Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.
Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.
Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.
При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.
Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.
В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:
- Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
- Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
- Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.
Группы выполняют 4 функции:
- Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
- Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
- Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
- Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.
На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.
Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.
Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.
Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:
- Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
- Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
- Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
- Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.
Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.
Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:
- Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
- Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
- Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
- Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
- Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.
В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:
- Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
- Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
- Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.
Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.
Понятие личности в социальной психологии
Сущность понятия личности
Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.
Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).
Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.
Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.
Типы субъектов и особенности личности
Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:
- природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
- социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
- субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.
В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.
Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое). Личность нельзя считать врожденной, она проявляется в ходе социального и культурного развития, формируясь в совместной деятельности и общении. При этом она испытывает на себе воздействие общества и культуры.
Тем не менее, личность в теории нельзя рассматривать в качестве слепка той культуры и того
Социальная психология личности в группе
В сферу изучения социальной психологии личности входят следующие составляющие: социально-психологические аспекты личности, социальные установки, каузальная атрибуция. Сюда включено раскрытие таких понятий как: я-концепция, самоэффективность, ценности и нормы морали, формы социального поведения личности и многое другое.
Социально-психологические аспекты личности
Личностная проблема является темой разных областей психологии и других наук. Аспектом изучения личности занимается и социальная психология.
В общей психологии изучение личности осуществляется безотносительно к существованию ее в обществе, взаимоотношений с другими людьми. Общепсихологический анализ решает следующие задачи:
- что есть личность;
- отличие личностных свойств человека от других свойств;
- структура личности;
- возникновение личностных свойств;
- формирование личности человека;
- что такое устойчивый тип личности.
Личностный анализ в социологии предполагает изучение личности во взаимосвязи с обществом. Круг вопросов социологии следующий:
- личность человека с точки зрения его существования в социальной группе;
- социальная типологизация личности;
- становление социальной личности.
Социологи уходят от индивидуальных особенностей человека и концентрируются на личности как явлении социальном, тесно связанном с общественными процессами.
Социально-психологическое рассмотрение личности заключается в следующем: личность индивидуальна и вместе с тем имеет социальное начало. Вопросы социальной психологии:
- стороны личности с точки зрения отношения к обществу;
- влияние социального окружения на личность;
- взаимодействие личности и малой группы;
- социальное поведение человека и его мотивы.
Исследователь Г.М.Андреева считает, что основным определением личности в социальной психологии является таким же, что и в общей психологической науке. Но выясняет то, как формируется личность в группе, как реализуется ее деятельность в этом контексте. Социальные психологи изучают закономерности, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальной группе.
Структура личности
Структуру личности изучают многие отрасли психологии с разных сторон. Этой проблемой занимаются возрастная, общая, дифференциальная, клиническая, социальная психология.
В общей психологии предметом является структура личности индивида вне социальной жизни, общественных связей и отношений. Возрастная психология акцентирует свое внимание на развитии личности в процессе взросления, рассматривает возрастные особенности личности. Дифференциальная психология изучает отдельные свойства и особенности личности. Клиническая психология исследует отклонения развития личности от нормы, вызванные заболеваниями, возможность их коррекции.
Социальная психология личности рассматривает те стороны, которые отражают социальные связи и отношения человека. Предметом изучения являются: выстраивание концепции собственного «Я», социальные установки, нормы и ценности, формы социального поведения и его мотивация. В круг вопросов социальной психологии входят: локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление.
Я-концепция человека
Я-концепция человека — это понимание самоэффективности. Если человек уверен в своей компетентности, способности достижения высоких показателей в какой-то сфере деятельности, он самоэффективен.
Чувство собственного
Место в системе наук социальной психологии
Социально-психологическая наука занимает особое место в системе научного знания. Начало наука берет в трудах философов античности, которые раскрывали вопросы положения человека в социуме, взаимодействия между людьми, управления человеком. Уже тогда можно было отметить наличие связей социально-психологических знаний и общественных запросов. Сегодня эта взаимосвязь усиливается, исследователи утверждают, что развивающиеся потребности ощущают необходимость глубокого изучения социальных проблем, особенно, стоящих на границе социологии и психологии.
Границы социальной психологии
Социальная психология формировалась и развивалась на стыке двух наук: социологической и психологической. Каждая из «родительских» дисциплин включает социальную психологию в свой состав. Г.М.Андреева считает причиной такого включения факты общественной жизни, которые могут быть исследованы только при объединении двух наук.
Говоря о границах социальной психологии Г.М.Андреева выделяет три позиции:
- Соц. психология является частью социологии;
- Соц. психология является частью психологии;
- Соц. психология является наукой, находящейся на стыке двух наук.
Причем стык может быть понят по-разному: как отторжение социальной психологией определенной части социологии и психологии или как функционирование в не захваченных этими науками областях.
Американские социальные психологи Дж. Мак Дэвид и Г. Харари выделяют два подхода интрадисциплинарный и интердисциплинарный, то есть ставят социальную психологию или внутри «родительских наук», либо на границах между ними.
Рисунок 1. Варианты определения границы социальной психологии с социологией и психологией
Определение границы между социальной психологией и социологией
Если говорить о границе между социологической наукой и соц. психологией, то необходимо отметить общие задачи наук. В области общей теории изучаются вопросы соотношения общественного и личностного. В области специальных социологических теорий исследуются вопросы социологии массовых коммуникаций, общественного мнения, социологии личности. Стало быть, граница проходит в сфере изучения больших социальных групп. Именно в этой сфере, по утверждению Г.М.Андреевой, особенно сложно разграничить социальную психологию и социологию.
Рисунок 2. Границы социальной психологии и смежных наук
Д. Майерс считает, что происходит отождествление социологической и социально-психологических научных областей потому, что обе науки решают общие задачи и изучают поведенческие закономерности человека в группе. Отличие состоит в том, что социология фокусирует внимание на группах, а соц. психология – на индивидах (что думает человек о других, влияние на человека
1) Современные представления о предмете социальной психологии
Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ в. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:
1) возрастающими запросами практики;
2) изменениями, произошедшими в области самой психологической науки. Советская психология окрепла, появились квалифицированные кадры, возросло количество и качество теоретических и практических исследований. Начало дискуссии положила статья А. Г. Ковалева (1959 г.), в которой рассматривались два основных вопроса:
1) понимание предмета социальной психологии и круга ее задач;
2) соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией – с другой стороны.
О предмете социальной психологии нет общепринятого представления. Это обусловлено высокой сложностью социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление выделяет свой круг ведущих проблем.
Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.
Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.
Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).
Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.
2) Предпосылки возникновения социальной психологии
Социальная психология имеет длинную предысторию, но короткую историю. Она формировалась из многих источников, поэтому в качестве предпосылок ее развития выступают различные области знаний: археология, этнография, языкознание, антропология, различные философские школы как идеалистического, так и материалистического толка.
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.
Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля. Г. Олпорт считает Платона родоначальником социальной психологии, в философии нового времени – Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. В. Гегеля, Н. А. Бердяева, Ф. М. Вольтера, М. Монтеня и многих других. На этом этапе происходит постепенное разделение социально-психологических знаний на теоретические и практические (Аристотель: «Человек – общественное животное»). В философских воззрениях социально-психологические аспекты чаще всего представляли простой перечень примеров, эти идеи не существовали в чистом виде, выделить их было затруднительно, они были связаны с трактовкой более общих психологических идей.
Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции. Согласно первой позиции общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам. Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание. Третья позиция предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.
Таким образом, как и в любой дисциплине, зарождение социально-психологических идей осуществлялось в рамках философии, а лишь затем происходило отделение в самостоятельные дисциплины.
ВЫДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
Начальный этап выделения социальной психологии в самостоятельную науку можно определить как феноменологический (середина Х1Х в.). Он связан:
1) с развитием языкознания;
2) накоплением значительных фактов в области этнографии, антропологии, археологии;
3) становлением массового производства и развитием городов.
На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Английский антрополог Э. Тейлор завершает работу о первобытной культуре, американский этнограф Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.
Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.
Психология второй половины Х1Х века – это прежде всего психология индивида, ее социальный аспект лишь намечается. Наиболее это заметно в патопсихологии. Психиатрическая практика использует гипноз как специфическую форму внушения, рассматриваются вопросы регуляции поведения человека другим индивидуумом. Как отмечает М. Г. Ярошевский (1976 г.), прообраз социальной психологии зарождается на боковых путях психологии, а не на магистральной линии развития.
Социология как самостоятельная дисциплина начала функционировать в середине Х1Х в. (родоначальник – французский философ О. Конт). Попытки объяснить социальные явления независимо от других наук не удались. Корни социальных явлений, как правило, находились в психологии. Так, французский социолог Г. Тард представлял общую модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Подобные модели оказались несостоятельными, после чего законы социального стали сводиться к законам коллективной психики.
Оформляется психологическое направление в социологии. Его родоначальники: Л. Уорд и Ф. Гиддингс. Это направление, с одной стороны, тормозило становление социальной психологии как самостоятельной дисциплины, так как запутывало вопрос о ее предмете, с другой – вызывало повышенный интерес к развитию социально-психологического знания.
Глава VII. Области применения социальной психологии
7.1. Социальная психология в организации
Одним из «локомотивов», обеспечивающих ускоренное развитие прикладной социальной психологии по сравнению с фундаментальной, является большое количество заказов, поступающих от различных организаций на прикладные исследования и практические работы.
Первый круг вопросов, которыми занимается социальная психология в организации, связан с формированием коллектива. К этому кругу вопросов можно отнести:
подбор и оценку кандидатов при приеме на работу;
адаптацию вновь принятых или сменивших должность в пределах организации;
аттестацию персонала;
разработку и реализацию программы развития персонала;
организационное развитие.
Во-вторых, социальная психология занимается в организации психологическим климатом. Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросам психологического климата в коллективе, единого подхода к определению характеристик, «отвечающих» за него на сегодняшний день не сформировано. Тем не менее, можно выделить следующие типы отношений, формирующие психологический климат: отношение к труду, условиям труда; отношения между членами коллектива, которые, в свою очередь, можно разделить на: вертикальные и горизонтальные.
Отдельного внимания заслуживают вопросы управления с точки зрения социальной психологии и межличностные конфликты в организации.
Объединяющим, выводящим на другой уровень и, в каком-то смысле, определяющим все вышеперечисленное в данном параграфе понятием является корпоративная культура в организации.
Формирование коллектива
Перечень действий, которые необходимо выполнить или, точнее, регулярно выполнять для того, чтобы сформировать коллектив, обширен. Сюда относятся и анализ потребности в персонале, и оценка кандидатов при приеме на работу, и разработка должностных инструкций и т.д. Вся эта деятельность подробно освещена в литературе по управлению персоналом. Мы остановимся лишь на аспектах, представляющих интерес для социальной психологии.
Подбор и оценка кандидатов при приеме на работу
Оценка при приеме на работу призвана обеспечить выбор такого кандидата,
который с достаточной степенью эффективности сможет достичь необходимых организации результатов.
Решение о приеме на работу зависит от нескольких типов информации. Существует объективная информация, например: фамилия, возраст, предыдущее место работы и занимаемая должность, состояние здоровья и т.п., которую можно получить из резюме, результатов медицинского осмотра, рекомендательных писем. К сбору и анализу подобной информации социальная психология непричастна. Информация о профессиональных качествах в тех случаях, когда профессиональная деятельность не предполагает общения с людьми (например: деятельность токаря, программиста, доярки), собирается и анализируется при помощи специалистов именного этого направления деятельности. Знания социальной психологии необходимы при сборе и анализе информации о профессионально важных качествах специалистов профессий типа «человек – человек» и руководителей всех уровней. Повышению эффективности оценки кандидатов на любую должность способствует учет личностных особенностей, влияющих на коммуникации, общение и взаимодействие с другими членами коллектива.
Социальный психолог может помочь руководителю организации при выборе методов оценки кандидатов при приеме на работу, осуществлении оценки с использованием выбранных методов и интерпретации результатов. Для подготовки рекомендаций он может использовать следующие источники.
Резюме. Следует отметить, важна не только изложенная в резюме текстовая информация, но и его стиль, качество, наличие рекомендаций, достоверность.
Общие тесты способностей. Уровень развития внимания, памяти, особенности мышления и т.п. очень важны при оценке способностей, например, к обучению.
Личностные тесты. Для повышения достоверности прогноза поведения кандидата, его успехов во взаимодействии с уже работающими членами коллектива и, когда это требует специфика должности, клиентами можно использовать личностные тесты. С их помощью выявляют принадлежность кандидата к определенному типу личности, уровень развития отдельных личностных качеств.
Интервью. Являясь реальным проявлением особенностей человека при взаимодействии с другими людьми, беседа – один из богатейших источников информации о человеке. Интервью при приеме на работу может быть:
Структурированным, когда интервьюируемый отвечает на четко сформулированные вопросы;
Формализованным, определяются вопросы, которые должны быть заданы, а беседа ведется в свободном режиме;
Слабоформализованным, определяются лишь темы, которые должны быть затронуты.
Максимальное количество информации может быть получено при проведении слабоформализованного интервью, однако, для того, чтобы эта информация была адекватно интерпретирована, необходимо, чтобы беседу проводил или в ней участвовал психолог высокой квалификации.
Ассесмент центр. Этот метод подразумевает комплексный, системный подход к получению информации о претенденте, четкие критерии оценки, проверяемые различными методиками и в различных ситуациях. Все это позволяет обеспечить высокую достоверность оценки и прогнозов на ее основе. В тоже время центры оценки высокозатратны и требуют высокой квалификации психологов, планирующих и осуществляющих работу. Использование ассесмент центра эффективно при оценке специалистов высокого уровня или управленческого персонала.
Адаптация принятых в организацию или сменивших должность в пределах организации.
Понятие адаптация применительно к сотруднику, принятому в организацию или сменившему в ней должность, означает процесс приспособления сотрудника к новой среде. Задача организации в этом случае – облегчить для своих новых сотрудников процесс адаптации, что позволит сократить его продолжительность и уменьшить вероятность быстрого увольнения новых сотрудников. Это, в свою очередь, сокращает расходы самой организации. Для облегчения процесса приспособления новых сотрудников необходимы усилия со стороны менеджера по персоналу организации и непосредственного руководителя в ходе 4-х этапов процесса адаптации.
Подготовительный этап. Частично соответствующая этому этапу работа была осуществлена во время подбора и оценки кандидатов при приеме на работу. Собранная в этот период информация о новом сотруднике ляжет в основу индивидуального плана его адаптации. Разработка такого плана – основная задача подготовительного этапа.
Ознакомительный этап. В соответствии с индивидуальным планом адаптации нового сотрудника знакомят с:
общими положениями: целями организации, ее приоритетами, традициями, нормами и т.д.;
принципами и нормами оплаты труда;
сотрудниками организации;
функциями, правами, обязанностями, ответственностью;
процедурами и инструкциями.
Этап действий. На основе полученной на ознакомительном этапе информации вновь принятый сотрудник начинает действовать. Вступая во взаимоотношения со своими новыми коллегами, он постепенно приспосабливается к своей новой роли. В это время важно, давая возможность активно действовать в различных сферах, оказать помощь новому сотруднику, прежде всего в оценке эффективности его взаимодействия с коллегами.
Этап стабильного функционирования. К концу этого этапа сотрудник преодолевает большинство профессиональных и межличностных проблем, связанных с новым рабочим местом. Его работа может быть охарактеризована словом – стабильная.
Аттестация персонала
«Аттестация персонала – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное ее назначение – не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника» (5). Во многом аттестация похожа на оценку при приеме на работу. Однако есть и отличия. Прежде всего, аттестация проводится по прошествии определенного, достаточно протяженного промежутка времени, в течение которого сотрудник работал в организации. Это позволяет наблюдать примеры реального, характерного для человека поведения, что повышает достоверность информации о нем. Во-вторых, уже первая аттестация, например, спустя год после оценки при приеме на работу, а, тем более, последующие, позволяет судить о динамике развития качеств сотрудника. И, наконец, сотрудник в течение всего периода с момента предшествующей оценки взаимодействовал с коллегами, и у них сложилось вполне определенное мнение о его качествах.
Для подготовки рекомендаций при оценке качеств сотрудника во время аттестации социальный психолог может использовать те же источники информации, что и при приеме на работу с небольшими изменениями и дополнениями.
Лист самооценки. Источником аналогичной информации — той, которую социальный психолог мог получить при анализе резюме, является лист самооценки, где сотрудник в свободной или структурированной форме оценивает себя (сильные слабые стороны, достижения, промахи и т.д.)
Индивидуальные методы оценки коллегами. Индивидуальные мнения коллег об аттестуемом сотруднике можно получить, используя оценочные анкеты, рейтинги поведенческих установок, описательные методы.
Методы групповой оценки. Иногда бывает полезно получить групповое мнение об аттестуемом сотруднике, при этом могут высветится качества, которые не были бы отмечены, если использовались только индивидуальная работа.
Наблюдение за поведением. Реальная деятельность сотрудника в организации позволяет использовать метод наблюдения за поведением и отмечать частоту выбора того или иного способа поведения в решающих ситуациях. Например, спокойный разбор руководителем причин невыполнения задания подчиненными или негативный эмоциональный всплеск, как реакция на это событие. Разумеется, реализация метода наблюдения за поведением должна проходить с соблюдением этических норм.
Разработка и реализация программы развития персонала.
Оценка, проводимая при приеме на работу, и регулярно проводимая аттестация позволяют иметь достоверную информацию о качестве персонала организации и тенденциях его изменения. Определив в ходе стратегического планирования желаемые характеристики персонала, можно вычислить степень соответствия желаемых качеств персонала и реально получившихся в ходе аттестации и оценки. В случае существенной разницы целесообразно подготовить программу развития персонала. Первой задачей социального психолога во время разработки и реализации программы развития персонала является выявления несоответствия качеств персонала, изменения которых можно достичь методами и средствами социальной психологии. Во-вторых, необходимо подобрать адекватные и эффективные методики развития тех качеств, недостаточное развитие которых является причиной выявленного несоответствия. Наконец, нужно подобрать специалистов способных реализовать подобранные методики и организовать их работу.
Социальная психология, ориентируясь на задачи, стоящие перед организацией, может преложить следующие методики развития:
коммуникативного потенциала – тренинг разрешения конфликтных ситуаций, тренинг ведения переговоров, тренинг влияния и противостояния влиянию, тренинг самопрезентации, тренинг умения работать в команде;
интеллектуального потенциала – тренинг развития аналитических способностей, тренинг креативности, тренинг развития творческих способностей;
волевого потенциала – тренинг уверенного поведения, тренинг развития лидерских качеств;
организационного потенциала – организационно-деятельностные игры, семинар-тренинг проектной работы.
Организационное развитие
В современном мире изменения в среде, окружающей любую организацию происходят очень быстро. Чтобы оставаться успешной, а порой просто для того, чтобы оставаться, организация должна уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям. Деятельность, направленная на создание в организации таких условий и культуры, которые бы обеспечили ей возможность саморазвития, самосовершенствования, приспособления к меняющимся внешним и внутренним условиям. Получила название организационное развитие. Современные работы и исследования в области организационного развития сконцентрированы по трем направлениям:
развитие людей, являющихся членами организации. Изменение их стиля поведения, установок, ценностей;
совершенствование управленческих процессов;
совершенствование структуры организации с целью повышения адаптационной способности организации.
В работе социального психолога, занимающегося вопросами организационного развития, существует очень важная особенность. Работая в конкретной организации, он не может и не должен предлагать конкретных решений хотя бы потому, что не является специалистом в вопросах, составляющих содержательную сторону деятельности организации. Задача социального психолога организовать работу руководства и персонала предприятия, с которым он работает, таким образом, чтобы они самостоятельно нашли оптимальные управленческие решения.
Работы по организационному развитию могут быть разделены на 3 этапа.
Диагностика. Сбор информации о сильных и слабых сторонах организации, особенностях ее коммуникационных каналов, преобладающем стиле руководства и т.д. Собранная информация позволяет составить объективное представление о состоянии организации.
Разработка плана изменений. На основе собранной на этапе диагностики информации готовится план изменений. При этом важно предусмотреть и максимально учесть при разработке плана трудности, которые могут возникнуть во время реализации плана, и компенсирующие их мероприятия.
Внедрение изменений. Проведение изменений можно разделить на 2-е составляющие. «Законотворческой и исполнительской» деятельностью занимаются руководители и персонал организации. Социальный психолог обучает новым способам поведения и взаимодействия при помощи тренинговых программ.
Функции социальной психологии:
Методологическая функция. Связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии.
Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей и механизмов, вплетенных в ткань социальных процессов; в определении путей, методов и средств эффективного управления групповыми и массовидными процессами.
Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.
Регулятивная функция. Показывает, как и какое непосредственное воздействие социально-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование других экономических и общественных феноменов.
Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу, помогает определить оптимальное соотношение между индивидуальным и коллективным.
Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизни и деятельности людей.
Социальная психология в системе наук
Философия, социология предоставляют для нее возможность методологически верно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических феноменов.
Общая психология позволяет более точно понять особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений.
Исторические науки показывают, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества.
Политические науки способствуют осмыслению того, как и какие политические явления (процессы), влияют на общественное сознание, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности.
Экономические науки раскрывают сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе.
Педагогические науки предоставляют информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей.
Модель статуса социальной психологии как сложившейся системы научного знания
Становление социальной психологии
Первый этап – предыстория социальной психологии. Он включает Античность, Средневековье и Новое время до середины XIX века.
Второй этап – становление социальной психологии как науки – охватывает период с середины XIX века по 1908 год.
Развитие:
в рамках социальной антропологии (В. Вундт, Х. Штейнталь),
английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер)
теории психологии народов Вундта;
теории психологии масс Лебона;
Третий этап развития социальной психологии продолжался до середины XX века и характеризовался появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальных концепций, так и на решение прикладных задач.
Четвертый этап в развитии социальной психологии начинается с середины XX века и продолжается до наших дней. Прикладная социальная психология обретает широкую популярность, в ее структуре появляются такие направления, как этническая и политическая психология, психология рекламы, управления, бизнеса и т.п.