Психологический климат в коллективе в доу: Статья на тему: Психологический климат в коллективе ДОУ и его влияние на качество обучения и воспитания дошкольников – Статья на тему: Создание благоприятного психологического климата в коллективе МДОУ

Автор: | 01.04.2019

Статья на тему: Психологический климат в коллективе ДОУ и его влияние на качество обучения и воспитания дошкольников

Психологический климат в коллективе ДОУ и его влияние на качество обучения и воспитания дошкольников

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей. Труд, инициатива и творчество этих людей будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс Российского общества. И поэтому коллектив образовательного учреждения должен быть готов  работать в новой обстановке. На сегодняшний день проблема создания в коллективе благоприятного психологического климата является одной из самых основных в современной системе образования. От того, как будут складываться отношения внутри ДОУ, во многом будет зависеть качество образовательной деятельности.

Так что же нужно понимать под термином «психологический климат?» Ф.Б.Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают сущность проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом — пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом». [3]

 Таким образом, под психологическим климатом понимается относительно устойчивые психологические состояния коллектива, значимые для деятельности его членов. Климат может быть благоприятным и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие человека. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива.  Одним из важных компонентов психологического климата выступает удовлетворенность работников своей жизнедеятельностью в коллективе. Она определяет эмоциональные состояния людей, их привязанность к месту работы. В свою очередь от этого зависит их организационная сплоченность — готовность к продолжению деятельности в своем образовательном учреждении.

Труд педагога невозможен вне общения: непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми, родителями. Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С.Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [1] С этим высказыванием трудно не согласиться. Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профкомпетенции, нацеленность на результат. Но работа с детьми в ДОУ осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя. Хорошим мастером можно стать, по его мнению, только в коллективе. И естественно, что разобщенность, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будут негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или напрямую способствовать снижению эффективности взаимодействия как с коллегами, так и с детьми и их родителями.  «Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее» -писал Макаренко. [2]

Таким образом, строительство психологического климата –это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или двум агрессивно настроенным педагогам и вся работа многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверии и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Критика недостатков педагогов друг друга крайне отрицательно сказывается на формировании благоприятных условий в коллективе. Психологи утверждают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства. Развитие личности немыслимо в атмосфере равнодушия или неприязни друг к другу. Когда педагоги работают на пределе своих возможностей или заняты рутинной работой, тогда неизбежно возникают конфликты. А если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, то уровень эффективности и качества работы будут низкими. Отсюда вытекает еще одна проблема — психологического здоровья педагога. Все мы знаем, что воспитатель-профессия энергозатратная, связанная с творчеством, вечной погоней за информацией, сопровождающаяся взлетами и стрессами, профессиональными страхами, приводящими к нервным срывам, профвыгоранию. И воспитатель должен осознавать, что его профессиональное здоровье – главное условие для создания благоприятного психологического климата в ДОУ, качества обучения и воспитания. Воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, напрямую влияют на их личностное развитие. Если педагог будет удовлетворен своей профессией: расходом времени на работу, отношением воспитанников, взаимоотношениями с руководством, хорошей организацией совместного труда, возможностью влиять на дела образовательного учреждения, то вполне понятно, что положительное отношение к профессии создаст предпосылки для получения более полного удовлетворения от работы и достижения высоких результатов. Как известно, оптимистическое настроение -незаменимый стимул трудового процесса.

Подводя итог, отметим, что психологический климат в коллективе   оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь, завтрашние взгляды и деятельность наших воспитанников. Если в коллективе будет создан благоприятный психологический климат, то легче будет спрогнозировать и разрешать конфликты и проблемы, отчего зависит качество обучения и воспитания детей.

Список литературы

1. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 179.

2.  Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 292.

3.  Бойко В.В, Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В Бойко, А.Г Ковалев, В.Н Панферов — М.: Мысль, 1987 г. — 207 с. 

Список использованной литературы

1.Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том I – Педагогическая поэма –430 с., Том II — Педагогическая поэма –384 с., Том V.- Честь, статьи о литературе – 510 с. – М.: Правда, 1971.

  2. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей,1994.

  3. Интернет ресурсы: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=648977

 

         

Статья на тему: Создание благоприятного психологического климата в коллективе МДОУ

Создание благоприятного психологического климата в коллективе МДОУ

Успешное воспитание и обучение дошкольников имеет тесную взаимосвязь с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателей. Ведь с детьми контактирует не один педагог, а несколько членов образовательного коллектива, вплотную взаимодействуя друг с другом.

На образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – воспитывать и обучать поколение, от которого зависит будущее Российского государства XXI века. В связи с этим в дошкольном учреждении идут интенсивные преобразования системы дошкольного образования. В наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования к квалификации. Педагог ДОУ должен показывать не только профессионализм в воспитании детей, но и знать принципы общения, как с воспитанниками, так и с коллегами, администрацией, родителями и т.д.

В связи с этим очень важно создать в учреждении благожелательную и комфортную психологическую атмосферу для сотрудников, воспитанников с родителями и иных посетителей учреждения. Данная атмосфера особо важна для «новеньких», только что влившихся в коллектив, педагогов и воспитанников.

Молодые педагоги зачастую неадекватно реагируют по отношению к детям: импульсивные действия, окрики, одергивания. Всё это способствует формированию у них  безынициативности, пассивности, чувства собственной профессиональной непригодности.

К тому же это эмоционально опасная профессия. Общество, в своей основной массе, считает, что педагог не может и не должен ошибаться, что ведет к снижению интенсивности профессионального и личностного роста, к эмоциональному выгоранию. Да и межличностные отношения в педагогическом коллективе образовательного учреждения зачатую проецируются  на профессиональную деятельность педагога. Так что, для педагога, огромное значение имеет формирование и сохранение психического здоровья, сравнимое по значимости с его профессиональной подготовкой. 

Каждый педагогический коллектив переживает периоды становления, функционирования и развития. В период становления большую роль играет создание модели будущего коллектива.

На формирование психологического климата влияют следующие факторы: психологическая совместимость коллектива (способность к совместной деятельности), управление коллективом, система оплаты труда (поощрения за результаты и качество работы), организация совместной деятельности, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, условия труда и оборудование рабочих мест, характер коммуникаций и информированность коллектива, совместная деятельность,

Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Успех работы ДОУ во многом зависит от умения руководителя организовать свой собственный труд, от мотивации коллектива и объективной оценки деятельности педагогов.

Удовлетворенность повышается пропорционально условиям труда, материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста и т. д. Наличие методического кабинета, обеспеченность групп пособиями и игровыми материалами, а также наличие нового учебного оборудования, повышают эффективность работы педагога и удовлетворенность собственным трудом.

Психологический климат — это не статичное, а весьма динамичное образование и руководитель может целенаправленно регулировать и влиять на него. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на психологический климат.

Отсутствие полноценной  информации по вопросам составления документации, проведении конкурсов и конференций, скорость ее донесения коллективу ДОУ ведет к возникновению недоверия и негативно-настроенного отношения к администрации.

Также, источником конфликтов могут стать: взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли.

Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать, поэтому перед администрацией стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально-психологическим климатом.

По мнению известного российского психолога Б.Д. Парыгина, понятие «социально-психологический климат коллектива» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. И он неизбежно сказывается на мироощущении и мировосприятии людей. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива.

Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой личностной самореализации.

На социально-психологический климат в трудовом коллективе в целом, и в дошкольном в частности, также влияет коллективное мнение и настроение.

Коллективное мнение. Это совокупные оценки, желания, требования  членов коллектива к определенным явлениям, событиям и фактам. Человеку свойственно делится впечатлением и своим мнением с окружающими, что вызывает сложный процесс синтеза индивидуальных мнений, в результате которых одни суждения отсеиваются, другие уточняются. Так складывается коллективное мнение, поддерживаемое если не всеми, то большинством, при этом влияя на социально-психологический климат в коллективе.

Коллективное настроение. Это длительное эмоциональное состояние, влияющее на качество общей и индивидуальной работы. В коллективном настроении на первый план выступает общая эмоциональная реакция на окружающие события. От настроения людей зависит их поведение, результаты деятельности и воспитательных воздействий. Настроение одного человека передается другому.

Причины, влияющие на настроение трудового коллектива могут быть относительно постоянными (свойства личности, установленный в организации порядок) и переменными (ход действий, складывающиеся ситуации и т. д.). На коллективное настроение накладывают отпечаток юмор, шутки, яркие жизненные факты. При этом на коллективное настроение значительно может повлиять и настроение руководителя.

Межличностные отношения и взаимодействие в педагогическом коллективе образуют основу социально-психологического климата, способствующего либо препятствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе.

Таким образом, формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.

Пути создания благоприятного психологического климата в детском коллективе

Цельсоздания позитивного психологического климата в группе ДОУ.

Задачи: познакомить педагогов с формами и методами работы, способствующие формированию позитивного психологического климата в группе ДОУ.

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат. Замечено, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом.

Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Характеристиками благоприятного для личностного развития позитивного психологического климата являются доброжелательность, защищенность, работоспособность, инициативность, оптимизм ребенка. В условиях детского сада это проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствия давления и манипулирования детьми со стороны взрослых. Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенкомвзаимоотношений между детьми. Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка, а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.

Рекомендации воспитателям :

  • обращение к каждому ребенку по имени и своевременной похвале;
  • проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержании их в стремлении к самостоятельности в играх или при выполнении режимных моментов;
  • участие воспитателяв совместной деятельности с детьмикак равноправного партнера; отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей;
  • созданию доброжелательных отношений между детьмиспособствует также совместный просмотр детских работ, фотографий, беседы о родителях детей.
  • для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой

полезно играть в спокойные хороводные игры«Пузырь»«Карусель»,

«Зайка беленький сидит»«Заинька попляши» и другие. Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий.

  • организовывать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами и другими игрушками: «Моя семья»«День рождение моего друга»и др.
  • предметная среда и общая обстановка в группетакже имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции.
  • формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание в группеединой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников.
  • Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.
  • сотрудничество с родителями воспитанниковсделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса. Используя такие формы работы как: коллективные, индивидуальные, досуговые, наглядно-информационные.

В дошкольном учреждении мы работаем для детей. Создаём условия для их полноценного, гармоничного развития. Не последнюю роль в развитии детей играет психологический комфорт ребёнка в группе. Большая ответственность за это лежит на воспитателях, которые работают в группах. В свою очередь не меньшее значение имеет и психологический комфорт самого педагога в коллективе, т. к. прочно установившийся контакт между людьми обеспечивает в процессе общения атмосферу принятия и доверия, в которой можно обсуждать и решать проблемы.

Замечали ли вы, что в одной организации зарплата хорошая, и обеспечение замечательное, но существует большая текучесть кадров. А бывает наоборот, несмотря на небольшую зарплату, все сотрудники держатся за свое рабочее место, хотя в другом месте могут зарабатывать на порядок больше.

Их держит сложившийся коллектив, они знают, что если им будет необходима помощь, коллеги их всегда поддержат. Они вместе отвечают за любую допущенную сотрудником ошибку, сознавая, что и сами могли бы допустить ее. На добрые шутки коллег не обижаются, вместе подшучивают над происходящими рабочими моментами. Всё этот говорит о благополучном психологическом климате в коллективе.

 

 

 

Упражнение «Ассоциации к слову коллектив», «Что значит для меня коллектив?»

И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

 Упражнение «Приветствие» 

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

  1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
  2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
  3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

 

 

 

Упражнение «Будь внимательным»

Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.

Психолог: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

 

 Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкцияпсихолог рассказывает строки из стиха:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

— Тома, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

 

 

Упражнение «Дерево достижений нашего коллектива»

(за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»)

Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Цель на данном семинаре – увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.

Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?

         Подведение итогов

В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей, воспитателей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

Фото на память

Все участники семинара становятся в единую «скульптуру» и фотографируются.

 

 

 

Список литературы:

  1. Журнал «Ребенок в детском саду»
  2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг/А.С. Прутченков.-2-е изд. Доп.и перераб.- 2003г.

Автор:  А. Савчук

Материал на тему: Психологический климат коллектива педагогов

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность детей.

К числу условий, зависящих от самого педагога, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.

Психологическая установка создаётся тем, что педагог мысленно представляет себе группу и объект работы.

Эмоциональный настрой — это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного процесса.

Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем воспитателям и педагогам. Для эмоционального настроя необходимо «окунуться» в материал НОД, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать, представить их в сознании как бы наглядно. Если педагог не успеет перед занятием вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.

Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от педагога. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр «священнодействует» с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, «вход постороннему за кулисы запрещён». К педагогу же, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением.

Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог — и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своей группы. Бережное отношение к самочувствию педагога возможно в условиях творческой атмосферы в детском саду, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства. Возможности руководителей в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.

Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив — коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы.

Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики. Поэтому, видимо, главная функция руководителей должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.

Для решения поставленных задач по исследованию психологического климата в коллективе мною использовалась следующая совокупность методов исследования:

1. Теоретические:

а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

б) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик.

Экспериментальной базой исследования явился МКДОУ Яменский детский сад. В исследовании приняли участие

Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений.

Психологический климат в педагогическом коллективе в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Специфика психологического климата в педагогическом коллективе обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в образовании.

Динамика состояния психологического климата в исследуемом коллективе в ходе экспериментальной работы отслеживалась мной с помощью специально разработанной анкеты.

Для диагностики психологического климата в коллективе МКОУ и решения исследовательских задач я использовала методы наблюдения, опроса и методику «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе». Она позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива.

Это опросник состоит из 13 вопросов, в которых предлагалось всем сотрудникам педколлектива по шкале от — 3 до +3 оценить климат в своем коллективе

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

        Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

  /3 2 1 0 –1 -2-3/

1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение

2.

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношениях и антипатии

3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

Группировки конфликтуют между собой

4.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6.

С уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8.

В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения

9.

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

10.

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив инертен и пассивен

11.

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12.

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым

Обработка полученных данных. 

Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала ( + ), потом (—) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:


+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; 
от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата; 
от 0 до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности; 
от 0 до (— 8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата; 
от ( —8) до ( —10) — средняя неблагоприятность; 
от (— 10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ» Психологический тренинг

Автор — составитель:

Каверзина Диана Ринатовна

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида  № 1» г. Тобольска

Психологический тренинг:

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Цель тренинга:

  • сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1 час.

Задачи тренинга:

формирование благоприятного психологического климата;

— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

— развитие умения работать в команде;

— сплочение коллектива;

— повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Оборудование: лист ватмана, фигурки из цветного картона (треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, зигзаги; листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, шариковые ручки по числу участников; вырезанные из красной, желтой, зеленой бумаги листочки, макет дерева, клей.

 

Ход тренинга

Педагогпсихолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»?

Упражнение «Ассоциации к слову коллектив», «Что значит для меня коллектив?»

И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

 Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Поменяйтесь местами те, у кого

старшие группы»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет» и т. д.

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.

Упражнение «Будь внимательным»

Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.

Психолог: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

 Упражнение «Путаница»

 Цель упражнения: повысить тонус группы и сплотить участников.

Психолог: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.

Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.

 Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

— Тома, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Дерево достижений нашего коллектива»

(за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»)

Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Цель на данном семинаре – увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.

Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?

Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

Игру можно использовать в целях диагностики. Интерпретация выбранных фигур и цветов проводится по психогеометрическому тесту и цветовому тесту Люшера в виде психологической консультации, с учетом присутствия слушателей.

         Подведение итогов

В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей, воспитателей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

Фото на память

Все участники семинара становятся в единую «скульптуру» и фотографируются.

 Список литературы:

1.     Журнал «Ребенок в детском саду»

2.     Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг/А.С. Прутченков.-2-е изд. Доп.и перераб.- 2003г.

  1. http://trepsy.net/

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004415

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Статья «Психологический климат в детском коллективе»

Группа 14

Психологический климат в детском коллективе

hello_html_m204b9883.png

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного “Я”.

Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Создание наилучшего психологического климата в классе, воспитание культурной, творческой личности, способной делать самостоятельный нравственный выбор, одна из важнейших функций классного руководителя. Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации и обучение учащихся. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов.

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком:

При благоприятном психологическом

климате

При неблагоприятном психологическом

климате

Доброжелательность

Агрессивность

Защищённость

Незащищенность

Мобильность

Леность

Креативность

Зажатость

Оптимизм

Пессимизм

Инициативность

Пассивность

Работоспособность, свобода «Я»

 

Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены коллектива, значим ли для них коллектив, в котором находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для создания наилучшего психологического климата в классе, классному руководителю необходимо изучить особенности коллектива. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.

1. Социометрия.

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

  1. Фотография класса.

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя на групповой фотографии. Среди одноклассников он должен разместить свое «фото».

Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

  1. Урок физкультуры.

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование учащиеся не имеют право строить ребят по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого, степень его включенности в жизнь класса.

4. Дом, в котором я живу.

Учащимся предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники.

Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

5.Пьедестал.

Учащимся предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они располагают своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всего ступенек-5. Есть возможность одну ступеньку определить для себя.

1

2

3

4

5

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

5. Продолжи предложения.

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

  1. Самый близкий мне человек в классе, это

  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это

  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это….

  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это

  5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это….

  6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это….

  7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это….

  8. Ребята, интересы которых мне чужды, это….

  9. Ребята, которые мне неприятны, это….

  10. Ребята, которых я избегаю, это….

Классный руководитель может получить дополнительную информацию о личности ребенка, используя диагностические методики. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для родителей и учителей.

1. Десять моих «Я».

Учащимся предлагается написать 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Затем расставить по порядку в зависимости от степени их значимости для себя.

2. Недописанный тезис.

Предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства.

  1. Я считаю, что я….

  2. Главное в моей жизни — это….

  3. Мне хорошо, когда….

  4. Мне плохо, когда….

  5. Мне нравится, когда взрослые….

  6. Мне не нравится, когда взрослые….

  7. В свободное время я….

  8. Самая большая радость в моей жизни….

  9. Самая большая ошибка….

  10. Иногда мне хочется…

Блиц-опрос.

В течение одной минуты учащимся предлагается ответить на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа учащиеся могут задавать вопросы классному руководителю.

    1. Любимое имя. 5. Любимая одежда.

    2. Любимая пора года. 6. Любимый праздник.

    3. Любимый цвет. 7. Любимое животное.

    4. Любимая книга. 8. Любимая песня

Для создания наилучшего психологического климата в классе, необходимо привлекать родителей. Изучение семей учащихся позволит классному руководителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семей, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семей классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Предлагаю вашему вниманию упражнения, игры, которые вы можете применять на уроках, классных часах, переменах, во внеурочной деятельности с целью создания психологического комфорта младших школьников.

Упражнение «Красивое имя»

Цель: повысить уровень самопринятия, самооценки у учащихся.

Ребенку предлагается написать свое имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы получилось ярко и красиво.

Игра «Разожми кулак»

Цель: показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение к друг другу.

Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль учителя в этой игре состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительнее оказываются добрые слова, спокойное, доброже­лательное обращение к друг другу (разжимает кулак любому ребенку, используя уговоры, ласковые слова и др.).

Упражнение «Испуганный ежик»

Развивает умение устанавливать контакт с учащимися, вызывая доверие у учащихся.

Один из детей изображает испуганного ежика (ежик маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек, выпустил иголки). Задача других детей — уста­новить контакт с ежиком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (дети могут погладить ежика, поговорить с ним, успокоить и др.)

Игра «Если 6ы я был…»

Развивает ассоциативное восприятие.

Я предлагаю различные темы, задаю детям вопросы по кругу Если бы ты был животным, то каким? А цветком, цветом, ветром? IIo возможности уточняю некоторые характеристики выбираемо го о6раза (добрым, злым, вялым, ярким и др.).

Упражнение «Царевна Несмеяна»

Цель: оказание поддержки друг другy.

В центр ставится стул. На него садится ребенок: Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах. Упражнение повышает самооценку учащихся.

Игра «Водяной»

Развивает тактильные ощущения.

Дети становятся в круг и выбирают водящего — Водяного. Водяной садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со словами: Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, Мы по берегу идем, хоровод большой ведем. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной! Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Если он правильно называет имя ребенка, то тот, кого узнали, становится Водяным и игра повторяется.

Упражнение «Приветствие»

Создает положительный эмоциональный фон в классе.

Детям предлагаю представить, что они разучились говорить, а могут только петь. Например: ребенок поет свое имя другие повторяют и др. Упражнение «Это мое имя» Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он мог бы дать свое имя. После того как дети сделали выбор, они по очереди объясняют, почему выбрали именно этот предмет, отмечают его положительные стороны и недостатки.

Игра «Наши имена и что они означают»

Цель упражнения: показать разнообразие имен, обратить внимание учащихся на отличительные особен­ности каждого имени.

Учитель просит детей по очереди назвать свои имена, после чего предлагает послушать, что означают их имена, каково их происхождение. Дети передают по кругу игрушку, называя свои имена в уменьшительно-ласка­тельной форме.

Игра « Ветерок»

Цель игры : обратить внимание учащихся на сходство между людьми, подготовить детей к работе на занятии.

Дети стоят за кругом, в центре круга стоит ведущий. Ведущий. Ветер дует на… (называет какую-то свою особенность: внешность, одежду, характер, поступки и др.) тек, у кого голубые глаза . После слов ведущего дети, у которых тоже есть названная особенность, должны сесть на стул и занять свобод­ное место. Тот кому не досталось места, становится ведущим.

Игра «Интервью у дракона»

Закрепляет положительные способы общения.

Учитель предлагает учащимся представить, что им нужно взять интервью у сказочного персонажа, например дракона. Причем дракон имеет семь голов и каждая голова нахо­дится в разном настроении. Семь ребят, изображают каждую из голов дракона. Задача детей выразить настроение головы, которую он изоб­ражает. За каждую голову дракона отвечает каждый из ребят. Остальные участники игры должны угадать какое настроение было у каждой из голов дракона.

Упражнение «Пион и колючий ежик»

Упражнение активизирует внимание детей на положительных и отрицательные ка­чествах друг друга.

Ребенку даются два предмета или картинка: пион и игрушка «Ежик». Он должен их подарить любому другому участнику со словами: «Я дарю тебе пион за то, что…» (выделяется положительное качество, то, за что можно любить человека) и «Я дарю тебе колючего ежика за то, что…» (выделяется то, что в участнике не нравится). Тот, кто получил эти предметы, дарит их следующему. В конце упражнения дети обсуждают, кто не согласен с тем что получил ежа, что было приятнее получать ежа или пион.

Игра «Я — президент»

Игра помогает учащимся понять какая ответственность может лежать на одном человеке.

Выбирается один игрок на роль президента. Остальные выполняют роль его помощников. Задача «президента» — издать какой-либо закон, который он считает самым важным и главным. Остальные участники должны обыграть возможные последствия после вступления в силу этого закона. Например : запретить все школы. Помощники обыгрывают как повар в кафе готовит блюдо по рецепту, который он не в состоянии прочитать – или прочел с ошибками. Что в результате получиться и др. После пересмотра отрицательных последствий от издания закона, «президент» должен издать новый закон, который мог бы исправить сложившееся положение, но одновременно он не может уже запретить тот приказ, который издал раннее. Например: в ситуации о поваре, можно придумать закон, который будет обязывать повара пробовать все приготовленные блюда, «президент» может приказать питаться только растительной пищей.

Упражнение «Браво»

Повышает самооценку учащихся.

Участники сидят в кругу. В центр круга ставится стул, приглашается один из участников (по желанию). Остальные дарят ему бурные аплодисменты. Положительный психологический климат в группе оказывает существенное влияние на протекание всей деятельности воспитанников. Воспитателю надо заботиться о создании или восстановлении положительного психологического климата в группе продленного дня.

Вот эти основные психолого-педагогические требования необходимы к созданию психологического комфорта в детском коллективе. Но все эти требования не принесут успеха, если не будет главного: любви к ребенку.

Литература

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М.: Просвещение, 1989

2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.

4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. — СПб.: Питер, 2008.

5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами — М.: «Издательство АСТ», «Ермак», 2004

6. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. — СПб.: Речь, 2006.

7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. — М.: «5 за знания», 2006.

Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе

ПУТИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Неуклонное внимание к положительным чертам учащихся, систематическое обращение их внимания на лучшие поступки товарищей создаёт добрую атмосферу в коллективе, заставляет детей тянуться к товарищам и старшим, стараться сделать друг для друга и для педагога что-то хорошее, приятное, радостное.

Большое влияние на сплочённость и жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе деятельности, общения спонтанно возникают группировки, имеющие сходство взглядов, симпатий, общие интересы. В этом неформальном объединении ребёнок стремится занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Отсюда вытекает важнейшая задача каждого педагога — добиться того, чтобы группировка с наиболее высокими духовными ценностями стала самой авторитетной в группе. Точно также следует стремиться, чтобы лидерами коллектива стали учащиеся с наиболее высокоразвитыми морально-волевыми качествами. Но лидеры в свою очередь нуждаются в систематическом неназойливом контроле и постоянной помощи педагога. Их следует учить правильному поведению в трудной для группы ситуации, ровному отношению к товарищам. Умению сопереживать, отказываться от агрессивной реакции на неудачные действия кого-либо из членов коллектива, прибегая в таких случаях к дружескому совету, выдержанному поведению. Их следует убедить, что в коллективе всегда будут люди, недовольные их поведением. Одинакового отношения к поступку лидера у членов его группы не бывает. Критики не следует бояться. К замечаниям следует относиться конструктивно, не рассматривая несогласие со своей точкой зрения или занимаемой позицией как трагедию.

Один из ведущих мотивов поведения детей — занять удовлетворительное положение в кругу товарищей. Неумение или невозможность добиться такого положения часто является причиной недисциплинированности, аффективных вспышек. И педагог должен осознавать, что зачастую в основе неблагополучного поведения детей как раз лежит нарушение нормальных взаимоотношений со сверстниками

Таким образом, поддерживая положительные взаимоотношения между учащимися, педагог облегчает свою работу. Дружба выполняет специальную функцию. Она поддерживает самоуважение личности, подтягивает отстающего. Имея хорошего друга, ребёнку легче добиться успеха в спорте, жизни.

В психологической литературе имеется так называемая социометрическая методика выявления взаимоотношений личности и коллектива. Она проста, доступна каждому педагогу и позволяет получить многомерную характеристику коллектива. По показателям социометрии можно судить о влиянии актива и его авторитета среди ребят. Обнаруживается также группа игнорируемых и изолируемых детей. Эти дети может и не осознают свою изолируемосгь, но они испытывают эмоциональный дискомфорт.

Выявив причину изолированности, а то и отверженности детей, нетрудно найти пути его сближения с товарищами. И сделать это можно, организуя совместную деятельность детей, совместное проведение досуга, наладив взаимную помощь, поставив ребят в положение взаимной зависимости. Например, один помогает другому в учёбе, второй помогает первому в чём-либо другом. Надо учить детей чаще обращаться за помощью к товарищам и самим оказывать помощь, а не требовать и ждать этого от педагога.

Коллектив сплочён, а общественное мнение весомо для каждого его члена только в том случае, когда учащийся имеет возможность реализовать в коллективе свои способности. Поэтому необходимо найти каждому члену коллектива дело по душе.

Кооперация взаимодействия налаживается и оказывает воспитательное влияние на детей только в коллективе, где авторитетен актив, где царит глубоко нравственная атмосфера. С этой целью педагог должен упорно и настойчиво способствовать созданию в коллективе обстановки непримиримости к нарушению моральных норм. Он приучает воспитанников бороться с несправедливостью, нечестностью, думать не только о себе, но и об интересах товарищей, стремиться, чтобы собственные интересы совпадали с мнением коллектива, если, конечно, он, учащийся, с этим мнением согласен, и отстаивать свою позицию, если убеждён в своей правоте.

Таким образом, чтобы в детском коллективе каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, педагог должен умело

управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе.

А для этого предполагается соблюдение следующих правил:

-не унижать, а возвышать личность каждого ученика;

-не угнетать, а оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;

-не гасить, а возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;

-опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества учащихся;

-меньше поучать, а больше приучать к самостоятельному выполнению порученных или избранных полезных дел;

-больше дела, меньше слов, памятуя, что только в деятельности формируются положительные качества, нормы и правила поведения учащихся.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе можно широко использовать интерактивные игры. Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре дети учатся ‘ осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Но кроме этого игра выполняет ещё и диагностические функции. Ведя игру, педагог наблюдает настоящий этико-психологический спектакль: он видит богатую палитру отношений. Рождающихся, развивающихся, противоборствующих. Он наблюдает субъектов и объектов отношений, выделяет лидера господствующих в группе отношений, обнаруживает степень осмысления общепринятых отношений.

И сейчас я предлагаю вашему вниманию игру, в ходе которой дети учатся сотрудничеству. Роли детей я предлагаю занять вам, коллеги .

ИГРА «Таинственный друг»

Цель: Создание в группе хорошего психологического климата и развития дружеских отношений между детьми.

Материалы: коробка, из которой дети могут тянуть жребий, сложенные вчетверо листочки бумаги с написанными на них именами детей.

Инструкция: «Яхочу предложить вам новую игру, играть в которую вы сможете в течение всей следующей недели. Я пройду перед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одного из вас. Никто не должен знать, чьё имя вам досталось». (Далее педагог обходит с коробкой всех ребят и даёт возможность тем детям, которые вытащат своё имя, поменять бумажку.)

«В течение следующей недели вы будете «таинственным другом» или «таинственной подругой» того, чьё имя вам досталось. Задача этого «таинственного друга» или «таинственной подруги» — делать своему подопечному время от времени приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать свои сюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого он их получает. Через неделю игра заканчивается, и вы будете отгадывать, кто же был столь любезен с вами всё это время… Расскажите, пожалуйста, какими могут быть сюрпризы?»

Можно обговорить общие правила относительно того, какие сюрпризы допустимы, а какие нет.

Вопросы для обсуждения:

  • Любишь ли ты иногда порадовать других небольшими сюрпризами?

  • Ты уже ждёшь приготовленных для тебя сюрпризов?

Приложение 1

Психологические интерактивные игры, способствующие развитию у детей умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать к группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного общения детей друг с другом и со взрослыми.

ИГРА «Паутинка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *