Акмеологические методы: Акмеологические методы — Мегаобучалка – Методы акмеологических исследований — МегаЛекции

Автор: | 13.12.2019

Применение акмеологических методов исследования в профессиональной подготовке бакалавров технологического образования

Современная профессиональная подготовка квалифицированных кадров требует активизации деятельности студентов, включение студентов в разнообразные виды деятельности, реализации в процессе высшего профессионального образования инновационных технологий обучения.

Одним из таких направлений деятельности, при обучении бакалавров технологического образования, выступает научная (учебно-исследовательская) деятельность, которая предполагает освоение целостной системы методов научного исследования, научного познания. Современная подготовка бакалавров технологического образования предполагает освоение акмеологических методов исследования.

Под акмеологическим методом следует понимать совокупность приемов, способов действия, не принадлежавших другим наукам, позволяющих эффективно решать акмеологические задачи, прежде всего, выявление уровня профессионально-личностного развития человека и содействие продуктивному профессионально-личностному росту человека до уровня профессионализма. [2 с. 144]

В научной, методической литературе в настоящее время представлены разнообразные классификации (разновидности) акмеологических методов исследования.

Так, например, в работе [1 с. 10-11] представлена методическая система акмеологического исследования, в которую включены различные группы методов исследования:

  • Теоретические методы исследования. К этой группе относятся такие логические методы как: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент и др.

  • Инструментально-практические методы исследования, куда относятся такие общенаучные методы как: наблюдение и эксперимент.

  • Методы частных наук, куда относят психологические методы (беседа, тестирование, психологический эксперимент, самоотчет, самонаблюдение и др.), социологические методики (опрос, анкетирование, интервьюирование и др.), психофизиологические методики (электроэнцефалографичесий метод кожно-гальванических реакций и т.д.)

Кроме того, в работе [1 с. 5-10] рассматриваются наиболее общие методы познания, методы акмеологических исследований, к таким методам относятся: балансовый, генетический, правовой, нравственный, эстетический, диалектический и математические методы.

При обучении бакалавров технологического образования с этой точки зрения наиболее распространенными акмеологическими методами исследования выступают балансовый и генетический методы.

Основная цель применения балансового метода заключается в сравнении состояния системы, выявление происходящих изменений, изучение содержания и характера взаимосвязей между системами.

Применение в акмеологическом исследовании генетического метода, основанного на анализе возникновения и развития природных и социальных явлений, позволяет понять и раскрыть цепь процессов развития объекта, вычленить влияние среды на развитие объекта.

Содержание и методика, технологии подготовки бакалавров технологического образования предусматривают возможности для организации в рамках учебных дисциплин мини-исследований (генетических, балансовых), где студенты могут изучать изменения в профессиональной деятельности человека, определять динамику профессионального, личностного роста, определять различные ресурсы, необходимые для эффективной профессиональной деятельности (технологической, педагогической, просветительской и др.).

В работе [2 с. 13-69] представлено несколько других описаний (классификаций) системы акмеологических методов исследования. Наиболее общее представление акмеологических методов исследования включает следующие группы методов:

  • Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, типологизация, моделирование и др.

  • Общие методы: эксперимент, математические методы.

  • Частные методы: наблюдение, беседа, выполнение заданий, тестирование, шкалирование и др.

  • Собственно акмеологические методы: акмеологическая диагностика, акмеологическая экспертиза, акмеологическая прогностика, профессиограммы, акмеограммы, акмеологические технологии и др.)

Профессиональная подготовка бакалавров технологического образования требует применения комплекса методов исследования как методов обучения исследовательской деятельности. Очевидно, что такое обучение предполагает применения и общенаучных методов, и общих, и частных. Среди всего разнообразия акмеологических методов исследования, особое внимание при обучении бакалавров технологического образования уделяется собственно акмеологическим, раскроем сущность основных из них.

Одним из центральных акмеологических методов исследования является применение акмеологической диагностики, которая представляет собой целостную систему определения степени соответствия личностно-профессионального статуса человека некоторому эталону, идеальной модели условий наивысшего развития человека как профессионала и как личности. Достижение этого идеала зависит от внутренних человеческих ресурсов субъекта и от системы его профессионализации в целом; в систему входят функционально-личностные, эколого-эргономические, организационные и социальные условия, которые подвергаются диагностике, объективной и достоверной оценке, моделированию с целью их дальнейшего преобразования. [4 с.60]

В работе [2 с. 119] указывается, что целью акмеологической диагностики выступает изучение психологических и акмеологических детерминант, способствующих прогресивному развитию зрелой личности, достижению ею высокого уровня профессионализма, самореализации в профессиональной деятельности.

В качестве объекта акмеологической диагностики выступают личностные потенциалы, способности, характеристики направленности личности, акмеологические инварианты профессионализма и др.

Акмеологическая диагностика предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, к которым можно отнести:

  • Анализ профессиональной деятельности и моделирование личностно-профессиональных требований к человеку;

  • Определение уровня и направления профессионализации людей с целью организации эффективной профессиональной деятельности работников;

  • Психологический мониторинг динамики профессионализации и личностного роста человека;

  • Выявление профессиональных, социальных, организационных и акмеологических факторов, влияющих на профессионализацию людей, анализ эффективной профессиональной деятельности работников;

  • Разработка, развитие инструментально-методических средств акмологического измерения. [4 с.60-61]

Акмологическая диагностика, как отмечено в работе [4 с.62], позволяет выявить основные тенденции, закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности профессионализации работников, формирования и динамики личностного и социального статуса человека.

При обучении бакалавров технологического образования могут быть реализованы элементы акмеологической диагностики. Студентам целесообразно предлагать задания, на выявления профессиональных и личностных требований к человеку в рамках профессии, студенты могут разрабатывать проекты мониторинга профессионально-личностного роста специалиста, осуществлять дискуссионное обсуждение условий (факторов) способствующих или препятствующих достижению профессионализма в профессии и др.

При решении акмеологических задач применяются индивидуальные и групповые методы экспертной оценки (рейтинговые, проектного оценивания, парного сравнения, ролевого списка и др.). Акмеологическая экспертиза представляет собой комплексную оценку субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов и траекторий личностного и личностно-профессионального развития. [2 с. 125]

Основным акмеологическим методом исследования выступает акмеограмма, представляющий сообой описание системы характеристик, требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Акмеограмма может описывать уровень профессиональной квалификации, профессиональные характеристики, общих акмеологических инвариантов профессионализма, направленность личности, способности личности, характеристику индивидуальности личности, характерологические особенности и нравственные качества, специфические акмеологические инварианты профессионализма. Кроме этого, в акмеолграмме могут быть представлены психологические факторы, способствующие или препятствующие продуктивному профессионально-личностному росту человека. [2 с. 146-149]

В процессе подготовке бакалавров технологического образования наиболее эффективным может выступить метод акмеограммы, когда студенты в рамках учебных дисциплин подготавливают акмеограммы специалистов, с дальнейшим их обсуждением и определением общих и частных акмеологических инвариантов профессиональной деятельности. Также акмеограммы могут выступать составной частью творческих работ, зачетных работ, исследовательских работ и т.д.

Акмеограмма может выступать разновидностью (частным случаем) профессиограммы. Составление профессиограммы также следует отнести к акмеологическим методам исследования.

В работе [3 с. 98] профессиограмма определяется как научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять профессиональные задачи, также описание условий для развития человека.

Качественная подготовка бакалавров предполагает применение метода разработки профессиограмм. Применение этого метода при обучении бакалавров технологического образования представляется разработкой профессиограмм, где отражаются цель и задачи, объект и предмет профессиональной деятельности, профессиональные знания, умения и навыки, условия и средства труда, продукт труда, возможный карьерный рост, права и обязанности в профессии, позитивное и негативное влияние на человека в профессии. Также в профессиограмме студенты могут представить характеристику профессионально-значимых качеств личности, способностей специалиста и т.д. Все это позволяет целостно представить (смоделировать) будущую профессиональную деятельность.

Еще одним распространенным акмеологическим методом исследования выступает биографический метод, который базируется на анализе и интерпретации биографических данных, которые могут быть получены в ходе личной беседы, так и путем анализа биографических документов. Этот метод дает возможность дополнения информации, полученную при помощи других методик. [4 с.146]

Биографический метод может иметь качественный и количественный варианты. В качественном варианте он может применяться в рамках беседы, когда разговор идет об особенностях жизненного пути, развития личности, в рамках анализа результатов деятельности личности, в рамках анализа документов и в рамках других методов современной науки. [1 с. 35]

Биографический метод исследования является целесообразным при обучении бакалавров технологического образования, когда студенты знакомятся с биографиями видных представителей прошлого и настоящего в рамках предметной области.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная подготовка бакалавров технологического образования, в условиях реализации личностно-деятельностного подхода, формирования целостного профессионального мировоззрения, значительная роль принадлежит акмеологическим методам исследования, которые позволят системно представить, изучить, смоделировать успешную профессиональную деятельность, выявить условия ее эффективной организации.


Литература:
  1. Анисимов, С.А., Деркач, А.А., Конюхов Н.И., Павлов, Б.С. Методы акмеологичесих исследований: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 101 с.

  2. Деркач, А.А., Зазыкин В.Г. Методы акмеологических исследований: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 166 с.

  3. Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. — Санкт-Петербург; Коломна; Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2008. - 375 с.

  4. Суслова, Е.А. Методология и методы психолого-акмеологического исследования: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Дергача. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 158 с.

Основные термины (генерируются автоматически): технологическое образование, обучение бакалавров, профессиональная деятельность, Биографический метод, эффективная профессиональная деятельность, инвариант профессионализма, работа, диагностик, продуктивный профессионально-личностный рост, генетический метод.

Акмеологические технологии — Мегаобучалка

Акмеографические методы и прежде всего акмеологическая диагностика, экспертиза, акмеографические описания и акмеограммы дают хорошее представление о стартовых возможностях и потенциале субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Следующая важная акмеологическая задача, имеющая отношение к проблеме методических оснований акмеологии, – это выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-про-фессиональное развитие до уровня высокого профессионализма. Концептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями.

В науке категория «технология» в самом общем виде (мы не касаемся «технологии» как научно-практической дисциплины) рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, призванных изменить свойства и состояния чего-либо, хотя сейчас предложено более сорока других определений. В психологии категория «технология» получила за последнее время самое широкое распространение, ведь с ее помощью можно получить ответы на многие вопросы «как?». Такие понятия, как «психологическая технология» или «психотехнология», родственное им – «психотехника», «социальная технология» и др., стали операциональными. Соответственно смыслу данной категории, применение психологических технологий направлено в первую очередь на изменение характеристик психических состояний, психических процессов и свойств личности, осуществляемое в субъект-субъектных взаимодействиях. Иными словами, психологические технологии являются инструментальным или неинструментальным средством осуществления такой целенаправленной деятельности.

Психологические технологии стали активно применяться в психологических тренингах, направленных на решение личностных психологических проблем, развитие профессионально важных качеств, важнейших психических функций. Сущностью психологических технологий является психологическое воздействие, позволяющее изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологические технологии тесно связаны с системой умений осуществлять такое воздействие. В силу этого психологические технологии нередко имеют манипулятивный характер, когда не учитываются или просто игнорируются интересы объекта воздействия. Примером тому могут служить психологические технологии, применяемые в политической и коммерческой рекламе.



Категория «технология» в силу своей высокой значимости и больших практических возможностей быстро заняла видное место и в акмеоло-гии. Акмеологическая технология – совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Стали активно разрабатываться проблемы создания акмеологических технологий и их методического обеспечения. «Технологический аспект» стал оказывать влияние на уточнение базовых акмеологических категорий, в частности, некоторые акмеологи утверждают, что профессиональное мастерство можно рассматривать прежде всего как владение комплексом продуктивных психотехнологий и технологий профессиональной деятельности.

Акмеологические технологии нередко отождествляют с психологическими, но близки они с ними только лишь с формальной и процессуальной точек зрения. Да, действительно, сущностью акмеологиче-ских техноло1ий является психологическое воздействие, вернее, его специальный вид, называемый акмеологическим воздействием. Да, это воздействие связано со специальными умениями субъекта воздействия. Но их принципиальным отличием является направленность воздействия. Акмеологические технологии в первую очередь отличает их гуманистическая направленность, так как они призваны помочь в осуществлении прогрессивного развития личности, тогда как немало психологических воздействий по сути являются манипулятивными. Гуманистическая направленность акмеологических технологий стала основой для гуманитарно-технологического развития личности1

В акмеологии разработаны и успешно применяются гуманитарные технологии самопознания, самооценки и саморазвития. Акмеологические технологии всегда индивидуально направлены, они используются для личностно-профессионального развития конкретной личности.

Главным методом акмеологических технологий является внутренне или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.

Что же представляет собой акмеологическое воздействие и в чем его главное отличие от психоло1 ического?

Акмеологическое воздействие – это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на развитие личности или группы.

И в этом случае отличие состоит прежде всего в направленности, которая в свою очередь определяет и само содержание воздействия. Таким образом, акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития – объекта воздействия – и имеющее гуманистическую направленность В этом случае акмеолог, как и в случае акмеологического эксперимента, является союзником субъекта развития, у них общие стратегические цели. Однако цели акмеологического воздействия этим не ограничиваются. Считается, что главной их целью является стимулирование развития свойств субъектности, когда объект акмеологического воздействия становится более активным, ответственным, по-хорошему амбициозным, когда у него существенно возрастает самоэффекгив-ность. В этом случае акмеологическое воздействие осуществляется преимущественно на мотивационную и ценностно-смысловые сферы личности.

В то же время такие воздействия могут быть и собственно акмеоло-гическими, если они направлены на развитие того, что лежит в основе профессионализма деятельности и личности, а именно акмеологиче-ских инвариантов профессионализма. Применение акмеологического воздействия, осуществляемое главным образом в условиях формирующего акмеологического эксперимента, должно повысить их уровень, создать предпосылки для дальнейшего роста.

Если конкретизировать сказанное, то в первую очередь следует повышать уровень антиципации: люди должны не только хорошо предвосхищать то, что связано с их профессиональной деятельностью, но и думать о сегодняшнем дне, и о том, что будет послезавтра, к чему приведет их деятельность и отношения, как будут жить их дети, потомки, у них должно повышаться чувство ответственности. То есть каждый свой выбор или решение они должны просматривать сквозь призму ближайших и отдаленных последствий не только для себя лично, но и ближних, знакомых, жителей своего города или региона, страны. Сделать это очень непросто в виду сильной инерционности мышления значительной части населения и привычке переадресовывать ответственность.

Повышение уровня саморегуляции в результате акмеологического воздействия необходимо для того, чтобы сформировать у людей уверенность в себе, своих силах, исключить возникновение паники и пессимистических настроений, боязни завтрашнего дня, повысить их работоспособность, стрессоустойчивость, более полно реализовать свой потенциал, то есть сделать личность более сильной.

Развитие способности к принятию решений может реально повысить решительность как характеристику личности, поможет не только возрастанию социальной активности, но и организации ее целенаправленного характера. Наконец, акмеологическое воздействие должно способствовать раскрытию творческого потенциала личности.

Исходя из анализа сущностных характеристик акмеологического воздействия, можно с уверенностью утверждать, что оно является мощным средством развития профессионала С технологической точки зрения средства акмеологического воздействия отличаются значительным разнообразием. Это могут быть специальные тренинги, практикумы, деловые или ролевые игры, индивидуальная работа по саморазвитию с помощью специальных программ и методик.

Разработка инструментария акмеологических технологий привела к формированию направления, которое называется акметектоникой.

Акметектоника рассматривает исключительно внутренние побудительные причины и детерминанты «технологического характера» движения к профессиональному АКМЕ.

Создание теоретических и методических основ акметектоники является весьма перспективной акмеологической проблемой.

На данном этапе развития акмеологии осуществляется интенсивная разработка новых и совершенствование известных акмеологических технологий.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику научным категориям «технология» и «психотехнология».

2. Что такое акмеологическая технология, каковы ее сущностные характеристики и отличия от психотехнологии?

3. Что такое акмеологическое воздействие, его связи и отличия от воздействия психологического?

Акмеографические методы и прежде всего акмеологическая диагностика,

Акмеографические методы и прежде всего акмеологическая диагностика, экспертиза, акмеографические описания и акмеограммы дают хорошее представление о стартовых возможностях и потенциале субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Следующая важная акмеологическая задача, имеющая отношение к проблеме методических оснований акмеологии, — это выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-профессиональное развитие до уровня высокого профессионализма. Концептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями.

В науке категория «технология» в самом общем виде (мы не касаемся «технологии» как научно-практической дисциплины) рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, призванных изменить свойства и состояния чего-либо, хотя сейчас предложено более сорока других определений. В психологии категория «технология» получила за последнее время самое широкое распространение, ведь с ее помощью можно получить ответы на многие вопросы «как?». Такие понятия, как «психологическая технология» или «психотехнология», родственное им — «психотехника», «социальная технология» и др., стали операциональными. Соответственно смыслу данной категории, применение психологических технологий направлено в первую очередь на изменение характеристик психических состояний, психических процессов и свойств личности, осуществляемое в субъект-субъектных взаимодействиях. Иными словами, психологические технологии являются инструментальным или неинструментальным средством осуществления такой целенаправленной деятельности.

Психологические технологии стали активно применяться в психологических тренингах, направленных на решение личностных психологических проблем, развитие профессионально важных качеств, важнейших психических функций. Сущностью психологических технологий является психологическое воздействие, позволяющее изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологические технологии тесно связаны с системой умений осуществлять такое воздействие. В силу этого психологические технологии нередко имеют манипулятивный характер, когда не учитываются или просто игнорируются интересы объекта воздействия. Примером тому могут служить психологические технологии, применяемые в политической и коммерческой рекламе.

Категория «технология» в силу своей высокой значимости и больших практических возможностей быстро заняла видное место и в акмеологии. Акмеологическая технология — совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Стали активно разрабатываться проблемы создания акмеологических технологий и их методического обеспечения. «Технологический аспект» стал оказывать влияние на уточнение базовых акмеологических категорий, в частности, некоторые акмеологи утверждают, что профессиональное мастерство можно рассматривать прежде всего как владение комплексом продуктивных психотехнологий и технологий профессиональной деятельности.

Акмеологические технологии нередко отождествляют с психологическими, но близки они с ними только лишь с формальной и процессуальной точек зрения. Да, действительно, сущностью акмеологических технологий является психологическое воздействие, вернее, его специальный вид, называемый акмеологическим воздействием. Да, это воздействие связано со специальными умениями субъекта воздействия. Но их принципиальным отличием является направленность воздействия. Акмеологические технологии в первую очередь отличает их гуманистическая направленность, так как они призваны помочь в осуществлении прогрессивного развития личности, тогда как немало психологических воздействий по сути являются манипулятивными. Гуманистическая направленность акмеологических технологий стала основой для гуманитарно-технологического развития личности*.

* Гусева А. С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М.: РАГС, 1997.

В акмеологии разработаны и успешно применяются гуманитарные технологии самопознания, самооценки и саморазвития. Акмеологические технологии всегда индивидуально направлены, они используются для личностно-профессионального развития конкретной личности.

Главным методом акмеологических технологий является внутренне или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.

Что же представляет собой акмеологическое воздействие и в чем его главное отличие от психологического?

Акмеологическое воздействие — это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на развитие личности или группы.

И в этом случае отличие состоит прежде всего в направленности, которая в свою очередь определяет и само содержание воздействия.

Таким образом, акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития — объекта воздействия — и имеющее гуманистическую направленность. В этом случае акмеолог, как и в случае акмеологического эксперимента, является союзником субъекта развития, у них общие стратегические цели. Однако цели акмеологического воздействия этим не ограничиваются. Считается, что главной их целью является стимулирование развития свойств субъектности, когда объект акмеологического воздействия становится более активным, ответственным, по-хорошему амбициозным, когда у него существенно возрастает самоэффективность. В этом случае акмеологическое воздействие осуществляется преимущественно на мотивационную и ценностно-смысловые сферы личности.

В то же время такие воздействия могут быть и собственно акмеологическими, если они направлены на развитие того, что лежит в основе профессионализма деятельности и личности, а именно акмеологических инвариантов профессионализма. Применение акмеологического воздействия, осуществляемое главным образом в условиях формирующего акмеологического эксперимента, должно повысить их уровень, создать предпосылки для дальнейшего роста.

Если конкретизировать сказанное, то в первую очередь следует повышать уровень антиципации: люди должны не только хорошо предвосхищать то, что связано с их профессиональной деятельностью, но и думать о сегодняшнем дне, и о том, что будет послезавтра, к чему приведет их деятельность и отношения, как будут жить их дети, потомки, у них должно повышаться чувство ответственности. То есть каждый свой выбор или решение они должны просматривать сквозь призму ближайших и отдаленных последствий не только для себя лично, но и ближних, знакомых, жителей своего города или региона, страны. Сделать это очень непросто в виду сильной инерционности мышления значительной части населения и привычке переадресовывать ответственность.

Повышение уровня саморегуляции в результате акмеологического воздействия необходимо для того, чтобы сформировать у людей уверенность в себе, своих силах, исключить возникновение паники и пессимистических настроений, боязни завтрашнего дня, повысить их работоспособность, стрессоустойчивость, более полно реализовать свой потенциал, то есть сделать личность более сильной.

Развитие способности к принятию решений может реально повысить решительность как характеристику личности, поможет не только возрастанию социальной активности, но и организации ее целенаправленного характера. Наконец, акмеологическое воздействие должно способствовать раскрытию творческого потенциала личности.

Исходя из анализа сущностных характеристик акмеологического воздействия, можно с уверенностью утверждать, что оно является мощным средством развития профессионала. С технологической точки зрения средства акмеологического воздействия отличаются значительным разнообразием. Это могут быть специальные тренинги, практикумы, деловые или ролевые игры, индивидуальная работа по саморазвитию с помощью специальных программ и методик.

Разработка инструментария акмеологических технологий привела к формированию направления, которое называется акметектоникой*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

Акметектоника рассматривает исключительно внутренние побудительные причины и детерминанты «технологического характера» движения к профессиональному АКМЕ.

Создание теоретических и методических основ акметектоники является весьма перспективной акмеологической проблемой.

На данном этапе развития акмеологии осуществляется интенсивная разработка новых и совершенствование известных акмеологических технологий.

МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИ — это… Что такое МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИ?


МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИ
(от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. М. акмеологии отличаются комплексностью и направленностью на исследование высших достижений людей в различных видах человеческой деятельности.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Методы анализа
  • МЕТОДЫ ДОЗАБАСТОВОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Смотреть что такое «МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИ» в других словарях:

  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ — – основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирующее и объяснительное для ее предмета значение:… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕРКАЧ — Анатолий Алексеевич (р. 1944) российский психолог, специалист в области психологии управления, социальной психологии, педагогической психологии и акмеологии. Д р психологических наук (1982), профессор (1989), засл. деятель науки РФ (1994),… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Санкт-Петербургский государственный университет — Запрос «ЛГУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Санкт Петербургский государственный университет (СПбГУ) …   Википедия

  • МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ — – очерчивает целостность человеческого фактора в социально правовой системе государственной службы и эксплицирует предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Общественное мнение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное мнение (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное мнение …   Википедия

  • Астраханский государственный университет — …   Википедия

  • Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики — (СПбГУСЭ) Год основания 1969 …   Википедия

  • Игровое сообщество — Игровое, (игротехническое) сообщество возникшая первоначально в СССР и существующая ныне в России и Беларуси большая группа специалистов, практикующих использование игр, игровых методов в различных областях общественной жизни: в экономике,… …   Википедия

  • Жуков, Рэм Федорович — (?)     доктор технических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в машиностроении СПбГИЭУ. Труды по педагогике, активным методам обучения и акмеологии. Разработал методику деловых игр и внедрил Методы Активного Социологического… …   Педагогический терминологический словарь

  • Линде, Николай Дмитриевич — Николай Дмитриевич Линде Род деятельности: психолог, автор современного направления (модальности) психотерапии Эмоционально образная терапия Линде Н.Д. Дата рождения: 21 мая 1951(1951 05 21) (61 год) …   Википедия


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о