Скиннер, Беррес Фредерик — это… Что такое Скиннер, Беррес Фредерик?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель.
В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б. Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).
Биография
Материал взят из энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru)
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман «Уолден-два» (Walden Two), описывающий утопическую общину, основанную на принципах бихевиоризма. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных.
В 1931 году получил докторскую степень по психологии в Гарвардский университет, где он остался до 1936 года проводить исследования. В 1936 году Скиннер переезжает в Миннеаполис преподавать в Миннесотском университете. С 1945 года он преподавал в университете Индианы, а в 1948 стал профессором Гарвардского университета.
Основной труд Скиннера — «Поведение организмов» (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90 % от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.
Оперантные реакции в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Оперантная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних переменных» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.
Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.
Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).
Библиография
Основные публикации
- 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
- 1938 Поведение организмов (Behavior of Organisms: An experimental analysis). New York: Appleton-Century.
- 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
- 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
- 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
- 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
- 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1971 По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). New York: Knopf.
- 1974 О бихевиоризме (About Behaviorism). New York: Knopf.
- 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
- 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
- 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
- 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
- 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
- 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.
Примечания
Ссылки
СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК.. 100 великих психологов
СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК.
Беррес Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат I Пенсильвания, 20 марта 1904 г. Он воспитывался в теплой и доброжелательной семейной атмосфере, где, однако, уделялось большое внимание строгому соблюдению дисциплины. Обший позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив — поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая поступки, которые того заслуживали.
В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне разнообразны. Он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, а однажды даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для того, чтобы аккуратно развешивать собственную пижаму.
Во время учебы в школе Скиннер увлекался литературой. Когда
ему было 14 лет, он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Френсису Бэкону. Помимо этого, Беррес был неплохим музыкантом: он играл на саксофоне в школьном оркестре.
Высшее образование Беррес Скиннер получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Он специализировался на английском языке и литературе и намеревался в будущем посвятить себя литературному творчеству. Отношения с товарищами по учебе у него не сложились, тем не менее Скиннер нередко участвовал в студенческих проказах, а после нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, юношу едва не исключили из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, и в 1926 г. он получил степень бакалавра.
Интерес к психологии у Скиннера пробудился уже после окончания колледжа. В 1928 г. он поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Во время учебы он установил для себя очень строгий режим учебных занятий, так, на внеучебные занятия он отводил 15 мин в сутки. Уже после трех лет такого напряженного труда Скиннер получил докторскую степень и в том же 1931 г. опубликовал свое первое серьезное научное исследование.
Этой публикацией, принесшей ему известность, была небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». В ней Беррес Скиннер выдвинул новую трактовку условного рефлекса. Он понимал его не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора.
С 1931 по 1936 г. Скиннер занимался в Гарварде научной работой, сконцентрировавшись на изучении поведения животных. В это время он изобрел экспериментальный ящик, названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским. Находясь в этом ящике, крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получали подкрепление, под которым Скиннер подразумевал любые приятные последствия. Рычаг соединялся с самописцем, регистрирующим движение. Нажим на рычаг рассматривался в качестве образца и самостоятельной единицы «оперантной реакции» — очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет Дополнительные устройства позволяли соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т.п.).
Скиннер разграничил два типа условных рефлексов — S и R. К типу S он относил те рефлексы, при которых реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула, т.е. раздражителя. Поведение, создаваемое таким образом, получило название респондентного. Рефлексы же, зафиксированные в скиннеровском ящике, были отнесены к типу R. Здесь животное сперва производит реакцию, а затем реакция подкрепляется. Такое поведение у Скиннера получило название оперантного В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и S.
Скиннер говорил об ограниченности традиционной поведенческой формулы «стимул-реакция», которая, по его мнению, состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как возможная детерминанта, преобразующая организм. «Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, — писал Скиннер, — «всегда должна учитывать три фактора: событие, по поводу которого происходит реакция, саму реакцию и подкрепляющие последствия». Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией.
Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондент-ное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.
В 1936 г. он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и работал там до 1945 г. Здесь он подробно разработал технику «оперантного обусловливания», получившую в Соединенных Штатах Америки широкое применение на практике Ее использовали при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигалась здесь за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения.
Осенью 1945 г. он возглавил кафедру психологии в университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 г., после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 г.
В 1948 г. была издана книга Скиннера «Уолден 2», вызвавшая огромное количество споров. В этой социальной утопии Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники оперантного обусловливания нового справедливого социального устройства В этой книге ясно просматривалась аналогия с «Дивным новым миром» Олдоса Хаксли. На основании этого критика начала упрекать автора чуть ли не в фашизме.
11 ноября 1953 г Скиннер посетил урок арифметики в школе, где училась его дочь. Это впечатлило его настолько, что он стал пытаться применить свою теорию подкрепления к улучшению преподавания школьных предметов Результатом этой попытки стало проектирование им серии обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. В основу вводился принцип разделения любой учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролировалась подкреплением, служащим сигналом обратной связи.
В своих экспериментах Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально.
Скиннер отрицательно относился к статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии — предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Самым лучшим способом запечатления этих реакций для него являлись кривые. Так, в работе «Планы подкрепления», выполненной Б. Скин-нером совместно с Ч. Ферстером, изданной в 1957 г., данные о 250 млн реакций, непрерывно производимых подопытными голубями в течение 70 000 ч, были собраны в 921 диаграмму.
В том же 1957 г. Беррес Скиннер выпустил еще одну книгу — «Вербальное поведение». В ней он развивал идею о том, что овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений.
Скиннер скончался 18 августа 1990 г. от лейкемии. Его теория и практические результаты исследований получили широкое применение в педагогике и медицине. Помимо этого, они нашли также воплощение в мире бизнеса. Так, например, в организациях используется практика существования «среды моментального подкрепления» ценных для организации действий. Кроме того, в рекламной практике широко используют принцип небольших подарков и накопленных бонусов.
Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. В 1972 г. члены Американской психологической ассоциации в списке наиболее выдающихся психологов столетия на первое место поместили Берреса Скиннера.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Беррес Фредерик Скиннер — это… Что такое Беррес Фредерик Скиннер?
Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.
Внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.
В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б. Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).
Скиннер на обложке журнала Time от 20 сентября 1971
- Скиннер Б. Ф. Технология поведения / Пер. с англ. А. Гараджи // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 30—46.
Личные данные
В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Биография
Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.
Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90 % от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.
Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.
Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.
Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).
Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).
Основные публикации
- 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
- 1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
- 1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
- 1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
- 1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
- 1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
- 1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
- 1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
- 1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
- 1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Скиннер, Беррес Фредерик — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Скиннер.Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века.
Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он знакомил читателя с возможностью широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения жизни общества — как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера (Skinner box) — ящик, предназначенный для того чтобы изучать принципы оперантного научения.
Его работы из разряда теорий переходят в разряд эмпирически подтвержденных (научно-обоснованных в результате экспериментов). Он предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ. Поведение можно изучить, предсказать (спрогнозировать) и контролировать посредством управления среды, в которую вовлечен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри самого организма (интрапсихические механизмы которые невозможно выявить в результате объективного эксперимента). Он подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.
В 1958 году Американская Психологическая Ассоциация вручила ему премию «За выдающийся вклад в развитие науки», отмечая, что «мало кто из американских психологов оказал такое глубокое влияние на развитие психологии». В 1968 году он же получил национальную медаль, что является высшей наградой, которой правительство США удостаивает за вклад в науку. В 1971 году Американский Психологический Фонд представил Б. Ф. Скиннера к награждению золотой медалью; его фотография появилась на обложке журнала «Тайм». Он написал сотни статей и десятки книг, многие из которых стали бестселлерами. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым).
Биография
В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родилось две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан. Зятем Скиннера является Барри Бузан.
Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал интервью радио CBS. Когда репортёр спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Согласно обзорам, проведённым психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почётный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).
Критика
Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что в книге Скиннера «Поведение организмов» единственными организмами были крысы и голуби, а единственным поведением — нажатие рычагов и клевание клавиш. В статье «Ненормальное поведение организмов» ученики Скиннера Келлер и Мариан Бреланд сообщали о своих попытках использовать его приемы, чтобы научить животных засовывать покерные фишки в торговые автоматы. Однако куры клевали фишки, еноты мыли их, а свиньи пытались закопать. Как отмечает Пинкер, бихевиористы не придавали должного значения изучению работы мозга и генетике. Так, в 1974 году Скиннер писал, что изучение мозга — это еще один ошибочный путь в поисках причин поведения внутри организма, а не во внешнем мире. Такую позицию С. Пинкер считает ошибочной[4].
Награды
Библиография
Основные публикации
- 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
- 1938 Поведение организмов (Behavior of Organisms: An experimental analysis). New York: Appleton-Century.
- 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
- 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
- 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
- 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
- 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
- 1971 По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). New York: Knopf.
- 1974 О бихевиоризме (About Behaviorism). New York: Knopf.
- 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
- 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
- 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
- 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
- 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
- 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.
См. также
Примечания
Литература
- Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
Ссылки
Беррес Фредерик Скиннер – биография, книги, отзывы, цитаты
Беррес Фредерик Скиннер — американский психолог, изобретатель и писатель.
Внёс огромный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера — ящик с кнопками внутри, предназначенный для…
Беррес Фредерик Скиннер — американский психолог, изобретатель и писатель.
Внёс огромный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии. Его именем назван ящик Скиннера — ящик с кнопками внутри, предназначенный для психологических экспериментов над животными.
В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым).
В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родилось две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан. Зятем Скиннера является Барри Бузан.
Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортёр спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Согласно обзорам, проведённым психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почётный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).
Скиннер Беррес Фредерик
Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.
Беррес Фредерик Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.
В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Фредерик Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).
Личные данные
В 1990 году за несколько недель до смерти Беррес Фредерик Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don? t believe in God, so I? m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Биография Берреса Фредерика Скиннера
Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У. Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Беррес Фредерик Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.
Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.
Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Беррес Фредерик Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т. е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Беррес Фредерик Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.
Беррес Фредерик Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.
Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).
Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).
Основные публикации
1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427-458.
1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.
СКИННЕР, БЕРРЕС ФРЕДЕРИК | Энциклопедия Кругосвет
СКИННЕР, БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (Skinner, Burrhus Frederic) (1904–1990), американский психолог. Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж.Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.
Основной труд Скиннера – Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80–90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг – лапой, носом, хвостом, не имеет значения – оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие – появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.
Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция – действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний – психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий – как прошлых, так и настоящих.
Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.
Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера – Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).
Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990.