Психология воображение: 8. Воображение. Психология: конспект лекций – 🕮 Глава 11. Воображение, Часть 2 Психические процессы. Общая психология. Маклаков А. Г. Страница 12. Читать онлайн pdf, Скачать

Автор: | 22.08.2020

Содержание

это, его виды и свойства, функции

Фото 1990Человеческая психика наделена многими возможностями, которых нет у животных. К таким особенностям относится воображение. Благодаря этой функции психики люди могут изучать действительность, запоминать ее, воссоздавая образы предметов. Воображение в психологии — сложный процесс, требующий большого мыслительного усилия. От его работы зависит качество, скорость любой деятельности.

Суть и механизм действия

Воображение тесно связано с памятью, вниманием, мышлением. Сформировано в результате появления общественного сознания, к которому личность обращается в проблемной ситуации. Способность относится к познавательным процессам, отражающим объективную действительность. Основа отражения — образы восприятия, памяти, представления.

Если мышление исследует мир обобщенно, воображение позволяет создавать конкретные формы. Представление создает полноценные картины, основанные на реальности или порожденные фантазией. Индивид придумывает, не имея исходных данных, представляет явления, которые никогда не видел. Интеллект связан с воображением. Чем выше уровень интеллекта, тем активнее работа психических процессов.

Сущность воображения — создавать новые образы на основе существующих. Интенсивность, полнота результата зависит от опыта, знаний. Воображение возникает в процессе труда, когда появляется потребность прогнозировать действия. Представляя образы, индивид выходит за рамки действительности, предвосхищает результат работы, оживляет воспоминания.

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический. Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.

Фото 1991Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.

Классификация и уровни развития

Изучая виды и свойства воображения в психологии, психологи выделили 2 формы представления: пассивную, активную. Их различает необходимость прикладывать волевые усилия, результат.

Преднамеренное пассивное воображение — создание образов, сохраняющихся на уровне фантазии, мечты. Образы заменяют реальность, являются фантазией о лучшей жизни. Индивид создает образы осознанно, полностью осознавая, что это грезы. Понимает, что противопоставляет фантазию реальному миру. Если человек теряет самообладание, растворяется в фантазии, психическое, социальное развитие замедляется. Индивид может полностью утратить связь с реальностью, начать воспринимать фантазии как единственную реальность.

Непреднамеренное пассивное воображение — создание образов без осознанности, самопроизвольно. Процесс включается, когда сознание ослаблено: во сне, при психических расстройствах. Проявление образов — галлюцинации. Человек видит придуманные образы, но воспринимает их как объективные, физические. Также видом пассивного представления являются сны, в которых появляются неожиданные варианты сюрреалистичных образов.

Активное воображение — процесс, связанный с конкретной деятельностью. Он направлен во внешнее окружение. Побуждается задачей, его можно контролировать, подавлять волевым усилием. Используется, когда индивиду необходимо оценить собственную деятельность со стороны. Умение представлять используется для создания образа, изменения зависимо от необходимого результата. Выделяют 3 вида активного создания образов:

  1. Воссоздающее. Восстанавливает объекты, подробно, реалистично прорабатывая детали. Используется при расшифровке карт, чтении книг. С помощью внутренних образов индивид добавляет к текстовым описаниям графические образы, обогащая восприятие.
  2. Творческое. Помогает создавать новые образы, придумывая с нуля, без отсылки к текстовым описаниям. Образы, созданные творческим воображением, представляют ценность не только для их автора, но и для других людей. Они воплощаются в виде музыкальных произведений, картин, книг. Творческая деятельность была бы невозможна без представления объекта.
  3. Мечта. Планирование, которое не требует немедленного воплощения, называют мечтой. В отличие от грез, которые заменяют реальность, мечта — создание плана действий. Она побуждает к деятельности, мотивирует человека работать.

Развитие воображения зависит от психических процессов. У детей способность к сознательному представлению отсутствует, она возникает постепенно, по мере обладания новыми познавательными функциями.

Функции и роль

Фото 1992

Задачи:

  1. Передача действительности через фантазии. Представление помогает воспроизводить увиденные явления, предметы, запоминать их, использовать для преобразования действительности.
  2. Регуляция поведения. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, индивид может спрогнозировать программу действий. Выбрав сценарий, он корректирует поведение в соответствии с необходимым результатом.
  3. Управление эмоциями. При возбужденном эмоциональном состоянии человек с помощью воображения может снять напряжение, представив успокаивающие образы.

Невозможность планировать вызывает фрустрацию: индивид не может приступить к работе, откладывая на потом. Люди с неразвитым воображением не могут сосредоточиться даже на срочном деле. Они сами не понимаю, что им мешает.

Пути создания образов

У воображения, как психического процесса, есть физиологическая основа. Оно — результат актуализации нервных связей. Нейроны образуют устойчивые соединения, перегруппируются, распадаются, снова объединяются. Новые представления создаются на основе существующих, не заменяя их. Сложность процесса воображения, связь с эмоциональной сферой, позволяют предположить, что в представлении задействована не только кора головного мозга, но и более глубокие структуры.

Воображение взаимосвязано с органическими процессами. Сила представления может влиять на физическое состояние: человек переживает те же эмоции, что он чувствовал бы при столкновении с реальными объектами. Если он представил пугающий объект, у него учащается сердцебиение, бледнеет лицо, сбивается дыхание. Если выбрано расслабляющее явление — дыхание замедляется, проходят мышечные зажимы.

Представление позволяет сознательно изменять физическое состояние. С помощью самовнушения подготовить тело к физической нагрузке, стимулировать работу внутренних органов. Когда человек представляет движение, его мышцы словно тренируются.

Способы создания образов:

  1. Агглютинация — комбинация, в которой отдельные части предметов сливаются в цельный объект. Это позволяет создавать причудливые варианты предметов, существ — русалку, сфинкса. Прием агглютинации используется в творчестве, во время технической работы. Благодаря этому был создан троллейбус, гидросамолет, гироскутер.
  2. Акцентирование — прием, заключенный в создании картинки, в которой какая-либо часть подчеркивается, выделяется. Предмет выглядит непропорциональным. Например, карикатуристы рисуют персонажам слишком большие носы, уши, добиваясь комичного эффекта.
  3. Гиперболизация — изображаемый предмет намеренно увеличивается или уменьшается, его части смещаются, изменяются. Прием используют в сказках, наделяя одного персонажа уникальными чертами. Так были созданы великаны, трехглавые чудовища, лилипуты, феи.
  4. Фото 1993Конструирование — прием, с помощью которого фантастические представления сливаются в обобщенное. Человек просматривает разные образы, выделяя общее, пока не формируется схема, под которую можно подогнать предметы из реальности. Благодаря конструированию индивид может представить типичный вид предмета, если он ему хорошо знаком (например, при слове «кролик» каждый представит животным по-своему — белым, черным или серым, диким или домашним).
  5. Типизация — создание объекта путем сложения, разложения образов. Творец передает цельный образ, прорабатывая детали по нескольку раз. Он не использует готовую схему, а создает свою, опираясь на личное видение.

Методы развития

Воображение — целенаправленный процесс, имеющий конечную цель. В дошкольном возрасте оно развивается стремительно. Представлено 2 формами: созданием идеи, стратегии воплощения. Оно помогает ребенку познавать мир. Личность ребенка находится в стадии развития, он еще не имеет рациональных средств защиты психики. Воображение защищает от переживаний при столкновении с действительностью, оберегая от стресса.

Развитие детского воображения зависит от процесса опредмечивания. Ребенок заменяет реальный образ, пытаясь добавить новые черты, изменить, усовершенствовать. Так он пытается воздействовать на реальность, подчинив ее себе. Контролировать себя он еще не может. Способность к планированию появится к 5 годам. К 6–7 годам дети полностью владеют навыком представления себя в мире.

Отрицательные переживания тормозят развитие воображения. Негативный жизненный опыт становится источником создания образов. Не имея возможности получить позитивные варианты образов, ребенок использует только отрицательные. Это приводит к торможению развития остальных психических процессов.

Фото 1994Воображение можно развить в любом возрасте. Одаренные дети проявляют творческие способности в раннем возрасте. Иногда одаренность просыпается в зрелом возрасте, после 40 лет. Например, рисованием многие люди начинают заниматься даже после 60 лет, и это замедляет старение. Занятия творчеством позволяют развить воображение. Можно выбирать любые виды творческой деятельности:

  • рукоделие;
  • ведение дневника, заметок;
  • фотографирование;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • лепка.

Деятельность, требующая внимания, активирует мышление. Это стимулирует развитие воображения, помогая создавать более сложные фантазии. В раннем возрасте лучше всего на развитие способности представлять действуют сказки. Ребенок, слушая рассказы или пытаясь воспроизвести сюжет в игре, самостоятельно стимулирует воображение, ускоряя развитие.

виды, функции и способы развития

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Воображение

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых. На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной. Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Сознание

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Воображение в психологии. Свойства воображения в психологии :: SYL.ru

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

воображение в психологии Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии – один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

виды воображения в психологииТаких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на «серую массу». С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:
  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.
свойства воображения в психологииЭто основные приёмы воображения в психологии. Их результат – уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

определение воображения в психологииПримером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения – отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время «ночных киносеансов» мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

мышление и воображение в психологии Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

общая психология воображениеВоображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.
тест на воображение психологияКак видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

понятие воображения в психологииВдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая – на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

процессы воображения в психологии Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

приемы воображения в психологииУ астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на «серую массу» людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

какие функции выполняет, что такое, свойства

Воображение это в психологии способность создавать мысленные образы. Другими словами его можно назвать наглядно-образным мышлением. Благодаря нему, человек может анализировать ситуацию без применения практических действий.

Воображением обладают не только дети, но и взрослые люди

Воображением обладают не только дети, но и взрослые люди

Особенности понятия

Воображение в классической психологии рассматривается с разных точек зрения. Считается, что образы создаются на основе полученного реального опыта. В то же время человек не видел динозавров или не слышал шум моря, но он может представить это, благодаря уже известным образам.

Основой такого процесса считают восприятие. Именно благодаря нему формируются механизмы фантазии. В повседневной жизни человек сталкивается с массой явлений. Он запоминает форму, звуки, цвета, запахи и другие характеристики. Все эти черты потом смешиваются в воображении, и их новые сочетания создают образы.

Нельзя считать, что воображение – это часть восприятия. Это отдельный вид психической деятельности. Его основная отличительная черта – это создание образов, которые невозможно встретить в реальности: машину времени, фантастические миры и другие. В то же время специалисты уверены, что все эти представления появляются на основе прошлого опыта.

Важно! Нельзя однозначно утверждать, когда именно формируется фантазия, и может ли она быть у младенцев.

У воображения есть разные определения в психологии. У специалистов нет точных данных, которые бы доказывали наличие такого процесса у животных.

Фантазия имеет конкретно-образную форму. Человек может представлять не только какие-то очертания, но и полностью продумывать выдуманную реальность. Воображение – это не только форма психического отражения, но и способность обрабатывать полученную от мира информацию.

Основные виды

В истории немало примеров, когда фантазии в дальнейшем находили отражение в реальности. Писатели-фантасты и изобретатели активно изучали окружающий мир и смогли спрогнозировать развитие человечества.

Например, компьютеры, видеозвонки, полеты в космос встречаются в работах писателей XX века. В XXI веке это все стало повседневными вещами.

Ярче всего воображение проявляется у детей во время игр

Ярче всего воображение проявляется у детей во время игр

Поэтому у фантазии есть свои функции, ее нельзя считать бесполезным процессом. Психологии точно не знают, почему у некоторых людей эта способность проявляется сильнее, чем у других. Выделяют несколько видов воображения.

Активное

Именно с его помощью была создана вся культура. Активная фантазия служит мотивацией для человека, так как он ясно представляет результат своей продуктивной деятельности. С помощью неких действий происходит приближение образа будущего.

Например, скульптур задумал статую. Он берет обычный кусок камня и начинает понемногу обтесывать его. В результате получается какая-то определенная фигура.

В таком виде воображения человек ориентируется на свое представление объекта, которого не существует в природе. Поэтому подобные фантазии позволили создать все предметы искусства.

Пассивное

Для этого вида характерны мечты и фантазии. Человек только выдумает разные образы, но не торопится воплощать их в реальность. Подобный процесс не является опасным, но некоторые люди отдают ему все время и отказываются от реальных дел.

Сами по себе грезы помогают отвлечься от проблем

Сами по себе грезы помогают отвлечься от проблем

Человек сам вызывает образы, предается мечтаниям и представляет, что и как он изменит. Простой пример пассивного воображения – это Обломов из романа Гончарова. Он лежал на диване, мечтал о том, как женится, улучшит поместье. Но даже ради любимой женщины он не решился что-то исправить, так и остался со своими мечтами.

Альтернатива

Существует еще одна классификация фантазий. Она выделяет произвольное и непроизвольное воображение. Чем характеризуется произвольное воображение – появлением при решении конкретных проблем. Например, при выполнении заданий по математике нужно представить решение наглядно. Особенно важно это для выполнения упражнений по геометрии.

В снах и случайных видениях – вот где обычно можно найти произвольное воображение. Особенно часто это бывает при медитациях или других трансовых практиках.

Есть еще одна классификация, которая выделяет репродуктивное и продуктивное воображение. Для первого характерно создание образов, которые максимально приближены к реальным объектам. Для второго – материал максимально обрабатывается в мыслях автора, после этого реализуется в жизни. Разные классификации позволяют иначе взглянуть на один и тот же термин.

Предназначение

Иногда люди считают, что фантазии только вредят. На самом деле это важная часть психики, которая выполняет ряд функции. Основная – заключается в том, что с помощью воображения человек может представить результат своей деятельности.

Важно! Именно фантазии являются лучшим способом формирования мотивации.

Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход.

С помощью грез личность удовлетворяет свои потребности и восстанавливает эмоциональный фон. При плохом настроении это позволяет отвлечься и расслабиться.

Еще одна основная функция – это улучшение познания. Большинство изобретений рождается в момент, когда человек хочет что-то улучшить или придумать с нуля. Моделирование построено на развитии фантазии. Именно благодаря представлениям была создана вся техника.

Особенности создания

Процесс происходит на основе творческой деятельности, которая включает анализ и синтез. Для агглютинации характерно соединение свойств разных предметов. Например, русалочка – это сочетание человеческих и рыбьих черт.

При гиперболизации происходит изменение свойств объекта. Гулливер обладал гигантским ростом, по сравнению с лилипутами. При подчеркивании выделяется одна какая-то черта.

Все эти виды могут встречаться как вместе, так и по отдельности. Художники часто используют прием типизации, который позволяет выделить некоторые черты народа и воплотить их в картинах. Поэтому нередко предметы искусства становятся отражением эпохи.

Способы развития

В современном мире творческие люди очень востребованы. Поэтому существуют тренинги и семинары по развитию воображения.

Подобные упражнения рассчитаны не только на детей, но и на взрослых

Подобные упражнения рассчитаны не только на детей, но и на взрослых

Краткие рекомендации по формированию фантазии позволяют родителям помогать детям совершенствовать свои навыки. Для начала взрослые должны сформировать сенсорную среду, т.е. знакомить ребенка с разными предметами и явлениями. Малыш должен активно играть и разговаривать со сверстниками. Именно устная речь способствует появлению абстрактного мышления.

Важно! Нужно поддерживать любые творческие начинания: рисование, музицирование, лепку и т.п.

Взрослые тоже могут развивать воображение. Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля.

Зная точные характеристики воображения и особенности его проявления, любой человек может развить у себя этот вид психической деятельности. Дополнительно можно считать в уме, читать книги, смотреть фильмы и учиться анализировать окружающую среду.

Чем больше у человека чувственного опыта, тем выше вероятность появления фантазий. Могут помочь медитации и другие трансовые техники. Полезно каждодневно перед сном воссоздавать прошедший день. При регулярных занятиях получится добиться хороших результатов.

Видео

Психология воображения | Диплом по психологии

Понятие воображения

Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.

Специфические характеристики воображения

  1. Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
  2. Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
  3. Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

Виды воображения

  1. Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение.
    1. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
    2. В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
  2. Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
    1. Пассивное преднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
    2. Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.

Виды воображения

Классификация видов и типов воображения в психологии

Все новое, фантастическое и нереальное рождается в сознании человека из полученной ранее информации.

Замечание 1

Поскольку воображение есть процесс созидания, то в нем принимают участие интеллект, мышление, внимание и память.

Каждый этап и элемент воображения человек обязательно осознает. Психология выделяет несколько видов воображения, которые показаны на схеме ниже:

  1. Активное воображение. Суть его заключается в том, что человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это воображение говорит о признаках творческого типа личности, постоянно испытывающей свои внутренние возможности. Ученый, например, в той или иной отрасли ставит перед собой определенную цель. Данное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Оно направлено в будущее и оперирует временем как определенной категорией – человек не теряет чувства реальности. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю;
  2. Пассивное воображение. Образы при данном воображении возникают спонтанно, помимо воли и желания человека и подчиняются внутренним, субъективным факторам. Данное воображение подчиняется желаниям, которые в ходе фантазирования представляются осуществленными. Неудовлетворенные потребности личности и большей частью неосознанные, в пассивном воображении «удовлетворяются». По степени волевых усилий оно может быть непреднамеренным, возникающим при ослаблении сознания, психозах, полудремотном и сонном состоянии и преднамеренным, когда воображение человека произвольно формирует образы-грезы. Последний вид воображения говорит о глубоком внутриличностном конфликте. Пассивное воображение может быть произвольного и непроизвольного вида. К непроизвольному воображению относятся сны и галлюцинации. Сны являются следствием активизации психических процессов – либо возбуждения, либо торможения мозговых процессов. Торможение способствует развитию подсознания, которая включает в свой состав различные образы. Эти образы объединяются в разнообразные комбинации, отражая содержание снов. Галлюцинации возникают тогда, когда функционирование головного мозга нарушено. Развитие галлюцинаций обусловлено психическим дисбалансом или серьезным эмоциональным стрессом. Что касается произвольного воображения, то оно состоит из грез и мечтаний. Они отличаются по степени своей реальности. Мечты отражают модели того будущего, которое желает человек, а грезы являются нереальными, а лишь иллюзорным отражением действительности;
  3. Продуктивное или творческое воображение. Действительность при этом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов – значительный критерий этого воображения. Оно рождает не существующие в данный момент образы и происходит это благодаря разделению свойств и элементов и соединение их в один полноценный образ. Образы могут самые разные – сказочные, фантастические, научные, религиозные, мистические. Это творческое воображение связано с волевыми усилиями, которые необходимы представителям ряда профессий – поэтам, ученым, инженерам, художникам, актерам. С помощью их творческого воображения рождаются шедевры;
  4. Репродуктивное или воссоздающее воображение. Это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество, потому что при его использовании стоит задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. Например, при изучении карты какой-либо местности или её исторического описания воображение воссоздает то, что отображено на карте и в книге. Данное воображение связано со знаниями человека, с его умениями и опытом. Точная образная конструкция при обширных и богатых знаниях, образуется значительно легче.

Замечание 2

Воображение у разных людей различно по легкости, силе, яркости, что зависит от таланта, скрытого потенциала, врожденных задатков, возраста человека.

Помимо видов воображения важно отметить типы воображения, выделяемые в психологии:

  • Визуальный или зрительный тип. При данном типе воображения у человека возникают зрительные образы;
  • Аудитивный или слуховой тип. Люди, обладающие данным типом воображения, проще всего вызывают представления слуховые. Например, хорошо представляют тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта;
  • Моторный или подвижный тип. Представления направлены на активные движения. При прослушивании музыки, например, люди с данным типом непроизвольно начинают отбывать ритм, представлять исполнителя. Таким типом чаще всего обладают представители творческих профессий – актеры, танцоры и др.

Рисунок 1. Типы воображения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Значимость воображения в психологии

Рассматривая воображение, как сложное явление психики личности, психологи отмечают такие его значимые параметры:

  1. Способность влиять на нервные процессы. С помощью воображения удается снять стресс, ослабить нервное перенапряжение;
  2. Помощь при активной мыслительной деятельности, решении задач;
  3. Помогает планированию и прогнозированию своих действий;
  4. Координирование психофизиологических процессов. Помогает сконцентрироваться, сосредоточиться на выполнении какой-либо деятельности.

Исследование воображения в отечественной психологии

Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.

Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением. Воображение привлекало внимание психологии, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности. Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными. Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.

Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью. П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование. А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения. В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются.

Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию. В теории чувственного познания, разработанной Б.Г. Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения. Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.

В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В. Мамонтов, имеют свою объективную основу. Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания. А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления. Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов. Психология не относит воображение ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя оно и содержит в себе их признаки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *