Психогенезис | Схема отраслей психологии
Психология является многогранной наукой. В данной статье мы представляем наглядную схему отраслей психологии.
Психология подразделяется на большое количество отраслей, которые решают множество теоретических и практических задач. Дошло до того, что некоторые отрасли в чем то противоречат друг другу. И это логично, поскольку решать проблемы можно по разному.
Кроме того, не стоит забывать: «Что русскому счастье, то немцу смерть». Поэтому пытаясь решить одну и ту же проблему одинаковым способом, у разных людей, мы можем помочь одному и навредить другому.
Таким образом, отдельные отрасли психологии развиваются самостоятельно — без оглядки на другие отрасли той же самой науки.
Для того чтобы вам было проще осознать науку в целом, мы предлагаем простую и понятную схему. Отраслей психологии так много, что мы внесли в схему только основные — этого достаточно и для успешной сдачи экзамена, и для тех, кто хочет утолить свою любознательность, взглянув на науку в целом.
Таблица-схема отраслей и разделов психологии
Психология | ||
---|---|---|
Фундаментальная | Прикладная | Практическая |
Общая психология | Организационная психология | по сферам: |
Психология личности | Психология труда | — клиническая; — школьная; — организационная; — семейная; — военная; — политическая. |
Дифференциальная психология | Педагогическая психология | |
Экспериментальная психология | Инженерная психология | |
Социальная психология | Психотерапия | по задачам: |
Психология развития и возрастная психология | Прикладная социальная психология | — диагностика; — консультирование; — коррекция; — терапия; — развитие; — проектирование. |
Психофизиология | Психологическая диагностика | |
История психологии | Специальная психология | |
Психогенетика | Юридическая психология | по формам: |
Психометрика | Психологическое консультирование | — индивидуальная; — групповая; — дистанционная; — смешанная. |
Сравнительная психология и зоопсихология | Клиническая психология |
Какая же это схема, брат?
Дело в том, что рисовать классическую блок-схему не рационально. Почти все отрасли психологии пересекаются между собой, а значит схема должна содержать добрую сотню стрелок. В данном случае, лучше использовать таблицу в которой всё просто и понятно.
Но для самых пытливых
Отрасли психологии — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
Обществознание- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
Отрасли психологии — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
Отрасли психологии — схема, таблица — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
основные разделы и современная структура
Психология имеет обширную сферу деятельности, объединяя отдельные дисциплины, направленные на изучение психики. Основные отрасли психологии, развиваемые исследователями, изучают: процесс развития психики в онтогенезе, особенности личности, методы коррекции и профилактики психологических заболеваний. Психология — важная часть науки, влияющая на становление других отраслей.
В чем заключаются задачи современной психологии?
Психология как наука выделяет своей задачей интеграцию человека в общество, облегчение социальной адаптации. В 21 веке приоритетно рассмотрение группы вопросов:
- индивидуальных особенностей личности;
- познавательных процессов;
- психологических патологий;
- взаимодействия индивида и общества;
- взаимовлияния в формате межличностного общения;
- способы коррекции патологий;
- профилактики и психологического просвещения.
Отдельные сферы науки направлены на выявление и решение личностных конфликтов, устранение влияния стресса, перспективы развития общества.
Как психология взаимосвязана с другими науками?
Современная психология объединяет отдельные дисциплины, поэтому ее следует восприниматься не как отдельную науку, а как комплекс наук. Они развиваются самостоятельно, но используют общие наработки и результаты исследований, поскольку все отрасли направлены на решение одной задачи.
По характеру развития и сфере деятельности отрасли разделяют на фундаментальные и прикладные. К фундаментальным относятся дисциплины, занимающиеся изучением базовых вопросов, необходимых для понимания сути психологии. Они обязательны к изучению, независимо от специализации психолога, поскольку дают общее представление об устройстве психики и личности человека. Прикладные отрасли объединяют область знаний, необходимых для практического применения. Общие отрасли изучают проблематику, единую для всех научных направлений. Специальные — узкоспециализированную, подходящую для отдельной группы явлений.
Комплекс психологических наук тесно связан с гуманитарными и социальными дисциплинами: философией, социологией, политологией. В комплексе эти науки дают картину развития общества, влияние социальной группы на индивида, перспективы развития.
Достижения и перспективы развития, особенности классификации
Актуальные достижения психологии помогают человеку находить возможности для личностного роста, избавляться от внутриличностных конфликтов, развивать индивидуальные качества, успешно социализироваться. В классификации отраслей современной психологии выделяют дисциплины, направленные на изучение всех аспектов жизни человека: от личностных до профессиональных.
В перспективе развития общества психология будущего будет изучать:
- Скрытые новообразования психики, возможности активации внутренних резервов.
- Приспособляемость человека к изменяющимся внешним условиям.
- Актуальные методы стабилизации психики.
Предположительно, главными отраслями в будущем станут клиническая, социальная и когнитивная.
Основные признаки аномальных процессов и образований
Аномалия — особенность развития, приводящая к появлению различных патологий. В науке аномалия рассматривается как абсолютный недостаток, мешающий полноценной реализации и, требующий устранения или компенсации. Психологические аномалии развития снижают скорость развития психических процессов, способность к адаптации, уровень умственных способностей. В отдельных случаях наличие аномалии становится причиной полной изоляции от общества. Задача отрасли — изучать аномалии, факторы, приводящие к их появлению, методы профилактики и коррекции последствий аномалии.
Основные качества поведенческой психологии
Главная задача отрасли — сравнительный анализ форм поведения индивидов. Линия поведения определяет положение человека в обществе, его способность выстраивать отношения. В научном понимании поведение — ответ индивида на условия среды. Поведенческая психология изучает: нестандартные поведенческие особенности, влияние социальной среды на выбор линии поведения, соотношение личностных и социальных факторов, влияющих на основу поведенческих стандартов. Также рассматривается динамика поведения как реакция конкретного индивида на поведение социальной группы.
Биопсихология и здоровье человека
Биологические факторы тесно связаны с психическими. Нарушения в области физиологии влияют на ментальное здоровье, снижают общее качество жизни индивида. Биопсихология объединяет проблематику клинической и индивидуальной отрасли, рассматривая человека в комплексе. Изучение биологических процессов направленно на разработку стимулирующих психотропных препаратов, влияющих на патологии, появившиеся в результате биологических нарушений. Достижения биопсихологии позволяют облегчить влияние физических патологий, подобрать индивидуальную схему лечения.
Когнитивная отрасль: создание и самопознание личности
Под когнитивными процессами понимают способность человека изучать, воспринимать окружающий мир посредством органов чувств. Когнитивная психология изучает интеллектуальные особенности, индивидуальные возможности человека. На основе результатов исследований создаются методики, направленные на формирование основных типов интеллекта. Также приоритетны методики, развивающие внимание, память, мышление. Назначение отрасли — создать универсальные виды упражнений, помогающие повысить интеллектуальный уровень как отдельного человека, так и социальной группы.
Основные факторы сравнительной психологии
Сравнительная психология изучает сходство человека и животного: процесс развития, способности к обучению, межличностные отношения индивидов. Рассмотрение поведения животных позволяет оценить мотивацию человеческих поступков, найти подтверждения теоретическим предположениям о процесс эволюции. Сравнение животных с людьми помогает лучше изучить психологические способности животных, определить перспективы эволюции животных с наибольшим уровнем интеллекта.
Кросс-культурная сфера: взаимообмен и единение
Отрасль занимается принципами формирования человека в контексте нахождения внутри определенной культуры. Она рассматривает культурное наследие народа, уникальные традиции и обычаи, возникновение специфического мировоззрения. Культура рассматривается как среда воспитания, формирующая взгляды индивида, его мораль, чувство принадлежности к определенной культурной традиции. Исследование культуры помогает охарактеризовать особенности характера, сформированные средой, отделить их от биологических, уникальных особенностей личности.
Исследование потенциальных возможностей: психология развития
Изучает изменение психических процессов с течением времени. Рассматривает появление качественных и количественных преобразований структуры психики. Развитие — динамический процесс, имеющий тенденцию к совершенствованию. Исследование его особенностей позволяет определить значение внешних и внутренних факторов, подобрать оптимальную форму обучения и воспитания ребенка в период становления когнитивных процессов, выработать методики, направленные на максимальное раскрытие способностей. Сравнение результатов экспериментов показывает, какие области психики развиваются наиболее стремительно.
Педагогическое направление: создание и внедрение новых методик обучения
Раздел науки, занимающийся сопоставлением закономерностей, сопутствующих процессу обучения личности. Рассматривает влияние методик обучения на человека, позитивное и негативное влияние отдельных методик на группу учащихся и отдельного индивида. На основании результатов исследований разрабатываются новые способы воспитания и обучения, способствующие нормальному формированию личности. Исследование проблем педагогики направлено на создание методов, учитывающих индивидуальные потребности ребенка, врожденные склонности.
Экспериментальная психология: прикладное изучение психики
Раздел, объединяющий все методики, использующиеся в изучении других отраслей. Ее главная задача — разработать валидные методики, позволяющие проверить гипотезы, получить достоверные результаты, сопоставить результаты отдельных исследований. Психологические исследования, применяемые в других отраслях, возможны только благодаря наработкам экспериментальной психологии. Ее развитие улучшает качество исследований, позволяет уточнить результаты экспериментов, проведенных в условиях, отличных от лабораторных.
Область применения судебной психологии
Судебная психология занимается изучением проблем судопроизводства и сопутствующих областей, изучает различные закономерности психики преступника: состояние аффекта, вменяемость, адекватность поведения, мораль, склонность к немотивированной агрессии. Необходимость изучения судебного процесса с точки зрения психофизиологии продиктована актуальными потребностями общества. Закон объективной морали требует не только беспристрастного отношения судьи к деталям дела, но и учета типа личности подсудимого для вынесения объективного приговора.
Изучение факторов, влияющих на здоровье: связь физического и психического
Изучает связь факторов, влияющих на общее здоровье человека. Цель отрасли — разработка специальных методик, способных повлиять на процесс лечения, ускорить выздоровление человека, усилить защитные функции организма. Задача психологии здоровья состоит в подборе подходящих методов исследования, изучающих влияние внешних и внутренних черт комплексно. Также рассматривается влияние изменения психологического состояния на протекание биологических процессов.
Личность: изучение индивидуальных особенностей
Главная задача — изучение индивида, совокупности психических процессов, отдельных фрагментов структуры личности. Цель проведения исследований — составить подробную картину личности, определить взаимосвязь человека и общества. Относится к фундаментальным направлениям. На основе ее исследований создаются способы формирования личности, соответствующие запросам индивида и социума.
Социальная психология: способы развития социума
Изучает индивида как часть группы. Рассматривает особенности поведения человека внутри группы, процесс межличностного общения, влияние общения на создание внутригрупповых отношений. Социальная психология тесно переплетена с социологией и применяет ее научные методы. Задача сферы науки — создание среды, в которой потребности индивида будут учитываться группой, а потребности группы включены в список приоритетов индивида.
Возрастные изменения: физическое и психическое формирование человека
Область изучения отрасли — изменения психики в процессе становления личности. Долгое время предметом изучения было изучение закономерностей развития ребенка, но постепенно раздел науки охватил психологию всех возрастных групп. Он изучает динамику психических процессов, влияние на индивидуальный путь становления в культурно-историческом контексте. Основной тип исследований строится на сравнении свойств отдельных возрастных групп, их различий, появившихся новообразований. Изучение возрастных изменений позволяет создавать прогностические модели взросления, облегчить момент проживания возрастных кризисов.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете о том, какие отрасли психологии существуют и как выбрать какую-то отрасль для себя, если Вы планируете становиться психологом.
Связь психологии с другими науками: кратко, перечисления
Психология считается древней наукой, которая берет свое начало из философии. На протяжении многих столетий, она смешалась с другими научными направлениями, из которых переняла многие понятия, гипотезы, факты. Связь психологии с другими науками очень явная, она прослеживается во многих книгах, отдельных отраслях научного направления. Чтобы понимать, как научные течения повлияли на становление психологии, нужно изучить особенности некоторых дисциплин.
Предмет и задачи
Психология — самостоятельная наука, которая изучает психику, ее развитие, проявление в человеческой жизни, изменения под воздействием внешних факторов.
Задачи научного направления:
- исследование физиологических механизмов психики;
- изучение, анализ развития, формирования психических явлений;
- разработка психологических приемов в жизнедеятельности человека для достижения определенных результатов.
Психологи выявляют разные отклонения, нарушения психики, разрабатывают способы их лечения.
Предмет психологии — психика. Она выделяется как высшая форма связи живых существ. Люди собирают информацию, выстраивают тактику действий на основании полученных данных.
Принципы:
- Единства психики, деятельности, сознания. Сознание человека появилось в результате труда. Благодаря работе сознания субъект может создать план действий. Сознанию помогает человеку действовать целенаправленно.
- Детерминизма. Сознание и психика развиваются под воздействием внешних факторов. Сознание возникает только при воздействии социальных факторов, которые существуют в обществе.
- Развития сознания, психики в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Если над ними не работать, они останутся в состоянии зачатков. Если проявлять активную деятельность, зачатки перерастут в профессиональные умения или таланты.
- Личностного подхода при изучении отдельных личностей. Люди отличаются природными задатками, силой нервной системы, темпераментом, характером. При изучении отдельных людей нужно учитывать индивидуальные особенности этих характеристик.
Последний принцип относится к истории. Развитие человека изучается в рамках истории человеческого рода (филогенеза).
Основные отрасли
В психологии выделяется ряд отраслей, каждая из которых относится к разным сферам человеческой жизни:
- Генетическая. Изучает врожденные особенности психики, поведения. Ученые стараются выделять связь между особенностями характера, генотипом.
- Дифференциальная. Исследует индивидуальные особенности психики разных людей, их формирование, предпосылки к развитию.
- Возрастная. Изучает развитие психики на протяжении жизни. Для каждого возрастного периода характерны определенные психологические особенности, которые ученые стараются выявлять, чтобы предугадывать поведение людей в разный период.
- Детская. Строится на исследовании развития сознания, деятельности, психических процессов, личности подрастающего человека.
- Педагогическая. Изучает развитие личности зависимо от методик воспитания, обучения.
- Социальная. Отвечает за анализ поведения, развития людей в социуме.
- Психология труда. Рассматривает деятельность индивидов по одиночке и в группе, разрабатывает методики для увеличения производительности.
- Инженерная. Изучает процессы взаимодействия, понимания человеком современной техники. Рассматривает новые механизмы, анализирует дальнейшее развитие технологического прогресса.
- Космическая, авиационная. Эти отрасли похожи друг на друга. Специалисты изучают изменения психического состояния летчиков, космонавтов во время полетов.
- Медицинская. Изучает психическую деятельность врачей, поведения пациентов. Отвечает за разработку методик лечения психологических отклонений.
- Клиническая. Занимается исследованием психических отклонений, выявлением причин их появления, изучением изменения состояния психики, поведения, при каких-либо психологических нарушениях.
- Юридическая. Выявляет особенности поведения участников какого-либо уголовного процесса. На основе полученной информации ученые могут сформировать портрет преступника.
- Военная. Исследует поведение людей во время боевых действий.
- Парапсихология. Занимается изучением необычных способностей человека. Считается самой спорной, дискуссионной областью.
Взаимодействие с другими дисциплинами
Чтобы понять, какие научные направления оказали большее влияние на психологическую дисциплину, нужно рассмотреть ее взаимосвязь с историей, философией, социологией, педагогикой, анатомией, биологией, медициной, юриспруденцией, менеджментом, конфликтологией.
Схему взаимодействия психологии с другими науками можно найти в справочниках по этой дисциплине.
С историей
Направление имеет тесную связь с психологией. Каждое столетие, десятилетие изменяются социальные требования, модели поведения, стереотипы, ценности. Дисциплина изучает влияние:
- хода истории на условия человеческого проживания;
- накопленного исторического опыта на развитие личности с рождения.
Не только история влияет на жизнь людей, но и сами люди на ее ход. Связь психологии с этой дисциплиной отчетливо читается в том, что ни один психологический феномен нельзя всесторонне изучить без задействования исторической базы данных.
Человека невозможно представить без контактирования с социумом. С помощью истории можно проследить этапы развития общества. В комплексе психология и история позволяют проанализировать этапы развития человечества, предугадать события в ближайшие десятилетия.
С философией
Психология берет свое начало от философии. Большинство психологических учений построено именно на этой дисциплине. Несмотря на то что это две отдельные науки, они не могут существовать самостоятельно. Поэтому при изучении одной дисциплины нужно учитывать теории другой.
С социологией
Человек — социально-биологическое существо. Исходя из этого утверждения, можно сказать, что социология и психология тесно связаны.
Ученые до сих пор спорят, что оказывает первичное влияние на развитие личности — социум или гены, но признают, что оба фактора имеют огромную роль. Без влияния общества субъект не может научиться правильно жить в том или ином социуме.
В науке есть отдельная отрасль — социальная психология. Это направление занимается изучением социума, влияния общества на отдельного субъекта.
Из социологии психологическая наука переняла опросы, анкетирование. Эти методы исследования помогают получать интересующую информацию от групп людей.
С педагогикой
С этим направлением связаны психологические методики, которые направлены на обучение, перевоспитание детей разного возраста. Невозможно правильно воспитать ребенка, если не учитывать особенности развития психики в определенном возрасте. Чтобы методика обучения была наиболее результативной, она подбирается с учетом особенностей характера отдельной личности.
Чтобы понять, какую стратегию обучения лучше выбрать для ребенка, нужно провести ряд психологических тестов, попросить малыша ответить на интересующие вопросы. Информацию от ребенка проще получить через игры или рисунки.
С биологией и анатомией
Биология раскрывает вторую человеческую сторону — врожденные способности. На стыке этих дисциплин появился ряд смешанных направлений:
- Психогенетика — отдельная наука, которая исследует психофизиологические и психические свойства, их изменения под влиянием наследственности.
- Нейропсихология — междисциплинарное направление, которое исследует работу головного мозга, связь мозговых процессов с психическими.
- Зоопсихология — научное направление, которое изучает психику животных. Специалисты изучают, как животные видят мир.
С помощью биологии ученые узнают, какие физические нарушения поражают организм, а психологическая дисциплина помогает определить, как они влияют на психику. Биологическая дисциплина объясняет, почему дети рождаются с патологиями.
С медициной
Еще одна дисциплина, с которой плотно переплетается психология. На стыке этих двух направлений образовалась клиническая или медицинская психология.
С ее помощью ученые изучают заболевания, психические отклонения, разрабатывают методы лечения патологий.
С юриспруденцией
Также внимание нужно уделить связи следователей и психологов. Если не знать психологический портрет преступника, невозможно разговорить нарушителя, предугадать его действия.
Опытные следователи владеют приемами психического воздействия, могут получать интересующую информацию через специальные вопросы, которые с первого взгляда не относятся к индивиду. У человека, который ведет допрос должна быть высокая устойчивость к манипуляциям. В противном случае опытный преступник легко введет его в заблуждение, спутает факты.
С менеджментом
Менеджмент — совокупность техник управления, подбора персонала на определенную должность. С их помощью можно выбирать ценных сотрудников среди огромного количества желающих, эффективно распределять рабочую силу, ускорять производственный процесс. Психология связана с менеджментом во многих понятиях, практиках. Без психологических знаний, невозможно рассмотреть таланты, задатки, скрытые мотивы рабочего, найти рычаг давления на индивида.
Практически все практики современного менеджмента базируются на учениях психологии. Азы этой науки помогли создать эффективные методы управления людьми для достижения определенной цели.
С конфликтологией
Отдельная дисциплина, которая изучает особенности, закономерности, предпосылки возникновения, развития конфликтов. Человек постоянно находится под воздействием внешних факторов, которые могут быть как хорошими, так и плохими. Если субъект не умеет контролировать свои эмоции, находить выход из сложных ситуаций, он будет неосознанно вступать в конфликты.
Конфликтология помогает:
- Разрешить внутриличностные конфликты. Подобные ситуации могут привести к нарушениям психического здоровья. Если внутренний конфликт серьезный, он может довести субъекта до суицида. Конфликтология учит людей управлять переживаниями, чувствами, чтобы нейтрализовать негативный эффект от подобных явлений.
- Подобрать правильное поведение в конфликтных ситуациях. Черта взрослой личности — правильное поведение. Это понятие можно расшифровать, как — конструктивное восприятие реальности, адекватность, воспитанность, продуктивное взаимодействие с обществом. Если субъект привык разрешать конфликтные ситуации силой, это говорит о его эмоциональной слабости.
- Сгладить конфликтные ситуации, разрешив их во благо всех участников спора. Когда субъект проявляет добро, сдержанность, не заканчивает спор на своих условиях, грубости, оскорблениях, он показывает другим что волнуется не только за свои интересы, но и за других людей.
- Поддержать мир с самим собой, окружающими. Так человек достигает положительного психического состояния. При его достижении увеличится производительность труда, уменьшится количество стрессов, огорчений.
Связь конфликтологии с психологией очевидна. Если человек имеет крепкую психику без отклонений, умеет контролировать свои эмоции, анализировать конфликтные ситуации и разрабатывать варианты их разрешения, он сможет без труда избежать проблем.
С финансами
Специалисты этой области изучают факторы, влияющие на экономику, работу с деньгами, отношения между продавцом и покупателем. С помощью экономической психологии можно анализировать рынок, как будут вести себя продавцы при изменениях курса.
Предмет этой дисциплины — хозяйствующий субъект. Под этим словосочетанием может расцениваться отдельная личность, семья, организация, концерн, государство или нация.
В психологической экономике нет собственных методик изучения. Все использующиеся практики взяты из других научных направлений.
Изначально психология возникла из трудов первых философов. По мере развития человечества, психологическая отрасль начала контактировать с другими дисциплинами.
На фоне этого появлялись новые науки, учения, расширилась теоретическая база. Сегодня связь психологии просматривается с большинством существующих научных дисциплин.
Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
- Добавить свою схему