Психологическая аутопсия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2019; проверки требует 1 правка.Психологическая аутопсия (лат. opsis — разглядывание, видение) — процедура, заключающаяся в посмертном создании психологического профиля человека (установление иерархической структуры его личностных качеств) при проведении психолого-психиатрической экспертизы, чаще всего с целью установления факта совершения самоубийства[1].
Процедура психологической аутопсии включает в себя два основных элемента:
- Обширные интервью членов семьи и других близких людей погибшего. Интервью могут проводиться как при личной встрече, так и по телефону. Оптимальный промежуток проведения интервью: 3-12 месяцев после смерти предполагаемого суицидента (во избежание излишней травматичности интервью для переживающих горе утраты близких). Полученная информация позволяет реконструировать повседневную жизнь погибшего, его отношения с людьми, привычки и другие особенности поведения.
- Сбор всех возможных медицинских, психиатрических и других релевантных данных о погибшем (включая личные дневники, письма и предсмертные записки при наличии).
Далее проводится анализ профиля с клинико-психологической позиции и/или других психологических подходов[2], на основании которого строится окончательная оценка факторов, которые привели к смерти человека.
В судебной психиатрии — ретроспективное изучение психического состояния человека на определённый период времени при проведении судебно-психиатрической экспертизы с целью установления наличия или отсутствия психического отклонения, влиявшего на совершенное преступление.
Первые исследования самодеструктивного и суицидального поведения посредством сбора информации о суицидентах появились ещё в начале ХХ века в Париже и Нью-Йорке[3], однако первое современное исследование психологической аутопсии было проведено Эли Робинсом и его коллегами в Университете Вашингтона, США в 1956-57 годах.[4] Исследование заключалось в сборе и тщательном анализе информации о 134 самоубийствах на протяжении года. Примерно в это же время Роберт Литман, Норман Фарбероу и Эдвин Шнейдман
Чаще всего психологическая аутопсия[8] проводится при неясных обстоятельствах смерти человека, а также при наличии других факторов, на которые может повлиять характер смерти человека (особенности завещания и другие правовые аспекты). Целями проведения психологической аутопсии является не только предотвращение дальнейших попыток суицида среди населения, но и, в большей степени, выявление особенностей смерти человека, а также установление наличия у погибшего факторов суицидального риска. К примеру, Э. Шнейдман предложил 15 основных пунктов для проведения полноценной психологической аутопсии:
- Общая информация о погибшем: возраст, семейное положение, профессия, религия и т. д.
- Детали смерти
- Краткое описание жизни погибшего (включая предыдущие попытки суицида)
- История смертей семьи погибшего (в том числе семейные суициды, психические расстройства родственников и т. д.)
- Описание личности и уклада жизни погибшего
- Типичный паттерн реакции человека на стресс, эмоциональные потрясения и сложные жизненные ситуации
- Непосредственно предшествующие смерти стрессоры, психологические проблемы и жизненные трудности
- Роль алкоголя и наркотиков в жизни погибшего и их причастность к смерти
- Сущность и основные особенности межличностных отношений погибшего
- Изменения привычек и других повседневных занятий погибшего (в том числе хобби, аппетит, сексуальное поведение и др.)
- Информация о последних успехах погибшего (жизненные подъёмы, планы на будущее и др.)
- Оценка намерения
- Индекс летальности (введённый Шнейдманом количественный показатель вероятности совершения самоубийства человеком)
- Реакция близких людей на смерть человека
- Комментарии и другие специфические пометки относительно конкретного случая
Несмотря на однозначную полезность проведения психологической аутопсии для различных целей, стоит принимать во внимание, что термин «психологическая аутопсия» не стандартизирован и не операционализирован полностью.
- ↑ Maris, Berman, Silverman Ronald, Alan, Mortan. Comprehensive Textbook of Suicidology. — 72 Spring Street, New York, NY 10012: The Guilford Press, 2000. — P. 3.
- ↑ Hawton, K., Appleby, L., Platt, S., Foster, T., Cooper, J., Malmberg, A., & Simkin, S. (1998). The psychological autopsy approach to studying suicide: a review of methodological issues. J Affect Disord, 50(2-3), 269—276.
- ↑ Clark, D. C., & Horton-Deutsch, S. L. (1992). Assessment in absentia: The value of the psychological autopsy method for studying antecedents of suicide and predicting future suicides.
- ↑ Robins, E., Gassner, S., Kayes, J., Wilkinson Jr, R. H., & Murphy, G. E. (1959). The communication of suicidal intent: a study of 134 consecutive cases of successful (completed) suicide. American Journal of Psychiatry, 115(8), 724—733.
- ↑ Knoll J.L., Hazelwood R.R. (2009). Psychological Autopsy. In: Wiley Encyclopedia of Forensic Science. doi: 10.1002/9780470061589.fsa302
- ↑ Litman R.E., Curphey T., Shneidman E.S, Farberow N.L. & Tabachnick N.D. Investigations of Equivocal Suicides. Farberow, N. L., & Tabachnick, N. D. doi: 10.1001/jama.1963.03700250060008
- ↑ Shneidman, E. S. (1980).Voices of Death. HarperCollins; 1st edition, 209 p. ISBN 978-0060140236
- ↑ Houston, K., Hawton, K., & Shepperd, R. (2001). Suicide in young people aged 15-24: a psychological autopsy study. Journal of affective disorders, 63(1), 159—170.
- ↑ Brent, D. A., Perper, J. A., Moritz, G., Baugher, M., Roth, C., Balach, L., & Schweers, J. (1993). Stressful life events, psychopathology, and adolescent suicide: A case control study. Suicide and Life-Threatening Behavior, 23(3), 179—187.
- Antoon A. Leenaars (2004). Psychotherapy with Suicidal People: A Person-centred Approach. John Wiley & Sons, 480 p.ISBN 978-0470863435
- Antoon Leenaars (2017). The Psychological Autopsy: A Roadmap for Uncovering the Barren Bones of the Suicide’s Mind. Taylor & Francis, 378 p. ISBN 978-1351969482
- Guy Donald Niswander, Thomas M. Casey, John A. Humphrey (1973). A Panorama of Suicide: A Casebook of Psychological Autopsies. C.C. Thomas, 149 p. ISBN 978-0398028756
- Shneidman, E. S. (1980). Voices of Death. HarperCollins; 1st edition, 209 p. ISBN 978-0060140236
- Shneidman, E. S. (1993). Suicide As Psychache: A Clinical Approach To Self-Destructive Behavior. Northvale, NJ/London: Jason Aronson, Inc., 258 p. ISBN 978-0876681510
- Shneidman, E. S.(1998). The Suicidal Mind. Oxford University Press, 187 p. ISBN 978-0195118018
- Shneidman, E. S.(2004). Autopsy of a Suicidal Mind.Oxford University Press, 208 p. ISBN 978-0195346718
Психологическая смерть | Oceanius.ru
Неудачник, лузер, аутсайдер, белая ворона, человек с потухшими глазами – это психологическая смерть.
Данное явление, характеризующееся полной утратой внутренних ценностей и ресурсов для адекватного отражения окружающей реальности, может происходить как на фоне травли аутсайдера обществом, так и в результате потери индивидом смысла жизни.
Когда человек перестает понимать себя, ставить перед собой цели, утрачивает способность мечтать, радоваться жизни, сострадать ближнему – в этих случаях также можно говорить о психологической смерти.
Аутсайдеры первобытной эпохи
Современным белым воронам повезло: в древние времена отщепенцев изгоняли из общества, что вело к неизбежной и скорой смерти в условиях враждебного окружающего мира.
Выключение из социальной жизни для первобытного человека означало и быструю физическую смерть. На что еще человек мог рассчитывать, нарушив законы общества?
Ослушался старейшин, не уследил за огнем, провалил обряд инициации – после подобных проступков положение человека в социуме осложнялось, и, если он не исправлялся в будущем, его ждало изгнание из общества. Изгнание индивида из общества первобытных времен – это путь к верной смерти.
Презрение со стороны общества заставляет человека испытывать глубокие страдания. Кто есть человек вне общества? Одинокий, наедине с жестокой, молчаливой природой, лишенный человеческого общения…
Моббинг – травля на работе
В современном обществе травля на работе, иногда обозначаемая взятым из английского языка словом “моббинг” – распространенная причина психологических проблем. Травля на работе может привести и к суициду.
Поучительной является история компании “Франс Телеком”, в которой за два года (2008-2009 гг.) было зафиксировано 35 случаев самоубийств. Причиной столь массовых суицидов была политики руководства компании по оптимизации штата сотрудников.
Феномен психологического давления со стороны рабочего коллектива свойственен для любой страны. Например, проведенное в США в 2003 году исследование выявило следующие черты такого явления, как травля на рабочем месте: жертвами моббинга чаще выступают женщины; мужчины испытывают психологическое давление чаще всего со стороны коллег-мужчин, а женщины – со стороны женщин-коллег; большинство случаев травли происходит со стороны коллег, занимающих более высокое положение в организации.
Травят по разным причинам: сильный слабого, чтобы укрепить авторитет; травля по причине зависти, когда коллега по работе в чем-либо превосходит инициатора травли; травля как способ изгнать сотрудника из коллектива.
В сети гуляет забавное правило трёх “Б”, приписываемое советскому писателю, автору текстов гимна СССР и России Сергею Михалкову: – Хочешь избежать травли? – Будь бедным, больным и бездарным.
Психологическая смерть Экхарта Толле
Но психологическая смерть может означать не только смерть личности, но и её возрождение из нравственной тьмы.
Духовный учитель Экхарт Толле, лекции которого о человеческом сознании собирают полные залы внимательных слушателей, прославился книгой “Сила момента Сейчас”. В 1977 году, когда ему было 29 лет, Толле находился в состоянии тяжелой депрессии. Терзаясь сильнейшей нравственной болью, он подумывал о суициде. Однажды наступил момент, когда Экхарт Толле сказал самому себе: “Я больше не могу жить сам с собой”.
Вместо того, чтобы наложить на себя руки, Толле поразился содержанием этой фразы. Кто этот “я” и почему он не может жить с самим собой? Это “я” вдруг явилось как некое ментальное образование, имеющее мало общего с глубинной сущностью Толле.
В ту ночь Экхарт Толле пережил психологическую смерть. Рассыпались в прах ментальные структуры, державшие его ум в заточении. Он как будто заново родился. Глубокое умиротворение, счастье наполнило истерзанный длительной депрессией разум Экхарта Толле.
Разве это не чудо? Минуту назад человек пребывал в величайшей тоске и унынии, в уме не наблюдалось ни одного проблеска надежды на обретение радости. И вдруг черную тоску прорезал луч света, рассеявший тяжелые мысли. Как будто солнце вышло из-за туч, и полумрак уступил место ясному дню.
Рецепт счастья Экхарта Толле прост – и в то же время труден для большинства людей. Он призывает не зацикливаться на своем “я”, рамки которого мешают осознанности. Необходимо принимать реальность такой, какая она есть, осознавать каждый миг, не защищаться от потерь ценой счастья. Укоренившийся в человеке страх грядущей утраты (утрата близкого человека, потеря работы и т.п.) лишает человека способности видеть в жизни радость.
Женское мнение о явлении психологической смерти
Психологическая смерть – это происходящие внутри человека поэтапные, но порой быстрые и даже внезапные перемены, по итогам которых его жизнерадостность и устойчивость стрессовым факторам и фрустрациям снижается. Человек, который переживает этапы такой психологической смерти, сомневается в ценности жизни и думает о том, есть ли смысл жить дальше.
Скука, уныние часто сопровождают явление психологической смерти. Уходит ощущение свободы, желание познавать мир.
Психологической смерти может сопутствовать безразличие, при этом оно имеет хронический характер. Равнодушие наполняет всю жизнь человека: ему сказали – он сделал, позвонили – снял трубку, задали вопрос – дал ответ, а потом, вероятно, он и то перестанет делать. Такое поведение свидетельствует о деградации индивидуума.
Пословица «больно – значит живой» для главных признаков психологической смерти очень подходит. Дело в том, что боль – это главный признак жизни. Поэтому часто, пережив боль, не справляясь с ней, люди стараются избегать всего того, что с ней связано: эмоций, взаимоотношений, эмоциональных контактов, а также людей в принципе. Человек старается закрыться от всего мира, от своих эмоций и чувств, даже от полного осознания себя. Человек даже не представляет, как заботиться о себе, что можно предпринять, чтобы начать ощущать истинную радость жизни. Вместо настоящих чувств люди начинают осуществлять контроль и пытаться манипулировать друг другом, демонстрируя так называемую «силу».
Важно и то, что носители настоящей психологической смерти очень часто распространяют свое внутреннее состояние в близкой среде, браня и обесценивая всех людей рядом с ними, которые по-прежнему живы, создают и изменяются.
Заключение
Явление психологической смерти многогранное и противоречивое. Под этим понятием может скрываться и внутренний конфликт личности, и разборки на работе, и неприятие индивидом общественных норм.
С одной стороны, “психологическая смерть” может закончится для человека печальным образом: отдалением от социума, проблемами на работе, физической смертью. С другой, как в случае с Экхартом Толле, это явление может означать трансформацию личности, возникновение принципиально нового взгляда на мир и смерть прежних ограничений, ментальных установок.
§ 2. Стадии психической смерти человека
§ 2. Стадии психической смерти человека
Если осознание неизбежности смерти вызывает глубокую фрустрацию даже у молодых и полных жизненных сил людей, то что же говорить о старых больных людях. Напомню, что под
Экзистенциальная фрустрация у безнадежно больных людей особенно глубока тогда, когда врач, как авторитет, сообщает им о безнадежности их состояния.
Исследуя проблемы смерти человека, Элизабет Кюблер-Росс в ходе организованных ею семинаров и бесед с больными накопила обширный материал о тех переживаниях, которые протекают в психике больного начиная с того момента, когда он каким-либо образом узнает о своем состоянии. Обобщив свой материал, Э. Кюблер-Росс обнаружила, что до наступления смерти больные проходят через пять стадий психологических изменений и работы защитных механизмов:
• стадия отрицания реальности и изоляции;
• стадия возмущения (агрессии):
• стадия ведения переговоров и заключения соглашений;
• стадия депрессии;
• стадия принятия смерти (примирения с мыслью о неизбежности смерти).
Кратко опишем эти стадии психологической смерти терминально больных людей[19].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Околосмертные переживания — Википедия
Околосме́ртные пережива́ния (околосмертный опыт, англ. near-death experiences, NDE) — общее название различных субъективных переживаний человека, которые могут возникать в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек выжил[1]. Эти переживания могут включать в себя такие элементы, как ощущение выхода из физического тела, эйфорию, мистические видения, чувство исчезновения эго и выхода за пределы пространства и времени[2]. Эти переживания были описаны ещё в древних религиозных текстах[3].
Подобно другим изменённым состояниям сознания, околосмертные переживания могут быть вызваны воздействием психоактивных веществ — экзогенных или эндогенных (вырабатывающихся в организме человека, например, диметилтриптамин[4]).
Сторонники существования паранормальных явлений и отдельные исследователи утверждают, что такие переживания являются свидетельствами существования жизни после смерти[5][6][7][8][9]. Более точное объяснение дает медицина.
В последние годы феномен активно изучается научными методами. В научном сообществе случаи околосмертных переживаний расцениваются как галлюцинации[10][11][12] или нейропсихологический феномен, связанный с работой мозга в условиях недостатка кислорода и глюкозы вследствие остановки сердца и прекращения кровотока.
Первым исследователем, обратившим внимание на околосмертные переживания и собравшим большой статистический материал, был американский психолог и психиатр Реймонд Моуди. Моуди представил его широкой публике в 1975 году[13] в книге «Жизнь после жизни», ставшей бестселлером. В 1978 году была основана Международная ассоциация исследования околосмертных переживаний (IANDS)[14]. В 1998 году доктор медицины Джеффри Лонг основал Фонд исследований околосмертных переживаний (NDERF)[15]. Согласно опросу, проводимому институтом Гэллапа, приблизительно восемь миллионов американцев утверждали, что имели подобный опыт чувственных переживаний[16]. Околосмертные переживания относятся к явлениям, которое изучают такие академические дисциплины, как психология, психиатрия[17] и медицина[18].
В большинстве случаев околосмертные переживания описаны в терминах любых верований, которые имел человек. Те, кто не имел конкретных верований, обычно видят знакомые вещи[19][20][21]. Феноменология околосмертных переживаний обычно включает физиологические, психологические и необычные аспекты[16]. Выявлены следующие наиболее типичные ощущения:
- Первое сенсорное впечатление — очень неприятный звук (шум).
- Понимание того, что умер (осознанная смерть).
- Приятные эмоции — спокойствие и умиротворение.
- У слепых и глухих появляется возможность видеть и слышать всё окружающее их[22][23].
- Ощущение выхода из тела, парения над собственным телом и наблюдение окружающих, возможность слышать и путешествовать по пространству, но невозможность повлиять на что-то.
- Ощущение деформации пространства и времени.
- Чувство перемещения вверх через яркий туннель света или узкий проход.
- Встреча с умершими родственниками или духовными лицами.
- Встреча с существом из света (часто интерпретируемым как божество).
- Рассмотрение эпизодов прошедшей жизни.
- Достижение границы или преграды.
- Нежелание «возвращения» в тело.
Некоторые люди также испытывали беспокойство или страх перед прекращением их жизни в её текущем состоянии.
В некоторых случаях отмечается переживание присутствия света, который частью религиозных людей интерпретируется как божество[24] или духовное присутствие. Некоторые религиозные люди считают околосмертным переживанием не поддающийся объяснению духовный опыт перехода в загробную жизнь. В ряде случаев околосмертных переживаний возникают ощущения наблюдения событий, происходящие в других местах или в другое время.
Согласно Rasch Scale, «основное» ощущение — это мир, радость и гармония, сопровождаемая способностью проникновения в суть мистических или религиозных событий[25]. Однако наряду с позитивными переживаниями некоторые из переживших состояние комы описали устрашающие и даже адские картины огня и присутствия других людей в состоянии страдания.
В своём обзоре литературы британский психолог Сьюзан Блэкмор отметила, что «адские» околосмертные переживания редки (около 15 %). Она отмечает, что если предположить истинность этих переживаний, то самоубийцы должны бы наблюдать именно «адские» переживания, но этого не происходит. Правда, «райские» переживания снижают вероятность повторной попытки самоубийства. В том же обзоре она упоминает случай, когда у 72-летнего ракового больного, который пережил клиническую смерть вследствие передозировки наркотических анальгетиков, приятные околосмертные переживания сменились крайне неприятными. Одним из возможных объяснений она называет то, что больному вводили антагонист морфина — налоксон[26].
Российский психолог О. В. Гордеева показала зависимость переживаний от типа культуры, к которой принадлежит человек[27].
Согласно современным научным данным из области нейронауки, все когнитивные функции человека (зрение, память, мышление и так далее) функционируют на базе нейроструктур головного мозга. Следовательно, в случае смерти мозга сознание тоже перестает функционировать[28][29][30].
Клинические обстоятельства, которые приводят к околосмертным переживаниям, включают условия, такие как остановка сердца, большая потеря крови или анафилактический шок, смерть от электрического тока, кома, внутримозговое кровоизлияние или мозговой инфаркт, попытка самоубийства, утопление или асфиксия, остановка дыхания или серьёзная депрессия. Много случаев околосмертных переживаний происходят после того, как пациент может услышать, что его объявляют мёртвым, или когда у человека есть субъективное впечатление, что он находится в фатальной ситуации (например во время несчастного случая). В отличие от общепринятого убеждения, попытки самоубийства не приводят к неприятным переживаниям околосмертного опыта по сравнению с непреднамеренными смертельными ситуациями[31].
Медицинская точка зрения[править | править код]
В состоянии терминального периода наблюдается патологическое реагирование рецепторов в ответ на нарушение снабжения кислородом тканей головного мозга. В слуховых рецепторах возникают субъективные ощущения, похожие на шум, звон, свист, жужжание, в зрительных — вспышки яркого света. В числе факторов, которые могут вызвать подобные эффекты, называют гипоксию, гиперкапнию, действие эндорфинов и серотонина, эффект воздействия кетамина; патологическую активность коры височной доли или лимбической системы[32].
Личные переживания психиатра Л. М. Литвака[править | править код]
Психиатр Л. Литвак считает, что околосмертные переживания не связаны с чем-либо сверхъестественным. Лев Литвак указывает на определённые закономерности этих переживаний. Первая стадия ТСС (терминальное состояние сознания) — бессознательное состояние. Автор указывает на отличительную реальность от нашей повседневной. Там нет ощущения времени. «Я» слито здесь с «не-Я», субъект не выделен из объективной действительности. Затем «Я» отделяется от «не-Я», сновидность оказывается тесно связанной с нарушениями и извращениями антигравитационных установок и вестибулярными нарушениями.
Вторая стадия ТСС схожа с витальной депрессией. Это проявляется в пассивности, закрепощении в теле. Оно пронизано тоской, тревогой. Нахождение в закрытом, тесном и душном пространстве (пространство на расстоянии вытянутой руки), и тяжесть своего тела. В данном случае «Я» вместе с окружающим погружено в состояние, границы которого стёрты. Это доставляет трудности в описании чувств и ощущений.
Третья стадия ТСС, депрессия, постепенно уходит, пространство расширяется, появляются различные фрагментарные образы, похожие на краткие сновидения. Конец переживаний сопровождается чувством эйфории[33][34].
Исследования Джимо Борджигины[править | править код]
Американские ученые выдвинули теорию, что причиной ярких видений людей, переживших состояние клинической смерти, может быть всплеск электрической активности в головном мозге [35][36][37][38]. В результате исследования, проведённого на крысах, было выяснено, что незадолго до смерти у животных фиксируется высокий уровень мозговых волн. Исследователи полагают, что по данным опытов можно говорить об активизации человеческого мозга перед смертью.
Медики из Университета штата Мичиган подвергли асфиксии (удушению) девять крыс. Состояние животных измерялось специальным прибором — комбинацией электрокардиографа и электроэнцефалографа. В течение первых 30 секунд после остановки сердца у всех крыс наблюдался широко распространённый, преходящий всплеск сильно синхронизированной активности мозга, который имел признаки, связанные с сильно возбуждённым мозгом. Другими словами, повышенный уровень активности мозга, по всей видимости, и приводит к распространённым галлюцинациям, которые описывают люди, пережившие клиническую смерть. Если собрать все полученные данные вместе, полагает Борджигин, то можно предположить, что умирающий человеческий мозг в свои последние секунды проявляет даже большую нейрофизиологическую активность, чем в состоянии самого ясного сознания. Скорее всего, именно поэтому люди испытывают более реалистичную картину в своих околосмертных переживаниях.
Результаты исследования были опубликованы в журнале Национальной академии наук (Proceedings of the National Academy of Sciences)[39][40]. Эту теорию подтвердили Лахмир Чавла и Майкл Г. Сенефф, доказав, что у людей тоже происходит всплеск нейроактивности мозга во время остановки сердца[41][42].
Исследования Пим ван Ломмеля[править | править код]
В 2001 году голландский кардиолог Пим ван Ломмель (англ.)русск. провёл исследование околосмертных переживаний у пациентов, перенёсших остановку сердца. Из 344 пациентов 62 (18 %) сообщили о воспоминаниях об операции, 41 (12 %) сообщили о том, что пережили околосмертные переживания, включая внетелесный опыт. Ван Ломмель утверждал, что некоторые пациенты были способны точно описать обстановку операционной, хотя показания электроэнцефалографии не регистрировали мозговой активности. Пим ван Ломмель посчитал это доказательством возможности существования сознания независимо от мозга, а мозг стал рассматривать как «приёмник» для сознания[43]. Однако этот аргумент был подвергнут критике, поскольку показания электроэнцефалографии не являются надёжным индикатором нейронной активности мозга, так как с её помощью можно регистрировать лишь активность половины коры головного мозга, более глубокие слои для электроэнцефалографии недоступны[44][45]. Помимо этого, книга ван Ломмеля Consciousness Beyond Life: The Science of the Near-Death Experience (2010) получила негативный отзыв анестезиолога Геральда Вурли, который заявил, что книга «полна тенденциозной и неприличной псевдонаучной бессмыслицы»[46].
Проект AWARE[править | править код]
В 2001 году Сэм Парния (англ.)русск. совместно с другими исследователями организовал проект по получению подтверждений реальности внетелесных околосмертных переживаний. Для этого на полках были закреплены специальные символы таким образом, чтобы их можно было видеть лишь сверху. Парния считал, что в случае, если внетелесный опыт является лишь психологическим эффектом, пациенты не должны заметить эти символы, иначе пациенты о них сообщат[47]. Из 63 опрошенных пациентов лишь 2 сообщили о внетелесном опыте и никто не сообщил об установленных в операционных символах[48][49].
В октябре 2014 года в журнале Resuscitation Сэм Парния с коллективом соавторов из ряда клиник сообщили, что, согласно данным интервью одного из пациентов, через 30 секунд после остановки сердца, когда электрическая активность мозга должна была уже отсутствовать, его сознание было активно в течение, вероятно, трёх минут и регистрировало внешнюю информацию. Это по мнению авторов может служить подтверждением сохранения сознания после полного отключения мозга[50][51][52]. В 2017 году портал Live Science также сообщал об исследованиях Сэма Парнии, основанных на анализе многих клинических смертей пациентов из США и Европы, в результате которых был сделан вывод, что даже со смертью тела, которое прекращает демонстрировать признаки жизни, сознание человека может продолжать функционировать. В то же время, Сэм Парния признал, что между остановкой сердца и гибелью мозга может пройти несколько часов[53].
В 2015 году результаты исследований учёных, опровергающие утверждение о полном отключении мозга после остановки сердца, были опубликованы в журнале Национальной академии наук (Proceedings of the National Academy of Sciences)[54]. Более того, мозг начинает работать активнее в предсмертном состоянии. Например дофамин, выброс которого в первые минуты асфиксии увеличился более чем в 12 раз, играет важную роль в возбуждении, внимании, познании и эмоциональных эмоциях. Серотонин, высвобождение которого в затылочной коре в течение первых 2 минут асфиксии увеличилось более чем в 20 раз, выполняет различные центральные функции с помощью серотониновых рецепторов. В свою очередь активация подмножества рецепторов серотонина вызывает у людей зрительные галлюцинации с мистическими чувствами[55].
Исследование Лорен Стюарт[править | править код]
В 2015 году Лорен Стюарт — специалист по музыкальной психологии из Голдсмит-колледжа (Лондон), изучая феномен навязчивых мелодий, пришла к выводу, почему навязчивые мелодии часто всплывают из глубин памяти на границе жизни и смерти (при околосмертном опыте). «Они играют гомеостатическую роль, поддерживая мозг в состоянии равновесия. Они не позволяют вам слишком далеко уйти в бессознательное состояние, сохраняя вас в оптимальной зоне умственной деятельности»[56].
Парапсихологи рассматривают околосмертные переживания как свидетельства возможности жизни после смерти[6][7].
Основная часть исследований предсмертных состояний свидетельствует о том, что большинство людей ничего не помнит из пережитого в результате предсмертного шока, однако довольно высок процент тех, кто утверждает, что может сознательно описать переживания… А вывод его таков: «Мы должны подчеркнуть, что десятилетнее изучение предсмертных состояний так и не привело ни к какому общепринятому объяснению даже среди тех, кто годами тщательно их исследовал… В настоящее время вопрос о том, как можно объяснить подобные переживания — точнее, могут ли они вообще иметь место, — остается окутанным неясностью и спорностью».
— Кеннет Ринг[57]
- ↑ Moody R. Reflections on Life After Life.— New York: Stackpole Books, 1977.— p.113
- ↑ Blanke O., Dieguez S. Leaving Body and Life Behind: Out-of-Body and Near-Death Experience, 2009, p. 309.
- ↑ Гордеева О. В., Прибытков Е. В. Представления об околосмертных переживаниях в древнеиндийской эпической литературе (на материале «Махабхараты»): сопоставление с современным западным опытом // Вопросы философии. — 2014. — № 10. — С. 143—154.
- ↑ Strassman R. J. DMT: The Spirit Molecule (неопр.). Chapter summaries. Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
- ↑ Тайны смерти
- ↑ 1 2 Grossman N. Who’s Afraid of Life After Death? Why NDE Evidence is Ignored // Institute of Noetic Sciences (IONS), 2002 / Grossman, Neil (Indiana University and University of Illinois)
- ↑ 1 2 Fontana D. Does Mind Survive Physical Death? 2003 / Fontana, David (Cardiff University and Liverpool John Moores University)
- ↑ London Telegraph, 10/22/2000 article: Soul-searching doctors find life after death, about Drs. Peter Fenwick Архивная копия от 26 сентября 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка) and Sam Parnia studies of heart attack survivors
- ↑ Near-Death Experiences // «Immortality». Internet Encyclopedia of Philosophy
- ↑ Buzzi G. Correspondence: Near-Death Experiences Архивная копия от 19 июля 2011 на Wayback Machine // Lancet. Vol. 359, Issue 9323 (June 15, 2002): 2116—2117.
- ↑ Britton W. B., Bootzin R. R. Near-Death Experiences and the Temporal Lobe // Psychological Science.— Vol. 15, No. 4 (April 2004): 254—258.
- ↑ Blackmore S. Dying to Live: Near-Death Experiences.— London: Grafton, 1993.
- ↑ Moody R. Life After Life.— Atlanta: Mockingbird Books, 1975
- ↑ IANDS official site (IANDS)
- ↑ Фонд Исследований Околосмертных Переживаний (NDERF)
- ↑ 1 2 Mauro J. Bright lights, big mystery // Psychology Today, July 1992.
- ↑ Greyson B. Near-death experiences in a psychiatric outpatient clinic population (англ.) // Psychiatric Services (англ.)русск. : journal. — 2003. — Vol. 54, no. 12. — P. 1649—51. — doi:10.1176/appi.ps.54.12.1649. — PMID 14645808. Архивировано 16 марта 2011 года.
- ↑ van Lommel P. et al. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier, 2001. — Vol. 358, no. 9298. — P. 2039—45. — doi:10.1016/S0140-6736(01)07100-8. — PMID 11755611. (недоступная ссылка)
- ↑ Near-Death and Out-of-Body Experiences in a Melanesian Society
- ↑ The Natural Death Handbook — Varieties of NDE (недоступная ссылка)
- ↑ Eleven Thai Near-Death Experiences
- ↑ Слепые видят во время клинической смерти (неопр.).
- ↑ Kenneth_Ring (англ.)русск.: «Heading toward Omega. In search of the Meaning of Near-Death Experience», 1984.
- ↑ Wilson K. Dayspring // New Age Journal, (Gainesville, Florida) September 1983, p. 25, retrieved online 1/29/2008 NDE
- ↑ Lange, Greyson & Houran, 2004.
- ↑ Blackmore S.J. Near-death experiences (англ.) // Journal of the Royal Society of Medicine (англ.)русск. : journal. — 1996. — Vol. 89, no. 2. — P. 73—6. — PMID 8683504. (недоступная ссылка)
- ↑ Гордеева О. В. Cпецифика околосмертного опыта у представителей западной и индийской культур: сопоставительный анализ // Вопросы психологии. — 2011. — № 3. — С. 121—131.
- ↑ Gualtiero Piccinini[en], Sonya Bahar. No Mental Life after Brain Death: The Argument from the Neural Localization of Mental Functions. — University of Missouri — St. Louis..
- ↑ Laureys, Steven; Tononi, Giulio. (2009). The Neurology of Consciousness: Cognitive Neuroscience and Neuropathology. Academic Press. p. 20. ISBN 978-0-12-374168-4 «In brain death there is irreversible cessation of all functions of the brain including the brainstem. Consciousness is, therefore, permanently lost in brain death.»
- ↑ Roger N. Rosenberg, MD. Consciousness, Coma, and Brain Death // Journal of the American Medical Association. — 2009. — Вып. 301. — № 11. — doi:10.1001/jama.2009.224.
- ↑ Ring, Kenneth: «Heading toward Omega. In search of the Meaning of Near-Death Experience», 1984.
- ↑ Klemenc-Ketis Z, Kersnik J, Grmec S. The effect of carbon dioxide on near-death experiences in out-of-hospital cardiac arrest survivors: a prospective observational study. Crit Care. 2010;14
- ↑ Лев Литвак. Постижение смерти и природа психоза
- ↑ Околосмертный опыт без паранаучных и эзотерических спекуляций
- ↑ Electrical signatures of consciousness in the dying brain | Michigan Medicine
- ↑ Ученые предложили объяснение предсмертным видениям — BBC News Русская служба
- ↑ Ученые впервые проследили за угасанием сигналов в мозге умирающих крыс — РИА Новости, 13.08.2013
- ↑ Ученые объяснили опыт сознания после смерти: Наука: Наука и техника: Lenta.ru
- ↑ Surge of neurophysiological coherence and connectivity in the dying brain | PNAS
- ↑ Surge of neurophysiological coherence and connectivity in the dying brain | PNAS
- ↑ End-of-life electrical surges | PNAS
- ↑ Surges of electroencephalogram activity at the time of death: a case series. — PubMed — NCBI
- ↑ van Lommel P, van Wees R, Meyers V, Elfferich I. (2001) «Near-Death Experience in Survivors of Cardiac Arrest: A prospective Study in the Netherlands» in The Lancet, December 15; 358(9298):2039-45. PDF version of article.
- ↑ Paolin, A., Manuali, A., Di Paola, F., Boccaletto, F., Caputo, P., Zanata, R., Bardin, G.P. and Simini, G. (1995). Reliability in diagnosis of brain death. Intens Care Med 21: 657—662.
- ↑ Bardy, A. H. (2002). Near-death experiences [letter]. Lancet 359: 2116.
- ↑ Woerlee. Gerald. (2011). «Review of Consciousness Beyond Life by Pim van Lommel». Retrieved 2014-07-12.
- ↑ Parnia, S; Waller, D. G; Yeates, R; Fenwick, P. (2001). A Qualitative and Quantitative Study of the Incidence, Features and Aetiology of Near-Death Experiences in Cardiac Arrest Survivors. Resuscitation 48: 149—156.
- ↑ Keith Augustine. Hallucinatory Near-Death Experiences.
- ↑ Bowman, Lee. Scientists looking closer at what happens when body dies; edge closer to new understanding, WEWS-TV (20 декабря 2013). Архивировано 23 декабря 2013 года. Дата обращения 24 мая 2014.
- ↑ AWARE—AWAreness during REsuscitation—A prospective study — Resuscitation (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 октября 2014. Архивировано 10 июня 2015 года.
- ↑ First hint of ‘life after death’ in biggest ever scientific study — Telegraph
- ↑ Lenta.ru: Наука и техника: Наука: Ученые исследовали работу сознания во время клинической смерти
- ↑ Are ‘Flatliners’ Really Conscious After Death?
- ↑ Asphyxia-activated corticocardiac signaling accelerates onset of cardiac arrest | PNAS
- ↑ Rolland Benjamin, Jardri Renaud, Amad Ali, Thomas Pierre, Cottencin Olivier, Bordet Régis. Pharmacology of Hallucinations: Several Mechanisms for One Single Symptom? (англ.) // BioMed research international. — 2014. — Vol. 2014. — P. 9. — ISSN 2314-6141. — doi:10.1155/2014/307106. — PMID 24991548.
- ↑ Навязчивые мелодии оказались спасительным средством в смертельной опасности (неопр.). Lenta.ru (20 июля 2015).
- ↑ БАЛАНДИН Рудольф Константинович «Жизнь, смерть, бессмертие?…» // «Знак вопроса» 2/92
- Blanke Olaf, Dieguez Sebastian. Leaving Body and Life Behind: Out-of-Body and Near-Death Experience // The Neurology of Consciousness. — 2009. — P. 303—325. — ISBN 978-0-12-374168-4. — doi:10.1016/B978-0-12-374168-4.00023-X.
- Engmann Birk. Near-Death Experiences. — Springer, 2014. — 150 p. — ISBN 978-3-319-03727-1. — doi:10.1007/978-3-319-03728-8.
- Гордеева О. В., Прибытков Е. В. Представления об околосмертных переживаниях в древнеиндийской эпической литературе (на материале “Махабхараты”): сопоставление с современным западным опытом (рус.) // Вопросы философии. — 2014. — Vol. 10. — P. 143–154.
- Гордеева О. В. Cпецифика околосмертного опыта у представителей западной и индийской культур: сопоставительный анализ // Вопросы психологии. — 2011. — Vol. 3. — P. 121–131.
Окончательная смерть — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2016; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 апреля 2016; проверки требуют 2 правки.Окончательная смерть (информационно-теоретическая смерть) — теоретическая концепция, стремящаяся описать объективным образом пограничное состояние разрушения человеческого мозга (или любой другой познающей структуры, способной воплощать личность), после перехода которого не существует теоретической возможности любым физическим способом восстановить исходную личность. На практике это означает, что энтропия должна быть обращена для восстановления личности в последнее состояние при работающем мозге (невозможность этого в общем случае известна как асимметрии течения времени). Концепция окончательной смерти возникла в 90-х годах XX века как ответ на вопросы, поставленные прогрессом медицины и анализом состояний — такими как, например, остановка сердца, ранее рассматриваемых как смерть, но обратимых с помощью новых медицинских технологий.
«Окончательная смерть» подразумевает смерть, необратимую любой технологией. В отличие от клинической смерти и смерти мозга, которые определяют пределы оказания контекстно-зависимой медицинской помощи, окончательная смерть определяет истинные теоретические пределы выживания. В частности, перспектива использования для восстановления мозга молекулярных нанотехнологий предположительно сделает возможным воскрешение пациента и через несколько часов после остановки сердца.
В работе Молекулярное восстановление мозга (Molecular Repair of the Brain) [1]Ральф Меркл определяет информационно-теоретическую смерть следующим образом:
Человек мертв согласно теоретическому информационному критерию, если его воспоминания, личность, надежды, мечты и пр. были разрушены в информационно-теоретическом смысле. Это означает, что если структуры мозга, которые кодируют память и личность, были настолько разрушены, что их восстановление к свойственному им рабочему состоянию более невозможно в принципе, значит человек мертв. Если структуры, кодирующие память и личность, целы настолько, что извлечение памяти и личности принципиально возможно и, таким образом, также принципиально возможно их восстановление к свойственному им рабочему состоянию, в этом случае человек не мертв.
Способ точного определения момента окончательной смерти (информационно-теоретической смерти) сегодня неизвестен. Она предполагается наступающей при комнатной температуре через несколько часов после клинической смерти, поскольку мозг проходит автолиз. Это также может произойти при отсутствии кровотока в мозге при искусственном поддержании жизни, приводящего к стадии разложения в умирании мозга, или в ходе развития дегенерации мозга, которое вызывается экстенсивной потерей структур мозга.
Термин «окончательная смерть» также появляется в контексте крионики, где сохранение мозга или всего тела человека при низких температурах может быть рассмотрено как попытка предотвратить её. Использование критерия окончательной смерти образует основу этических аргументов, утверждающих, что крионика — это попытка спасения жизней, а не способ погребения для мёртвых. Напротив, если методика крионики была применена после момента наступления окончательной смерти, или же сама процедура криоконсервации, как таковая, вызвала наступление окончательной смерти, цели крионики не являются достижимыми.
Можно умереть, отказавшись от борьбы
Люди могут умереть просто потому, что они сдались, жизнь сильно побила их, и они чувствуют, что поражение неизбежно. Такой вывод получила новая научная работа из университета Портсмута.
Исследование, проведенное доктором Джоном Личом, старшим научным сотрудником в университете Портсмута, является первым, где были описаны клинические маркеры для “give-up-itis” или «сдавайся», термина, используемого для описания того, что известно с медицинской точки зрения как психогенная смерть.
Подобное состояние обычно следует за психологической травмой, при которой человек думает, что нет спасения. Это делает его смерть похожей на единственное рациональное и правильное решение в текущей ситуации. При психогенной смерти уход человека из жизни наступает примерно через 3 недели.
Доктор Лич отмечает, что «психогенная смерть реальна и это не относится к самоубийству, а отказ от жизни не связан с депрессией, хотя при этом состоянии смерть наступает в течение нескольких дней». Переход в такое психологическое состояние возможно после сильнейшего эмоционального шока, который, как кажется человеку, он не сможет пережить и спастись.
Поведение американских военнопленных в концлагереИстория возникновения термина психогенной смерти
Впервые психогенную смерть описал американский физиолог Уолтер Кэннон в 1942 году. Подобная аномалия поведения человека признана «психосоматической» из-за того, что смерть вызывается эмоциональной реакцией на какую-то предполагаемую внешнюю силу, стимулирующую сильный страх. Уолтер опубликовал работу, в которой он описал идею о том, что страх может повлиять на человека до такой степени, что его физическое состояние будет ухудшаться в ответ на психологический стресс. В своей работе Кэннон ссылался на примеры необыкновенных смертей у туземцев, когда у целого племени развивался страх перед сверхъестественными последствиями после нарушения общественного табу этого племени.
В своих описаниях Уолтер Кэннон приводит множество примеров, например, когда одна женщина из племени индейцев маори съела запретный (табу) плод, то её смерть наступила менее чем через 24 часа. Был и другой, боле положительный пример, когда на одного молодого человека местный шаман (колдун) указал костью, что этот человек нарушил табу племени. Тогда в очень короткое время молодой человек заболел и находился при смерти, но когда в племени поняли, что колдун ошибся, и объяснили эту ошибку молодому человеку, тот очень быстро выздоровел. Подобное поведение людей ученый назвал «вуду-смертью».
В своей новой работе доктор Линч из университета Портсмута описывает 5 этапов, которые ведут к развитию серьезнейшего психологического спада. Ученый предположил, что сдача от борьбы может быть вызвана изменениями в лобно-подкорковой области мозга, которая определяет то, как человек поддерживает своё поведение и достижение своих целей. Скорее всего, как отмечает доктор Линч, изменения касаются той части мозга, где формируются мотивация и целевое направленное поведение.
Модель доктора Линча опирается на работе передней поясной коре головного мозга
Ученые предполагают, что тяжелый сильнейший психологический шок может привести к серьезному нарушению в работе этой части мозга. В этом случае человек теряет способность самомотивации, которая имеет важное значение для борьбы за жизнь. Поэтому, если мотивация теряется, неизбежно наступает апатия.
Однако, у тех людей, кто перешел в состояние «психосоматической смерти», нет неизбежности наступления смерти. Это состояние может быть разрушено или возвращено вспять на каждом этапе его развития. Наиболее эффективными и распространенными мероприятиями в борьбе с «вуду-смертью» являются: физическая активность, присутствие рядом человека, который критически относится к развившейся ситуации, а «больной» частично находится под контролем такого человека. Оба этих способа стимулируют сильный выброс гормона дофамина, что способствует развитию приподнятого и хорошего ощущения.
Когда человек в состоянии развития психогенной смерти получает или находит чувство выбора и может обладать частичным контролем над ситуацией, то такой человек начинает «зализывать свои психологические раны» и у него вновь проявляется интерес к жизни. Подобное означает, что для утопающего нужен выбор в его поведении и хоть небольшой рычаг для изменения внешней ситуации (подобный набор еще часто называют лучом надежды).
Эмоции на лице женщины в концлагереПять этапов психогенной смерти
- Социальная самоизоляция. Это поведение является обычным после психологической травмы. На этом этапы люди могу замечать отсутствие эмоций, безразличие к окружающим, беспросветность ситуации. Подобное состояние часто соответствует поведению военнопленных в концлагерях, когда они отстранялись от жизни, прозябали и становились пассивными. Этот этап, если его не остановить, может прогрессировать и привести к смерти.
- Апатия. Это психологическое состояние проявляется как эмоциональная и символическая «смерть». Самая глубокая апатия была выявлена у военнопленных, жертв кораблекрушения и авиакатастроф. Люди, прошедшие эти невзгоды не стремятся к самосохранению, их чувства часто растрёпаны и отсутствует инстинкт выживания. Зачастую эти люди находятся в глубочайшей меланхолии, и выполнение самой простой задачи для них становится практически неосуществимой. Они просыпаются утром и не ощущают энергии для того, чтобы что-то сделать, даже полезное для себя.
- Абулия (aboulia) – серьезная нехватка мотивации вместе с плаксивостью, отсутствие инициативы и неумение принимать какое-либо решение. На этом этапе люди переходят в молчаливое состояние, не поддерживают разговор, часто отказываются от еды или мытья тела. Они все больше погружаются в свои негативные мысли. Этот этап характеризуется полной утратой человеком своей внутренней мотивации, желания начать действовать, чтобы чем-то помочь себе. На этом этапе «заболевший» человек может быть мотивирован только другими людьми через убедительные рассуждения, антагонизм к его поведению или даже через физическую агрессию. Но, как только, эти внешние факторы воздействия пропадают, человек снова возвращается в состояние абулии. В абулии человеческий ум находится в режиме ожидания, поэтому люди теряют стремление к постановке цели и её достижения.
- Экстрасенс акинезия – дальнейшее снижение мотивации. Человек находится в сознании, но в глубочайшей апатии и зачастую нечувствителен даже к боли, находится в лежачем положении и не вздрагивает при неожиданных стимулах. Доктором Лич был описан случай, когда женщина в состоянии акинезии получила солнечные ожоги тела 2-й степени потому, что лежала на пляже и могла сдвинуться с места и уйти в тень.
- Психогенная смерть – это заключительный этап разрушения человека. В таком состоянии люди могут лежать в своих экскрементах, и никакие усилия других людей (предупреждения, мольба, физическое воздействие) не могут заставить их снова захотеть жить. В работе был приведен пример, когда заключенные в состоянии психогенной смерти закуривали свою последнюю сигарету, а в концлагерях сигарета ценилась очень дорого, даже дороже еды. И тогда окружающие, видя огонь этой сигареты, понимали, что человек действительно сдался, потерял веру в себя и скоро умрет.
Прогресс развития психогенной смерти от 4-й стадии экстрасенс акинезии до 5-й стадии пять – психогенной смерти, как правило, занимает 3-4 дня, перемежаясь с некоторыми иллюзиями выздоровления, еще называемых «искрой жизни», когда человек может попросить закурить сигарету. Это выглядит, как проблески осознанного поведения, но, на самом деле, у такого человека уже отсутствует цель – продолжить жизнь.
Что может помочь разорвать этот порочный круг
Ученые считают, что вернуть человека к жизни можно практически на всех 4-х этапах развития «вуду-смерти», поэтому такое состояние не является билетом в один конец.
Возвращение к жизни возможно разными путями, в том числе через навязывание физической активности. Чем больше будет физических нагрузок, тем больше в организме «заболевшего» будет вырабатываться гормон дофамин, способствующий появлению чувства удовлетворения и формированию мотивации.
Влияние физической нагрузки на выработку дофамина
Главное, чтобы рядом с «больным» был психологически сильный человек, способный вразумительно и целенаправленно мотивировать, вплоть до физического воздействия.
Источники информации
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0306987718306145?via%3Dihub
https://medicalxpress.com/news/2018-09-people-die.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Voodoo_death
https://en.wikipedia.org/wiki/Walter_Bradford_Cannon
https://content.iospress.com/articles/brain-plasticity/bpl150021
Информация на этом сайте не была оценена какой либо медицинской организацией. Мы не стремимся диагностировать и лечить любые болезни. Информация на сайте предоставляется только в образовательных целях. Вы должны проконсультироваться с врачом, прежде чем действовать исходя из полученной информации из этого сайта, особенно, если вы беременны, кормящая мать, принимаете лекарства, или имеете любое заболевание.
Оцените эту статью
Среднее 5 Всего голосов (1)Кюблер-Росс, Элизабет — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Элизабет Кюблер-Росс (нем. Elisabeth Kübler-Ross; 8 июля 1926, Цюрих — 24 августа 2004, Скотсдейл, Аризона, США) — американский психолог швейцарского происхождения, создательница концепции психологической помощи умирающим больным и исследовательница околосмертных переживаний. Её книга «О смерти и умирании» 1969 года стала бестселлером в США[5].
Первая подняла вопрос об ответственности врача не только за здоровье умирающего, но и за то, чтоб последние дни жизни больного были прожиты с достоинством, без страха и мучений. Тема смерти её стала интересовать ещё в детстве, когда она впервые увидела умирающего. Это был её сосед, который упал с дерева и умер в своей постели среди родных и близких. По другой версии, когда умерла её соседка по больничной палате, одна в холодной медицинской атмосфере, вдали от родных. Тогда Элизабет подумала, что существует правильный способ умереть[6].
Кюблер-Росс окончила медицинский факультет Цюрихского университета, после чего в 1958 году уехала в США. Она много работала в больницах Нью-Йорка, Чикаго и Колорадо. Её глубоко возмущало обращение врачей с умирающими больными. В отличие от коллег, она с умирающими общалась, слушала их исповеди. Так появился курс лекций о предсмертном опыте[6].
Позднее в своих книгах, лекциях и семинарах она все больше уделяла внимания собственным путешествиям вне тела и загробной жизни. Кюблер-Росс не верила в существование смерти и считала смерть переходом в другое состояние. Она верила в загробную жизнь и считала, что после смерти люди становятся полноценными:
После смерти люди снова становятся полноценными. Слепые могут видеть, глухие — слышать, калеки перестают быть калеками, поскольку все их увечья перестают существовать.
Оригинальный текст (англ.)
People after death become complete again. The blind can see, the deaf can hear, cripples are no longer crippled after all their vital signs have ceased to exist
Она также практиковала посещение медиумов и водила к ним пациентов. Известен случай, когда один из медиумов предлагал вдовам, с которыми работала Кюблер-Росс, соитие с их умершими мужьями. После чего некоторые вдовы сообщали о полученных венерических инфекциях[7][8][9].
Она также познакомилась с одним шарлатаном из Арканзаса, который преподавал различные эзотерические практики и нестандартные виды религиозно-сексуальной терапии. Устав от подобного поведения, её муж развелся с ней в 1979 году. Хотя в США было открыто около 2500 хосписов благодаря ей, её репутация была разрушена, а коллеги дистанцировались от неё[6].
В 1994 году после инсульта, которые вызвал частичный паралич левой части тела, она переехала жить в Скотсдейл, Аризона. Остаток дней она провела, сидя по 18 часов перед телевизором в инвалидной коляске, а 24 августа 2004 года в возрасте 78 лет Кюблер-Росс скончалась[6].
Из наблюдений за реакцией больных после оглашения им смертельного диагноза Кюблер-Росс выделяла пять стадий:
- Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось.
- Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям.
- Торг. Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся, если монетка упадет орлом.
- Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни.
- Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть».
Однако многие исследователи указывают на проблемы этой модели[10][11][12]:
- Согласно наблюдениям, пациенты не проходят через все стадии, а порядок их следования не соблюдается
- Кюблер-Росс не использовала методологий сбора и анализа данных, стадии были выделены ею после проведения интервью с больными, которое носило субъективный характер
- Стадии скорее предписывают больным, как себя чувствовать, чем описывают, как они себя чувствуют на самом деле. Больные и их родственники подстраиваются под известную программу стадий
- Сильная зависимость состояния пациентов от окружения не дает оснований полагать, что они пройдут через одни и те же стадии.
- О смерти и умирании = On death and dying. — Нью-Йорк: Scribner, 1969. — 260 p. — ISBN 0-02-605060-9.
- Questions and Answers on Death and Dying: A Memoir of Living and Dying, Macmillan, 1976. ISBN 0-02-567120-0.
- Death: The Final Stage of Growth, (Simon & Schuster/Touchstone), 1974
- Working It Through: An Elisabeth Kübler-Ross Workshop on Life, Death, and Transition, Simon & Schuster, 1997. ISBN 0-684-83942-3.
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118567500 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ http://www.nndb.com/lists/503/000063314/
- ↑ Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
- ↑ Broom, Sarah M.. Milestones, TIME (30 августа 2004).
- ↑ 1 2 3 4 Elisabeth Kübler-Ross (неопр.). — некролог в журнале The Economist. Дата обращения 8 декабря 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Dead Like Her. How Elisabeth Kübler-Ross went around the bend. // Ron Rosenbaum
- ↑ Sex, Visitors from the Grave, Psychic Healing: Kubler-Ross Is a Public Storm Center Again by Karen G. Jackovich. In People, October 29, 1979, page found 2011-03-05.
- ↑ Pseudoscience and Extraordinary Claims of the Paranormal: A Critical Thinker // Jonathan C. Smith
- ↑ Kubler-Ross and other Approaches // Baxter Jennings, Charlene Gemmill, Brandie Bohman, Kristin Lamb
- ↑ MacIejewski, Paul K.; Zhang, Baohui; Block, Susan D.; Prigerson, Holly G. An Empirical Examination of the Stage Theory of Grief (англ.) // JAMA : journal. — 2007. — Vol. 297, no. 7. — P. 716—723. — doi:10.1001/jama.297.7.716. — PMID 17312291.
- ↑ Friedman, Russell; James, John W. The Myth of the Stages of Dying, Death and Grief (англ.) // Skeptic Magazine (англ.)русск. : magazine. — Vol. 14, no. 2. — P. 37—41. Also available as: Stages of Grief: The Myth (неопр.) (недоступная ссылка). The Grief Recovery Institute (5 января 2012). Дата обращения 8 октября 2014. Архивировано 6 сентября 2014 года.