Вклад в психологию сократа: Сократ — психология – Психологические взгляды Сократа

Автор: | 03.07.2020

Содержание

Вклад Сократа Грека в Психологию

Философия — мать всех наук. Давайте разберемся со специальностью, с которой мы имеем дело, и с любым объектом исследования, так же как философия основана на поиске истины и знаний или на ее практическом применении. Таким образом, мы часто находим концепции и перспективы из философской мысли в научных теориях.

Один из самых известных и самых важных классических философов — Сократ , чей вклад был внесен в создание различных методов и способов мышления о функционировании мира и разума. Давайте рассмотрим в этой статье некоторые из основных вкладов Сократа в психологию.


  • Связанная статья: «55 фраз Сократа, чтобы понять его мысль»

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (на самом деле философов до него иногда называют досократиком), Сократ родился в Афинах во время 470 г. до н.э. Мама-акушерка и отец скульптор. Хотя детали его жизни сомнительны, в разных работах указывается, что этот человек из скромной семьи с детства обладал отличным остроумием, формируя различные дисциплины, такие как литература и музыка. что из Пелопоннеса, и что он женился на женщине по имени Ксантипа.

Что касается его мышления как философа, Сократ Он подчеркнул, сосредоточив свое внимание на области морали и этики , Он считал, что человек стремится к добру и что каждый порок является продуктом невежества. Он считал, что добро, любовь, добро и этика основаны на универсальных определениях. Позиция была противоположна релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен стремиться к мудрости в добродетели, а для того, чтобы достичь ее, нужно признать свое собственное невежество.

Сам он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считает, что они знают больше, чем они действительно знали. Таким образом, он использовал иронию и диалог, чтобы разоблачить противоречия своих собеседников и чтобы другие увидели уровень знаний, которыми они на самом деле обладали.

  • Статья по теме: «6 различий между этикой и моралью»

Ваше мышление

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктизма, в том смысле, что он считал, что универсальные понятия должны быть получены от простого к сложному, от частного к общему , Каждый должен задавать свои собственные вопросы и формировать свой взгляд на мир, достигая все большего понимания его действия.

также его использование маевтики известно , который основан на ответах на вопросы других с другими вопросами, так что человек сам разработает свой собственный ответ.

Этот философ не писал и не транскрибировал свои размышления Считая, что каждый человек должен сформировать свои собственные идеи. Его работа пришла к нам через разных учеников, особенно через Платона, который отразил и углубил его работу в некоторых концепциях, предусмотренных Сократом.

Сократ его судили и приговорили к смертной казни за отравление болиголовом

обвиняется в развращении молодых людей и не приемлении афинских божеств. Он умер в 470 году до н.э.

Вклад Сократа в психологию

Прогрессивное развитие науки и ее поиск объективности могут мешать многим наблюдать взаимосвязь между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа в эту и другие науки имеет большое значение и важность. Вот некоторые из этих вкладов.

1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой , Влияние этого факта на современную психологическую науку очевидно, так как является ее продуктом рождения, отражающим содержание нашего разума, полученное от этих и других авторов.

2. Этика и мораль

Сократ сосредоточил свои мысли на этике и морали. Поведение индивида в обществе и формирование моделей поведения, отношений и ценностей являются одними из множества аспектов, которыми занимается психология.

  • Вас может заинтересовать: «Теория нравственного развития Лоуренса Колберга»

3. Индуктивный метод

Сократ считается одним из предшественников, когда дело доходит до создания индуктивного метода, делая вид, что люди достиг знания правды через свой опыт вместо того, чтобы начинать с предполагаемого знания и давать добро. Этот метод имеет большое значение в свою очередь при создании научного метода, характеризующегося гипотетически-дедуктивными рассуждениями.

4. Сократовский метод

Сократовский диалог Это стратегия, основанная на маевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологии и является базовой в множественной терапии. Он основан на реализации вопросов индуктивного разреза: терапевт задает разные вопросы с целью заставить субъекта задуматься и найти свой ответ на поставленный вопрос.

5. Предвестник конструктивизма

Конструктивизм основан на создании знаний посредством генерации общих знаний, что, в свою очередь, зависит от способности субъекта придавать смысл изученному материалу. Сократ считал, что ты должен учить не тому, что думать, а тому, как это делать , Это соображение связано с поиском конструктивизма, который студент генерирует в процессе обучения, благодаря применению различных вспомогательных средств, предлагаемых средой. Таким образом, как предложил Сократ, учитель должен помочь ученику сформировать свои собственные знания.

6. Использование иронии: противостояние

Сократ был характерен для использования, в его диалектическом методе ирония , Предполагалось, что субъект увидит, что противоречия, существующие в его дискурсе, считаются мудрыми, и опровергает его необъективные аргументы, чтобы он осознал свой истинный уровень знаний.

В терапии его иногда используют похожая стратегия противостояние , в котором субъект подвергается противоречиям, существующим в его речи или между его речью и его поведением, для того, чтобы он осознал их.


Разведопрос: Игорь Викентьев про тридцать ошибок умных людей (MARCH 2020).


5. Личность и психологические воззрения Сократа. Сократическая беседа.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) поставил в центр философии нравственную проблему человеческого поведения.

Личность Сократа. Именно особенности личности Сократа обусловили успех его учения и учения его учеников, в первую очередь Платона.

 

Личность Сократа. Сократ родился в семье каменотеса и повитухи. Получил хорошее образование, интересовался натурфилософий, но вскоре отказался от нее, т.к. она не могла объяснить вопросы о причинах поведения человека – вопросы, которые интересовали Сократа всю жизнь. Сократ создал свою философию, непохожую ни на чью другую, ни по методологии, ни по методу.

ократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе.

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, воспитанника его друга Перикла, спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой душ].

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

 

Логика мышлений Сократа: ставил своей целью сделать людей лучше, но не был согласен с тем, чтобы сделать людей более успешными в их делах (как софисты)

 

Что такое человек? Человек состоит из тела и души. Душа — лучшее. Сделать лучше — сделать лучше духовно (умным, добродетельным).

 

Считал, что существует точное, общеобязательное знание нравственных добродетелей. Он называл это понятием. С Сократа начинается проблема понятия как общего объективного знания и обязательного для всех. Такими понятиями были: добродетели, мужества, прекрасного, долга. Эти понятия являются объективными, они находятся в душе каждого человека. И задача в том, чтобы сделать эти понятия живыми, известными для каждого человека. Таким образом, есть общие понятия и задача в том, чтобы эти понятия стали действующими. Сократ считал, что знаний этих общих понятий обладает действенной силой.

 

 

 

Сократ интеллектуалист, считал, что знание само обладает действенной силой. Но в душе человека эти знания есть (откуда неизвестно), но они запрятаны в мусоре житейских представлений. Задача — вызволить их и сделать доступными для сознания. 

 

Сократический метод — майевтика — приобретения и передачи знаний в форме диалога (повивальное искусство Сократа) получил применении в современной практической психологии.

 

Сократ был какое-то время учеником софистов, но затем выступил с их резкой критикой. Он утверждал, что есть общезначимое знание, обязательное для всех. Оно не является делом субъективного взгляда. Это знание касается нравственно-этических проблем. Что такое добро, зло, справедливость, несправедливость, ложь, правда, красота. Все люди в обществе должны этим общезначимым принципам следовать в качестве руководящих начал. Как эти истины получить и сделать достоянием каждого отдельного ума? Сократ разработал учение, в основе которого лежит положение, согласно которому в готовом виде истины нельзя передать ученику. Знание вырабатывается каждым человеком самостоятельно, но под влиянием учителя в процессе сократической беседы.

 

 

Сократ совершил поворот в учении о душе. В диалоге «Федон» есть фрагмент, где обсуждается вопрос, почему Сократ сидит в тюрьме и не бежит. Сократ сидит здесь не потому что тело его привязывает к этому месту, а потому что принял за обязательное решение афинян. Душа действует не путём толчка, а с помощью долга и мысли.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно – как нечто, отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она – разум, который является божественным началом. Душа бессмертна, но у Сократа были сомнения

Сократ обратил внимание на значимость рефлексии. В процессе беседы с Сократом сначала человеку кажется, что вопрос очень прост. Когда диалог начинает разворачиваться, человек убеждается, что он очень мало знает о том, о чём берётся рассуждать.

 

Сократ говорил, что сам он не обладает знанием, бог не позволяет ему «роды», но дает ему возможность «принимать роды» у других. «Виновники в этом повитии – бог и я».

 

Сократическая беседа как путь обучения, который отличен от пути софистоы.

 

Особенности искусства обучения Сократа:

1. Темой должен быть один вопрос. Нельзя давать беседе расплываться.

2. Вопрос должен быть сформулирован в определенных границах. Он должен опираться на имеющиеся у человека знания. Нужно также определить термины, подыскать ирод, к которому может относиться определяемое понятие. Понятие должно охватывать все частные случаи. После определения собеседник вместе с Сократом должен был привести примеры из жизни, которые укладываются в понятие (добродетели, мужества и т.д.).

3. Нужно выделить противоречие и далее освободиться от ошибочных суждений. Выделяется новое положение и все повторяется заново.

 

Сократ никогда не давал готового ответа. В этом принцип Сократа. Он только способствует соединению разрозненных представлений, которые имел человек. Он предлагает оценить их значение для решения поднятого вопроса. То есть беседа – диалектический процесс для обнаружения противоречий и их устранения.

 

Беседа требует огромной отдачи от человека. Она требует включения всех душевных сил. Это несколько противоречит утверждению Сократа о том, что используется только знание.

 

Кант: если обучение понимать не как натаскивание. Самое главное – научить разумно мыслить. Это именно разум. Рассудок можно натаскать, а разум – нет. этому и учил Сократ.

Также беседа Сократа позволяет человеку познать себя. Он приходит с мыслью, что он все знает, а уходит с пониманием того, что ничего не знает. освобождение человека от мнимых знаний. Беседа пробуждает духовные силы человека, а не только его знания.

 

Беседы Сократа были вопросами из сферы морали и нравственности, они расшатывали привычные воззрения. Сократа поняли как разрушителя традиционных представлений, увидели в нем врага сложившихся устоев. Поэтому его обвинили и предали суду. Два обвинения – развращение юношества (расшатывание морально-нравственных устоев) и неуважение отеческим богам.

 

При решении важных вопросов Сократ советовался с каким-то демоном. Анри Бергсон отождествляет демона Сократа с философской интуицией. Само решение о том, как себя вести, дается с помощью всего хода разумного обсуждения, но этот демон удерживает, предостерегает отойти от намеченного пути.

Этим Сократ доказывал, что не отошел от богов.

Тем не менее, его казнили. Он очень мужественно принял смерть, потому что считал, что не всякая смерть есть зло. В данном случае надо предпочесть смерть, а не жизнь. «Вам нужно идти, чтобы жить, а мне – чтобы умереть. И что лучше – неведомо никому».

 

 

По С.П. Сенющенкову

Считается, что майевтика – метод Сократа. Однако некоторые зарубежные учёные и преподаватель семинарских занятий считают, что это достижение Платона. Метод майевтики опирается на концепцию врождённого знания, которой не было у Сократа, а была у Платона.

 

В мировой философии принята следующая точка зрения. Основной источник сведений о Сократе – Платон. Другие источники менее достоверны (например, Ксенфонту сложно верить, т.к. он не был философом; Аристофан также писал о Сократе).

В диалоге «Законы» Сократа нет. В остальных везде выступает Сократ. Исследование диалогов Платона сделать вывод о том, что там выделяется два Сократа, который между собой принципиально расходятся по многим вопросам. Первый Сократ действует в ранних диалогах Платона (1 том собрания сочинений, например «Апология Сократа», «Горгий», «Протагор»). Второй Сократ действует в поздних диалогах Платона (Федон, Федр, Государство, Теэтет, Тимей).

В ранних диалогах Сократ практически не высказывает никаких идей. Там описываются просто обсуждения, где ответ заранее не известен, собеседники вместе его ищут. Сократ использует логические приёмы. В поздних диалогах Сократ догматически излагает свои идеи. В ранних диалогах нет понятия идеи, нет ничего о бессмертии души и о припоминании идей.

Считается, что в ранних диалогах изложено мнение Сократа, а в поздних – Платона. Переходным диалогом является диалог «Минон». Там в начале говорит Сократ №1, а затем Сократ №2.

 

Все диалоги написаны после смерти Сократа. Первый диалог – «Апология Сократа», где описывается его смерть.

 

В диалогах Федон и Критон предлагаются разные обоснования неизбежности принятия смерти Сократом.

В апологии Сократа говорится о том, что неизвестно, является ли душа бессмертной. Поэтому можно говорить о том, что Сократ не был уверен в бессмертии души. А постулировал бессмертие души Платон.

 

 

Платон признаёт влияние страстей на поведение. Сократ же говорит о том, что всё поведение определяется разумом.

Сократ: биография, философия

Сократ — это древнегреческий мыслитель, философ с новаторскими взглядами. Он изменил вектор изучения природы, обратив внимание прежде всего на человека. Природные явления и всё, что окружает людей, не имеет значения до тех пор, пока человек не познает самого себя. Философия Сократа исследует природу человека, а ее объектом выступает личность.

Фото: pixabay.com

Сократ: биография философа

Первый мыслитель, который искал ответы в собственной голове, родился в Афинах, примерно в 470 году до нашей эры. С тех пор утекло немало воды. Не удивительно, что некоторые не знают, кто такой Сократ. Наша познавательная статья кратко расскажет о судьбе философа.

Будущий гений родился в семье каменщика Софроникса и акушерки Фенареты. Сократ рос в семье не один, а со старшим братом — Патроклом. Родители позаботились о том, чтобы дети получили достойное по тем меркам образование. Так, будущий философ знал азбуку и умел писать, читал современные философские труды Анаксагора и ходил на лекции.

Сократ проявлял интерес к культуре тела и военному делу. Он поддерживал физическую форму, получал боевые навыки и учился владеть оружием. Глава семейства посчитал, что военная карьера для младшего сына будет престижным занятием. Так мыслитель оказался в рядах пехотинцев (гоплитов), где не раз проявил смелость и мужество.

Служба в армии не отбила желания учиться. Сократ одинаково хорошо владел как копьем, так и словом, о чем быстро прознали в Афинах. В промежутках между службой и войнами философ часто возвращался в город домой. Тогдашняя молодежь любила слушать его размышления о личности человека. Однако не всем по душе оказалась новая философия.

Фото: pixabay.com

Софисты и Сократ были жестоко высмеяны в пьесе Аристофана «Облака». В ней сам мыслитель изображен как плут и пустослов. Его изношенная одежда и грязные, босые пятки никак не вязались с теми учениями, которые пропагандировал философ. В итоге получился яркий персонаж сапожника без сапог, к тому же требующий за свои «мнимые» познания немалые деньги.

Сократ, годы жизни которого прошли в Афинах, был разочарован представлением. Будучи на одной из постановок «Облаков», философ поднялся на сцену и обратился к публике, предлагая сравнить образ с собой. Мыслитель прекрасно владел искусством риторики и всегда мог удивить слушателей. Оставалось только успевать записывать его умные мысли.

Сократ был дважды женат и растил сыновей после второго брака. Его окружали выдающиеся люди, которые сыграли большую роль в истории. Сократ посеял зерно сомнения в их головы: а так ли обстоят дела на самом деле, как им преподносят политики? Собственное мнение в Древней Греции с детства не было в чести.

Размышления в форме ответов на собственные вопросы кажутся праздным занятием, такой способ познания назвали «Сократовы парадоксы». Нам хорошо известно, как умер Сократ. Он погиб по вине своих жизненных принципов — не иметь никаких принципов. Даже когда он мог спасти себя на суде, заплатив штраф, философ принял казнь как неизбежность.

Читайте также: Сократ: цитаты о мире и знаниях

Фото: pixabay.com

Сократ: философия

Биография Сократа дошла до нас в виде записей его известных учеников — Платона и Ксенофонта. Однако даже в их взглядах есть значительная разница:

  • Ксенофонт заверяет, что Сократ был сторонником жестких мер. Насилие должно порождать еще большее насилие и никак иначе.
  • Платон уверяет, что философ стремился к миру во всем мире. Зло не должно стать болезнью и заразить каждого, до кого доберется.

В связи с этим школа Сократа разделилась на два течения — агрессивное и пацифистское. Объяснить такую пропасть во взглядах одного человека можно легко, зная его биографию. Судите сами:

  • С полководцем Ксенофонтом Сократ сражался на поле боя, проливал кровь и видел ужасы войны. Конечно, в таких условиях рассуждать о гуманизме глупо и опасно.
  • С Платоном философ вел беседы в мирных Афинах за бокалом красного вина. Сократ мог позволить себе быть сдержанным и великодушным. Ему он запомнился добрым и чутким.

Труды Сократа сохранились в основном благодаря записям его учеников. Сам он мало брался за письменные принадлежности и предпочитал устную речь. Идеей его учения было познание себя и поиск ответов не в окружающем мире, а в разуме. Ему было некогда заниматься внешностью и гардеробом: он ходил в отрепье на голое тело, без обуви и украшений.

Общая картина неопрятного, мощного увальня со светлыми мыслями и поставленной речью очень удивляла. Сократ считал главным злом не бедность, а невежество. Философ не вдалбливал в головы слушателей избитые факты, а хотел научить их мыслить самостоятельно. В глубокой задумчивости он мог простоять на одном месте целые сутки и не сдвинуться с места.

Фото: wikipedia.org

Суд над Сократом был проведен именно из-за его свободомыслия. Устоявшиеся принципы общества Древней Греции оказались под угрозой нового учения философа. Если бы правители потеряли контроль над народом, то судьба государства оказалась бы под угрозой. Смелые высказывания философа об античных богах дали повод начать судебный процесс.

Сократ обвинялся в «развращении молодежи (юношества) и богохульстве». В те времена семейные устои гласили, что юноши должны во всем повиноваться отцам. Когда философ проводил свои лекции всем желающим, молодые люди с жадностью слушали его рассуждения. В какой-то мере Сократ был нигилистом тех лет и нарушал законы Афин.

Во время суда Сократ защищал свои права сам без адвоката. Существует два труда, описывающие судебный процесс над философом:

  1. «Защита Сократа на суде» (автор — Ксенофонт).
  2. «Апология Сократа» (автор — Платон).

В них подробно расписан суд и поведение мыслителя на нем. Также произведения описывают защитительную речь подсудимого. Сократа приговорили к казни через принятие яда. Так умер великий мыслитель древности.

Фото: pixabay.com

Сократ: цитаты о смысле жизни

Высказывания о жизни философа бережно записаны его учениками и дошли до наших дней. Даже спустя много лет они не кажутся устаревшими.

Сократ поднимал вопросы, которые будут волновать людей вечно. Нет человека, который бы ни разу не задумывался над смыслом жизни. Наука до сих пор не знает, как правильно ответить на данный вопрос. Если отвечать с точки зрения биологии, то мы рождены, чтобы продолжить свой род. Однако, в отличие от животных, нам дан развитый мозг, чтобы понять свое существование.

Жизнь пришла из космоса, туда она в конечном счете и перенесется. Сократ считал, что земная жизнь не единственная, но, в отличие от принятой версии богов, указывал на существование Высшей Силы. Он не боялся умереть, да и вообще считал, что смерть — это освобождение от земных оков. Казнь он принял с улыбкой на лице и спокойно дожидался конца.

Сократ, цитаты которого можно найти в огромном количестве в интернете, сам их никогда не записывал. Ему было некогда делать записи в процессе потока мыслей. Ему приписывают выдающиеся способности мыслить логически. Он все мог подвергнуть сомнению, всегда ища второе дно и то, что прячется от поверхностного взгляда.

Фото: pixabay.com

Перечислим самые известные высказывания философа:

Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Одно только благо — знание, и одно только зло — невежество.
Лишь глупые люди ищут смысл во всем.
Высшая мудрость — это различать добро и зло.
Люди требуют свободу слова в обмен на свободу мыслей, которых у них нет.
Жизнь без испытаний — это не жизнь.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдания.
Я ем для того, чтобы жить, а иные живут, чтобы есть.
Мудрость — это осознание того, насколько мы мало знаем.
Пьянство не рождает пороков, оно их раскрывает.

Удивительно, что философа обвинили в дурном влиянии на молодых людей. Оцените сами, как Сократ выразился о вопросе отцов и детей:

Наша молодежь любит роскошь, дурно воспитана и не уважает стариков. Нынешние дети превратились в тиранов! Попросту говоря, они очень плохие.

Сократ прожил долгую жизнь и оставил после себя значительный след в истории. Его философские идеи до сих пор вдохновляют молодых людей на новые открытия. Попробуйте покопаться в себе и найти свой смысл в жизни.

Читайте также: Омар Хайям: биография, интересные факты

Вклад Сократа Грека в Психологию / психология

Философия — мать всех наук. Давайте разберемся со специальностью, с которой мы имеем дело, и с любым объектом исследования, так же как философия основана на поиске истины и знаний или на ее практическом применении. Таким образом, мы часто находим концепции и перспективы из философской мысли в научных теориях.

Один из самых известных и самых важных классических философов — Сократ, чей вклад был внесен в создание различных методов и способов мышления о функционировании мира и ума. Давайте посмотрим в этой статье некоторые из основных вкладов Сократа в психологии.

  • Связанная статья: «55 фраз Сократа, чтобы понять его мысль»

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (на самом деле философов до него иногда называют досократиком), Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э.., матери-акушерки и отца-скульптора. Хотя детали его жизни сомнительны, в разных работах указывается, что этот человек из скромной семьи с детства обладал великим талантом, формируя различные дисциплины, такие как литература и музыка. Его участие в различных войнах в качестве солдата пехоты известно, как что из Пелопоннеса, и что он женился на женщине по имени Ксантипа.

Что касается его мышления как философа, Сократ Он подчеркнул, сосредоточив свое внимание на области морали и этики. Он считал, что человек стремится к добру и что каждый порок является продуктом невежества. Он считал, что добро, любовь, добро и этика основаны на универсальных определениях. Позиция была противоположна релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен стремиться к мудрости в добродетели, будучи необходимым для ее достижения, признавать само невежество.

Сам он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считает, что они знают больше, чем они действительно знали. По этой причине, Он использовал иронию и диалог, чтобы разоблачить противоречия своих собеседников. и чтобы другие увидели уровень знаний, которыми они на самом деле обладали.

  • Статья по теме: «6 различий между этикой и моралью»

Ваше мышление

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктизма в том смысле, что он считал, что универсальные понятия должны быть получены от простого к сложному, от частного к общему. Каждый должен задавать свои собственные вопросы и формировать свой взгляд на мир, достигая все более глубокого понимания его функционирования..

также его использование маевтики известно, это основано на том, чтобы отвечать на вопросы других с другими вопросами, так что человек сам разработает свой собственный ответ.

Этот философ не писал и не транскрибировал свои размышления Учитывая, что каждый человек должен сформировать свои собственные идеи. Его работа пришла к нам через разных учеников, особенно через Платона, который отразил и углубил его работу в некоторых концепциях, предусмотренных Сократом …

Сократ Он был осужден и приговорен к смертной казни за отравление болиголовом, обвиняется в развращении молодежи и неприятии божеств афинян. Он умер в 470 г. до н.э..

Вклад Сократа в психологию

Прогрессивное развитие науки и ее поиск объективности могут мешать многим наблюдать взаимосвязь между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа в эту и другие науки имеет большое значение и значение. Вот некоторые из этих вкладов.

1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой. Влияние этого факта на современную психологическую науку очевидно, поскольку она является продуктом рождения, отражающим содержание нашего разума, полученное от этих и других авторов …

2. Этика и мораль

Сократ сосредоточил свои мысли на этике и морали. Поведение индивида в обществе и формирование моделей поведения, отношений и ценностей являются одними из множества аспектов, с которыми сталкивается психология..

  • Вас может заинтересовать: «Теория нравственного развития Лоуренса Колберга»

3. Индуктивный метод

Сократ считается одним из пионеров в создании индуктивного метода, делая вид, что люди достиг знания правды через свой опыт вместо того, чтобы начинать с предполагаемого знания и давать добро. Этот метод имеет большое значение в свою очередь при создании научного метода, характеризующегося гипотетически-дедуктивными рассуждениями.

4. Сократов метод

Сократовский диалог Это стратегия, основанная на маевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологии и является базовой в множественной терапии. Он основан на реализации вопросов индуктивного разреза: терапевт задает разные вопросы с целью заставить субъекта задуматься и найти свой ответ на поставленный вопрос..

5. Предвестник конструктивизма

Конструктивизм основан на создании знаний посредством генерации общих знаний, что, в свою очередь, зависит от способности субъекта придавать смысл изученному материалу. Сократ считал, что ты должен учить не тому, что думать, а тому, как это делать. Это соображение связано с поиском конструктивизма, который студент генерирует в процессе обучения, благодаря применению различных вспомогательных средств, предлагаемых средой. Таким образом, как предложил Сократ, учитель должен помочь ученику сформировать свои собственные знания..

6. Использование иронии: противостояние

Сократ был известен тем, что использовал, в его диалектическом методе ирония. Он был предназначен для того, чтобы заставить субъекта увидеть, что противоречия, существующие в его дискурсе, считались мудрыми, и опровергнуть его необъективные аргументы, чтобы понять его истинный уровень знаний..

В терапии его иногда используют похожая стратегия, противостояние, в котором субъект подвергается противоречиям, существующим в его речи или между его речью и его поведением, с тем чтобы он знал о них.

Метод Сократа — Википедия

Метод Сократа — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение.

Сократов метод — это метод элиминирования гипотез, где инициатива одной из сторон была направлена в одних случаях на то, чтобы умерить самоуверенность собеседника, мнящего себя знающим, и доказать ему, что он не только ничего не знает, но более того: оставаясь недалеким человеком, не подозревает о своем невежестве; в других случаях оно имело целью ориентировать собеседника на самопознание, а также на обнаружение и уяснение того, что в нём самом до этого оставалось скрытым, неясным и дремлющим. Этому методу Сократ давал название «обличие». Первый случай назывался «ирония». Последний же случай Сократ рассматривал как средство, с помощью которого можно содействовать «рождению» истины в голове собеседника. Этот метод он называл «майевтикой». Аристотель приписывал Сократу открытие методов определения и индукции, которые Аристотель рассматривал как основу научного метода.

Если довериться записям Платона, Сократ обратился к такого рода дискуссиям после того, как Херафонт, который в молодости был другом Сократа, посетил дельфийскую пифию, которая подтвердила, что нет человека на свете мудрее, чем Сократ.

Сократа озадачила столь высокая оценка, которой он удостоился от дельфийской прорицательницы: он не считал себя мудрым, но и не мог допустить, что бог лгал, ибо это «не пристало ему».

После долгих колебаний и раздумий Сократ решает проверить истинность прорицания. Он прибегает к эксперименту, заключающемуся в сравнительном анализе себя и других людей, которые считаются мудрыми или являются мастерами своего дела. В основном он применял свой метод к идеям, которые не имели конкретного определения, например, к основным моральным принципам того времени: благочестие, мудрость, мужество, справедливость, сдержанность. Такое испытание обличает неявные моральные убеждения собеседника, принося несогласованность и противоречивость в его убеждения.

Сократ вступает в беседу с различными видными людьми Афин, поэтами, ремесленниками, о чём нам повествуют ранние диалоги Платона, например «Евтифрон», в котором Сократ поднимает вопросы морали и эпистемологические проблемы.

В результате эксперимента Сократ свёл прорицание предсказательницы к следующему: «А на самом деле, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.» Иначе говоря, пифия назвала Сократа мудрейшим из людей, потому что он обладает знанием своего незнания, то есть «знает, что ничего не знает» — в то время как остальные, не подозревая о своем незнании, считают себя мудрыми. После чего Сократ решил нести это знание в народ: «Ну и что меня касается, то я и теперь, обходя разные места, выискиваю и допытываюсь по слову Бога, не покажется ли мне кто-нибудь из граждан или чужеземцев мудрым, и, как только мне это не кажется, спешу поддержать Бога и показываю этому человеку, что он не мудр.».

К V веку до нашей эры было 2 типа философов: философы и те, кто обучал философии и риторике. К первым относился Сократ, ко вторым — софисты. «Диалектическое искусство» софистов было искусством убеждать, искусством спора, искусством аргументации, направленным лишь на победу в споре, и ни на что иное. Целью же Сократа всегда была истина, а не желание выигрывать спор любой ценой (прав ты или не прав), как это было принято у софистов, скорее не проясняющих, а наоборот, затемняющих предмет обсуждения, дискуссии, спора. Метод, с помощью которого Сократ показывал истину, был назван методом Сократа.

Elenchus (др.-греч. испытание) — основная техника метода Сократа. В Платоновских ранних диалогах, elenchus — это техника Сократа для исследования, например, сущности или определения моральных аспектов, таких как справедливость или достоинство. В диалоге необходимо было установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей.

Основные составные части «сократического» метода:

Ирония Сократа — это скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающим». Прикидываясь простаком, Сократ обращался к человеку с вопросом, по той теме, в которой тот был сведущим. Сократ задавал заранее продуманные вопросы, которые постепенно заводили собеседника в тупик, пока он, собеседник, окончательно не запутается в своих суждениях. Тем самым Сократ лишал самонадеянности «многознающего» собеседника, обнаруживая противоречия в его суждениях и несоответствия между исходными посылками и конечными выводами.

После прохождения данной части диалога, собеседник освобождался от своей самоуверенности и был готов к тому, чтобы сообща искать истину. И теперь, за «Иронией», следовала «Майевтика» — «искусство помочь родиться знанию». Сократ считал, что знания уже содержатся в головах слушателей, и задачей учителя видел лишь извлечение этих знаний на поверхность, доведение их до сознания человека, что он и делал путём задавания наводящих вопросов или же нахождением противоречий в новых утверждениях собеседника.

Все содержание диалога можно отнести к своеобразной «индукции» и «определению».

Индукция по Сократу состоит в том, что он не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. Наведение достигалось восхождением от частного к общему в процессе беседы, что можно наблюдать в диалоге о понятии «несправедливость» Сократа и Евтидема.

Сначала Евтидем устанавливает предварительное определение несправедливости «Несправедливость -. несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) — то есть то, что плохо», после чего Сократ указывает путём вопросов на противоречия в утверждении оппонента «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи? (грабеж)». И такое наведение и формирование определений происходит на протяжении всего диалога.

В итоге, в результате совместного поиска истины все сводится к определению «Несправедливость есть: а) плохие поступки б) по отношению к друзьям, в) которые им вредят».

Всего можно насчитать пять шагов «сократовской» беседы:

  1. Собеседник Сократа утверждает тезис, например, «Мужество — это стойкость души», который Сократ считает ложным.
  2. Сократ путём общих определений указывает оппоненту на его противоречивый тезис, например, «Мужество — это хорошо» и «Упорство без благоразумия — это плохо».
  3. Оппонент соглашается с противоречивостью своих суждений. И обращается к Сократу за Советом.
  4. Сократ показывает своё незнание в данном аспекте, тем самым ставя оппонента в тупиковую ситуацию («Я знаю, что ничего не знаю»).
  5. Далее Сократ путём беседы с наводящими вопросами способствует «зарождению» новой истины у оппонента.

Такое исследование может привести к новому, улучшенному высказыванию, которое опять будет исследоваться, в данном случае «Мужество есть благоразумное упорство». Точная цель испытания является предметом многих обсуждений, в частности, положительный ли это метод, приводящий к знанию, или же отрицательный, используемый только для опровержения ложных знаний.

Поводы для современного использования данного метода и использования его Сократом не всегда эквивалентны. Сократ редко использовал свой метод для развития теорий, вместо этого используя мифы для их объяснения.

Например, в Пармениде показывается использование Парменидом сократического метода для выявления недостатков в теории форм Платона, которую представлял Сократ. Вместо получения ответов, метод используется для опровержения существующих теорий, за пределами аксиом и постулатов, которые мы считаем само собой разумеющимися.

Круг Сократа[править | править код]

Круг Сократа (так же известен как «сократический» семинар) — педагогический подход, основанный на методе Сократа и используется для лучшего усвоения информации. Данная методика подразумевает исследование информации с помощью дискуссии и основывается на том, что у ученика есть уже какие-либо знания по теме дискуссии, а новые знания приобретаются путём участия в обсуждении. Цель этой активности заключается в том, чтобы участники обсуждения, высказывая свои мнения, пришли к единому ответу, а не победа одного человека или группы в споре (подтверждение превосходства своей теории над другими).

Этот метод основан на убеждении, что участники обсуждения получат более глубокие знания о предмете при вдумчивых рассуждениях, чем через обычное ознакомление с материалом. Несмотря на то, что «сократические» семинары могут отличаться по структуре, они обычно имеют следующий состав: материал, с которым ученики должны ознакомиться заранее, и два концентрических круга студентов: внутренний и внешний круги. Внутренний круг сосредоточен на анализе материала с помощью метода Сократа, то есть последовательных вопросов и ответов. В это время участники внешнего круга наблюдают за дискуссией внутреннего круга, не вступая в неё.

Когда обсуждение во внутреннем круге заканчивается, участники внешнего круга высказывают мнение о нём. Продолжительность этого процесса зависит от темы дискуссии. Преподаватель может менять группы местами на своё усмотрение, или же группы чередуются после каждой дискуссии. Разница между таким способом обучения и обычным методом обучения заключается в роли преподавателя. Роль преподавателя в «сократическом» круге заключается лишь в том, что он только направляет дискуссию в нужное русло с помощью наводящих вопросов, при этом он не является полноценным участником дискуссии.

Вариации круга[править | править код]
  1. Аквариум: Студенты вместе с преподавателем образуют два круга: внешний (наблюдатели) и внутренний (активные участники). Члены внутреннего круга активно участвуют в обсуждении предложенного преподавателем вопроса. Остальные студенты наблюдают и выступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересовала; они дополняют, задают вопросы, конкретизируют. При этом «наблюдатель» должен встать рядом с активным участником, который привлек его своей версией. После обсуждения одной проблемы (вопроса) участники меняются местами (те, кто стоял за пределами круга, садятся в круг). Желательно, чтобы все студенты побывали в кругу.
  2. Панельный метод: Студенты делятся на группы по 6-8 человек, которые располагаются в аудитории по кругу. Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их позицию. В течение 15-20 мин. в группе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения. Представители групп собираются в центре круга и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные студенты следят за ходом обсуждения и тем, насколько точно представитель группы выражает общую позицию. Они не могут высказывать собственное мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, в которых излагают свои соображения. Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её членами. Панельное обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения. После окончания дискуссии представители групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются уже всеми студентами.

Не важно какая вариация будет выбрана преподавателем. Все семинары данного типа поощряют коллективную работу участников с последующим формированием единого мнения по теме дискуссии. Акцент ставится на критическое и креативное мышление.

Вопросный метод в кругу Сократа[править | править код]

Круг Сократа основан на взаимодействии обучающихся между собой. В большинстве своем это взаимодействие происходит в системе вопрос-ответ. Вопросный метод является эффективным способом исследовать глубину мысли. Сократические вопросы используются для поддержания дискуссии в активном состоянии. Они фокусируются на общих идеях, а не на конкретной информации. Круг Сократа обычно начинается с вопроса, предложенного преподавателем или другим участником. Преподаватель задаёт наводящие вопросы, тем самым не давая участникам отходить от темы дискуссии, а также помогая, когда обсуждение заходит в тупик. Он помогает углубиться в проблему и выработать множество различных позиций по данной теме путём задавания соответствующих вопросов. Участники также отвечают за поддержание обсуждения в «сократическом» круге. Они внимательно слушают то, что говорят другие участники, поскольку это помогает им высказывать свои мысли убедительно, опираясь на мнения предыдущих ораторов.

В сократическом круге вопросы делятся на 3 типа:

  1. Начальные вопросы, которые порождают обсуждение в начале семинара.
  2. Направляющие вопросы, которые помогают углублять и дополнять обсуждение.
  3. Заключительные вопросы, которые подводят участников к подведению итогов дискуссии.

Советы по применению вопросного метода:

  • Заранее продумайте основополагающие вопросы, которые определят суть и направление диалога
  • Следите за ответами
  • Задавайте зондирующие вопросы
  • Периодически обобщайте все сказанное, фиксируя ключевые моменты обсуждения
  • Подключите к обсуждению как можно больше участников
  • Позвольте участникам самостоятельно раскрывать новые знания, отвечая на поставленные зондирующие вопросы.

Психотерапия[править | править код]

Сократовский диалог является важным элементом различных личностно-ориентированных психотерапевтических методов, задачей которых служит вовлечение пациента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. Со времен Поля Дюбуа метод Сократа используется в психотерапии, чтобы «развить и укрепить ум больного, научить его правильно смотреть на вещи, умиротворить его чувства, меняя вызвавшие их представления». Наибольшее применение данный метод нашёл в классической адлерианской терапии, когнитивной терапии и терапии реальностью, в которых он используется в виде своеобразной интеллектуальной борьбы, в ходе которой корригируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения больного. Психотерапевт постепенно, шаг за шагом подводит пациента к необходимому и запланированному выводу. В основе этого процесса лежит логическая аргументация, составляющая суть методики сократовского диалога. Во время беседы психотерапевт задаёт вопросы пациенту таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы, на основе чего пациент подводится к принятию суждения, которое в начале беседы не принималось, было непонятным или неизвестным.

Наиболее развит сократовский диалог в когнитивной модальности, где он назван «краеугольным камнем когнитивной терапии» и состоит из 4-х этапов:

  1. конкретные вопросы,
  2. эмпатическое слушание,
  3. подведение итогов,
  4. аналитические вопросы.
  • Фохт Б. А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. — М. 1998. — № 1 (22). — С. 60-64.
  • Шульц О. Е. Практика сократовского диалога в дианализе // Психотерапия, практическая и консультативная психология — сплетение судеб: Материалы Международного Конгресса. — Киев. — 4-7 октября 2012 // Ежемесячный научно-практический журнал Психотерапия. — Москва, 2012. — № 12. — С. 99-100.

Вклад античных мыслителей в развитие научной психологии

В трудах древнегреческих мыслителей мы находим попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию, которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира, из идей об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. (Вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих пор остается стержневым в психологической теории.
Только после того, как была осмыслена производность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым — и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.
Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно-воспринимаемых телом.
Это направление придало особую остроту проблеме, которую следует обозначить как психогностическую (от греч. «гнозис»- знание). Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которыми сталкивается исследование психологических фактов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью-природной или культурной. Эта реальность преобразуется соответственно психическому аппарату субъекта в воспринимаемую им в форме чувственных или умственных образов-будь то образы окружающей среды, поведения в ней личности или ее самой.
Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяснительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог, какой бы сверхсложной электроникой он ни был вооружен.

Мир культуры создал три «органа» постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство-на художественном образе, наука-на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи, обогащенные многовековым опытом человекознания, из которого черпались как мифические представления о характере и поведении богов, так и образы героев эпоса и трагедий, осваивали этот опыт сквозь «магический кристалл» рационального объяснения природы вещей- земных и небесных. Из этих «семян» росло разветвленное древо психологии как науки.
О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд, летопись достижений, которыми способна гордиться античная психология немногословна. Одним из первых стало открытие Алкмеоном того, что органом души является головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста, это выглядит невеликой мудростью. Однако, чтобы по достоинству оценить нетривиальность алкмеонова вывода (который, кстати, был не умозрительной догадкой, но вытекал из медицинских наблюдений и экспериментов), стоит напомнить, что через двести лет после этого великий Аристотель считал мозг своего рода «холодильником» для крови, а душу, с ее способностью воспринимать мир и мыслить, помещал в сердце.
Конечно, в те времена возможность экспериментировать над человеческим организмом была ничтожной. Сохранились сведения, что ставились опыты над приговоренными к казни, над гладиаторами и т. п. Нельзя, однако, упускать из виду, что античным медикам приходилось, врачуя людей, изменять их психическое состояние, передавать от поколения к поколению сведения об эффективности своих действий, об индивидуальных различиях. Не случайно учение о темпераментах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галена.
Не меньшее значение, чем опыт медицины, имели другие формы практики-политическая, юридическая, педагогическая. Изучение приемов убеждения, внушения, ведения словесного поединка, ставшее главной заботой софистов, превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи. В практике общения Сократ открыл изначальный диалогизм (проигнорированный возникшей в XX веке экспериментальной психологией мышления), а его ученик Платон-внутреннюю речь как интериоризованный диалог. Ему же принадлежит столь близкая сердцу современного психотерапевта модель личности как динамической системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте. Открытие множества психологических феноменов связано с именем Аристотеля (механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим интеллектом и др.).
Стало быть, сколь скудной ни была бы эмпирическая ткань психологической мысли античности, без нее эта мысль не могла «зачать» традицию, приведшую к современной науке, В то же время никакое богатство реальных фактов не может обрести достоинства научного объяснения безотносительно к умопостигаемой логике их анализа. Эта логика, в отличие от ее всеобщих форм, является предметной. Она строится соответственно проблемой ситуации, задаваемой развитием теоретической мысли, овладевающей конкретным предметным содержанием и имеет свои особые формы- категории.
В развитии психологии античность прославлена многовековыми великими теоретическими успехами. К ним относятся не только открытия фактов, построение новаторских моделей и объяснительных схем. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное, и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.
За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим термином «душа», давшим имя нашей науке.

14.Вклад Сократа в изучение человеческой души.

Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает и новый взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.

Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность – это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для то го, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положению своих взглядов, связанному с переносом центра исследовательских интересов с окружающей действительности на, человека.

Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение «вовнутрь» – к собственным переживаниям и состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души.

Если софисты приняли за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

Во всяком случае, в его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли ставилась в зависимость от зада чи, создающей препятствие для ее привычного течения. Именно такой задачей становилась система вопросов, которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым его умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила характер диалога. Оба признака: а) направленность мысли, создаваемая задачей, и б) диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов, – стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления.

Об этом философе, ставшем на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает.

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *