Метод анкетирования — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Общие сведения
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 2360 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
- Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
- Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).
По полноте охвата
- Сплошное — опрос всех представителей выборки;
- Выборочное — опрос части представителей выборки.
По типу контактов с респондентом
- Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
- Заочное — анкетёр отсутствует:
- Рассылка анкет по почте;
- Публикация анкет в прессе;
- Публикация анкет в Интернете;
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Онлайн-анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.
Примечания
- ↑ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
Литература
См. также
Сущность метода анкетирования — Студопедия
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ф-л в г. Минске
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
«РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА»
Минск, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.
Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.
Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) [1, 20 с.].
Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. [1, 23 с.].
В данной работе мы рассмотрим метод опроса.
МЕТОД ОПРОСА
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Сущность метода опроса
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
· Анкетирование
· Личностные тесты
· Интервью.
Вопросы
Правила составления вопросов
· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
· Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
· Вопросы должны быть краткими.
· Вопросы должны быть конкретными.
· Вопросы не должны содержать подсказку.
· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
· Закрытые — открытые
o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.
o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
· Субъективные — проективные
o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента [2, 32 с.].
Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.
Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.
МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
Сущность метода анкетирования
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных [1, 44 с.].
Виды анкетирования
Метод анкетирования — Студопедия
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два важных правила
Запомни для начала:
Ты лучше голодай,
Чем что попало есть,
И лучше будь один,
Чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
Это специфический метод, используемый не только в педагогике, социологии, но и в социально-эстетических и архитектурных исследованиях. Он предназначен для проведения широкомасштабного сбора информации.
Основоположником этого метода был американский психолог и педагог Г.С. Галл. С помощью анкеты он изучал различные стороны психики детей и молодежи. В 1980г. он составил анкету для выявления объема представлений и понятий у детей, поступающих в бостонские общеобразовательные школы.
Несмотря на большую популярность этого метода в последующие десятилетия, анкетирование не принесло больших научных результатов, т.к. формулировка вопросов в анкетах многими исследователями проводилась по-дилетантски и угоднически.
Поэтому применение анкетирования должно иметь четкие границы.
Прежде всего, необходимо выяснить, насколько анкета является подходящим методом для исследования. Правильное использование этого метода предполагает соответствующую теоретическую подготовку. Основным условием эффективности являются:
– точность формулировок анкеты,
– ее содержательная направленность,
– вычленение узловых моментов,
– лаконичность и однозначность формулировок,
– несуггективность вопросов (они не должны наводить на опрелеленный ответ).
Необходимо избегать вопросов, направленных на получение информации, которой опрашиваемый не располагает. Вопросы должны быть стилистически грамотными.
Групповой анкетный опрос применяется в школьных классах, студенческих группах, группах туристов, производственных коллективах численностью 15-30 человек. При этом обеспечивается 100% возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов (родителей учащихся), а время возврата заранее оговаривается.
Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.
Существуют 2 этапа вопросов в анкете:
– закрытые (структурированные),
– открытые (неструктурированные).
Открытые вопросы предполагают определенные рамки ответа, но не определяют ни содержания, ни форму его. Отвечающий выбирает сам объем ответа и содержание информации, которую он считает нужным дать.
Открытые вопросы дают возможность глубже проникать в исследуемые явления, лучше раскрывают действительные позиции отвечающих, дают обычно более содержательную информацию, но обработка таких анкет более трудоемка и требует больше времени.
Закрытые вопросы (пункты) предлагают отвечающему выбор из 2-х или более альтернатив. Это могут быть дихотомно закрытые вопросы (предлагающие ответы «да» или «нет») или вопросы с большим выбором ответов: «да», «нет», «не знаю».
Дихотомия (греч.) – деление целого на 2 части.
В вопросниках можно использовать и шкалированные пункты. Они содержат твердо установленные альтернативы; ответ опрашиваемого отмечается определенным пунктом на шкале, что очень удобно для компьютерной обработки полученных данных. В этом случае выбирающий ответы не влияет ни на содержание, ни на форму ответа.
Такой прием не дает глубокого проникновения в существо проблемы.
При анкетном исследовании важно добиться 100% возврата анкет, иначе даже при большом числе анкетируемых полученная картина не будет соответствовать действительности.
При составлении анкет необходимо вводить несколько вопросов, дающих одинаковую информацию. Это повышает надежность вопросника.
Особую технику постановки вопросов представляет так называемая воронка – ряд вопросов, направленных на одну тему. Вначале ставится наиболее общий вопрос, потом вопросы постепенно сходятся к важному специфическому моменту.
Другой прием использования «воронки»: исследователь формулирует общий вопрос открытым способом и связывает с ним специфические закрытые вопросы.
Пример: — Нравится ли Вам отдыхать в Таганрогском городском саду?
— Устраивает ли Вас ассортимент древесных и кустарниковых пород?
— Вы довольны состоянием покрытий аллей, дорог и троп?
— Достаточно ли в парке пунктов общественного питания?
И т.д.
Анкета не должна содержать слишком много вопросов, так как это приведет к поверхностным ответам. Она должна учитывать специфику респондентов (возраст, психологию, социальные характеристики).
Желательна предварительная апробация анкет на не исследуемом коллективе, дабы убедиться, насколько правильно сформулирован каждый вопрос и насколько правильный ответ он обеспечивает.
Д.Й. Фокс считает, что анкета должна задавать респонденту не более 3-4 вопросов; при этом респондент может описывать либо свой опыт, либо опыт других людей, который ему приходилось наблюдать.
Представление об анкетировании как о простом методе – ошибочно.
По окончании компоновки анкеты целесообразно подвергнуть ее логическому контролю на качество. Каждый вопрос проверяется по следующим критериям:
1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не думал об этом» и т.п., дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?
2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками для дополнительных высказываний респондентов (т.е. превратить закрытый вопрос в полузакрытый)?
3. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения анкеты. Есть ли указания о том, сколько вариантов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос табличной формы или вопрос-рисунок?
Пример вопроса в табличной форме представлен ниже (табл. 3).
Таблица 3
Хорошо ли организована культурно-массовая работа в парке?
Вид обслуживания посетителей | Хорошо | Не очень | Плохо |
Концерты местного симфонического оркестра | |||
Кружки художественной самодеятельности | |||
Выставки работ художников | |||
Концерты художественной самодеятельности |
4. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?
5. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, которые могут быть непонятны опрашиваемым? Как их заменить, не нарушая смысла вопроса?
6. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое подозрение есть, нужен вопрос-фильтр на проверку компетентности.
7. Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашиваемого?
8. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? Если это так, то нужно расчленить список на тематические блоки и вместо одного вопроса сделать блок вопросов.
9. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?
10. Не вызовет ли вопрос негативных эмоций у респондента (опасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания, т.е. того, что нарушает психологический комфорт ситуации опроса)?
Логический контроль качества вопросов анкеты служит подготовительной процедурой для разработки задач пробного исследования. Кроме отдельных вопросов проверяется и композиция анкеты на соответствие следующим критериям:
1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты?
2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие?
3. Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями» внимания, обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока?
4. Снабжены ли вопросы-фильтры указателями-переходами для разных групп респондентов? (Например: «Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те, кто увлекается спортом; остальные переходят к вопросу № …»).
5. Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?
6. Нет ли нарушений в верстке и графическом оформлении анкеты?
Один из наиболее очевидных индикаторов непригодности того или иного вопроса – большая доля не ответивших или затруднившихся ответить на него (при пробном исследовании).
Число различных замечаний, зафиксированных исследователем в анкетах, свидетельствует о большой или слабой заинтересованности респондентов проводимым исследованием.
Ниже приведены примеры практического использования метода анкетирования в магистерских исследованиях.
Тема магистерской диссертации В.В. Бычковой – «Социально-культурная и воспитательная роль Дубовой рощи в Таганроге». Первоначальная площадь рощи составляла 22 гектара. Она была заложена по Указу императора Петра I в 1701 году «…попечением горожан для собственного увеселения, чтобы был лес для украшения всего Троецка».*
К началу Великой Отечественной войны в дубовой роще было до 500 деревьев, образовавших сплошной сомкнутый древостой. Диаметр стволов достигал 70-120 сантиметров. Во время войны немцы уничтожили рощу, используя стволы для возведения укреплений на Миус-фронте. После войны на площади 5 гектаров роща была восстановлена. Небольшой процент посадок составляют в ней акации и ясень. Уцелели лишь три дуба-великана (из высаженных когда-то 1500 желудей) в возрасте 160-180 лет. Их высота от 30 до 35 метров, диаметр кроны 15-26 метров, диаметр штамба 80-130 сантиметров.
В 70-е годы XX века началось «наступление» на дубовую рощу цехов и жилых домов завода «Красный котельщик». Площадь зеленого массива сократилась почти вдвое.
Изменения в худшую сторону наблюдаются не только в плане сокращения площади. Роща захламлена, число и состояние древостоя значительно ухудшилось, а ее посетителями все чаще становятся не культурные отдыхающие горожане, а люди без определенного места жительства, облюбовавшие этот уголок для «дневания и ночевания» в теплые месяцы года.
В то же время роща в Таганроге имеет историческое, природоохранное, просветительское и эстетичекое значение (рис. 5). Недалеко от рощи установлен памятник жертвам радиационных катастроф. В ней есть «Аллея бессмертия», куда привозится земля городов-героев, а это значит, что роща может играть положительную роль и в патриотическом воспитании молодого поколения. На ее территории некогда размещалось имение Нестора Кукольника – литературного деятеля – современника А.С. Пушкина. Трудно переоценить роль этого человека в судьбе Таганрога. Интерес к незаслуженно забытой фигуре Н.В. Кукольника все возрастает, и роща может привлечь не только историков, литераторов, студентов, но и людей других профессий, кому не безразлична история и судьба человека, названного Гражданином с большой буквы. Нами предлагается всем деревьям-
___________________________________
* Петр I на Таганьем рогу закладывал столицу России под названием Троецк-на-Таган-Роге.
памятникам в Таганроге присвоить имена событий или людей, сыгравших важную роль в истории города. Например, один из дубов-долгожителей будем называть Петр Великий, а другой – Нестор Кукольник.
Эти имена должны быть официальными, известными каждому горожанину и представляемыми туристам. И тогда, вероятно, рука очередного вандала не поднимется на дерево, в котором, как знать, может и поселится душа того, кто так радел за процветание нашей Родины! Можно выпустить серию коллекционных марок ограниченным тиражом – «Деревья-долгожители Ростовской области», а средства от продажи направить в фонд поддержки старых деревьев.
Роща «Дубки должна стать национальным памятником Петру I, войти в туристское кольцо, предложенное В.Ф. Чесноком, стать частью однодневного маршрута по объектам ландшафтного зодчества, включающего Городской сад и Дубовую рощу.
Для начала магистрантам было проведено обследование Дубовой рощи с фотофиксацией положительных и негативных моментов. Состояние древостоя говорит о том, что роще требуется дендролог. Захламленность, присутствие случайного автомобильного транспорта, разведение костров и другие нарушения норм поведения на территории объекта срочно требует присутствия в роще смотрителя. Площадке для дрессировки собак вообще не место в составе такого объекта! В Промышленном районе есть более подходящие места для этих целей, тем более, что эта площадка не благоустроена и не огорожена.
По авторской методике было произведено анкетирование закрытого типа, по результатам которого сделаны выводы и предложен ряд мероприятий по сохранению и благоустройству рощи «Дубки».
Горожанам было предложено 12 вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый из них. Закрытый тип выбран для облегчения работы с респондентами и экономии времени, но, к сожалению, он не предполагает контакта с каждым. То есть мы не можем дать ответы на возникающие у респондентов в ходе анкетирования вопросы и не можем визуально оценить реакцию на задаваемый вопрос или предполагаемый ответ. Поэтому вопросы анкеты формулировались (по возможности) без научной терминологии и ориентировались на все возрастные категории. Последний, тринадцатый вопрос – открытый. Он предполагает творческий подход респондентов. Им не навязывали никаких вариантов и рассчитывали только на мнение опрашиваемого.
Одной из категорий респондентов было население близлежащих к роще кооперативных домов. Пенсионеры проявили большой интерес к исследованию. Скажем прямо, они в какой-то степени явились толчком для проведения такой работы. Все больше таганрожцев готовы принимать участие или оплачивать труд тех, кто заботится о чистоте и процветании наших зеленых уголков. На рис. 6 видно, с какой любовью оформлено пространство под дубом-долгожителем, являющимся памятником природы областного значения. А как гармонично вписывается беседка и зеленый антураж приусадебного участка (рис.7)! И все это великолепие – плоды труда горожан, основанные на их энтузиазме, времени и средствах.
|
| ||||||
Вторая группа респондентов – это школьники старших классов, студенты строительного колледжа и педагогического института. Мнение молодежи очень важно для нас, особенно творческие и технические идеи тех, кто идет в ногу со временем.
Нами был привлечен к участию в социальном опросе и педагогический состав учебных заведений. Просвещенный взгляд на проблему всегда интересен и может сыграть позитивную роль в ее решении.
Четвертая группа опрашиваемых – это близкие и знакомые магистранту люди разных возрастных категорий и статуса, наслышанные о проблемах и информированные о нынешнем состоянии рощи.
Для объективной обработки данных все опрашиваемые оставили сведения о своем поле, возрасте, образовании и социальном положении.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
1. Как Вы воспринимаете Дубовую рощу в целом?
2. Кто виновен в захламлении рощи?
3. Считаете ли Вы пословицу «Что имеем – не храним, потерявши – плачем» отражением современного состояния Дубовой рощи в Таганроге?
4. Проголосуете ли Вы за обряд освящения рощи и строительство часовни без нанесения урона зеленым насаждениям?
5. Считаете ли Вы, что строящийся развлекательный центр по ул. Дзержинского, 161 может нанести ущерб роще «Дубки»?
6. Нуждается ли роща в дополнительном искусственном освещении?
7. Считаете ли Вы, что наличие камер видеонаблюдения создаст более спокойную обстановку в Дубовой роще?
8. Оцените значение винограда девичьего в художественном облике рощи.
9. Как вы относитесь к искусственному насаждению в Дубках раннецветущих растений типа пролеска сибирская, хохлатка Галлера и ветреница лютиковая?
10. Стоит ли разрешить самодеятельным художникам (граффити) разрисовать подпорную стену дорожного полотна по ул. Московской?
11. Готовы ли Вы пожертвовать личное время и/или средства на благоустройство Дубовой рощи?
12. Обведите символ, который лучше отражает Ваше представление о состоянии Дубовой рощи сегодня:
13. Дубовая роща Таганрога в будущем в Ваших представлениях: ___________________________________________________________
___________________________________________________________
Так как опрос проведен пока не во всех намеченных социальных группах, мы предлагаем читателю авторские предложения по сохранению и благоустройству «Дубков». В дальнейшем они будут откорректированы с учетом мнений респондентов.
Перечень предлагаемых нами мероприятий.
1. Введение должности смотрителя рощи с постоянным проживанием на ее территории. Например, в доме, расположенном по адресу Дубки, 7. Улицы Дубки в Таганроге нет, а адрес есть, поэтому он уже сам по себе уникален. А если в этом доме еще и создать музей Дубовой рощи …
2. Регулярная консультация дендролога или лесопатолога. Экстренные выезды на объект по сигналу смотрителя.
3. Установка с трех сторон по периметру рощи информационных аншлагов с планом рощи и нормами поведения на ее территории. Все информационные вывески и таблички на территории микрорайона «Дубки» оформить из одного материала и в одном стиле, например, на фоне дубового листа.
4. Проведение обряда освящения рощи и возведение на нанесенном холме поклонной часовни без причинения ущерба древостою.
5. Прокладка дорожек с тырсовым покрытием на месте «популярных» троп, обустройство крутых рельефных спусков с использованием постелистых камней с целью обеспечения безопасности пешеходов и придания пейзажности благоустраиваемым участкам. Освещение новых дорожек, установка урн и скамей в лесном стиле. Реставрация мостиков.
6. Строительство сети ливневой канализации для стока ливневых и талых вод.
7. Перенос площадки для дрессировки собак в безымянную рощу у Бакинского моста с последующим надлежащим её оборудованием, ограждением в соответствии с требованиями безопасности и эстетических норм и установкой по периметру предупредительных аншлагов с указанием разрешенных часов присутствия собак на территории объекта.
8. Регулярная очистка русла балки Большая черепаха. Установка деревянных скульптур «Хозяйка чистой воды», «Духи дуба» и «Хранитель рощи».
9. Обустройство «Ясной поляны» в роще (с установкой причудливых скамей из дерева и камня) для проведения собраний, праздников, занятий, пленэров* школьников и художников и других мероприятий.
10. В целях сохранения художественного творчества и народных промыслов предоставлять центральную аллею рощи под выставку-продажу работ ремесленников и художников в выходные и праздничные дни.
11. Высадка дубравных первоцветов: пролеска сибирская, ветреница лютиковая и хохлатка Галлера.
12. Использование подпорной стены дорожного полотна по ул. Московской для соревнований и сменной экспозиции художников граффити.
13. Включение Городского сада и Дубовой рощи в однодневный экскурсионный маршрут по объектам ландшафтного зодчества.
14. Присвоение имен деревьям-долгожителям. Составление некрологов, их озвучивание и публикация в СМИ по факту утраты таких деревьев. Постоянный поиск способов привлечения внимания к проблемам зеленых насаждений.
15. Разработка и реализация проекта установки вдоль автомагистрали по ул. Дзержинского масштабного баннера или аншлага с возможностью регулярного обновления. Роща Дубки должна быть представлена на полотне в прежних и нынешних границах с указанием всех памятных мест, нанесением дорожно-тропиночной сети и дендропланом. При посадке деревьев на баннере появятся светло-зеленые кружки или другие значки, обозначающие новое дерево. При угасании – серые, а при утрате – оранжевый язычок пламени. Вот и посмотрим, как будут вести себя таганрожцы, каждый день проезжая мимо «наглядного отображения совести нашей эпохи»: стыдливо опуская глаза, зная, как стремительно сокращается зеленая территория Дубков, чувствуя, что завтра завьется еще один костер
на полотне, или – с гордо поднятой головой будут двигаться они по
____________________________________
* Пленэр – рисование с натуры.
своему городу, словами и жестами приглашая гостей на прогулку по еще одному маленькому достоянию России – таганрогской Дубовой роще!
«Наш общий дом – планета Земля – богатый и уютный! Пора прекратить жить в нем, как квартиранты! Давайте охранять его, холить и лелеять!
Давайте украшать Землю – она этого достойна! И тогда даже в самые далекие эпохи наша планета не превратится в безжизненный каменный шар!» Так завершает свою публикацию в международном сборнике [13] автор проведенных анкетных исследований В.В. Бычкова. А магистрант Е.Г. Курасова, тема магистерского исследования которой звучит как «Таганрогский Городской сад – выдающийся памятник истории, культуры и ландшафтной архитектуры», прежде чем принимать окончательные решения по улучшению его состояния и культурно-массовой работы, провела в 2010 году анкетное исследование следующего содержания:
1. Интересуетесь ли Вы историей парка?
2. Доступна ли Вам информация о планируемых мероприятиях в Городском саду?
3. Чего не хватает Городскому саду?
4. С какой целью Вы посещаете Городской сад?
5. Удовлетворены ли Вы покрытием дорожно-тропиночной сети парка?
6. Достаточно ли в парке скамей и урн?
7. Как Вы оцениваете роль Уголка живой природы в составе Городского сада?
8. Может ли город позволить себе такую роскошь, как ежедневные концерты муниципального духового оркестра в Городском саду?
9. Может ли Городской сад быть эталоном благоустройства других парков города?
10. Рядом с разрушенным кинотеатром «Буревестник» у каменного забора в годы оккупации Таганрога было устроено немецкое кладбище. Оно сейчас никак не обозначено. Каковы Ваши предложения?
11. Четверть века назад наш парк славился своим кардодромом республиканского значения. На этом месте сейчас пустырь. Нужно ли его восстановить?
12. Не пришла ли пора в спортивной зоне парка вновь возвести демонтированную в 60-е годы парашютную вышку?
13. Каким Вы представляете Городской сад в будущем?
Анкеты были предложены студентам строительного колледжа и преподавательскому составу, коллективу торговой компании, пенсионерам и постоянным посетителям Городского сада. Тип анкеты – закрытый, т.е. на каждый вопрос предлагалось несколько ответов на выбор респондента. Последний вопрос предполагал творческий подход опрашиваемого. При обработке 60% анкет уже стало понятно, что горожане неохотно выражают свое мнение в письменном виде, отвечая на вопрос №13. Однако в ходе интервьюирования многие с горечью сетовали: «Раньше было лучше!» или «Парк уже не тот!» Молодежь часто выражала опасения по поводу технического состояния аттракционов, дороговизны билетов, хаотичного наложения одних музыкальных ритмов на другие в вечерние часы работы многочисленных кафе. Жаль, что замечания и пожелания чаще оставались устными. Может, респонденты экономили свое время, а может, не могли сформулировать точку зрения, а может, не считали себя компетентными в этой области. У магистранта неожиданно возникло много вопросов, но это – совсем другая история. А пока жемчужина Юга России просит качественной ювелирной огранки. Не так много нужно усилий для заполнения бреши в старинном заборе или перенесения мусорных контейнеров, опирающихся на внешние стены Городского сада.
Некоторое представление о современном состоянии Городского сада дают рис. 8 и 9.
| |||
Анкетирование – типично опросный метод. Если интервью:сближается с беседой, а иногда от нее даже неотличимо, то анке-тирование таким грехом не страдает. Элемент непосредственного общения и разговора исследователя (анкетера) с исследуемым (анкетируемым) сведен здесь к минимуму.
По-видимому, эта особенность анкетирования позволяет некоторым исследователям утверждать, что «анкетирование трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Каждый психолог, знает, как на содержание высказываний испытуемого влияют неосознаваемая мотивация и установка. Поэтому есть смысл считать анкетирование непсихологическим методом, который, однако, может использоваться в психологическом исследовании как дополнительный, в частности при проведении социально-психологических исследований» [120, с. 51].
Согласиться с такой оценкой анкетирования совершенно невозможно. Во-первых, анкетирование в психологии нацелено главным образом на получение психологической информации. Сведения социологического, демографического, экономического и иного характера являются вспомогательными, дополняющими психологическую картину и способствующими интерпретации психологических данных. Во-вторых, процедура анкетирования, хотя и сводит к минимуму непосредственное общение респондента с исследователем, тем не менее представляет собой, образно выражаясь, дуэль между ними. Составитель анкеты идет на массу ухищрений, чтобы чисто психологически воздействовать на отвечающего и добиться от него искомой психологической ин- 5 формации. Фактически именно на это направлено все таинство, конструирования анкеты (о чем говорилось выше при освещении правил составления опросников) и вся экспрессия оформления анкеты (о чем будет сказано ниже). Поддержать это психологическое воздействие исследователя в очном опросе призван и непосредственный анкетер-исполнитель, главной обязанностью которого является побуждение респондента к точному выполнению предусмотренных исследователем действий при заполнении анкеты. В-третьих, упрек в ненадежности и недостоверности получаемой от анкетируемого информации в силу влияния на его ответы неосознаваемой мотивации и установки с таким же успехом можно адресовать практически любому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента с ответами испытуемого оценочного характера. Да и в так называемых объективных методах куда деться от факторов мотивации и установки? Есть у испытуемого интерес (в том числе актуально неосознаваемый) к тестированию собственной персоны – будут предельно быстро и правильно сложены матрицы Равена, пройдены лабиринты Векслера, начерчены змейки Озерецкого и т. д. Нет интереса, а тем более и установки, – нет и «хороших» объективных показателей. Кстати сказать, вряд ли кто решится личностные опросники отнести к непсихологическим методам. Но чем они принципиально отличаются от анкеты, а тестирование с их помощью – от анкетирования? Наконец, если даже считать, что анкетирование (как и опрос в целом) «пришло» в психологию из других наук (социологических?), то со времен Ф. Гальтона этот метод прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что уже стал неотделим от всего семейства психологических методов. Кроме того, подобные методические заимствования – неотъемлемая часть истории психологической науки, обогатившейся методами сопряженных с нею наук (особенно естественных) и, в свою очередь, обогатившей своими методическими идеями и разработками другие науки. Ну и в конце концов, анкетирование как разновидность опроса – это метод общенаучного характера и общенаучного значения. Поэтому говорить о нем как о непсихологическом методе в контексте интересов психологии также некорректно, как об эксперименте или наблюдении. Все эти методы при их использовании в психологии становятся «психологическими».
Но вернемся к специфике анкетного опроса в психологии. Главный компонент этого метода, от которого зависит львиная доля успеха или неуспеха опроса, – анкета. Отсюда вытекает и предельная акцентуация методических черт, общих для метода опроса в целом. Это – опосредованность, целенаправленность, асимметричность позиций исследователя и респондента и массовость.
Если в интервью посредническая миссия вопросов замаскирована непосредственным контактом партнеров по опросу, то анкета выполняет роль посредника со всей очевидностью. «Анкета – это однонаправленный канал, опосредующий общение» [289, с. 33]. В заочных же видах опроса анкета вообще является единственным представителем исследователя и единственным связующим звеном в его отношениях с респондентом.
Целенаправленность ужесточается по сравнению с интервьюпутем максимальной формализации анкетного опроса. Его в этомотношении можно сравнить разве что с предельно стандартизированным интервью, которое нередко даже отождествляется санкетированием [314, с. 22]. Строгая регламентация процедуры»вопрос – ответ» и системы вопросов (а в большинстве случаев и системы ответов), не допуская никакой «отсебятины» со стороны анкетера, жестко направляет весь ход опроса по намеченному пути, не позволяя уклониться от намеченной цели.
Предельно ясно обозначены и позиции партнеров. Исследователь только задает вопросы, а опрашиваемый только отвечает. Это уже практически допрос. Отвечающему нет никакой возможности и надежды перехватить инициативу. Она целиком и полностью за опрашивающим.
Что касается массовости, то анкетирование в этом отношении уникальный способ сбора данных. Никакой другой метод психологии, включая интервью, не может с ним сравниться в возможностях охвата огромных масс людей в ограниченное время. Ярким примером сверхмассового анкетирования являются всенародные референдумы и выборы уполномоченных властью всех уровней (депутатов, мэров, председателей, президентов и т. д.). В этих акциях участвуют миллионы людей, отвечающих определенным образом на определенные вопросы анкеты, име- нуемой обычно бюллетенем для голосования. Хотя психологические исследования, конечно, уступают по масштабам исследованиям социологическим и демографическим, но и они, используя метод анкетирования, способны охватить многие сотни людей. В связи с массовым характером анкетных опросов заостряется проблема репрезентативности выборки и как следствие из этого проблема отбора респондентов, соответствующих намеченной выборке. Эта проблема решается как на подготовительном, так и на основном этапах исследования. На подготовительном этапе очерчивается возможный контингент в целом и определяется его ориентировочный состав. Иногда осуществляется предварительное уведомление или даже согласование потенциальных респондентов. На основном этапе осуществляется текущая коррекция состава опрашиваемых. Ведется работа как с уже намеченными «жертвами», так и с новыми, определяемыми анкетером по ситуации.
Кроме усиления общих для опросного метода черт анкетирование характеризуется и рядом специфических особенностей,отличающих его от интервью. Во-первых, это уже отмеченная высшая ступень формализации.Достигается она благодаря письменной форме речевого общения исследователя с исследуемым. Все вопросы и ответы заносятся на специальный бланк – опросный лист. Последовательность и формулировки вопросов строго определены заранее при разработке анкеты. По ходу опроса их невозможно изменить, что вполне возможно сделать впроцессе интервьюирования, даже стандартизованного. Эти принципиальные признаки формализации сопровождаются и рядом вспомогательных приемов строгой организации анкетного опроса как письменного общения. Сюда надо отнести внешнее оформление анкеты, ограничивающее произвольность поведения опрашиваемого. Ему отводятся определенные места для ответов на каждый вопрос, ограничивается пространство для их изложения. Системой специальных указателей и полиграфических средств (тип шрифта, цвет, расположение текста на формате листа, таблицы) регулируются его внимание и восприятие. Ограничивают действия респондентов и всевозможные пояснения и предписания по заполнению анкеты. На ужесточение стандартизации процедуры работает ииспользование закрытых вопросов: большая часть анкет, используемых в массовых опросах, носит закрытый характер.
Второй специфический признак анкетирования – это значительно меньшая, чем в интервью, роль исследователя (анкетера)в процессе опроса. Его функции по ходу анкетирования носят ярко выраженный исполнительский характер, что дает повод говорить о них как ослужебных обязанностях [55]. Некоторый элемент творчества присутствует лишь всамом начале опроса, когда необходимо завязать знакомство и установить первый контакт с респондентом, когда надо склонить его к сотрудничеству и убедить ответить на вопросы анкеты. На этом этапе от анкетера требуются определенные знания, умения и навыки общения. Но требования к ним и к личностным качествам, обеспечивающим эффективное общение, здесь значительно ниже, чем в интервью. Дело в том, что при анкетировании вполне достаточно наладить взаимодействие и совсем не обязательно, а часто и нежелательно выходить в общении на уровень межличностных отношений. Здесь неуместно сочувствие, не требуется эмоциональных проявлений, не нужен богатый арсенал знаков и приемов, подчеркивающих соучастие анкетера. Влияние личности анкетера на респондента и его ответы должно быть сведено кминимуму миниморуму. Именно в анкетном опросе идеал ведущего приближается к упомянутому ранее «техническому ассистенту». При установлении контакта анкетер, как и интервьюер, должен представиться и сообщить о целях опроса. Дальнейшие его обязанности сводятся к чисто технологическим действиям: объяснить правила заполнения анкеты, проконтролировать их соблюдение респондентом и принять от него готовый опросный лист.
Третья характерная особенность анкетирования – его анонимность. Практически все анкетные опросы, проводимые с научно-исследовательскими целями, безымянны. Необходимость идентификации анкеты сконкретным субъектом может возникнуть лишь при диагностических обследованиях с целью оказания дальнейшей психологической, медицинской или социальной помощи этому человеку. Подобные случаи возможны при индивидуальных обследованиях, но совершенно не характерны для массовых опросов. А именно с ними обычно ассоциируется анкетирование как научный метод.
Анкетирование отличается от интервью еще и тем, что фиксацияопроса, по сути дела, осуществляется не ведущим, а отвечающим. Он сам вписывает свои ответы в опросный лист. Конечно, анкетер в некоторых случаях может делать необходимые пометки и записи о личности респондента и ходе опроса. Но, во-первых, это не всеобщее и не обязательное правило, а во-вторых, информация анкетера носит дополняющий, но никак не основной характер. Главные сведения об изучаемом объекте заключены в ответах анкетируемого. Выбраковка анкет на основании наблюдений анкетера – явление исключительное.
Из инициативы респондента в заполнении анкеты вытекают еще две особенности анкетирования. Во-первых, это возможность ознакомления опрашиваемого сразу совсей совокупностью предлагаемых вопросов,что может повлечь выработку у него целостной установки на опрос. И тогда «эффект излучения», т. е. взаимообусловленность ответов на комплекс вопросов, может проявиться во всей своей полноте. Снять его не помогут никакие ухищрения, предусмотренные на этапе конструирования анкеты. Тогда буферные вопросы будут уже холостым выстрелом, не дающим ожидаемого результата.
Вторым следствием указанной свободы респондента является возможность отвечать не по порядку,предусмотренному анкетой, а в любой удобной для него последовательности. Не исключены возвраты к предыдущим ответам и сознательное согласование с ними ответов последующих. А это может свести на нет действие предусмотренных составителями анкеты уловок, направленных на повышение эффективности опроса. Например, «эффект воронки» будет нейтрализован. Предотвратить подобные действия опрашиваемого в заочном анкетировании невозможно. Остается рассчитывать только на склонность людей к упорядочиванию своей деятельности по принципу «начинать с начала» и на непроизвольное воздействие на респондента предложенного анкетой порядка. Изредка в пояснениях к заполнению анкеты дается предписание отвечать, сообразуясь с последовательностью предлагаемых вопросов. Насколько соблюдается это указание в заочном опросе проконтролировать невозможно. При очном опросе анкетер в принципе может, если это необходимо, руководить действиями опрашиваемого. Но, во-первых, это сложно осуществить вгрупповых вариантах опроса при работе сразу с несколькими респондентами. А во-вторых, даже в индивидуальных формах практически невозможно ограничить поле восприятия одним вопросом. Обычно весь анкетный лист находится перед глазами отвечающего целиком. А усиленное напоминание о строгой последовательности ответов вызывает искушение заглянуть вперед: «запретный плод сладок!».
Наконец, специфической чертой анкетного опроса, вытекающей из его опосредованности анкетой, выступает повышение уровня требований к качеству опросника. Это выливается в организацию специального большого предварительного этапа поразработке или, как часто говорят, конструированию анкеты.
Анкета
Анкета или опросный лист «представляет собой нечто большее, чем просто сумму отдельных вопросов. Не вызывает сомнений у исследователей и то, что компоновать его необходимо, руководствуясь психологическими, а не предметно-логическими соображениями» [389, с. 280].
Обычно анкета состоит из трех разделов. Первый, вводный, включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса. Вступление должно быть лаконичным и вежливым. Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов. Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.
При разработке анкеты предельно тщательно учитываются изложенные ранее требования к вопроснику, поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы, чего не исключает интервью. Некоторые из этих требований применительно к анкетированию даже возводятся в ранг принципов построения анкеты [428]. Повторим наиболее важные из них – это логика и надежность. Логика подразумевает адекватность программных вопросов задаче исследования и их грамотный «перевод» в анкетные вопросы, которые формулируются таким образом, чтобы получить адекватные ответы. Надежность обеспечивается понятностью вопросов респондентам и использованием в оптимальной комбинации разных типов вопросов.
Еще одно требование к вопроснику, приобретающее для анкетных опросов статус принципа, – это учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и общая структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории. Поскольку психологические анкеты базируются на самонаблюдении и самоотчете, то анкетный метод не применим к детям и к обследуемым с низким культурным уровнем [213, с. 36]. Частным проявлением этого принципа выступает требование учета так называемого «стиля респондента». Под стилем респондента подразумеваются «индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющие непосредственного отношения к их содержанию» [55, с, 137].
Опыт научных опросов позволяет выделить несколько типичных стилей, препятствующих опросу и получению адекватных ответов: 1) отказ от участия, 2) «да»-тенденция, 3) случайность ответа, 4) неявное уклонение, 5) категоричность суждений, 6) неправда. Нейтрализации первого стиля помогает четкая формулировка цели опроса, качественное внешнее оформление анкеты, удачный выбор места и времени анкетирования. Тенденция к выражению согласия, присущая многим людям, сглаживается более развернутыми вопросами. Случайный характер ответов, зависящий от свойств личности респондента, преодолеть в анкетировании трудно. Но случайность может провоцироваться и самим опросом – его сложностью, монотонностью, скукой. Здесь могут помочь более приемлемые формулировки вопроса и привлекательный вид анкеты. Скрытая уклончивость выражается в обилии неопределенных ответов типа «не знаю», «трудно сказать». Ее преодолению способствует конкретизация вопросов. Категоричность суждений, помогают смягчить скрытые в вопросах подсказки или применение закрытых вопросов с набором не слишком категоричных ответов. Возможно снивелировать экстремумы ответов на стадии первичной обработки данных путем объединения резких оценок с близкими, но более мягкими. Лживые ответы, проистекающие как из боязни правды, так и из желания «услужить» исследователю, можно предупредить подчеркнутой анонимностью, благожелательной и деловой обстановкой опроса.
Большое значение имеет оформление анкеты:ее компактный, удобочитаемый и привлекательный вид. Эстетика и наглядность! Здесь важно и качество бумаги, и полиграфия, и расположение текста (верстка). Качественное оформление анкеты кроме облегчения ее восприятия способствует и приятию респондентом самого опроса. Факт красивой и добротной анкеты воспринимается респондентом как дань уважения к нему и косвенно говорит ореспектабельности организаторов и общественной значимости опроса.
Использование различных типов шрифтов позволяет отделить вопросы от предлагаемых ответов, обратить внимание респондента на отдельные фразы и слова, выделить наиболее существенные элементы анкеты, визуально структурировать текст. Для оживления опросного листа нередко используют простенькие рисунки и знаки. Вопрос об использовании цвета пока не имеет однозначного решения. Нет удовлетворительной статистики по разноцветности опросного бланка. Что касается цвета анкеты в целом, то данные практики опросов согласуются с исследованиями в области восприятия цвета (например, по тестам Люшера): предпочтительнее синие и зеленые тона, нежелательны красные и коричневые, стимулирующие возбуждение и тревогу [55].
При верстке анкеты обычно придерживаются следующих основных правил:
1. Тематические разделы сопровождаются вступительнымипояснениями.
2. Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией, как нанего отвечать.
3. Не приемлемы разрывы текста одного вопроса или его расположение частями на разных страницах анкеты (переносвопроса).
4. Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов назакрытые вопросы индексируются буквами.
5. Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы сильно загромождают анкету.
6. Если предполагается прямое использование анкетногобланка в обработке данных на ЭВМ, то ответы могут шифроваться. А для шифров оставляется специальное место наполях анкеты.
7. Размер анкеты имеет два аспекта: внешний и внутренний.Внешний включает формат листа и количество листов.Формат должен быть охватываем единым взглядом, его размер должен способствовать симультанному восприятиюлиста. Желательно также соблюсти привычные для данного контингента опрашиваемых размеры письменных документов. Таким образом, наиболее приемлем формат от половины до целого стандартного машинописного листа, чтосовпадает с форматом основной массы книг. Число листованкеты определяется количеством и длиной вопросов и используемым шрифтом. Число вопросов одновременно определяет и внутренний, психологический аспект размераанкеты. Чем больше вопросов, тем выше вероятность отторжения анкеты респондентом. Диапазон основной маесы психологических и социологических анкет от 3 до 100 вопросов. На практике опыт и интуиция исследователя определяют число вопросов, сообразуясь со временем, потребным для ее заполнения. Оптимумом считается 20– 30 минут [55, с. 146; 389, с. 285].
Опрос— метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Объект опроса (опрашиваемый) называется респондентом.
Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Они различаются друг от друга формой контакта.
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью).Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных.
Преимущества интервьюирования следующие. Беседой можно управлять. Если одна линия опроса не дает желаемых результатов, можно попробовать другую. Кроме того, исследователь получает информацию не только из прямых ответов, но также из замечаний, комментариев, высказываний, шуток и жестов, которые их сопровождают, при условии, что он внимателен и наблюдателен.
Интервью бывает:
1) по технике проведения:
стандартизированным (формализованным), то есть беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым;
нестандартизированным, то есть при беседе определяется только, тема; вопросы ставятся в свободной форме;
2) по типу респондентов: интервью с ответственным лицом; интервью с экспертом; интервью с рядовым респондентом.
3) по технике регистрации ответов: протоколируемым; непротоколируемым.
Успешность интервью зависит, прежде всего от степени его подготовки, а также от искренности даваемых ответов, что часто определяется эмоциональным настроем респондента, установлением контакта исследователя с респондентом, созданием доверительной атмосферы общения.
Метод анкетирования— опрос, проводимый письменно с использованием анкеты. К достоинствам метода следует отнести следующие характеристики:
а) это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации;
б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки; в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей.
При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании — только часть генеральной совокупности — выборочная совокупность.
Прямой опрос— метод сбора данных, при котором ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.
Косвенный опрос— метод сбора данных, при котором ответы записывает анкетер (лицо, проводящее анкетирование),
При очном анкетировании происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения.
Заочное анкетирование подразумевает заполнение анкеты при отсутствии исследователя. Прессовое анкетирование — анкета публикуется в средствах массовой информации (газетах, журналах). Почтовое анкетирование — анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте. При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%.
Раздаточное анкетирование — анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты.
Исследование методом анкетирования подразумевает наличие методологической (постановка проблемы, цель, задачи, гипотеза) и методической части [определение объема выборки, подготовка инструментария (составление анкеты) и обработка результатов]. Более подробно рассмотрим методическую часть анкетирования.
Анкеты
Анкеты могут быть классифицированы как количественный и качественный метод в зависимости от характера вопросов. В частности, ответы, полученные с помощью закрытых вопросов с вариантами ответов с множественным выбором, анализируются с использованием количественных методов, и они могут включать круговые диаграммы, гистограммы и проценты. Ответы, полученные на открытые вопросы анкеты, анализируются с использованием качественных методов и включают обсуждения и критический анализ без использования чисел и расчетов.
Для стандартной бизнес-диссертации объемом 15 000–20 000 слов обычно достаточно 25-40 вопросов в анкетах. Вопросы должны быть сформулированы недвусмысленно и прямо, и они должны быть представлены в логическом порядке.
Преимущества вопросников включают в себя повышенную скорость сбора данных, низкие требования к затратам или их отсутствие, а также более высокий уровень объективности по сравнению со многими альтернативными методами сбора первичных данных. Тем не менее, анкеты имеют определенные недостатки, такие как выбор случайных ответов респондентами без должного чтения вопроса.Более того, у респондентов обычно нет возможности высказать свои дополнительные мысли по этому вопросу из-за отсутствия соответствующего вопроса.
Существуют следующие типы анкет:
Компьютерная анкета . Респондентам предлагается ответить на вопросник, который отправляется по почте. Преимущества компьютерных вопросников включают в себя их недорогую цену, экономию времени, и респонденты не чувствуют давления, поэтому могут ответить, когда у них есть время, давая более точные ответы.Однако главный недостаток почтовых вопросников заключается в том, что иногда респонденты не удосуживаются ответить на них и могут просто игнорировать вопросник.
Телефонная анкета . Исследователь может позвонить потенциальным респондентам с целью заставить их ответить на вопросник. Преимущество телефонной анкеты состоит в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком телефонной анкеты является то, что большую часть времени она дорогая.Кроме того, большинство людей не чувствуют себя комфортно, отвечая на многие вопросы, задаваемые по телефону, и трудно получить выборочную группу, чтобы ответить на вопросник по телефону.
Внутренний осмотр . . Этот тип анкеты предполагает, что исследователь посещает респондентов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что респонденты могут уделять больше внимания вопросам. Тем не менее, внутренние опросы также имеют ряд недостатков, которые включают в себя трудоемкость, дороже, и респонденты могут не захотеть иметь исследователя в своих домах или на рабочих местах по различным причинам.
Почтовая анкета . Анкеты такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту список анкет по почте, часто прилагая конверт с предоплатой. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что респонденты могут ответить на анкету в свободное время. Недостатки, связанные с почтовыми анкетами, заключаются в том, что они дорогие, отнимают много времени и иногда оказываются в корзине, которую опрашивают респонденты.
Анкеты могут включать в себя следующие типы вопросов:
Анкеты для открытых вопросов . Открытые вопросы отличаются от других типов вопросов, используемых в анкетах, тем, что открытые вопросы могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее, трудно проанализировать результаты результатов, когда данные получены с помощью вопросника с открытыми вопросами.
Вопрос с множественным выбором с.Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Уменьшение размера вопросника с вопросами с несколькими вариантами ответов заключается в том, что, если имеется слишком много ответов на выбор, это делает вопросник запутанным и скучным, и обескураживает респондента отвечать на вопросник.
Дихотомические вопросы . Этот тип вопросов дает респондентам два варианта — да или нет, на выбор. Это самая легкая форма вопросника для респондента с точки зрения ее ответа.
Вопросы масштабирования . Также называемые вопросами ранжирования, они дают возможность респондентам ранжировать доступные ответы на вопросы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
Survey Monkey представляет собой одну из самых популярных онлайн-платформ для облегчения сбора данных с помощью анкет. Существенные преимущества, предлагаемые Survey Monkey, включают простоту использования, представление вопросов в различных форматах и расширенные возможности анализа данных.
Моя электронная книга, Окончательное руководство по написанию диссертации в бизнес-исследованиях: пошаговая помощь предлагает практическую помощь для завершения диссертации с минимальным стрессом или без него. Электронная книга охватывает все этапы написания диссертации, начиная с отбора и заканчивая областью исследований, до представления завершенного варианта работы в установленные сроки.
Иоанна Дудовского
,Лучшее руководство для больших анкет
Что такое вопросник?
Анкета — это исследовательский инструмент, который состоит из набора вопросов или других типов подсказок, направленных на сбор информации от респондента. Анкета для исследования, как правило, представляет собой смесь закрытых вопросов и открытых вопросов. Открытые, длинные вопросы дают респонденту возможность развить свои мысли. Исследовательские вопросники были разработаны в 1838 году Статистическим обществом Лондона.
Данные, собранные с помощью вопросника для сбора данных, могут носить как качественный, так и количественный характер. Анкета может быть или не быть предоставлена в форме опроса, но опрос всегда состоит из анкеты.
Примеры анкет
Лучший способ понять, как работают анкеты, — это просмотреть доступные типы анкет. Некоторые примеры вопросника:
- Опросник удовлетворенности клиентов: Этот тип исследования может использоваться в любой ситуации, когда существует взаимодействие между клиентом и организацией.Например, вы можете отправить опрос удовлетворенности клиентов после того, как кто-то поел в вашем ресторане. Вы можете использовать исследование, чтобы определить, предлагает ли ваш персонал превосходное обслуживание клиентов и положительный общий опыт.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ БЕСПЛАТНЫЙ ШАБЛОН
- Анкета удовлетворенности использованием продукта: Вы можете использовать этот шаблон, чтобы лучше понять тенденции использования вашего продукта и аналогичные продукты. Это также позволяет собирать предпочтения клиентов о типах продуктов, которые им нравятся или которые они хотят видеть на рынке.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ БЕСПЛАТНЫЙ ШАБЛОН
- Вопросник оценки коммуникаций компании: В отличие от других примеров, оценка коммуникаций компании рассматривает внутренние и внешние коммуникации. С его помощью можно проверить, применяются ли политики организации по всем направлениям, как для сотрудников, так и для клиентов.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ БЕСПЛАТНЫЙ ШАБЛОН
Приведенные выше вопросы опроса обычно просты в использовании, понимании и выполнении. Кроме того, стандартизированные ответы на вопросник, а не на личный разговор, упрощают сбор пригодных данных.
Наиболее существенным ограничением вопросника по сбору данных является то, что респонденты должны прочитать все вопросы и ответить на них. Например, вы отправляете приглашение по электронной почте с просьбой ответить на вопросы в социальных сетях. Если целевой респондент не имеет правильных профилей в социальных сетях, он не сможет ответить на ваши вопросы.
Подробнее: 350+ бесплатных примеров и шаблонов анкет
Преимущества хорошо разработанной анкеты
- С помощью опросного листа вы можете собрать много данных за меньшее время.
- Меньше шансов на то, что уклон будет ползти, если у вас есть стандартный набор вопросов для целевой аудитории. Вы можете применять логику к вопросам на основе ответов респондентов, но вопросник останется стандартным для группы респондентов, попадающих в тот же сегмент.
- Программное обеспечение для онлайн-опросов является быстрым и экономически эффективным. Он предлагает вам богатый набор функций для проектирования, распространения и анализа данных ответов.
- Его можно настроить так, чтобы он отражал ваш фирменный голос.Таким образом, его можно использовать для усиления имиджа вашего бренда.
- Ответы можно сравнить с историческими данными и понять изменения в выборе и опыте респондентов.
- Респонденты могут ответить на вопросник, не раскрывая свою личность. Кроме того, многие программы обследования соответствуют существенным правилам безопасности и конфиденциальности данных.
Характеристики хорошей анкеты
Дизайн вашего опроса зависит от типа информации, которую вам нужно получить от респондентов.Качественные вопросники используются, когда необходимо собрать исследовательскую информацию, чтобы помочь доказать или опровергнуть гипотезу. Количественные вопросники используются для проверки или проверки ранее созданной гипотезы. Тем не менее, большинство анкет соответствуют некоторым основным характеристикам:
- Единообразие: Анкеты очень полезны для сбора демографической информации, личных мнений, фактов или взглядов респондентов. Одним из наиболее важных атрибутов формы исследования является единообразный дизайн и стандартизация.Каждый респондент видит одинаковые вопросы. Это помогает в сборе данных и статистическом анализе этих данных. Например, шаблон вопросника для оценки розничного магазина содержит вопросы для оценки опыта розничного магазина. Вопросы касаются стоимости покупки, диапазона вариантов выбора продуктов и качества товаров. Эти вопросы едины для всех клиентов.
- Исследовательский: Должен быть исследовательским для сбора качественных данных. Нет ограничений на вопросы, которые могут быть в вашей анкете.Например, вы используете анкету для сбора данных и отправляете ее женщине домохозяйства, чтобы понять ее расходы и привычки сбережения относительно дохода домохозяйства. Открытые вопросы дают вам больше понимания и позволяют респондентам объяснить свою практику. Очень структурированный список вопросов может ограничить сбор данных.
- Последовательность вопросов: Обычно следует структурированный поток вопросов, чтобы увеличить количество ответов. Эта последовательность вопросов включает в себя вопросы отбора, разминки, переходные вопросы, вопросы пропуска, сложные вопросы и вопросы классификации.Например, наш шаблон вопросника о мотивации и опыте покупок охватывает первоначальные демографические вопросы, а затем запрашивает время, проведенное в разделах магазина, и обоснование покупок.
Типы вопросников
Как мы уже исследовали ранее, вопросники могут быть структурированными или свободно распространяемыми. Давайте подробнее рассмотрим, что это влечет за собой для ваших опросов.
- Структурированные вопросники: Структурированные вопросники собирают количественные данные.Анкета спланирована и предназначена для сбора точной информации. Он также инициирует формальный запрос, дополняет данные, проверяет ранее накопленные данные и помогает проверить любую предыдущую гипотезу.
- Неструктурированные вопросники: Неструктурированные вопросники собирают качественные данные. Они используют базовую структуру и некоторые разветвленные вопросы, но ничего, что ограничивает ответы респондента. Вопросы более открытые для сбора конкретных данных от участников.
Виды вопросов в анкете
Вы можете использовать несколько типов вопросов в анкете. Использование различных типов вопросов может помочь улучшить ответы на вашу анкету исследования, поскольку они, как правило, помогают участникам более активно участвовать. Лучшие шаблоны опросов удовлетворенности клиентов чаще всего используются для лучшего понимания и принятия решений.
Некоторые из широко используемых типов вопросов:
- Открытые вопросы: Открытые вопросы помогают собирать качественные данные в вопроснике, где респондент может ответить в свободной форме практически без ограничений.
- дихотомические вопросы: Дихотомический вопрос — это обычно закрытый вопрос «да / нет». Этот вопрос обычно используется в случае необходимости необходимой проверки. Это самая естественная форма анкеты.
- Вопросы с множественным выбором: Вопросы с множественным выбором — это закрытый тип вопроса, в котором респондент должен выбрать один (один вопрос с множественным выбором) или несколько (несколько вопросов с множественным выбором) ответов из заданного список опций.Вопрос с множественным выбором состоит из неполного вопроса (вопроса), правильного ответа или ответов, неправильных ответов, близких альтернатив и отвлекающих факторов. Конечно, не все вопросы с несколькими вариантами ответов имеют все типы ответов. Например, у вас, вероятно, не будет неправильных или правильных ответов, если вы ищете мнение клиента.
- Вопросы по шкале: Эти вопросы основаны на принципах четырех шкал измерения — номинальной, порядковой, интервальной и относительной. Некоторые из типов вопросов, которые используют фундаментальные свойства этих шкал, это вопросы порядка рангов, вопросы шкалы Лайкерта, вопросы семантической дифференциальной шкалы и вопросы шкалы Стапеля.
- Иллюстрированные вопросы: Этот тип вопросов прост в использовании и побуждает респондентов к ответу. Он работает аналогично вопросу с несколькими вариантами ответов. Респондентам задают вопрос, а варианты ответов — изображения. Это помогает респондентам быстро выбрать ответ, не продумывая свои ответы, предоставляя вам более точные данные.
Типы вопросников на основе распределения
Анкеты могут быть введены или распространены в следующих формах:
- Онлайновый вопросник: В этом типе респондентам рассылается вопросник по электронной почте или с помощью других сетевых средств.Этот метод обычно экономичен и экономичен. Респонденты также могут ответить на досуге. Без давления, чтобы ответить немедленно, ответы могут быть более точными. Недостатком, однако, является то, что респонденты могут легко игнорировать эти вопросники. Узнайте больше об онлайн-опросах.
- Телефонный вопросник: Исследователь звонит респонденту по телефону для непосредственного сбора ответов. Ответы быстрые, если у вас есть респондент по телефону. Тем не менее, часто респонденты не решаются дать много информации по телефону.Это также дорогой способ проведения исследований. Обычно вы не можете собрать столько ответов, сколько других типов анкет, поэтому ваша выборка может не отражать более широкую группу населения.
- Внутренний вопросник: Этот тип используется исследователем, который посещает дом или рабочее место респондента. Преимущество этого метода заключается в том, что респондент находится в удобной и естественной среде, и можно собирать подробные данные. Недостатком, однако, является то, что это дорого и медленно проводить.
- Mail Анкета: Они уже устарели, но все еще используются в некоторых исследованиях рынка. Этот метод предполагает, что исследователь отправляет респонденту запрос на анкетный сбор физических данных, который можно заполнить и отправить обратно. Преимущество этого метода заключается в том, что респонденты могут выполнить это в свое время, чтобы ответить правдиво и полностью. Недостатком является то, что этот способ является дорогим и трудоемким. Существует также высокий риск не собрать достаточно ответов, чтобы сделать действенные выводы из данных.
Хороший дизайн анкеты
Разработка вопросника — это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.
Исследователи всегда надеются, что ответы, полученные на опросный лист, позволят получить полезные данные. Если вопросник слишком сложный, есть большая вероятность того, что респондент запутается и выпадет или ответит неточно.
Как создатель опроса, вы можете предварительно протестировать опрос, назначив его фокус-группе во время разработки.Вы можете опробовать несколько различных вариантов анкет, чтобы определить, какой из них лучше всего соответствует вашей целевой аудитории. Предварительное тестирование является хорошей практикой, поскольку создатель опроса может понять начальные этапы, если в опросе требуются какие-либо изменения.
Этапы участия в разработке вопросника
1. Определите сферу своего исследования: Подумайте о том, что будет включать ваша анкета, прежде чем приступить к разработке ее внешнего вида. Четкость темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом в создании вопросника.Как только вы определитесь с целью вопросника, вы можете начать процесс проектирования.
2. Будьте проще: Слова или фразы, которые вы используете при написании анкеты, должны быть просты для понимания. Если вопросы неясны, респонденты могут просто выбрать любой ответ и исказить данные, которые вы собираете.
3. Задайте только один вопрос за раз: Иногда исследователь может испытать желание добавить два похожих вопроса. Это может показаться отличным способом консолидировать ответы на связанные вопросы, но может запутать ваших респондентов или привести к неточным данным.Если какой-либо из ваших вопросов содержит слово «и», взгляните еще раз. Этот вопрос, вероятно, состоит из двух частей, которые могут повлиять на качество ваших данных.
4. Будьте гибкими с вашими вариантами: При разработке, создатель опроса должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта» для респондентов. Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса. «Другой» вариант часто помогает привлечь респондентов к участию в опросе.
5. Открытый вопрос или закрытый вопрос — трудный выбор: Создатель опроса может оказаться в ситуации, когда ему необходимо сделать четкий выбор между открытыми или закрытыми вопросами. Тип вопроса должен быть тщательно выбран, так как он определяет тон и важность вопроса в первую очередь.
Если в вопроснике требуется, чтобы респонденты уточнили свои мысли, лучшим выбором будет открытый вопрос. Если геодезист хочет получить конкретный ответ, то первостепенным выбором должны быть закрытые вопросы.Ключом к заданию закрытых вопросов является получение данных, которые легко анализировать и определять тенденции.
6. Важно знать вашу аудиторию: Исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевая аудитория говорит в основном по-испански, отправка анкеты на любом другом языке приведет к снижению скорости отклика и точности данных. То, что вам может показаться понятным, может сбивать с толку ваших респондентов. Используйте простой язык и терминологию, понятную вашим респондентам, и избегайте технических терминов и отраслевого языка, которые могут запутать ваших респондентов.
Для эффективного исследования рынка исследователям нужна репрезентативная выборка, собранная с использованием одного из многих методов выборки. Крайне важно планировать и определять этих целевых респондентов на основе требуемой демографии.
7. Выбор правильного инструмента крайне важен: QuestionPro — это простая, но продвинутая программная платформа для опросов, которую геодезисты могут использовать для создания вопросника или выбора из уже существующих более 300 шаблонов вопросников.
Всегда сохраняйте личные вопросы для последнего.Чувствительные вопросы могут привести к тому, что респонденты отстанут до завершения. Если эти вопросы подходят к концу, у респондента появилось время для более удобного интервью, и он с большей вероятностью ответил на личные или демографические вопросы.
Различия между вопросником и опросом
Анкета | Опрос | |
Значение | Анкета может быть инструментом исследования, который состоит из набора вопросов для сбора информации от респондента. | Опрос — это метод исследования, используемый для сбора данных от заранее определенной группы респондентов для получения информации и понимания различных интересующих тем. |
Что это? | Инструмент сбора данных | Процесс сбора и анализа этих данных |
Характеристика | Подмножество обследования | Состоит из вопросника и дизайна опроса, логики и сбора данных |
Время и Стоимость | Быстрый и экономичный | намного медленнее и дороже |
Использовать | проведено на целевой аудитории | Распределено или проведено по респондентам |
Вопросы | Закрытый и очень редко открытый | Закрытый и открытый |
ответов | Цель | Субъективный или объективный |
Подробнее: Разница между опросом и анкетой
,Анкетапротив опроса: есть ли разница?
Нужно знать разницу между анкетой и опросом? Читайте дальше и откройте для себя.
Существует большая разница между анкетой и опросом. Опрос определяется как оценка опыта или мнений группы людей с помощью вопросов, а не вопросника, который определяется как набор письменных или печатных вопросов с выбором ответа для проведения опроса.
Анкета
Анкета представляет собой набор вопросов, обычно используемых в исследовательских целях, которые могут быть как качественными, так и количественными по своему характеру. Анкета может быть или не быть предоставлена в форме опроса, но опрос всегда состоит из анкеты.
Анкета, используемая в качественных исследованиях, задает открытые вопросы по электронной почте, телефону или при личных встречах. Анкета, используемая в количественном исследовании, задает более закрытые вопросы с ограниченными вариантами ответов.
Существует два типа анкет:
— Вопросники, которые оценивают отдельные переменные, в том числе вопросы, касающиеся поведения человека, фактов и предпочтений.
— Вопросники, которые измеряют факторы, включенные в шкалу, такие как индивидуальные индивидуальности и различные атрибуты, индексы и признаки.
Опросы
Опрос представляет собой сложный метод количественного исследования, состоящий из вопросника с целью эффективного сбора данных от группы респондентов.Опрос в основном состоит из закрытых вопросов с очень небольшим количеством открытых вопросов для ответов в свободной форме.
Современные онлайн-опросы используются для ориентированных на данные деловых, научных и академических исследований. Как показано на рисунке выше, вопросник является неотъемлемой частью опроса. Но опрос не может быть целью анкетирования.
Респондент может объяснить ответ в описательном стиле в случае открытых вопросов, или респонденту может быть предложено выбрать ответ или ответ из заранее определенного набора вариантов в случае закрытых вопросов.
Важно помнить, что вы уничтожаете, распространяете или используете анкету, но не проводите анкету. Список вопросов в опросе называется анкетой. Таким образом, анкета является инструментом для проведения опроса.
Гибкость, затраты, охват, готовность принять участие и точность реакций / ответов могут повлиять на метод управления опросами.
Опросы — это обычный метод для завершения исследования, в котором респонденты обращаются в отношении осведомленности, демографии, мотивации, поведения.
В конце концов, опросы и вопросники имеют больше общего, чем разного, одно является частью другого, с единственным различием в том, как они представлены респонденту.
Другие интересные моменты
- Анкеты составлены таким образом, чтобы не раздражать респондента.
- Когда опрос является интервью, а не анкетой, он может быть углубленным и открытым.
- Анкета не требует точных или законных ответов от респондента.
- Когда опрос проводится в форме интервью, очень возможно получить честные, правдивые и подробные ответы.
Создайте свою анкету из списка готовых БЕСПЛАТНЫХ 250+ шаблонов
,Методы проверки анкеты | Классная проверка
Вопросник — это процесс, в котором создатели проверяют вопросник, чтобы определить, соответствует ли вопросник тому, для чего он предназначен. Если проверка анкеты прошла успешно, создатели помечают анкету как действующую анкету. Эта валидность бывает в разных формах, все полагаются на метод, используемый для процедуры валидации. В зависимости от конкретной ситуации в вопроснике, создатели могут выбрать один или несколько различных методов проверки.
Проверка содержимого
Проверка содержимого означает наблюдение за всеми конкретными пунктами вопросника, чтобы определить, соответствует ли вопросник теме в целом. Этот тип проверки часто является наиболее важной проверкой при разработке новых вопросников. Как правило, исследователи создают список всего, что вопросник предназначен для измерения и проверки пунктов в вопроснике по этому списку. Это позволяет исследователям убедиться, что каждый элемент соответствует желаемому измерению и что все, что должно быть измерено, действительно измерено.
Предиктивная проверка
Эта форма проверки обеспечивает точность вопросника путем определения того, могут ли ответы субъектов на вопросник предсказать определенные аспекты или поведение субъектов. Например, если анкета пытается оценить потенциальных учеников престижной школы, ответы на анкету, которые являются «желательными», должны быть ответами успешных учеников. Исследователи могут подтвердить прогнозирующую валидацию путем оценки прошлых или настоящих студентов с помощью вопросника и поиска корреляции между успеваемостью и ответами на вопросник.
Параллельная валидация
Исследователи склонны использовать параллельную валидацию для вопросника, когда существуют другие вопросники или аналогичные меры, которые исследуют тот же аспект интереса, что и вопросник в процессе разработки. Если создатели обнаружат, что ответы на вопросник коррелируют с другим измерением, они могут подтвердить параллельную достоверность. Одним из примеров использования одновременной проверки анкеты для потенциальных студентов является проверка того, соответствуют ли ответы на вопросник для группы студентов предыдущим результатам тестов этих студентов.
Проверка лица
Проверка лица может быть самой простой формой проверки. Для этого метода проверки количественные методы не требуются. Исследователи, использующие проверку лица в своей анкете, должны только взглянуть на анкету в целом и на отдельные ее элементы и спросить себя: «Это измеряет то, что должно?» Подтверждение лица в некотором смысле является формой здравого смысла, применяемой к цели анкеты. Основное различие между проверкой лица и проверкой содержимого заключается в том, что любой человек может использовать проверку лица для проверки вопросника, тогда как проверка содержимого выполняется экспертами.