Я концепция эссе: Я концепция — Эссе – Я-концепция — Википедия

Автор: | 25.02.2021

Я концепция — Эссе

Эссе «Я Концепция»

        Я концепция – осмысление собственного мировоззрения, долгосрочных целей и принципов, достоинств и недостатков, особенностей характера и темперамента в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

        В структуре Я концепции можно выделить:

1) Внутреннее «Я»  — представление, какой я в собственных глазах;
2) Идеальное «Я» —  каким я хочу быть с учетом целей;
3) Зеркальное «Я» —  каким меня видят другие.

Внутреннее «Я»

Какой я ? Кто я?

  • Умный;
  • Хозяйственный;
  • Заботливый;
  • Быстрый;
  • Целеустремленный;
  • Смешной;
  • Спортивный;
  • Улыбчивый;
  • Странный;
  • Деятельный;
  • Успешный;
  • Любящий;
  • Семейный;
  • Музыкальный;
  • Скромный;
  • Карьерист;
  • Справедливый;
  • Умелый;
  • Задумчивый.  

16 — личные качества,

4 — суждение о внешности,

10 — социальная роль,

10 — деловая сфера.

Зеркальное «Я».

В основном окружающие люди меня видят:

  • в университетской группе — скромный, тихий, спокойный парень, добрый, скрытный, интересный собеседник, отзывчивый, остроумный, застенчивый.
  • в семье, в кругу родственников — ответственный, семейный, трудолюбивый, заботливый, умный, быстрый, добрый.
  • в кругу друзей — застенчивый, верный, заботливый,  необщительный, смешной.

Идеальное «Я»

        Идеальное «я» — это представление о себе в будущем, с учетом целей, задач и т.д. Это такие свойства и качества, как успешность, целеустремленность, достаточность, счастье, обретение новых верных друзей, крепкая семейная жизнь.

        Удача нужна человеку как воздух. Ведь вы помните те потрясающие ощущения, когда вы — победитель?!

        Да, успех -это прежде всего победа. Победа над самим собой. На эту победу надо работать. Работать настойчиво и от души. И не бояться, не бояться поражения. Даже разгромного. Ведь это все равно опыт. Пусть горький, но опыт.

Эссе «Я — концепции»

Основная общеобразовательная школа при ФГАУЗ РКПДhello_html_m896cf5c.jpg

«Детский туберкулезный санаторий»

Эссе

«Я –концепции» творческого саморазвития

учителя биологии

Хисматуллиной Гузял Рауфовны

Основная общеобразовательная школа филиала ГАУЗ РКПД «Детский туберкулезный санаторий»

Хисматуллина Г.Р. учитель биологии претендент на высшую категорию

Эссе «Я — концепции» творческого саморазвития.

«На земле дорого так много

Улиц разных и аллей

Для меня одна дорога

Вечный путь к сердцам детей»

Главным девизом своей работы считаю высказывания К.Д.Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться , в нем умирает учитель»

Тридцать три года работаю учителем и ни на минуту не пожалела о выбранном пути. Из них 21 год посвятила детям больным и контактируемым туберкулезом. Основное направление лечения — это предупреждение туберкулеза легких и костей у детей, которые находились в семьях, где выявлены больные с открытой формой туберкулеза. Большая часть детей из не благополучных семей и детских приютов. Само собой напрашивается вывод, что мировоззрение и социальное мышление у многих из них соответствует тому образу жизни, который они вели до прибытия в санаторий. Дети, прибывшие из более менее благополучных семей сильно отличаются уровнем знаний и пониманием окружающего мира.

Привить чувство понимания прекрасного и эстетики приходится по крупицам. Только каждодневная работа дает возможность достучатся до их непростых характеров и нравов.

Восприятие детей красоты природы и окружающего, ограниченных некоторыми физиологическими возможностями, безусловно в некотором плане отличается от восприятия совершенно здоровых детей.

Многолетние наблюдения показывают, что, ребенок хотя и временно прикованный недугом к постели совсем по другому воспринимает совершенство и красоту простого цветка одуванчика или пахнущей специфический, веточки сосны с недозрелыми шишками.

Роль природных ресурсов материальной жизни общества не возможно переоценить. Все, чем пользуется человек, сделано из них, без них человек не просуществует и нескольких суток. Не менее важны и так называемые ресурсы среды, которые не потребляются непосредственно человеком, но необходимы для его здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия — сюда относятся: чистый воздух, умеренные температуры, солнечный свет с достаточным количеством ультрафиолетовых лучей, рассеянные в воздухе фитонциды — выделяемые растениями вещества, убивающие болезнетворных микробов, и даже такой «нематериальный» ресурс, как тишина. Наконец, людям нужны — и это отнюдь не блажь — 

красота и величие природы, гармоничные звуки, например плеск волн, журчание ручья, пение птиц, а так же благоуханные запахи леса, луга, реки…

Стороны природы, воздействующие на эстетическую восприимчивость человека, мы назовем духовными ресурсами природы, так как они поднимают дух человека, благотворно воздействуют на его психику, придают бодрость, жизнерадостность, усиливают творческие способности. Ведь недаром в медицине появился такой термин, как «ландшафтотерапия».

Детский туберкулезный санаторий расположен на живописнейшем участке нашей республики (Зеленодольский район РТ). В двух шагах от санатория протекает река Волга, с многочисленными заливами и затонами. Прекрасные сосновые и смешанные леса нашего региона являются неоценимыми духовными ресурсами и чистейшим воздухом.

Дети, которые прибывают сюда на восстановление своего здоровья из разных суетливых городов и поселков нашей республики, уже с первых минут своего пребывания ощущают эту неоценимую красоту природы.

Отдых детей организован круглосуточно. По своей структуре распределен на младшие и старшие группы. Младшую группу составляют дети с первого по четвертые классы обучения, а старшие группы с пятого по девятые классы. Организованы лечение и обучение. Так же опытные воспитатели по режиму организовывают досуг детей.

Естественно в наш научно технического прогресса интенсивного развития цивилизаций только рассказами и демонстрацией величавых сосен у детей одномоментно развивать сокровенные чувства невозможно, учитывая и социальную среду, где они каждодневно получали воспитание.

И вот тут мы видим непочатый край работы для учителя биологии и воспитателей.

…Красоту ландшафта надо считать эстетическим ресурсом природы, богатством государства и общества, подлежащим охране и любви. Здесь открывается широкая область для биологических исследований, связанных не только с изучением растительного покрова и влиянием на него колебаний уровня воды грунтовой и в водоемах, но и исследованием эстетики ландшафта с тщательным учетом духовного наследия, выявленного при краеведческом подходе к природе.

В современном мире все больше внимания уделяется охране красоты ландшафта, красоты дикой природы в целом.

Республика Татарстан в свою очередь не малые шаги делает в этом плане, особенно в последние годы. Как мы знаем, созданные уже десятилетия тому назад природные заказники, заповедники и другие охраняемые природные территории (Волжско-Камский заповедник, Раифский заказник и другие) и сегодня дает нам возможность любоваться красотой самобытных ландшафтов.

Одним из основных направлений воспитания эстетических чувств и любви к окружающий красоте, конечно является хорошо подготовленный и демонстративный рассказ учителя , непосредственно на экскурсионной тропе. Ребенку , который приехал из глубинки, соприкоснувшемуся с недугом, как «контакт» с больным туберкулезом, рассказывая о выделяемых соснами веществах- фитонцидах убивающих болезнетворные микробы, добиваются определенные впечатления. Тем более любуясь и прогуливаясь среди этих прекраснейших деревьев, определенные понятия закладываются у ребенка в памяти и они бурно делятся своими впечатлениями с родителями, которые приезжают их навещать.

Регулярные не длительные походы и экскурсии в младших классах( между лечебными процедурами) стараюсь использовать и для более подробного изучения природных ландшафтов, с обязательным составлением гербариев, составляя их по определенной систематике(например, форма и тип листа). При этом рассказывая детям о многоликости и величин природы нашего края.

Многообразии растений к которым мы так привыкли, оказывается тает в себе столько интересного и полезного. Тот же щавель, растущий под ногами в диком виде, содержит очень много витаминов, одуванчик, репейник, крапива, подорожник, пустырник и очень многие другие растения, растущие вокруг нас, начинает интересовать детей по-другому, когда мы о каждом из них составляем подробные характеристики во время летних каникул, закрепляя полученные знания в виде простых рефератов.

Учитывая длительное пребывание детей в санатории применяем методы мониторинга окружающей среды. На определенном участке ландшафта ведется наблюдение с занесением в журнал результатов сезонных изменений (времена года), что дает возможность видеть им своими глазами физиологические изменения в жизни растительного мира.

В старших классах, кроме учебного материала, безусловно необходимым является более углубленные восприятия составляющих окружающей нас природы. Здесь уместным считаю более осмысленное рассуждение над выражением «красота природы в опасности!»

Сейчас, когда человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия, назрела необходимость осмысления и преодоления многих проблем, которые накопились за весь период своего существования. Некоторые из проблем имеют локальный характер и решаются каждым по отдельности, но есть и глобальные проблемы, без решения которых человечество обречено на гибель. К таким проблемам смело можно отнести социально-экологические проблемы взаимодействия общества и природы.

Восхищаясь многоликостью, совершенством и великолепием природы в целом, мы к сожалению очень часто забываем о сохранении этой красоты. Любовь и уважение к окружающей нас природе неразрывно связано и с ее сохранением для будущих потомков.

Усиливающиеся деструктивное антропогенное и технологическое давление на окружающую среду приводит человечество к глобальному экологическому кризису. Противоречие между ростом народонаселения и возможностью удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с одной стороны, и ограниченными возможностями естественных экосистем- с другой, приобретают антагонистический характер. Их обострение чревато необратимыми изменениями биосферы, радикальной трансформацией традиционных природных условий функционирования цивилизации, что создает угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества.

Изменение природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы, общество, тем не менее не способно изменить эти законы или подчинить их социальными закономерностями (как не возможно и обратной сведение социальных закономерностей к естественным).

Выслушивая рассуждения учеников по этим глобальным вопросам, радует не безразличие к происходящему учеников старших классов. Такие вопросы стараемся обсуждать с ними в виде диспутов и дискуссий.

Возвращаясь к уважительному отношению и любви к природе нашего края, считаю что красной линией во всей работе учителя биологии должна пройти необратимость потерь природы под воздействием антропогенного фактора.

Красота ландшафта и явлений природы повышает степень благородства в человеке и дарит ему отдых. Отдых в свою очередь восстанавливает здоровье, а оно рождает силы, мощь человека в обществе. Поэтому сохранять красоту природы и любовь к ней мы должны точно так же, как сохраняем произведения человеческого искусства и другие неповторимые ценности.

На уроках также считаю необходимым сравнение природных ландшафтов своего края, с известными, легендарными уголками природы, которые уже давно и прочно вошли к сокровищницу народного сознания, стали частью его национального самосознания, национальной гордостью. Достаточно назвать Ясную Поляну или Михайловское, сибирскую тайгу, сосновые леса близ Елабуги, которые вдохновили Шишкина создать прекрасные шедевры о природе (при этом демонстрируя репродукции из картин).

Возьмем, например, обыкновенную березу, которая стала национальным образом, в некоторых случаях даже символом России, ее красоты, чистоты, юности. И вот представим на момент, что нет уже березовых рощ, остались они только на картинках, в музыке, поэзии, литературе прошлого. Полнозвучно ли будет тогда по своему образу для будущих поколений слово Россия?!

Это заставляет детей призадуматься…

Таким образом, восприятие прекрасного и осознание роли природы в самосознании детей складывается путем ежедневного контакта с окружающей средой. За непродолжительный период пребывания их в санатории переделать взгляды, вкусы и восприятии полностью невозможно. Тем более, когда у некоторых уровень знаний и представлений очень ограничены. В этом конечно виновата та социальная среда, где они оказались по воле судьбы. Но радуют такие случаи, когда спустя годы некоторые из них приезжают в санаторий навещать врачей и учителей со своими семьями. Когда они с благодарностью вспоминают о днях пребывания на отдыхе. Долгое время многие пишут учителям и врачам трогательные письма. Наверное это и есть те крупицы, которые собрались во время прогулок в лес наблюдая за простым муравейником, слушая пение птиц и любуясь на закаты могучей реки Волга.

Свет знаний звал за собой людей еще тысячу лет назад , но вот и я, хотя уже 33 года работаю в школе, все учусь и постоянном поиске.

Время изменяет взгляд на жизнь, на тех, кто с тобой рядом — наши ученики. Если учитель не останавливается на достигнутом , то он всегда остается учителем. Ученье без назидания , а с увлечением – вот один из принципов работы учителя в период перехода на новые стандарты.

Учение с увлечением бывает тогда, когда ребенок может получить знания не только на уроке , но и пополнить свой «багаж знаний» и после уроков.

Вот почему я выбрала методическую тему : «Экологическое воспитание детей».

Направления моей деятельности по реализации «Я — концепция» творческого саморазвития.

1-Преодоление проблемы нехватки времени на свое самообразование путем распределения времени по принципу

— выбора наиболее главного дела на данный день

-умения выслушать того, что хочет рассказать и показать ученик, или собеседник

-новости в стране и в мире по утрам

-чтение электронной книги в очереди в поликлинике, или в транспорте

-чтение журнала ,или книги по предмету

проблемы и приоритетные стратегии своего, творческого саморазвития

2. Научиться ставить здоровье и самочувствие свое и окружающих на первое место .

-Нужно научиться воспринимать желания окружающих, если они не воспринимают моих рекомендаций. На ошибках учатся.

-Оказать помощь, если тебя об этом попросят

3. Мне хотелось бы еще полноценнее использовать современные компьютерные технологии в профессиональной сфере

4. Люблю читать   высказывания и афоризмы великих философов ,политических деятелей и ученых.

Планирую перечитать заново книгу Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»

5. C удовольствием посещаю уроки и мероприятия молодых учителей района и поселка, участников конкурсов « Учитель года» , «Молодые кадры». Достойная смена!

6. Я планирую выступить на методическом  семинаре с презентацией по обобщению опыта работы по методической теме.

7.Изучаю методическую литературу по проектированию современного урока с требованиями новых стандартов.

8. Очень понравилась программа предстоящих курсов . Спасибо!

Планирую подготовить группу учеников к научно-практической конференции и написать ряд статей по методической теме.

9. Еще по должности , я бабушка. У меня две внучки и один внук! Буду их воспитывать и проводить с ними прекрасные часы в свободное время. Свободное время, полностью посвящаю своим внукам. Как я по ним скучаю. Не знаю ,кому подойти, кого обнять. Больше всего приходится со старший внучкой заниматься. Старший называю, но ей всего 2 годика и 7 месяцев. Любит возится на кухни, рисовать. Младшие пока еще ничего не понимают , они ведь совсем маленькие. Внуку 3,5 месяца, а младшенькой внучке, даже месяца нет. С внуком постоянно надо разговаривать, на своем языке что -то говорит. Лежать уже не хочет, надо брать на руки и ходить. Младшая пока кушает и спит. Вот где счастье! Когда рядом с тобой твои любимые, дорогие, что еще нужно для женщины!

Жизнь современного учителя на мой взгляд-постоянное развитие ,саморазвитие и стремление к переменам ,если того требует время и как говорил Альберт Эйнштейн «…имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна: это так сказать , верховная ценность ,которой подчинены все прочие ценности».

Закончить свое эссе мне хочется пожеланием

Как прекрасен этот мир!

Люди! На миг остановитесь, смотрите вокруг. Как прекрасен этот мир!

За повседневной суетой мы не видим, что нас окружает. Однако, бывают моменты, когда приходит осознание того, насколько прекрасен мир.

Особенно начало лето, радует нас своими яркими красками. Невозможно описать ощущения, которые испытываешь, смотря на природу.

Каждый день нужно встречать с улыбкой, радоваться мелочам и любить окружающий мир. Ведь в жизни нашей бывают, как взлеты, так и – падения. И нужно уметь этому либо противостоять, либо просто не огорчаться от следующей не удачи.

Смотрю я на эти цветущие деревья и любуюсь. Ведь жизнь так коротка. Зачем по пустякам расстраиваться. Природа нам дают такую красоту. Наслаждайтесь, живите и радуйтесь.

Эссе «Я-концепция «саморазвития учителя

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново — Савиновского района города Казани.

Чугунова Т.Б. учитель биологии и географии высшей категории

Эссе «Я — концепция» творческого саморазвития.

«Лучше зажечь одну маленькую свечу , чем клясть темноту»

Конфуций Кун-цзы .

Свет знаний звал за собой людей еще тысячу лет назад , но и сейчас стремление человека к познанию является мерилом его жизненного пути.

Насколько себя помню, у меня всегда был интерес к учению . Возможно , в детстве мои учителя своим профессионализмом и примером смогли зажечь огонек знаний .До сих пор вспоминаю их уроки ,внеклассные мероприятия и ту любовь и тепло, с которым они относились к своим ученикам, таким разным и непредсказуемым. Мне тогда казалось, что они знают обо всем на свете и я стремилась быть похожей на них. До сих пор их имена в моем сердце.

«Не могут люди вечно быть живыми ,

Но счастлив тот , чье будут помнить имя»

Навои Алишер.

Какую профессию выбрать я решила в 12 лет . Годы учебы в школе, в институте и постоянное стремление узнать и познать … Тридцать два года работаю учителем и ни на минуту не пожалела о выбранном пути .Главным девизом своей работы считаю высказывания Яна Амоса Каменского: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».

Время изменяет взгляд на жизнь, на тех, кто с тобой рядом — наши ученики. Двадцать лет назад дети ценили знание учителя в предметной области. Современное образование требует от учителя больших знаний не только в предметной области, но и в других сферах. Помимо профессиональных качеств учителя , учеников привлекают примеры из других предметов, областей, хобби учителя умение работать с интерактивными средствами обучения. Если учитель не останавливается на достигнутом , то он всегда остается учителем. Ученье без назидания , а с увлечением – вот один из принципов работы учителя в период перехода на новые стандарты.

Учение с увлечением бывает тогда, когда ребенок может получить знания не только на уроке , но и пополнить свой «багаж знаний» и после уроков.

Вот почему я выбрала методическую тему : «Современное образование и его реализация на примере организации исследовательской деятельности учащихся по биологии , экологии и внеурочное время».

Направления моей деятельности по реализации «Я — концепция» творческого саморазвития.

1-Преодоление проблемы нехватки времени на свое самообразование путем распределения времени по принципу

— выбора наиболее главного дела на данный день

-умения выслушать того, что хочет рассказать и показать ученик, или собеседник

-новости в стране и в мире по утрам

-чтение электронной книги в очереди в поликлинике, или в транспорте

-чтение журнала ,или книги по предмету

проблемы и приоритетные стратегии своего, творческого саморазвития

2. Научиться ставить здоровье и самочувствие свое и окружающих на первое место .

-Нужно научиться воспринимать желания окружающих, если они не воспринимают моих рекомендаций. На ошибках учатся.

-Оказать помощь, если тебя об этом попросят

3. Мне хотелось бы еще полноценнее использовать современные компьютерные технологии в профессиональной сфере

4. Сейчас я читаю книгу В. Веденеева «Сто великих курьезов истории». Моя настольная книга — энциклопедия мудрости ,с высказываниями и афоризмами великих философов ,политических деятелей и ученых.

Планирую перечитать заново книгу Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить

5. C удовольствием посещаю уроки и мероприятия молодых учителей района и города ,участников конкурсов « Учитель года» , «Учительский калейдоскоп». Достойная смена!

6. Я планируете выступить на методическом или научно-методологическом семинаре с презентацией по обобщению опыта работы по методической теме.

7.Изучаю методическую литературу по проектированию современного урока с требованиями новых стандартов.

8. Очень понравилась программа предстоящих курсов . Спасибо!

Планирую подготовить группу учеников к научно-практической конференции и написать ряд статей по методической теме.

9. У меня две внучки и в 24 мая 2016 года родился внук! Буду летом их воспитывать и проводить с ними прекрасные часы в свободное время.

Посетила в конце мая несколько музеев-геологический и этнографический при Казанском Поволжском Федеральном Университете! Хочется сходить в музей «Игрушки моего детства» с подругой и в скором времени встретиться с моими первыми выпускниками, которым уже 40 лет! Эти встречи часты! Планируем сходить в « Театр на Булаке».

Лето — пора моего хобби — цветоводство!

Жизнь современного учителя на мой взгляд-постоянное развитие ,саморазвитие и стремление к переменам ,если того требует время и как говорил Альберт Эйнштейн «…имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна: это так сказать , верховная ценность ,которой подчинены все прочие ценности».

Закончить свое эссе мне хочется пожеланием коллегам

-не бояться признавать свои ошибки и того , что чего-то еще не знаете и не впадать в панику от перемен как в личной жизнь, так и в сфере образования!

« Tempora mutantur et nos mutamur in ilis»

— « Времена меняются , и мы меняемся вместе с ними».

Назон Публий Овидий (43 г. до н.э.-18 г. до н.э.)

Сочинение — Я- концепция — Психология

Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Термин

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Составляющие Я-концепции

Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

  • Cоотнесение представлений о себе с «Идеальным я».
  • Соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями.
  • Оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

Поведенческая

Кем бы мы себя не считали или не хотели считать, мы не можем игнорировать то, как мы на самом деле себя ведём, что нам на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая я-концепции.

Развитие Я-концепции

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Статья на тему: Моя педагогическая концепция (эссе)

Всероссийский конкурс учителей физики, математики, химии и биологии

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

эссе

Выполнила:

Крюкова Людмила

Александровна

Эссе

 Моя педагогическая концепция

Что значит для меня быть учителем? Думаю, что это не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится дискутировать с ними об устройстве мира, нисколько не навязывая детям своего мнения. Важно видеть огонек в их глазах, важно услышать каждого, научить их мыслить. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Радоваться их успехам и переживать за возможные неудачи. Нести за них ответственность. Любить….

Да, для меня слово «учитель»- не профессия, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это предназначение. В моем представлении  учитель- это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник.

Почему этот жизненный путь выбрала я?  Выбор профессии для меня –шаг не случайный. Он был определен моими школьными учителями — достойными людьми, чей жизненный путь и самоотверженное служение любимому делу стали примером для сотен их учеников. После окончания педагогического университета  я поняла, что кроме этой профессии я больше никем себя не представляю. Придя в школу, я убедилась в этом.  Для меня как молодого специалиста начался поиск своего «я» как педагога.

Вот те направления, на которых строится моя педагогическая концепция:

 Во-первых, учитель должен быть профессионально компетентным: знать свой предмет, владеть методикой его преподавания. Важно проработать программу, ознакомиться с каждым разделом учебника, взглянуть на материал с точки зрения ученика. Полагаю, что каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, и вместе с тем каждый учитель должен реализовывать практическую, общеобразовательную, воспитательную и развивающую цели обучения.

 Для  своих уроков  я стараюсь  разрабатывать презентации, искать научно-познавательную  информацию, придумывать творческие домашние задания. Считаю, что без мотивированного подхода к изучению математики невозможно активизировать восприятие, мышление, воображение учеников, повысить их работоспособность, которая отражается на успеваемости.

Вызывает сожаление тот факт, что сокращение числа часов на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса.

 Во-вторых, учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет для учителя является ведущим, но не стоит забывать о существовании и других школьных предметов. Способность к общению, обмену информацией с коллегами — одна из ведущих способностей педагога. Педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно представить  без внедрения новых информационных технологий, которые являются основополагающими для перехода на новый уровень образования. Современные дети, впитывающие информационную  культуру, ориентируются в ней быстрее своих наставников. Для учащихся информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, к знаниям, дают новые возможности для приобретения профессиональных знаний и для творчества. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения – очень важная задача на сегодняшний день.

Уверена, что изучение в школе последних научных достижений, к примеру, нано-технологий не менее важно, чем знакомство с информационными технологиями. Все предыдущие научно-технические революции сводились к тому, что человек все более умело копировал механизмы и материалы, созданные Природой. Прорыв в область нано-технологий – совсем другое дело. Впервые человек будет создавать новую материю, которая Природе была неизвестна и недоступна. Возможно, наши дети будут участвовать в перевороте цивилизации!

В-третьих, важное место в моей деятельности занимает участие моих учеников в олимпиадах. Подготовку к олимпиаде начинаем с первой встречи с детьми на уроке  в 5 классе. При решении определенных заданий в классе «умники» и «умницы» проявляют себя очень быстро, для них я подбираю больше новых и интересных задач, хвалю  за интересные идеи, решения, показываю перспективу участия в предметных олимпиадах.

В- четвертых, учитель должен создать в классе атмосферу, способствующую умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности ученика, раскрыть творческие возможности и индивидуальность каждого ребенка.

По моему мнению, основа педагогического труда — это любовь к своему делу и любовь к детям. Необходимо терпение, недопустимо грубое отношение к ученикам, а также и вымещение на них своих личных проблем.

Думаю, что в классе не следует выделять сильных учеников, нельзя оставлять без внимания  отстающих. Нужно убедить ребенка идти к намеченной цели, ничего не боясь. Даже если ребенок потерпит неудачу, объясните ему, что это не самое худшее, хуже всего — не делать никаких попыток. Вселите уверенность в ребенка! Важно создать с учениками не «субъект»-«объектные», а «субъект»-«субъектные» отношения.

 В каждом ребенке я вижу наше будущее, будущее нашей страны и, воспитывая их, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими самореализоваться, подготовленными к жизни в современном информационном веке.

В этом заключается мое призвание как педагога.

17 января 2010 г.                          Крюкова Людмила Александровна,

                                                       

«Взгляд внутрь себя. Я – концепция.»

Занятие на тему: «Взгляд внутрь себя. Я – концепция.»

Цель занятия: Выделение себя, «внутреннего человека», построение совокупности всех представлений о себе в «Я – образ».

Задачи:

  1. Развитие групповой сплоченности.

  2. Создание условий для развития рефлексии воспитанниц.

  3. Создание условий для самоанализа воспитанницами собственного «Я-образа».

Вводимые понятия: «Я – образ», самооценка, самопринятие,

Материалы к занятию:

Ход занятия:

Упражнение «Двадцать Я»

В своих тетрадях в течение 10-15 минут ответить на вопрос «Кто я?», использовав для этой цели 20 слов или словосочетаний.

По окончании работы ее результаты анализируются. Отмечаются «плюсами» те ответы, которые воспитанникам в себе нравятся, и «минусами» — те, которые не нравятся.

Пример:

Парень +

Игорь +

Сын +

Крутой +

Все

Игорь Х.

Я – это я +

Умная +

Красивая +

Люблю дискотеки 0

Много друзей +

Люблю мороженое –

Люблю сладкое –

Наташа 0

Добрая +

Люблю шоколад –

Хорошо учусь +

Наташа Н.

В книге «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе» (М., 1997) Прихожан А.М. представляет свою точку зрения:

Если человек написал меньше чем 15 ответов, он знает себя не очень хорошо.

Если больше 15 – можно утверждать, что он знает себя.

Но есть однотипные ответы, их надо учитывать при анализе. Например, «Я – человек, Я – дочка (сын), Я – сестра (брат), Я – ученица (к) и т.д.» или «Я красивая, Я симпатичная, У меня красивые волосы, Я хорошо выгляжу».

Упражнение «Возможные качества характера»

Посмотрите, у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу приложение 1). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10–12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера.

ВОЗМОЖНЫЕ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА

находчивость

рыцарство

упрямство

доброта

фантазия

подозрительность

умение прощать

смелость

высокомерие

искренность

беспечность

скупость

честность

умение любить

неряшливость

благодарность

аккуратность

капризность

чувство меры

настойчивость

несдержанность

скромность

великодушие

зазнайство

гордость

ум

хитрость

вежливость

общительность

медлительность

уважительность

трудолюбие

обман

хороший вкус

терпеливость

обидчивость

простодушие

мужество

осторожность

веселый

воля

робость

верность

смекалка

жадность

чуткость

общительность

лень

доверчивость

организаторские способности

предательство

заботливость

пунктуальность

эгоизм

усидчивость

исполнительность

страх

щедрость

воображение

забывчивость

справедливость

любознательность

пугливость

альтруист

храбрость

грубость

милосердие

опрятность

грусть

Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка “Я”, она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые проявляются часто, но не каждый день. В третьем кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которых у вас нет, но вы хотите их приобрести.

hello_html_m1cdf49be.png

Посмотрите на бланк, который вы заполнили. То, что написано в центре круга — это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать.

Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите приобрести. Например, чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество. Посмотрите, как это будет выглядеть.

Чувство юмора: Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца. Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться в каких случаях и какой следует применять юмор, обратить внимание, что и когда считается смешным. Фантазия вам поможет представить смешную, не существующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем воображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации. Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь я беру листочек и на нем красиво записываю: ЧУВСТВО ЮМОРА: усидчивость, внимание, фантазия, чувство такта.

Образ «Я» — это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще — это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы… Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом, образ «Я» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.

Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»: социальному, физическому или психологическому.

САМОПРИНЯТИЕ

Образ внутреннего мира каждого из нас — уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других — психологические, у третьих — физические. Важно что, одни и те же характеристики могут входить в образ «Я» разных людей, но при этом эмоционально они их оценивают по-разному.

САМООЦЕНКА

Быть критичным к себе, правильно оценивать свои возможности и поступки — значит иметь зрелую (еще говорят — адекватную) самооценку.
Самооценка — это оценка себя (при сравнении с другими людьми) в некоторой системе координат. Ну, действительно, можно ли судить о себе, насколько я добрый (добрая), не сравнивая свою доброту с добротой окружающих людей, не соотносясь с некоторым «эталоном» доброты? Насколько я умный? Насколько я физически сильный? Очень важно иметь зрелую, адекватную самооценку. Это помогает увидеть себя среди других людей, соотнести свои возможности с возможностями окружающих.

Самооценка обязательно должна быть критичной. Не в том смысле, что себя обязательно нужно критиковать и находить всегда и во всем недостатки. Конечно, нет. Оценивая себя в соотношении с другими, важно объективно и непредвзято (то есть критично) посмотреть на самого себя.

Нужно уметь видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни «на полную катушку».
Нужно уметь видеть свои слабые стороны и… Что с ними делать? Если они действительно мешают жить, развиваться, строить отношения с окружающими людьми, то надо над собой работать. Это еще называется самовоспитанием. А если это некоторые черты нашей натуры, данные нам природой, доставшиеся от родителей, то их можно в себе просто признать: да, сейчас я такой.
И очень важно: критическая оценка самого себя не должна мешать человеку принимать себя, видеть свою индивидуальность и неповторимость, свою замечательную отличность от других.

«Я» социальное, физическое, психологическое, самооценка — все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира «в ширину», его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше «Я» имеет еще и свою «глубину».

Обсуждение «Декларации моей самоценности» (по Вирджинии Сатир) (приложение 3).

Рефлексия занятия:

Что больше всего понравилось на занятии?

Что показалось трудным, а что было легко делать.

Литература:

  1. Корюкина Ирина Андреевна. Коррекционно-развивающая программа: «Развитие личности учащегося на фоне совершенствования коммуникативных навыков»// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

рыцарство

упрямство

доброта

фантазия

подозрительность

умение прощать

смелость

высокомерие

искренность

беспечность

скупость

честность

умение любить

неряшливость

благодарность

аккуратность

капризность

чувство меры

настойчивость

несдержанность

скромность

великодушие

зазнайство

гордость

ум

хитрость

вежливость

общительность

медлительность

уважительность

трудолюбие

обман

хороший вкус

терпеливость

обидчивость

простодушие

мужество

осторожность

веселый

воля

робость

верность

смекалка

жадность

чуткость

общительность

лень

доверчивость

организаторские способности

предательство

заботливость

пунктуальность

эгоизм

усидчивость

исполнительность

страх

щедрость

воображение

забывчивость

справедливость

любознательность

пугливость

альтруист

храбрость

грубость

милосердие

опрятность

грусть

Приложение 2, занятие 3

hello_html_m1cdf49be.png

Приложение 3, занятие 3

ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ

(по Вирджинии Сатир)

Я — это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были — тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я знаю, что кое-что во мне не нравится мне, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

Эссе «Моя педагогическая концепция» — Эссе «Я — педагог» — Эссе учителей и педагогов — Образование, воспитание и обучение

Корниенко Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ «Райваттальская средняя общеобразовательная школа»
стаж: 16 лет, высшая кв. категория

 

Моя педагогическая концепция

 

Среди немеркнущих профессий,
На вечность предъявляющих права,
Учителям, как вдохновенным песням,
Жить на земле, пока жива Земля.
Н.Н. Романова


Когда мне задают вопрос: «Вы счастливый человек?», я с уверенностью отвечаю: «Да». Почему? Всё очень просто – я учитель! Стать учителем начальных классов я мечтала с детства. А как иначе, ведь я любила возиться с малышами, заниматься с младшим братишкой, в школе была вожатой. Сейчас для меня школа – это моя судьба. Здесь я полна эмоций, радости, счастья, работая с детьми, себя тоже чувствуешь ребёнком.

Л. Н. Толстой писал: «… Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Эти слова для меня, как маячок в моей педагогической деятельности.

Моя главная задача – «зажигать огоньки знаний в глазах учеников», а для этого нужно постоянно самосовершенствоваться, повышать свой педагогический уровень. Ведь именно профессионализм учителя ставят на первое место и дети, и родители.
Чтобы быть успешно, я определила для себя некоторые принципы.

1 принцип:

Дари тепло, заботу, доброту,
И глядя на детей, пусть твои глаза искрятся!
Тогда увидишь и поймёшь всю красоту,
И осознаешь прелесть чувств,
Когда дети тебя уважают, а не боятся!

Придерживаясь этого принципа, я стараюсь чаще ставить себя на место детей. Надо помнить, что душа ребёнка – это хрупкий мир, который очень легко можно разрушить. Ученик должен чувствовать любовь учителя, сочувствие, понимание, а главное – уважение. Каждый учитель должен помнить слова «любите ребёнка, уважайте, и это вернётся к вам».

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для меня важно понимать и уважать каждого ученика. Учитель – это ваятель души маленького человека. И нужно не забывать, что педагогическая ошибка может привести к трагедии. Но ведь мы не боги, от ошибок не застрахованы. И здесь нужно уметь просить у детей прощение, быть искренним, уважать их, как личность. Очень важно научить детей верить в себя и ценить себя. И здесь необходимым условием будет педагогика сотрудничества, единение учителя и ученика.

2 принцип:
 

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время не учатся сами».
Али Апшероне


Все учителя в любом возрасте остаются учениками. Мы учимся у окружающего мира, у людей, друг у друга, у своих учеников. Сейчас огромный потенциал для своего развития может найти каждый учитель в социальных сетях. Общаясь друг с другом, мы узнаём для себя много нового. Быть учителем, значит быть в вечном поиске. Мои ученики – это мой компас, которые указывают мне дальнейший путь развития.

3 принцип:
 

«Единственный путь ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу


Моя педагогическая концепция основывается на сознательно-коммуникативном методе обучения, где я учитываю особенности детей, их индивидуальность, интеллектуальное развитие. Моя позиция: «научить каждого, а не работать только на сильного ученика». А. Дистервег говорил: «Преподносит истину, хороший учит её находить». Поэтому я отказалась от традиционной формы обучения. Для меня ученик – это главная фигура в обучении, который сам добывает себе знания в деятельности. На уроках мы измеряем, вырезаем, складываем, чертим, сравниваем, пробуем на вкус, получаем знания, анализируя окружающий мир. Во время уроков и во внеурочное время развиваем своё творчество: сочиняем стихи, сказки, рисуем, рисуем, исследуем, создаём свою газету, участвуем в олимпиадах и конкурсах. Чтоб добиться хороших результатов, широко применяю в учебном процессе интерактивные, информационные технологии, проблемное обучение. Использую разные приёмы и методы обучения. Детям очень нравятся нестандартные уроки: уроки — игры, уроки — путешествия, уроки — соревнования, уроки — диспуты, уроки — проекты, уроки — конференции.

4 принцип:
 

«Учитесь у всех, не подражайте никому».
М. Горький


Мне очень хочется, чтобы в Российских школах царила атмосфера любви и взаимопонимания, чтоб учителя и ученики получали радость от общения друг с другом, чтоб процветало творчество, единство учителей и учеников. Чтоб мы воспитывали и развивали в детях любознательность, учили работать с материалом, а не заполняли их память пустыми фактами.

«Учитель – это особая профессия. Любовь учителя наполняет сердца детей, разумом учителя формируется ум его учеников, а трудом учителя создаётся величайшая ценность на земле – человек». П. Капица утверждал, что для достижения определённых высот в жизни, человеку необходим 1 % таланта и 99% — упорства, трудолюбия и самообразования. Но нужно всегда помнить, что ни одна педагогическая концепция не будет существовать, если не соблюдать главный принцип – любить и уважать своих учеников, воспринимать их такими, какие они есть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *