Стресс психология: Психология стресса: фазы, стадии, виды, методы борьбы и профилактика – это психология: виды, причины, симптомы, лечение

Автор: | 01.12.2020

определение и характеристики в разных подходах

Если перевести слово «стресс» с английского языка, мы получим слово «напряжение» или «давление». Термин «стресс» ввел канадский врач-физиолог Г. Селье, благодаря его теории понятие стало популярным сначала в научной среде, а затем вошло в обиход людей. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы не использовал это слово в повседневной жизни. Им объясняют волнение, глубокое переживание, депрессию или тревогу. Как же определяется стресс в психологии? Существует несколько теоретических направлений, изучающих явление стресса. Каждый подход дополняет предыдущий, что в результате образует общую картину. Рассмотрим основные положения.

Теория канадского физиолога Селье

Канадский физиолог Ганс Селье, основоположник теории стресса

Канадский физиолог Ганс Селье, основоположник теории стресса

Научные труды Селье имеют большую ценность для психологии, а изыскания физиолога лежат в основе многих методик, его подход базируется на изучении природной защитной реакции. Ганс Селье обозначал стрессовое давление, как стандартную реакцию на любые воздействия. Во время травмирующего события проявляется напряженность, безрадостные чувства, защитное поведение.

Долгая травмирующая ситуация — это патологическое состояние.

В критические моменты, будь то неблагоприятные погодные условия или превышение болевого порога, индивиду необходимо приспособиться к новым свойствам среды. Адаптация к разнообразным внешним условиям и есть сама природа стресса.

Селье разделил стрессовое реагирование на три уровня:

  1. Первая фаза характеризуется испугом, эмоциональное состояние требует привлечения всех ресурсов организма. Запускаются физиологические процессы: сгущается кровь, отмечается увеличение печени, селезенки и так далее.
  2. На второй стадии происходит сопротивление негативному влиянию и при положительном исходе организм справляется с воздействием стрессора.
  3. Если стрессовое давление затянулось, то наступает критический уровень — истощения. Адаптация снижается, организм истощает ресурсы и подвергается заболеваниям.

Таким образом, подход канадского физиолога связывает процессы стресса и адаптации. Стрессовое давление возникает тогда, когда организму нужно приспособиться к новым обстоятельствам.

Помимо этого, врач-физиолог Селье обозначил виды стресса. Он разделил процесс адаптации на эустресс и дистресс. Эустресс возникает в результате позитивного события с высокой эмоциональной окраской. Он служит для сохранения, а также поддержания жизни. Дистресс, наоборот, связан с отрицательной ситуацией, он всегда разрушителен и уничтожающе влияет на здоровье. Дистресс разделяется на следующие виды:

  • биологический;
  • непродолжительный;
  • затяжной;
  • эмоциональный.

Адаптационная функция стресса

Концепция стресса Р. Лазаруса

Концепция канадца Селье рассматривает в основном биологические моменты влияния стресса на личность. Но такое описание процесса считается неполным. Ученые разделяют виды стрессового напряжения на физиологическое и на психологическое проявление. Первым разделение предложил Р. Лазарус. Его подход называют когнитивной теорией.

Итак, виды стрессового напряжения в психологии:

  1. Давление, связанное с физиологией. Стресс вызывают различные болевые воздействия, разница температур, сильная нагрузка и другие стрессоры, которые оказывают конкретное влияние на организм.
  2. Психологическое напряжение. Оно связано с социально значимыми событиями и вызываемыми ими эмоциями. Это может быть переживание за близких, свое здоровье, страх за будущее, конфликты, споры и другие социально-общественные стимулы.

Психологический стресс – состояние большого напряжения, оказывающее разрушительное влияние на поведение личности, её деятельность, эмоциональное здоровье. В свою очередь психологическое напряжение делится на информационное и на эмоциональное. Информационный стресс связан с сильным переутомлением, например, необходимостью освоить большой объем информации или принять быстрое и тяжелое решение, решить непростую задачу. Эмоциональное стрессовое давление в психологии понимают, как неудовлетворение социальных нужд.

По каким нормам различаются психологический и физиологический стресс?

  1. По принципу воздействия стимула. Физиологическое напряжение контактно, а эмоциональное событие человек переживает изнутри.
  2. По структуре, реализующей виды напряжения. К примеру, влияние психологического травмирующего фактора зависит от структуры личности.
  3. По характеру ответа. Физиологические реакции однотипны, а психологические переживания, наоборот, сугубо индивидуальны и специфичны.

Подходы к изучению стресса

В психологии встречается достаточно много теорий стресса Несколько примеров:

  • Когнитивная теория Лазаруса.
  • Концепция профессионального стресса.
  • Социальный подход к изучению стрессового напряжения.

Каждая теория представляет свою систематизацию видов стресса, в попытке подвести их под одну общую концепцию были собраны следующие виды:

  1. Организационный стресс. Общая характеристика определена решением задач на рабочем месте, опасностью при выполнении профессиональных моментов.
  2. Межличностное напряжение. Состояние образуется при наличии конфликтов во время различного общения.
  3. Социальное давление. Оно возникает во время общественных неустройств, например, безработицы, региональных конфликтов, а также при употреблении алкоголя, наркотиков.
  4. Семейный стрессовый фактор. Он обозначает трудности семейного плана, в него входят проблемы с родственниками, детьми, конфликты между членами клана.
  5. Внутриличностное напряжение. Состояние возникает при нереализованных потребностях, нереализованном жизненном потенциале, отсутствии признания.
  6. Экологический стресс. Любое напряжение, возникающее в ходе неблагоприятного влияния среды обитания, связывают с этим термином.

Любые виды стрессового давления нельзя рассматривать без оценки индивидуальных особенностей личности.

Трансактная форма стресса

Часть ученых дополняет описанные концепции. Например, Т.Кокс обращает внимание, что предлагаемые теории стресса механистичны, они не учитывают индивидуальное состояние человека, к тому же представляют его пассивным объектом влияния травмирующих переживаний.

Трансактный подход к изучению стрессового влияния доказывает взаимосвязь между средой обитания и личностью.

Если кратко проанализировать черты возникновения физиологического и психологического стресса, то его различия выражаются в восприятии угрозы. Возможность предвидеть опасность зависит от опыта индивида.

Кокс утверждает, что стресс нужно считать индивидуальным показателем, он проявляется в результате тесного переплетения человека и ситуации. Трансактный подход описывает динамичное состояние, возникающее при присутствии у личности затруднений и попытках решить их.

Видео: «Человеческий фактор: Стресс»

Личность в характеристике стресса

Любой подход к изучению стрессового влияния нельзя рассматривать отдельно от индивидуальных черт характера индивида. К ним относятся:

  • мотивационные устремления;
  • общие черты характера;
  • наличие предыдущего негативного прошлого опыта;
  • общий жизненный потенциал;
  • эмоциональное переживание;
  • психологическое состояние на момент стрессового влияния.

Природа и сущность стресса определяется не только внешними источниками, но и рассматривается исходя из психологической структуры человеческой натуры. Если сутью психологического стресса является эмоциональное состояние, то анализ причин, которые порождают напряжение, следует принимать с учетом личностных установок человека. Один и то же стрессовый фактор может вызвать у одного индивида сильную эмоциональную реакцию, а у иного субъекта слабую или незначительную.

Подход к изучению личностных факторов связывают с эмоциональной устойчивостью индивида. Согласно некоторым исследованиям в психологии существуют люди, на которых стрессовый фактор почти не влияет. Они психологически устойчивы и выносливы. К тому же у них сильная сопротивляемость болезням, которые связаны со стрессовым воздействием. Таким образом, понятие стресса и стрессоустойчивости в психологии включает в себя разнообразные концептуальные подходы и решения. К тому же нельзя рассматривать влияние стрессовых факторов отдельно от личности.

Как побороть психологический стресс

Стадии

Врач из Канады Г. Селье считал, что классификация поведения в стрессовых ситуациях у всех одинаковая, и реакцию организма можно предугадать. Он разбил процесс развития психологического стресса на три этапа:

Эмоциональная тревожность

Это самая первая реакция на раздражитель.

Выделяются гормоны стресса, что провоцируют тревогу. Защитные реакции организма ослабевают, а иммунитет понижается.

В этот момент “подцепить” какую-то болячку проще всего. Человек не регулирует свое поведение. Например, достаточно спокойная особь превращается в агрессивную и раздражительную. Появляется отчуждение от общения с друзьями и близкими. Хронопсихология утверждает, что такое состояние обманчиво. Ты чувствуешь эмоциональную усталость, а энергии хоть отбавляй. В это время мозг соображает плохо, и выполнить поставленную задачу будет очень трудно.

Сопротивление и адаптация

В эту стадию стресс переходит тогда, когда организм имеет возможность адаптироваться к стрессору. Проходит излишняя агрессивность, раздражительность. Человек достаточно продуктивно работает и его состояние ни чем не отличается от нормального. Но в это время нервная система и весь организм работают на износ. Если эта стадия не будет наполняться отдыхом, то вскоре человек чувствует полное опустошение и усталость.

Истощение

Эту фазу в медицине называют дистресс и она характеризуется истощением всего организма. Человек теряет работоспособность, ощущает внутреннюю разбитость и вину. Длительное пребывание в этой стадии может усугубиться соматическими заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, ЖКТ и т.д.

Если не убрать причину стресса, то проявляется декомпенсация, что приводит к нервным срывам.

Такое состояние лечится уже с помощью специально выстроенной схемы у психологов, неврологов, психотерапевтов и других врачей.

Последствия психологического стресса. Стрессорные реакции

В данной статье рассматриваются последствия психологического стресса в жизни человека.

Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций.

Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудных ситуациях в связи с природными и техногенными бедствиями, авариями и катастрофами, социальными и профессиональными конфликтами, сложными, ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний [1, стр.3].

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. В связи с этим стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии.

Понятие стресс впервые было использовано Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях [2].

Психологический (эмоциональный, психоэмоциональный) стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности [1, стр.10]. Эмоциональный всплекс может привести к активизации мозговой деятельности и получению положительного результата (эустресс) либо, при отсутствии результата, к психическому перенапряжению, расстройству высшей нервной деятельности, возникновению психосоматических заболеваний (дистресс).

Росту стрессорных реакций (проявлению дистресса) по мнению академика РАМН К.В. Судакова способствовал научно-технический прогресс, заставивший в короткие сроки приспособится к новым условиям жизни все человечество [3, стр.101]. Е.А. Юматов, Е.И. Певцова, Л.А. Мезенцева, обобщив стресс-факторы, выделили следующие группы:

  • возросший темп жизни, недостаточная физическая активность, монотонность работы, большие скопления людей и др.;
  • низкий уровень культуры взаимоотношений, конфликты с окружающими;
  • внутренние конфликты, неудовлетворенность собственной жизнью;
  • бесчисленные контакты, переизбыток информации, дефицит времени;
  • неблагоприятные экологические элементы (шум, загрязнение атмосферы и т. п.) [4, стр.352].

По мнению Л.В. Куликова особым стресс-фактором является современная городская среда (плотность населения, напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия). Фактор перенаселенности, по данным психологов, является ведущим, более сильным, чем другие социальные стрессоры. Он усугубляет патогенное воздействие различных социальных стрессоров на психику человека [5, стр.129].

Продолжительное воздействие стресс-факторов способно привести к тяжелым проблемам с человеческим здоровьем. Постоянный стресс нарушает деятельность почти каждой системы организма человека и при длительном воздействии может способствовать возникновению психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания — это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс [6, стр.89].

Существует несколько гипотез, объясняющих происхождение психосоматических заболеваний (рис. 1).

 Гипотезы, описывающие возникновение психосоматических заболеваний 

Рисунок 1. Гипотезы, описывающие возникновение психосоматических заболеваний 

Согласно одной из них, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми психотравмами.

Другая гипотеза связывает возникновение психосоматические симптомов с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Конфликты различного содержания вызывают определенные виды заболеваний.

Согласно третьей гипотезе, неразрешимый конфликт мотивов (как и неустранимый стресс) порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. На фоне возникающего снижения резистентности организма к неблагоприятным факторам среды нарушается работа какого-то органа по принципу «слабого звена», что обусловлено генетическими факторами или болезнями (травмами) в процессе онтогенеза [6, стр.90-91].

Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит и ряд других болезней. Психологические факторы играют немаловажную роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. На основе исследований Гринберга Дж, Дмитриевой Т.Б., Щербатых Ю.В. дадим краткую характеристику некоторых психосоматических заболеваний:

Болезни органов пищеварительного тракта. Впоследствии сильных волнений может возникнуть язва желудка. В органах пищеварительного тракта вырабатывается большое количество соляной кислоты. Происходит ожог и впоследствии – язва. Кроме этого, стресс негативно воздействует на усвоение полезных веществ и на сам пищеварительный процесс. Поэтому часто случаются задержки стула и расстройства.

Проблемы опорно-двигательного аппарата. Во время сильного эмоционального стресса мышцы невольно напрягаются. Продолжительное их сокращение способствует развитию проблем с опорно-двигательным аппаратом. Высокая концентрация глюкокортикоидов в мышцах и его длительное воздействие вызывает распад нуклеиновых кислот и белков, что приводит к дистрофии мышц, а их высокая концентрация в мышцах может привести к возникновению остеопороза.

Ожирение. У многих женщин есть привычка заедать стресс. Стараясь заглушить негативные эмоции, человек ест больше чем обычно, в итоге набирает избыточный вес. Иногда бывает наоборот – наблюдается отсутствие аппетита.

Проблемы половой системы. У женщин возникают нарушения менструального цикла, а также снижается либидо. Хронический стресс у женщин может привести к бесплодию. Воздействие эмоционального стресса на мужчин приводит к уменьшению количества тестостерона. Снижается выработка спермы, повышается риск развития импотенции.

Ослабление иммунной системы. Человек может работать в условиях эмоционального нервного напряжения и не болеть. Но стоит ему немного расслабиться, иммунитет начинает восстанавливаться и даже обыкновенный насморк может спровоцировать появление высокой температуры. Вследствие ослабления иммунной системы после сильного стресса могут возникнуть аллергические реакции, и даже существует риск заболеть астмой. Человек, который пребывает в состоянии продолжительного стресса, открыт для вирусных и инфекционных заболеваний, происходит усиленное продуцирование гормона нейропептида Y, ослабляющего иммунную систему организма.

Сердечно-сосудистые заболевания. Как правило, учащается сердцебиение, увеличивается сокращение сердца, помимо этого, поднимается артериальное давление. Этим факторам способствует адреналин, который выделяется при стрессе. Наукой обосновано, что избыточный адреналин сжигается лишь в мышцах во время физических нагрузок. Если он не выходит, то впоследствии формируются такие заболевания, как вегетососудистая дистония и гипертония. А частые негативные волнения могут спровоцировать сердечные приступы.

Проблемы эндокринной системы. При стрессовых обстоятельствах надпочечники вырабатывают адреналин и кортизол. Поэтому печень принимается производить еще больше глюкозы. В дальнейшем повышенный уровень глюкозы может спровоцировать сахарный диабет.

Кроме того, могут возникнуть и ряд проблем:

Проблемы во время беременности. Стресс у женщин в период беременности провоцирует усиление токсикоза, развитие ряда болезней, родовых аномалий.

К последствиям сильного эмоционального стресса у беременных женщин некоторые специалисты относят обвитие пуповиной шеи младенца при родах.

Проблемы с внешностью и преждевременное старение организма. Нервные переживания очень изнашивают организм человека. Результат стресса у женщин виден невооруженным глазом — преждевременные морщины, блеклые волосы, ломкие ногти.

Проблемы с кожей. Вместе с преждевременными морщинами кожа человека, особенно у женщин, может отреагировать на эмоциональные волнения зудом и шелушением. Это реакция множества нервных окончаний. При стрессовом напряжении может появиться даже угревая сыпь, вследствие выработки большого количества тестостерона.

Проблемы с памятью. Хронический стресс может повредить отделы головного мозга человека, отвечающие за память.

Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизиологи выделяют пограничные состояния, которые они определяют, как начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном действии различных стрессоров и характеризующиеся дискомфортными соматическими нарушениями. Отмечается, что «особенностью этой стадии является «маскировка» под то или иное серьезное заболевание, что заставляет человека обращаться в различные диагностические центры терапевтической направленности, пока он не встретит опытного психолога или психиатра» [6, стр.92].

Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено, прежде всего, на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую резистентность организма, и которые при этом не являются первопричиной их возникновения.

Таким образом, стресс, являющийся спутником современного общества, при длительном его воздействии, оказывают отрицательное влияние как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека. Последствия стресса имеют большую разрушительную силу, поэтому необходимо всерьез задуматься, как снизить его воздействие и какие способы необходимо использовать для борьбы с ним.

 

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: ПЕР СЭ; Москва; 2006. – 528 с.
  2. http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/stress/236691
  3. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001 – 248 с.
  4. Юматов Е.А., Певцова Е.И., Мезенцева Л.А. Физиологически адекватная экспериментальная модель агрессии и эмоционального стресса // Журнал высшей нервной деятельности. № 38. С. 350–354.
  5. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
  6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, –256 с.

Фамилия автора: Круподерова Светлана Владимировна Киданов Рахим

Стресс психологический — это… Что такое Стресс психологический?

Учение Г. Селье о биологическом стрессе (СБ) стимулировало развитие концепции о стрессе психологическом (СП) Во второй половине XX века начался научный бум, звучное и запоминающееся слово «стресс» приобрело популярность, под него стали подгонять самые разные психические явления. В результате его трактовка зачастую настолько запутана, в том числе и в ЮП, что мешает его правильному учету в практике работы ПОО.

Во-первых, СП часто идентифицируют с физиологическим, а физиологические параметры общего адаптационного синдрома, описанного Г. Селье, принимаются как показатели СП. Такая некорректная практика в науке называется редукционизмом, т.е. асистемной попыткой свести психологическое к физиологическому, физиологизацией психического. СП бесспорно взаимосвязан с биологическим стрессом, но ошибочно представлять его только как «психологическую тень» биологического. Он обладает своими, и именно психологическими особенностям. Он способен возникать по психологическим причинам и вызывать биологический стресс. В отличие от биологического он возникает и под влиянием факторов, лежащих за пределами непосредственного окружения (например, мыслей о прошедшем или предстоящем событии, мечтаний, планов и др.).

Во-вторых, нередко предается забвению стержневое положение Г. Селье о стрессе как неспецифическом ответе организма и к СП относят почти все происходящее в психике при затруднениях, испытываемых человеком. Такую позицию справедливо критиковал отечественный психолог Ф.Е. Василюк: «.устранить идею неспецифического стресса …, это значит убить в этом понятии то, ради чего оно создавалось, его основной смысл». В действительности СП — неспецифическая психологическая активность, кроме которой у человека есть и специфическая (см. Неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром. Специфическая психологическая активность человека (сотрудника) в экстремальной ситуации). Такой вид активности является лишь компонентом сложной психической деятельности и многообразия ее форм. Сводить все к стрессу – значит искажать то, что происходит в действительности в психике человека в ЭС, не понимать его психологию в это время и не принимать всего комплекса мер, необходимых для обеспечения его успеха.

 В-третьих, многие авторы представляют СП только как нечто несомненно негативное, вредное. Между тем, Г. Селье любую неспецифическую ситуацию называл стрессом, считал, что «стресс — это аромат и вкус жизни», различал эустресс и дистресс (См. Стресс биологический, Стресс (эустресс и дистресс) в правоохранительной деятельности).

В-четвертых, общепризнано, что СБ — целостная, системная неспецифическая реакция организма. Однако в понимании психологического стресса целостность понимания его часто отсутствует. В начале (70-е г.г.) психологический стресс сводился к когнитивным (Р. Лазарус) и часто эмоциональным реакциям. Л.А. Китаев-Смык писал (1983) о социально-психологическом стрессе. В действительности СП не может не быть системной неспецифической психологической реакцией на ситуацию. Это особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи возникшими повышенными требованиями, содержащимися в новой ситуации или изменении состояния организма. Его отличает неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром — совокупность системно взаимосвязанных признаков неспецифической активности психики, проявляющихся при любых новых требованиях в новой ситуации (см. Неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром).

Отношения между СБ и СП характеризуются взаимодействием. Первый может инициировать второй, но СП может возникать по психологическим причинам, инициировать и изменять СБ (например, мысль о предстоящем волнующем событии заставляет учащенно биться сердце, глубже дышать, может вызвать выделение пота на лбу, дрожь и др.), что физиологически объясняется ведущей ролью слова в высшей нервной деятельности. Если механизмы СБ имеют врожденный, безусловный характер, то в СП большую роль играют прижизненно сформировавшиеся механизмы. Г. Селье утверждал: «Мы часто можем улучшить природу, подавив реакции, которые были выработаны для защиты, но не обязательно полезны при всех обстоятельствах». Известный швейцарский психолог П. Фресс писал, что эмоциональность — личностное образование, а не проявление в организме СБ. Подчеркивая значение социально приобретенного, академик А.Н Леонтьев подчеркивал, что внезапная вспышка гнева и переживание чувства любви к Родине имеют совершенно разную природу.

Изложенное позволяет сделать вывод, что некорректно называть психологическим стрессом любое внутреннее напряжение, а, тем более, — любую реакцию сотрудника в экстремальных ситуациях.

(А.М. Столяренко)

Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф 3.1.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.

Виды и психология стресса

У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов:

Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса – без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы работать продуктивно и с удовольствием, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения».

Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Смотровая площадка

Основные виды вредного стресса (дистресса):

  • психологический или эмоциональный стресс

Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.

Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т.е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях — абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами.

  • физиологический стресс

Физиологические стрессы возникают в результате воздействия на человека внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Очень показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для себя пище или ее количестве. На ограничение питания организм реагирует единственным возможным для себя способом – стрессом, поскольку, он старается приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек решает, что достаточно просидел на диете и возвращается к своему прежнему режиму и рациону питания, поскольку  организм вынужден адаптироваться заново, а это возможно только через стресс.

  • кратковременный стресс 

Кратковременный стресс это самый естественный стресс – он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение.  Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.

  • хронический стресс

Хронические стрессы – самый опасный вид стрессов. Многие его путают с посттравматическим стрессом или синдромом . Хронический стресс это такой стресс, которому вы подвержены постоянно, который идет с вами фоном по жизни и вы настолько к нему привыкли, что вроде как и не замечаете. Например, вас перманентно что-то раздражает, какая-та ситуация в жизни, в которой вы находитесь и деться от которой, как вам кажется, не можете. Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями.

Вид на горы
  • нервный стресс

В основном это название является некоей компиляцией бытовых представлений уровня «все болезни от нервов» и «стресс вреден». О вреде стресса подробно написано в этой статье. А все болезни — действительно от нервов, хотя бы потому, что в возникновении, течении и излечении любого заболевания (не важно — соматического либо психического) важную роль играет нервная система. Подробнее о том, как болезни связаны с психикой человека можно почитать тут.

Симптомы стресса (дистресса):

  • Частые болезни, ослабление иммунной системы организма
  • Расстройство половой функции
  • Головные боли, желудочные боли, язвенные болезни
  • Ухудшение сна
  • Потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство
  • Изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось — то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу.
  • Повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.

Психология стресса

Стресс прежде всего влияет на психологию человека и его поведение. Чаще всего поведение меняется следующим образом:

  • человек становиться очень раздражительным
  • неадекватно реагирует на малейшие затруднения
  • становиться менее активным, в результате чего не успевает сделать то, что запланировал
  • количество успешно выполненных дел уменьшается
  • у человека возникает частое желание спорить
  • он становится излишне критичным к вещам, которые раньше его вполне устраивали
  • человек испытывает потребность в алкоголе, или других заменителях, для повышения уверенности в себе
  • он находится в состоянии постоянного уныния и жалости к себе
  • человек теряет контроль над ситуацией: он не может  справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения
  • человек часто испытывает такие нежелательные реакции организма, как: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже
  • человек склонен объяснять эти проявления просто усложнением жизни, считает невозможным контролировать изменчивую ситуацию и даже не пытается этого делать.

Идея справится со стрессом самому такая же «удачная», как и подстричь себя самому перед зеркалом. Чтобы убрать не только симптомы стресса, но и укрепить нервную систему и повысить стрессоустойчивать организма в целом — лучше работать с профессионалом. Психолог такой же необходимый сейчас специалист, как и парикмахер или фитнес тренер, а забота о своем душевном состоянии даже важнее, — новая прическа вернет блеск в глазах до первого мытья головы. Всех, кто хочет повысить качество свей жизни, я приглашаю на бесплатную консультацию. Запись по ссылке.

Ксения Голицына,
Практикующий психолог
2012г

Психология стресса

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Т.А. СЕРЕБРЯКОВА

Учебное пособие

Нижний Новгород

2007

ББК 74. 58

С 32

Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.

Рецензенты: Т.Н. Князева, доктор психологических наук,

заведующая кафедрой психологии Нижегородского государственного педагогического университета

И.С. Беганцова, кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии Арзамасского государственного педагогического института им. Гайдара

В учебном пособии представлен информационно-аналитический теоретический и методический материал по проблеме психологии аффективной сферы личности, позволяющий успешно освоить студентами базовый курс «Психология стресса».

Адресовано студентам дневной и заочной форм обучения по специальности «Психология»

© Т.А.Серебрякова, 2007

© ВГИПУ, 2007

Оглавление

Введение. Подходы к проблеме стресса………………………………………4

Раздел 1. Психологический стресс………………………………………….7

Понятие психологического стресса………………………………………………………….7

Концептуальные подходы к проблеме стресса………………………………10

Современные теории и модели стресса………………………………………19

Подходы к классификации стресса…………………………………………..26

Нейрофизиологические основы возникновения стрессовой реакции……..30

Биохимические и структурные изменения организма

в стрессовом состоянии……………………………………………………….38

Психологические проявления стрессовой реакции…………………………41

Эмоциональный стресс и механизмы его развития…………………………43

Экспериментальное изучение эмоционального стресса……………………63

Влияние стресса на сферу общения людей………………………………….76

Когнитивный синдром стресса……………………………………………….90

Физиологические последствия стресса………………………………………93

Раздел 2. Механизмы регуляции психологического стресса…………..98

Проблема повышения устойчивости к эмоциональному стрессу…………98

Экспериментальные подходы к изучению проблемы повышения

уровня стрессоустойчивости………………………………………………..101

Стресс и адаптация…………………………………………………………..105

Стресс как фактор развития личности………………………………………109

Роль личности в развитии и преодолении стресса…………………………113

Приемы профилактики и коррекции состояния стресса………………….118

Заключение………………………………………………………………….138

Библиографический список………………………………………………141

Введение. Подходы к проблеме стресса

Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.

Особой популярностью среди наук, относящихся к категории человекознания, данная проблема «пользуется» в настоящее время. И это не случайно. Экологические, экономические, технологические, социокультурные изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, кардинально повлияли на изменения в жизни и деятельности людей. Постоянные физические и эмоциональные нагрузки, переживаемые в наши дни практически каждым человеком, значительно влияют на его здоровье, полноценную жизнедеятельность. Не случайно проблема стресса является сегодня одной из важнейших проблем медицины. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, согласно демографическим данным, на протяжении последних десятилетий наблюдается специфическая «эпидемия стресса», лишающая жизни миллионы людей. Особенно это касается высоко индустриально развитых стран.

По статистическим данным врачей, физиологов, социологов, психологов, у современных людей произошло снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что, по мнению ученых, вызывает различные «болезни стресса». Многие рассматривают стресс как неотъемлемый «атрибут» современной высокотехнократичной эпохи и указывают на необходимость интенсификации разработки проблемы защиты от ситуаций стресса.

Вместе с тем, исследования, проведенные Дж. Брайтом и Д. Джонс свидетельствуют о том, что и в предшествующие столетия, более спокойные с точки зрения современного человека, люди испытывали на себе не меньшие физические и эмоциональные нагрузки. Ученый Н. Эйврилл отмечает, что, рассматривая такие факторы, как угроза жизни, быстрые социальные изменения и колебания экономики, практически невозможно обнаружить исторические периоды менее стрессовые, нежели настоящее время.

Ученые Т. Поллок, Р. Стенфрид утверждают, что веских доказательств значительного возрастания стресогенных факторов в современном мире не найдено и причиной возрастания интереса к проблеме стресса являются значительные социокультурные, а не техногенные изменения. «Растущая популярность феномена стресса означает <…> не только то, что признание чувств собственного бессилия перед трудностями считается менее постыдным <…>. Это может все больше побуждать нас рассматривать и интерпретировать события и эмоции с точки зрения возрастающего ощущения того, что жизнь полна стрессов», – считает Т. Полок (35; С. 24). Не случайно ученый определяет стресс как «социальный фактор», специфический культурный феномен.

По мнению В.А. Бодрова, «термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний <…> объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями <…> воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д.» (8; С. 3).

Анализ имеющихся исследований, позволяет сделать вывод, что в настоящее время проблема стресса – не только исключительное научное значение, но и стала понятием, объединяющим широчайший круг явлений жизни и деятельности людей. Не случайно различные проблемы, аспекты стресса исследуются разными областями человекознания (психологией, физиологией, медициной, социологией и т.д.).

Зарождаясь и проявляясь, в первую очередь, в эмоциях человека, стресс во многом обусловливает мотивационные, когнитивные, волевые, характерологические и прочие компоненты личности. Как полагает В.А. Бодров, «стресс является реакцией не сколько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору» (8; С. 4.).

Осуществив специальные исследования стресса, учеными выделяются следующие функции психологической помощи человеку в стрессовой ситуации:

  1. Помочь человеку разработать и применить на практике стратегию поведения, которая позволит избежать, уменьшить или модифицировать степень подверженности стрессовым воздействиям, что значительно позволит снизить уровень субъективного восприятия стресса.

  2. Помочь человеку развить и применять на практике навыки, снижающие повышенный уровень психофизиологической реактивности и уровень психофизиологического функционирования.

  3. Помочь человеку в разработке и практическом применении методик, направленных на адекватное выражение или использование стрессовой реакции.

Целью данного учебного пособия является изложение основных теоретических положений учения о стрессе, особенностях его развития, механизмах регуляции, характере взаимосвязи стресса и адаптации, а также определение концептуальных подходов к изучению проблемы преодоления стресса, предоставление практических (методических) рекомендаций, необходимых для осознания и поиска адекватных способов выхода из стрессовых ситуаций и стрессогенных состояний.

Глава 4. Психология стресса

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Понятие психологического стресса. Психические стрессоры.

Факторы, оказывающие влияние на развитие психологи­ческого стресса.

Виды (уровни) реакций человека на стресс.

Влияние индивидуальных и личностных особенностей че­ловека на возникновение и развитие стресса.

В предыдущих главах были рассмотрены физиологи­ческие механизмы воздействия стресса на человека. Пси­хологические факторы были лишь упомянуты, в этой главе они будут рассмотрены подробно.

С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или дей­ствует слишком долго. Рассмотренный выше общий адап­тационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в рав­ной степени как животным, так и человеку.

Однако когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердят­ся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрес­совое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую в том числе и психологической составляющей.

Характер реакции человека на воздействие потенциаль­ного стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации.

Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опас­ных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Посещение врача-стоматолога может быть огромным стрессом для человека, который боится лечить зубы, и не бу­дет стрессом для того, кто не испытывает страха перед этой процедурой.

Таким образом, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого челове­ка: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и спо­собностей с тем, что от него требуется.

Участников психологической группы попросили вспом­нить случаи из своего опыта, когда их жизнь подвергалась опасности. Одна из женщин рассказала историю, произошед­шую примерно 20 лет тому назад. Наша героиня ехала на рей­совом автобусе, который шел из одного районного центра в другой, выйти ей предстояло около небольшой деревни, где она собиралась провести отпуск. Она вышла, благополучно добралась до места, отлично провела отпуск и вернулась до­мой. На этом ее рассказ был прерван возмущенными вопро­сами аудитории, которая не могла понять, в чем состояла опасность для жизни. Тогда женщина рассказала вторую часть истории. Через много лет, будучи корреспондентом област­ной газеты, она получила задание подготовить статью об ава­риях на транспорте. Собирая материал, она случайно наткнулась на сообщение о том, что тот самый автобус, на котором она много лет назад ехала в отпуск, попал в серьез­ную катастрофу на железнодорожном переезде, несколько человек погибли, остальные были ранены.

Таким образом, героиня этой истории ОБЪЕКТИВНО на­ходилась в опасности, а СУБЪЕКТИВНО (так как не знала об этом) этой опасности не чувствовала и, естественно, не ис­пытала никакого стресса.

Примером противоположной ситуации может служить рас­сказ другой участницы той же психологической группы. Ее история произошла в 1999 г., в тот период, когда Москва была напугана страшными терактами: взрывами домов на Каширс­ком шоссе и улице Гурьянова. Она стояла у окна и вдруг уви­дела, что в ее двор въезжает грузовик. Эта машина показалась ей подозрительной. Через 10 минут она окончательно убеди­ла себя в том, что в грузовике взрывчатка и это террористи­ческий акт. Она рассказывает, что почувствовала необычайный прилив сил, не в полной мере давая себе отчет в своих дей­ствиях, она в считанные минуты собрала детей, предупреди­ла соседей, позвонила в милицию и выскочила на улицу. Прибывший наряд милиции выяснил, что в грузовике соседи перевозили мебель, и никакой опасности нет. Героиня этой истории, хоть и вспоминает этот случай с некоторой долей юмора, в то же время говорит, что никогда ни до, ни после она не испытывала такого животного страха, как в те минуты.

Таким образом, ОБЪЕКТИВНО ситуация была безопасной, а СУБЪЕКТИВНО была расценена как крайне опасная и выз­вала сильнейший стресс.

Мы часто рассуждаем о том, как важно спокойно отно­сится к раздражающим нас вещам, даем советы родным, друзьям и приятелям, что не стоит обращать внимание на мелочи (конфликт на работе — подумаешь, с кем не быва­ет, нахамили в общественном транспорте — обычное дело, пробка — ну что делать, сам вчера стоял два часа и т.д.). И, как правило, очень трудно применить советы и эти зна­ния к себе.

Для того чтобы оценить уровень собственной стрессо-устойчивости, можно проделать небольшое упражнение:

Предупреждение! Это упражнение можно делать лишь в том случае, если в вашей жизни не произошло кризисных или траги­ческих событий, перевернувших вашу жизнь, оно подходит для обычной, повседневной жизни.

Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, слева напишите события и ситуации, которые вызвали раздражение, негодование, взволновали и огорчили вас в последние несколько дней, справа оцените степень воздей­ствия по пятибалльной шкале (5 — максимальное раздра­жение, 1 — легкая степень недовольства), просуммируйте полученный результат. Потом сверните этот лист и отло­жите его на неделю. Через неделю попробуйте вспомнить записанные вами события и снова оцените их по пятибал­льной шкале, снова сложите все проставленные вами оцен­ки. Теперь сравните полученные результаты. Попробуем оценить, что получилось:

Вариант 1. Результаты полностью совпали. У вас хоро­шая память.

Вариант 2. Вы вспомнили все события, но оценка их по­менялась в ту или другую сторону. Вы можете понять, на­сколько ошиблись в первоначальной оценке события. Например, Вы в первом случае оценили конфликт с под­рутой в пять баллов, а через неделю, успокоившись и про­анализировав ситуацию, — в два балла. Это значит, что, возможно, вы отреагировали на ситуацию слишком эмо­ционально.

Вариант 3: Некоторые события Вы не вспомнили, или в Вашем списке появились события, которых раньше не было. Еще более выраженная ошибка в эмоциональной оценке события.

Теперь попробуем поставить себе оценку за стрессоустойчивость.

Посчитаем средний балл для первого и второго случая, например:

Первая оценка

Оценка через неделю

Ожидание в пробке

3

Ожидание в пробке

2

Двойка, полученная ребенком в школе

4

Двойка, полученная ребенком в школе

4

Опоздание на работу

3

Не вспомнилось

0

Конфликт в магазине

3

Конфликт в магазине

1

Итого

12

Итого

6

Средний балл

12/4=3

Средний балл

6/4=1,5

Теперь от первого значения отнимем второе: 3 — 1,5 = 1,5.

Можно говорить о том, что в данном примере человек переоценивает эмоциональную значимость событий на 1,5 балла по пятибалльной шкале (для сравнения, это при­мерно та же разница, как между школьными оценками пять и три с плюсом). За эту разницу мы часто платим сво­им здоровьем и душевным спокойствием.

Рекомендации

Если какое-то событие или ряд событий через некото­рое время вы оценили более значимыми, чем впервые, или через две, три, четыре недели оно не теряет своей эмоцио­нальной яркости, то это может свидетельствовать о том, что эта ситуация является для вас проблемной. Можно поре­комендовать уделить ей больше внимания или, возможно, обратиться к специалисту.

Однако, как правило, события, которые нас взволнова­ли сегодня, завтра кажутся уже не такими значимыми. Можно порекомендовать несколько приемов, которые позволят спокойнее относиться к обычным, повседнев­ным, «жизненным» стрессам:

  • Представьте себе, как вы будете рассказывать об этом событии через неделю, месяц, год. Часто этот про­стой прием позволяет быстро оценить реальную значи­мость происшествия для вас.

  • Подумайте и прорепетируйте, что бы вы сказали, если бы эта ситуация произошла не с вами, а с кем-то из ваших знакомых.

  • Сразу после взволновавшего события позвольте себе быстро «выпустить пар»: поделитесь с окружающими сво­ими переживаниями, побейте кулаком подушку, покричи­те, порвите бумагу, выругайтесь, совершите какое-нибудь физическое действие и т.д. Подробно о том, как быстро помочь себе в стрессовой ситуации, рассказано в третьем разделе этой книги.

  • Освойте и по необходимости применяйте приемы саморегуляции (например, релаксация, медитация, ауто­тренинг и т.д.).

Психологический стресс можно определить как фено­мен осознавания, возникающий при сравнении требова­ний, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание пси­хологического стресса первым ввел Р. Лазарус.

Понятно, что всякое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психи­ческим стрессорам относится все, что может нас взволно­вать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздра­жителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию. Разным этапам жизни свойствен­на своя специфика стрессовых ситуаций, например: на­чало учебы, уход из родительского дома, вступление в брак, рождение детей, профессиональные достижения и неудачи и т.д. Американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рейх в 1967 г. разработали шкалу тяжести стрес­сового воздействия различных жизненных событий («Тпе social readjustment rating scale»). События были оценены по шкале от 0 до 100 баллов в зависимости от давления, оказываемого на психику:

Смерть мужа/жены — 100

Развод — 73

Разлад в супружеской жизни — 65

Тюремное заключение — 63

Смерть близкого члена семьи — 63

Серьезная травма или заболевание — 53

Брак — 50

Потеря работы — 47

Примирение и другие перемены в семейной жизни — 45

Выход на пенсию — 45

Изменение в состоянии здоровья члена семьи — 44

Беременность — 40

Сексуальные проблемы — 39

Появление нового члена семьи — 39

Перемена места работы — 39

Изменения в финансовом положении — 37

Смерть близкого друга — 37

Перевод на другую работу — 36

Серьезные разногласия с партнером — 35

Крупный долг — 31

Приближение срока уплаты долга — 30

Перемена в ответственности по месту работа — 29

Уход сына или дочери из родного дома — 29

Конфликты с тестем/свекром, тещей/свекровью — 29

Исключительный личный поступок или достижение — 27

Поступление в школу или ее окончание — 26

Перемена в условиях жизни — 25

Смена привычек — 24

Проблемы и конфликты с начальством — 23

Изменение рабочего времени или условий работы — 20

Смена жилья — 20

Перемена школы — 20

Смена отдыха — 19

Перемена в общественной деятельности — 18

Мелкий долг — 17

Перемены, связанные со сном и режимом дня — 16

Перемены в семье — 15

Перемены в привычном образе питания — 15

Отпуск — 13

Праздник — 12

Проступок (штраф за проезд без билета и др.) — 11

Как вы видите, стресс вызывают не только отрицатель­ные, но и положительные события, ведь они тоже требуют приспособления.

Вы можете легко убедиться в верности этого тезиса, если вспомните свои переживания до, во время и после радостно­го эмоционального события (праздника, концерта, дискоте­ки). Сначала радостное возбуждение, ожидание предстоящего события — это первая стадия стрессовой реакции; во время события активность, стремление продолжать и продолжать ве­селиться, нежелание прекращать праздник — это вторая ста­дия стресса; и наконец, ощущение усталости и даже иногда опустошения после события — это третья стадия стрессовой реакции.

Во второй главе уже вводились понятия «эустресс» и «дистресс». Эустресс связан с позитивными событиями в жизни человека и, вызывая неспецифическую стрессо­вую реакцию организма, оказывает мобилизующее и воз­буждающее воздействие на человека. Когда мы говорим о «борьбе со стрессом», «последствиях стресса», мы обычно имеем в виду эмоционально отрицательный тип стресса, или дистресс (от англ. distressгоре, несчастье, недомо­гание, истощение, нужда).

Таким образом, перечень событий, способных оказать стрессовое воздействие, можно было бы продолжать. Но для каждого конкретного человека как его состав, так и интенсивность воздействия стрессовых ситуаций будут индивидуальны. От чего же зависит, какое именно собы­тие воспринимается как стрессовое?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *