Архетип в культурологии это: Архетип — Википедия – Архетип культуры — это… Что такое Архетип культуры?

Автор: | 26.03.2020

АРХЕТИП — это… Что такое АРХЕТИП?

(греч. arche – начало + typos – форма, образец)

прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. В аналитической психологии К.Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей.

…………

☼ прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви — Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников — Филона, Цицерона, Плиния, герметические трактаты. Часто это понятие употреблялось ср.-век. мистиками (напр., Рюисброком) и алхимиками, к исследованию трудов к-рых Юнг приступил как раз в то время, когда он стал употреблять термин А. (впервые — в 1919). Поскольку А. в словоупотреблении христ. и языч. неоплатоников соответствовал “эйдосу”, “идее” Платона, то Юнг оговаривал правомерность его употребления в психологии. А. коллективного бессознательного отличаются Юнгом от “комплексов”, содержащихся в личностном бессознательном, в к-рое входят прежде всего вытесненные из сознания представления. Тем самым Юнг отличает свою аналитич. психологию от психоанализа Фрейда уже по предмету: бессознательное включает в себя не только вытесненные на протяжении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеч. рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем самым основанием, на к-ром вырастает индивидуальная психика. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для всего живого инстинкты, и специфически человеч. бессознат. реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутр. мира. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, т.е. общие закономерности. Это общее не лежит на поверхности, его следует искать в глубинах. По ходу научного поиска мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, к-рые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. А. коллективного бессознательного являются своеобр. когнитивными образцами, на к-рые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание А. предшествует действию, “спускает курок” инстинктивного поведения. В А. накопился опыт тех ситуаций, в к-рых бесконечному числу предков совр. человека приходилось “спускать курок” именно такого действия; это — когнитивная структура, в к-рой в краткой форме записан родовой опыт. Инстинкты представляют собой врожденные программы поведения, тогда как А. являются регуляторами психики, априорными формами, к-рые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. Отвергая обвинения в ламаркизме, Юнг писал, что т.о. передается не содержание, а чистые формы, получающие материю из опыта. Юнг сравнивал А. с системой осей кристалла, к-рая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невеществ. полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким “веществом” являются внешний и внутр. опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде А. поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому А. эти образы сознания — “архетипич. образы” — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистич. видениях, нек-рых психопатологиях, когда сознат. обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное (“нуминозное” — Юнг часто пользовался этим термином, позаимствованным у Р. Отто; см. Нуминозность). Архетипич. образы наделены огромной психич. энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания. Архетипич. образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипич. образов. Человек первобытного об-ва лишь в незначит. мере отделяет себя от “матери-природы”, от жизни племени. Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения — этот разрыв на языке религии осмысляется как “грехопадение”. Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутр. миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религ. учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от А. коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредств. соприкосновения с колоссальной психич. энергией А. Символы и церковные догматы придают форму внутр. опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредств. опыт архетипич. образов.

Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится “компенсировать” односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт А., если символич. передача невозможна, то архетипич. образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. Примерами таких “вторжений” на индивидуальном уровне являются нек-рые психопатологии, тогда как на коллективном уровне ими оказываются массовые движения, идеологии и т.п.

А. не даны нам ни во внешнем, ни во внутр. опыте — в этом смысле они гипотетичны. Выдвинув эту гипотезу для объяснения неврозов и психозов, Юнг использует ее для объяснения разл. явлений культуры, прежде всего мифологии, религии и искусства. Эти идеи оказали опр. влияние на совр. религиоведение — понятиями “А.”, “архетипич. образ” пользовались К. Кереньи, Элиаде, Дж. Кэмпбелл и др. историки религии и мифологии, не обязательно принимавшие многие др. положения аналитич. психологии (в частности, и биол. трактовку А.). Учение Юнга об А. коллективного бессознательного оказало также опр. влияние на лит-ведение и иск-ведение, равно как и на творчество нек-рых известных писателей, художников, кинорежиссеров. Чаще всего понятие А. используется не принадлежащими к юнгианской аналитич. психологии авторами в более широком (а иногда и расплывчатом) смысле — как совокупность общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религ., лит., культурных традиций. В аналитич. психологии этот термин чаще всего употребляется по отношению к опр. психич. структурам, проявляющимся по ходу терапии (анима и анимус, самость и др.).
Лит.
: Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994; Архетип: Культурол. альманах. Шадринск, 1996. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Он же. Аналитич. психология: Прошлое и настоящее. М., 1995; Он же. Человек и его символы. СПб. 1996.

А.М. Руткевич.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

Архетипы — Словарь по культурологии

(греч. «первообраз»), широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие, впервые введенное швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К. Г. Юнгом. У Юнга понятие А. означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредовых фантазиях. Тождественные но своему характеру архетипические образы и мотивы (напр., повсеместно распространенный миф о потопе) обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Однако А. — это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность. Словами Юнга, А. имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Его форму Юнг сравнивает с системой осей какого-либо кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным бытием. Процесс мифотворчества поэтому есть не что иное как трансформация А. в образы, «невольные высказывания о бессознательных душевных событиях» на языке объектов внешнего мира. При всей своей формальности, бессодержательности, крайней обобщенности А. имеют свойство «по мере того, как они становятся более отчетливыми, сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами,… они способны впечатлять, внушать, увлекать», поскольку восходят к универсально-постоянным началам в человеческой природе. Отсюда роль А. для художественного творчества. Тайна воздействия искусства, по Юнгу, состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов… он подымает изображаемое им из мира еди-нократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы…» (К. Г. Юнг). Едва ли не лучшая краткая формулировка концепции А. принадлежит Т. Манну: «… в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, — это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы» (Собрание сочинений, т. 9, М., 1960, с. 175). Юнг предполагал, что А. присущи роду (человеческой общности или всему человечеству) в целом, т. е., по-видимому, наследуются. В качестве вместилища («душевного пространства») для А. Юнг постулировал особенно глубокий уровень бессознательного, выходящий за пределы личности, — т. н. коллективное бессознательное.

Концепция А. ориентирует исследование мифов на отыскание в этническом и типологическом многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не могущего быть исчерпанным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением. Тем не менее Юнг попытался наметить систематику А., формулируя такие, напр., А., как «тень» (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, Хёгни в «Песни о Нибелунгах», Локи в «Эдде» или любой другой образ плута-озорника), «анима (анимус)» (бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и яи и т. п.) и «мудрый старик (старуха)» (архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в таких образах, как мудрый волшебник, шаман, ницшевский Заратустра). Архетипическое истолкование мифологемы матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, норны и мойры, Деметра, Кибела, Богородица и т. п.) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия. Архетипическое значение образов Прометея и Эпиметея Юнг сводит к противопоставлению в психике индивидуально-личностного начала («самости») и той ее части, которая обращена вовне («персона»).

Отдельные положения доктрины Юнга об А., само понятие А. оказали широкое воздействие на мысль и творчество исследователей мифа и религии (К. Кереньи, сотрудничавший с Юнгом, М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл, индолог Г. Циммер, гебраист Г. Шолем, исламовед А. Корбеи), литературоведов (Н. Фрай, М. Бодкин), философов и теологов (П. Тиллих), даже ученых внегуманитариого круга (биолог А. Портман), видных деятелей литературы и искусства (Г. Гессе, Т. Манн, Ф. Феллини, И. Бергман). Сам Юиг недостаточно последовательно раскрывал взаимозависимость мифологических образов как продуктов первобытного сознания и А. как элементов психических структур, понимая эту взаимозависимость то как аналогию, то как тождество, то как порождение одних другими. Поэтому в позднейшей литературе термин «А.» применяется просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, в т. ч. мифологических структур (напр., древо мировое) уже без обязательной связи с юнгианством как таковым. В отечественной науке некоторые мыслители и ученые независимо от Юнга подходили к понятию А. [срв. выражение «схемы человеческого духа» у П. А. Флоренского (см. его «Столп и утверждение истины», М., 1914, с. 678), а также работы О. М. Фрейденберг].

Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Архетипы — (Архе- + тип) см. Юнга архетипы. Медицинская энциклопедия
  2. АРХЕТИПЫ — (греч. άρχέτυπος, «первообраз») широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие, впервые введенное швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К. Г. Юнгом. У Юнга понятие… Мифологическая энциклопедия

9. Концепция культурных архетипов Е.Г.Юнга. Культурология (конспект лекций) [litres]

9. Концепция культурных архетипов Е.Г.Юнга

В основу концепции культурных архетипов легли идеи аналитической психологии К. Юнга, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, представление о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.

Аналитическая психология утверждает, что, помимо индивидуального подсознательного, существует коллективное бессознательное отражение опыта предыдущих поколений. Этот опыт воплощается в архетипах – общечеловеческих первообразах. Архетипы выполняют функции первооснов мира и фундаментальных структур психики, задавая общую структуру личности и последовательность образов.

Архетипы проявляются в результате бессознательной деятельности в виде глубинных прообразов-символов. Архетипы противостоят сознанию, они недоступны непосредственному наблюдению, их нельзя адекватно выразить в языке. Культурно-историческая теория заявляет, что главная особенность онтогенеза человеческой психики – это интериоризация структуры его внешней, социально-символической деятельности.

«Натуральная» структура психических функций становится «культурной». Механизм социализации связан с усвоением зна-ково-символических (языковых) форм.

Задача символического интеракционализма – изучение социальных взаимодействий в их символическом содержании.

Современная культурология представляет два подхода к пониманию культуры.

Деятельный подход понимает культуру как духовный код жизнедеятельности человека, основы адаптации и самодетерминации индивида.

Ценностный подход рассматривает культуру как сложную иерархию идеалов и смыслов.

Смысл – это специфическая форма выражения деятельности человека в соответствии с теми или иными ценностями. Синтез указанных идей дает определение культурных архетипов.

Культурные архетипы – это архаические культурные первообразы, представления – символы о человеке, его месте в мире и обществе, нормативно-ценностные ориентации, «живые» в современной культуре. Культурные архетипы характеризуют устойчивость и неосознанность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Архетипы культурные — Словарь по культурологии

Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание А.к. составляет типическое в культуре, и в этом отношении А.к. объективны и трансперсональны. Формирование А.к. происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к А.к. отд. индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение А.к. конкр. личностью выступает рационально непреднамеренным актом. А.к. раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразит. формы. Иконич. природа А.к. обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипич. образы, изобразит. черты к-рых определяются культурной средой и способом метафорич. репрезентации. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные А.к. и этнич. А.к. (этнокультурные архетипы). Универсальные А.к. — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, “золотого века” и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеч. существования. В культуре, понятой как “ненаследств. память коллектива” (Б.А. Успенский), А.к. выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные А.к. обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. Этнич. А.к. (этнокультурные архетипы) представляют собой константы нац. духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой нац. культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существ. образом определяющие особенности мировоззрения, характера, худож. творчества и истор. судьбы народа. В герм. духовности Юнг выделяет архетипич. образ Вотана — “данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, к-рое особенно присуще немцам” (Юнг, “Вотан”). Как о рус. этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах “града Китежа” или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как “отзывчивость” или “открытость”, как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах в сгущенном виде представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть результат превращения этнич. истории в базовые модели этнич. культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый истор. контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть “шаг в прошлое”, возвращение к архаич. качествам духовности, однако усиление архетипическо-го может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности нац. культуры.

А.к., оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообр. формах: в мифол. образах и сюжетных элементах, в религ. учениях и ритуалах, в нац. идеалах, в химерах массовых психозов и т.д. Наиболее подробно изучены проявления А.к. в сновидениях, фантазиях и фобиях (Психоаналитическая культурология ), а также в лит. творчестве (М. Бодкин, Ж. Дюран, Е.М. Мелетинский, Н. Фрай и др.).

Лит.: Аверинцев С.С. “Аналитич. психология” К.-Г. Юнга и закономерности творч. фантазии // ВЛ. 1970. N 3; Он же. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М., 1980; Панченко А.М., Смирнов И.П. Метафорич. архетипы в рус. средневек. словесности и в поэзии нач. 20 в. // Труды отдела древнерус. лит-ры (ТОДРЛ). Вып. 26: Древнерус. лит-ра и культура XVIII-XX в. Л., 1971; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995; Архетип: Культурол. альманах. Шадринск, 1996.

А.П. Забияко.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me



архетип — это… Что такое архетип?

  • архетип — архетип …   Орфографический словарь-справочник

  • АРХЕТИП —         (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников… …   Энциклопедия культурологии

  • Архетип — гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших модификаций. По английски: Archetype См. также: Языки Финансовый словарь Финам. Архетип Архетип наиболее древний, неизвестный текст, к… …   Финансовый словарь

  • АРХЕТИП — [гр. archetypon оригинал, аутентичное произведение] 1) первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип; 2) психол. центральное понятие аналитической психологии способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. По К. Юнгу, а. отражает …   Словарь иностранных слов русского языка

  • архетип — (от греч. archetypos первообраз, дословно «древнейший образец») центральное понятие аналитической психологии. А. способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Согласно К. Юнгу, А. представляет собой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АРХЕТИП — (от греч. arche начало, typos отпечаток, форма, образец) прообраз, первоначало, образец. В аналитическую психологию К. Г. Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христианских апологетов и отцов церкви… …   Философская энциклопедия

  • архетип — прототип, первообраз Словарь русских синонимов. архетип сущ., кол во синонимов: 5 • анима (1) • идея …   Словарь синонимов

  • архетип —         АРХЕТИП (от греч. arche начало и typos образ) • структурный элемент психики в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг соотносил понятие А. с такими «родственными» ему понятиями: идея (Платон), прамысль (Бастиан), праобраз… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Архетип — (гр. аrche – бастау, typos – бейне, образ) алғашқы бейне, идея, бейненің түпнұсқасы, атасы (прообраз). Архетип ұғымы Платон философиясында (ақылмен ғана қабылданатын нәрсе), Августин ілімінде кездеседі, бірақ ол швейцарлық философ, мәдениеттанушы …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Архетип —  Архетип  ♦ Archetype    Принципиальная (arkhe) модель (tupon) или даже исход ная форма, копией которой якобы является реальная действительность. Таковы идеи у Платона и структуры коллективного бессознательного у Юнга. Архетип – своего рода мысль …   Философский словарь Спонвиля

  • АРХЕТИП — (от греческого arche начало и typos образ), 1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В аналитической психологии К.Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т …   Современная энциклопедия

  • архетип — Этнографический словарь

    (от греч. arche — начало + typos — образ)-бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей: любви, насилия, труда, счастья и др. В аналитической психологии К. Юнга архетипы — структурные компоненты коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п.

    Среди них есть важнейшие. Это в первую очередь «Тень» — дочеловеческая часть психики, уходящая своими корнями в толщу мироздания, человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. «Тень» — самое примитивное, темное в человеке. В мифах «Тени» актуализируются в виде антигероев (напр. Мефистофель в «Фаусте» Гете).

    Вторым значимым архетипом К. Юнг называет. «Персону» — своеобразную маску, которую человек надевает на себя, либо вступая во внешние отношения, либо пытаясь создать свой собственный образ, сформулировать свою суть. «Персона» — автономное порождение сознания, пытающегося выделить свою индивидуальность, это инобытие- истинного лика человека. «Персона» — это социальная роль или просто роль, играемая человеком не только для окружающих, но и для себя самого.

    Центральным архетипом личности, по Юнгу, выступает «Самость» — центр целостности человека, его средоточие. «Самость» — бог внутри нас, это одновременно синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, единство противоборствующих сил, встречающихся и противоборствующих в психической реальности. «Самость» — это и есть тот источник света, преобразующий энергию бессознательного в свет сознания.

    Кроме того, считал Юнг, существуют еще «Анимус» и «Анима», т. е. бессознательные начала противоположного пола: «Анима» — женственность в мужском, «Анимус» — мужественность в женском. «Анима» — символ бессознательного, существующего за пределами сознания во всей хаотической целостности мира. И, наконец, существует архетип «Мудреца» (старика или старухи). Это, по мнению К. Юнга, проявление духа, смысла, скрытого за хаосом жизни, символ волшебника.

    В целом существование и функционирование осмысленных Юнгом архетипов совпадает с содержанием разработанной впоследствии учеными концепции социальной преемственности поколений, в которой есть место передаче национально-психологических особенностей и черт национального характера людей от поколения к поколению, осуществляемой с помощью архетипов.

    (Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

    Источник: Этнографический словарь на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. архетип — Архе́/ти́п/. Морфемно-орфографический словарь
    2. архетип — АРХЕТИП -а; м. [от греч. arkhē — начало и tupos — тип, образец]. 1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий. 2. Первоначальный образец, прообраз кого-, чего-л. Толковый словарь Кузнецова
    3. архетип — архетип I м. Первичная форма, образец (в философии). II м. 1. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших образований (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой
    4. АРХЕТИП — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — .. 1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитической психологии» К. Большой энциклопедический словарь
    5. архетип — орф. архетип, -а Орфографический словарь Лопатина
    6. архетип — (от греч. archetypon — прообраз), по идеалистич. представлениям, первичный тип (прототип) строения, лежащий в основе реально существующих форм организмов. Понятие А. выдвинуто Р. Оуэном (1846) на основании изучения им скелета позвоночных животных. Биологический энциклопедический словарь
    7. АРХЕТИП — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) — англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии — прообраз, идея. 2. По К. Социологический словарь
    8. архетип — Форма, реконструируемая на основе закономерных звуковых соответствий в родственных языках. Словарь лингвистических терминов Жеребило
    9. Архетип — • Archetўpus, ἀρχέτυπος, adj.: оригинальный и archetypum (ἀρχέτυπον) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. Словарь классических древностей
    10. архетип — сущ., кол-во синонимов: 5 анима 1 идея 39 первообраз 6 прообраз 8 прототип 11 Словарь синонимов русского языка
    11. Архетип — I Архети́п (от греч. arche̅́ — начало и týроs — образец) представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных, выдвинутое Р. Оуэном (1847). Теория… Большая советская энциклопедия
    12. архетип — Архетипа, м. [от греч. archetypon – оригинал, аутентичное произведение]. 1. Первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип. 2. Центральное понятие аналитической психологии – способ связи образов, переходящих из поколения в поколения. Большой словарь иностранных слов
    13. архетип — Архетип, архетипы, архетипа, архетипов, архетипу, архетипам, архетип, архетипы, архетипом, архетипами, архетипе, архетипах Грамматический словарь Зализняка
    14. АРХЕТИП — АРХЕТИП (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом. Новейший философский словарь
    15. архетип — АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) —• структурный элемент психики в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг соотносил понятие… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
    16. Архетип — (от греч. arch:e — начало и tipos — образ) 1. в позднеантичной философии прообраз, идея. 2. В «аналитической психологии» К.Г. Юнга изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. Педагогический терминологический словарь
    17. архетип — I. I. АРКЕТИП и АРХЕТИП а, м. archétype m. Образец, эталон. По сей причине во всяком образованном государстве приписывается правилом или законами: 1) иметь и сохранять первобытныя (prototype), или образовыя (archetype) меры. 1831. Словарь галлицизмов русского языка
    18. Архетип — (греч. arche – начало + typos – форма, образец) прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Словарь по культурологии

    архетип — это… Что такое архетип?

    (от греч. arche — начало + typos — образ)-бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей: любви, насилия, труда, счастья и др. В аналитической психологии К. Юнга архетипы — структурные компоненты коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п.

    Среди них есть важнейшие. Это в первую очередь «Тень» — дочеловеческая часть психики, уходящая своими корнями в толщу мироздания, человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. «Тень» — самое примитивное, темное в человеке. В мифах «Тени» актуализируются в виде антигероев (напр. Мефистофель в «Фаусте» Гете).

    Вторым значимым архетипом К. Юнг называет. «Персону» — своеобразную маску, которую человек надевает на себя, либо вступая во внешние отношения, либо пытаясь создать свой собственный образ, сформулировать свою суть. «Персона» — автономное порождение сознания, пытающегося выделить свою индивидуальность, это инобытие- истинного лика человека. «Персона» — это социальная роль или просто роль, играемая человеком не только для окружающих, но и для себя самого.

    Центральным архетипом личности, по Юнгу, выступает «Самость» — центр целостности человека, его средоточие. «Самость» — бог внутри нас, это одновременно синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, единство противоборствующих сил, встречающихся и противоборствующих в психической реальности. «Самость» — это и есть тот источник света, преобразующий энергию бессознательного в свет сознания.

    Кроме того, считал Юнг, существуют еще «Анимус» и «Анима», т. е. бессознательные начала противоположного пола: «Анима» — женственность в мужском, «Анимус» — мужественность в женском. «Анима» — символ бессознательного, существующего за пределами сознания во всей хаотической целостности мира. И, наконец, существует архетип «Мудреца» (старика или старухи). Это, по мнению К. Юнга, проявление духа, смысла, скрытого за хаосом жизни, символ волшебника.

    В целом существование и функционирование осмысленных Юнгом архетипов совпадает с содержанием разработанной впоследствии учеными концепции социальной преемственности поколений, в которой есть место передаче национально-психологических особенностей и черт национального характера людей от поколения к поколению, осуществляемой с помощью архетипов.

    Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.