Человек наслаждающийся жизнью: Гедонизм — Википедия – что это такое? Кто такой гедонист простыми словами

Автор: | 12.09.2019

Содержание

Гедонизм — Википедия

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

Гедонизм как чистая философия[править | править код]

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Однако наслаждение у Аристиппа и киренаиков в целом — философский принцип, а не просто желание удовольствия[1]. Они не максимизируют удовольствия, а наслаждаются ими; через наслаждение проявляется свобода. А.Ф. Лосев писал по теме[2]:

«Таким образом, принцип киренаиков заключался не просто в наслаждении, но в свободе духа, который всегда наполнен наслаждениями, что бы на него ни действовало, независимо от внутреннего самонаслаждения духа от каких бы то ни было внешних влияний».

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.

[3]

Научная дискуссия вокруг гедонизма[править | править код]

Генри Сиджвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек

должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Таким образом, Сиджвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.

Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.

Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.

[4]

Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.

[5] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[6] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.

В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[7] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.

[8] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[9] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[10][11] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.

Гедонизм и футурология[править | править код]

Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[12][13][14] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.

Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[15]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[16] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.

В традиционных обществах имелся недостаток ресурсов, и гедонизм не получил широкого распространения. Даже в Древней Греции, где была изобретена эта концепция, она подвергалась осмыслению и часто рассматривалась философски, а не как примитивный призыв к увеличению потребления удовольствий — см. различные ответвления в учении киренаиков.

В до- и индустриальном обществе удовольствия ограничивались этикой по принципу «делу — время, потехе — час». Затем сформировалась протестантская этика, которая провозглашала рациональное использование богатства как признака религиозной избранности, а не источника получения удовольствий. Наличие даже значительного капитала не означало возможности имманентной праздности[17].

Однако современный мир в развитых странах не испытывает недостатка ресурсов, а общественная либеральная этика положительно относится к росту потребления. Когда эта теденция только намечалась, Герберт Маркузе счёл основной чертой современного ему общества утверждение нарциссизма, а Эрих Фромм — становление радикального гедонизма

[18]. При этом нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса и усиляя друг друга на фоне массовой культуры, нивелирующей значение ценностей, отличных от материальных и от получения примитивных удовольствий животного уровня[19].

Некогда возникшие в античности теории этического релятивизма и гедонистического аморализма в современности ведут к обесцениванию в социуме общих ценностей как таковых. Индивидуализм ложно понимается как безусловное самооправдание «свободы самовыражения», в чём бы она не заключалась, лишь бы не попадала под юридический запрет.

В античности подобный кризис не возник, так как этика получила дальнейшее развитие параллельно со становлением наук и логики как таковой. В современности это может соответствовать культуре, которая основана на почитании науки, развития и т.д.

Однако в современности потакание примитивному гедонизму является бизнесом, от фастфуда и до порнографии, причём ситуация постоянно ухудшается[20].

Более того: если в современном социуме Запада можно увидеть признаки пресыщения потребительством и идеалами либерализма, то большинство менее развитых стран, подключённые к общему глобальному рынку, только начинают «входить во вкус». При это рекламно-развлекательная машина действует на всём информационном пространстве, что в современности облегчено наличием интернета. Таким образом, даже если население стран Запада пресытится потреблением ради потребления, это будет компенсировано разрастающимся внедрением общества удовольствия как самоцели во всем остальном мире: «маховик индустрии развлечений, гедонизма и потребительства начинает раскручиваться все сильнее и остановить его импульсами из обществ, которые уже устали от этого процесса, теперь невозможно»[21] (при сохранении либерализма).

  1. Кучковский П. В. Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 973-980.
  2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М.: ООО «ИздательствоACT»; Харьков: Фолио, 2000. — С. 128.
  3. Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation (англ.). — London: T. Payne, 1789.
  4. Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain (англ.) // Journal of Comparative and Physiological Psychology (англ.)русск. : journal. — 1954. — Vol. 47. — P. 419—427.
  5. Berridge K. C., Robinson T. E. What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience? (англ.) // Brain Research Reviews (англ.)русск. : journal. — 1998. — Vol. 28. — P. 309—369.
  6. Smith K. S., Berridge K. C. Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum (англ.) // Journal of Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 27. — P. 1594—1605.
  7. Argonov V. Yu. The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution (англ.) // Journal of Evolution and thechnology : journal. — 2014. — Vol. 24. — P. 63—78.
  8. Friston K. The free-energy principle: A unified brain theory? (англ.) // Nature Reviews Neuroscience : journal. — 2010. — Vol. 11. — P. 127—138.
  9. Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики (рус.). — Москва: Издательство Института психологии РАН, 1995.
  10. Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций (рус.). — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  11. ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
  12. Bostrom N. A history of transhumanist thought (неопр.) // Journal of Evolution and Technology. — 2005. — Т. 14. — С. 1—25.
  13. Косарёв В. В. Кто будет жить на земле в 21 веке? (неопр.) // Нева. — 1997. — С. 135—149.
  14. Аргонов В. Ю. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития? (рус.) // Вопросы философии : журнал. — 2008. — Т. 12. — С. 22—37.
  15. Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Дата обращения 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  16. ↑ The Abolitionist Society (англ.). Дата обращения 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.
  17. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 С.
  18. Красникова В.П. Гуманистическая философия Эриха Фромма // Философские исследования и современность. Вып. 4. — М., 2015. — С. 103-110.
  19. Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №2. — С. 34-37.
  20. Неганов В.В., Щёлоков К.С. К вопросу об античных истоках западного индивидуализма // Вестник Московского университета МВД России. —2015. — № 5. — С. 193-195.
  21. Неганов В.В., Стрелкова Н.В., Щёлоков К.С. К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — №2. — С. 35-38.

что это такое? Кто такой гедонист простыми словами

Гедонизм и гедонист — это…

Гедонизм — это стремление к удовольствиям, наслаждениям.

В философии гедонизм — направление этики, которое признает наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни. То, что приносит людям наслаждение — добро; то, что приносит людям страдания — зло.

Гедонист — это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист — человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям.

Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.

Ударение ставится на последний слог — гедони́зм. Термин происходит от древнегреческого слова ἡδονή — наслаждение, удовольствие.

Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам

В философской теории ценностей гедонизм — это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение — единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное — лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Счастье — это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями — и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками.

Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы — тогда жизнь будет прожита не зря.

В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.

Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века

В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма — умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.

Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим — в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности.

Себастьен-Рок Никола де Шамфор

Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.

Польза в утилитаризме — это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).

Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса

Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм — в чем разница?

Гедонизм как философская концепция провозглашает стремление человека к удовольствиям. Разделяют этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не дает моральных оценок — это описательное учение о том, что люди стремятся к наслаждению и стараются избегать страданий. Этический гедонизм — учение о том, что следует стремиться к удовольствию. 

Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела.

Утилитаризм — этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья.

Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов

Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.
С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)

Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений.
Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)

Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.
Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)

Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.
Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)

Наш с вами долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха — проповедь образа Христа, слова евангельской истины.
Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)

Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей.
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)

Как всегда наслаждаться жизнью?

Самые лучшие твои годы уходят, а ты несчастлив? Не жди пока добьешься своих целей или уйдешь на пенсию, чтобы наслаждаться жизнью. Каждый день уходит в прошлое, а времени быть счастливым становится все меньше. Как жить и наслаждаться каждым днем? Как получить от жизни все и стать счастливым?

«Это твоя жизнь, и она становится короче каждую минуту» Американский писатель Чак Паланик

Как ты справляешься с тем фактом, что после школы или университета просто работаешь до самой смерти как сумасшедший? Тебе приходится работать 40 часов в неделю десятилетиями, пока не достигнешь пенсионного возраста и уйдешь на заслуженный отдых. Работай, пока не станешь старым и бесполезным, а потом умрешь?

Что делать, ведь в большей части жизни ты просто чего-то ждешь? Пятницы, отпуска, пенсии. Но когда ты будешь счастливым? Только в мимолетные выходные, дни отпуска и на долгожданной пенсии, до которой многие просто не доживают?

Мы разучились наслаждаться жизнью сегодня, а только чего-то ждем и надеемся стать счастливыми в будущем. Но будет ли это когда-нибудь? Вряд ли.

Как всегда наслаждаться жизнью?

Как всегда наслаждаться жизнью?

Как всегда наслаждаться жизнью?

1. Уделяй время не только работе

Карьера помогает получить лучшее будущее для тебя и детей, но не стоит зацикливаться только на ней. Работай чтобы жить, а не живи, чтобы работать. В старости ты не будешь сожалеть, что мало работал и проводил там все свое время. Ты будешь жалеть, что мало уделял внимания остальной части жизни. На работе ты нужен пока пашешь, как Папа Карло, а потом тебя выкинут без сожаления. Ценность работы преувеличена, а обычной жизни приуменьшена.

2. Занимайся спортом и питайся правильно

Твое тело станет крепче, красивее и горячее. Ты станешь более уверенным, подвижным и продуктивным. Повысится уровень счастья и удовлетворенность от жизни. Спорт делает нас лучше и улыбчивее. Параллельно хорошая пища сделает тебя здоровее, а значит счастливее.

Как наслаждаться жизнью?

Как наслаждаться жизнью?

3. Делай что-то интересное каждый день

Прогуляйся по улице, почитай книгу, посмотри хороший фильм, полюбуйся закатом, поиграй на компьютере, пообщайся с близкими или займись чем-то интересным. Наслаждайся жизнью. Даже небольшая мелочь может поднять настроение и удовлетворенность от жизни.

4. Наладь общение с людьми

Создавай свой круг общения, в котором ты будешь счастлив. Общайся с близкими и родственниками. Найти себе друзей-единомышленников, с которыми интересно и которые тянут тебя вверх.

Найди вторую половинку и наладь личную жизнь. Выбирай те отношения, где ты счастлив, а не мучаешься. Ищи настоящую любовь и не соглашайся на жалкие подделки. Люби и занимайся любовью.

Близкие тебе по крови и духу люди помогут сделать жизнь более полноценной. Ты будешь чувствовать себя счастливее, когда будешь окружен теми, кто дорог. Отношения с хорошими и правильными людьми помогут наслаждаться жизнью.

Наладь общение с людьми

Наладь общение с людьми

5. Улыбайся и не бери лишнее в голову

Мы любим заморачиваться по вещам, которые произошли, но от нас уже не зависят. Опоздал автобус, пролил кофе на брюки, нахамили в магазине, разбился телефон, ушла девушку, уволили с работы. Такое бывает со всеми. Но если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

Опоздаешь немного из-за автобуса? Ничего страшного. Пролил кофе? Ничего страшного. Нахамили? Ничего страшного. Разбил мобильный? Опять ничего страшного. Ты не умер и это просто бытовая неприятность.

Ушла девушка? Найдешь еще лучше девушку, а пока будешь радоваться холостяцкой жизни и многообразию девчонок. Уволили с работы? Ты бы сам никогда не решился. А теперь есть возможность начать в другом месте, где сможешь реализовать себя и стать счастливым. Не бери лишнее в голову и наслаждайся переменами в жизни. Воспринимай это как хорошую встряску и новое приключение.

Сложности будут всегда. Чаще улыбайся, будь оптимистичным и позитивным. Это гарантированно сделает тебя более счастливым.

Улыбайся и не бери лишнее в голову

Улыбайся и не бери лишнее в голову

6. Отыщи свои хобби и увлечения

Наслаждайся жизнью сегодня, а для этого нужно вытянуть свои увлечения из забытья. Занимайся тем, что тебе нравится. К чему тебя тянет. Что хочешь попробовать. Боевые искусства, рисование, мотоцикл, рыбалка, бег, охота, дайвинг, деревообработка, парусный спорт, ведение блога. Найди свои страсти и удовлетвори их. Не бойся пробовать что-то новое, что никогда даже не думал.

Отыщи свои хобби и увлечения

Отыщи свои хобби и увлечения

7. Найди лучшую работу или дело

Добейся лучшей работы из возможных. Сделай невозможное и найди еще более лучшую работу. Найди тот вид деятельности, который не делает тебя несчастным. Ходи на курсы, расти профессионально, получай опыт. Смени сферу деятельности на ту, которая больше привлекает. Нет смысла всю жизнь заниматься одним и тем же. А почему бы не попробовать?

8. Трать деньги правильно

Когда ты транжиришь деньги, то не становишься от этого счастливее. Многие мужчины тратят деньги на выпивку, развлечения и баб. Другие тратят деньги на новые телефоны, шмотки, ненужные вещи. Третьи влазят в кредиты и кабалу банка. Четвертые пытаются самоутвердиться через покупку крутой машины или других вещей. Пятые вкладывают в сомнительные инвестиции, играют в азартные игры или спускают непонятно куда.

Мы тратим много времени на то, чтобы заработать деньги, но спускаем их очень быстро и бестолково. А самое главное в том, что ты не становимся от этого счастливее. Может стоит отложить деньги, вложить или использовать их более разумно? Деньги – это часы, недели и месяцы жизни, которую ты потратил на эти бумажки.

9. Гоняйся за мечтами

Вспомни про то, что хочешь больше всего. Попробуй приложить усилия к этому. Составь план по месяцам и годам. Сбывшиеся мечты делают нас счастливыми. Но не берись за то, что совсем нереально. Бросай несбыточные мечты и гоняйся за тем, что у тебя должно получится.

Гоняйся за мечтами

Гоняйся за мечтами

10. Пробуй новое и изучай мир

Тестируй все новое, что никогда не делал. Занимайся самообразованием и самосовершенствованием. Развивайся умственно и духовно. Читай книги, слушай и смотри образовательные материалы. Чаще выбирайся из дома. Знакомься с новыми людьми и новыми местами. Больше путешествуй. Наслаждайся жизнью и изучением мира.

Сколько можно жизнь будущим или ожиданием чуда? Люби жизнь и наслаждайтесь каждым днем…

Шесть способов наслаждаться жизнью

Замедлить бег 

Наш образ жизни заставляет двигаться все быстрее. Мы страдаем, но остановиться не можем: нам нужно бежать дальше, чтобы успеть сделать больше и лучше.

«В йоге ощущение жизни очень связано с тем, что происходит с нами здесь и сейчас, — говорит Юлия Макарова, преподаватель Московского центра йоги «Айенгара». — Чтобы увидеть мир по-настоящему, удивиться его глубине, необходимо научиться останавливаться. Не только физически — важно также научиться замедлять свой внутренний диалог: постоянно обдумывая свои действия, мы зацикливаемся на бесполезных переживаниях.

В Индии я встречала множество бедных людей, которые умеют радоваться самым простым вещам: теплой погоде, улыбке. Они как будто напоминают нам, что можно замечать и ценить само ощущение жизни. «Отпускайте» себя, дарите себе возможность притормозить и освободиться от наносного. Это не требует особых усилий: наденьте удобную одежду, выйдите на улицу, оглянитесь вокруг, «выключите» мысли и переживания и просто порадуйтесь тому хорошему, что происходит с вами сейчас».

Открыться красоте 

«Мы привыкли жить в своих мыслях и тревогах, которые словно пеленой загораживают нас от реальности, — говорит Варвара Сидорова, арт-терапевт, руководитель Центра терапии искусствами. — Рисуя, мы фокусируемся на том, что делаем, на своих движениях, кисточке, красках. Мы можем перенести на лист бумаги свои раздумья, а можем изобразить то, что привлекло наше внимание, вошло в резонанс с нашим «Я».

Впоследствии это становится нашим ресурсом, здесь мы можем черпать силы и вдохновение. К примеру, вы увидели на улице красивое дерево, а потом его нарисовали. Каждый раз, глядя на этот набросок, вы будете возвращаться к своим ощущениям и переживаниям и вновь заряжаться позитивной, созидательной энергией».

Рисуя, мы фокусируемся на том, что делаем, на своих движениях, кисточке, красках. Мы можем войти в резонанс с нашим «Я»

«При этом совсем неважно, умеете ли вы рисовать: и в маленькой простой линии есть красота, загадка, прелесть, — продолжает Варвара Сидорова. — Цветущая сакура, конечно, завораживает, но и незаметный с первого взгляда лепесток также прекрасен… Главное — рисовать и получать от этого удовольствие.

Каждый из нас может создавать многое своими руками. На тренингах мы делаем чашки: лепим их из глины, обжигаем в печи… Получается теплая, живая, настоящая чашка. И пить из нее одно удовольствие: каждый раз мы получаем то тепло, ту энергию и радость, которую вложили в нее в момент творчества».

Видеть смешное 

«Мы, взрослые люди, зачастую бываем очень серьезны и тяжеловесны, — считает Ирина Баранова, смехотерапевт, автор и ведущая тренинга «Смех для творчества своей жизни». — Нечасто позволяем себе выходить за рамки общепринятого и совершать милые, забавные шалости: завязать бантик, сделать сюрприз, сочинить стишок. Расслабиться, перестать контролировать себя и все вокруг, вести себя как дети — многие из нас даже не догадываются, как приятно быть иногда легкомысленными…

Практически все свои действия мы анализируем с позиции социума. Нам не видны мелочи, мы не замечаем смешного. Нам стоит учиться подмечать детали, чтобы освободиться от давления собственной важности, стать легче. И увидеть наконец собственную жизнь, задержаться в ней. Хорошая шутка щекочет разум, переворачивает мир с ног на голову и выводит на свет скрытые истины. Если внутренне нам хорошо и комфортно, нам будет легче уловить смешное даже в серьезных материях».

Прикасаться к другому 

Наше знакомство с миром начинается с прикосновения рук, и тактильные ощущения навсегда остаются для нас надежным источником информации о другом человеке. Здороваясь, прощаясь или поздравляя друг друга, мы обнимаемся.

«Объятия — это лишенный сексуальной окраски способ выражения симпатии, — считает психотерапевт Вирджиния Сатир. — Если бы люди больше внимания уделяли своим потребностям в тактильных контактах, они, возможно, были бы менее агрессивными».

В повседневной суете мы легко забываем о власти нежных прикосновений. А нужно всего лишь несколько минут, чтобы почувствовать другого человека, обнять, прикоснуться кончиками пальцев к его руке или плечу. Медленно, вникая в свои ощущения…

За маленькими радостями прикосновений прячется большая радость присутствия в мире

«Чтобы быть здесь и сейчас, нам необходимы тактильные переживания, — убеждена Аида Айламазьян, психолог, руководитель студии музыкального движения и импровизации «Гептахор». — Увы, сегодня мы испытываем крайний дефицит телесности, движения… Тело оказалось почти выключено из жизни современного человека.

Мы целый день сидим перед компьютером, из органов чувств у нас работают только глаза… Чтобы вернуть себе ощущение собственной телесности, надо лишь немного изменить свои привычки, преодолеть страх или сложившийся стереотип поведения.

Конечно, не нарушая чужое личное пространство — границы других людей неприкосновенны. Речь идет только о том, чтобы быть гибче, поступать так, чтобы соблюдение рамок, приличий и дистанции не превратилось в камеру, закрытую со всех сторон. Иначе мы рискуем потерять доступ к своим естественным телесным и эмоциональным потребностям, превратиться из живых существ в набор ролей и функций».

Смаковать вкус 

«Не просто проглотить наскоро разогретый ужин, но распробовать блюдо, используя все органы чувств: ощущая вкус, наблюдая цвет, чувствуя аромат, вдохновляясь звуком (аппетитный хруст редиски, звук шипящего мяса на сковороде). Напитки достойны не меньшего внимания.

«Налейте немного хорошего вина в бокал и дайте ему «подышать», — предлагает Александр Павлов, шеф-сомелье в ресторане «Эларджи», ведущий семинаров и автор курса лекций о вине. — Затем вдохните его аромат, отпейте чуть-чуть, не глотая, и — замрите. От ощущений родятся красочные образы: виноградная лоза, вишневая косточка, а может быть, ваниль или мед. Хорошее вино раскрывается с каждым мгновением, даря нам все новые полутона. Важно пробовать его медленно, прислушиваясь — и тогда через несколько минут откроется совсем иная палитра: от луговых грибов до черной смородины.

Многообразие ароматов невообразимо, все зависит только от того, дадим ли мы себе время их ощутить. В каждом бокале — целая эпоха, история, судьба… Но это невозможно почувствовать, не уделив напитку внимания, уважения, терпения. Чтобы получить настоящее удовольствие, нужно погрузиться в процесс всем сердцем, разумом, душой. Поймать нить вкуса и наматывать ее, словно на клубок… И этот принцип работает во всем: в жизни, как и в вине, каждый оттенок вкуса расходится на другие оттенки — и этот процесс бесконечен и прекрасен».

Прислушаться к себе 

«Мы социальные существа, и наши удовольствия не рождаются сами по себе: почти во все времена они были в значительной степени сконструированы обществом и средой, — говорит Елена Петровская, философ, антрополог, главный редактор журнала «Синий диван». — Сегодня этот контроль становится тотальным: реклама, СМИ, образ жизни известных людей навязывают нам готовые образцы удовольствия. Сесть за руль нового автомобиля, например, или с шоколадным батончиком забраться в гамак. Ну а если нам не нравится вкус батончика? Или мы не готовы несколько лет работать на новый автомобиль и при этом залезть в долги, получив кредит? Значит, нужно найти в себе смелость противостоять давлению.

В каком-то смысле поиск удовольствия — это поиск себя самого. У каждого из нас есть свои привязанности, пристрастия, интересы. К ним и нужно обратиться, если мы хотим получить именно свое, «приватное» удовольствие.

Например, многим людям приносит радость работа в огороде — и не потому, что они не могут прожить без своих огурцов или зелени. Просто им нравятся физические усилия, дух земли, общение с растениями. В конечном счете вопрос об удовольствии — это вопрос выбора верной стратегии во взаимоотношениях личности и общества. Наше дело — не идти наперекор обществу, а быть собой: принимать необходимое, отторгать чуждое и развивать то, что свойственно именно мне».

Читайте также

4 архетипа поведения: гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор) 


Архетип
Гедонизма


Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом, поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма, как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.

Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.

Вопрос: Вернитесь памятью в те времена — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы жили как гедонист. Что вы приобрели и что потеряли, живя подобным образом?

Архетип Крысиных Бегов


Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего, поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности, поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).
Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов. С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.

Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.

Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий. Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию. Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего успеха. Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.

Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения. Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем.

Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго. Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний.

К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.

Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.

Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

Архетип Нигилизма


Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.
Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма. Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.

В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла. Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому. Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.

Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.


Архетип Счастья


Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть. Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?

Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья. Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.

Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель. Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни. Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.

Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойной. Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.

Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами.

Упражнение Четыре сектора


Опросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.

На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день.

Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите. Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас, а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста .

Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:
• УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему». Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
• ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
• НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.
• СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.
Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.

Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым

также еще по книге ссылки:

Как мне стать счастливее?
Ритуалы, которые сделают вас счастливее
Выражайте благодарность

Как научиться наслаждаться жизнью

Хочу быть счастливой! Так отвечают 99% женщин на вопрос: «Чего ты хочешь в жизни?». Мужчины еще могут заявить о своем желании сделать карьеру, заработать много денег, быть успешным, управлять всем миром или его частью. Женщины же на первое место ставят счастье.

Сделайте осознанный выбор в пользу счастья

Конечно, представление о том, какое оно, это счастье, у всех разное. Но на поверхности всегда есть желание светиться, лучиться, наслаждаться, дарить себя, жить полной жизнью… И всегда  для этого чего-то не хватает. Поэтому, несмотря на то, что у многих современных женщин есть семья, муж и дети, многие смогли построить успешную карьеру, живут в достатке, носят красивую одежду, а некоторые и отдыхают на дорогих курортах, они все же недовольны, не удовлетворены и «не счастливы». Что же им мешает стать счастливыми?

— Ответ довольно прост, — говорит психолог Татьяна Глюк из Чернигова.— Рассматривая женское счастье с позиции «иметь», женщина изначально проигрывает. Если что-то из того, что является критерием счастья, есть — то, это хорошо и «я счастлива», а если чего-то нет — то это очень плохо и «я несчастна». Ожидание счастья, а тем более, борьба за него – величайшая утопия, которая буквально навязывается современным женщинам. 

Между тем, женское счастье – это в первую очередь гармония с собой, со своим внутренним миром. Это умение наслаждаться жизнью и получать удовольствие от каждой прожитой минуты. Счастье не нужно ждать или искать, оно внутри самой женщины. Его необходимо только почувствовать и «открыть» для себя.

Потому, счастливая женщина всегда выбирает быть счастливой, вместо того, чтобы становиться таковой. Такую женщину легко узнать по блеску в глазах, по загадочной улыбке, летящей походке.

Как научиться наслаждаться жизнью

Оказывается, наслаждению можно научиться. Это навык, который можно в себе воспитать.

— И давно уже нужно! — говорит психолог, психотерапевт, тренер из Санкт-Петербурга Людмила Круговых. — Энергетика наслаждения – это самое сильное средство привлечения к себе людей. Вот что советует Людмила:

— Надо стараться каждое мгновение своей жизни оставаться включенным в то, что прямо сейчас с тобой происходит. Ты не живешь и не делаешь что-то на автомате, пока думаешь о своем прошлом или будущем. Ты – здесь и сейчас! Наслаждение можно тренировать внутри себя, когда тебя никто не видит…

Если ты ешь банан, то ты сосредоточена на его вкусе, может быть на фантазиях, которые в этот момент могут возникать…

Ты кладешь себе в рот дольку мандарина и чувствуешь капли нектара у себя на языке… Ты наслаждаешься этими ощущениями…

Ты видишь закат, и ты замираешь в экстазе от этого вида, от буйства красок. Пусть весь мир подождет. Ты – в этой картине красоты. Целиком, полностью!

Ты берешь вечером крем, и твои прикосновения к себе становятся экстазом момента здесь и сейчас. Можно жмуриться, можно чувствовать себя божественной…

Ты видишь цветы и вдыхаешь их аромат. Видишь их цвет, нежность лепестков, и… улетаешь в мир наслаждения от этого контакта.

Танцуй под музыку, которая тебе нравится, от которой у тебя мурашки по телу. Смотри фильм, от которого душа трепещет. 

Накрывай стол для себя так, как будто к тебе придут гости. Пусть ты будешь окружена красотой, уютом, теплом, приятными запахами! Позволь себе гулять по вечерам не в джинсах, а в красивом платье, под которым офигительное белье!  Главное – наслаждайся сама своим видом, своими ощущениями, собой…

Как только ты осваиваешь это искусство наслаждения, все ограничения уходят. Ты – часть этого мира, которая несет энергию наслаждения и счастья себе и тем, кто рядом. Каждое твое движение становится пропитанным энергией, любовью, наслаждением. Оно притягивает и завораживает.

Мужчины ценят таких женщин! Боже, а глаза такой женщины… От них не оторваться! Они искрятся, улыбаются, манят, влекут. А её объятия… В них хочется тонуть и растворяться!

Вторичная выгода быть несчастной

Конечно, бывают случаи, когда люди просто не хотят становиться счастливыми. Думаете, так не бывает? Еще как! Психологи называют это вторичной выгодой. Человек на осознанном уровне хочет счастья, а на подсознательном боится его обрести и делает все, чтобы отрезать себе дорогу к обретению гармонии и радости жизни.  Вот только некоторые вторичные выгоды. О них рассказала врач-психотерапевт Наталья Ковалева из Омска.

Внимание близких – пусть жалеют, сочувствуют, вообще занимаются мной.

Желание снять с себя ответственность — ну что с меня взять? Мне своих проблем хватает.

Власть удерживать подле себя людей, пользуясь их чувством ответственности, а иногда и их чувством вины.

Ощущение собственной уникальности, гордость за то, что вы умудряетесь выживать в таких непростых условиях.

Желание быть несчастной, чтобы быть принятой в сообществе, где не принято и даже стыдно быть счастливой.

Желание казаться несчастной, чтобы никто не завидовал.

Удерживание устоявшейся, а значит безопасной картины мира.

Боязнь оказаться с миром один на один.

Месть (пусть вам всем стыдно будет).

На самом деле, вторичных выгод оставаться несчастной может быть великое множество. И отдать себе отчет в этом самостоятельно очень сложно, поэтому справляться с этим лучше с помощью психолога. Но это совсем другая тема.

Секреты счастья

Для тех же, кто принял осознанное решение научиться быть счастливее, «МИР 24» публикует советы от  психолога Татьяны Глюк:

— Четко представьте, напишите, нарисуйте, что для вас важно, к чему вы стремитесь, что вам нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливой. Отбросьте общепринятые представления, слушайте свое сердце.

— Позвольте себе получать удовольствие. Найдите то, что вас радует. Это может быть интересное увлечение, общение с подругами, просмотр любимых фильмов, чтение книг, прогулки под луной, массаж, танцы и многое другое. Помните, чем больше удовольствия и наслаждения в жизни женщины, тем она счастливее.

— Дарите радость окружающим и делитесь с ними своим счастьем. Ведь, по закону бумеранга, что отдаешь, то и получаешь. И чем больше отдаешь, тем больше к тебе возвращается. Потому дарите подарки, проявляйте внимание, заботьтесь о ком-то от чистого сердца. Порой, подарив радость и счастье другому, взамен вы получаете свое.

— Живите настоящим. Очень важно научиться жить «здесь и сейчас». Какой смысл раз за разом возвращаться в прошлое или волноваться за будущее?  Замечайте и проживайте каждым момент того, что происходит с вами сейчас, в настоящем. Это приблизит вас к состоянию счастья.

— Любите и принимайте себя такой, какая вы есть. Да, может быть, вы не идеальны, но ведь идеальных людей и нет. Глупо ждать когда вы или что-то в жизни изменится, (например, вы похудеете, или познакомитесь с мужчиной) для того чтобы быть счастливой. У вас нет другой себя для счастья. Будьте уверены в своей уникальности и неповторимости. Наполняйте свою душу и сердце любовью к себе.

— Меняйте направление своих мыслей, учитесь видеть положительные моменты в любых отрицательных ситуациях. Заболели – это прекрасная возможность отдохнуть, почитать книгу, да просто поваляться в постели. Уволили – можно навестить родственников, встретиться с подругами и найти другую, более интересную работу. Рассталась с мужчиной — замечательный повод кардинально изменить внешность и влюбиться! Уныние и раздражение по поводу случившегося никак не помогут изменить ситуацию, а позитивный настрой, наоборот, помогает жить легче, веселее и счастливее.

— Мечтайте – это очень способствует счастью. Это женский путь получать желаемое. Не требовать и добиваться, а именно хотеть, желать, мечтать. Это ведь огромное счастье, когда мечты сбываются. Правда?

И помните, ваше счастье зависит от вас. Меняйтесь, работайте над своим восприятием мира, повышайте свою самоценность. Хотите быть счастливой? Будьте! Вы этого достойны, стоит лишь поверить в это!

Что такое культура замедления и как перестать спешить и начать наслаждаться жизнью

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В 1986 году итальянец Карло Петрини организовал демонстрацию против открытия ресторана «Макдональдс» в центре Рима. Противники быстрого питания публично лакомились традиционной итальянской пастой, напоминая прохожим о том, что еда – это важная часть национальной культуры и жизни. Так зародилось движение Slow Food («Медленная еда»), которое борется за здоровое и осознанное питание и сохранение кулинарных традиций. Затем появилось более масштабное направление, которое называют по-разному: Slow Life, «Медленная жизнь», «Культура замедления». Оно рассказывает людям, как жить счастливо в нашем ускоряющемся мире.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, чем опасна вечная спешка и как современный человек может жить медленно и при этом все успевать.

Куда приведет гонка

Журналист Карл Оноре задумался над ритмом собственной жизни, когда стоял в очереди в аэропорту и просматривал газетные заголовки, чтобы «убить время». Он увидел рекламу сборника произведений для детей – «сказок-одноминуток». Оноре вспомнил, как его сын жаловался, что ему слишком быстро читают сказку на ночь, ведь папа постоянно куда-то спешит – хочет скорее заняться делами, проверить почту, посмотреть новости и наспех поесть.

Современный мир развивает скорость, не давая нам возможности остановиться. Если мы не успеваем читать книги, нам предлагают курсы скорочтения. Вместо того чтобы наслаждаться готовкой и вкусной едой, мы покупаем микроволновку и полуфабрикаты. Постепенное и здоровое снижение веса уже мало кого интересует, худеющие садятся на жесткую голодовку или вовсе записываются на липосакцию.

Боязнь куда-то не успеть или что-то не сделать приводит к развитию новых болезней и патологической нетерпеливости. Если вы часто злитесь на медленно идущего друга или на долгий красный сигнал светофора, скорее всего, вы подвержены «синдрому агрессивного пешехода».

Недавнее исследование обнаружило, что 77 % американских служащих не берут отпуск, потому что боятся, что это навредит их карьере. Из японского языка пришло понятие «кароси» – смерть от чрезмерной работы без перерывов. А агрессивное поведение и раздражительность во время стояния в очереди знакомы всем. Дошло до того, что пользователи интернета обычно не смотрят видео, если оно загружается дольше 2 секунд, хотя еще несколько лет назад мы ждали загрузки сайтов куда дольше.

В результате человек бежит к абстрактной успешности, мало отдыхает, больше потребляет. А когда мы бежим, у нас нет возможности ни смотреть по сторонам, ни заглянуть внутрь себя. Нервное истощение приводит к болезням, разобщению с друзьями, проблемам в семье. Гонка и бездумное потребление на самом деле не дают нам ничего.

Что предлагает культура замедления

Если коротко: замедлиться. Если подробнее: осознанно подходить к жизни, получать удовольствие и не гнаться за материальными ценностями. В общем, не жить так, как будто мы опаздываем на собственные похороны, как сказал основатель Мирового института медленности Гейр Бертелсен.

Приверженцы культуры замедления вовсе не призывают человека отказаться от благ цивилизации. Slow Life – это желание наслаждаться жизнью в современном мире. Самое главное – найти свой ритм. Если вам срочно потребовалась какая-то информация, вы не обязаны ехать в центральную библиотеку на другой конец города. Конечно же, проще обратиться к гуглу. «Вся философия медленного движения сводится к одному слову: равновесие. Когда нужно торопиться – торопитесь. Но там, где естественно не спешить, не гоните. Ищите то, что в музыке называется tempo giusto, правильный темп», — пишет Карл Оноре в своей книге «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить».

Если человек осознанно проживает настоящий момент, внимательно изучает свой внутренний мир и мир вокруг, жизнь становится более насыщенной и приятной. Счастливые события в нашей памяти кажутся бесконечно долгими, хотя в реальности они могли длиться несколько секунд. Маленькие радости можно и нужно искать в повседневности, но, когда мы хотим сделать все «по-быстрому», мы не получаем удовольствия от еды, чтения, музыки, секса и других вещей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о