Восприятие времени в психологии: Восприятие времени — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ – Процесс восприятия времени

Автор: | 15.03.2021

Содержание

Восприятие времени — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Структура восприятия времени дана на рис. 47.  При восприятии времени важное место занимает чувство времени. Чувство времени у человека не врожденное, оно развивается в процессе жизни на основе накопления опыта.

Поскольку время, наряду с пространством, есть форма существования материи, все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени. Поэтому специального, самостоятельного анализатора времени нет. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов человека.

Рис. 47.  Структура восприятия времени и его компоненты

В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.  Ее динамика в нервной системе и составляет

физиологическую основу восприятия времени. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие длительности явлений. При оценке продолжительности событий и временных  интервалов следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается. Преуменьшение времени – это всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных, малозначимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время больше 5 – 10 мин – преуменьшается. Наиболее коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке  временных интервалов способствуют слуховые и кинестетические ощущения. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Способность к оценкам малых интервалов времени, характерных в производственной деятельности развивается у человека довольно быстро. Как показали психологические исследования С. Г. Геллерштейна, достаточно пятидневных упражнений, чтобы человек смог хорошо оценивать время в 0,01–0,02 с и точно определить разницу во времени  между 0,15 и 0,2 с.

Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Часы, дни и недели, заполненные значительными и интересными событиями, кажутся быстротечными, короткими. Отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, все было однообразно, привычно, представляется особенно длинным.

При воспоминании наблюдается другой характер оценки времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными и однообразными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.

Процесс восприятия времени

Человек сопряжен со временем, это одно из уникальных его свойств. Любая деятельность происходит во временном пространстве, имеет определенные показатели темпа, ритма, периодичности, требует оценки доступного временного ресурса.Уложиться во времени также важно, как и произвести действие правильно. «Дорога ложка к обеду», гласит русская пословица.

Время с точки зрения психологии

Психологическое время существенно отличается от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени.

Исследователи, изучающие законы протекания психологического времени сталкиваются с особенностью: в отличие от перцепции, «рецепторы времени» очень сложно обнаружить, элементарные «ощущения времени», на которых основывается его восприятие, также выделить трудно. Тем не менее, человек хорошо ориентируется во времени, даже без часов. Множество процессов физиологического характера: сердцебиение, дыхание, смена сна и бодрствования имеют ритмическую природу, определяющуюся четкими временными характеристиками.

По утверждению психолога В.Вундта ритмичность является одним из важнейших свойств сознания. Восприятие времени человеком основано на физиологическом механизме регуляции временного аспекта функционирования организма, называемого биологическими часами. Большинство авторов современных психологических концепций считают биологическими часами ядра гипоталамуса. Как же человек оценивает время с точки зрения психологии? Как он определяет продолжительность происходящих с ним событий?

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Восприятие времени психология связывает с темпом происходящих в организме физиологических изменений. Например, если обмен веществ ускоряется, субъективная оценка времени становится искаженной: человеку кажется, что время течет быстрее обычного и наоборот. Это открытие было сделано Г. Хогландом. У жены ученого, которая была простужена, наблюдались значительные температурные колебания. Известно, что повышенная температура тела ведет к усилению метаболизма, а пониженная к его ослаблению. Хогланд предложил ей оценить субъективную минуту, то есть указать, не сверяясь с часами, когда пройдет минута. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела четко прослеживается. Чем выше температурные показатели, тем длиннее становится период времени, определяющий минуту.

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Рисунок 1. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933)

Данные аналогичного характера были получены и при последующих исследованиях, в том числе и с применением фармакологических средств. Больные, получающие стимуляторы, отмечали, что время течет быстрее. Те, кто принимал релаксанты, напротив, указывали, что движение времени замедляется. С чем связаны такие искажения восприятия времени?

Дело в том, что организм, находящийся в состоянии активизации, требует повышенных темповых характеристик деятельности. Другими словами, субъектом осознается команда «надо спешить». Создается ощущение нехватки времени, что дополнительно сти

Восприятие времени человеком: загадки искажения

Рубрики : Нейронаука, Последние статьи

Ученый-когнитивист Джим Дэвис объясняет, от чего зависит восприятие времени человеком и как места, в которых мы находимся, и вещи, которые мы делаем, искажают наше представление о нем.

Наши особенности восприятия времени могут привести к некоторым странным последствиям. Например, представьте, что ваш коллега говорит: «Следующее субботнее заседание было перенесено на два дня вперёд». Когда будет проходить встреча? Ответ можно предсказать, исходя из ваших отношений со временем. Если вы воспринимаете время, как текущее по направлению к вам, вы, скорее всего, скажете, что встреча будет проходить в четверг. Но если вы воспринимаете себя как человека, пробирающегося сквозь время, то вы, очевидно, ответите, что встреча перенесена на понедельник.

Это еще не все: то, как вы относитесь к времени, зависит от того, что вы делаете в данный момент. Если вы стоите в середине поезда, который едет, вы, скорее всего, используете метафору движущегося времени и скажете — четверг; но если вы уже сходите с поезда, вероятнее всего, вы решите, что встреча состоится в понедельник (1). У этого явления есть простое объяснение: если человек чего-то ждет, время течет по направлению к нему; если же нет, то время – это нечто, к чему он движется.

Другой способ влияния пространства на наши мысли о времени проявляется тогда, когда мы путешествуем по незнакомой территории. Вы никогда не задумывались, почему, когда вы путешествуете, во время обратной поездки кажется, что расстояние короче и дорога занимает меньше времени? Как отмечает Клодия Хэммонд в потрясающей книге «Искажённое время: особенности восприятия времени» (Time Warped: Unlocking the Mysteries of Time Perception), это происходит потому, что мы не знаем конкретной длины нашей дороги и оцениваем дистанцию, исходя из других сигналов — например, сколько новых воспоминаний мы получили. Когда мы отправляемся в какое-то новое место, поездка кажется дольше, чем на обратном пути, потому что мы видим кучу новых вещей. На обратном же пути мы просто распознаём ориентиры и не занимаемся кодированием новых воспоминаний, поэтому наш мозг оценивает, что время и пространство – короче (подробнее об этом читайте в нашей статье про время и его связь с нашими эмоциями). Это происходит во время автомобильных поездок – точно так же, как на небольших пространствах, таких как аэропорты и парки развлечений.

Еще один пример влияния пространства на время связан с тем, как мы привязываем его (время) к нашему телу. Как носители западной культуры мы привыкли думать, что прошлое находится позади, будущее — впереди. Это отражается даже в том, как мы говорим («Оглядываясь на свою жизнь …»; «Впереди у меня несколько дедлайнов… «). Это также отражается в наших жестах — когда, например, мы помещаем руку перед собой, говоря о предстоящей дате. Однако в некоторых других культурах принято думать о прошлом, как о чем-то, что находится впереди. Например, носители языка Аймара из Анд (2) делают жест вперед, когда речь идет о прошлом. Но больше всего поражает тот факт, что все, независимо от того, к какой культуре они принадлежат, думают о будущем как о «где-то»: люди говорят о времени и жестикулируют (3) в разговоре о нём, как если бы оно находилось в пространстве.

Расположение вещей в пространстве также может повлиять на восприятие времени человеком. Если вы покажете людям лучи света, которые зажигаются по одному, они оценят, что время между каждой вспышкой дольше, если пространство между лучами больше. В науке этот феномен известен под названием «эффект каппа» («kappa effect», 4).

Наши пространственные метафоры времени также влияют на наше восприятие. В 2010 году Дэниел Казазанто, психолог из Университета Чикаго, запустили эксперимент, который показал, как «можно манипулировать с помощью образов на экране компьютера» оценкой длительности чего-либо носителями английского и испанского языков. Он опирался на тот факт, что носители английского языка говорят «долгое время» («a long time»), в то время как испанцы говорят «много времени» («a lot of time»). То есть англоговорящие люди склонны думать о времени, как о пространственной длине, в то время как носители испанского говорят о времени, как об объеме. Казазанто предположил, что эти языковые различия не были исключительно внешними. Чтобы проверить, можно ли влиять на оценку продолжительности, он показывал своим респондентам либо линии, расположенные по всему экрану, либо заполненные контейнеры. В результате Казазанто обнаружил (5), что наблюдение за длинными линиями повлияло на ответы англоговорящих респондентов сильнее, чем наблюдение за заполненным контейнером – носители английского решили, что более длинная линия потребовала больше времени на своё оформление. Заполненный контейнер имел схожее влияние на испаноговорящих.

Эйнштейн показал, что пространство и время не являются принципиально различными аспектами природы. Так стоит ли удивляться тому, что оба этих явления взаимосвязаны в нашем сознании?


Читайте также 
— «Куда уходят годы?»: психолог объясняет, почему с возрастом время «ускоряется»
— Почему мы прокрастинируем: взгляд из будущего
— Когда начинается будущее: проблема идентичности и мотивации

Ссылки на исследования

1. Skye Ochsner Margolies, L. Elizabeth Crawford «Event valence and spatial metaphors of time». Cognition and Emotion: Vol. 22, Issue 7, 2008.

2. Rafael E. Núñez, Eve Sweetser «With the Future Behind Them: Convergent Evidence From Aymara Language and Gesture in the Crosslinguistic Comparison of Spatial Construals of Time». Cognitive Science 30 (2006) 1–49. Режим доступа: http://www.ppls.ed.ac.uk/ppig/documents/NSaymaraproofs.pdf.

3. Rafael E. Núñez, Kensy Cooperrider. «Doing time: Speech, gesture, and the conceptualization of time». Режим доступа: http://www.cogsci.ucsd.edu/~nunez/web/19-3.PDF.

4. Daniel Casasanto, Lera Boroditsky «Time in the mind: Using space to think about time». Cognition: Vol. 106, Issue 2, February 2008, pp. 579–593.

5. Daniel Casasanto «Space for thinking». Language, cognition and space: State of the art and new directions, 453-478 (2009). Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/41625607_Space_for_thinking

По материалам: «How Where You Are or What You’re Doing Alters Your Sense of Time», Nautil.us.
Обложка: Carlos Andrés Reyes.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Психологическое время личности — особенности восприятия

Психологическое время – это категория, определяющая восприятие временных отношений и событий жизненного пути, как отражение психики человека. Отличие от классического астрономического времени заключается в субъективности восприятия, зависящего от множества различных факторов, не всегда имеющих отношение даже непосредственно к личности. Психологическое время включает такие параметры, как скорость протекания событий, их удалённость в прошлом или будущем, сжатость или растянутость одного и того же временного промежутка в личностном восприятии.

Кроме этого, понятие психологическое время затрагивает такие категории, как понимание конечности жизни или ощущение безвременья, возрастных этапов (время в которых также тянется с различной скоростью), а также существования всего земного и исторической связи событий.

Психологическое время личности касается не только индивидуального пути, но также последующих и предыдущих поколений, ощущение непрерывности событий или их кластерной последовательности. Каждый человек оценивает время собственной жизни неотрывно от культурного и общечеловеческого контекста, пережитых событий и исторических моментов, значимых для личности. Психологическая минута редко соответствует тому, что отмеряет секундная стрелка, а в зависимости от настроения меняется либо в более продолжительное время, либо субъективно укорачивается.

Понятие психологического времени

Психологические особенности восприятия времени подвергаются изучению особенностей и механизмов этого феномена длительное время. Само понятие психологическое время всегда подразумевает исключительно субъективное восприятие временного промежутка человеком. Напрямую ощущение скорости течения времени связано с уровнем интереса человека к происходящему, выполняемой деятельности или собеседнику. Многочисленные наблюдения показывают, что при интересе к происходящему человек не замечает, как проносятся часы, но при скуке или негативе одна минута может казаться вечностью. Наблюдалась разница восприятия времени в зависимости от возраста, так у детей один день может быть равноценен целому году, тогда как во взрослом возрасте целый год может промелькнуть, как один день.

Космическое время является постоянным и непрерывным, в то время как психологическое время может замедляться или ускоряться, как перемотка фильма. Непрерывность происходящего или отрывочность времени может говорить о душевном состоянии человека, возможных психических и физиологических нарушениях. Некоторые объясняют это провалами в памяти или выборочным запоминанием, но если для человека время часто прерывается и поток событий не связан с категориями прошлого и будущего, то это свидетельствует о неврологических нарушениях (обычно поражения правого полушария). Вариант, когда время прерывается, но отсутствуют органические поражения, может указывать на серьёзный жизненный кризис, психологическую травму, определённый душевный надлом.

Тесная связь ощущения времени рассматривается в психологии, поскольку напрямую влияет на переживание конечности жизни, экзистенциальное понимание её смыслов или тупика сложившейся ситуации. Психологическое время человека является критерием гармоничности жизни и личности – чем равномернее оно течёт, чем меньше в нём разрывов, тем больше смысловых и ценностных связей во всей жизни человека.

В социально-культурном аспекте умение воспринимать и анализировать прошлое и будущее необходимы для непосредственного индивидуального самоосознания личности самой себя, как части единого большого процесса. Умение сравнивать себя с остальными во временном контексте и историческом ракурсе даёт понимание конечности собственной жизни и вариантов её продолжительности, что в итоге непосредственно влияет на построение жизненного пути, выбор целей и смыслов.

Возрастные кризисы наступают тоже не по паспортному возрасту, а по психологическому. Так в межличностных отношениях человек может ощущать себя на сорок, среди друзей на двадцать, а на работе на тридцать пять. Это всё обуславливается эмоциональным состоянием, социальным окружением и присутствующими требованиями.

Механизмы восприятия времени

Восприятие времени обусловлено определёнными механизмами и факторами, поскольку отдельного органа восприятия не существует, как например визуального или обонятельного. Из главных субъективных факторов и закономерностей выделяются те, зависящие от степени наполненности отрезка и увлечённости. Когда на единицу времени выпадает высокая плотность событий и они все крайне интересны субъекту, то такой промежуток в непосредственном переживании воспринимается короче, чем объективное время.

Наоборот происходит при монотонной деятельности, отсутствии событий или же при отсутствии интереса к происходящему. Когда пережитое оценивается по прошествии времени, то там где было больше событий и больше интереса, человеком оценивается, как более длительный период. То время, которое было потрачено без увлечения или в ожидании, потом воспринимается значительно короче, обесценивается. В данной закономерности одну из ключевых ролей играет переключение внимания – чем больше моментов переключения, тем длиннее воспринимается отрезок, поэтому, чем разнообразнее события и деятельность, тем быстрее время ощущается в настоящем (не происходит переутомления внимания) и тем больше растягивается при оценке (из-за множественности событий).

Влияние эмоциональных переживаний на протяжении временных отрезков способно их укорачивать или удлинять. Свойство психики состоит в том, что все негативные эмоции переживаются субъективно дольше, а позитив наоборот сжимается. Это связано с потребностью избавления от неприятного и получения радости – психика не приспособлена к длительному переживанию страха или боли, поэтому удлиняется восприятие этих переживаний, чтобы быстрее были предприняты попытки изменения ситуации.

Изначальное ощущение времени формируется на основе цикличных явлений окружающей среды – восходы солнца, смена времён года, особенности жизни и реакции организма. Именно такая цикличность изначально позволяет человеку приобрести базовые навыки примерного ориентирования во временном пространстве. Потом подключаются описанные ранее механизмы наполненности и интереса деятельности.

Со временем восприятие времени начинает меняться, поскольку любое событие, его длительность личность соотносит с предыдущим опытом. Так студенты начинают ориентироваться, когда закончится пара или вставать на работу без будильника. Но потом это соотнесение изменяется, поскольку текущие промежутки соотносятся не только между собой, но со всем прожитым периодом. Именно этим объясняется ощущение, что с возрастом время течёт быстрее. Один год у трехлетнего ребенка – это треть его жизни, а может и половина, если младенчество он не помнит. Но год в восприятии пятидесятилетнего человека составляет очень мизерную часть, сравнимую с неделей жизни для ребёнка.

Проблема времени в психологии

Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет. Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо. В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.

В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов. В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания. Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью. А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.

Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей. Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным. Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.

На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах. Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

как контролировать субъективное восприятие времени / Habr

В один из недавних субботних дней мы с моей женой Сьюзан поехали в город, чтобы посетить Метрополитен-музей, где мы не были с тех пор, как у нас родились сыновья. Там была толпа посетителей, и где-то с час мы гуляли, впитывая всю глубину искусства. Мы ненадолго разделились; Сюзан осматривала работы Моне и Ван Гога, а я проскользнул в боковую галерею, размером не более вагончика, в которой в стеклянных ящичках хранились маленькие скульптурки Дега. Там были бюсты, лошади, фигурка потягивающейся женщины, встающей и вытягивающей руку так, будто она проснулась после долгого сна.

А в конце галереи в одном длинном ящике было два десятка балерин в разных позах. Одна танцовщица изучала свою ступню, другая надевала чулки, третья стояла, вытянув правую ногу вперёд, а руки – за голову. Поза arabesque devant – стоя на одной ноге, наклонившись вперёд, руки вытянуты – будто ребёнок, имитирующий самолёт. Их движения были застывшими, но живыми; мне казалось, что я внезапно зашёл на репетицию и танцовщицы замерли ненадолго, чтобы я смог насладиться их грацией. В какой-то момент группа молодых людей, которые показались мне также танцорами, зашли в галерею. Их инструктор сказал: «Ну-ка, быстро, выберите, кто из них вы?», и каждый из них выбрал одну из поз для подражания – один из ближайших ко мне мужчин вытянул ногу вперёд, упёр руки в бёдра, отодвинув локти назад. «Мне нравится, что ты выбрал эту позу, Джон», – сказал инструктор.

Время летит, когда вы развлекаетесь. Когда вы оказались в трудной ситуации, оно может замедляться – в дорожном происшествии или при падении с крыши, а также искажаться под воздействием одурманивающих веществ, и в зависимости от вещества двигаться быстрее или медленнее. Существует множество менее известных способов управлять течением времени, и учёные постоянно находят новые. К примеру, возьмём две скульптуры Дега: одна выше, вторая ниже.

Это скульптуры из той серии, что я рассматривал, демонстрирующие позы танца разной степени напряжения. Одна балерина отдыхает, другая выполняет третью позицию арабеска. Скульптуры и их изображения не двигаются, но кажется, что изображённые балерины движутся – и этого, как оказывается, достаточно для того, чтобы исказить ваше восприятие времени.

В исследовании от 2011 года Сильви Друа-Воле [Sylvie Droit-Volet], нейропсихолог из Университета им. Блеза Паскаля, вместе с тремя соавторами показывали группе добровольцев изображения двух балерин. Эксперимент проходил по схеме деления пополам. Сначала на экране каждый из испытуемых видел нейтральную картинку, находившуюся там либо 0,4 секунды, либо 1,6 секунды. После нескольких повторений испытуемый тренировался различать два этих временных интервала. Затем на экране на какое-то время появлялась фигура балерины. После каждого просмотра испытуемый нажимал кнопку, обозначая, посчитал ли он этот временной интервал длинным или коротким. Результаты были недвусмысленными: им казалось, что балерина в позе арабеск, более динамичной позе, находится на экране дольше, чем это было на самом деле.

Это имеет смысл. Сходные исследования обнаружили связь между восприятием времени и движением. Кажется, что движущаяся фигурка на экране компьютера остаётся на экране дольше, чем стационарная. Чем быстрее двигаются фигурки, тем больше искажение. Но скульптуры Дега не двигаются – они лишь подразумевают движение. Обычно искажения длительности возникают из-за того, как вы воспринимаете определённые физические свойства стимулов. Если вы наблюдаете за светом, мигающим каждую десятую долю секунды, и одновременно слышите звуковые сигналы, повторяющиеся чуть помедленнее – каждую пятую долю секунды, к примеру – то вам будет казаться, что свет мигает медленнее, вместе со звуком. Это происходит из-за того, как работают наши нейроны; многие иллюзии, касающиеся времени, находятся в аудиовизуальной области. Но у Дега нет искажающих время свойств, нет движения. Это свойство полностью создаётся и возникает внутри наблюдателя – оно реактивируется памятью, возможно, даже воспроизводится. То, что просто наблюдая за скульптурами, можно искажать время, очень много говорит о том, как работают наши внутренние часы.

Одна из самых богатых областей в исследовании восприятия времени – эффект, оказываемый на восприятие эмоциями. Друа-Воле провела несколько интригующих работ, изучающих эту взаимосвязь. В недавней серии экспериментов испытуемые наблюдали за несколькими изображениями лиц, нейтральных, или выражающих простые эмоции, такие, как счастье или раздражение. Каждое изображение оставалось на экране либо 0,4 с, либо 1,6 с, и испытуемому нужно было выбрать один из этих промежутков. И всё время испытуемым казалось, что счастливые лица остаются на экране дольше, чем нейтральные, а лица, отражающие гнев или страх, казалось, задерживаются ещё дольше.

Ключевой момент – физиологическая реакция «возбуждения», только не такая, о которой вы подумали. В экспериментальной психологии возбуждение – это степень готовности тела реагировать каким-либо образом. Оно измеряется через пульс и проводимость кожи. Иногда испытуемых просят оценить их собственное возбуждение, когда они смотрят на лица или кукол. Возбуждение – нечто вроде физиологического выражения эмоций человека, или предшественник физического действия; на практике могут быть различия. Согласно стандартным измерениям, гнев – наиболее возбуждающая эмоция, как для смотрящего на фото, так и для того, кто его испытывает; за ним идёт страх, потом счастье, потом грусть. Считается, что возбуждение ускоряет наш внутренний метроном, из-за чего за определённый промежуток времени набирается больше ударов, а значит, человеку кажется, что эмоционально окрашенные изображения остаются на экране дольше, чем другие изображения, выводимые на тот же промежуток времени. В исследовании Друа-Воле воспринимаемая длительность демонстрации грустных лиц была больше, чем у нейтральных, но не настолько больше, чем у счастливых лиц.

Физиологи и психологи считают возбуждение предварительным физическим состоянием – не двигающийся, но готовый к движению. Когда мы наблюдаем за движением, даже за подразумеваемым движением на неподвижной картинке, считается, что мы разыгрываем его у себя в голове. В каком-то смысле, возбуждение показывает вашу возможность ставить себя на место другого человека. Исследования показывают, что когда вы наблюдаете за действием – кто-то поднимает мяч, к примеру – мускулы вашей руки готовятся к нему. Мускулы не двигаются, но их электрическая проводимость повышается, будто они готовы к движению, а также увеличивается пульс. Физиологически вы возбуждены. То же происходит, если вы просто видите руку рядом с объектом – как будто она собирается поднять его – или просто видите руку, держащую объект.

Множество исследований говорят о том, что это происходит с людьми постоянно. Мы изображаем лица и жесты других, часто неосознанно; в нескольких исследованиях было обнаружено, что испытуемые повторяют выражение лица, даже когда они не осознают, что видят лицо. Более того, такое подражание запускает физиологическое возбуждение и открывает путь, помогающий нам чувствовать эмоции других. Обнаружено, что если вы сделаете такое лицо, будто ожидаете удара током, то сам удар током покажется вам менее болезненным. Преувеличенная мимика во время просмотра приятных или неприятных видеороликов ускоряет пульс и проводимость кожи, типичные меры физиологического возбуждения. С помощью фМРТ было обнаружено, что те же области мозга, что активируются при испытании эмоции, такой, как гнев, или же просто при наблюдении этой эмоции. Возбуждение – это мостик во внутреннее состояние другого человека. Если вы видите вашего друга злящимся, вы не просто делаете вывод о его эмоциях – вы буквально чувствуете то же, что и он. Его настроение становится вашим.

То же происходит и с его ощущением времени. За последние несколько лет учёные продемонстрировали, что перенимая эмоции или действия другого человека, мы перенимаем и его искажения времени. В одном эксперименте Друа-Воле показывала испытуемым наборы лиц – старых и молодых – без какой-то определённой последовательности. Она обнаружила, что наблюдатели постоянно недооценивают длительность нахождения старых лиц на экране. То есть, когда наблюдатель видит старое лицо, его внутренние часы замедляются, будто он «перенимает медленные движения старых людей», пишет Друа-Воле. Медленнее идущие часы тикают реже, редкое тикание накапливается, и интервал кажется меньше, чем он есть на самом деле. Наблюдение или воспоминание о старом человеке заставляет человека симулировать его состояние, замедлять движения. «Через это перенимание, – пишет Друа-Воле, – наши внутренние часы адаптируются к скорости движения старых людей и длительность стимула кажется меньше».

Или же вспомним предыдущий эксперимент, в котором участники сообщали, что время демонстрации злых или счастливых лиц казалось дольше, чем время нейтральных. Она относит этот эффект к возбуждению, но подозревает, что тут не обходится и без перенимания чужого состояния. Возможно, испытуемый изображал просматриваемые лица, и имитация приводила к замедлению восприятия времени. Она вновь провела эксперимент, с серьёзным отличием: одна группа участников должна была смотреть на лица, держа губами ручку, чтобы подавить изменение выражения лица. Наблюдатели без ручек сильно переоценивали длительность показа злых лиц и немного переоценивали длительность счастливых – но те, чьи губы и лица были ограничены в движениях, не обнаружили замедления времени. Так ручка исправила время.

Всё это приводит к странному выводу: время заразно. Общаясь с другими, мы перенимаем их ощущения, включая и ощущение времени (или, то, что мы считаем восприятием другого человека, на основании своего опыта). Длительность промежутков не только искажается, мы делимся этими искажениями друг с другом будто деньгами. «Эффективность социального общения определяется возможностью синхронизации наших действий с действиями индивида, с которым мы имеем дело, – пишет Друа-Воле. – Иначе говоря, индивиды перенимают ритмы других людей и их время».

Перенимаемое искажение времени можно считать проявлением эмпатии; ведь для этого нам нужно встать на место другого человека. Мы повторяем жесты и эмоции друг друга – но с большей вероятностью это происходит с теми людьми, с которыми мы идентифицируем себя, или с людьми, в компании с которыми мы хотим оказаться. Друа-Воле обнаружила это в исследовании лиц: наблюдатели оценивали длительность показа старых лиц как меньшую по отношению к длительности показа молодых, но только когда наблюдатель и наблюдаемое лицо были одного пола. Если мужчина наблюдал лицо старой женщины, или женщина – лицо старого мужчины, временных иллюзий не возникало. Этнические исследования подтверждают это: испытуемые переоценивают длительность злых лиц по сравнению с нейтральными, но эффект выражен ярче, если испытуемый и тот, чью фотографию он видит, принадлежат к одному этносу. Друа-Воле обнаружила, что наблюдатели с наибольшем показателем в тесте на эмпатию с большей вероятностью переоценят и длительность показа сердитого лица.

Мы всё время встаём на место не только других людей, но и на место неживых объектов – лица, руки, изображения лиц и рук, другие объекты, например, скульптуры балерин Дега. Друа-Воле с соавторами по работе, связанной с Дега, считают, что длительность показа более динамичной скульптуры кажется выше, потому что «она включает симуляцию более сложного и возбуждающего движения». Возможно, Дега добивался именно этого – приглашения поучаствовать, стимуляции даже самого косолапого наблюдателя к сопереживанию. Я вижу скульптуру балерины, стоящей на одной ноге и прогнувшейся вперёд, и в каком-то смысле я нахожусь вместе с ней, проделывая свой внутренний арабеск. Я чувствую грацию, и в момент наблюдения время искажается.

Эмоциональные лица, движущиеся тела, атлетические скульптуры – всё может вызывать искажения времени, и это можно объяснить обычной физиологической моделью того, как разум работает со временем. Но для Друа-Воле этот эффект всё же загадочен. Очевидно, у нас есть некий внутренний механизм отсчёта времени и отмеривания коротких интервалов – но его может испортить самая слабая эмоция. Зачем же тогда нам такие ненадёжные часы?

Друа-Воле считает, что это можно расценивать следующим образом. Не то, чтобы наши часы работают плохо; наоборот, они отлично адаптируются к постоянно меняющемуся социальному и эмоциональному окружению, в которых мы ежедневно оказываемся. Время, испытываемое мною в социальном общении, принадлежит не только мне, и измеряется не одним только образом, что является одним из нюансов социального общения. «Не существует уникального однородного времени, а есть множество восприятий времени, – пишет Друа-Воле в одной из работ. – Наши временные искажения отражают то, как наш мозг и тело адаптируются к этим множественным временам». Она цитирует философа Анри Бергсона: «On doit mettre de côté le temps unique, seuls comptent les temps multiples, ceux de l’expérience». Нужно отбросить идею единственного времени, значение имеют множество времён, из которых и составляются ощущения.

Самые малые наши социальные взаимодействия – взгляды, улыбки, нахмуренные брови – набирают силу из нашей возможности синхронизации их между собой, как отмечает Друа-Воле. Мы искажаем время, чтобы проводить время с другими, и множество временных искажений, которые мы ощущаем, говорят об эмпатии; чем лучше я могу поставить себя на место твоего тела и состояния твоего разума, а ты – моего, тем лучше мы распознаём угрозу, союзника, друга или нуждающегося в чём-либо. Но эмпатия – свойство весьма сложное, признак эмоциональной зрелости; ей нужно обучаться и на это нужно время. Дети, когда они растут и вырабатывают эмпатию, начинают лучше понимать, как ориентироваться в социальном мире. Иначе говоря, возможно, что критическим аспектом взросления является обучение тому, как искажать наше время, подстраиваясь под других. Рождаемся мы, возможно, и в одиночестве, но детство заканчивается с симфонией – или синхронизацией – часов, когда мы полностью отдаёмся временному заражению.

Восприятие времени

Количество просмотров публикации Восприятие времени — 5870

Восприятие человека человеком

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. При восприятии человека особенно выделяются: его осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки и манеры. Ведущими признаками являются профессиональные характеристики человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др.

Восприятие лица человека также происходит избирательно. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места͵ на базе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно составить о нем целостное представление. Изучение движений глаз человека, рассматривающего изображение человека, проведенное А. Л. Ярбусом, показало, что изображения содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для восприятия информацию.

Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Οʜᴎ многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и о многом другом.

Интересно отметить, что возникший по внешним признакам обобщенный образ человека часто влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие времени это отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Структура восприятия времени дана на рис. 45.

 
 

Рис.45. структура восприятия времени и его компоненты

При восприятии времени важное место занимает чувство времени. Чувство времени у человека не врожденное, оно развивается в процессе жизни на базе накопления опыта. В корне восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляетфизиологическую основу восприятия времени. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие длительности явлений. При оценке продолжительности событий и временных интервалов следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При воспоминании наблюдается другой характер оценки времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными и однообразными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.

Восприятие темпа это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (к примеру, чередование звуков).

Восприятие ритма это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Читайте также


  • — Социокультурное восприятие времени и пространства

    Для человека феномены пространства и времени всегда имели сверхфизический смысл, и это их культурное и личностное восприятие имеет для человека огромное значение. В связи с этим интересно проследить различие в понимании данных категорий уже на семиотическом уровне…. [читать подробнее].


  • — Восприятие времени

    Если после обсуждения основных законов осязательного и зрительного восприятия мы должны были остановиться на психологических законах восприятия пространства, то после обсуждения основных законов слухового (и двигательного) восприятия мы должны кратко остановиться… [читать подробнее].


  • — Восприятие времени

    Передача информации о положении объектов в пространстве 1. Зрительный канал дает самую полную информацию о положении наблюдаемых объектов в пространстве (по трем координатам). Большая точность в оценке пространства и пространственны отношений обеспечивается за счет… [читать подробнее].


  • — Четвертый вопрос. Восприятие времени. Время как система отсчета. Восприятие длительности и восприятие скорости.

    Восприятие времени не имеет проксимального стимула. Когда мы говорим о восприятии времени – оно есть определенное расстояние между событиями и это расстояние обычно называют длительность. Длительность – это реальность, позволяющая субъекту адаптироваться к окружающей… [читать подробнее].


  • — ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

    Восприятие времени– отражение длительности и последовательности явлений и событий. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, ритмичный характер ежедневной жизни влияют на… [читать подробнее].


  • — Восприятие времени и движения

    Восприятие движения. Время, как и пространство, — одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает… [читать подробнее].


  • — Восприятие времени в музыке

    Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собой «закономерное членение вре­менной последовательности раздражении… [читать подробнее].


  • — Восприятие времени

    Рассмотрим восприятие настоящего времени, ответственность за прошлое и чувство долга перед будущим для различных психологических типов. На рис. 1.16. приводится таблица 8 основных психологических типов, на которой обозначены сведения о восприятии времени различными… [читать подробнее].


  • Восприятие времени — Энциклопедия системно-векторной психологии

    Материал из Энциклопедия системно-векторной психологии

    Внимательно ознакомьтесь с каждым из восьми векторов,
    прежде чем читать эту статью.

    Восприятие времени — один из центральных и основополагающих элементов человеческого восприятия. Время является неотъемлемой частью человеческой реальности, временем отмерена и ограничена наша жизнь, временем ограничены каждые сутки, во времени мы воспринимаем все изменения и события, происходящие вокруг. Мы даже ощущаем течение времени, когда сидим в комнате, где ничего не слышно и ничего не происходит. В таком пространстве точный ход времени может теряться, однако мы не утрачиваем ощущение, что оно идет.

    Многих людей феномен восприятия времени заставляет глубоко и надолго задуматься, ведь суть и причина восприятия времени — тема, далекая от тривиальной. Мы ощущаем, что психически ограничены временем, мы подвержены этому ощущению в течение каждого дня, который неизбежно заканчивается ночью. Особенно сильно подвержены этому ощущению люди с кожным вектором, воспринимающие сам «ритм» времени и происходящих вовне изменений. Это их врожденный талант. И в то же время еще большее фактическое ограничение нашей собственной жизни — тот факт, что мы все неизбежно умрем, — мы никак не ощущаем и практически не воспринимаем. Несмотря на знание о смерти, мы воспринимаем себя вечными, нам кажется, в ощущениях, что мы будем жить всегда и потом, когда-нибудь, через никому не известное количество миллионов лет исчезнем. Особняком в отношении восприятия своей собственной конечности стоят люди со звуковым вектором, которые несут в своем восприятии скоротечность жизни тела, помнят о смерти — но смерти тела. Глубоко внутри себя звуковик не считает смерть концом концов. То есть мы все (все восемь векторов, включая звуковиков) не способны представить, что нас нет. Никто. От человека скрыта конечная форма жизни, впрочем, как скрыта и бесконечная.

    Существует ли время как таковое? Ощущают ли время другие организмы, животные например? Или время — это то, что ощущает только человек? И что вообще значит ощущать время, в чем природа этого ощущения? Чем мы это ощущаем и для чего?

    Животное, человек ранний и человек звуковой

    Не секрет, что братья наши меньшие — животные — никакие нам не братья. Это совершенно иные формы жизни. Столь мучительный вопрос о смысле существования возникает только у человека, более того, только у человека со звуковым вектором, то есть всего у около 5 % людей. У животных этого вопроса нет, у них вообще нет вопросов. Животное обречено руководствоваться ограниченным спектром устремлений, продиктованных внутренними желаниями есть, пить, дышать, спать, сохранять температуру тела и сохранять себя сейчас и во времени (репродукция). Стайное животное ранжируется и подчиняется стайной иерархии ради сохранения стаи и себя. Законы ранжирования и сохранения себя «прописаны» на уровне стаи, а не на уровне отдельной особи. Вообще, стая животных — это единица, которая выживает, однако для наблюдателя — это стая сосуществующих вместе, но отдельных особей. Желания животных обеспечены инстинктами, инстинктивным поведением и инстинктивным знанием. У них нет мыслей, нет мыслеформ. Они не задаются вопросом о природе времени или собственной природы. Виды животных, появляющиеся в ходе эволюции, сами дальше не эволюционируют. Появившиеся около 12 миллионов лет назад орангутаны так и остались орангутанами, а ответвившиеся от той же самой эволюционной ветви 6 миллионов лет назад гориллы — так же так и остались гориллами, без каких-либо значительных изменений. Человек, появившись как отдельный вид, продолжает эволюционировать, и основным элементом этой эволюции является изменение в восприятии реальности.

    Эволюционной вершиной человеческой мысли можно назвать попытки раскрыть и словесно выразить причины нашего существования, а также существования всей физической Вселенной. У человека вопрос о смысле жизни возникает в добавочном желании звукового вектора (это последнее из восьми добавочных желаний психики). Но добавочное желание в психике — это то, что выводит живое из равновесия с природой. Равновесие это ощущается как способность удовлетворить свои желания внутри данного жизненного пространства, достигая некоего внутреннего баланса жизни относительно мира вовне. Добавочное желание в психике нельзя просто инстинктивно удовлетворить, как, например, ту меру желания, что в животной природе удовлетворяется инстинктивно. Ведь желания животных идеально и точно скоррелированы с физической способностью их удовлетворить. Добавочное желание же возникает из-за неспособности вида себя сохранить, выжить, и для его наполнения природа создает иной механизм, который будет подробней разъяснен далее. Правда, сразу стоит отметить, что человеческая способность воспринимать время напрямую исходит из природы добавочных желаний психики и механизмов их удовлетворения.

    Добавочное желание звукового вектора раскрылось в человеке около 6000 лет назад, переведя его в совершенно иную форму восприятия реальности. В этом желании человек впервые осознал свою отдельность от стаи, перестал ощущать стаю как единственный элемент жизни. То есть впервые возникает «Я» как некая совершенно отдельная от стаи, сознательная форма жизни. Это ошеломляющее для звуковика осознание и одновременно с ним вопрос: «Я???!!! Что такое Я?». Именно так завершился отрыв человека от животного, и возникло безусловное для всех сегодня восприятие мира, называемое «нет никого, кроме меня» (в моих внутренних ощущениях). И все последующие 6000 лет жизни прошли для человечества в попытках ответить на вопросы о том, кто «Мы» такие, зачем «Мы» живем, в чем смысл жизни нашего «Я».

    Современные звуковики, в своем условном диапазоне от максимального развития и реализации до недоразвитости и болезненных состояний, — это тенденциозно классические писатели, философы, математики, физики, музыканты, программисты и ИТ-специалисты, военные и промышленные инженеры, мыслители, идеологи, а также наркоманы, аутисты, шизофреники, религиозные фанатики и экстремисты, самоубийцы. До появления добавочного желания в звуковой мере звуковик испокон веков исполнял свою врожденную видовую роль — сохранял первобытную стаю ночью, когда все остальные были естественным образом сражены сном. Охранял ее от хищников, вслушиваясь в ночные звуки африканской саванны. В одиночестве и темноте. И уже тогда одиночество, темнота и тишина были состоянием комфорта для звуковика, сосредотачивавшегося на тревожных звуках извне. Звуковой вектор так устроен, что, помимо способности своей эрогенной зоной улавливать едва различимые колебания и звуки, в уме от сильного сосредоточения возникают мысли — осмысление воспринятых извне колебаний и звуков. И так на протяжении тысячелетий ночного одиночества в звуковую голову приходили разные мыслеформы.

    Кстати, создание мыслеформ — это часть видовой роли звуковика, его склонность постоянно думать. Современные развитые звуковики — это интеллектуальная элита общества. Таким образом, психическое природное отличие от других людей в звуковой части нашего вида существовало еще до появления добавочного желания в звуке. И после (приблизительно) 50 000 тысяч лет, проведенных в одинокой сосредоточенности на внешней угрозе, в звуковом векторе раскрылось совершенно иного порядка осознание — ощущение своей единственности, своей абсолютной отдельности от других членов стаи. Это сложилось в мыслеформу, озвученную вопросом «Я?».

    В момент возникновения добавочного желания у звуковых людей сознательное восприятие собственной единственности сосуществовало с прежним чувственным восприятием единства вида. Это двойственное восприятие привело часть звуковиков к определенной степени осознания пустОты, вербализовавшейся в виде вопроса «кто Я?», а также к первому сознательному осмыслению причин существования нашего вида. Но поскольку сознательная форма восприятия собственной единственности означала и отрыв от единства вида, возникла корреляция этих двух противоположностей в виде раскрытия принципов сохранения вида в этом новом качестве, которым явилось восприятие исключительно себя. Так были раскрыты и записаны первые духовные смыслы в виде определенных религиозных рядов, или, выражаясь иначе, так были получены первые «скрижали свидетельства», заповеди и законы, направленные на сохранение вида, в котором каждому человеку вскоре было уготовано осознание лишь себя самого и полная утрата и сокрытие внутреннего, практически бессознательного ощущения психического единства с другими людьми. Квинтэссенцией этих законов и заповедей стали десять заповедей Моисея, которые со временем стали восприниматься исключительно как религиозное предписание, принуждение к внешнему действию, ввиду утраты в сознании их внутреннего (духовного) содержания и причинно-следственной составляющей.

    Когда человек коллективно приобрел форму восприятия реальности, называемую «нет никого, кроме меня», то есть ощущение только самого себя и естественное желание блага исключительно себе, раскрылось и знакомое каждому сегодня полноценное восприятие и ощущение времени, скореллированное с сутками (день и ночь), месяцами года и самим годом. Полноценным его делает достаточная широта сознания, способность к рефлексии происходящих вокруг изменений и раскрытию законов этих изменений на четырех уровнях природы — неживого, растительного, животного и человеческого. Эта новая широта сознания привела человечество к новому витку эволюции и началу исторической фазы его развития, что произошло около 6000 лет назад. Формирование «Я», начавшееся с анальных звуковиков, привело к полной утрате предыдущей формы восприятия реальности, чувственного восприятия единства вида, то есть к устойчивому скрытию бессознательного полноценным восьмимерным восприятием в сознании. Это скрытие приводит к первому «психологическому» распаду стаи. У анальных звуковиков раскрывается совершенно иного уровня корреляция между пространством и временем, именно они начинают во всей полноте воспринимать и осознавать всевозможные изменения в пространстве неживой природы и придавать внутреннюю форму этим количествам изменений/движений в виде времени. Раскрывается также намного большая степень эгоизма и потребности удовлетворить свои желания, а также чувство отчужденности от других. Это привело к отделению от ранее единой стаи отдельных семейств, центрированных вокруг анальных звуковиков. Для анальника его семья — это высшая ценность. Поэтому анальные звуковики со своими семьями уходили из стаи, расселяясь в отдалении от бывшего «центра», а их потомки впоследствии сформировали разные родовые образования, племена, народы.

    Восприятие времени формировалось постепенно. Первичное ощущение времени в природе возникло в момент отрыва человека от животного в объеме его зачаточного сознания, появившегося после сокращения психикой первого добавочного желания в кожном векторе. Ощущение и измерение годом и месяцами появляется много позже. Люди научались выделять в своей жизни знаменательные с точки зрения добычи и возделывания пищи повторяющиеся периоды и называли их соответствующим словом. Например, периоды сбора урожая, периоды сбора меда и так далее, как в славянских названиях месяцев: грудень (застывшая комьями земля — декабрь), серпень (время жатвы — август), липень (время цветения липы — июль). Люди помнили также, что было в это же время условный год назад — например, во время прошлого периода цветения липы они собрали гораздо больше меда, чем в этот. То есть человек научается воспринимать время, различая событийные длинноты.

    Животные тоже реагируют на изменения времен года и погоды, спят ночью, днем охотятся или охотятся ночью, а днем спят, впадают в спячку, а потом просыпаются и так далее. Однако это их инстинктивное приспособление к изменениям, влияющим на их жизненный баланс, они следуют инстинкту выживания. Животный вид сохраняет себя, адаптируется; некоторые, например, отпускают больше шерсти, если они вынуждены жить в условиях холодного климата, или они мигрируют в теплые края, как перелетные птицы. Но животные не осознают изменений, у них нет сознания. Они инстинктивно знают о наступлении лета или зимы. Но они не осознают времени. Для них нет категории вчера или завтра или через год.

    Появление категории времени в восприятии

    Однако само возникновение категории времени в восприятии требует разъяснения. Люди по-разному относятся ко времени, по-разному ощущают его. Например, кожные люди имеют способность просыпаться за минуту до поставленного будильника. У них есть врожденное чувство ритма, врожденный талант к ощущению изменений вовне, точному восприятию течения времени. Кожный человек воспринимает в наблюдаемом пространстве траектории, то есть воспринимает точную согласованность пространства и времени. Оттого у них, например, врожденный талант к стрельбе. У кожных людей выраженное, непреодолимое стремление экономить время, успевать сделать как можно больше за как можно меньшее время. Они знают цену времени.

    И неспроста возникновение человеческого восприятия времени начинается с кожных людей. Да и сам человек начинается с добавочного желания к сохранению себя (вида), возникшего в той части психического, что обеспечивает видовую способность добыть пищу, — в кожной мере. С возникновением кожного вектора начинается отрыв человека от животного. Прямоходящие хищные первобытные животные проигрывали другим представителям фауны в физических данных и оснащенностью природными орудиями защиты себя и убийства. Добавочное желание к сохранению себя, а именно к пище и репродукции, возникает у будущих людей как реакция на длительные периоды голода и неспособность постоянно, без перебоев обеспечивать себя пищей. Возникшее добавочное желание к пище, то есть желание съесть в разы больше естественной нормы, невозможно наполнить напрямую — ввиду физического ограничения количества съедаемой пищи объемом желудка. Поэтому это добавочное желание (кожный вектор) сокращается самой психикой ради самосохранения, то есть попадает под запрет на прямое использование, поскольку его невозможно наполнить. Сокращение выводит объем этого желания из внутреннего психического пространства во внешнее. Тем самым нарождается новое качество восприятия внешнего пространства у кожных людей. Все отношения у раннего человека с внешней средой определяются пищей. Ограничение на добавочное желание съесть больше пищи трансформирует его в желание добыть больше пищи и сохранить ее. К тому же у кожника новое качество восприятия внешнего пространства технически обеспечивается благодаря появлению нового органа чувств — осязания, формирующегося вслед за утратой первобытным человеком оволошения кожного покрова и приобретения особой его чувствительности к изменениям и проявлениям внешней среды. То есть кожный покров становится эрогенной зоной, человеческим органом чувств.

    По сей день человек в других людях видит мир своих собственных желаний, нереализованных желаний (фрустраций). Для раннего человека впервые раскрывается мир снаружи в некой осмысленной форме, он научается получать удовольствие от ограничения себя и других от нерегламентированного потребления добытой пищи. Добавочное желание и сокращение на него формирует новую область восприятия, пустОту. Сокращение придает форму этому желанию, то есть определяет то, как это желание будет получать наслаждение, а также формы и виды этих удовлетворяющих наслаждений. Сокращенное добавочное желание — это природа сознания, наполненного мыслеформами, возникающими как инструмент наполнения желания. Ограничение на потребление пищи и сохранение ее «на черный день» дает кожному человеку удовлетворение, потому что вместе с этим у него возникает мыслеформа о том, что следующая охота может оказаться неудачной, а запасенная пища может спасти его и всю стаю. То есть вместе с первыми мыслеформами, помноженными на желание сохранить себя, у кожника возникает первичное ощущение будущего времени в виде завтрашнего дня, в виде мысли о завтрашней охоте. А значит, возникает восприятие завтрашнего дня. Получив эту новую «ментальную базу», кожная психика постепенно переучивается и начинает получать удовольствие от ограничения потребления пищи и сохранения ее про запас — вместо простого наслаждения от ее непосредственного поглощения. Причем это удовольствие совершенно отличное по «вкусу» от привычного опьянения желудочными эндорфинами. Оно больше и имеет новое качество и способность наполнить пустоту сокращенного желания, дает чувственное удовлетворение иного порядка, возвышающегося над животным наслаждением. Это психическое наслаждение человеческого уровня.

    Таким образом категория будущего времени становится для него более значимой, нежели просто текущий момент. Потому что возможность прокормить себя завтра дает чувство уверенности, особый комфорт от возможности выжить в будущем своем состоянии. Это типично для природы живых организмов; так, для самки животного ее детеныш (будущее состояние) в ощущениях важнее, нежели ее собственная жизнь, и она готова пожертвовать своей жизнью в неравном бою, защищая свое потомство. Этот механизм встроен в сохранение вида, сохранение жизни. Будущее состояние важнее текущего, это один из столпов эволюции.

    Восприятие прошлого времени

    Люди с анальным вектором (анальники) ориентированы исключительно на прошлое, их тянет в воспоминания о прошлом, им приятно изучать опыт и знания, накопленные предками, им нравится их систематизировать и выстраивать из них стройные, упорядоченные ряды знаний. Это врожденные учителя, стремящиеся передать весь накопленный багаж прошлого опыта и знаний новому поколению людей, то есть детям.

    Они формируют категорию прошлого времени, через их желание и жизнедеятельность эта мера восприятия становится достоянием всех людей. Это полное устремление назад во времени, насколько это возможно. Прошлое время, способность помнить давно минувшие события (память), а также наследовать навыки, умения и достижения других людей прошлого становится достоянием каждого человека, взращенного в социуме, благодаря добавочному желанию анального вектора, его влечению узнавать, получать опыт и знания и передавать их будущим поколениям. Анальные люди в настоящем — живут, как в прошлом. Будущее или настоящее время их почти не касается, оно очень отдаленно присутствует в их восприятии, скорее, как воплощенная мера воздействия на них людей с другими векторами. Ведь человек — это социальная форма жизни, и человек может стать человеком (говорящим, осознающим, созидающим и т.д.), только если взращивается в человеческом сообществе, иначе он будет лишен именно человеческих признаков. Психика отдельного человека — это сокращение коллективной психики человеческого вида, которая сама по себе едина, целостна и восьмимерна (имеет в основе восемь добавочных желаний, восемь векторов). Поэтому все элементы восприятия, присутствующие в ней в той или иной степени, становятся достоянием всего человеческого вида, который выживает коллективно. Поэтому и анальный человек понимает, что такое будущее, воспринимает категорию будущего, однако психически не живет, не пребывает в ней, не извлекает из нее удовольствия.

    Восприятие будущего времени

    Категория будущего времени — это «пространство» уретрального вектора. Вообще, категория будущего времени для человека без уретрального вектора мало понятна. Обыкновенно человек думает о будущем, представляя, как бы он хотел, чтобы выглядела его жизнь, жизнь его детей через десять, двадцать лет. Но будущее — это не то же самое, что категория прошлого, которое уже свершилось и в том или ином виде доступно либо в виде памяти, либо в задокументированном виде. Будущее не свершилось, оно неизвестно. Однако с точки зрения наблюдателя есть граница, неизбежная точка известного ему будущего — его смерть. Будучи рожденным на свет, человек попадает в неизбежный предел между начальным и конечным состоянием, в котором воспринимает определенные длинноты в пределах конечной формы жизни, а также ощущает увеличение скорости прохождения жизни. Неизбежность смерти в восприятии себя конечной формой жизни стимулирует каждого человека к развитию. Начальное и конечное состояния уже заданы, однако каким именно будет его движение по коридору жизни к конечному состоянию — неизвестно и не определено. Будущее — это развитие, под будущим мы, люди, имеем в виду развитие. А развитие означает, что мы — несовершенный вид. Ведь обезьяны, например упомянутые уже выше гориллы и орангутаны, не развиваются, не эволюционируют. Потому что они совершенны по своей природе. А люди нет. Поэтому для обезьян нет времени, а человек воспринимает время, в том числе будущее.

    Звуковики задаются своим «родным» вопросом: а что будет в самом конце времен, к чему все идет? В сознании звуковика с момента рождения отпечатана догадка, темно-разлитое ощущение, что существует причина всего этого движения и развития, и раз движение начато, то есть и его финальное состояние, то есть некий высший замысел. Но в данном случае это завершающее состояние скрыто от него, в том числе временем, течением времени, присущим восприятию реальности в конечной форме жизни.

    Развитие, в нашем восприятии реальности, помноженном на историю развития событий физической Вселенной, начинается с Большого Взрыва. Возникшая из «ничего» Вселенная начала свое расширение 14 миллиардов лет назад, и оно продолжается по сей день. Однако мы можем наблюдать распространение света, излучения от условной исходной точки — Большого Взрыва — только в течение последних приблизительно 14 миллиардов лет, где мы наблюдаем световые отголоски первых видимых космических объектов. Через несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва огромные облака водорода и гелия сконденсировались в первые звезды и галактики. Благодаря этим новым источникам света закончились долгие темные века Вселенной. Пространство продолжило расширяться, и космическая эволюция вышла на новый уровень. Когда погибло первое поколение звезд, они усеяли космос тяжелыми элементами, что сделало возможным образование планет и дальнейшее появление органический жизни.

    Что происходило до этого — до 14 миллиардов лет назад? Ничего. Это и было началом времени. А то, что предшествовало началу времени, не находится в рамках пространственно-временного континуума. Само восприятие пространственно-временного континуума возникло внутри вневременного состояния, став следствием существования высшего замысла (упомянутого выше), двух фундаментальных состояний — начала всего, то есть начала восприятия реальности (объективно существующего в том числе и для человека), и причины, ради которой оно возникло и которая есть — исполнение высшего замысла, конечного состояния. И поскольку высший замысел не находится в категории времени и пространства, то конечное состояние, ради которого был запущен весь процесс эволюции восприятия реальности, также уже существует. Однако человек, находящийся в процессе эволюции восприятия реальности на уровне восприятия конечной формы жизни, своего «Я», пребывает на уровне абсолютного скрытия от него бесконечной формы жизни.

    Человек должен будет в своем коллективном развитии прийти к осознанию причины своего нынешнего положения и, исходя из этого осознания, выбрать, без принуждения «свыше», путь уподобления существующих в нем форм получения наслаждения иной форме, существующей в высшей природе. А высшая природа — это природа отдачи, альтруизма, то есть точная противоположность намерению индивидуального человека «ради себя». Работа по выяснению этих состояний и форм производится исключительно звуковыми людьми. Точно по тому же принципу, по которому в человеческой природе эффективными менеджерами могут стать только кожные люди — и никто другой. И они являются эффективными менеджерами для всех остальных людей. Так и у звукового целого, представленного определенными звуковиками, есть своя природная задача, своя видовая роль, эволюционирующая во времени. Проявление свободы выбора и воли.

    Нынешней формой стремления к раскрытию упомянутого выше Замысла является сильнейший коллективный запрос в звуковом векторе к раскрытию смысла жизни, что проявляется в массовом вовлечении людей в разного рода эзотерические направления и практики, которые сообразно запросу появляются и основные тексты которых обыкновенно доступны через интернет.

    В природе есть форма принуждения каждого отдельного звуковика к исполнению своей видовой роли — это состояние депрессии. Первой категорией раскрытия скрытой системы управления человеком и человеческим видом в целом является осознание своей единой бессознательной психической природы, то есть раскрытие того, что индивидуальное психическое каждого человека, его «Я», всецело родом из этого единого, одного на всех коллективного восьмимерного психического, раскрытие которого происходит через осознание проявления восьми добавочных желаний, восьми векторов в психике других людей.

    Однако вернемся к уретральному вектору. Так же, как пространство прошлого времени создается анальной мерой и наблюдается людьми благодаря анальному вектору, так и пространство будущего времени создается уретральной мерой. Семь векторов из восьми наслаждаются от получения, а уретральный вектор наслаждается от отдачи. Уретральная природа — это животный альтруизм, природно подкрепленный огромным объемом психики, а значит, и значительно большим объемом жизненной энергии, «переваливающей через край», то есть слишком большой для одного человека. Поэтому уретральник ищет, кому бы отдать в нехватку, потому что без этой отдачи он не способен получить наслаждение. Другие люди бессознательно ощущают это и испытывают к нему сильную иррациональную симпатию и притяжение, и вокруг него всегда формируется группа людей, ощущающих его приоритет не себя самого, а других, их самих. Уретральник дает находящимся рядом с ним людям чувство защищенности и безопасности, а также возбуждает воображение и «аппетит» людей стремлением к экспансии вовне, в многообещающий окружающий мир, в неизвестное и неизведанное.

    Уретральный человек — это экспансия во всех четырех категориях существующего — пространства, времени, энергии и информации (матрица Ганзена). А экспансия — это движение в неизведанное. Кожные люди ходят по уже протоптанным путям, анальные люди ходят, как ходили их предки, мышечные ходят, как им скажут. Без уретрального вектора нет категории будущего, есть только консервация и брожение в настоящем. Экспансия в пространстве — это развитие, то есть будущее, это освоение и завоевание новых неизведанных земель и раскрытие новых неизведанных возможностей. Экспансия в информации — это новые идеи о движении неизведанными путями, это тактическое, непредсказуемое мышление, способное к импульсивным, но безошибочным действиям, это особое «звериное» чутье. Это идеи о проникновении в неизведанное. Экспансия в энергии — это неограниченная отдача своих жизненных сил, своей психической энергии другим, которые готовы непрестанно получать и идти за уретральником, куда бы он ни пошел. Экспансия во времени — это само будущее, проявленное в феномене развития человечества во временных длиннотах, невозможное без уретральных людей. Проявление уретральной меры на неживом уровне — это экспансия, расширение Вселенной, пространства-времени.

    У уретральника крайне слабая память о прошлом, он даже родителей своих нередко помнит с трудом. Нет свойства обращаться в прошлое и оглядываться назад (для этого есть анальные люди). Уретральники обобщенно говорят, не помнят деталей. Смысл в их восприятии имеет только будущее. У них даже воспоминания о будущем. Движение стаи вперед под предводительством уретрального вождя дает другим людям возможность оценить, что было до этого движения и к чему оно привело. На этой основе желание получить наслаждение (это и есть человек) рисует перспективу заманчивого будущего, манит к развитию.

    Причина восприятия времени человеком

    Сам вопрос о природе времени и природе восприятия времени человеком интересует исключительно людей со звуковым вектором. Ни у кого другого этот вопрос не возникает, поэтому рассматривать восприятие и существование времени стоит именно через восприятие его звуковым вектором. Хотя стоит отметить, что любому человеку знакомо, что иногда время в личном восприятии медленно тянется, а иногда стремительно пролетает. Но для большинства людей — это просто любопытное проявление жизни. В каждом из восьми векторов свое восприятие времени.

    Например, в звуке есть интересная особенность. Звуковик большую часть времени стремится быть сосредоточенным, он сосредотачивается либо на чем-то извне, либо на самом себе, на своих состояниях. В моменты сильного сосредоточения он как бы теряет ощущение течения времени. Например, его зовут ужинать, он отвечает, что идет, но прежде чем пойти, берется доделать последние штрихи какой-то своей работы и приходит на ужин через, как ему кажется, пару минут, а на самом деле по прошествии двух часов. И его не позвали второй раз просто из-за раздражения. То есть в моменты сильного сосредоточения в звуке появляется восприятие, близкое к вневременному.

    Психическое желание среднестатистического современного звуковика стремится раскрыть смысл собственной жизни. Любой звуковик отдает себе отчет в том, что его жизнь конечна и что он неизбежно умрет к 70-80-90 годам. Проблема в том, что смысл жизни в пределах восприятия физического мира, в восприятии конечной формы жизни никогда не раскрывается.

    Бессознательно звуковик стремится раскрыть то, что скрыто от него и что больше его самого, больше его жизни, то есть высшую систему управления, высший замысел, высшую силу. Звуковик стремится к изменению сознания, причем таким образом, чтобы раскрыть для себя бесконечную форму жизни. Иногда это стремление может никак в его сознании не вербализовываться, поскольку оно неосознанно, однако даже в таком случае звуковик просто естественным образом проговаривается, что так или иначе он чувствует, что в этой жизни нет особого смысла. Стремление к изменению сознания все чаще сегодня приводит к самому простому способу этого достичь — приему галлюциногенных препаратов, что в конце ХХ и начале XXI века уже выходит из реального подполья, становясь нормой в ряде субкультурных образований, сформировавшихся вокруг психоделической музыки и литературы. Галлюциногены физически воздействуют на мозг, вводя его в иное, измененное состояние, приводящее и иному функционированию, что дает измененную картину реальности в восприятии человека. Однако — это не ненастоящее изменение сознания. Это искусственный эрзац, не приводящий к реальному осознанию того, что скрыто, и того, что звуковику природой, ввиду его психического желания, завещано раскрыть. К тому же галлюциногены нередко приводят к психозам и необратимым неврологическим изменениям, поэтому являются крайне опасными веществами. К сожалению, далеко не каждый звуковик, принимающий галлюциногенные наркотики, знает об этом. Однако даже когда люди знают об их угрозе и разрушительном воздействии, это зачастую не останавливает их, потому что звук не страшит смерть тела, ведь когда желание утопает в депрессивной нехватке, оно изо всех сил стремится найти удовлетворяющее его наполнение, в противном же случае возникают тяжелые суицидальные мысли, которые нередко приводят к самоубийству. Ежегодно более 800 тыс. человек кончает жизнь самоубийством. А звуковики производятся на свет совсем не для этого.

    Можно утверждать даже большее. Самой причиной появления звуковика на свет, в восприятие физического мира, где есть свобода выбора и воли, является возможность раскрыть бесконечную форму жизни, которая предстает в восприятии раскрывающего ее на двух разных ступенях. Первая ступень — это уже ранее единожды раскрывшееся для раннего человека (для первых звуковиков), а после утерянное восприятие единства психического человеческого вида. А вторая — это восприятие единственности высшей силы, Творца. Объяснить эти положения в рамках данной статьи не представляется возможным, однако первичным источником этих положений является каббала, заключающая в себе внутренний смысл всех авраамических религий, ядром своим имеющих монотеистическую картину мира, то есть единобожие.

    Раскрыть и воспринять бесконечную форму жизни можно, только находясь в состоянии и свойствах, абсолютно противоположных ей, то есть в восприятии конечной формы жизни, которая является абсолютной формой сокрытия высшей силы — бесконечной формы жизни. Точно так же, чтобы в полной мере воспринять белое, необходима хотя бы щепотка абсолютно черного, что позволит нам отличить одно от другого. Все в жизни познается на отличиях. То, что происходит с людьми на протяжении всей истории, да и до появления человека, является по сути эволюцией восприятия реальности. А также эволюцией свободы выбора и воли. Свобода выбора и воли есть только в пространстве, где человек находится в полном отрыве от прямого воздействия и управления высшей силой, по крайней мере, не осознает и не воспринимает ее.

    Полное сокрытие, то есть полная неосознанность нашей собственной психической природы и элементов какого-либо управления, означает наличие пространства, где человек в тех или иных категориях имеет возможность выбора. Само существование свободы выбора раскрывается для человека благодаря его восприятию времени. Время — есть категория сокрытия высшей силы, системы управления. Человек не знает, что его ждет в следующий момент, в будущем. Осознание важности будущего и отсутствие уверенности в будущем принуждают его к развитию.

    Связь у человека с природой — только через пищу и ощущение голода. Ощущение голода принуждает человека к движению, к удовлетворению своих желаний, к развитию и адаптации к условиям внешней среды. Однако коллективно человечество сегодня вышло из-под управления природой, благодаря развитию пищевых технологий. Больше не нужно сражаться за добычу пищи. Исчез естественный принуждающий стимул, сдвигающий человека с дивана каждый день. Выход из-под контроля природы не является неким случайным происшествием. Возможность каждого индивидуума коллективного человечества проявлять свободу выбора и воли означает развитие, это следующий шаг человечества к самостоятельности, к большей коллективной разумности, способности к правильному выбору и готовности самим прийти к раскрытию высшего удовольствия, которым желает наполнить Творение высшая сила — Творец.

    Ближайшая к человеку ступень высшего управления — единая матрица восьмимерного психического. Она относится к категории сил и находится вне привычного нам восприятия времени и пространства. Время и пространство относительны и являются категориями восприятия, а по сути своей — формами и категориями скрытия управляющей силы. Скрытие существует, чтобы человек мог самостоятельно, без какого-либо принуждения со стороны высшей силы выбрать, через собственную оценку и суждение о сути происходящего, между усилием ради достижения самонаслаждения (эгоистическое намерение) и усилием для достижения альтруистического намерения по отношению к другим людям.

    Человек — это принцип наслаждения, и рожден он с эгоистическим намерением получать удовольствие ради себя. Суть альтруистического намерения — это осознание и раскрытие единства психической природы человеческого вида внутри себя, живой единицы, внутри своего восприятия. Первый шаг в этом направлении происходит уже тогда, когда человек начинает различать психические особенности, например, анальных и кожных людей, начинает осознавать разницу между ними. Он видит проявление анального вектора во всем его разнообразии в массе разных людей вокруг себя, и то же самое с кожными людьми. Все состояния, психологические особенности, ощущения и проявления всех анальных людей исходят из одного корня — анального вектора. То же самое и с кожным вектором. Когда человек раскрывает в себе эти корни, суть психической природы людей его окружающих, меняется его отношение к ним, его восприятия их. Человек раскрывает внутри себя их психическую природу. Поэтому он перестает испытывать к ним неприязнь и начинает ощущать беспричинную симпатию и доброжелательность, даже желает им блага — так же, как он желает блага самому себе. Это происходит потому, что он раскрывает психику этих людей внутри себя, как будто бы расширяя самого себя и начиная относиться к ним в себе, как к самому себе, поскольку их восприятие становится его собственной внутренней категорией восприятия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *