Особенности психологической помощи инвалидам.
Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.
Нарушения психики могут быть первичными — непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.
Постепенно происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.
Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное состояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая предпосылка изменения личности.
Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).
Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества становится источником формирования так называемого социального аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее переживание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и тем самым углубляют социальную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.
Современные отечественные исследования социально-психологических особенностей инвалидов во многом опираются на теории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изучения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. Эти теории имеют непосредственное отношение к личности больного человека, его внутреннему миру, который оказывается связанным с процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически больных людей.
Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога — это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.
Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.
Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.
Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.
Сенсомоторная дезадаптация — это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.
Социально-психологическая дезадаптация — это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.
Личностная дезадаптация — это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.
Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.
В практической работе с инвалидами необходимо различать степень развития дезадаптивного состояния. По степени тяжести психологических последствий различают непатологическое и патологическое дезадаптивные состояния.
Непатологическое дезадаптивное состояние характеризуется наличием дезадаптации, возникшей под воздействием глубоких жизненных проблем или в результате развития жизненного кризиса. Сам человек, как правило, понимает причины возникновения подобного состояния, и переживание жизненных проблем у него преобладает над развитием патологической симптоматики.
Патологическое дезадаптивное состояние характеризуется снижением понимания причин своего состояния и преобладанием болезненной симптоматики. В этом случае существует большая вероятность развития невроза или постепенно развивающегося ухудшения состояния психического и физического здоровья.
Выделяют три типа психической дезадаптации: невротический, астенический и аффективный.
Невротический тип характеризуется: внутренней конфликтностью, снижением настроения, эмоциональным проявлением депрессивного круга, иногда психофизиологическими отклонениями, не связанными с наличием хронической болезни. Присутствует более или менее глубокое понимание причин своего состояния, выражена потребность в помощи и есть готовность ее принять.
Астенический тип характеризуется наличием жестких жизненных установок, сниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, затруднениями в социальных контактах и плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям. Часто снижена потребность в помощи и отсутствует готовность к ее принятию.
Аффективный тип характеризуется пониженным самоконтролем, высоким уровнем аффективных проявлений, эмоциональной неуравновешенностью, конфликтностью, затруднением в социальных контактах; завышенной, но неустойчивой самооценкой, неадекватной жизненной установкой. Потребность в помощи декларируется и выражается формально из-за отсутствия желания решать актуальные жизненные проблемы.
Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста — психолога труда становится актуальной и значимой.
Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:
1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;
2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;
3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;
4) обучение навыкам психологической саморегуляции;
5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;
6) предоставление профинформации о возможностях вакансий;
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Советы психотерапевта людям с ограниченными возможностями • AmpGirl
Предисловие:
Эти советы предназначены в первую очередь для людей, у которых, вследствие какого-либо физического или психического дефекта, ограничены возможности для нормальной жизнедеятельности, а также их родственников. Термин «инвалид» я считаю неудачным, т.к. он подразумевает какую-то неполноценность человека. По моему мнению, многое зависит от правильного отношения к себе, своему заболеванию и окружающему миру.
Надеюсь, остальные читатели тоже извлекут из этих советов, что-то полезное для себя. Ничего нового и необычного здесь вы не найдете. Все, или почти все, подробно и неоднократно описано в специальной и научно-популярной литературе, известно из житейской практики, но в жизни многие об этом почему-то забывают.
Моей задачей является, в простой и доступной форме, рассказать о том, как я помогаю своим пациентам решать их проблемы. Главное достоинство «советов» — практичность. Все нижеизложенное действительно эффективно работает и активно используется в работе врачей и психологов.
ВНИМАНИЕ: Я постоянно сталкиваюсь с одним и тем же заблуждением — человек беседует с психологом или читает книгу по психологии и ждет, что моментально решатся все его проблемы, начнется новая, счастливая жизнь. Люди, так не бывает!!! Чтобы добиться результата — НУЖНО ПОСТОЯННО РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ. Психолог (психотерапевт) поможет вам разобраться, в чем причина ваших трудностей, какими способами их преодолеть и как найти силы для этого. Но НИКТО И НИКОГДА НЕ БУДЕТ РЕШАТЬ ЗА ВАС ВАШИ ПРОБЛЕМЫ!!! Пока вы этого не поймете, любые советы будут бесполезны!
Совет 1:
Не надо себя жалеть. Жалость отнимает у вас силы и время необходимые для других дел и не дает взамен ничего, кроме чувства собственной неполноценности и ущербности. Болезнь или несчастный случай, сделавшие вас инвалидом, уже произошли и ничего изменить нельзя. Нужно жить в своем нынешнем состоянии, сегодняшним днем, т.е. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Это не значит, что вы должны смириться со своим недугом. Наоборот, всю энергию и волю нужно направить на компенсацию дефекта, чтобы добиться успеха и осуществить свои желания. Восточная мудрость гласит: «Я расстраивался из-за того, что у меня нет сапог, пока не увидел человека без ног&.
Не так уж важно, что в чем-то вы уступаете здоровым людям, главное — это желание жить и побеждать. Почему «инвалиды» способны писать книги и картины, ставить мировые рекорды, покорять горы, переплывать моря и т.д., а «здоровые» становятся попрошайками, бомжами и т.п.? Задумайтесь об этом, а лучше найдите таких «инвалидов» и спросите, как им это удается.
Совет 2:
Любите себя. Самый близкий и родной человек для вас — это вы сами. Любите в себе всё: свою внешность, тело, ум, чувства. Проснувшись, посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе, пожелайте доброго утра и хорошего дня своему отражению. Это придаст вам уверенность и силы, ведь ради любимого человека можно горы свернуть. Самая эффективная жизненная установка: «Я ХОРОШИЙ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ХОРОШИЙ. Счастливые люди живут именно по этому принципу.
Любовь к себе не должна переходить в самовлюбленность, когда человек перестает замечать свои недостатки. Для этого периодически смотрите на себя с точки зрения окружающих. Попытайтесь мысленно превратиться в другого человека и представьте, каким он вас воспринимает, как выглядят со стороны ваше выражение лица, голос, поведение. Почему этот человек отнесся к вам в конкретной ситуации именно так, а не по другому. Прежде чем начинать бороться с выявленным недостатком, подумайте: может в других ситуациях он является наоборот, вашим достоинством, и приносит больше пользы, чем вреда.
Совет 3:
Не замыкайтесь в себе. Многие люди с ограниченными возможностями замыкаются в себе, озлобляются на весь мир, считают, что они никому не интересны и не нужны, что окружающие не понимают их и смеются над ними. Это опасное заблуждение! Люди вокруг вас не виноваты в том, что с вами произошло. Ваши проблемы, переживания не такие уж неповторимые и неразрешимые. Поверьте, есть масса людей, которые сталкиваются с точно такими же проблемами и успешно их решают. Таких людей нужно искать всеми возможными способами: через врачей, социальных работников, СМИ, Интернет и т.д. Вместе можно справиться с любой бедой. Подумайте: «А чем я интересен? Если вы что-то знаете, умеете, делаете и к чему-то стремитесь, то обязательно найдутся единомышленники, с которыми вам будет интересно общаться. Когда человек интересен, то его начинают уважать и перестают обращать внимание на дефекты и недостатки.
Конечно, вам в жизни не раз встретятся хамы и подонки, которые вас оскорбят или жестоко отнесутся. Таким нужно давать отпор сразу и жестко, несмотря на их возраст, должность и физическую силу, другого языка они не понимают. А для этого нужно быть сильным, прежде всего морально, и опять же — иметь друзей. Не надо копить в себе обиды: если случайно наступил в дерьмо, нужно вытереться и идти дальше по своим делам, забыв о случившемся, но внимательно смотря под ноги.
Совет 4:
Как относиться к своим близким. К сожалению, некоторые инвалиды, с течением времени становятся вечно ноющими паразитами, особенно по отношению к своим близким. Чтобы этого не происходило, нужно придерживаться принципа: БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ТО, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ДЕЛАЮТ, НЕ НРАВИТСЯ — ДЕЛАЙ САМ. Конечно, нужно и должно заботиться о человеке с ограниченными возможностями, но это не значит выполнять все его прихоти и сносить грубость с его стороны. Окружающие не обязаны угадывать ваши желания и настроение, догадываться чего вы сейчас хотите. ТЫ — ЭТО ТЫ, ОНИ — ЭТО ОНИ, ЕСЛИ ЧЕГО-ТО ХОЧЕШЬ — СКАЖИ ОБ ЭТОМ.
Особенно актуально это для семьи, где растет ребенок с ограниченными возможностями. Естественно и понятно желание родителей хоть как-то компенсировать ребенку его недостаток, но папа и мама не вечны, а у него впереди взрослая жестокая жизнь и как он в ней приспособится, во многом зависит от полученного воспитания. С другой стороны, нельзя лишать ребенка детства, превращая его жизнь в сплошную муштру, иначе вы получите «оловянного солдатика», не способного на любовь и сопереживание. Поэтому, необходимо искать ту самую — «золотую середину.
Совет 5:
Определитесь, чего Вы хотите. Беда многих людей в том, что они не знают, чего хотят. Мне часто приходится слышать — «Я несчастен&. Но один несчастен потому, что ему нечего поесть, а другой оттого, что его «Мерседес» хуже, чем у соседа. «Несчастье» проистекает от какой-то нереализованной потребности, поэтому хорошо подумайте над тем, что именно и почему вас беспокоит, и чего вы хотите на самом деле. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Бывает, что истинная проблема, осознанно или неосознанно, скрывается за другими проблемами.
У меня была пациентка, которую беспокоили головные боли, раздражительность, быстрая утомляемость. Она считала это связанным с тем, что она много курит. Традиционные методы лечения эффекта не давали. Когда мы начали над этим работать, неожиданно выяснилось, что основной причиной чрезмерного курения является неосознанное желание избежать половой близости с нелюбимым мужем. В результате: женщина развелась с мужем, сменила работу, у неё нормализовалось самочувствие, она стала значительно меньше курить, и самое главное — почувствовала себя счастливой.
Определившись со своими желаниями и стремлениями, не бросайтесь их тут же реализовывать, а снова хорошенько подумайте — «А действительно ли мне это нужно?& Представьте во всех подробностях то состояние, когда цель уже достигнута. Что Вы при этом ощутите? Как к вам станут относиться ваши родственники и окружающие люди? Не появятся ли от этого новые, более серьезные проблемы?
Типичный пример — история Остапа Бендера. Он поставил перед собой ясную и конкретную цель («миллион для полного счастья»), приложил массу усилий и вполне закономерно добился своего. При этом он особо не задумывался над тем — а что же будет потом? Отсюда и печальный конец.
Совет 6:
Ставьте перед собой конкретные цели. Поставленная перед собой цель должна быть предельно конкретной. Например, у вас ограничена подвижность, поэтому сужен круг общения и трудно найти подходящую работу на дому. Вы решаете приобрести компьютер для работы и выхода в Интернет, для чего, в свою очередь, необходимо раздобыть 300-500 долларов. Итак, перед вами конкретная сумма, теперь думайте, как её получить: заработать, накопить, занять, что-то продать и т.д. Выбираете наиболее подходящий вариант (или несколько вариантов одновременно) и начинаете действовать! Т.е. главную (стратегическую) задачу нужно разделить на более мелкие подзадачи, которые решить значительно проще.
В дальнейшем, необходимо ежедневно анализировать, что конкретно сделано по каждому направлению, в чем причины неудач и задержек. При необходимости корректируйте решаемые в данный момент подзадачи или свои действия. Не отчаивайтесь, если что-то не получается. Конкретная цель + упорство обязательно дадут ожидаемый результат!
Совет 7:
Ищите неиспользованные силы и возможности. «Все ресурсы необходимые для достижения успеха присутствуют в каждом человеке» — это один из основных постулатов психологии. Проблема в том, чтобы суметь воспользоваться этими ресурсами. Например, вам не хватает уверенности в себе, напористости, спокойствия в конфликтных ситуациях. Вспомните ситуацию из своего прошлого, когда вы чувствовали себя комфортно, уверенно, когда у вас все получалось. Т.е. найдите такого себя в прошлом, каким бы вы хотели быть в настоящем. Необходимо снова пережить ту прошлую ситуацию во всех подробностях: внешность и голоса ваших собеседников, окружающую обстановку, запахи, вкус еды, как вы были одеты, что ощущали в тот момент и т.д., и т.п.
ВНИМАНИЕ: нужную ситуацию и ощущения нужно именно пережить, т.е. снова стать участником, а не сторонним зрителем. Запомните искомое состояние и вернитесь в настоящее. Теперь надо закрепить найденное состояние: сложите пальцы руки в какой-нибудь особый жест, сожмите монету в кулаке и т.п. Теперь в трудные моменты, достаточно повторить это движение, чтобы «запустить» необходимое состояние. Эта техника, поначалу кажется сложной, но после некоторой тренировки, на поиск, закрепление и вызов необходимого ресурса уходит меньше времени, чем на чтение этих строк. Доказательством эффективности этой методики служит то, что с древнейших времен люди пользуются различными талисманами. Талисман — это тот самый «якорь», который вызывает чувства необходимые для достижения успеха.
Очень редко встречается ситуация, когда человек не может найти в своем прошлом необходимое «ресурсное» состояние. В этом случае, необходимо представить искомое состояние в вашем будущем, а дальше действовать точно так же.
В трудных жизненных ситуациях хорошо помогает метод «Робинзона Крузо. Помните, оказавшись на необитаемом острове, герой на одной половине листа написал то, чего он был лишен, а на другой половине — то, чем располагал. В итоге оказалось, что в его распоряжении имеется все необходимое чтобы выжить, хотя поначалу ситуация казалась безвыходной. В жизни, этот метод помогает реально оценить возникшие трудности, найти возможные решения проблемы и силы для их реализации. Главное здесь — проводить оценку максимально объективно, как будто вы оцениваете трудности и возможности постороннего человека.
Врач психиатр-психотерапевт
Кияшко Андрей Иванович
Инвалид: особенность тела или состояние души?
Фильм «Рука в руке»
Фильм «Банк Империал»
Люди с совестью всегда позаботятся о тех, кто стал инвалидом, защищая Родину.
скачать видео
Фильм «Guinness basketball commercial»
Инвалид — человек с серьезными физическими недостатками, лишающими его возможности вести нормальную для других людей жизнь.
Очень важно не путать человека-инвалида и человека в позиция Инвалида. Автор этой статьи — инвалид, в моей семье еще два инвалида, но мы себя инвалидами не называем, инвалидами не считаем и по жизни инвалидами не являемся. С другой стороны, многие люди, даже не имеющие физических недостатков, склонны вставать (падать) в позицию Инвалида и требовать к себе особого отношения. Они хотят, чтобы люди видели их трудности, и не хотят сами видеть трудности окружающих. Они любят, когда заботятся о них, но не любят сами заботиться об окружающих.
Позиция Инвалида — душевное состояние, когда человек использует свои жизненные затруднения и играет на жалости окружающих с тем, чтобы получить дополнительную внимание и помощь. Позиция Инвалида — усиленная позиция Жертвы.
Как относиться к позиции Инвалида?
Нередко позиция Инвалида оказывается случайным поведением, некритически освоенным в процессе социального подражания, и при правильной коррекции вполне может быть снята.
Дети часто любят разыгрывать позицию Инвалида. Упал, ушиб коленку, начал орать и хромать: «А-а-а! Мама!!» — воспроизводя то, что видел уже неоднократно.
Пока ребенок еще не заигрался, его вполне можно поправить. Спокойно и оперативно посмотрели его коленку, похвалили: «Классно упал!» и дали инструкцию: «Кончай рыдать!». Предупредили: «Если будет продолжать болеть, скажи, пойдем домой, обработаем ранку перекисью. Пойдем?» — После этого обычно рыдания прекращаются, глаза становятся ясными, позиция Инвалида закончилась.
Как относиться к людям, имеющим реальную инвалидность?
Душевно здоровые люди, физически являющиеся инвалидами, обычно с благодарностью принимают при необходимости помощь, но не любят и не принимают жалость. «Мы — не дефективные! Мы — не неполноценные!» — говорят они, требуя видеть в них полноценных людей. Они не хотят вставать в ряд с попрошайками, нашедшими в своей инвалидности способ стать Паразитами.
Относиться к инвалидам с уважением — это помогать им и заботиться о них, не унижая их жалостью.
Рассказ: «У меня ученица есть, она на костылях, ходит медленно, особенно по лестнице. Я, когда иду на мой же семинар, встречаю ее, спрашиваю на бегу: «Тань, помочь?». Она неизменно отвечает: «Нет». Она же сама может, только медленно».
Дискуссионный материал
Из журнала Сноб: «Самое сложное — это равноправие. Благожелательному, информированному и толерантному здоровому человеку крайне трудно общаться с инвалидом на равных. Здорового я могу назвать дураком, бездельником, вором, а инвалида — нет. Это будет считаться дискриминацией, даже если означенный инвалид действительно дурак, бездельник или вор. Над слабостями здорового я могу шутить, над слабостями инвалида — нет. Будет считаться дискриминацией. Когда светская обозревательница Божена Рынска хамила в своем блоге государственным чиновникам, публика воспринимала это с восторгом. Когда нахамила инвалидам, была обвинена чуть ли не в фашизме. Даже когда директор Пушкинского музея Ирина Антонова заявила, что не будет устанавливать на парадной лестнице подъемник для инвалидных колясок, ее обвинили в дискриминации инвалидов.
Равноправие — сложнее всего. На пути к равноправию вполне ведь можно в «Острове сокровищ» Слепого Пью политкорректно переименовать в Слабовидящего Пью, а к колокольне Джотто во Флоренции присобачить лифт для инвалидов. Равноправие труднее всего, потому что для него нужна самая трудная в человеческом обществе вещь — разумность.
Если человеку не создают специальных условий для того, чтобы он реализовал свое право, то это не дискриминация (его никто ни в каком праве не ограничивает), а отказ от содействия в реализации права. Вы, когда проходите мимо такого же человека, который на коляске не может попасть в необорудованное помещение, дискриминируете его или не помогаете ему? Каждый человек имеет право на высшее образование, но государство не гарантирует, что каждый его получит, а предлагает самому решать проблемы со своим образованием — это дискриминация, или не оказание помощи? Каждый имеет право на жилье, но не каждый его имеет — это дискриминация? Если кто-то не предложил бездомному разделить с ним его кров, то это дискриминация? Когда кто-то выстроил дом и не предусмотрел спец. средств для колясочников, то он проявил пренебрежение к проблемам инвалидов, а не неприязнь к инвалидам. Люди сплошь и рядом проявляют черствовсть и не внимательность к проблемам друг друга — это не дискриминация. А вот называть черствовсть к проблемам инвалидов дискриминацией — это демонстрировать свою политкорректность, это лицемерие. Никакие общественные органы, никакие государственные органы не обладают ничем таким, что порождает или устраняет черствость. Черствость — это личное, это от ума. И когда какой-то человек требует устранения черствости то от государственных органов, то от общественных организаций, то это всегда говорит о том, что он лишь пытается снять с себя бремя нежелательных проблем. Помогайте инвалидам, делайте для них то, что Вы считаете должным и нужным. И инвалид будет обладателем того, чем не обладают миллионы здоровых людей — обладателем человеческого внимания, теплоты и внимательнсти».
Незаметдинова Екатерина: «Мой сосед – наркоман. Он много лет жил так, как хотел: не работал и употреблял наркотики. В этом году он получил инвалидность и теперь получает день и лечение за счет государства. Его мама создает определенное общественное мнение: она всем рассказывает, что ее сын – больной человек, который даже получил инвалидность. И она так эмоционально рассказывает, что хочется пожалеть ее сына. Но когда знаешь, почему он получил эту инвалидность, то поневоле задаешь вопрос – человек не работал ни одного дня в своей жизни, много лет целенаправленно гробил свое здоровье и теперь получает поддержку не только своей семьи, но и государства. Он 2 раза в год ездит отдыхать и лечиться в санаторий, а моя мама – пенсионер, не инвалид, которая до сих пор работает, она таких подарков от государства не получает. Получается, что и государство и общество поддерживает таких инвалидов. И остальные люди, ведущий подобный образ жизни понимают, что они живут «нормально», «многие так живут» и в случае чего государство их будет лечить, обеспечивать пособиями, а родные – жалеть.
У меня возникает вопрос: что нас ждет в ближайшем будущем? кругом беспомощные инвалиды, которые поддерживают друг друга в том, что они живут очень правильно и по-другому жить просто нельзя, ищут различные способы получения тех или иных благ от государства?
Я не хочу жить в таком мире. Я хочу быть Автором, чтобы мои дети были Авторами и меня окружали Авторы. Изначально я думала, что буду проводить психологические консультации, заниматься психотерапией, но с каждым новым вебинаром я меняю свою точку зрения. У меня меняется понятия «помощи людям». Сначала я думала, что буду слушать, понимать и давать какие-то рекомендации. Давать очень аккуратно, с формулировками: «Возможно, вам стоит…», а теперь понимаю, что такая помощь больше похожа на то, если бы я пыталась не убрать у людей костыли, а сделать их более удобными и разнообразными».
Преодоление психологии инвалида.
Каждый человек — это «ходячая» копилка опыта, знаний и умений». Эта статья обращена к людям с ограниченными возможностями здоровья и заставляет их отказаться от “психологии инвалида-иждевенца. Как отказаться от этой психологии и возможно ли это сделать в принципе? Можно ли стать полноценным членом общества и жить активно, и дышать “полной грудью?”
Для начала определимся — инвалиды или люди с ограниченными способностями — достойные члены общества, способные как достойно жить, так и достойно зарабатывать. Как лучшие примеры — Брай (Braille) Луи (Париж), французский тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте. В 1829 разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт слепых.
Стивен Хоукинг — величайший ученый современности – Английский физик, определяет сингулярность как «место, где разрушается классическая концепция пространства и времени так же, как и все известные
законы физики. Первый слепоглухой доктор философии появился в США в начале ХХ века (им стала Элен Келлер).
Давайте разберемся, кто такие «инвалиды»? Конечно, мы же знаем, кто такие инвалиды-дружно скажите вы и будете правы и не правы. Я тоже долгое время думал, что точно знаю, кто такие инвалиды, так как сам причислен к этой категории людей.
Хочу привести небольшую справку.
» ИНВАЛИД м. с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью» ИНВАЛИДОВ ДОМ — комплекс величественных зданий в центре Парижа, включающий в себя Дом Инвалидов, Собор и Церковь Св. Людовика. Является одной из основных архитектурных достопримечательностей Парижа.
«ИНВАЛИД (от лат. invalidus — слабый, немощный)»,»инвалид см. калека, слабый»
Этот список, расшифровывающий кто такие инвалиды можно продолжать. А теперь задайте себе вопрос: Согласны ли вы с теми определениями слова «инвалид», которые даны выше? Готовы ли вы психологически, что бы вас везде: на улице, в транспорте, в магазине ит.д. называли этим словом?
Вы не согласны, что бы вас так называли? И хотите доказать, что вы не хуже чем все остальные? Ну, тогда первая ступень для того, что бы отказаться от «психологии инвалида», которая заставляет ждать милости от других и парализует волю к активным действиям, уже вами пройдена.
Это в советское время госсударство всесторонне опекало людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предоставляя всевозможные льготы, давая работу на специализированных предприятиях и выплачивая относительно достойные пенсии.
А что же происходит сейчас? Предприятия, на которых могут работать инвалиды, либо закрыты по причине банкротства таковых, либо еле-еле сводят концы с концами; многие льготы в натуральном виде заменены денежными компенсациями, которые к слову даже на половину не покрывают расходы на первоочередные платежи, т.е. квартплата, транспорт, лекарственное обеспечение. А что же говорить о пенсии, ее не хватает не только на поддержание биологического баланса организма в течение месяца, но и тем более на достойное проживание, кстати, гарантированное конституцией РФ.
И что же в итоге получается? А получается вот что. Напрашивается сам собой закономерный вывод: кто поможет человеку с ограниченными возможностями здоровья если государство или не имеет возможности обеспечить достойный уровень жизни своего гражданина, или не желает этого делать в полном объеме?
Только сам человек может помочь себе в сложившейся ситуации. Но тут же в голове предательски возникает мысль: «я же инвалид и многое мне не по силам!»
На эту предательски сверлящую голову мыслишку задам несколько вопросов, а точнее эти вопросы вы можете задать сами себе:
1. Вы полностью дееспособны?
2. Вы способны думать и делать выводы?
3. Вас устраивает тот социальный статус и тот доход, который вы имеете
сейчас?
4. Вы хотите изменить свою жизнь к лучшему?
Если вы ответили на большенство вопросов положительно значит еще не все потерянно и вы многое можете, и многое способны изменить в своей жизни.
«Но как это сделать?» — спросите вы. Вполне закономерный вопрос, который задает себе здравомыслящий человек рано или поздно.
Ответ зависит от конкретного человека. Вспомните, что вы умеете, какие увлечения, хобби у вас есть и уж наверняка каким опытом вы обладаете. Почему акцентируется внимание именно на приобретенных навыках и накопленном опыте? Да потому, что каждый конкретный человек проживает только свою жизнь, с проблемами, радостями, и поражениями, присущими только этому человеку. В этом и состоит уникальность ваших знаний, умений, навыков и опыта.
Теперь осталась самая малость придумать, как поделиться тем, что вы имеете с «человечеством» и при этом повысить свой социальный статус и материальное положение.
А вот эту задачу можете решить только вы и никто другой кроме вас! Только вы знаете, на что вы способны, а мы уже выяснили, что каждый человек, не зависимо от социального положения и финансовых средств, способен на очень многое.
«Но я не знаю с чего начать и смогу ли я решить возникающие проблемы!» — можете возразить вы на все сказанное выше.
Во-первых: А вы пробовали хотя бы начать что-то делать из того, о чем говорилось? и, во-вторых» А кто вам сказал, что все будет легко и свободно, как по мановению волшебной палочки? Это ведь только в сказках лежал Иван на печи тридцать лет и три года, а потом встал, и пошел, и одолел Змея Горыныча.
Своего «Змея Горыныча», который сидит внутри нас, пожирает потихоньку, только мы можем одолеть, и ни кто не прийдет и не победит его кроме нас самих. Это наш собственный «Змей Горыныч» и значит только нам с ним бороться. Ну а то, что мы можем победитьего — это даже и не обсуждается!
Примеров таких побед множество, да вы и сами можете назвать людей с ограниченными возможностями здоровья, которые, победив своего Горыныча, добились значительных результатов. Оглянитесь вокруг-такие люди рядом с вами, только стоит повнимательнее присмотреться к окружающим вас Даже может быть это ваши близкие, которые преодолели какие-то трудности, может быть это вы.
А что бы все выше сказанное ни было пустым звуком-приведу несколько примеров из нашей жизни.
Многие из людей с ограниченными возможностями здоровья слышали о Докторе психологических наук, действительном члене международной академии информатизации при ООН, кавалере Почётной Золотой медали имени Льва Толстого Александре Васильевиче Суворове. Этот доктор, профессор и т.д. с детства не видит и не слышит.
И еще один пример из нашей сегодняшней жизни. В красивом приморском городе Владивостоке в октябре 2007 года появилась некоммерческая организация Приморская общественная региональная молодёжная организация «Лидеры современного общества». Чем же эта организация отличается от множества других некоммерческих объединений? Прежде всего, тем, что членами этого объединения являются молодые люди-инвалиды. Эти ребята не хотят сидеть “в четырех стенах” и ждать помощи от других.
Они целой группой выезжали на экскурсию в приморские пещеры, на единственную в Приморье страусиную ферму. Зимой активно отдыхали, катаясь на коньках, лыжах, санках. И, самое необычное — четыре самых смелых и активных члена молодежной организации совершили прыжок с парашутом.
Ничего необычного в этом нет — скажите вы. И будете не правы, сильно не правы. Прыгали с парашутом ребята с полной или частичной потерей зрения.
Надеюсь, что вы убедились-человек может многое. И не важно-имеет ли этот человек ограничения по здоровью или нет.
Может в вас дремлет талантливый писатель или поэт! А может вы успешный бизнесмен?! Пробуйте-ставьтьте цели и добивайтесь их! Все в ваших руках!
Психологические особенности личности инвалидов (стр. 2 из 9)
4. Агрессивность.
Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность. Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной.
5. Нарушения памяти и концентрации внимания.
Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться.
6. Депрессия.
В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.
7. Общая тревожность.
Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления – например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).
8. Приступы ярости.
Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана. Многие клиенты сообщают, что такие приступы чаще возникают под действием наркотических веществ, особенно алкоголя. Однако бывают и в отсутствие алкоголя или наркотиков, так что было бы неверно считать опьянение главной причиной этих явлений.
9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.
В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие клиенты, особенно участники боевых действий, употребляют алкоголь и (в меньшей степени) наркотические вещества.
10. Непрошеные воспоминания.
Пожалуй, это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти клиента внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования.
Наяву они появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», то есть во время травмирующего события: запах, зрелище, звук, словно бы пришедшие из той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главное отличие от обычных воспоминаний состоит в том, что посттравматические «непрошеные воспоминания» сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.
Непрошеные воспоминания, приходящие во сне, называют ночными кошмарами. Сны такого рода бывают, как правило, двух типов: первые, с точностью видеозаписи, передают травмирующее событие так, как оно запечатлелось в памяти пережившего его человека; в снах второго типа обстановка и персонажи могут быть совершенно иными, но по крайней мере некоторые из элементов (лицо, ситуация, ощущение) подобны тем, которые имели место в травмирующем событии. Человек пробуждается от такого сна совершенно разбитым; его мышцы напряжены, он весь в поту.
В медицинской литературе ночное потение иногда рассматривают как самостоятельный симптом, на том основании, что многие пациенты просыпаются мокрыми от пота, но не помнят, что им снилось. Тем не менее, очевидно, потение проявляется именно как реакция на сновидение, независимо от того, запечатлелось оно или нет. Во время сна человек мечется в постели и просыпается со сжатыми кулаками, словно готов к драке. Такие сновидения являются, пожалуй, самым пугающим аспектом ПТСР для клиента, и люди редко соглашаются говорить об этом.
11. Галлюцинаторные переживания.
Это особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях с той разницей, что при галлюцинаторном переживании память о случившемся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания. В этом «галлюцинаторном», отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он снова переживает прошлое травмирующее событие; он действует, думает и чувствует так же, как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.
Галлюцинаторные переживания свойственны не всем клиентам: это всего лишь разновидность непрошеных воспоминаний, для которых характерна особая яркость и болезненность. Они чаще возникают под влиянием наркотических веществ, в частности алкоголя, однако галлюцинаторные переживания могут появиться у человека и в трезвом состоянии, а также у того, кто никогда не употребляет наркотических веществ.
Феномен «галлюцинаторных переживаний» нередко используется в кинофильмах но, к сожалению, его трактуют неточно. Психотерапия и работа над собой помогают взять эти явления под контроль.
12. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон).
Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть это. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину симптомов посттравматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также не проходящим чувством физической или душевной боли.
13. Мысли о самоубийстве.
Клиент постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой. Когда человек доходит до той грани отчаяния, где не видно никаких способов поправить свое положение, он начинает размышлять о самоубийстве.
Многие посттравматические клиенты сообщают, что в какой-то момент достигали этой грани. Все те, кто нашел в себе силы жить, пришли к выводу: нужно желание и упорство – и со временем появляются более светлые перспективы.
14. «Вина выжившего».
Чувство вины из-за того, что выжил в тяжелых испытаниях, стоивших жизни другим, нередко присуще тем, кто страдает от «эмоциональной глухоты» (неспособности пережить радость, любовь, сострадание и т.д.) со времени травмирующих событий. Многие жертвы ПТСР готовы на что угодно, лишь бы избежать напоминания о трагедии, о гибели товарищей. Сильное чувство вины иногда провоцирует приступы самоуничижительного поведения, когда, по образному выражению одного из участников боевых действий, «пытаешься отлупить сам себя». [16]
Посттравматическое стрессовое расстройство способно привести к прогрессированию имеющихся патологических процессов, к снижению эффективности применения всех видов реабилитации.
1.2 Предрасположенность к ПТСР
Помимо тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которой свидетельствуют не только особенности преморбида (незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавление нежелательной эмоции), но также склонность к виктимизации (тенденции оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях) или черты травматофилии (удерживание травматического опыта). К особенностям преморбида следует отнести наличие в структуре личности потенциально дезадаптирующих комплексов типа «болезненной зависимости с патологическим страхом сепарации», «пограничной страстной эротомании» и др. Базисными чертами в этих случаях являются повышенная тревожность, связанная с ощущением незащищенности и «пустоты» за пределами взаимоотношений с объектом привязанности; склонность к его идеализации. Нарушения в близких отношениях, с одной стороны, характеризуются чрезмерной зависимостью и ригидностью, с другой, ненадежностью и амбивалентностью. [6]
В последнее время все большее значение придается психологическим аспектам стресса, в частности жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозного и идеологического мировоззрения. Предрасполагающим фактором может стать физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно соматическое истощение на фоне нарушения стереотипа сна и приема пищи.
Стрессовая устойчивость – это набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов.
Стрессоустойчивость состоит из трех связанных между собой компонентов:
· Ощущение важности своего существования;
· Чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь;
· Открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития.
Эмоциональная сфера человека в результате травмы подвергается глубокому воздействию. Травмированный человек предпринимает все возможное, чтобы избежать эмоций, связанных с травматическим событием. У людей появляются ощущения, что они не могут контролировать свои эмоции – это выше их сил и возможностей. Чувства слишком сильны, чтобы быть подконтрольными, кроме того, как акт психологической защиты, эти эмоции как бы отторгаются сознанием и становятся диссоциированными.
В результате процессов диссоциации эмоциональные состояния не развиваются, оставаясь фиксированными на травме. [4]
Другой результат заключается в том, что эти эмоции (страх, ужас, беспомощность) более не подлежат сознательному контролю и в дальнейшем начинают как бы свою собственную жизнь. Однажды вызванные, простимулированные схожей травмой, эмоции испытывают сильнейшее подавление со стороны травматизированного человека. Если защита эффективна, то видимой реакции на все эти стимулы не будет. Если защита окажется неэффективной, то неконтролируемый эмоциональный ответ неизбежен. Такой эмоциональный ответ будет идти по принципу все или ничего. Травматический опыт становится как бы ведущим в жизни человека.
Психологические проблемы инвалидов — Мегаобучалка
Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им психологической, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.
Люди, имеющие инвалидность, помимо общих проблем, аналогичным нуждам всех граждан, имеют ещё особые потребности. К особым потребностям относятся: восстановление (компенсация) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в переживании; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и другой сферы; возможности получать знания; трудоустройстве; комфортных бытовых условиях; социально-психологической адаптации; материальной поддержке и многом другом.
Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У многих инвалидов низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования и социальной помощи. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, ведь немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.
В результате всех этих факторов у такого человека могут возникнуть различные психологические проблемы, связанные с отклонением в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безынициативности).
Помимо взрослых, существует множество семей, у которых есть дети с различными нарушениями. Например, особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. У детей с ранним ограниченным повреждением мозга, дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые, «странные», как бы «пребывающие в своем мире дети. У оглохших детей, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.
Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что современное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Многие семьи, являясь частью общества, не готовы к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни и уходят в себя.
В данной статье нам бы хотелось описать некоторые психологические проблемы людей, имеющие нарушения.
В настоящее время, люди с заболеванием внутренних органов занимают лидирующее положение в структуре инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации. В эту группу заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п. ), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения ( лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.). Часто в силу своих заболеваний такие люди не могут вести активный образ жизни. Если это ребёнок, то сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществление нормальной жизнедеятельности человека и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания человека в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного человека (особенно у детей). Таким людям необходима своевременная психологическая помощь, т.к. уровень возникновения депрессии и других психологических проблем очень велик.
Так же существует множество детей, имеющие инвалидность, в результате сильного нарушение зрения. Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. Психологи характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.
В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения. Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные, социальные или личные трудности. Душевные болезни могут принимать форму острых, хронических или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение. При этом обязательно вмешательство специалистов из области медицины и психиатрии. Однако, бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.
Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении взрослого инвалида и ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути человека-инвалида и его семьи к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
В настоящее время, существует множество инвалидов, имеющих проблемы с получением психологической помощи на дому. К ним относятся пенсионеры с травмами; люди, передвигающиеся на колясках, дети с параличом и многие другие. У таких людей просто нет возможности получить качественную психологическую помощь.
Помощь людям с ограниченными возможностями
Инвалидов у нас принято называть людьми с ограниченными возможностями, но мы считаем, что инвалиды – это, скорее люди, с повышенными потребностями. И наша главная задача состоит в том, чтобы помочь эти потребности реализовать.
Люди с ограниченными возможностями больше остальных нуждаются:
- в специализированной социально-психологической помощи;
- эмоционально комфортному положению на работе, в быту, отношениях с семьей и окружающими;
социальной адаптации; - свободе передвижения, доступе к объектам культурным и социально-бытовым объектам;
- возможности получать новые знания и навыки.
Инвалидность требует от человека мобилизации всех его физических и психических сил. Очень часто самостоятельно справиться с такой нагрузкой человек попросту не может. В таких случаях у него развивается состояние психической дезадаптации (отказ приспособления к имеющимся жизненным условиям), характеризующейся:
- стереотипным формированием негативных форм поведения;
- эмоциональной неуравновешенностью;
- высокой тревожностью, утомляемостью;
- неприятием своего положения, нежеланием к нему приспосабливаться;
- аффективными состояниями и пр.
Дезаптация проявляется в личностной, сенсомоторной и социально-психологической сфере. Все вышеперечисленные формы дезадаптации взаимосвязаны.
Личностная дезадаптация проявляется в неадекватном восприятии собственного положения, исчезновении жизненной мотивации, конфликтном отношении с близким окружением.
Сенсомоторная дезадаптация характеризуется отсутствием приспособленности к окружающей действительности, снижении мобильности, нежелании развивать собственные навыки самообслуживания.
Социально-психологическая дезадаптация проявляется в наличии негативных установок по отношению к людям, замкнутостью, нежеланием поддерживать контакт с окружающими.
В чем заключается психологическая помощь инвалидам
Для психологической помощи людям с ограниченными возможностями разработаны инновационные программы, включающие в себя комплекс разнообразных техник, заимствованных из разных направлений психологической деятельности, что позволяет достигать позитивный эффект в рамках одного реабилитационного цикла.
Эффективным направлением работы психолога часто оказываются нестандартные способы решения проблем, что позволяет найти подход к каждому обратившемуся человеку с учетом его мировоззрения, взглядов, индивидуальных особенностей.
Кроме того, хорошие результаты дают следующие мероприятия:
- регулярное психологическое консультирование;
- обучение методике владения психологической саморегуляции;
- психокоррекция;
- помощь в определении профессионального направления развития;
- психолого-социальные тренинги и пр.
Специалисты психологического Центра «Квартет» имеют большой практический опыт работы с людьми с ограниченными возможностями и членами их семьи. Вместе мы найдем основной источник проблемы и разработаем эффективную стратегию ее благополучного разрешения.
Обращайтесь, будем рады помочь!