Психологическая целостность: Целостность — психология – Целостность психики. Что это такое?. Статья. Психология. Самопознание.ру

Автор: | 16.03.2021

8 упражнений, чтобы достичь целостности

ФОТО Getty Images 

Часто мы принимаем одни части своей личности и отвергаем другие. Например, принимаем доброту и отвергаем злость. Или наоборот, считаем себя деловой и целеустремленной личностью, вытесняя из сознания свою чувствительность, ранимость, нежность. Это мешает нам полностью использовать свою энергию, поскольку значительную часть ее мы тратим на изоляцию нежелательных чувств или качеств. Однако в наших силах восстановить целостность и высвободить свою энергию.

Натали Роджерс, дочь создателя гуманистической психотерапии Карла Роджерса и автор собственного метода — терапии экспрессивными искусствами, — предлагает несколько упражнений, которые помогут нам познакомиться с содержанием своего бессознательного и достичь большей целостности и осознанности.

читайте такжеКарл Роджерс, человек, умеющий слышать

«Чтобы мы стали целостными, полностью актуализированными и состоявшимися, наше путешествие должно включать в себя исследование бессознательного, открывающее те аспекты нашего «Я», которые были отброшены или спрятаны нами, игнорировались или подавлялись, — пишет она в своей книге. — Первый шаг — всегда осознание. Без этого у нас нет никаких возможностей. Осознание страха, стыда, вины, гнева, боли, света, чувствительности или креативности — это первое движение в направлении принятия каждого аспекта себя таким, каков он есть. Личная интеграция является частью естественного развития событий при использовании символических и экспрессивных средств. Как только мы открываем неизведанное, запускаемый затем процесс создает возможность для каждой из этих частей найти свое законное место в нашей психике»

1.

читайте также

Дорога в бессознательное

Эти упражнения можно выполнять вместе с другом или подругой, которые разделяют ваш интерес к самопознанию и вызывают у вас доверие. Но вы можете исследовать содержание своего бессознательного и в одиночестве. Полезно заранее записать и разместить на видном месте план, которому вы сможете следовать. Выполнение всей последовательности шагов занимает 2-3 часа. Обязательно предусмотрите по окончании упражнений время для отдыха, чтобы возвращение к вашим обычным повседневным занятиям было как можно более плавным и постепенным. В идеале эти упражнения выполняются в свободный день, когда ваши рабочие или домашние обязанности сокращены до минимума. Подготовьте помещение, где вы сможете беспрепятственно двигаться и свободно звучать. Отключите средства внешней связи, чтобы вас ничто не отвлекало.

читайте такжеМедитация продлевает молодость

Список

Составьте список известных вам противоположностей, таких как:

любовь и ненависть;

страх и уверенность в себе;

пассивность и агрессия;

игривость и серьезность;

радость и печаль;

привлечение и отвержение…

продолжайте список самостоятельно в течение 10-15 минут.

Медитация

Посидите в тишине несколько минут, закрыв глаза. Дышите глубоко и позвольте всем этим словам плавать в сознании. Затем определите, какая пара противоположностей привлекает сейчас ваше внимание. Она станет темой дальнейшего исследования.

читайте такжеКак появляется «внутренняя тишина»?

Изображение

Возьмите большой лист бумаги (например, можно взять бумагу для черчения формата А2: 42Х56 см). Прислушайтесь к себе: хочется ли вам изобразить каждую из пары противоположностей на одном странице или на разных? Если на разных, приготовьте второй лист. Приготовьте краски или карандаши. При выборе цветов и во время рисования используйте свою неведущую руку (левую для правшей, правую для левшей). Изобразите каждую противоположность, выражая свои чувства. Не беспокойтесь о том, как выглядит рисунок. В процессе рисования попробуйте закрыть глаза.

Предложения

Напишите на каждой части своего рисунка (или на каждом из двух рисунков) по пять предложений, которые начинаются со слова «Я».

Движение и звук

Смотрите на первый рисунок и одновременно позвольте телу двигаться в такт линиям, ритмам и цветам, которые вы видите. Позвольте себе издавать разнообразные звуки, которые выражают ваши чувства во время движения. При этом помните, что у вас есть пространство вверху и внизу, широкое и узкое пространство. Вы можете двигаться медленно или быстро. Ваши движения могут быть угловатыми или текучими. Экспериментируйте со звуками во время движения. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что полностью выразили содержание рисунка через движение и звук. Немного передохните и сделайте то же, глядя на второй рисунок.

читайте такжеКак научить рисовать программиста

Свободное письмо

В течение 10 минут записывайте все, что приходит вам в голову, и все, что захочет написать ваша рука. Не подвергайте себя цензуре, не останавливайтесь. Можете написать диалог между двумя полюсами противоположностей.

Изображение

Теперь быстро нарисуйте третий рисунок. Используйте обе руки одновременно. Позвольте всему случиться. Какие слова приходят вам на ум, когда вы смотрите на эту картину?

Медитация

Обдумайте то, что вы сделали. Закройте глаза, глубоко подышите. Отпустите все. Что вы чувствуете сейчас? Что вы поняли о себе и своих внутренних конфликтах?

Итогом этого упражнения становится обретение большей целостности, ощущение, что вы становитесь ближе к себе, к собственной сути. Оно может возникнуть не сразу, поэтому не беспокойтесь, если не придете к отчетливым выводам немедленно по завершении упражнения или если у вас появится вопрос: «Что мне теперь со всем этим делать?» Проживите несколько дней, наблюдая за происходящими в вас изменениями, прислушиваясь к своим чувствам. Доверьтесь своей интуиции, которая сможет подсказать вам, в каком направлении двигаться дальше.

1 Н. Роджерс «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

Читайте также

Арт-терапия и психическая целостность личности //Психологическая газета

Предисловие

Практика специалиста глубинной психологии напоминает историю Мишеля Полани о пианисте, поражающем слушателей своей виртуозной спонтанностью, или «Работу актера над собой» К. С. Станиславского.

Непринужденное парение музыканта в пространстве звука или артиста в пространстве мизансцены – результат досконального знания произведения и изнуряющей наработки навыков владения инструментом и самим собой. Однако на сцене не только гаммы и упражнения, но и тексты должны остаться далеко в стороне, открывая выход непосредственному переживанию в момент исполнения  – истине сценического искусства, противопоставляемой системой Станиславского суррогатам представления и ремесленной манеры доклада роли.

Добросовестная работа с клиентом, особенно в таком спонтанном жанре, как арт-терапия, не может быть ни ремеслом, ни наигрышем. В ее основе — как вросшая в артиста роль, как слияние музыканта с нотами и клавиатурой – не стереотипы, приемы и техники, а исчерпывающее понимание сути, структуры и драматургии той самой целостности, на достижение которой и направлено искусство исцеления искусством.

Введение

Достижение (восстановление) психической целостности (идивидуация, интеграция сознания, самопознание, интрапсихическое развитие) — процесс поиска человеком душевной гармонии, «порождающий психологического “индивида”, т.е. обособленное, нечленимое единство, некую целостность, включающую – по необходимости — как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). В философских и вненаучных текстах для того, чтобы, с одной стороны, обозначить процесс индивидуации, а с другой, определить меру успешности этого процесса, употребляется понятие «духовное развитие личности». Индивидуация  является главным фактором, обуславливающим позитивность изменений психики, здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации.

По наблюдениям Абрахама Маслоу, человек может либо воплощать, либо преодолевать себя. В действительности, каждый человек отчасти себя преодолевает, и в какой-то мере воплощает. Восхождение к целостности – преодоление себя. Пребывание целостного человека в мире – воплощение, осуществление миссии, в какой-то мере восстанавливающее целостность мира.

Отказ от движения к целостности – непрестанная, неосознаваемая война, преодоление себя сущностного во имя себя существующего. Проигравший в этой войне, как правило, провозглашает себя победителем и продолжает завоевывать и разрушать ускользающий мир суррогатов и миражей.

Структура целостности – поиски и потери

“Самым значительным и важным шагом вперед, совершенным психологией, я считаю сделанное впервые в 1886 году открытие, что сознание не ограничивается обыкновенным “полем” с его “центром” и “окраинами”, но охватывает целый ряд воспоминаний, мыслей, ощущений, которые находятся за пределами основного сознания и, тем не менее, должны быть признаны фактами сознания, обнаруживающими свое существование несомненными признаками” – писал Уильям Джемс в 1910г.

Это высказывание классика психологической науки, одного из ведущих философов начала ХХ в. могло бы вызвать недоумение даже у дилетанта: иерархичность души с древнейших времен была объектом философской рефлексии (как известно, до начала ХХ века психология была частью философии). Философами и мыслителями метафизического миропонимания “темная” (не затемненная злом, а непостижимая светом разума) сторона психики, трансцендентная физическим, физиологическим и информационным процессам, причастная сущностному миру идей, признавалась главной, смыслообразующей частью души. Переведя основополагающий принцип их концепций на современный научный язык, получим основную формулу глубинной психологии: основания (законы, паттерны и процессы, регламентирующие деятельность) сознания лежат за пределами сознания.

Родоначальником этого (назовем его, для определенности, «трансцендентным») подхода в европейской философии можно считать Платона, который в “Меноне” проводит “эксперимент” с рабом и доказывает: познание — ни что иное, как припоминание сущностей из трансцендентного мира, близость которому — единственный критерий истины.

К аналогичному выводу приходит классическая веданта: “Процесс познания возможен только в Брахмане и через Него”. Много веков спустя один из героев Хайдеггера говорит: “Возможно, в отрешенности таится действие высшее, чем все дела мира и происки рода человеческого”, а затем: “Мы прозреваем сущность мышления как отрешенность”. Э. Гартман, предвосхищая учение Юнга о единой психофизической реальности Unus Mundus, придает бессознательному онтологический статус. Бессознательное Гартмана – единая основа единого мира по ту и по сию сторону наших чувств.

Параллельно эволюции постижения бессознательного развивался и редукционистский подход. Ригоризировавший Платона Аристотель, взгляды которого одержали, по словам Юнга, “позднюю, но убедительную победу”, различал лишь три уровня душевной организации: вегетативный, чувственный и понимающий. Содержания и процессы глубинных регионов психики оказались не слишком значительными компонентами интеллекта. Лейбниц вводит термин “бессознательное” для обозначения низших форм психической деятельности.

Основатель классического психоанализа З. Фрейд, писал: “Бессознательный процесс мы должны предположить, выводя его из его воздействий, ничего не зная о нем самом”. Оказавшись в положении узников платоновской пещеры, психоаналитики, разбирались с бессознательным в традициях классического эмпиризма. В отличие от вскормленных и ангажированных материализмом философов, психологов и нейрофизиологов, искавших физические, но неизбежно находивших метафизические (супрафизические) основания сознания, З. Фрейд поставил и успешно решил задачу нахождения эмпирических (биолого-физиологических и социологических) оснований бессознательного.

Источники содержаний и процессов казалось бы, непостижимого и даже невероятного бессознательного были с неимоверной легкостью обнаружены и впоследствии обнародованы. Несмотря на то, что, по словам Юнга, “ни одно физиологическое представление, ни один химический процесс” не давал психоаналитикам понятия о сущности якобы порожденных ими психических явлений, бессознательное исследовалось в эмпирических категориях, считалось недвусмысленно познаваемым и предельно рационализировалось. З. Фрейд настаивал на том, что любое содержание бессознательного – вытесненный фрагмент сознания либо латентный физиологический процесс либидинозного характера.

Вытеснению подлежали воспоминания и впечатления, связанные с переживанием страха и отвращения; влечение (либидо) определялось тремя большими полярностями, “господствовавшими в душевной жизни”: биологической (активный — пассивный), реальной (я – внешний мир) и экономической (удовольствие — страдание). Структура психики: эго (Я) и два его тирана – супер-эго и альтер-эго. Для альтер-эго т. е. глубинных, архаических, коллективных слоев бессознательного, Фрейд вводит метафорический термин “Оно” подчеркивая его автономность, неуправляемость. Между сознанием и бессознательным расположен слой предсознательного – цензор, препятствующий проникновению в сознание вытесненных или латентных содержаний и предоставляющий “Оно” практически безграничную, исподволь реализуемую власть над “Я”. Существенно влияющее на поведение и помыслы “Супер–эго”, представляющее в бессознательном совокупность этических, эстетических, социальных, религиозных норм и законов — не присуще индивидууму, а насильственно интернировано в его психику.

Краткая формулировка психоаналитической теории Фрейда: основа человеческой природы – устрашающие или отвратительные травматические переживания, а также животные (зачастую извращенные) влечения и инстинкты; высшие функции сознания (совесть, ответственность, стремление к свободе) и бессознательного (нуминозность) — навязаны неотступным и ненавистным социумом; высшие формы душевной энергии – вдохновение, бытийная любовь – чреватое неврозом отклонение либидо от нормального применения.

З. Фрейд, произведя революцию в философской антропологии и психологии, историю которых, вслед за Ж. Лаканом, совершенно справедливо можно подразделить на доаналитический и послеаналитический периоды, и будучи одним из популярнейших персонажей культурной жизни ХХ в., оказался, тем не менее, в стороне от основного течения мировой мысли. Большинство психологов и философов более оптимистично подходили к разработке проблематики природы и сущности человека.

Над сонмом философов возвысилась монументальная фигура Хайдеггера, провозгласившего: “Метафизика принадлежит к “природе человека”. Она и есть само человеческое бытие”; Э. Фромм обобщил искания коллег – психологов знаменательной фразой: “человек есть существо, в природе которого мы находим стремление трансцендировать себя”. А. Маслоу назвал умещавшееся в рамки классического психоанализа “ущербное существо”, ценностные ориентиры которого не выходят за пределы “низших” потребностей “Человеком Фрейда” (в противовес самоактуализирующемуся “Человеку Маслоу”).

Узость фрейдовского подхода стала общим местом философско-антропологического и психологического дискурсов и отмечалась даже Карен Хорни — адептом Фрейда, последовательно придерживавшейся методологической парадигмы учителя. Тем не менее, была предпринята попытка заузить эти рамки и попытаться втиснуть реально существующего человека в образовавшуюся щель.

Сражаясь с реакционными идеалистическими представлениями и не смея редуцировать духовное богатство строителя коммунизма к аномально развивающемуся либидо, психологи школы Узнадзе заменили “ненужное” бессознательное установкой, т. е. закрытой со всех сторон темной кладовой, куда время от времени получает доступ сознание (и только сознание), с тем, чтобы оставить на хранение или изъять какое-нибудь из своих содержаний. Специалисты школы академика Узнадзе предложили мировой научной общественности “общую теорию сознания и бессознательного психического, одновременно функционирующую как общая теория фундаментальных отношений личности, при сохранении идеи ведущей роли сознания”. Хрестоматийная ошибка клиента, считающего Эго доминирующим (или единственным) фактором своей психической деятельности и, в результате, безраздельно порабощаемого бессознательным – возводится в ранг ошибки психолога.

С 30-х годов ХХ в. глубинная психология настолько вышла за пределы, начертанные классическим психоанализом, что используемые исследователями и практиками термины представляли собой, по меткому выражению Лакана, омонимы введенных некогда Фрейдом. Выдающиеся концепции структуры психики связаны с именами Ж. Лакана, А. Адлера, К. Г. Юнга.

В аналитической психологии К. Г. Юнга разработано наиболее глубокое и всеобъемлющее описание структуры и деятельности психики. Безграничный и, несмотря на свою данность, рационально непознаваемый психический мир обозначен термином Самость. Эго – часть Самости, ограниченная соматическим фактором, опирающаяся на поле сознательных представлений.

Бессознательное разделено на два слоя – личное и коллективное. Личное бессознательное содержит вытесненные воспоминания и тягостные переживания, латентные перцепции, фрагменты, формирующиеся, но еще не созревшие для сознания. Коллективное бессознательное — хранилище архетипов — априорных форм психики — глубинный источник как сознательных представлений, так и смыслопорождающей способности сознания.

Архетип – глубинная структура бытия, трансцендентная по отношению ко всякой эмпирической реальности, проявляется в сознании в качестве паттерна символических форм, а в психической деятельности – как автономный комплекс: частичная душа, овладевающая психикой индивида; фактор, порождающий проекции и скрывающийся за ними; интуитивно постигаемая идея, вырастающая в стороне от мышления. Важнейшие архетипы – тень, анима, анимус, самость (последняя, как изначальное психическое образование, также является архетипом).

На низших, ранних стадиях интрапсихического развития личности архетип формирует проекцию – перенос неосознаваемых паттернов восприятия и отношений на объекты внешнего мира. На высших стадиях сознание и бессознательное соединяются трансцендентной функцией, порождающей и поддерживающей их единство, и архетип выступает в роли проводника, ведущего индивидуума по тропе самопознания и освоения глубин психической реальности.

К. Г. Юнг выявил и доказал соответствие символов, воплощающих парадоксальную сущность ряда содержаний бессознательного, мифологическим представлениям и понятиям, лежащим в основе мистических, гностических и алхимических учений. Эти содержания порождены и наполнены нуминозными, зачаровывающими энергиями. Описывая структуру самости — сущностной природы человека — и процесс психической интеграции, Юнг пишет: «Христос репрезентует архетип самости», и затем, цитируя Ипполита: «познание Бога есть совершенная целостность».

В середине ХХ в. провозглашенному Джемсом “значительному и важному шагу вперед” суждено было стать начальной точкой новых направлений психологии (трансперсональной психологии), философии (новая научная парадигма), культуры (New Age). Неожиданная актуальность исследований Джемса, без упоминания которых не обошелся, пожалуй, ни один текст трансперсональной психологии — в выявленной возможности опыта взаимодействия и самоидентификации индивидуума с содержаниями глубинных регионов психики в измененных состояниях сознания (ИСС). Эта возможность и по сей день является основанием мощнейшего инструментария исследования психики и индивидуационной терапии. Трансперсональная психология рассматривает ИСС как внутренние путешествия – перефокусировку психического центра личности из Эго в близлежащие или отдаленные области психической реальности, а переживания путешественников, полученные в результате этого опыта как информацию о содержаниях соответствующей области психики. Обобщение обширного опыта переживаний ИСС – спектр сознания К. Уилбера. Линии спектра – не только уровни организации психики, но и измерения внутреннего пространства, ибо, подобно измерениям многомерного пространства, присутствуют в каждой его точке одномоментно. К. Уилбер различает пять линий спектра: mind (Брахман, Абсолют, Unus Mundus), трансперсональную (глубинные слои коллективного бессознательного и трансперсональное поле), экзистенциальную, эго и тень.

Восстановление целостности – проблемы и решения

К.Г.Юнг — в работе “Проблемы души современного человека” пишет: “У меня есть друг, американский индеец, вождь племени Пуэбло. Во время конфиденциального разговора он сказал мне ‘Мы не понимаем белых. Они всегда хотят чего-то, всегда беспокоятся, что-то высматривают. У них такие острые носы, такие тонкие, жесткие губы. Мы думаем, что все они сумасшедшие’”.

Несомненно, речь идет не о тяжкой задумчивости или суетливом характере, но о постоянном, практически не знающем разрядки внутреннем напряжении, порожденном отступлением человека от природы, и не от природы вообще, а от сущностной природы человека. Отступление от сущностной природы – формула базального конфликта, первопричины, по отношению к которой все прочие внутренние конфликты – локальные, по определению К. Хорни – являются лишь следствиями.

Сам термин “базальный конфликт” не употреблялся К. Юнгом, а был введен Карен Хорни. Однако ученица Фрейда, рассматривая некоторые виды невротических нарушений психической целостности, назвала базальным конфликтом наличие в душе противоположных стремлений, одно из которых бессознательно – то есть, по сути дела, локальный конфликт, развиваемый на уровне предсознания в социальном контексте. Для рассмотрения и даже определения базального конфликта в той или иной философской или метатеоретической парадигме необходимо уяснить сущностную природу человека. Для психолога, придерживающегося трансцендентной концепции оснований психики базальный конфликт – отрыв Я (частичного комплекса, которым, по выражению Юнга “значительно больше забыто, чем оно знает”) от глубинных корней сознания – тотального архетипа самости.

В аналитической психологии базальное нарушение психической целостности репрезентует грехопадение Адама. Психологическое истолкование и онтологическое значение этого акта — предоставление индивидуальному сознанию автономии. Человек получил самоидентификацию, эго и присущие сознанию возможности: познавать, символизировать и моделировать окружающую действительность, рефлексировать, работать с информацией, свободно и ответственно действовать — но отнюдь не гарантии того, что верно распорядится этими возможностями.

Просто и непосредственно утраченное “первобытное непосредственное единство, представляемое первым Адамом и разрушенное в грехопадении – пишет Владимир Соловьев — не может уже быть просто восстановлено. Новое единство должно быть достигнутым, оно должно быть результатом подвига — самоотвержения божеского и человеческого”. Должно, но может ли, и, если может, то каким образом? Восточные психопрактики, тысячелетиями успешно решающие задачу индивидуации, более того, созданные для решения этой задачи, настаивают на том, что в театре достижения целостности разум играет роль злого гения.

Просветленный герой притчи Дж. Сэленджера — Тэдди увещает: разум — лишь препятствует познанию и самопознанию. Отказ от рационального мировосприятия – непременное условие достижения психической целостности. “Разум не способен к познанию, он может лишь улавливать проблески или получать указания Абсолюта” — подтверждает Ауробиндо.

Запад искоса поглядывает на Восток, в сторону психотехник, неуместных и неприменимых в собственном ментальном контексте, и только к концу ХХ в. перестает разрабатывать их “варварские имитации” (эпитет Юнга, относящийся к теософии, антропософии и им подобным учениям). Как суть, так и отдельные аспекты того или иного метода традиционных восточных практик зачастую остаются неверно понятыми западными последователями из-за многозначности и метафоричности восточной терминологии или неприятия философско-религиозных концепций, аксиологии и жизненного уклада, лежащих в основе той или иной духовной традиции. Невзирая на успехи Востока (или, лучше всего, отвернувшись от них), Западу приходится искать, разрабатывать, возобновлять и осваивать собственные индивидуационные психотехнологии.

Очевидной – и, до недавнего времени, общепринятой на Западе была духовно-душевная практика религиозного самосовершенствования.

Однако, уже к началу ХХ в. не контекстуальные социуму и эпохе аксессуары веры, изначальный смысл которых забыт, не служат восстановлению целостности, а взгромождаются на место непосредственного опыта, отчуждаются как сознанием, так и бессознательным — с последующей констатацией смерти богов.

Место практики духовной постепенно заполняется разного рода психологическими и психотерапевтическими.

Психоаналитики, прикомандированные практически к каждой европейской и американской семье, работали с теневой зоной и вытесненными переживаниями. Из рассмотрения исключались содержания глубинных областей бессознательного, связанные с высшими функциями сознания и человеческим компонентом психики индивида (архетипы самости, анимы, анимуса, нуминозные содержания). Даже лик Юнга, сияющий на знамени того или иного мастера или профессионального сообщества, зачастую оказывается не в силах осветить, а тем более, проторить путь к глубинам бессознательного. Философия и методологические принципы большинства школ современного психоанализа предполагают участие аналитика исключительно на начальной – несомненно, самой тяжелой и болезненной — стадии процесса психической интеграции. Однако, не только оставаясь незаконченным, но, не имея перспектив приближения к завершающему, расставляющему все компоненты психической реальности по их местам, этапу, этот процесс приобретает возвратно-поступательный характер. По словам одного из
практикующих аналитиков, анализ – не терапия, а вид гомеостаза, в котором клиент – одна из составных частей устойчивой системы, другой необходимой составляющей которой является аналитик. Иными словами, «аналитик – друг человека» (имеется в виду – человека с деньгами и проблемами).

В основе гештальттерапии – представления  Ф. Перлза о человеке как целостной личности и о пробуждении от хронического самогипноза как главной задаче терапевтического вмешательства. Успешное решение этой задачи ведет, по неоспоримому мнению «великого эсаленского старца», к настоящей, полнокровной жизни — в противовес бытию «движущегося трупа». Тем не менее, методы решения этой задачи предусматривали лишь наложение швов на места наиболее зияющих разрывов. Перед гештальттерапевтами не ставилась задача расширения и углубления сознания пациентов, без решения которой не может идти речи о подлинном единстве психики.

Основа методов телесно-ориентированной терапии — достижение «грациозных» (метафора Хаксли) состояний душевно-телесной гармонии и, в дальнейшем, психосоматическая интеграция. Главное условие успешности этого процесса — осознание и последующее уничтожение панциря характера — совокупности «характерных черт».

«Характерная черта» (термин В. Райха) — постоянная, непроизвольная защита, направленная на подавление глубинных содержаний бессознательного. Защита служит ограничению как свободного проявления чувств, так и свободного выражения эмоций в индивидууме; на первых порах обороняет его от аффектов, неконтролируемого напряжения и перевозбуждения, а затем становится психофизической и эмоциональной смирительной рубашкой. Совокупность паттернов хронических мускульных зажимов — мышечный панцирь — по В. Райху, функционально тождественен «панцирю характера». Распускание мышечного панциря освобождает психоэмоциональную энергию и приводит к рассасыванию панциря характера; человек, таким образом, обретает свободу, непринужденность, душевную гармонию.

В дальнейшем тело может быть использовано как инструмент направленных изменений психофизиологического статуса организма и состояний сознания. Эти изменения, при надлежащем навыке и мастерстве владения соответствующими психосоматическими технологиями (динамическая релаксация, пластическая медитация и т. п.) продуктивному взаимодействию сознания и бессознательного и продвижению к целостности.

Одно из самых интенсивных и эффективных средств самопознания и психотерапии, направленной на восстановление целостности человека – ИСС, полученные с помощью холотропного дыхания и других дыхательных психотехник. Эти состояния – беспрецедентный способ познания фигур и процессов бессознательного, расширения сознания и картины реальности, проникновения в глубинные области психики, критического пересмотра жизненных стереотипов и мировосприятия. ИСС дают возможность получить доступ к скрытой в глубинных регионах коллективной психики или вытесненной информации об истинных причинах переживаний человека, источниках его счастья и успеха, проблем, бед и неурядиц.

Расшифровка этой информации, как и последующая трансформация, реорганизация, выстраивание обновленной личности, изменения которой начинаются уже в ходе применения дыхательных или телесно-ориентированных психотехник, предполагают интеграцию, осознание полученных — зачастую невероятных, ослепительно ярких — переживаний. Иным словом, необходима процедура анализа, ведущая к пониманию структуры и ассимиляции фигур глубинной психики, невнятные контуры которых всплывают в высказываниях участников сессий и групповых дискуссиях. Эта процедура крайне затруднена невозможностью осмыслить ощущения, вербализировать опыт, полученный в сессиях дыхательной или телесно-ориентированной психотерапии. Преодолеть затруднения можно, используя фрагменты и символы духовных практик, философских, метафизических и мистических учений, но для успешного хода процесса индивидуации краткого шеринга после сессий, как, впрочем, и самих сессий, оказывается недостаточно.

Среди психотехнологий, направленных на интеграцию личности, все более известной и популярной становится арт-терапия. Трансцендентная функция – основа творческого процесса; специалист, использующий этот процесс с терапевтической целью, включается во взаимодействие сознания и бессознательного, то есть, работает как аналитик, с существенной поправкой — образы вместо слов – не только на язык опосредствования, но и на легкость перемещения первых между сознательным и бессознательным царствами психики. Даже в том случае, когда упомянутые царства ведут ожесточенную войну, с возведением укреплений и минированием подкопов, образы любого жанра искусства принимаются каждой из противоборствующих сторон как свои, в полной мере наделяются доверием и психической энергии.

Однако, как предупреждал К. Г. Юнг, легкое, созерцательное, «художническое» взаимодействие с бессознательным, в котором личность участвует на правах наблюдателя, фиксирующего результат наблюдения (нечто вроде «представления роли») – не трансцендентная функция, а ее суррогат, приводящий порой к стагнации интрапсихического развития. Эффективность арт-терапевтических технологий может быть значительно снижена недостаточной интенсивностью переживаний, обеспечивающих процесс исцеляющего творчества необходимой для терапевтического воздействия психической энергией, которая сама выбирает направления своих потоков и объекты фокусировок.

Арт-терапевтическая сессия должна быть не только «непосредственным переживанием в момент исполнения», но мистериальным, вдохновенным, напоминающим камлание актом, предопределяющим глубинную мотивацию включения личности в трансцендентный диалог. Если арт-терапевт, рассчитывающий в этом акте на взаимодействие с духами, выныривающими из бездны бессознательного, силен, опытен, мудр и чист, его намерение либо принесет ожидаемый результат, либо полученный результат превысит все, даже самые дерзкие, ожидания.

Арт-терапия: метатеория и методология

Сходство арт-терапии с анализом ставит вопрос о и последствиях приверженности терапевта той или иной аналитической (пост-аналитической) школе для предпринимаемой им попытки интеграции клиента.

Восстановление психической целостности в психосинтезе Роберто Ассаджиоли — перестройка личности вокруг выявляемого психотерапевтом «истинного Я» — существующего за или над сознательным «я» центра, из которого «я» возвращается в сознание.

Альфред Адлер считал практическую психологию родом искусства. Каждое психотерапевтическое отношение – произведение, правила создания которого сформулировать невозможно. Методы и техники, конечно, могут разрабатываться и применяться, но гарантирует успех только талант терапевта.

Подобной точки зрения придерживались Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Психотерапия — ни что иное, как система взаимодействий («добрых взаимоотношений») между клиентом и психотерапевтом, личность которого играет в этой системе ключевую роль.

Жак Лакан считал процедуру анализа реконструкцией Я клиента в форме Я аналитика.

Следует без лукавства признать, что любые психотерапевтические отношения лучше всего описываются именно этой формулой, и потому зачастую напоминают картину Брейгеля о слепом поводыре слепых.

Основной, но отнюдь не всегда лежащий в основании деятельности терапевта, принцип: для того, чтобы быть ведущим — по тропам и лабиринтам бессознательного — терапевт должен быть видящим эти тропы и лабиринты сквозь собственную прозрачность, чистоту, интегрированность, не оставляющую никакого шанса разрывам, трещинам, ряби и мути. Для передачи холистического миропонимания – знания особого рода (не совокупности сведений, а системы осознанных переживаний, опыта и глубинной интуиции) — нужно, как минимум, этим знанием обладать. Для восстановления целостности клиента терапевту самому необходимо быть целостным.

В аналитической психологии Юнга базовые законы и принципы, структурирующие целостность человека и мира совпадают; индивидуация завершается установлением единства и гармоночного взаимодействия между Самостью и Эго с сохранением автономии последнего. «Центральной точкой», «началом координат», «главенствующей истиной», формирующей и поддерживающей это единство является единое основание психической и физической реальности — Unus Mundus. Таким образом, целостность личности в терапии (арт-терапии), опирающейся на юнгианские концепции, выстраивается как единство с миром и самим собой.

Опыт Юнга, Лакана, их последователей и специалистов любой аналитической и постаналитической школы гласит: знание особого рода опосредствуется исключительно в символах. Каждый обладающий или желающий обладать этим знанием вырабатывает или получает в готовом виде персональный метафорический, мифологический язык, слова-символы которого не обозначают, а указывают на соответствующие фигуры или процессы бессознательного.

Передача знания осуществляется в системе опосредствования клиента – в пространстве и на языке его персонального мифа. Опытный аналитик в считанные секунды выучивает этот язык, но иногда на уровне разговорника.

В отличие от аналитика, арт-терапевту нет нужды быть полиглотом. Язык образов един. Не понимать тот или иной образ, значит – не чувствовать, не видеть того, на что он указывает, не быть захваченным его энергией и магией – то есть, не иметь доступа в собственные – коллективные — глубины психики, а, следовательно – не сметь работать с клиентом.

Интегративное сопровождение – реконструкция, сборка — осуществляется не только на языке и в системе – но и из материала клиента.

Ход индивидуации можно считать успешным, если клиент (зритель, читатель, слушатель) после участия в терапевтической сессии или тренинге, посещения перформанса, спектакля, концерта или выставки заявляет: «Я узнал о себе нечто новое». Это новое и есть очередная часть индивидуума, присоединенная отныне к его формирующейся целостности.

В другом – и весьма распространенном – случае, приоткрываемая часть отторгается потаенными внутрипсихическими механизмами, провоцирующими к «бегству от самого себя», превращающими личность в ее суррогат. Эти автономные паттерны психики выполняют функцию защиты выбора эволюции или инволюции личности – выбора, благодаря которому человек при всей кажущейся детерминированности поведения и восприятия мира всегда остается свободным.

Уничтожить эти механизмы, являющиеся неотъемлемой и необходимой частью психики, или каким бы то ни было образом отменить их действие, невозможно. Более того, даже попытка заявить об их «ликвидации» разворачивает стяжателя духовного совершенства в сторону самонадеянной деградации личности.

Паттерны психической защиты можно только преодолевать, по-ницшеански «перепрыгивая через себя», приобретая более глубокое и всеобъемлющее знание реальности – физической, психической, субъективной.

Преодоление защиты и жизненных стереотипов – катарсис, прорыв к новому, истинному самоосуществлению — ключевой момент как психотерапии, так и искусства. Катартическое действо – драма даже не для театра Станиславского с взмывающим из глубин бессознательного переживанием в момент исполнения, а для театра Арто, из которого зритель – а артист и подавно – «не должен уйти невредимым». Этот театр по силе преобразующего воздействия дает фору даже дыхательным психотехникам. Именно этот театр и должен осуществляться в пространстве психодрамы и метафорической игры, холста, бумаги, красок, глины и других арт-технических инструментов.

Разворачивающийся в этом театре спектакль не только расчищает, реорганизует и интегрирует внутреннее – глубинное – пространство его участников, но открывает путь «духовному электричеству» — психической энергии творчества и самопознания.

Метафора «духовное электричество» используется Джулией Кэмерон в книге, посвященной развитию креативности. За шесть десятилетий до написания этой книги Станиславский сравнивал электричество с силами психической природы человека, которые мудростью и умением «инженеров духа» познаются и направляются во благо их источнику, обладателю и потребителю.

Включение духовного электричества — удар молнии, оживляющий Франкенштейна: вспышка сверхновой души — субъекта мирового творческого процесса. Открывающая себя, возрождаемая к творческой жизни, эта душа закрыть себя уже не захочет и не позволит, и постарается отныне и впредь оставаться в живых и стремиться к тому, чтобы потоки духовного электричества не иссякали. Стремление жить лишает ее неподвижности. Стагнация невозможна – и отныне немыслима. Предстоит путь непрестанного познания и преобразования себя и мира.

На одном из поворотов этого пути энергия возрождения превращается в энергию созидания, творчество во имя восстановления души становится творчеством восстановленной души. На смену инженеру духа приходит наставник –мастер творческого дела – отныне дела жизни (искусства, науки, обучения, производства).

Исцеляющий творчеством препоручает путника заботам того, кто учит творить исцеляющее – с тем, чтобы впоследствии увидеть в некогда ведомом творящего исцеление.

Геннадий Михайлович Бревде — психолог-консультант, специалист по квантовой физике, кандидат философских наук, официальный преподаватель Профессиональной психотерапевтической лиги, трансперсональный психотерапевт единого реестра Европейской трансперсональной ассоциации, проректор Международного института интегративной психологии. Публикации >>

Целостность эго — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Целостность эго[1][2] (также «Эго-идентичность»[3], лат. ego — «я сам») — такая совокупность представлений о себе, которая позволяет чувствовать свою уникальность,[4] характеристика, которая по Эриксону помогает бороться с отчаянием в старости (он называл эту борьбу, дающую шанс обрести мудрость — «целостность эго против отчаяния», ego integrity vs. despair),[2] по нему развитие идентичности происходит ступенчато, через кризисы идентичности[5] и на восьмом (последнем) этапе психосоциального развития, когда человек, осознавая прожитую жизнь (занимаясь «обзором жизни»[6]) испытывает либо удовлетворение достигнутым, либо отчаяние и боль за допущенные ошибки, в условиях невозможности их уже исправить. Целостность эго (эго-идентичность) по Козлову — это чувство-ощущение тождественности личности самой себе (непрерывности своего Я) на разных этапах жизни.[7] Эго-идентичность является фактором формирования личностной зрелости.[8] По Н. Лейтесу, это понятие включает в себя[9]:

  • чувство собственного существования;
  • чувство своей «отдельности» от окружающих;
  • чувство качества, то есть понимание специфики предметов и явлений окружающего мира, людей и отношений между ними;
  • чувство отличия от других, которое связано с ощущением собственной индивидуальности;
  • чувство постоянства, которое подразумевает ощущение себя человеком во временной перспективе;
  • чувство целостности, связанное с комплексом ощущений себя как единого целого;
  • чувство связности, которое касается внутренних элементов того, что воспринимается как определенная психологическая целостность;
  • влияние представлений о себе на чувство самости;
  • стремление одновременно к постоянству и изменчивости.

А. С. Зубаирова-Валеева: Восстановление утерянного ощущения целостности эго (описываемое автором как «полнота бытия», «ядро-совокупность», «инстинкт жизни», «инстинкт возрождения») возможно также в рамках религиозных практик. Зубаирова-Валеева опирается в этом на то, что архетипы могут выступить в роли побудителя этого чувства[10].

«Только в том, кто некоторым образом заботится о делах и людях и адаптировался к победам и поражениям, неизбежным на пути человека – продолжателя рода или производителя материальных и духовных ценностей, только в нем может постепенно вызревать плод всех этих семи стадий. Я не знаю лучшего слова для обозначения такого плода, чем целостность эго (ego integrity). He располагая ясным определением, я укажу несколько составляющих этого душевного состояния. Это – накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу. Это – постнарциссическая любовь человеческого эго – не себя(!) – как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него заплачено. Это – принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и что, по необходимости, не допускало никаких замен; а это, в свою очередь, подразумевает новую, отличную от прежней любовь к своим родителям.»

Гейл Шихи назвал эту стадию развития «второй взрослой жизнью … эпоха целостности (65-85+)». У Ловингера названа как «Интегрированная стадия».

В своей структурной теории Зигмунд Фрейд описал эго как посредника между ид и супер-эго, обеспечивающим связь и баланс с внешним миром. Задача эго сбаласировать личность между примитивными побуждениями, моралью и реальностью, найдя компромисс для ид и суперэго. Фрейдисты рассматривали эго как формирующееся из отдельных «ядер»: «Конечное эго формируется путем синтетической интеграции этих ядер, и в определенных состояниях регрессии эго становится очевидным расщепление эго на его исходные ядра».

Лакан развивал эту линию, указывая на возникновение симптомов психологических нарушений при распаде этого единства.

У Цицерона это старость приобретает смысл в достижении полного самообладания, что является идеалом стоического восприятия мира философом.

  1. ↑ Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие — Ольга Стрижицкая — Google Книги (неопр.). books.google.co.il. Дата обращения 25 июня 2019.
  2. 1 2 Теория развития: Секреты формирования личности — Уильям Крэйн — Google Книги (неопр.). books.google.co.il. Дата обращения 25 июня 2019. Психология- BEST, Издатель ОЛМА Медиа Групп, 2002, ISBN 5938780500, ISBN 9785938780507; глава Эриксон и восемь стадий жизни стр. 378/509
  3. ↑ Теории личности. 3-е изд. — Хьелл Л — Google Книги (неопр.). books.google.co.il. Дата обращения 25 июня 2019.
  4. Алма Кациевна Мукашева, М. К. Мукашева. Англо-русский лексический справочник по переводу психологических текстов (рус.). — Владимирский гос. педагог. университет, 2003. — С. 93. — 303 с. — ISBN 5878463245,ISBN 9785878463249.
  5. 1 2 Эрик Х. Эриксон. Детство и общество. — СПб., 2000. — С. 260. — 416 с.
  6. ↑ Butler, R. (1963) The Life Review: An Interpretation of Reminiscence in the Aged. Psychiatry, 26, 65-76.
  7. ↑ Эго-идентичность — Психологос (рус.). www.psychologos.ru. Дата обращения 22 июля 2019.
  8. ↑ Солдатова Елена Леонидовна, Шляпникова Ирина Андреевна Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. № 27 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ego-identichnost-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-formirovaniya-lichnostnoy-zrelosti (дата обращения: 24.06.2019).
  9. ↑ Эго-идентичность и самоопределение: анализ понятий. (неопр.). B17.ru — Сайт психологов. Дата обращения 22 июля 2019.
  10. ↑ Религиозная практика как система врачевания (нейрофизиологические аспекты) — Медицинская антропология и биоэтика (рус.). Дата обращения 22 июля 2019.
  • Эрик Х. Эриксон, Детство и общество.
  • Зигмунд Фрейд, О метапсихологии.
  • Гейл Шихи, Новые Пассажи .
  • Джейн Ловингер, Ego Development .
  • Зигмунд Фрейд, О психопатологии.
  • Жак Лакан, Ecrits.

Психолог Сергей Ключников — Как обрести целостность?

Вопрос «как обрести целостность?» -один из центральных вопросов для внутренней работы человека.

Хаос, царящий во внешней и внутренней жизни человека, пугающе велик и многолик.

Каждое мгновение внутри нас проходит огромное количество процессов, движений и реакций. Иногда они синхронизируются друг с другом, но чаще спорят и конфликтуют.

Поток мыслей, поток чувств, поток ощущений непрерывно бомбардирует человеческое сознание, превращая его в пространство хаоса.

Будда утверждал, что способен одновременно видеть и осознавать десять тысяч мыслей, которые проносятся в уме.

Конечно, под мыслью здесь понимается любой динамический элемент психики, включая телесные ощущения или оттенки быстро меняющихся настроений.

Логика хаоса, оккупирующего сознание, поддаётся пониманию с большим трудом. На первый взгляд на периферии сознания нет ничего, кроме множественности.

Однако, если всмотреться в игру ментальной пены, кружащейся на поверхности сознания, то можно увидеть, как в нескольких местах периодически возникают водовороты и завихрения.

Обычно их бывает несколько, и сам факт их существования свидетельствует, что множественность сознания существует только на одном внешнем уровне.

На других,  более глубоких уровнях можно увидеть как множественность и хаос постепенно кристаллизуются в некие тонкие структуры или волны, которые можно назвать мелкими личностями (субличностями), живущими внутри человека.

Как правило, они живут внутри человека, в той или иной степени конфликтуя друг с другом.

Подобная психологическая многоголосица создаёт вибрационную какофонию, поглощает жизненную силу и заглушает тончайший зуммер безмолвия, непрерывно звучащий внутри человека.

Потому обретение целостности становится жизненно необходимым фактором.

Религии и духовно-эзотерические учения негативно относятся к любым видам психологической множественности, квалифицируя конфликтующие между собой субличности как демонов и бесов, имя которым «легион».

Они символизируют собой центробежные силы души, устремлённые отделиться от мистического центра души.

Настоящий духовный подвижник или воин обязан вести с ними битву не на жизнь, а на смерть. Или он должен победить эти тенденции и личности и привести их к единству, или они разорвут его на части.

Дело решает сила его духовного центра, который словно магнит способен обуздать устремление субличностей к дальнейшему отрыву от центра и привести все силы и свойства психики и души к единому основанию.

Бог в своих проявлениях — носитель высочайшего разнообразия творений, существ и качеств, но в своей глубинной основе Он — это, прежде всего, Высшее Единство.

Обретение Бога-это обретение целостности. Безмолвие эзотерические учения считают одним из наиболее чётких символов единства, проявляющегося в виде звука, который подчиняет своей вибрации весь психический состав человека.

Почему безмолвие гасит все внутренние конфликты, растворяет проблемы и психологические блоки?

Потому что его энергия подчиняет себе другие энергии человека, нередко направленные против единого духовного центра.

Каждая человеческая субличность состоит из тонкой материи, в каких-то деталях и характеристиках отличающейся от материи другой субличности.

В результате тонкие психические ткани души или его «одежды», оказывается, состоят из очень пёстрых материй, напоминающих мозаику.

Подобная психоэнергетическая «мозаичность» человеческой ауры отражает его беспокойно-хаотическое состояние души и проявляется в виде тонкого дисгармоничного фона, сопровождающего человека во всех его действиях и душевных движениях.

Чем спокойнее состояние духа и собраннее воля, тем однороднее и ровнее аура, а значит и тонкая материя, из которой соткана душа.

Для того чтобы быстрее достичь безмолвия, необходимо не только избавиться от мелкого ментально-эмоционального хаоса, наполняющего непросветлённое и нетренированное сознание, но и овладеть разнонаправленными желаниями, собрав их энергию воедино.

Серьезный искатель истины всегда думает о том, как обрести целостность?

Эзотерические учения говорят о том, что на духовном пути ученик постепенно избавляется от самых разных желаний, оставляя лишь одно — желание просветления.

Усиленное энергией других побеждённых желаний оно помогает человеку проявлять упорную активность в медитациях и работе над собой и тем самым приближает заветную цель.

Когда желание достичь просветления вбирает в себя энергию всех остальных желаний и становится всепоглощающим, истинный мастер медитации должен отпустить и его.

Именно тогда сознание человека превращается в прекрасный сосуд, готовый принять в себя благоухающий нектар безмолвия.

Главная характеристика этого сосуда — целостность. До тех пор, пока он был раздробленным и неоднородным, безмолвие ни при каких обстоятельствах не могло бы состояться: Высшие Силы не позволили бы впустую тратить драгоценную энергию.

Ведь субстанция безмолвия — это однородная субстанция, олицетворяющая собой единство.

Как обрести целостность, при которой разрушительный конфликт между частями человека устраняется?

Когда встречаются однородная и неоднородная субстанции, должен победить сильнейший. Безмолвие возможно, когда человек сумел провести внутреннюю работу, обрести целостность и единство, устранив при этом пробои и деформации в собственной энергетической структуре.

Говоря языком даосизма, форма и пустота должны встретиться друг с другом и слиться воедино.

Точнее говоря, они едины изначально, но разделены в сознании непросветлённого и множественного человека.

Просветление и есть победа над множественностью и восприятие формы и пустоты как единого начала, неотделимого от сознания.

Полное безмолвие предполагает слияние сознания, формы и пустоты, делающее человека единым.

Даже если вы не собираетесь заниматься безмолвной медитацией очень глубоко, хотя бы частичное преодоление множественности и обретение единства умножит ваши силы и согреет душу ощущением гармонии.

Единство повысит ваше мастерство в действиях и сделает вас значительно совершеннее в области общения.

Изучите голоса субличностей

Спросите себя, как обрести целостность?

Закройте глаза и вслушайтесь в голоса, звучащие в вашем сознании. Может быть, вы услышите какой-то один голос, может быть два или даже несколько голосов.

Они могут говорить с разной степенью громкости, с различной интонацией и эмоциональной окраской.

Голоса могут спорить друг с другом или же существовать как бы автономно, не вступая друг с другом в какие-либо отношения.

Продолжите изучение голосов и по выходе из медитации в потоке жизни.

Внимательно наблюдайте, в каких ситуациях чаще всего возникает один голос, а в каких другой.

Изучите эти голоса так, чтобы при их появлении вы сразу же могли чувствовать энергетику и комплекс характерных ощущений, связанных именно с ними.

Попробуйте представить ту черту, желание, мотив, психологическое качество и субличность, которая стоит за данным голосом и порождает его.

Осознайте, в каких они находятся отношениях между собой и как они влияют на вас, куда зовут и подталкивают. Запомните энергию, мотив и желание, которые стоят за каждым голосом.

 

Примирите внутренние голоса и желания

Составьте список основных голосов и субличностей, стоящих за ними. Выявите основные противоречия между ними.

Осознайте, какой компромисс между ними в наибольшей степени нужен вам и соответствует вашим интересам. Примите сторону тех голосов, которые вам кажутся самыми лучшими и положительными.

Пристально пронаблюдайте за остальными голосами и мысленно отделитесь от них, постепенно погашая их.

Затем отключите звук у самого положительного голоса, оставив лишь чистую энергию, стоящую за ним.

Направьте эту энергию в глубину сознания, в область духа и попытайтесь соединить его с голосом безмолвия.

Пусть голос безмолвия станет тем духовно-энергетическим полем, которое очистит сознание от ненужных голосов и соединит их в единое целое.

Добейтесь ощущения полной однородности и внутреннего единства своей личности.

 

 

Целостность психики. Формирование личной харизмы [Интегральный навык]

Целостность психики

В начале книги мы уже немного говорили о желаниях и о том, какие из них являются нашими собственными, а какие – навязанными нам извне. Теперь пришло время поговорить об этом более подробно.

Отвечая на вопрос о желании, мы обнаруживаем, что у нас очень много различных желаний, среди который есть как частные, бытовые, так и глобальные, кажущиеся нам заоблачными. Важно понимать, что как те, так и другие желания равно могут быть ложными или истинными. Истинные желания – это те, которые появились у нас под логичным воздействием обстоятельств нашей жизни. Это желания, так сказать, выношенные, выстраданные. Ложные желания, наоборот, никогда не бывают рождены нашим сознанием. Они всегда навязаны нам извне, причем список тех факторов, которые могут их нам навязывать, достаточно большой.

Сюда относятся и желания, внедренные нам воспитанием, то есть сформированные всей культурой общества, в котором мы родились и были воспитаны. Например, еще в девятнадцатом веке правильно воспитанный еврей обязательно хотел вернуться в Израиль и жить там. В то же время живущему рядом, на соседней улице, христианину такое и в голову не могло прийти. Или, например, человек, воспитанный в американском обществе, обязательно хочет открыть свое дело, в то время как у китайца такое желание появиться не может.

Не менее сильны и те желания, которые заложены в нас нашими родителями и родительскими программами. Этот вопрос относится к области психиатрии, поэтому здесь мы не будем подробно его обсуждать. Стоит лишь сказать, что это, возможно, одно из самых сильных влияний на нашу личность и зачастую одно из самых разрушительных.

Другой тип ложных желаний – это желания, навязанные нам социумом, окружением. Таковы, например, желания, сформированные рекламой или, скажем, информационными программами. Часто бывает, к примеру, что человек насмотрится по телевизору, на улице и в журналах рекламы какого-нибудь чайника, и через какое-то время у него появляется жгучее желание этот чайник купить. И вот человек бежит в магазин, покупает его и вроде бы чувствует себя довольным. А через некоторое время он забрасывает этот чайник в дальний угол и забывает про него. Что это значит? Это значит, что человек реализовал не свое желание, а чужое – желание того, кто этот чайник продавал, умело навязанное с помощью соответствующих технологий и методик, которые сейчас открыто изучаются в соответствующих вузах. Вы сами можете пойти в книжный магазин, купить учебник по маркетингу или пиару и узнать все об этих технологиях.

Поэтому вам очень важно прежде всего самим не поддаваться посторонним влияниям. Ведь вы собираетесь самостоятельно взаимодействовать с миром, изменяя его по своей программе, – так как же вы сможете это сделать, если будете транслировать не свою, а чью-то чужую волю?

А потому тщательно проанализируйте свои желания и свою программу. Отбросьте те элементы, которые привнесены в нее извне и не соответствуют вашей личности. Цели, которые вы перед собой ставите, должны соответствовать вашим истинным желаниям. Ниже помещены несколько упражнений, которые помогут вам отделить ложные желания от истинных.

Только тогда, когда вы проанализируете себя и свои желания, имеет смысл приступать к реализации тех или иных планов, иначе может оказаться, что масса усилий потрачена зря. Но зато когда вы будете уверены в том, что поставленная цель – действительно ваша, вы должны будете действовать как можно более активно и использовать при этом все навыки, которые вы уже освоили на занятиях в Школе навыков ДЭИР или читая наши пособия. Тут-то вам и понадобятся умения, связанные с комплексом внешних факторов, как умение сформировать свой неповторимый образ, умение работать голосом, руками и глазами. Особую ценность будут представлять для вас умения, касающиеся вашей энергоинформационной сущности: пользование эфирным телом и ощущение полей. Задействованные в комплексе, все эти факторы будут работать на вашу цель. И тогда вы сами удивитесь, насколько просто окажется ее достичь.

Но сначала – как же проверить нужность какой-либо цели – лично для нас? Для этого нужно от чего-то оттолкнуться. От чего-то личного, принадлежащего только нам и благотворного для нас лично.

Блок 12. Эталонное состояние и цели

Упражнение. Формирование эталонного состояния и проверка целей на истинность. Прежде всего для создания эталонного состояния надо понять, что ваше состояние в каждый момент времени почти полностью определяется сигналами, поступающими к вам через органы чувств. А эталонное состояние – это такое состояние, в котором от всех органов чувств поступают только приятные и гармоничные сигналы. В этом состоянии вам нравится все: физическая поза, в которой вы находитесь, зрительный образ, который воспринимают ваши глаза, звуки, которые вы слышите, запах, который обоняете, и вкус, который ощущаете. Для создания эталонного состояния нужно вспомнить все эти ощущения в комплексе. Хотя, в принципе, вкус и запах вместе в данном случае могут даже оказаться лишними, и вам достаточно будет ограничиться каким-то одним из этих двух параметров.

Но и это еще не все: в полном эталонном состоянии все эти эталонные чувства должны быть дополнены еще и эталонным намерением. То есть вы должны войти в такое состояние, когда, испытывая все эти приятные чувства, вы еще и собираетесь сделать что-либо приятное.

Если вы как следует покопаетесь в своей памяти, то обязательно вспомните какой-то момент, когда были именно в таком состоянии. В тот момент это было для вас настолько просто и естественно, что вы, может быть, даже и не обратили на это внимания и давно об этом забыли. Но теперь пришла пора заняться воспоминаниями. Может быть, это было в вашем детстве, может быть, в юности, а может, и в более зрелом возрасте, но хотя бы один раз такое было обязательно. В любом случае это был период вашей жизни, когда вы были здоровы, чувствовали себя счастливым и независимым человеком и верили в себя, в свои силы. Этот период мог быть очень коротким, но он был у всех, в том числе и у вас.

Вспомнили? А теперь вспомните только один момент из того периода – но только чтобы это был очень приятный для вас момент. Вспомните его без тоски, сожалений и ностальгии, потому что этот момент не ушел бесследно, и мы сейчас как раз будем делать все для того, чтобы его вернуть и сделать ваши забытые приятные ощущения вашим нормальным состоянием.

Очень важно, чтобы вы вспоминали эти моменты не теоретически и отстраненно. Нет, вам нужно снова погрузиться в то состояние, нужно как можно лучше вспомнить все свои ощущения. Вспомнить и запахи, и звуки, и картину перед глазами, а также постараться восстановить в своем теле то ощущение легкости, свободы, покоя и расслабленности. Тогда в вашем воспоминании будет полный комплект нужных ощущений: и поза, и зрительный образ, и запах, и намерение. А самое главное – нужно сосредоточиться на своем энергетическом состоянии в тот момент. Ведь если тогда вы ощущали счастье, благополучие, покой и свободу и к тому же были при этом здоровы, это говорит как раз о том, что с вашей энергетикой в тот момент все было в порядке.

Вызвав в себе это воспоминание хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться в его вызове, что доведете прием вхождения в него до автоматизма. Может быть, вам будет достаточно вспомнить какую-то одну деталь, например запах, чтобы вся картинка немедленно встала перед глазами и в воображении мгновенно всплыло все нужное состояние в комплексе. Наверняка с вами нечто подобное уже бывало: вот вы случайно уловили в толпе запах знакомых духов, и сразу память выдала вам целый кусок вашей жизни, когда вы пользовались этими духами, или эпизод, когда вы ощущали этот запах. Вы услышали давно забытую песенку, и сразу заработали ассоциации: вы мгновенно вспомнили, где слышали эту мелодию раньше, какие люди были рядом с вами в тот момент и с каким событием это было связано.

Вот так же по одному признаку вы можете научиться вызывать в себе свое эталонное состояние. Теперь оно всегда будет с вами, готовое явиться по первому зову. Оно «записано» в вашем воображении навсегда. Вызвав испытанное вами когда-то гармоничное и приятное состояние, ощутите его кожей, мышцами, порами, фибрами души, мозгом – одним словом, всем организмом. Впустите это состояние в себя. Это и есть эталон, норма. Теперь вы без труда сможете отличить норму от патологии. Сравнивая свое состояние с эталоном, вы всегда, в любой момент, сможете зарегистрировать воздействие и выправить свое состояние, что позволит вам сохранить свою удачу и здоровье. Научившись в каждый момент соотносить свое состояние с эталоном, доведя этот процесс до автоматизма, вы поставите на свое сознание прочную защиту от мутаций сознания – незаметного искажения картины мира под влиянием внешних факторов.

Вы сможете моментально вернуться к своему эталонному состоянию и выяснить, является ваше состояние в данный момент патологией или нормой. Сможете понять, действительно ли решения, которые вы, кажется, готовы принять, исходят из вашей личности и ваших обстоятельств, а не являются элементами чьей-то чужой программы. Соответственно то же самое будет происходить и с целями, которые вы себе ставите. Вернувшись в эталонное состояние, вы всегда увидите, действительно ли ваша цель истинна, или же она навязана вам извне, потому что в эталонном состоянии все ложные цели теряют свою силу.

Проверить цель на соответствие вам лично очень просто – по конфликту с эталонным состоянием.

Упражнение. Выявление истинного желания при помощи эталонного состояния (Система навыков ДЭИР, ступень 2, Шаг 1)

Эталонное состояние – это такое состояние, в котором вам нравится абсолютно все: вы отлично себя чувствуете физически, вам легко и радостно, вас окружают прекрасные пейзажи или любимые люди, вокруг только приятные запахи и звуки, и в довершение всего вы собираетесь сделать что-то очень приятное, следуя своему истинному желанию.

Ничто не беспокоит, не тревожит, не гнетет, никакой тяжести на сердце и в душе. Вспомнив это состояние на уровне ощущений, вы можете в любой момент воспроизвести его во всей полноте.

Итак, вы входите в эталонное состояние и из него пытаетесь проанализировать свою нынешнюю жизненную ситуацию. Допустим, вам нужно поступить на конкретную работу. Проверьте, не вступает ли это желание в диссонанс с вашим эталонным состоянием. Если не вступает, если данная перспектива вас только радует, а не приводит в уныние – значит, желание истинно. Если же при одной мысли об этом появляется какая-то тяжесть и тревога на душе, значит, отложите выполнение этого желания, на данном этапе вашей жизни вам достаточно и тех денег, которые у вас есть, надо просто осознать это и научиться пока довольствоваться малым. Ведь в данном случае, если вы будете упорствовать в своем желании заработать, эти деньги, скорее всего, не пойдут вам впрок и от такого зарабатывания будет больше вреда, чем пользы.

Если же желание заработать оказалось истинным, анализируем обстоятельства дальше. Допустим, вам предлагают место в одной фирме, и вы уже склонны согласиться. Посмотрите на это предложение из эталонного состояния. Вам действительно хочется выполнять эту работу? Вам это будет приятно? Эта работа не нарушит вашего эталонного состояния? Или вы заранее знаете, что там вам будет плохо, но идете на жертвы только ради денег? В таком случае это не ваш вариант. (Вспомните, как часто, будучи в отпуске, лежа на пляже – в эталонном состоянии или почти в оном, – вы с отвращением вдруг вспоминали, что скоро на работу. Значит, не надо вам на такую службу возвращаться, если она из эталонного состояния кажется отвратительной, нормальная работа все-таки еще и интересна.) Посмотрите по сторонам получше – и вы наверняка обнаружите, что существуют другие, более приятные способы зарабатывания денег. Нужно выбрать такой способ добывания материальных благ, который вам по душе! Нужно выбрать тот способ, который сейчас вам дается легче всего. Вот и весь секрет. Все очень просто! А если ваше желание заработать истинно, такой способ обязательно найдется.

Конечно, вот так просто взять и рассмотреть всю свою жизнь – это задача достаточно сложная. Более того, здесь можно впасть в распространенную ошибку и начать выявлять не реально достижимые цели, а просто комфортность своих амбиций.

Амбиции-то имеют право оказаться истинными, но вот подступа к ним нет. А если вы поставите на такую амбицию программу, то время для достижения останется неизвестным и ваша психика будет себя тратить попусту, направляя движение к недостижимой цели. Поэтому возьмите за правило: работать только с целями, которые имеют подходы, доступные вам с вашей настоящей позиции.

А еще лучше проверять через эталонное состояние уже сформированное интегральное ощущение, о котором мы с вами поговорим позднее. Регистрируйте нарушения эталонного состояния точно так же, как мы проверяли через эталонное состояние свой энергоинформационный статус. Запоминайте любое нарушение – искажение картины, появление посторонних чувств, потерю эталонного состояния. Запоминайте, на каких элементах цели произошло нарушение.

Может наблюдаться довольно интересный эффект, когда цель начинает меняться при просмотре ее через эталонное состояние.

Но – и это еще одна сложность – часто бывает, что одновременно очень трудно удержать в голове и эталонное состояние, и комплексную цель.

И вот для преодоления этого, оказывается, очень удобно перевести эту цель целиком на язык, понятный подсознанию, то есть создать интегральное ощущение цели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психология Целостности — это… Что такое Психология Целостности?


Психология Целостности
Психология целостности (Ganzheitspsychologie) (от греч. psyche — душа + logos — учение) — психологическое направление, автор — Ф. Крюгер — . Основана на критике первой Лейпцигской школы — за атомизм. Исследуя эмоции, Крюгер обнаружил такое их качество, как целостность. Сначала есть целостность, из которой в дальнейшем — за счет структурирования — выделяется часть. Это позволило возводить эмоции к их первооснове, заложенной уже в наследственности. Синоним — вторая Лейпцигская школа.

Психологический словарь. 2000.

  • Психология Труда
  • Психометрика

Смотреть что такое «Психология Целостности» в других словарях:

  • психология целостности (ganzheitspsychologie) — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Автор. Ф.Крюгер. Категория. Психологическое направление. Специфика. Основана на критике первой Лейпцигской школы за атомизм. Исследуя эмоции, Крюгер обнаружил такое их качество, как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • психология гуманистическая — одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология акта — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Психологическая концепция Ф.Брентано. Специфика. Была заявлена в 1874 г. в его труде Психология с эмпирической точки зрения . Исходит из приоритетности предметности сознания.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная… …   Философская энциклопедия

  • психология самости —         ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ одно из направлений психоаналитической психологии и терапии, выдвинутое американским психоаналитиком X. Кохутом и ориентированное на исследование проблем нарциссизма и лечение нарциссических расстройств личности,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Психология с эмпирической точки зрения —         «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • психология целостная — ряд направлений в психологии, методология коих ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания. К психологии целостной относятся школа Лейпцигская, гештальт психология, школа К. Левина, и др. Словарь практического психолога …   Большая психологическая энциклопедия


Целостность личности — это… Что такое Целостность личности?


Целостность личности
— чаще всего представляется в единстве 3 составляющих: духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В психол. науке оформились наиболее четко 2 подхода к пониманию Ц. л. — как гармонии личности и как равновесия. Понятие «гармонической личности» раскрывается в единстве обозначенных составляющих. К. Г. Юнг рассматривает процесс поиска душевной гармонии, суть к-рого в достижении (восстановлении) психич. целостности (индивидуация, интеграция сознания, самопознание, интрапсихич. развитие). В социогуманитарной парадигме данный подход также реализовывается в категории «всесторонне развитая личность». Одним из первых Ц. л. стал рассматривать З. Фрейд, к-рый ввел в науч. оборот след. целостности: Супер-Эго и бессознательное, а также комплексы, паттерны повторения, сны. Ф. Лерш раскрывает собственное видение личности именно с позиций целостности: с одн. стор., Ц. л. раскрывается в отношениях индивида с миром, в «горизонтальном» коммуникативном переплетении личности с социумом, а с др. стор. — в «вертикальном» измерении оформляется единство, к-рое существует внутри личности и имеет сложную иерархическую структуру. Во мн. филос. исследованиях Ц. л. связывается с неповторимостью и уникальностью. Г. М. Васильев, В. М. Келасьев данное явление рассматривают как созданное из Универсума в результате самовыделения, — это естеств. и понятные нашему восприятию, сознанию объекты, к-рые воспринимаются и понимаются как единые и существующие в собственном бытии. Т. е. целостность существует в Универсуме, впитывает из него потенциальные возможности материи, с одн. стор., а с др. стор., сама целостность является результатом саморазвития и самореализации Универсума. Осознание собственной целостности у личности осуществляется благодаря принятию опыта сообщества и культурных традиций общества в целом. Индивид пытается отыскать себя в безграничной сфере самоотношений исходя из личностного отношения к миру, взаимодействия с другими. Благодаря самореализации создает свою модель самоопределения и т. о., приближается к осознанию и отображению собственной целостности. Е. В. Селезнева выделяет след. психол. особенности Ц. л.: 1) развитое самосознание, преодолевающее внутр. и внеш. противоречия на основе общечеловеческих ценностей; 2) духовность как качество, к-рое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия — в поступки; 3) социальная зрелость, т. е. способность принимать самост. решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами; 4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, осн. элементами к-рого выступают патриотические и интернацион. чувства в их гармоническом единстве; 5) совесть как внутр. диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутр. голос и глубже понимать возможности собственного Я; 6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития). Лит.: Васильев Г. Н., Келасьев В. Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб., 2003; Селезнева Е. В. Самоопределение как условие самоосуществления // Мир психологии, 2007. № 2; Lersch Ph. Zum Personverstдndnis in der Psychologie // Der Mensch als Schnittpunkt: Fragen der Psychologie und Antropologie der Gegenwart. Mьnchen: C. H. Beck, 1966. Е. В. Гейко

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • ХОХЛОВ Сергей Иванович
  • Ценности личности в общении

Смотреть что такое «Целостность личности» в других словарях:

  • ЦЕЛОСТНОСТЬ —         обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутр. структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка). Понятие «Ц.» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их… …   Философская энциклопедия

  • Целостность — принцип полноты, внутреннего единства, непротиворечивости составляющих какой либо системы. Целостность – это качество системы, процесса, предмета. что выражается в их способности иметь структуру, быть устойчивыми и самостоятельно существовать,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Раздвоение личности (множественная личность) —  – явление, при котором целостность личности индивида становится раздробленной, возникает две (или более) относительно независимые подличности, теряется ощущение целостности основы личности (патологическое явление). Ср.: Бобров бесцельно бродил… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в… …   Социология: Энциклопедия

  • Диссоциативное расстройство личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда)  один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… …   Википедия

  • Множественость личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда)  один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… …   Википедия

  • Раздвоение личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда)  один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… …   Википедия

  • Расстройство множественной личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда)  один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… …   Википедия

  • Расщепление личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда)  один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… …   Википедия

  • ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ (тождество личности) — житейский (в западной культуре) и научный термин, означающий: 1) тождество я (сознания, разума), сознавание личностью единства своего сознания в разное время и в раз ных местах; 2) сохранение постоянного или продолжающегося единства деятельности… …   Современный философский словарь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *