Психолог зинченко: Зинченко, Владимир Петрович — Википедия – Зинченко, Владимир Петрович — Психологос

Автор: | 20.03.2021

Зинченко, Владимир Петрович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Влади́мир Петро́вич Зи́нченко (10 августа 1931, Харьков — 7 февраля 2014, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик РАО (1992). Один из основателей инженерной психологии и эргономики в России.

Владимир Петрович Зинченко родился 10 августа 1931 года в семье известного психолога П. И. Зинченко. Родной брат Т. П. Зинченко.

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), иностранный почётный член Американской академии искусств и наук (1989). Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960—1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969—1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета.

Область научных исследований — теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

С 27 мая 2011 года почётный доктор Тартуского университета.

Скончался 7 февраля 2014 года[1].

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

Монографии[править | править код]

Посмотреть список

  • Леонтьев А. Н., Зинченко В. П., Панов Д. Ю. Инженерная психология. — М.: «Издательство МГУ», 1964.
  • Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М.: «Просвещение», 1967.
  • Зинченко В. П., Леонова А. Б., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. — М.: «Издательство МГУ», 1977.
  • Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. —
    М.
    : «Издательство МГУ», 1979.
  • Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. — М.: «Издательство МГУ», 1980.
  • Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. — М.: «Издательство МГУ», 1982.
  • Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М.: «Издательство МГУ», 1983.
  • Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: «Тривола», 1994.
  • Зинченко В. П. Образ и деятельность. — М.–Воронеж: «Институт практической психологии», «МОДЭК», 1997.
  • Зинченко В. П., Горбов С. Ф., Гордеева Н. Д. Психологические основы педагогики. —
    М.
    : «Гардарики», 2002.
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (редакторы) Большой психологический словарь. — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007.
  • Зинченко В. П., Леви Т. С. (редакторы) Психология телесности между душой и телом. — М.: «АСТ», 2007.
  • Зинченко В. П., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Истоки культурно-исторической психологии. Философско-гуманитарный контекст. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2010.
  • Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. — М.: «Языки славянских культур», 2010.
  • Зинченко В. П. Философское наследие. — СПб.: «ЦГИ Принт», 2016.

Статьи[править | править код]

Посмотреть список

  • Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // «Вопросы психологии», 1977, № 7.
  • Зинченко В. П., Садовский В. Н. Системный подход в психиатрии // «Вопросы психологии», 1980, № 1, с. 166–169.
  • Зинченко В. П., Мунипов В. М. Учебное пособие по психологии труда для управленческой подготовки специалистов // «Вопросы психологии», 1980, № 3, с. 163–164.
  • Давыдов В. В., Зинченко В. П., Радзиховский Л. А. От психологизированной гносеологии к гносеологии психологии // «Вопросы психологии», 1982, № 2, с. 154–158.
  • Давыдов В. В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А. Н. Леонтьева // «Вопросы психологии», 1982, № 4, с. 61–66.
  • Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // «Вопросы психологии
    », 1988, № 6, с. 15–30.
  • Зинченко В. П. Патопсихология – общей психологии // «Вопросы психологии», 1991, № 1, с. 156–159.
  • Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // «Вопросы психологии», 1991, № 2, с. 15–36.
  • Зинченко В. П. Проблемы психологического развития (читая О. Мандельштама) // «Вопросы психологии», 1991, № 4, с. 126–138.
  • Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // «Вопросы психологии», 1991, № 5, с. 139–151.
  • Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // «Вопросы психологии», 1991, № 6, с. 117–130.
  • Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // «Вопросы психологии», 1992, № 3, с. 50–60.
  • Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // «Вопросы психологии
    », 1992, № 5, с. 41–53.
  • Зинченко В. П. Пётр Яковлевич Гальперин (1902—1988). Слово об учителе // «Вопросы психологии», 1993, № 1, с. 89–92.
  • Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // «Вопросы психологии», 1993, № 4, с. 5–19.
  • Зинченко В. П. Штрихи к портрету Д. Б. Эльконина // «Вопросы психологии», 1994, № 1, с. 43–47.
  • Зинченко В. П. Психология в Российской Академии образования // «Вопросы психологии», 1994, № 4, с. 127–142.
  • Зинченко В. П. Вклад А. А. Ухтомского в психологическую физиологию // «Вопросы психологии», 1995, № 5, с. 79–80.
  • Зинченко В. П. Становление психолога (к 90-летию со дня рождения А. В. Запорожца) // «Вопросы психологии», 1995, № 5, с. 81–86.
  • Зинченко В. П. От классической к органической психологии // «Вопросы психологии
    », 1996, № 5, с. 7–20.
  • Зинченко В. П. От классической к органической психологии // «Вопросы психологии», 1996, № 6, с. 6.
  • Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: Движение — это живое существо // «Вопросы психологии», 1996, № 6, с. 135–138.
  • Зинченко В. П. Участность в бытии (к 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия) // «Вопросы психологии», 1997, № 5, с. 72–79.
  • Зинченко В. П. Саморазвитие духа (памяти друга В. В. Давыдова) // «Вопросы психологии», 1998, № 5, с. 3–10.
  • Давыдов В. В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания // «Вопросы психологии», 1998, № 5, с. 11–12.
  • Гордеева Н. Д., Евсевичева И. В., Зинченко В. П., Курганский А. В. Микродинамическая структура моторной стадии действия // «Вопросы психологии
    », 1998, № 6, с. 86.
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне // «Вопросы психологии», 1999, № 5, с. 107–109.
  • Зинченко В. П. Г. Г. Шпет и М. М. Бахтин (оппоненты или единомышленники?) // «Вопросы психологии», 1999, № 6, с. 110–118.
  • Зинченко В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) // «Вопросы психологии», 2000, № 4, с. 79–97.
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // «Знание. Понимание. Умение», 2005, № 3, с. 151–169.
⚙️
 

Зинченко, Владимир Петрович — Психологос

Зи́нченко, Влади́мир Петро́вич (родился 10 августа 1931, Харьков) — российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, сестра — Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии.

Биография

Окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета.Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960—1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969—1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований — теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

Основные научные труды

  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem)

Работы по истории психологии

  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc/zip
  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902—1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, № 1.
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Вводное занятие Университета

Зинченко, Владимир Петрович — это… Что такое Зинченко, Владимир Петрович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зинченко.

Зи́нченко, Влади́мир Петро́вич (родился 10 августа 1931, Харьков) — российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, сестра — Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии.

Биография

Окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960—1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969—1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований — теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

С 27 мая 2011 почётный доктор Тартуского университета.

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

Основные научные труды

  • Возможны ли целостные представления о мышлении?
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem)

Мемуары и воспоминания

  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc/zip
  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902—1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, № 1.
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 151-169.

Интересные факты

Зинченко посвящена песня барда Ольги Чикиной «Академик Зинченко» [1].

Зинченко, Юрий Петрович — Википедия

Ю́рий Петро́вич Зи́нченко (род. 23 декабря 1966) — крупный российский психолог, организатор образования и науки, академик РАО, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой методологии психологии, член президиума ВАК при Минобрнауки России, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, президент Российской академии образования[1], президент Российского психологического общества[2]. Доктор психологических наук, профессор, главный внештатный специалист по медицинской психологии Министерства здравоохранения РФ, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ, член Президентского совета Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО, член Президентского совета Европейской Федерации психологических ассоциаций.

Родился и вырос в городе Краснодаре, где окончил с отличием среднюю школу в 1984 году, в этом же году поступил на химический факультет Кубанского государственного университета, по окончании первого курса в 1985 году был призван в ряды Вооруженных сил, где прослужил до 1987 года.

В 1987 году поступил в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Во время обучения избирался Президентом и был соорганизатором Студенческого совета МГУ, руководил студенческим отрядом факультета психологии. Был организатором и первым президентом Евразийской студенческой ассоциации, тесно сотрудничающей с Евразийской ассоциацией университетов и Российским союзом ректоров (Президент академик  В.А. Садовничий).

При поддержке ректора МГУ академика В. А. Садовничего организовал ежегодную Международную  научную конференцию студентов, аспирантов и молодых учёных, впоследствии получившую эгиду ЮНЕСКО.

Окончил факультет психологии МГУ в 1993 году и аспирантуру там же в 1997 году.

В 1998 году присвоена степень кандидата психологических наук [3].

В 2003 году присуждена степень доктора психологических наук [4].

Заведующий кафедрой методологии психологии[5] с 2003 года, декан факультета психологии МГУ с 2006 года.

Президент Российского психологического общества с 2007 года. Российское психологическое общество в 2007-2008 годах провело большую работу по организации региональных отделений, которые осуществляют свою деятельность в 65 субъектах всех федеральных округов Российской федерации.

В 2008 году по его инициативе Российское психологическое общество возобновило свою деятельность в рамках Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО.

В 2009 году Российское психологическое общество было принято в члены Европейской Федерации психологических ассоциаций.

В 2016 году РПО заключило договоры и усилило сотрудничество с Американской, Испанской, Индонезийской психологическими ассоциациями и Панафриканским психологическим союзом.

В 2019 году впервые в России, в Москве Российское психологическое общество организовало крупнейшее психологическое событие — XVI  Европейский психологический конгресс, в котором приняли участие психологи из 98 стран мира.

В 2020 году готовится учреждение психологической ассоциации стран БРИКС и АСЕАН.

Член-корреспондент Российской академии образования с 2009 года, академик РАО с 2014 года. с 2013 года во время президенства академика РАО Л.А. Вербицкой – главный учёный секретарь, вице-президент РАО. Президент РАО с 2018 года.

С 2013 года — главный внештатный специалист по медицинской психологии Министерства здравоохранения РФ[6].

Награждён Министерством образования и науки РФ медалью Л. С. Выготского (2016).

Награждён Нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2007).

Награждён Премией города Москвы в области образования «За большой вклад в разработку системы методического сопровождения цифрового образования для педагогов образовательных учреждений города Москвы по вопросам внедрения новых технологий в обучение и воспитание детей и подростков» (2018).

Педагогическую деятельность осуществляет на факультете психологии МГУ с 1997 года, научный руководитель  магистерской программы «Киберпсихология и психология в цифровом мире», читает курсы на факультете психологии других факультетах МГУ.

Ю. П. Зинченко автор[7] 329 статей и 59 книг в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе на иностранных языках, 284 докладов на конференциях.

IstinaResearcherID (IRID): 550775

ResearcherID: F-4021-2012

Scopus Author ID: 26655128800

ORCID: 0000-0002-9734-1703

Основные работы (книги):

  • Векторная психофизиология: от поведения к нейрону. — М.: МГУ, 2019 — 768 с. — ISBN 978-5-19-011301-3
  • Психологическая безопасность личности: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт, 2019 — 222 с. — ISBN 978-5-534-09996-6
  • Олимпиада школьников «Ломоносов» по психологии: методические рекомендации — М.: КДУ, 2013. — 112 с. —ISBN 978-5-98227-867-8
  • Методологические проблемы психологии безопасности: личность, общество, государство (монография) — М.: МГУ, 2011. — 952 с. — ISBN 978-5-9217-0050-5
  • Психология виртуальной реальности (монография) — М.: МГУ, 2011. — 360 с. — ISBN 978-5-9217-0051-2
  • Психология спорта (монография) — М.: МГУ, 2011. — 424 с. — ISBN 978-5-9217-0048-2
  • Теоретико-методологические основания психологических исследований: детерминация и социальное значение (монография) — М.: МГУ, 2011. — 308 с. — ISBN 978-5-8429-0972-8
  • Psychology in Russia: State of the Art. — М.: МГУ, 2012, 568 с. — ISSN 2074-6857

Под руководством Ю. П. Зинченко защищено 2 докторские и 10 кандидатских диссертаций.

В 2008 году инициировал создание и стал главным редактором первого российского психологического научного журнала на английском языке «Psychology in Russia: State of the Art.

Научно-исследовательские проекты Ю.П. Зинченко:

— Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., мероприятие № 1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров «Разработка инновационных методов научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологий виртуальной реальности» 2009 — 2011 гг.

— Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., мероприятие № 1.1 Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров «Применение технологий виртуальной реальности в разработке инновационных методов изучении когнитивных процессов человека

(Соглашение № 8011 от 18.06.2012)» 2012 — 2013 гг.

— Разработка концепции информационной безопасности детей и подростков (ГК № 0173100013813000018 от 8.10.2013)

— Грант РНФ №15-18-00109 «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов)»

— Грант РФФИ №17-29-09167 «Разработка междисциплинарной модели влияния русского языка на этнокультурную идентичность россиян в условиях русско-национального двуязычия и многоязычия»

— Грант РФФИ №19-013-20175 «XVI Европейский психологический конгресс»

Зинченко Юрий Петрович — Психологическая газета

Доктор психологических наук, профессор.

Действительный член (академик) РАО. Президент РАО.

Декан, заведующий кафедрой методологии психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Приглашенный профессор Университета Лондон. Почетный профессор Университета Париж-III (Сорбонна) (Франция).

Президент Российского психологического общества, руководитель секций методологии психологии, психологической реабилитологии, психологии спорта РПО. Почетный Президент Общества психологов силовых структур. Член Президиума Федерации психологов образования России, член Президиума Международного союза психологических наук (IUPsyS) при ЮНЕСКО, входит в руководящие органы Международной ассоциации прикладной психологии (IAAP), член исполкома Европейской Федерации психологических ассоциаций (EFPA). Член Российского философского общества, Парижского института психоанализа, Межрегионального общества психоаналитиков.

Член Ученого совета МГУ, Председатель Ученого совета факультета психологии МГУ, Председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при МГУ. 

Член Комиссии по образованию РАН, соруководитель проекта в программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знаний», член Экспертного совета ВАК при Минобрнауки РФ по педагогике и психологии, Председатель Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию РФ, заместитель председателя Межведомственного Совета по клинической психологии, заместитель председателя секции психоанализа УМО по классическому университетскому образованию. Входит в состав научно-методических комиссий и экспертных советов Совета безопасности РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Министерства образования и науки РФ, Общественной палаты РФ. Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России. Главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации.

Главный редактор ведущих научных журналов по психологии «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Российский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», ежегодника «Psychology in Russia», член редколлегий и редсоветов журналов «Методология и история психологии», «Психология и естествознание», «Психология и социальные науки», «Cognitive Science», «Вестник практической психологии образования», «Юридическая психология», «Мир психологии», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», «Сибирский психологический журнал», «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология», ответственный секретарь серии «Классический университетский учебник МГУ», член Редакционно-издательского совета Российской академии образования.

В 1993 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1997 г. — аспирантуру при факультете психологии МГУ.

В 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах: на модели психогенной импотенции», в 2003 г. — докторскую диссертацию на тему «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии».

С 2003 г. заведует кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

С 2006 г. — декан факультета психологии МГУ.

С 2007 г. — президент Российского психологического общества.

С 2018 г. — президент Российской академии образования.

Область научных интересов:

  • методология психологии
  • науковедение
  • психоанализ
  • культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека
  • психология сексуальности.

Научная деятельность

Является известным и признанным специалистом в области методологических проблем психологической науки и психологии безопасности как в России, так и за рубежом. Успешно развил с позиций постнеклассической методологии В.С. Степина применение культурно-исторического подхода Л.С. Выготского в фундаментальных психологических исследованиях, успешно применил деятельностный подход в отраслевых психологических исследованиях, в том числе в вопросах психологии безопасности и противодействия терроризму. Совместно с академиком В.А. Садовничим впервые в психологических исследованиях предложил и использовал суперкомпьютерные вычисления для обработки массивов данных и формализации моделей комплексных функциональных состояний человека в экстремальных ситуациях; впервые в России внедрил технологии виртуальной реальности (CAVE-формат) в проведение психологических исследований; разработал востребованные научно-методические рекомендации по обеспечению мер и проведению мероприятий по противодействию вовлечению молодежи в экстремистскую деятельность и террористическую активность, разработал уникальные аппаратно-программные комплексы; разработал оригинальную системно-динамическую модель психологической безопасности личности и общества; разрабатывает проблемы этики проведения психологических исследований и психологической практики.

Ю.П. Зинченко создана научная школа, отмеченная грантом Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации. Проекты научной школы, выполняемые под руководством Ю.П. Зинченко, поддержаны Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.».

Под руководством Ю.П.Зинченко выполняются научные исследования, поддержаны грантами Министерства образования и науки РФ: «Методологические проблемы применения современных информационных технологий в области психологии безопасности» (2010-2012 гг.), «Разработка инновационных методов научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологий виртуальной реальности» (2009-2011 гг.), «Проведение фундаментальных научно-исследовательских работ в области психологии» (2009 г.), «Разработка методологических основ моделирования психологических и психофизиологических механизмов функциональных состояний с использованием супервычислителей» (2011-2012 гг.). Также является руководителем научно-исследовательских проектов «Социально-психологические методы и модели повышения эффективности антитеррористических мероприятий» (2005-2006 гг.), «Методологические основы использования виртуальной реальности в психологии» (2009-2011 гг.), «Психологические методы и модели повышения эффективности антитеррористических мероприятий в изменяющейся России» (2006-2008 гг.), «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» (2010 г.). При поддержке гранта в рамках Межгосударственной программы российско-швейцарского научного сотрудничества выполняется исследовательский проект «Executive functions in preterm born children: cognitive, neuronal and behavioral aspects» (2010-2011 гг.). Под его руководством осуществлены научно-практические проекты по психологии здоровья, которые реализовывались под эгидой Общественной палаты Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»: «Психология здоровья: инновации в науке, образовании и практике» (2006-2007 гг.), «Первый открытый Всероссийский студенческий конкурс социальной рекламы и социальных проектов «Россия без табака»» (2009 г.) «Психологическое обеспечение реабилитации и профилактики наркозависимости» (2011-2012 гг.).

Педагогическая деятельность

Под руководством Ю.П. Зинченко был реализован проект «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова в области психологии» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в результате которого были разработаны инновационные программы подготовки магистров «Психология безопасности», «Психология переговоров и разрешения конфликтов». Под руководством Ю.П. Зинченко разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения высшего профессионального образования по специальностям «Теоретическая и экспериментальная психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология», а также по программам подготовки магистров по направлению подготовки «Психология», программа переподготовки руководителей высшего звена «Психология государственной службы».

Читает курсы лекций по методологии психологии, психологии безопасности, психологии терроризма.

Подготовил 2 докторов и 10 кандидатов наук.

Автор около 150 научных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе на иностранных языках, автор и соавтор 10 научных монографий.

Основные публикации:

  • Зинченко Ю. П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода. М., Проспект, 2003. — 144 с.
  • Зинченко Ю. П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1, с. 49-61.
  • Зинченко Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции человека. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №5. 2003. С. 53-61.
  • Зинченко Ю. П. Сексуальное «культурное тело» // в кн. «Психология телесности». М.: Смысл, 2002, с. 91-100.
  • Зинченко Ю. П., Поляков Ю. Ф. Клиническая психология как новая университетская специальность // Вестник Международной академии наук Высшей школы, 2001, № 1(12), с. 204-211.
  • Тхостов А. Ш., Зинченко Ю. П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Информационно-аналитический бюллетень, Психологи о мигрантах и миграции в России, № 3, 2001, с. 10-18.
  • Зинченко Ю. П. Ограниченность социобиологического подхода к исследованию сексуальности человека // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. М., 1996, с.164.
  • Зинченко Ю. П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». М., 1992, с. 41-49.

Награды: лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, награжден золотой медалью Российской академии образования, медаль «В честь 850-летия Москвы», нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», медаль «За содружество во имя спасения».

Зинченко Владимир Петрович — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В 1953 г. В.П. Зинченко окончил отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; в 1956 г. – аспирантуру Института психологии АПН РСФСР.

В 1957 г. под руководством А.В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков». Официальными оппонентами были А.Р. Лурия и П.Я. Гальперин.

В 1966 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Восприятие и действие». Официальными оппонентами были Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов и Б.Ф. Ломов.

В 1969 г. В.П. Зинченко присвоено звание профессора МГУ.

В 1974 г.  избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 г. – почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. – академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии.

В 2001 г. В.П. Зинченко перешел в Отделение образования и культуры РАО.

 
Трудовая деятельность:

В 1951–1956 гг. – учитель психологии и логики 593 и 598 средних школ г. Москвы.

В 1954–1961 гг. – аспирант; младший научный сотрудник; старший научный сотрудник Института психологии АПН СССР. В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.

В 1960 г. начал преподавать в МГУ, в 1970 г. создал кафедру психологии труда и инженерной психологии на факультете психологии МГУ и возглавлял ее до 1982 г. 31 августа 1982 г. был уволен по телефону назначенным ЦК КПСС деканом психологического факультета МГУ А.А. Бодалевым.

В 1969–1984 годы был заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики.

В 1984 году создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Руководил ею до последнего времени.

В 1988–1991 годы был заместителем директора Института философии РАН и  директором-организатором Института человека РАН.

С 1991 по 1998 год – член президиума Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии. В 1998 году создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека «Дубна» и руководил ею до 2008 г.

 
За годы педагогической деятельности в вузах читал курсы лекций: «Общая психология», «Инженерная психология», «Методологические проблемы психологии», «Эргономика», «Введение в психологию», «Психология доверия», «Психологическая педагогика», «Культурное и духовное развитие человека» и др. На протяжении многих лет В.П.Зинченко читал лекции по психологической педагогике учителям Москвы, Самары, Усть-Илимска, Якутска, Сочи, Красноярска, Биробиджана, Риги и др. городов.

Выступал с лекциями и докладами в Калифорнийском университете (г. Ирвайн), Калифорнийском университете (г. Сан-Диего), Университете Кларка (г. Вустер), Вашингтонском университете (г. Сент-Луис), Университете им. В. Гумбольдта (г. Берлин), а также в университетах Болгарии, Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Испании, Японии, Кубы и др

Зинченко Владимир Петрович

В. П. Зинченко окончил в 1953 г. отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; в 1956 г. – аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР.

В 1957 г. В.П. Зинченко под руководством А. В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков». Официальными оппонентами были А. Р. Лурия и П. Я. Гальперин. В 1966 — защитил докторскую диссертацию на тему «Восприятие и действие». Официальными оппонентами были Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и Б. Ф. Ломов.

В 1969 г. В. П. Зинченко присвоено звание профессора МГУ.

В 1974 г. В. П. Зинченко избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 — почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. – академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. – В. П. Зинченко перешел в Отделение образования и культуры РАО.

Вехи трудовой деятельности

В 1951–1956 гг. учитель психологии и педагогики 593 и 598 средних школ г. Москвы.

1954–1961 — аспирант, м.н.с., ст. н.с. Института психологии АПН СССР.

В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.

В 1960 г. начал преподавание в МГУ, в 1970г. создал кафедру психологии труда и инженерной психологии на факультете психологии МГУ и возглавлял ее до 1982 г. 31 августа 1982 г. был уволен по телефону назначенным ЦК КПСС деканом психологического факультета МГУ Бодалевым. В 1969–1984 годы был заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики.

В 1984 году создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Руководит ею до настоящего времени.

В 1988–1991 годы был заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН.

С 1991 по 1998 год — член президиума Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии.

В 1998 году создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека «Дубна» и руководит ею до настоящего времени.

Под руководством В. П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Педагогическая и лекционная работа

В 2001 году исполняется 50 лет педагогической работы В.П.Зинченко. За эти годы он преподавал психологию и логику в средней школе; более 20 лет работал в Московском университете, читал курсы и спецкурсы по Общей психологии, по Инженерной психологии, по Методологическим проблемам психологии; около 20 лет преподает в МИРЭА, ведет курсы Эргономика, Психология и Педагогика.

В Еврейском университете (Москва), в Самарском государственном педагогическом университете, в Московском Психолого-педагогическом институте, в Западносибирском гуманитарном институте, в Государственном университете «Дубна», в Университете Натальи Нестеровой, в Московском институте молодежи в др. вузах В.П.Зинченко читает курсы Введение в психологию, Общая психология, Психология доверия, Методология психологии, Психологическая педагогика, Культурное и духовное развитие человека и др. К новому учебному году он готовит курс Психология искусства.

На протяжении ряда последних лет В.П.Зинченко систематически читал лекции по психологической педагогике учителям Москвы. Самары, Усть-Илимска, Якутска, Сочи, Красноярска, Биробиджана, Риги и др. городов.

Выступал с лекциями и докладами в Калифорнийском университете (г. Ирвайн), Калифорнийском университете (г. Сан-Диего), Университете Кларка (г. Вустер), Вашингтонском университете (г. Сент-Луис), Университете им. В. Гумбольдта (г. Берлин), а также в университетах Болгарии, Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Испании, Японии, Кубы и др. В августе 2001 г. его в третий раз ждут, в Японии с докладом «Размышления о воспитании души».

Государственное и общественное признание научной деятельности

Действительный член Российской Академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук. В П Зинченко многие годы был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов’ «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран-членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований.

В настоящее время В. П. Зинченко — президент Международной ассоциации развивающего обучения.

Владимир Петрович — член редколлегии ряда журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии». «Человек», Ежегодника «Системные исследования», «Journal of Russian and East European Psychology» и др.

В.П. Зинченко — основатель и главный редактор международного научного журнала Культурно-историческая психология.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *