу об исповеди. Для него и молитва, и исповедь выступают как культурные смыслотехники развития личности, а не техники лечения пациента. Именно не коррекционные психотехники, а смыслотехники, которые, так или иначе, способны трансформировать различные мотивы и смысловые установки личности.

В своей понимающей психотерапии Фёдор Василюк отходит от «психологии испытуемых» – номотетической психологии – и переходит к психологии конкретного человека.

В истории нашей науки, в зависимости от того, работали ли психологи с частичными проекциями человека или с целостным человеком, условно могут быть выделены следующие направления психологии: «психология пациентов», «психология клиентов», «психология испытуемых». В фокусе внимания объяснительной номотетической психологии – неважно, это классическая психофизика Г. Т. Фехнера или современная нейрокогнитивная психология, – всегда человек как испытуемый, помещенный, подобно собаке Павлова, в искусственные условия, в «искусственные миры».

Клиническая психология всегда занималась и занимается другой проекцией человека – человека как пациента. И тем самым ориентирована на поиск патологии. Прагматическая психология, в свою очередь, видит в человеке прежде всего клиента, которому нужно оказать те или иные услуги. И человек для подобной психологии важен постольку, поскольку он является потребителем различного комплекса услуг, на которых можно заработать и за которыми стоят банальные законы рынка и рекламы.

Иными словами, Фёдор Василюк оказывается по ту сторону психологии «частичного человека» – «психологии пациентов», «психологии клиентов», «психологии испытуемых». Когда мы говорим «пациент», мы занимаемся тем, что конструируем болезнь другого человека. И сами, осознавая это или не осознавая, можем его «сглазить» – «заставить» уйти в болезнь. Именно это происходит с нами в условиях пандемии и инфодемии, когда человечество превращается в «коллективного больного», а наша планета в «коллективный госпиталь». Поэтому ещё раз подчеркнем, Ф. Василюк уходит от «психологии пациента», на которую ориентировались многие психологи, связанные с традиционным медицинским подходом к человеку в клинической психологии.

Понимающая психотерапия Фёдора Василюка – это психология и по ту сторону «психологии испытуемого», и по ту сторону «психологии пациента». Она также и психология по ту сторону «психологии клиента». Когда вы подходите к человеку как к клиенту, это ещё одна «одномерность», ещё одна заоблачность, в которой не видно облаков. И хотя Карл Роджерс перешёл от «психологии пациентов» к «психологии клиентов», он не избежал видения человека в одномерном качестве. А Фёдор Василюк, двигаясь от Систем к Судьбам, вышел за пределы и «психологии испытуемых», и «психологии пациентов», и «психологии клиентов». Он перешел к проектированию психологии человека в потоке изменений.

И это был ключевой шаг к понимающей психотерапии. Он осознал и во многом прогнозировал появление современных антропологических подходов, которые начинают ломать традиционные стереотипы уже в самой медицине. Для того чтобы это доказать, сошлюсь на книгу голландской исследовательницы Аннмари Мол, которая вышла недавно, – «Множественное тело. Онтология в медицинской практике». Эта замечательная антрополог, учась на медицинском факультете, бросила следующие слова: «Я училась несколько лет, но обнаружила: когда я учусь медицинским наукам, мне очень не хватает одной вещи – мышления. Мышление пришло как озарение, когда я прочла книгу Фуко “Рождение клиники”». Я обращаю внимание, что появляются совершенно новые подходы в медицинской антропологии. И они могут вступить во взаимодействие с понимающей психотерапией, которую разрабатывал Фёдор Василюк.

Невероятно важно, что идеология, подчеркиваю, ценностная, аксиологическая идеология Ф. Василюка сегодня более чем необходима. Ведь ключевыми маркерами нашего времени являются три великих дефицита XXI века.

Первый дефицит – это дефицит смыслов. В 2016–2018 гг. было проведено социологическое исследование, которое показало, что среди страхов и фобий на первое место вышел не страх смерти, а страх потери смысла жизни. По сути дела, во многих цивилизованных странах страх потери смысла жизни – доминирующая ценностная установка, определяющая многие линии поведения.

Второй дефицит, на который следует обратить внимание, – это дефицит понимания. И сегодня в ситуации инфодемии и пандемии мы, как никогда, сталкиваемся с ростом дефицита понимания других.

Мы зашорены. Мы слепы. Мы практически забываем предостережения Гордона Олпорта, что человечеству куда легче расщепить атом, чем преодолеть человеческие предрассудки. И это ныне происходит: предрассудки разрушают понимание между людьми. Эффект Вавилонской башни – это эффект великого непонимания, не только лингвистического, но и того непонимания смыслов, о котором говорил Фёдор Василюк. Дефицит смыслов и дефицит понимания на нашей «Планете людей», как её называл Антуан Сент-Экзюпери (1939), перерастает в дефицит доверия.

Ещё раз подчеркну, что человечество сталкивается с тремя этими дефицитами, когда планета людей превращается в «госпиталь» из-за инфодемии как «фабрики страхов». Это происходит, потому что воздействие слова, влияние коммуникации, различного рода «фейков» превращают огромное количество людей в разных странах в коллективных больных. Когда через СМИ навязывается: «Вы больны, вы больны, вы больны!» (вспомните представление о внутренней картине болезни Романа Альбертовича Лурии), – вы действительно заболеваете. Важно отрефлексировать, что инфодемия, работающая через разрушение смыслов, понимания, доверия, лишает личность перспектив и снижает иммунитет человечества по отношению к сложностям и кризисам нашего общества.

В самом конце 2020 года вышла книга «Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России» под редакцией В.А. Мау и др. В этой книге в разделе «Психология кризиса. Реконструкция перспектив в условиях пандемии и инфодемии» мы показываем, что именно восстановление утраченных перспектив, наработка для каждого человека горизонтов, схлопнувшихся в ситуации кризиса, – вот та работа, которую может сделать понимающий психотерапевт и экзистенциальный психолог, общающийся не с испытуемыми, не с клиентами, не с пациентами, а отваживающийся на самое тяжелое – на работу с людьми в ситуации кризиса.

Что же это за психология – понимающая психотерапия Фёдора Василюка?

Это психология, позволяющая войти в поля смыслов людей, найти людям жизненные горизонты и обрести ценностные образы мира как точку опоры. И возникновением этой линии жизненной психологии мы во многом обязаны мудрому человеку, методологу, психологу и психотерапевту Фёдору Василюку.

Сотрудники ННГУ: Василюк Наталия Николаевна

Дата начала работы в Университете Лобачевского: 2008
Общий стаж работы 40 лет, 8 мес.

Общие сведения

Научная Работа

Образование, учёные степени и учёные звания

Высшее образование
Специальность: физкультура и спорт. Квалификация: преподаватель физической культуры и спорта.

Дополнительное образование, повышение квалификации, стажировки

02. 09.2019 — 09.12.2019
Переподготовка: Физическая культура и спорт, ННГУ, 250 час., документ № 522409110952, рег. № 33-1147 от 09.12.2019

25.12.2017 — 29.01.2018
Повышение квалификации: Организация физкультурно-спортивной деятельности, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 72 час., документ № 522405001701, рег. № 33-573 от 29.01.2018

17.01.2018 — 17.01.2018
Повышение квалификации: Оказание первой помощи, ННГУ, 8 час., документ № рег. № 874 от 17.01.2018

26.04.2017 — 26.05.2017
Повышение квалификации: Электронная информационно-образовательная среда вуза, ННГУ, 72 час., документ № 522404997926, Рег 33-1827 от 26.05.2017

10.01.2017 — 27.04.2017
Повышение квалификации: Организация инклюзивного образования в вузе, ННГУ, 72 час., документ № 522404111363, рег. № 33-605 от 27.04.2017

Список преподаваемых дисциплин

Институт международных отношений и мировой истории
Физическая культура

Институт информационных технологий, математики и механики
Физическая культура

Юридический факультет
Физическая культура

Радиофизический факультет
Физическая культура

Химический факультет
Физическая культура

Высшая школа общей и прикладной физики
Физическая культура

Публикации

2019

Сборники статей

Василюк Н. Н., Быстрицкая Е.В. Григорьева Е.Л. Механизмы формирования социальной активности учеников второго класса в полиэтнических образовательных организациях. // Азимут научных исследований. педагогика и психология т. 8. Ниж: Azimuth of Scientifie Research and Psycholoqy. 2019 T. 8 Azimuth of Scientifie Research. T8. 2(27), 0.4. 2019. С. 53-56.

Публикации в научных журналах

Василюк Н.Н. Формирование чувства первичной взрослости у учеников третьего класса на занятиях физической культуры. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. № УДК 796. о11.373:31. Т. 6. 2019. С. 7.2.

2018

Труды (тезисы) конференции

Василюк Н.Н., Беляева М.А. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // 17-я научно-практическая конференция факультета ФКС «Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Издательство ННГУ, 4 стр.. 2018. С. 162-165.

2012

Труды (тезисы) конференции

Василюк Н. Н. Психологические аспекты занятий йогой со студентами вузов в специальной медицинской группе. // Международная научно-практическая конференция. Оптимизация учебно-тренировочного процесса.. Нижегородский госуниверситет,2012.-157с.. 2012. С. 1.

ДУХОВНИЧЕСТВО И ПСИХОТЕРАПИЯ. БЕСЕДА С ПРОФ. Ф.Е. ВАСИЛЮКОМ (+ВИДЕО)

Беседа с Ф.Е. Василюком о том, нужны ли знания в области психотерапии семинаристам, священнослужителям и о его опыте преподавания психотерапии студентам Сретенской духовной семинарии. Федор Ефимович Василюк – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, президент Ассоциации понимающей психотерапии.

– Федор Ефимович, насколько я знаю, Ваши занятия в университетах, где Вы преподаете, посещают и священнослужители.

Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Такие случаи не так уж часты, но, тем не менее, нас радует, когда священники оказываются на занятиях по психологии и психотерапии. В частности, мне вспоминается один подмосковный протоиерей. Он объяснял свой

Профессор Федор Ефимович Василюк

интерес к психологии так: «Я не собираюсь становиться профессиональным психологом, я – священник. У меня много задач на приходе, школа, социальное служение, работа с семьями детей, и мне нужны разные специалисты – и психологи, психотерапевты, в частности. Я хочу понимать, что они могут, я хочу управлять с сознанием дела этим процессом, и поэтому я получаю такое углубленное образование». Вот один из мотивов.

-А зачем другим нужна была психотерапия?

– Я могу вспомнить еще одного московского священника, который у нас сейчас проходит длительную программу. Он, прежде всего, хотел бы углубить и, может быть, сделать более таким точным способ ведения духовных бесед с прихожанами. Ему кажется, что в детской, семейной и во взрослой психотерапии он найдет какие-то инструменты, которые сможет встроить в свое священническое служение, в душепопечение.

– Вообще-то пастырское душепопечение и психотерапия – это не одно и тоже.

– Психология – это палка о двух концах, потому что психология может иногда мнить себя такой самодостаточной, помогающей как бы от самой себя. А душепопечение церковное все-таки строит так эту работу помощи, чтобы призывать Господа участвовать, соучаствовать в этом, в преодолении беды, кризиса, в семейных неурядицах и т.д. Вот, мне кажется, кардинальное отличие.

На занятиях проф. Ф.Е. Василюка в Сретенской семинарии

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем курсе психотерапии, который Вы читали семинаристам.

– Он занимает в целом, на базе высшего психологического образования, три года – подготовка по «Понимающей психотерапии». Мы исходим из того, что в психотерапии мы встречам человека, находящегося в кризисе, в какой-то безысходной ситуации, в ситуации невозможности, когда он ничего не может сделать со своей бедой, утратой, каким-то предательством.

Сделать уже ничего нельзя, сбылось… Беда какая-то случилась, но жить надо. И что ему остается? Ему остается – пережить эту ситуацию. Пережить – значит, совершить такую душевную работу, которая переосмыслит какие-то ценности, свои установки, отношение к жизни. Вот эта работа переживания и является в «Понимающей психотерапии» главной, поэтому дело психотерапевта состоит тогда не в том, чтобы проанализировать и дать советы, рекомендации и т.д., а чтобы соучаствовать в этой работе переживания. И то, что делает психотерапевт, мы называем термином “сопереживание”. Это не только эмоциональный отклик, но и интеллектуальное соучастие, это и включение в анализ его ситуации. Сопереживание – это все то, что делает терапевт для помощи человеку в его переживании. Вот главный смысл, а метод, которым это делает человек, – это метод понимания. С семинаристами мы осваивали базовые приемы понимания другого человека. Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная – понимание. Вот чему был посвящен курс – такому алфавиту приемов понимания другого человека, находящегося в беде.

Проф. Ф.Е. Василюк ведет занятия в Сретенской семинарии

– И чего в итоге удалось достичь за такой короткий курс?

– Ну, я думаю, эту азбуку семинаристы усвоили. Может быть Вы помните – а я помню – ту радость, когда вдруг впервые на улице из букв, которые ты уже знаешь, складывается слово. Были просто буквы, а теперь – слово! «Хлеб», читаешь, «Молоко». Это большая радость. Мне кажется, семинаристы не только эти буквы освоили, но и научились «Хлеб» и «Молоко» читать. Они встали на первую ступеньку такой профессиональной психологической помощи.

На занятиях проф. Ф.Е. Василюка в Сретенской семинарии

– На сколько успешно семинаристы этого достигли, не имея психологического образования?

– Здесь были свои трудности, но семинаристы их блестяще преодолели. Конечно, целый ряд понятий требует какой-то подготовки, чтения книг. Но, тем не менее, отсутствие этих знаний в данном случае можно было компенсировать за счет двух, мне кажется, вещей. Во-первых, за счет логики. Все-таки курс читался семинаристам-выпускникам, это были ребята с очень хорошо поставленным мышлением. Это важно – уметь хорошо думать. У них организованный такой ум. А второе: семинаристы достаточно чуткие эмоционально. Вот, собственно, наличие ума и сердца и позволило преодолеть дефицит образования в области психологии. Поэтому, я доволен результатом.

На занятиях проф. Ф.Е. Василюка в Сретенской семинарии

– Федор Ефимович, чем в Вашем восприятии отличаются семинаристы от студентов-психологов светских университетов?

– Конечно, в университетах не начинается лекция с «Царю небесный…» Но это внешнее, казалось бы, отличие накладывает свой отпечаток и на внутреннее пространство общения. Студенты обычных университетов кажутся более открытыми; студенты семинарии в начале – такими более замкнутыми, как будто бы у них мундирчики застегнуты на все пуговицы. Студенты обычных университетов более эмоционально оживлены, а студенты семинарии… чувствуется, что в них много чувств, эмоций, жизни такой эмоциональной, но она, как будто бы так как в атомном реакторе кипит, такая сдерживаемая. Воды может быть много и у студентов светских заведений, и у студентов семинарии, но там вода расплескана повсюду, а тут она в колодец собрана и ощущение большей глубины.

Проф. Ф.Е. Василюк и прот. Вадим Леонов в Сретенской семинарии

– А что на Вас произвело наиболее, может быть, яркое впечатление?

– Для меня оказалось некоторой неожиданностью то, как в самом начале курса многие семинаристы, которым нужно было откликнуться на какую-то жалобу условного пациента, вдруг начинали говорить маленькую проповедь, наставления, объяснения, почему из-за греховности так с людьми случается. В этом был иногда такой избыток, на мой вкус, назидательности… Но это довольно быстро прошло. Меня поразило, как семинаристы быстро прошли за несколько занятий этот путь к разрешению себе более открытого, свободного, живого общения в такой ситуации, которая будет у них встречаться каждый день, когда нужно будет кого-то поддержать.

Вручение семинаристам сертификатов курса проф. Ф.Е. Василюка

– Во время перерывов и после занятий, я знаю, семинаристы задавали Вам вопросы, подходили к Вам. Что они спрашивали?

Проф. Ф.Е. Василюк и Д.В. Дементьев в Сретенской семинарии

– Вопросы были разные самые. Один из семинаристов – как раз это случай, когда такая дисциплина, не достигает каких-то нечеловеческих пределов, и они остаются просто людьми, просто мальчишками молодыми, и слава Богу! – так вот, один из семинаристов на лекции задал вопрос, а потом, пока мы обсуждали другие вопросы, заснул. И когда я подошел к ответу на его вопрос, я попросил семинаристов, сидевших рядом, чтобы они его разбудили. Они его разбудили. Он, бедный, очнулся, и я сказал: «Я теперь отвечаю на Ваш вопрос, на минутку подержите себя в бодрственном состоянии». Ответил и говорю: «Ну, а теперь можете дальше продолжать спать». Человек устал, видимо. Но тут он подошел с вопросом очень личным. У него есть какой-то дефект, своя особенность речевая, которую он хочет исправить как будущий священник, потому что он понимает, что ему надо проповедовать. И он попросил, чтобы я ему посоветовал коллегу, психолога, который бы помог ему с этими речевыми особенностями побороться, справиться. То есть это были такого рода очень личные иногда вопросы, направленные на помощь. Были и такие: от куда пошла психотерапия и зачем она нужна? не претендует ли она на то, чтобы заместить Церковь? и подобные. Такие острые, важные, живые вопросы. Так что спасибо большое за возможность провести этот курс.

– Вам спасибо.

С профессором-психотерапевтом Федором Ефимовичем Василюком беседовал
Дмитрий Дементьев

21 октября 2014 г.

Категории анализа в рамках деятельностного консультирования

Василюк Ф.Е. (2007). Опыт построения психотехнической системы. [Опыт построения психотехнической системы]. Весник практической психологии образования, 3, 27–41. (на русском языке)

Василюк Ф.Е. (1984). Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. [Психология горя (анализ выхода из критических ситуаций)]. Москва: Издательство Московского университета.(на русском языке)

Диспозиции: Сборник статей участников семинара «Управленческие и методологические практики». (2011). Москва. (на русском языке)

Зарецкий В.К. (2013). Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи. [Формирование и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в консультировании].Консультативная психология и психотерапия, 2, 8–37. (на русском языке)

Кунцевская, А.В. (2004). Психологическая модель межличностных конфликтов. [Психологические модели внутриличностных конфликтов (Проблема внутриличностных конфликтов среди социальных работников)]. Высник Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Социология. Психология. Педагогика, 20–21, 48-54. (на украинском языке)

Суворова, Г.А. (2006). Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. [Активный подход к психологическому консультированию в образовании: системно-генетическая парадигма]. Москва: Прометей. (на русском языке)

Щедровицкий, Г. (1987). Схема мысли — системно-структурное строительство, смысл и содержание. [Схема мыслительной деятельности — системная структура, смысл и содержание]. Москва. (на русском языке)

Энгестрем, Ю.(2009). Будущее теории деятельности: черновик. В А. Саннино, Х. Дэниэлс и К. Гутьеррес (ред.), Обучение и расширение с помощью теории деятельности (стр. 303-328). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кембридж.

Hashim, N.H. & Jones, M.L. Теория деятельности: основа для качественного анализа 2007. http://ro.uow.edu.au/commpapers/408

Концепция ситуации и микрогенез сознательной цели в культурной психологии на JSTOR

Абстрактный

Значение конкретной среды для понимания микрогенеза психологических процессов хорошо задокументировано.Однако можно утверждать, что теоретическая основа культурной психологии, которую обычно называют теорией культурно-исторической деятельности (ЧАТ), недооценивает этот аспект, тем самым ограничивая ее способность обеспечивать адекватное теоретическое объяснение некоторых микрогенетических процессов. В частности, ЧАТ трудно объяснить формирование сознательной цели деятельности, то есть ее интенциональный аспект. В этой статье предлагается ввести в ЧАТ концепции ситуации, обстоятельств и практических отношений.Посредством примера утверждается, что эти концепции могут объяснить интенциональный аспект деятельности, чего не могут сделать никакие другие современные концепции ЧАТ. Следовательно, предполагается, что есть веские основания для включения этих концепций в ЧАТ.

Информация о журнале

Отмеченный международным признанием с 1958 года, Human Development публикует теоретические работы и интегративные обзоры направлений исследований психологического развития в концептуальных, исторических и методологических рамках.Материалы служат для поднятия теоретических вопросов, конкретизации интересных и потенциально мощных идей и различения ключевых построений. Вклады поступают в основном из психологии развития, но приветствуются и из других соответствующих дисциплин.

Информация об издателе

Karger Publishers — всемирный издатель научной и медицинской информации, базирующийся в Базеле, Швейцария. Это независимое и семейное предприятие в четвертом поколении, которое возглавляет председатель и издатель Габриэлла Каргер.Karger постоянно развивается, идя в ногу с текущими разработками и изменениями в исследованиях и публикациях. Издательство предназначено для удовлетворения информационных потребностей научного сообщества, врачей и пациентов с помощью высококачественных публикаций и услуг в области медицинских наук.

Ценностные ориентации предпринимателей Управление деятельностью

Ключевые слова: ценность, менеджмент, предприниматели, предпринимательская деятельность, успех

Абстрактные

В статье рассматриваются теоретические подходы и механизмы определения предпринимательской активности, формирования индивидуальных ценностных ориентаций личности и факторов, влияющих на формирование ценностных и жизненных ориентаций предпринимателей. Анализ деятельности иностранных предпринимателей показывает, что среди различных личных качеств можно выделить пять наиболее важных: независимость, амбиции, настойчивость, трудолюбие, стабильность. Автор отмечает, что повышенный интерес ученых к проблеме ценностей и ценностных ориентаций обусловлен необходимостью более глубокого понимания природы человеческого познания, которое в процессе трансформации приобретает новые характеристики и помогает индивиду адаптироваться к качественно новому социуму. -культурные условия проживания.В работе раскрывается сущность ценностных ориентаций личности, как тех, которые выполняют функции регулирования поведения и определения его цели, связывая в единое целое личность и социальную среду. Таким образом, на каждом этапе развития личности выбор доминирующего механизма формирования системы ценностей определяется сложным комплексом внутренних и внешних факторов. Внутренние психологические факторы и факторы внешней социальной среды определяют особенности развития системы ценностных ориентаций, взаимодействующих между собой при осуществлении той или иной деятельности. Таким образом, в статье показано, что субъект предпринимательской деятельности характеризуется своими специфическими (материальными, социальными, духовными) ценностными ориентациями, которые лежат в основе его деятельности и определяют ее структуру. Следовательно, ценности, которые были определены как специфические для предпринимательской деятельности, строго связаны с фундаментальными ценностями каждого человека, но имеют определенную идентичность с ними и определяют направление бизнеса, ориентированного на конкретный вектор.

использованная литература

1.Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизни и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63–70.
2. Бех И.Д. Воспитание растущей личности по новой методике / И.Д. Бех // Педагогика и психология. — 1999. — № 3. — С. 5–14.
3. Бутковская Т. В. Проблема ценностей в социализации личности // Ценности образования и воспитания: науч. Метод. коллекция / За ред. О.В. Сухомлинской.- К .: АПНУ, 1997. — С. 27–31.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. — М .: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
5. Волочков А.А. Ценностные ориентации личности как выражение смыслообразовательной деятельности / А.А. Волочков // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 2. — С. 17–26.
6. Дарвиш О. Возрастная психология / О. Дарвиш. — М., 2003. — 264 с.
7. Дементий Л.И. Личностные основы управления предпринимательской карьерой / Л.И. Дементий.// Вестник Омска. Univ. Серия: Экономика. — 2010. — С.132-136.
8. Дружинин В. Н. Психология / В. Н. Дружинин. Дружинин. — СПб., 2000. — 656 с.
9. Завьялова Е.К. Психология предпринимательства / Е.К. Завьялова, С. Посохова. — СПб .: Изд. СПбГУ, 2010. — 295 с.
10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. — М .: Политиздат, 1986. — 222 с.
11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. — М .: Смысл, 2003. — 487 с.
12. Менегетти, А. Психология лидера / А. Менегетти. — М., 2010. — 256 с.
13. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте / С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 3. — С. 16–25.
14. Рохова Х. О. Аксиологический аспект гуманитарной парадигмы образования / Х.О. Рохова // Грани: научно-теоретический и социально-политический альманах. — 2010. — №4. — С. 56–59.
15. Ситаров В.А. Культура предпринимательства: теория и практика / В.А. Ситаров. Ситаров, А. Смирнов. — Москва — Вологда: ООО «Полиграфист». 2011. — С. 134.
. 16. Тимофеева А.А. История предпринимательства в России / А.А. Тимофеева. — Уфа., 2009. — 134 с.
17. Чирикова А. Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя / А. Е. Чирикова. // Социологическое исследование. 2010. — № 6. — 27 с.
18. Шумпетер Дж. Теория экономического развития / Дж.Шумпетер. — М., 1982. — С. 193.
19. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса / Ю.В. Щербатых. — СПб., 2008. — 304 с.
20. Юлдашев Л.Г. Теория ценностей в социологии: вчера и сегодня / Л.Г. Юлдашев // Социологическое исследование. — 2001. — № 8. — 238 с.
21. Клюкхон Ф. Вариации ценностных ориентаций / Ф. Клюкхон, Ф. Штродтбек. — Эванстон, Иллинойс: Роу, Петерсон, 1961. — С. 5–48.
22. Рокич М. Природа общечеловеческих ценностей / М.Рокич. — Нью-Йорк: Free Press, 1973. — 438 с.
23. Виравардена Дж., Морт Г.С. Исследование социального предпринимательства: многомерная модель // Journal of World Business. 2006. Vol. 41. № 1. С. 21–35.

Учебник для воспитателей, учителей и украинских семей. — EaD da Neway

Там, где основная личность сообщества передается и укореняется в психике индивида, там человек не рефлексивно и естественно не идентифицирует себя с местным сообществом.

Духовность ума — необходимая основа для функционирования любой культуры. Он проявляется как самостоятельно, так и как необходимая основа для развития высшей рефлексивной духовности.

Ментально-эмпирическая духовность с ее функциями в развитии рефлексивно-концептуальной духовности продолжила свою миссию и уступила место только церемониальному месту. Национализм как рефлексивная идеология национального государства и политической нации для обретения своих идеалов основывается на идентичности и культивирует необходимые стороны менталитета.С формированием государства и нации обычаи и традиции сохраняются, их развитие становится делом государства и его руководителей. Во все эпохи, а особенно в период своей государственности, каждый народ хочет иметь свое неповторимое лицо, которое сохранялось бы веками и которое невозможно не узнать и не спутать с другим.

литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — Москва: Фонд экономической грамотности.- 1995. — 296 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — Москва: Издательство Москва. ун-та. — 1984.– 200 с.

3. Ващенко Г. Образовательный идеал: Учебник для педагогов, учителей и украинских семей. — Брюссель-Торонто-Нью-Йорк-Лондон: — 1976. — 208 с.

4. Заличенко А.И. Психология духовности. — Москва: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 400 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. — М .: Изд-во МГУ — 1975.– 304 с.

6. Маслоу А. Психология бытия. — М .: РАФЛ-книга, — К .: Веклер, 1997.– 304с.

7. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М .: Прометей, 1989. — 288 с.

8. Украинская душа. — К .: МП «Феникс», 1992. — 128 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М .: Прогресс, 1990. — 368 с.

10. Фромм Э. Иметь или быть. — М .: Прогресс, 1990. — 331 с.

11. Фромм Э.Психоанализ и этика. — М .: Прогресс, 1993. — 250 с.

12. Эриксон Э. Идентичность: молодость и кризис. — М .: Прогресс, 1996.– 344с.

13. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М .: Возрождение, 1991. — 304 с.

14. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М .: Канон, 1994. — 320 с.

15. Субтельный О. Украина: История. — К .: Либидь, 1991. — 512 с.

17.11.2010

Украинская культура на перекрестке скифо-сарматского и древнего миров

В первом тысячелетии до нашей эры.на украинском побережье Черного моря и в Крыму проживали народы ираноязычной группы, не имевшие собственной письменности, но силой изобразительного искусства оказавшие значительное влияние на дальнейшее культурное развитие украинских земель. К таким народам относятся киммерийцы, скифы,

сарматы.

Киммерийцы были первым народом, носившим историческое имя в Украине. Они появляются в украинских степях в конце бронзового века (2800–1200 гг. До н.э.). В период киммерийской культуры в Украине используется железо, которое вытесняет бронзу (железный век в Украине относится к XII веку до нашей эры — IV веку нашей эры).Идет дальнейшее совершенствование средств производства. Возникают многочисленные поселения, вырытые рвами и окруженные валами.

В киммерийском искусстве есть два основных компонента: декоративно-прикладное искусство и резьба по камню. Первый представлен художественным литьем из бронзы и драгоценных металлов, резьбой по кости и резьбой, второй — монументальной скульптурой. Наиболее характерными элементами орнамента являются одиночные и концентрические круги, различные спирали, фигуры https://123helpme.me/narrative-essay-topics/ ромбических форм и т. Д.

Яркой иллюстрацией уникального киммерийского искусства является золотой фалар из кургана Высокая Могила в Запорожье и ножны кинжала из кургана близ Белоградца в Болгарской Добрудже, куда дошла киммерийская конница. Орнаментальные ножны влагалища делятся на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Композиционная строгость орнамента компенсируется рыхлостью плавных форм нижней части и праздничным ажуром верхней части. Возможно, что эта работа киммерийского ювелира демонстрирует символическое сравнение различных частей макрокосма: упорядоченных и взвешенных в элементах Земли и хаотической рыхлости элементов подземного и небесного миров.

Особой популярностью пользуется орнаментальный мотив, передающий четырехлучевой знак с вписанным в него кругом. В свою очередь, круглая пластина, на которую он обычно наносится, сама образует вокруг себя внешний круг. Этот знак получил настолько широкое распространение в различных предметах, что его можно считать настоящим киммерийским гербом, который, вероятно, символизирует солярную идею, часто ассоциируемую с конным снаряжением — известное зооморфное воплощение Солнца в мифологических представлениях всех народов.

Киммерийская культура в VII веке. ДО Н.Э. был интегрирован в культуру скифов. Сравнивая сведения античных авторов, мы видим, что принципиальных различий между скифами и киммерийцами не было. Аркалы расселения, хозяйства и особенностей общественного строя киммерийцев и скифов совпадают. Еще в киммерийский период сформировались основные черты скифской экономической системы, на которые указывает Геродот. Таким образом, скифские завоеватели слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Он перенял скифский язык и бытовые особенности скифов.

Скифы сохранили черты своих предшественников. Сходные (но не идентичные), например, формы и орнамент керамики, скифский погребальный обряд и т. Д. И хотя мы еще мало знаем о киммерийской материальной культуре, можно предположить, что она была похожа на скифскую, особенно на ранних этапах, на момент их слияния.

Возникновение однородной скифской культуры по всей степи произошло в VII веке.ДО Н.Э. Расцвет железного века не только совпал с основанием здесь скифской экономики, но и стал одной из главных причин изменений в культуре местности и той, которая пришла.

Укрепленные поселения появились у скифов относительно поздно, на рубеже VI и V веков. До н.э., когда рыболовство и торговля были достаточно развиты. Поселок Камянское недалеко от Никополя занимает большую площадь в 12 квадратных метров. км. Многолетние исследования показали, что это была столица скифов.Поселение просуществовало до II века. ДО Н.Э. На его территории повсеместно встречаются остатки металлургического производства. Это поселение было центром металлургического производства степной Скифии и обеспечивало значительную ее часть изделиями из железа. Есть и другие виды продукции: резьба по кости, гончарное дело, ткачество. Но до ремесла дошла только металлургия.

Скифская космогония (система представлений о мироздании) была частью индоиранской. Для него характерна идея упорядоченной Вселенной, имеющей форму квадрата, ограниченного с юга океаном, а с севера — горами Рипей (возможно, так древние авторы называли иранские горы), достигающими небеса.За горами, у Северного моря, находилась «обитель блаженных». Пространство в такой конструкции получает неоднозначную характеристику: северная сторона выступает как носитель положительных качеств. Доступ к нему затруднен тропой, которая пролегает через районы, населенные одноглазыми обитателями, которые стригут золотых грифонов. Модель Вселенной имела и другие пространственные характеристики: в горизонтальной плоскости по четырем сторонам Вселенной скрывались божества — «хранители мира».

Такой четырехчасовой моделью Вселенной, вероятно, была бронзовая культовая вершина из урочища Лысая гора на окраине Днепропетровска.Он воспроизводит Мировое Древо с четырьмя ветвями, на которых размещены животные, а также хищных птиц, держащих цепи с астрально-небесными символами в клювах. Ствол дерева сливается с фигурой бога-творца, молнии. Композиция соответствует представлениям индоарийской мифологии о Мировом Древе в центре сакрализованного четырехугольного мира, что связано с большим комплексом шаманских идей и ритуалов.

Скифская мифология была частью мифологии иранского мира.Известны мифы о происхождении пантеона божеств. Греки отождествляли эти божества со своими собственными: Табита — с Гестией, Папайя — с Зевсом, Апи — с Гайей, Гойтозира — с Аполлоном, Аргимас — с Афродитой, Тагимасада — с Посейдоном.

В скифской мифологии одним из основных сюжетов является космогонический миф, существовавший в двух версиях и отражавший две разные традиции: одна принадлежала царским скифам, пришедшим на северное побережье Черного моря с востока, а другая — Ранее здесь жили иранцы, возможно, киммерийцы. … В одной из легенд, написанных Геродотом о происхождении скифов, говорится, что скифы якобы произошли от Геракла и богини змей. Согласно этой легенде, Геракл искал коров, затем лошадей. Эти действия считаются воспроизведением идей скотоводов.

По другой легенде того же автора, на берегу Борисфена (Днепра) от скифских богов Папайи и Апи — дочери Борисфена — родился первый скиф — Таргитай.У него было трое сыновей: Липокс, Арпокс и Колакс. Имена трех братьев во второй части имеют один общий элемент — «царь, правитель» (иранский), а в первой — корни слов, которые трактуются по значению, соответственно, как «гора», «глубина», «солнце». Таким образом, миф моделирует трехчастную вертикальную структуру мира, которая включает в себя верхний мир (небо, солнце), нижний мир (земля и глубина воды) и горы в качестве средней цепи, соединяющей два других. Возможно и другое объяснение мифа как трехчастной социально-политической структуры скифского общества, представленной тремя царями или тремя первосвященниками или тремя основными скифскими племенами и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *