Что такое иллюзия восприятия в психологии
Иллюзия восприятия в психологии не имеет ничего общего с галлюцинациями. Человеческий мозг, воспринимая информацию, которую передает ему зрение, проходит стадии синтеза, анализа и обобщения, соотнося изображение с уже имеющимися представлениями, полученными в процессе приобретения знаний и жизненного опыта. Иногда для прохождения всех этих стадий необходимо отыскать подходящее вербальное определение или зрительный эквивалент. Этот процесс происходит у каждого человека индивидуально, потому что состав нейронов головного мозга уникален и неповторим, так же, как и информационный багаж отдельной личности.
Эмоциональная окраска виденного зависит от состояния человека, пережитого и увиденного им, возраста и даже функциональности органов зрения. Объяснение зрительных иллюзий, связанных с преломлением света, толщей и движением воздуха, слоем воды, лежит вне изучения психологии. Эта наука изучает иллюзии, которые появляются у человека в результате наложения на визуальный объект эмоций, чувств и субъективных оценочных факторов. Индивидуальное восприятие не может быть объективным, потому что в него вложен субъективный человеческий комплекс.
Бессознательность искажения и его вариации
Галлюцинации возникают в сознании человека при полном или частичном отсутствии предмета, объекта, или явления, которые могли бы отразить его совершенно реальные органы чувств. К появлению галлюцинаций приводят расстройства мозговых функций, психические заболевания, патологии человеческой психики. А иллюзии возникают при анализе здоровыми органами человеческого восприятия абсолютно реальных внешних объектов. Это искаженное представление, происходящее при индивидуальной реакции человеческого мозга на внешний рецепторный раздражитель.
- Основанные на определенных физических условиях.
- Те, что обусловлены психологически.
Однако некоторые теории связывают физическое воздействие и психологические условности в неразрывное целое, которое продуцирует человеческий мозг. Психологические иллюзии — это результат деятельности физического объекта, состоящего из индивидуального сочетания миллионов нейронов, которые получили информацию с реальных физиологических рецепторов. Только индивидуальность, накопленная в этом сочетании, и способность по-своему обрабатывать полученный умозрительный поток, обретенная в результате процессов сложной биохимии головного мозга, приводит к возникновению психологических иллюзий. Психология иллюзии есть попытка объяснить с позиции определенной науки, почему происходит этот процесс.
В психологии до сих пор не существует сколько-нибудь внятной классификации иллюзий. Наиболее изученными считаются на сегодняшний день зрительные, возникающие на рецепторах органов зрения. Но это, скорее, заслуга оптики, которая сделала возможным изучение преломления света, и офтальмологии, изучившей механизм действия человеческого глаза с позиций физики и анатомии. Зрительные иллюзии как результат деятельности человеческого глаза по-прежнему слабо поддаются психологическому объяснению. Сложно объяснить, почему сотни людей при взгляде на одно и то же явление или один и тот же предмет получают иногда совершенно одинаковые ошибочные представления, а иногда — абсолютно разные, но тоже не соответствующие реальному положению вещей.
Зрительное восприятия и его иллюзии
Определения психологии о том, что такое искажения действительности, полученные в результате деятельности органов зрения, слабо отражают характер явления. Опосредованно пропущенная сквозь призму индивидуального сознания информация, полученная сквозь оптическую линзу глазного механизма, приобретает характер субъективного знания. Определение иллюзии восприятия как искажения зрительного образа просто не учитывает всех составляющих происходящего сложнейшего процесса. Искаженное восприятие получаемого зрительного образа зависит от многих составляющих:
- эмоциональной направленности;
- психологического состояния;
- информационного освещения;
- ассоциативного ряда индивидуального сознания;
- полученной установки;
- возрастного фактора;
- степени освещенности;
- расположения в пространстве;
- временного отрезка суток;
- информационного окружения.
Самая совершенная аналитическая машина не в состоянии проанализировать все психоэмоциональные и физиологические факторы, воздействующие на определенного человека. В психологии принято считать, что зрительные иллюзии возникают не в момент получения информации посредством зрительной функции, а в момент, когда происходит осмысление ее субъектом, который получает эту информацию. И якобы можно избежать появления заблуждения, если убрать факторы, мешающие правильному осмыслению. Но насколько реально устранить из сознания все составляющие, начиная от устойчивых детских впечатлений и заканчивая внедренным посредством информационных технологий в сознание человека идеологического устойчивого барьера? У психологии не имеется четкого и определенного ответа.
Иллюзии зрения: общая характеристика
Принято считать, что зрительные иллюзии (обманы зрения, если исходить из этимологии термина) можно подразделить на несколько видов:
- искажения размера;
- пространственные;
- вызываемые движением фона;
- возникшие вследствие перемещения объекта;
- последствия перспективы и отдаленности;
- портретные;
- цветовые.
Однако в большинстве случаев причины возникающего обмана зрения действуют в совокупности и дают сочетанный эффект. Возможность выделения определенного доминирующего фактора воздействия не означает, что он присутствует в единственном варианте. Приводимые классические примеры искусственно вырваны из реального контекста и носят экспериментальный характер. Не стоит забывать и о том, что человеческое сознание способно одновременно воспринимать информацию всех органов осознания действительности, и, к примеру, слуховые иллюзии могут воздействовать и на восприятие зрительного образа. Психика — это не реальное явление, которое можно ощупать и описать, а эфемерная и сложная субстанция биохимической активности мозга.
Классический пример цветового искажения — черные и белые цветовые вариации. Свойства этих двух цветов, которые влияют на пространственные ощущения и искажают восприятие человеческого глаза, основаны на несовершенстве хрусталика как оптического прибора (белые квадраты на черном фоне кажутся визуально крупнее, чем черные на белом).
Черно-белые цветовые погрешности — это не единственная возможность воздействия с помощью цвета. Черный предмет, изображенный на зеленом фоне, кажется красноватым, на красном — зеленоватым, а яркие тона делают предметы визуально выпуклыми. Существует довольно много подобных цветовых обманов, с помощью которых можно воздействовать на психическое состояние человека. В то время, когда эти явления начали использовать, никто еще не задумывался о том, что они являются всего лишь результатом преломления лучей света в хрусталике человека. Кстати, по этой же причине большинству людей вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных.
Пространственные иллюзии давно замечены. Например, широко известная иллюзия луны состоит в том, что на горизонте она кажется больше, чем, когда находится в зените, а расстояния на море видятся меньшими из-за визуальной неразделенности пространства. Характерным примером исследуемого психологией явления обычно становится параллакс, объясняемый движением глаз людей. Из-за этого кажется, что предметы, расположенные у обочины, движутся быстрее, чем те, что удалены от перемещающегося объекта. Однако все это относится не столько к предмету исследования психологического аспекта, сколько к физиологическим особенностям человеческого зрения и природе преломления света.
Больше к психологическим аспектам относится портретная иллюзия, при которой оптические эффекты, достигнутые помещением зрачков в центр глаз изображенного на портрете человека, создают ощущение, что нарисованный субъект смотрит в любую точку комнаты, в которой висит картина. Для человека с неустойчивым типом психики, впечатлительного и эмоционального, воссоздается иллюзия восприятия, благодаря которой ему кажется, что портрет за ним наблюдает.
Весь мир — иллюзия, или майя
Согласно великим духовным традициями Индии, окружающая человека действительность есть просто иллюзия, которую создает его субъективное ощущение пространства, получаемое обманом органов внешнего восприятия. Майя — великая иллюзия, или нереальность, и осознание этого является краеугольным камнем индуизма, основой йоги и медитации. Идеологическая презентация окружающей реальности как индивидуального заблуждения человеческой психики была воспринята европейцами в качестве духовной слабости индусов, исповедовавших столетиями философское восприятие майя. Современный мир, между тем, как раз и есть наглядная демонстрация того, как можно навязать человеку восприятие окружающей действительности с помощью информационных технологий.
Интересное представление об информационных технологиях, которые создают вокруг субъекта видимые волны, по мнению учения майя, требует исследования глубины этих окружающих человека волн, а также расширения зрительной духовной сферы до восприятия пространства в глобальных масштабах, игнорирования того, что навязывается, как черно-, бело-, негативное или позитивное, но чужое восприятие.
Способность контролировать и способ повлиять на события
Вера человека в способность контролировать ожидаемые события — это ничто иное, как продолжение иллюзии внешнего восприятия, но уже не очень зависящей от физических параметров зрения. Чем значительнее и позитивнее ожидаемое событие, тем больше человек склонен верить в его вероятность. Чем негативнее ожидаемое событие, тем эта убежденность меньше. Достижение позитивного результата становится отправной точкой для веры в то, что человек способен контролировать события. Получение отрицательного исхода, показывающее иллюзорность подобной убежденности, не снижает веры в свои способности, а перекладывает ответственность на внешние факторы. По мнению психологов, проводивших эксперименты с добровольными испытуемыми, иллюзия контроля не оказывает никакого влияния на вероятностные шансы личности, но способна существенно исказить объективную оценку реальных возможностей.Заблуждение о способности влиять на ход событий часто приводит человека к резко негативным последствиям. Характерным примером этому становятся крупные проигрыши в азартных играх или игровых автоматах, когда человек убежден в том, что может предугадать выпадение абсолютно случайной комбинации цифр или то, как сыграет автомат. Если в какой-то момент ему удается это сделать, случайное совпадение только укрепляет в нем веру в способность контролировать события.
Иллюзия восприятия — это интересное свойство человеческой психики, основанное на реальных показаниях органов физического восприятия, но способное сыграть злую шутку с его жизненной стезей.
что это такое, виды иллюзий
Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия. Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств. Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.
Что такое иллюзия
В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.
Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное восприятие.
В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как галлюцинации и бред уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.
В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.
Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша мотивация, поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.
При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.
Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, самооценке, подверженности внушению, патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в сознании образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.
Виды иллюзий
Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.
Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего страхом. Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.
Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.
Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».
И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.
Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.
Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.
Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Журнал «Человек без границ» — Иллюзии зрительные и иллюзии психологические
Верите ли вы, что видите мир таким, какой он есть? Или согласны с Антуаном де Сент-Экзюпери, который говорил, что в действительности все не так, как на самом деле?
Большую часть информации о внешнем мире мы воспринимаем через зрение, но можно ли всецело полагаться него? Ведь мы знаем, что существуют зрительные иллюзии, что они имеют физиологические основы и связаны с тем, как организован зрительный анализатор человека.
«Иллюзия» в переводе с латыни — «ошибка, заблуждение». Может ли зрительная иллюзия привести, в свою очередь, к иллюзии психологической? Могут ли особенности зрительного восприятия мира внешнего отразиться на особенностях нашего внутреннего мира, на нашем мышлении и мировоззрении? И вообще, как связаны между собой зрительное восприятие реальности и та картина мира, которую мы у себя формируем?
Зрительные иллюзии
Чтобы ответить на все эти вопросы, рассмотрим особенности процесса зрительного восприятия. Знаете ли вы, что зрительную информацию о мире нам дает прежде всего мозг, а не глаза? Причем зрительный анализатор, включающий мозг и глаз, — не фотокамера, не фотоаппарат, а преобразователь. На примере рисунков 1 и 2 мы можем в этом убедиться.
Видите ли вы на рисунке 1 верхний серый квадратик как более темный по сравнению с нижним? А верите ли вы, что они одного и того же оттенка серого цвета? А между тем это так. И вы можете в этом убедиться, если закроете чем-нибудь линию их соединения. На чем основана эта иллюзия? Дело в том, что, когда мы смотрим, глаза превращают свет, отраженный объектом, в электрический сигнал, который посылается по нейронному пути (называемому оптическим нервом) к задней части мозга (зрительной зоне), где происходит анализ информации. Мозг пытается определить, в какой части пространства находится объект. Оттенки и тени дают мозгу догадку, что верх — это хорошо освещенная серая поверхность, а низ — плохо освещенная белая поверхность. Но, как мы видим, в данном случае это приводит к иллюзии — два одинаковых оттенка мы видим как разные.
На рисунке 2 — похожая иллюзия. Она впечатляет еще больше. Если вы не верите, что квадратики, на которых написаны буквы А и Б, одного цвета и даже оттенка, просто вырежьте их и сравните.
Почему это происходит? Дело в том, что в мире с единственным источником света — Солнцем — наш мозг научился доверять теням как надежному способу узнать о положении объекта в пространстве, что и приводит к подобным иллюзиям. Что-то воспринимается как освещенное светом, что-то — как находящееся в тени, и мозг делает соответствующие корректировки.
Например, что вы видите на рисунке 3? Верите те ли вы, что на нем изображены два идеальных вписанных друг в друга круга? Или на рисунке 4 — видите ли вы синие линии параллельными? А между тем, это так — в обоих случаях.
Из вышесказанного и увиденного можно сделать вывод: если мы что-то видим собственными глазами, и, мало того, большинство людей видят то же самое, а кто-то говорит нам, что это не так, то именно он один может оказаться прав. И наш критерий — доверять большинству — не всегда верен. И если большинство говорит, что нечто очеВИДНО (то есть видно собственными глазами), — то это все равно еще не факт!
Еще Платон в своем труде «Государство» говорит, что мы все находимся в «пещере» и видим мир теней. Философ приводит такую метафору: люди сидят в пещере, прикованные цепями таким образом, что могут смотреть только на стену пещеры и видеть на ней тени, которые создаются всем, что освещено солнцем у ее входа. Здесь «цепи» — это наши органы чувств, которые, как мы увидели, действительно могут нас обманывать.
Очень близкий образ дается в древнем индийском философском тексте Бхагавадгита (шестая книга «Махабхараты»): «Кто позволяет, чтобы его разум привязывался к объектам ощущений, становится заключенным и порабощается ими».
Как видим, философы и на Востоке, и на Западе представляют человека, доверяющего своим ощущениям, как заключенного, прикованного цепями.
Согласно Платону, объективный, или чувственный, мир — это тот мир, который воспринимается с помощью органов чувств. И можно сказать, что это мир иллюзий. Не только потому, что он изменчив, непостоянен во времени, но еще и потому, что человек не может полагаться на чувственный опыт, ибо этот опыт ограничен и не ведет к мудрости. На его основе человек формирует только мнения. Подлинное же знание рождается от прямого созерцания идей в мире умопостигаемом. Платон считал, что все мнения, не основанные на знании, никуда не годятся. «Даже лучшие из них и те слепы. Если у людей бывают какие-то верные мнения, не основанные на понимании, то они ничем не отличаются от слепых, которые правильно идут по дороге».
Мнения — это все, что исходит из чувственного опыта, а не опыта разума.
Согласно современным психологическим представлениям, есть три пути познания: пути рассудка, разума и интуиции. Рассудок — логический ум, которому современный человек так часто доверяет; этот ум догматичен, категоричен, не вникает в суть. Он не способен выйти за пределы анализируемого содержания и оперирует в рамках сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам. Разум способен выйти за пределы наличного знания, постичь единство противоположностей, суть вещей. Интуиция, как ее определял Спиноза, — это «высшее состояние Разума». Сегодня доверяют логике, рассудку, но, как видим, это довольно ограниченный инструмент познания мира. Физик, астроном, философ А. Пуанкаре когда-то сказал: «Чистая логика всегда привела бы нас только к тавтологии; она не могла бы создать ничего нового; сама по себе она не может дать начало никакой науке… Чтобы создать геометрию или какую бы то ни было науку, нужно нечто другое, чем чистая логика. Для обозначения этого другого у нас нет иного слова, кроме слова »интуиция»».
Если вернуться к зрительным иллюзиям, то существуют иллюзии цвета, движения, формы, перспективы, как на рисунке 5. Какими вы видите горизонтальные палочки, лежащие на дороге? Как вы догадываетесь, они одинаковой длины. Мозг использует глубину и перспективу, чтобы узнать об окружающем мире, и создает целостную трехмерную картину мира. Важно отметить, что мозг воспринимает мир целостно, связанно. В самой структуре мозга заложено представление о мире, Вселенной как о едином целом. Представление о мире как о едином живом организме существовало уже у античных философов. Древние греки называли мир «космос», то есть «порядок, красота, гармония». А что такое гармония? Это созвучие части целому. То есть красота — свойство целого, не части.
Сегодня физики согласны с древними представлениями о единстве мира. К примеру, Дэвид Бор считает, что «…неделимое квантовое единство всей Вселенной является наиболее фундаментальной реальностью».
Удивительно, но нейрон (клетка головного мозга) и Вселенная по структуре очень похожи. Недаром ученые говорят, что внутри каждого из нас спрятана целая Вселенная.
Психологические иллюзии
Рассмотрим, каким образом зрительные иллюзии могут становиться основой иллюзий психологических. Согласно современным исследованиям, большую часть информации об окружающем мире (80–90%) человек получает благодаря зрению. В свою очередь, то, как мы видим, влияет на нашу «точку зрения», мироВОЗЗРЕНИЕ. То, что мы видим, — внешнее; наши представления, мировоззрение — внутреннее. Развитие психики человека происходит от внешнего к внутреннему. Этот процесс называется интериоризацией: внутренние структуры человеческой психики формируются благодаря усвоению структур внешней деятельности. Так, сначала формируются внешние пространственные представления, потом внутренние (не только пространственные). Когда человек строит представления о чем-то, он опирается на аналогии органов чувств, разных анализаторов (не только зрительных, но слуховых, тактильных и пр.). Например, о человеке мы можем говорить: глубокий / поверхностный, близкий / далекий, тяжелый / легкий, кислый / сладкий и пр. И эти слова будут для нас иметь понятный нам смысл, раскрывать особенности человека.
Пространственное, образное мышление лежит в основе воображения и процесса мышления как такового, и то, как и что мы видим, несомненно влияет на нашу «точку зрения», нашу внутреннюю позицию. Если использовать метод аналогий, зрительные иллюзии помогут наглядно увидеть, что может лежать в основе психологических иллюзий. Надо сказать, что метод аналогий — один из основных, он помогает нам понять что-то новое, чего не было еще у нас в опыте. Он связывает новую информацию с уже известной нам. Без этого она бы просто «проваливалась», не могла бы закрепиться.
Обратимся вновь к зрительным иллюзиям. Посмотрите на рисунок 6. Длина линий А и Б одинакова, но линяя А кажется короче. На рисунке 7 круг в центре, окруженный маленькими кружочками, выглядит больше, чем тот, что окружен большими кругами.
Если нечто окружено чем-то небольшим, то оно воспринимается более значительным, и наоборот. Какое психологическое заблуждение может проиллюстрировать нам эта зрительная иллюзия? Если человек ставит перед собой маленькие цели и задачи, которые легко выполнить, не прикладывая много сил и способностей, если он окружает себя «маленькими» людьми, то на их фоне он сам будет казаться (прежде всего, себе самому) более значительным и важным. И мы по опыту знаем, что это действительно так.
Следующий рисунок поможет осознать пространственные основания еще одного субъективного заблуждения. На рисунке 8 желтая линия, расположенная ближе к нам, воспринимается меньшей, чем дальняя. Это уже рассмотренная нами иллюзия перспективы. Какая психологическая иллюзия может на ней основываться? Все, что мы уже имеем в настоящем опыте, кажется нам проще и легче, чем то, что ждет нас в будущем. Новые задачи всегда кажутся очень трудными, даже если они требуют столько же усилий, сколько уже решенные проблемы. А ведь когда-то и те казались нам непосильными.
Другое заблуждение, точнее, ограничение восприятия мира и мышления можно понять с помощью рисунка 9. Фигура внизу большинством людей воспринимается как набор хаотически расположенных кусочков. На верхнем же рисунке мы легко можем увидеть куб, мысленно продолжив линии. Чем отличается верхняя фигура от нижней? Только одним: в нижней все линии замкнуты.
Итак, когда мы что-то мысленно обрезаем или оПРЕДЕЛяем, ограничиваем часть реальности, мы перестаем видеть Целое.
При общении, рассуждении о чем-то нам важно всё определить, договориться о терминах. Но в основе глагола «определить» лежит понятие предела, ограничения. Подобный метод ограничивает какую-то часть реальности и разрушает связи между частями единого мира. Этот способ размышлений ограничен, потому что мы перестаем видеть мир таким, какой он есть, то есть видеть его целостно. К примеру, сегодня много узкоспециализированных наук (физика, химия, биология и пр.), каждая из них исследует какую-то грань реальности, но при таком подходе мы скоро будем знать всё… ни о чем.
Опыт и убеждения
Есть и еще кое-что, что ограничивает наше восприятие. Во-первых, опыт, который нами накоплен. А во-вторых, и это самое удивительное, — восприятие может быть ограничено нашими убеждениями. То есть мы можем попросту не увидеть того, что входит в противоречие с нашим опытом и убеждениями. Для того чтобы понять, почему это происходит, рассмотрим, как проходит процесс восприятия зрительной информации. На первом этапе мозг группирует импульсы, приходящие извне (по форме, цвету, узору и пр.), — классифицирует. Затем он связывает образы с ассоциациями прошлого опыта, следами памяти.
Причем эти следы памяти имеют характер не детальных картинных изображений, а схем. То есть у нас внутри не заложены картинки дерева, человека, дома и пр.
На следующем этапе мозг определяет значимость информации. За значимость информации, ее «вес», «отвечают» эмоции. Они определяют, на что стоит обращать внимание, исходя из ценностей и приоритетов личности. Так мать, занятая работой, услышит даже слабый голос своего ребенка на фоне общего шума.
На двух последних этапах, когда мозг связывает образы с ассоциациями прошлого опыта, следами памяти и определяет значимость информации, он избавляется от большей части информации. В книге «Кроличья нора, или Что мы знаем о вселенной и о себе» приводятся такие данные: объем информации от пяти органов чувств — 400 000 000 000 бит/сек. До сознания доходит всего лишь 2000 бит/сек. Мозг отсеивает огромное количество «ненужной» информации, чтобы предотвратить реакцию нервной системы на «несущественные» раздражители. После этого мозг объединяет то, что прошло через фильтры памяти и значимости, в нечто целое — «рисует картину», которая представляет собой уже не реальный мир, а нашу интерпретацию мира, образ реального мира, который отражает не столько объективные характеристики наблюдаемого мира, сколько его ожидаемые свойства на основе эталонов, сенсорных стереотипов — образов, хранящихся в памяти.
Эмоции, с одной стороны, помогают запоминать; с другой стороны, они же «виновны» в том, мы порой не видим то, что не ожидаем увидеть и во что не верим, исходя из прошлого опыта и убеждений. В той же книге приводятся два интересных примера. В первом из них родившиеся мыши находились три недели в условиях, где не было вертикальных линий, только горизонтальные. Когда их выпустили, они стали натыкаться на вертикальные объекты, например, на ножки стульев и столов, потому что не видели их. Мы можем подумать: это мыши, а с нами, людьми, подобного уж точно не произойдет! Но второй пример развеивает эти сомнения. В одном из штатов Америки было несколько случаев, когда машина на шоссе врезалась в спортивный самолет, совершавший аварийную посадку на шоссе. Когда водителей спрашивали, почему это произошло, все они говорили одно и то же: что они не видели самолет. Они были убеждены, исходя из своего прошлого опыта, что на шоссе самолетов не бывает, и их мозг просто игнорировал эту информацию.
Таким образом, когда мозг создает картину мира, он избавляется от большей части информации и строит «реальность» на основе воспоминаний, ассоциаций — известного, ожидаемого — и при этом порой игнорирует реальность, как в примере с мышами или водителями машин и самолетом.
Но тогда неизбежны вопросы: а как нам вообще удается воспринимать нечто новое? И как нам приблизить образ реальности к самой реальности? Что может в этом помочь? Очевидно, что надо расширять систему собственных представлений, расширять свою модель реального и возможного. Это поможет нам обогатить список образов или сенсорных стереотипов, с которыми сверяется мозг.
Известно, что восприятие окружающего мира органами чувств помогает формировать знание о нем. Но, как видим, верно и обратное: новое знание открывает для мозга новые уровни восприятия. Причем имеется в виду знание не на уровне информации или просто слов и предложений, которые мы можем запомнить и повторить, не наполняя их при этом смыслом и глубиной, а знание как понимание, как внутренний, прожитый опыт.
Как ни парадоксально, но чем меньше мы знаем, тем меньше мы можем увидеть, воспринять. Уже древние философы Востока и Запада утверждали, что все наши страдания, всё зло — от неведения. Об этом же говорили Платон, Сократ, неоплатоники и другие античные философы. Эта идея звучит как основополагающая в буддизме, а в качестве одного из способов преодолеть неведение предлагается развивать осознанное внимание, которое может помочь преодолеть границы предшествующего опыта, сужающего наше восприятие.
***
Итак, наше восприятие избирательно. Мы можем не увидеть того, чего нет в нашем прошлом опыте или картине мира. И если не прилагать сознательных усилий, мы будем видеть только то, что ожидаем увидеть или во что верим. К примеру, если бы вас сейчас попросили оглядеться и заметить, сколько людей вокруг одеты в оттенки красного, а потом спросили, сколько людей было в сером, то вряд ли вы ответите точно. Потому что не было установки на восприятие серого цвета. Установка повышает нашу осознанность.
А когда мы «раскрываем» глаза шире, чем обычно, и не просто смотрим, но при этом и видим? Когда наше внимание меньше подвержено фильтрам восприятия? Например, в новом месте, особенно в первые дни, когда еще не оФОРМились наши представления, пока мы не оПРЕДЕЛили всё для себя. Процесс оформления и определения (от слов «форма» и «предел») ограничивает реальность нашими представлениями о ней. После этого появляются ожидания, убеждения, и дни становятся упорядоченными, предсказуемыми с нашей точки зрения, а также более скучными, обыденными. И даже время, которое в первые дни текло по-другому (мы были более открытыми для восприятия, поэтому больше видели, больше замечали, и время становилось более наполненным), теперь пролетает намного быстрее, потому что все входит в привычную колею.
Как нам выйти из колеи прошлого опыта? Возможно, нам поможет, если мы попытаемся в обычной, повседневной жизни смотреть на все так, как в первый раз, без предубеждений. Удивляться восходу солнца, капельке росы на траве, первому снегу — тому, что мы видели уже тысячи раз. Но каждое мгновение жизни неповторимо, и на самом деле ничто не бывает таким же, как было. На Востоке это хорошо знают. К примеру, в Японии есть традиция любования — сакурой, луной, цветами и т. д. Это помогает не просто смотреть, а видеть, замечая мельчайшие детали, тонкости природы. И с этим приходит большая сознательность восприятия мира и людей. Важно делать сознательные усилия — замечать не привычное, а новое, иное, необычное. Например, ловить себя на повторении «любимых» действий и делать что-то совершенно иное, испытывая при этом новые эмоции и тем самым создавая новые следы памяти. Именно об этом говорит пифагорейская акусма: «Не ходите торными дорогами». И становится более понятным, почему так важно вновь и вновь протаптывать новые дороги, «новые колеи». Развивать внимание, учиться смотреть на все свежим взглядом, без ожиданий. Все это помогает приблизить образ мира к реальному миру. И, конечно, важно расширять систему представлений, знаний о мире, расширяя границы реального и возможного. Сознательно делать что-то не так, как обычно, и делать то, что трудно. И правы были пифагорейцы, когда на вопрос о том, что самое легкое, отвечали: «Жить по привычке».
Литература
Арнтц У., Чейс Б., Висенте М. Кроличья нора, или Что мы знаем о вселенной и о себе. — М., 2011.
Иллюзии зрительного восприятия // Журнал «В мире науки»
http://www.psy.msu.ru/about/lab/perception/sciam_illusion.pdf
Грегори Р. Разумный глаз. — М., 2003.
Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.
Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М., 1990.
Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.
Молковский А. Зрение человека. — С., 1983.
Большой психологический словарь. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. — М., 2003.
Иллюзии мышления или как мы обманываем себя и других по жизни. Воздушные замки и как снять розовые очки? Психологические ловушки мышления, реальность и восприятие
– Ты суслика видишь?
– Нет!
– И я не вижу, а он есть!
(с) диалог из фильма «ДМБ»
Поговорим сегодня про иллюзии. Не те иллюзии, которые вы видите на представлениях фокусников, но те иллюзии, которые мы сами создаем и видим каждый день вокруг. В самом начале, хотелось бы оговориться, что тема эта настолько обширная и спорная, что нет ни малейшей возможности раскрыть данный вопрос в одной единственной статье.
Как только мы начинаем говорить про реальность и иллюзии, мы сразу же попадаем в ловушку нашей психики. Дело в том, что мы устроены таким образом, что субъективно воспринимаем окружающий мир через наши органы чувств.
Мы не воспринимаем мир таким, каков он есть, мы создаем свою собственную модель этого мира. Широко известен такой тезис: «карта – не есть территория».
Откуда мы берем свои знания о реальности вокруг?
С самого раннего детства, когда мы совершенно открыты и наивны, не обладаем способностью критически относится к происходящему, в нас начинают загружать “различные карты”. Сперва, это делают наши родители и близкие, затем, продолжают посторонние люди, школа, СМИ, друзья, общество, институт. Потом мы выходим в реальную жизнь, и порой оказывается, что мир не такой, каким мы его себе представляли. Здесь мы сталкиваемся с крушением своих иллюзий. Но какой бы болезненный этот процесс не был, не стоит беспокоиться, очень быстро на этом месте мы создадим новую иллюзию.
Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что люди не делятся на тех, кто живет в реальности и тех, то пребывает в иллюзиях. В той или иной степени, мы все живем в собственных иллюзиях.
С практической точки зрения, важнее насколько ваши иллюзии оказываются жизнеспособными и позволяют вам иметь хорошее качество жизни, быть счастливым, либо наоборот, делают нас несчастными заложниками собственных неврозов. Наше сознание – это самый великий иллюзионист, который с одной стороны, защищает нас от хаоса Вселенной, отбирая только ту информацию, которую считает нужной и безопасной, но с другой стороны, выполняет роль тюремщика, не позволяя выйти за рамки созданного мира.
Что контролирует и определяет наше поведение?
В каждую секунду времени на нас воздействует огромное количество информации, но только наше сознание искажает, обобщает, а что-то и вовсе пропускает, чтобы не дай Бог вы не заподозрили неладное. Самым частым и действенным механизмом, который контролирует наше поведение – является страх во всех его проявлениях.
Помните интернет-мем про платье, которое часть людей видели как белое-золотое, а часть людей были уверены в том, что оно сине-черное. Мне кажется, уже не осталось ни одного офиса, в котором бы не успели обсудить этот феномен. Вот вам наглядный пример того, как играет с нами наше сознание. А теперь на секунду задумайтесь, что мир в тысячи раз более сложный, чем эта ситуация с платьем. Один физик высказал такую мысль: «раньше мы считали, что физика объясняет законы Вселенной, а сейчас мы понимаем, что физика позволяет лишь объяснить то, что доступно нашему сознанию о законах Вселенной». Или вспомните отзывы, которые получил фильм «Интеррстеллар». В такой художественной форме многие познакомились с некоторыми теориями, о которых давно известно физикам.
Но давайте теперь перейдем от космических масштабов, к нашей повседневной жизни. Что нам эти черные дыры и гравитационные поля и искажение пространственно-временных континуумов? Здесь бы со своей жизнью разобраться!
Я могу похвастаться, что каждый день встречаюсь с другими реальностями и другими Вселенными. Как? Да очень просто – я встречаюсь с людьми. Когда человек мне рассказывает про свою жизнь, я не перестаю удивляться, насколько все по-другому у него там устроено. Каждый из нас является для другого окном в иной мир.
САМЫЕ БОЛЬШИЕ ИЛЛЮЗИИ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ
Иллюзия бессмертности.
«Что за бред?» – скажите вы. Казалось бы, все люди понимают, что они смертны, но в то же время, в нас существует этот самый страх смерти. И главную роль, которую он выполняет – это попытка всяческими путями уберечь нас от опасностей, в конечном счете, обмануть смерть. Одна проблема, этот самый страх проявляется каждый день во всех сферах жизни. «Я не пойду туда, потому что это может быть опасно для моего здоровья. Я не стану это делать, потому что это опасно для моего благополучия. Я, в принципе, избегаю любых опасностей»
Однажды я наблюдал за своим 3-летним сыном, который пытался взобраться на кучу щебня. Там лежали довольно большие камни, мой сын без всякого страха пытался взобраться на самый верх. Я беспокоился за его жизнь и здоровье, и начал одергивать, говоря, «это опасно, не лезь туда, сейчас же прекрати, осторожно ты оступишься и упадешь!». И в эту минуту я задумался «а как он сможет взбираться на свои жизненные горы, если я его научу бояться?» Ведь как часто мы в жизни подходим к «своей горе» и отказываемся даже от попытки на нее взобраться, потому что боимся падения.
Вот так и работает наш страх смерти.
Иллюзия всемогущества.
Где-то в глубине души, нам кажется, что на самом деле мы все можем, что все от нас зависит, мы практически идеальны, осталось совсем чуть-чуть. Мы гоним от себя даже саму мысль, что мы всего лишь человек, и при этом весьма ограничены, нам слишком многое неподвластно, и мы никогда не станем идеальными.
Иллюзия личной ответственности.
Удивительно, но одновременно с иллюзией всемогущества, в нас существует и иллюзия нашей ответственности за свою жизнь. Ведь каждый человек, не моргнув и глазом, скажет, что, конечно же, он отвечает, и за свои мысли, и решения, и действия. И в большинстве случаев – это будет наглая ложь! Достаточно начать расспрашивать такого человека о его жизни, и он с удовольствием все начнет списывать на обстоятельства, случай, судьбу или наследственность. «Мне не повезло, виноваты родители, общество, государство, так случилось, я не знаю, почему так вышло, что-то нашло на меня» Вот маленький перечень из большого списка оправданий, который есть у каждого. Даже в отношениях, всегда виноват кто-то другой, он был плохой, а собственного вклада никто не замечает. Не секрет, что сегодня многие люди лишь наблюдают, как мимо проходит жизнь. Спросите себя «как я прожил последнюю неделю, последний месяц?» Как много удастся вспомнить, и как много вы принимали АКТИВНОЕ участие в своей жизни? Хорошо, если ваш рассказ за неделю уложиться в час, у некоторых и того меньше.
Иллюзия свободы выбора.
Еще одна «милая ложь». Для того чтобы выбирать, мы должны иметь альтернативы, но ни в своих мыслях, ни в своих чувствах, большинство из нас не имеют такой роскоши. Люди даже свои чувства описывают как «меня охватило чувство», как будто это объект материального мира, который пришел, ударил по голове, связал и утащил в рабство. Человек испытывает чувство, а не наоборот, чувство испытывает человека. Очень многое в нашем поведении, в наших решениях подвержено эмоциональным мотивам.
Вы, наверняка, наблюдали, что в одной и той же ситуации, разные люди ведут себя по-разному, и могут испытывать довольно разные чувства. А не задумывались почему? Большинство людей в конкретной ситуации просто рефлектируют (выдают одну-две эмоциональных реакций, которым они научились в своей жизни), практически не осознавая, что происходит в конкретную секунду их жизни. С этим феноменом сталкиваются все, кто когда-либо обращался за психологической помощью. Поэтому осознавание своих чувств и эмоций – это первое чему учатся клиенты на своей психотерапии, это то, что в конце концов, и дает в последствии реальную свободу выбора. Примерно та же картина и с нашими ментальными схемами: мы привыкли так думать и так поступать, потому что у нас нет другого опыта, и это сила привычки.
Иллюзия отдельности.
Нам кажется, что мы можем существовать отдельно от остальных, что мы не имеем ничего общего с остальными 6 миллиардами людей на планете, а также тех, кто жил до этого. Но хотим мы этого, или нет, однако мы являемся существами социальными, которые не могут существовать отдельно, более того, длительная изоляция без всякого контакта, способна разрушить нашу психику. В истории достаточно таких примеров. Мы склонны упускать из вида, что являемся результатом генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов. Мы плохо знаем свои семейные истории, чтобы могли проследить некоторые жизненные сценарии, которые реализуются из поколения в поколение. Сколько мне приходилось быть свидетелем того, как люди, начав рассказывать про своих родителей, бабушек и дедушек, с удивлением, вдруг обнаруживали 100% совпадение отдельных жизненных сценариев, а начав во взрослом возрасте расспрашивать подробнее о своей семье, были просто поражены этим историческим совпадениям.
Иллюзия счастья.
Большинство из нас живет с твердой уверенностью, что счастье – это что-то, что находится вне меня, что для этого чувства, мне необходимо чем-то обладать. Современные маркетологи отлично знают про этот обман, поэтому стараются выпустить как можно больше товара, который по их заверениям, должен сделать вас счастливыми. Но ни один предмет на свете не способен вас сделать счастливее, скорее вы будете чувствовать себя несчастным, потому что у вас его нет. Все, что есть в нашей жизни, мы склонны обесценивать и воспринимать как несущественное. Мы даже не умеем быть благодарными за это. И, как правило, начинаем ценить только тогда, когда безвозвратно теряем (здоровье, отношения, родственников, просыпаться каждое утро и просто жить). В сегодняшнем мире принято считать «нормальным» состояние «несчастного человека». Несчастным быть, в принципе, несложно, для этого ничего не нужно делать, а вот чтобы быть счастливым, придется поработать над собой. Порой, быть счастливым или несчастным – это на самом деле вопрос лишь нашего РЕАЛЬНОГО выбора. Но пока в нас жива иллюзия счастья, мы никогда не испытаем настоящего счастья.
Иллюзия вины или жертвы.
В наших действиях присутствует иллюзия ответственности, и когда эти действия приводят к «плохому» результату, приносят «вред себе или другим», автоматически возникает ощущение вины. «Я виноват, потому что принял такое решение и поступил соответственно». Иллюзия вины заставляет человека страдать, быть жертвой, которая искупает свою вину. Здесь стоит вспомнить проблемы воспитания. С каким количеством «мракобесия» порой приходится сталкиваться, общаясь с людьми. Порою, женщины готовы испытывать вину за любые свои проявления и чувства. Хочет выглядеть ярко, привлекательно и сексуально? Добро пожаловать в «проститутки»! Никто, никто этой женщине в реальности не скажет таких слов, может только в детстве мама с горяча, но она всю жизнь проживет с этим чувством. Подверглась сексуальному насилию? Конечно, сама виновата, ведь пословица гласит «сучка не захочет, кобель не вскочит»! Пьет муж? Естественно, виновата плохая жена!
Я говорил в начале, что эта тема очень большая, поэтому возможно, мы вернемся к продолжению в следующий раз. А сегодня, на этом позвольте закончить, надеюсь, пищи для размышлений у вас хватит.
читать другие статьи на этом сайте:
социальные роли, которые мы играем
про сильных женщин и слабых мужчин
детская психологическая травма
почему мужчины уходят от женщин
психология метеринства
Иллюзия восприятия. 4. Зрительные и иные искажения восприятия у человека (+ видео)
(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)
(Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь)
«Мир не такой, каким кажется.»
(Духовная мудрость)
Эта тема совсем простая. Она о том, что наше восприятие несовершенно и иногда мы видим зрительные образы, слышим звуки, чувствуем вкус и запах не так, как это есть на самом деле. Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен создавать видимость того, чего не существует в действительности и в то же время не замечать очевидное. Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно. В психологии это называется иллюзии восприятия. Это четвертый уровень (если двигаться извне) иллюзии восприятия.
В контексте вышесказанного, иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий — те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.
Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.
Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой способ продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз. Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.
Еще примеры известных всем иллюзий. Рельсы на железной дороге параллельны и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся. Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты…
В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).
Оптические иллюзии — это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.
Ниже указаны некоторые группы зрительных иллюзий, которые проиллюстрированы картинками.
1. Иллюзии восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными.
А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.
Б). Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее? Кажется, что правая. Нет, они одной длины.
В). Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими. Нет, они одинаковые.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
2. Искажения геометрии фигур. Они связаны с тем, что параллельные прямые кажутся не параллельными, а ровные геометрические фигуры выглядят кривыми.
А). Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии? Кажется, что нет. На самом деле они параллельны.
Б). Иллюзия изогнутых квадратов. Узор как бы изгибается во внутрь. На самом деле квадраты ровные.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
3. Иллюзии цвета и контраста. Они связаны с тем, что на разном фоне и при разном контрасте происходит искажение правильности восприятия цветов.
А). Иллюзия множества цветовых оттенков. Сколько на картинке ниже цветовых оттенков, не считая белого? Кажется, что четыре. На самом деле, всего два — розовый и зеленый. Темно зеленые и темно розовые таковыми только кажутся.
Сколько цветов на картинке? Видите три цвета — розовый, салатовый и серый? На самом деле их тут только два. Никакого серого цвета здесь нет.
Б). Иллюзия бегающих цветных пятен. Необходимо смотреть не отрываясь на крестик. И вскоре увидите как минимум бегающее зелёное пятно. На самом деле ничего зелёного тут нет.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
4. Иллюзии движения. Она связана с тем, что узоры статической картинки кажутся движущимися.
А). Иллюзия вращения кругов. Если смотреть на картинку, то складывается ощущение, что круги вращаются, хотя на самом деле изображение статично, это не анимация. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то вращение останавливается.
Б). Иллюзия волн. На самом деле элементы узора статичны. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то «волны» останавливаются.
В). Иллюзия движения по коридору. На самом деле элементы узора статичны. Если сосредоточить взгляд в центр картинки, то через некоторое время движение останавливается.
Г). Иллюзия кручения кругов. Нужно смотреть на черную точку в центре и удалять или приближать глаза к рисунку. Тогда видно, что круги вращаются, причем в разные стороны.
Д). Иллюзия волны из центра. Если сосредоточить взгляд в центре картинки, то заметны движении волн. Эффект усиливается при удалении и приближении глаз к рисунку.
Е). Иллюзия расширения кругов. Если сосредоточить взгляд в центре картинки и двигать головой взад-вперед, то заметны расширения и сужения кругов, а также изменение цветовых вариаций.
Ж). Фрактальная пульсирующая иллюзия. Если рассматривать картинку, то заметны пульсирующие изменения в ее форме.
З). Иллюзия движения в разные стороны. Если смотреть на картинку, то видно, как центральная фигура движется влево, а нижняя вправо.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
5. Двойственное изображение. На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ.
А). Иллюзия Ястрова. Кого вы здесь видите? Зайца или утку? Можно увидеть и то, и другое.
Б). Иллюзия молодой девушки или грустной старухи. Вы видите кого?
В). Иллюзия книга или женская грудь, прикрытая платьем. Вы видите кого?
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
6. Иллюзии соотношения фигуры и фона. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот. Классический пример соотношения фигуры и фона ниже: здесь можно увидеть как вазу, так и два лица
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
7. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Они связаны с тем, что на фоне разных объектов и фигур создается впечатление наличия несуществующих фигур. Классический пример — треугольник Каниша. Равностороннего белого треугольника на самом деле нет. Он только кажется.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
8. Иллюзии восприятия глубины. Они связаны с тем, что при разной фокусировке взгляда поверхность выглядит то выпуклой, то вогнутой. Например, на картинке ниже рабочие выглядят на фоне неба как работающие на крыше, а на фоне земли как работающие на полу. На самом деле поверхность одна и та же на всем протяжении.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
9. Иллюзии невозможной фигуры. Связаны с расположением линий, которые не создают геометрическую фигуру или рисунок объекта, но мозг воспринимает их именно такими. Речь идет в основном о двусмысленных картинках, которые, на первый взгляд, кажутся «нормальными», но при детальном рассмотрении делаются непонятными, когда осознаешь, что они могут вызывать два противоречивых восприятия. При этом трудно уловим признак, который позволил бы определить, что является фоном, а что – фигурой.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
10. Иллюзии перевёрнутой картинки. Связаны с распознаванием различных образов в зависимости от пространственной проекции объекта. Внизу голова французского солдата и, при переворачивании, лошади.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
11. Эффект перцептивной готовности. Мы не видим того, что не ожидаем. Например, при чтении. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а слово целиком. Поэтому при беглом чтении перестановка или пропускание букв могут не замечаться.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
12. Парейдолические иллюзии. Это иллюзорное восприятие реального объекта, мысленное превращение его в нечто иное. Парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. В частности, в дыме, идущем из горящего здания Центра международной торговли (США, 2001), некоторые журналисты увидели лицо дьявола. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
13. Иллюзия следящего взгляда. Есть картины лиц, с какой бы стороны человек не рассматривал их, нарисованные персонажи будут смотреть ему прямо в глаза.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
14. Иллюзии распознания образов. Возникают при условии, если есть подсказка или известно, что нарисовано. Тогда распознать образ относительно легко. Если не знать, что изображено, то увидеть рисунок образа практически невозможно. Например, ниже на картине берега озера можно просмотреть огромных размеров младенца.
(Больше картинок на эту тему можно посмотреть здесь)
15. Эффект последействия. Связан с запечатлением на сетчатке глаза определенного образа и переноса его при взгляде на иной объект, либо связанное с этим изменение восприятия другого объекта. Картинки на эту тему можно посмотреть здесь
Что интересно, такого рода ошибочные зрительные впечатления характерны для большинства людей, что говорит об одинаковости механизма восприятия у человека. Тот факт, что огромное число людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о том, что в системе координат человеческого восприятия мира наше зрение в целом дает относительно точные сведения о предметах нашего мира. Хотя, конечно, об абсолютной точности здесь речь не идет. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, свидетельствует о субъективности многих наших зрительных ощущений и об их относительности.
Говоря о причинах зрительных иллюзий, следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе, к примеру сетчатка глаза или рефлексы нервов. («Иллюзии зрения»)
Прочие иллюзии и эффекты..
Существуют и другие виды иллюзий, не только зрительные (оптические).
Примером иллюзии восприятия пространства может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Сидя в вагоне поезда, всем знакомо ощущение начала движения стоящего соседнего железнодорожного состава, в то время как в действительности это поехал поезд, в котором сидит сам наблюдатель. Лишь перевод взгляда на землю или другие окружающие предметы приводит к осознанию того, кто на самом деле движется.
Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например, приписывание голоса кукле, а не артисту. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.
Вкусовые иллюзии основаны на эффекте контраста, когда вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.
Контрастная температурная иллюзия: после холодного теплое воспринимается как горячее. Иллюзия веса : из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший предмет кажется тяжелее. Также холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.
Описание некоторых других иллюзий приводится здесь.
Ниже видеоролик научно-популярного фильма «Большой скачок. Иллюзии» (26 мин.). В нем популярно рассказывается об иллюзиях восприятия, механизмах их проявления и научном изучении.
Еще один видеоролик — «Иллюзия вращения» (2 мин.). В нем вращается силуэт женщины и кошки. В какую сторону? По часовой стрелке или против? Каждый будет видеть по своему. Более того, даже у одного и того же человека восприятие направления вращения через некоторое время может поменяться.
чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?
Пришедшее с латинского языка слово «иллюзия» переводится как обман или заблуждение. Это и остается самым точным описанием этого термина. Яркий красочный мир иллюзии — не всегда вымысел, но всегда это обманчивое ощущение, которое вырывает из реальности и мешает жить обычной жизнью. Причин возникновения иллюзий много, равно как и ее видов.
Что такое иллюзия?
Подобное явление может создать умелый фокусник или сама мать — природа, но случается, что человек сам вводит себя в обман. Иллюзия это, когда реальный объект ли явление воспринимаются в искаженном виде и понимаются неоднозначно. Считается, что иллюзия спутник каких-либо психических болезней, но это не совсем верно, здоровый человек так же способен на себе ощутить иллюзию. Как можно увидеть иллюзию?
- Вследствие оптического обмана.
- Находясь в непривычном для человека состоянии (наркотическое опьянение, при патологии или стояния аффекта).
В житейском понятии, под иллюзией подразумевают надежды и мечты. Нереальный мир, который создает иллюзия, является миром самообмана, и служит как средство, которое облегчает человеку жизнь или вовсе является полётом его фантазии. Человеческое сознание всегда стремится оградить себя от потрясений и стремиться к иллюзии, побуждает мечты о чуде, создает образы «красивой жизни» или идеальных людей.
Чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?
Жизненные ситуации могут создавать такие условия, при которых у людей будут наблюдаться расстройства восприятия. Вызывать подобные расстройства могут иллюзии и галлюцинации, от них не огражден даже здоровый человек. Как отличить одно от другого:
- Вследствие иллюзии можно увидеть реальные вещи совершенно с другой стороны или с большим искажением действительности. Обычные ошибки, с которыми человек может что-то увидеть, к примеру, в сумраке принять одни вещи и предметы за другие, яркий лист с дерева принять за грибную шляпку, могут быть у вполне здоровых людей. Следует отличать подобные ошибки от болезненного восприятия действительности.
- Галлюцинации появляются там, где ничего нет. Преследующие образы могут возникнуть на фоне психоза. У здоровых людей возникают, если они находятся в состоянии, когда их сознание изменено.
Иллюзии восприятия
Восприятие человека несовершенно, и порой можно увидеть образ, услышать звук, почувствовать вкус не такой, каким он является на самом деле. Нормальное явление, что на фоне искаженного восприятия головной мозг выстроит образы не соответствующие реальности. Человек способен создать видимость того, чего нет в реальности или напротив не заметить очевидность. Иллюзия восприятия в психологии — это наблюдение явлений, даже если человек понимает, что это на грани возможного. Так можно увидеть мираж, искажение объекта в воде и многое другое.
Какие бывают иллюзии?
На каждый орган чувств найдется минимум одна иллюзия, их очень много. Виды иллюзий, которые может переживать человек имеют свое подразделение:
- оптические – это ошибочное зрительное восприятие;
- звуковые – сбой в слухе;
- физиологические – периферические или центральные звенья органов чувств заработали не правильно;
- осознаваемости – ощущение присутствия, относят и к формам галлюцинации;
- физические – связаны с явлениям природы;
- аффективные – могут появиться при резкой смене настроения;
- органические – ошибочное восприятие цветов, размеров и форм;
- парейдологические – создание при помощи мысли картин.
Парейдолические иллюзии
Иллюзорные восприятия реальных объектов называются парейдологической иллюзией. Такие иллюзии могут возникнуть, когда человек рассматривает рисунок обоев, ткани, пятна или трещины, облака. Можно увидеть не только лица или предметы, но и фантастические образы. Происходит это в результате эффекта двойственного изображения, когда иллюзия возникновения глубины или распознавательных образов создана специально, для провокации. Такой вид может наблюдаться у нескольких людей сразу при рассмотрении, какого-то общеизвестного предмета, например культурного достояния.
Аффективные иллюзии
Находясь в определенном эмоциональном состоянии души, и при этом, оказавшись в незнакомом месте, человек способен увидеть почти невероятное. Яркий пример – ночное посещение кладбища. Находясь под действием страха и в ожидании чего-то недоброго, любой человек способен увидеть аффективную иллюзию. Или при боязни пауков, и наличии нового, незнакомого места, человек будет опасаться их появления отовсюду. Многие люди способны увидеть разные разновидности иллюзий. Аффективная иллюзия может появиться даже у здорового человека.
Физические иллюзии
Некоторые летчики в своих рассказах акцентируют внимание, что если лететь над морем, когда в нем отражаются звезды, то возникает ощущение перевернутого полета. Основная особенность физических иллюзий, это их зависимость от психического состояния. Иллюзии физиологические или физические — это кратковременные явления, они эпизодичны. Если человек способен критически оценить ситуацию, понять, что это иллюзия, то это свидетельствует о его психологическом здоровье.
Как создаются физиологические иллюзии? Яркий пример – это нарушение глазомера, когда «на глаз» очень сложно определить расстояние от человека до объекта. Реальные показатели и ложное восприятие расстояния и порождают такой тип иллюзии. Почти все люди сталкиваются с подобным типом иллюзии и зная, что это иллюзия, легко корректируют ее. Подобный тип иллюзий это особенность строения глаза и световые эффекты.
Когнитивные иллюзии
Возникают такие явления благодаря тому, что человек начинает строить предположения о мире, которое приводит к анализу, порой бессознательному. Когнитивные иллюзии это ошибочное мышление, оно складывается в результате ментального поведения. Такая иллюзия человека — это пример быстрого мышления, если бы человек изначально провел анализ своих мыслей, то она бы не возникла. Когнитивные искажения активно изучает психотерапия потому, что они несут в себе последствия личностного и социального характера.
Иллюзии — психология
Все люди склонны к переживаниям, принятию сложных решений, ищут ответы на вопросы. Иллюзий у людей возникают, что бы снять неопределённость в некоторых вопросах. Что такое иллюзия в психологии? Это формирование собственного образа видения и подмена его, взамен настоящему и реальному. Иллюзии могут помочь человеку снять беспокойство и напряжение. Даже если в иллюзиях образ будет негативно окрашен, то человек будет предупрежден, чего ему следует опасаться.
Такое мышление изначально ошибочно и может ничего общего с реальностью не иметь. Психологи не относят такие иллюзии к болезням человека, но рекомендуют перестать жить в иллюзорном мире. Жить иллюзиями постоянно, по меньшей мере, глупо. Если человек живет и питает постоянно иллюзии в отношении других людей, то ему необходимо обратиться к психологу.
Причины иллюзий
Когда человек наблюдает, как ложка согнулась при погружении в стакан с водой, то это не нарушение психики. Это иллюзия, которая может возникнуть у любого здорового человека. Иллюзии чаще возникают у человека с бурной фантазией, посещают людей творческих. От напряжения или усталости люди могут увидеть и услышать что-либо неправильно. Но если иллюзия уже верная подруга и наведается с завидной периодичностью, то это скорее уже заболевание психики.
Значение имеет и какая конкретно иллюзия приходит к человеку. Звук капающей воды из закрыто крана, это еще не повод бежать к врачу, куда серьезнее, если периодически слышатся голоса. О причинах многих иллюзий не известно и по сегодняшний день, научного объяснения они не имеют. Жить в мире иллюзий — это осуществлять строительство своей жизни так, как будто существование человека происходит в другом мире. Не имеет значения, лучше иллюзорный мир или хуже, главное то, что он другой.
Как перестать жить в иллюзиях?
Поведение человека в тех или иных ситуациях и его решения приводят всегда к определённым последствиям. Человек, который выбрал для себя путь жить иллюзиями, начинает использовать правила вымышленного мира в реальном. Он выбирает для себя ту модель поведения, которая могла бы быть эффективной в его иллюзорном мире, но не в действительности. Питать иллюзии в легкой форме, даже иногда полезно, а вот жить в них опасно, поэтому нужно знать, как избавиться от иллюзий.
- Стоит совершить попытку прогнуть мир иллюзии под самого себя. С ним надо начать войну в своем подсознании и выжечь все те представления, которые далеки от реальности. Люди, которые продолжают жить в придуманном мире, это будущее демонстранты. Они готовы излить свой гнев на всех, кто под рукой. Они жалуются на жизнь случайным людям, попутчикам, в социальных сетях.
- Человеку следует понять, что реальность такая, какая есть, другой она не будет. Все неудачи вызваны не тем, что плох человек, а тем, что он неправильно действует, оглядываясь на свои иллюзии. Человеку стоит повзрослеть. Стать взрослым это не отказаться от своих целей и перестать хотеть видеть свою жизнь лучше, это значит принять правду, познать мир, научиться его правильно понимать.
Иллюзия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Прозрачный циферблат этих «тайных часов» может создать у зрителя иллюзию, что стрелки работают без какого-либо механизма.Иллю́зия (от лат. illūsiō — «заблуждение, обман») — это:
Разновидности иллюзий восприятия (обмана чувств)[править | править код]
Могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии):
- Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
- Оптические — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп, то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы)
- Звуковые, например, тон Шепарда.
- Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, видимый в окне движущегося поезда пейзаж выглядит находящимся в непрерывном движении; или же, к примеру, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более лёгкий, покажется более тяжёлым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология)).
- Слуховые — искажённое восприятие характеристик звука: силы, ритма, расстояния до источника звука.
- Тактильные (иллюзии осязания) — иллюзии восприятия тактильных ощущений.
- Обонятельные, вкусовые — проявляются в виде изменения качества ощущений, например, сладкое ощущается кислым.
- Вербальные — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.
- Иллюзия восприятия времени — искажённое восприятие хода времени, например, kappa effect[en], chronostasis[en].
Картинки, вызывающие оптические иллюзии |
---|
Статическая картинка может вызвать иллюзию движения при рассматривании (особенно при наклонах головы) Если смотреть на 4 чёрные точки в центре больше минуты, а потом перевести взгляд на белый фон, то появится портрет |
Иллюзии в психиатрии[править | править код]
- Иллюзии в психиатрии — возникающие как следствие психического расстройства. Данная форма иллюзий не связана с описанными выше внешне сходными феноменами, обусловленными законами физиологии и оптики[1].
- Слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные.
- Парейдолии (парейдолические иллюзии) — особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.
- Аффективные (психические иллюзии, эмоциональные иллюзии) — возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха, тревоги.
- Иллюзии осознаваемости (воплощённой осознаваемости) — ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом[источник не указан 316 дней]; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда[источник не указан 316 дней]. Согласно иным классификациям, подобное ощущение является галлюцинацией общего чувства[1]:115.
- ↑ 1 2 Сергеев И. И. Психиатрия и наркология / Сергеев И. И., Лакосина Н. Д., Панкова О. Ф.. — М.: «МЕДпресс-информ», 2009. — С. 112—113. — 752 с. — ISBN 5-98322-498-0.