чрезмерное самомнение — это… Что такое чрезмерное самомнение?
- чрезмерное самомнение
- чрезмерное самомнение
сущ., кол-во синонимов: 3
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
.
- чрезмерно утончённый
- чрезмерное увлечение специализацией
Смотреть что такое «чрезмерное самомнение» в других словарях:
Апломб — чрезмерное самомнение, чрезмерная самоуверенность … Популярный политический словарь
амбиция — и; ж. [лат. ambitio]. 1. Обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение. Доказывать, спорить с амбицией. Без амбиций кто л. 2. обычно мн.: амбиции, ций. Неодобр. Претензии, притязания на что л. Оставить в стороне свои политические амбиции. ◊… … Энциклопедический словарь
Канцлерский суд: — 1) в Англии High Court of Chancery, иначе суд справедливости (court of equity). При первых норманнских королях из королевского совета (curia regis), игравшего сперва роль апелляционной инстанции для всех обыкновенных судов, выделяются в лице… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Канцлерский суд — 1) в Англии High Court of Chancery, иначе суд справедливости (court of equity). При первых норманнских королях из королевского совета (curia regis), игравшего сперва роль апелляционной инстанции для всех обыкновенных судов, выделяются в лице… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
спесь — и, ж. Чрезмерное самомнение, стремление подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими; высокомерие, надменность, чванство. Донесение Пандалевского очень ее расстроило. Светская спесь в ней зашевелилась. Рудин, бедный, нечиновный и пока… … Малый академический словарь
Амбиция — ж. Обостренное самолюбие, чрезмерное самомнение; чванство, спесь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Спесь — ж. Чрезмерное самомнение; высокомерие, кичливость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Макартур Дуглас — (MacArthur) (1880 1964), генерал армии США(1944). Во 2 ю мировую войну командующий вооружёнными силами США на Дальнем Востоке (1941 1942) и верховный командующий союзными войсками в юго западной части Тихого океана (1942 1951), одновременно с… … Энциклопедический словарь
Амбиции — 1) Амбиция (от лат. ambitio): Амбициозность. Амбициозный – наполненный самомнением, полный амбиций. Амбиция. 1. Обостренное самолюбие, чрезмерное самомнение. 2. Претензия, притязание на что либо (Словарь Кузнецова). Стремление к достижению… … Википедия
высокомерие
Книги
- Мужчины-параноики, Творческий коллектив шоу «Сергей Стиллавин и его друзья». Доктор Добин отметил основные признаки параноидного расстройства личности: сконцентрированность на своих сверхценных идеях, эгоизм, чрезмерное самомнение и постоянное самодовольство. Такой… Подробнее Купить за 49 руб аудиокнига
что это такое, как от него избавиться, как повысить
Самомнение – это характеристика личности, когда проявляется излишне высокое мнение о самом себе, поведении, достоинствах, заслугах и прочее. Изначально самомнение как качество личности подразумевало исключительно характеристику отношения человека к себе самому, то есть оценку своих возможностей и черт, но со временем данная черта получила несколько негативную окраску и в основном применяется в контексте, когда человек демонстрирует завышенное самомнение. Близки, но не синонимичны понятия гордости, упрямства, самонадеянности, в то же время противопоставляются такие черты как самоуважение, личностное развитие и понимание своей духовной ценности внутри вместо постоянной демонстрации её окружающим.
Самомнение всегда руководствуется внешними аспектами, пытаясь доказать свою значимость и нужность, а когда сталкивается с противостоянием, то навязывает это понимание другим. Навязывание своего мнения о своей личности, происходящих событиях и любых других моментах мотивируется желанием получить согласие и поддержку, но часто вместо этого встречает сопротивление.
Что это такое
Самомнение проявляется, когда человек своими решениями или комментариями нарушает чужие личностные границы, оно всегда содержит элемент агрессии, даже если напрямую или физически такого выражения нет. Раздутое самомнение человека рождается там, где нет чётких границ собственного эго, где часто психологическое слияние с другим, и в итоге многие важные оценочные суждения доверяются не внутреннему критику, а значимому внешнему объекту. В таком состоянии можно существовать только когда получаете постоянные эмоциональные поглаживания или комплименты, когда звучит критика или любое негативное замечание, то оно сразу попадает в ядро личности.
Так формирование самооценки отдаётся внешнему миру и при любом сбое рождается желание защищаться и противостоять. В моменте, когда излишнее самомнение пытается вернуть самооценку, другому может доказываться значимость собственной персоны, навязываться своя значимость, а интеллектуальные и другие способности не демонстрируются на практике, а только обозначаются, причём в позиции обязательного превосходства.
В те моменты, когда психологически развитая личность будет добиваться успеха, любви, уважения своими поступками, суждениями и возможными манипуляциями (как функцией формирующейся благодаря развитию также), инфантилы будут склонны к проявлению самомнения. Это буквально заставлять других думать и чувствовать в их адрес то, что задумано заранее. Как вариант такого психического насилия могут применяться длительные лекции о подобающем поведении и как самое ярое проявление самодурства – это попытка силой заставить человека испытывать какие-то эмоции (например, прилив бодрости при совместном времяпровождении и счастье от выполнения ежедневной заботы о нуждах другого).
Тем, у кого самомнение завышено всегда необходимо достичь мнимой справедливости, поэтому часто они становятся заложниками фрустрирующих и токсичных отношений, где их не любят, не уважают и не ценят, но они из раза в раз пытаются научить партнёра вести себя иначе.
Как повысить своё самомнение
Чрезмерное самомнение – это то, о чём постоянно считают проблемой, упуская то, что мнение о себе может быть и снижено, что тоже требует коррекции. При любом уровне материального достатка и обращения дорогих людей, собственное мнение играет важную роль в формировании не только настроения, но и планов на будущее, возможностей самореализации и даже способности получать удовольствие. Сниженное самомнение можно повысить до адекватного уровня, где начинают появляться потребности и амбиции, актуальная оценка своих возможностей, при этом ещё не будет перегиба в другую сторону, когда личность не сложит себе цены, заставляя всех принимать свою позицию на веру.
Основой для повышения самомнения является воспитание уважения к самому себе и выведение оценки своей личности из-под воздействия внешних условий. Для этого необходимо принять собственную уникальность и перестать сравнивать. Также как отличаются наши тела, так отличаются способности, умения, психика, эмоциональные проявления и внешние условия, способствующие или тормозящие развитие определённых проявлений. При постоянном сравнении встречаете того, кто превосходит вас в определённой сфере, а с внешним локусом контроля и оценки это только снизит уровень положительного восприятия себя. Поэтому на первом этапе пока восприятие связано с окружающим миром необходимо максимально дистанцироваться от его влияния на суждения.
На следующем этапе необходимо всю критику в свой адрес заменить анализом ошибок и поиском лучших вариантов. Когда человек сам высказывает негатив в отношении своих способностей, так же начинают поступать и другие, кроме того ему самому потом будет тяжело поверить в собственные силы. Необходимо хвалить себя за небольшие достижения и игнорировать провалы, только учитывать полученный опыт. Учитесь принимать комплименты, благодарить и соглашаясь, наслаждаясь своей красотой и умениями, а возможно и теми сторонами, о которых ранее думали негативно. Чем меньше вы будете обесценивать похвалу окружающих, тем чаще она будет звучать, раскрывая новые стороны вашей личности, ранее не доступные вам или воспринимаемые как заслуживающие того, чтобы их спрятали.
Иногда только своего мнения оказывается мало и тогда рекомендуется собрать вокруг себя побольше позитивных людей или тех, кто может увидеть в вас много хорошего. Иногда изменить отношение к себе не удаётся вследствие личностной незрелости или крайне зависит от внешней среды, когда человек концентрируется на плохом. Такое бывает, когда окружение довольно токсично и пресекает попытки улучшить самоощущение, погружая всё глубже в снижение самооценки. Тут необходимо кардинально менять окружение, не жалея о потерянных связях, поскольку в длительном взаимодействии подобного характера происходит серьёзная деформация личности, вследствие чего возможны даже суицидальные тенденции.
Займитесь активным повышением мнения о себе. Для этого подойдет составление наглядных списков возможно с иллюстрациями, где будут отражены ваши положительные качества и всякие достижения. Не стоит концентрироваться только на больших и значимых событиях. Вспоминайте и свою доброту, и ежедневное кормление бездомных котов, способность вырезать из листика фигурку или доехать домой, минуя пробки. А после того, как есть список прежних достижений можно приступать к организации новой личности, для чего можно спланировать не только развитие своих навыков, но также обозначить такое начало новым имиджем. Действительно измените что-то, а не просто обновите – это новый цвет волос, вместо обрезания посеченных кончиков, платье расцветки, которая отсутствует в гардеробе и прочее.
Как избавиться от самомнения
Когда самомнение начинает портить отношения с окружающими, то человек узнаёт о данной своей особенности, до этого момента обычно все остальные считаются плохими и непонимающими, которым необходимо объяснить свои многие достоинства.
Когда человек сфокусирован только на себе, не замечая истинных причин событий и достоинств других людей, то формируется иллюзорное восприятие действительности, что впоследствии может приводить к катастрофическим событиям различной направленности. Своевременно избавиться от самомнения может быть одной из главных задач, формирующих новую, полноценную жизнь, кстати, именно такой подход практикуется во многих духовных учениях.
На первых этапах необходимо перестать обижаться и требовать чего-то от мира и конкретного человека, считая, что знаете каким им быть. Это исключительно приятно, когда то, что происходит во внешнем пространстве, точно соответствует вашим внутренним ожиданиям, но точно так, как вы сами хотите быть свободными, так и другие могут проявляться по-разному. Если допустить возможность другим жить, так как они хотят, то все события складываются даже более гармонично, чем когда вы контролируете каждый шаг и переделываете внутреннее восприятие человека. После того, как появляется принятие, уходит обида, злость и потребность что-то доказывать и предпринимать для насильственных изменений.
Расширяйте собственное сознание до того уровня, где присутствует понимание единства всех живых существ и неорганики. Это убирает постоянную потребность побеждать, сравнивать и соревноваться. Самомнение призвано доказывать свою правоту, исключительность и приоритетность, но когда понимаете, что всё едино, то нет такой необходимости. Глупо доказывать своему организму, что левая рука важнее уха, вот точно такое же ощущение должно появиться в восприятии социума и своей персоны в нём. Сюда же можно отнести потребность быть всегда правым, которую необходимо оставить в прошлом. Давайте себе возможность ошибаться и слушать других – это улучшит взаимоотношения, а также может показать уникальные пути решения проблем или творческие задачи, недоступные, когда слышишь только себя.
Займитесь любой духовной практикой или психотерапией, чтобы лучше узнать, кем вы являетесь, тогда сама по себе отпадёт необходимость оценивать себя через достижения и идентифицировать с определённым уровнем умений. Когда человек понимает себя как внутренние компоненты души, а не физическую оболочку, когда его идеи и поступки становятся мерилом его личности, а не внешние грамоты и должности, тогда исчезает необходимость самоопределения через внешнее. Чем меньше определения через внешнее, тем больше устойчивости и меньше негативного воздействия самомнения, поскольку оно может быть любым, меняться, но не относиться к окружающим – оно выходит на адекватный реальный уровень.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Предложения со словосочетанием ЧРЕЗМЕРНОЕ САМОЛЮБИЕ
Ну а где гордость, там нередко и чрезмерное самолюбие. Не умеют работать в подчинении и партнёрстве, их подводит чрезмерное самолюбие. Надобно исторгнуть самые корни гнева и причины, каковы: чрезмерное самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие, особенно гордость. Король «прямой» — человек с огромным опытом военной или государственной службы, влиятельный, способный оказать помощь, однако может быть опасен из-за своего чрезмерного самолюбия. По правде говоря, мне представляется чрезмерным самолюбием и величайшим самомнением ставить свои взгляды до такой степени высоко, чтобы ради их торжества не останавливаться пред нарушением общественного спокойствия, пред столькими неизбежными бедствиями и ужасающим падением нравов, которые приносят с собой гражданские войны, пред изменениями в государственном строе, что влечёт за собой столь значительные последствия, — да ещё делать всё это в своей собственной стране.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова традиционализм (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Неточные совпадения
Или придавать интимному контакту чрезмерное значение, расценивая его как большую жертву или удар по вашему самолюбию. У них чрезмерно развито самолюбие и эго. Самолюбие — это чрезмерная любовь человека к собственному телу, возвышение телесной природы и предпочтение её природе духовной. Безусловно, человек без самолюбия — это очень нехорошо, однако и при чрезмерном развитии этого чувства есть большая опасность стать эгоистом и даже вызвать неприязнь окружающих. Боже, не возведи ему в вину чрезмерную гордость и самолюбие! Но, глядя на бездарностей, восхваляющих себя, на тех, кто своим чрезмерно надутым самолюбием поднимал своё ничтожное «Я», его охватывала ярость. Отрицательными чертами могут быть чрезмерная эмоциональность, непрактичность, злоба, горечь, самолюбие и переменчивость.Самолюбие, Сокровищница духовной мудрости
Кто угождает самому себе и свое мнение предпочитает мнению прочих, тот сим показывает, что нет в нем страха Божия (прп. авва Исаия, 59, 93).
* * *
…Кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедию. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем-либо из потребного для брата, или по душе, или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель (свт. Василий Великий, 9, 203). Источник.
* * *
…Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии… (свт. Василий Великий, 9, 295). Источник.
* * *
…Не будем самолюбивы; ибо от самолюбия, как ветви какие, отрождаются пороки. Истребляется же самолюбие любовию, которая всех влечет к единомыслию и связывает воедино (прп. Ефрем Сирин, 30, 507). Источник.
* * *
…Забвение, леность и неведение… рождает сластолюбивая и покойная жизнь, привязанность к людской славе и развлечению. А первоначальная причина и самая негодная матерь всему этому есть самолюбие, т. е. неразумная привязанность и страстная приверженность к телу, разлияние и рассеянность ума вместе с острословием и сквернословием, подобно всякой вольности в речах и смеху, приводящие ко многому худому и ко многим падениям (прп. Ефрем Сирин, 32, 388). Источник.
* * *
Корень и источник всех зол, от которого все они происходят, – чрезмерное самолюбие. Преданный этой страсти не наблюдает даже и за своими делами (свт. Иоанн Златоуст, 54, 803–804). Источник.
* * *
Кто самолюбив, тот в особенности и не любит себя; а кто братолюбив, тот и любит себя гораздо более (свт. Иоанн Златоуст, 54, 804). Источник.
* * *
Зараза и ограниченность самолюбия сокращает и умаляет любовь, которая широка и простирается на всех (свт. Иоанн Златоуст, 54, 804).
* * *
Нет яда, паче яда аспида и василиска; и нет зла, паче зла самолюбия. Исчадия же самолюбия – …змеи летающие, суть сии: самохваление в сердце, самоугодие, чревонеистовство, блуд, тщеславие, зависть и вершина всех зол гордость, которая не только людей, но и ангелов свергает с небес и вместо света покрывает мраком (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 212). Источник.
* * *
Кто мать страстей – самолюбие – отвергнет, тот, при помощи Божией, удобно отложит и все другие страсти, как то: гнев, печаль, злопамятство и прочие. Кто же одержим первым, тот, хотя бы не хотел, уязвляется и последними. Самолюбие же есть страстная любовь к телу (прп. Максим Исповедник, 91, 178).
* * *
Берегись матери зол, самолюбия, которая есть неразумная любовь к телу. Ибо от него с кажущеюся благословностию рождаются три первые и родовые, страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, – заимствуя поводы от необходимой потребности телесной; а от этих рождается все племя страстей. Вот почему и надлежит, как сказано, весьма остерегаться самолюбия, и противоборствовать ему с великою бдительностию. Ибо с истреблением его истребляются и все его порождения (прп. Максим Исповедник, 91, 188).
* * *
Самолюбие… состоит причиною всех страстных помыслов; ибо от него рождаются три главнейших помысла вожделевательной части души: чревоугодия, сребролюбия и тщеславия. Потом от чревоугодия рождается помысл блудный; от сребролюбия любостяжательный; от тщеславия гордостный; прочие же все следуют за каждым из сих трех, как то: помысл гневный, печальный, злопамятный, унывный, завистливый, клеветливый… Сии страсти связуют ум предметами вещественными и клонят его к земле, налегая на него, подобно тягчайшему камню, тогда как ум по природе легче и тонее огня (прп. Максим Исповедник, 91, 205).
* * *
…Самолюбие и плотское мудрование людей, отторгши их друг от друга и криво истолковав закон, рассекло единое естество (единоестественных) на многие части и, введши в силу ныне всех обдержащее жестокосердие, таким настроением вооружило природу саму против себя (т. е. людей друг против друга) (прп. Максим Исповедник, 91, 253–254).
* * *
Самолюбие бывает родительницею неисчетных страстей. Почему, когда кто исторгнет из сердца своего самолюбие, тогда легко возьмет силу и над другими страстями, при содействии Господа. Ибо из него обыкновенно рождаются гнев, печаль, злопамятство, сластолюбие и необузданная дерзость; и побежденный им неизбежно побеждается и прочими страстями. Самолюбием же называем мы страстное расположение и любовь к телу с исполнением плотских пожеланий (свт. Феодор Едесский, 91, 342).
* * *
…Только что выступившему на подвиги ничто так не препятствует исполнять делом заповеди, как всезлобнейшее самолюбие (жаление плоти). Оно служит препоною к преуспеянию даже и ревностным. Оно влагает в них мысль о неисцельных болезнях и страданиях тела (если станут строго жить), и тем охлаждает жар ревности душевной и склоняет ее отказаться от злостраданий (произвольных лишений) ради добродетели, как навета против самоугодливой жизни (прп. Никита Стифат, 93, 89).
* * *
Во главе всех добродетелей шествует искренняя вера, при коей душа не колеблющеюся водится мыслию, но всецело отметает самолюбие (прп. Никита Стифат, 93, 89).
* * *
Есть же самолюбие – неразумная любовь к телу, или саможаление, которое делает монаха самолюбивым, душелюбивым и телолюбивым и отдаляет его от Бога и Царствия Его… (прп. Никита Стифат, 93, 89–90).
* * *
, одержимы будучи самолюбием, сею питательницею пагубных страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти.
…Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к приятию мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли и вся устремляется к мысленным небесам… будучи чужды Духа Святаго, они не причастны и даров Его; почему и плодов божественных не увидишь в них…(прп. Никита Стифат, 93, 112–113).
* * *
Самолюбие – питательница пагубных страстей (прп. Никита Стифат, 93, 122).
* * *
Ничто так расслабленною, беспечною и несмысленною не делает душу и ревностных подвижников, как самолюбие, сия кормилица страстей. Внушая предпочитать покой тела трудам о добродетели и предусмотрительным почитать благоразумием не отягчать себя делами произвольно, особенно удобными и небольшими потами по исполнению заповедей, оно обыкновенно отнимает у души охоту и ревность к прохождению поприща безмолвия и производит в ней сильное и непреодолимое разленение на дела (прп. Григорий Синаит, 93, 202–203).
* * *
Воистину совершенно плоть сущие и самолюбие лобызающие всегда работают сластолюбию и тщеславию; в них и зависть укоренена… (прп. Григорий Синаит, 93, 211–212).
* * *
Заботящийся о красоте, много думающий о себе по знатности предков, по блеску одежд и по другим таким вещам, обличает в себе детскую незрелость ума, ибо все такое – прах; праха же что ничтожнее? (свт. Григорий Палама, 93, 267–268).
* * *
Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаев, когда это необходимо, но и при этом говори, сколько можешь, короче и скорее. Когда видишь, что другие говорят о себе с излишком, понудь себя не подражать им, хотя бы слова их казались смиренными и самоукорительными (прп. Никодим Святогорец, 70, 105). Источник.
* * *
Самолюбие и привязанность к временному и суетному – плоды самообольщения, ослепления, душевной смерти. Самолюбие есть извращенная любовь к себе (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 88). Источник.
* * *
…Самолюбие есть искаженная любовь падшего человека к самому себе. Самолюбие боготворит свой падший, лжеименный разум, старается во всем и постоянно удовлетворять своей падшей, ложно направленной воле. Самолюбие выражается по отношению к ближним или посредством ненависти, или посредством человекоугодия, т. е. угождения страстям человеческим, а к предметам мира, которыми оно всегда злоупотребляет, посредством пристрастия. Как святая любовь есть соуз совершенства (Кол. 3, 14) и составляется из полноты всех добродетелей, так самолюбие есть та греховная страсть, которая составляется из полноты всех прочих разнообразных греховных страстей (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 117). Источник.
* * *
Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, сказал Иоанн Богослов (2Ин. 1, 6) (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 260). Источник.
* * *
Нечисто оно от самолюбия, в коем живут и действуют все страсти… (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 160).
Чем опасно самолюбие? | Православная Жизнь
Страсть «самолюбие» по-гречески – филаутия. Слово «филаутия» указывает на сущность этой страсти, и наша задача – посмотреть на это явление, на этот феномен, чтобы увидеть в себе действие этой страсти.
Буквально «филаутия» – это любовь к самому себе. Самолюбивый человек зациклен сам на себе, он любит сам себя, слушает сам себя и угождает сам себе. «Филаутия» — это самолюбие, самоугодие, любовь к своему телу, жаление себя, слепой страх за себя, озабоченность собой. Это зацикленность на себе конечном, на себе преходящем, любление своих желаний, прихотей, чтобы было по-моему. Самолюбие противоположно тому, что хочет от нас Бог. Бог хочет, чтобы мы любили Его – Бога, и Бог хочет, чтобы мы любили ближнего. А самолюбивый человек направлен сам на себя – он Бога не любит, он не может любить Бога, он любит себя, свое тело, свою волю, свои желания, свое «я». Бог вечен, я – конечен. Самолюбие – это любление своей самости, своего ложного «я». Когда человек направлен на Бога и исполняет волю Бога, его эгоистическое «я», его мнимая самость пропадает, ее нет. А когда человек не направлен на Бога, а направлен на себя, его самость, его «я» мнимым образом «существует». Это «я», эта самость на самом деле не существует, это что-то ложное, придуманное, это то своеволие, с которого начался грех, это что-то в человеке поврежденное, которое апостол Павел назвал телом смерти, это то, что хочет своего, чтобы было по-моему, по моим самолюбивым желаниям, это – ветхий, страстно-греховный человек. Никодим Святогорец говорит, что самолюбие – это ветхий человек. Святые отцы говорят, что самолюбие – главная страсть, из которой сначала выходят три страсти – славолюбие, сребролюбие, сластолюбие, а потом и все остальные страсти.
Для того чтобы угождать Богу, любить Бога, чтобы познавать Иисуса Христа, нужно научиться смотреть на то, что этому мешает, – на самолюбие. Иисус Христос своей жизнью дает пример преодоления себя и нам говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [Мф 16:24]. Но в нас независимо от нас действует эта страсть – самолюбие, филаутия, и, если мы на нее не смотрим, не видим ее признаки, она вмешивается в нашу жизнь, в наше делание по Богу, и происходит лукавая подмена, когда нам кажется, что мы делаем правильно – по Богу, угодное Богу, угождаем Богу, но на самом деле мы угождаем себе, если мы не видим этого действующего внутри нас врага – самолюбие. Апостол Павел это описал, как «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» [Рим 7:19]. Самолюбие – это когда мы хотим делать по Богу, но у нас не получается, потому что мы привыкли делать по-своему, по своему самоугодию. Самолюбие есть основа всех страстей, и это есть навык, страсть угождать самому себе. Чтобы осознать, что борьба с ней дело тяжелое и долгое, нужно понимать, что страсть – это греховная привычка, это привычка следовать не Богу, а темным силам. И для того чтобы преодолеть эту привычку, нужно, во-первых, увидеть ее в себе, ее признаки, во-вторых – создавать противопривычку, т. е. потихоньку, маленькими шагами, терпеливо и неуклонно делать что-то по Богу, преодолевая свое самоугодие. Сразу, за короткое время самолюбие не преодолеешь, потому что мы привыкли любить себя и угождать себе. Нужно осознать следующий факт: мы часто потакали себе, делали угодное себе, тревожились и заботились только о себе, а если и о других, то для того, чтобы они потакали нашему самолюбию. Человекоугодие связано с самоугодием, когда человек льстит другому, угодничает перед ним, чтобы тот о нем позаботился, делает вид, что любит ближнего, сам же ищет только внимания и любви к себе.
Чтобы в умном делании бороться с самолюбием, противостоять этой страсти, следует свое внимание обратить к себе, к своему уму и сердцу, чтобы отслеживать помыслы, которые зажигают, порождают страсть самолюбия. Как в нас загораются, образуются страсти? Мы сначала принимаем помыслы, прилоги, которые идут от бесов. Потом собеседуем с ними, сердце услаждается ими, потом воля подключается и создается страсть – греховная привычка действовать по воле лукавых сил. В борьбе с самолюбием должна быть двоякая работа. Сначала нужно отслеживать помыслы самолюбия, которые вбрасывает в наш ум лукавый, а потом изгонять их. Нужно четко осознавать – эти помыслы самоугодия – не наши. Лукавство дьявола в том, что он нас обманывает таким образом, что заставляет следовать его воле, но при этом делает так, чтобы мы думали, что следуем себе, исполняем свою волю. Это хитрая ловушка, трюк лукавого, чтобы обмануть нас и поработить. Если мы наблюдаем за своим сердцем в трезвении — внимании к помыслам, то мы видим, как помыслы самолюбия разрушительно действуют на душу, на сердце, замечаем, что они чужды, враждебны нам. Мы видим, как помыслы самоугодия (самоволия) входят в наше сердце, заражают его суетой, как мы захватываемся чем-то чуждым, беспокойным, злым и умертвляющим. Осознаем с очевидностью, что это нас угнетает, это нам вредно, плохо нашему сердцу, это болезнь, разрушающая здравие. Признаки помыслов самолюбия, когда мы их принимаем, – в сердце появляется суета и смятение. Это какая-то тревожная озабоченность собой, озабоченная суетливость, желание, чтобы было так, как я хочу, при этом возникает раздражительная нетерпеливость. Тут главное уловить во внимании, в наблюдении за собой, за своим сердцем, как сердце реагирует на эти вражеские помыслы-прилоги, как оно захватывается озабоченным беспокойством о себе, как захватывается чем-то (кем-то) иным – чужим, мертвым и ужасным. Критерий здесь таков – когда мы с Богом, когда мы исполняем волю Бога, у нас в сердце покой и благодать, нам хорошо, сердцу хорошо. Это состояние мы можем в себе наблюдать после внимательной молитвы, после Литургии, участия в Таинствах. Мы с Богом, и нам хорошо, спокойно, мирно и благодатно. Господь вечен и дает абсолютную надежную вечную опору. Самолюбие же направлено на временное, не вечное, конечное, преходящее, и отсюда суетливость и мучительное беспокойство, неуверенность в душе, в сердце от помыслов самолюбия, потому что на преходящее, которое есть, и уже его нет, опереться нельзя – это ложная опора. Отслеживать помыслы самолюбия легче из состояния благодатного, спокойного, тогда беспокойство и суета, которые они несут, наиболее заметны и осознаваемы. К примеру, мы выходим из церкви после исповеди, причастия или встаем после внимательной, спокойной молитвы – и вот появляются мысли. Мысли о том, что хотелось бы чего-то, надо сделать что-то, злые мысли против людей, которые ущемили наше самолюбие и т. д. Эти мысли входят в наше сердце, и в нем появляется беспокойство, чувствуется что-то не то, что-то неладное, нарушается покой, который был от богообщения. Мы наблюдаем признаки воздействия помыслов самолюбия на сердце – это беспокойство, суета, тревожность, неладность, мучительность. Нужно четко осознавать, что это помыслы вражеские и мучительные — «я хочу, чтобы было по-моему, по моему самолюбию, чтобы было хорошо для меня, но хочу нетерпеливо, раздражительно, чтобы было здесь и сейчас так, как я хочу», и я мучаюсь этими помыслами. А если по-моему не получается, то сразу же гнев и страх. Достоевский называл это «по своей глупой воле пожить». Это ненормальное действие желательной и раздражительной сил души.
Если мы в себе отследим, что эти мучительные помыслы самолюбия, самоугодия (чтобы было по-моему, как я люблю, как мне хочется) – это во мне что-то чуждое и я от этого болею, мне от этого плохо, то это осознание очень хорошее начало для борьбы с самолюбием. Если мы это в себе увидели, если увидели помыслы, которые в нас, в наше сердце входят и начинают нас мучить, будоражить и тревожить, если мы эти помыслы в трезвении (внимании к сердцу) отследили, осознали их как чужие, как вражеские, то мы можем им воспротивиться, сказать им — «нет!», отринуть их от себя, от своего сердца. Эту операцию отсекания от сердца вражеских помыслов Исихий Иерусалимский называет «противоречие помыслам». Мы говорим помыслам и страстям – нет, потому что это не мое, это чужое и враждебное и отсекаем, отгоняем их от себя.
И когда я вижу, что эти мысли не мои и отбрасываю их, тогда я создаю противо-помыслы, т. е. сам в себе усиливаю мысли, противоположные самолюбивым. Это вторая операция в борьбе с помыслами – создание противо-помысла, сотворение мысли, противоположной мысли самолюбивой, сотворение мысли богоугодной, чтобы богоугодная мысль воспротивилась мысли самоугодной. Слово Божье есть источник для мыслей богоугодных.
Третья операция – воевать, отгонять от себя, выгонять из сердца помыслы и страсти Иисусовой молитвой или какой-либо другой молитвой. Если мы впустили в сердце по невнимательности вражескую мысль, пошло умножение самолюбивых помыслов и страсть начинает загораться – тут нужно усиленно творить молитву, лучше Иисусову, чтобы Именем Иисусовым поражать и отгонять врагов, пресекать страсть, греховное душевное движение.
Вот три операции для борьбы с помыслами самолюбия (и вообще всеми вражескими помыслами). Увидеть помысел самолюбия и сказать ему – нет, это во мне не мое, это обман, что помысл мой, он вражеский, который хочет меня умертвить, погубить, мне от него плохо. Осознав это, я его от себя отсекаю и создаю противопомысел, начинаю думать по Богу ( а не по-своему), а общая черта всех противопомыслов – они базируются на Слове Божьем и в отличие от помыслов самолюбия, которые внушают исполнять свою волю, свои желания, направлены на исполнение воли Божьей. Далее творю Иисусову молитву, чтобы духовный огонь молитвы прогнал помыслы и утихомирил страсти, движимые силами тьмы.
Пример – пришел помысел самоугодия, который внушает, что надо сделать что-то по-своему, как мне хочется, сделать что-то нереальное, неразумное, неуместное, несоответствующее реальной ситуации. Он как бы ослепляет, помрачает ум, толкает на неправильное действие, он меня будоражит желанием сделать по своеволию. А я в себе говорю этому помыслу – «нет», и далее себе говорю – «Как Господь даст, как управит, как вразумит, так и будет». И от этой мысли я успокаиваюсь. Действительно успокаиваюсь. Нетерпеливость, тревога, сомнение, своевольное жадное желание, смятение, смущение преодолеваются спокойной верой-уверенностью в Боге, в Его любви и промыслительной заботе. Самоугодие, самолюбие это — «нравится, не нравится». Это меня выводит из себя, расстраивает – в сердце разлад, желания разрывают. Если я все это в себе пресеку, создам противопомысел — подумаю «Как Господь даст, так и будет», создам помысел веры, помысел полагания на волю Божью, на его заповеди, то тогда увижу, что сердце успокаивается, появляется какая-то устойчивость, потому что я ухожу от своей воли и принимаю волю Божью, принимаю мыслью и сердцем Его заповеди, уповаю на волю Божью, и Господь дает утешение и силу. Но так как смятение от хаоса самолюбивых помыслов и страстей сразу не проходит, я начинаю методично бить врага как мечом Иисусовой молитвой, пока враг не убежит, тогда помыслы самоугодия рассеются, страсти успокоятся и в сердце появится благодатный покой, мир в Господе Иисусе Христе.
Почему важно приобретать опыт борьбы с собой – с самолюбием. Обыкновенный человек чувствует свою беспомощность перед вражескими лукавыми помыслами. Он находится в смятенном состоянии от нападения помыслов и страстей и не знает, что с ним происходит и что с этим делать. Но если он обладает аскетическими навыками и имеет опыт внутренней брани в сердце, то начинает чувствовать, что он не так уж и беспомощен. Даже если идут сильные потрясения, волнения и атаки, но человек видит, что может хоть немного противостоять мысленным врагам, страстям, с ними бороться силою Господа Иисуса Христа, тогда появляется спокойная уверенность, что Господь Иисус Христос с тобой, он тебя защитит и не оставит. Эта вера в Господа Иисуса Христа, любовь к Господу Иисусу Христу, молитвенное устремление к Господу Иисусу преодолевает самолюбие, выводит из слепого потерянного состояния самолюбивой зацикленности на самом себе, из ужаса и беспокойства самовольной богооставленности, дает покой, мир и благодать.
Господи, помоги нам!
Александр Блуд
Болезненное самолюбие
Самолюбие — высокая оценка своих сил, сочетающаяся с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих; чувствительность к мнению окружающих о себе.Самолюбие есть у каждого человека и выраженно в разной степени.
Излишне самолюбивые люди очень болезненно реагируют на критику в свой адрес или когда им в чем-то отказывают.
Сильно задетое или ущемленное самолюбие может перерасти в неосозноваемую или вполне сознаваемую месть.
Направление развития
Если высокая оценка своих сил сочетается с привычкой к их дальнейшему развитию — это скорее достоинство личности.
Внимательность к мнению окружающих о себе — также скорее полезное качество.
В самолюбии плохо то, что критические замечания в свой адрес такой человек воспринимает болезненно. Поэтому задача самолюбивого человека — научиться грамотно воспринимать критику в свой адрес. Смотри Восприятие критики.
Болезненное самолюбие это когда человек не просто осознаёт какие-то негативные моменты своего характера. Это когда есть ещё и обида на окружающий мир и на окружающих людей. Это защитная реакция ЭГО на внутренние проблемы, и на обратную связь от окружающего мира, о наличии этих проблем. Это не черта характера. Это процесс. Процесс защитной реакции. А следствием этого процесса, который действительно разрушает жизнь человека, делая его объективно несчастным, является то, что это защищающееся ЭГО разрушает приёмник обратной связи. Человек становится невосприимчив ладно бы к критике, но ещё и к адекватности и самооценке своего поведения. Человек становится неадекватен к самоанализу. ЭГО возводит настолько крепкую оболочку вокруг своего болезненного ядра, которое воспринимается как постоянно ноющая тупая боль в душе, он недовольства жизни, недовольства самим собой, реакцией окружающих, поведением окружающих, отсутствием любви со стороны других людей, это воспринимается как постоянная боль в душе, что даже сам человек не может докопаться до этого ядра. Он не может с ним работать.
Критика? Если Вам указали на какой то Ваш недостаток? Критика ,даже если она сказана из добрых побуждений ,обычно попадает в самое болезненное место, автоматически вызывая дико-агрессивную реакцию .И это вместо того ,что бы поблагодарить человека (особенно близкого)и попытаться исправиться.
И следствием этого болезненного самолюбия является, прежде всего, неадекватное поведение. Действительно неадекватное поведение. Если человек с низкой самооценкой может вести себя адекватно и естественно, хоть и не так светло и ярко сияет, как люди с высокой самооценкой, но тем не менее. Он не получает по рогам ни за что. А люди с болезненным самолюбием постоянно получают по рогам не за что. Потому что они ведут себя как обиженные ёжики. Этот ёжик сияет внутренней агрессивностью. А окружающие люди, в свою очередь, начинают защищаться. Это защитная реакция мира на постоянно теплящуюся в душе агрессию этого человека. И мир начинает таких людей гандошить, женщина это или мужчина.
Великие о Самолюбие
Большинство из нас похожи на того петуха, который воображал, что солнце встает каждое утро единственно для того, чтобы послушать, как он поет.
Джером Клапка Джером
Все люди поначалу учатся на собственных ошибках , ибо до первых крупных неудач болезненное самолюбие не позволяет нам учиться на чужих.
Али Апшерони
Гордыня не хочет быть должницей, а самолюбие не хочет платить.
Франсуа Ларошфуко
Из всех пороков, унижающих личность человека, себялюбие самый гнусный и презренный.
Уильям Теккерей
Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь.
Оскар Уайльд
Любовь сильнее самолюбия: женщину можно любить, даже когда она презирает вас.
Люк де Клапье Вовенарг
Люди легко находят оправдания собственным поступкам и в то же время возмущаются аналогичными действиям других.
Али Апшерони
Насмешка — хорошее испытание для самолюбия.
Люк де Клапье Вовенарг
Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды.
Франсуа Ларошфуко
Самолюбие — худший вид зависимости.
Максим Горький
Самолюбие это настолько ранимая вещь, что нанести ему укол можно десятком тысяч самых разных способов.
Али Апшерони
Самолюбие – это наполненный ветром воздушный шар, из которого вырывается буря, лишь уколешь его.
Вольтер
Себялюбие — это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо.
Франсуа Ларошфуко
Что может быть глупее самолюбования, особенно в преддверии каких-либо серьезных испытаний?
Али Апшерони
Гонор | Самомнение, заносчивость, спесь 5 букв |
Амбициозность | Самолюбие, самомнение, спесь 13 букв |
Гонор | Самомнение «выше крыши» 5 букв |
Амбициозность | Синоним самолюбие, самомнение, спесь 13 букв |
Амбиция | Тщеславие, обостренное самолюбие или самомнение, спесь 7 букв |
Амбиция | Честолюбие, тщеславие, обостренное самолюбие, самомнение; спесь 7 букв |
Гречиха | Пищевая культура, наказанная за самомнение в одноименной сказке Ханса андерсона 7 букв |
Натуга | Чрезмерное усилие 6 букв |
Надсада | Чрезмерное усилие 7 букв |
Гнев | Чрезмерное возмущение 4 буквы |