Термин воля в психологии. Структура волевого акта
Термин «воля» используют психологи, психиатры, физиологи и философы. Словарь Ожегова дает следующее определение: воля — способность человека достигать поставленные перед ним цели.
Волевой акт представляет собой весьма сложный процесс, который включает в себя потребности, мотивацию поведения, понимание потребностей, конфликт мотивов, выбор способов достижения, запуск и контроль за получением результата.
Предлагаем разобраться с определением воли в психологии, волевыми свойствами человека и определить насколько значима свобода воли.
Содержание статьи
Значение термина «воля»
Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.
Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.
Волевой акт характеризуется следующими признаками:
- необходимость приложения усилий;
- наличие плана поведения;
- повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
- направленность действий на преодоление себя.
В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.
Структура волевого действия
Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.
Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.
Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.
Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.
Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.
Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.
Сила волевых усилий характеризуется:
- мировоззрением личности;
- моральной устойчивостью;
- уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.
Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.
Волевое регулирование поведения
Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.
Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.
К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.
Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.
Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.
Развитие воли взаимосвязано с:
- изменением непроизвольного поведения на произвольное;
- способностью контролировать свое поведение;
- возникновением волевых проявлений личности;
- осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.
Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.
Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.
Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции. Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути.
Волевые свойства личности
Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.
Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.
Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.
Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.
Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.
Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.
Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.
Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.
Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.
Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.
Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.
В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.
Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.
Приемы и методы самовоспитания воли
Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность. Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.
Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:
- Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
- Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
- Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
- Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
- Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
- При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее. Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
- Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.
Свобода воли и личностная ответственность
Человек не может отказаться от окружающих его социальных условий. Однако это не ограничивает выбор его позиции в их отношении. От ограничений человека зависит, будет ли он добиваться цели или сдастся под натиском условий. Человек способен при необходимости отказаться от своих влечений.
Необходимо помнить, что даже свободный человек не способен избежать ответственности. Некоторые люди не хотят делать выбор, поэтому списывают все проблемы на несовершенное общество, недостаточно хорошее воспитание, неблагополучие родителей и аналогичные факторы.
Заключение
Волевые действия необходимы в случае появления трудностей в достижении цели. При этом очень важно понять суть возникшей проблемы.
Воля помогает регулировать все психические функции человека, а его развитие определяется способностью человека к волевому контролю.
Общество отмечает, что человек является свободным и может выстраивать свою жизнь так, как ему хочется. Однако, по сути, возможности людей ограничены, а само общество основано на индивидуальном соперничестве.
Волевые действия и волевой акт — Студопедия
Волевая деятельность всегда состоит из определенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли (рис. 1).
Виды волевого действия |
Простое волевое действие |
Действие, в котором побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически, без особого напряжения и без специальной организации действия. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Эти действия не нуждаются в сложных способах их выполнения |
Сложное волевое действие |
Действие нуждается в значительном напря-жении сил, терпеливости, настойчивости, уме-нии планировать и организовывать целенаправ-ленную деятельность |
Рис. 1. Виды волевого действия
Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).
Является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению |
Является действием, необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению |
Имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения) |
В итоге обеспечивается дополнительным побуждением (тормо-жением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели |
Рис. 2. Характеристики волевого действия
Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).
Побуждение к совершению волевого действия.В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.
Влечение – это недостаточно осознанное стремление, при котором чело-век плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рас-сматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределенности не может перерасти в целенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Осознание цели и стремление ее достичь |
Побуждение к совершению волевого действия |
Осознание ряда возможностей достижения цели |
Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности |
Достижение поставленной цели |
Осуществление принятого решения |
Принятие одной из возможностей в качестве решения |
Борьба мотивов и выбор |
Рис. 3. Этапы сложного волевого действия
Желание – это стремление, которое возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компо-нента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.
Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.
Осознание цели и стремление ее достичь.Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человечес-кого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.
Осознание ряда возможностей достижения цели,т.е. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными резуль-татами.
Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и все другие стадии волевого акта, опосредуется моральными установками, включен-ными в структуру мотивации субъекта.
Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включе-ны эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет «личностный смысл» поставленной цели и направ-ленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень слож-ным многоуровневым образованием, поэтому часто нелегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.
Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соот-ношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуж-дающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его ценностей.
В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный «рейтинг», и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определенных мотивов и целей.
Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направ-ленного на неопределенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает необходимость и возможность достижения определенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.
Принятие одной из возможностей в качестве решения.Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решитель-ности и ответственности.
Осуществление принятого решения.Этот этап, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее зна-чительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, пос-кольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутрен-них) трудностей.
Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.
К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, например, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представ-лений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.
Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодо-ление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.
Достижение поставленной цели.Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на основе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата, после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.
Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.
Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.
Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?
Первоначальным моментом всякого волевого действия — его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.
Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса — стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.
Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.
Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.
После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия — третья фаза волевого процесса — принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.
Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.
Далее следует заключительная — четвертая фаза волевого процесса — исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.
Функции воли
Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:
§ инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
§ стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
§ тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
Структура волевого акта.
Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.
В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
· Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
· Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.
· Третья фаза — принятие решения.
· Четвертая фаза — исполнение решения.
Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.
Волевой акт, его структура — Студопедия
Структура волевого акта
Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.
В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.
Третья фаза — принятие решения.
Четвертая фаза — исполнение решения.
Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.
Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.
Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
2.3Структура волевого акта. Волевые качества
Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему
Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
Мобилизация физических и психологических возможностей
Самовоспитание воли
Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».
Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.
Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.
Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.
Самодетерминация (мотивация)
Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.
Мотивация — это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?
Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.
Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.
Самоконтроль
В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.
Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.
Самомобилизация (проявление силы воли)
Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.
Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.
Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.
Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).
Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.
Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.
Волевой акт
Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием стресса.
В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:
побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
«борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.
На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.
В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.
Воля проявляется в таких свойствах личности, как:
целеустремленность;
самостоятельность;
решительность;
настойчивость;
выдержка;
самообладание;
Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.
Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человекаосуществлять свои жизненные цели.
Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.
Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.
Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.
Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.
Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.
Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.
Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.
Сила воли и волевая регуляция
Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.
По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).
Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.
Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления(интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.
Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.
Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.
Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.
Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения.
Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), — писал И.П. Павлов, — всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.
Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая.
Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.
Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».
Характеристики воли.
Сознательная опосредованность.
Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
Взаимосвязь с мотивом «должен».
Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
мировоззрение личности;
моральная устойчивость личности;
степень общественной значимости поставленных целей;
установки по отношению к деятельности;
уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
Переоценка значимости мотива.
Привлечение дополнительных мотивов.
Предвидение и переживание последующих событий/действий.
Актуализация мотива (через воображение ситуации).
Через мотивационно-смысловую сферу.
Стойкое мировоззрение и убеждения.
Практическое задание.
Разместить этапы сложного волевого действия в порядке их осуществления.
=Осознание цели и стремление достичь,
=Проявление мотивов утверждающих или отрицающих возможности,
=Осознание ряда возможностей достижения цели,
= Борьба мотивов,
= Осуществление принятого решения,
=Принятие одной из возможностей в качестве решения,
=Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижения поставленной цели.
Литература
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2000
Л.С Выготский Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. Т-2. М., 1982.
А.В. Веденов. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. М.,1957.
К. Муздыбаев.Психология ответственности. М.,1983
Вопрос №12. Понятие воли, структура волевого акта, волевые качества личности менеджера.
Воля — сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику или описанием соответствующих явлении с разных сторон. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.
Воля — высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.
В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
2. обсуждение и борьба мотивов.
3. принятие решения.
4. исполнение решения.
Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.
Е.Е.Вендров рассматривает деятельность руководителя в зависимости от особенностей его эмоционально-волевой сферы и выделяет четыре типа руководителей:
1) Руководители – командиры. Свои требования не мотивируют, строги и придирчивы;
2) Руководители с сильной волей и добрым сердцем. Они не прочь мотивировать свой приказ. Строги и требовательны, но при необходимости снисходительны и мягки;
3) Руководители внешне как бы со слабой волей, мягкие, но умеют приказывать; их распоряжения скорее напоминают разъяснения, советы, пожелания. Но они требовательны и настойчивы;
4) Слабовольные и бесхарактерные. Идут на поводу у коллектива и у лидеров.
Уманским Л.И. и Вендровым Е.Е. в результате исследований вычленены требования, предъявляемые к психике руководителя.
Восприятие. Руководителю важно обладать аналитико-синтетическим типом восприятия, при котором имеет место наблюдение, описание фактов и их объяснение. Наблюдательность должна выступать как планомерное, целенаправленное восприятие объектов.
Внимание. Должно быть произвольным, большой концентрации и устойчивости, особенно в пределах управленческой задачи. В то же время тебуется уметь быстро переключаться.
Память. Руководителю должно быть свойственно произвольное запоминание, главным образом осмысленное, важна память на лица и фамилии. Память должна быть быстрая, долго удерживать факты и события. Предъявляются требования к точности воспроизведения, оперативности и большому объему памяти управленца.
Воображение. Руководителю необходимо, главным образом, воссоздающее воображение. Но довольно часто возникает необходимость и в творческом воображении. Необходимо умение мечтать.
Мышление. Целесообразность и эффективность деятельности руководителя прямо пропорциональна тонкости и точности анализа и правильности и безошибочности синтеза. Большая ценность именно практического мышления, так как именно с ним связано быстрое преобразование реальности по ясным, практичным, хорошо продуманным планам.
Лебедев В.М. описал группу свойств личности, обеспечивающих эмоционально-волевую воздейственность:
1) Общественная энергичность. Это способность заражать энергией других людей, используя разнообразные средства – от улыбки до приказа;
2) Требовательность. Она характеризуется постоянством или гибкостью проявления в связи со сложившейся ситуацией;
3) Критичность. Она выражается в виде способности анализировать деятельность и поведение других людей правильно, аргументированно и доброжелательно.
Вопрос №23. Сущность харизматического лидерства. Что делает человека харизматическим лидером?
Харизматические лидеры — они стоят особняком, их власть (скорее — авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет «Харизмой» (в раннехристианской литературе этот термин обозначает «боговдохновленность»). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему власть.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передают людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности и последователей импульса к действиям.
В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Харизма — это способность притягивать к себе людей. И ее, как и другие черты характера, можно в себе развить. А для этого важно:
1. Любить жить. Люди любят тех людей, которые любят жизнь. Если вы хотите привлекать к себе людей, то сами должны чувствовать яркий вкус жизни.
2. Ставить каждому человеку пятерку! Едва ли не самое лучшее из того, что вы можете сделать для людей, а заодно и привлечь их к себе,- это ожидать от них исключительно наилучшего. Если вы цените окружающих людей, поощряете их в разных начинаниях и помогаете им реализовывать свой потенциал, то они полюбят вас за это.
3. Дарить людям надежду. Самый большой наш капитал — это надежда. Если вы в состоянии стать человеком, который наделяет этим величайшим даром окружающих, они будут тянуться к вам и навсегда останутся благодарными.
4. Делиться собой и своими достоинствами. Шагая по жизни рядом с разными людьми, отдавайте им все, что у вас есть. Пусть ваша мудрость, ваши ресурсы и даже какие-то особые житейские события станут и их достоянием.
Когда речь заходит о харизме, то главное здесь — умение поставить себя на место другого человека. Подлинная харизм присуща тем людям, которые прежде, чем думать о себе, размышляют об окружающих и о том, что их заботит.
Вопрос №39. Методы выработки управленческих решений. Психология деятельности руководителя при принятии управленческих решений.
Чтобы узнать, кто берет под завещание, вся воля должна быть испытана. Но завещание может быть больше, чем просто страницы, которые его составляют, и события, не связанные с завещанием, могут изменить того, кто под ним берется или что они получают.
Will Integrity
Wills обычно состоит из нескольких страниц. Те страницы, которые завещатель намеревался стать частью завещания, будут составлять завещание — то, что иногда называют доктриной интеграции .Однако иногда целостность завещания не ясна, особенно с помощью голографических завещаний. В случае сомнений целостность завещания определяется согласованностью формулировки каждой страницы и номерами страниц, если они были пронумерованы. Часто целостность завещания также определяется, были ли они скреплены вместе, например, с помощью зажима или скреплены вместе. Однако, поскольку отдельные страницы могут быть разделены с течением времени, тестирующему было бы разумно нумеровать страницы как Page # от общего количества страниц и подписывать или инициализировать каждую страницу.
Включение по ссылке
В большинстве штатов — но не в Коннектикуте, Луизиане и Нью-Йорке — завещание может включить другой документ, ссылаясь на него. Преимущество этого заключается в том, что указанный документ не должен соответствовать формальностям Закона о волеизъявлении. Однако, согласно общему праву, существует 3 требования для включения документа в качестве ссылки:
- завещание должно явно ссылаться на документ как часть завещания;
- документ должен быть идентифицирован с достаточной уверенностью;
- документ должен был существовать на момент исполнения завещания.
Тем не менее, §2-513 Унифицированного кодекса (UPC) устраняет последнее требование, позволяя завещателю либо написать документ позже, либо изменить его без изменения завещания. Тем не менее, UPC разрешает распоряжение материальным личным имуществом только в ссылочных документах, а не в нематериальном или реальном имуществе или деньгах. Кроме того, UPC требует, чтобы ссылочный документ был подписан завещателем (хорошая идея независимо от юрисдикции), и чтобы имущество и бенефициары были идентифицированы с достаточной уверенностью, что является практическим требованием, даже если оно не кодифицировано.
Другим практическим требованием ссылочного документа является то, что он располагает имуществом, не выброшенным в завещании; в противном случае завещание будет преобладать, если только в явном предложении в завещании не будет дан приоритет указанному документу.
Использование встроенного документа позволяет завещателю распоряжаться осязаемой личностью, которая часто изменялась бы в течение всей жизни завещателя без того, чтобы завещателю приходилось повторно исполнять завещание или кодициль.
В комментарии к §2-513 СКП приводится этот пример предложения (слегка перефразированный) для включения отдельного документа в качестве ссылки:
Я мог бы оставить письменное заявление со списком предметов материального личного имущества.Если я это сделаю, и если мое письменное заявление будет найдено и идентифицировано в качестве такового моим Личным представителем не позднее, чем через 30 дней после завещания этого завещания, то перечисленное имущество должно быть уничтожено в соответствии с моим письменным заявлением в той степени, в которой это разрешено законом и должен иметь приоритет перед любым противоположным распоряжением тем же имуществом, перечисленным в этой завещании.
Акты независимого значения
Акты независимого значения ( нетекстовые акты ) — это события, которые влияют на распоряжение имуществом завещателя, но не произошли из-за воли.Большинство таких действий происходит, когда завещатель идентифицирует либо свойство, либо бенефициаров в качестве общего класса, и завещатель изменяет данные этих классов по причинам, отличным от распоряжения имуществом.
UPC § 2-512 говорится, что не имеет значения, когда происходит событие, до или после исполнения воли, или до или после смерти завещателя, и что это событие может быть исполнением или отзывом чужой воли.
Например, завещатель, который на момент исполнения завещания владел автомобилем, завещал свой автомобиль своей дочери, но затем перед смертью получил грузовик.Хотя замена его автомобиля грузовиком меняет подарок его дочери, замена является актом самостоятельного значения, потому что завещатель, вероятно, получил грузовик, потому что ему нужен грузовик, а не потому, что он хотел изменить свой подарок своей дочери.
Акты независимой значимости — эффективный способ завещания собственности, которая, вероятно, изменится до смерти наследодателя. Например, вы можете передать все в своем гараже своему брату. Вы можете положить вещи в свой гараж или вывезти их без необходимости менять свою волю, потому что содержимое вашего гаража, вероятно, отражает то, что вы хотите, чтобы быть там, а не специально менять подарок своему брату.
Другой конкретный пример — это именование бенефициаров, которые являются бенефициарами по чьей-либо воле. Предположим, вы завещаете 1000 долларов каждому бенефициару завещания вашей сестры. Если ваша сестра меняет бенефициаров в ее воле, это повлияет на распоряжение вашей собственностью, но акт вашей сестры об изменении ее воли имеет самостоятельное значение, потому что она, вероятно, изменила его по своим личным причинам, а не потому, что она хотела повлиять на распоряжение вашей собственности.
Codicils
Codicil является дополнением к завещанию, которое может добавлять, вычитать или изменять элементы завещания. Кодексил предъявляет те же правовые требования, что и завещание, включая соблюдение формальностей Закона о воле и наличие завещателя.
Единственное отличие воли от codicil состоит в том, что codicil каким-то образом изменяет волю; следовательно, кодицил включает в себя волю. Поскольку кодицил изменяет завещание, он обычно не обладает всеми свойствами наследодателя.
Когда завещание исполняется, оно, как говорят, публикуется, так как это дата — дата публикации — когда оно появляется в качестве действительного завещания. Если нет явного оговорки об обратном, кодицил повторно исполняет и переиздает всю волю, так что дата вступления в силу исполнения воли наступает, когда кодициль был исполнен; следовательно, завещание называется , переизданное Кодицилом . Тем не менее, может существовать прямая оговорка, предусматривающая, обновляет ли кодицил завещание; если так, то это не опровергается.В противном случае предположение о том, что кодицил повторно публикует завещание, может быть опровергнуто, если такое предположение будет либо несовместимым с намерением завещателя, либо создаст другие несоответствия.
Переиздание может иметь важные последствия. Например, если юрисдикция требует, чтобы документ, включенный посредством ссылки, существовал во время исполнения завещания, то объединенный документ, который был создан после даты публикации завещания, но до переиздания codicil, может быть сделан действительным ссылочным документом codicil ,
Если ранее существующее завещание недействительно, то правильно выполненный кодицил не проверяет его, а вместо этого становится завещанием и может включать в себя уже существующее завещание по ссылке, в зависимости от того, почему предыдущее завещание было недействительным.
В тех юрисдикциях, которые не признают инкорпорацию путем отсылки, суды могут разрешить кодицилу повторно опубликовать недействительную волю, если завещание соответствует формальным требованиям Закона о воле штата, но было признано недействительным из-за внешнего дефекта, такого как недостаток завещательной способности или со свидетельством, пока само приложение не страдает какими-либо дефектами.
Лексикон
иδὲ (de)
Соединение
Греческий Стронга 1161: первичная частица; но, и т. Д.
посвящают себя
προσκαρτερήσομεν (proskarterēsomen)
Глагол — Будущий Показательный Актив — 1-е лицо Множественное число
Греческий Стронга 4342: Сохранять, продолжать, продолжать стойко; я жду. 3588: определенная статья.Включая женский он, и средний, чтобы во всех их склонностях; Определенный артикль; .
молитва
προσευχῇ (proseuchē)
Существительное — родительный женский род единственного числа
Греческий Стронга 4335: От proseuchomai; молитва; подразумевается, ораторское искусство.
и
καὶ (kai)
Конъюнкция
Греческий Стронга 2532: И даже даже, а именно.
the
τῇ (tē)
Статья — Dative Feminine Singular
Strong’s Greek 3588: The, определенная статья. Включая женский он, и средний, чтобы во всех их склонностях; Определенный артикль; .
министерство
διακονίᾳ (diakonia)
Существительное — дательный падеж женского рода единственного числа
Стронг греческий 1248: ожидание за столом; в более широком смысле: обслуживание, обслуживание. Из диаконоса; посещаемость; образно помощь, сервис.
из
τοῦ (tou)
Статья — родительный мужской род единственного числа
Strong’s Greek 3588: The, определенная статья. Включая женский он, и средний, чтобы во всех их склонностях; Определенный артикль; .
слово. »
λόγου (logou)
Существительное — родительный мужской род единственного числа
Сильный греческий 3056: От лего; что-то сказал; подразумевается тема, а также рассуждение или мотив; по расширению, вычисление; особенно Божественное Выражение.
Следует отметить, что назначенные таким образом люди никогда не называются «дьяконами» в Новом Завете.Когда они упоминаются снова, это как «Семерка» (Деян. 21: 8), как если бы они были отличным и своеобразным телом. Их функции были, конечно, в некоторой степени аналогичны функциям «дьяконов» Пастырских Посланий и более поздней организации Церкви; но они, как мы видели, имели свои прототипы у «юношей», в отличие от «старейшин» в Деяниях 5: 6; Деяния 5:10; и Семеро, вероятно, были назначены, так сказать, архидиаконами, чтобы руководить ими и руководить ими. В некоторых церквях, как в Риме, число дьяконов было установлено равным семи, в соответствии с этим прецедентом (как и на Соборе Неокесарийского, Кан.14, А.Д. 314), и они были рассмотрены, когда епископ стал отличаться от старейшин, поскольку действовал более немедленно под руководством первого, помогая ему в деталях его должности.
Стих 4. — Неуклонно продолжай в том, чтобы постоянно отдавать себя А.В. в (министерство) для к, А.В. Стойко. Глагол προσκαρτερέω часто встречается в Деяниях (см. Деяния 1:14; Деяния 2:42; 5:46; 8:13; x. 7; см. Также Колоссянам 4: 2). Это используется людьми и вещами, к которым кто-либо привязывается близко и настойчиво, которые помещены в дательный падеж, как здесь.Но иногда он имеет предлоги ἐν или εἰς после него, как в Деяниях 5:46; Hist. Сюзанны 7; Римлянам 13: 6. Ver. 5. — Святой Дух для Святого Духа, А.В. Упоминание о Стефане и повествование, которое следует за ним от мученичества Стефана до Святого Павла (Деяния 7:60), показывают, к чему стремится автор. Он выбирает события в истории Церкви в Иерусалиме, которые наиболее непосредственно связаны с тем после истории, которое было целью, которую он имел в виду. Некоторые считали, что греческий символ всех семи имен свидетельствует о том, что они были эллинистами.Такой вывод, однако, не оправдан, так как многие евреи, которые не были эллинистами, имели греческие или латинские имена, например Павел, Сильван, Аквила, Присцилла, Маркус, Юстус, Петрус, Дидим и т. Д. В то же время вполне вероятно, что некоторые из них были. Один, Николас, был прозелитом. Цель, несомненно, состояла в том, чтобы обеспечить идеальную справедливость распределения церковных благотворительных фондов. Стефан и Филипп (Деяния 8: 5 и т. Д .; Деяния 21: 8) — единственные, кому мы знаем что-либо, кроме их имен. Перейти к предыдущему 6: 4 NLT
Деяния 6: 4 ESV
Деяния 6: 4 NASB
Деяния 6: 4 KJVActs 6: 4 Библейские приложения
Деяния 6: 4 Biblia Paralela
Деяния 6: 4 Китайская Библия
Деяния 6: 4 Французская Библия
Деяния 6: 4 Немецкая БиблияВ алфавитном порядке: и внимание, но посвятите, дайте служение самим себе, молитесь, чтобы мы произнесли Слово Апостолы: Деяния 6: 4 Но мы будем твердо продолжать в молитве (Деяния Апостолов Ac) Христианские материалы для изучения Библии, Словарь, Согласие и Инструменты поиска ,
Генеральная воля — в политической теории — коллективная воля, направленная на общее благо или общий интерес. Общая воля является центральной в политической философии Жан-Жака Руссо и важной концепцией в современной республиканской мысли. Руссо отличал общую волю от частной и часто противоречивой воли отдельных лиц и групп. В Du Contrat social (1762; Общественный договор ) Руссо утверждал, что свобода и власть не противоречат друг другу, поскольку законные законы основываются на общей воле граждан.Таким образом, подчиняясь закону, отдельный гражданин подчиняется только как член политического сообщества.
Жан-Жак Руссо Жан-Жак Руссо, рисунок пастелью Мориса Квентина де Ла Тура, 1753; в Музее искусства и истории, Женева. Предоставлено Музеем искусства и истории, Женева; фотография, Жан АрлоПодробнее на эту тему
конституции: Руссо и генерал воли
Принимая во внимание, что Гоббс создал своего единого государя посредством механизма индивидуальных и односторонних обещаний, а Локк предотвратил чрезмерное…
Понятие общей воли предшествует Руссо и имеет свои корни в христианской теологии. Во второй половине 17-го века Николя Малебранш приписал общую волю Богу. Бог, утверждал Малебранш, в основном действует в мире посредством набора «общих законов», установленных при сотворении мира. Эти законы соответствуют общей воле Бога, в отличие от конкретных выражений воли Бога: чудес и других случайных актов божественного вмешательства.Что касается Малебранша, то потому, что воля Бога выражается главным образом через общие законы, можно понять очевидное противоречие между волей Бога спасти все человечество и тот факт, что большинство душ фактически не будут спасены. Собственное понимание Руссо генерала возникло из критики Дени Дидро, который превратил понимание общей воли Малебранша в светскую концепцию, но повторил Малебранша, определив его в универсалистских терминах. В своей статье «Droit naturel» («Естественное право»), опубликованной в 1755 году в «Энциклопедии », Дидро утверждал, что мораль основана на общей воле человечества улучшать свое собственное счастье.Люди могут получить доступ к этому моральному идеалу, размышляя о своих интересах как представителей человеческой расы. Общая воля, полагал Дидро, обязательно направлена на благо, поскольку ее цель — улучшение всех.
Для Руссо, однако, общая воля не является абстрактным идеалом. На самом деле это воля, которую люди держат в качестве граждан. Таким образом, концепция Руссо носит политический характер и отличается от более универсальной концепции общей воли, которой придерживается Дидро.Участие в общей воле для Руссо означает размышление и голосование на основе чувства справедливости. Согласно Руссо, люди начинают осознавать свои интересы как граждане и, таким образом, интересы всей республики не через оживленные дискуссии, а, наоборот, следуя своей личной совести в «молчании страстей». В этом смысле общественное собрание не столько обсуждает, сколько раскрывает общую волю народа. Руссо утверждал, что общая воля по сути своей права, но он также критиковал в некоторых работах (в основном в своих «Дискуссии по естественным наукам и искусству» (1750; «Рассуждения о науке и искусстве» )) рационалистическое возвышение разума над чувствами.Это вызвало научные споры о рациональных и эмоциональных аспектах общей воли. С одной стороны, общая воля отражает рациональные интересы человека (как гражданина), а также людей в целом. С другой стороны, общая воля не является чисто рациональной, поскольку она возникает из привязанности и даже любви к своему политическому сообществу.
Руссо предполагал, что все люди способны принять моральную точку зрения на достижение общего блага и что, если они это сделают, они примут единогласное решение.Таким образом, в идеальном государстве законы выражают общую волю. В то время как граждане могут быть неправы и обмануты, по словам Руссо, они будут стремиться к справедливости, если они преследуют интересы людей, а не следуют их интересам как личностям или как членам различных групп. С этой точки зрения, человек, который нарушает закон, действует не только против установленного правительства, но и против более высоких интересов этого человека как члена политического сообщества. В известном отрывке из «Общественный договор » Руссо утверждал, что требование такого человека соблюдать закон — это не что иное, как «принуждение его быть свободным.На этом основании критики, включая Бенджамина Константа и Джейкоба Талмона, обвинили Руссо в том, что он является авторитарным мыслителем и, во втором случае, прародителем тоталитарной политики. Однако обвинение Талмона было в значительной степени дискредитировано.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняХотя ученые расходятся во мнении относительно вышеупомянутого отрывка, существует широкое согласие, что Руссо был заинтересован в сохранении гражданской свободы и автономии, а не в предоставлении свободного правления правительству.На самом деле, концепция общего воли также подразумевает запрет на деспотизм. Для Руссо правительство легитимно только в том случае, если оно подчинено народному суверенитету или, другими словами, следует общей воле народа. Правительство теряет всю легитимность в тот момент, когда оно ставит себя выше закона, чтобы преследовать свои собственные интересы в качестве отдельного политического органа.
Концепция общей воли оказала глубокое и длительное влияние на современную республиканскую мысль, особенно во французской традиции.Декларация прав человека и гражданина от 1789 года (статья 6) года, основополагающий документ действующей Конституции Франции, определила закон как выражение общей воли.
.- Сельскохозяйственное право
- General
- Общая аграрная политика
- Благополучие животных
- Продажа товаров
- Маркировка пищевых продуктов
- Закон о животных
- Благополучие животных
- Клык
- Коневодство
- домашних животных
- Бизнес Финансы
- несостоятельности
- Налогообложение
- взыскание долгов
- Закон о благотворительности
- Закон о детях
- Введение
- Образование
- Родительская ответственность
- Уход и благосостояние
- Похищение
- аборт, суррогатное материнство и усыновление
- Содержание ребенка
- Гражданский суд
- Финансы
- Доказательства
- Судебные решения
- Подготовка претензии
- Фон
- Начальные стадии
- Протокол предварительных действий
- претензий
- Клиническая халатность
- Закон о компаниях
- Структура компании
- Франчайзинг
- Закон о защите прав потребителей
- Договорное право
- Введение
- Вместимость
- Типы Контрактов