Картотека (старшая группа) по теме: Психологические игры для детей дошкольного возраста
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Как определить лидера?
«Делай раз, делай два».
Ведущий говорит, что по его команде все дети должны одновременно сделать какое-то действие. По команде «делай раз» они поднимают руки вверх и держат до тех пор, пока кто-то из них не скажет опустить руки. По команде ведущего «делай два» игроки начинают бегать вокруг стульев. Когда один из игроков подаст команду, они должны одновременно сесть. Те из детей, которые подавали команды опустить стулья и сесть, скорее всего — лидеры, особенно если это был один и тот же человек.
Кто во что горазд
Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.
Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.
«Мы пойдем гулять»
Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.
Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».
Далее ведущий называет каждому предмет, который нужно взять. Лучше, если эта вещь не подходит для лесной прогулки, так игра получится интереснее.
Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.
Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.
Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.
Далее ведущий объясняет, почему он одних взял, а других – нет. «Штрафники» исправляются, и все вместе идут гулять.
Поиск «клада»
Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.
Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.
Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.
Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.
«Если нравится тебе, то делай так!»
Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг
«Я бросаю тебе мяч».
Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.
«Испорченный телефон»
Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.
-Нет такого человека, чтобы век без греха
-Всякая неправда – грех
-От судьбы не уйдешь
-Риск – благородное дело
-Денег наживешь – без нужды проживешь
-Когда деньги говорят – правда молчит
-И с умом воровать – беды не избежать
-Раз украл — навек вором стал
-Кто сильнее – тот и прав
-С кем поведешься — от того и наберешься
-Умная ложь лучше глупой правды
-Убежал – прав, а попался — виноват
Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Методика «Твое имя»
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Игра «Замри»
По сигналу ведущего все дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала. Тот, кто шевелится, проигрывает: его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
Игра «Повторяй за мной»
Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно для них ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движение, выбывает из игры.
Развитие памяти у детей
«Забавные рисунки».
Игра предназначена для детей дошкольного возраста и тренирует память на названия предметов. На пяти листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы — фрукты, овощи, животных и т.п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети угадывают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет угадать как можно больше предметов. Если с несколькими — устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение. Если игроки совсем маленькие, нужно придумывать название попроще, а карточек с рисунками сделать поменьше.
Игра «Опиши по памяти»
Ведущий на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т. д.
Игра. «Найди картинку»
Ведущий на короткое время (считая до пяти) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показали
Игра «Что изменилось?»
Ведущий ставит перед детьми три — семь игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться и меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось.
Развитие мышления у детей
Игра «Четвертый лишний»
Каждому ребенку выдаются 4 карточки. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
Игра «Собери цветок»
Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д.)- Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Игра «Последовательные картинки»
Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.
Развитие творческих способностей
Игра «Магнитная мозаика»
Игра состоит из различных геометрических фигур на магнитной основе. Дети соревнуются, кто из своего набора сложит больше разных предметов. Это могут быть домики, машинки, поезда, столы, стулья и т. д.
Игра «Чего на свете не бывает»
Дети должны придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. После рассказа детей о нарисованном с ними проводится обсуждение, действительно ли это не встречается в жизни.
Игра «Чудесный лес»
На большом листе бумаги нарисованы несколько деревьев и еще в нескольких местах — небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Необходимо дорисовать все неоконченные изображения (каждый ребенок дорисовывает свою фигурку), превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, цветы, деревья, людей — и даже в то, чего не бывает на самом деле: в невиданные растения, животных» пришельцев.
После окончания рисования дети пробуют разгадать рисунки друг друга и вместе сочиняют историю про одного из обитателей чудесного леса. Так же можно нарисовать «Чудесное море*, «Чудесную поляну», «Чудесный парк» и т. п. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фигурки.
Коммуникативные игры
Игра «Газета»
На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)
Упражнение «Ток»
Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).
Игра «Пожелание»
Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.
Упражнение «Напряжение —расслабление»
Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, подбородок к коленям, руки обнимают колени — напряжение. Расслабление — свободная поза.
После проделанных упражнений дети обсуждают, что они чувствовали, каковы их ощущения. Например, при напряжении: «Я понял, что, если сжаться, мне неприятно, я ощущаю себя маленьким, ничтожным, колючим, мне хочется кого-нибудь ударить» и т. п. При расслаблении: «Я понял, что, если расслабиться, мне становится приятно, тепло, у меня хорошее настроение, я добрый, мне не хочется никого обижать» и т. п.
«Чей голос?»
Дети сидят в кругу. Все закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек. Затем тот, до кого ведущий дотрагивается рукой, произносит слова: «Я здесь». Все должны угадать, чей это голос.
«Оцени поступок»
Ведущий сообщает детям конфликтную ситуацию. Ситуация инсценируется детьми, после чего они с помощью ведущего определяют, какая норма поведения была нарушена. Далее этюд, в котором отражена та или иная отрицательная черта характера конкретного ребенка, должен быть повторен так, чтобы в нем была показана модель желательного поведения в такой же ситуации. (На занятиях с детьми, отличающимися чрезмерной застенчивостью, эгоизмом, упрямством, жадностью, притворством, трусостью, склонностью к ябедничеству и т. п., знающими моральные предписания, но не следующими им, упор делается на эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера).
Учебно-методический материал на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ИГРЫ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 91»
Методические рекомендации воспитателям
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ИГРЫ»
Подготовила:
Педагог-психолог
МБДОУ«ЦРР — д/с №91»
Сахабиева Лейсан Гумеровна
г.Нижнекамск,2014г.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память и воображение, дисциплинннированность и ловкость. Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности. Слайд 3. Влияние игры на личность ребенка. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения. Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, приобретаются навыки взаимодействия с другими детьми, вступления с ними в различные отношения, умение договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать поступки своих товарищей и свои собственные.
Слайд 4. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления в жизни с личным опытом. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.
Слайд 5. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Слайд 6. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Все это делает игру незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей.
Слайд 7. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели помогает воспитывать целенаправленность. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события в жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для них более понятным.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом, чувства дружбы, согласование действий при достижении цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Слайд 8. Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.
Методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа): Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
Роль игры в психическом развитии ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.
Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.
Воспитательное значение игрушек:
— это обязательный спутник детских игр;
— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;
— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,
— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;
— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;
— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;
— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;
— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;
— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.
Требования к игрушкам:
— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;
— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
— должны быть безопасными и гигиеничными;
— развивать познавательные интересы, активизировать общение;
— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;
— пробуждать творческое воображение, изобретательность.
Какие бывают игрушки.
В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.
Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.
Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Консультация по теме: Психологические основы дошкольной игры
Психологические основы дошкольной игры
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, потребность растущего организма. Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения: умение взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в различные отношения, договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Все это делает игру незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей.
В психологии существует множество взглядов на игру, имеется множество теорий игры. Игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Так, например, у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, т.е. в содержании самого действия. Это справедливо не только для игры дошкольника, но и для всякой настоящей игры вообще. Не выиграть, а играть – такова общая формула мотивации игры. Существуют различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Например, существуют игры, которые возникают лишь в определенной ситуации и исчезают вместе с этой ситуацией, но существуют и игры традиционные. Такова, например, игра «в классы». В ней могут варьироваться правила, способы расчерчивания площадки, но принцип игры остается неизменным. Таким образом, игра необыкновенно многообразна не только по своему содержанию, но и по своим формам и источникам. Однако, для того чтобы попытаться вскрыть психологическую сущность игры, следует начать с анализа самого простого примера, самой простой игровой деятельности ребенка. В комнате развертывается игра в «детский сад». Двое из детишек играют, а третий еще не вошел в игру, он сидит и смотрит на играющих. По ходу игры дети собираются устроить перевозку имущества «детского сада» на игрушечной тележке, но для этого нет подходящей «лошади». Один из участников игры предлагает использовать в роли лошади кубик. Конечно, наблюдающий за игрой ребенок не может удержаться от реплики. Это реплика, наполненная величайшим скептицизмом: «Разве такая лошадь бывает?» Как и всякий ребенок, он остается реалистом. Но вот ему надоело наблюдать, он включается в игру, и если теперь вслушаться в его собственные игровые предложения, то оказывается, что, по его мнению, кубик не только может стать лошадью, но даже парой лошадей сразу.
Итак, типичное для игры своеобразное соотношение смысла и значения не дано заранее в ее условиях, но возникает в самом процессе игры. Когда игра продолжается уже достаточно долгое время, когда действие в связи с данными игровыми предметными условиями повторено уже множество раз, то вы можете наблюдать своеобразное явление: игра оборвалась, а ребенок все еще во власти игрового смысла. Игровой смысл как бы заслонил собой реальное значение.
Второе явление, характеризующее динамику отношения смысла и значения в игре, – это явление обыгрывания предмета, например обыгрывания куклы, части сада и т.п. Известно, что ребенок предпочитает иметь дело со старой куклой, что ребенок воспринимает ее интимнее, ближе, чем новую. Он как бы вкладывает в этот предмет свое игровое отношение к ней. Это отношение кристаллизуется не только в самом сознании ребенка, но оно как бы проецируется им и ассоциативно закрепляется за игровыми предметами – игрушками. Это и есть процесс их «обыгрывания». Так обыгрываются кукла, уголок сада, который кажется теперь наполненным таинственными и заманчивыми опасностями, возбуждающими целую гамму чувств, обыгрывается какая-нибудь заброшенная коляска, приобретающая в игре героический облик боевой тачанки, и т.п.
Итак, в дошкольной игре операции и действия ребенка всегда реальны и социальны, в них ребенок овладевает человеческой действительностью. Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (М. Горький). Познавательное значение игры уясняется и подчеркивается в связи с еще одной замечательной чертой детского игрового действия. Она заключается в том, что игровое действие всегда обобщено, это есть всегда обобщенное действие. Ребенок, воображая себя в игре шофером, воспроизводит то, как действует, может быть, единственный конкретный шофер, которого он видел, но само действие ребенка есть изображение не данного конкретного шофера, а шофера вообще, не данных конкретных его действий, наблюдавшихся ребенком, но вообще действий управления автомобилем, конечно, в пределах доступного ребенку осмысления и обобщения их. Это происходит потому, что мотивом для ребенка является не изображение данного конкретного лица, а осуществление самого действия как отношения к предмету, т.е. именно действия обобщенного. …Именно обобщенность игровых действий есть то, что позволяет игре осуществляться в неадекватных предметных условиях. Благодаря тому что игровое действие носит обобщенный характер, самые способы действия, а следовательно, и предметные условия игры могут изменяться в очень широких пределах. Когда ребенок, сидя за столом, создает игровую ситуацию, в которой фигурирует идущий человек (например, доктор, спешащий к больному или в аптеку), то карандаш, палочка или спичка одинаково могут заменить собой человека. С этими предметами ребенок может успешно осуществлять операцию перемещения, т.е. обобщенное движение, требуемое данным игровым действием. Другое дело, если в руке ребенка мягкий круглый мяч. Требуемая операция с ним невозможна, движение лишается своей характерной конфигурации «ходьбы», и наступает такой момент, при котором игровое действие становится уже невозможным.
Итак, в игре не всякий предмет может быть всем. Более того, различные игровые предметы-игрушки выполняют в зависимости от своего характера различные функции, по-разному участвуют в построении игры. Как же развивается игра? В сюжетных, или ролевых, играх играющий ребенок принимает на себя ту или иную роль. Ребенок играет «в шофера», «в воспитательницу» и т.п., строя соответствующую ситуацию и сюжет игры. Когда ребенок берет на себя в игре, например, роль воспитательницы детского сада, то он ведет себя в соответствии с теми правилами действия, которые скрыты в этой социальной функции: он организует поведение детей за столом, отправляет их спать и т.д. Классические игры, с которых начинается игра дошкольника, – это игры сюжетные, с открытой игровой ролью, с открытой воображаемой ситуацией и со скрытым правилом. Ролевые игры с воображаемой ситуацией превращаются в игры с правилами, в которых воображаемая ситуация и игровая роль содержатся в скрытой форме. Игры с правилами, т.е. такие игры, как, например, игры «в прятки», настольные игры и т.п., резко отличны от таких ролевых игр, как игра «в доктора», «в полярного исследователя» и пр. Они кажутся не связанными друг с другом никакой генетической преемственностью и как бы составляющими различные линии в развитии детской игры. Однако в действительности одна из этих форм игры непосредственно развивается из другой, в силу потребности, заложенной в самой игровой деятельности ребенка, причем игры с правилами возникают на более позднем этапе. Экспериментатор играет «в прятки» с ребенком-трехлеткой. Когда ребенок спрятался, экспериментатор не сразу «находит» его, но умышленно задерживается на 1–2 минуты возле ребенка, делая вид, что он не может его отыскать. Тогда малыш не может удержаться от того, чтобы не нарушить правило, и тотчас же выдает свое присутствие возгласом: «Дядя, а я здесь!» Совсем иначе играет в прятки ребенок 6 лет. Главное для него – выполнить правило. Экспериментатору пришла мысль уговорить обоих детей – 3 и 6 лет – спрятаться вместе. Экспериментатор снова делает вид, что он не может сразу найти спрятавшихся детей. Вскоре слышатся оживленные голоса детей и заглушенная возня. Малыш стремится обнаружить себя, а шестилетка запрещает ему это сделать; раздаются возгласы: «Тише, молчи!» Наконец, старший делает попытку зажать рот маленькому – дело доходит до весьма энергичных приемов, заставляющих малыша подчиниться правилу. Различие в поведении обоих детей обнаруживается в этом опыте в удивительно наглядной и ясной форме. Как же возникают игры с правилами? Они вырастают из ролевых игр с воображаемой ситуацией; «кошки-мышки», «волки и овцы» – в самом названии игр слышится, что они произошли из игр с ролями. Тот факт, что игры с правилами рождаются в ролевых играх с воображаемой ситуацией, полностью подтверждается фактами специальных наблюдений и исследований. Наконец, об этом свидетельствует опыт практического воспитания у детей младшего дошкольного возраста умения подчиняться правилу, который был осуществлен с целью проверки этого положения. Замечательной чертой игр с фиксированными правилами является то, что как во всякой ролевой игре уже заключено определенное правило, так во всякой игре с правилами внутренне заключена определенная задача. Развитие игры с правилами и заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи.
Среди игр с правилами и фиксированной задачей следует отметить игры с двойной задачей, которые имеют большое психологическое значение. Примером таких игр может служить старая игра, известная под названием игры в «пятнашки с колдуном». Правило этой игры заключается в том, что «засаленный» ребенок должен стоять совершенно неподвижно до конца игры: он «заколдован». Если, однако, один из убегающих дотронется до него, то он его «расколдовывает, «засаленный» вновь принимает участие в игре.
Таким образом, перед убегающим ребенком стоит двойная задача: во-первых, он должен не дать себя «засалить» или «запятнать», он должен помочь «заколдованному» товарищу – освободить его, что, конечно, можно сделать не иначе, как подвергая себя риску быть пойманным. Все эти игры представляют большой психологический интерес потому, что в них развиваются чрезвычайно важные черты личности ребенка. Прежде всего, это умение ребенка подчиняться правилу даже в тех случаях, когда непосредственное побуждение толкает его к совсем иному действию. Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, управлять им, научиться подчинять его определенной задаче. Почему психологически важны игры с задачами? Их психологическое значение заключается в том, что в них впервые возникает еще один очень важный для процесса формирования личности ребенка момент – это момент самооценки. Он возникает в еще очень простой форме – в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов – сравнительно с другими. В этой игре ребенок всегда первый, он бегает быстрее других, лучше умеет спрятаться, а в другой игре первым бывает Сережа или Ваня: они лучше, чем он, умеют выполнять требования игры; из этого сравнения и вытекает самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей, умений. Это совсем не то, что оценка, получаемая им от окружающих; здесь впервые ребенок начинает сам оценивать свои действия. Наконец, весьма существенный для развития психики ребенка момент вносят указанные выше игры с двойной задачей. Они вводят моральный момент в деятельность ребенка: например, в игре «в пятнашки с колдуном» непосредственное побуждение, создаваемое игровой ситуацией, – во что бы то ни стало избежать «пятнашки» – преодолевается моральным мотивом помочь товарищу. И здесь опять-таки важно то, что этот моральный момент выступает в деятельности самого ребенка, т.е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции.
Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.