Акцентуация лабильная: Акцентуации характера (акцентуации личностей) :: Polismed.com – резкие перемены настроения у человека

Автор: | 25.02.2021

Содержание

резкие перемены настроения у человека

Лабильность дословно переводится как «неустойчивость». Когда такой термин применяется к человеку, речь идет о его эмоциональном состоянии, которое быстро меняется. Тип описан многими психологами и психиатрами. Изучив характеристики, можно скорректировать свое поведение или научиться эффективно взаимодействовать с лабильным человеком.

Классификация типов

Впервые классификацию акцентуаций (специфических черт характера) предложил немецкий психиатр Карл Леонгард. Он стал автором понятия акцентуированной личности и описал особенности характера, которые находятся в пределах нормы, но имеют некую схожесть с психическими расстройствами.

Несмотря на то, что классификация составлена с учетом поведения здоровых людей, Леонгард изучал психопатологии и пограничные расстройства. Поэтому наиболее точно 8 типов личности людей без психических болезней описал знаменитый советский психиатр Андрей Личко.

  1. Шизоидный тип — человек активный, но постоянно пребывающий в состоянии тревоги. Его пугает близость с другими, поэтому он нередко избегает любовных отношений, обесценивая их.
  2. Психастенический – аккуратный и рассудительный человек, который постоянно мучает себя избыточной саморефлексией. Внутренний анализ редко дает ощутимые результаты, зато внушает чувство неуверенности и скованность из-за страха допустить ошибку.
  3. Сенситивный – добрый и искренний человек, которого отличает робость и стеснительность. В какой-то момент у таких людей наступает период гиперкомпенсации, когда они стремятся доказать свою смелость, веселость, востребованность.
  4. Астено-невротический – человек, который быстро утомляется и раздражается по любому поводу, нередко страдает от ипохондрии. Представителей этого типа важно отличать от людей с неврастенией.
  5. Циклоидный – настроение у таких людей меняется волнообразно, в среднем, один период длится до 2 недель: субдепрессию сменяет радостный настрой, а потом цикл повторяется снова и снова.
  6. Гипертимный – активный и деятельный человек, который легко берется за новые дела, но очень редко доводит их до конца. Мук совести по этому поводу он не испытывает.
  7. Эпилептоидный – тип, у которого превалируют две эмоции: озлобленность и тоска.
  8. Лабильный – человек настроения, у которого можно в разные временные промежутки обнаружить черты из описания каждой характеристики.

Эмоционально лабильный тип личности сложно выявить при поверхностном знакомстве. Важно увидеть динамику изменения настроения.

Настроение

Характеристика лабильного типа основывается на резкой перемене настроения, для которой не нужны веские основания. При общении с таким человеком можно увидеть за короткий промежуток времени горькие слезы и искренний смех, а затем серьезный настрой.

Девушка

Окружающие могут решить, что их собеседник неискренний или поверхностный. На самом деле, такое впечатление ошибочно. Представители лабильного типа умеют переживать эмоции очень глубоко.

Перемена настроения у представителей лабильного типа всегда обусловлена внешними факторами.

Когда такой человек расстроен, отрицательные эмоции поглощают его: он не может питаться, спать, работать. Мрачный взгляд на мир распространяется на его прошлое, которое воспринимается как череда неудач, и на будущее, которое кажется лишенным перспектив. Когда настроение нормализуется, прошлое вызовет приятную ностальгию, а в перспективах будут маячить приятные события.

Здоровье

Высказывание о том, что все болезни от нервов, является не абсолютной истиной, а укоренившимся мифом. Но эмоциональное состояние действительно имеет соматическое отражение. Именно поэтому стрессы включают в список провоцирующих факторов многих болезней.

Представители лабильного типа личности часто страдают от инфекций: ангины, пневмонии, цистита. Нередко у них диагностируют ВСД – вегето-сосудистую дистонию. При этом серьезные заболевания встречаются крайне редко.

Взаимосвязь типа характера и физического здоровья условна. Для возникновения болезней есть много факторов, но при прочих равных условиях люди с лабильным типом личности чаще страдают от вегетативного дисбаланса и периодического снижения защитных сил организма.

Любовь

Представители лабильного типа способны на настоящее глубокое чувство. Однако далеко не каждый человек способен выдержать рядом эмоционального партнера. Лабильные люди долго не уверены до конца, что хотят видеть рядом именно этого человека: в зависимости от колебания настроения, они будут воспринимать его то как идеал, то как ненужный балласт.

Актуация – термин с негативным оттенком, поэтому не стоит воодушевляться идеей пройти тест и разобраться, какие черты превалируют: шизоидные или эпилептоидные.

Период флирта может затянуться на долгий срок, лабильные люди не будут спешить с переходом на более близкий уровень. Но если связь станет серьезной, они будут верными и преданными партнерами. Семья для эмоционально нестабильных людей является пристанищем, в котором они могут восстановить внутреннее равновесие. Партнер для них – в первую очередь друг, соратник. Сексуальный контакт интересует их в последнюю очередь, из-за чего может сложиться впечатление, что эти люди лишены чувственности. Это не так, просто все эмоции переживаются ими на другом, более глубоком, уровне.

Пара

Люди с лабильными чертами характера крайне тяжело переживают разлуку и расставание. Они могут потратить годы на то, чтобы пережить удар судьбы. Чем больше вербальной поддержки они получат от близких, тем быстрее справятся с потерей.

Дружба

Лабильный тип характера делает человека прекрасным другом. Все дело в том, что в друзья он выбирает себе покровителя, который будет вселять ему уверенность в себе и поднимать настроение. Взамен он подарит свое восхищение и преданность.

Нередко люди лабильного типа находят себе спутника жизни из числа близких друзей. Постороннего может испугать эмоциональность и несдержанность лабильного персонажа, но при дружеском общении можно увидеть его глубокий внутренний мир, способность сопереживать, любить, быть верным и надежным. Тому, кто любит играть в отношениях роль родителя и ощущать себя лидером, совместная жизнь с лабильным человеком покажется весьма комфортной.

Социум

В обществе люди с лабильным типом акцентуации характера легко уживаются со всеми. Благодаря сильно развитой эмпатии – способности хорошо чувствовать настроение окружающих, — такие люди развивают в себе интуицию, которая позволяет точно понять, как к ним относятся другие.

Также лабильно неустойчивые черты вызывают симпатию благодаря хорошей устойчивой самооценке. Они прекрасно осведомлены об имеющихся недостатках, чем обезоруживают окружающих. Более того они испытывают большую благодарность к тем, кто помогает им пережить периоды плохого настроения. Поэтому у окружающих, которые успокаивали рыдающего представителя с лабильными чертами, не останется впечатления, что их использовали в качестве жилетки для слез. Напротив, они будут чувствовать себя сильными и благородными.

Отношения с коллегами лабильных людей складываются хорошо, но многое зависит от того, насколько правильно человек выберет себе профессию. Работать будет легко и приятно, если деятельность не связана с четким алгоритмом действий. Творчество или искусство позволят человеку с лабильными чертами удачно вписаться в коллектив и достигать профессиональных успехов.

Девушки

Подвиды

В психологии крайне редко встречаются чистые представители типов тех или иных классификаций. Поэтому выделяют подвиды, которые позволяют расширить палитру классификаций.

Лабильно-истероидный тип

Характерной чертой для этого типа является искаженная самооценка. Если чистый лабильный тип способен четко видеть свои недостатки, то истероидные черты делают человека зависимым от мнения окружающих. Это влечет за собой конфликты, ведь в любой ситуации представители этого подтипа пытаются обратить на себя внимание и получить одобрение.

В детском и подростковом возрасте лабильно-истероидный тип легко распознать по неуемной фантазии. В своих рассказах ребенок будет упорно представлять себя в качестве героя и победителя. Лабильные люди тоже часто фантазируют, но в своих мечтах центральную позицию занимают не они сами, а атмосфера счастья, сбывшихся надежд.

Лабильно-аффективный тип

У этого подтипа часто встречаются вспышки возбудимости. При этом человек не проявляет адресной агрессии по отношению к окружающим.

В отличие от чистого лабильного типа, люди с аффективными чертами страдают от частой смены не только настроения, но и интересов. Они несобранные, часто отвлекаются на пустяки, от чего страдают учеба и работа.

Обычно у них искажена самооценка, они с трудом могут понять, как к ним относятся окружающие, из-за чего эффективное взаимодействие с социумом затрудняется.

Лабильно-циклоидный тип

Лабильный и циклоидный тип обладают схожими характеристиками, но представителей последнего отличает цикличность, то есть упорядоченность смены настроений, в то время как лабильные люди характеризуются внезапными и резкими изменениями настроя.

Чем более равномерно происходит смена циклов плохого и хорошего настроения, тем больше оснований полагать, что речь идет не о лабильном типе, а о лабильно-циклоидном.

Стол

Другие

Лабильный тип личности – не патология, а особенность характера, к которой человек может адаптироваться. Но есть три типажа, которые могут достичь психопатизации:

  • лабильно-аффективный;
  • лабильно-истероидный;
  • лабильно-сенситивный.

Чем больше в поведении человека наблюдается черт аффективного, истероидного и сенситивного типа, и меньше – лабильного, тем выше риск того, что человек столкнется с патологическим состоянием. И ему потребуется помощь специалиста, в том числе, медикаментозная.

Как работать над собой?

Изменить себя кардинально невозможно, в силах человека скорректировать те черты своей личности, которые мешают ему быть в гармонии с собой и окружающими. Частично такая коррекция происходит под влиянием среды: в обществе, где не принято ярко проявлять эмоции, лабильный человек научится управлять своим состоянием. Большое влияние оказывает фактор воспитания.

Но существует и самовоспитание, которое помогает стать лучше, и сделать свою жизнь более комфортной и счастливой.

Акцентуация может быть скрытой, когда проблемные черты раскрываются только в сложных жизненных ситуациях, а также явной, когда поведение человека часто оценивается как крайняя граница нормы.

Прежде всего, нужно сделать акцент на своих положительных качествах. Работая над ними, человек получает удовольствие, а значит, и мотивацию продолжать заниматься самокоррекцией личности. По мере того, как опыт приумножения своих сильных черт станет внушительным, появится сила для того, чтобы справиться и с недостатками.

Лабильный человек должен сосредоточиться на таких качествах, как общительность, умение дружить, приходить на помощь, любить. Недостатком является неумение владеть своим состоянием, справляться со вспышками апатии, грусти.

Поэтому его главная цель – эмоциональная стабильность. Для ее достижения нужно учиться владеть своим телом – осанкой, мимикой, голосом. Важно соблюдать дисциплину, составлять для себя эффективный план и тщательно ему следовать. Помешать в достижении задачи может неправильное окружение. Лабильному типу полезно дружить со спокойными и позитивными людьми.

Значок

Полезные советы

Коррекция психологического типа – долгий процесс, который требует глубокой проработки своей личности, самоанализа. Но можно использовать и простые рекомендации, которые помогут поддерживать настроение на стабильно высоком уровне.

  1. Нужно отказаться от самокритики – она вызывает чувство вины, которое тормозит процесс эффективной работы над своим характером. Сначала нужно принять себя, отнестись к себе с искренней симпатией и уважением, и только потом пытаться усовершенствоваться.
  2. Лабильный тип – это инфантильная особь, которой нужно сознательно вставать на путь взросления. Для этого нужно учиться нести ответственность за свои поступки. Психологи советуют каждое утро составлять план на день, которому нужно следовать, выполнив все его пункты.
  3. Для контроля над собой важно обрести контроль и над своим телом. Полезно заниматься спортом, танцами, закаливанием. Это развивает дисциплину и помогает ощутить свою силу.
  4. Лабильным людям необходимо отслеживать причину изменения своего настроения. Для этого нужно задавать себе вопросы: «почему я это чувствую?», «стоит ли реагировать так бурно?», «какая реакция будет красивой и правильной?».

Характер с лабильными чертами не требует серьезной коррекции, в отличие от других типажей классификации. Представители этого типа веселые, активные и спонтанные люди, которые вызывают симпатию у окружающих. Необходимо только обрести уверенность в себе и воспитать чувство ответственности за себя и свою жизнь.

Лабильный тип — Психологос

Лабильный тип — психотип, характерный рисунок личности. Иногда — акцентуация характера.

Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», (Schneider, 1923),»реактивно-лабильный» (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или «эмотивно-лабильный» (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это — Человек настроения.

Короткая характеристика психотипа

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния…

Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Лабильный тип и внешняя оценка

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.

О лабильном типе подробнее

Лабильный тип и настроение. Лабильный тип и болезни Лабильный тип и глубокие чувства Лабильный тип и дружба Лабильный тип и окружающие

Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову

Все мы — родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа — душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри Человек настроения

Направления развития

Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорректировать свои особенности, то посмотрите статьи:

  1. Лабильный тип: как работать над собой
  2. Развитие личности на позитиве

Если вы скорее противоположность данного типа и хотите развить свою способность реагировать легко и непосредственно, посмотрите упражнения Шизоиду или Параноику.

Вводное занятие Университета

Лабильный тип. Психология и психоанализ характера

Лабильный тип

Этот тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», «реактивно-лабильный» или «эмотивно-лабильный». В систематике психопатий у Г. Е. Сухаревой этот тип отсутствует. Однако в описанной ею картине «общего» или «гармоничного» инфантилизма содержатся почти все свойственные лабильному типу признаки. При этом добавляется, что с возрастом детский инфантилизм может сгладиться, но остается реактивная лабильность. Как известно, проблема взаимоотношения инфантилизма и психопатий с давних пор привлекает внимание. Наиболее рациональной нам представляется точка зрения на инфантилизм, в том числе и на общий, гармоничный, как на основу, на которой могут формироваться разные типы психопатий.

В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные «простуды», хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания, хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор «соматической инфантилизации» играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходного по названию типа «неустойчивых», при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как известно, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и т.е. же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие — избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.

Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначенными нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другим.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию — сразу, при первом контакте чувствуя кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.

Степень выраженности эмоциональной лабильности в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиатра случаи лабильной акцентуации подпадают, когда психические травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда с суицидным поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами эти реакции и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тени. Именно поэтому эмоционально-лабильный тип Шнейдера-Ганнушкина не получил распространения как рабочий термин в психиатрической практике, несмотря на яркость описаний и частоту, с которой этот тип встречается.

Лабильно-истероидный вариант. В описании лабильного типа можно увидеть черты сходства с другими типами. Богатая эмоциональность, хорошая интуиция, некоторый эгоцентризм, точнее — любовь внимания к себе, излюбленные «хобби» объединяют лабильных подростков с истероидными. Но искренность в отношении к себе и к окружающим, отсутствие нарочитой демонстративности в поведении, способность к теплой привязанности отличает их от истероидов. Лабильным подросткам свойственна также гораздо лучшая самооценка характера. И у лабильных, и у истероидных подростков приходится также встречать склонность к фантазированию. Но фантазии лабильных подростков лишены упоительно-авантюрной жилки, намерения обратить своими выдумками на себя все взоры окружающих, выставить исключительность своей особы. Это — фантазии более романтические, это — скорее идиллические мечты о свершении надежд, о безмятежном счастье и радости всегда и везде и для себя, и для своих близких.

Тем не менее в некоторых случаях истероидные черты бывают выраженными и, главное, под действием психических травм и с трудных ситуациях аффективные реакции и реактивные состояния приобретают отчетливый истерический оттенок. Подобные случаи расценивались нами, как смешанный лабильно-истероидный тип.

Лабильно-аффективный вариант. Как указывалось, степень выраженности лабильного типа в подростковом возрасте обычно ограничивается акцентуацией и лишь изредка достигает психопатии. Лишь иногда психопатизация идет по пути усиления эмоциональной лабильности до аффективной взрывчатости. Обычно такие случаи попадают в сборную группу возбудимых психопатов. Действительно, аффективные вспышки здесь нередко возникают по ничтожному поводу, но они быстро истощаются. В аффекте не бывает склонности к агрессии. Постоянная смена настроения резко сказывается на всем поведении, проявляясь неусидчивостью, несобранностью, отвлекаемостью, быстрой сменой интересов. От всего этого страдает учеба, возникают постоянные конфликты как со старшими, так и со сверстниками. Кроме того, обычно отсутствует способность к правильной самооценке, присущая лабильной акцентуации критичность в отношении своего характера. В поведении также нередко обнаруживаются некоторые черты неустойчивого типа.

Другие варианты лабильного типа. Часть представителей эмоционально-лабильного типа занимает положение, близкое к типу циклоидному. У них наблюдается фазность в колебаниях настроения: чередуются «хорошие» и «плохие» дни. Нами подобные случаи рассматривались, как вариант циклоидного типа — «лабильные циклоиды». Нами отмечено также, что эмоциональная лабильность нередко сочетается с сенситивностью. Возможно, лабильность может служить одним из фонов для последующего формирования сенситивного типа (см. сенситивно-лабильный вариант при описании сенситивного типа).

Лабильно-циклоидный вариант ограничивается рамками акцентуации, лабильно-истероидный и сенситивно-лабильный могут достигать степени психопатии, при этом особенно усиливаются именно истероидные или сенситивные черты. Таким образом, на базе лабильности мы сталкиваемся с тремя типами психопатизации: лабильно-аффективным, лабильно-истероидным и сенситивно-лабильным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››

Данный тип описан во многих монографиях и руководствах и включен в самые разнообразные систематики психопатий. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным («жаждущие повышенной оценки» по К- Schneider, 1923). Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не «льют воду на мельницу эгоцентризма». Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Истероидные черты нередко проявляются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других, когда другим уделяют больше внимания. Игрушки им быстро надоедают. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно перед зрителями читают стихи, танцуют, поют, и многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности. Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

С наступлением пубертатного периода обычно наблюдается заострение истероидных черт. Как известно, в последние десятилетия картина истерии у взрослых существенно изменилась. Почти исчезли истерические припадки, параличи и т. п. На смену им пришли менее грубые неврастеноподобные симптомы [Карвасарский Б. Д., Тупицын Ю. Я., 1974; Карвасарский Б. Д., 1980]. Это всецело относится также к подростковому возрасту. Однако в этот период истерические черты характера проявляются прежде всего в особенностях поведения, в подростковых поведенческих реакциях. К тому же акселерация физического развития существенно изменила прежнее представление об инфантильной грацильности, хрупкости, детскости истероидных подростков. Лишь при одном из описанных нами вариантов («лабильные истероиды» — см. стр. 113) нередко приходится встречать грацильную внешность. В прочих случаях от нее может не оставаться и следа.

Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков, которые служат причиной обращения к психиатру, на первое место следует поставить суицидальные демонстрации — они послужили причиной направления в подростковую психиатрическую клинику в 80 % случаев истероидных психопатий и акцентуаций характера. Первые суицидальные демонстрации, по нашим наблюдениям, у акселерированных подростков чаще падают на возраст 15—16 лет. Способы «суицида» при этом избираются лишь безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки) либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т. п.). Обильная суицидальная «сигнализация» нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее: пишутся прощальные записки, делаются «тайные» признания приятелям, записываются на магнитофон «последние слова» и пр.

В качестве причины, толкнувшей истероидного подростка на «суицид», им самим чаще всего называется «неудачная любовь». Однако обычно удается выяснить, что это — только лишь романтическая завеса или просто выдумка, направленная на то, чтобы «облагородить» свою личность, создать вокруг себя ореол исключительности. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола «избранника». Конечно, отвергнутая любовь, разрыв, а особенно появление соперника или соперницы наносит чувствительный удар по эгоцентризму истероидного подростка, если к тому же все события развертываются на глазах приятелей и подруг (см. Михаил Б., стр. 18).

Другой причиной суицидальной демонстрации может служить необходимость выпутаться из опасной ситуации, избежать серьезных наказаний, вызвав сочувствие, жалость, сострадание.

Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.

В поисках действительных причин суицидальной демонстрации важно заметить, где она совершается, кому адресуется, кого она должна разжалобить, чье утраченное внимание вернуть, кого заставить пойти на уступки или очернить в глазах окружающих. Если, например, причиной объявляется разлад с возлюбленной, а демонстрация совершается так, что та не только увидеть, но и узнать о ней не может, но зато ее первым свидетелем становится мать (Никита Б., стр. 17), можно не сомневаться, что именно в отношениях с матерью кроется конфликт. Если в качестве причины приводится отвергнутая любовь девушки, которая живет в другом городе и здесь ее никто не знает, а демонстрация (попытка броситься с набережной в канал на глазах у прохожих) совершается перед дверьми своего учебного заведения, весьма престижного, то вскоре выясняется неминуемо грозящее исключение за неуспеваемость. Родители, правда, нередко играют у истероидных подростков роль «козла отпущения» за те «разочарования», которые их постигают в среде сверстников. В случаях истероидных психопатий суицидальные демонстрации могут осуществляться повторно, особенно если предыдущие имели успех, могут превращаться в своего рода поведенческий штамп, к которому прибегают при разного рода конфликтах [Александров А. А., 1973]. К суицидальным демонстрациям примыкает бравада «игрой со смертью» с претензией заполучить репутацию исключительной личности.

Кроме суицидальных демонстраций, при истероидном типе психопатий и акцентуаций приходится также встречать острые аффективные суицидные реакции, более частые у лабильных истероидов. Подобные аффективные реакции также чаще всего бывают вызваны ударами по самолюбию, унижением в глазах окружающих, утратой надежд на особую роль, перспективы возвыситься в чьих-то глазах. Аффективные суицидные попытки обычно бывают насыщены элементами демонстративности, нацелены на то, чтобы привлечь всеобщее внимание. Однако они не являются только спектаклем — на фоне сильного аффекта на какой-то момент может промелькнуть истинная суицидная цель или желание вручить свою судьбу делу случая («будь что будет»). На фоне аффекта даже при отсутствии истинного намерения умереть грань безопасного в действиях легко может быть перейдена, и демонстративное по замыслу действие может закончиться завершенным суицидом — такая сила аффектов особенно присуща смешанному истеро-эпилептоидному типу.

Свойственное истероидным натурам «бегство в болезнь» при трудных ситуациях, изображение таинственных неизвестных заболеваний приобретает иногда в среде некоторых подростковых компаний, например подражающих западным «хиппи», новую форму, выражаясь стремлением попасть в психиатрическую больницу и тем заполучить в подобной среде репутацию необычности. Для достижений этой цели используются не только суицидальные угрозы, но и разыгрывание роли наркомана и, наконец, жалобы, почерпнутые из книг по психиатрии, причем разного рода деперсонализационно-дереализационные симптомы, идеи воздействия и циклические колебания настроения пользуются особой популярностью.

Алкоголизация также может носить чисто демонстративный характер. Сформировавшийся алкоголизм у истероидных подростков встречается довольно редко, причем обычно в этих ситуациях имеет место сочетание истероидности с чертами другого типа. Как правило, выпивают истероидные подростки немного, предпочитают легкие степени опьянения, однако не прочь прихвастнуть огромным количеством выпитого, способностью пить, не пьянея, или изысканным выбором алкогольных напитков («Я пью только коньяк и шампанское»,— заявил 14-летний истероидный подросток). Впрочем, по данным нашего сотрудника Ю. А. Строгонова, в асоциальных компаниях, где умение выпить много вызывает «уважение», истероидные подростки, желая произвести впечатление, что могут «всех перепить», становятся жертвой своих претензий и действительно могут пристраститься к алкоголю. Однако они не склонны изображать алкоголика, так как эта роль не сулит им ни ореола необычности, ни жадно-любопытных взоров.

Делинквентность истероидных подростков обычно носит несерьезный характер. Речь идет о прогулах, нежелании учиться и работать, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять видное место в учебе или труде, которое тешило бы их самолюбие, не хватает ни способности, ни настойчивости. Столкновения бывают также по поводу вызывающего поведения в общественных местах, приставания к иностранным туристам, шумных скандалов. В более серьезных случаях приходится сталкиваться с мошенничеством, подделкой чеков или документов, обманом и обворовыванием лиц, к которым вкрались в доверие. Истероиды избегают всего, что связано с грубым насилием, грабежом, взломом, риском, и, по-видимому, сравнительно редко встречаются среди криминальных подростков [Озерецкий Н. И., 1932; Михайлова Л. О., 1976]

Побеги из дому могут начинаться еще с первых классов школы и даже в дошкольном возрасте. Обычно они вызваны наказаниями, имевшими место или ожидаемыми, или обусловлены одной из детских поведенческих реакций — реакцией оппозиции. Эта реакция у детей и подростков чаще связана с утратой прежнего внимания со стороны близких. Убежав из дому, они стараются держаться там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции, чтобы их привели домой или вызвали родителей, или, наконец, каким-либо косвенным образом сигнализируют родителям о своем местопребывании. С возрастом побеги могут становиться более продолжительными и приобретать романтическую окраску. Причины их нередко бывают те же, что толкают на суицидальную демонстрацию,— утрата внимания, крах надежд на возвышенное положение, необходимость выпутаться из истории, которая грозит неизбежностью быть осмеянным и низринутым с почетного пьедестала. Например, уверив своих знакомых в том, что его родители занимают высокое положение, и нарассказав о «роскошном» образе жизни их семьи, 16-летний юноша убежал в дальние края, когда требования приятелей пригласить к себе домой стали слишком настойчивыми.

У истероидных подростков сохраняются черты детских реакций оппозиции, имитации и др. Чаще всего приходится видеть реакцию оппозиции на утрату или уменьшение привычного внимания со стороны родных, на потерю роли семейного кумира. Проявления реакции оппозиции могут быть теми же, что и в детстве,— «бегство в болезнь» или попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (например, заставить мать разойтись с появившимся отчимом), но чаще эта детская реакция оппозиции проявляется нарушениями поведения — вдруг начавшиеся выпивки, воровство, прогулы, асоциальные компании предназначаются для того, чтобы просигнализировать близким: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!»

Реакция имитации может многое определять в поведении подростка истероидного типа. Истероиды вообще малооригинальны, и весь их жизненный путь — это подражание кому-нибудь, хотя делается это по возможности незаметно и всегда выдается за «свое». Модель, избранная для подражания истероидным подростком, прежде всего не должна заслонять саму подражающую персону. Поэтому для имитации избирается образ абстрактный или (чаще) лицо, пользующееся популярностью в подростковой среде, но не имеющее непосредственного контакта с данной подростковой группой («кумир моды»). Иногда же подражание зиждется на образе собирательном: в потугах за оригинальностью воспроизводятся сногсшибательные высказывания одних, необычная одежда других, вызывающая манера вести себя третьих и т. п.

Реакция гиперкомпенсации менее свойственна истероидам, так как сопряжена с настойчивостью и упорством в достижении цели, которых истероидной натуре как раз не хватает. Зато реакция компенсации бывает достаточно выраженной. Можно думать, что именно эта реакция играет существенную роль в свойственной истероидам «косметической лжи», в фантазиях, которым они заставляют верить других и если не верят сами, то во всяком случае наслаждаются ими.

Выдумки подростков-истероидов резко отличаются от фантазий шизоидов. Истероидные фантазии всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, поэтому они изменчивы, учитывая их интересы, вкусы, ситуацию. Истероидные подростки легко вживаются в выдуманную роль и ведут себя соответственно ей. Геннадий У. (стр. 13) был доставлен в подростковую психиатрическую клинику после того, как явился в органы государственной безопасности с заявлением, что его завербовала иностранная разведка, поручает ему устроить взрыв на заводе, указал на определенных лиц как на агентов этой разведки и т. п., что, конечно, было чистейшим вымыслом.

Истероидов, склонных к подобному мифотворчеству, со времен Е. Kraepelin (1915), часто выделяют в особую группу психопатов-псевдологов или мифоманов. С нашей точки зрения, для подросткового возраста вряд ли оправдано выделение этой особой группы, так как украшающие собственную личность фантазии и ложь свойственны почти всем истероидным подросткам. И даже когда выдумки составляют главное в поведении, заслоняя, казалось бы, все прочие Истероидные черты, все эти россказни всегда питаются основой истероидного характера — ненасытным эгоцентризмом.

Подростковые поведенческие реакции также бывают окрашены этой главной истероидной чертой. Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления — побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Она может ярко проявляться при обследовании с помощью ПДО. Ею же может быть обусловлен демонстративный нонконформизм — напоказ выставляемое отрицание общепринятых норм поведения, распространенных идеалов, взглядов, вкусов. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа — от внимания и забот близких они вовсе не жаждут избавиться. В итоге эмансипационные устремления часто сползают на рельсы детской реакции оппозиции.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или, во всяком случае, на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой утвердить свою командную роль, подчинить себе других, истероидный подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней и порою еще неосознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателен. В порыве, в экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час — перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Главное, приятели вскоре распознают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Это осуществляется особенно быстро, когда лидерская позиция достигается другим и более доступным для истероидного подростка путем — пуская «пыль в глаза» историями о своих былых удачах и приключениях. Все это ведет к тому, что истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в другую, чтобы начать все сначала. Если от истероидного подростка слышишь, что он разочаровался в своих друзьях, можно не сомневаться, что именно те уже раскусили его.

В условиях замкнутых подростковых групп, например, в закрытых подростковых учреждениях с регламентированным режимом, где произвольная смена компании затруднена, для того чтобы занять исключительное положение, иногда избирается другой путь. Истероидные подростки охотно принимают из рук взрослых лидерские функции — должности старост, организаторов всякого рода мероприятий — с тем, чтобы занять позицию посредника между старшими и другими подростками и тем упрочить свое особое положение.

Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Если есть способности, то художественная самодеятельность открывает здесь наибольшие возможности. Всегда предпочитаются те виды искусства, которые в данное время наиболее модны среди подростков своего круга (в наш период — эстрадные ансамбли) или могут поразить своей необычностью (например, театр мимов). Нельзя было не заметить среди подростков в 60—70-х годах малую популярность драматических кружков и падающую — танцевальных ансамблей. Порою избранные увлечения, на первый взгляд, не относятся к эгоцентрическим хобби. Однако на самом деле оказывается, что увлеченное занятие иностранным языком, сводящееся обычно к усвоению самых ходовых диалогов, предпринимается для того, чтобы блеснуть перед приятелями беседой с иностранными туристами, а увлечение философией ограничивается самым поверхностным знакомством с модными философскими течениями и предназначено опять же, чтобы своими познаниями произвести впечатление на соответствующее окружение. Подражание йогам и хиппи представляет в этом отношении особенно благоприятную почву. Даже собираемые коллекции могут служить все той же цели — блеснуть ими (и собой!) перед приятелями (Александр Ф., стр. 16). Спорт и другие мануально-телесные хобби избираются гораздо реже, так как требуют большого упорства для достижения престижного положения. В противовес этому лидерские хобби (роль разного рода организаторов и руководителей) более предпочтительны, так как позволяют быть всегда на виду. Однако они вскоре начинают тяготить сопряженными с ними формальными обязанностями.

Сексуальное влечение истероидов не отличается ни силой, ни напряжением. В их сексуальном поведении много театральной игры. Подростки мужского пола предпочитают таить свои сексуальные переживания, уходить от бесед на эту тему, так как чувствуют, что здесь им поразить нечем, боятся оказаться «не на высоте». Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные связи и придумывать несуществующие, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника.

Следует подчеркнуть, что слабым звеном истероидного типа, удар по которому может выявить истероидные черты при скрытой акцентуации или обусловить яркую истерическую реакцию при акцентуации явной, чаще всего бывают ущемленное самолюбие, утрата внимания окружения или особо значимых лиц, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность.

Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Выставляются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

При истероидных психопатиях утяжеление черт характера идет как по пути усиления и учащения острых аффективных реакций демонстративного типа с многократными спектаклями, изображающими желание покончить с собой, так и по пути иных демонстративных нарушений поведения.

При тяжелых истероидных психопатиях под влиянием психических травм могут развиваться реактивные истерические психозы — истерические сумеречные состояния, псевдодеменция и т. п. Однако в наше время у подростков с истерическими психозами приходится сталкиваться редко и преимущественно в ситуации судебно-психиатрической экспертизы.

Истероидные психопатии могут быть как конституциональными, так и следствием психопатического развития, чаще на основе истероидной же, а также лабильной или гипертимной акцентуаций характера при воспитании в условиях потворствующей гиперпротекции.

В подростковой популяции истероидная акцентуация установлена у 2—3 % подростков мужского пола и несколько чаще у подростков женского пола [Иванов Н. Я., 1976].

Три варианта истероидного типа в подростковом возрасте встречаются чаще всего. «Чистый» астероидный тип особого описания не требует; примеры различных степеней психопатии и акцентуации характера этого типа даны в гл. I. Лабильный истероид представлен в разделе о лабильном типе (стр. 113). Истероидно-неустойчивый тип довольно распространен, хотя исследован еще недостаточно [Александров А. А., 1978].

Истероидно-неустойчивый тип. Данный тип распространен среди подростков мужского пола. У большинства из них отсутствуют свойственные по классическим описаниям истероидам инфантильность и грацильность телосложения. Наоборот, акселерация физического развития обычно бывает достаточно выражена. Внешне при первом знакомстве такие подростки могут производить впечатление неустойчивых. Асоциальные компании сверстников, выпивки, праздность и тяга к «веселой жизни», пренебрежение своими обязанностями, уклонение от учебы и труда — все это действительно имеет место. Однако за всем этим стоит не бездумность, не почти инстинктивная тяга к постоянным развлечениям и удовольствию, а все тот же эгоцентризм. Все проявления асоциального поведения: алкоголизация, делинквентность и т. п.— служат для бравады перед старшими и сверстниками, для того, чтобы хоть этим путем заработать репутацию исключительности. В самих асоциальных компаниях обнаруживается претензия на лидерство и необычность. Безделие, иждивенчество сопряжено с высокими, фактически невыполнимыми претензиями в отношении будущей профессии. Лживость бывает не только защитной, как у неустойчивых, но она почти всегда служит цели приукрасить себя. В делинквентном поведении умело используются артистические способности (умение втереться в доверие, искусный обман и т. п.).

Алексей Д., 17 лет. Отец с матерью много лет в разводе, хотя живут в одной квартире. С отцом не общается. Развивался нормально, до 13 лет учился удовлетворительно, нарушений поведения не было. В 6-м классе учеба показалась трудной, занятия забросил, связался с асоциальной компанией подростков. Стал заниматься «фарцовкой» — перекупал и перепродавал вещи иностранных туристов. Выручал на этом немало денег — стал одеваться по последней моде. Матери объявил, что у него появился друг-моряк, который все привозит из-за рубежа. В 14 лет с двумя приятелями уехал в Таллинн и Киев — с вокзала позвонил матери, чтобы «не волновалась». Заявил, что хочет посмотреть красивые города, но там был задержан милицией в связи со спекуляцией.

С трудом окончил 8 классов. По настоянию матери поступил в ПТУ, но там постоянно прогуливал занятия. В 16 лет был осужден за участие в групповой драке. Утверждает, что попал в эту компанию случайно и его «оговорили». Из колонии был вскоре освобожден в связи с амнистией Там, по его словам, с товарищами легко установил контакт, но угнетал суровый режим. После освобождения сперва вернулся в ПТУ, но вскоре занятия бросил. Все дни проводил в каких-то компаниях. По словам матери — медицинской сестры — стал возвращаться домой в необычном состоянии, каким-то возбужденным. Мать заподозрила употребление дурманящих средств. Был направлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику.

В клинике держится претенциозно. Горд тем, что у него «иностранная фамилия». Во время беседы рисуется, кокетливо заводит глаза. Рассказал, что выпивок избегает, водки не пьет совсем, в компаниях старается выпить не более одного стакана некрепкого вина. В 13 лет с товарищами нюхал пятновыводитель, но вскоре бросил — «надоело». По его словам, выйдя из колонии, в своих компаниях охотно употреблял различные таблетки (седуксен, пенталгин и др.), желая вызвать «кайф». При поступлении в клинику никаких явлений абстиненции не обнаружил.

Среди подростков претендует на лидерство, старается произвести впечатление рассказами о своем асоциальном прошлом. Учиться в ПТУ отказывается. Сказал, что согласился бы пойти на «курсы поваров для заграничного плавания», но тут же демонстративно заявил, что «пятно колонии» испортило ему жизнь — никуда в «приличное место» его не возьмут. Обучение в ПТУ специальности радиотехника считает недостойным для себя. Говорит, что увлекается современной поп-музыкой, быстро называет несколько модных вещей и ансамблей, но знания и здесь поверхностные: видимо, больше был занят спекуляцией магнитофонными записями, чем самой музыкой.

При осмотре — выраженная акселерация физического развития. Рост 184 см при массе тела 64 кг. Половое развитие завершено. На теле татуировка с криминальной символикой (знаки судимости, пребывания в тюрьме, символ стремления к «свободе»).

При неврологическом и соматическом обследовании — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки, несмотря на установленную склонность к диссимуляции характера, диагностирован выраженный истероидный тип. Видимо, в связи с диссимуляцией черты неустойчивого типа не диагностированы. Признаков, указывающих на формирование психопатии, не установлено. В связи с диссимуляцией определение других показателей может быть неверным (конформность средняя; реакция эмансипации не выражена, склонности к делинквентности не выявлено). К алкоголизации отношение отрицательное. По шкале субъективной оценки самооценка отражает диссимуляцию и установочное поведение: выступают черты конформного и паранойяльного типа, достоверно отвергаются только сенситивные черты (т. е. обнаруживается стремление показать себя «правильным» и «сильной личностью»).

Диагноз. Психически здоров. Нарушения поведения на фоне акцентуации по истероидно-неустойчивому типу.

Катамнез через два года. Повторно осужден за спекуляцию.

Диагностика истероидного типа у подростков должна осуществляться с осторожностью. Не следует обманываться кажущейся легкостью. Истероидные черты могут быть поверхностным наслоением на характерологическую основу другого типа — лабильного, гипертимного, эпилептоидного и даже шизоидного. Эти же черты могут включаться в картину органической психопатии. Демонстративно суицидальное поведение у эпилептоидных подростков также может навести на ложную мысль об истероидности. К сказанному следует добавить еще необходимость дифференцировать между истероидностью и выраженным психическим инфантилизмом в подростковом возрасте, когда также можно встретить необузданное фантазирование, выдумки, детскую эмоциональную выразительность, внушаемость и многие другие сходные с истероидными черты. Однако отсутствие выраженного эгоцентризма позволяет отличить таких подростков от истероидов.

акцентуация лабильная — это… Что такое акцентуация лабильная?


акцентуация лабильная

— характерны резкая смена настроения в зависимости от ситуации.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • акцентуация конформная
  • акцентуация неустойчивая

Смотреть что такое «акцентуация лабильная» в других словарях:

  • лабильная акцентуация личности (характера) — тип акцентуации, носителю которого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • характер: акцентуация: тип — поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового… …   Большая психологическая энциклопедия

  • тип акцентуации —      поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Конституция эмотивная — (Dupre, 1910) психологический тип конституции с такими чертами личности, как эмоциональная нестабильность, лёгкие и частые перепады настроения, впечатлительность, постоянные смены установок, отношений, ожиданий и оценок. Отмечают, кроме того,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА — (личности) чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к соц. положительному и соц. отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Автор… …   Педагогический словарь

21 тип акцентуации характера: плюсы и минусы каждого

Акцентуация – ярко выраженные черты характера, которые находятся в пределах клинической нормы. Она не является психическим расстройством, но ее можно спутать с расстройством личности.

По статистике, более 80% подростков имеют акцентуацию характера.

Классификация акцентуаций характера:

  1. Акцентуация по Карлу Леонгарду (немецкому психиатру). Он является автором понятия “акцентуированная личность”.
  2. Акцентуация по Андрею Личко (советскому психиатру Российской Федерации).

Их различие в том, что А. Личко модифицировал типы в классификации К. Леонгарда для того, чтобы тест можно было использовать в детском и подростковом возрасте.

Подробнее о классификациях акцентуации, ее опасностях и преимуществах, вы узнаете из нашей статьи.

1

Гипертимный вид (сверхактивный)

Как проявляется:

  • В постоянном повышенном настроении;
  • Нехватке общения;
  • Высокой активности, подвижности, озорству, самостоятельности.

Часто появляется желания взяться за все дела сразу, но в итоге не закончить ни одного. Такие люди не могут находится в однообразной обстановке. Они не переносят одиночество, безделье и монотонность.

Преимущества:

  • Энергичность;
  • Коммуникабельность.

2

Циклоидный

Есть черты гипертимного вида, но они циклично чередуются с субдепрессивной фазой. Такие циклы проходят мягко и чередуются каждую 1-2 недели.

Находясь в разных состояниях, такие люди ведут себя кардинально разно.

  1. В хорошем настроении, после какого-то радостного события они общительны, добры, активны.
  2. При смене цикла все меняется: наступает грусть, уединение, недооценка себя.

Недостатки:

  • Быстрая смена настроения;
  • Низкая активность в субдепрессивной фазе.

3

Сензитивный

Люди с этим типом акцентуации очень робкие и застенчивые. Они считают себя неполноценными, стеснительными, страдают от низкой самооценки и школьных насмешек.

Преимущества:

  • Спокойствие;
  • Доброта;
  • Желание помочь.

Они часто находят себя в эстетичной и интеллектуальной сфере.

4

Лабильный

Характеризуется в частых сменах настроения без явной на то причины. Люди с лабильным видом очень чувствительны ко всем переменам и знакам внимания. Они очень доверчивы и быстро привыкают к людям.

Преимущества:

  • Отзывчивость;
  • Общительность;
  • Положительные эмоции.

Негативные стороны:

  1. Чрезмерная опека.
  2. Слабость к общению с близкими людьми.

5

Астено-невротический

Сложный тип людей. Отличаются раздражительностью, мнительностью, быстрой утомляемостью.

Преимущества:

  • Правильность;
  • Аккуратность.

Недостатки:

6

Шизоидный

Отличающая характеристика – частое принятие алкоголя, который не дарит им ощущения эйфории.

Недостатки:

  • Неразговорчивость;
  • Редко открываются другим людям;
  • Тяжело налаживают контакты с другими.

Позитивные черты:

  1. Умение сопереживать.
  2. Богатый внутренний мир.

Они постоянны и чувствуют себя в одиночестве как рыба в воде.

7

Психастенический

Минусы:

  1. Очень самокритичны.
  2. Постоянно анализируют свои поступки.
  3. Колеблются в выборе.
  4. Боятся брать ответственность.

Плюсы:

  • Внимательность;
  • аккуратность;
  • надежность;
  • рассудительность.

8

Эпилептоидный

  1. Авторитарный, раздражительный, агрессивный, ревнивый, вспыльчивый тип.
  2. Может проявляться скрупулезность, чрезмерная правильность, педантизм, вызванный собственной инертностью.

Такие люди хотят быть лучше сверстников и не переносят неподчинения им. Но они очень тщательны и пунктуальны.

9

Истероидный

Личности-истероиды хотят всегда находится в центре внимания.

  • Они не переносят критику;
  • Боятся шуток над собой;
  • Любят показной фальшивый суицид

Люди с этим типом очень себя любят и требуют внимания, одобрения.

Впрочем, они упорны, инициативны и активны.

10

Конформный

Это личности, которые стремятся быть такими, как все.

  • Комфортно чувствуют себя в обыденности;
  • Не любят крутых перемен, новые компании и смену ценностей.
  • Подстраиваются под окружение.

Именно от окружения будут зависить их вредные привычки, увлечения и даже сексуальная жизнь.

Плюсы:

  1. Не конфликтность.
  2. Доброта.

11

Неустойчивый

  1. Очень ленивые люди, у которых нет желания учиться или работать.
  2. Они хотят развлекаться, праздновать и бездельничать, а не думать о будущем.

Их мечты – лишиться контроля и стать представленным самому себе.

Эти личности просты и услужливы.

12

Дистимный (гипотимный)

Минусы:

  • Замкнутые, постоянно опасаются каких-то проблем;
  • Раскрываются только тем, кому доверяют;
  • Требуют сочувствия, понимания и любви;
  • Часто пребывают в депрессии.

Плюсы:

  • Серьезность;
  • Надежность;
  • Готовы помочь.

13

Возбудимый

  1. Очень эмоциональный и импульсивный человек.
  2. Всегда будет доверять своим инстинктивным чувствам.
  3. Не станет думать о завтрашнем дне.
  4. Не находит общий язык с коллективом.
  5. Работает или учится вполсилы, потому что не видит смысла поступать иначе.
  6. Не умеет сдерживать свои эмоции – может махать кулаками или хлопать дверью.

14

Застревающий (аффективно-застойный)

Тип людей, которые эмоционально переживают событие, что уже прошло. Особенно если происшествие, затрагивающее гордость, самолюбие, достоинство.

Недостатки:

  • Долго помнят обиды;
  • Всех подозревают;
  • Очень ревнуют;
  • Могут мстить.

Преимущества:

  1. Умеют достигать поставленных целей.
  2. Требовательны к себе.
  3. Способны добиваться успеха.

15

Педантичный

Минусы:

  • Очень скрупулезно подходят ко всем вопросам;
  • Медлят с окончательным решением.
  • Они не готовы резко меняться и соответствовать новым требованиям.
  • Очень долго не могут вычеркнуть из головы сложные психологические события.
  • Ищут проблему в себе, поэтому становятся нерешительными.

Плюсы:

  • Доброта;
  • не конфликтность;
  • пунктуальность;
  • добросовестность.

16

Тревожный

Минусы:

  1. Такой тип всегда колеблется в правильности своих действий, поступков, мыслей.
  2. Во всем видят опасность из-за чего становятся очень тревожны и мнительны.
  3. Очень скромны и нерешительны.

Плюсы:

  • Исполнительность;
  • ответственность;
  • доброжелательность;
  • неконфликтность.

17

Эмотивный

  1. Всегда и обо всем переживают, при этом – в больших масштабах.
  2. Они никогда не выясняют отношения.
  3. Не делятся своими переживаниями.

Они отзывчивы, ранимы. Всегда переживают не только за близких и родных, но и за героев фильмов, книг.

Эмотивы очень не любят злость, агрессию, суету.

18

Демонстративный

  1. Люди, в которых сразу чувствуется фальшь.
  2. Лгут и фантазируют, но делают это не специально. Чаще всего, это происходит из-за низкой самооценки. Чтобы это скрыть, человек пытается подняться в глазах других.
  3. Для этого он и использует такие методы как подчеркнутый артистизм, демонстративное поведение, притворство.

19

Экзальтированный

Это тип акцентуации характера, когда у человека очень ярко выражаются любые эмоции.

  1. Самое незначительное радостное событие вызывает у него бурю восторга, а небольшое разочарование приводит ко вселенской печали.
  2. Часто влюбляется и стремится к общению.
  3. Для него идеально подходит творческая профессия, ведь он очень любит спорт, музыку, кино, искусство.

20

Экстравертированный

Недостатки:

  1. Экстраверт зависит от внешней среды.
  2. Реагирует на ее изменения и легко поддается чужому влиянию.

Преимущества:

  • Бистро адаптируется к изменениям;
  • Легко находит общий язык с людьми;
  • Готов уступить другому и немного легкомыслен.

21

Интровертированный

  1. Он может не взаимодействовать с внешним миром, зато полностью погрузиться во внутренний.
  2. Интроверт более сильный, упрямый и стойкий к факторам из вне.
  3. У него узкий круг интересов и маленькое количество друзей.
  4. Защищает свое мнение до конца.
  5. Склонен к философствованию.

Почитать в тему:

Заключение

Заключение

Существует большое количество тестов для определения собственной акцентуации характера. Например, опросник Шмишека. Такие тесты даже онлайн позволяют определить свои ярко выраженные черты характера.

Не нужно переживать из-за недостатков какого-то из видов акцентуации – все они находятся в пределах нормы и являются показателями вашего нрава.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

3 Да Нет 2

Еще инструкции на эту тему:

Краткое описание акцентуаций по леонгарду

1. Истероидный. Демонстративный тип (Акцентуация – «Вытеснения»). Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2.Педантичный тип (Акцентуация – «Ригидная»). Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

3.Застревающий, неуравновешенный тип (Акцентуация – «Паранойяльная»). Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

4.Возбудимый тип (Акцентуация – «Проективная»). Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5.Гипертимический тип (Акцентуация – «Гипертимическая»). Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6.Дистимический тип (Акцентуация – «Дистимическая (депрессивная)»). Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7.Тревожно-боязливый тип (Акцентуация – «Невротическая»). Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8.Циклотимный (аффективно-лабильный) тип (Акцентуация – «Циклотимическая»). Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

9.Аффективно-экзальтированный тип (Акцентуация – «Интроетивная»). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

10. Эмотивный тип (Акцентуация – «Эмоцентрическая»). Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

2. Методика ПДО А. Личко. (патохарактерологический диагностический опросник). Опросник предназначен для определения типов акцентуации характера у подростков 14-18 лет.

3. Методика самоидентификации акцентуации характера Э. Эйдемиллера. Назначение: самоопределение 13 типов акцентуации характера у старшеклассников и студентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *