Ценности нравственные какие: Нравственные ценности – это проблема современного общества. Виды, уровни, развитие ценностей – Моральные и нравственные ценности – в чем их суть?

Автор: | 25.01.2019

Моральные и нравственные ценности – в чем их суть?

Как себя правильно вести, чтобы соответствовать обществу? Чем руководствоваться при разговоре, в отношениях, жизни? Правила, законы, культура… Нас часто чем-то ограничивают, но зачем? Почему, например, нужно следовать моральным и нравственным ценностям?

Мораль

Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи. Моральные ценности – это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.

Нравственность

Зная моральные ценности, нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность.

В чем суть?

Так повелось, что по всему миру морально-нравственные ценности почти одинаковы. Все они направлены на высшие человеческие идеалы, такие как: уважение к старшим, любовь к своей стране, благотворительность, верность и преданность, помощь другому, честность, трудолюбие. По сути, все ценности выражены либо в «добре к окружающим», либо в «работе на свое благо без вреда для окружающих».

Для чего?

Что же нам дают ценности, кроме правил, обязательных для выполнения?

  • Закон. Кодекс любой страны говорит об одном: относись к другому хорошо, иначе последует наказание. Моральные ценности – свод правил, которые помогают жить в обществе дружно и управлять жизнью людей. Без таких законов мир превратился бы в хаос;
  • Чистая совесть. Если никому не вредишь, то чувства вины просто не будет;
  • Гордость. Удовлетворение собой и своими действиями, направленными на улучшение жизни окружающих. Всегда приятно делать бескорыстное добро;
  • Хорошие отношения и связи. Люди любят хороших людей. Очевидно, что следовать моральным нормам просто выгодно;
  • Здоровье. Человек, который стремится стать лучше, делает добро и любит мир, обладает лучшим здоровьем, потому что не подвержен стрессам, депрессиям, негативным разрушающим эмоциям.

Несмотря на очевидность того, что следовать нравственным ценностям в первую очередь хорошо для себя самого, многие считают это подавлением воли, рамками, границами, закрывающими путь к свободе. Однако, сталкиваясь с плохим отношением к себе, удивляются, злятся, расстраиваются, даже мстят.

Вывод прост: нет необходимости подчиняться правилам, просто ведите себя по отношению к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они вели себя по отношению к Вам.

Восстановить свой душевный комфорт, понять глубокий смысл морали и вернуть свое здоровье можно на курсе Первый оздоровительный курс, который проводят специалисты Центра М.С. Норбекова. Курсы оздоровления в Центре Норбекова помогут Вам восстановить физическое и эмоциональное здоровье, и научиться правильно воспринимать мир.

Нравственные ценности

НРАВСТВЕННЫЙ УПАДОК

В 2017 году исследователями был проведён опрос в котором было опрошено несколько сотен молодых людей с целью узнать, что они думают о нравственных ценностях. Результаты опроса оказались неутешительными, по той причине, что в мышлении и разговорах опрашиваемых практически отсутствовали моральные принципы.

Большинство считали злом изнасилование и убийство. Если же дело не касалось подобных крайностей, они не задумывались, что хорошо, а что плохо, даже когда речь шла о вождении автомобиля в нетрезвом виде, о духовном безразличии или о супру­жеской измене.

Одна девушка высказа­лась так: «Меня не сильно волнует, что пра­вильно, а что нет». Многие придерживаются взгляда: «Делай то, что считаешь нужным. Слушайся своего сердца». Но верен ли та­кой подход?

Хотя человеческое сердце способно ис­кренне любить и сострадать, оно все же «коварно… Этот печальный факт отража­ется на нравственном климате, царящем в современном обществе. Осознание этого должно побудить нас задуматься: присущи ли нам нравственные ориентиры, которых лишены сегодня многие из нас.

Нравственные ориентиры можно сравнить с компасом, который, чтобы пра­вильно указывал нам путь, нужно проверять: настроен ли он в соответствии со здравыми мораль­ными ориентирами? Но где можно найти такие ориентиры?

ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

Только нравственные ценности, могут принести людям истин­ное удовлетворение и счастье. Рассмотрим это на примере таких качеств, как любовь, доброта, щедрость и честность.

  • Любовь к людям. В одной книге отме­чается: «Если вы научились любить, то сча­стье само постучится к вам в дверь». Люди нуждаются в любви. Без нее они не могут быть по-настоящему счастливы. Когда в семье не хватает такой любви, страдают все, особенно дети.

Здесь речь идет не о чувственной любви и не о сентиментальности, а о любви, осно­ванной на принципах. Именно она побуж­дает нас бескорыстно оказывать помощь незнакомым людям.

Не обошла тему любви и Библия. В ней говорится: «Любовь долготерпима и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведет себя неприлично, не ищет своего, не раз­дражается, не ведет счет обидам, не раду­ется неправедности, а радуется истине, все переносит… все стойко претерпевает».

Острая потребность в «глобальной этике»

В одном журнале отмечалось, что выживание человечества «может зависеть от принятия людьми глобальной этики. Вероятно, самым общепризнан­ным универсальным нравствен­ным законом является „золотое правило», которое звучит так: «Во всем поступайте с людь­ми так, как хотите, чтобы они по­ступали с вами».

Коварный враг любви — материализм, или представление о том, что материаль­ные блага и удовольствия обладают наи­большей ценностью в жизни. Как ни удиви­тельно, но научные исследования не раз показывали: когда человек достигает до­вольно скромного уровня благосостояния, дальнейшее обогащение уже не делает его счастливее. Люди, ориентированные на накопительство, по сути, копят в себе разочарование, ведь любя­щий богатство — никогда им не насытится.

  • Доброта и щедрость. В материалах одного научно-исследовательского центра при Калифорнийском университете в Бер­кли (США) отмечалось: «Разве не чудесно было бы зайти в магазин и купить счастье на всю жизнь? И это не такая уж нелепая идея, как может показаться. Но при од­ном условии: если мы покупаем что-то для других». Почему? Потому что мы стано­вимся счастливее не тогда, когда получа­ем, а когда даем. Оказывается, человек испытывает больше счастья от того, что даёт другим, а не от того, что получает сам.  

Часто самая лучшая форма дарения, которая приносит наибольшую радость — это когда мы отдаем самих себя, свое вре­мя и силы, помогая другим. Нравственные ценности делают нас лучше.

Наиболее известные постулаты нравственных ценностей:

«Люби своего ближнего, как самого себя».

«Никому не воздавайте злом за зло».

«Великодушно прощайте друг друга, если у кого-то есть причина жаловаться на другого».

«Корень всего злого — любовь к деньгам».

Писателю Чарльзу Уорнеру принадлежат слова: «Один из прекраснейших законов бытия заключается в том, что, искренне помогая другому, ты всегда помогаешь себе».

  • Честность. Это качество лежит в осно­ве любого цивилизованного общества. Не­честность же порождает страх, недоверие и подрывает общественные устои.

На самом деле истинная чест­ность, как и другие рассмотренные нами качества — это свойство характера. Чест­ный человек честен при любых обстоятель­ствах, независимо от того, выгодно это ему или нет.

Напоследок, хотелось бы вам пожелать множить в себе нравственные ценности, ведь не от денег, а именно от нравственных ценностей зависит, каким наш мир будет не только сегодня, но и завтра, а следовательно, какое наследие мы оставим нашим детям.

Нравственные ценности — что это? Как формируются нравственные ценности? :: SYL.ru

Моральные (нравственные) ценности – это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами. Они не регулируются юридически, но в большинстве своем имеют интерпретацию в сводах закона, а значит, обеспечены нам и государством.

С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать – это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.

нравственные ценности

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм – все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

духовно нравственные ценности

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему… Для верующего человека – это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо – совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора – одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

нравственные ценности человека

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. «Добро» кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

формирование нравственных ценностей

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла – это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное – одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие – сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

нравственные ценности общества

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня – каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное – черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

Нравственные ценности человека

нравственные ценности

Все мы живем в обществе, взаимодействуем ежедневно с множеством людей: близкими, коллегами, да и просто посторонними людьми: прохожими на улице, в общественных местах – магазинах, кафе, кинотеатрах. Чтобы это взаимодействие было максимально комфортным, обществом приняты определенные правила поведения, которые обычно называют общественной моралью. С одной стороны понятно, что если каждый индивидуум будет делать исключительно то, что хочет, невзирая на удобство окружающих, жизнь в обществе таких людей значительно усложнится и даже станет опасной. Как спокойно можно существовать, если не знаешь, чего ждать от окружающих? Поэтому моральные нормы является защитой для людей. С другой стороны, общественная мораль в некоторых вопросах зачастую является камнем преткновения, а иногда находятся и такие, которые объявляют себя свободными от всякой морали. Таких людей мы обычно называем безнравственными, общественно опасными, а иногда они заслуживают называться злодеями или тиранами.

Нравственное поведение (2)

Если мораль – это некие рамки, нормы, которыми человечество регулирует взаимоотношения внутри общества, и они, как правило, продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны, то нравственные ценности – это то, чем руководствуется каждый человек, когда ведет себя так, а не иначе. Это маяки, на которые ориентируются люди на своем жизненном пути. Ну, или не ориентируются – тут, конечно, возможны варианты.

Этапы формирования нравственности

Как же формируются нравственные ценности каждого человека? Изначально, разумеется, они начинают оформляться в семье. Именно родственники говорят малышу, что – хорошо и правильно, а что – нельзя делать. Нравственные чувства дошкольников формируются согласно принятым моральным нормам в семье – а они могут быть разными в зависимости от социального статуса, страны проживания, исповедуемой религии и многих других аспектов. Дети в таком возрасте еще не подвергают сомнению сказанное взрослыми, ориентируются на поведение родителей и старших, поэтому определенный фундамент нравственности закладывается уже тогда.

Нравственность как основная характеристика общества

Ребенок растет, идет в школу, начинает общаться с одноклассниками, с учителями. Приходит время, когда именно авторитет ровесников может определять поведение школьника. Как правило, случается это в подростковом возрасте, и в той или иной степени затрагивает любых, даже самых «правильных» и домашних ребят. Дело в том, что в таком переломном возрасте ребенок еще не в состоянии ориентироваться на внутреннюю свободу и собственные желания и понятия, ему важнее не отличаться от сверстников, а родители и учителя, как ему кажется, его свободу лишь ограничивают.

Этапы формирования нравственности (2)

Влияние на формирование нравственных убеждений и правил поведения продолжается и во взрослом возрасте. Окружение в институте, на работе, и, наконец, нескончаемый поток информации с экранов телевизоров, из интернета – все это просто невозможно игнорировать.И это, несомненно, определяет рамки того, что человек считает дозволенным, а что – неподобающим. Люди среднего возраста и старше в большинстве своем считают свои нравственные установки незыблемыми, чего не скажешь о более молодых членах общества. Если наркомания, например, или жестокое обращение с детьми порицаются сейчас так же, как и десятки лет назад, то отношение к некоторым другим порокам стало более терпимым.

Этапы формирования нравственности (3)

Нравственность как основная характеристика общества

Нравственность основной массы общества в стране – такой параметр, важность которого не стоит недооценивать. Он определяет духовное состояние целой нации, а это тесно связано и с ее безопасностью, и с демографической ситуацией, и, в конечном счете, с уровнем благополучия народа.

Сейчас подавляющее большинство стран, считающих себя цивилизованными, ориентируются на построение гуманного общества, то есть такого, в котором наивысшей ценностью является человеческая жизнь. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в гуманном обществе основана на той идее, что все люди имеют равные права и обладают равной степенью свободы. На этом же фундаменте стоит концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Несмотря на то, что в нашей стране в последние десятилетия произошло существенное изменение ценностей, основные, высшие духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, хочется верить, что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь, семья и верность всегда будут цениться превыше всего. Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым.

Этапы формирования нравственности

Как бы ни ценились в современном обществе сила, власть, богатство, в глубине души все понимают, как все это зыбко, насколько это наносное, тогда как истинные ценности остаются с человеком всегда, ведь именно они делают человека существом высшим, достойным уважения. Особенно заметно, кто чего стоит в сложных для выживания условиях. Только личность, имеющая внутренний стержень, четко понимающая, что есть для него хорошо, а что – зло, способна не потерять в такой ситуации человеческий облик.

Нравственное поведение в обществе

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Нравственные ценности (2)

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия. Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Нравственное поведение в обществе

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Религия как источник духовных ценностей

Носителем моральных норм выступает религия, и недооценивать ее нельзя, ведь она тоже регулирует и взаимоотношения людей, и нормы повседневного поведения, а не только отношение человека к Богу и церкви. В большинстве мировых религий Бог – воплощение добра и справедливости, а основные заповеди и представляют собой самые главные жизненные ориентиры: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Пожалуй, в тот момент, когда происходит определенное смещение или подмена ценностей, повышается роль религии в жизни общества – она способствует объединению людей, являет собой точку опоры в нестабильном мире. Нравственность и религия, безусловно, самым тесным образом связаны между собой, но при этом, история знает немало примеров, когда под лозунгом «Богу угодно» творилось самое чудовищное зло.

Религия как источник духовных ценностей

Итак, нравственные и духовные ценности – это тот фундамент, без которого не выстоит никакое, даже самое высокотехнологичное общество.

Нравственные ценности was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева

Нравственные ценности

Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное внимание нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.

Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности – пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши. Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье. Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.

Высшие нравственные ценности

Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

  • благоразумие;
  • доброжелательность;
  • справедливость;
  • мужество.

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:

  • честность;
  • верность;
  • альтруизм;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим.

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами — правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Формирование нравственных ценностей

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье. В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой. Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.

 

Моральные ценности человека

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

фото 114Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

фото 115

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

фото 116

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

Нравственные ценности

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Нравственность – это разум сердца.
Г.Гейне

Нравственность – это склад души,
выражающийся в страстях и поступках.
Аристотель

Сл.1 Здравствуйте, уважаемые родители. Я благодарю вас за то, что, не смотря на занятость, вы всё же нашли время, и пришли поговорить на животрепещущую тему «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку?» — мне кажется что если такая тема интересует общественность, то наше государство может гордиться тем, что воспитало достойных родителей, которым не безразлична жизнь своего ребёнка, да и нового поколения в целом.

Сл.2 Что есть человек? (некая субстанция, наделённая качествами, поступками, действиями, потребностями, желания и т.д.).

Сл.3 А все ли качества человека положительные? Качества бывают положительные и отрицательные. Как правило, мы не всегда бываем довольны теми качествами, которыми мы обладаем. Прежде, чем мы возьмёмся за детей, необходимо разобраться в себе, ведь наши дети – это зеркальное отображение нас. Они копируют всё в точности с нас самих.

А вы могли бы определить свои недостатки или вы уникальные люди без изъяна? У вас есть тиккеры, напишите на них те качества, от которых вы хотели бы избавиться перечислите тех скелетов, которых мы долгое время носим с собой и изредка запираем в шкафу. Я помогу на время избавить вас от них. Вы готовы сними расстаться? Можно я у вас их соберу. На Востоке есть прекрасная традиция, всё от чего хочешь избавиться – предай огню. Я тут же сожгу всё то, что нам так мешает жить. Ну вот, мы чисты друг перед другом, я не знаю ваших недостатков, вы не знаете моих, мы сейчас друг для друга чистые листы.

Скажите, а есть на свете те качества, которые вы бы хотели приобрести или усилить их роль?

У вас есть сейчас замечательная возможность, выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть в себе и в своём ребёнке. Я попрошу записать их на положить в разные сосуды, в один – то, что для себя, а в противоположной – для своего ребёнка.

Можно я озвучу эти качества? Зачитываю поочерёдно из каждого сосуда. Повторяющиеся откладываю.

Посмотрите, в большинстве случаев для себя вы выбрали рациональные качества, качества делового человека, а для ребёнка — доброту, сострадание, отзывчивость, чуткость. Почему? (ответы родителей) 

Вы правы. Ответ простой – потому, что нам этого не хватает и не только нашим детям, их не хватает в обществе, они стали дефицитны. Мы все спешим, торопимся, строим карьеру и у нас нет времени оглянуться по сторонам и увидеть, как много среди нас тех, кто нуждается в нашей доброте, внимании и отзывчивости т.е одним словом …- милосердии.

Сл.4 ролик «Шарики» 

В круговороте жизни мы мало времени уделяем нашим детям, а ведь они ещё так нуждаются в нас.

Сл.5 Какие из этих качеств вы бы взяли для своего ребёнка? (+ и -)

Сл.6 Нравственные и безнравственные (+ и -)

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Нравственность и нравственные отношения – основа бытия и основа развития общества. Нравственное поведение человека зависит от наличия определённых положительных и отрицательных качеств и черт характера.

Положительные (нравственные) качества характера человека (доброта, милосердие, внимание к младшим, старшим, трудолюбие, терпение, честность, справедливость, мужественность и другие) позволяют человеку жить чистой жизнью по законам общества, чтобы выполнить своё духовное предназначение.

Отрицательные (безнравственные) качества характера человека определяют его нравственную неустойчивость, неуверенность в жизни. Такой человек постоянно колеблется в поведении, выборе действия, и может быть искушаем Дьяволом на всякого рода преступления.
Хитрость, жадность, обман, склонность к воровству и другие отрицательные качества, коренящиеся в Душе человека, толкают его на безнравственные поступки, нарушение законов общества и делают преступником. Такой путь может закончиться гибелью Души и тела.
Таким образом, нравственность определяет духовность, а безнравственность – бездуховность.

Сл.7 притча «Битва двух волков»

Старый мудрец учил жизни своих внуков. Он сказал им:

— Во мне идет битва… это ужасная борьба двух волков. Один из них представляет страх, гнев, зависть, скорбь, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, вину, чувство обиды, негодование, ложь, неполноценность, фальшивую гордость, превосходство и эго. Другой олицетворяет радость, спокойствие, любовь, надежду, щедрость, искренность, смирение, доброту, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, желание делиться, истину, сострадание и веру.

Пожилой человек посмотрел на детей твердым взглядом.

— Та же битва идет и внутри вас и также внутри других людей.

Дети подумали об этом минуту, а затем один из них спросил дедушку:

— А какой волк победит?

— Тот, которого вы кормите, — ответил старый индеец.

Сл. 8 Что есть Нравственность? У Ожегова это описано так: «Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки». Из чего состоит нравственность? Если вдуматься в этимологию слова, то в нём уже есть ответ на мой вопрос: «белолица черноброва нраву кроткого такого» — чей это портрет и из какой сказки?

Царевна из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях».

«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела».

НРАВ — норов, характер, нравится (принять душой), следовательно, НРАВСТВЕННОСТЬ – это то, что проявляет моя душа.

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.А. Заболоцкий

Сл.9 Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек? Что является ценностью для вас?

Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. У каждого человека есть свои нравственные ценности — это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.

Cл.10 Нравственные (моральные) ценности

  • Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.
  • В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.
  • В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Сл.11. Притча:

Человеческие ценности

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места — весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что ты плачешь? — спросил его отец. — Ведь гвоздей больше нет?

Гвоздей-то нет, а дырки остались, — ответил сын.

Какой способ убеждения используете вы?

Сл. 12 Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру.

Сл.13 Заповеди воспитания.

Сл.14 Золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни ка кую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
Д.С.Лихачев

Оптимизм — это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие.
Д.Бонхеффер

Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.
С.Смайлс

Нравственность – это разум сердца.
Г. Гейне

Нравственность – это склад души,
выражающийся в страстях и поступках.

Аристотель

«Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.»

«Всё, что прекрасно – нравственно».
Г.Флобер

Нравственный закон:  люби ближнего своего, как самого себя.

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Э.Роттердамский

Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру.

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.
Цицерон

Нравственные ценности

 

 

«Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать»

 

 

 

Памятка родителям

Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье

1) Атмосфера любви.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности.
«Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. …»

3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.
Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над

отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание.
Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

7) Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считает
запрещение.
Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *