Номотетический и идиографический подходы в диагностике Личности. Преимущества и недостатки каждого из них
Номотетический подход (греч. «номос» – закон, закономерность) – это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду – основная задача. При номотетическом подходе мы интересуемся нормативами общих черт для разных людей .
Идиографический подход (греч. «идиос» – своеобразный, принадлежащий кому-то) – описывающий своеобразие. Главная цель исследования и диагностики в выявлении индивидуальных черт, неповторимых, уникальных. Идиографический – описывающий своеобразие.
Мюррей и Клахом (американские психологи) писали, что каждый человек в чем-то:
- похож на всех других людей;
- похож на некоторых людей;
- не похож ни на кого.
При номотетическом подходе выясняется в чем человек похож на всех или на некоторых.
При идиографическом – интересует, чем не похож.
Эти способы были предложены неокантианской школой. Они противопоставляли их друг другу. Считали, что номотетический подход свойственен для естественных наук, так как в них есть повторяемость фактов, можно их обобщить, вывести закономерности. Идиографический подход – для исторических наблюдений – любое историческое событие неповторимо и уникально. Эти подходы надо сочетать.
Вильям Штерн. 1900 г. статья «О психологии индивидуальных различий». 1911 г. – дифференциальная психология. В психологии могут сосуществовать 2 подхода. Их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга.
Суть подходов по Штерну:
Номотетический подход создает условия для идиографического описания. Особенность номотетического подхода в том, что разных людей диагностируют по какой-то одной черте. На основе такой диагностики делают выводы о средневыраженности этой черты в группе, о пределах вариативности, закономерности. Можно диагностировать по нескольким чертам в группе, можно выявить закономерности отношений разных черт в группе.
Идиографический подход – одного человека диагностируют по многим психологическим параметрам. Если это сделать, то можно получить психограмму (изображение психологического портрета. Можно сравнить психограммы у нескольких людей.
В чем взаимосвязь и взаимодополнение? Он считал, для того, чтобы использовать идиографический подход, надо с помощью номотетического выделить сами черты. Он служит основой для идиографического подхода.
Если составить психологические портреты, то можно прийти к обобщениям, закономерностям, а, следовательно, мы будем применять номотетический анализ для данных, полученных при помощи идиографического подхода.
Другой психолог, который уделял большое внимание идиографическому подходу – Гордон Олпорт – был согласен, что номотетический и идиографический подходы взаимодополняют друг друга, но критиковал Штерна за увлечение психограммами, считал, что это упрощение индивидуальности. Он рассматривал в качестве основного метода идиографического анализа биографический метод. Считал, что только этот метод позволяет исследовать, продиагностировать индивидуальность в разные периоды жизни, только этот метод дает целостный взгляд на индивидуальность. Его заслуга в хорошей разработке биографического метода.
В целом исследование психодиагностики показывает, что основное внимание исследователями уделялось номотетической схеме анализа. И реакцией на преобладание номотетического подхода стало появление в 60 г. ХХ в. особого направления в психологии. Феномено-логическая психология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология. Цель – исследование уникальности человеческой Личности. Основатель – Абрахам Маслоу, ввел понятие самоактуализации. Необходимость исследования уникальных черт Личности: творчество, любовь и др. – то, что является неповторимым.
Преимущества идиографического подхода – он может повысить прогностичность личностных методик.
1. Сущность идиографического подхода в настоящее время – любого отдельно взятого человека можно эффективно охарактеризовать не по всем известным психологам чертам, а лишь по отдельной части черт
2. Идиографический подход считает, что при очерчивании прогностических возможностей, связанных с проявлением тех или иных черт, нужно в качестве путеводной нити использовать самого человека.
С чем это связано? Известно, что проявление конкретных черт у каждого человека следует ожидать не во всех, а лишь в некоторых ситуациях. Это те ситуации, которые являются значимыми для самого человека.
Что определяет конкретное поведение в конкретной ситуации?
1. Надо знать, как человек рассматривает значимость отдельных черт. Его отношение к личностным чертам. Есть иерархия черт – ее надо знать. Проявление этих черт будет самым устойчивым.
2. Мы должны знать представления человека о проявлении разных черт в разных ситуациях. У каждого есть свое представление. Это называется прототипы личностных черт – индивидуальное представление.
Мы сможем прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации. Для повышения прогностичности недостаточно продиагностировать при помощи хороших стандартизированных методик. Надо дополнить знание о чертах прототипами. Как получить знание о прототипах – надо собирать дополнительную информацию о Личности человека. Собрать информацию об определяющих характеристиках Личности:
- ценности;
- нормативы;
- ведущие мотивы и потребности;
- направленность человека.
Это знание повышает прогностичность.
Есть критика в адрес идиографического подхода. Некоторые психологи считают, что идиографический подход – это домысливание, которое может стоять за тем или иным симптомом, выделенным диагностикой. Проявление интуиции, отсутствие закономерных связей.
Номотетический подход: описание, принципы, методы исследования
Номотетический подход – это одна из главных философских дискуссий в психологии. Психологи, применяющие его, занимаются установлением общих законов, основанных на изучении больших групп людей. При этом используются статистические (количественные) методы анализа данных.
Введение
Цель клинической психологической науки – облегчить диагностику нервных расстройств, понимая суть недуга и реализуя оптимальные стратегии профилактики и лечения. Достижение этой цели требует точного описания текущей симптоматики и точного прогнозирования будущего течения расстройства. Необходимо применение методов снижения и устранения проблемного поведения, а также способов поддержания психологического здоровья. Точное описание и прогнозирование требуют инструментов, которые достоверно и надежно моделируют клинические явления. Для этого требуется провести сравнительный анализ номотетического и идеографического подходов.
Терминология
Термин “номотетика” происходит др.-греч. νόμος — “закон” + корень θη- — “полагать”, устанавливать. Психологи, которые применяют номотетический подход, в основном занимаются изучением того, чем люди делятся друг с другом. То есть устанавливают законы общения.
Термин “идеографика” происходит от греческого слова idios, что означает “собственный” или “частный”. Психологи, интересующиеся этим аспектом, хотят выяснить, что делает каждого из людей уникальным.
Историческая справка
Термин “номотетика” ввел в XIX веке немецкий философ Вильгельм Виндельбанд. Он использовал номотетический метод для описания подхода к накоплению знаний, стремясь сделать крупномасштабные обобщения. Теперь этот метод распространен в естественных науках и многими рассматривается как истинная парадигма и цель научного подхода.
Номотетический подход
Традиционный подход к статистическому анализу в клинической (и всей психологической) науке номотетичен: цель состоит в том, чтобы сделать общие прогнозы о популяции путем изучения межиндивидуальных вариаций, то есть вариаций между людьми. Этот метод является привлекательным, поскольку он позволяет объединять участников (например, членов контрольной или клинической группы, которые разделяют расстройство, фактор риска или профиль лечения) для данных, собранных как в поперечных, так и в продольных проектах.
Номотетическое исследование – это попытка установить общие законы и обобщения. Целью номотетического подхода является получение объективных знаний с помощью научных методов. Поэтому для установления статистически значимых результатов используются квантовые методы исследования. Последующие законы, которые создаются, могут быть разделены на три вида: классификация людей по группам, установление принципов и установление измерений. Примером этого из мира психологии является “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам”, которое дает классификацию этих состояний, разделяя людей на группы.
Методы исследования, используемые номотетическим подходом, собирают научные и квантовые данные. Для этого используются эксперименты и наблюдения, а средние группы статистически анализируются для создания прогнозов о людях в целом.
Преимущества и недостатки
Номотетический подход считается научным благодаря его точному измерению, прогнозированию и контролю поведения, исследованиям больших групп, объективным и контролируемым методам, позволяющим тиражировать и обобщать. Благодаря этому он помог психологии стать более научной, развивая теории, которые могут быть проверены опытным путем.
Однако номотетический подход имеет свои ограничения. Он был обвинен в потере из виду “самого человека” из-за его широкого использования средних групп. Это также может дать поверхностное понимание, так как люди могут демонстрировать одно и то же поведение, но по разным причинам. Другим ограничением этого подхода является то, что предсказания могут быть сделаны в отношении групп, но не отдельных лиц.
Идеографический подход
При таком подходе к статистическому анализу цель состоит в том, чтобы сделать конкретные прогнозы в отношении индивида путем изучения внутрииндивидуальных вариаций с течением времени. Поскольку идеографический подход предполагает неоднородность между участниками и временем, каждый интенсивно оценивается по нескольким временным точкам, а затем проводится индивидуальный анализ.
Существует много типов данных, поддающихся анализу временных рядов, некоторые из которых клинические ученые и практики, возможно, уже собрали, но не закодировали или проанализировали идеографически. Идеографический подход разработан с использованием тематических исследований и использует неструктурированные интервью для сбора качественных данных. Из этих данных можно наблюдать богатство человеческого поведения. Примером является исследование, проведенное Абрахамом Маслоу, на тему мотивации человеческого поведения. Он использует биографии известных знаменитостей и интервью со студентами в качестве основы своей иерархии потребностей.
Сравнительный анализ
Сравнение номометрического и идеографического подходов в психологии показывает, что их применение приносит пользу при работе с совершенно различными клиническими случаями. С номотетической точки зрения предпочтение отдается корреляционным, психометрическим и другим количественным методам. Идеографический анализ будет иметь наибольшее влияние на персонализированное лечение в сочетании с идеографической оценкой или измерением поведения, которое наиболее соответствует уникальному профилю симптомов или представлению болезни человека.
Сильные стороны идеографического и номотетического подходов в психологии зависят от качества собранных данных.
Изучение личности
Психометрический подход к изучению личности сравнивает индивидов с точки зрения черт или измерений, общих для всех. Это номотетический подход. Есть два примера: тип Ганса Айзека и теория признаков Рэймонда Каттелла. Они оба предполагают, что существует небольшое количество черт, которые определяют основную структуру всех личностей, и что индивидуальные различия могут быть определены по этим измерениям.
За последние 20 лет начал складываться все более широкий консенсус в отношении этих черт. “Большой пятеркой” считаются экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость к опыту.
Практический пример
В исследовании номотетического и идеографического подходов применяется процедура под названием Q-sort. Сначала испытуемому выдается большой набор карточек, на каждой из которых написано самооценочное высказывание. Например, “я дружелюбен” или “я амбициозен” и т. д. Затем субъекту предлагается отсортировать карты в стопки. Одна стопка содержит утверждение “больше всего похоже на меня”, вторая – “меньше всего похоже на меня”. Есть также несколько стопок для промежуточных утверждений.
Количество карт может варьироваться, как и количество стопок и тип вопроса (например, “Какой я сейчас?”, “Каким я был раньше?”, “Каким мой партнер видит меня?”, “Каким бы я хотел быть?”). Таким образом, существует потенциально бесконечное число вариаций. Это нормально для номотетического и идеографического подходов, так как они предполагают, что существует столько же личностей, сколько живущих людей.
Номотетический подход: описание, принципы, методы исследования
Номотетический подход — это одна из главных философских дискуссий в психологии. Психологи, применяющие его, занимаются установлением общих законов, основанных на изучении больших групп людей. При этом используются статистические (количественные) методы анализа данных.
Введение
Цель клинической психологической науки — облегчить диагностику нервных расстройств, понимая суть недуга и реализуя оптимальные стратегии профилактики и лечения. Достижение этой цели требует точного описания текущей симптоматики и точного прогнозирования будущего течения расстройства. Необходимо применение методов снижения и устранения проблемного поведения, а также способов поддержания психологического здоровья. Точное описание и прогнозирование требуют инструментов, которые достоверно и надежно моделируют клинические явления. Для этого требуется провести сравнительный анализ номотетического и идеографического подходов.
Терминология
Термин «номотетика» происходит др.-греч. νόμος — «закон» + корень θη- — «полагать», устанавливать. Психологи, которые применяют номотетический подход, в основном занимаются изучением того, чем люди делятся друг с другом. То есть устанавливают законы общения.
Термин «идеографика» происходит от греческого слова idios, что означает «собственный» или «частный». Психологи, интересующиеся этим аспектом, хотят выяснить, что делает каждого из людей уникальным.
Историческая справка
Термин «номотетика» ввел в XIX веке немецкий философ Вильгельм Виндельбанд. Он использовал номотетический метод для описания подхода к накоплению знаний, стремясь сделать крупномасштабные обобщения. Теперь этот метод распространен в естественных науках и многими рассматривается как истинная парадигма и цель научного подхода.
Номотетический подход
Традиционный подход к статистическому анализу в клинической (и всей психологической) науке номотетичен: цель состоит в том, чтобы сделать общие прогнозы о популяции путем изучения межиндивидуальных вариаций, то есть вариаций между людьми. Этот метод является привлекательным, поскольку он позволяет объединять участников (например, членов контрольной или клинической группы, которые разделяют расстройство, фактор риска или профиль лечения) для данных, собранных как в поперечных, так и в продольных проектах.
Номотетическое исследование — это попытка установить общие законы и обобщения. Целью номотетического подхода является получение объективных знаний с помощью научных методов. Поэтому для установления статистически значимых результатов используются квантовые методы исследования. Последующие законы, которые создаются, могут быть разделены на три вида: классификация людей по группам, установление принципов и установление измерений. Примером этого из мира психологии является «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», которое дает классификацию этих состояний, разделяя людей на группы.
Методы исследования, используемые номотетическим подходом, собирают научные и квантовые данные. Для этого используются эксперименты и наблюдения, а средние группы статистически анализируются для создания прогнозов о людях в целом.
Преимущества и недостатки
Номотетический подход считается научным благодаря его точному измерению, прогнозированию и контролю поведения, исследованиям больших групп, объективным и контролируемым методам, позволяющим тиражировать и обобщать. Благодаря этому он помог психологии стать более научной, развивая теории, которые могут быть проверены опытным путем.
Однако номотетический подход имеет свои ограничения. Он был обвинен в потере из виду «самого человека» из-за его широкого использования средних групп. Это также может дать поверхностное понимание, так как люди могут демонстрировать одно и то же поведение, но по разным причинам. Другим ограничением этого подхода является то, что предсказания могут быть сделаны в отношении групп, но не отдельных лиц.
Идеографический подход
При таком подходе к статистическому анализу цель состоит в том, чтобы сделать конкретные прогнозы в отношении индивида путем изучения внутрииндивидуальных вариаций с течением времени. Поскольку идеографический подход предполагает неоднородность между участниками и временем, каждый интенсивно оценивается по нескольким временным точкам, а затем проводится индивидуальный анализ.
Существует много типов данных, поддающихся анализу временных рядов, некоторые из которых клинические ученые и практики, возможно, уже собрали, но не закодировали или проанализировали идеографически. Идеографический подход разработан с использованием тематических исследований и использует неструктурированные интервью для сбора качественных данных. Из этих данных можно наблюдать богатство человеческого поведения. Примером является исследование, проведенное Абрахамом Маслоу, на тему мотивации человеческого поведения. Он использует биографии известных знаменитостей и интервью со студентами в качестве основы своей иерархии потребностей.
Сравнительный анализ
Сравнение номометрического и идеографического подходов в психологии показывает, что их применение приносит пользу при работе с совершенно различными клиническими случаями. С номотетической точки зрения предпочтение отдается корреляционным, психометрическим и другим количественным методам. Идеографический анализ будет иметь наибольшее влияние на персонализированное лечение в сочетании с идеографической оценкой или измерением поведения, которое наиболее соответствует уникальному профилю симптомов или представлению болезни человека.
Сильные стороны идеографического и номотетического подходов в психологии зависят от качества собранных данных.
Изучение личности
Психометрический подход к изучению личности сравнивает индивидов с точки зрения черт или измерений, общих для всех. Это номотетический подход. Есть два примера: тип Ганса Айзека и теория признаков Рэймонда Каттелла. Они оба предполагают, что существует небольшое количество черт, которые определяют основную структуру всех личностей, и что индивидуальные различия могут быть определены по этим измерениям.
За последние 20 лет начал складываться все более широкий консенсус в отношении этих черт. «Большой пятеркой” считаются экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость к опыту.
Практический пример
В исследовании номотетического и идеографического подходов применяется процедура под названием Q-sort. Сначала испытуемому выдается большой набор карточек, на каждой из которых написано самооценочное высказывание. Например, «я дружелюбен» или «я амбициозен» и т. д. Затем субъекту предлагается отсортировать карты в стопки. Одна стопка содержит утверждение «больше всего похоже на меня», вторая — «меньше всего похоже на меня». Есть также несколько стопок для промежуточных утверждений.
Количество карт может варьироваться, как и количество стопок и тип вопроса (например, «Какой я сейчас?», «Каким я был раньше?», «Каким мой партнер видит меня?», «Каким бы я хотел быть?»). Таким образом, существует потенциально бесконечное число вариаций. Это нормально для номотетического и идеографического подходов, так как они предполагают, что существует столько же личностей, сколько живущих людей.
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия
-
-
В книжной версии
Том 23. Москва, 2013, стр. 281
-
Авторы: Д. Г. Подвойский
НОМОТЕТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД (греч. νομοϑεtiϰός – законодательный), генерализирующий метод, понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках для обозначения познавательной стратегии, предполагающей построение теорий как обобщений разного уровня, установление законов, закономерностей и т. п. Термин введён представителями баденской школы неокантианства – В. Виндельбандом и Г. Риккертом, рассматривавшими его в качестве логич. альтернативы индивидуализирующему идиографическому методу. Различая все науки по применяемому в них методу, т. е. «способу образования понятий», они считали, что для большинства естественно-науч. дисциплин и некоторых других, идущих по их пути при анализе разл. аспектов человеческого поведения (социологии, психологии, экономики), приоритетным оказывается Н. м., тогда как для историч. наук, дающих знание об индивидуальном, об уникальных и неповторимых событиях и фактах, – идиографический. С помощью Н. м. выявляются регулярные и повторяющиеся связи и отношения между феноменами, наблюдаемыми в жизни природы и общества (законы, устойчивые причинно-следств. ряды), устанавливаются типические свойства явлений, рассматриваемых как члены того или иного «множества» (общности, класса, группы и т. п.). В реальной исследовательской практике социальных и гуманитарных наук интерес к индивидуальным конфигурациям событий всегда так или иначе сочетался с попытками построения абстрактных теоретич. моделей, как, напр., в трудах М. Вебера и идущей от него традиции (см. Неовеберианство, Историческая социология). На протяжении 19–20 вв. номотетич. подход оставался доминирующим в методологии социальных и поведенческих наук, исходившей из возможности построения «подлинно научной» социальной теории по образцу естествознания, хотя упрощённые его формы (натурализм, редукционизм) подвергались постоянной критике. Кроме того, отмечалось, что т. н. законы истории, описывающие конкретные векторы социальной динамики, законами в точном логич. смысле считаться не могут: в них тенденции возводятся в ранг законов, и тем самым частное необоснованно выдаётся за общее, а локальное – за универсальное. Большое значение также имело осознание вероятностно-статистич. характера ряда исследуемых социальных явлений и процессов (общественного мнения, массового стихийного поведения и т. п.).
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — это… Что такое НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД?
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. νομοθετική законодательное искусство) — способ познания, имеющего целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которое рассматривается как их закон. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им “законодательствующим”, “законополагающим” человеческим рассудком, восходит к И. Канту, отдавшему в своей гносеологии дань юридическому мировоззрению Нового времени. Однако специфический смысл, связанный с противоположением номотетического метода методу идиографическому, этому понятию придали вначале В. Виндельбанд, а затем Г. Риккерт, более детально разработавший дихотомию этих двух исследовательских подходов. Если номотетическое мышление имеет целью отыскание общих законов, то идиографическое занимается поисками отдельных исторических фактов; и если первое исследует “неизменную форму” реальных событий, то второе выясняет их “однократное, в самом себе определенное содержание”. Как Виндельбанд, так и Риккерт подчеркивали, что речь идет здесь о “методологической противоположности”, касающейся лишь технических приемов познания, но не его предметного содержания и что противоположность между неизменным и “единожды свершившимся” в известной мере относительна. Эта противоположность не была теоретико-методологически осознана вплоть до кон. 19 в. в силу доминирования “наук о природе”, где безраздельно господствовал номотетический метод. Отдельный объект наблюдения имел для естествоиспытателя лишь значение “примера”, репрезентирующего “тип” явлений подобного рода, в котором стерты индивидуальные черты и особенности. Естествоиспытателю были интересны не характеристики уникальной целостности исследуемого объекта, а выражение в нем общей закономерности, которой подчинены все остальные родственные ему явления. Знание такой закономерности, позволяющее исследователю предвидеть возможные состояния каждого из них, открывает возможность целенаправленного воздействия на “ход вещей”, подвластных номотетическому познанию; возможность создавать орудия, с помощью которых человечество обеспечивает свою власть над природой. Отсюда преобладающий интерес в науке Нового времени вообще и в логике в частности к номотетическому методу с его ориентацией на постижение сущности явления, понятой как “общий закон”. Однако наряду с этим в 19 в. активизировались поиски и в диаметрально противоположном теоретико-методологическом направлении. Они были связаны с углубившимся интересом к истории и прогрессом историко-гуманитарных дисциплин, развивавшихся в составе “наук о духе”. Результатом этого были интенсивные попытки “поднять” их на теоретико-методологический уровень, достигнутый номотетическим естествознанием, путем внедрения в них номотетического метода. Вместе с тем к кон. 19 в. умножились свидетельства невозможности полностью реформировать историческую науку путем внедрения номотетической методологии. Становилось все более очевидным, что номотетические науки, предлагающие историкам свой метод как “единственно научный”, не учитывая его границ, впадают в “методологический натурализм”. Согласно Риккерту, он возникает именно тогда, когда номотетический, или “генерализующий”, метод, празднующий блестящую победу именно в естествознании, рассматривают в качестве “универсального” метода. Между тем, хотя вся действительность и может быть подчинена номотетическому методу, из этого нельзя делать вывод, будто построение общих понятий “тождественно с научной работой вообще”. В то же время представители баденской школы неокантианства были убеждены в том, что и идиографические науки, имеющие целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, со своей стороны нуждаются в общих положениях, которые могут быть корректно сформулированы лишь в рамках “номотетических наук”. Т. о. возникла совершенно новая теоретико-методологическая проблема установления баланса между номотетическим методом и идиографическим методом, постоянно нарушавшегося в 20 в. Согласно теоретикам баденской школы, это равновесие, нарушенное уже тогда, когда “логическая цель генерализирования” вытеснила и заменила необходимую “связь объектов с ценностями”, возможно лишь на основе восстановления этой изначальной связи. В русле стремления преодолеть антагонизм номотетического и идиографического подходов в науках о культуре, резко обозначившегося на рубеже 19 и 20 вв., следует понимать и концепцию идеального типа, разработанную М. Вебером применительно к социологии, введенной им в круг культурологических дисциплин. Стремлением к сочетанию номотетического метода с логически противоположным ему идиографическим методом отмечена и послевеберовская социально-гуманитарная наука 1920 — нач. 1930-х гг. В последующем развитии западной гуманитарной науки этот баланс неоднократно нарушался, обнажая фундаментальную противоположность номинализма и реализма, лежащую в основании всех остальных теоретико-методологических антиномий социально-гуманитарного знания.Номотетический подход — это… Что такое Номотетический подход?
- Номотетический подход
- (Nomothetic view). Эмпирический подход к изучению личности, стремящийся установить общие законы функционирования человека.
Теории личности. — СПб.: Питер. Л. Хьелл, Д. Зиглер. 2003.
- Несоответствие
- Образ себя
Смотреть что такое «Номотетический подход» в других словарях:
Номотетический подход — (номотетический метод) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его… … Википедия
Номотетический — Любой подход или метод, имеющий дело с формированием общих схем поведения. Традиционные экспериментальные методы обычно считаются номотетическими, так как экспериментатор исследует общие виды поведения, распространяющиеся на всех представителей… … Большая психологическая энциклопедия
Идиографический подход — (от др. греч. ἴδιος своеобразный + γράφω пишу) поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных… … Википедия
Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology) — Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной… … Психологическая энциклопедия
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ — (idiographic and nomothetic) дивергентные ориентации на социальное исследование (и связанные с ними методы): идиографический подход ставит в центр культурные и исторические особенности, используя такие методы, как этнография и биография, в то… … Большой толковый социологический словарь
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД — (англ. idiographic; от греч. idios своеобразный + grapho пишу) описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т. п.). Против. номотетический. См. Дильтей В.,… … Большая психологическая энциклопедия
Идиодинамика (idiodynamics) — Разработка концептуальной модели чел. поведения и/или опыта, в которой событие (event) является нередуцируемой сущностью, а идиоверсум (idioverse) замещает понятие личности, датируется 1950 1951 гг. Конечная цель общей психологии, теории личности … Психологическая энциклопедия
Персонология (personology) — Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую практику с гуманит. науками, чтобы создать П. дисциплину, название к рой отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности. Известная также… … Психологическая энциклопедия
Теория обработки информации (information-processing theory) — Т. о. и. изучает то, как люди обращаются с информ., отбирают и усваивают ее, а затем используют в процессе принятия решений и управления своим поведением. Психологи, занимающиеся обработкой информ., строят теории когнитивных способностей и… … Психологическая энциклопедия
разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки — РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Номотетический подход — Википедия. Что такое Номотетический подход
Материал из Википедии — свободной энциклопедииНомотетика, номотетический подход или метод (от др.-греч. νόμος — закон + корень θη- — полагать, устанавливать) − 1) в учении Канта способ «законодательной» деятельности разума в установлении им законов и правил познания[1]; 2) в неокантианстве баденской школы — метод естественных наук, направленный на выявление общих закономерностей, генерализующий общие тенденции науки. Понятие введено Вильгельмом Виндельбандом, подробно описано Генрихом Риккертом, усматривавшим вслед за Кантом предмет естествознания в природе как бытии вещей, т.к. оно определено общими законами. Номотетический метод противопоставляется идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности (последним, по мнению Риккерта, должны пользоваться науки, исследующие единичные, особенные феномены, такие как, например, история).
В XX веке появляется целый ряд литературоведческих теорий, применяющих именно номотетический подход, реализуя принцип филологии как точной науки. К таким теориям относят структурализм (см. статью Ю. М. Лотмана «Литературоведение должно быть наукой»[2]), опоязовский и неопоязовский формализм (например, Борис Ярхо), а также номотетическую традицию современной американской филологии[3].
Примечания
Литература
- Thomae, H. (1999). The nomothetic-idiographic issue: Some roots and recent trends. International Journal of Group Tensions, 28(1), 187–215.
- Cone, J. D. (1986). Idiographic, nomothetic, and related perspectives in behavioral assessment. In R. O. Nelson & S. C. Hayes (Eds.): Conceptual foundations of behavioral assessment (pp. 111–128). New York: Guilford.
- Р. КОРСИНИ, А. АУЭРБАХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ (недоступная ссылка)
- Номотетический метод // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.