Тренинги психологические для взрослых: Особенности психологических тренингов для женщин и мужчин: упражнения и примеры – Психологические упражнения для личностных тренингов

Автор: | 18.12.2020

Содержание

Особенности психологических тренингов для женщин и мужчин: упражнения и примеры

С детства человек чему-то учится: сначала в школе, некоторые получают дополнительное музыкальное или художественное образование, посещают спортивные кружки, развивая тело. Позже кто-то идет в ВУЗ, кто-то в колледж или техникум за профессиональным образованием. Управлять своими эмоциями, концентрировать мысли, ставить перед собой цели и их достигать учат психологические тренинги.

Групповое занятие

Групповое занятие

Психологические тренинги для взрослых

Чаще всего можно встретить приглашения на психологические групповые тренинги, чем на индивидуальные. Направлены они могут быть на решение самых разных психологических проблем. Лидирующее место в списке популярных тем занимает «трудность общения». В современном мире взрослым людям стало сложно общаться друг с другом, не используя гаджеты. Большинство вопросов сегодня можно решить с помощью переписки в чатах, некоторым людям стали тяжело даваться даже телефонные звонки. С помощью упражнений по психологии специалист помогает осознать суть проблемы и учит ее решать.

Одним из наиболее значимых компонентов любого тренинга является активность участников. Поэтому важно, чтобы каждый из присутствующих добровольно принял решения посетить подобное мероприятие и не просто на нем присутствовать в качестве наблюдателя, а принимать самое непосредственное участие в процессе.

Основные компоненты, которые обязательно включает в себя каждая такая встреча:

  • демонстрация;
  • групповая дискуссия;
  • упражнения.

Важно! Тренер-психолог обязательно должен предупредить собравшихся о том, как будет построено занятие, и получить от каждого устное согласие.

Опытный ведущий постарается разобрать множество различных популярных ситуаций из жизни, в каждой из которой задействуется вся группа: одни будут играть роли действующих лиц сцены, остальные, если ролей не хватает на всех, остаются активными зрителями, которые в специально отведенные моменты будут приводить свои суждения об обсуждаемой проблеме.

Такие сцены по ролям позволяют рассмотреть распространенные бытовые ситуации с разных сторон. Например, как себя вести, когда кто-то пытается пройти без очереди, и каковы причины такого бестактного поведения человека. Каждый участник обязательно участвует в дискуссии, делясь со всеми своим мнением относительно того, как нужно себя вести в подобной ситуации. После того, как все высказались, психолог укажет на то, что существует огромная разница между тем, как человек считает нужным себя повести, и как он на самом деле поступит, потому как именно из-за проблем с общением люди не в состоянии грамотно отстоять свои позиции в обществе или, напротив, ведут себя слишком агрессивно.

Каждый принимает активное участие

Каждый принимает активное участие

Для чего нужны тренинги по психологии

Психология позволяет понять поведенческие стереотипы человека. Полезно оценить не только свою психологию, но и узнать чуть больше о собеседнике. Обладая знаниями об особенностях характера, инстинктах и непроизвольных реакциях, любой лидер может грамотно выбрать стиль руководства и построить продуктивные отношения в коллективе.

Тренинги по психологии затрагивают широкий спектр тем, благодаря чему каждый может подобрать для себя подходящее направление. Элементарная боязнь публичных выступлений для начинающего учителя может стоить карьеры, групповые тренинги на повышение самооценки и укрепление уверенности в себе позволяют избавиться от волнения перед школьниками.

Далеко не каждый может индивидуально, без привлечения специалистов, разобраться в своих внутренних конфликтах. Для этого нужно потратить немало времени и сил на самоанализ, после которого важно сделать правильные выводы.

Внимание! Групповые занятия позволят понять, на что человек реагирует неправильно, что становится причиной такой реакции, и как скорректировать свое поведение.

Групповой обмен опытом

Групповой обмен опытом

Какие бывают тренинги в психологии

Психологическая тренировка – это своего рода прорабатывание наиболее рациональных реакций-ответов на всевозможные внешние воздействия-раздражители. Темы, на которые опираются занятия, затрагивают самые разные сферы повседневной жизни.

Тренинг жизненных умений

Казалось бы, что может быть проще для человека, чем понимать, чего он хочет добиться в жизни, и что ему для этого требуется. Однако далеко не для всех это посильная задача. Когда взрослые спрашивают ребенка о том, кем он хочет стать, когда вырастет, ответ они слышат чаще всего заученный или наиболее популярный. Редко даже выпускники школ до конца осознают, какую профессию они действительно хотят освоить.

Психологические упражнения на специализированных тренингах помогают человеку любого возраста:

  • разобраться в себе;
  • оценить свои способности и пристрастия;
  • правильно расставить приоритеты и жизненные цели;
  • шире смотреть на открытые перед каждым возможности.

Важно! В подростковом периоде особенно сложно ребятам понять свои истинные желания в выборе профессии, тем более разобраться с выбором курса, по которому следует двигаться в жизни. Своевременное знакомство с интересными тренингами поможет не упустить драгоценное время, получая образование по нелюбимой специальности. Вовсе необязательно ехать в Москву за дипломом, немало будущих специалистов становится успешными профессионалами в родном городе, быстро набирая популярность.

Популярные профессии

Популярные профессии

Тренинг социальных перцепций

Психологические упражнения для таких тренингов направлены на раскрытие секретов понимания вербальных и невербальных способов общения. С их помощью человеку становится легче понять, как его воспринимает общество, на что можно рассчитывать в общении с тем или иным собеседником, что нужно в себе изменить, чтобы расположить к себе нужную личность. Подводя итог занятий, каждый сможет оценить, насколько совпадает с реальностью его самовосприятие.

Интерактивный тренинг

Будущие тренеры, посещая тренинги для ведущих психологов, осваивают в первую очередь навык интерактивности. Это означает, что тренинг – это не заученное выступление перед группой лиц, а активное общение, непрерывное взаимодействие психолога и группы. Такие занятия не могут проходить по четкому сценарию, допускается лишь план, которого тренер может придерживаться, но общение на занятии с людьми всегда непредсказуемо.

Семейный тренинг

Это не тренинги по психологии для женщин, а именно семейные тренинги, где участвуют оба супруга, потому что важно обоим научиться слышать и слушать друг друга. Построение семьи – тяжелейший труд, который оказывается не каждому под силу. В то время как основная причина распада союзов – неумение строить. Никто не учит, как правильно создавать семейные отношения. В то время как это одно из самых нужных и важных учений.

Внимание! Все молодожены уже имеют заложенную модель поведения в семье, которая формируется из детства, но не является идеальной и правильной. Родительские отношения должны стать не более, чем опытом для каждого ребенка.

В современном обществе ответственные пары прежде, чем подумать о регистрации брака, должны понять разницу между мужской и женской психологией и научиться уважать интересы друг друга.

Тренинг артпсихологии

Тренинги, развивающие оба полушария мозга, носят название «арт-терапия». На таких занятиях происходит избавление от фантазийной скованности, что становится отличной мотивацией для развития нестандартного мышления. Как правило, настроение у всех участников улучшается, когда тренер просит позаниматься визуализацией своих целей, при этом в качестве примера обязательно приводится работа психолога. Отождествление себя со своими мечтами – важный шаг к эмоциональному раскрепощению и расширению горизонтов мышления.

Групповой или индивидуальный тренинг

Заниматься в группе или индивидуально – зависит от того, какого рода проблема волнует людей. Когда человек не может чувствовать себя раскрепощенно в обществе, предпочитая пребывать в одиночестве, ему лучше посещать именно групповые встречи, на которых грамотный тренер ловко организует сплочение как младшего, так и пожилого поколения, обеспечит активное общение всех участников группы, что вскоре снимет у всех внутреннее напряжение. Индивидуальные занятия, как правило, подходят парам, желающим разобраться в личных семейных трудностях.

Как правильно выбрать тренинг

Сегодня нетрудно записаться онлайн на любое занятие, будь то практические упражнения или семинары по психологии. Если еще нет опыта посещений такого рода мероприятий, нужно внимательно отнестись к выбору специалиста, который будет вести обучение.

Соискателя должны насторожить следующие моменты:

  • реклама тренинга обещает быстрое достижение результата;
  • заявленная тема занятий и план не перекликаются;
  • отсутствие отзывов о рекламируемой организации.

Важно! Невозможно скорое снятие волнующего вопроса, когда дело касается психологии человека, на это часто уходят месяцы и даже годы, все зависит от тяжести переживаемой проблемы. Обещания рекламы избавиться от трудностей за одно-два занятия должны насторожить.

Какой бы простой или сложной проблема ни казалась, если избавиться от нее не получается самостоятельно, лучше довериться профессионалу на психологическом тренинге, который обеспечит и поднятие духа, и детальное понимание своих собеседников.

Видео

Психологический тренинг со взрослыми «Путешествие в сказочную страну удивительной сенсорной комнаты»

БУ «КЦСОН» Большеуковского района

Психологический тренинг в сенсорной комнате для взрослых

«Знакомство и путешествие в звездную страну »

Подготовила

Психолог отделения

Социальной реабилитации инвалидов.

Пудова Кристина Владимировна.

Большие Уки

Октябрь 2015год.

« Знакомство и путешествие в звездную страну»

Цель занятия – сплочение коллектива, развитие толерантного отношения друг к другу, снижение эмоционального напряжения.

Материал: мяч, цветные лепестки, фломастеры, небольшие листочки, иголки, разноцветные бусинки, проволка.

Ход занятия

Приветствие.

Психолог: Здравствуйте уважаемые гости! Я рада видеть вас в этой замечательной сенсорной комнате. И сегодня мы с вами начнем наше первое занятия. Я расскажу вам немного о правилах, которые должны выполняться при каждой нашей встречи и на каждом занятии.

Принятие групповых норм

  1. Все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.

  2. Говорить максимально искренне.

  3. Вы должны придерживаться принципа “здесь и сейчас”, т.е. быть включенным в групповую работу.

  4. В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

Психолог: А теперь давайте приступим к нашему с вами первому и надеюсь что не последнему занятию. А начнем мы его с приветствия но не обычного!

Упражнение «Снежный ком»

Цель знакомство с участниками занятия.

Участники группы стоят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем стоящий слева от него, называет свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди свои имена, Таким образом, участники, замыкают круг.

Психолог: Теперь, когда мы с вами познакомились, давайте на маленьких листочках напишем имена, так как вам хочется чтобы вас называли на протяжении занятия, (пишут на листочках имена и прикрепляют)

Психолог: А сейчас давайте выберем лепесток с определенными цветом, чтобы узнать с каким настроением вы пришли и почему именно этот цвет? (выбирают лепесток и проговаривают почему…)

Разминка «Молекулы»

Цель снятие напряжения, создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Члены группы — «атомы» — свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (например, хлопок ладонями) «атомы» объединяются в «молекулы» по 2-5 человек. Последний раз объединяются все члены группы.

Основная часть «Путешествие в звездную страну»

Психолог: Дорогие гости, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путе­шествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, что­бы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулаке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.

Психолог: Итак, мы с вами попали в сказочную страну, где начинается наше погружение в мир фантазий и расслабления.

Психолог: Наш путь по сказочной стране берет свое начало вот с этого не большого островка. От которого нам предстоит пройти путь по очень не обычной и сложной тропинки, которая ведет нас на другую поляну где тоже будут происходить чудеса.

Психолог: Но прежде чем мы отправимся давайте немного послушаем как красиво журчит вода в маленьком водопаде, представим себе как сбегает вода по лесным камушкам, как красиво и нежно поют различные птички какие у них прелестные голоса. (слушают водопад и пение птиц и выполняем дыхательное упражнения ).

А теперь отправимся дальше. (идем по сенсорной дорожке и садимся на пуфики)

Психолог: Пройдя такой нелегкий но очень приятный путь, мы пришли с вами на поляну спокойствия и равновесия сказочной страны. Посмотрите на верх и проследите как красиво и плавно передвигаются большие и маленькие звезды? А теперь закройте глаза и слушайте только мой голос и пробуйте вообразить в своем воображение то о чем я говорю.

Придуманная страна

Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебной стране. Здесь живут только добрые люди и звери, растут самые красивые цветы, после дождя на небе появляется самая яркая радуга. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши руки лёгкие, лёгкие, ваши ноги лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку.

И вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды.

А теперь на счет три откройте глаза и расскажите о своих чувствах, ощущениях, и запомните их.

Возвращение из сказочного путешествия

А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной страны. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого че­ловека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпели­во подождем каждого.

Психолог: Итак, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бу­синки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем ее концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бу­синка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

Подведение итогов и прощание.

Психолог: И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, в конце сказочной истории. Давайте с помощью слов мы с вами выскажем о нашем путешествии что понравилось.

А на последок давайте выберем по лепестку и посмотрим изменился ли у вас цвет в конце или остался прежний.

Досвидание дорогие гости до новых встреч!!!

Тренинговые упражнения на знакомство и для сплочения коллектива: методы

Коллектив, в котором нет понимания и доброжелательных отношений, не может работать продуктивно. Идя каждый будний день в группу людей,  эмоционально отгораживающихся друг от друга, каждый из них испытывает психологический дискомфорт, что негативно влияет на трудоспособность. Задача руководителя – следить за атмосферой в коллективе и при появлении проблем в отношениях сплотить команду. Лучший способ создать дружескую обстановку среди коллег – провести тренинг на сплочение коллектива.

Организация тренинга

Организация тренинга

Суть тренинга на сплочение коллектива

Многие руководители считают бессмысленной тратой времени и средств проведение каких бы то ни было тренингов. В то время как их конкуренты, сплотив подчиненных, увеличивают в разы свою прибыль, только за счет позитивной атмосферы среди сотрудников.

Доказано, что занятия на тренингах:

  • эффективно формируют доверительные отношения;
  • указывают на весомость личного вклада каждого члена команды;
  • раскрывают значимость коллективного труда, основанного на сплоченности;
  • учат прислушиваться к мнению каждого;
  • помогают новичкам адаптироваться.

Интересно. Социологические исследования подтвердили, что отношения между сотрудниками, сложившиеся на интересном тимбилдинге, способствуют повышению качества взаимодействия, в отличие от тех, что складываются на корпоративах – такие отношения напротив увеличивают время, которое сотрудники в рабочие часы тратят на совместные перекуры и чайные перерывы.

Зачем тренинги на сплочение коллектива

Тренинг для коллектива необходим, чтобы добиться сплоченности в деле. Осознав общность целей и научившись взаимодействию, дружная команда сможет добиться более высоких результатов. После удачно проведенных занятий организация получает единый трудолюбивый организм в лице группы сотрудников. Грамотно проведенные тренинги производят успешную замену конкуренции на сотрудничество внутри коллектива.

Дружелюбное сотрудничество

Дружелюбное сотрудничество

Обычно после проведенных нескольких занятий новичкам уже не страшно и не стыдно задавать вопросы более опытным специалистам, которые теперь охотнее и доходчивее подсказывают неопытным коллегам полезную информацию. Командообразование проходит эффективнее, если самый высокопоставленный чин не игнорирует тренинг. Участвуя наравне с рядовыми специалистами, руководитель превращается в положительного героя и больше не ассоциируется с контролем, наказаниями и источником нервного напряжения. Объединившись в команду, каждый теперь понимает задачи отдельного взятого члена, в том числе начальника.

Как понять, что коллективу это нужно

Как сплотить коллектив на работе советы психолога подскажут. Чаще всего это четыре варианта развития событий:

  1. Организация только что образовалась, набрала людей на работу. Важно использовать метод тимбилдинга для того, чтобы помочь всем познакомиться, а также быстрее разобраться в собственной ценности для данной организации.
  2. В ситуации, когда длительное время наблюдается конфликт между подразделениями или отделами. Дружественная обстановка, создаваемая на тренинге, позволит научиться взаимодействию без негатива, поможет согласиться с тем, что высоких результатов организация сможет добиться, только когда все участники движутся в одном направлении.
  3. Тренинг на взаимодействие в сложившемся коллективе необходим, когда происходит реорганизация компании. Слияние отделов или подразделений, а также расформирование вносят свои коррективы в штатное расписание и укомплектование рабочими единицами. Нужно помочь людям настроиться на новый лад.
  4. Выполнение монотонной работы на протяжении длительного времени превращает работу в рутину, забываются перспективы роста, пропадает интерес к совершенствованию навыков. Командные упражнения позволяют по-новому взглянуть на свои обязанности, повышают мотивацию и трудоспособность.
Объединение для решения общей задачи

Объединение для решения общей задачи

Внимание! Компаниям, в которых конкуренция между отделами является необходимым условием для получения качественных результатов, проводить тренинги на сплочение коллектива между соперничающими подразделениями не следует. В таких организациях сплачивать нужно каждый отдел отдельно. Примером такой компании может стать рекламное агентство, конкурируя в котором между собой, отделы стремятся создать более удачные слоганы и ролики.

Примеры тренингов

Групповые задания, объединяющие людей, могут состоять из различных игр, каждая из которых преследует одну и ту же цель, независимо от того, как она будет называться.

«Мы – одна команда»

Психолог создает абстрактный образ существа, описывает особенности его поведения и образа жизни. После ознакомления с описанным главным героем ведущий раздает роли членам группы так, что каждый становится жизненно важным органом или частью тела описанного существа: глазами, руками, ногами, слухом и т.д. В ходе игры психолог обрисовывает ситуации, случающиеся в жизни абстрактного главного героя, а участники должны, действуя сообща, выполнять свои функции, помогая всему организму справиться с задачей.

«Не вижу, не слышу, не говорю»

Игра основывается на популярной композиции из трех обезьян, закрывающих лапами свои уши, глаза или рот. Исторически это символизирует отказ от зла, то есть коллективу предлагается не говорить, не слышать и не замечать плохого. Однако нередко идею интерпретируют в самоанализ, в ходе которого предлагают каждому участнику написать, нарисовать или рассказать о том, что он не желает:

  • замечать в себе;
  • слышать от других о себе;
  • обсуждать с коллегами то, что касается собственных качеств.

Если группа не хочет обсуждать это вслух, можно составить анонимные списки, которые сдаются психологу. Он работы перемешивает и раздает в случайном порядке. Проговорить о чужих трудностях, с которыми сталкивается анонимный коллега, легко каждому. Итог занятия – научиться справляться со своими проблемами, сообща.

«Загадка-невидимка»

Суть игры – отгадать загадку. Но не просто назвать отгадку, а найти ее. В игре задействуется весь офис – следы ответа кроются в деталях, размещаемых в самых разных уголках здания. Это должно напоминать квест,  решить который можно, только сплотившись воедино.

«Ходячие мертвецы»

Игра привлекает сторонних актеров, играющих роль зомби. Если это рекламное агентство с конкурирующими подразделениями, именно эта игра позволяет задействовать два соперничающих отдела. Одни будут играть роль ходячих мертвецов, другие – живых людей, ищущих выход из комнаты. Задача незараженной команды – раздать роли разведчиков, воинов, мирного населения и действовать сплоченно, ища выход из комнаты, стараясь сохранить жизни каждого своего члена.

Внимание! В организациях, где нет конкурирующих подразделений, устраивать противостояние этой игрой между коллегами не стоит. В этом случае либо приглашаются нанятые актеры на роль зомби, либо эта игра не используется. Ни в коем случае руководитель не должен быть на стороне ходячих мертвецов.

«Кулинарный поединок»

Классный корпоративный поединок бьет все рекорды своей популярностью среди коллег, знакомых с тренингами. На таких мероприятиях коллектив делят на несколько групп, наделяют продуктами и предлагают приготовить заданное блюдо. У каждой команды свое меню, которое должно быть готово к определенному часу.

Обсуждая вкусы, участвуя в создании съедобного шедевра, коллеги забывают о трудностях, возникавших ранее. Выигрывает команда, успевшая к заданному времени закончить приготовление и сервировку. Завершением занятия становится застолье, где можно попробовать все, что команды приготовили, пообщаться и обсудить смешные моменты процесса.

Кулинарный тренинг

Кулинарный тренинг

«В темной-темной комнате»

Этой идее уже не один год. Организовать такое упражнение очень просто, достаточно составить план заданий для испытуемых, например:

  • посчитать количество определенных предметов;
  • определить материал, из которого сделаны некоторые объекты;
  • расставить по какому-то принципу стулья, занять на них места.

Список заданий может быть каким угодно, количество участников то же не ограничено. Одно главное условие проведения упражнения – полная темнота в помещении. Не допускается даже легкий отблеск от окна – никто не должен даже догадаться, где именно в этой комнате окно. Повышая уровень сложности, можно добавлять задания на создание совместного рисунка, на котором будут изображены ладони каждого участника.

Важное условие! Обводить можно только ладонь коллеги, свою собственную нельзя.

Психологические упражнения на сплочение

Разряжая обстановку во время знакомства, тренер нередко применяет полезные упражнения на взаимодействие, объединяющие людей:

  • «Австралийский дождь». Для выполнения все участники садятся или встают в круг вместе с психологом, который совершает какое-то движение или показывает жест, который должен облететь весь круг и вернуться к нему. Самый наглядный пример – взять сидящего рядом за руку. Упражнение считается выполненным, когда все участники окажутся держащимися за руки, и последний член команды возьмется за ладонь ведущего, замыкая круг.
  • «Поиск общего». В ходе этого упражнения участники должны уделить внимание рассматриванию друг друга для того, чтобы найти внешние сходства и занять место рядом с тем, кто больше других набрал общих черт. Это могут быть цвет одежды, форма выреза, наличие или отсутствие сережек, лак для ногтей, галстук и т.д.
  • «Быстрая фигура». Для выполнения данного упражнения члены делятся на команды и получают указание построить, используя только самих себя, геометрическую фигуру, букву или цифру. Время ограничено, что повышает внимательность и старание прислушаться к команде.

Интересно. Раскрепощаясь, участники начинают смеяться, громко разговаривать – это признак успешного тренинга.

Тренинг на сплочение коллектива студентов

Тренинговые занятия для студентов особенно актуальны в первые дни начала учебы. Многие ребята приезжают учиться из других городов, не имеют друзей, чувствуют себя одинокими, из-за чего учебный процесс дается особенно трудно.

Командообразование для студентов

Командообразование для студентов

Для этого многие ВУЗы проводят студенческие встречи, в которых участвуют преподаватели. Доказано, что после подобных мероприятий легче происходит сближение одногруппников, положительно воспринимаются педагоги, повышается образовательная активность.

Задания на сплочение коллектива подростков

Подростковый возраст – непростой период в жизни каждого. В отличие от взрослых, тинэйджеры воспринимают все гораздо острее, им свойственен максимализм, гормональные изменения делают не устоявшиеся характеры еще и агрессивными. Занятия с подростками должен проводить квалифицированный психолог, с опытом работы в этой возрастной категории.

Упор обычно делается на творческие упражнения, заставляющие мыслить ребят нестандартно. Например, попросить подумать о том, как можно в быту использовать тот или иной привычный предмет, исключая его прямое назначение.

Лучший путь разрешения возможных конфликтов и сближения подростков – спорт. Тимбилдинг может заключаться в активных играх на свежем воздухе. Так и достаточно энергии будет потрачено, и командный дух будет присутствовать.

Какой должен быть результат

Опытные специалисты стали внедрять упражнение «подарок» в завершение каждого тренинга. Для его выполнения предлагается нарисовать, слепить или вырезать что-нибудь в подарок кому-то из группы участников. Обычно сидящий по кругу слева дарит тому, кто сидит от него справа. Цель этого упражнения – оставить у каждого некий символ единения команды. Участники могут разместить поделки каждый на своем рабочем месте либо создать музей подарков, который будет напоминать о том, сколько тренингов было проведено в коллективе, и сколько полезного они привнесли в атмосферу трудоспособности.

Результат – сплочение

Результат – сплочение

Определение результата правильно проведенного тренинга не заставит себя ждать. Руководитель уже на следующий день отметит большее количество улыбок у подчиненных, почувствует легкую атмосферу здорового общения в стенах организации. Мало общающиеся между собой структуры, узнав много полезного о функциях друг друга, теперь без опаски общаются, делятся информацией, активно взаимодействуют. Мудрый руководитель не станет тратить бюджет на бесполезные корпоративы, а наймет грамотного психолога для сплочения коллектива и оздоровления климата внутри компании.

Видео

Тренинги для взрослых – Центр Эмпатия – Территория психологического комфорта

Психологический эффект малой группы

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам общения, социальных умений и поведения в целом. Главным инструментом помощи выступает сама группа людей и атмосфера, которую создает тренер. Важно то, чтобы эта среда была максимально безопасной и комфортной.

Каковы преимущества тренингов?

1. Группа является зеркалом общества, отражает в себе его характерные особенности. Взаимодействие внутри группы дает живой социальный опыт, позволяет выработать социальные навыки, которые пока не удается применять в обыденной жизни 2. В тренинговой группе участники находятся в контролируемых условиях, защищены от многих негативных воздействий реальной жизненной ситуации, что облегчает задачу самораскрытия и самопознания. Контакт с другими позволяет сравнивать свои ощущения и поведение с ощущениями других участников и их поведением. Это способствует более активной внутренней работе. В результате можно «проиграть» проблемные, стрессовые ситуации из жизни, посмотреть на все это со стороны и научиться разрешать их по-новому 3. В группе личность осваивает новые способы общения, партнёрского взаимодействия, приобретает полезные коммуникативные навыки. Если общение с консультантом – это опыт взаимодействия с одним человеком, то малая группа это целая палитра характеров и образцов поведения 4. В группе возникает возможность получения поддержки от людей со сходными проблемами: участники сочувствуют друг другу, находят общие, созвучные темы, делятся личным опытом. Впоследствии этот опыт принятия другими способствует установлению более близких отношений с окружающими, решению межличностных проблем 5. Вы можете послушать мнение других участников по вопросу, который волнует. Проблему можно проработать в парах, тройках, в четверках, всей группой; для этого используются специальные техники и упражнения. Есть возможность проработать сразу несколько вопросов и все те проблемы, которые выявились на тренинге

Интересные психологические тренинги для детей и подростков

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

 


 

Содержание

 

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинговые упражнения для дошколят

Психологические тренинги для школьников младших классов

Игры для тренингов в подростковом возрасте

Детские психологические тренинги: некоторые правила

 


 

 

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

 

Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.

 

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

 

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

 

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

 

Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние.

 

детские тренинги по психологии, психологические игры для подростков

 

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

 

Тренинги по психологии для детей не обязательно должны проводиться квалифицированными психологами, воспитатель или учитель также может успешно справиться с этой задачей.

 

 

 

Тренинговые упражнения для дошколят

 

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

 

 

Тренинг-игра  «Дракоша, кусающий свой хвостик»

 

Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.

На время проведения игры желательно включить веселую музыку. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.

 

 

Тренинг-игра «Я твой друг»

Очень хорошее упражнение для тренинга детей дошкольного возраста – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.

В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив малышам встать в круг, воспитатель может рассказать, как к ним в группу залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.

 

психологические тренинги для подростков, тренинговые упражнения

 

 

Тренинг-игра «Какая ты, Клякса?»

 

Очень часто детские тренинги содержат элементы художественного творчества. Например, с помощью постановки клякс на бумаге можно не только развивать воображение детей, но и снимать агрессию и страхи.

Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Малыш выбирает себе краску, какую он хочет. (Кстати, психологи нередко по такому выбору могут сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).

А потом, набрав ее на кисточку, надо брызнуть на подготовленную бумагу. Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?

 

 

Психологическое упражнение на самоконтроль
 

Очень важны психологические тренинги для детей, которые учат их сдерживать негативные эмоции. Дошкольникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.

Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми.

 

психологические тренинги для детей, подростков, школьников

 

 

 

Психологические тренинги для школьников младших классов

 

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

 

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

 

 

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

 

 

«Барометр настроения»

 

Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.

 

 

«Что я люблю делать»

 

Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.

 

 

«Мне нравится…»

Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.

 

психологический тренинг для подростков, игры для тренинга

 

«Река»

 

Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава – две небольшие речки. Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим – по очереди. Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся образовывать подгруппы.

 

 

«Царевна Несмеяна»

 

На стул, поставленный перед детьми, садится один из них. Теперь он становится «царевной Несмеяной», которой необходимо поднять настроение и заставить ее улыбнуться. Для этого ребята по очереди говорят «царевне» о ее достоинствах – о красоте глаз, умении хорошо петь и так далее.

 

 

«Поддержка»

 

Дети встают в так называемый волшебный круг. Один из них оказывается в его центре. Нужно держать спину прямой, ноги свести вместе. Окружающие его ребята поднимают руки примерно на уровень груди. Расстояние между ними и стоящим в центре не должно быть большим, ведь он начинает падать в любую сторону, а ребята должны его ловить. Эта игра основывается на доверии – умении его проявлять (падение) и оправдывать (дети должны успеть поймать и аккуратно поставить на место).

 

 

«Доброе тепло»

 

Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза.

 

групповые психологические тренинги, тренинг общения для подростков

 

 

 

Игры для тренингов в подростковом возрасте

 

Психологические тренинги для подростков главной своей целью должны ставить обучение подрастающего поколения успешному функционированию в постоянно меняющемся современном мире.

Стоит отметить, что к этому критическому возрасту все дети подходят совершенно не подготовленными. Их одолевает масса сомнений как в себе, так и в своих способностях. Часто они совершенно не знают как вести себя в той или иной ситуации, постоянно провоцируя конфликты.

Принимая во внимание особенности подросткового возраста, всевозможные центры сегодня практически повсеместно реализуют специальные тренинговые программы для подростков.

 

Наиболее популярны:

 

  • тренинг общения для подростков;
  • тренинг личностного роста для подростков.

 

Тренинги общения для подростков столь актуальны потому, что в этом возрасте ведущей деятельностью становится именно общение со сверстниками. И от того, с кем и как будет общаться ребенок, зависит его дальнейшее развитие, становление его личности. Поэтому очень важно научить ребят выстраивать дружеские отношения. Научить самоутверждаться в коллективе сверстников и привлекать внимание противоположного пола, не нарушая норм социального поведения и не пренебрегая этическими и моральными ценностями.

 

психологические упражнения для тренингов, игры для тренингов

 

Тренинги для подростков личностного роста преследуют следующие цели:

 

  • повысить уверенность в себе;
  • снять страх перед публичными выступлениями;
  • развить целеустремленность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • повысить школьную успеваемость;
  • сформировать лидерские качества.

 

Провести качественный психологический тренинг для подростков может простой школьный учитель в обычном школьном классе. Главное научиться подбирать игры и упражнения для тренингов, соответствующие поставленным целям и задачам.

 

 

Психологические игры для подростков

 

 

«Дорога моей жизни»

 

Для начала участникам выдается бумага, на которой они должны нарисовать «маршрут своей жизни», начинающийся со дня рождения, а заканчивающийся днем проведения этой игры. В промежутке подросткам нужно отметить главные события своей жизни. На такой «карте» можно рисовать события знаками или просто подписывать.

Работа над изготовлением карты жизненного пути должна длиться около 15 минут.

Далее следует предложить детям разбиться на пары и рассказать друг другу о событиях, указанных на изображенном маршруте.

Всего игра длится около 25 минут.

 

 

«Счастливая шкала»

 

Мини-игра длится всего 5 минут. Участникам предлагается указать, на сколько баллов из 100 они оценивают свою жизнь, где 100 баллов – это очень счастливая, а 1 – совсем не счастливая.

Оценка должна оглашаться вслух, а затем обосновываться. Членам группы можно задавать друг другу вопросы. Беседа проходит по очереди.

Игру можно сделать еще интереснее, если одни игроки будут называть только положительные события, а другие только отрицательные. Например, первый участник расскажет о счастливых случаях, второй – о грустных, третий – о счастливых и т. д.

  

тренинг личностного роста для подростков, тренинг-игра

 

 

«Дочки-Матери»

 

Перед проведением этой игры ведущий должен разъяснить игрокам роль телесного контакта и прикосновений для межличностных отношений. 

После этого участники делятся на пары, в которых один становится ребенком, а второй – мамой (папой). «Родитель» должен показать разнообразные чувства по отношению к «ребенку» прикосновениями к разным частям тела. Действия должны подкрепляться словами. Это все длится 3 минуты, затем – участники меняются ролями и продолжают играть еще 3 минуты.

В конце игроки должны поделиться, кем им больше понравилось быть и почему. На обсуждение можно отвести около 4 минут.

 

 

«Мы похожи?»

 

Эта игра – тренинг для подростков имеет два варианта и длится 25 минут.

В первом варианте игроки хаотично перемещаются по помещению и каждому встречному говорят, чем он похож и отличен от него самого.

Во втором варианте игроки разбиваются по парам и первые 4 минуты разговаривают о сходствах, а следующие 4 – о различиях.

В конце обоих вариантов игры идет общее обсуждение темы, в котором каждый из участников должен прийти к мнению, что все люди похожи друг на друга, но при этом очень разные.

 

 

«Жизненные радости»

Игра нацелена на акцентирование внимания на радостных моментах жизни, она побуждает игроков к рассуждению о том, что приносит им положительные эмоции или принесет в будущем. Вместе с этим игра учит подростков работать в команде и общаться.

Для начала общая группа делиться на маленькие подгруппы по 3 человека.  Каждой подгруппе выдается картинка, которая затрагивает одну из сфер жизни. Участники должны придумать историю по этой картинке, затем перейти к следующей и продолжить эту историю. Написание рассказа заканчивается, когда подгруппа опишет все имеющиеся картинки. На описание каждой карточки у игроков есть 5 минут.

В конце все истории зачитываются и обсуждаются. В общем, на игру дается час-полтора.

 

интересные упражнения для тренинга, психологический тренинг для детей

 

 

«А что, если бы…?»

 

Цель этого упражнения для тренинга – обучение подростков причинно-следственным связям и побуждение к обсуждению собственных эмоций и чувств. Также игроки, анализируя возможное поведение в той или иной ситуации, научаться реагировать и вести себя правильно.

В первом варианте этой игры на столе или на полу раскидываются листки с началом истории или ситуацией, каждый участник должен подготовить продолжение этой истории. Затем все истории обсуждаются.

Во втором варианте вместо одного человека участвует группа, которая должна инсценировать продолжение истории с листка.

В третьем варианте каждому участнику раздается листок с неоконченным предложением, которое нужно продолжить.

 

Варианты начал предложений:

 

Если я влюбился (лась), то…

Если я кого-то ненавижу, то…

Если я очень рад (а), то…

Если я очень грустен (а), то…

Если я не хочу ничего делать, то…

Если я хочу что-то сделать, то…

Если я смертельно болен (а), то…

Если умер кто-то очень близкий, то…

Если от меня ушла девушка (парень), то…

Если я хочу порвать отношения, то…

Если я ревную, то…

Если я злюсь, то…

Если мне нужно бросить учебу, то…

Если я (моя девушка) забеременею, то…

Если меня кто-то третирует, то…

Если мне придет в голову желание покончить с собой, то…

Если мои родители решили расстаться, то…

Если я очень счастлив (а), то…

Если я выиграл (а), то…

Если я проиграл (а), то…

Если я получил (а) огромное наследство от малознакомого родственника, то…

Если я буду сильно пьян (а), то…

Если я боюсь, то…

Если мне нужна поддержка, то…

Если в меня влюбился тот, кто совсем мне неприятен, то…

Если на меня нападут в подворотне, то…

Если я узнаю, что я приемный ребенок, то…

 

Подобные психологические упражнения для подростков полезны тем, что помогают предотвратить или выявить имеющиеся проблемы и удержать детей от необдуманных поступков.

 

психологические упражнения для подростков, игровые тренинги

 

 

«Царство»

 

В самом начале игры выбирается царь (его могут назначить игроки), затем он выбирает себе царицу. Правящая пара выбирает себе по два помощника, которые выбирают себе по одному помощнику, а они уже по одному своему помощнику. Это распределение происходит пока все участники не получат роли.

Игра начинается с того, что царь и царица повелевают что-либо изменить в устройстве царства, чтобы жизнь в нем стала лучше. Их указ передается помощникам в порядке ранее созданной иерархии, пока не дойдет до самых низов. Каждый из помощников берет на себя часть работы по приказу правителя и ниже передают указания, с помощью которых царский приказ должен выполнится. Во время игры участники обсуждают, как указ правящей пары повлияет на жизнь всего царства.

Затем роли меняются и игра повторяется. Перед сменой ролей участники обсуждают, понравились ли им указания правящей пары и их роль в этом царстве. Важно, чтобы каждый игрок побывал в каждой роли и высказал свое мнение.

Игра помогает подросткам примерить на себя разные социальные роли и почувствовать ответственность за последствия принимаемых решений. В этой игре можно легко выявить лидеров и ведомых и исходя из этого, продолжать работу с детьми.

Игру стоит проводить не дольше часа, иначе она может надоесть.

 

 

«Определения»

 

В каждом новом коне этой игры для тренинга межличностных взаимоотношений один из участников должен выходить из комнаты, остальные в это время загадывают кого-то из оставшихся.

Вернувшись участник должен задать пять вопросов о загаданном человеке. Ответами на эти вопросы должны быть прилагательные, описывающие загаданного участника. Игра продолжается до тез пор, пока каждый из участников не попробует угадать загаданного человека. В среднем это занимает около 20 минут.

 

 

«Прощание»

 

Групповые психологические тренинги с подростками должны вестись с соблюдением определенных правил, обязательных для исполнения каждым членом группы. Их необходимо обговорить на первом тренинговом занятии.

В конце каждого занятия ведущий должен напоминать о необходимости сохранения доверия, появившегося в группе, а для этого участникам не следует делиться или обсуждать услышанное на тренинге с посторонними людьми. Всеми эмоциями участник может поделиться на следующих занятиях со своей группой.

Связь, появившаяся в группе, поможет сохранить настроение и энергетику занятий, и, чтобы эту связь поддерживать, ведущий может предложить участникам прощаться особенным способом.

Во время ритуала прощания все участники должны будут встать в круг и по очереди повторить жест, который будет считаться прощальным. Его может придумать ведущий или сами подростки. Это прощание должно повторяться в конце каждого занятия и передаваться новым участникам.

Желательно уточнить, что такое прощание может использоваться только в группе, как некий тайный знак.

 

игры и упражнения для тренингов, психологическое упражнение

 

 

 

Детские психологические тренинги: некоторые правила

 

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

 

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

 

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

 


 

Тренинг для подростков «Успешная юность»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *