Страсть психология: СТРАСТЬ — это… Что такое СТРАСТЬ?

Автор: | 10.05.1977

Содержание

СТРАСТЬ — это… Что такое СТРАСТЬ?

– вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

   З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

   Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».

   В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».

   С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.

   Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».

   При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.

   Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».

   
* * *
– сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. С. м. б. принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком С. является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В то же время, С. может толкнуть человека на безрассудные поступки.


* * *
(первоначально «страдание, томление») – сильное чувство, необузданное желание, душевная жажда.

Ты молода и не знаешь всех опасностей, Ольга. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна (И. Гончаров, Обломов).

И вдруг она опять целовала и обнимала меня, опять страстно и нежно прижимала свое лицо к моему. Я уж более ни о чем не думал и ничего не слышал. Голова моя закружилась… (Ф. Достоевский, Игрок)

Ср. «Песню певца за сценой» из оперы А. Аренского «Рафаэль», испанский танец из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

Доискивайся, чем преодолеть свою страсть (Ефрем Сирин).


* * *
сильно выраженная потребность и Увлеченность человека чем-либо или кем-либо, Сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту.


* * *

сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете с. всех ее устремлений и сил.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Чем отличается любовь от страсти?

Фото: pexels.com

24 Авг 2018, 06:09

Пожалуй, лишь одно чувство на Земле волнует человечество больше всего. Его воспевают поэты и писатели, им вдохновляются, даже противоположность этого чувства настолько сильна, что способна свернуть горы.

И чувство это – конечно же, любовь. Любовь может принимать разные формы. Любовь к противоположному полу, к родителям, к окружающему миру – всё это разные формы проявления одного и того же глубоко чувства.

Из чего состоит любовь?

Что такое любовь? По мнению автора статьи, доступной по ссылке https://extraman.ru/chto-takoe-lyubov/, любовь это совокупность различных характеристик.

  • Во-первых, человек всегда ставит интересы объекта любви выше своих собственных,
  • Во-вторых, человек привязывается к тому, кого он любит,
  • В-третьих, человек испытывает глубокое уважение к объекту любви,
  • В-четвёртых, человек стремится помочь тому, кого он любит, и позаботиться о нём.

Любовь и страсть – одно и то же?

Часто многие люди путают понятия «любовь» и «страсть». Страсть более характерна для самого начала взаимоотношений, т.е., для периода влюблённости. В этот период мы склонны идеализировать своего избранника, не замечать недостатков. Страсть – это исключительно сексуальные переживания, тогда как любовь – это более глубокое чувство, которое подпитывается некоей общностью людей. Считается, что долгий союз как раз строится на основе баланса любви и страсти.

Становиться лучше

Есть несколько признаков, по которым можно отличить истинную любовь от страсти. Если вы сомневаетесь в своих чувствах, задайте себе несколько простых вопросов:

  • Становитесь ли вы лучше в отношениях? Любовь мотивирует на изменения в лучшую сторону, при этом ваш партнёр обычно будет поддерживать ваши начинания. Страсть же несёт за собой разрушения, поскольку всегда означает ограничение свободы,
  • Кто является центром отношений? Любовь бескорыстна, мы отдаём всё, что у нас есть, и если любовь взаимна, то и получаем немало. Но если вы ведёте счёт подаркам или знакам внимания, или переводите внимание на себя, не отдавая ничего взамен, то это не похоже на любовь,
  • Что вам нравится в партнёре? Страсть обращает внимание на внешность, а любовь заставляет сосредоточиться на внутреннем мире и жизненных ценностях,
  • Бываете ли вы самим собой? В отношениях, основанных на любви, нет необходимости носить маски и играть чью-то роль. С партнёром вы можете быть собой и говорить о самом сокровенном,
  • Готовы ли вы прожить жизнь рядом с этим человеком? Если страсть эфемерна, любовь – это куда более устойчивая субстанция, на основе которой можно построить действительно прочные долгие отношения.
  • Подробнее о стадиях любви вы можете узнать в материалах сайта extraman.ru.

    Страсть, Психология – Гештальт Клуб

    Есть несколько явлений в психической  жизни человека, которые   подавляющее большинство относят к составляющей сексуальности.  Если людей спросить, а что такое «страсть», многие не раздумывая ответят, что это такая сильная любовь. Прямо люблю-жить-не-могу. Правда потом  они замечают, что есть и другое значение – «страсть к какому-то делу».

    Валлерленд  (2008) определил страсть, как сильную склонность к  определенной целенаправленной деятельности или к предмету. Кроме того страсть окрашена сильными эмоциональными переживаниями, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

    Страсть любовная или сексуальная людьми не так чтобы сильно приветствуется. Есть  такое прилагательное, которое «прилагается» к страсти, “безумная». И есть в этом что-то сумасшедшее и неприятное. Многие согласны иметь страстного партнера, но не 24/7, а так, временами.

     

    А вот страсть к какому-то делу, массы волнует в гораздо большей степени.  Немало людей считают, что если ты чем-то профессиональным занимаешься без страсти, то это  значит, что ты просто тратишь свое время зря. Это все просто несерьезно, а поэтому надо это немедленно бросить.  А ты, вроде как, просто лжец и притворщик, который прикидывается профессионалом.

     

    С одной стороны есть в этом доля истины. Люди, которые страстно любят свое дело или профессию гораздо больше ею удовлетворены, и делают бОльшие успехи. С другой стороны, если страсти нет, то  из этого совершенно не следует, что дело нужно бросать.

     

    Да и страсть  страсти рознь. Выделяют страсть гармоничную  и обсессивную. В первом случае страсть охватывает всю личность, и человек психологически растворяется в процессе.  И это не ужас-ужас, а выход за пределы своей карты мира, творческий процесс, в результате которого создаются кардинально новые предметы и идеи. Т.е. это одно из необходимых свойств креативности.

     

    Во втором случае, страсть является причиной страдания. На человека давят условия и обстоятельства. Он «должен» что-то делать, ибо если он перестанет предаваться страсти, то у него сильно нарастает тревога. Это уход от действительности и решения своих проблем, своего рода зависимость. Тут с творчеством и самовыражением получается очень туго. Новаторство вполне возможно, но размах совсем не тот. И кроме того, в этом случае человек очень часто «сгорает», у него случаются провалы в работоспособности и нервные срывы. Затем человек начинает себя пилить, потому что «ни дня без строчки», а если строчки нет, то ты не творец, а подделка. Далее личность выволакивает сама себя на путь креатива и «творит» из-под палки до нового срыва

    Считается, что наличие страсти у человека является чем-то врожденным или же  продуктом  тяжёлого труда. Если будешь себя макать лицом  в «любимое дело», приговаривая «я тебя заставлю родину любить», то со временем найдешь в деле и удовольствие. На самом деле люди больше себя приучают к маканию лицом, чем к любимому делу и именно там обретают удовольствие.  Но профессиональную деятельность это ни на грамм не улучшает.

    А уж если тебе не досталось страсти по наследству, то гены у соседа поносить не возьмешь, поэтому судьба твоя – статист и винтик в машине жизни, у руля которой совсем другие люди.

     

    Люди очень делают очень многое для того, чтобы страсть убить, и не точным выстрелом, а забивают  ее годами  насмерть.  Сил в этот процесс вкладывается много. Опять же обратимся к детству. Немало детей оцениваются родителями не вполне психически здоровыми, если вдруг начинают заниматься чем-то очень долго и настойчиво.

     

     Ребенок строит что-то  из кубиков целый день и вызывает тревогу мамы.  В доме есть машинки, мягкие игрушки, чего это он застрял на кубиках? Ведь нужно же всестороннее развитие!

     

    Читает одну и ту же книжку? А между тем в доме целая библиотека! Пора читать что-то более продвинутое. Толстой на полке скучает.

     

    Любит один кружок или секцию? А как же разнообразие? А еще мало стихов ребенок знает, играет  мало в подвижные игр и т.д. и т.п.

     

    В общем, ребенок  теряет драгоценное время детства, когда мозг еще ко многому способен зря и этому надо противостоять.

     

    «Потеря времени» очень взрослое понятие. В процессе творческой деятельности ощущение времени пропадает. Ребенку это не очень важно. Дети жалеют часто только о том, что наступил вечер,  и пора идти домой ужинать. Страх не успеть или потерять контроль  ограничивают возможность развития состояния страсти и увлеченности.

     

    Но  способность к страсти не пропадает. Это чувство очень связано с нашим  глубинным, истинным «Я» и аутентичностью. Страсть к делу можно вполне развить. Как это можно сделать?

    Необходимо вносить позитивные чувства и находить плюсы во все, чем вы занимаетесь.  На самом деле, большинство занятий могут быть вполне нейтральными и даже приносить удовольствие, если перестать фиксироваться на негативных сторонах и прекратить говорить себе неприятные вещи. Если вы будете говорить себе, что «я  ненавижу», «это такая гадость»  и т.п., то  на это затрачивается гораздо больше энергии, чем на нахождение  позитива и пользы от деятельности. Да, дело можно банально не любить. Но уж если так случилось, что тебе не нравится что-то делать, нужно эту деятельность прекратить и не сверлить себе мозг негативом. Если прекратить прямо сейчас не возможно, стоит начать строить план по решению этой проблемы.

    Чтобы найти, что тебе действительно нравится, стоит многое пробовать и не бояться это делать. Не надо себя прибивать кресту, как Иисуса Христа прибили враги. Даже он страдал ограниченное время. Часто люди не только отказываются как-то от креста  отойти в сторону,  но и активно этому сопротивляются, защищают свой крест, чтобы его никто, не дай бог, его не занял. А то и гвозди обратно  сами себе в конечности заколачивают.

    Страсть многие представляют огненной стихией. Но стихия  она целенаправленная,  в нее приходится подбрасывать дрова, а то она  потухнет.  Дрова  это определенные достижения. Именно они питают страсть. Ставьте себе в любом деле реальные четкие планки и создавайте реальные планы. Если вы будете ориентироваться сразу на запредельное, то вас ожидает очень много провалов и разочарований. Достигнете   планки, никто вам не запрещает ее передвигать  выше.

    Страсть  это одно, но  не стоит забывать об усидчивости. В любом деле нужно прикладывать определённое количество сил. Просто так ничего не получается. Ожидание быстрых результатов убивает удовольствие от процесса.

    Нужно поощрять в себе развитие самостоятельности. Да, у людей есть кумиры, достигшие высот благодаря страстному увлечению, но это не значит, что творческий путь у всех одинаков. Очень многие ограничивают себя опытом и воззрениями авторитетов. Если Иван Иваныч этого в своем творческом и профессиональном пути не применял, то это не значит, что и Вам этого делать не надо. Поддерживайте себя и всячески хвалите, за то, что идете своим путем и  прокладываете свои тропинки в лесу жизни. Вокруг чужих тропинок уже все грибы-ягоды собрали другие, там уже ничего нет, а поэтому  и не очень интересно.

    Примите себя как нормального, даже если вы отличаетесь от среднестатистического человека.  Отличие это большой плюс, которые позволяет сделать много нового и увлекательного.  Новое и никем неопробованное гораздо более увлекательно, чем  слепое повторение старого и известного.

    Не бейте и не унижайте себя за провалы. Они случаются у всех. Если вы себя  приучите к тому, что провал влечет наказание, погрузиться в какую-то деятельность с головой очень сложно.

    Блог психолога: как вовремя распознать нездоровые отношения и изменить правила игры

    • Елена Савинова
    • Психолог

    Автор фото, Getty Images

    Мы часто ищем доказательств того, любят ли нас, и является ли чувство настоящим. А о том, любим ли мы или только имитируем страсть, потому что мешают страхи, комплексы, невротические стремление, даже не задумываемся.

    А зря. Ведь случаев, когда человек (чаще это, к сожалению, случается с женщинами) придумывает себе большую любовь, а потом удивляется, почему она несчастна и почему все время наступает на одни и те же грабли, очень много.

    Вот несколько признаков того, что вы не любите, а скорее невротично привязаны.

    Журавль в небе

    Вам трудно быть собой, вместо этого вы пытаетесь играть совершенство во всем. Ведь «найдя» наконец мужа или девушку своей мечты, боитесь их потерять. Не хотите повторить ошибки прежних отношений, в которых выглядели не лучшим образом.

    Теперь уж я не выпущу из рук своего счастья, — думаете вы и начинаете тяжело работать. Вы и лучший повар, и внимательный слушатель, и интересная собеседница. Об интимных отношениях и говорить не приходится. Шэрон Стоун по сравнению с вами нервно курит в сторонке.

    Ваш партнер, конечно, в восторге. Он даже не ожидал обрести такое счастье. Сначала он восторгается, потом привыкает и начинает воспринимать все как должное. Вы же, устав от несвойственной вам роли и эмоциональной перегрузки, и не получая ожидаемой «благодарности», выплескиваете на любимого раздражение.

    Это становится для него холодным душем. Ведь он считал, что действительно встретил супердевушку. Вы же испытываете вину за то, что в очередной раз сорвались и не сумели быть идеальной.

    Самое обидное то, что вы считаете, будто у вас снова не сложились отношения именно из-за вашего несовершенства. На самом деле — по причине несоответствия вашего идеализированного вами же «я» реальной жизни. Вместо любви вы руководствовались детским страхом быть покинутой. А чтобы этого не произошло, мол, нужно зарабатывать любовь.

    Уверенная в себе женщина должна спрашивать себя, хорошо ли ей в отношениях, испытывает ли она радость, может ли расслабиться, говорить на любые темы или просто молчать — и любимый ее поймет.

    Автор фото, Getty Images

    Любимая или нужная

    Вы ощущаете свою нужность, и вас это радует. Женщины нередко становятся хорошими помощницами для своих избранников. Напоминают им, чтобы не забыли о важной встрече, позвонили маме. Пишут за них отчеты, стирают белье, выслушивают, как несправедливо обошелся с ними шеф на работе. Немало и мужчин, которые подобной заботой привязывают к себе.

    В действительности же подобная склонность к «помощи» — не что иное, как стремление лишить партнера самостоятельности. Главный показатель «расчетливости» таких помощников — то, что они никогда не помогают до конца. Например, научили бы раз и навсегда мужа гладить рубашку, заполнять какую-то квитанцию. Или всячески способствовали бы тому, чтобы девушка нашла хорошую работу и не зависела материально. Но ведь тогда опекун лишится власти над … так и хочется сказать — жертвой.

    И это почти оговорка по Фрейду. Потому что в глубине души помощники относятся к объекту своей заботы свысока, считая их немного бестолковыми. А стремление помогать является завуалированным желанием контролировать.

    Противодействие — прекратите быть удобными, делайте то, что нужно и интересно только вам. Ведь человек, чувствующий, что кто-то живет им и его интересами, рано или поздно попытается избавиться от такой опеки.

    Перевесит стремление к свободе и нежелание нести ответственность за того, кого невольно «приручил».

    Счастье — когда тебя понимают?

    Вы всегда «понимаете» партнера. Даже когда он оскорбляет вас или кого-то в вашем присутствии. Или когда совершает недостойные поступки, оправдываете все его сложным характером, тяжелым детством, тем, что его довели. Правда, не все еще потеряно, если вы ждете извинений и объяснений причин недостойного поведения.

    Автор фото, Toa Heftiba / Unsplash

    На самом деле многие предпочитают скорее терпеть и молчать. Ведь существует стереотип, что если женщина склонна выяснять отношения, любимый подумает, что она — неуравновешенная скандалистка, и бросит ее. И что настоящая жена — привет маме — должна быть мягкой, терпеть и прощать. И любят именно таких.

    В действительности же, как видим, любят разных. А мы никому, кроме себя, ничего не обязаны и не должны. С таким подходом к жизни легче встретить «своего» человека.

    Нужно ли «быть проще»?

    Вы пытаетесь быть «скромной». В скромности много глубинных причин. Это и низкая самооценка, и боязнь конфликтов, и ожидание защищенности от бушующего мира. А также — ожидание вознаграждения. Например, что ваш партнер оценит вашу чистую душу и мягкий характер. Особенно по сравнению с теми стервозными женщинами, с которыми — и вы в этом не сомневаетесь — ему приходилось иметь дело до вас.

    Неестественное желание быть в тени возникает у многих женщин еще и тогда, когда они чувствуют, что их партнер немного отстает от них в интеллектуальной или материальной сферах. Поэтому они ради того, чтобы выйти замуж, решают «быть проще».

    Ведь существует якобы общепринятое мнение о том, что мужчины не любят умных или успешных женщин. Но это не ваша проблема, правда? Пусть любят или не любят кого или что угодно. Уверенность в себе и естественность в отношениях всегда ценились высоко. И умных мужчин, способных полюбить вас такими, какие вы есть, немало.

    Следует лишь освободиться от собственных комплексов и фальшивых установок относительно того, какими мы должны быть, чтобы понравиться кому-то.

    А вместо этого оставаться собой и прислушиваться к собственному сердцу.

    Descargar Musica Как вернуть романтику и страсть в семью Советы психолога Психология отношений Гормоны Секс Gratis.