Сопротивление психология: Сопротивление (психоанализ) — Википедия – Сопротивление — Психологос

Автор: | 19.05.2020

Содержание

Сопротивление (психоанализ) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 ноября 2015; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 ноября 2015; проверки требует 1 правка.

Сопротивле́ние — психический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного. Как говорит Фрейд, «сила, которая поддерживает болезненное состояние», и не позволяющая ему придерживаться основного правила психоанализа: говорить всё, что приходит в голову.

В широком смысле, всё, что препятствует психоаналитической работе и используется анализантом для прекращения анализа. В качестве примеров Фрейд приводит начало войны или смерть близкого человека, те события, которые, казалось бы, создают объективные — финансовые — препятствия для продолжения лечения. Однако, далеко не каждый анализант воспользуется таким поводом для прекращения курса, но если это всё-таки происходит, то именно в этом и заключается работа сопротивления.

Несмотря на большое число введённых Фрейдом и используемых сегодня психоанализом понятий, сам Фрейд считал сопротивление одним из трёх основных специфических механизмов, с которыми работает психоанализ (наряду с бессознательным и переносом).

Только когда Фрейд отказывается от идеи отыгрывания симптома (практиковавшейся в школе Шарко) и приходит к идее проработки сопротивления в случаях истерии, он оказывается на пути создания своего психоаналитического метода: «Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. По механизму выздоровления можно было составить себе определённое представление и о процессе заболевания», — говорит он в работе «О психоанализе» (1910).

«Сопротивление происходит от невозможности субъекта преуспеть в области реализации своей истины. — Жак Лакан в семинаре «Работы Фрейда по технике психоанализа», лекция 3 февраля 1954.»

То есть, не способный признать своё желание анализант, предпочитая скорее отказаться от него вовсе и вернуться к привычному способу получения удовольствия, называемому симптомом.

Сопротивление в психоанализе свидетельствует о переносе, то есть о наделении аналитика неким статусом, относящимся к истории самого анализанта и его симптому. Поэтому интерпретация симптома является наиболее эффективной именно в момент развития сопротивления.

Психология сопротивления

Экология сознания: Психология. Лень, отсутствие мотивации, несобранность, капризность — это сопротивление. С сопротивлением лучше дружить и важно его учится понимать. Т.к. оно охраняет очень важные, жизненно важные вещи.

Сопротивление напоминает, что мы живые

Вам знакомо состояние, когда нужно сделать что-то такое хорошее и полезное, а вы все время это откладываете, или начинаете и бросаете. Или забываете? Или задумываясь об этом вы хотите пойти перекусить, перекурить или просто — тонете в ленте социальных сетей. 

Все это называется внутренним сопротивлением.

Его иногда называют ленью, отсутствием мотивации, несобранностью, капризностью, но это сопротивление. Это признак того, что ваше намерение, его внедрение в жизнь изменит что-то в вашей актуальной жизни.

Психология сопротивления

Решили начать бегать по утрам — значит надо раньше вставать, раньше вставать — раньше ложиться, а если вечер  — это единственное время, когда вы можете побыть одной?

Или наоборот единственное время, которое вы можете провести с любимым человеком? Если ради пробежки придется отнять у себя что-то дорогое? Здравствуй, сопротивление.

Наша психика умнее нас, она видит всю систему нашей жизни целиком и ценит гомеостаз удовольствий и важных дел. Ценит расслабление и отдых. Ценит психологичеcкие защиты, которые помогают справляться с каким- то стрессом внутренним или внешним.

И вот если вы решили снизить вес, строго и резко ограничив питание, то скорее всего возникнет внутреннее сопротивление. Возможно не сразу, возможно не сильное. Но если оно есть, то не нужно пытаться делать вид, что его нет. Нужно подумать — откуда оно возникает? Где, кроме тарелки возникает дефицит, когда я урезаю себе все сладкое?

Какая часть моей жизни, моей личности страдает, когда я ввожу или пытаюсь ввести новые правила. По опыту скажу, что самое сложное — это регуляция эмоций, отдых, расслабление и чувство безопасности. Эти темы больше других оберегают переедание, т.к. оно помогает в решении именно этих вопросов.

Сопротивление нельзя продавить, оно просто изменит форму и снова возникнет. Частая форма — болезнь.

Когда тело начинает блокировать, когда психика не справилась. С сопротивлением лучше дружить и важно его учится понимать. Т.к. оно охраняет очень важные, жизненно важные вещи.

Психология сопротивления

Мы сами порой готовы сделать из себя роботов, а сопротивление напоминает, что мы живые. Это не хорошо и не плохо, это факт реальности. А подружившись с сопротивлением мы можем найти способ давать себе что-то важное без участия еды. Это не самая простая задача, но ее можно решить.

И тогда ваши планы о полезном и прекрасном будут вполне выполнимы, а сопротивление будет восприниматься уже не как досадная неприятность, а как сигнал, что что-то вы про себя забыли.

И возможно даже с благодарностью отнесетесь к своей лени, которая оберегает и помогает искать лучшие формы. опубликовано econet.ru

Автор: Анастасия Томилова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Психологические сопротивления и защиты | ЧАСТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Люди, они как ёжики – тоже колются и фыркают, защищая себя…» Мария, 27 лет.

В человеке часто есть две силы:
С одной стороны, желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить).


А с другой стороны, сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи).

Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда психолог начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают “бояться” идти к психологу.

Психологическая помощь – это всегда работа двух сторон: психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный: от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.

БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а нужно только сотрудничество. Но без этого “чудо” не произойдет даже у самого “великого” специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Первая трудность на пути к освобождению от проблемы – это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты – это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет “здесь и сейчас”, а результат помощи и решения проблемы “неизвестно когда и потом”. Клиент, победивший боль и страх в своей душе, получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.

Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.

Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта, и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить “в латах”: на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.

Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.

1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).
7. Слишком строгое «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» – быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).

В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет “в латах”, часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти “латы” психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель – научиться жить и радоваться свободной жизни без “лат”, но сохранять свою защищенность.

Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни, или он становится очень специфичным, странноватым.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. Сценарий жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.

Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только “дурной привычкой” и “педагогической запущенностью” у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.

2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне “забывают” об этом происшествии.

3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», “не срочно”, “отложу на потом” и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа “Унесенные ветром” Скарлетт говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».

4. Формирование противоположных реакций – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).

5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример – перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.

6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.

7. Подавление (например, при страхах и фобиях) – ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).

8. Подражание (идентификация с агрессором) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.

9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

10. Рационализация, (интеллектуализация) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.

11. Изоляция аффекта – почти полное подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.

12. Регрессия – психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)

13. Сублимация – перевод одного вида психической энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.

14. Расщепление – неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. “С одной стороны, конечно, … а с другой стороны, несомненно, …”

15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.

16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.

17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.

18. Проекция – наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: “Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!”

19. Проективная идентификация – проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.

20. Репрессия – подавление желаний (своих или чужих).

21. Эскапизм – избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески – человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.

22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).

23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.

24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.

25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации. Если вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев “латы” психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни.

психологическая помощь
Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Реактивное сопротивление (психология) — Википедия

Реактивное сопротивление — мотивационное состояние, возникающее в ситуации, когда какое-либо внешнее условие (другой человек, предложение, или правило) ограничивает свободу или создает угрозу ограничения проявлений индивида. Главная задача такого поведения — восстановление утраченной или ограниченной свободы.

Реактивное сопротивление возникает, когда на человека оказывается сильное давление с целью изменить его поведение, точку зрения, отношение к чему-либо. Обязательным условием для возникновения данного состояния является осознание факта оказываемого воздействия. Результатом обычно становится выбор индивидом запретного или ограниченного варианта, а также повышение его устойчивости к убеждениям.

Данный феномен иногда используется некоторыми специалистами (в сфере рекламы, политики, психологии) для разного рода манипуляций.

В качестве примера можно привести человека, регулярно и сознательно нарушающего общественный порядок с целью оказывать сопротивление власти, которая запрещает этот тип действий на законодательном уровне. Причём этому человеку не важны выгоды, которые такое поведение может ему принести, а также он не задумывается о личных ресурсах, которые он должен будет затратить на это дело.

Сам термин «реактивное сопротивление» был заимствован из физики.

Теория психологического реактивного сопротивления была разработана Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля над ситуацией. Согласно этой теории, главное стремление человека — восстановление этого контроля. Всякий раз, когда что-то ограничивает выбор или лишает человека возможности выбрать, возникает потребность сохранения свободы. Это заставляет человека желать запрещенный объект или недоступную возможность действия значительно сильнее чем прежде.

Свобода рассматривается не как абстрактное понятие, а как внутреннее ощущение множества возможностей, которые связаны с реальным поведением, действиями, эмоциями и отношениями. Поведение считается свободным, если человек реализует его в настоящем или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу по отношению к ней.

Личная свобода выбирать, когда и каким образом управлять своим поведением, а также осведомлённость о степени собственной свободы влияют на возникновение психологической реактивности. Ситуация угрозы или действительное уменьшение поведенческих свобод воспринимаются человеком как некоторый сигнал к действию, вызов. Страх потерять свободу может привести человека к тому, что он попытается эту свободу вернуть через преодоление ограничений и активное противодействие влиянию, которое на него оказывается

При этом важно упомянуть, что феноменология реактивности не предполагает, что человек может знать о существовании данного явления. Когда люди осведомлены о том, что у них возникло реактивное сопротивление, то они могут проявлять большую самостоятельность в формировании дальнейшего поведения. Другими словами, если человек чувствует, что он имеет возможность делать то, что хочет, то у него не возникает необходимости делать что-то нежелательное для себя, опровергающее чужое мнение, правило или действие.

Ключевые исследования, направленные на изучение данного феномена, приведены ниже.

Первый эксперимент был проведен Хаммоком и Бремом (1966). Ими исследовался вклад гендерных различий в данный феномен. В результате их исследования было показано, что мужчины больше всего хотели получить именно ту вещь, которая была для них недоступна. В то же время у женщин не было обнаружено данного феномена в поведении, несмотря на то, что их лишили свободы выбора, этот эффект совсем на них не действовал.

В 1981 году Бремом было проведено исследование реактивности и привлекательности недоступных объектов у детей. Исследовались половозрастные особенности проявлений этого феномена. Исследование показало, как дети реагируют на эту ситуацию недоступности объекта, и что у детей также имеются мысли типа «у соседа трава зеленее». Также была показана способность детей смиряться с недоступностью объекта в случае, если ребёнок обесценивает недоступные для него вещи. Эта работа доказывает, что в случае, когда дети не имеют желаемого, они испытывают сильные эмоциональные переживания, так как знают о существовании объекта, который они не могут получить в свое распоряжение.

Хейлман (1976) провела эксперимент, в котором прохожему на улице предлагалось подписать некую петицию, при этом во время процедуры подписания испытуемые сталкивались с разными по степени препятствиями в этом процессе. Результат оказался следующим: чем более интенсивными были попытки препятствовать индивидам в подписании петиции, тем с большей вероятностью они склонялись к тому, чтобы её подписать.

Миллер с коллегами в 2007 провели исследование, в котором изучалось влияние формулировки сообщения на восприятие информации. Сообщение, которое предъявлялось испытуемым, было посвящено заботе о своём здоровье. Было показано, что если это сообщение оканчивалось фразой, направленной на восстановление свободы, смысл которой заключался в праве каждого выбирать, следовать ли в дальнейшем этим советам и как проживать собственную жизнь, то реактивное сопротивление у читателей уменьшалось. Также было обнаружено, что конкретные сообщения, которые были сформулированы с использованием наименьшего количества контролирующих слов, запоминались и воспринимались гораздо лучше абстрактных.

  1. Brehm, J. W. (1966). A theory of psychological reactance. Academic Press.
  2. Brehm, S. S., & Brehm, J. W. (1981). Psychological Reactance: A Theory of Freedom and Control. Academic Press.
  3. Miller, C. H., Lane, L. T., Deatrick, L. M., Young, A. M., & Potts, K. A. (2007). Psychological reactance and promotional health messages: The effects of controlling language, lexical concreteness, and the restoration of freedom. Human Communication Research, 33, 219—240.
  4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. изд. 7.; пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с
  5. Майерс Д. Социальная психология. изд 7.; пер с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.

Сопротивление (психоанализ) — это… Что такое Сопротивление (психоанализ)?

Сопротивле́ние — психический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного. Как говорит Фрейд, «сила, которая поддерживает болезненное состояние», и не позволяющая ему придерживаться основного правила психоанализа: говорить всё, что приходит в голову.

В широком смысле, всё, что препятствует психоаналитической работе и используется анализантом для прекращения анализа. В качестве примеров Фрейд приводит начало войны или смерть близкого человека, те события, которые, казалось бы, создают объективные — финансовые — препятствия для продолжения лечения. Однако, далеко не каждый анализант воспользуется таким поводом для прекращения курса, но если это всё-таки происходит, то именно в этом и заключается работа сопротивления.

Несмотря на большое число введённых Фрейдом и используемых сегодня психоанализом понятий, сам Фрейд считал сопротивление одним из трёх основных специфических механизмов, с которыми работает психоанализ (наряду с бессознательным и переносом).

Только когда Фрейд отказывается от идеи отыгрывания симптома (практиковавшейся в школе Шарко) и приходит к идее проработки сопротивления в случаях истерии, он оказывается на пути создания своего психоаналитического метода: «Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. По механизму выздоровления можно было составить себе опредёленное представление и о процессе заболевания», — говорит он в работе «О психоанализе» (1910).

«Сопротивление происходит от невозможности субъекта преуспеть в области реализации своей истины.

— Жак Лакан в семинаре «Работы Фрейда по технике психоанализа», лекция 3 февраля 1954.

»

То есть не способный признать своё желание, анализант предпочитая скорее отказаться от него вовсе и вернуться к привычному способу получения удовольствия, называемому симптомом.

Сопротивление в психоанализе свидетельствует о переносе, то есть о наделении аналитика неким статусом, относящимся к истории самого анализанта и его симптому. Поэтому интерпретация симптома является наиболее эффективной именно в момент развития сопротивления.

См. также

Литература

Примечания

Психологическое сопротивление — Psychological resistance

Психологическое сопротивление этого явление часто встречается в клинической практике , в которых пациенты прямо или косвенно демонстрирует парадоксальное поведение в противоположном предположительно клинический инициированном толкать и тянуть процесс изменения. Это препятствует развитию подлинного, совмещенный заботливого опыта в клинических условиях. Установлено , что общий источник сопротивления и защиты является позором , далее его когла в транс — диагностических функций определены.

Примеры психологического сопротивления являются перфекционизм, критикуя, презрительное отношение, будучи самокритичным, поглощенность внешний вид, социальный аутизм, должны рассматриваться как независимые и неуязвимы, или неспособности принимать комплименты или конструктивную критику.

Психоаналитические происхождение

Открытие сопротивления ( немецкий : Widerstand ) занимает центральное место в Зигмунд Фрейд теории «s из психоанализа : для Фрейда, теория репрессии является краеугольным камнем , на котором вся структура психоанализа лежит, и все его счета его открытия«являются так, подчеркивая тот факт , что понятие репрессий неизбежно предложенный клинической феномен сопротивления».

В начале изложения своей новой техники, Фрейд писал , что «Существует, однако, и другая точка зрения , которую вы можете взять, чтобы понять психоаналитический метод. Открытие бессознательного и введение его в сознание выполняется в лицом непрерывного сопротивления со стороны пациента. процесс приведения этого бессознательного материала к свету связан с болью, и из — за этой боли у пациента вновь и вновь отвергает его». Он продолжил, добавив , что «Это для вас , а затем вставить в этот конфликт в психической жизни пациента. Если вам удастся убедить его принять, в силу лучшего понимания, что — то , что до сих пор, в следствие этого автоматический регулирование боли, он отверг ( репрессирован ), вы тогда достигли чего — то в сторону его образования … Психоаналитическое лечение может вообще быть понята как такого перевоспитания в преодолении внутреннего сопротивления».

Первичные / вторичные выгоды от болезни в сопротивлении

Хотя термин сопротивление , как известно , сегодня в психотерапии во многом связан с Зигмундом Фрейдом, идея , что некоторые пациенты «цепляться к их болезни» был популярным в медицине в девятнадцатом веке, и называют пациентов , у которых недугов были предположительно сохраняются за счет вторичных доходов социальных, физических и финансовых выгод , связанных с болезнью. В то время как Фрейд был обучен в том, что известно как (вторичной) выгоде от болезни , которая следует за неврозом , он был больше заинтересован в бессознательных процессах , с помощью которых он мог бы объяснить основные выгоды , что пациенты , вытекающие из их психиатрических симптомов .

Модель он придумал сделать это свидетельствует о том, что симптомы представляют собой бессознательный компромисс в обмен на страдалец щадят другими, хуже эмпирический, психологические неудовольствия, посредством того, что Фрейд маркирован формирование компромисса; «Урегулирование конфликта путем построения симптома является наиболее удобным способом, и одним из наиболее приемлемых для принципа удовольствия».

Таким образом, противопоставление первичного усиления (внутренние выгоды) и вторичное усиление (внешние выгоды) от болезни, Фрейд писал: «В гражданской жизни болезнях может быть использован в качестве экрана, чтобы приукрасить некомпетентность в своей профессии или в соревновании с другими людьми, в то время как в семья может служить средством для других членов и вымогал доказательства их любви или навязать свою волю на них … мы подводим его в термине «прибыли от болезни» … Но есть и другие мотивы, которые лежат еще глубже, для проведения на болея … [б] ет они не могут быть поняты без свежего путешествия в психологическую теорию».

Сопротивление как продукт конфликтующих агентств

Для Фрейда, первичные доходы, стоявшие за сопротивление пациента были результатом интрапсихического компромисса, достигнутого между двумя или более конфликтующих агентств: «психоанализ … утверждает , что изоляция и потеря сознания этого [одной] группы идей были вызваны активной оппозиции со стороны других групп». Фрейд назвал один психический агентству «подавляющее» сознание, и другое агентство, бессознательной, в конце концов он упоминается как «идентификатор».

Компромисс две конкурирующих сторон стремиться, чтобы достичь максимального удовлетворения привода с минимальными результирующими болями (негативными реакциями изнутри и снаружи). Фрейд предположил , что психопатология был в результате неудачных компромиссов — «Мы уже давно заметили , что каждый невроз имеет результат, и поэтому , вероятно , цель, принуждать больного из реальной жизни, оттолкнуть его от действительности» — в отличие от «успешной защиты «что привело к„кажущемуся здоровью“.

Основные игроки в теории Kompromisslösung производства симптомов, в основе теории Фрейда сопротивления, были: Вытеснение (часто используются взаимозаменяемо с термином anticathexis ), оборона , неудовольствие, беспокойство, опасность, компромисс, и симптом. Как писал Фрейд, «Действие обязалось защищать репрессии наблюдается в аналитической терапии как сопротивление. Сопротивление предполагает существование того , что я назвал anticathexis.»

поздно вид Фрейда сопротивления: пять типов

В 1926 году Фрейд был изменить свой взгляд на беспокойство, с последствиями для его точки зрения сопротивления. « В то время как старый вид сделал это естественно предположить , что тревога возникает из либидо , принадлежащего к репрессированным инстинктивным импульсам, новая, наоборот, сделал эго источник беспокойства».

Фрейд все еще понимал сопротивление быть тесно связано с фактом переноса : «Таким образом , можно сказать , что теория психоанализа является попытка объяснить двумя наблюдаемыми фактами , которые ударяют один явно и неожиданно всякий раз , когда делается попытка следа симптомы невротических обратно к своему источнику в его прошлой жизни.: на фактах переноса и сопротивления Любой линия исследования, независимо от того , что его направления, которое признает эти два факта , и принимает их в качестве отправной точки своей работы может позвонить сам психоанализ, хотя она поступает в другие , чем мои собственные результаты». В самом деле, до сих пор большинство основных школ психотерапевтической мысли продолжают по крайней мере , признать, если не «взять в качестве отправной точки», два явления переноса и сопротивления.

Тем не менее , его новая концептуализация роли тревоги заставила его переосмыслить феномен сопротивления, чтобы охватить как «Аналитик должен не бороться с не менее пяти видов сопротивления, исходящей от трех направлений — эго, ид и суперьего ». Он считал , что эго является источником трех видов сопротивления: репрессии, перенесения и усиления от болезни, то есть вторичная выгода. Фрейд определил четвертое разнообразие, вытекающий из идентификатора , как сопротивление , которое требует «проработки» произведения навязчивого повторения . Пятый, исходя из суперий и последних , чтобы быть обнаруженными, «… кажется, происходит из чувства вины или необходимости наказания» — то есть, сам-саботаж.

Все они служат явной цели защиты эго от чувства дискомфорта, потому что, как писал Фрейд: «Это трудно для эго, чтобы направить свое внимание на восприятие и идеи, которые он имеет до сих пор сделал правило избегать, или признать принадлежность к самым импульсам, которые являются полной противоположностью тех, которые он знает, как свои собственные «.

Лечение Фрейда сопротивления

Фрейд рассматривал все пять категорий сопротивления, как требует больше, чем просто интеллектуальное понимание или понимание преодолеть. Вместо этого он предпочитает медленный процесс проработки.

Проработка позволяет пациентам «… чтобы узнать это сопротивление» и «… обнаружить подавленные инстинктивные тенденциикоторые подпитывают сопротивление»и именно это эмпирический убедительный процесскоторый „отличает аналитическую обработку от всякого рода внушение лечения“ , По этой причине Фрейд настаивалчто врачи остаются нейтральными, говоря лишь столькосколько «абсолютно необходимочтобы держать его [больной] говорить», так что сопротивление было видно как можночетко в переносе пациента, и становится очевидным для пациентов самих себя. Неразрывная связь предложенного Фрейда между переносом и сопротивлениемвозможноинкапсулирует его наследие в психотерапию.

Современные понимание сопротивления в психотерапии

Межличностные сопротивление

Сопротивление основано на наших инстинктивно автономных способах реагирования в которых клиенты как выявить и сохранить скрытые аспекты себя от терапевта или другого человека. Такое поведение происходит в основном во время терапии, во взаимодействии с терапевтом. Это способ избежать и при этом выражать неприемлемые диски, чувства, фантазии и модели поведения.

Примеры причин сопротивления включают: устойчивость к признанию чувств, фантазии и мотивов; устойчивость к выявлению чувства к терапевту; сопротивление как способ демонстрации самодостаточности ; сопротивление , как нежелание клиентов изменить свое поведение вне помещения терапии; сопротивление , как следствие отказа эмпатии со стороны терапевта.

Примеры выражения сопротивления отмены или перепланирования назначения, избегая рассмотрения определенных тем, забывает выполнить домашние задания и тому подобное. Это позволит сделать его более трудным для терапевта работать с клиентом, но он также будет предоставлять ему информацию о клиенте.

Состояние и свойство устойчивости (ситуативная и характеристика)

Сопротивление является автоматическим и бессознательным процессом. По словам Ван Denburg и Кислер, он может быть либо в течение определенного периода времени (состояние сопротивления), но она также может быть проявлением более давних черт или характера (признак устойчивости).

В психотерапии , состояние сопротивление может произойти в определенный момент, когда тревога провоцируя опыт срабатывает. Тр сопротивление, с другой стороны, происходит несколько раз во время сеансов и вмешивается с задачей терапии. Клиент показывает картину вне задач поведения , что делает опыт психотерапевта какой — то уровень негативных эмоций и познания против клиента. Таким образом, неадекватная модель межличностного поведения и реакция терапевта мешать задачу или процесс терапии. Это «состояние сопротивления» является кумулятивным во время сессий и его развитие может быть наилучшим образом предотвратить путем эмпатии вмешательства со стороны терапевта.

Вне терапии, признак устойчивость в клиенте проявляется характерными узорами межличностного поведения , которые часто вызваны типичными моделями общения со значимыми другими, как семьями, друзья и партнеры.

Работа с сопротивлением в области психотерапии

В настоящее время многие врачи работают с сопротивлением, как способ понять клиента лучше. Они подчеркивают важность работы с сопротивлением и не против него. Это потому, что работает против сопротивления клиента может привести к непродуктивным отношениям с терапевтом; тем больше внимания обращается к сопротивлению, менее продуктивной терапии. Работа с сопротивлением обеспечивает хорошие рабочие отношения и дает терапевту информацию о бессознательном клиента.

Терапевт может использовать контрперенос как инструмент , чтобы понять сопротивление клиента. Чувства клиент вызывает у терапевта с его / ее сопротивлением дадут вам подсказку , что сопротивление составляет около. Например, очень директива клиент может сделать терапевт чувствовать себя очень пассивно. Когда терапевт обращает внимание на их пассивное чувство, он может сделать его / ее понять такое поведение клиента , как сопротивление приходит от страха потерять контроль.

Она также может быть полезно определить сопротивление с клиентом. Это может работать не только на пути к решению проблемы, но и может позволить клиенту подумать и обсудить их сопротивление и когнитивных процессов, лежащих в основе его. Таким образом, клиент принимает активное участие в их терапии, что может уменьшить сопротивление в будущем. Это также помогает способность клиента, чтобы определить их устойчивость в будущем и ответить на него.

Важно , чтобы вопрос о планировании лечения является исследованием исследований, которые смотрели на чертах сопротивления в качестве индикаторов и противопоказаний показателей для различных видов вмешательств. Бойтлера, Moleiro и Talebi обзор 20 исследований , которые проверены различные эффекты терапевт директивности , как замедлитель сопротивление клиента и обнаружили , что 80% (п = 16) из этих исследований показали , что директива вмешательство было наиболее производительным среди клиентов , которые имели относительно низких уровней состояния или черта, как сопротивление, в то время как Недирективные вмешательства работали лучшими среди клиентов , которые имели относительно высоких уровней сопротивления. Эти результаты обеспечивают сильную поддержку для значения уровня сопротивления в качестве предсказателя результатов лечения, а также лечебно-планирования. В этих исследованиях когнитивно — поведенческая терапия была использована в качестве прототипа для директивной терапии и психодинамической , самостоятельной, или другое соотношение ориентированной терапии были использованы в качестве прототипа для недирективно терапии.

Поведенческие модели сопротивления

Поведение аналитического и социальное обучение модель фокуса сопротивления на заходящее события, антецеденты и последствие для стойкого поведения с целью понять функцию поведения. По крайней мере пять поведенческие модели сопротивления существуют. Эти модели имеют много общих черт. Наиболее изученная модель исследования, с более чем 10 лет поддержки, является моделью , созданным Джеральд Паттерсоном для сопротивления обучения родителей. При поддержке научных исследований, эта модель даже была распространена на консультацию.

Предложил вмешательство Паттерсона борьбы с и работать через часто противопоставляется как вмешательство с мотивационного интервьюирования . В мотивационного интервьюирования терапевт не делает никаких попыток , чтобы побудить клиента вернуться к проблемной области , но усиливает появление , когда дело доходит до , а не бороться с и работать через , где терапевт непосредственно направляет клиента к проблеме. Поведенческие аналитические модели могут вмещать как интервенции , как указывал Cautilli и его коллеги в зависимости от функции и что должно быть достигнуты в лечении.

Смотрите также

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Бишофф, MM (1997). «Предсказатели сопротивления клиента при взаимодействии консультирования». Неопубликованные докторская диссертация, Университет штата Иллинойс, Урбана-Шампань.
  • Фрейд, С. & Бройер, J. (1959). «О психическом механизме истерических явлений». В Е. Джонс (ред.) И Дж Ривьер (Транс.) Collected Papers (т. 1, стр. 24-41). Нью — Йорк: Basic Books. (Original работы опубликованы в 1893 году)
  • Фрейд, S. (1959). «Оборонительные нейро-психозы». В Е. Джонс (ред.) И Дж Ривьер (Транс.) Collected Papers (т. 1, стр. 59-75). Нью — Йорк: Basic Books. (Original работы опубликованы в 1894 году)
  • Фрейд, S. (1959). «Автобиографическое исследование». В J. Стрейчи (ред. & Trans.) Стандартной версии полных психологических работ Зигмунда Фрейда (т. 20, стр. 7-70). Лондон: Хогарт Пресс. (Original работы опубликованы в 1925 году)
  • Фрейд, S. (1959). «Конструкции в анализе». В Е. Джонс (ред.) И Дж Ривьер (Транс.) Collected Papers (т. 5, стр. 358-371). Нью — Йорк: Basic Books. (Original работы опубликованы в 1937 году)
  • Габбард, GO (2001). «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия». В WJ Livesley (Ed.), Справочник расстройств личности: теория, исследования и лечения . Нью — Йорк: Guilford Press.
  • Hergenhahn, BR, & Олсон, MH (2003). Введение в теорию личности (6 — й изд.). Верхний Saddle River, NJ: Prentice Hall.
  • Миллер, WR, и Роллник, S. (2002). Мотивационное интервьюирование (2 — е изд.). Нью — Йорк: Guilford Press.
  • Фэрес, Е.Ю., & Чаплин, WF (1997). «Психоаналитическая теория: Фрейдистская революция, инакомыслие, и пересмотр». Введение в личности , 4 — е изд. Addison-Wesley.
  • Поппер, К. Р. (1992). Реализм и цель науки . Нью — Йорк: Routledge. (Оригинальная работа опубликовано в 1956 г.)
  • Turkat, ID & Мейер, В. (1982). «Поведение-аналитический подход». В PL Вахтель (ред . ) Сопротивление: Психодинамические и поведенческие подходы . Нью — Йорк: Plenum Press.
  • Паттон, МДж; Kivlighan, Jr .; Баранина, KD (1997). «Проект Миссури Психоаналитического консультирования Исследования: Связь изменений в процессе консультирования к результатам клиента». Журнал консультативной психологии . 44 (2): 189-208. DOI : 10,1037 / 0022-0167.44.2.189 .
  • Уинстон, Б., Замстаг, Л., Уинстон, А., & Muran, JC (1994). «Пациент обороны / терапевт вмешательства». Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение , 31 (3), стр 478-491..

Реактивное сопротивление — Психологос

​​​​​​​Реактивное сопротивление — сопротивление в ответ на сопротивление как реакция на нежелательные воздействия.

Люди часто оказывают сопротивление попыткам ограничить их поведение. Дж. У. Брем высказал предположение, что такого рода противодействия могут рассматриваться как проявления единого мотивационного состояния — восстановить свободу, которая подверглась угрозе или была утрачена. Последующие работы в рамках теории реактивного сопротивления продемонстрировали значительную эмпирическую поддержку этой теории и распространили область ее применения на широкий круг психологических проблем.

Общий обзор теории

Реактивное сопротивление — это мотивационное состояние, вызываемое в тех случаях, когда индивидуум сознает, что его свобода в проявлении некоего специфического поведения находится под угрозой нарушения или оказалась нарушенной. Когда возникает мотивация реактивного сопротивления, человек стремится восстановить эту подвергшуюся угрозе или оказавшуюся нарушенной свободу.

Эта теория утверждает, что каждый человек обладает конечным числом специфических поведенческих свобод. Поведение считается свободным, если индивидуум реализует его в текущий момент времени и/или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Поведение в его наиболее широком смысле, наряду с реальными действиями и поступками включает в себя Эмоции, аттитюды и убеждения. Это представление о воспринимаемых, специфических свободах следует отличать от идей, касающихся свободы как общего состояния. Теория реактивного сопротивления не предполагает существования какой-либо потребности в или стремления к свободе per se.

Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу в отношении этой свободы. Иногда, конечно, будут возникать события, которые делают вообще невозможным свободное поведение. В таких случаях человека лишают свободы. Как правило, угрозы свободе приводят к возникновению реактивного сопротивления. Нарушения свободы, однако, должны вызывать реактивное сопротивление лишь поначалу. Как только человек осознал, что свобода утрачена безвозвратно, реактивное сопротивление также должно исчезнуть.

В целом, чем более важна данная свобода и чем большее число свобод подверглось угрозе, тем большим будет реактивное сопротивление. Сила реактивного сопротивления также зависит от величины угрозы. Некоторые угрозы вызывают лишь незначительные затруднения в реализации свободы, некоторые вызывают значительные трудности, а некоторые исключают возможность реализации свободы.

Самым прямым поведенческим эффектом реактивного сопротивления является действия по восстановлению оказавшейся под угрозой или нарушенной свободы. Однако, такие попытки в направлении восстановления свободы будут ослабляться двумя противодействующими силами. Во-первых, по мере возрастания степени давления к подчинению будут возрастать не только реактивное сопротивление, но и мотив к подчинению путем отказа от свободы. Кроме того, будут возникать некоторые ситуации, где свобода реализовывать поведение нарушается не безвозвратно, но где издержки от непосредственных усилий по ее восстановлению оказываются достаточно высокими для того, чтобы ослабить прямое противодействие.

Обе противодействующие силы ослабляют или сводят на нет непосредственные усилия по восстановлению свободы, но их внутренние психологические последствия оказываются довольно различными. Мотивы к подчинению противодействуют побуждающей силе реактивного сопротивления при определении результирующей поведенческой тенденции. Однако, издержки от усилий, направленных на восстановление свободы, должны преимущественно действовать как сдерживающий фактор (suppressor) открытых действий. Если человек имеет возможность восстановить свободу без вовлечения в непомерно высокие издержки, он будет поступать именно таким образом.

Привлекательность коммуникатора

В исследованиях Дж. У. Брема и Манна обнаружились, что испытуемые, которые считали, будто их индивидуальные суждения о групповой задаче имели важное значение, и которые подвергались давлению к изменению этих суждений со стороны высоко привлекательной группы, испытывали значительное реактивное сопротивление и были склонны двигаться в направлении, противоположном позиции, занимаемой данной группой.

Враждебность

Уорчел обнаружил, что отказ испытуемым в ожидаемой ими свободе выбора одного из трех подарков приводил к возникновению значительно большей враждебности по сравнению с неподтверждением их ожидания получить наиболее привлекательный подарок или просто вознаграждением их наименее привлекательным призом в отсутствие каких-либо предварительных ожиданий. Эти результаты свидетельствуют о значительной роли реактивного сопротивления в возникновении враждебности в случае произвольного нарушения важных ожидаемых свобод.

Вводное занятие Университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *