Что это познание: Познание — Википедия – Познание — что это такое, виды и формы познания (рациональное. научное. чувственное)

Автор: | 15.10.2019

Содержание

Познание — Википедия

Позна́ниекогни́ция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание — основной предмет гносеологии. Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.

Познание изучается не только философией. Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучает познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии[1].

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека.[2]

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание

[3], причём к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[источник не указан 392 дня].

Научное[править | править код]

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Художественное[править | править код]

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское[править | править код]

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое[править | править код]

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие. Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы

познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определенной моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах. Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.[5]

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях

[6].

Платон[править | править код]

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Аристотель[править | править код]

«Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом».

«Представления — это как бы предметы ощущения, только без материи».

Кант[править | править код]

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[7]. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.

Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х годов.

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

Познание — это… Что такое Познание?

Эта статья о познании вообще. О познании как предмете изучения психологии см. Когнитивность

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Цель познания

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека[1]. В современной литературе цель познания усматривается в истине[2].

Формы познания

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание[3], причём к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[5].

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[источник не указан 1309 дней] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях[6].

История понятия

Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Кант

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». И.Кант

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы |

 Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания —  это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение)

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

 

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

 

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории,  человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

 

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

 

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

 

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

 

его формы, уровни и методы научного вида

На данный момент в нашей жизни есть обширный спектр научных течений, которые стараются понять и определить, что такое познание. Его бегло рассматривают в социологии, в отрасли науковедения, в когнитивной психологии. Но, информации настолько мало, что становится трудно найти точное определение и понимание такого интересного учения.

познание - это больше чем наука

Познание — это обучающий процесс, в который входит обучение и анализ окружающего мира. Основная задача заключается в том, чтобы понять все, что окружает нас. Первое определение данного процесса, озвучил Платон

Познание — это некий алгоритм, по которому мы получаем интересующие нас знания.

Содержание статьи:

Познание — это больше чем наука или философия

Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.

Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.

познание как научное формирование

Познание — это выявление всех закономерностей, которые происходят вокруг нас и внутри нас. Вся информация которую мы получаем при помощи любого органа чувств, систематизируется и запоминается. Главная задача этого процесса упростить существование человека на земле

Первые упоминания и основное значение

Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.

Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.

Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.

познание - это процесс постоянного изучения

познание — это процесс постоянного изучения, которое направлено на упрощение существования человека, путем систематизации полученной информации. Все новые знания и открытия постоянно обновляются

5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение

Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:

  1. Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
  2. Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
  3. Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
  • Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
  • Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
  1. Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
  2. Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.

Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.

познание - это главная часть познания себя

Все виды деятельности направленные на познавание окружающего мира собраны в умах всего человечества. Передача из поколений в поколение происходит путем обучения, и находится в различных источниках передачи информации. Одним из первых источников массовой передачи знаний, являются печатные и рукописные записи. При их помощи человечество добилось огромного прогресса за последние 2000 лет

Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления

Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.

Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.

Чувственное познание

Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.

С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?

познание глазами ребенка

Чувственное познание дается нам с самого рождения. Каждый день прожитой жизни мы ощущаем, слышим, видим, нюхаем. Вся полученная информация познается путем восприятия через органы наших чувств. Таким образом мы запоминаем всю полученные данные и можем делать выводы, чтобы принимать определенные решения

Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:

  1. ощущение –  это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
  2. восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
  3. представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.
рациональное познание

Если чувственное познание — это дар, который является нашим врожденным умением, то рациональное познание может прийти только после приобретения опыта. Каждый человек по-разному познает этот мир, и нельзя точно определить на каком этапе жизни он сможет прийти к рациональному познанию

Рациональное познание

Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:

  1. понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
  2. суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
  3. умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.

До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.

Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.

познание мира

Мы учимся познавать окружающую среду, в которой находимся, каждый день и ежесекундно. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, вы познаете что-то новое и являетесь частью. Если у вас есть дети, то ваша основная задача ускорить процесс их формы познания, чтобы они смогли принимать все необходимые решения для совершенного понимания нашего мироздания

Основные виды познания мира

На сегодняшний день, люди разделяют 7 основных видов познания:

  1. научное;
  2. философское;
  3. творческое;
  4. религиозное;
  5. повседневное;
  6. мифологическое;
  7. самопознание.

Давайте более детально рассмотрим каждый вид познания.

Познание научной формы

Научное познание – это рациональная форма познавательного процесса, которая основывается на логических умозаключениях. Наблюдение причинно-следственной связи. Научная форма познания начинается с того, что люди с ученой степенью, предполагают что-то, после чего эта информация подтверждается или опровергается на основании предварительного исследования. Рациональность научной формы познания основано на объективности и здравом смысле.

Познание с точки зрения философии

Философское познание мира сосредоточено в первую очередь, на поиск смыслы в жизни человека. Применяя различные критерии, такие как добро или зло. Философия – это наука, в которой постоянно пытаются найти ответы на главные вопросы нашей жизни. Например, кто такие люди и для чего они живут, с какой целью и как появился мир и подобные вопросы, на которые нельзя найти рационального или научного ответа.

познание в творчестве и искусстве

Умение познавать мир путем изобразительного искусства или в художественной литературе. Творчество — это тоже один из способов передачи информации и познания. Поэтому сегодня так ценят творчество человека и набирает большую популярность среди людей которые занимаются саморазвитием

Творчество как художественное познание

Художественная форма и познание в виде творчества позволяет отражать действительность через графические изображения или при помощи букв и символов. Такая форма познавательного процесса, ограничивается только воображением творца. Это продукт мыслительного процесса, который основывается на воображении творящего.

Религиозная форма познания

Религиозное познание – в первую очередь, побуждает человека, страшиться перед Господом Богом (создателем мира всего), и в то же время находиться в гармонии с Всевышним.

Религия направлена на обучение отношений между человеческими помыслами или деяниями и осуждающими законами Бога. Стоит предположить, что такого рода познание, имеет большие сходства с мифологической формой познавательности.

Все явления, которые до сих пор не имеют объяснений, считаются божьим помыслом, направленным на человека, с целью наказать или отблагодарить за преданность и веру.

Предлагаю вашему вниманию, прочесть пару статей: что такое вера? и что значит духовность?

Повседневное познание окружающего мира

Повседневная форма познания – это сбор и обработка информации, которую мы получаем, проживая каждый новый день. Часто люди называют это жизненным опытом. Когда после пережитых событий мы обдумываем произошедшие события.

Вследствие такой деятельности, мы начинаем понимать и различать вред и пользу происходящих событий в нашей повседневной обыденности. Накапливаемый опыт, должен быть направлен на улучшение показателей уровня жизни и все-целое облегчение существования на земле.

Такая форма познания считается рациональной, и доступна человеку с самого его рождения, до самого конца жизни. Все правильные решения и ошибки накапливаются на протяжении всего промежутка жизни каждого человека. По мере поступления такой информации мы приобретаем некий опыт, который в дальнейшем можем использовать на благо, или во вред человечества.

Мифология как форма познания

познание в мифологии

В мифологии можно найти много красочных примеров, для представления первозданного мира. Вся информация передается и видоизменяется тысячами лет. Но среди необъяснимых существ или предметов, а также явлений, можно увидеть некоторые современные аппараты или элементарные погодные явления. Форма научного познания тех времен могла быть намного выше чем сегодня и есть предположение, что именно знания и уничтожили великую цивилизацию. До нас донеслись только обрывки информации

Мифологическое познание – это первобытное представление нашего мира, когда человечество только начинало постигать всю информацию, которая нас окружает. В те времена, если погибал человек при неизвестных обстоятельствах, то этому событию приписывали причастие неведомых существ.

По мнению наших предков, всеми процессами на земле управляли отдельные существа или боги. Все погодные явления или климатические изменения считались тогда проявлением божественной силы.

На сегодняшний день, еще существует данная форма познавательного мышления. Такой формой познания владею те люди, которые не вникают в научные исследования. Или те, чья психика нарушена, и они не желают нести ответственность за собственные деяния. Это могут быть: как душевно нездоровые люди, так и индивиды, которые притворяются таковыми, чтобы уйти от ответственности в совершенных преступлениях или ошибках.

Самопознание внутреннего и внешнего мира

Самопознание – это форма изучения внутреннего или внешнего состояния. Люди пытаются изучить свои мыслительные процессы, поступки, которые совершаются осознанно на основании этих мыслей, рефлексы и реакции организма на внешние раздражители. Познавая мир, таким образом, человек становиться самостоятельной личностью, что позволяет быть отличным от других индивидов живущих на планете.

Какие бывают методы познания

Методы познания – это своеобразный инструмент для изучения и опознавания окружающего мира. Это совокупность теоретических и практических методов, которые позволяют глубоко изучать принципы и механизмы мироздания.

познание и методы его достижения

Чтобы познавать мир, людям приходится находить все новые и новые способы получения информации. Для этого создают целые научные проекты, которые направлены на развитие познавательной деятельности. Уровень роста познания каждый день приобретает невероятные результаты. Ученые обладают такими знаниями, которые не способен принять и понять простой обыватель

Методы познания принято разделять на две разновидности: теоретические методы познания и эмпирические методы познания.

Что такое теоретическое познание

Этот метод познания основан, на способности человека проводить анализ и сравнивать, Установленную гипотезу подвергают исследованию, прибегая к существующим канонам и закономерностям. Сюда можно отнести ряд следующих способов достижения познавания, которые разделяют на следующие виды:

  • анализ – воображаемое разделение целого объекта на составные части. Это делается, чтобы получить знание об этих частях, узнать их взаимосвязь и особые свойства;
  • формализация – описание объектов при помощи всех возможных символов: цифрами, буквами, фигурами и др;
  • синтез – данный метод заключается в том, чтобы объединить составные части в одно целое и дать общее название. Этот метод является противоположностью анализа. Например, определенный психотип человека состоит из различных форм индивидуальных особенностей характера и мышления;
  • общение (коммуникация) – познание путем объединения по основным параметрам каждого объекта. Например, река, море, лужа – вода;
  • дедукция – заключается в том, что мы делаем определенный вывод, основываясь на все возможные параметры и условия;
  • моделирование – это наглядное созидание чего-то, что уже создано. Модели могут отличаться от оригинала своими размерами, формами и быть отображены в любой плоскости. Например, копия дома из дерева или его модель на компьютере;
  • классификация – это способ объединения различных объектов по определенным критериям в отдельные категории;
  • абстрагирование – заключается в изучении только одной составляющей одного объекта;
  • конкретизация – сосредоточенность на основных составных частях одного целого объекта познания;
  • идеализация – когда объекту познания присваивают несуществующие элементы, которые нужны для более обширного понимания;
  • аналогия – выявление закономерностей и частей, которые можно привести как пример сходства;

Совокупность этих способов помогает нам изучать мир более обширно и понимать, как устроены определенные процессы.

Что значит эмпирическое познание

Эмпирическая форма познания предполагает изучение объектов при помощи определенных опытов. Давайте рассмотрим примеры эмпирического уровня познания. Здесь есть четыре основных способа, а именно:

  1. сравнение – выявление различий или сходства параметров, исходя из двух или нескольких объектов познания;
  2. наблюдение – приобретение знаний путем зрительного контакта;
  3. измерение – получение информации путем анализа и считывания данных об объекте;
  4. эксперимент – предполагает определенную совокупность действий для получения необходимых знаний. Для этого необходимо создать специальные условия.

Таким образом, мы познаем окружающий мир и способны подчинять себе силы природы. Путем познания, мы приобретаем опыт, который помогает нам выжить и развивать цивилизацию.

познание внешнего и внутреннего мира

Стоит понять, что ваша главная задача, постоянно развиваться, делать так, чтобы каждый день вам удавалось сделать больше. Просто познавайте этот мир, анализируйте каждое свое действие и делайте вывод. Таким образом вы узнаете что делаете не так или что нужно еще сделать, чтобы научиться быстро и качественно развиваться. В этом и есть вся суть познания

Выводы после сказанного

Теперь мы знаем, что такое познание. Прочитав эту информацию, вы использовали один из методов теоретического и практического познания. Итак, познание – это многогранная методика изучения всего, что нас окружает. Сюда относятся все процессы и явления, происходящие во внешнем мире, а также внутри нас.

Получение информации путем теоретического и эмпирического познания – это и есть основная задача данного учения. Сбор познавательной информации, которая в дальнейшем будет направлена на развитие и улучшение нашего мира, накапливается ежедневно. Пока существует человечество, будет и востребована форма научного познания окружающего мира.

Лекция 3. Познание и виды знаний

Лекция 3. Познание и виды знаний


Составным компонентом мировоззрения является знание– результат познавательной деятельности человека; форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познание– это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека. Познание – это особый вид деятельности, предполагающий наличие субъекта познания (человек, коллектив, всё общество) и объекта познания (явления и предметы действительности, процессы, общество, внутреннее состояние человека и т.п.). Примером познавательной деятельности может быть исследовательская работа известного польского астронома Н. Коперника — он открыл гелиоцентрическую систему (движение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как думали ранее). Результатом его деятельности стало знание, которое до сих пор является основой астрономии. Познавательной деятельностью является и учёба в школе, поскольку учащиеся получают новые для них знания.

В науке до сих пор идут споры относительно возможности исчерпывающего (полного) познания мира. Можно выделить три направления в философской науке, по-разному трактующих познаваемость мира:
 — агностицизм- философское направление, отрицающее возможность полного познания мира. Агностики считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. В мироздании есть немало аспектов, которые познать просто нельзя — человек не обладает возможностями для их познания;
 — скептицизм- философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Скептики отмечают, что мир познать можно, но крайне сложно: часто человек, осуществляя познание, приходит к заблуждению, сам того не понимая;
— гностицизм(оптимизм) — философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития техники, методики познания. Будут развиваться техника, методы, средства познания — будут расширяться границы познания мира. Эти границы условны, и их можно расширить до пределов абсолютного знания о мире.

Выделяют несколько видов познания:
1) обыденное– это познание, которое «вплетено» в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, в процессе совершения бытовых действий человеком. Например, когда-то каждый из нас узнал, что такое «горячо», просто коснувшись кипящего чайника – не специально, не целенаправленно.Наиболее активно такое познание осуществляется в детстве, юности;
2) мифологическое– это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф – это сказание, в образной форме повествующее о сотворении мира, его происхождении, развитии, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и также не является целенаправленным. Первобытные люди основную массу знаний получали из мифа, слепо веря ему;
3) религиозное– это познание с опорой на религиозные тексты, источники (Библия, Коран и т.п.), оно предполагает акцент на этических вопросах, смысле жизни и т.п. Может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Глубоко верующие люди значительную часть знания и сегодня приобретают в процессе чтения и толкования священных книг, пытаются применить это знание на практике — это является примером религиозного познания;
4) художественное– познание, основой которого является отражение объективной реальности в художественных образах, символах, знаках. Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней;
5) научное– это целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает получение и перепроверку истинных знаний. Чаще всего таким познанием занимаются учёные;
6) учебное– вид познания, близкий по смыслу научному. Учебное познание также целенаправленное, может осуществляться с применением отдельных методов научного познания, но его цель – получение знания отдельным человеком, которое уже известно в науке; обучение личности. В вузе студенты часто применяют методы научного познания, например, наблюдение с помощью микроскопа, повторяют действия учёных, получают при этом то знание, которое уже давно известно в науке;
7) паранаучное– это целенаправленное познание, осуществляемое вроде бы научными методами, либо вымышленными способами, похожими на действия учёных, но не признанное наукой. Например, астролог, составляя астропрогнозы, работает над картой звёздного неба, проводит измерения, но результат его познания не признан наукой;
8) социальное познание– это познание обществом самого себя, осмысление того, кто «мы». Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем. В таком познании объект и субъект совпадают – это общество;
9) самопознание– познание человеком самого себя, своего внутреннего мира, психики, внешних особенностей и т.п. Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект также совпадают — человек познаёт сам себя.

Перечень таких видов познания является открытым – в учебной литературе можно встретить и другие классификации видов познания.

Познание – процесс противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. Чаще всего сразу предугадать результат познания невозможно до его получения.

Выделяют формы познания:
1. Чувственное познание– это познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха и т.п. Чувственное познание выражается в формах:
— ощущение– отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило в первые секунды контакта с ним органами чувств. Пример: впервые увидев картину, человек отразил в своём сознании, что она большая и на ней много красного цвета — это были самые яркие её черты;
— восприятие– отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств. Восприятие чаще всего осуществляется при довольно длительном контакте с предметом. Пример: человек продолжает рассматривать картину – каждую её деталь, художественный элемент. Видит, что на ней нарисовано. В сознании человека формируется целостный облик этой картины;
— представление– сохранение и воспроизведение в сознании обобщённого образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Пример: человек, рассмотрев картину, ушёл из музея. Вечером он вспоминал об этой картине, она произвела на него впечатление.
2. Рациональное познание – это познание с помощью разума. Оно выражается в следующих формах:
— понятие– слово, термин, мысль, отражающие существенные признаки объекта познания. Пример: картина. Услышав это слово, человек сразу представит что-то плоское, разноцветное, прямоугольное, предназначенное для размещения на стене или ином вертикальном пространстве;
— суждение– мысль, выраженная во фразе, предложении, которая устанавливает связь между двумя или более понятиями; мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Пример: картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Здесь мы установили связи между понятиями «картина», «человек», «Русский музей»;
— умозаключение– получение нового знания на основе связи двух или более суждений; иными словами – вывод. Пример: первое суждение — картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга; второе суждение – все картины, выставляемые в Русском музее, принадлежат кисти русских авторов. Следовательно – картина, которую рассматривал человек, создана русском автором.

В ходе чувственного познания человек формирует чувственно-наглядный образ предмета, при рациональном познании — абстрактное, обобщённое знание. В науке ведутся споры о значимости этих форм познания. Выделяются два направления в трактовке значимости этих форм познания:
 — эмпиризм- направление в философии, признающее опыт, чувственное познание единственно достоверным источником знаний о мире. Представители эмпиризма считают, что в ходе рационального познания истина искажается, знание становится недостоверным;
— рационализм- философское направление, признающее разум главным источником познания.

Эмпиризм и рационализм — две крайности в понимании значимости чувственного и рационального познания. В реальности эти формы познания нельзя противопоставлять. Невозможно изучить разумом то, что не было изучено чувствами, а без рационального познания изучение предметов органами чувств не приведёт к глубокому знанию. Знание является результатом единства чувственного и рационального познания действительности.

Своеобразной формой познания, занимающей промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, является интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

В научном познании, а иногда и в некоторых других видах познания, выделяют уровни:
— эмпирический уровень – предполагает цель собрать, описать, выделить отдельные факты, зафиксировать их для того, чтобы потом, на теоретическом уровне, уже получать выводы.
— теоретический уровень– преследует цель обобщить собранные факты, исследовать их, установить закономерности между ними и получить новое знание, сделать выводы. Пример: учёный-биолог изучает зависимость высоты деревьев от климата. Он предполагает, что в местности с тёплым климатом деревья в среднем выше. Чтобы это доказать, учёный поехал в южные края, измерил высоту 1000 деревьев, записал в тетрадь. Это был эмпирический уровень. Далее, уже в кабинете, биолог рассчитал среднюю высоту деревьев в разных местностях, сравнил, получил доказательства гипотезы – предположения, которое он сделал раньше. Это был теоретический уровень научного познания.

Обратимся теперь к результатам познания – т.е. знанию. Знание- результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними. Его тоже можно классифицировать на виды примерно в соответствии с видами познания. Итак, выделяют виды знания:
— житейское (или обыденное)– приобретается в результате обыденного познания, предполагает большую долю здравого смысла, может включать стереотипы, искажающие истину;
— мифологическое– знание мифа, вера в его истинность;
— религиозное– формируется в результате религиозного познания;
— художественное– формируется в результате отражения в сознании объективной действительности через художественные образы;
— научное– целостное знание о мироздании, либо об отдельных процессах и объектах действительности, полученное в результате научного или учебного познания;
— паранаучное– «околонаучное» знание, не признанное современной наукой – астрология, алхимия, футурология («наука» о будущем) и т.п.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:



познание — это… Что такое познание?

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • познание — См. понимание… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. познание знание, понимание; постижение, изучение; освоение, овладение, усвоение Словарь русски …   Словарь синонимов

  • познание —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Познание —  Познание  ♦ Connaissance    Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной… …   Философский словарь Спонвиля

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи в себе в явления, в вещь для него (филос.). « Диалектический… …   Толковый словарь Ушакова

  • познание —     ПОЗНАНИЕ, осмысление, постижение, узнавание, улавливание, уяснение     книжн. ПОЗНАВАЕМОСТЬ, постижимость, узнаваемость     книжн. ПОЗНАВАЕМЫЙ, постижимый, узнаваемый     ПОЗНАВАТЬ/ПОЗНАТЬ, постигать/постигнуть и постичь, осмыслять/осмыслить …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • познание — постижение чего либо, приобретение знаний о чем либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Познание …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОЗНАНИЕ — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, я, ср. 1. см. познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОЗНАНИЕ — англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Познание (в философии) — это… Что такое Познание (в философии)?

    Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

    Виды(методы) познания

    «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.» И.Кант

    Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

    Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

    Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

    Античность

    Платон

    Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

    Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

    Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

    Эпикурейцы

    .

    Филон Александрийский

    Плотин

    Типы познания

    Существует несколько типов познания:
    • мифологическое
    тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни).Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
    объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.
    Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
    В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован самим Христосом в «заповедях блаженства»:
    «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф.,5,8)
    философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.
    В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
    для характеристики этого типа познания допустимо привести слова из книги Бытие «Познал Адам Еву, и родила Ева сына».
    разработка теоретической картины мира.

    См. также

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *