Психотерапевтические техники. Внушение. Помощь психотерапевта.
Суггестивные техники в психотерапии
Суггестивные техники в психотерапии
Собирательным названием «суггестивные техники» обозначают такие разновидности психотерапевтического вмешательства, при которых используют внушение (суггестию).
Внушение представляет собой имплантацию психических состояний без участия воли и ясного сознания реципиента и рассматривается как крайне мощный фактор воздействия на поведение.
Различают собственно внушение (гетеросуггестию), производимое другим лицом, и самовнушение (аутосуггестию: самовнушение по Э.Куэ, В.М.Бехтереву; аутогенная тренировка по И.Шульцу и др.). Внушение, вызванное каким-либо процессом, действием, называется реальным. А внушение, вызванное же с помощью слов — вербальным. Различают также прямое внушение и внушение, опосредованное некоторым предметом — косвенное внушение.
В терапевтических целях внушение может проводиться в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии (гипнотерапия), а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна.
Эффективность внушения основана на эксплуатации аффекта, позволяющего внушающему (суггестору) обойти сознание, или на систематическом подавлении воли реципиента (суггеренда). Способность суггеренда к критическому анализу подаваемой в процессе внушения информации снижается и, соответственно, внушаемость повышается в измененных состояниях сознания (просоночное состояние, гипноз), а также при состояниях, сопровождающихся выраженной астенизацией, у лиц с выраженными истероидными чертами, у лиц, страдающих алкоголизмом, несколько меньше — у лиц с наркотической зависимостью.
Внушаемость повышается в условиях стресса — в ситуациях с повышенной неопределенностью, при явной угрозе, в толпе или группе, при длительном воздействии монотонных раздражителей, при воздействии неожиданного раздражителя или при внезапном изменении ситуации. Способность к критическому анализу информации обычно понижена (и соответственно, повышена внушаемость) у лиц со сниженной самооценкой, эмоциональной, социальной и интеллектуальной незрелостью, а также у детей, солдат и спортсменов, привыкших к подчинению внешней дисциплине.
Строевая муштра, формирующая пассивную подчиняемость солдата, обеспечивает эффективность боевого приказа: солдат идет и убивает — таков, по мнению В.М.Бехтерева, механизм поведения солдат на войне. На внушении во многом основано влияние родителей на детей, учителя на учеников, начальника на подчиненных.
Косвенное внушение является основой известного плацебо-эффекта: применение биологически сравнительно нейтрального вещества (например, тимоловая маска по Я.Л.Шрайбергу) может приводить к выраженному позитивному результату, если оно сопровождается внушением об ожидаемой эффективности назначенного препарата. Известно, что тщательное, соблюдение ритуала при назначении банальных лекарств, сопровождение выдачи рецепта подробными и обстоятельными указаниями на порядок приема лекарства и ожидаемые эффекты значительно повышают эффективность лекарственной терапии.
Внушение в состоянии бодрствования, в принципе, сопровождает собой любое психотерапевтическое вмешательство. В техническом смысле оно показано при любых формах расстройств невротического уровня, как дополнительное средство при коррекции неадаптивного поведения, особенно у детей и у лиц с повышенной внушаемостью.
Возможно применение повторения формулы внушения несколько раз в не вызывающем сомнений тоне, допустимо сопровождать произнесение формулы прикосновениями, фиксирующими внимание пациента на факте или содержании формулы внушения.
Автор: Алексей Пилипейко
для сайта therapy.by
Как использовать интерес в скрытом гипнозеУ интереса есть два полезных свойства: он прекрасно удерживает внимание, и это приятное переживание, которое можно испытывать долго. Если радость напоминает бурный всплеск, то интерес – это ровный и мощный поток. Чем это полезно в скрытом гипнозе? Навскидку я вижу следующее. Во-первых, пока человеку интересно, он ваш. Вплоть до откладывания и переноса других дел. Во-вторых, когда человеку интересно нечто конкретное, он не обращает внимания на мелочи, не связанные с интересующим вопросом. В том числе на ваши внушения! И в-третьих, если человеку было с вами интересно, он вернется. И будет приходить еще и еще, а заодно и друзьям порекомендует. Как же внушить человеку интерес? Прием косвенного внушенияБытовое представление о гипнозе предполагает, что гипнотизер вводит свою «жертву» в особое состояние сознания, в котором та подчиняется любым его командам. Скажет: «Купи у меня телевизор!» — и человек под гипнозом все сделает. Не скрою, такое тоже бывает, но погружать в глубокий транс малознакомого человека я бы не стал: шанс провала слишком велик. Как правило, для этого требуется большая разница в психической силе, а играть в переговоры интересно с равными соперниками. Поэтому приходится задействовать более тонкие механизмы. Например, внушение упоминанием о нужном вам действии. Суть приема в следующем. В общении с человеком вы несколько раз произносите соответствующий глагол или отглагольное существительное. Но не просто произносите, а специально разбрасываете такие слова по своей речи. Милтон Эриксон называл этот прием «засеиванием». Он им пользовался, например, для внушения амнезии:
Гипнотическое вступление10 способов приковать внимание читателя к вашей статьеУ читателя всегда мало времени. Его внимание рассеивают телевидение, социальные сети, серфинг в Интернете, задания начальства, встречи и сотни других дел. Поэтому когда кто-то начинает читать вашу статью, у вас есть всего 5-7 секунд, чтобы увлечь читателя настолько, чтобы он продолжил чтение. Если первый абзац уныл и скучен, вся статья обычно терпит фиаско. Сегодня мы изучим несколько секретов, которые помогут вам приковать внимание занятого, рассеянного читателя к вашей статье. И используем мы для этого, как и полагается, гипнотические технологии. Как вы помните, гипнотический транс – это любая сильная концентрация внимания на чем-либо. Когда вы интенсивно концентрируетесь на каком-то чувстве или проблеме, образе или мысли – вы автоматически попадаете в состояние транса. Это значит, что если вы захватите своего читателя чувством, идеей, образом, на чем внимание человека застряло бы, то он при всем желании не сможет оторваться от вашей статьи, пока не прочтет ее до конца. Внушение спящему человекуМенее всего защищен от гипноза спящий человек. А значит, вы можете совершенно безнаказанно подключаться к подсознанию своего спящего «пациента» и вкладывать в него нужные инструкции. Я не рассматриваю сейчас вопрос — зачем (не люблю вести дискуссии с «небожителями» и слушать их упреки), я рассказываю — как именно это реализовать на практике. Для начала дождитесь, когда у «пациента» наступит фаза сна БДГ (фаза быстрого движения глаз) — это произойдет примерно через 0,75-1,5 часа после засыпания. О наступлении фазы сна БДГ всякий раз свидетельствует изменение позы спящего. Далее вы присаживаетесь у изголовья человека и делаете медленные пассы руками. Направление пассов — от головы к ногам на расстоянии 1,5-2 сантиметров над поверхностью тела спящего. После этого 2-3 минуты тихим шепотом в ритме сонного дыхания повторяете «Спи глубже, спи глуб-же…». Здесь важно установить контакт с подсознанием человека, а также убедиться, что он действительно спит, а не притворяется. Для этого вы меняете ритм слов: произносите их то быстрее, то медленнее. Если дыхание спящего изменяется в ритме ваших слов — все отлично, контакт установлен. Как заложить в подсознание собеседника скрытые команды«Просто так» ничего не происходит – не возникают эмоции, не рождаются чувства и симпатии. Стало грустно или радостно, понравилось или не понравилось – все эмоции проходят через подсознание. Вы не замечаете большей части того, что в нем откладывается, и поэтому можете быть уверены, что все чувства «случайны». Теперь представьте, что вы научились помещать нужные мысли и чувства в подсознание людей. Перед вами – огромные возможности, надо только потренироваться. Скрытые команды – ловушки речи Каждый человек в общении неосознанно выделяет наиболее важные для него слова. Интонацией, паузой, жестом. Тем самым мы расставляем в своей речи акценты, информируя слушателей о том, на что следует обратить особое внимание. Сознание людей, как правило, не обращает внимания на подобные тонкости. Однако их подсознание все видит и все слышит. И, замечая, что какие-то наши слова по особому подкрепляются жестами и голосом, делает выводы об их важности. Используйте этот эффект и результаты превзойдут ваши ожидания! Используем скрытый гипноз, чтобы обмануть свою леньЧеловек – существо сложное, многогранное. В каждом из нас живет множество личностей, и у каждой из них есть свои интересы. Иногда интересы совпадают, иногда – пересекаются (есть мнение, что нормальный человек отличается от шизофреника лишь тем, что у последнего эти личности «прорываются наружу»). Представьте крупную компанию: все ее подразделения работают на общее благо, но при этом они регулярно спорят между собой. Например, одни подразделения выступают за наращивание масштаба и активный захват новых рынков. Другие предпочитают спокойное получение дохода с уже освоенных рынков, не замахиваясь на большее (чувствуете аналогию с ленью?). Задача руководителя состоит в общей координации работы этих подразделений, сглаживании противоречий, направление их усилий на достижение общей цели. Вот и роль вашего сознательного «Я» в идеале заключается в том, чтобы прислушиваться к всему многообразию «советчиков» в вашей голове, и воплощать в жизнь те мысли, которые ведут к достижению ваших долгосрочных целей. Не создавая при этом внутренний конфликт. На практике это означает необходимость действовать через «не хочу», проходить через дискомфорт и отыскивать красивые решения, удовлетворяющие всех. А раз в голове «куча народу», их тоже можно научиться убеждать. Внушение сомнениемСегодня мы рассмотрим поразительную в своем коварстве технику скрытого гипноза, которая способна пошатнуть убежденность собеседника в каком-либо вопросе, подорвать его веру в конкретного человека и в себя самого. Это техника внушения сомнением, которую некоторые практики боевого гипноза еще называют «инфицирование бациллой сомнения». Техника деструктивна по своей природе, и я рассказываю вам о ней только для того, чтобы вы не стали ее жертвой, как однажды стал я (но об этом позже). Итак, для того, чтобы посеять в душе человека сомнение в его точке зрения, манипулятор высказывает мысль, которая отражает настрой жертвы, после чего на одно мгновение выражает сомнение в своих словах, но тут же демонстративно отгоняет сомнение прочь. В этот момент он может отвести глаза от объекта воздействия, как будто что-то утаивает: – Да, Иван Иванович, я соглашусь с вами: это обыкновенный, ничем не выделяющийся товар. Его нигде не применишь. Хотя… Хотя… Гм, гм… Да нет, нет… Сила социального доказательстваПо своей природе 95 % людей являются подражателями, и только 5 % – инициаторами. Многие из нас уверены, что если окружающие люди делают одно и то же, разделяют одинаковые взгляды, то они наверняка знают нечто такое, чего не знаем мы. Представьте только, какой простор для всевозможных манипуляций открывает это «маленькое» заблуждение…. Еще в древние времена охотники научились получать крупную добычу, загоняя дикие стада к крутым обрывам. Мчащиеся животные смотрели на бегущих рядом особей, толкали бегущих впереди, и в результате все стадо становилось пищей. Вы знаете где зародился термин «козел отпущения»? На мясокомбинатах! Так называют животное, которое специально натренировано для заманивания стада в скотобойню. Кстати, в этом плане между психологией животных и людей не так много разницы. Нищие кладут в свои шапки несколько купюр, якобы уже брошенных другими людьми, и призывают вас последовать их примеру. Риэлторы подогревают потенциальных клиентов, рассказывая им, что аналогичная квартира в соседнем подъезде не «простояла» и суток – ее сразу купил очень солидный человек… Практический урок по скрытому внушениюНеизменный вопрос, который мучает новичков в скрытом гипнозе, звучит так: «А что делать после того, как я ввел человека в транс? Я не знаю, что ему можно внушить. Помогите мне». Такой вопрос вызывает улыбку, но так оно часто и бывает. Ведь если подумать, все хотят научиться незаметно гипнотизировать людей. А зачем им это нужно – знают далеко не все. И когда человек оказывается в нашей власти, мы начинаем «тормозить», не зная, как воспользоваться полученным шансом. Сегодня мы решим эту проблему. Я предлагаю Вам выполнить небольшое задание 1. Определитесь, кто станет вашей жертвой. 2. Возьмите блокнот и ручку. Напишите в одной фразе, что именно вы хотите получить от этого человека. 3. Сформулируйте это желание в 4-5 вариантах, поместив свою гипнотическую команду в разные речевые шаблоны. С их описанием вы можете ознакомиться здесь. Используем гипноз в публичной речи. Советы новичкамИтак, вам предстоит выступать перед аудиторией. Это может быть доклад, презентация, групповые переговоры, профессиональная учеба, тост на застолье, наконец. И разумеется, это возможность. Возможность внушить правильные мысли в чужие головы! Сразу в большом количестве. И скрытый гипноз оказывается здесь чрезвычайно полезным. «Хорошо вам говорить…» – вздохнут некоторые мои ученики, – «А что делать если для меня от выступлений на публике охватывает дикий ужас? Который сначала парализует мои ноги, а потом подбирается к горлу?». Как говорится, у 93 % людей есть проблема, которую можно решить до конца недели, а они делают из нее проблему всей жизни… Держите волшебную таблетку. Чтобы перестать волноваться на публике, вам требуется только одно: перенести фокус своего внимания с себя на цель выступления. Это означает, что во время выступления думайте не о том, как вы выглядите в глазах людей, что они о вас думают, интересна ли им ваша речь и т.д. Думайте о том, как донести до слушателей вашу мысль. То, что вы хотели сказать им в своем обращении. Вспомните, как убедительно вы отстаиваете свою точку зрения в дискуссиях с домашними и друзьями. Перенесите этот мысленный настрой на публику. Чтобы включить подобную схему мышления требуется совсем немного практики. Попробуйте, и у вас обязательно получится! |
Техники аутосуггестии | Психотехники. Саморазвитие. Личностный рост
Как уже говорилось, существуют методики аутосуггестии, предполагающие предварительное достижение человеком измененного состояния сознания.Однако, в большинстве случаев для эффективного самовнушения достаточно простого мышечного и психического расслабления.
Далее, я опишу несколько наиболее распространенных и эффективных психотехник самовнушения.
В этой статье мы поговорим о:
1. Саморегуляции
2. Медитации
3. Аутогенной тренировке
4. Школе сознательного самовнушения Эмиля Куэ
5. Прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона
Техники Аутосуггестии
1. Саморегуляция
Одним из направления аутосуггестии можно назвать саморегуляцию.
Саморегуляция как метод аутосуггестии позволяет осуществлять контроль над физиологическими и психологическими процессами, которые в обычном состоянии сознания осуществляются бессознательно, автоматически.
Так, эта методика хорошо помогает справляться с болевыми ощущениями, бороться с проявлениями психосоматических заболеваний, таких как гипертония и тахикардия, головная боль или нервные тики.
Примечание
Образцом саморегуляции можно было бы назвать медитацию «Со-Хам» в йоге, во время которой человек сосредотачивается на дыхании: звук мантры «Со» символизирует вдох, а «Хам» — выдох.
Контроль дыхания даёт спокойствие и сосредоточение, но длительное выполнение этой медитации опасно возможностью перенастройки автоматического механизма дыхания: перестав концентрироваться на вдохе и выдохе через пару часов такой медитации, человек может запросто вообще перестать дышать.
Саморегуляцию часто рассматривают также в контексте самовоспитания. Здесь главенствующую роль приобретает мотивация. Используя самовнушение, человек может отказаться от вредных привычек и перейти к социально приемлемой форме поведения, а также достичь существенных успехов в самообразовании. Однако, учитывая, что возможности саморегуляции зависят от потребностей и мотивации конкретной личности, которые формируются в зависимости от жизненного опыта конкретного человека, индивидуально приемлемые способы саморегуляции также могут существенно различаться.
Иными словами, говоря о саморегуляции в смысле саморазвития личности, следует учитывать, что разные люди понимают под «развитием» разные вещи.
В принципе, техника саморегуляции мало отличается от техники аутотренинга, но её целью является именно вмешательство в механизмы управления деятельностью нервной системы и внутренних органов. Поэтому, желая активно воздействовать на своё здоровье посредством самовнушения, человеку стоит предварительно изучить принципы работы человеческого организма в целом и отдельных его систем.
2. Медитации
Следующий метод аутосуггестии — медитация.
Примечание
Техники различных медитаций относятся к восточным практикам йоги и тантры, а также широко описываются и применяются различными эзотерическими школами нашего времени. В рамках данной статьи не получится широко охватить весь круг техник, объединённых под общим названием «медитация». Наша задача сейчас – объяснить, что это такое, и дать рабочие навыки практической медитации.
Суть медитации заключается в познании путём созерцания предметов, явлений и идей, используя метод максимального сосредоточения на выбранном объекте при одновременном отключении от других источников информации, как внешних, так и внутренних.
Медитация происходит в три этапа:
- сначала необходимо расслабиться до такой степени, чтобы внешние раздражители не мешали сосредоточению;
- затем сконцентрироваться на выбранном объекте, размышляя о его свойствах;
- ну и потом, проникнуть внутрь объекта медитации, объединяя собственное сознание с объектом познания.
Полезная фишка
На один момент я хочу, чтобы вы обратили особое внимание.
С утилитарной точки зрения медитация позволяет принять желаемые изменения как уже совершившиеся. Т.е. находиться «здесь и сейчас».
И именно осознание этого в процессе медитации, дает вашему внушению невероятную силу.
Медитации в чистом виде, как они обычно практикуются йогами, могут быть
- конкретными, направленными на материальные объекты;
- абстрактными, направленными на понятия и идеи.
Классическая медитация подразумевает также практику «ямы и ниямы» — то есть духовное и физическое очищение, сопровождающее праведный образ жизни
Вообще практика медитации хорошо помогает тем, кто не умеет сосредотачиваться на конкретной проблеме, мысли, деле. Способность концентрации внимания заложена в каждого человека, и развивая эту способность с помощью медитаций, мы можем существенно повысить свой интеллектуальный потенциал и более эффективно использовать своё время.
Пользовательская психотехника
Приведу здесь одну медитацию, практика которой помогает расширить сознание и ощутить прилив сил (а то и радость, вместе со счастьем).
— Постарайтесь сесть прямо. Ваш позвоночник должен быть прямым.
— Подышите, как обычно, вдохните и выдохните спокойно несколько раз.
— Затем, когда вы вдохнули, сконцентрируйтесь на области между бровями. Закройте глаза.
— Сосредоточьтесь на своей творческой энергии. С помощью своей творческой энергии, энергии созидания, визуализируйте любой значимый для вас символ: знак Ом, крест, полумесяц или любой знак, который вам близок. Это может быть просто свет, огонёк свечи или солнечный зайчик. Поместите его в область между бровями.
— Используйте свой слух, прислушайтесь внимательно к своему дыханию.
— Слушайте его. Затем вдохните визуализированный знак. Не спешите. Делайте это спокойно, расслабленно.
— Медленно вдохните визуализированный знак и медленно выдохните его. При этом удерживайте свое внимание на области между бровями.
— Через некоторое время вы почувствуете, что-то похожее на щекотку на лбу, как будто что-то дергается. Погрузитесь в это ощущение.
— Позвольте этой вибрации спуститься вдоль позвоночника из головы к ногам. Позвольте ей свободно струиться.
— Вдыхайте знак. Позвольте ему вибрировать. Если вы знаете, как звучит Ом (этот звук подобен звуку камертона, используемого для настройки музыкальных инструментов), позвольте этому звуку вибрировать во всех частях вашего тела.
— Уменьшите размер визуализированного знака. Верните его на место между бровями. Переместите его в свое сердце.
— Позвольте ему оставаться в вашем сердце. Пусть он продолжает вибрировать в нем.
— Глубоко вздохните, выдохните. Откройте глаза.
Примечание: настоятельно рекомендую выбирать знак вашим индивидуальным «символом», то что даст силу именно вам
Одной из разновидностей медитации также является молитва, причём религиозная принадлежность не имеет особого значения.
Атеист, произнося с чувством эмоционального подъёма: «Пусть это случится», — тоже молится. Правда, молитва здесь понимается не как слово, обращённое к Богу, а как состояние, в котором пребывает молящийся, сосредоточившись на священных текстах, звуках, образах – т.е. происходит внушение.
Не вступая в религиозные дискуссии, отмечу, что целительное действие молитвенного слова зачастую основано именно на эффекте аутосуггестии.
3. Аутогенная тренировка
Самое первое, что приходит в голову при слове «самовнушение» — это аутогенная тренировка.
Методика аутотренинга, разработанная Иоганном Шульцем, эффективно применяется по сей день. Она описана в статьях:
Однако, если в статье «Техника аутотренинга» мы говорили, в основном, о первой стадии аутогенной тренировки, выполняемой для достижения состояния полного расслабления и запуска механизмов саморегуляции, то о второй ступени самовнушения по Шульцу немного расскажем здесь.
Высшая ступень аутотренинга подразумевает развитие воображения, способностей к визуализации и трансформации негативного опыта. В основе высшей ступени аутотренинга лежит техника медитации (поэтому я описываю её только сейчас, после того как вы уяснили суть медитативной практики)
Первая медитация по Шульцу предполагает последовательную концентрацию на объектах различного цвета: белоснежных горных пиков, изумрудных полей, синего неба и т.д.
Вторая медитация сводится к визуализации цветных образов (цвета при этом вы должны видеть отчетливо).
Третья медитация высшей ступени аутотренинга требует сосредоточения на конкретном образе (требуется «оживить» его в воображении).
Четвёртая – на абстрактной идее (требуется удерживать концентрацию, чтобы мысль была только об одном, не исчезала и не вытеснялась другими мылсями)
Пятая медитация Шульца предполагает переживание различных эмоциональных состояний (контроль состояния, вызванных мыслью).
Шестая медитация направлена на образ конкретного человека.
Седьмая медитация – высшая ступень аутогенной тренировки. Ее также называют название «ответ бессознательного». Овладев способностью сознательно вызывать в подсознании определенные образы, человек может интерпретировать мысленные картинки, всплывающие у него в подсознании во время медитации.
4. Школа сознательного самовнушения Эмиля Куэ
Весьма эффективна методика самовнушения, предложенная французским аптекарем Эмилем Куэ (1857-1926). Он называл её «школа самообладания путём сознательного самовнушения».
Основой для создания методики стали наблюдения аптекаря за действием лекарств на некоторых больных, которые под действием самовнушения наблюдали лечебные эффекты, не предполагавшиеся рецептом лекарства.
В основе методики Куэ лежит его идея о том, что
любое внушение основано на самовнушении
Куэ показывал своим ученикам неограниченные возможности самовнушения, демонстрируя, что внушив себе собственное падение, человек действительно может упасть.
Вдохновившись такими опытами, ученики Куэ практиковали самовнушение, суть которого сводится в конечном итоге к одной-единственной фразе, рекомендованной французским аптекарем:
«С каждым днём во всех отношениях мне становится всё лучше, лучше»
Полезная фишка
Произносить эту фразу, а также другие установочные формулировки, Куэ советовал утром, сразу после пробуждения, и вечером, перед сном, перебирая при этом узлы бечёвки (аналог чёток при молитве).
Таким образом, главная роль в лечении отводилась самому пациенту.
Куэ полагал, что самовнушение может изменить мировоззрение людей в целом. И, пожалуй, он оказался прав. Методика доктора Куэ намного опередила свое время. Идеи Куэ прослеживаются в гипнозе второго поколения, современном гипнозе третьего поколения. Многие методы и авторы также берут за основу систему Куэ. Так, например, Хосе Сильва впоследствии использовал методику Куэ в своем «методе Сильва».
5. Прогрессивная мышечная релаксация Эдмунда Джекобсона
Методика прогрессивной мышечной релаксации, предложенная Эдмундом Джекобсоном в 1920-х годах, позволяет осуществлять самовнушение в состоянии максимального расслабления.
Эта техника настолько же проста, насколько фундаментальна. Основная идея Джекобсона заключается в том, что после сильного напряжения мышцы автоматически максимально расслабляются, поэтому для расслабления всех мышц необходимо последовательно напрягать мышцы в течение 5-10 секунд, концентрируясь на последующем расслаблении в течение 15-20 секунд.
Джекобсон предложил около 200 упражнений для всех основных мышц организма, но впоследствии было решено, что вполне достаточно для релаксации концентрироваться только на 16 группах мышц:
- ведущая кисть и предплечье (правая для правшей, левая для левшей),
- недоминантная кисть и предплечье (левая для правшей, правая для левшей),
- правое и левое плечо,
- мышцы верхней, средней и нижней трети лица,
- мышцы шеи, груди и диафрагмы,
- мышцы живота и спины,
- ведущие бедро, голень и ступня,
- недоминантные бедро, голень и ступня.
Джекобсон советовал заниматься упражнениями по напряжению и расслаблению мышц сперва ежедневно, а по прошествии двух месяцев два раза в неделю, чтобы поддерживать максимальную работоспособность и тонус организма.
Достигнув определенных навыков в применении данной методики, можно научиться внушать себе расслабление, представляя себе соответствующие ощущения в мышцах, без предварительного напряжения.
Соответственно самовнушение и внедрение установок нужно проводить в момент полного расслабления.
Вывод
Рассмотрев методы аутосуггестии, стоит отметить, что в отличие от других методов гипнотерапии, самовнушение практически не имеет противопоказаний.
Но, несмотря на то, что аутосуггестия помогает даже отсрочить или предотвратить истерические припадки и эпилептические приступы, я НЕ рекомендую заниматься самовнушением в период обострений хронических заболеваний как физиологического так и психического характера. Лучше отложите упражнения до наступления ремиссии.
В конечном итоге для достижения максимального эффекта аутосуггестия должна идти нога в ногу с тремя другими не менее важными направлениями психической деятельности:
- самоанализом,
- самодисциплиной
- самоконтролем
Без них теряется обратная связь и мотивация для занятий самовнушением, а следовательно, отдаляется и нивелируется результат.
Самовнушение основано на действии мысли на личность человека. А мысль, как известно, материальна.
Оказывая положительное воздействие на человека, занимающегося самовнушением, мысль способна изменить к лучшему и его окружение, и в конечном итоге — мир.
Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением.
Махатма Ганди, 1925.
С уважением Вадим Берлин
P.S. А какой метод для эффективного самовнушения выбрали вы?
Нужно больше минералов? Читай еще:
Аутосуггестия — персональное самовнушение | Психотехники. Саморазвитие. Личностный рост
В предыдущей статье мы поговорили о таком инструменте управления людьми, как суггестия. Сейчас же я предлагаю вам познакомиться с техникой, которая может стать вашим индивидуальным оружием в решении проблем не только психологического характера, но и жизненных, вообще.
Хотите избавиться от вредных привычек или поправить здоровье? Да, пожалуйста!
Хотите стать более эффективным? Да, запросто!
Хотите научиться жить счастливо? А, почему бы и нет!
Представленная техника, позволит вам не только этого достичь, но также и даст значительное ПРЕИМУЩЕСТВО в жизни. В этой статье мы поговорим о аутосуггестии.
Что такое аутосуггестия?
Если опираться на медицинское понимание этого явления, то аутосуггестию следует воспринимать как внушение, направленное на различные проявления собственной психической деятельности (мышление, воля), а также на работу нервной системы и внутренних органов.
Если говорить простым языком, то аутосуггестия – это самовнушение.
Примечание
В медицине, особенно в психиатрической практике, частенько встречаются случаи самовнушений патологического характера, когда пациент сам «придумывает» себе заболевание.В настоящее время широко распространены такие заболевания как булимия и анорексия, депрессии, в основе которых лежат механизмы самовнушения.
Различные мании и навязчивые идеи также чаще всего развиваются в результате суггестии, в том числе направленной на себя. При этом не удивительно, что болезни, причиной которых является самовнушение, лучше всего лечатся именно посредством суггестивной терапии.
Объективно говоря, самовнушение представляет собой направленную работу собственного сознания и воображения человека, в результате которой человек формирует определенные убеждения или принимает решение не под воздействием внешней среды, а в результате субъективного желания, установки на определенное действие.
При этом, такого рода внушение может происходить двумя путями:
- Произвольным
- Непроизвольным
Произвольное самовнушение осуществляется посредством собственных инструкций человека, адресованных самому себе, мысленным формированием желательных ситуаций, и зависит в значительной степени от уровня развития воображения.
Так, например, когда человек внушает себе, что его больной зуб, бок или голова перестали болеть – это произвольная аутосуггестия.
Если внушил себе чудовищную силу и после снес с удара ноги забор – это произвольная аутосуггестия.
Если внушил себе неодолимую волю и пошел на переговоры, чтобы внушать свои цели и идеи собеседникам или партнерам – это произвольная суггестия.
Но, если же вы, как известный герой Джерома К. Джерома, прочитаете медицинскую энциклопедию, и найдёте у себя признаки всех заболеваний, перечисленных в ней, — то это уже будет проявлением непроизвольной аутосуггестии.
Непроизвольное самовнушение связано с формированием такого отношения к самому себе, при котором собственные мысли и действия воспринимаются как абсолютно правильные, не подвергаются критике и сомнениям.
Также, непроизвольную аутосуггестию может вызвать «мысль» со стороны. Но в данном случае, такое внушение называется суггестией.
Как работает самовнушение?
Однако, нас в первую очередь интересует аутосуггестия как действенный приём самоуправления личности или, проще говоря, метод самовоспитания и саморазвития.
Прежде чем давать конкретные методики самовнушения, поясним, как работает механизм аутосуггестии на психо-физиологическом уровне.
Продолжительное повторение формул самовнушения оказывает длительное воздействие на определенные участки коры головного мозга человека, что, в свою очередь, ведет к ослаблению реакций других отделов коры. Общее расслабление в этом состоянии сопровождается возникновением в мозгу доминанты, соответствующая обратная реакция которой формирует определенный рефлекс.
Таким образом, занимаясь самовнушением,
человек целенаправленно формирует у себя желательные реакции, мысли и поведение на бессознательном уровне, доводя их до автоматизма.
В целом принцип действия аутосуггестии основан на увеличении доли сознательного контроля механизмов саморегуляции, что даёт возможность произвольно вызывать желаемые ощущения, развивать внимание и память, совершенствовать свои поведенческие реакции.
При этом:
- В результате самовнушения человек может изменить своё тело, похудеть, улучшить состояние здоровья, изменить превалирующее выражение лица, выработать красивую походку и благородные жесты.
- Аутосуггестия прекрасно помогает психологически настроиться на позитивное восприятие, как самого себя, так и окружающей действительности.
- Незначительное самовнушениепомогает поддерживать себя в хорошем настроении и состоянии высокой работоспособности, увеличивает эффективность.
- Более серьезная работа над собой позволяет расширить сознание, развить творческие способности, достичь успеха в желаемой сфере деятельности и, вообще, стать счастливым человеком.
И это – факт!
В моем списке достижений в ходе которых использовались психотехники самовнушения:
- Укрепил здоровье и иммунитет (с момента практики практически не болел, в моменты заболевания выздоравливал в течение суток, не употребляя таблеток)
- Развил творческие способности
- Увеличил эффективность
- Обрел душевную гармонию, осознал счастье «здесь-и-сейчас» (и, как следствие, достиг сатори)
Кроме того, благодаря психотехникам, в основе которых лежала аутосуггестия, я выработал ту самую несгибаемую ВОЛЮ, благодаря которой полностью избавился от бесполезно вредных, и теперь уже странных, привычек (курение, алкоголепотребление), освоил техники прямого воздействия на психику собеседника за 3 дня («гипнотический взгляд», подробнее о нем в статье «гипноз первого поколения»), обрел превосходство и лидерские качества, закалил характер и, в итоге, чертовски круто изменил свою жизнь!
Свою персональную технику я рассматривать не буду, т.к. это не входит в цели данной статьи. Однако, при правильном подходе, хороших результатов можно достичь и с общедоступными техниками аутосуггестии. Которые, как раз мы и рассмотрим.
Методики самовнушения
Все методики самовнушения сводятся к одному и тому же:
результативность вашего внушения зависит от глубины погружения в пограничную зону психики.
Т.е. погружение в транс.
Однако, с аутосуггестией дела обстоят несколько иначе.
Примечание
Не спешите расстраиваться, если с трансом вы не дружите. Да, с мощными суггестивными техниками транс обязателен. Но, хорошие новости в том, что для знакомства с аутосуггестией хватит правильного расслабления.
О методиках расслабления можно прочитать в статье: «Техники расслабления».
Существуют весьма доступные и универсальные способы самовнушения, работающие БЕЗ предварительного достижения трансового состояния. Они включают в себя использование техники самовнушения в максимально расслабленном состоянии. К ним можно отнести наиболее распространенные техники:
Саморегуляцию
Медитацию
Аутогенную тренировку
Школу сознательного самовнушения Эмиля Куэ
Прогрессивная мышечная релаксация Эдмунда Джекобсона
Каждая из описанных техник имеет свои отличия в использовании и имеет свой подход в воздействии на психику человека. Однако, несомненно любая из представленных, при ее освоении, может стать настоящей находкой на вашем пути самосовершенствования и саморазвития.
В следующей статье, мы рассмотрим их подробнее.
С уважением, Вадим Берлин.
Нужно больше минералов? Читай еще:
6. Суггестивные техники
Суггестивные техники. На современном этапе существует множество психотерапевтических концепций, использующих внушение, суггестивное воздействие, к их числу можно отнести эриксоновский гипноз, аутогенную тренировку и многое другое. Суггестивные воздействия, техники погружения клиента в особые состояния сознания известны человеку с древних времен. Важным является тот фактор, что специалист, применяя суггестивные техники, может аппелировать к неосознаваемым переживаниям клиента, миновав цензуру сознания. Часто в экстремальной ситуации для человека, потерявшего дом, родных, в сознании появляется табу, например на то, чтобы чувствовать себя счастливым не только в данный момент (что понятно и естественно), но и в будущем. Техники внушения разнообразны, среди них есть тех—ики, применение которых экономично по времени, не требует дополнительного инструментария. Существуют техники, применение которых возможно в любых условиях (не обязательно изолированное помещение и т.д.)
7. Методы релаксации и саморегуляции
Человека, как явление природы, в довольно упрощенном виде можно представить как сложную двухкомпонентную систему, состоящую из телесной и психической подсистем.
Люди научились более или менее сносно управлять гигиеной своего тела, работой мышц, мыслительными процессами; однако многие остаются по существу бессильными в сфере управления собственными эмоциями и страстями. Неспособность человека регулировать свои настроения отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях с окружающими (конфликты, несовместимость, вражда, и т.д.), но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей. Длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (тревоги, ожидания неизвестного, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние.
В идеале, и психика должна поддерживать себя в здоровом равновесии.
Это также естественно, как и дышать. Но в условиях непрерывного стресса естественная, бессознательная саморегуляция нарушается и, как следствие, рушится и совершенная система под названием человек. Поэтому очень важно взаимодействовать с почти неуловимой стороной нашей психики – бессознательным.
Методы психической саморегуляции (ПСР) используются для восстановления функционального состояния при наличии умеренно выраженной психоневрологической симптоматики (нарушения сна, высокий уровень тревожности, раздражительность и пр.), а также для оперативного (за 20-30 мин) снятия утомления, эмоционального напряжения, увеличения работоспособности в сложных условиях деятельности на период до 7 часов. Кроме того, предварительное формирование навыков управления своим состоянием с помощью методов ПСР уже само по себе повышает устойчивость клиента к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы.
Наиболее важным результатом ПСР является снижение эмоциональной напряженности, выраженных стрессовых реакций и, как следствие, предотвращение их нежелательных последствий. Это достигается посредством обучения вхождению в так называемое состояние «релаксации» (от латинского relaxatio — уменьшение напряжения, расслабления) и на его основе различных степеней аутогенного погружения. В процессе освоения ПСР это состояние претерпевает закономерные изменения не только количественного, но и качественного характера. В начале формируется состояние релаксации, которому свойственны ощущения тепла, тяжести во всем теле, отвлечения от внешних раздражителей, переживания состояния покоя, отдыха, внутренней безмятежности, снятия тревоги и беспокойства.
Более глубокие стадии аутогенного погружения сопровождаются ощущением легкости, невесомости тела, внутренней свободы, максимальной концентрацией на внутренних ощущениях как следствия измененного состояния сознания (ИСС) активной природы.
Достижение этих ИСС позволяет перейти к следующему, более сложному кругу задач ПСР: активизации восстановительных процессов и усилению мобилизации ресурсов, что создает предпосылки формирования состояний с высокой активностью и работоспособностью; решению некоторых частных, индивидуальных проблем человека, т.е. «целенаправленной регуляции отдельных процессов, реакций и состояний».
Достоинства методики ПСР:
1) доступность, сравнительная простота освоения;
2) возможность группового обучения вхождению в состояние аутогенного погружения (ИСС) в виде гетеротренинга;
3) возможность в дальнейшем самостоятельно применять методику ПСР;
4) использование простых «ключей доступа» для вхождения в состояние аутогенного погружения.
ПСР включает выработку навыков управления вниманием, оперирования чувственными образами, регуляции мышечного тонуса и ритма дыхания, а также словесного внушения.
Методики, техники и способы регулировать свое состояние несложны и легко выполнимы. Одним из достоинств метода психической саморегуляции,как уже упоминалось выше, является то, что его упражнения доступны каждому и не требуют каких-то особых условий, специального оборудования.Для овладения ими и повышения их эффективности ведущую роль играет систематичность и регулярность занятий. Вместе с тем, сложность состоит в том, что количество этих техник велико, и в этом многообразии важно, как говорится, «попасть в десятку». Эффективность любой техники зависит от правильного выбора, адекватного тому состоянию, которое нужно скорректировать или изменить.
Итак, психическая саморегуляция (ПС) — это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности. Необходимость освоения приемов ПС обусловлена возможностью для клиента с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, аппетита, снижение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями работы.
Успех в приобретении навыков психической саморегуляции зависит от индивидуальных возможностей клиента. Это значит, что каждый, кто начнет обучаться психической саморегуляцией или ее методическими приемами, сможет улучшить свою память, волевые качества, внимание и т.д., но не сразу. Для этого требуется время и терпение. Достижение значительных результатов – длительный и многоэтапный процесс.
Существует огромное количество методов релаксации и саморегуляции. К ним можно отнести суггестивную технику аутогенной тренировки, технику активной мышечной релаксации, технику пассивной мышечной релаксации, медитации, а также огромное количество других методов. Использование этих методов в экстремальных условиях позволяет решать специалисту-психологу сразу несколько проблем. Это помощь пострадавшим, их родственникам; огромное значение применение этой группы техник, приобретает при оказании помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, специалистам, обеспечивающим социальную помощь и поддержку пострадавшим; также большое значение имеет применение этих методов для обеспечения высокой работоспособности самих психологов.
Аудиальная суггестия поможет обучаться эффективно!
Самовнушение человека задействует огромный потенциал психики! Как научиться запоминать легко и много? Аудиальная суггестия (звуковое внушение) поможет!
Каждый человек в течение своей жизни постоянно чему-то обучается. Это могут быть рабочие навыки или изучение языков, а также школа. При этом люди не используют весь свой потенциал обучаемости.
В данной статье речь пойдет об удивительном методе аутосуггестии¹, с помощью которого вы сможете запоминать больше и лучше, потому что информация будет записываться прямо в подсознание.Это связано с обучением во сне. Описанная методика позволит вам, находясь в бессознательном состоянии, эффективно внедрять знания.
Научные исследования показали, что возможности обучения во сне намного превышают все стандартные способы. Вы сможете в считанные дни или даже часы, изучить сложные науки, отлично подготовиться к предстоящим экзаменам или научному докладу.
Это происходит с помощью восприятия аудиальной информации. В состоянии сна люди подсознательно воспринимают звуковую информацию. Через слух новые знания поступают в долговременную память подсознания, где она накапливаются и хранится.
Во время бодрствования эта информация находится в нашем распоряжении и может быть “извлечена” даже легче, чем та, которая усвоена при обычном обучении.
Зачастую это происходит само собой: например, если вам зададут вопрос на экзамене, и вы обратитесь к своей памяти, она сама отыщет нужный ответ, которые вы «вспомните»!
Суггестия: требования для начала
3 требования для этой техники:
- уединенное затемненное место, где никто и ничто не будет отвлекать;
- устройства для воспроизведения звука, будь то аудиоплеер или магнитофон;
- перед самим процессом вы должны хотеть спать или уметь входить в медитативное состояние сознания² (транс).
Наиболее эффективно использование наушников: в таком случае информация проникает сфокусированно по левому и правому каналу в разум и подсознание.
Для начала практики необходимо записать текст обучения на звуковую дорожку. Перед самим уроком нужно оставить 15-20 минут тишины для того чтобы расслабиться. Продолжительность урока должна быть не больше 30 минут.
Прослушать урок необходимо как минимум 2-3 раза. Повторение способствует более глубокому восприятию информации. Для этого, используйте оборудование с функцией автоповторения.
Техника аутосуггестии: как проводить?
1. Практик ложится, занимает удобное положение, закрывает глаза и включает запись. У него есть 15-20 минут тишины, за это время он подготавливает себя: начинает расслаблять мышцы тела и лица.
2. Постепенно человек оказывается в расслабленном медитативном состоянии. Он сосредотачивается на своем дыхании, чувствует каждый вдох и выдох. Это освободит от мыслей. Спустя некоторое время ощутит сильную расслабленность и приказывает своему подсознанию уснуть.
3. После этого практикующий мысленно четко проговаривает: «Все, что я услышу в течении 30 минут, глубоко и прочно запечатлится в моей памяти. После того как я вернусь из сна в свое обычное состояние, я смогу подробно вспомнить все, что я услышал. Эта информация сохранится в моей памяти навсегда!»
4. Затем он начинает засыпать, и вскоре начинается сам урок. Можно сделать уровень звука достаточно тихим, чтобы он не будил.
Для более очевидного успеха аудиоплеер можно поставить на автоповторение на всю ночь.
Несколько таких сеансов, и результаты вас поразят, к вам придет успех! Суггестия сделает свое дело: вы сможете развить сверхспособности к запоминанию.
Вы будете знать и помнить намного больше, а сама информация не загружает разум: она появляется только в самый нужный момент!
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Аутогенная тренировка — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса (Википедия).
² Узнайте, как входить в транс, здесь>>>
Неклассические суггестивные техники и эриксонианский гипноз (стр. 1 из 5)
Использование суггестивных техник в образовании
Гипноз и внушение применяются в активном методе обучения с элементами релаксации, внушения и игры – методе погружения. Это система обучения, создающая у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения нашёл своё применение прежде всего при обучении иностранному языку. Он обходит традиционную установку на обучение как тяжкий труд, и, используя различные формы внушения, обеспечивает возрастающую уверенность человека в собственных силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.
Подробное описание «погружения» мы находим у Р.М.Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Следует вспомнить, что «внушение (или суггестия) — это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта». Как отмечает Р.М.Грановская результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения».
Поскольку эти принципы взяты Р.М.Грановской у Г.К.Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику:
«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.
Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.
Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения». Как отмечает Г.К.Лозанов, все принципы должны находится в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств: а) психологическими; б) дидактическими и в) артистическими.
«Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности». Неспицифическая психическая отзывчивость обучаемых создается специальной обстановкой занятий. К ее элементам Р.М.Грановская относит: а) торжественность; б) авторитет преподавателя и доверие к нему; в) успех товарищей по группе; г) удобство расположения обучаемых. При описании «погружения» у Т.Н.Смирновой мы также находим, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности. Обучаемых следует разместить полукругом и обеспечить тем самым возможность визуального контакта всех учащихся группы. Хорошо, если в аудитории будет несколько источников света, чтобы преподаватель мог регулировать степень освещенности». Кроме того, эффективности обучения способствует удобство кресел, изоляция от посторонних звуков.
Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности». «Авторитет создает ожидание и более высокую информационную стоимость суггестивных воздействий». При этом следует заметить, что опора должна делаться на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий.
В настоящее время суггестивные методы применяются и в спорте. С помощью внушённого сна-отдыха происходит восстановление работоспособности быстрее, чем с помощью отдыха в состоянии бодрствования. Гипноз и аутогенная тренировка зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых состояний. Внушённый сон-отдых рекомендуется как действенное средство психопрофилактики нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.
Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.
И именно в этих ситуация могут помочь суггестивные методы
Основные представления об эриксонианском гипнозе
Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на Западе США в 1901 году. Всю свою жизнь Милтон Эриксон практиковал состояние транса. Именно это состояние в последствии назовут “эриксонианским гипнозом”. Идеи, методы и техники, созданные Эриксоном, в настоящее время начинают доминировать в современной психотерапии.
Эриксон имел возможность изобретать и творить, поскольку он с необходимостью находился в иных состояниях, нежели нормальные люди. Эриксон от рождения был лишен цветоощущения. Он не различал звуки по их высоте и не был в состоянии воспроизвести мелодию. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации. В возрасте 51 года он снова перенес приступ полиомиелита, и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные боли, он был частично парализован. У него были парализованы язык и правая рука.
Как иногда бывает у сильных духом людей, эти ограничения наоборот подстегнули творческий потенциал Эриксона. Он научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый человек.
Если другим названием гипнотического транса является термин измененное состояние сознания, т.е. не такое как обычно, то ввести человека в транс для Эриксона не составляло труда. Он просто мог описывать пациенту свои восприятия реальности. Пациент, пытаясь понять его, пробовал так же воспринимать окружающие и, естественно, его состояние сознания изменялось. Он впадал в гипнотический транс.
В студенческие годы Милтон Эриксон тщательно изучил работы А. Р. Лурия, посвященные гипнозу и тесту словесных ассоциаций. Все полученные знания он проверял на практике, стараясь создать нечто более совершенное из того, что уже есть. В 1936 году он написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций. Примерная суть этого теста такова. Человек будет давать ассоциативную связь на любое стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Причем сам этого он осознавать не будет. В данном случае на стимульное слово “живот” испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания своего языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность, образность, разноплановость подаваемой информации для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.
Результатом работы Эриксона стало создание такой методики гипнотизирования, которой практически не бывает сопротивления со стороны пациентов. Говоря житейским языком, гипнозу поддаются все. В традиционных гипнотических школах считается, что гипнозу поддаются только около 17% людей. Эриксон ушел от традиционного директивного внушения, где гипнотизер подавляет. Он создал систему, в которой гипнотизер и пациент идут вместе по пути развития транса. Используя способность человека улавливать малейшие, не замечаемые сознанием, отклонения в голосе, позе собеседника он создал метод “аналоговых меток” — во время обыкновенной беседы с больным он незаметно для сознания пациента посылал ему установки о выздоровлении. Так же он использовал метафоры, передовые, по тем временам, разработки физиолога Павлова в области прямого обуславливания и многое другое. И все эти приемы он мог использовать одновременно.